Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской организации школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, например, одним из основных недостатков было неполное взаимопонимание между педагогами и комсомольцами, являющееся следствием слабой подготовки большинства педагогов в области теории и методики комсомольской работы. Мы предложили педагогам ознакомиться с педагогической директивной литературой: с приказами и инструкциями Министерства Просвещения, методическими рекомендациями, опубликованными… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ЗОНДИРОВАНИЕ ЕДИНСТВА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕШЕНИЯ СТАРШЕ -КЛАССНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • I. О проблеме сущности единства нравственного сознания и по -ведения личности школьника
    • 2. Педагогические условия деятельности школьной комсомольской организации в деле формирования единства нравственного сознания и поведения старше -классников
    • 3. Состояние работы школьных комсомольских организаций по формировании^ единства нравственного сознания и -поведения старшеклассников
  • ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНСТВА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СТАР -ШЕКЛАССНИКОВ
    • I. Совершенствование содержания, форм и методов деятельности школьного комсомола по формированию единства нравственного сознания и поведения
    • 2. Повышение уровня педагоги -ческого руководства процес -сом формирования единства нравственного сознания и поведения

Формирование единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской организации школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В условиях совершенствования развитого социализма все большее и большее значение имеет идейно-нравственное воспитание советских людей вообще, молодежи в особенности. В материалах июньского (1983) Пленума ЦК КПСС говорится: «Советское общество вступило в такой этап, когда назрели глубокие качественные изменения в производительных силах и соответствующее ' этому совершенствование производственных отношений. В тесной взаимосвязи с этим должны происходить и изменения в сознании людей, во всей надстройке общества» — «. партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой I труда и поведения» (19.67, 18) .

Столь пристальное внимание партии и правительства идейно-нравственному воспитанию (объемлющему такие важные задачи, как ' повышение идейно-теоретического уровня образованности молодежи, вооружение ее основной суммой знаний основ марксизма-ленинизма, формирование нравственного сознания, развитие моральных качеств людей в процессе общественно полезной деятельности, их повседневных связей, отношений в коллективе, семье, обществе в целом) обусловлено рядом объективных причин. Например, коренные потребности движения нашего общества к коммунизму, переход от социаг листической государственности к коммунистическому самоуправле См. список использованной литературы, приведенной в конце диссертации. Первая цифра обозначает номер источника, втораястраницу источника. нию значительно повышает роль морали как регулятора социальных отношений. Это во-первых.

Во-вторых, это связано с изменениями в самом содержании труда под воздействием научно-технической революции. Сегодня такие критерии, как нравственная надежность личности, рабочая совесть, высокий душевный настрой, чувство хозяина, оказывают непосредственное влияние на эффективность и качество труда, на Есе дела общества" (24, 17).

Другая причина заключается в том, что постоянное совершенствование средств производства предполагает и неуклонный рост культурно-технического уровня советского человека, создаются объективные предпосылки для все более активного участия советских людей в общественной работе. Росту образованности, эрудиции, общественной активности советского человека способствует огромное возрастание информационных потоков, способствующее.

• < развитию высокой умственной активности. Но вместе с тем растущая информация, все активнее обрушивающаяся на молодое поколение, создает определенную угрозу ее поЕерхноотного восприятиялегкость и доступность информации где-то мешают овладению фундаментальными знаниями, без чего невозможно истинное приобщение к богатствам культуры.

Далее, социальная политика КПСС включает широкий комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта, образования и медицинского обслуживания, социального обеспечения советских люлей. Все это способствует акселерации — ускорению соматического и полового созревания детей. А акселерация обнаруживает несоответствие во времени, необходимом для завершения развития организма, и временем, отведенном для воспитания, Оче I видно самое главное: при задержке социализации у молодежи иногда появляются негативные установки к действительности, не формируется желание активного включения в жизнь, что в свою очередь проявляется в инфантилизме, когда человек избегает принимать самостоятельные решения, перекладывает свои обязанности на плечи других.

Общеизвестно и то, что растущий уровень жизни, рост потре-, бительского спроса и большие возможности для его удовлетворения, предоставляемые НТР в условиях развитого социализма, при ослаблении воспитательной работы могут способствовать пороздению потребительской морали, означающей страсть к вещам, к материальным благам, боязнь потерять их. К. Маркс писал: «. чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком» (4, 386).

Следующей причиной является не изжитый до сих пор формализм в некоторых направлениях идеологической работы. Не без основания на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС говорилось': «Мы долж-(' ны объявить настоящую войну такой практике, когда наши демократические нормы и установления не подкрепляются делами, когда довольствуются лишь формой, видимостью дела.».

Исключительно важно добиться, чтобы слова никогда не расходились с делом, а суть дела не подменялась формой (19, 16−17).

Наконец, до сих пор еще не до конца искоренено влияние буржуазных идеологов на сознание нашей молодежи. Активная деятельность буржуазных идеологов иногда способствует появлению у молодежи, чье мировоззрение еще не вполне сформировано, ряда качеств, противоречащих нормам коммунистической морали.

• t 6.

