Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии со сформулированной целью в диссертации решаются следующие задачи: а/ обосновывается необходимость применения историко-регио-нального метода, раскрывается содержание понятия «традиция», определяющего сущность данного методаб/ в процессе практического применения историко-региональ-ного метода на материале песенного творчества дунайских липовая разрабатывается соответствующая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ЖЗЫКАЛЬНО-ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ
    • 1. Историко-геограсоический аспект в музыкально-фольклористических исследованиях
    • 2. Трактовка понятия «традиция» в связи с задачами историко-регионального исследования
    • 3. Традиция как система '
    • 4. Методика изучения музыкально-песенной традиции
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРЖО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
    • 1. История расселения липован в условиях миграции
    • 2. Контакты некрасовцев и липован в районе
  • Нижнего Дуная
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. МУЗЫКАЛЬНО-ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ЛИПОВАН УКРАИНСКОГО ПОДУНАВЬЯ
    • 1. О единстве традиций компактных групп липован Подунавья
    • 2. Характерные музыкальные признаки песенной традиции липован
  • ГЛАВА. ЧЕТВЕРТАЯ. НЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ЛИПОВАН В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
    • 1. Взаимодействие музыкально-песенных традиций липован и некрасовцев
    • 2. Влияние контактов с украинским, турецким, румынским населением на песенную традицию липован

Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Липоване Украинского Подунавья представляют собой компактные переселенческие группы русского происхождения. Объектом данного исследования является их музыкально-песенный фольклор.

Возникновение компактных этнических групп связано с процессами миграции, которые в истории нашей страны имели свои подъемы и спады и всегда были социально обусловлены. Компактные группы образовывались в результате социально-экономического развития и связанного с ним освоения новых земель, а также вследствие кризисных социально-политических ситуаций, приводивших как к миграции групп населения на окраины страны, так и за ее пределы. Русские поселения есть на Украине, в Молдавии, Казахстане, Удмуртии, Прибалтике и ряде других республик. Оторванность от основного этнического массива и инонациональное окружение способствуют с одной стороны консервации их традиции, а с другой — неизбежно ведут к межэтническому взаимодействию. Поэтому при изучении компактных переселенческих групп возникают две основные проблемы. Первая из них связана с выяснением происхождения той или иной группы /что возможно путем выявления степени сохранности фольклорной традиции, ряда характерных признаков, определяющих ее этническую специфику и взаимосвязь с коренными традициями/. Вторая — с вопросами межэтнических отношений и связей /в какой сфере культуры проявилось влияние, какова его степень и т. д./.

В отечественной фольклористике изучению культуры компактных этнических групп посвящены лишь единичные исследования /3.91- 3.70 — 4.56/. Вместе с тем свидетельством значительного интереса к данной теме является целый ряд сборников поэтических текстов песен, например: Русское народное творчество в Башкирии /3.74/, Русский фольклор в Латвии /3.92/, Русский фольклор в Удмуртии /3.71/ и т. д.

В музыкальной фольклористике приоритет в исследовании фольклора переселенческих русских групп принадлежит А.Мехнецову. Кроме того следует назвать несколько публикаций музыкального материала: «Свадебные песни Томского Приобья» и «Хороводные песни, записанные в Томской области» А. Мехнецова /3.75 — 3.94/, «Свадьба Обско-Иртышского междуречья» В. Захарченко и М. Мельникова /3.24/, «русские календарные песни на Украине» В. Дубравина /3.21/. Сборник В., Пубравина, изданный в 1974 году, стал первой музыкальной публикацией фольклора русских переселенцев, живущих на Украине. Эта публикация до сих пор является единственной. Вместе с тем материал для изучения культуры русских компактных групп на территории Украины достаточно богат и разнообразен, о чем могут свидетельствовать работы лингвистов и этнографов /6.1- 6.4- 4.69/. По статистическим сведениям, приводимым В. Наулко, русские — наиболее многочисленный в республике народ после украинцев. Они составляют 16,9 $ всего населения /3.50, с.17/. 0 расселении русских на территории Украины дает представление «Карта современного этнического состава населения УССР» /8.2/. Особенно пестрым пятном на этой карте выглядит территория Одесской области, где среди численно преобладающих украинцев /кстати, также являющихся переселенцами /8.1/, проживает ряд компактных групп разных национальностей: русские, болгары, гагаузы, молдаване, чехи и мн. др. По сведениям В. Наулко /3.50/ и справочного издания «История городов и сел Одесской области» /8.1/ русские компактные группы имеют различное происхождение /например, есть села, образованные переселенцами из бывшей Курской губернии /с.Троицкое Беляевско-го района, с. Введенка Саратского района/, а также переселенцами из бывшей Орловской губернии /с.Успеновка Саратского района/. В отношении расселения липован, которые отдельными компактными группами проживают на территории Измаильского и Килийского районов /Левобережье Дуная/, информация крайне ограничена. В «Истории городов и сел Одесской области» о липованах упоминается лишь в связи с г. Вилково, который ранее имел название «Липованское». Все остальные населенные пункты, в которых живут липоване, были обнаружены нами во время полевого обследования.

