Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Апокалиптические темы и мотивы в русской культуре конца XIX — первой половины XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тема Апокалипсиса в большей или меньшей степени была характерна для многих произведений русских писателей и поэтов XIX века. Для русской литературной традиции XIX столетия были присущи следующие апокалиптические темы и мотивы: во-первых, мотив самозванца, перекликаемый с образом Антихриста, который звучит почти во всех произведениях Н. В. Гоголя, начиная от «Портрета» и заканчивая «Мертвыми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Апокалипсис в русской религиозной традиции
    • 1. 1. Значение и особенности новозаветной апокалиптики как жанра религиозной литературы
    • 1. 2. Развитие апокалиптической литературы в православной культуре
  • Глава 2. Апокалиптическая тематика в русской культуре XIX века
    • 2. 1. Эсхатологические мотивы в творчестве русских писателей XIX века
    • 2. 2. Эсхатологическая утопия Владимира Соловьева — «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории»
  • Глава 3. Апокалиптические темы и мотивы в творчестве русских символистов
    • 3. 1. «Апокалипсис и русская революция» в творчестве А. Белого и А. Блока
    • 3. 2. Тема кризиса культуры и цивилизации в творчестве Вяч. Иванова и
  • Д. Мережковского
  • Глава 4. Тема Апокалипсиса в русской религиозно-философской мысли первой половины XX века
    • 4. 1. Тема последних судеб России и Европы в трудах Е. Н. Трубецкого, В. В
  • Розанова, П. А. Флоренского, H.A. Бердяева
    • 4. 2. Тема «современная история как апокалипсис» в творчестве С. Н. Булгакова и H.A. Бердяева
    • 4. 3. Основные темы и проблемы неоапокалиптики середины XX века

Апокалиптические темы и мотивы в русской культуре конца XIX — первой половины XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

данного диссертационного исследования обуславливается возросшим на сегодняшний день интересом к культурному наследию прошлого столетия, где особенное значение, как и в наши дни, приобретали апокалиптические пророчества о конце света. Апокалиптическая проблематика была актуальной на всем протяжении развития христианской культуры. В каждую историческую эпоху апокалиптические пророчества воспринимались по-своему. Весь путь человеческой цивилизации окрашен постоянным, нетерпеливым ожиданием конца человеческой истории. Во времена социальных и политических кризисов и других потрясений людей охватывали апокалиптические настроения. И сейчас апокалиптические пророчества приобретают актуальность в свете острых и противоречивых событий современности. Все страхи, отчаяния и надежды на будущую справедливость, переживаемые на разных этапах развития всемирной истории, нашли свое отражение в теологии, философии и искусстве.

Особое значение апокалиптические пророчества имеют для русской православной традиции. В русскую культуру интерес к апокалиптическому жанру пришел вместе с православием из Византии и нашел большой отклик в русской церковной и внецерковной литературе. В России традиция апокалиптической литературы определяется эсхатологической ориентацией в культурном сознании, берущей свое начало в средневековой апокалиптической литературе, приобретающей актуальное звучание во времена церковного раскола и петровских преобразований и достигающей наибольшего развития в литературной и философской мысли рубежа Х1Х-ХХ веков.

Конец XIX — начало XX века явился периодом, когда апокалиптические тексты прежних веков, особенно пророчества старообрядцев о наступлении антихристовых времен, стали осмысляться в трудах писателей, поэтов и религиозных философов в свете острых и противоречивых событий современности, характеризующихся кризисом культуры и цивилизации.

Апокалиптическая тематика прослеживается уже в творчестве русских писателей XIX века, особенно у Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и B.C. Соловьева, который стал духовным учителем для многих деятелей культуры всего XX века. Апокалиптические сюжеты мы находим в произведениях русских символистов, таких как А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов, Д. Мережковский. Свое видение и прочтение пророчеств Апокалипсиса дают такие русские религиозные философы как Е. Трубецкой, В. Розанов, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев.

Русскими писателями и философами первой половины XX века затрагивались традиционные темы апокалиптического жанра, однако в своих произведениях они давали им своеобразную авторскую трактовку, дополняя новым содержанием, связанным с переживаниями кризиса христианской цивилизации и чаяниями новой формы религиозного сознания, которые не теряют свою актуальность и на сегодняшний день.

Степень научной разработанности проблемы. Наибольший интерес к разработке апокалиптической тематики в отечественной культуре был связан с дореволюционным периодом, когда она была актуализирована в творчестве деятелей Серебряного века, а затем продолжена в изысканиях русского зарубежья, например, в творчестве Д. С. Мережковского, H.A. Бердяева, С. Н. Булгакова. В советский период в научно-исследовательской литературе проблема Апокалипсиса почти не затрагивается. Интерес к апокалиптической тематике возродился в отечественной гуманитарной науке только в постсоветский период. Однако осмысление данной проблемы в современной научно-исследовательской литературе явно недостаточное, что определяет актуальность предлагаемого исследования. Мы считаем, что подобное положение обуславливается не вполне реализованными попытками современных культурологов и литературоведов раскрыть значимость жанра апокалиптической литературы, а в частности «Откровения св. Иоанна Богослова» для русской литературной и философской традиции. Однако некоторые работы современных западных и отечественных исследователей заслуживают, на наш взгляд, особого внимания.

Так в зарубежной критической литературе можно выделить исследование Т. Альтицера «Россия и Апокалипсис"1, в котором выявляется связь апокалиптической традиции в западноевропейской эпической литературе с литературой России, в частности с произведениями Ф. Достоевского, А. Блока, А. Белого. Им был свойственен нигилизм, отрицание старого мира и апокалиптическое ожидание светлого будущего. Также можно выделить исследование Д. Бетсея «Форма Апокалипсиса в новой русской прозе"2, где анализируются произведения русских писателей Х1Х-ХХ веков, выявляется влияние апокалиптического мышления на повествовательную форму.

В отечественной литературе наиболее обширному исследованию апокалиптической тематики, как одного из проявлений всеобщего кризиса XX века, посвящена работа Т. Ю. Сидориной «Кризис XX века. Прогнозы русских мыслителей"3. Анализу эсхатологических ожиданий в художественном сознании Серебряного века посвящена также работа Л. Ф. Кациса «Апокалип-тика «Серебряного века» «4, где он характеризует специфику восприятия пророчеств Иоанна Богослова в литературе начала XX века, акцентируя особое внимание на поэтической традиции.

В ходе нашего исследования мы не встретили почти ни одной крупной работы, посвященной целостному анализу апокалиптической тематики в творчестве наиболее ярких представителей русской культуры конца XIXпервой половины XX вв. Все наиболее крупные исследования в данной сфере рассматривают проблему апокалиптической традиции в русской культуре, акцентируя внимание либо на конкретном периоде русской истории и культуры, будь то времена церковного раскола (Е.Б. Рогачевская «Отложенный.

1 Альтицер Т. Россия и апокалипсис / Т. Альтицер // Вопросы философии. — 1996. — № 7. — С. 110−126.

2 Bethea D. The shape of Apocalypse in Modern Russian fiction / D. Bethea. — Princeton Un. Press, 1990. — 388 c.

3 Сидорина Т. Ю. Кризис XX века. Прогнозы русских мыслителей / Т. Ю. Сидорина. — М.: ГУВШЭ, 2001.

180 с.

Страшный Суд"1), либо советский период (А. Якимович «Эсхатология смутЛ ного времени»), либо на произведениях отдельных авторов рубежа XIX—XX вв.еков или литературных направлений (JI. Кацис «Апокалиптика «Серебряного века» «).

Для выяснения значения жанра апокалипсиса для христианской культуры мы обращались к авторитетным исследователям христианской традиции, а также к многочисленным христианским энциклопедиям: Православная энциклопедия, Библейская энциклопедия, Азбука христианства, к комментариям Библии и «Откровения св. Иоанна Богослова»: архиепископа Аверкия3, о. Александра Меня4, Н. Ильиной5, A.B. Зиновьева6, Э. Бартошевича7, А.И. Барашкова8, и др.