Все перечисленные выше факты показывают необходимость усиления идейно-нравственного воспитания подрастающего поколения в целом, формирована^ единства сознания и поведения в частности: «В поведении каждого человека, в деятельности каждого коллектива и каждой организации коммунистические идеи должны органически сочетаться с коммунистическими делами» (15, 118).

Известно, что в деле формирования личности огромное место занимает средняя общеобразовательная школа, которая в своей воепитательной деятельности руководствуется указаниями В. И. Ленина о необходимости того, чтобы «все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунисти -.ческой морали» (7, 309). В своей речи на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.К. У. Черненко говорил: «Надо, чтобы в школе не только говорили на темы коммунистической морали, а учили ребят строить в соответствии с ней свое поведение. Вот для чего следует активнее развивать самоуправленческие начала в школьных коллективах. Естественно, при умной помощи учителей .» (21,7).

Одним из главных помощников учителей в коммунистическом воспитании детей является комсомольская организация школы, задача которой — «воспитывать убежденных борцов за коммунизм, патриотов и интернационалистов, прививать учащимся высокие гражданские и нравственные качества, коллективизм, трудолюбие, ответственное отношение к учебе, непримиримость к чуждым нашему образу жизни взглядам и вкусам» (21, 12). И действительно, комсомольская организация активно борется за нравственную чистоту каждого школьника, способствует формированию поколения людей образованных и информированных, профессионально подготовленных,, всегда готовых к защите социалистической Родины,.

Вместе с тем «не секрет, что у некоторых молодых людей образованность и информированность подчас уживаются с политической наивностью, а профессиональная подготовленность — с недостаточно ответственным отношением к труду. Во многом — это результат недоработки комсомола» (17, 67). Наблюдения за работой школьных комсомольских организаций показывают, что в деятельности ряда комсомольских организаций еще нередко царит формальное отношение к делу: намеченные мероприятия не претворяются в жизнь, оставаясь лишь на бумаге, в результате чего и у комсомольцев подчас слова расходятся с делами. «ЦК ВЛКСМ, комсомольские органы на местах медленно перестраивают стиль и методы своей деятельности. Комсомольские организации не всегда эффективно используют имеющиеся возможности влияния на молодых людей, пытаются решать новые задачи „заезженными“, шаблонными приемами и средствами. Зачастую они не успевают реагировать на новые увлечения в молодежной среде, придавать им нужную направленность» , — говорится в Постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи» 7 июля 1984 года (20).

Следовательно, нужно прежде всего покончить с формализмом. А для этого необходима соответствующая методическая литература, где указывались бы рациональные пути преодоления подобного формализма. Между тем такая литература пока почти отсутствует. А в имеющейся психолого-педагогической литературе нет работ, посвященных анализу формирования единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской организации средней общеобразовательной школы. Правда, проблеме идейно-нравственного воспитания в духе единства сознания и поt < ведения посвящено немало исследований. Это работы Н. К. Добрынина (79), В. Г. Асеева (41), А. Н. Леонтьева (120−122), Л. П. Зуевой (6264), М. И. Бобневой (51), М. И. Боровского (60), М. Гусака (75), В. И. Бакштановского (44), Л. С. Выготского (71) и др.

Существует много исследований и по проблеме деятельности школьной комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании старшеклассников (исследования С. Е. Хозе (179), М. МЛщенко (189), Б. Е. Вульфова (70), В. В. Лебединского (172), С.А.Шафие-ва (183) и других ученых). Интерес представляют также диссертации С. А. Алиевой (197), Б. Вахабдканова (199), O.K. Зидса (200), М. В. Кабатченко (202), Н. Е. Кульпединовой (203), Л. П. Лаптевой (204), А. И. Малащенко (205), М. Е. Стеклова (206), В. А. Фокина (207). Но обстоятельного изложения, подробного анализа вышеназванного, вопроса пока нет, Следует отметить, что первые попытки в поиске путей формирования единства сознания и поведения встречаются у М. Гусака, который указывает на некоторые причины разрыва сознания и поведения. По его мнению, основная причина — это недостаточное убеждение, наличие довольно устойчивых старых привычек, от которых необходимо избавиться для достижения единства сознания и поведения. А к этому можно прийти через эмоциональный взрыв и упражнения в положительных поступках. Однако автор не указывает конкретных путей перехода от знаний к убеждениям (75).

Следующей работой, в которой делается попытка проанализировать и указать пути формирования единства сознания и поведения, явилась диссертация Л. П. Лаптевой, где также указаны некоторые причины расхождения слова и дела (в пионерском коллективе). Главными причинами автор считает неверное понимание школь никами ряда законов, плохо организованную воспитательную работу, отсутствие у пионеров устойчивой убежденности и т. д. Л. П. Лаптева справедливо отмечает, что для формирования единства сознания и коммунистического убеждения необходимо «упражнение в правильных поступках», а подобное единство возможно достигнуть через формирование у учащихся определенных нравственных качеств. Она подробно останавливается на воспитании у пионеров самокритичности, принципиальности, общественной активности (204).