Впервые вопрос о необходимости изучения культурной традиции липован был поставлен А. Р. Волковым на УП Международном конгрессе антропологических и этнографических наук, состоявшемся в г. Москве в 1964 году /2.2/. Опираясь на материалы, собранные у буко-винских липован /Черновицкая область УССР/, он обратил внимание на ряд сложных и невыясненных моментов, связанных с их историей и культурой, призвал к объединению усилий специалистов разного профиля и указал на необходимость сбора материала среди липован, проживающих на разных территориях: в Румынии, Молдавии, на Украине. Откликом на это выступление стали, видимо, публикации румынских фольклористов — М. Маринеску и А. Винцелер /3.26 — 4.14/, в основу которых был положен материал, записанный от липован, проживающих в Румынии. В отечественной фольклористике есть единственная публикация текстов песен липован: «Русская народная песня в Молдавии» /составитель и автор предисловия — Р. Богомольная/. Наша работа — это первая попытка изучения фольклора липован Украинского Подунавья и первое исследование их музыкальной традиции.

Так как существенным недостатком в изучении культуры компактных групп является разобщенность работы специалистов разного профиля /этнографов, лингвистов, фольклористов/, в диссертации применяется комплексный анализ фольклорной традиции, в центре которого находится музыкально-песенное творчество. Внимание, уделяемое нами музыкальной стороне традиции, обусловлено тем, что музыкальный материал проявляет большую устойчивость, нежели другие культурные факты, /3.96, с.33/ и поэтому музыкальный язык народного творчества наряду с языком словесным /3.8, с.53- 4.71/ обладает наиболее отчетливо выраженными этническими признаками.

Исходя из сказанного, целью настоящего исследования является описание и систематизация музыкально-песенного фольклора компактных групп липовая Украинского Подунавья в контексте традиции и под углом зрения его локальной этнической специфики. В результате такой постановки вопроса музыкальный фольклор липован рассматривается нами как этнодифференцирующий компонент культуры и историко-этнографический источник.8.

Предлагаемый в диссертации комплексный подход к изучению музыкального фольклора компактных групп на уровне традиции требует разработки методики исследования, направленной на решение проблемы ареалъного изучения фольклора. ж «Значение фольклора как историко-этнографического источника, -пишет В. К. Соколова, — не подвергается сомнению. Однако в советской науке за последнее время наметился некоторый разрыв между этнографией и фольклористикой одинаково вредный для обеих смежных дисциплин,/4.64,с.И/. В частности, это объяснимо тем, что в области изучения традиционного фольклора исследователями констатируется атрофия интереса к этнической проблематике /3.8, с. 221 — 4.71/. Постановка проблемы в данной работе направлена на преодоление указанной тенденции.

В соответствии со сформулированной целью в диссертации решаются следующие задачи: а/ обосновывается необходимость применения историко-регио-нального метода, раскрывается содержание понятия «традиция», определяющего сущность данного методаб/ в процессе практического применения историко-региональ-ного метода на материале песенного творчества дунайских липовая разрабатывается соответствующая методика анализа музыкально-песенной традициив/ изучается история расселения липован — г/ устанавливается единство фольклорных традиций разных компактных групп липован Украинского Подунавьяд/ определяется совокупность музыкально-стилевых признаков, являющаяся доминантной характеристикой данной локальной традиции — е/ путем сравнительного анализа фольклорных традиции выясняются различия между дунайскими липованами и некрасовцами — ж/ выявляются результаты межэтнических и межнациональных контактов, возникающих в условиях миграции — з/ предпринимается попытка ответить на вопрос о месте жительства липован до начала миграции: показывается возможность использования данных исследования музыкальной традиции для решения вопросов, связанных с их историей и этногеографией. Новизна исследования заключается в следующем: а/ музыкальный фольклор липован изучается впервые — б/ в научный обиход вводится песенный материал, записанный у липован Украинского Подунавья /Левобережье Дуная/. Это существенно дополняет сведения о фольклоре дунайских липован, так как в сборнике М. Маринеску /3.26/ дунайские материалы, собранные на Правобережье. Пуная, составляют 1/7 часть от общего количества.

354/ текстов песен, зафиксированных преимущественно на севере Румынии в районе Буковины. Имеющиеся публикации свидетельствуют о том, что до сих пор исследованием фольклора дунайских липован занимались исключительно румынские фольклористы /3.26 — 4.14/ - в/ специфичность объекта исследования — фольклора субэтносов /липован и некрасовцев/ - обусловила новые ракурсы его исследования: музыкально-песенное творчество рассматривается в контексте фольклорной или, шире, культурной традиции, разрабатывается методика изучения музыкально-песенной традиции в ее этнографическом аспекте — г/ при помощи данной методики в работе разделяются традиции двух близкородственных субэтносов — липован и некрасовцев.