Прослеживая возникновение и развитие апокалиптической литературной традиции в русской культуре, мы опирались на труды Г. Флоровского9, В.Д. Цыбина10, С. Фомина". Выявление апокалиптических тем и мотивов в произведениях русских мыслителей конца XIX — первой половины XX вв. основано на концептуальных суждениях и наблюдениях исследователей их творчества, а именно: Вл. Соловьева — к сборнику статей «Владимир Соловьев и культура Серебряного века"12, П.Ч. Бори13, Г. Федотов14, В.К. Кантор15,.

1 Рогачевская Е. Б. Отложенный Страшный Суд. 1492 год в древнерусской литературе / Е. Б. Рогачевская // Литературное обозрение. — 1994. — № 5−6. — С. 46−49.

2 Якимович А. Эсхатология смутного времени / А. Якимович // Знамя. -1991. — N 6. — С. 221 -228.

3 Аверкий (архиепископ). Апокалипсис, или Откровения св. Иоанна Богослова: История написания, правила для толкования и разбор текста/ Архиепископ Аверкий. — М.: Оригинал, 1991. — 77 с.

4 Мень А. Домашние беседы о Христе и церкви/ А. Мень. — М.: Яхтсмен, 1995. — 96 е.- Мень А. Откровение Иоанна Богослова: [С прил.текста. Апокалипсиса] / А. Мень. // Знание-сила. — 1991. — № 9. — С. 31−90.

3 Ильина Н. Иоанн Богослов / Н. Ильина. — М.: Олимп, ACT, 1999. — 204 с.

6 Зиновьев A.B. Тайна откровения: Пророческие исчисления. Апокалипсис Иоанна Богослова / A.B. Зиновьев. — Владимир, Упрполиграфизат, 1990. — 175 с.

7 Бартошевич Э. Ангелы, сеющие смерть / Э. Бартошевич. — М.: Московский рабочий, 1965. — 160 с.

8 Барашков А. И. Будет ли Конец света? / А. И. Барашков. — М.: Знание, 1991. — 112 с. 9Флоровский Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. — Вильнюс, 1991.-601 с.

10 Цыбин В. Д. Апокалипсис прошлого, настоящего, будущего / В. Д. Цыбин. — М.: РИЦ МДК, 2000. -124 с.

11 Фомин С. Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии / С. Фомин. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. — 382 с.

12 Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А. Ф. Лосева: сб. статейотв.ред. А.Л. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-ГодиСост. Е.А. Тахо-Годи. — М.: Наука, 2005. — 678 с.

13 Бори П. Ч. Новое прочтение «трех разговоров» и повести о антихристе Вл. Соловьева, конфликт двух уни-версализмов / П. Ч. Бори // Вопросы философии. — 1990. — № 9. — С. 27−36.

14 Федотов Г. П. Об антихристовом добре / Г. П. Федотов // Наука и религия. — 1992. — № 3. — С. 38−42.

13 Кантор В. К. Антихрист, или Ожидавшийся конец европейской истории (Соловьев contra Ницше) / В. К. Кантор // Вопросы философии. — 2002. — № 2. — С. 14−27. Кантор В. К. Владимир Соловьев: имперские проблемы всемирной теократии / В. К. Кантор // Вопросы философии. — 2004. — № 4. — С. 126−145.

Н.П. Франц1, C.JI. Франк2 и др.- В. В. Розанова — Е. Курганов3, В. Сукач4, А. Гулыга5, Н.Ф. Болдырев6- С. Н. Булгакова — Ю. Давыдов7, Т.Ю. Сидорина8- H.A. Бердяева — Ильин В.Н.9, А.И. Барабанов10, A.A. Силин" и др.

Таким образом, проблема нашего исследования определяется необходимостью провести целостный анализ апокалиптической тематики в русской культуре рубежа XIX—XX вв.еков, когда возникали своеобразные авторские культур-философские концепции, связанные с переживанием всемирного культурного кризиса и краха современной христианской цивилизации. Мы стремимся показать, как яркие явления индивидуально-авторского сознания нашли свое проявление в русской апокалиптической традиции конца XIXпервой половины XX вв., раскрыть основные особенности апокалиптической литературы данного периода.

Целью нашей диссертационной работы является раскрытие основных апокалиптических тем и мотивов в русской культуре конца XIX — первой половины XX вв. на примере творчества ее наиболее ярких представителей.

В соответствии с поставленной целью перед нами возникают следующие задачи:

— выявить основные темы и мотивы апокалиптического жанра религиозной литературы и особенности их прочтения в русской религиозной традиции;

1 Франц Н. П. Апокалиптические идеи у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева / Н. П. Франц // Вопросы философии. — 2002. — № 2. — С. 42−51.

2 Франк С. Л. О «Трех разговорах» В. Соловьева / С. Л. Франк // Наука и религия. -1992. — № 3. — С. 43.

3 Курганов Е. Розанов и Флоренский / Е. Курганов // Звезда. -1997. — № 3. — С. 211−220.

4 Сукач В. Г. Вступительная статья к публикации В. В. Розанова Апокалиптика русской литературы / В. Г. Сукач // Новый мир. — 1999. 7. — С. 145−157.

5 Гулыга А. «Как мучительно трудно быть русским». О жизни и творчестве Василия Розанова / А. Гулыга // Розанов B.B. Опавшие листья: лирико-философские запискисост., выступ, ст. A.B. Гулыги. — М.: Современник, 1992.-С. 3−18.

6 Болдырев Н. Ф. Семя Озириса или Василий Розанов как последний ветхозаветный пророк / Н. Ф. Болдырев. -М.: МЛТД, 2001.-326 с.

7 Давыдов Ю. Социальная философия о. Сергия Булгакова: апокалипсис, хилиазм и идея прогресса / Ю. Давыдов // Человек. — 2000. — № 6. — С. 41−50.

8 Сидорина Т. Ю. Кризис XX века. Прогнозы русских мыслителей / Т. Ю. Сидорина. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. -248 с.

9 Ильин B.H. Бердяев и судьбы русской философии / B.H. Ильин // Звезда. — 1993. — № 11. — С. 124−144.

10 Барабанов E.B. «Русская идея» в эсхатологической перспективе: [О наследии H.A. Бердяева] / E.B. Барабанов // Вопросы философии. -1990. — № 8. — С. 62−73.

11 Силин A.A. Восьмой день творения. Пророчества и заветы Николая Бердяева / A.A. Силин // Человек. -1995.-№ 1.-С. 55−63.

— охарактеризовать основные эсхатологические темы и мотивы в творчестве деятелей культуры России XIX века;

— раскрыть основные апокалиптические темы, мотивы и образы в творчестве русских символистов: А. Белого, А. Блока, Вяч. Иванова и Д. Мережковского;

— дать сравнительный анализ и выявить общие черты апокалиптической тематики в индивидуально-авторской рефлексии в творчестве таких представителей религиозно-философской мысли первой половины XX века, как E.H. Трубецкой, В. В. Розанов, о. Павел Флоренский, о. Сергий Булгаков, H.A. Бердяев;

— рассмотреть основные тенденции в неоапокалиптике середины XX века.

Объектом нашего исследования стали произведения философов и писателей конца XIX — первой половины XX веков, в которых наиболее ярко выражена тематика глобальной катастрофы в свете кризиса современной цивилизации.

Предмет исследования — апокалиптические темы и мотивы в творчестве русских писателей и философов конца XIX — первой половины XX века.

Для наиболее точного определения предмета нашего исследования необходимо развести два понятия «тема» и «мотив». Под «темой» мы понимаем главную мысль произведения, основную проблему, поставленную в нем автором. Так, например, тема Антихриста-самозванца в «Трех разговорах» Вл. Соловьева, тема краха России и Европы в «Апокалипсисе нашего времени» В. Розанова.

Мотив" же обозначает простейшую составную часть сюжета произведения, второстепенные, дополнительные темы произведения, призванные оттенить или дополнить главную или основную (например, мотивы особого предназначения русского народа и возможности его чудесного спасения в последние времена дополняют тему гибели России и европейской цивилизации).