А.И.Малащенко посвящает свою работу проблеме единства пове-1 дения и нравственных знаний в процессе воспитания' подростков. Автор также указывает на причины расхождения знания и поведения, главная из которых заключается в ограниченном характере деятельности школьников. Согласно убеждениям Малащенко, дружба и соревнование с коллективом шефствующего предприятия — важный источник нравственных знаний, нравственного поведения.

Автор указывает в качестве важной причины несоответствия знания и поведения отсутствие твердой убежденности в необходимости поступать правильно, недостаточное развитие волевых ка —, честв, отсутствие единства между семьей и школой и т*д. Он справедливо отмечает, что проблема единства нравственных знаний и поведения — это часть проблемы единства нравственного сознания и поведения (205),.

Влияние нравственных знаний на поведение учащихся исследует в своей диссертации Б. Вахабджанов, который считает, что знания о морали — основа действий и поступков. По его мнению, именно они (знания) и образуют новые умения, навыки поведения. На наш взгляд, с этим нельзя полностью согласиться, т.к. именно опыт, приобретенный в процессе деятельности и служит источником навыков и умений. Вопрос в том, чтобы правильно направить эту деятельность, о чем совершенно не упоминается в диссертации (204).

Интерес представляет диссертация М. В. Кабатченко, в которой автор указывает, что одной из основных причин разрыва сознания и поведения является построение воспитательного процесса на основе формирования сознания без одновременного воздействия на поведение подростка или воспитание правильного поведения без опоры на сознание (202). Автор считает, что воспитание единства сознания и поведения предполагает одновременно воспитание сознания и поведения, влияющих и обусловливающих друг друга. Но и в этой работе не затронута роль школьной комсомольской организации в деле формирования единства сознания и поведения учащихся.

А диссертация В. А. Фокина, защищенная сравнительно недавно, посвящена проблеме формирования единства нравственного соз^ нания и поведения учащихся в деятельности комсомольской организации среднего городского профтехучилища (207).

Итак, процесс формирования единства сознания и поведения у старшеклассников в свете деятельности комсомольской организации общеобразовательной школы по сей день почти не изучался. Особенно в Азербайджане эта тема еще не стала объектом специального исследования. В то время когда, как и во всей стране, в ряде комсомольских организаций средних школ республики имеется определенный опыт работы, позволяющий высказать -. соответствующие соображения в этой области. Необходимо глубоко изучить и проанализировать этот опыт, сделать его достоянием педагонической общественности^ также выявить причины, поровдающие.

I V.

II недостатки и определить пути их устранения. На Всесоюзном совещании секретарей комсомольских организаций К. У. Черненко отметил, что «новизна задач, стоящих перед нами объективно ввдвигает на одно из первых мест вопрос об улучшении форм и методов самого стиля деятельности комсомола» (22).

Все вышеизложенные мотивы побудили и направили нас к данному исследованию. Эта работа представляется нам особенно интересной и актуальной еше и потому, что она обусловлена возрастными особенностями школьникоЕ-комсомольцев (старший подростковый и юношеский возраст), т. е.тем периодом, когда он (школьник) уже ищет смысл в окружающей его жизни, когда формируются его жизненные планы. Комсомольский коллектив выступает здесь как субъект и в то же время как объект воспитания.

Таким образом, проблемой нашего исследования является формирование единства нравственного сознания и поведения — содержательного элемента активной жизненной позиции.

Объектом исследования является процесс формирования мосального облика советского человека.

Предметом исследования является процесс формирования единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской организации общеобразовательной школы.

Цель работы — проследить динамику формирования единства нравственного сознания и поведения и разработать научно обоснованные рекомендации для улучшения совершенствования деятельности комсомольских организаций школ по формированию единства нравственного сознания и поведения старшеклассников.

Мы предположили, что комсомольская организация средней общеобразовательной школы при правильной постановке работы мо — «жет стать действенным фактором формирования единства сознания и поведения учащихся-комсомольцев. Это означает строгое соблюдение ленинских принципов идейно-нравственного воспитания учащихся, единства теории и практики, связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Необходима правдивость пропаганда, ее уместность, доступность. Важно реализовать на практике постановление ЦК КПСС о комплексном подходе к делу воспитания, соблюдать единство элементов воспитания: целей и средств, различных факторов, форм и методов. Обязательным должно являться правильное определение основных направлений идейно-нравственной работы, использование в воспитательном процессе богатого опыта, накопленного комсомольскими организациями, правильный подбор, расстановка и воспитание кадров.

Гипотеза исследования — Эффективность формирования един-' ства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности школьной комсомольской организации обеспечивается: строгим соблюдением ленинских принципов идейно-нравственного v воспитания учащихся, единством теории и практики, связью с жизнью, с практикой коммунистического строительстваналичием сформированности самого комсомольского коллектива школыобъемом и качеством нравственных знаний учащихся, нравственными мотивами и потребностью деятельности, проявляющимися в общественно полезном труде, правильной организацией этой деятельностиразвитостью морально-волевой саморегуляции поведениясовещательно-координирующим направлением руководства деятельностью комсомольцев. Правильная организация работы комсомольского коллектива по формированию единства нравственного сознания и пове.

V V дения старшеклассников с учетом вышеперечисленного содействует воспитания социально-активной, нравственно сформированной личности.