Практическая значимость работы состоит в том, что разрабатываемая методика может быть использована для изучения фольклора компактных переселенческих групп, в целях ареального исследования музыкального фольклора сплошных этнических массивов, а также в практике экспедиционного обследования. Выявленная в диссертации совокупность признаков, определяющая этническую специфику музыкально-песенной традиции, может служить ориентиром в творческой практике руководителей сельской художественной самодеятельности. Этнографический материал работы может быть использован в учебном курсе по народному музыкальному творчеству.

В основу исследования положены материалы экспедиций Одесской консерватории, проводимых под руководством автора в 1978;1981 годах в Килийский и Измаильский районы Одесской области /Левобережье Дуная/, а также материалы экспедиции автора в хутора Новонекрасовский, Потемкинский и Новопокровский Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Общее число записей — 750 единиц. Для сравнения используются фонозаписи, сделанные от липован, проживающих на территории Румынии, переданные румынскими фольклористами в дар фонограмархиву Пушкинского дома ИРЛИ. Кроме того использованы материалы экспедиций Московской консерватории под руководством И. К. Свиридовой к некрасовцам Ставрополья /1963;1966 годы/ и сведения по репертуару некрасовцев, любезно предоставленные автору музыковедами А. Н. Ивановым и В. Н. Медведевой — записи экспедиции под руководством Н. М. Савельевой в г. Святск Брянской области — материалы КНМ Московской консерватории и Архива ФК СК РСФСР по Калужской, Московской, Калининской, Брянской, Смоленской областям.

Методологической основой работы являются положения диалектического и исторического материализма. В этом плане этническая проблематика рассматривается нами в контексте пространственно-исторических связей и разрабатывается историко-региональный метод. Песенное творчество изучается в историко-географическом аспекте как один из компонентов традиции. Комплексный подход к предмету исследования обуславливает обращение к таким культурным явлениям, как обряды, язык /его диалект и лексика/, костюм, которые наиболее существенны для изучения фольклора под углом зрения этнических процессов. В диссертации применяются и получают дальнейшее развитие наиболее перспективные методы анализа песенного материала, сложившиеся в работах крупнейших отечественных фольклористов /Ф.Колессы, К. Квитки, Е. Линевой/. Это методы ритмического и мелодического моделирования, моделирования ладовых структур, сравнительного анализа по совокупности вариантов.

Б качестве вспомогательного метода предлагается статистико—математический способ анализа материала, рассчитанный на машинную обработку непосредственно звучащего материала.

В связи с этнической проблематикой возникла необходимость привлечения некоторых понятий и терминов смежных дисциплин — этнографии и культурологии. Такие понятия как этнографические группы, субэтнос, этнос используются нами в трактовке Ю. В. Бромлея. Специально обсуждается вопрос, связанный с определением понятия «традиция» и его методологической ролью в изучении фольклора компактных переселенческих групп. Данное понятие рассматривается нами в этнографическом аспекте с точки зрения теории культуры.

Цель и задачи исследования

обусловили логику построения работы: от обоснования метода исследования — к его разработке на конкретном материале и выводам, подтверждающим целесообразность применения данного метода.

Во введении обосновывается актуальность и новизна темы исследования, определяются цель и задачи, кратко характеризуется используемый музыкальный материал. Первая глава посвящена разработке методологии исследования, раскрытию смысла понятия «традиция» как одного из важных понятий, лежащих в основе историко-ре-гионального метода, и обсуждению методического аспекта проблемы комплексного исследования музыкально-песенной традиции. Во второй главе освещается история миграции изучаемых компактных групп, отмечаются связанные с ней межэтнические и межнациональные контакты, акцентируется внимание на тех вопросах, на которые историческая литература не дает однозначного ответа: о происхождении липован и о контактах дунайских липован с некрасовцами. В третьей главе анализируется обрядовый фольклор, на материале которого раскрывается близкое родство традиций разных компактных групп липован Украинского Подунавья. Это позволяет сделать вывод о единстве фольклорной традиции дунайских липован и определить совокупность музыкальных признаков, являющихся доминантной характеристикой их музыкально-песенной традиции. В четвертой главе путем сравнительного анализа на уровне традиций выясняются различия между липованами и некрасовцами и обнаруживаются некоторые следы ассимиляции некрасовцев липованами в ряде населенных пунктов Левобережья Дуная, а также изучается характер влияния межнациональных контактов с украинцами, румынами, турками на традицию липо-ван, развивающуюся в условиях миграции. В заключение предпринимается попытка с наибольшей степенью приближения определить первоначальное местожительство линован. При сравнении с музыкально-песенным материалом по центральной, южной и юго-западной России в центре внимания находятся музыкальные признаки, определяющие локальность изучаемой традиции.

В заключении сконцентрированы выводы каждой из глав работы, а также намечаются. с перспективы исследования музыкального фольклора под углом зрения его этнической специфики.

