Игровая деятельность детей с ЗПР
Особенностей высших психических функций, участвующих в общении; структура межличностных отношений детей; социальной перцепции; особенностей речи ребенка как средства общения с окружающими. Но, при всем этом, особенности коммуникативной деятельности дошкольников с ЗПР остаются недостаточно изученными. Учитывая тот факт, что развитие общения является необходимым условием для формирования готовности… Читать ещё >
Игровая деятельность детей с ЗПР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности коммуникативной компетентности детей с ЗПР
Термин «коммуникативная компетентность» принадлежит американскому лингвисту Д. Хомскому. Понятие «коммуникативная компетентность» очень популярна в наши дни, и его широко используют во многих научных сферах деятельности. Под коммуникативной компетентностью принято понимать способность человека к поддержанию адекватного контакта с окружающими, или же — это опыт общения, сформированный при взаимодействии индивидуумов. Но, стоит отметить, что коммуникативный опыт люди получают не только при взаимодействии между собой.
Источниками могут быть:
- — литература
- -кинематорграф
- — театр
- — СМИ (средства массовой информации) и др.
Из этих источников человек тоже получает информацию о межличностных взаимоотношениях, наблюдает за созданными ситуациями и проблемами в отношениях между людьми, и их решениями. [39].
Коммуникативная активность предполагает способность к адаптации и свободное владение вербальной и невербальной системой. Она может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру. [35].
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
- 1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой складывается возможность участвовать;
- 2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации.
- 3. Осуществлять социально-психологичсекое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
Выделяют следующие составляющие качества коммуникативной культуры:
- 1. творческое мышление [26]
- 2. речевая культура
- 3. культура самонастройки на предстоящее общение и саморегуляция собственного психического состояния.
- 4. Жестовая культура и культура пластичности движений тела
- 5. Культура восприятия коммуникативных действий партнера по общению
- 6. Эмоциональная культура
Коммуникативная культура личности, так же, как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основой ее формирования является опыт человеческого общения. [36].
Уже проведены исследования, в той или иной степени касающиеся особенностей общения детей с ЗПР. Чаще всего авторов привлекает изучение;
особенностей высших психических функций, участвующих в общении; структура межличностных отношений детей; социальной перцепции; особенностей речи ребенка как средства общения с окружающими. Но, при всем этом, особенности коммуникативной деятельности дошкольников с ЗПР остаются недостаточно изученными. Учитывая тот факт, что развитие общения является необходимым условием для формирования готовности к школьному обучению, изучения специфики общения ребенка с задержкой психического развития имеет исключительное значение в целом для понимания своеобразия формирования его психики. Между тем, работы по данной проблематике единичны. [39].
В психолого-педагогических исследованиях описаны характеристики общения детей с ЗПР, связанные с общими особенностями их развития: бедностью знаний, игровым характером интересов, несформированностью контекстной речи, саморегляции. Было также выявлено, что к школьному возрасту дети с ЗПР не достигают необходимого уровня развития общения: им не хватает знаний и умений в общении с окружающими, у них не сформировано необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы.
Касательно коммуникативных навыков детям с ЗПР присуще:
- 1. низкая потребность в общении в сочетании с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждение, избегание или конфликт)
- 2. в коллективе, состоящим из таких детей, определяют существенную дезинтеграцию, разобобщенность, скудность и конфликтность контактов.
- 3. Эмоциональная поверхность контактов.
- 4. Слабое сопереживание и сочувствие кому-либо.
- 5. Контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы.
- 6. Череда аффективных реакций (крик, ссоры, драки, бурная обида и т. д.), неадекватные способы выхода из конфликта. Аффективные реакции быстро закрепляются и затем могут повторяться уже без видимых причин, вне сферы реальных конфликтов.
- 7. Общая незрелость (мотивационная, нравственная).
- 8. Примитивная зависимость от более зрелых и активных, волевых членов коллектива, подчиняемость им.
- 9. Избегание трудных для ребенка ситуаций. [23]
- 10. Неустойчивость и некритичность самооценки. [14]
- 11. Непоследовательность, нелогичность, конфликтность, малопредсказуемость поведения.
- 12. Закрытость и отгороженность от контактов с окружающими людьми. [24]