Цель исследования и проверка выдвинутой гипотезы предаюлагают последовательное решение ряда задач. А именно:

— цроанализировать сущность и структуру единства нравственного сознания и поведения личности школьника;

— определить критерии и уровень сформированности единства нравственного сознания и поведения у старшеклассников-комсомоль-*-цев и состояние постановки дела по формированию данного единства в комсомольских организациях школ республики;

— определить возможности формирования единства нравственного сознания и поведения в деятельности школьной комсомольской организации;

— выявить определенные условия, формы и методы, необходимые для успешной деятельности комсомольских организаций в деле формирования единства нравственного сознания и поведения, на практике проверить их действенность- '.

— определить взаимосвязь деятельности школьной комсомольской организации и педагогического руководства этой деятельностью.

Методологической основой исследования являются марксистско-ленинское учение о всестороннем и гармоническом развитии личности, взаимосвязи сознания и деятельности, развитое в дальнейшем в трудах советских ученых, основные программные документы партии и правительства по вопросам коммунистического воспитания подрастающего поколения, о роли комсомольской организаций в формировании личности школьников, решения съездов ВЛКСМ, Пленумов ЦК ВЛКСМ по вопросам комсомольской работы в школе.

V I.

Этапы и методы исследования — исследование проходило в 4 этапа. На первом этапе исследования был проведен теоретический анализ состояния исследуемой проблемы путем изучения философской, социально-экономической и психолого-педагогической литературы, а также ее решения в практической деятельности школьных комсомольских организаций посредством наблюдения, интервьюирования, бесед с учащимися-комсомольцами, изучения документации школьных комсомольских организаций, письменных работ старшеклассников и др. Так мы подошли к обобщению опыта работы передовых комсомольских организаций, установлению специфических особенностей в деле формирования единства нравственного сознания и поведения, что позволило сконструировать программу опытно-экспериментальной работы, разработать ее методику. Это явилось вторым этапом исследования.

Третий этап был посвящен проведению опытной работы по фор— мировашш единства нравственного сознания и поведения комсомольI цев в базовых городских и сельских школах Азербайджана (школы 58, 82, 83 города Баку, Ленинабадская сельская школа Шемахинского района). Было охвачено около 700 комсомольцев-старшеклассников.

Личное участие диссертанта в опытной работе заключалось:

— в разработке содержания, комплексов и методики проведения мероприятий идейно-нравственной и общественно-трудовой направленности;

— в инструктировании секретарей школьных комсомольских организаций по вопросам выполнения разработанных планов, оказании им необходимой практической помощи;

— в обсуждении результатов проведенных мероприятий, определении путей и средств совершенствования этой работы.

Изначальным моментом опытной работы было установление уровня нравственного сознания, осведомленности и социальной активности учащихся старших классов методами анкетирования, бесе ды, наблюдения.

Четвертый этап исследования заключался в обобщении данных опытно-экспериментальной работы, литературном оформлении диссертации и составлении рекомендаций комсомольским организациям школ по формированию единства нравственного сознания и поведения школьников-комсомольцев.

Главным. критерием оценки полученных результатов явилось продвижение комсомольцев в области овладения идейно-нравственными знаниями (нравственная осведомленность), рост их социальной и трудовой активности, что устанавливалось по специально разработанной программе посредством традиционных методов педагогики и социологии путем сравнения конечных результатов с начальными.

Научная новизна исследования состоит в раскрытии сущности единства нравственного сознания и поведения и своеобразии процесса формирования данного единства у старшеклассников: в деятельности комсомольской организации школыв определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность деятельности школьных комсомольских организаций в формировании единства нравственного сознания и поведенияв уточнении некоторых приемов и методов руководства деятельностью школьных комсомольских организаций. Деятельность школьных комсомольских организаций по формированию единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в республике исследуется впервые. у Достоверность исследование подтверждается результатами л опытно-экспериментальной работы, в ходе которой был достигнут значительный эффект в деле формирования у комсомольцев единства нравственного сознания и поведения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы школьных комсомольских организаций в деле формирования единства нравственного сознания и поведения старшеклассников, в организации целенаправленной систематической научной работы сектора нравственного воспитания в комсомольских организациях базовых школ.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности комсомольских организаций школ и других республик, а также при составлении методических рекомендаций по вопросам воспитательной работы в школе или в спецкурсах и спецсеминарах по педагогическим наукам в вузах.

Апробация и внедрение результатов исследования. Использо-1 вание научно обоснованных рекомендаций в ряде школ республики значительно повысило эффективность работы школьнйх комсомольских организаций по формированию единства нравственного сознания и поведения учащихся.

С целью пропаганды результатов исследования и широкого внедрения их в практику мы выступали на научных конференциях аспирантов вузов Азербайджана, на научно-практических семинарах, перед учителями средних школ.

Результаты исследования освещались в сборниках научных трудов, на страницах журнала «Азербайджан мектеби» .

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения двух глав, заключения и библиографии. (.