В приложении помещены материалы, которые можно разделить на две группы. К первой относятся нотации песен, репортажи о свадебных обрядах линован и некрасовцев, расшифрованные с сохранением особенностей произношения, словарь местных слов и выражений, одним из разделов которого являются выражения, связанные с музыкальным исполнительством. Вторую группу составляют материалы, являющиеся результатом аналитической работы: схемы ладового строения, сводные таблицы вариантов ряда песен, зафиксированных в разных населенных пунктах липован, репертуарные списки. Таким образом в приложении, с одной стороны, экспонируется новый материал, а с другой — отражаются принципы методики его анализа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Практическое применение предлагаемой нами методики, направленной на ареальное изучение музыкально-песенного творчества липован, позволило сделать следующие выводы.

1. Музыкально-песенное творчество различных компактных групп липован, живущих в районе Нижнего Подунавья, принадлежит к одной локальной традиции. Характерными музыкальными признаками этой традиции являются: а/ особенности ладового строения — опора на ангемитонный звукоряд, образующийся в результате наложения двух или трех квартовых трихорцовых попевок, объединенных по принципу секундово-терцовой переменности — расположение основного опорного тона, как правило, внутри звукоряда — появление фригийских оборотов при заполнении ангемитонных структур и возникновение «мнимой» диатоники — б/ тип многоголосной фактуры — нижний голос, который поют все участники ансамбля, является основным, а верхний голос исполняется <�ьо?о и по своей ансамблевой функции представляет собой подголосок — наиболее типичные интервалы, возникающие по вертикали — терции и квинты — в/ характер звучания /ровный, сильный, но не резкий звук/, объективным показателем которого служит зона местоположения основного опорного тона в звуковысотной шкале /ля — ре^/.

2. Единство традиции липован Подунавья определяется общностью не только музыкально-песенного материала и его стиля, но и таких компонентов культурной традиции как свадебный обряд, женский костюм, диалект и лексика.

3. Сравнительный анализ традиции липован Подунавья и некрасовцев свидетельствует о различии их традиций. Это дает основание считать, что липоване и некрасовцы представляют собой разные субэтносы.

4. Следы некрасовской традиции, обнаруженные в таких населенных пунктах липован, как Старая и Новая Некрасовки, Муравлев-ка и Вилково, являются результатом контактов липован и некрасов-цев, имевших место в районе Нижнего Подунавья.

5. Культурная, в частности, музыкально-песенная традиция достаточно замкнутых компактных групп в условиях миграции, неизбежно приводящих к межэтническим контактам, подвергается влиянию. Для музыкально-песенной традиции липован Подунавья наиболее существенным оказалось воздействие украинской среды, окружающей их на протяжении всего периода миграции. Заимствование украинского песенного репертуара привело в ряде случаев к появлению новых мелодических вариантов в стиле традиции липован, а также гибридных вариантов, сочетающих черты стиля обеих взаимодействующих традиций. Таким образом, контакты с украинцами способствовали развитию песенной традиции липован и ее обогащению.

6. Применение комплексной методики в целях сравнительного изучения традиций, при котором музыкальный фольклор рассматривается в качестве одного из важных компонентов, определяющих их локальность, позволяет установить единство или же различие традиций ряда компактных переселенческих групп и тем самым определить ареал традиции.

Результаты нашего исследования находят подтверждение в высказывании К. Квитки о том, что музыкально-фольклористическое исследование может служить проверке и уточнению выводов историков /4.31, с.92/. Использование данных музыкальной этнографии.

— по при изучении фольклорной традиции приобретает важное значение, ибо дает возможность в силу своих локальных территориальных признаков четче обозначить границы ареала традиции как историко-культурного образования, и тем самым прояснить некоторые вопросы, связанные с этнической историей. Особую актуальность это приобретает в связи с изучением культуры компактных групп в условиях миграции, история происхождения которых известна весьма приблизительно или же неизвестна вообще.

