Методы и приемы работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста
По мнению К. Д. Ушинского, «родная природа является неоценимым мощнейшим средством развития речи и воспитания любви к Родине. Природа является могущественным фактором воспитания и развития человека. Даже самое безупречное воспитание без данного фактора всегда будет иметь вид сухого, одностороннего, отдающего неприятной искусственностью. Природа — это мир, познаваемый человеком с младенчества… Читать ещё >
Методы и приемы работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работу по обогащению словаря старших дошкольников посредством знакомства с поэзией наиболее целесообразно проводить в процессе изучения природы.
Образовательная программа дошкольного обучения предусматривает усвоение детьми «словаря природоведения»: дети должны усвоить, как называются различные животные, растения, явления неживой природы.
По мнению К. Д. Ушинского, «родная природа является неоценимым мощнейшим средством развития речи и воспитания любви к Родине. Природа является могущественным фактором воспитания и развития человека. Даже самое безупречное воспитание без данного фактора всегда будет иметь вид сухого, одностороннего, отдающего неприятной искусственностью. Природа — это мир, познаваемый человеком с младенчества. Именно поэтому так важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, насколько прекрасна наша Родина».
Н.Ф. Виноградова считает, что благодаря многообразию форм, красок и звуков, природа — это богатейший источник, который способствует развитию словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. Именно посредством наблюдения за природой ребенок учится правильно определять величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т. д.
Здесь следует отметить, что все вышесказанное возможно, только если в словаре ребенка существуют соответствующие названия предметов, объектов и явлений. Так же необходимым условием является сформированность соответствующих представлений. При этом ребёнку необходимо овладеть хорошей эстетической восприимчивостью и эстетическим отношением, а для этого их необходимо систематически развивать. Эстетическое отношение имеет составные части и, по сути, состоит из: эстетического восприятия формы, объектов, цвета, симметрии, ритма, композиции; эстетической оценки природы и её явлений; эстетического суждения ребёнка о природе, выделяющего качества объектов и явлений природы, которые требуют определённого лексического богатства.
Дошкольник знакомится с окружающим миром, природой с помощью различных методов и средств. Посредством этого знакомства накапливается содержание его речи. Одним из важнейших методов является наблюдение (О.И. Соловьева, А.М. Бородич). Данные авторы отмечают, что наблюдение широко используется на экскурсиях на природу, при ознакомлении с каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т. п.).
Также они доказывают, что процесс наблюдения в природе способствует обогащению словаря дошкольников, осуществляя эстетическое воспитание, способствующее обогащению чувств и эмоциональной сферы личности. Следует отметить, что большая роль в данном процессе принадлежит взрослому. Прививая детям чувство прекрасного, педагог должен стремиться, прежде всего, сформировать у них свое эмоциональное, эстетическое отношение к окружающей природе, своей малой родине, окружающему миру в целом, показать связь между объектами в различных обстоятельствах.