Некоторые аспекты развития образования в сельскохозяйственном вузе на примере ВГАВМ (историко-философский аспект)
В статье освещены такие аспекты работы академии, как вовлечение студентов в научную деятельность, культура книги. А так же развитие непрофильных кафедр — экономики, политологии и философии, экономической истории и теории, компьютерной грамотности, но без функционирования которых невозможно подготовить всесторонне развитого специалиста, способного к профессиональному росту и совершенствованию… Читать ещё >
Некоторые аспекты развития образования в сельскохозяйственном вузе на примере ВГАВМ (историко-философский аспект) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Создание нового учебного заведения всегда значительное событие. Однако учебные заведения не возникают спонтанно и неожиданно. Для этого всегда нужна общественная необходимость и целесообразность. Именно так в свое время и был создан институт ветеринарии в Витебске в 1924 году, преобразованный со временем в Витебскую государственную академию ветеринарной медицины, которая стала одним из ведущих учебных заведений в своей отрасли в СССР и единственным учебным заведением данного профиля в Республике Беларусь.
В статье освещены такие аспекты работы академии, как вовлечение студентов в научную деятельность, культура книги. А так же развитие непрофильных кафедр — экономики, политологии и философии, экономической истории и теории, компьютерной грамотности, но без функционирования которых невозможно подготовить всесторонне развитого специалиста, способного к профессиональному росту и совершенствованию. Базируясь на достигнутом опыте, Витебская государственная академия ветеринарной медицины является не только лидером в подготовке высокообразованных и высококлассных специалистов в области ветеринарной медицины и биотехнологий, но растит всесторонне развитых специалистов, имеющих высокую мораль и нравственность и значительный багаж знаний в области гуманитарных дисциплин, могущих при необходимости конвертировать эти звания из теоретической области в практическую.
Ключевые слова: образование, философия, вуз, учебный процесс, обеспечение, ветеринария.
Рациональное построение любого образования, в том числе и сельскохозяйственного, обуславливается возникновением соответствующих узлов бифуркации. Как пишет О. Н. Козлова, при таком развитии сам выбор реализуется как постепенное оформление, закрепление нового порядка, обусловленное бесконечно сложным сочетанием влияний социальных субъектов [1]. То есть, для создания высшего учебного заведения требуются необходимые и достаточные условия, выражаемые возникшей лакуной в образовательном ландшафте.
Именно в результате возникновения такой лакуны и был основан 4 ноября 1924 года Витебский ветеринарный институт [2], поскольку нехватка квалифицированных кадров в области ветеринарной медицины в постреволюционное время неминуемо должно было привести к тяжёлым последствиям как в плане негативной эпизоотической ситуации и, соответственно, в плане падежа животных, так и в плане последующего заболевания людей и их гибели. И эти тенденции необходимо было предотвратить заранее. витебский академия студент образование Развитие ветеринарного института имело количественную и качественную стороны. И если в момент организации в институте работало 11 преподавателей и училось 100 студентов [2] имелся один факультет, то уже в августе 1933 года был открыт ещё и зоотехнический факультет.
Когда же Витебской государственной академии ветеринарной медицины исполнилось 85 лет она имела 18 кафедр на факультете ветеринарной медицины и 10 кафедр на факультете биотехнологическом [3]. Следует так же отметить, что к 2008 году было выполнено 97 научных тем, созданы профильные научные школы получившие признание как в бывших республиках СССР, так пользующиеся мировым признанием. Что, безусловно, говорит о значительном качественном росте высшего учебного заведения.
В целом именно развитие науки является главнейшим критерием и показателем развитости и зрелости учебного заведения. Поскольку занятие научной деятельностью преподавателями не только повышает их собственный научный и интеллектуальный уровень, позволяет им реально повышать свою квалификацию, открывая им новые горизонты знания, но и позволяет вовлекать в научно-познавательный процесс и студентов, что, может быть, ещё более важно. Поскольку тем самым проводится селекция интеллектуалов, способных в дальнейшем развивать то или иное научное направление, в конечном итоге, стать наследниками научного знания, продолжить развитие научных школ.