Методологические основания исследования. Основным исследовательским подходом в нашей диссертации стал системный подход, который позволил интегрировать многообразие исследуемого культурологического материала по апокалиптической проблематике в области философии и истории культуры, для выработки целостного определения основных тем и мотивов в русской культуре рубежа веков. В данном диссертационном исследовании использован также сравнительно-исторический метод, который позволил выявить основные особенности, генезис и распространение русской апокалиптической литературной традиции в системе христианской культуры, а также в сопоставлении апокалиптических тем, мотивов и образов, имеющих сходство и различия в произведениях деятелей культуры России конца XIXпервой половины XX вв. Метод герменевтики позволил нам истолковывать яркие культур-философские концепции, сформировавшиеся на стыке философии и литературы в творчестве таких представителей русской культуры рубежа XIX—XX вв.еков, как Вл. С. Соловьев, в произведениях представителей символистского направления — А. Белого, А. Блока, Вяч. Иванова, Д. Мережковского и религиозных философов — E.H. Трубецкого, В. В. Розанова, о. С. Булгакова, H.A. Бердяева.

Источниками исследования являются следующие опубликованные материалы: «Откровение св. Иоанна Богослова», сюжеты и темы которого, наряду с другой апокалиптической литературой, нашли наиболее яркое отражение в таких трудах русских авторов, писавших на стыке литературы и философии, как «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об Антихристе» Вл. Соловьева, ставшим своеобразным «каноном» для апокалиптической литературной традиции XX века, в произведениях русских символистов: «Петербург» А. Белого, «Двенадцать» А. Блока, «Атлантида-Европа» Д. Мережковского. Нами были проанализированы такие труды русских религиозных философов первой половины XX века, как «Смысл жизни» Е. Н. Трубецкого, «Апокалипсис нашего времени» В. Розанова, где звучат наиболее острые темы кризиса современной христианской цивилизации и краха России, переживающей апокалиптические события, а также «Апокалиптика и социализм» и «Апокалипсис Иоанна (Опыт догматического истолкования)» С. Н. Булгакова, «Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения» Н. А. Бердяева, где дается своеобразная трактовка темы современной истории как воплощения сценария апокалиптических пророчеств.

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: для культуры России особое значение имела апокалиптическая церковная и внецерков-ная литературадля русской культурной традиции конца XIX — первой половины XX вв. апокалиптическая тематика, характеризующая кризисное состояние христианской культуры и цивилизации, приобрела особую актуальность и нашла яркое выражение в культур-философских концепциях деятелей отечественной культуры данного периода.

Научная новизна исследования заключается в попытке целостно рассмотреть и показать культурологическое значение и своеобразие апокалиптической тематики в трудах русских философов и писателей конца XIXпервой половины XX векав установлении того, что апокалиптическая тематика, нашедшая свое отражение в жизнетворческой практике, представляет широкие возможности для принципиально нового понимания процессов, протекавших в русской культуре конца XIX — первой половины XX столетий, и способствует уточнению смысла художественных исканий обозначенного периода.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ряд ранее известных культурологических и литературоведческих исследований апокалиптической проблематики в русской культуре дополнен новейшими изысканиями, в том числе и анализом еще мало изученных поздних философских работ таких деятелей культуры первой половины XX века, как С. Н. Булгаков и H.A. Бердяевустановлено значение апокалиптической тематики для индивидуально-авторского сознания рубежа XIX—XX вв.еков, которое нашло свое отражение в наиболее ярких произведениях литературы и философии того времени.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный опыт исследования апокалиптической тематики может быть экстраполирован в сферу других культурологических исследований, а основные положения и материалы могут применяться в лекционных курсах по культурологии и истории культурологической мысли в России, по истории русской литературы и русской философии, при разработке спецкурсов, посвященных творчеству поэтов-символистов и религиозных философов первой половины XX века.

Апробация работы. Основные положения, научные выводы и результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, прошли апробацию в выступлениях на научно-практических конференциях: научно-практическая конференция в рамках фестиваля «Дни Андрея Тарковского на Ивановской земле» (Иваново, 2004 г.), международный научный симпозиум — «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность» (Шуя, 2006 г.), межвузовская научная конференция — II областной фестиваль «Молодая наука — развитию Ивановской области» (Иваново, 2006 г.), межвузовская научная конференция — III областной фестиваль «Молодая наукаразвитию Ивановской области» (Иваново, 2007 г.). По результатам диссертационного исследования опубликовано 10 работ.

Структура работы: данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе, состоящей из двух параграфов, мы постарались раскрыть особенности христианской апокалиптики, как жанра религиозной литературы, берущего свои истоки в иудейской эсхатологии и значение «Откровения св. Иоанна Богослова» для христианской культуры, а также проследить развитие апокалиптической традиции в русской православной культуре, начиная от апокалиптической литературы Византии, которая, с принятием православия на Руси, оказала огромное влияние на дальнейшее развитие апокалиптического жанра в русской духовной мысли.

Вторая глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе прослеживаются основные апокалиптические темы и мотивы, которые, так или иначе, затрагиваются в произведениях писателей и философов XIX века, таких как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, H.A. Некрасов, J1.H. Толстой, К. Н. Леонтьев, Н. Ф. Федоров. Именно в литературе XIX века формируется основной набор тем и мотивов, ставший определяющим для русской культуры первой половины XX века. Второй параграф посвящен анализу основных тем и мотивов в последнем произведении русского философа конца XIX века Владимира Соловьева «Три разговора», которое стало главным источником апокалиптической литературы всего XX века.

Третья глава, состоящая из двух параграфов, посвящена выявлению основных апокалиптических тем, мотивов и образов в произведениях русских символистов, таких как «Петербург» А. Белого, «Двенадцать» А. Блока, «Кручи» Вяч. Иванова и «Атлантида-Европа» Д. Мережковского. Основной акцент при анализе данных произведений мы делали на мотив краха России, связанный с революционными событиями начала XX века, а также тему кризиса современной культуры и цивилизации, как неминуемых признаков конца света.

В четвертой главе, состоящей из трех параграфов, мы постарались проследить, как апокалиптическая тематика нашла свое отражение в трудах религиозных философов России первой половины XX века. В этой связи, мы посчитали необходимым обратиться к творчеству E.H. Трубецкого, В. В. Розанова, о. Павла Флоренского, H.A. Бердяева, в произведениях которых звучит тема кризиса европейской цивилизации и христианства, а также тема последних судеб русского народа в свете апокалиптических пророчеств, к работам С. Н. Булгакова и H.A. Бердяева, где нашла свое отражение идея истории как трагедии, как апокалипсиса. Последний параграф посвящен анализу проблемы неоапокалиптики середины XX века, для которой определяющим стал трактат Д. Л. Андреева «Роза Мира», с его ярко выраженной апокалиптической тематикой, а также проблемы духовной опасности неомифологической апокалиптики середины XX века в работе американского священника С. Ро-уза «Православие и религия будущего».

Объем работы: основной текст диссертации изложен на 161 страницах. Список источников включает 25 наименований.

Список литературы

насчитывает 196 наименований.

Заключение

.

Русская апокалиптическая литература — это особый жанр светской литературы, авторы которого в виде своеобразного пророчества или утопического сценария будущего раскрывают перед читателем завесу будущих судеб мира и русского народа. Для нее свойственен крайний нигилизм — отрицание старого, прежних устоев жизни, отсюда ее жажда новой формы религиозного сознания, новой религии и крайний утопизм, — вера в возможность всеобщего спасения и преображения, в осуществление Царствия небесного на земле, а также вера в особое предназначение России и русского народа, как последнего оплота православно веры. Все эти черты нашли свое отражение в русской литературе и религиозно-философской мысли Х1Х-ХХ веков.

В ходе нашего исследования, в соответствии с поставленными во введении целью и задачами, мы пришли к следующим выводам:

1. Христианская апокалиптика — это жанр религиозной литературы, повествующий о полученных автором откровениях об ином мире и конце света. Новозаветная апокалиптика берет свое начало в иудейской эсхатологии и характеризуется христоцентичностью, усложненной образностью и таинственной символичностью, псевдонимностью авторства, линейно-историческим восприятием истории и глобальным катастрофизмом.

Основные темы русской апокалиптической литературы были привнесены на Русь с принятием Православия из византийской апокалиптики, для которой были свойственны такие мотивы и сюжеты как особое предназначение Византийской империи и ее императоров в последние времена, а также мотив антихриста.

