Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Острой остается проблема детей, оказавшихся вне образования. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей. Не снижается количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в общеобразовательных учреждениях и нигде не работающими. Сохраняется опасная тенденция… Читать ещё >

Социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение

Глава 1. Теоретические вопросы исследования проблемы безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в России

1.1 Нормативно правовая основа исследования проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

1.2 Исторические аспекты предупреждения беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в России. Анализ динамики преступности несовершеннолетних в России

1.3 Причины и факторы отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

2.1 Анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме

2.2 Организация и содержание социально-педагогической профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Заключение

Библиография

педагогическая безнадзорность несовершеннолетний правонарушение

Введение

Актуальность темы исследования обусловливается следующими факторами. Социально-экономические преобразования, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей явились причинами, которые обусловили рост безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России. Безнадзорность детей является угрозой, будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

Указ президента РФ от 6 сентября 1993 г. «О предупреждении отклоняющегося поведения и охране прав несовершеннолетних» положил начало в России новой социальной практики и легализовал создание инфраструктуры, ориентированной на социальную профилактику, помощь, поддержку при профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998. Содержательно соответствует Конвенции о правах ребенка, выделяет детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов — детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года — содержательно соответствует Конвенции о правах ребёнка, выделяет детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов — детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Позднее основные принципы охранно-защитной превенции были закреплены Федеральным законом № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В данном законе отражены государственные субъекты, которые обязаны: а) обеспечивать предупреждение безнадзорности и правонарушений; б) осуществлять охрану прав несовершеннолетних; в) контролировать состояние воспитательной работы с ними; г) оказывать социально-педагогическую, социально-правовую и педагогическую помощь семьям и несовершеннолетним. Права несовершеннолетних подробно описаны в Конвенции о правах ребёнка (принятой и открытой для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559−1.), а также в Семейном кодексе РФ (разделы «Права и обязанности родителей и детей», «Права несовершеннолетних детей»).

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед российским обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Для улучшения уровня профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних был принят приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» № 569 от 26 мая 2000 года. [5, С.15−18].

Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия. Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

В специальной литературе широко представлены труды отечественных ученых, посвятивших свои работы различным аспектам рассматриваемой проблемы. Это работы Волковой Н., Величко О., Галагузовой М. А., Голоднюка Н. Н., Дивицыной Н. Ф., Жигарева Е. С., Забрянского Г. И., Зубковой В. И., Крутера М., Мартыновой М. С., Морозовой О. В., Рыбцовой Л. Л., Торлопова В. А., Щегорцова А. А., Штиновой Г. Н. и др.

Целью данной курсовой работы является исследование нормативно-правовых, историко-педагогических и организационно-педагогических аспектов деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Поставленная цель предопределила постановку следующих задач:

— раскрыть содержание понятий «безнадзорность» и «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении»;

— выявить основные причины и факторы безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в России;

— проанализировать содержание социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями.

Объектом данного исследования выступает социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Предметом данного исследования является организация и содержание деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Глава 1. Проблема безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в России

1.1 Нормативно правовая основа исследования проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [31];

В соответствии с существующей нормативно-правовой базой органы и учреждения системы профилактики должны проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию или содержанию, жестоко обращаются с детьми или отрицательно влияют на их поведение.

Согласно статье 4. федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как известно, образуют восемь субъектов. На практике основной объём профилактической работы осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП); органы внутренних дел; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием и образовательные учреждения. Органы опеки и попечительства при органах местного самоуправления; органы по делам молодёжи; органы управления здравоохранением и лечебно-профилактические учреждения; органы и учреждения по делам молодёжи, культуры и спорта играют вспомогательную роль.

Для того чтобы органы и учреждения, осуществляющие профилактику, функционировали как система, необходимо выполнение двух требований: во-первых, обеспечение обмена информацией между ними, во-вторых, выделение органа, ответственного за координацию. Оба отмеченных требования Законом формально учтены. Так, согласно ст. 9 Закона органы и учреждения системы обязаны незамедлительно информировать:

прокуратуру и КДН и ЗП — о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних;

органы опеки — о детях, оставшихся без родительского попечения;

органы управления социальной защиты — о детях, нуждающихся в социальной помощи, и неблагополучных семьях;

орган внутренних дел — о несовершеннолетних правонарушителях и родителях, негативно влияющих на своих детей, и взрослых, вовлекающих подростков в совершение правонарушений;

органы здравоохранения — о не обучающихся несовершеннолетних;

органы по делам молодёжи — о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи для организации отдыха, досуга или занятости.

