Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание и методы формирования культурного самосознания будущих учителей в процессе преподавания общегуманитарных дисциплин в педагогическом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр отечественной истории и педагогики УГПИ, методических семинарах аспирантов (1998 — 2002). На семинаре «Развитие самосознания учащихся в процессе исторического образования» (школа № 25 г. Уссурийска, 11 февраля 2002) и практическом семинаре преподавателей г. Уссурийска и Уссурийского района… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 13.00.01. — общая педагогика, история педагогики и образования
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель: действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Краевский В В
  • Уссурийск
  • Глава 1. Феномен «культурного самосознания» будущих учителей в науке и практике педагогического образования
    • 1. 1. Философские, психологические и педагогические подходы к изучению феномена «самосознание»
    • 1. 2. Культурное самосознание будущего учителя как часть педагогического самосознания
    • 1. 3. Диагностика сформированности культурного самосознания будущих учителей в процессе профессиональной вузовской подготовки
  • Глава 2. Возможности общегуманитарных дисциплин педагогического вуза по формированию культурного самосознания будущих учителей
    • 2. 1. Возможности содержания общегуманитарных дисциплин педагогического вуза по формированию культурного самосознания будущих учителей
    • 2. 2. Методы формирования культурного самосознания будущих учителей в процессе общегуманитарной подготовки в вузе
  • Глава 3. Опыт формирования культурного самосознания будущих учителей в процессе преподавания общегуманитарных дисциплин педагогического вуза
    • 3. 1. Опыт формирования культурного самосознания будущих учителей в общегуманитарном курсе «Культурология»
    • 3. 2. Опыт формирования культурного самосознания будущих учителей в ходе изучения интегративных курсов «Человек-Зеркало-Культура» и
  • Мировая художественная культура"

Содержание и методы формирования культурного самосознания будущих учителей в процессе преподавания общегуманитарных дисциплин в педагогическом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время среди требований, которые общество предъявляет к специалисту XXI века, особое внимание уделяется высокому профессионализму и широкой гуманитарной подготовке. Одним из важнейших направлений профессионального образования является введение во все сегменты общего и специального образования элементов культурологического знания.

Актуальность избранной нами темы исследования обусловлена тем, что школа, как особый социальный институт, решает задачи общей инкультурации личности учащихся, учитель является основным транслятором мировой и отечественной культуры, всего социального опыта и ценностей и обеспечивает их воспроизводство в новых поколениях. Согласно Государственному стандарту высшего профессионального образования (М., 2000) произошло обновление педагогического образования на основе культуры, в учебных планах педагогических вузов было предусмотрено время на изучение дисциплин общегуманитарного блока. Но простое увеличение количества учебных часов не изменяет качества подготовки специалистов и не гарантирует изменений в профессиональном сознании будущих педагогов. Это объясняется, на наш взгляд, двумя причинами.

Во-первых, несмотря на инновационные процессы, происходящие в педагогической системе, сохранилась традиционная ориентация на узко предметную подготовку учителей. В результате в школу приходят педагоги, обладающие багажом знаний и умений в узких областях знаний, а не широким кругозором. Реализация традиционной функции учителя фактически сводится на нет узкопредметным подходом, безотносительно к тем колоссальным духовным возможностям, которые содержатся в культурном опыте человечества. В итоге инкультурация учащихся, т. е. их приобщение к культуре как социальному опыту, осуществляется стихийно, под воздействием разрозненных усилий учителей — предметников, которые доносят лишь фрагменты знаний по мировой и отечественной культуре в рамках своих дисциплин. Для культурного просвещения каждого школьника необходима согласованная работа всех учителей общеобразовательной школы.

Во-вторых, содержание и методы преподавания общегуманитарных дисциплин формируют теоретические представления о категориях и основных идеях курса, но не формируют умений и навыков эмоционально-творческого отношения к культурному наследию. Такое знание не оказывает воздействия на профессиональное самосознание будущих учителей, так как оно поставлено вне контекста их будущей педагогической деятельности.

В третьих, для анализа педагогической действительности, работы с учебными программами, в которых материал по культурологической тематике представлен фрагментарно, с новым поколением учебников так называемого «культурологического направления» [21, 51] каждому педагогу необходимы умения по оценке собственного педагогического опыта. Это невозможно без такого компонента педагогического самосознания учителя, как культурное самосознание.

Таким образом, в современной системе профессиональной подготовки учителей существуют серьезные противоречия между:

1) требованиями общества к уровню культурологической подготовки выпускников педагогического вуза и реальным уровнем их подготовки;

2) развитием теоретических представлений о целостности социального опыта человечества и его раздробленностью по учебным дисциплинам;

3) необходимостью развивать творческий потенциал студентов педагогических вузов и отсутствием условий для этого;

4) потребностью учителя в самосовершенствовании и отсутствием опыта самостоятельной творческой деятельности по изменению своего Я.

Эти противоречия серьезно затрудняют подготовку учителей, способных выполнять функцию по и н культу рации, т. е. созданию у школьников представлений и выработке навыков общей социальной адекватности в быстро меняющихся параметрах жизни, ценностных ориентирах современного общества, трансляции воспитанникам социального опыта [240, С.46]. Одним из путей решения этой важной задачи, на наш взгляд, является ориентация профессиональной подготовки будущего учителя на формирование культурного самосознания как части его педагогического самосознания. Невнимание к формированию культурного самосознания как элемента педагогического самосознания отрицательно сказывается на реализации выпускниками педагогических вузов функций педагогической деятельности в будущем. Вследствие этого на практике наблюдаются следующие негативные тенденции.

Во-первых, в школьных курсах изучение культуры и искусства имеет многолетние традиции, но культурология как самостоятельная дисциплина в программе школы не предусмотрена. Среди обязательных для изучения школьных предметов нет ни одного, который бы давал учащимся относительно полные и систематические знания: такие дисциплины, как музыка, литература имеют свои конкретные цели. Поэтому учителя, ссылаясь на то, что они не являются специалистами-культурологами, стремятся за счет уроков по культурологической тематике дать другой, как им кажется, более важный материал. Это свидетельствует о непонимании педагогами, что культура — это не только искусство, а результат всестороннего осознания мира, весь социальный опыт, непонимания того, что каждый учитель выступает в качестве «носителя и транслятора культуры» [32, 95].

Во-вторых, в 1990;е гг. в некоторых школах начали преподавать факультативные курсы по культуре, но специалистов, способных обучать школьников этому предмету в школе не оказалось: педагогические вузы их не готовили. Поэтому преподавание осуществлялось учителями предметниками, как правило, через сообщение информации. Традиционное содержание и методы обучения в общеобразовательной школе сводили деятельность по инкультурации к механическому перечислению произведений искусства и их авторов. При таком подходе к образованию ученики заучивают услышанное, чтобы после воспроизведения получить отметку и поскорее забыть. В результате уровень знаний и умений школьников остается низким. Как показывают наблюдения, у учеников *) отсутствует понимание роли культуры в жизни человека, в ответах ученики пользуются механически заученными текстами, формулировками и выводами, нет осознания и оценки себя как творческой личности. По словам А.А.Мелик-Пашаева: «Трансляция безличных знаний и способов деятельности приводит к тому, что учащиеся не могут проявить себя в соответствующих областях культуры и не развиваются как творческие личности» [141, С.11].