Для русской апокалиптической литературы было свойственна переработка основных апокалиптических сочинений византийской письменности, где главным источником стало «Откровение св. Мефодия Патарского», с добавлением специфических для России тем и мотивов, таких как: особой миссии русского народа в последние времена, мотив отступления западной церкви от истинной веры и поэтому обреченной на гибель, тема Антихриста-самозванца, духовного Антихриста, которая получила огромный отклик в старообрядческой среде и стала основной для дальнейшего развития русской апокалиптики.

2. Тема Апокалипсиса в большей или меньшей степени была характерна для многих произведений русских писателей и поэтов XIX века. Для русской литературной традиции XIX столетия были присущи следующие апокалиптические темы и мотивы: во-первых, мотив самозванца, перекликаемый с образом Антихриста, который звучит почти во всех произведениях Н. В. Гоголя, начиная от «Портрета» и заканчивая «Мертвыми душами», в «Трех разговорах» Вл. Соловьева, где он представлен в образе сверхчеловека, который, возомнив себя Христом, пытается осчастливить людей путем установления царства всеобщего равенства и сытости, тем самым получает абсолютную власть над нимиво-вторых, мотив «русского винного апокалипсиса», у H.A. Некрасова, который раскрывает трагедию русской жизни, единственный выход из которой виден только в винном забытьев-третьих, для русской литературы свойственны предчувствия всемирной катастрофы, которая может быть приостановлена только благодаря мужеству и вере всего русского народа, способного подняться на борьбу с Антихристом, например у JI.H. Толстого в романе «Война и мир" — в-четвертых, тема духовной и телесной смерти героя как пути к духовному преображению, свойственная для произведений Ф. М. Достоевского и Л.Н. Толстогов-пятых, тема греховности современного мира, преодолеваемой только во всеобщем воскрешении и преображении, через осознание своей греховности и сострадание у Ф. Достоевского и Н. Федоровав-шестых, тема «чудесного» спасения и возрождения России перед концом света у Ф. Достоевского и К. Леонтьева, а также темы кризиса европейской цивилизации, проистекшего от восточных завоевателей и от собственной гордыни и всемирного единения церквей в последние времена у Вл. Соловьева, который в своем последнем произведении, со свойственным русской апокалиптической традиции утопизмом, рисует эсхатологический сценарий будущего.

3. В рамках символизма — одного из самых ярких литературных течений Серебряного века, апокалиптическая тематика, берущая свои идейные основы в философии Вл. Соловьева, выражаются в ожидании исторических катастроф. В этой связи основными апокалиптическими темами в творчестве символистов стали тема революции и кризиса современной культуры и цивилизации как явных признаков конца света.

У Андрея Белого апокалиптическая тематика нашла свое отражение в романе «Петербург» — романе-апокалипсисе, романе-пророчестве о грядущей мировой катастрофе 1917 года, где она трактуется им в религиозно-философском аспекте. Основные апокалиптические мотивы и образы, представленные в романе: мотив Страшного Суда как следствие нарушения нравственных законов, христианских заповедей «чти отца твоего» и «не убий" — образ апокалиптического Медного всадника — предвестника кровавых войн и революцийобраз города, как апокалиптического зверя, который порабощает человека, убивает в нем все надежды на счастливое будущее, а также мотив возможности спасения русского народа.

Для художественного восприятия Александра Блока эсхатологические настроения были связаны с мыслями о революции как свершившейся апокалиптической катастрофе. В поэме «Двенадцать» в социально-нравственном аспекте звучит апокалиптический мотив Второго пришествия Христа, который как и предсказано в Откровении появляется в самом финале поэмы старообрядческим Исусом, когда апокалиптический ветер русской революции уже объял всю землю. Здесь звучит мотив гибели России и русского народа, отвернувшегося от Христа и слепо бредущего в бездну.

Русские писатели-символисты воспринимали реальную историческую ситуацию, в которой оказалась Россия и все человечество, как символ предсмертной агонии культуры и истории. В творчестве Вячеслава Иванова и Дмитрия Мережковского апокалиптическое восприятие было связано с темой кризиса европейской цивилизации и культуры. Так у Вяч. Иванова кризис современной ему культуры со свойственной ей индивидуализмом знаменует 4 конец важнейшей эпохи истории человечества, когда прежняя внутренняя форма вещей в человеке мертвеет, а на смену ей должна прийти новая, преображенная жизнь. В этом суть его «культурного» апокалипсиса. Однако Д. Мережковский видит в гибели западноевропейской цивилизации очередной цикл, этап к неизбежному концу истории, гибель очередной Атлантиды, погрязшей в грехе и гордыне, забывшей о Боге. В его творчестве звучит также апокалиптическая тема новой религии будущего, новой эпохи — «мира Духа». Для Д. Мережковского Апокалипсис являет собой не просто идею конца истории, а момент борьбы сил добра и зла в истории и возможность преображения человечества.

4. В трудах русских религиозных философов эпохи первой половины XX века тема «конца света» рассматривалась сквозь призму кризиса современной западной цивилизации, обострившегося в связи с революцией 1917 года, современные события воспринимались ими как претворение в жизнь апокалиптических пророчеств. Так, для E.H. Трубецкого было свойственно ощущение скрытой катастрофы, связанной с кризисом европейской культуры. Как и у Д. Мережковского, в его творчестве звучит мотив повторяемости мировых катастроф в истории, которые с каждым разом становятся все глубже и должны достигнуть своего апогея в момент Второго пришествия Иисуса Христа, совершенного Богоявления, когда наступит действительный конец мирового процесса.

Для В. В. Розанова тема кризиса Европы раскрывается через критику христианства как религии смерти и несчастья. Созданная христианством европейская цивилизация — стонущая цивилизация, обреченная на неминуемую гибель, после которой наступит новая эра Всемирной истории. Основной же темой розановского Апокалипсиса является тема краха России, спасение которой возможно только после ее окончательной гибели, когда она искоренит все зачатки лжемессианизма и научится быть собой.

Мысли о будущем России у отца П. Флоренского были более пессимистичны. Его полная безысходности апокалиптика обуславливалась ужасающей мыслью о том, что богоизбранным может быть только еврейский народ, о чем неоднократно упоминается в Библии.

Тема особой миссии России и русского народа, как народа апокалиптического звучит в трудах H.A. Бердяева и связана с наступлением нового периода всемирной истории — эпохи Святого Духа, для которой будет свойственен глубокий эсхатологизм и сверконфессионализм. Тема краха европейской цивилизации у него, так же как и у Розанова, связана с русской революцией, воспринятой им как трагедия, которую нужно пережить, ибо это одно из проявлений мирового кризиса, охватившего всю Европу.

Тема современной «истории как Апокалипсиса» была характерной для творчества С. Н. Булгакова и H.A. Бердяева, которые воспринимали историю как трагедию, заключающуюся в ее конечности. Но если у Булгакова эта трагедия неразрешима в пределах человеческой истории, то Бердяев исповедует активно-творческий эсхатологизм, призванный преобразить мир, так как творческое начало присуще не только Богу, но и человеку. Для Булгакова Апокалипсис есть христианская философия земной истории и, в то же время, он носит метаисторический характер и содержит в себе изображение пути к апокатастасису — всеобщему преображению. Для Бердяева всеобщее преображение откроется в момент Страшного Суда, который будет представлять очищающий божественный огонь, в котором сгорит все зло.

5. Для неомифологической апокалиптики середины XX века было свойственно обращение к духовному наследию рубежа XIX—XX вв.еков с его апокалиптической направленностью. В этой связи особо ярко в русской литературе середины прошлого столетия представлено творчество Д. Андреева, который в работе «Роза Мира» рисует в жанре апокалипсиса утопический сценарий будущего человечества. Однако рисуемая им утопия является изначально эсхатологической, так как ведет человеческую историю к ее концу. Основные темы, затрагиваемые Д. Л. Андреевым в его апокалиптическом трактате, следующие: тема Антихриста — воплощения великой гениальности и дьявольской хитрости, который соблазнит человечество вседозволенностью и распущенностьютема Страшного Суда, как преображение и просветление верных Христу людейтема глобализации, всемирного единения человечества в новую идеальную систему, интеррелигию (о чем мечтали русские мыслители начала XX века), примиряющую все религиозные и политические разногласия, которая станет причиной появления Антихриста. Апокалипсис у Андреева носит активный характер борьбы со злом на земле и приготовлении человечества ко Второму пришествию Христа, а также активное освобождение всего человечества, даже самого Сатаны, из глубины миров возмездия.