Предлагаемая методика исследования музыкально-песенной традиции, проиллюстрированная нами на материале фольклора липован, может быть использована как для изучения фольклора других компактных переселенческих групп, так и в целях ареального исследования традиционной русской песни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.
  2. К. О капитале. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.185−508.
  3. Ф. Старое предисловие к «Анти-Дюрингу», 0 диалектике. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.364−372.
  4. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.343−595.
  5. В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т.29.2. Материалы конференций.
  6. С.И., Рабинович М. Г. Вступительное слово. Симпозиум: Методика составления этнографических атласов. УП международный конгресс антропологических и этнографических наук.
  7. В кн.: Труды УП Международного конгресса антропологических и этнографических наук, т.8, М., 1970, с.511−519.
  8. А., Медведев В. Вопросы анализа песенных жанров в традиции некрасовских казаков. В кн.: Современное состояние казачьей песенной традиции и проблемы ее изучения: Тезисы научной конференции /22−25 апреля 1983 г./. M., 1983, с.54−56.3. Книги.
  9. В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М.: Изд. Московского университета, 1980. — 330 с.
  10. Ареальные исследования в языкознании и этнографии. I.: Наука, 1977. — 263 с.
  11. .В. Музыкальная форма как процесс. JI.: Музгиз, 1963. — 378 с. с нот. пл.
  12. Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы. Вступительные статьи. Справочные материалы и комментарии к картам. М.: Изд. Академии наук СССР, 1957. -ч.1., с. ПОЗ- ч. П Карты.
  13. А.А., Вадакария А. П., Канчавели Л. Г. Музыкально-поэтический фольклор Новгородской области. Новгород, 1983. -188 с. с нот.
  14. Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни. Л.: Музгиз, 1961. — 155 с.
  15. Р. Русская народная песня в Молдавии. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1968. — 184 с.
  16. Бромлей 10.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1977. — 280 с.- из
  17. Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981. — 388 с.
  18. В. Описание Донской Земли, нравов и обычаев жителей. СПб.: 1834, ч. З — 214 с. — ч.4 — ХП, 117 /6/ с.
  19. Булавинское восстание 1700−1708 г. г. Труды Историко-ар-хеологического института АН СССР, т.XXI. — М. — Л.: 1935. -- 528 с.
  20. А.И. Былое и думы. Собр. соч.: в 5-ти т., т.5. -М.: Гослитиздат, 1893. — 678 с. с илл.
  21. Горд1йчук М. Фольклор I фольклористика. Ки1в: Музична Укра1на, 1979. — 249 с.
  22. В.Л. У истоков народной музыки славян: Очерк по музыкальному славяноведению. М.: Советский композитор, 1971. — 303 с.
  23. В. Украинские песни Закарпатья. М.: Советский композитор, 1968. — 478 с.
  24. С.И. Мелос укра1нсько1 народно1 еп1ки. К.: Наукова Думка, 1979. — 246 с. з нот.317. 1>менюк А.1. Народне хореограф1чне мистецтво Укра1ни. К.: Акад. наук УРСР, 1963. — 235 с.
  25. П. Укра1нськ1 народн1 п1сн1. К.: Мистецтво, 1951. — 77 с. з нот.
  26. Диалектология и лингвогеография русского языка. М.: Наука, 1981. — 155 с.
  27. В.Н. Смоленский этнографический сборник, ч.4. М.: тип. А. Васильева, 1903. — 720 с.
  28. В.В. Русские календарные песни на Украине. М.: Советский композитор, 1974. — 34 с. с нот.
  29. В.И. Песни восточно-славянской общности. Шнек:
  30. Наука и техника, 1971. 245 с. с нот.
  31. А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках. 6-е изд., в четырех частях. — М.: тип. К. Иогансон, 1890. — 427 с.
  32. В. Мельников М. Свадьба Обско-Иртышского междуречья. М.: Советский композитор, 1983. — 224 с.
  33. И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. — 222 с. с нот.
  34. Зеленыя моя вишенка. Собрание песен липовая, проживающих в Румынии. Сост. М.Маринеску. Бухарест: Изд. Критерион, 1978. 302 с.
  35. В.В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. — 247 с.
  36. В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974. — 342 с.
  37. Ф.М. Народн1 п1сн1 з Галицько1 Лемк1вщини. Льв1 В, 1929. — 469 с. /ЕЗ- т.39−40/.
  38. Ф.М. Музикознавч1 прац1. Упорядк., передмова та прим. С. Й. Грици. К.: Наукова думка, 1970. — 590 с. з нот.
  39. Кон И. С. Позитивизм в социологии. Л.: Изд. Л. ун-та, 1964. — 207 с.
  40. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Наука, 1970. — 100 с.
  41. Культурно-бытовые процессы на юге Украины. М.: Наука, 1979. 191 с.