Отмеченные выше тенденции в педагогической практике являются следствием того, что у учителей не сформировано культурное самосознание, которое должно явиться результатом профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе. Следовательно, важной практической задачей отечественной системы профессионального образования является не столько обогащение будущих учителей знаниями о культуре в процессе преподавания общекультурных дисциплин, сколько помощь ему в формировании собственного культурного самосознания как части педагогического самосознания.

В психолого-педагогических исследованиях общепризнана прямая завил симость между «я — концепцией» учителя и «я — концепцией» ученика. Позитивная (или негативная) «я — концепция» педагога обнаруживается у подавляющего большинства учеников [77, 94]. Если учитель передает личный опыт переживания того или иного отношения к людям, природе и опыт эмоционального отождествления себя с культурной общностью, он сможет сформировать личность ученика. Для этого каждому педагогу необходимо обладать развитым культурным самосознанием. Только личность может воспитать личность. Только педагог с развитым культурным самосознанием сможет повлиять на его формирование у школьников.

В изучении феномена самосознания пересекаются интересы целого ряда дисциплин. В отечественной и зарубежной науке накоплен ряд исследований по этой проблеме. Общие вопросы возникновения и роли самосознания в жизни человека раскрыты в трудах Ф. Т. Михайлова, Л. В. Сморгунова, Г. Е. Стукалова,.

С.М.Флигонтова и других философов. Психологической природе самосознания и его структуре посвящены работы Б. Г. Ананьева, В. Н. Козиева, И. С. Кона,.

A.Н.Леонтьева, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, В. В. Столина, И. И. Чесноковой и др. Сложная структура профессионального самосознания исследована Л. Ф. Воскресенской, В. П. Каташевым, О. В. Кузьменковой, Д. В. Митиным,.

B.П.Саврасовым, П. А. Шавиром, И. М. Юсуповым и др.

Гуманитаризация образования привлекла внимание исследователей к личности современного учителя, к вопросам духовного и профессионального становления педагогов обратились в своих работах Н. В. Кузьмина, В. А. Спастенин и другие. Неоднократно поднимали вопрос о необходимости изменить систему культурологической подготовки Л. М. Мосолова, Б. Н. Неменский, Л.М.Предте-ченская, Ю. С. Рябцев, А. А. Флиер и другие.

Большую ценность для нашего исследования представляет концепция содержания образования, разработанная коллективом ученых-дидактов под руководством В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина. Влияние, которое оказывает содержание образования на развитие личности, проследили в своих трудах М. Н. Берулава, В. С. Леднев и другие.

Тем не менее, на наш взгляд, представление об образе будущего учителя, обладающего сформированным культурным самосознанием, остается недостаточно исследованным. Обобщающие работы, всесторонне раскрывающие содержание и структуру, уровни и динамику развития культурного самосознания будущих учителей, в известной нам отечественной литературе отсутствуют. В отдельных научных публикациях поднимаются вопросы о необходимости культурного самосознания учителей (А.П.Валицкая, Х.Г.Тхагапсоев), но эти работы не содержат точного определения этого понятия. Не разработаны содержание и методы его формирования. Вместе с тем в последние годы в педагогической науке проведен ряд диссертационных исследований по смежным темам: этническое (А.М.Изиев), национальное (Б.В.Бокарев), экономическое (С.А.Носов), политическое (Т.Н.Мельников), нравственно-эстетическое самосознание.

В.Н.Жуков, Л. П. Печко, Н. Г. Ратанова, Н. Н. Савкина, А.А.Сакаева). В этих публикациях акцент ставится на формирование самосознания школьников и не освещаются проблемы развития самосознания учителей, которые должны руководить этим процессом.

Таким образом, выбор темы нашего исследования обусловлен следующим противоречием. С одной стороны общеобразовательная школа нуждается в учителях, обладающих сформированным культурным самосознанием, с другой стороны, в педагогической науке отсутствует целостная система представлений о содержании и методах его формирования в процессе преподавания общегуманитарных дисциплин в педагогическом вузе. Учитывая значимость этого противоречия, мы сформулировали тему нашего исследования следующим образом: «Содержание и методы формирования культурного самосознания будущих учителей в процессе преподавания общегуманитарных дисциплин в педагогическом вузе».

Объект исследования: процесс преподавания общегуманитарных дисциплин в педагогическом вузе.

Предмет исследования: формирование культурного самосознания в процессе преподавания общегуманитарных дисциплин в педагогическом вузе как элемент профессиональной подготовки будущих учителей.

Цель: определить потенциальные возможности общегуманитарных дисциплин по формированию культурной «я — концепции», раскрыть содержание и методы формирования культурного самосознания будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Гипотеза исследования:

Культурное самосознание является частью педагогического самосознания. Оно становится фактором профессионального формирования личности учителя при условии, что содержание общегуманитарных дисциплин обогащается инте-гративными знаниями о роли культуры в формировании самосознания педагога, а практическая подготовка направлена на приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности по овладению навыками инкультурации и опыта диалогового взаимодействия. Вероятно, межпредметная интеграция окажет большее влияние на развитие культурного самосознания будущих учителей, чем диалогические методов преподавания общегуманитарных дисциплин.

Культурное самосознание может и должно динамично развиваться вследствие ориентации будущих учителей на осознанное формирование своей культурной «я — концепции», если в процессе профессиональной подготовки использовано все многообразие диалогических методов («сократовский диалог», «микродиалог» и другие) и созданы условия для самостоятельной творческой работы по развитию культурной «я — концепции». Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «культурное самосознание».

2. Выявить состояние проблемы формирования культурного самосознания будущих учителей в педагогической теории и практике.

3. Определить возможности гуманитарных дисциплин в формировании культурного самосознания как части педагогического самосознания.

4. Изучить динамику формирования культурного самосознания будущих учителей на разных этапах их профессиональной подготовки.

5. Разработать модель подготовки будущих учителей, обладающих сформированным культурным самосознанием.

6. Разработать методику формирования культурного самосознания будущих учителей и проверить ее в ходе опытной работы.

Поставленные задачи определили логику исследования, которое происходило в три этапа.

Первый этап: (1998 — 1999) связан с определением основных характеристик исследования. С этой целью: для выявления требований, предъявляемых обществом к современному учителю, изучались Закон Российской Федерации «Об образовании» и Государственный стандарт высшего профессионального образования, концепции общего среднего образования, теоретическая концепция содержания образования (В.В.Краевского, И. Я. Лернера, М.Н.Скаткина) — для выявления состояния проблемы формирования у будущих учителей культурного самосознания проводился теоретический анализ научной литературы, изучались материалы научных конференций и педагогических исследований (диссертаций), учебные планы, программы педагогических вузов.