Необходимо отметить, что вовлечение студентов в научную деятельность весьма активно происходит в ВГАВМ и дня сегодняшнего. Ежегодно проводятся международные научно-практические конференции студентов и магистрантов. И год от года число студенческих работ, публикуемых в сборниках конференции возрастало. В 2008 году опубликованных работ было 144 [4], в 2011 году 152 студента и магистранта приняли участие в конференции [5]. На конференции 2011 года работали следующие секции: болезни животных незаразной этимологии; заболевания животных заразной этимологии, биотехнология в микробиологии, фармакология и токсикология; агрономия, зоотехния, экология и гигиена животных; нормальная и патологическая анатомия, гистология, физиология и ветеринарная экспертиза; социально-гуманитарные науки. Как видим, студенческая наука стала охватывать весьма значительный спектр научных дисциплин, что указывает не только на количественный, но и качественный рост в виду углубления специализации и расширения тематики научных исследований.
В 2012 году прошла 97-я по счёту Международная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и молодых учёных в которой приняло участие 212 человек — рекордное за всё время существования конференции цифра. Секция № 5 на этой конференции была переименована и стала называться: «Социально-гуманитарные науки и инновационные технологии в аграрном образовании, научно-методическое обеспечение учебного процесса». Также была добавлена шестая секция — доклады учащихся аграрных колледжей, что отражало процесс расширения поля деятельности академии и включения в состав академии новых структурных подразделений. То есть это говорило о количественном и качественном росте самой академии и, безусловно, качественном улучшении ветеринарного образования в Республике Беларусь. Поскольку возрастало качество преподавания в колледжах, включённых в сферу влияния академии [6]. А в 2015 состоится 100-я конференция данного цикла.
Рассматривая процесс развития образовательной системы академии в историческом аспекте нельзя не отметить развитие таких направлений образовательной и научной деятельности как экономические и гуманитарные науки.
Кафедра экономики в составе Витебского ветеринарного института была создана в 1933 году, когда стало ясно, что ветеринар, как и зоотехник должны быть всесторонне образованными людьми и хорошо разбираться в экономике сельского хозяйства [7], тем более что многие из них становились руководителями разных уровней.
Необходимо отметить, что на кафедре экономики была создана в дальнейшем усилиями выдающегося учёного и методолога, профессора Ю. Д. Корнилова, бывшего заведующим кафедрой 36 лет — с 1954 по 1990 год, известная научная экономическая школа в области экономики животноводства [8]. О чём так же свидетельствуют его фундаментальные работы такие как: «Себестоимость продуктов животноводства на промышленной основе» [9], а так же и другие, не менее значимые работы: «Правильно исчислить себестоимость сельскохозяйственной продукции» [10], «Снижение себестоимости продукции животноводства» [11] и ряд других [12; 13].
Отметим, что во многом о культуре преподавания, о том, что студенты эффективно интегрированы в учебный процесс и вовлечены в научные исследования, проводимые вузом, можно судить по культуре книги, которая существует в учебном заведении [14]. В связи с этим можно констатировать, что данный вопрос на кафедре экономики и организации сельскохозяйственного производства решался и решается успешно. Достаточно рассмотреть издания последних лет. Среди них методические пособия по выполнению дипломных работ [15; 16]. Так же решены вопросы по обеспечению учебного процесса [17; 18; 19] и по выполнению курсовых и контрольных работ [20; 21; 22; 23; 24; 25].
Таким образом, можно вполне определённо заключить, что методическая работа кафедры находится на высоком уровне и труды профессора Ю. Д. Корнилова нашли достойных продолжателей его дела.