Об опасностях неомифологической апокалиптики середины XX века писал также известный православный священник С. Роуз, который говорит о диалоге с нехристианскими религиями современного христианства, как сознательном отступлении от христианской веры, а значит о последнем антихристовом искушении, за которым последует предсказанный в Апокалипсисе конец света и Страшный Суд. Анализируя самые популярные религиозные течения XX века, со свойственной им тягой к восточным оккультным религиям и адепты, которых считают, что последние времена христианской истории на пороге, православный священник увидел в них лжепророков века сего.

Тема глобализации и другие мотивы русской апокалиптической литературы первой половины XX века становятся актуальными для современной литературы в свете возросших в последнее время апокалиптических настроений, связанных с рубежом тысячелетий и обострившимися социальными кризисами, что обуславливает возможность перспективы развития данного исследования.

Таким образом, литературной и философской мысли в России Х1Х-ХХ веков были свойственны следующие черты: во-первых, склонность прочтения событий современной истории через призму Апокалипсисаво-вторых, мифологическая структура апокалиптического сюжета является в русской прозе перифразом Апокалипсисав-третьих, утопизм в отношении к последним судьбам человечества.

Основными специфическими темами и мотивами, звучащими в трудах деятелей культуры конца XIX — первой половины XX вв., были следующие: тема Страшного Суда как следствие нарушения духовных связей между людьмитема кризиса современной западной цивилизации и культуры как признак скорого конца светатема краха России, вызванного революционным переворотом, и особого предназначения русского народа, которое откроется в последние временатема истории как трагедии, как неминуемого Апокалипсисамотив Антихриста-самозванца, узурпировавшего власть, и вытекающий из него мотив звероподобия власти, государства, отмеченного печатью апокалиптического зверя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Л. Роза Мира / Д.Л. Андреев- сост. и подгот. текста A.A. Андреевой. М.: Иной Мир, 1992. — 576 с.
  2. А. Петербург / А. Белый // Белый А. Сочинения. В 2-х т.- сост. и подгот. текста В. Пискунова- коммент. С. Пискуновой, В. Пискунова. М.: Худож. лит. — Т. 2. Проза. — 1990. — С. 7−292.
  3. А. Символизм как миропонимание: сб. статей / А. Белый. -М.: Республика, 1994. 525 с.
  4. H.A. Духи русской революции / H.A. Бердяев // «Из глубины»: сб.ст. о русской революции. М.: Мысль, 1990. — С. 55−89.
  5. H.A. Духовный кризис интеллигенции / H.A. Бердяев- сост. и комментарий В. В. Салова. М.: Канон+, 1998. — 400 с.
  6. H.A. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения / H.A. Бердяев- сост. и послесловие В. Г. Безносова, примеч. Е. В. Бронниковой. СПб.: РХГИ, 1996. — 384 с.
  7. H.A. Истина Православия / H.A. Бердяев // Вестник русского западноевропейского патриаршего экзархата. Париж. — 1952. — № 11.-С. 4−11.
  8. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. -М.: Наука, 1990.-224 с.
  9. H.A. Новое Средневековье: Размышление о судьбе России и Европы / H.A. Бердяев. М.: Феникс: ХДС-пресс, 1991. — 81 с.
  10. Ю.Бердяев H.A. Самопознание. (Опыт философской автобиографии) / H.A. Бердяев. М.: Книга, 1991.-446 с.
  11. П.Бердяев H.A. Смысл истории / H.A. Бердяев. М.: Мысль, 1990. -174 с.
  12. H.A. Человек и машина / H.A. Бердяев // Вопросы философии. 1989. -№ 2. — С. 148−167.
  13. С.Н. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования / С. Н. Булгаков. М.: Православное братство Трезвости «Отрада и Утешение», 1991. — 352 с.
  14. Н.Булгаков С. Н. Апокалиптика и социализм (Религиозно-философские параллели) / С. Н. Булгаков // Булгаков С. Н. Соч. в 2 т. М.: Наука. -Т. 2. Избранные статьи. — 1993. — С. 368−434.
  15. С.Н. Интеллигенция и религия / С. Н. Булгаков // Наука и религия. 1989. — № 11. — С. 25−29.
  16. С.Н. Судьбы мира, грядущее / С. Н. Булгаков // Наш современник. 1993. — № 7. — С. 126−142.
  17. С.Н. Христос в мире / С. Н. Булгаков // Звезда. 1994. — № 1.-С. 150−178.
  18. Иванов Вяч. Кручи. О кризисе гуманизма / Вяч. Иванов // Иванов Вяч. Родное и вселенское М.: Республика, 1994. — С. 86−134.
  19. Д.С. Атлантида-Европа: Тайна Запада / Д. С. Мережковский. М.: Русская книга, 1992. — 411 с. 20.0ткровение Святого Иоанна Богослова.
  20. В.В. Апокалипсис нашего времени / В. В. Розанов // Розанов В. В. Уединенное- сост., вступ. статья, коммент.библиогр. А.Н. Ни-колюхина. М.: Политиздат, 1990. — С. 392−440.
  21. С. о. Православие и религия будущего / о. С. Роуз- пер. с англ. В. А. Шеенкова. М.: Православная книга, 1991. — 197 с.
  22. E.H. Смысл жизни: Антология / E.H. Трубецкой- сост., общ.ред., предисл. и примеч. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс-культура, 1994. — 592 с.
  23. Л.Р. К.Н. Леонтьев: пророк или одинокий мыслитель / Л. Р. Авдеева // Социально-политический журнал. 1992. — № 8. -С. 85−91.
  24. С.С. Византия и Русь: два типа духовности / С. С. Аверинцев // Вопросы философии. 1989. — № 7. — С. 210−220.
  25. Аверкий (архиепископ). Апокалипсис, или Откровения св. Иоанна Богослова: История написания, правила для толкования и разбор текста / Архиепископ Аверкий. М.: Оригинал, 1991. — 77 с.
  26. Азбука христианства. Словарь-справочник- сост. А. Удовенко. М.: Наука, 1997.-288 с.
  27. Т. Россия и апокалипсис / Т. Альтицер // Вопросы философии. 1996. — № 7. — С. 110−126.
  28. А. «Роза Мира» / А. Андреева // Даниил Андреев в культуре XX века: сб. статей- редкол.: Андреева A.A. и др. М.: Мир Урании, 2000. — С. 49−57.
  29. Ю.М. Апокалипсис: новый образ Христа / Ю. М. Антонян // Высшее образование сегодня. 2004. — № 7. — С. 52−59.
  30. Ф.Т. В.В. Розанов и Мережковские: к истории взаимоотношений / Ф. Т. Ахунзянова // Вестник Костромского государственного университете им. H.A. Некрасова. Серия «Культурология»: «Энтелехия». 2004. — № 9 (54). — С. 32−36.
  31. E.B. «Русская идея» в эсхатологической перспективе: О наследии H.A. Бердяева. / Е. В. Барабанов // Вопросы философии.1990.-№ 8.-С. 62−73.
  32. Е.В. В.В. Розанов / Е.В. Барабанов // Розанов В.В. Религия и культура. М.: «Правда». — Т. 1. — 1990. — С. 3−14.
  33. А.И. Будет ли Конец света? / А. И. Барашков. М.: Знание, 1991.-112с.
  34. Э. Ангелы, сеющие смерть / Э. Бартошевич. М.: Московский рабочий, 1965. — 160 с.
  35. М. Открывая Библию / М. Батчелор. М.: Рос. библ. общество, 1998.- 172 с.
  36. В.Г. Неопубликованная работа С.Н. Булгакова / В.Г. Безносов//Звезда. 1993. -№ 5. — С. 135−138.
  37. В.Г. Предисловие: не подведенные итоги Николая Бердяева / В. Г. Безносов // Бердяев Н. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения- сост. и послесловие В. Г. Безносова, примеч. Е. В. Бронниковой. СПб.: РХГИ, 1996. — С. 327−349.