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября 1990 г. после ратификации ее двадцатью государствами. К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль, соблюдение которого будет осуществлять в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с действующими международными документами. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции и в ряде случаев впервые поднимаемых в рамках международного документа, отметим такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (Статья 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская преступность (Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей-инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30).

Образование является предметом рассмотрения двух важных статей (27 и 28), значимость которых вновь подчеркивалась на Всемирной конференции по образованию для всех, проходившей 5−9 марта 1990 г. в Джомтьене (Таиланд). Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Органичная сила новой Конвенции состоит в ее гибкости, способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные проблемы, она ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предлагающие свои пути решения общих для всех детей проблем.

1.2. Исторические аспекты предупреждения беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в России. Анализ динамики преступности несовершеннолетних в России В России забота о беспризорных детях на протяжении веков являлась нормой общественной жизни и в зависимости от конкретных исторических личностей и периодов получала свое распространение как в государственных делах, так и в народных традициях.

Начало государственной политики заботы о детях относится ко времени принятия христианства на Руси, хотя ещё в дохристианский период в родовой общине славян прослеживалась традиция заботиться о сиротах всем миром.

При Иване Грозном сиротскими домами ведал Патриарший приказ. Дальнейшее развитие государственная система призрения получила при Петре Первом, который поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорождённых с соблюдением анонимности происхождения. При Екатерине II «воспитательные дома» и приюты на время укрывали ребёнка от беды, а затем определяли их в «семью благонравного поведения». Царь Федор Алексеевич ввёл «дворы» для детей нищих и сирот, в которых те получали одежду и пропитание, а также обучались грамоте и какой-либо профессии.

В начале ХIХ века число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Так, при Александре I смертность в них доходила до 75%. Во второй половине ХIХ в. в развитии образования происходят существенные перемены: в педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления.

После Октябрьской революции 1917 г. заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. За годы советской власти была создана государственно-общественная система профилактики безнадзорности, беспризорности и детско-подростковых девиаций, которая практически справилась с двумя мощными всплесками сиротства и беспризорности (после Гражданской и Отечественной войн).

Острая необходимость решения задач по воспитанию и социальной защите детей способствовала появлению целого ряда талантливых педагогов и психологов, внесших значительный вклад как в науку, так и в практическую деятельность — это А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский, В.С. Сорока-Росинский, М. М. Пистрак, Л. В. Занков и др.

В 1920 г. А. С. Макаренко организовал Полтавскую трудовую колонию имени М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей, где с успехом занимался исправительной деятельностью, коллективу и труду в колонии уделялась решающая роль в воспитании. С 1927 г. А. С. Макаренко становится заведующим колонии имени Ф. Э. Дзержинского, наладив в ней производство электросверл и фотоаппаратов. Беспризорные и правонарушители, пройдя через коллективы, созданные А. С. Макаренко, становились достойными людьми, квалифицированными специалистами.

В 1920 г. в Петрограде В. С. Сорока-Росинский создает «Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского» (ШКИД), в ней воспитывались беспризорные правонарушители. Школьная жизнь строилась на основе самоуправления, учеба сочеталась с игрой и трудовой деятельностью. Деятельность подобных школ оценивалась по простым и понятным критериям: убегают ли дети из школ, как они учатся и кем становятся.

В 1919 г. С. Т. Шацким создана Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса. В структуру станции входили детские сады, школы и педтехникум, готовивший учителей. Воспитание происходило в форме организации жизни детей, складывающееся из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Для более успешного воспитательного воздействия изучалась среда, быт каждой семьи, обобщался положительный опыт родительской педагогики, привлекалось население к воспитанию детей, особое внимание уделялось эстетическому воспитанию и развитию художественного творчества. С. Т. Шацкий, высказывая идею о том, что педагогика — это синтез науки и искусства, последовательно проводил её в жизнь, делая ставку на самоуправление и воспитание организаторских способностей у учеников.