Результаты исследования дают нам основание выделить следующие организационно-педагогические условия успешного развития идейного, духовного и психологического взаимодействия между педагогами и комсомольцами с целью формирования единства нравственного сознания и поведения старшеклассников:

I) включение комсомольцев в процессе управления общешкольной жизнью;

2) координирование деятельности учителей и учащихся на всех ' участках работы школьной комсомольской организации;

3) помощь педагогов и стимулирование деятельности школьного комсомольского коллектива;

4) согласованность требований личности учащегося со стороны педагогов и комсомольской организации;

5) выбор правильного метода педагогического руководства с учетом социального опыта и возрастных особенностей старшеклас сникоб.

В ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой в базовых школах, нами были выявлены основные недостатки педагогического руководства, ¿-летающие успешному формированию единства нравственного сознания и поведения комсомольцев. В целях разработки оптимальной программы совместной деятельности педагогов и комсомольской организации, способной обеспечить повышение уровня развития единства нравственного сознания и поведения старшеклассников и уровня педагогического руководства процессом формирования данного единства, нами были рекомендованы и использованы некото-(рые способы преодоления выявленных недостатков. I.

Так, например, одним из основных недостатков было неполное взаимопонимание между педагогами и комсомольцами, являющееся следствием слабой подготовки большинства педагогов в области теории и методики комсомольской работы. Мы предложили педагогам ознакомиться с педагогической директивной литературой: с приказами и инструкциями Министерства Просвещения, методическими рекомендациями, опубликованными в журналах «Советская педагогика», «Воспитание школьников», «Комсомольская жизнь», а также книгами ' «Классный руководитель и классная комсомольская организация» (Б.З.Вульфова, С. Е. Хозе и М. М. Ященко, «Комсомольская работа в школе» под редакцией С. В. Дармодехина, «Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе» под редакцией В. В. Лебединского и т. д. Нами были даны определенные разъяснения педагогам по вопросам, освещенным в названной выше педагогической литературе, и указания к тем моментам в деле руководства формированием единства нравственного сознания и поведения, которые требуют наибольшего внимания. Указанные документы и работы педагогов изучались одновременно и комсомольцами. Таким образом, педагоги со своей стороны, а комсомольская организация со своей должны были выделить основной круг воспитательских задач и наметить систему мероприятий по выполнению намеченных задач. В школах №№ 58, 83, 82 гор. Баку и в Ленинабадской школе Шемахинского района Азерб. ССР было решено в августе на педагогический совет пригласить членов комитета комсомола для обсуждения перспективного плана работы школы. В результате планы воспитательной работы классных руководителей были составлены в соответствии с планами работы комитета комсомола, что способствовало направлению деятельности комсомольцев и педагогов по формированию единства сознания и поведения в одно русло. В результате тесного взаимодействия комсомольцы и педагоги стали морально поддерживать друг друга, решать вместе сложные задачи и находить более эффективные пути их осуществления.

Таким образом, совершенствование методической подготовки к работе с комсомольским коллективом способствовало преодолению неполного взаимопонимания между комсомольцами и педагогами.

Изучение литературы по возрастной и педагогической психологии, социологии, философии и другим наукам, смежным с педагогической, частые беседы (групповые и индивидуальные) с комсомольцами, проводимые с целью выявления их настроений, взглядов на участие в комсомольской жизни школы, помогли устранить такой недостаток, как авторитарность в руководстве деятельностью школьной комсомольской организации.

Слабая помощь в организации выполнения общественных поручений и отсутствие анализа выполнения общественных поручений старшеклассниками со стороны педагогов были преодолены организацией совместного с комсомольцами планирования поручений и помощи комсомольцам в их выполнении, последующим заслушиванием и совместным обсуждением комсомольским и педагогическим коллективами отчетов комсомольцев о ходе и результатах выполнения поручений.

Планирование совместной деятельности педагогов с классной комсомольской организацией, создание системы общественных поручений и привлечение к выполнению поручений каждого комсомольца помогли преодолеть такие недостатки, как преодоление групповых форм работы со старшеклассниками над индивидуальными и отсутствие единства в работе классной и школьной комсомольских органи-" заций.