  38. В. Г. Христология С.Н. Булгакова / В. Г. Безносов // Звезда.- 1994.-№ 1.-С. 148−149.
  39. Библейская энциклопедия: Путеводитель по Библии. М.: Рос. библ. общество, 1998. — 352 с.
  40. Н.Ф. Семя Озириса или Василий Розанов как последний ветхозаветный пророк / Н. Ф. Болдырев. М.: МЛТД, 2001. — 326 с.
  41. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече- ACT, 2003.-512 с.
  42. ПЛ. Новое прочтение «трех разговоров» и повести о антихристе Вл. Соловьева, конфликт двух универсализмов / ПЛ. Бори // Вопросы философии. 1990. — № 9. — С. 27−36.
  43. Н. На рубеже веков / Н. Бранников // Серебряный век русской поэзии: сб. статей- сост., вступт.ст., примеч. Н.В. Браннико-ва. М.: Просвещение, 1993. — С. 3−16.
  44. А.И. Восточный синдром. Философия войны B.C. Соловьева и столкновение цивилизаций / А. И. Бродский // Звезда. 2003. -№ 12.-С. 205−213.
  45. Н. Проблема зла в русской религиозной философии / Н. Бубнов // Звезда. 1993. — № 9. — С. 142−159.
  46. Н. Два года с символистами / Н. Валентинов- предисл. и примеч. Г. Струве- Оформл. серии А. Игитханяна. М.: XXI век -Согласие, 2000.-384 с.
  47. Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А. Ф. Лосева: сб. статей- отв.ред. А.Л. Та-хо-Годи, Е.А. Тахо-Годи- Сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Наука, 2005. -678 с.
  48. Е. «Добрая» жестокость Идиота. Достоевский и Стейнбек в духовной традиции / Е. Волкова // Роман Достоевского «Идиот»: раздумья, проблемы: межвузовский сборник научных трудов. -Иваново, ИвГУ, 1999. С. 136−141.
  49. Воспоминания о серебряном веке: сб. статей. М.: Республика, 1993.-559 с.
  50. Н. Падут ли семь печатей?: Апокалипсис в религиозном и светском сознании: несколько граней вечной темы / Н. Гаврюшин // Наука и религия. 1989. — № 11. — С. 37−38.
  51. Н. Россия перед вторым пришествием. Антихрист (из истории отечественной духовности): Антология / Н. Гаврюшин // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С. 183−184.
  52. Р. Эзотеризм Данте / Р. Генон // Философские науки. 1991. -№ 8. — С. 44−49.
  53. В.М. Гоголь и Апокалипсис / В. М. Глянц. М.: ЭЛЕКС-КМ, 2004. — 284 с.
  54. Т.С. Вл. Соловьев, В. Розанов: на путях богоискательства / Т. С. Городилова // Вестник Костромского государственного университете им. H.A. Некрасова. Серия «Культурология»: «Энтелехия». 2004. — № 9 (54). — С. 69−71.
  55. П. А. Блок, его предшественники и современники. Монография / П. Громов. Л.: Сов. писатель, 1986. — 600 с.
  56. А. «Как мучительно трудно быть русским». О жизни и творчестве Василия Розанова / А. Гулыга // Розанов В. В. Опавшие листья: лирико-философские записки- сост., выступ, ст. A.B. Гулыги. -М.: Современник, 1992. С. 3−18.
  57. А. Сергей Булгаков и его статья «Интеллигенция и религия» / А. Гулыга // Наука и религия. 1989. — № 11. — С. 24.
  58. Ю. Социальная философия о. Сергия Булгакова: апокалипсис, хилиазм и идея прогресса / Ю. Давыдов // Человек. 2000. — № 6. — С. 41−50.
  59. Даниил Андреев в культуре XX века: сб. статей- редкол.: Андреева A.A. и др. М.: Мир Урании, 2000. — 387 с.
  60. И. Когда исполнится полнота времен / И. Данилова // Юный художник. 2001. — № 6. — С. 25−28.
  61. Н. Откровение современности / Н. Данилова // Наш современник. 2005.- № 4. — С. 265−275.
  62. В. О, Русь моя!. / В. Дементьев // Москва. 1980. — № 11. -С. 193−207.
  63. И.В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности / И. В. Дергачева. М.: Кругь, 2004. — 351 с.
  64. С. Даниил Андреев и современность / С. Джимбинов // Даниил Андреев в культуре XX века: сб. статей- редкол.: Андреева A.A. и др. М.: Мир Урании, 2000. — С. 99−107.
  65. Л. Андрей Белый и его роман «Петербург»: Монография / Л. Долгополов. М.: Советский писатель, 1988. — 466 с.
  66. В. прот. «О пламенном хоре, которого нет на земле.» Даниил Андреев и православная традиция / прот. В. Дронов // Даниил Андреев в культуре XX века: сб. статей- редкол.: Андреева A.A. и др. М.: Мир Урании, 2000. — С. 151−155.
  67. М. «Роза Мира» энциклопедия оккультизма XXI в. / М. Дунаев // Православная беседа. — 2000. — № 3. — С. 40−43.
  68. О.Э. Модели совести: Фома Аквинский и Владимир Соловьев / О. Э. Душин // Вопросы философии. 2005. — № 3. — С. 149−160.
  69. Г. Область Таинственного / Г. Дьяченко. М.: Планета, 1992.- 106 с.
  70. Е. Загадочный финал «Двенадцати» / Е. Иванов // Москва. -1991.-№.-8.-С. 191—196.
  71. Ивашов J1. Россия в геополитической системе координат / J1. Ивашов // Наш современник. 2005. — № 4. — С. 230−239.
  72. В.Н. Бердяев и судьбы русской философии / В. Н. Ильин // Звезда. 1993.-№ 11.-С. 124−144.
  73. И.А. Мережковский художник / И. А. Ильин // Звезда. -1991.-№ 6.-С. 198−205.
  74. И.А. Творчество Мережковского / И. А. Ильин // Москва. -1990.-№ 8.-С. 186−197.
  75. Н. Иоанн Богослов / Н. Ильина. М.: Олимп, ACT, 1999. -204 с.
  76. Иоан (Снычев) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Последняя битва. Взгляд на современность в свете евангельской истины / митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоан (Снычев). Киев, Православный благовестник. 2002. — 162 с.
  77. А. Не уступать духу века / А. Казинцев // Наш современник.-1991.-№ 12.-С. 177−181.
  78. В.К. Антихрист, или Ожидавшийся конец европейской истории (Соловьев contra Ницше) / В. К. Кантор // Вопросы философии. 2002.-№ 2. — С. 14−27.
  79. В.К. Владимир Соловьев^ имперские проблемы всемирной теократии / В. К. Кантор // Вопросы философии. 2004. — № 4. -С. 126−145.
  80. A.B. История Русской Церкви / A.B. Карташев. М.: Экс-мо, 2005. — 912 с.
  81. Л.Ф. Апокалиптика «Серебряного века» (Эсхатология в художественном сознании) / Л. Ф. Кацис // Человек. 1995. — № 2. — С. 143−154.
  82. Л.А. Русский символизм / Л. А. Колобаева. М.: МГУ, 2000. — 296 с.
  83. И.В. Даниил Андреев в истории русской культуры / И. В. Кондаков // Даниил Андреев в культуре XX века: сб. статей- ред-кол.: Андреева A.A. и др. М.: Мир Урании, 2000. — С. 73−79.
  84. И.В. Культура России: Учеб. пособие / И. В. Кондаков. -М.: Университет, 1999. 356 с.
  85. .И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. М.: Вече- ACT, 2003. — 512 с.
  86. Л. Поэтическое мифотворчество Даниила Андреева / Л. Королева // Даниил Андреев в культуре XX века: сб. статей- редкол.: Андреева A.A. и др. М.: Мир Урании, 2000. — С. 90−95.
  87. А. Неуслышанный Леонтьев / А. Корольков // Смена. -1995,-№ 6.-С. 44−55.
  88. А. Пророчества Константина Леонтьева / А. Корольков. СПб.: СПбГУ, 1991.-200 с.
  89. В. «Беллетрист Каронин» в «АпокалипсисеВ. В. Розанова / В. Кошелев // Вестник Костромского государственного университете им. H.A. Некрасова. Серия «Культурология»: «Энтелехия». 2004. — № 9 (54). — С. 62−65.
  90. В.В. Владимир Соловьев и София / В. В. Кравченко. -М.: Наука, 2006.-412 с.