В 1920 году М. М. Пистрак возглавил Московскую опытно — показательную школу имени Лепешинского (МОПШК), в которой не существовало отдельных коллективов учащихся и учителей, а был единый коллектив, объединенный целью, интересами и самоуправлением. Первыми воспитанниками МОПШК были дети-сироты, в школе существовала высокая дисциплина, атмосфера сотрудничества и уважения личности. Один из учеников школы писатель Анатолий Рыбаков в своих произведениях рассказал о жизни МОПШК, её педагогах и учениках.

В 30−40-е годы ХХ в. массовые политические репрессии и нарушения прав человека в нашей стране не обошли стороной и несовершеннолетних, усилились карательные функции по отношению к несовершеннолетним — постановлением ЦИК и СНК СССР от 7.04.1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» был снижен возраст уголовной ответственности до 12 лет, по значительной части составов преступлений, восстанавливался принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказаний, отменялась ст. 8 основных начал уголовного законодательства СССР об обязательном применении к малолетним правонарушителям мер медико-педагогического характера и о преимущественном их применении к несовершеннолетним. В УПК РСФСР была отменена ст. 38 о выделении дел несовершеннолетних в отдельное производство и направлении их в комиссии по делам несовершеннолетних. Сами комиссии были упразднены постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 20.06.1935 г.

События, связанные с Великой Отечественной войной (1941;1945 гг.), значительно увеличили количество беспризорных детей в стране. Эта проблема решается на государственном уровне путем создания школинтернатов и расширения сети детских домов для детей, оставшихся без попечения родителей. Основы Уголовного законодательства СССР и Союзных республик 1958 г. установили уголовную ответственность несовершеннолетних с 16 лет, а за тяжкие преступления — с 14 лет. Это положение было закреплено сначала в ст. 10 УК РСФСР 1960 г., а затем в ст. 20 УК РФ 1996 г.

В 60 — 70 гг. педагогическая наука и практика возрождает исследования в области педагогической среды и воспитательного воздействия на несовершеннолетних с правонарушающим поведением. Данному процессу мешают социальные потрясения 80 — 90 гг., связанные с развалом СССР, кризисным состоянием экономики и ухудшением на этом фоне условий жизни и воспитания детей.

В 1990 г. СССР ратифицирует Конвенцию ООН о правах ребенка, а на протяжении данного десятилетия принимаются многочисленные нормативные акты: Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Разрабатываются и реализуются государственные социальные программы «Дети России», «Дети Чернобыля» и др.

Несмотря на правовое регулирование защиты детства в эти годы резко увеличивается количество безнадзорных и беспризорных детей, численность которых в настоящее время по самым скромным подсчетам составляет около 1 млн. Растет преступность среди подростков, социальными проблемами становятся детский алкоголизм, детская наркомания, детская проституция, отклонения в физическом и психическом развитии детей. Количество детей погибающих в результате семейного насилия составляет около 3000 в год, а количество сексуальных насилий над детьми в семье только по официальным данным составляет около 50 000.

В настоящее время решение проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не терпит отлагательств и нуждается в социальном, педагогическом и правовом обеспечении.

Анализ динамики преступности несовершеннолетних в России В настоящее время несовершеннолетние — одна из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения. Из каждых 10 тыс. подростков в возрасте 14−18 лет в течение года совершают преступления 200−220 человек. Более тщательный анализ динамики преступности несовершеннолетних позволяет выявить ряд важных в криминологическом отношении обстоятельств:

1. В целом уголовная статистика на протяжении длительного времени фиксировала тенденцию постоянно, но в тоже время относительно плавного роста преступности несовершеннолетних — по числу выявленных лиц, совершивших преступления, в среднем на 11−12% каждые пять лет.

2. Начиная с 1991 г. тенденция существенно изменилась, прирост числа зарегистрированных несовершеннолетних, совершивших преступления за период 1991;1998 г. г. составлял около 30%. Подробная ситуация в СССР наблюдалась в послевоенный период (1945;1947 г. г.) В дальнейшем, по мере устранения последствий войны в динамике преступности несовершеннолетних отчетливо прослеживалась тенденция постепенного снижения (до 1961 г.) и все последующие годы фиксируется стабильный рост преступности, т. е. рост происходил вместе с общим ростом преступности взрослого населения .