  42. Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации, вып.2. СПб., 1909. — ХХУШ, 65 с.
  43. АД. Песни донских казаков, т.1. М.: Музгиз, 1943. — 244 с.
  44. A.M. Песни донских казаков. т.1У. М.: Музгиз, 1953. 488 с.
  45. A.M. Песни донских казаков, т.У. М.: Музгиз, 1954. 357 с.
  46. Н.М., Прокунин В. П. Русские народные лирические песни. М.: 1956. — 458 с. с нот.
  47. З.Я. Песн1 Паазер’я. MIhck: Навука I тэхн1ка, 1981. — 492 с.
  48. Т.С. Фольклор и обряды русского населения Латга-лии. М.: Наука, 1979. — 159 с.
  49. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: АН Армянской ССР, 1969. — 227 с.
  50. В.И. Культура и история: /Проблема культуры в философии, история и теория марксизма/. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  51. П. Исторические очерки поповщины, ч.1. М., 1964. — 283 с.
  52. В.Ф. Современное старообрядчество. М.: Мысль, 1979. — 125 с.
  53. З.Я. Песни Белорусского Полесья, вып.1. М.: Советский композитор, 1983. — 183 с.
  54. A.B., Самаркин В. В. Историческая география эпохи феодализма. Западная Европа и Россия в 5−17 в.в. М.: Просвещение, 1973. — 144 с.
  55. Народные песни Вологодской области: Песни средней Сухоны. Сост. А.Мехнецов. Л.: Советский композитор, 1981. -135 с. с нот.
  56. Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной. -М.: Советский композитор, 1969. ПО с. с нот.
  57. Народы Европейской части СССР, в 2-х т., т.1. М.: Наука, 1964. — 984 с. с илл.
  58. B.I. Етн1чний склад населения Укра1нсько1 PCP:
  59. Стат. картограф1чне досл1дження. — К.: Наукова думка, 1965. — 136 с.
  60. Образцы народного многоголосия. Сост., общая редакция и предисловие М.Земцовского. Л., М.: Советский композитор, 1972. — 135 с. с нот.
  61. Очерки исторической географии. М.: Гос. изд. геогр. лит., 1948. — 132 с.
  62. Н.О. О поступательном характере развития искусства. Существует ли прогресс в искусстве? М.: Советский художник, 1964. — 102 с.
  63. Щсн1 ПодЬлля. К.: Наукова думка, 1976. — 522 с.
  64. П1сн1 з Волин1. К.: Музична Укра1на, 1970. — 333 с.
  65. В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социоло-гического исследования. М.: Мысль, 1982. — 219 с.
  66. O.A. Укра1нська музична фольклористика. К.: Наукова думка, 1978. — 327 с. з 1л.
  67. O.A. Жжнац1ональн1 зв’язки в музичному фольклор1. -К.: Наукова думка, 1982. 211 с. з нот.
  68. Программа собирания сведений для составления диалектологического атласа русского языка. М.: Изд. Московского государственного университета, 1946. — 88 с.
  69. Происхождение и этническая история русского народа: По антропологическим данным. М.: Наука, 1965. — 416 с. с табл. и черт.
  70. С. Свадебные песни родины Глинки. Из коллекции фольклориста. М.: Советский композитор, 1977. — 35 с. с нот.
  71. А. История или повествование о Донских казаках А.Ригельмана. 1778 г. М.: Общество истории и древностей росс., 1846. — 154 с.
  72. Роздольский Й.1., Людкевич СЛ. Галищ>ко-руськ1 народн1 мелодП. ч.1 /ЕЗ, т.21/ Льв1 В, 1906.
  73. Ф. Статьи по музыкальному фольклору. М. — М.: Советский композитор, 1973. — 221 с. с нот.
  74. A.B. Народные песни Московской области, -г М.: Музыка, 1964. 115 с. с нот.
  75. A.B. Народные песни Курской области. М.: Советский композитор, 1957. — 128 с. с нот.
  76. А., Щуров В., Пушкина С. Русские народные песни в многомикрофонной записи. М.: Советский композитор, 1979. — 342 с.
  77. Русские народные песни Калужской области. М.: Музгиз, 1954. — 81 с. с нот.
  78. Русские народные песни, напетые Анной Андреевной Степановой. Л. — М.: Советский композитор, 1975. 40 с. с нот".
  79. Русский фольклор Сибири: Исследования и материалы. Новосибирск: Наука, 1981. — 193 с.
  80. Русский фольклор Удмуртии. Песни, сказки, частушки. -Ижевск: Изд. Удмуртия, 1977. 223 с.
  81. Русский фольклор Прибайкалья. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд., 1968. — 423 с. с илл.
  82. Русский фольклор Тункинской долины. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд., 1966. — 391 с. с илл.
  83. Русское народное творчество в Башкирии. Уфа: Башкниго-издат, 1957. — 327 с.
  84. Свадебные песни Томского Приобья. Запись, сост., предисловие, примеч. А.Мехнецова. Л. — М.: Советский композитор, 1977. — 62 с. с нот.
  85. К. Народные песни Брянской области. М.: Музыка, 1966. — 242 с. с нот.
  86. Славянский сборник, т.1. СПб, Изд. отдела славянского комитета, 1975. — 631, 27 с.
  87. Современные этнические процессы в СССР, 2-е изд. М.: Наука, 1977. — 562 с.