  91. В. Встречи с Серебряным веком / В. Крейд // Воспоминания о Серебряном веке: сб. статей- сост.авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика, 1993. — С.
  92. Г. Константин Леонтьев и русское будущее (К 100-летию со дня смерти) / Г. Кремнев // Наш современник. 1991. — № 12.-С. 167−169.
  93. Крохина Н.П. H.A. Бердяев о новой духовности / Н. П. Крохина // Крохина Н. П. Культурологические очерки. Иваново, МИК, 2005. -С. 81−86.
  94. В.М. Вокруг России: синтаксис Василия Розанова / В. М. Крюков // Вопросы философии. 1994. — № 11. — С. 63−80.
  95. Ю. От Озириса к Апокалипсису / Ю. Кубланов-ский // Новый мир. — 2001. — № 3. — С. 186−190.
  96. В.А. Василий Розанов: «Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти» / В. А. Кувакин // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1989. — № 3. — С. 43−57.
  97. В. А. Философия Вл. Соловьева / В. А. Кувакин. М.: Знание, 1988.-64 с.
  98. Ю.Г. Три Круга Достоевского (Событийное. Социальное. Философское) / Ю. Г. Кудрявцев. М.: МГУ, 1979. — 344 с.
  99. С. «Всем сердцем слушайте революцию!» / С. Куняев // Знамя. 1980.-№ 11.-С. 229−235.
  100. Е. Розанов и Флоренский / Е. Курганов // Звезда. 1997. -№ 3,-С. 211−220.
  101. Jl. Личность и мировосприятие Патриарха Никона / Л. Лебедев // Слово. 1989. — № 5. — С. 11−22.
  102. А. Владимир Соловьев и его время / А. Лосев- послеслов. А. Тахо-Годи. М.: Прогресс. 1990. — 719 с.
  103. А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева / А. Ф. Лосев // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т.- сост., общ ред. и вступ ст. А. Ф. Лосева и A.B. Гулыги. М.: Мысль. — Т. 1. — 1990 — С. 3−32.
  104. А. Домашние беседы о Христе и церкви/ А. Мень. М.: Яхтсмен, 1995.-96 с.
  105. А. Откровение Иоанна Богослова: С прил.текста. Апокалипсиса. / А. Мень. // Знание-сила. -1991. № 9. — С. 31−90.
  106. В. Россианство Даниила Андреева / В. Микушевич // Даниил Андреев в культуре XX века: сб. статей- редкол.: Андреева A.A. и др. М.: Мир Урании, 2000. — С. 115−123.
  107. В.И. Русский Ренессанс, или Фальшь «серебряного века» / В. И. Мильдон // Вопросы философии. 2005. — № 1. — С. 40−51.
  108. Минц 3. О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» / 3. Минц // Мережковский Д. С. Христос и Антихрист. Трилогия. -М.: Республика. Т.1. — 1989. — С. 5−16.
  109. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах- гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. Энциклопедия. — Т. 2. К-Я. — 1992. — 719 с.
  110. В. Князь Мышкин и Христос религиозного фольклора / В. Михнюкевич // Роман Достоевского «Идиот»: раздумья, проблемы: межвузовский сборник научных трудов. Иваново, Ив-ГУ, 1999.-С. 31−45.
  111. H.A. История возникновения Апокалипсиса: Откровение в грозе и буре / H.A. Морозов. Репринт. Изд. 1907 г. — М.: АОН, 1991.-304 с.
  112. К. Андрей Белый / К. Мочульский. Париж, 1955. -272 с.
  113. Е.А. Религиозно-философская проблематика творчества Ф.М. Достоевского в «Колымских рассказах» Варлама Шаламова: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. А. Мухина. Волгоград, гос.пед.ун-т. Волгоград, 2005. — 28 с.
  114. К. Посвящение в небытие / К. Мяло // Новый мир. 1990. -№ 8. -С. 142−156.
  115. С. Искаженный и запрещенный Александр Блок / С. Небольсин // Наш современник. -1991. № 8. — С. 176−184.
  116. В. Пушкин через двести лет / В. Непомнящий // Новый мир. 1993. — № 6. — С. 224−238.
  117. В. Удерживающий теперь / В. Непомнящий // Новый мир. 1996. — № 5. — С. 162−190.
  118. В.А. С позиций глобальной футурологии Н.Ф. Федорова / В. А. Никитин // Наука и религия. 1989. — № 11. — С. 39.
  119. A.B. В.В. Розанов и его миросозерцание /
  120. A.B. Николюкин // Розанов В. В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990.-С. 5−20.
  121. Е. Христианские тексты и проблема софийности романа Ф.М. Достоевского «Идиот» / Е. Новикова // Роман Достоевского «Идиот»: раздумья, проблемы: межвузовский сборник научных трудов. Иваново, ИвГУ, 1999. — С. 13−30.
  122. В.П. Антифилософия или новое откровение? /
  123. B.П. Океанский // Русская мысль. 1997. — 13−19 февраля. — № 4161.1. C. 12.
  124. В.П. Локус Идиота: введение в культурофонию равнины / В. П. Океанский // Роман Достоевского «Идиот»: раздумья, проблемы: межвузовский сборник научных трудов. Иваново, Ив-ГУ, 1999.-С. 179−198.
  125. В.П. Смысл жизни Свобода и творчество / В. П. Океанский // Ивановский университет. — 1992. — № 10.-26 марта. — С. 2.
  126. Вл. Жизнь, страсть, долг. Уроки Блока. / Вл. Орлов // В мире Блока: сб. статей- сост. А. Михайлов, С. Леснов. М.: Советский писатель, 1981. — С. 6−53.
  127. Осипов-Скурлягин A.A. Апокалипсис как частный случай теории хаоса / A.A. Осипов-Скурлягин. М.: Мир, 2005. — 175 с.
  128. Основы современной философии. Издание 2-е дополненное. -СПб.: Лань, 1999.-352 с.
  129. A.C. Агенты глобализма / A.C. Панарин // Москва. -2000.-№ 1.-С. 138−151.
  130. A.C. Опасности и риски глобализации / A.C. Панарин // Наш современник. 2002. — № 10. — С. 166−190.
  131. A.C. Россия в циклах мировой истории / A.C. Панарин. -М.: МГУ, 1999.-288 с.
  132. А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация? / А. Н. Паршин // Вопросы философии. 2002. — № 4. — С. 50−59.
  133. Ф.Н. Эсхатология: философско-религиозный анализ (исторический аспект): автореф. дис.. канд. философ, наук / Ф.Н. Петров- Екантер.гос.ун-т. Екатеринбург, 2001. — 24 с.
  134. В. Второе пространство романа А. Белого «Петербург» / В. Пискунов // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации: сб. статей. М.: Советский писатель, 1988. -С. 193−203.
  135. В.Н. В. Соловьев и JI. Шестов: единство в трагедии / В.Н. Порус // Вопросы философии. 2004. — № 2. — С. 148−159.
  136. Православная энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. М.: Православная энциклопедия. — Т.1.- 2001.-751 с.
  137. Православная энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. М.: Православная энциклопедия. — Т.1.I. 2000. — 748 с.
  138. И.С. Мифопоэтика А.Блока. Историко-культурный и мифологический комментарий к драмам и поэмам: Монография / И. С. Приходько. Владимир, ВГПУ, 1994. — 134 с.
  139. М. «Русский строй душ» в революционную эпоху («Двенадцать» и «Скифы» А. Блока) / М. Пьяных // В мире Блока: сб. статей- сост. А. Михайлов, С. Леснов. М.: Советский писатель. 1981. -С. 245−290.
  140. Н.Т. Иисус и победа Бога / Н.Т. Райт- пер с англ. М.: Биб-лейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. — 688 с.
  141. М.И. Библейские пророки и библейские пророчества / М. И. Рижский. М.: Политиздат, 1987. — 363 с.
  142. В.М. Учение Даниила Андреева «Роза Мира» / В. М. Розин // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 136−145.
  143. Россия и Вселенская Церковь: В. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества: сб. статей- ред. В. По-рус. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004.-312 с.