Не менее значимую роль, чем кафедра экономики, играет в становлении высокои всесторонне образованного специалиста — выпускника ВГАВМ — играют кафедры, на которых преподаётся блок гуманитарных дисциплин. Рассматривая процесс во времени, отметим, что блок гуманитарных дисциплин стал преподаваться в академии одновременно с её созданием (в то время, как мы отмечали выше, академия называлась институтом) с 1924 года. И преподавался гуманитарный блок на кафедре общественных наук, которая затем была реорганизована в кафедру экономической теории и истории.
В 1931 году курс политических дисциплин был разделён на три цикла:
Диалектический материализм;
Политэкономия и теория сельского хозяйства;
Социалистическая реконструкция и хозяйственная экономика.
Студенты так же изучали: историю ВКП (б), диалектику природы, историю революционного движения, Конституцию СССР [3, c.227, c.308−317]. Приказом № 189 от 9 октября 1964 года кафедра, называвшая к тому времени «Кафедрой марксизма-ленинизма» была разделена на две: 1. Кафедру философии и научного коммунизма и 2. Кафедру истории КПСС и политэкономии [26, c.341−342] в таком формате, но с несколько изменёнными названиями, кафедры существуют и по сей день.
Эти кафедры, объединённые исходя из их архетипических свойств в социально-гуманитарный цикл, внесли значительную лепту в формировании как мировоззренческих позиций будущих специалистов, так и их человеческих качеств, что невозможно в принципе без освоения таких наук, как философия, этика, эстетика. А осуществляли своё воздействие они через издание соответствующей литературы. Именно такими пособиями являются учебно-методическое пособие «Философия» автора Е. А. Рудко [27; 28] Изучение эстетики, как уже отмечалось выше, так же не менее необходимо будущему специалисту в силу того, что вся человеческая деятельность проистекает на основе определённых эстетических идей, представлений и установок. И в зависимости от их потенциала могут они служить как созиданию, так и разрушению. И небольшое по объёму, но чрезвычайно ёмкое по содержательной части учебно-методическое пособие по эстетике Е. А. Рудко служило формированию позитивных трендов в миросозерцании студентов [29]. Особо же надо отметить пособие по этике того же автора. Дело в том, что вскрывая такие категории, как нравственность, добро, зло, долг, совесть и др. автор кратко, но ярко показывает тот путь нравственного самосознания и активного действия, по которому должен идти любой нравственный человек, человек долга и достоинства [30]. В контексте этического учения рефреном, если можно так выразится, «звучат» такие пособия как «Нравственность — разум сердца», дающего основы нравственного воспитания, что необходимо не только студентам, но и в перспективе и их детям [31]. Культура поведения за столом так же важна для будущего специалиста, поскольку большинство студентов не имеют сформированного ранее тезауруса истинной культуры поведения при застолье, причём не только торжественного, но и на бытовом уровне, а ведь это тоже коммуникативный канал, причём значительной силы. И его так же надо грамотно сформировать у нарождающегося специалиста [32]. Своего рода дополнением к этическому циклу является и такая брошюра, как «Я — куратор» авторов Л. В. Лукиной и О. Н. Губаревич [33]. Дополняет этот цикл брошюра о профессиональных праздниках, информация о которых сама по себе представляет ценность, но и ещё дающее начатки учения об этическом учении взаимодействия человека и природы [34], о чём всё-таки довольно мало говорится, но что составляет основы жизни социума. Ибо только нравственное отношение к природе может явиться основой не только выживания, но и дальнейшего совершенствования человека. Ну, и один из путей этического отношения студента к самому себе на основе конкретных и хорошо зарекомендовавших себя методов и методик оздоровления и психорегуляции даются в брошюре «Жизнь без устали!» [35].