Итогом этого этапа явилось предположение о возможности формирования культурного самосознания у будущих учителей средствами общегуманитарных дисциплин.

Второй этап: (1999 — 2000) заключался в опытно-экспериментальной проверке предположения о возможности формирования в процессе преподавания общегуманитарных дисциплин в вузе культурного самосознания будущих учителей.

В результате был сделан вывод о том, что содержание общегуманитарных дисциплин в педагогическом вузе недостаточно способствует формированию культурного самосознания студентов педагогических вузов. Были выявлены способы включения культурологического материала в профессиональную подготовку будущих учителей. Определены этапы формирования культурного самосознания и построена его модель.

Третий этап: (2000 — 2002) осуществлялась опытно-экспериментальная проверка выдвинутых предположений. Он проводился в течение двух лет и состоял из следующих периодов:

— диагностико-ориентировочный период предполагал сбор материалов по динамике формирования культурного самосознания, определение круга знаний и умений студентов, построение ими системы работы по формированию культурного самосознания,.

— теоретико-практический период заключался в апробации программы спецкурса «Человек — Зеркало — Культура» и корректировке исследовательских заданий на период педагогической практики,.

— диагностико-прогностический период включал наблюдение и изучение влияния культурного самосознания на педагогическую деятельность студентов и выпускников вуза (участников эксперимента), систематизацию результатов и оформление текста диссертационного исследования.

Опытно-экспериментальной работой было охвачено 300 студентов УГГТИ, 100 учащихся школ № 4 и № 25 г. Уссурийска и 73 учителя Приморского края. На обучающем этапе опытной работы принимало участие 75 студентов исторического факультета УГГШ.

В работе использованы следующие методы исследования.

1. Метод теоретического анализа философской, психологической, дидактической и методической литературы с целью выявления различных точек зрения на изучаемую проблему. Контент-анализ позволил уточнить сущность понятия «культурное самосознание».

2. Изучение и обобщение опыта работы учителей школ и преподавателей общегуманитарных дисциплин педагогического вуза с целью выявления недостатков в подготовке студентов, способов включения культурологического материала в профессиональную подготовку учителей.

3. Эмпирические методы исследования (беседа, анкетирование, наблюдение, интервьюирование), которые позволили получить количественные показатели уровней развития культурного самосознания будущих учителей.

4. Метод моделирования использовался для построения модели подготовки учителя, обладающего сформированным культурным самосознанием.

5. Для обработки полученных в ходе исследования результатов использовались методы математической статистики.

Эмпирической базой исследования служил анализ учебников, учебных пособий и программ, научно-педагогической литературы, обобщение практического опыта подготовки будущих учителей и опытно-экспериментальная работа.

Методологическую и теоретическую основу исследования составиликонцепция М. С. Кагана, рассматривающая культуру как способ человеческой деятельности и универсальное свойство общественной жизни и теоретическая концепция содержания образования (В.В.Краевский, И. Я. Лернер, М.Н.Скат-кин).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурное самосознание является частью педагогического самосознания. Структуру культурного самосознания составляют четыре диспозиции: я — культурно образованный человекя — учитель — предметникяпрофессионал, чья деятельность — трансляция культурыя — творец, чья деятельность является элементом культуры.

2. Традиционный процесс формирования культурного самосознания будущих учителей не может дать положительных результатов. Необходимо внести изменения в содержание и методы теоретической, практической подготовки и педагогической практики вуза.

3. Для формирования культурного самосознания как части педагогического самосознания будущих учителей необходимы и достаточны следующие условия:

— ориентация будущих учителей на осознанное формирование своего культурного самосознания как части педагогического самосознания;

— направленность на индивидуальное развитие культурной «я — концепции», через акцентирование внимания на феномене самосознания в содержании изучаемых в вузе общегуманитарных дисциплин и спецкурсов, посредством межпредметной интеграции и самостоятельной творческой работы студентовиспользование в учебном процессе всего многообразия диалогических методов («сократовский диалог», «микродиалог» и другие), направленных на формирование «я — концепции» учителяорганизацию педагогической практики студентов, включающей задания, позволяющие будущим учителям осознать себя в роли учителя, выполняющего функцию инкультурации.

4. Для реализации указанных выше положений необходима следующая работа: проведение специальных лекционных и практических занятий, способствующих формированию культурного самосознания как части педагогического самосознаниявключение в педагогическую практику исследовательских заданий, позволяющих будущим учителям развивать свою культурную «я — концепцию».

Научная новизна исследования:

1. Раскрыто содержание понятия «культурное самосознание».

2. Определена структура культурного самосознания как часть педагогического самосознания;

3. Выявлены причины недостаточной сформированности культурной «яконцепции» у будущих учителей в ходе профессиональной подготовки в педагогическом вузе. К ним относятся раздробленность знаний о феномене «самосознания» и о роли культуры в развитии личности в содержании общегуманитарных дисциплин и отсутствие в педагогическом вузе системы целенаправленной подготовки будущего учителя к деятельности по трансляции культуры подрастающему поколению;

4. Установлены критерии, уровни и показатели сформированности культурного самосознания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно открывает возможность нового подхода к анализу подготовки учителей к их профессиональной деятельности, обязательным компонентом которой должно стать культурное самосознание как часть педагогического самосознания. Это будет способствовать повышению теоретического уровня изучения феномена культурного самосознания.

Практическая значимость исследования заключается в разработке «Программа спецкурса «Человек — Зеркало — Культура» и «Программно-методических указаний к педагогической практике студентов исторического факультета УГПИ», которые явились предпосылками для обновления профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Обновленное содержание и методы преподавания общегуманитарных дисциплин способствовали повышению уровня теоретической и практической подготовки будущих учителей к осуществлению профессиональной деятельности.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена репрезентативностью объема выборок и методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр отечественной истории и педагогики УГПИ, методических семинарах аспирантов (1998 — 2002). На семинаре «Развитие самосознания учащихся в процессе исторического образования» (школа № 25 г. Уссурийска, 11 февраля 2002) и практическом семинаре преподавателей г. Уссурийска и Уссурийского района «Проблемы изучения культуры на уроках истории в школе» (школа № 27 г. Уссурийска, 14 октября 2002). На межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогического образования» (Уссурийск, 16−19 октября 2000), всероссийской научно-практической конференции «Проблемы реализации государственных стандартов высшего педагогического образования П поколения» (Уссурийск, 24−25 сентября 2001), всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул, 25−28 марта 2002), региональной научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование в условиях модернизации Российской школы» (Владивосток, 26−28 марта 2002).

Основные результаты исследования внедрены в практику работы кафедры психологии и отечественной истории Уссурийского государственного педагогического института, что подтверждается соответствующей справкой.

Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающей 265 источников, 20 приложений. Общий объем — 168 страниц.

Выводы 3 главы.

Полученные результаты свидетельствуют о существовании положительной динамики в развитии культурной «я — концепции» будущих учителей в ходе профессиональной подготовки в вузе. Это свидетельствует о том, что обще гуманитарные дисциплины обладают потенциалом, реализация которого способствует формированию культурного самосознания как части педагогического самосознания. Это можно наблюдать на примере итогов работы в экспериментальных группах.