В конце 90-х годов был зарегистрирован самый высокий темп прироста всей преступности. Это напугало высокие инстанции, которые до того не обращали внимания на учтенную преступность и была дана волюнтаристская команда — любыми путями, снизить преступность. Несовершеннолетний правонарушитель в этом плане — самый «подходящий» субъект.

В структуре преступного поведения несовершеннолетних доминируют около десятка деяний и составляют 80−85%: это кражи, грабежи, разбои, вымогательство, хулиганство, убийство, изнасилования, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и др.

1. Доминирующим преступлением является кражи и составляют 60%.

2. Грабеж, разбой — 12%.

3. Хулиганство — удельный вес колеблется до 60%. Он практически в 3 раза сократился по сравнению с 70-ми годами, и в настоящее время наблюдается тенденция к его снижению.

4. Убийства, изнасилования, умышленное причинение вреда от 1 до 2% - небольшие доли, но за последние годы их тенденция неблагоприятна к сожалению, жестокие убийства стали совершать и малолетние дети.

5. Особую тревогу внушает наркотизм, удельный вес которого по официальным данным увеличился за последние годы вдвое — втрое. Смертность от употребления наркотиков лицами 12−15 лет, за последнее десятилетие увеличилось в 42 раза.

Возрастает вовлечение несовершеннолетних в сферу межнациональных конфликтов (скинхеды), что стимулируется деятельностью экстремистских национально-патриотических и шовинистически настроенных организаций и движений. В среде несовершеннолетних все больше распространяются такие виды преступлений, которые ранее были присущи в основном взрослым, — торговля оружием и наркотиками; сутенерство; разбойные нападения на предпринимателей и иностранцев; посягательство на жизнь и здоровье с использованием пыток; мошеннические действия с валютой; компьютерные преступления; рэкет и др. Одной из особенностей преступности несовершеннолетних на современном этапе являются корыстная мотивация преступлений — до 90% и только 7−10% совершают по мотивам солидарности, самоутверждения, групповой зависимости.

Преступность несовершеннолетних всегда носила групповой характер. Групповое поведение это норма для несовершеннолетних, а не отклонение от нее. Однако есть место и стойким, единоличным, дерзким, изощренным правонарушениям со стороны подростка. Такое поведение значительно труднее поддается раскрытию и фиксации, чем групповое.

Заметнее стала прослеживаться тенденция снижения возраста, с которого начинается систематическое употребление спиртных напитков; увеличивается число правонарушений в сфере изготовления и сбыта порнографических предметов (почти в 10 раз); омолаживание проституток, так если в 1987 г. каждая 20-я была моложе 18 лет, то в 2005 г. г. — каждая пятая. Таким образом, фактический уровень, динамику и структуру преступности несовершеннолетних следует оценивать как неблагоприятные. Они положительно сочетаются с тенденциями интенсивного распространения СПИДа, наркомании, венерических болезней, проституции и безнадзорности. А это в свою очередь предопределяет неблагоприятные тенденции развития молодежной и взрослой преступности на ближайшие десятилетия.

1.3 Причины и факторы отклоняющегося поведения несовершеннолетних Изучая факторы или причины, определившие в сознании детей установку на бродячий образ жизни, выделяют, прежде всего, тяжелое материальное положение семей, в которых родители не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс. Материальный фактор напрямую влияет на общий моральный климат в семье и поведение старших членов семьи.

Конфликты с родителями, пьянство, ссоры и наркомания последних, жестокое обращение с детьми — вторая основная детерминанта. Если она сопровождается неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома.

Острой остается проблема детей, оказавшихся вне образования. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей. Не снижается количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в общеобразовательных учреждениях и нигде не работающими. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов, а также подростков женского пола. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также массовое внутригрупповое насилие в молодежной и подростковой среде. Профилактика преступлений молодежи представляет собой очень актуальную и значимую составную часть предупреждения преступности в нашей стране.

На формирование девиантного поведения влияют следующие факторы риска:

— Криминальный — преступление против нравственности; принуждение детей со стороны родителей к попрошайничеству, эксплуатация и вовлечение детей в незаконный бизнес, проституцию, сутенерство и другие правонарушения. Продажа алкогольных напитков несовершеннолетним, распространение порнографической продукции.