Наряду со специальными кафедрами, которые только на биотехнологическом факультете, созданном как зоотехнический факультет 1 сентября 1933 года при объединении Витебского ветеринарного института и Белорусского государственного института свиноводства (город Могилёв) и на котором в тот период училось 30 студентов [3, c.272], вели подготовку по специальностям: зоотехния (со специализацией птицеводство; биотехнология и селекция; технология первичной переработки продукции животноводства), ветеринарная фармация, ветеринарная санитария и экспертиза [36] и которые подготовили значительное число пособий по своему профилю, например таких как «Разведение сельскохозяйственных животных» [37] «Товароведческая оценка мяса» [38], в котором изложена товароведческая классификация, деление по сортам, правила товароведческой маркировки, химический и морфологический состав мяса различных убойных животных; рекомендации «Технологические аспекты возделывания кормовых культур, используемых в зелёном конвейере» [39], в которых даны основные принципы производства высококачественных кормов; а так же ряд других, соответствующих основному профилю академии [40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48]. И так далее. Несколько особняком в этом ряду стоят учебные пособия по компьютерному образованию подготовленные кафедрой компьютерного образования, созданной в 1992 году на базе вычислительного центра академии и кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства [3, c.318], например «Информатика» [49] и «Вычислительная техника и программирование» [50]. Компьютерные науки как бы не совсем вписываются в традиционные ветеринарные и животноводческие науки. Однако современность показывает ошибочность таких взглядов и подходов, поскольку роботизация производственных процессов на животноводческих фермах всё более и более становится реальностью и уже получила определённое, хотя и ограниченное распространение в той же Витебской области. А исследования и работы такого известного учёного в области компьютерных технологий, как кандидат физико-математических наук, доцент М. Н. Борисевич, доказали возможность тотального внедрения этих подходов в животноводство республики, что приведёт к качественно иному состоянию животноводческой отрасли республики и соответственно росту её энергоотдачи и энергоэффективности [51; 52; 53; 54], что и является важнейшим показателем любой отрасли как сельского хозяйства, так и в целом народного хозяйства республики [55].
Рис. 1. Рост книжных фондов научной библиотеки ВГАВМ за 90 лет. По оси абсцисс — книжный фонд в тыс. единиц; по оси ординат — годы
В целом необходимо отметить, что культура книги во ВГАВМ достигла значительных высот (рис.1). Если в 1924 году библиотека ветеринарного института насчитывала 2 тыс. книг и обслуживала 137 читателей, то в 1957 году фонд составлял 120 тыс. книг (и это через 12 лет после войны), а в 2014 году библиотека имела 800 тыс. единиц хранения и её посещали 13 тыс. читателей. Хронологический охват фонда редкой книги составляет период от 1834 по 1945 годы и насчитывает 7000 экземпляров. В этом значительная заслуга ректората академии и лично ректора, крупнейшего учёного стран СНГ в области паразитологии, профессора А. И. Ятусевича, одновременно — крупного библиофила города Витебска.
Выводы. Базируясь на достигнутом опыте и таком фундаменте, как значительное собрание научной литературы, воплощающее научные достижения и научную мысль многих поколений, Витебская государственная академия ветеринарной медицины с опорой на собственные силы, собственные научные достижения и исследования — является не только лидером в подготовке высокообразованных и высококлассных специалистов в области ветеринарной медицины и биотехнологий, но растит всесторонне развитых специалистов, имеющих высокую мораль и нравственность и значительный багаж знаний в области гуманитарных дисциплин, могущих при необходимости конвертировать эти звания из теоретической области в практическую. В этом, собственно говоря, и заключается подход по формированию всесторонне развитого специалиста, способного мыслить, а не быть рабом профессиональных догм и сводов окостеневших правил, способного к открытому творчеству, то есть имеющего открытый код своего разума, способного обучаться и совершенствоваться как сегодня, так и в дальнейшем.
- 1. Козлова, О. Н. Социокультурное развитие в режиме с обострением / О. Н. Козлова // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 157.
- 2. История кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства (к 75-летию образования кафедры). — 1933;2008 гг. / Сост. М. В. Базылев. — Витебск, ВГАВМ, 2008. — 35 с.
- 3. Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины: история и современность (к 85-летию со дня основания) / Под. общ. ред. А. И. Ятусевича. — Витебск: ВГАВМ, 2009. — 500 с.