Показатели достоверности различий между высоким уровнем культурного самосознания у будущих учителей, принимавших участие в опытноэкспериментальной работе, по сравнению со студентами контрольной группы подтвердили наше предположение том, что в общегуманитарных дисциплинах скрыт большой потенциал, который не реализован в традиционной модели профессиональной подготовки.

За период изучения общегуманитарных дисциплин у будущих учителей, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе, повысились показатели по двум диспозициям: о социальной роли педагога в обществе и об уровне своего общекультурного развития. Очевидно акцентирование внимания на феномене самосознании в содержании общегуманитарных дисциплин и использование диалогических методов преподавания, исследовательских и творческих заданий позволило развивать эти диспозиции культурной «я — концепции». Таким образом, предложенная модель подготовки учителей позволила студентам осознать специфику будущей профессии как деятельности по передаче воспитанникам социального опыта, накопленного человечеством.

Практически не изменились показатели профессиональной идентификации и представления о творческом характере труда педагога. Отсутствие в сознании будущих учителей направленности на педагогическую профессию не позволяет в полной мере использовать потенциал общегуманитарных дисциплин вуза для формирования и развития культурного самосознания как части педагогического самосознания.

Мы не склонны считать проделанную работу идеальной. Пассивный уровень развития культурного самосознания остался у 3 студентов (12%) первой, 2 студентов (8%) второй экспериментальных групп и 4 студентов (16%) контрольной группы. Причины мы видим в отсутствии у студентов ориентации на педагогическую профессию, а также в частых пропусках занятий в вузе, и как следствие, в неудовлетворительном состоянии подготовки участников эксперимента к будущей педагогической деятельности. Следовательно, для формирования и развития культурного самосознания требуются не только усилия со стороны профессорско-преподавательского коллектива педагогического вуза, но и активность самой личности в построении своей культурной «я — концепции». Остается выразить надежду, что эпизодическое участие этих студентов в опытно-экспериментальной работе окажет продленное продуктивное влияние на развитие отдельных диспозиций их культурного самосознания в дальнейшем.

Не подтвердилось первоначальное предположение о том, что путь межпредметной интеграции окажет более эффективное влияние на развитие культурной «я — концепции», чем включение в профессиональную подготовку творческих заданий и диалоговых методов обучения. Отсутствие достоверных различий между уровнем сформированности культурного самосознания в двух экспериментальных группах свидетельствует о том, что оба пути оказали одинаково плодотворное влияние на процесс формирования культурного самосознания будущих учителей.

Заключение

.

Цель проведенного исследования заключалась в том, чтобы выявить возможности общегуманитарных дисциплин, раскрыть содержание и методы формирования культурного самосознания будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

В ходе исследования было выявлено, что формирование культурного самосознания как части педагогического самосознания является актуальной проблемой в теории и практике профессиональной подготовки специалистов для общеобразовательной школы. Необходимо, чтобы в системе высшего педагогического образования формирование педагогической «я — концепции» совпадало с процессом становления личности будущего учителя (развитием его культурной «я — концепции»), В этом случае интегральное качество личности («я — концепция педагога») объединит профессиональный и личный опыт педагога и явится залогом профессионального совершенствования в будущем.

Образование неразрывно связано с творческой деятельностью личности по освоению социального опыта человечества и его передачей подрастающему поколению. Следовательно, в структуре профессионального самосознания необходимым компонентом выступает особый феномен, который позволяет самоопределиться в культурном пространстве, выработать свое педагогическое кредо и авторский стиль деятельности по инкультурации. Мы определили этот феномен как культурное самосознание.

В ходе диссертационного исследования были решены следующие задачи:

Во-первых, изучены и систематизированы существующие в философии, психологии и педагогике теоретические подходы к пониманию сущности «культурного самосознания». Контент — анализ позволил определить это понятие в качестве сложной личностно профессиональной системы представлений педагога о себе как о человеке и о профессионале, связанных с оценкой социального значения и личностного смысла своей деятельности. Его структурасистема диспозиций и представлений педагога о:

— о себе как о личности (я-концепция с индивидуальным духовно — ценностным ядром);

— о себе как о профессионале, чья деятельность — трансляция культуры;

— о социальном значении своей деятельности, как деятельности по воспитанию и образованию подрастающего поколения;

— о личностном смысле своей деятельности. Эти характеристики позволяют учителю осознавать себя в четырех аспектах:

— я — учитель — культурно образованный человек, -я — учитель — предметник;

— я — учитель — профессионал, чья деятельность — трансляция культуры- -я — учитель — творец, чья деятельность является элементом культуры.

Теоретический анализ позволил определить, что рефлексия выступает педагогическим механизмом самосознания, а противоречия — движущей силой его развитияфакторы, влияющие на развитие самосознания — коллективная творческая деятельность и межличностное общение (диалог).

Во-вторых, проведено диагностическое исследование, направленное на выявление потенциальных возможностей общегуманитарных дисциплин педагогического вуза по формированию культурной «я-концепции» будущих учителей. Полученные результаты позволяют констатировать, что при традиционном изучении общегуманитарных дисциплин диспозиции культурного самосознания будущих учителей остаются недостаточно сформированными. Анализ содержания общегуманитарных дисциплин и методики их преподавания выявил ряд недостатков. Так, знания о феномене самосознания и роли культуры в становлении личности дается фрагментарно, они включены в содержание нескольких учебных дисциплин, что не позволяет добиться целостного представления о феномене самосознаниядоминирование в процессе преподавания монологических методов обучения не позволяет будущим педагогам приобрести опыт эмоционально-творческой деятельности по усвоению и трансляции культуры. Необходимо внести изменения в профессиональную подготовку педагогов, чтобы сделать этот процесс формирования культурного самосознания целенаправленным.

В третьих, диагностическое исследование позволило предложить способы включения культурологического содержания в профессиональную подготовку будущих педагогов. Для того чтобы сделать целенаправленным процесс формирования культурного самосознания будущих учителей, необходима интеграция общегуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, а также специальные задания, направленные на творческое освоение социального опыта человечества (культуры) и межличностное взаимодействие (диалог).

В четвертых, изучение эмпирического опыта позволило констатировать, что сформированное культурное самосознание характеризуется следующими функциями, гносеологической и оценочной, рефлективной и аксиологической, функцией адаптации и целеполагания, а также креативной, регулятивной и защитной функциями. Они тесно связаны между собой, обеспечивая тем самым стабильность и динамику в развитии культурной «я — концепции». Поэтому функциональные связи послужили основанием для типологических характеристик педагогов с разным уровнем сформированности культурного самосознания. Поскольку все элементы структуры культурного самосознания находятся во взаимосвязи, то четыре диспозиции выступили в качестве критериев. Отсутствие одного или нескольких показателей свидетелвствовало о недостаточном уровне развития культурной «я — концепции». Была разработана шкала, в соответствии с которой были описаны пять типов будущих учителей, характеризующихся различным уровнем сформированности культурного самосознания: высоким, средним, начальным, пропедевтическим и пассивным. Итоговый этап диагностического исследования позволил изучить динамику развития культурного самосознания и его особенность на разных этапах профессиональной подготовки. Эту специфику необходимо учитывать при формировании культурной «я — концепции» будущих учителей.