— Семейный фактор — нарушение функционирования семьи, когда родители, опекуны, близкие родственники не обеспечивают надлежащего воспитания и содержания и содержания ребенка, необходимого психологического комфорта в семье. Объективная ситуация, вызывающая трудности в воспитании, содержание и осуществление контроля в семье со стороны родителей.

— Детский фактор — патологические девиации характера некоторых детей, склонность к потреблению психоактивных веществ, самовольным уходом из дома или учебно-воспитательного заведения и другими формами отклоняющегося поведения.

— Молодежный фактор — развитие асоциальных подростковых «субкультур»

— Организационный фактор — недостатки в работе системы образования, служба занятости несовершеннолетних и молодежи, подразделений ОППН и других государственных структур.

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений, однако указывает на большую степень вероятности этих отклонений, возрастающей по мере углубления факторов риска. В этих условиях актуальной задачей становится формирование государственной политики профилактики детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальной среде. Проблема правонарушений несовершеннолетних актуальна для российского сообщества, озабоченного поиском и выработкой гуманно-эффективных мер профилактического воздействия и борьбы с социально опасным явлением. Все правонарушения, преступные и неприступные, в той или иной мере асоциальны, так как причиняют вред обществу. По закону преступная асоциальность квалифицируется как «общественная опасность» .

Правонарушения несовершеннолетних — следствие социальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация — это нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующиеся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации, причины, которой напрямую связаны с негативными факторами различного уровня:

Микроуровень. Асоциальная конфликтная семья, отклонения ранней детской социализации с накоплением негативного опыта.

Мезоуровень. Отчуждение от социально благополучных сверстников, школьного, иногда производственного коллективов, общественных организаций; предпочтение криминальной среды общения. Мотивами поведения этих подростков становятся две группы особенностей: агрессия или страх. Агрессия выражается в нападении на окружающих (как физическом, так и моральном), потребности во власти, доминировании над другими. Это подвижные, активные люди — лидеры по натуре, склонные к реакциям аффекта, вследствие невоспитанности и слабой воли. Их отношение к окружающим высокомерное. Страх выражается как эмоция в ситуациях мнимой или действительной угрозы жизни индивида. Подростки, руководимые страхом, выступают в роли ведомых асоциальными лидерами, слуг, тупых исполнителей. Их легко уговорить, подчинить. Имея низкую самооценку, постоянно нуждаются в лидере и находят его в числе агрессивных сверстников.

Макроуровень. Социально-экономическая ситуация в стране: безработица, обнищание, политическая нестабильность, межнациональные конфликты. Ситуация отсутствия государственной идеологии, пропаганды философии индивидуализма и бездуховность.

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

2.1 Анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодёжной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжает расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.

Для правильного определения причин безнадзорности необходимо определиться с сущностью этого понятия, рассматриваемого как явление, состояние или процесс.

Некоторые ученые (В.Ф.Кондратишко, П. И. Люблинский, В.И.Свидерский) изучают также безнадзорность как результат определенного социального состояния.

Ж.М. Глозман определяет безнадзорность как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.

В словаре по социальной работе безнадзорные дети также определяются как лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих.

Очевидно, что безнадзорность может являться как конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.

Для того чтобы уточнить понятие «беспризорность», рассмотрим его с позиций ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой.

Отечественный педагог П. И. Любинский считал беспризорностью «аномальное социальное состояние малолетнего…». Он же писал: «Беспризорность есть состояние, характеризующее не саму личность ребенка, а ту социальную обстановку, в которой он растет и воспитывается».

Начальник отдела социальной профилактики безнадзорности детей Минтруда России В. В. Терехина говорит о том, что беспризорность — это крайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание вне семьи.

Переход несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечет прекращение семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, так как судьба ребенка никому не известна.

Социальная педагогика продолжает интенсивный теоретический, а также научно-практический поиск инновационных форм и методов работы с детьми, эффективных технологий социально-педагогической деятельности, нацеленных на успешную социализацию и социальную адаптацию несовершеннолетних. Особо следует отметить усиление внимания исследователей к проблеме профилактики детско-подростковых девиаций. Большой вклад в решение этой проблемы внесли исследования о личностно-ориентированном воспитании и обучении (Д.А. Белухин, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.), коррекционно-развивающем обучении детей (В.В. Давыдов, Г. Ф. Кумарина, В. И. Слободчиков и др.), особенностях воспитания детей с девиантным поведением (Б.Н. Алмазов, С. А. Беличева, Ю. В. Гербеев, Г. М. Потанин, Д. И. Фельдштейн и др.), социально-педагогической поддержке детей (Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга) и др. Вместе с тем, отмеченные исследования касаются лишь отдельных фрагментов комплексной проблемы профилактики детско-подростковой безнадзорности и правонарушений в условиях системного социально-экономического кризиса нашего общества.