- 4. Студенческая наука и образование. Материалы 93-й Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов (Витебск 21−22 мая 2008 года) / Под ред. А. И. Ятусевича. — Витебск: ВГАВМ, 2008. — 198 с.
- 5. Программа 96-й Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. — Студенты — науке и практике АПК. — 25−26 мая 2011 г. — Витебск: ВГАВМ, 2011. — 23 с.
- 6. Программа 97-й Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых учёных. — Студенты — науке и практике АПК. — 22−23 мая 2012 г. — Витебск: ВГАВМ, 2012. — 23 с.
- 7. История кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства (к 80-летию образования кафедры) 1933;2013 гг. — Витебск: ВГАВМ. — 2013. — 23 с.
- 8. Корнилов, Ю. Д. Автобиографический очерк / Ю. Д. Корнилов / Витебск: ВГАВМ, 2007. — 42 с.
- 9. Корнилов, Ю. Д. Себестоимость продуктов животноводства на промышленной основе / Ю. Д. Корнилов. — Минск: Уроджай, 1975. — 288 с.
- 10. Корнилов, Ю. Д. Правильно исчислить себестоимость сельскохозяйственной продукции / Ю. Д. Корнилов. — Минск: Ураджай, 1968. — 137 с.
- 11. Корнилов, Ю. Д. Снижение себестоимости продукции животноводства / Ю. Д. Корнилов. — Минск: Ураджай, 1983. — 152 с.
- 12. Корнилов, Ю. Д. Эффективность разного уровня продуктивности животных/ Ю. Д. Корнилов. — Минск: Ураджай, 1965. — 62 с.
- 13. Корнилов, Ю. Д. Резервы снижения себестоимости прродуктов животноводства / Ю. Д. Корнилов. — Минск: Сельхозгиз БССР, 1965. — 62 с.
- 14. Барыкин, В.Е. О некоторых аспектах культуры книги в современных условиях / В. Е. Барыкин // Книга: Исследования и материалы. — 1997. — Сб.74. — С.81−98.
- 15. Мотузко, Н. С. Выполнение дипломных работ и реферата / Н. С. Мотузко, Братушкина Е. Л., Базылев М. В. и др. — Витебск: ВГАВМ, 2008. — 33 с.
- 16. Базылев, М. В. Экономическое обоснование дипломной работы: учеб.-метод. пособие для студентов очной и заочной форм обучения / М. В. Базылев, И. А. Николайчик, Е. И. Бекишь, Е. А. Левкин и др. — Витебск: ВГАВМ, 2008. — 42 с.
- 17. Базылев, М.В. — Экономика и организация предприятий АПК: учеб.-метод. пособие / М. В. Базылев, Е. А. Левкин, Кузнецова Т. С. и др. — Витебск: ВГАВМ, 2012. — 84 с.
- 18. Базылев, М. В. Экономика и организация сельскохозяйственых предприятий с основами менеджмента: учеб.-метод. Пособие / М. В. Базылев, И. А. Николайчик, Е. А. Левкин, В. В. Букас. — Витебск: ВГАВМ, 2012. — 116 с.
- 19. Николайчик, И.А. — Основы менеджмента и делопроизводства: учеб.-метод. пособие / И. А. Николайчик, М. В. Базылев. — Витебск: ВГАВМ, 2011. — 96 с.
- 20. Базылев М. В. Выполнение курсовой работы по экономике сельскохозяйственного производства: учеб.-метод. пособие / М. В. Базылев, Е. И. Бекиш, Л. П. Большакова. — Витебск: ВГАВМ, 2009. — 20 с.
- 21. Базылев, М. В. Выполнение контрольной работы по организации сельскохозяйственного производства учеб.-метод. Пособие / М. В. Базылев, Л. П. Большакова, Л. Н. Болдырева. — Витебск: ВГАВМ, 2013. — 21 с.
- 22. Базылев, М. В. Выполнение контрольной работы по экономике и организации АПК / М. В. Базылев, Е. А. Левкин, В. В. Линьков. — Витебск: ВГАВМ, 2013. — 28 с.