Наконец, была разработана модель подготовки учителей, обладающих сформированным культурным самосознанием. Она включала учебные предметы и спецкурсы общегуманитарного блока, направленные на приобретение будущими педагогами опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к феноменам культуры, на основе которого происходит формирование их культурной «я — концепции». Модель предусматривала межпредметную интеграцию, рациональное использование диалоговых методов обучения и разнообразные творческие и исследовательские задания. Эта модель была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы. Учитывая, что проделанная работа является частью длительного процесса формирования культурного самосознания как части педагогического самосознания будущего учителя и то, что она дала положительные результаты, можно считать предложенную модель эффективной. Завершенное исследование позволило сделать вывод, что выдвинутые в начале исследования гипотетические предположения верны.

Проведенное исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования культурного самосознания у будущих учителей в процессе профессиональной вузовской подготовки. В процессе проведения опытно-экспериментальной работы и осмыслении ее результатов наметились новые вопросы, решение которых представляется важным. Например, в каком соотношении находятся педагогическое и культурное самосознание, т. е. какую часть педагогической «я — концепции» составляет культурная «я — концепция», какими возможностями в формировании культурного самосознания обладают другие дисциплины педагогического вуза.

Тем не менее, результаты проведенного исследования будут способствовать повышению теоретического уровня изучения феномена культурного самосознания и откроют возможности для нового подхода к анализу подготовки будущих учителей в сфере их профессиональной деятельности, обязательным компонентом которого должно стать культурное самосознание как часть педагогического самосознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. М.: Знание, 1990. -61с.
  2. B.C. Становление я концепции личности: теория и практика. — М.: Институт молодежи, 1999. — 164с.
  3. В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. -Красноярск, изд-во КГУ, 1998. 310с.
  4. В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72 — 75.
  5. Е.Я. Художественное образование в России. Историко-культурологический очерк. М.: МГК, 1998. -239с.
  6. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. СПб.: Б.И., 1997. -153с.
  7. В.В. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998. — № 1. — С.18 -23.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы,— М.: Высшая школа, 1980. 368с.
  9. К.Е. Формирование основ самосознания социальных педагогов в профессиональной подготовке: Автореф. .канд. пед. наук. М., 1998. -18с.
  10. М.Я. Личность и профессия. К научному обоснованию выбора профессии. М.: Госиздат, 1926. — 68с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества М.: Искусство, 1986. — 445с.
  12. А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. — 241с.
  13. В.А., Черных А. П., Певчева Т. В. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика. 1998. — № 5. — С.67 — 69.
  14. В.А. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа: Башкир. Пед. Институт, 1997. — 144с.
  15. Р. Развитие я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1987. — 422с.
  16. М.Н. Гуманизация образования: направление и проблемы // Педагогика. 1996. — № 4. — С.23 — 27.
  17. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика, 1994. — № 5. — С. 16 — 21.
  18. B.C. Диалог. Сознание. Культура. М.: Одиссей, 1987. -57с.
  19. И.А., Ломоносова М. Т. Тесты. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура. Книга 1. М.: Владос, 1999. -160с.
  20. В.М., Шукуров P.M. История средних веков. М.: Просвещение, 1995. — 318с.
  21. В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 49 — 54.
  22. Большая советская энциклопедия в 30-ти т. /Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 22 — 648с.
  23. В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. -704с.
  24. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 464с.
  25. М. Я и ты. М.: Высшая школа, 1997. — 175с.
  26. Л.В. Человек, культура, образование в кризисном социуме //Alma mater. 1997. -№ 4. — С. 11−18.
  27. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига: Авотс, 1985. — 318с.
  28. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса //Педагогика. 1998. — № 4. — С. 12−18.
  29. А.П. Культурные стратегии российской школы //Человек и образование в современном мире. Материалы научно-практической конференции. СПб.: РГПУ, 1996. — С.9 — 12.
  30. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. — № 2. — С. З — 8.
  31. А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−19.
  32. В.М. Изучения вопросов культуры XI XVIII вв. на уроках истории СССР (из опыта работы). — М.: Просвещение, 1989. — 96с.
  33. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. /Отв. Ред. Е. В. Попов. М.: Владос, 1996. — 336с.
  34. Введение в философию. Учебник для вузов. /Под ред. И. Т. Фролова и др. -М.: Политиздат, 1989. 639с.
  35. М.А. Эстетическая культура школьника. Курс лекции для студентов педвузов и учителей. СПб.: Изд-во РГПУ, 1997. — 142с.
  36. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Межвузовский сборник научных трудов. /Под ред. Е. В. Шорохова. -М.: МГПИ, 1988. 185с.
  37. Л.Ф. Формирование основ профессионального самосознания у учащихся педагогического лицея: Автореф.канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 18с.
  38. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. — 96с.
  39. Е.О. Духовное развитие студентов в процессе их образования в пед. вузе (на примере факультета рус. яз и лит-ры): Автореф.канд. пед. наук. -СПб, 1993. 19с.
  40. Т.С. Русская культура: история и современность. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 1999. — 575с.
  41. Гессен С И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448с.
  42. К. Какой преподаватель нужен вузу? Заметки идеалиста //Alma mater. 1994. -№ 1,-С. 16 — 18.
  43. И.И. Культурная политика, культурологическое образование: региональный аспект. Краснодар: КГУ, 1997. — 200с.
  44. В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии. Комсомольск — на — Амуре: КГПУ, 1997. — 125с.
  45. Государственный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000.
  46. И.В. Методика подготовки студентов университета //Педагогика. -1996.-№ 1,-С. 37 -40.
  47. Н.Г. История МХК. Учебное пособие для общеобразовательных школ и средних учебных заведений: В 4-х ч. Тверь: КИП, 1993. — Ч. 1−2. -239с.
  48. А.А. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд. -М.: Гардарика, 1999. -278с.
  49. А.Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. М.: Интерпракс, 1995. -336с.
  50. Ю.Н. Этнические измерения памяти и этническая мысль: научно-публицистические чтения. -М.: «Политиздат», 1990. 197с.
  51. Р. Рассуждения о методе. Собрание сочинение: В 4-х т. /Сост. В. В. Соколова. -М.: Мысль, 1989, — Т.1. 654с.
  52. В. Наброски к критике исторического разума //Вопросы философии. 1988. — № 4. — С. 140 — 146.
  53. С.А. Педагогическое сознание: теория и технология формирования у будущих учителей. Екатеринбург: Уникум, 1998. — 298с.