В настоящее время в связи с чрезвычайной актуальностью многие учёные провели исследования различных социально-педагогических и психологических аспектов профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (Б.Н. Алмазов, С. А. Беличева, М. Боровский В. Г. Бочарова, А. В. Гоголева, В. А. Грищук, Д. В. Гуров, И. Ф. Дементьева, М. А. Ковальчук, О. В. Корнеева, И. А. Кузнецова, Г. Ф. Кумарина, А. В. Марченко, О. В. Митрохина, Н. И. Москаленко, И. И. Осипов, В. Ф. Пирожков, Н. Г. Тищенко, Т. И. Шульга и др.).

2.2 Организация и содержание социально-педагогической профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении — малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем.

Выделяются следующие основные направления деятельности по профилактике безнадзорности детей:

1. Диагностическое.

2. Собственно профилактическое.

3. Мониторинг и анализ результатов профилактической работы.

Диагностическое направление деятельности по профилактике безнадзорности детей.

Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально — педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социальнобытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.

Алгоритм процедур диагностического этапа предполагает:

· постановка ребенка на учет;

· ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;

· измерение и анализ показателей;

· формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.

В рамках социально — педагогической диагностики личности необходимо:

· выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения;

· уточнение социальной ситуации развития;

· определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т. п.);

· ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.

В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования.

Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», Медико-псилолого-педагогическую характеристику личности и т. п. Единого образца данного вида документов в настоящее время нет.

Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских.

Собственно профилактическое направление.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи и т. п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются.

Включает в себя:

· работу с подростками;

· работа с родителями;

· работа с педагогическим коллективом.

Мониторинг и анализ результатов профилактической работы.

Завершающий этап деятельности по профилактике безнадзорности детей, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков.

Итак, в процессе работы с безнадзорными детьми и подростками педагоги, социальные работники и др. зачастую сталкиваются с решением задач такого уровня, где должны быть задействованы государственные структуры. В системе мер по защите детства главная роль отводится правовой базе, включающей международное законодательство, государственные законы, местные положения, инструкции, методики, программы и т. п.

Государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы — экономические, социальные, духовные, нравственные — для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача — обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи общеобразовательного учреждения определены следующим образом:

— оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

— выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

— выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

— обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

— осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.

Для решения проблем несовершеннолетних безнадзорников нужно заниматься ее ранней профилактикой. Она является одной из самых актуальных в деятельности школы и деятельности социального педагога. Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Социальная профилактика (предупреждение) — это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Социально — педагогическая профилактика — это система мер, социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

Социальный эффект использования методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т. е. при разработке и реализации системы социально-профилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности:

1.Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т. п. (например, арест и временная изоляция).

2.Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца).

3.Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).

4.Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).

5.Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.

Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность.

В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Сотрудничество школы и семьи — это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребенка, а также открытость семьи к педагогическому воздействию в случае выявленных затруднений.

Безнадзорные нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой. Эту работу проводят социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя, администрации школ.

Наиболее эффективная форма работы по восстановлению контактов со школой и семьей — организация педагогической и психологической помощи и поддержки ребенку или семье (консультирование, индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, и т. п.). Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Направления работы образовательного учреждения по профилактике безнадзорности многоплановы.

Работа с семьей включает в себя диагностику детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей.

С ребенком проводится диагностика и изучение личностных особенностей личности, создание «ситуации успеха», педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения.

Так же необходима работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения и работа над повышением педагогической культуры родителей.

Профилактика безнадзорности будет эффективна, если создавать условия для успешности ребенка в учебной деятельности и эмоционально позитивную систему отношений со сверстниками, родителями, учителями.

Также несовершеннолетний должен быть психологически и социально защищен (знать свои права и обязанности, их соблюдение всеми участниками учебно-воспитательного процесса, психологическое и социальное равенство всех детей в стенах одного образовательного учреждения, исключение дискриминации по любому признаку).