Остановимся на примере педагогического руководства деятель-< ностью комсомольской организации в проведении Всесоюзного Ленинского зачета и составлении личных комплексных планов. Этот выбор не случаен, так как Ленинский зачет «Решения ХХУ1 съезда КПСС — в жизнь!», как было отмечено нами выше, имеет целью воепитание идейно-закаленных, сознательных борцов за коммунизм, характерной чертой которого является «сплав знаний, убеждений и практического действия» (16,76), и является комплексной фор мои соединения воспитательных условии комсомольских организаций и учебных коллективов. В наших экспериментальных школах ' до проведения комсомольского собрания, на котором должны были утверждаться личные комплексные планы комсомольцев, педагоги совместно с комитетом комсомола проделали определенную работу, оказали комсомольцам необходимую помощь в их предварительной подготовительной работе. Кстати, подобная помощь необходима вследствие того, что, как показывает опыт, сами старшеклассники затрудняются е составлении личных комплексных планов, что объясняется спецификой классной организации школы: школьный комсомольский отряд объединяет младшую возрастную группу комсомольцев. Многие из них только вступили в комсомол, а другие имеют слишком маленький стаж внутрисоюзной работы. Из этого вытекает, что они не полностью осознают свои возможностиодни учащиеся (с заниженной самооценкой) боятся брать на себя серьезные обязательства, требующие проявления творческой инициативы, преодоления определенных склонностей и т. д.- другие (обычно с завышенной самооценкой) берут на себя часто непосильные обязательства. Поэтому важная роль в коррекции данных ситуаций отнодится педагогу, который должен тактично направлять деятельность комсомольцев, избегая однако чрезмерной опеки, а также предостерегать их от ошибок и учить преодолевать определенные трудности. Исходя из этого, педагоги поставили перед собой задачу научить комсомольцев целенаправленно планировать работу,учитывая возможности своих учеников, рекомендовать включение тех или иных обязательств. Особо большое внимание было уделено педагогами организации самовоспитания учащихся. Учащиеся порой неправильно понимают процесс самовоспитания. Наблюдения показывают, что самовоспитание у них выливается в самоутверждение, в ложную самостоятельность, что зачастую ведет к конфликтам с окружающими. Поэтому планы бесед, проводимых в классах по организации самовоспитания, составлялись при непосредственном участии педагогов, которые своими советами направляют комсомольцев на правильный путь в решении данной задачи. Это вполне соответствует требованию к стилю руководства молодежной организацией, выдвинутому К. У. Черненко на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций: «Максимум убеждения, товарищеского внимания, практической помощи» (22).

Результатом работы, проделанной педагогами совместно со школьной организацией по подготовке к проведению Всесоюзного Ленинского зачета, было то, что комсомольцы могли правильно подойти к оценке собственных возможностей, с большей ответственностью отнеслись к включению того им иного обязательства в личные комплексные планы, по-деловому обсуждали принятые обязательства и правильно определяли цель и задачи самовоспитания.

На высокий уровень поставлено педагогическое руководство в Ленинабадской школе Шемахинского района, что можно наглядно видеть на примере педагогического руководства работой ученической производственной бригады, о которой было рассказано в § I данной главы. Для того, чтобы комсомольцы добились столь значительных успехов в своем почине — организации животноводческих комплексов, им необходимы определенные знания и умения. Поэтому опытный педагог, директвр школы З. Шикаров стал вести специальный тематический цикл «Наш вклад в Продовольственную программу СССР». Весь цикл состоит из 12 занятий, которые представляют собой практикум организации и ведения хо — (зяйства. Характерным является то, что, проводя эти занятия, Ши-каров всемерно развивает инициативу и творчество самих учащихся, не навязывая им своего мнения, а активизируя их мышление и способности. Так, каждое третье занятие строится на основе анализа, сделанного самими комсомольцами. Подобное содружество педагога и учеников — наглядный пример правильного педагогического руководства деятельностью школьных комсомольских организаций. Своим ответственным отношением к делу, серьезностью, с которой подошел директор школы к желаниям и инициативе комсомольцев, стремлением всемерно и всесильно помочь старшеклас сникам в их начинании, доверием, с которым он отнесся к предложениям школьников, т. е.своим личным примером педагог способствует формированию высоких нравственных начал у своих воспитанников. Человек, обладающий в высокой степени единством нравственного сознания и поведения, по-настоящему увлек юношей, которые все активнее включались в работу, формируя у них такие качества, как гражданственность, чувство долга и ответственнос-(ти, коллективизма, взаимоответственности, требовательности.

Главным правилом, которому следуют педагоги в организа — < ции руководства деятельностью школьных комсомольских организаций, является всемерное развитие самоуправления школьников, активизации их самих как хозяев собственной жизни. Это достигается учетом характера саморегуляционных процессов в комсомольском коллективе, созданием условий для их возникновения и умением корректировать эти процессы.

Итак, в целях эффективности процесса формирования нового * человека и воспитания у него единства нравственного сознания и поведения необходимо усилить взаимодействие школы и комсомола и повысить уровень педагогического руководства процессом формирования единства нравственного сознания и поведения учащихся — комсомольцев. Повышение уровня педагогического руководства данным процессом может быть достигнуто при применении современных методов управления совместной воспитательной деятельности учителей и комсомольской организации и наличии;

— понимания задач и содержания воспитательной работы комсомола в современной школе;

— единства целей и направлений воспитательного воздействия (в данном случае, нравственного);

— оптимального соотношения реализации комсомольского коллектива как объекта и субъекта воспитания;

— организационно-педагогических условий успешного развития идейного, духовного и психологического контактов между педагогами и комсомольцами (см. с.139);

— прогнозирования и программирования совместной воспитательной работы педагогического и комсомольского коллективов;

— совещательно-координирующего направления педагогического руководства- «.

— правильного планирования и координации работы различных звеньев и средств воспитания учащихся;

— глубокого изучения педагогической литературы по еопросам теории и методики комсомольской работыпознания воспитательных факторов и явлений, их связей и взаимообусловленноети, их учета в процессе совместной деятельности;

— объективной оценки эффективности воспитательной работы и корректировки взаимодействия педагогического и комсомольского коллектива на ее основе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поскольку в конце каждой главы и каждого параграфа даны соответствующие выводы и рекомендации, вытекающие из этих глав и параграфов, чтобы не повторяться, здесь в общей форме отметим лишь основные положения.