- 23. Базылев, М. В. Выполнение контрольной работы по курсу «Экономика сельского хозяйства»: учеб.-метод. Пособие / М. В. Базылев, Л. П. Большакова, Н. М. Климович. — Витебск: ВГАВМ, 2013. — 32 с.
- 24. Николайчик, И. А. Выполнение курсовой работы по менеджменту в АПК: учеб.-метод. Пособие / И. А. Николайчик, В. В. Букас, М. В. Базылев, Н. С. Мотузко. — Витебск: ВГАВМ, 2013. — 40 с.
- 25. Базылев, М. В. Выполнение курсовой работы по экономике и организации предприятий АПК: учеб.-метод. Пособие / М. В. Базылев, Л. П. Большакова. — Витебск: ВГАВМ, 2014. — 28 с.
- 26. Учреждение образования «Витебская ордена „Знак Почёта“ государственная академия ветеринарной медицины». История и современность (к 90-летию со дня основания) / Под общей ред. А. И. Ятусевича. — Витебск: ВГАВМ, 2014. — 576 с.
- 27. Рудко, Е. А. Философия: учебно-методическое пособие для студентов по специальностям «Ветеринарная медицина» и «Зоотехния». В 2-х частях. — Часть 1. Философия в исторической динамике культуры / Е. А. Рудко. — Витебск: ВГАВМ, 2007. — 35 с.
- 28. Рудко, Е. А. Философия: учебно-методическое пособие для студентов по специальностям «Ветеринарная медицина» и «Зоотехния». В 2-х частях. — Часть 2. Теоретическая философия / Е. А. Рудко. — Витебск: ВГАВМ, 2007. — 32 с.
- 29. Рудко, А. Е. Эстетика: учебно-методическое пособие для студентов по специальностям «Ветеринарная медицина» и «Зоотехния» / А. Е. Рудко. — Витебск: ВГАВМ, 2007. — 24 с.
- 30. Рудко, А. Е. Этика: учебно-методическое пособие для студентов по специальностям «Ветеринарная медицина» и «Зоотехния» / А. Е. Рудко. — Витебск: ВГАВМ, 2007. -31 с.
- 31. Петроченкова, Т. И. Нравственность — разум сердца: учеб.-метод. пособие / Т. И. Петроченкова, Н. Е. Кудрявин. — Витебск: ВГАВМ, 2009. — 28 с.
- 32. Лукина, Л. В. Культура поведения за столом: рекомендации, советы для студентов: метод. пособие / Л. В. Лукина, Н. Д. Лаберко, Г. М. Ромашков. — Витебск: ВГАВМ, 2009. — 36 с.
- 33. Лукина, Л.В. Я — куратор: учеб.-метод. пособие / Л. В. Лукина, О. Н. Губаревич. — Витебск: ВГАВМ, 2007. — 16 с.
- 34. Капитонова, Е.А. профессиональные праздники: метод. пособие для кураторов групп, потоков и курсов УО ВГАВМ, воспитателей сельскохозяйственных колледжей и техникумов / Е. А. Капитонова. — Витебск: ВГАВМ, 2007. — 26 с.
- 35. Петроченкова, Т. И. Жизнь без устали!: учеб.-метод. пособие / Т. И. Петроченкова, Н. Е. Кудрявин. — Витебск: ВГАВМ, 2009. — 41 с.
- 36. Биотехнологический факульттет — 80 лет. — Витебск: ВГАВМ, 2013. — 16 с.
- 37. Смунева, В. К. Разведение сельскохозяйственных животных: Учеб.-метод. пособие / В. К. Смунева, В. Ф. Соболева, Т. В. Видасова. — Витебск: ВГАВМ, 2004. — 20 с.
- 38. Лемеш, В. М. Товароведческая оценка мяса: Учеб.-метод. пособие / В. М. Лемеш, М. М. Алексин, П. И. Пахомов, Л. Г. Гурский и др. — Витебск: ВГАВМ, 2007. — 37 с.