  54. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 143с.
  55. Э.Ю. Содержание культурологической подготовки социальных педагогов в среднем профессиональном заведении гуманитарного профиля: Автореф.канд. пед. наук. Казань, 1997. — 20с.
  56. А.Б. Введение в культурологию. Основные понятия культурологи в систематическом изложении: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1999. — 215с.
  57. B.C. Диалог. Мышление. Сознание. //Философия. Культура. Образование: Сб. научн. трудов. /Отв. ред. Р. А. Буханов. Нижневартовск, 1996. — С.104−108.
  58. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учительская газета. -1992.- 4 августа (№ 28).
  59. Г. В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущих учителей: Автореф.канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1998. -20с.
  60. М.Р., Кошман Л. В., Шульгин B.C. История русской культуры: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1990. — 432с.
  61. И.А., Боденко Б. Н., Кравченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований Государственного образовательного стандарта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 67с.
  62. В.П. Развитие творческих способностей студентов в процессе обучения рисунку и живописи // Формирование личности учителя в системе высшего образования /Сб. научн. трудов /Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГГТИ, 1980. — 133с.
  63. Н.С. Некоторые методологические вопросы культуры и культурной революции. М.: «Политиздат», 1969. — 280с.
  64. Ильенков Э.В.: Личность и творчество. /Ред. сост. И.П.Фарман- М.: Языки русской культуры, 1999. — 272с.
  65. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 462с.
  66. Э.В. Что такое личность? С чего начинается личность? М.: «Политиздат», -156с.
  67. Ильин Г Л. Образование и культура: Поиски взаимного соответствия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. -77с.
  68. Т.А. Актуальные проблемы дидактики высшей школы // Новое в теории и практике обучения. Вып. 4. М: Наука, 1979. — С. З — 39.
  69. Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Логос, 1996. -280с.
  70. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально- педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.: Белый город, 1993. -217с.
  71. Искусство как компонент подготовки специалиста /Материалы круглого стола на факультете искусств СГГТИ // Alma mater. 1994. — № 2. — С.9−12.
  72. М.С. Искусство в системе культуры. Л.: изд-во ЛГУ, 1987. -19с.
  73. М.С. Культура города и пути ее изучения //Город и культура: Сб. научн. трудов /Под ред. П. А. Подболотова. СПБ.: СПб ГИК, 1992. — С. 15−35.
  74. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416с.
  75. О.М. Я-концепция и уроки истории //Преподавание истории в школе. 2000. — № 1. — С.43 — 45.
  76. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Сб. пер. с фр. яз. /Общ. ред. А. М. Руткевича. -М.: Политиздат, 1990. 414с.
  77. И. Этика. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 709с.
  78. С. Основы культурологи. Морфология культуры. СПб.: Туска-рора, 1997. — 187с.
  79. А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 17 — 22.
  80. В.Г., Негуманова Л. Н. Профессиональное самосознание: ценности и профилизация обучения. Казань: Новое знание, 1998. — 240с.
  81. В.Г. Профессиональное самосознание учащихся. Дидактический аспект. Казань. КГУ, 1994. — 104с.
  82. Т.А. Карьера как элемент профессионального образования и формирование личности студента // Проблемы гуманитаризации высшего образования: Сб. научн. трудов. /Под ред. Е. А. Гусева. СПб.: СПб ТЭА, 1996. -153с.
  83. Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981. -63с.
  84. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252с.
  85. Козиев В Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя. -Л.: Знание, 1987. 16с.
  86. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335с.
  87. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383с.
  88. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  89. В.А. Курс «Философия образования» (культуроантрополический аспект). Самара, СИПКО. 1996. -92с.
  90. Г. Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе «История СССР» 7 10 кл. — М.: Просвещение, 1987. — 256с.
  91. И.Б., Шиянов Е. Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону: Цветовая печать, 1995. -314с.
  92. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: РПГУ, 1994. — 64с.
  93. Т.П. Роль образования в формирования культурного человека // Преподавание культурологи в вузах: Сб. научн. трудов. /Под ред. В. А. Надеждиной. Уфа: УГНТУ, 1997. — С.22 — 24.
  94. В.В. Содержание образования бег на месте //Педагогика. -2000. -№ 7. — С.
  95. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 36с.
  96. Е.К. Жизненный путь и личностное знание II Гуманитарное знание. Сущность и функции: Межвуз. сб. научн. трудов. /Под ред. Т. А. Подкортова. СПб.: СПбГУ, 1991. — 1 50с.
  97. Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: Институт психологии РАН, 1999. — 240с.
  98. Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. — 80с.
  99. B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. — 256с.
  100. О.В. Диагностика и развитие личности учителя. Оренбург: ООИПКРО, 1999. — 58с.
  101. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. — 181с.
  102. Культурология XX век. Антология. /Отв. ред. С. Я. Левит. М.: Юристъ, 1995. — 703с.
  103. Культурология: учебник для студентов технических вузов. /Под ред. Н. Г. Багдасаряна. М.: Высшая школа, 1998. — 509с.
  104. Культурология: Учебное пособие студентов вузов. /Под ред. Д. В. Драча. -М.: Феникс, 1998. -576с.
  105. Культурология. /Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. — 309с.
  106. Культурология XX век. Словарь. /Отв. ред. А. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. — 630с.
  107. Культурология XX век. Энциклопедия в 2-х т. /Отв. ред. С. Я. Левит. -СПб.: Университетская книга, 1998. Т.1. -447с.
  108. Культурологическое образование. /Под ред. Л. М. Мосоловой. СПб.: РГПУ, 1998. — 312с.
  109. Кулюткин Ю Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128с.
  110. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя //Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 67−73.
  111. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. -68с.
  112. Лабиринты одиночества: Сб. пер. с англ. яз./Под ред. Н. Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989. -623с.
  113. Лазарева В Н. О методологии современного искусствознания. М.: Советский художник, 1978. -313с.
  114. И.Я. Культурология: Курс лекций. Минск: изд-во МГУ — 124с.
  115. B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. — 359с.
  116. Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  117. А.Н. Человек и культура. М.: Просвещение, 1961. — 114с.
  118. Д.С. Декларация прав культуры. М.: Логос, 2000. — 8с.
  119. Т.Б. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. М.: Педагогика, 1980. — 136с.
  120. Личность. Внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды /Авт.-сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Тускарора, 1996. -175с.
  121. А.Ф. Из бесед и воспоминаний //Преподавание истории в школе. -1989. № 6. — С.49 — 50.
  122. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологические исследования. М.: Наука, 1974. — 172с.