Для предупреждения безнадзорности в школе необходима целенаправленная работа с родителями как групповая, та и индивидуальная. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, рекомендации и консультации по вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое позволяет лучше узнать условия, в которых живет ребенок; а иногда предпринять определенные меры для их улучшения.

Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится не приспособить безнадзорного к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.

Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления — это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя:

— работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;

— своевременную коррекцию семейных отношений;

— поиск форм занятости детей в свободное время;

— формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;

— постановка детей на социально-педагогический учет;

— патронирование отдельных детей.

Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:

— постановку ребенка на учет;

— экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;

— диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка;

— решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний;

— информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;

— состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним;

— организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;

— разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.

Следует остановиться на методах работы социального педагога по профилактике безнадзорности несовершеннолетних:

1. Метод убеждения — педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

2. Метод наблюдения — дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

3. Метод беседы — важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

4. Опрос — это исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

5. Метод социометрии — при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

6. Метод анкетирования — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.

7. Метод тестирования — это исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. (тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические и др.).

8. Метод оценивания — исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления.

9. Метод экспертной оценки — основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых социальный педагог может выявить информацию, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.

10. Метод консультирования — это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных норм жизнедеятельности и общения.

11. Тренинг — это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

12. Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

13. Экскурсии — это форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Таким образом, социальный педагог может использовать разнообразные методы работы в рамках профессиональной деятельности, так как они развивают у детей личность и воспитывают ее. Кроме этого социальному педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности подростков. Так как на основе психологической характеристики подростка социальный педагог использует определенные методы работы с ним.

Для эффективности процесса социально-педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Заключение

В соответствии с ведущей идеей данной работы мною были проанализированы основные вопросы по профилактике и возможным путям решения проблем детской безнадзорности.

Растущая из года в год безнадзорность детей — следствие социальных и экономических потрясений в обществе.

«Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы укорененности синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают о необходимости возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных институтов.

В курсовой работе рассмотрены теоретические аспекты профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Выделены основные понятия и сущность, безнадзорности детей. В работе подробно рассмотрены основные причины безнадзорности несовершеннолетних: социально-экономические, социально-педагогические; социально-психологические; психолого-педагогические.

В ходе исследования данной проблемы были решены поставленные задачи. Из них следует, что:

безнадзорность — отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц.

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Также было выявлено, что на формирование девиантного поведения детей влияют следующие факторы риска:

— Криминальный фактор — эксплуатация и вовлечение детей в незаконный бизнес.

— Семейный фактор — нарушение функционирования семьи.

— Детский фактор — патологические девиации характера детей.

— Молодежный фактор — развитие асоциальных подростковых «субкультур» .

— Организационный фактор — недостатки в работе системы образования.

Из анализа содержания социально-педагогической деятельности следует, что в профилактику работы социального педагога с безнадзорными детьми и несовершеннолетними правонарушителями входят:

— работа по организации благоприятной среды воспитания и общения;

— своевременная коррекция семейных отношений;

— поиск форм занятости детей в свободное время;

— формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;

— постановка детей на социально-педагогический учет;

— патронирование отдельных детей.

В работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних социальный педагог использует следующие методы:

Метод убеждения; Метод наблюдения; Метод беседы; Опрос; Метод социометрии; Метод анкетирования; Метод тестирования; Метод оценивания; Метод экстренной оценки; Метод консультирования; Тренинг; Игра; Экскурсии.

В заключении работы хотелось бы отметить, что безнадзорность и преступность среди несовершеннолетних в России имеет свои особенности, определяемые совокупностью экономических, идеологических, правовых, политических, организационных и иных факторов. Многие из них обладают свойствами долговременного действия, некоторые носят приходящий характер. От понимания этих факторов и зависит определение государственной политики и социальной профилактики в области борьбы и предупреждения безнадзорности и преступности несовершеннолетних.

Библиография Басов, Н. Ф. Основные направления социальной работы с молодёжью / Под ред. Е. И. Холостовой // Отечественный журнал социальной работы. -2012, -№ 1. — С.58−59.