- 39. Лукашевич, Н. П. Технологические аспекты возделывания кормовых культур, используемых в зелёном конвейере: рекомендации / Н. П. Лукашевич, С. Н. Янчик, В. А. Емелин и др. — Витебск: ВГАВМ, 2007. — 53 с.
- 40. Садовский, М. Ф. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Механизация и электрификация животноводства»: учеб.-метод. пособие. — Витебск: ВГАВМ, 2007. — 59 с.
- 41. Смунев, В.И. Организационно-технологические основы производства молока: учеб.-метод. пособие / В. И. Смунев, И. В. Щебеток, А. Ф. Железко, В. Ю. Маслюк. — Витебск: ВГАВМ, 2008. — 22 с.
- 42. Смунев, В. И. Выращивание ремонтных тёлок / В. И. Смунев, В. И. Шляхтунов, М. М. Карпеня, В. Н. Минаков: учеб.-метод. пособие. — Витебск: ВГАВМ, 2008. — 26 с.
- 43. Курдеко, А. П. Взятие крови животных: учеб.-метод. пособие/ А. П. Курдеко, Ю. К. Ковалёнок, А. П. Делждович, Е. Л. Братушкина и др. — Витебск: ВГАВМ, 2008. — 36 с.
- 44. Карпеня, М. М. Рекомендации по применению органических форм селена в составе рационов выращивания племенных бычков /: учеб.-метод. пособие. — М. М. Карпеня, И. И. Горячев, Ю. В. Шамич. — Витебск: ВГАВМ, 2009. — 19 с.
- 45. Медведский, В. А. Зоогигеенические нормы технологического проектирования при содержании крупного рогатого скота: учеб.-метод. пособие / В. А. Медведский, И. В. Щебеток, А. Ф. Железко, В. И. Маслюк. — Витебск: ВГАВМ, 2010. — 28 с.
- 46. Бабкина, М. П. Автоматическая идентификация и штриховое кодирование: учеб.-метод. пособие / М. П. Бабкина, А. Г. Кашнеров. — Витебск: ВГАВМ, 2010. — 60 с.
- 47. Тестовые задания по решению производственных ситуаций в животноводстве: учеб.-метод. пособие / Сост. А. И. Ятусевич, В. А. Салианович, Н. С. Мотузко, М. Н. Борисевич. — Витебск: ВГАВМ, 2010. — 149 с.
- 48. Медведовская, Т. В. Экологический мониторинг в сельскохозяйственном производстве: учеб.-метод. пособие / Т. В. Медведовская, М. С. Мацинович, Л. И. Рубина. — Витебск: ВГАВМ, 2011. — 14 с.
- 49. Хрущев, А. А. Информатика: учеб.-метод. пособие / А. А. Хрущев. — Витебск: ВГАВМ, 2010. — 60 с.
- 50. Борисевич, М. Н. Вычислительная техника и программирование: учеб.-метод. пособие / М. Н. Борисевич, А. А. Хрущев. — Витебск: ВГАВМ, 2008. — 52 с.
- 51. Борисевич, М. Н. Математические модели и методы в ветеринарной медицине / М. Н. Борисевич. — Витебск: ВГАВМ, 2007. — 267 с.
- 52. Борисевич, М. Н. Автоматизация технологических процессов в ветеринарной медицине / М. Н. Борисевич. — Витебск: ВГАВМ, 2007. — 245 с.
- 53. Борисевич, М. Н. Информационные технологии в ветеринарной медицине / М. Н. Борисевич. — Витебск: ВГАВМ, 2008. — 571 с.
- 54. Борисевич, М.Н. Интернет-ресурсы ветеринарной медицины / М. Н. Борисевич. — Витебск: ВГАВМ, 2008. — 378 с.
- 55. Орешкин, М. В. Основы биоэнергетического анализа / М. В. Орешкин, Ю. И. Усатенко, В. М. Брагин. — Луганск: ЭЛТОН-2, 2008. — 47 с.