  123. Лурия, А Р. Язык и сознание. М. МГУ, 1979. — 319с.
  124. Е.А. Искусство мыслит образами. М.: Просвещение, 1977. -144с.
  125. Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998. -277с.
  126. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. -366с.
  127. В.Г., Ситаров В. А. Развитие самосознания и проблемы формирования социальной активности личности. М.: МГПИ, 1987. — 93с.
  128. Т.Б., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. М.: Знание, 1989. — 176с.
  129. А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. СПб.: УУП, 1996. -288с.
  130. В.И., Юдин В.п. Педагог и культура: Пособие в помощь учителям школ, спец. педагогам и социальным работникам, студентам. Казань: КГУ, 1994. — 112с.
  131. А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. — С. 108 — 117.
  132. В.М., Конев В. А. О сущности освоения культуры // Методологические проблемы освоения культуры. Куйбышев: КГУ, 1988. -131с.
  133. .С., Высочина Е. Н. Новое в изучении художественного творчества (Проблемы комплексного подхода). М.: Знание, 1983. — 64с.
  134. .С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. -318с.
  135. Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности //Вопросы психологии. 1989. -№ 5. — С. 11−17.
  136. Мелик-Пашаев А. А. Личность и эстетическое отношение к действительности //Коммунист. 1984. — № 3. — С. 67−68.
  137. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96с.
  138. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческое развитие школьников //Вопросы психологии. -1989. -№ 1. С. 15−23.
  139. Методические рекомендации и комплексные программы по эстетическому восприятию и образованию студентов педагогических вузов: /Сост. А. П. Валицкая. Л.: ЛГПУ, 1986. — 135с.
  140. Мировая художественная культура в памятниках: Учебное пособие. /Под ред. Л. М. Мосоловой. СПб.: Образование, 1997. — 197с.
  141. Мировая художественная культура: Материалы для самосовершенствования и подготовки к аттестации: /Сост. С. Е. Соколова. Кемерово: КОИУУ, 1994. — 11с.
  142. Мировая художественная культура: Конспекты уроков по темам: /Сост. И. А. Лескова. Волгоград: Учитель, 2001. — 52с.
  143. ., Болотин И. Образование и национальная безопасность России //Alma mater. 1996. — № 6. — С.3−9.
  144. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С.59−62.
  145. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Советская педагогика. 1989. — № 12. — С. 52−56.
  146. Ф.Т. Сознание и самосознание //Философские науки. 1990. -№ 6. — С. 14−17.
  147. Я.И. Теоретико-методологические основы содержания педагогического образования. М.: МГУ, 1991. 35с.
  148. Модель специалиста как основа конструирования содержания образования и процесса обучения в педагогическом вузе //Непрерывное педагогическое образование. Вып. IV. /Ред. Н. В. Назаров. Ставрополь: СГПУ, 1994. С.3−11.
  149. В.с. Проблемы генезиса личности. М.: МГГТИ, 1985. — 104с.
  150. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  151. А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовки кадров в условиях рыночных отношений. Челябинск, 1991. — 23с.
  152. Ю.В. Формирование профессионального самосознания студентов //Специалист. 1998. — № 6. — С. 6−7.
  153. .М. Культура-искусство-образование: Цикл бесед. М.: ЦХК, 1993. -79с.
  154. О моделях педагогической подготовки. Материалы конф. 13−16 апреля1994. М.: Магистр, 1994. С. 93−94.
  155. Jl.И. Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя: Автореф. .канд. пед. наук. М, 1996. — 20с.
  156. И.М. Феномен гуманитарной культуры (социально-философский анализ): Автореф. канд. пед. наук. Уфа, 1994. -19с.
  157. И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: Морд.ГУ. -1992. — 148с.
  158. О человеческом в человеке. /Сб. под ред. И. М. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -384с.
  159. B.C. Культура и образование. Кострома, изд-во КГПУ, 1998. -76с.
  160. Педагогика. /Под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд. — М. Российское педагогическое агентство, 1996. — 602с.
  161. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. /Гл. ред. И. А. Каиров М.: Наука, 1966. -218с.
  162. В.Ф. Основы психосемантики. М.: Московский университет, 1997. -400с.
  163. О.А. Культурология: Сводные таблицы по истории Мировой художественной культуры. СПб.: СПб ГУАП, 1998. — 52с.
  164. И.А. Культурология. М.: Гардарика, 1998. — 128с.
  165. Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание) /Сб. трудов. /Под ред. Г. А. Бордовского. СПб.: Образование, 1994. — 210с.
  166. B.C. Лекции по культурологии. М.: Гардарика, 1997. — 344с.
  167. В.И. Культурология. М.: Гардарика, 1999. — 44с.
  168. Положение о педагогической практике: Методические указания /Сост. Н. Н. Бондаренко, Н. А. Коршунова, Т. А. Гаврилова. Уссурийск: УГПИ, 1999. -24с.
  169. В.Н. Искусство понимания: сотворение смысла. М.: Прогресс, 1990. -264с.
  170. JI.M. Изучение художественной культуры в курсе новой и новейшей истории (из опыта работы). М.: Просвещение, 1978. — 165с.
  171. JI.M. Методические рекомендации для преподавателей МХК. М.: Просвещение, 1985. — 81с.
  172. JI.M., Щербаков Н. Ю. Методика преподавания МХК в 8 кл.: Пособие для учителей. М.: НИИ школ, 1984. — 132с.
  173. Проблемы преподавания МХК в педагогическом вузе: Тезисы сообщений на Всерос. совещании 8−14 окт. 1990. /Под ред. Л. М. Мосоловой. Л.: РГПУ, 1990. -90с.
  174. Проблема философии культуры: опыт историко-материалистического анализа. /Под ред. В. М. Межуева и В. А. Конева. М.: Мысль, 1984. — 325с.
  175. Программно-методические указания к педагогической практике студентов. / Отв. ред. А. М. Кулинец Уссурийск: УГПИ, 1999. — 39с.
  176. Программно-методические указания к педагогической практике студентов исторического факультета УГПИ: Методические рекомендации. /Под ред. Пчела И. В. Уссурийск: УГПИ, 2002. — 27с.
  177. Психологическая диагностика: Учебное пособие. /Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. — 304с.
  178. Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерекова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. -438с.
  179. Психологический словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М. Л. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. -438с.
  180. И.А. «Образ» и «роль» в системе высшего образования // Образование и культура молодежи: профессиональный аспект: Материалы межвуз. конф. 22 -23 ноября 1995. /Отв. ред. Ю. Д. Мишин. Новосибирск: СГАПС, 1997.-С. 56−57.
  181. В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры //Педагогика. 1998. — № 5. — С. 17−22.
  182. А.В. Учителю об эстетическом воспитании подростков. -Курск: КГПУ, 1998. 156с.
  183. А.В. Учителю об эстетическом воспитании старшеклассников.- Курск: КГПУ, 1999. 250с.
  184. Н.К. Листья сада//Угнус. 1990. -№ 1. С. 34 -48.
  185. В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990.- 112с.
  186. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Вла-дос, 1998. -496с.
  187. Ю.В. Введение в культуроведение: учебное пособие для вузов. М.: Че-Ро, 1996. — 288с.
  188. В.М. Введение в культурологию: Учебник для высшей школы. М.: Форум, 1997. — 224с.
  189. Г. Н. Взаимодействие самосознания и творчества в процессе развития личности //Педагогический процесс как культурная деятельность /Под ред. А. П. Шевченко. Самара: СИПКРО, 1997. — 571с.