I. Единство нравственного сознания и поведения является важнейшим содержательным элементом активной жизненной позиции { личности и предполагает целостность и взаимообусловленность информированности личности, ее знаний, убежденности и действий. Партия и Правительство уделяют повседневное пристальное внимание формированию этого единства на современном этапе у советских людей вообще, у школьников в особенности. Объективных причин, обуславливающих эту необходимость, много. Это социально-экономический прогресс Советского Союза, создавшего условия и обеспечивающего всестороннее гармоническое развитие личности — ^ формирование нового человека, характерной чертой которого является сплав знаний и убеждений, направленных на практическое прогрессивное преобразование мира, на творческий труд, на претворение в жизнь целей и задач коммунистического строительствапостепенный переход к коммунистическому самоуправлению, где в огромной степени повышается роль морали, как регулятора социальных отношенийсоздание объективных предпосылок для все более активного участия людей в общественной работеизменение в самом содержании труда под воздействием научно-технической революции, на эффективность и качество которого оказывают непосредственное влияние новые высокие нравственные критериитребование нашей действительности — чтобы слова никогда не расхо — дались с делом, суть не подменялась формой, чтобы прививать учащимся непримиримость к чуждым нашему образу жизни взглядам и нравственным качествам и т. д.

2. В идейно-нравственном становлении личности, в формировании у нее единства нравственного сознания и поведения большую роль играет средняя общеобразовательная школа, являющаяся самой жизнью юношей и девушек".

Активным помощником педагогического коллектива школы в деле идейно-нравственного воспитания подрастающего поколения является комсомольская организация школы, вовлекающая учащихся (в практическую деятельность, способствующая утверждению в сознании и поведении высокой идейности, организованности, дисциплинированности, творческого отношения к работе, развитию морально-волевых качеств.

3. Формирование единства нравственного сознания и поведения — это сложный целостный процесс, находящийся в прямой зависимости от уклада жизни советских школьников, от системы взаимоотношений между ними, от воспитательных влияний на них.

1 Сложность процесоа формирования единства нравственного сознания ' и поведения обуславливается тем, что имеется ряд объективных и субъективных причин встречающегося у комсомольцев разрыва нравственного сознания и поведения. К объективным причинам относятся: наличие пережитков прошлого в сознании некоторой части людейсуществующие пока различия между городом и деревнейнекоторое экономическое неравенство людей.

К субъективным причинам относится разрыв между притязаниями и достижениями старшеклассников, что объясняется отсутствием силы воли, недостатком времени у некоторой: части учащихся, отсутствием благоприятных обстоятельств и условий, недостатком знаний и умений.

При правильной организации деятельности комсомола школы субъективные причины разрыва единства нравственного сознания и поведения преодолеваются самими комсомольцами.

4. Наряду с положительным опытом работы школ республики по идейно-нравственному воспитанию, по формированию единства нравственного сознания и поведения имеется ряд существенных недостатков. Так, в деятельности комсомвльских организаций ряда школ царит формализм и шаблонностьво многих школах почти не проводится моральное просвещение старшеклассниковв комсомольских организациях отсутствуют секторы нравственного воепитанияпри распределении поручений не учитываются интересы, наклонности, возможности школьникасуществует нарушение и в педагогическом руководстве комсомольской организацией, когда педагоги смотрят на комсомольскую организацию только как на объект воспитания, игнорируя тот факт, что комсомольская организация является одновременно и субъектом воспитания.

На преодоление этих недостатков необходимо обратить серьезное внимание.

5. В содержание деятельности комсомольских организаций по формированию единства нравственного сознания и поведения входят повышение уровня нравственной образованности комсомольцев, вооружение их основной суммой знаний по проблемам коммунистической нравственности, организация работы по самовоспитанию с целью развития морально-волевой саморегуляции поведения, развитие нравственных качеств в процессе общественно полезной деятельности.

6. Комсомольской организацией школы в работе по формированию единства нравственного сознания и поведения должны широко использоваться такие методы, как убеждение (целенаправленное воздействие на сознание, чувства и поведение комсомольцев) — коллективная деятельность комсомольцев, в процессе которой знания превращаются в убеждения, а убеждения — в убежденностьсоревнования, способствующие развитию творческой инициати вы, самодеятельности, коллективизма, сознательности, ответственI ности, коммунистического отношения к труду, утвервдению норм коммунистической моралиобщественно-политическая практика, комсомольские порученияпоощрение и наказание, способствующие развитию положительных побуждений старшеклассников и претворению их в деятельноети, а также корректировке поведения комсомольцев.

7. Основными формами деятельности комсомольской организации по формированию единства нравственного сознания и поведения яв ляются: Всесоюзный Ленинский зачет, Ленинские Уроки, Уроки Мужества, лекторские группы и агибригады, конференции по нравст-, венным проблемам, морально-этические беседы и диспуты, комсомольское собрание, комсомольское поручение, работа в учебно-производственных бригадах.