  88. П.П. Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ гармонической музыки. Харьков, 1888. — 394 с.
  89. Т. Русские народные песни казаков-некрасовцев. М. — Л.: Музгиз, 1950, 30 с.
  90. В.Д. Общежитие Донских казаков в ХУП-ХУШ ст.: Исторический очерк. Новочеркасск: ред. газ. «Донская речь», 1892. — 93 с.
  91. В.Д. Историческое описание земли Войска Донского. Изд. 2-е. Новочеркасск: Обл. войска Донского стат. ком., 1902. УШ, УП. — 399 с.
  92. Традиционный фольклор Владимирской деревни /в записях 1963−1969 г. г./ отв. ред. и авт. введ. Э.В.Померанцева/. -М.: Наука, 1972. 215 с. с илл. и нот.
  93. В.Ф. Песни казаков-некрасовцев. Ростов на Дону: Ростиздат, 1947. — 174 с.
  94. В.Ф. Русские народные сказки казаков-некрасовцев. Ростов на Дону: Кн. изд., 1958. — 269 с.
  95. Угличские народные песни /сост. ред. И.И.Земцовский/. Л.: Советский композитор, 1974. — 288 с. с илл. и нот.
  96. Укра1нськ1 народн1 п1сн1. К.: Мистецтво, 1954. — 483 с.
  97. Укра1нське народне багатоголосся. К.: Мистецтво, 1963. — 537 с. з нот.
  98. Устьянские песни. Л.: Советский композитор, 1983. -79 с. с нот.
  99. Филарет, йсторико-статистическое описание Черниговской епархии, кн.1. Общи обзор епархий. 1873. 153 с.
  100. Фольклор русского населения Прибалтики. /авт. сост. А. Ф. Белоусов и др./ - М.: Наука, 1976. — 245 с.
  101. И.Д. Русский фольклор в Латвии. Песни, обряды и детский фольклор. Рига: Изд. Лиесма, 1972. — 485 с. с нот.
  102. В. Русские народные песни Смоленской области. -М.: Музфонд, 1956. 112 с. с нот.
  103. Хороводные песни, записанные в Томской области /сост. А. Мехнецов/ Л. — М.: Советский композитор, 1973. — 52 с* с нот.
  104. Л.Л. Ладовая интонационноеть русской народнойпесни.Исследование. М., Сов. комп., 1976. — 390 с.
  105. А. Музыкальная этнография. Методология и методика. М.: Советский композитор, 1983. — 189 с.
  106. Чурк1н Н. БелорускГя песн1 I танцы. М1нск, 1949.
  107. П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях. т.1. СПб., 1898. — УШ, 835 с. с нот.
  108. A.A. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики. В кн.: %зыкальная фольклористика. М., 1978, вып.2, с.117−158.
  109. A.A. 0 принципах моделирования обобщенного слогового ритма. Вопросы методики и методологии. В кн.: Памяти К.Квитки. М., 1983, с.165−179.
  110. A.A. Метод морфологического описания произведений фольклора. В кн.: Методы изучения фольклора. Л., 1983, с.80−96.
  111. Ю.Я. Искусство как объект комплексного изучения. К методологии вопроса. Вопросы философии, 1974, JS 10, c. I06-II8 — № II, с.131−140.
  112. А.Д. Некрасовские поселения на Нижнем Дунае и в Южной Бессарабии. В кн.: Материалы по археологии Северного Причерноморья. Одесса, 1971, с.159−163.
  113. Т.А., Лапин В. А. Виноградье песня и обряд. -В кн.: Русский Север. Проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981, с.3−109.
  114. Д. 0 традициях и традиционности. В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978, с.28−36.
  115. Ю.В., Козлов В. И. Этнические процессы как предмет исследования: Предварительные замечания. В кн.: Современные этнические процессы в СССР, 2-ое изд. М., 1977, с.5−14.
  116. С.Б. Русский диалектологический атлас как источник изучения истории языка. В кн.: Диалектология илингвогеография русского языка. М., 1981, с.8−13.
  117. Брук С. 1. Проблеш складання 1сторико-етнограф1чних атлас1 В. Народна творч1сть та етнограф1я, 1966, № 4, с.3−12.
  118. С.И., Козлов В. И. Основные проблемы этнической картографии. Советская этнография, 1961, №. 5, с. 11−26.
  119. С.И., Кабузан В. М. Динамика численности и расселения русского этноса /1678−1917 г. г./ Советская этнография, 1982, № 4, с.9−25.
  120. А.Е. Свадебный обряд у липован. Советская этнография, 1968, № I, с.139−147.
  121. Е.В. Проблемы ареального исследования традиционной русской песни в областях украинского и белорусского пограничья. В кн.: Традиционное народное музыкальное искусство и современность: Вопросы типологии. М., 1982, с.5−13.
  122. В.Л. Роль мелогеографП в ареально-комплекс-них досл1дженнях. В кн.: Культура та побут населения укра1нських Карпат. Ужгород, 1972, с.70−72.
  123. В.Е. На окраине Белорусского Полесья. Советская этнография, 1982, № 5, с.82−89.
  124. В.Е. «Плюрализм» и «универсализм» в методологии фольклористики. В кн.: Методы изучения фольклора: Сб. науч. тр. Л., 1983, с.5−15.
  125. В.Е. Комплексное изучение фольклора. В кн.:
  126. Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973, с.7−17.