  190. Рубинштейн С Л. Самосознание личности и ее жизненный путь //Основы общей психологии: Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 1998. С. 634 -644.
  191. .М. Творческий процесс в эволюционном аспекте // Художественное и научное творчество /Под ред. Б. М. Мейлах. Л.: Наука, 1972. — С.54−67.
  192. В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1997. — 381с.
  193. Ю.С. Об обучении русской художественной культуре // Преподавание истории в школе. 1989. — № 2. — С. 128 — 134.
  194. В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя: Автореф.канд. пед. наук. Л., 1986. -20с.
  195. JI.Г. О новом курсе для аспирантов //Вестник высшей школы.- 1989. С. 29−32.
  196. Самосознание европейской культуры. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. /Авт.-сост. Р. А. Гальцева. М.: Политиздат, 1991. — 366с.
  197. Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы. /Под ред. Ф. Т. Михаилова. М.: ИНФРАН, 1997. — 249с.
  198. Самосознание: Сборник статей. /Сост. П. Литвинов, М. Меерсо-Аксенов, Б.Шрагин. М.-Нью-Йорк: Хроника, 1976. — 320с.
  199. В.А. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб.: Петрополис, 1998. — 342с.
  200. Г. Культура-духовность-профессия //Высшее образование в России.- 1996. -№ 2. -С. 114−117.
  201. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. Сумерки богов. /Сост. А. А. Яковлева — М.: Политиздат, 1989. — 398с.
  202. Т.В. Уроки МХК: Учебно-методическое пособие: В 2-х ч. Воронеж. ВГПУ, 1999. -263с.
  203. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирование педагогических систем. М. Логос, 1999. — 272с.
  204. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии.- Волгоград: Перемена, 1994. 152с.
  205. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 350с.
  206. Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. — 319с.
  207. В.А. Высшее педагогическое образование в России. Традиции, проблемы, перспективы //Наука и школа. 1992. — № 2. — С. 8−16.
  208. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования //Магистр. 1994. — № 6. — С. 6−11.
  209. В.А. Перестройка педагогического образования в СССР. Перспективы //Вопросы образования. 1990. — № 2. С. 137−149.
  210. В.А., Подымова J1.C. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 23с.
  211. Совершенствование содержания и методов эстетического воспитания учащейся молодежи: Тезисы семинара 13−14 ноября 1984, 18−19 декабря 1985 /Под ред. В. С. Кузина. -М, — Ярославль: МГУ, 1987. 126с.
  212. Современная философия. Словарь и хрестоматия. /Ред. В. Г. Кохановский. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 511с.
  213. А. Методическое пособие к учебнику хрестоматии «Человек в Мировой художественной культуре». — М.: Просвещение, 2000. — 95с.
  214. А.Г. Основы философии: Учебное пособие. М.: Политиздат, 1988. — 592с.
  215. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303с.
  216. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 284с.
  217. Г. Г. Подготовка студентов к педагогическому диалогу: Авто-реф.канд. пед. наук. СПб, 1993. 20с.
  218. Г. Е. Самосознание и самостоятельность поведения личности //Самосознание в философии: Межвуз. сб. науч. тр. /Под ред. Б. Е. Ерунова. -Л.: ЛГПУ, 1987. 152с.
  219. В.Н. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973. — 208с.
  220. С.В. Проблема человека и образование // Человек и образование в современном мире: Материалы конф. /Отв. ред. А. П. Валицкая. СПб.: Б.И., 1996.-С. 8−9.
  221. Теоретические основы содержания общего среднего образования. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352с.
  222. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. /Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Советская энциклопедия, 1940. — Т.4. — 386с.
  223. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. /Под ред. С. И. Ожегова. М.: Азбуковник, 1999. — 944с.
  224. Н.Г. Становление профессионального самосознания студентов педагогического колледжа: Автореф. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 19с.
  225. Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров //Педагогика. 1998. — № 1. — С. 66−72.
  226. Х.Г. Философия образования. Проблемы развития региональных систем. Нальчик: Б.И., 1997. — 253с.
  227. Урманов С И. Семиотика искусства как язык: Учебное пособие. Рязань. РГПУ, 1998. -97с.
  228. Философия: Учебное пособие для вузов. /Отв. ред. В. П. Кохановский. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 573с.
  229. Философский словарь. /Отв. ред. И. Т. Фролова. М. Политиздат, 1986. -839с.
  230. А.С. Культурология в системе образования //Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 39−47.
  231. Ю.С. Развитие самосознания учащихся //Развитие самосознания школьника. /Под ред. В. М. Коротова. СМ. Гос НИИ семьи и воспитания, 1996. — С. 14−17.
  232. Формирование модели специалиста с высшим образованием: Сб. типовых методик /ЛГУ, НИИ комплекс социальных исследований. Томск: изд-во ТГУ, 1984. — 198с.
  233. В. Человек в поисках смысла. Сб. пер. с нем. и англ./Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  234. Дж. Неизведанное «Я». М.: Прогресс, 1998. — 246с.
  235. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 445с.
  236. И.Ф. Педагогика: учебное пособие для университетов и пединститутов. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1990. — 575с.
  237. А.И. Как преподавать МХК? Книга для учителя. 2 изд. М.: Просвещение, 1994. — 160с.
  238. Художественная культура в докапиталистических формациях. Структурно-типологическое исследование /Науч. ред. М. С. Каган. Л.: ЛГУ, 1984. — 303с.
  239. Художественная культура в капиталистическом обществе. Структурно-типологическое исследование /Науч. ред. М. С. Каган. Л.: ЛГУ, 1986. — 287с.
  240. Художественное образование учащихся в процессе обучения изобразительному искусству. Сб. науч. тр. /Под ред. В. С. Кузина. М.: НИИ школ, 1983. — 77с.
  241. Э. Мастер самопознания или погружение в «Я» (психономика). Серия «Мир культуры». СПб.: ЛАНЬ, 1999. — 192с.
  242. Человек в зеркале культуры и образовании: Сб. науч. тр. /Под ред. Л. П. Буевой М.: Б.И., 1989. — 213с.
  243. А.И. История и культура Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -239с.
  244. Г. К. Трудный путь к самому себе: Очерки саморазвития личности. СПб. СПбГУ, 1994. — 116с.
  245. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144с.
  246. Чучин-Русов А. Н. Образование и культура //Педагогика. 1998. — № 1. — С. 9−18.
  247. Шавир И М. Профессиональное самосознание на вузовском этапе подготовки учителя //Советская педагогика. 1985. — № 8. — С.92−97.
  248. А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М. Прометей, 1993. — 511с.
  249. М.Т. Объять необъятное. Записки педагога. М. Знание, 1986. -128с.
  250. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М, — Ставрополь, 1991. — 206с.
  251. Эстетическое воспитание: учебное пособия. /Под ред. В. И. Толстых. М.: Высшая школа, 1970. — 384с.
  252. Юсупов И. М. Профессиональное самосознание педагога //Советская педагогика. 1989. — № 12. — С. 79−83.
  253. М. Учитель это. //Учительская газета. — 1998. — 1 сент.
  254. К. Введение в философию. /Пер. с нем. Под ред. А. А. Михайлова -Минск: Пропилеи, 2000. 191с.
Заполнить форму текущей работой