  144. С.Б. Истоки, расцвет и трагедия философии «Серебряного века» / С. Б. Роцинский // Социально-политический журнал. -1997.-№ 6.-С. 80−97.
  145. Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 2.- сост. С. Б. Неволин, Л. Г. Филонова. — М.: Кн. палата, 1994. -324 с.
  146. Русское богословие в европейском контексте: С. Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль: сб. статей- под ред. В. Поруса. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 376 с.
  147. В.И. Вячеслав Иванов и русский постсимволизм / В.И. Самохвалова// Вопросы философии. 2001. — № 8. — С. 66−77.
  148. В.В. «Христианская социология» С.Н. Булгакова / В. В. Сапов, А. Ф. Филиппов // Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.-С.343−384.
  149. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса с библиографическим указателем- сост. М. Барсов. -М.: Скит, 1994.-512 с.
  150. Ю.Р. Идея апокалипсиса в христианском атеизме / Ю. Р. Селиванов // Вопросы философии. 1996. — № 7. — С. 103−109.
  151. С. «Письмена о преображении мировом.» / С. Семенова // Даниил Андреев в культуре XX века: сб. статей- ред-кол.: Андреева A.A. и др. М.: Мир Урании, 2000. — С. 80−89.
  152. С. Н. Федоров: Творчество жизни/ С. Семенова. М.: Сов.писатель. 1990. — 384 с.
  153. В.В. Русская философия / В. В. Сербиненко // Философия: Учебник для вузов- под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.: Наука, 2000. — С. 212−264.
  154. Серебряный век русской поэзии- сост., вступт.ст., примеч. Н. В. Бранникова. М.: Просвещение, 1993. — 432 с.
  155. А. Владимир Соловьев и «новое иррелигиозное сознание» / А. Серегин // Новый мир. 2001. — № 2. — С. 134−148.
  156. Т.Ю. Кризис XX века. Прогнозы русских мыслителей / Т. Ю. Сидорина. М.: ГУВШЭ, 2001. — 180 с.
  157. A.A. Восьмой день творения. Пророчества и заветы Николая Бердяева / A.A. Силин // Человек. 1995. — № 1. — С. 55−63.
  158. Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.) /Н.В. Синицына. М.: Индрик, 1998.-410 с.
  159. Слово о кончине мира. М.: Сибирская благозвонница, 2005. -126 с.
  160. А. Весть Даниила Андреева как уникальное духовное явление и принятие ее в современном мире / А. Созонова // Даниил Андреев в культуре XX века: сб. статей- редкол.: Андреева A.A. и др. М.: Мир Урании, 2000. — С. 156−162.
  161. Р. «Роза Мира» Д. Андреева: атиномия морали и мистики / Р. Соина // Человек. 1997. — № 2. — С. 47−62.
  162. А. «Петербург» Андрея Белого / А. Солженицын // Новый мир. 1997. — № 7. — С. 191−196.
  163. В. Г. Жизнь Василия Васильевича Розанова «Как она есть» /В.Г.Сукач//Москва. 1991.-№ И. — С. 135−176.
  164. .Л. Поэтика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: идиллические мотивы и эсхатологическая символика: автореф. дис. канд. филол. наук / Ж.Л. Суркова- Иван. гос. ун-т. Иваново, 2003. -18 с.
  165. Тахо-Годи Е. Традиции «Трех разговоров» Вл. Соловьева в прозе
  166. A.Ф. Лосева / Е. Тахо-Годи // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А. Ф. Лосева: сб. статей- отв.ред. А.Л. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи- сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Наука, 2005. — С. 214−220.
  167. В.М. Саламандра в огне: О творчестве Вяч. Иванова /
  168. B.М. Толмачев // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. — с.
  169. E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева / E.H. Трубецкой. М.: Медиум. — Т. 1. — 1995. — 604 с.
  170. С.М. Провинциальные мотивы в «Апокалипсисе нашего времени» В.В. Розанова / С. М. Усманов, A.A. Данилов // Вестник Костромского государственного университете им. H.A. Некрасова. Серия «Культурология»: «Энтелехия». 2004. — № 9 (54). — С. 65−68.
  171. .А. Избранные труды. В 2 т. / Б. А. Успенский. М.: -Т. 1.- 1994.-426 с.
  172. И.Г. Владимир Соловьв и Православие / И. Г. Федоров. -М.: Трифонов Печерский монастырь- «Новая книга», «Ковчег», 2000.- 112 с.
  173. Г. П. Об антихристовом добре / Г. П. Федотов // Наука и религия. 1992. — № 3. — С. 38−42.
  174. Г. П. Эсхатология и культура / Г. П. Федотов // Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология Вып. 3. / Сост. Л. Г. Филонова. — М.: Кн. Палата, 1996. — С. 148−157.
  175. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998.-448 с.
  176. Философия: Учебник для вузов- под ред. В. Д. Губина, Т.Ю. Си-дориной, В. П. Филатова. М.: Просвещение, 2000. — 362 с.
  177. Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. -Вильнюс, 1991.-601 с.
  178. С. Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии / С. Фомин. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1993.-382 с.
  179. С.Л. О «Трех разговорах» В. Соловьева / С. Л. Франк // Наука и религия. 1992. — № 3. — С. 43.
  180. Н.П. Апокалиптические идеи у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева / Н. П. Франц // Вопросы философии. 2002. — № 2.-С. 42−51.
  181. А. митрополит. Патриарх Никон и Россия / Митрополит А. Храповицкий // Москва. 2000. — № 1. — С. 212−214.
  182. В.Д. Апокалипсис прошлого, настоящего, будущего / В. Д. Цыбин. М.: РИЦ МДК, 2000. — 124 с.
  183. В.Д. Атлантида на заклании истории / В. Д. Цыбин // Мережковский Д. С. Атлантида и Европа: Тайна Запада. — М.: Русская книга, 1992.-С. 4−10.
  184. Шапошников Л.Е. B.C. Соловьев и православное богословие / Л. Е. Шапошников. М., Знание. 1990. — 64 с.
  185. В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры / В. П. Шестаков. М.: Мысль, 1995. — 214 с.
  186. О.П. «Кручи» Вяч. Иванова и «Крушение гуманизма» А. Блока / О. П. Щербакова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1990. — № 2. — С. 23−27.
  187. . Лев Толстой. Семидесятые годы / Б. Эйхенбаум. -Л.: Худож. лит., 1974. -358 с.
  188. А.Л. Категории русской средневековой культуры / А. Л. Юганов. М.: Институт «Открытое общество»: МИРОС, 1998. -441 с.
  189. А. Эсхатология смутного времени / А. Якимович // Знамя. -1991.-N6.-С. 221−228.
  190. А.Л. Три утопии (М. Бакунин, Ф. Достоевский и К. Леонтьев)/А. Л. Янов//Философские науки. 1998.-№ 1. — С. 118−133.
  191. Besancon A. Le tsarevitch immole la symbolique de lq loi dans larculture russe / A. Besancon. Paris: Editions Payot, 1991. — 280 c.
  192. Bethea D. The shape of Apocalypse in Modem Russian fiction / D. Bethea. Princeton Un. Press, 1990. — 388 c.
  193. Bultmann R. History and Eschatology: The Presence of Eternity / R. Bultmann. New York: Harper, 1957. — 326 c/
  194. Koch K. The Rediscovery of Apocalyptic: A Polemical Word on a Neglected Area of Biblical Studies and Its Damaging Effects on Theology and Philosophy / K. Koch. London: SCM, 1972. -214 c.
  195. Ladd G.E. Jesus and the Kingdom: The Eschatology of Biblical Realism / G.E. Ladd. London: SPCK, 1966. — 122 c.
Заполнить форму текущей работой