  127. В.Е. О методах изучения фольклора. В кн.: Методологические проблемы современного искусствознания. М., 1975, вып.1, с.57−64.421. 1услистий К. Лен1нська методолог1я етнограф1чних досл1д-жень. Народна творч1сть та етнографЬя, 1970, № 2, с.8−12.
  128. И.И. 0 методологической сущности интонационного анализа. Советская музыка, 1979, Г? 3, с.24−29.
  129. И.И. 0 системном подходе в музыкальной фольклористике. В кн.: Методологические проблемы современного искусствознания: Межвузовский сб. трудов. Л., 1978, вып.2, с.72−82.
  130. И.И. Введение в вероятностный мир фольклора /К проблеме этномузыковедческой методологии/. В кн.: Методы изучения фольклора: Сб. науч. тр. Л., 1983, с.15−31.
  131. И.И. Народная музыка и современность / к проблеме определения фольклора/. В кн.: Современность и фольклор. М., 1977, с.28−75.
  132. И.И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии /Опыт этномузыковедческой постановки вопроса/. -В кн.: Актуальные проблемы современной фольклористики.1. Л., 1980, с.36−50.
  133. И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян. В кн.: Фольклор и этнография, обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974, с.147−154.
  134. Л.Л. 0 взаимосвязи календарной и свадебной поэзии. Русский фольклор, вып. 16, 1976, с.191−200.
  135. A.A. О смысле художественной традиции. Советское искусствознание, 82, М., 1983, вып. 1/16/, с.202−243.
  136. Н. Песни казаков-некрасовцев. Советская музыка, 1968, № II, с.134−136.
  137. К. Об историческом значении календарных песен. -В кн.: Квитка К. Избранные труды: в 2-х томах, т.1. М., 1971, с.73−99.
  138. К. Вступительные замечания к музыкально-этнографическим исследованиям. В кн.: Квитка К. Избранные труды: в 2-х томах, т.П. М., 1973, с.3−27.
  139. К. Ритмическая форма АВВА в песнях славянских народов. В кн.: Квитка К. Избранные труды: в 2-х томах, т.1. М., 1971, с.37−44.
  140. К. Пентатоника у славянских народов. В кн.: Квитка К. Избранные труды: в 2-х томах, т.1. М., 1971, с.279−284.
  141. К. Явления общности в мелодике и ритмике болгарских народных песен и песен восточных славян. В кн.: Квитка К. Избранные труды: в 2-х томах, т.1. М., 1971, с.191−211.
  142. К. Этногеографическое распространение пентатоники в Советском Союзе. В кн.: Квитка К. Избранные труды: в 2-х т. омах, Т.П. М., 1973, с.47−64.
  143. И. Предисловие. В кн.: Сборник правительственных сведений о раскольниках, т.1. Лондон, 1860, с. У-ХУШ.
  144. Т.А. 0 некоторых вопросах развития обычаев /на болгарском материале/. Советская этнография, 1961, $ I, с.68−77.
  145. Ф.М. Народн1 п1сн1 з Швденного НЕдкарпаття. -Наук. зб. т-ва «Просв1та» в Ужгород1, 1923, 2, с.1−84.
  146. Ф.М. Народн1 п1сн1 з П1дкарпатсько1 Pycl: МелодИ I тексты. Наук. зб. т-ва «Просв1та» в Ужгород1, 1938, 13/14, с.49−149.
  147. А. Музыка и воображение, Звучащий образ. Советская музыка, 1968, № 3, с.108−113.
  148. В.А. Об историзме в изучении русского музыкально-песенного фольклора. В кн.: Методы изучения фольклора: Сб. науч. р. Л., 1983, с.31−45.
  149. A.M. Народная казачья песня на Дону. В кн.: Листопадов A.M. Песни донских казаков, т.1У. М., 1953, с.5−25.
  150. A.M. Песни казаков-некрасовцев. В кн.: Листопадов A.M. Песни донских казаков, т.1У. М., 1953, с.26−34.
  151. Т.П. 0 некоторых старинных обрядах на Брянщине. -Советская этнография, 1972, № 2, с.85−87.
  152. И. /Антонович В.Б./. Русские колонии в Добруд-же. Киевская старина, год УШ, т. ХХ1У, 1889, с.с.117−154, 314−336, 685−704.
  153. С. Старообрядцы северной части Бессарабии. -Кишиневские епархиальные ведомости, 1893, Ji# 1−3,с.с.17−25, 55−68.
  154. Э.С. Рецензия: Ю. В. Бромлей. Этнос и этнография. -Вопросы философии, 1973, № II, с.177−180.
  155. A.M. Об особенностях песенного стиля старожилов Томского Приобья. В кн.: Музыкальная фольклористика. ГЛ., 1978, вып.2, с. 158−180.
  156. Н.Я. 0 заграничных раскольниках. В кн.: Сборник правительственных сведений о раскольниках, т.1. Лондон, 1860, с.77−157.
  157. В.А. Оптимизация методов ареальной лингвоэтнографии. В кн.: Ареалъные исследования в языкознании и этнографии. Л., 1978, с.81−82.
  158. Н. Художественная традиция: уровни и функции. -Искусство, 1980, & 10, с.40−44.
  159. В.В. 0 некоторых закономерностях в развитии народной культуры. Советская этнография, 1967, № 2, с.3−15.
  160. Д. Фольклор и музыкальное восприятие. В кн.: Восприятие музыки. М., 1980, с.244−255.
Заполнить форму текущей работой