Весьма полезно нравственное просвещение учащихся, в процессе которого школьники вооружаются знаниями моральных норм, что способствует выработке у них нравственных убеждений и сознания, потребности, готовности и способности к высокоморальному поведению, морально-волевой саморегуляции поведенияу них вырабатывается стремление к соединению сознания и поведения.

8. Ни труд, ни учеба, ни Ленинский зачет, ни диспуты, ни комсомольские собрания и т. д., ни тот или иной метод или форма сами по себе (т.е.в отдельности), не могут обеспечить успех в формировании единства нравственного сознания и поведения старшеклассников. Только в общей, единой взаимосвязанной системе воспитательных влияний и при использовании оптимальных сочетаний различных методов и форм можно обеспечить достижение данного единства.

1 9. Достижение единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской организации средней школы находится в прямой зависимости от уровня сформированнос-ти самого комсомольского коллектива, от объема и качества нравственной информации, нравственных знаний, приобретенных в результате информации, от мотивов деятельности и потребностей самих комсомольцевот правильной организации деятельности каждого комсомольца, от морально-волевой развитости старшеклассников.

10. Разнообразная практическая деятельность комсомольцев, I выполнение ими комсомольских поручений, участие в творческом труде формируют у школьников — комсомольцев не только добросо-, вестное отношение к труду, но и потребность трудиться творчески, высокие нравственные принципы, в результате чего ученики стремятся соединить слово с делом, идею с практикой, сознание с поведением, более добросовестно относятся к учебе, к своему долгу, успешно трудятся. Специальные разумные упражнения и приемы активизируют практическую деятельность комсомольцев, дают заметный успех в формировании единства нравственного сознания и поведения старшеклассников.

11. Повышение уровня педагогического руководства деятельностью комсомольских организаций в работе по формированию единства нравственного сознания и поведения в сочетании с собственной активностью старшеклассников дает значительный эффект. Воспитательная работа педагогов способствует развитию воспитания и самовоспитания. Надежной гарантией соединения нравственного сознания и поведения школьников является совещательно-координирующее направление педагогического руководства.

Проблема формирования единства нравственного сознания и f поведения старшеклассников в деятельности школьных комсомольских организаций сложна и многогранна. Ее решение не ограничивается рамками данного исследования, и она требует дальнейшего изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. М.: Политиздат, 1955, т.23, с.1−784.
  2. К. Экономическо-философские рукописи 1944 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41−178.
  3. К., Энгельс Ф.Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
  4. К. Критика политической экономики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.46, с.51−508.
  5. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической фи -I лософии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с.269 317. (
  6. В.И. О характере наших газет. Полн.собр.соч., т.37, с.89−91.
  7. В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1−120.
  8. В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.347−534.
  9. В.И. Очередные задачи советской власти. Полн.собр. соч., т.36, с.165−208.
  10. В.И. Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности рели -гии». Полн.собр.соч., т.29, с.41−64.
  11. В.И. О воспитании и образовании. М.: Просвещение, 1973. — 704 с. ,
  12. В.И. 0 коммунистической нравственности. М.: Полит -издат, 1975. ", 278 с.
  13. П. Документы Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства
  14. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. — 114 с.
  15. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1977. — 256 с.
  16. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. И.: Политиздат, 1982. — 223 с.
  17. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. М.: Юрид.лит., 1977. — 62 с.
  18. Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Полит -издат, 1983. — 129 с.
  19. О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышения его рож в коммунистическом воспитании? молодежи: Постановление ЦК КПСС. Правда, 1984, 7 июля.
  20. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 112 с.
  21. Ш. Труды, речи, выступления руководителей КПСС и Советского государства
  22. К.У. По-ленински жить, работать, бороться: Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций. Правда, 1984, 29 мая.
  23. Л.И. Ленинским курсом. М.: Политиздат, 1974, т.6.-680 с.
  24. Г. А. Формирование активной жизненной позиции: актуальные задачи нравственного воспитания. М.: Политическая ли -тература, 1979. — 61 с.1У. Документы Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи
  25. ХУШ съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза
  26. Молодежи, 25−28 апреля 1978 г.: Стенографический отчет. -М.: Молодая гвардия, 1978. 431 с. '
  27. XIX съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, 18−21 мая 1982 г.: Стенографический отчет. М.: Молодая гвардия, 1982. — 415 с.
  28. XXXI съезд ЛКСМ Азербайджана 2−3 апреля 1982 г.: Документы и материалы. Баку: Гянджлик, 1984. — 388 с.
  29. Н.К. К вопросу о коммунистическом воспитании) молодежи. Пед.соч. в 10 томах: Изд-во АПН РСФСР, 1958, т.2, с.121−126.
  30. Н.К. Реконструкция народного хозяйства и политех -ническое образование. Пед.соч. в 10 томах: Изд-во АПН РСФСР, 1958, т.4,-630 с.
  31. А.С. Проблемы школьного современного воспитания. -Сочинения, 2-е изд., 1958, т.5, с.105−221.
  32. М.И. О воспитании коммунистической сознательности. -М.: Педагогика, 1975. 287 с.
  33. А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. 636 с. I
  34. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личное -ти. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  35. Азбука нравственного воспитания /Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979. — 318 с. '36,37,38
Заполнить форму текущей работой