Борисенков, В. П. Проблема безнадзорности в России / В. П. Борисенков // Педагогика. — 2005. — № 2. — С. 25−26.

Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова: учебное пособие.2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 160 с.

Галагузова, М. А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; 2001. — с. 23−24.

Даутова, И.З. Социально-педагогическое сопровождение подростков группы «социального риска» и «особой категории» в рамках межведомственного взаимодействия. Опыт и проблемы социально-педагогической деятельности / И. З. Даутова // Материалы городского научно-практического семинара для социальных педагогов общеобразовательных учреждений. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. — С. 15−18.

Демина, В. С. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения / В. С. Демина // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2002. — № 20. — С. 17

Дростшер, М. Социальная работа в Венгрии: Проблемы социальной работы в России /М. Дростшер // Материалы Первой национальной конференции.- МГУ, — М.: 2000. — С. 74−75.

Карпец, И. И. Криминология: Учебник для юрид. ин-тов и фак. / Под ред. Карпеца И. И., Эминова В. В. — М.: Манускрипт, 1992. — 479 с.

Ковальчук, И. Ф. Профилактика употребления алкогольных напитков несовершеннолетними / Под ред. Е. И. Холостовой // Отечественный журнал социальной работы. — М.: 2012. № 1. -С.156.

Козырин, М. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних /М. Козырин // Российская юстиция, 2008. — № 7. — С. 49−50.

Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: учеб. пособие / В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. — М.: Аверсов, 2008. — 291 с.

Кривоносов, А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью /А.Н. Кривоносов // Государство и право. — 2007. — № 7. — С. 91−96.

Лебедев, С.Я.; Дубовик О. Л. «Принятия решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений» / С. Я. Лебедев; О. Л. Дубовик // «Проблемы правового регулирования безопасности личности, общества и государства в условиях современной России"\ -Москва-Смоленск: — 2001. С. 57−97.

Мартынова, М.С.; Морозова О. В. «Беспризорность в России» / М. С. Мартынова,; О. В. Морозова // - М.: Социальный проспект, — 2004.

Мирсагатова, М. Н. Межведомственное взаимодействие институтов социума по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства: уровни и механизмы / Под ред. Е. И. Холостовой //Отечественный журнал социальной работы. — М.: — 2012. № 1. С.150−151.

Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — ТЦ «Сфера». 2001. — 524 с.

Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности / Н. П. Пищулин. — М. — 2007. — № 3. — с. 24−56.

Павленок, П.Д., Руднева, М. Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения.// П. Д. Павленок; М. Я. Руднева. — М.: ИНФРА-М, 2007. 292 с.

Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних // Беспризорник. — 2007. — № 2. — С. 12−32.

Рацимор, А. Е. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как разновидность социально-педагогической деятельности. Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования / А. Е. Рацимор: Материалы Российской научно-практической конференции. — Глазов, — 2007. -С.132−139.

Рыбцова, Л. Л. Основы практики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: учебное пособие для вузов / Под ред. Ф. А. Мусаевой. — М.: Академический проспект, 2003 г.

Сморгунова, В. Ю. Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей: теоретико-правовые проблемы: монография/ В. Ю. Сморгунова; Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.- СПб.: Изд-во РГПУ, 2004.-399 с.

Стурова, М. П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема/ М. П. Стурова // Педагогика. — 2005. № 7. — С. 22 — 28.

Сухарев, А. Я. Большой юридический словарь. 3-е изд. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, -2007. — V1, -858 с.

Криминологическая практика: история и современность, Россия в третьем тысячелетии / А. Я. Сухарев.- СПб: — 2001. с.171

Фарафонова, С. С. Развитие системы профилактики безнадзорности в условиях мегаполиса / Под ред. Е. И. Холостовой.// Отечественный журнал социальной работы. -М.: -2011. -№ 1.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Сборник законов и нормативных актов. — М.: Юрист, 2000. — С. 42−64.

Хлобустов, О. Об опыте борьбы с детской беспризорностью. //http:/www.osvem/com.

Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для вузов / М. В. Шакурова. — М.: Академия, 2002. — 272с.

Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога / П. А. Шептенко. — М.: Академия, 2001. — 286 с.

Шептенко, П. А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений/П.А. Шептенко, Е. Н. Дронова, Л. Н. Гиенко.-Барнаул:АлтГПА, 2011. — 166 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой