Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в деятельности куратора академической группы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты, полученные входе исследования, подтвердили^ выдвинутую гипотезу. Однако они не* исчерпывают всех проблем повышения качества профессиональной подготовки студентов в деятельности куратора академической группы и не претендуют на окончательное решение усложняющихся задач подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности. Дальнейшего изучения требуют особенности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические основы повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза
    • 1. 1. Профессиональная подготовка студентов как научно-педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущностная характеристика процесса повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза
    • 1. 3. Роль куратора академической группы в повышении качества профессиональной подготовки студентов
    • 1. 4. Модель деятельности куратора академической группы в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Реализация модели деятельности куратора академической группы в процессе профессиональной подготовки студентов
    • 2. 1. Критерии, показатели и уровни профессиональной подготовки студентов
    • 2. 2. Диагностический инструментарий исследования уровня профессиональной подготовки студентов на начальном этапе эксперимента
    • 2. 3. Содержание, структура и условия эффективности деятельности куратора академической группы
    • 2. 4. Анализ результатов исследования и их интерпретация
  • Выводы по второй главе 1
  • Заключение 172 Библиография
  • Приложения

Повышение качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в деятельности куратора академической группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За последнее десятилетие в России существенно изменилась социальная и экономическая ситуация, увеличилась доля ответственности человека за личное и общественное благополучие. Все чаще отмечается исключительное значение человеческого капитала как основного фактора, обеспечивающего стабильность и развитие страны. Именно этим объясняется необходимость в формировании инициативных, творческих, интеллигентных людей, способных к самостоятельному поиску решений, ответственных за результаты своей деятельности, восприимчивых ко всему новому, передовому и прогрессивному, чего невозможно добиться без модернизации системы образования.

Качество образования в современном понимании характеризуется не просто уровнем полученных знаний и соответствием определенным требованиям, а формированием компетентности в различных сферах жизнедеятельности, стремления к саморазвитию, самореализации и обучению в течение всей жизни. Обеспечить качество образования, помочь сформироваться мобильным, креативным личностям должен учитель, так как именно он является гарантом реализации изменений в образовании, и без его активного участия невозможно достичь прогрессивных результатов. В связи с этим проблема профессиональной подготовки учителей сегодня занимает одно из ведущих мест в педагогической науке и является предметом пристального внимания и изучения. Ее особая актуальность определяется необходимостью пересмотра и внесения изменений в профессиональное образование, повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов.

Ретроспективный анализ научной литературы показывает, что вопросы профессиональной подготовки личности были актуальны во все времена. В трудах античных философов (Аристотель, Сократ, Платон и др.) отмечено государственное значение подготовки людей, призванных учить детейв работах ведущих зарубежных педагогов XVII—XVIII вв.еков (Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци и др.) обоснованы профессиональные требования и выделены ведущие качества личности педагоговисследования деятелей народного образования России XX века (П.П. Блонский, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий и др.) посвящены разработке научной базы подготовки будущих учителей.

На современном этапе развития педагогической науки профессиональной подготовке будущих педагогов также уделяется большое внимание. Это фундаментальные исследования О. А. Абдуллиной, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и других, раскрывающие общие закономерности профессиональной подготовки и проблемы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования.

Основные вопросы качества образования отражены в трудах М. М. Поташника, Г. Н. Серикова, В. П. Симонова, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой и др. В работах О. В. Башлай, В. П. Беспалько, В. А. Кальней, П. И. Пидкасистого, Г. И. Смирновой, А. И. Субетто, С. Е. Шишова и других представлены различные аспекты качества профессиональной подготовки студентов и процесса повышения качества профессионального образования.

Традиционно вопросы повышения качества профессиональной подготовки студентов рассматриваются через деятельность руководителей и преподавателей вуза, однако роль куратора академической группы в данном процессе недостаточно определена. Куратор является активным участником студенческой жизни, он создает условия для саморазвития и самораскрытия будущего педагога, обретения им системы профессиональных знаний, ценностей, идеалов, опыта профессионального поведения и отношений. Куратор выступает своеобразным ориентиром, эталоном, на который могут равняться студенты, примером, которому они стремятся подражать. Соответственно, без теоретического обоснования и раскрытия методики работы куратора академической группы невозможно достичь высокого качества профессиональной подготовки студентов.

Институт кураторства появился в России во второй половине XIX века. Это было связано с введением, новой должности педагога, отвечающего за организацию воспитательной деятельности в школах и вузахо чем свидетельствуют труды Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского и др. Значительное внимание проблеме кураторства — стали уделять в 60−80-е годы XX века, когда возникла необходимость научного исследования вопросов^ касающихся организации и содержания работы кураторовуправления формированием и развитием коллектива студенческой: группы (Л.А.Быкова, Л. Д. Демина, A.M. Зарукина, Н. Ф. Коваленко, Т. М. Куриленко, Т. П. Маралова, Ю. П. Соколовская, Э. И. Шнибекова и др.).

В современных исследованиях институт кураторства рассматривается преимущественно в контексте организацию воспитательной работы в группе, управления формированиемколлектива студентов (В.Ш. Гузаиров, Н. С. Данилкова, И. С. Шаповалова, B.G. Шилова и др.). В работах Л. М1 Васильевой, В. Ф. Мильцовой и других ученых раскрываются вопросы повышения квалификации кураторов академических групп. Проблеме гуманизации отношений куратора и студентов., формирования, у студёнтов. профессиональной направленности посвящены работы. Е. И! Ерошенковой, Е. Н. Кролевецкой, II.C. Медведева и др.

Однако в настоящее время недостаточно освещена проблема профессионального становления5 студентов через деятельность куратора, не конкретизируются функции и направления его работы, которые могут значительно влиять на качество1 профессиональной подготовки будущих учителей.

Проведенный анализ позволяет определить существующие противоречия в профессиональной подготовке студентов:

• между необходимостью повышения качества профессиональной подготовки студентов, и недостаточной разработанностью данной проблемы в деятельности куратора академической группы;

• между сложившимися представлениями о структуре и содержании деятельности куратора в вузе и современными требованиями к его работе со студентами, направленной на повышение качества профессиональной подготовки выпускников;

• между усилением роли куратора в повышении качества профессиональной подготовки студентов и неразработанностью научно-методического и технологического обеспечения деятельности куратора.

Преодоление названных противоречий обусловило актуальность проблемы исследования и необходимость определения структуры и содержания деятельности куратора академической группы, направленной на повышение качества профессиональной подготовки студентов. Решение данной проблемы определило выбор темы исследования, которая формулируется следующим образом: «Повышение качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в деятельности куратора академической группы».

Цель исследования — выявить, обосновать и экспериментально проверить структуру и содержание деятельности куратора академической группы, направленной на повышение качества профессиональной подготовки студентов.

Объект исследования — процесс повышения качества профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования — деятельность куратора академической группы как способ повышения качества профессиональной подготовки студентов.

Гипотеза исследования: процесс повышения качества профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе будет более эффективным, если:

• разработана и внедрена модель деятельности куратора академической группы, направленной на повышение качества профессиональной подготовки студентов, на основе антропологического, субъектно-деятельностного и компетентностного подходов, предполагающая:

— теоретическое обоснование функций куратора академической группы в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов;

— разработку структуры и содержания деятельности куратора академической группы, обеспечивающих переход студентов на более высокий уровень профессиональной подготовки;

— определение педагогических условий, позволяющих достичь наибольшей эффективности деятельности куратора академической группы в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов;

• разработано учебно-методическое обеспечение деятельности куратора академической группы, способствующее повышению качества профессиональной подготовки студентов.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты задачи:

1) уточнить понятие «повышение качества профессиональной подготовки студентов» через деятельность куратора академической группы с учетом рассмотренных положений и идей, составляющих научно-теоретическую основу исследования;

2) обосновать функции куратора академической группы в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов;

3) разработать и апробировать модель, структуру и содержание деятельности куратора академической группы, направленной на повышение качества профессиональной подготовки студентов, на основе антропологического, субъектно-деятельностного и компетентностного подходов;

4) определить критерии, показатели и уровни профессиональной подготовки студентов;

5) выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие высокую эффективность деятельности куратора академической группы в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов;

6) разработать и апробировать учебно-методическое сопровождение деятельности куратора академической группы в профессиональной подготовке студентов.

Методологической основой исследования являются:

— классические положения философии, психологии, педагогики, теории и методики профессионального образования, позволяющие рассматривать становление студентов как процесс и результат их сознательной деятельности;

— ведущие идеи модернизации высшего профессионального образования, предполагающие повышение качества профессиональной подготовки специалистов;

— общая теория качества профессионального образования.

Методологические ориентиры исследования:

— в качестве ведущих выступают антропологический (К.Н. Воробьева, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский и др.), субъектно-деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, C.JI. Рубинштейн, Г. В. Сороковых и др.) и компетентностный (В.А. Адольф, И. А. Зимняя,.

A.В. Хуторской и др.) подходы;

— в исследовании также были использованы культур о логический (Л.П. Буева, А. В. Иванов, Н. Б. Крылова и др.) — системный (П.К. Анохин,.

B.Г. Афанасьев, С. И. Архангельский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, П. Т. Фролов и др.), личностно ориентированный (Е.В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. П. Сергеева и др.) подходы, позволяющие раскрыть отдельные аспекты профессиональной подготовки студентов.

Теоретическую основу исследования составили труды: о человеке, личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. Д. Ушинский и др.);

— об основных ценностных ориентациях личности будущих педагогов (Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич, И. Ф. Исаев, А. Г. Пашков и др.);

— о самораскрытии и самореализации личности в деятельности (А.В. Брушлинский, А. Маслоу, В. И. Слободчиков и др.);

— об общих закономерностях профессиональной подготовки и проблемах формирования и развития личности учителя (О.А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, JI.C. Подымова, В. П. Сергеева, В. А. Сластенин и др.);

— о ключевом значении качества профессиональной подготовки студентов при анализе эффективности профессионального образования (Э.Б. Кайнова, Н. В. Кузьмина, В. П. Панасюк, М. М. Поташник, JI.H. Сизоненко, А. И. Субетто, Т. И. Шамова и др.);

— о структуре и содержании деятельности куратора академической группы (Т.И. Грозова, Л. Д. Демина, Е. И. Ерошенкова, Е. Н. Кролевецкая, П. С. Медведев и др.).

В ходе исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ философских, психологических, педагогических, методических изданий зарубежных и отечественных авторов по исследуемой проблемеметод аналогии и сравнительно-педагогический анализ опыта организации работы куратора с группойлонгитюдное наблюдение за деятельностью студентов и кураторов в процессе профессиональной подготовки, экспертная оценка и самооценка результатов деятельности студентов и кураторовметод моделированияанализ учебно-методической документации и продуктов деятельности студентов (рефератов, курсовых и дипломных работ, творческих проектов, дневников педагогической практики) — методы бесед, тестирования, обобщения независимых характеристикопытно-экспериментальная работа, метод статистической обработки данных педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования стали Московский городской психолого-педагогический университет, Московский городской педагогический университет, Московский гуманитарный педагогический институт, Педагогические колледжи № 14 и № 18. В эксперименте было задействовано 552 человека, из них 419 студентов (174 человека входили в экспериментальную группу, 172 — в контрольную группу, 73 студента выступали в роли статистов) — 86 преподавателей вузов и ссузов (из них 30 человек составили экспертную комиссию) и 47 кураторов академических групп.

В соответствии с поставленными задачами был определен ход исследования, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе (2004;2005 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблемеизучались современные тенденции профессиональной подготовки студентов и существующие противоречия в данном процессеразрабатывались теоретические основы исследования, понятийный аппаратпроводилось пилотное исследование качества профессиональной подготовки студентов, анализировались его результаты, которые позволили определить направления педагогического эксперимента.

На втором этапе (2005;2008 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по внедрению разработанной модели деятельности куратора академической группы в процесс профессиональной подготовки студентовпроводилось промежуточное исследование качества профессиональной подготовки, отслеживалась динамика профессионального становления будущих учителейразрабатывалось методическое сопровождение деятельности куратора академической группы, нацеленной на повышение качества профессиональной подготовки студентов.

На третьем этапе (2008;2009 гг.) осуществлялись систематизация и уточнение результатов исследования, их обобщение, осмысление и описаниеоформлялись теоретические и практические материалы исследования, формулировались основные выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определены ведущие положения и идеи, составляющие научно-теоретическую базу процесса повышения качества профессиональной подготовки студентов в деятельности куратора академической группы, на основе взаимодействия основополагающих подходов: антропологического, субъект-но-деятельностного и компетентностного.

2. Уточнено понятие «повышение качества профессиональной подготовки студентов» в деятельности куратора академической группы, которое раскрывается как позитивная динамика в формировании у студентов общих и профессиональных компетенций и личностных качеств, обеспечивающих их стремление к самостоятельности, самоактуализации, саморазвитию и творческому выполнению своих профессиональных функций.

3. Обоснованы функции куратора академической группы: диагностическая, адаптационно-социализирующая, мотивационная, организационно-деятельностная, координаторская, консультативная, воспитательная, развивающая, контрольно-корректировочная, рефлексивная, выполнение которых позволяет в полном объеме реализовать работу по повышению качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

4. Разработана и апробирована модель деятельности куратора академической группы в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов, включающая: цель, задачи, подходы, принципы, направления, функции, этапы, содержание, условия и предполагаемый результат.

5. Разработаны структура и содержание деятельности куратора академической группы, выявлены этапы работы куратора (диагностический, моти-вационно-целевой, организационно-деятельностный, информационно-аналитический, рефлексивный), последовательная реализация которых позволит повысить качество профессиональной подготовки студентов, обеспечить формирование мотивационной готовности к педагогической деятельности, стремления к саморазвитию, самореализации в профессиональной деятельности, развитию профессионально значимых качеств личности.

6. Определены критерии оценки уровня профессиональной подготовки студентов (мотивационный, когнитивный и профессионально-личностный) — обоснованы показатели по каждому из критериев, отражающие мотивационный, научно-теоретический компонент и профессионально-личностный аспект подготовленности студентов к выполнению профессиональной педагогической деятельности, а также уровни профессиональной подготовки студентов (низкий, средний, высокий), отражающие эффективность деятельности куратора академической группы.

7. Выявлены и обоснованы педагогические условия реализации деятельности куратора академической группы:

— совершенствование нормативно-правовой основы деятельности куратора (внесение изменений в должностные обязанности куратора академической группы, постановка новых целей, задач, пересмотр направлений, содержания и форм работы со студентами в связи с необходимостью направить усилия на повышение качества профессиональной подготовки студентов);

— систематический мониторинг профессиональной подготовки студентов;

— высокий авторитет личности куратора (установление субъект-субъектных отношений во взаимодействии куратора и студентовзначимость личности куратора и влияние его деятельности на профессиональное становление студентов);

— активная жизненная позиция куратора и студентов (стремление и желание кураторов к внедрению инновационных форм работы со студентамиактивная творческая позиция студентов).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

• уточнено понятие «повышение качества профессиональной подготовки студентов» в деятельности куратора академической группы, которое раскрывается как позитивная динамика в формировании у студентов общих и профессиональных компетенций и личностных качеств, обеспечивающих их стремление к самостоятельности, самоактуализации, саморазвитию и творческому выполнению своих профессиональных функций;

• теоретически обоснована модель деятельности куратора академической группы, направленная на повышение качества профессиональной подготовки студентовопределены функции (диагностическая, адаптационно-социализирующая, мотивационная, организационно-деятельностная, коорди-наторская, консультативная, воспитательная, развивающая, контрольно-корректировочная, рефлексивная), которые позволят повысить качество профессиональной подготовки студентовраскрыты и научно обоснованы структура и содержание этапов (диагностического, мотивационно-целевого, организационно-деятельностного, информационно-аналитического, рефлексивного) деятельности куратора академической группы, способствующие более эффективной организации процесса профессиональной подготовки студентов;

• установлены и обоснованы критерии, показатели и уровни профессиональной подготовки студентов, отражающие эффективность деятельности куратора академической группы.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что реализация авторской модели деятельности куратора академической группы позволяет повысить качество профессиональной подготовки студентов. Разработанные учебно-методические материалы (программа курсов подготовки и повышения квалификации кураторов академических групп «Основы деятельности куратора академической группы», «Методические рекомендации по организации работы куратора с академической группой», памятки студенту-первокурснику и др.) могут быть использованы в работе кураторов колледжей и вузов для оптимизации профессиональной подготовки студентов.

Представленный в диссертации диагностический инструментарий оценки уровня профессиональной подготовки может успешно применяться кураторами, преподавателями, заместителями деканов по учебной и воспитательной деятельности и другими специалистами вузов и ссузов в работе со студентами.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются: методологией исследования, которая в полной мере соответствует поставленным задачам исследованияиспользованием комплекса методов, адекватных цели, предмету и задачамтеоретической разработкой и экспериментальной проверкой в массовой практике высших и средних профессиональных учебных заведений основных положений исследованиярезультатами количественного и качественного анализа экспериментальных данных, полученных в процессе научной работы, которые полностью подтверждают выдвинутую гипотезу.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уточненное понятие «повышение качества профессиональной подготовки студентов» в деятельности куратора академической группы, которое определяется в исследовании как позитивная динамика в формировании у студентов общих и профессиональных компетенций и личностных качеств, обеспечивающих их стремление к самостоятельности, самоактуализации, саморазвитию и творческому выполнению своих профессиональных функций.

2. Функции куратора академической группы (диагностическая, адаптационно-социализирующая, мотивационная, организационно-деятельностная, координаторская, консультативная, воспитательная, развивающая, контрольно-корректировочная, рефлексивная), определяющие основные направления работы куратора в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов.

3. Модель деятельности куратора академической группы, направленной на повышение качества профессиональной подготовки студентов, основными компонентами которой являются: целеполагающий, содержательный, критериальный и результативный. Модель включает в себя структуру и содержание этапов деятельности куратора академической группы (диагностического, мотивационно-целевого, организационно-деятельностного, информационно-аналитического, рефлексивного), последовательная реализация которых обеспечивает эффективность профессиональной подготовки студентов. Предполагаемым результатом реализации модели деятельности куратора академической группы является повышение качества профессиональной подготовки студентов через формирование общих и специальных компетенций и личностно-профессиональных качеств.

4. Критерииоценки уровня профессиональной подготовки студентов, позволяющие определить эффективность деятельности куратора академической группы:

— мотивационный, реализующийся в следующих показателях: направленность на профессиональную педагогическую деятельностьчеткое представление о целях, задачах своей профессиональной деятельности и путях их достижениясформированность представления о себе как профессионале;

— когнитивный, раскрывающийся в следующих показателях: уровень профессиональных знанийпрочность и системность овладения психолого-педагогической теориейразвитость педагогического мышления;

— профессионально-личностный, включающий следующие показатели: ориентированность на личностное развитие в профессиональной педагогической деятельностистремление к самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации и творческой самореализации в педагогической профессиивладение педагогической рефлексией.

Уровни профессиональной подготовки студентов: высокий, средний и низкий.

5. Педагогические условия эффективности деятельности куратора, академической группы, позволяющие направить процесс профессиональной подготовки на развитие активности, самостоятельности, творчества и ответственности студентов, повысить качество их профессиональной подготовки: совершенствование нормативно-правовой основы деятельности кураторасистематический мониторинг профессиональной подготовки студентоввысокий авторитет личности куратораактивная жизненная позиция куратора и студентов.

6. Разработанное учебно-лштодическое сопровождение деятельности куратора академической группы в профессиональной подготовке студентов (программа курсов подготовки и повышения квалификации кураторов академических групп, методические рекомендации, памятки студенту-первокурснику, диагностический инструментарий и др.).

Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, всероссийских, городских научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах в Москве (2005;2009 гг.), Саранске (2008 г.), международной научно-практической Интернет-конференции в Москве (2006 г.). Основные теоретические положения и практические результаты исследования обсуждались на заседаниях ученых советов факультетов, совета по социальной работе со студентами Московского гуманитарного педагогического института, на конференциях студентов и аспирантов МГПИ, посвященных Дням науки (2005;2009 гг.), на аспирантском семинаре кафедры педагогики МГПИ.

Основные результаты исследования нашли отражение в 17 публикациях по теме работы (монографии, учебно-методические пособия, программы, статьи, тезисы).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе профессиональной подготовки студентов МГППУ, МГПУ, МГПИ, Педагогических колледжей № 14 и № 18, а также при организации курсов и семинаров повышения квалификации кураторов академических групп (2006;2009 гг.).

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В приложениях представлены диагностические методики, позволяющие выявить уровень подготовленности студентов к педагогической деятельностиметодические материалы, раскрывающие должностные и функциональные обязанности кураторапрограмма курсов подготовки и повышения квалификации кураторов академических групп, выдержки из методических рекомендаций по формированию у студентов навыков организации самостоятельной работы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. В соответствии с теоретическими основами профессиональной подготовки студентов, были разработаны структура и содержание деятельности кураторов академических групп.

2. В процессе констатирующего этапа эксперимента были выявлены следующие критерии оценки профессиональной подготовки студентов: мо-тивационный (направленность на профессиональную педагогическую деятельностьчеткое представление о целях, задачах своей профессиональной деятельности и путях их достижениясформированность представления о себе как профессионале), когнитивный (уровень профессиональных знанийполнота и прочность овладения психолого-педагогической теориейразвитость педагогического мышления) и профессионально-личностный (ориентированность на личностное развитие в профессиональной педагогической деятельностистремление к самосовершенствованию, саморазвитию, самоактуализации и к творческой самореализации в педагогической профессиивладение педагогической рефлексией), которые могут быть сформированы на низком, среднем и высоком уровнях.

3. Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление исходного уровня профессиональной подготовки студентов, а также на определение содержания деятельности куратора академической группы с учетом данных диагностики.

4. Формирующий этап эксперимента предполагал внедрение модели деятельности куратора академической группы в процесс профессиональной подготовки студентов.

Деятельность куратора академической группы в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов включает следующие этапы: диагностический, мотивационно-целевой, организационно-деятельностный, информационно-аналитический и рефлексивный. Реализация каждого из указанных этапов обеспечивает создание условий для повышения качества профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности. С помощью разнообразных форм, методик и приемов куратор усиливает направленность студентов на педагогическую профессию, формирует и развивает навыки организации самостоятельной работы, способствует развитию профессионально значимых качеств личности, формирует стремление к творческой самореализации, самораскрытию в профессиональной деятельности.

5. На контрольном этапе опытно-экспериментальной деятельности были проанализированы результаты диагностических мероприятий. Мы проследили динамику формирования каждого из выделенных критериев и определи уровни профессиональной подготовки студентов на конец эксперимента. Полученные данные свидетельствуют о том, что внедрение разработанной нами модели и реализация содержания деятельности куратора эффективно влияют на процесс профессиональной подготовки студентов и способствуют повышению его качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема профессиональной подготовки студентов занимает сегодня одно из ведущих мест в педагогической науке и является предметом пристального внимания и изучения. Ее особая актуальность определяется необходимостью качественного обновления системы высшего педагогического образования в России.

Одним из показателей качества образования является конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения, в связи с чем возрастает необходимость в формировании инициативных, творческих, интеллигентных профессионалов, способных к самостоятельному поиску решений, ответственных за результаты своей деятельности, восприимчивых ко всему новому, передовому и прогрессивному.

Однако мало внимания уделяется роли куратора академической группы в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов. Между тем анализ литературы показал, что куратор является активным участником сложной и насыщенной студенческой жизни, он способствует саморазвитию будущего педагога, обретению им системы профессиональных знаний, ценностей, идеалов, норм, опыта профессионального поведения и отношений.

Подводя итог нашему исследованию, мы можем сделать следующие выводы:

1. Систематизация положений и идей, составляющих научно-теоретическую основу процесса повышения качества профессиональной подготовки студентов, позволила уточнить понятие «повышение качества профессиональной подготовки студентов» через деятельность куратора академической группы, дюд которым понимается позитивная динамика в формировании у студентов общих и профессиональных компетенций и личностных качеств, обеспечивающих их стремление к самостоятельности, самоактуализации, саморазвитию и творческому выполнению своих профессиональных функций.

2. Куратор академической группы рассматривается в исследовании как лицо, сопровождающее профессиональную подготовку студентов и осуществляющее следующие функции: диагностическую, адаптационно-социализирующую, мотивационную, организационно-деятельностную, коор-динаторскую, консультативную, воспитательную, развивающую, контрольно-корректировочную и рефлексивную, выполнение которых позволяет куратору в полном объеме реализовать работу по повышению качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

3. Модель деятельности куратора академической группы в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов разработана с позиции взаимосвязи цели, задач, подходов, принципов, что позволило создать и апробировать структуру и содержание деятельности куратора академической группы на основе реализации следующих этапов: диагностического, мотивационно-целевого, организационно-деятельностного, информационно-аналитического, рефлексивного. Практическим результатом внедрения модели деятельности куратора академической группы стало экспериментально подтвержденное повышение качества профессиональной подготовки студентов.

4. Определены критерии оценки уровня профессиональной подготовки студентов:

— мотивационный, включающий следующие показатели: направленность на профессиональную педагогическую деятельностьчеткое представление о целях, задачах своей профессиональной деятельности и путях их достижениясформированность представления о себе как профессионале;

— когнитивный, раскрывающийся в следующих показателях: уровень профессиональных знанийпрочность и системность овладения психолого-педагогической теориейразвитость педагогического мышления;

— профессионально-личностный, реализующийся в-следующих показателях: ориентированность на* личностное развитие в профессиональной педагогической деятельностистремление ксамосовершенствованию, саморазвитиюсамоактуализации и творческой самореализации в педагогической-профессиивладение педагогической рефлексией.

Установлены! уровни профессиональной подготовки студентов: высокий-, средний и низкий.

5. Теоретически и экспериментально, обоснованы педагогические1 условия реализации деятельности куратора академической1 группы, нацеленной наповышение качества-профессиональной подготовки студентов:

— совершенствование нормативно-правовой основы деятельности куратора (внесение изменений в* должностные обязанности куратора^ академической' группы, постановка новых целей, задач, пересмотр направлений, со-' держания и форм работы. со студентами в связи с необходимостью направить усилия^на повышение качества профессиональной подготовки студентов);

— систематический• мониторинг профессиональнойподготовки студентов;

— высокий авторитет личности куратора (установление субъект-субъектных отношений во" взаимодействиикуратора и-студентовзначимость личности куратора1 и влияние его деятельностиша* профессиональное становление студентов);

— активная, жизненная позиция куратора и студентов (стремление'кураторов ювнедрению инновационных форм работы, со студентамиактивная творческаяпозиция' студентов).

6. В процессе исследования разработано учебно-методическое сопровождение деятельности куратора академической группы (программа повышения квалификации, методические рекомендации, памятки студентам-первокурсникам, диагностический инструментарий и др.).

Результаты, полученные входе исследования, подтвердили^ выдвинутую гипотезу. Однако они не* исчерпывают всех проблем повышения качества профессиональной подготовки студентов в деятельности куратора академической группы и не претендуют на окончательное решение усложняющихся задач подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности. Дальнейшего изучения требуют особенности формирования исследовательской деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки и роль куратора в данном процессе. В связи с переходом высшего профессионального образования на двухуровневую систему подготовки студентов особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся разработки модели, направлений и содержания взаимодействия куратора-тьютора со студентами-бакалаврами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / О. А. Абдуллина. — М., 1990.-207 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. , В.А. Профессиональная компетентность современного учителя Текст.: монография / В. А. Адольф. Красноярск: КГУ, 1998. — 335 с.
  4. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. Минск: Изд-во Университетское, 1990. -559 с.5: Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. 3-е изд. — СПб: ПИТЕР, 2001. — 282 с.
  5. Андреев, В. И: Педагогика творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Кн. 1. Казань, 1996. — 565 с.
  6. , П.К. Философские аспекты теории функциональной системы Текст. / П. К. Анохин. М., 1978. — 300 с.
  7. , С.И. Некоторые методологические вопросы введения в теорию обучения высшей школы Текст. / С. И. Архангельский / /Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. В 2-х ч.-М., 1976. 4.II. — 218 с.-С. 15−41.
  8. Бакланова, Н. К. Психологические основы профессионального мастерства
  9. Текст. / Н. К. Бакланова. М.: МГИК, 1991. — 53 с.
  10. А.Балашов, JI.E. Соответствия и антисоответствия между категориями Текст. / JI.E. Балашов. М.: Academia, 1998. — 50 с.
  11. ХЪ.Батищев, Г. С. Деятельность и ценности Текст. / Г. С. Батищев // Критика «деятельностного» подхода и теории интериоризации. — 1997. — № 2. — С. 41−44.
  12. , А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя Текст. / А. С. Батышев. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003.-200 с.
  13. ХЪ.Башлай, О. В. Проблемы совершенствования образовательного процесса и качества подготовки студентов гуманитарного вуза Текст. / О. В. Башлай // Вестник СГУ. № 55. — 2008. — С. 12−15.
  14. , B.C. Педагогика Текст. / B.C. Безрукова. Екатеринбург, 1993.-311 с.
  15. , Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки Текст. / Е. П. Белозерцев. М.: Педагогика, 1989. — 205 с.
  16. , А.В. Воспитание гражданина в демократической России Текст.: пособие для самостоятельной работы / А. В. Беляев. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. 25 с.
  17. , JI.B. Система подготовки тьюторов — этапы развития карьеры Текст. / JI.B. Бендова // Качество дистанционного образования (концепции, проблемы, перспективы). М.: МГИУ, 2004. С. 4314.
  18. , Н.А. Самопознание Текст. /Н.А. Бердяев. -М.: Книга, 1991.-446 с.
  19. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. М.: Изд-во Института профессионального образования Министерства образования России, 1995. — 336 с.
  20. , B.C. Мышление как творчество Текст. / B.C. Библер. — М., 1975. — 398 с.
  21. Бим-Бад, Б.М., Петровский, А. В. Образование в контексте социализации Текст. /Б.М. Бим-Бад, А. В. Петровский //Педагогика. 1995. — № 1. — С. 3−8.
  22. Блонский, 77.77. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Текст. /П.П. Блонский. -М.: Педагогика, 1979.
  23. Большая советская энциклопедия Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров. — М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1973.
  24. Большой психологический словарь Текст. / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.
  25. Болыпой словарь иностранных слов Текст. / Сост. А. Ю. Москвин. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2001. — 816 с.
  26. ЪЪ.Бондаревская, Е. В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе Текст.: научно-методическая разработка / Е. В. Бондаревская. Ростов-н/Д: РГПИ, 1992.-20 с.
  27. Ъ А. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. М.- Ростов н/Д, 1999.-560 с.
  28. , Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания Текст. / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.
  29. , Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования Текст. / Н. М. Борытко. Волгоград, 2001. -243 с.
  30. , А.В. Субъект: мышление, учение, воображение Текст.: Избр. психол. тр. / А. В. Брушлинский. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 408 с.
  31. ЪЪ.Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева. — М.: Мысль, 1978.-325 с.
  32. Вайндорф-Сысоева, М.Е., Крившенко, Л. П. Педагогика Текст. / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. М.: Юрайт, 2004. — 254 с.
  33. , Б.З. Педагогика рефлексии Текст. / Б. З. Вульфов, В.Н. Харь-кин.-М., 1995.- 111 с.
  34. , Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.- Воронеж, 1996.-510 с.
  35. , О.В. Подготовка будущего учителя к СПД Текст.: дис.. д-ра пед. наук / О. В. Госсе. Волгоград, 1996. — 389 с.
  36. , Ю.Г. Куратор группы в системе факторов профессиональной адаптации студентов-первокурсников Текст. / Ю. Г. Грачев // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт. -Курск, 2000.-С. 101−104.
  37. , В.В. Психология для кураторов Электронный ресурс.: учебное пособие / В. В. Гребнева. Белгород, БелГУ, 2006. — Режим доступа: http://rcc.bsu.edu.ru/download.php?view.513.
  38. ЪЬДнепров, ЭД. Пути обновления и развития российского образования на современном этапе Текст.: материалы для обсуждения / Э. Д. Днепров. -М., 2005.
  39. , В.И. Генезис и сущность гуманистической парадигмы как основа образования и воспитания Текст.: монография / В. И. Додонов. М.: Ин-т теории образования и педагогики, 2000. — 115 с.
  40. ЪЪДурай-Новакова, КМ. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис.. д-ра пед. наук Текст. / К.М. Дурай-Новакова. М., 1983. — 32 с.
  41. , М.И., Кандыбович, JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-воБГУ, 1976.- 173 с.
  42. , Е.И. Формирование профессионально-ценностной установки будущего учителя в деятельности куратора студенческой группы Текст.: дис. канд. пед. наук / Е. И. Ерошенкова. Белгород, 2008. — 224 с.
  43. , Е.И. Педагогика толерантности в системе подготовки будущего учителя Текст. / Е. И. Ерошенкова, И. Ф. Исаев // Классный руководитель: воспитание толерантности. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. — С. 50−54.
  44. , В.И. Учитель как исследователь Текст. / В.И. Загвязин-ский. -М: Педагогика, 1980. 87 с.
  45. , Г. И. Проблемы организационных форм обучения в истории советской педагогики Текст. / Г. И. Ибрагимов // Формы организации обучения в среднем профессионально-техническом училище. М.: АПН СССР, 1986.- С. 15−26.
  46. , А.В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка Текст.: монография / А. В. Иванов. М.: АПКиППРО, 2005. — 143 с.
  47. Х.Игнатова, И. Б. Система внеучебной воспитательной деятельности Текст.: монография / И. Б. Игнатова, Н. В. Киреева, B.C. Шилова. Белгород: БелГИК, 2005. — 252 с.
  48. Информационно-методический сборник для куратора студенческой академической группы Электронный ресурс. / В. А. Масленников и др. Саратов: СГУ, 2006. — Режим доступа: http://www.sgu.ru/flles/nodes/23 095/ sbornik. doc
  49. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ф. Исаев. — М.: Академия, 2004. 208 с.
  50. История педагогики в России: Хрестоматия Текст. / Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Академия, 1999. 400 с.
  51. , А.В., Пономарева, В.В. Психология рефлексивных механизмов управления Текст. / А. В. Карпов, В. В. Пономарева. М.: ИП РАН, 2000. — 283 с.
  52. Компетенции в образовании: опыт проектирования Текст.: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. — 327 с.
  53. Константинова, С. К Профессиональное воспитание учителя-филолога: из опыта работы куратора студенческой группы Текст. / С. К. Константинова // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт. Курск, 2000. — С. 115—119.
  54. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Электронный ресурс. — М., 2002. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d02/393 .html# 1.
  55. , Ю.А. Активизация и развитие трудовой профессиональной направленности личности старшеклассников Текст. / Ю. А. Кореляков // Журнал прикладной психологии. 2001. — № 4. — С. 28−37.
  56. , Э.М. Концепция российского менеджмента Текст. / Э. М. Коротков. М.: Дека, 2005. — 896 с.
  57. , И.Б. Педагог: профессия и личность Текст. / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов н/Д, 1997. — 144 с.
  58. Критерии оценки воспитательной деятельности образовательного учреждения в их нормативно-правовом отражении Текст. / И. А. Зимняя и др. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.-51 с.
  59. , Е.Н. К проблеме развития субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой Текст. / Е. Н. Кролевецкая // Alma mater. 2006. — № 7. — С. 11−13.
  60. , В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития Текст.: учебное пособие /
  61. B.А. Крутецкий, Е. Г. Балбасова. М.: Прометей, 1991. — 109 с.
  62. Г. А. Готовность студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: монография Текст. / Г. А. Кручинина,
  63. C.Н. Исакова. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007. — 179 с.
  64. , Н.Б., Александрова, Е.А. Очерки понимающей школы Текст. / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. М.: Народное образование, 2003. — 448 с.
  65. , Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания Текст. / Т. В. Кудрявцев. М.: МЭИ, 1985. — 108 с.
  66. , В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе (научно-методический и организационно-педагогический аспекты): монография Текст. / В. П. Кузовлев. М.: МПУ: ЕГПИ, 1999. — 133 с.
  67. , Н.В. Приемы и методы управления процессом формирования педагогической направленности у студентов Текст. / Н. В. Кузьмина. — Курск: КПИ, 1980.-89 с.
  68. , Ю.Н. Психология обучения Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  69. , Т.М. Научные основы работы куратора академической группы Текст. / Т. М. Куриленко. Минск.: Высш. шк., 1982. — 112 с.
  70. , А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике Текст. / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  71. , А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 320 с.
  72. , Т.Ю. Развитие системы непрерывного профессионального образования Текст. / Т. Ю. Ломакина. М., 2005. — 98 с.
  73. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 349 с.
  74. , Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе Текст. / Л. М. Лузина. Ташкент: ФАН, 1986. — 95 с.
  75. , А.С. Методика воспитательной работы Текст. / А. С. Макаренко // Избр. пед. произв.: В 2 т. Т. 2. — М., 1998. — 366 с.
  76. , Т.П. Формирование коллектива студенческой группы Текст.: метод, рекомендации для куратора и студ. актива / Т. П. Маралова. Череповец: ЧГПИ, 1985. — 39 с.
  77. , А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. —№ 6. 1995. — С. 55—63.
  78. , А.К. Психология труда учителя: книга для учителя Текст. / А. К. Маркова. М., 1993. — 145 с.
  79. Маркс К, Энгельс Ф. Избранные произведения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. -М.: Прогресс, 1981. 835 с.
  80. , М.Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства Текст. / М. Д. Мартынова // Университетское управление: практика и анализ. -2004. № 5−6. — С. 104−106.
  81. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. М., 1996. — 278 с.
  82. , Д.А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования Текст. / Д. А. Махотин // Качество. Инновации. Образование. -2005. — № 1. —С. 11—21.
  83. , П.С. Система кураторства в обеспечении становления качества жизни студентов вуза: дис.. канд. пед. наук Текст. / П. С. Медведев. СПб., 2006.
  84. Методические рекомендации для кураторов академических групп младших курсов Электронный ресурс. / М. Х. Харрасов, Г. А. Кабакович, Я. Т. Султанаев и др. Уфа: БГУ, 2005. — Режим доступа: http://www.bashedu.ru/bgumainl .htm
  85. Методические указания по организации работы куратора студенческой группы Текст. / Л. А. Быкова и др. Л.: ЛПМИ, 1983. — 41 с.
  86. , В.Ф. Формирование профессиональной компетентности куратора в учреждениях среднего профессионального образования: дис.. канд. пед. наук Текст. / В. Ф. Мильцова. Челябинск, 2006. — 179 с.
  87. Мир философии: книга для чтения. Ч. 1. Текст. / Сост. П. С. Гуревич,
  88. B.И. Столяров. -М.: Политиздат, 1991. — 533 с.
  89. , Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя Текст. / Л. М. Митина // Советская педагогика. 1989. — № 9. — С. 34−36.
  90. , А.И., Мищенко, Л.А., Шиянов, Е.П. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования Текст. / А.И. Мищенко, Л.А. Мищенко, Е. П. Шиянов. — М., 1991.-291 с.
  91. , А.Г. Адаптация молодого учителя Текст. / А. Г. Мороз. Киев, 1990.-52 с
  92. , А.В. Учитель: мастерство и вдохновение Текст. / А. В. Мудрик. М., 1986. — 160 с.
  93. , А.А. Профессиональная подготовка учителя технологии и предпринимательства: дис.. канд. пед. наук Текст. / А. А. Муравьев. -Екатеринбург, 1998.-231 с.
  94. Неверкович, С Д. Игровые методы подготовки кадров Текст. /
  95. C.Д. Неверкович. М.: Высш. шк., 1995. — 207 с.
  96. , М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи Текст.: монография / М. Н. Недвецкая. — М.: АПКиП-ПРО, 2005. 164 с.
  97. , М.В. О системе воспитания в высшем учебном заведении Текст. / М. В. Николаев // Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования. Казань, 2002. — С. 34−36.
  98. Новейший философский словарь Текст. / Сост. и гл. ред. А.А. Грица-нов. Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. — 1280 с.
  99. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка Текст. / С .И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  100. , А. А. Педагогика: концепция и учебная программа курса для студентов пед. вуза Текст. / А. А. Орлов. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. — 34 с.
  101. , Т.Е. Кураторство в вузе Текст.: монография / Т. Б. Паршина, Л. Н. Пак. Пенза: ПГТА, 2007. — 170 с.
  102. Педагогический словарь Текст. / Под ред. И. А. Каирова. В 2-х т.-Т. 2.-М., 1960.
  103. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  104. , А.И. Хрестоматия по истории зарубеленой педагогики Текст. / А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
  105. , К.К. Об изучении и формировании личности учащегося Текст. / К. К. Платонов, Б. И. Адаскин. М.: Высш. шк., 1966. — 223 с.
  106. , И.П. Педагогика Текст. / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1996.-630 с.
  107. , JI.C. Подготовка учителя к инновационной деятельности: монография Текст. / JI.C. Подымова. М.- Курск, 1995. — 207 с.
  108. Программа профессиональной подготовки учителей Текст. / O.JI. Захарова, А. Б. Сорокин, Е. Э. Сысоева, Г. В. Яцковский. М., 2002. — 71 с.
  109. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных ' учреждений Текст. /Авт.-сост. В. А. Мижериков. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. 540 с.
  110. , В.Г. Составляющие качественной подготовки специалиста педагогического профиля Текст. / В. Г. Пузиков // Проблемы качества подготовки специалистов. Омск, 2003. — С. 51−58.
  111. , Е.А. Куратор и профессиональное воспитание будущего учителя: проблемы развития. индивидуальности личности студента Текст. / Е. А. Репринцева // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт. — Курск, 2000. С. 105−115.
  112. , Е.И. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения Текст. / Е. И. Рогов // Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2. — М.: Владос-пресс, 2001. — 476 с.
  113. , C.JI. Основы общей психологии Текст. /
  114. С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. — 705 с.
  115. , В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) Текст.: монография / В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  116. , Е.И. Формирование у студентов интереса к педагогической профессии в процессе изучения педагогики Текст. / Е. И. Сахарчук // Личностно-ориентированное обучение и воспитание. Волгоград, 1994. -С. 12−14.
  117. , Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории) Текст.: монография / Н. К. Сергеев. СПб.- Волгоград, 1997. — 166 с.
  118. , Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: автореф. дис.. д-ра пед. наук Текст. / Н. К. Сергеев. — Волгоград, 1998. — 44 с.
  119. , В.П. Проектно-организаторская функция воспитательной деятельности учителя (теория и методика) Текст.: монография / В. П. Сергеева. М.: АПКиППРО, 2005. — 128 с.
  120. , В.П. Технология подготовки учителя к проектно-организаторской функции воспитания в непрерывном образовании Текст.: монография / В. П. Сергеева. М.: АПКиППРО, 2005. — 120 с.
  121. , В.В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования Текст. / В. В. Сериков // Среднее профессиональное образование. — 2000. — № 7. С. 5−10.
  122. , Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов Текст. / Т. Н. Сериков. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. — 232 с.
  123. , JT.H. Повышение качества профессионального образования выпускника колледжа в.условиях персонализированного обучения: дис.. канд. пед. наук Текст. / JI.H. Сизоненко. Магнитогорск, 2002. — 197 с.
  124. , JI.H. Повышение качества профессионально-педагогического образования студентов колледжа в условиях персонализированного обучения: монография Текст. / JI.H. Сизоненко. Челябинск: ЧелГНОЦ УрРАО- Магнитогорск: МГППК, 2006. — 192 с.
  125. , В.П. Системный подход — основа педагогического менеджмента Текст. /В.П. Симонов // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 14−18.
  126. Система работы куратора вуза: теоретические основы, направления деятельности Текст. / В. А. Волчек, Н. А. Шмырева, Т. Н. Мартынова. -Кемерово, 2005. 69 с.
  127. , В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании Текст. / В. А. Сластенин // Народное образование. 1994. — № 9-.10.-С. 124−126.
  128. , В.И. Антропологический принцип в психологии развития Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Вопросы психологии. 1998. — № 6.-С. 3−17.
  129. , Г. И. Повышение качества профессиональной подготовки учителя в вузе средствами современных информационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / Г. И. Смирнова. Краснодар, 2009. — 23 с.
  130. Современный словарь по педагогике Текст. / Сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
  131. Содержание и формы работы куратора студенческой группы в высшем учебном заведении Текст.: метод, указания / Н. М. Кутепова и др. Магнитогорск, 1981. — 80 с.
  132. , О.В. Педагогическая деятельность наставника академической группы первого курса как фактор ее подготовки к самоуправлению (на материале технических вузов): автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / О. В. Соколовская. Минск, 1989. — 22 с.
  133. , К.В. Управление адаптацией студентов I курса Текст.: методические рекомендации для кураторов / К. В. Солоусова. Новосибирск: СГУПС, 2008. — 47 с.
  134. , Г. В. Субъектно-деятельностный подход в лингвистической подготовке студентов Текст. / Г. В. Сороковых. М.: Изд-во МПГУ, 2003.- 178 с.
  135. , Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-ориентированному развитию студентов Текст. / Г. В. Сороковых // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 62−68.
  136. , Н.Е. Профессиональная подготовка будущего педагога в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. Е. Стенякова. Пенза, 2007. — 239 с.
  137. , А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы Текст. / А. И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 67 с.
  138. , П.И. Школа: управление качеством образования по результатам Текст. / П. И. Третьяков М.: Перспектива, 2009. — 491 с.
  139. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Тылызина. М: МГУ, 1975. — 343 с.
  140. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие Текст. / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  141. Ушинский, К Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Фаир-Пресс, 2004. — 574 с.
  142. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст.: учебное пособие для студентов вузов / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.-488 с.
  143. , JI.A. Роль конструктивно-проектной деятельности в профессиональном становлении будущего педагога Текст.: монография / JI.A. Филимонюк. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. — 171 с.
  144. Философский энциклопедический! словарь Текст. / Гл. ред. A.JI. Грекулова. — М.: Советская энциклопедия, 1989. 814 с.
  145. , М.В. Профессиональное воспитание студентов в процессе подготовки к летней педагогической практике: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / М. В. Фирсов. -М., 1991. 15 с.
  146. , П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе Текст. / П. Т. Фролов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984. — 217 с.
  147. , П.Т. Теория и практика демократического управления учебно-воспитательным процессом в школы: дис.. д-ра пед. наук Текст. / П. Т. Фролов. Белгород, 1999. — 286 с.
  148. Хрестоматия по истории философии (русская философия) Текст. / Л. А. Микешина. В 3 ч. М.: ВЛАДОС, 2001. — Ч. 3. — 672 с.
  149. , М.В. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения Текст. / М. В. Чошанов // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−30.
  150. , В.Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 1994.-211 с.
  151. , Т.И. Развивающееся управление как основа устойчивого развития качества образования Текст. / Т. И. Шамова // Качество управленияобразовательным пространством в регионе. Новосибирск: НГПУ, 2003. -С. 34−42.
  152. , Т.И. Управление образовательными системами Текст.: учебное пособие / Т. И. Шамова, Т.М. Давыденко', Т. Н. Шибанова. М.: Академия, 2008. — 382 с.
  153. , И.С. Основы кураторской деятельности Текст.: учебное пособие для кураторов студенческих групп / И. С. Шаповалова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. — 74 с.
  154. , B.C. Гражданское воспитание студентов Текст.: учебно-методическое пособие / B.C. Шилова. Белгород: БелГУ, 2003. — 190 с.
  155. , С.Е. Мониторинг качества образования в школе Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М., 1998. — 354 с.
  156. Шнибекова, Э. И Содержание и формы воспитательной работы в студенческой группе Текст. / Э. И. Шнибекова. Алма-Ата, 1977. — 98 с.
  157. , Г. П. Очерки по философии образования Текст. / Г. П. Щедровицкий. М., 1993. — 154 с.
  158. , А.И. Психологические основы формирования личности учителя Текст. / А. И. Щербаков. М., 1967. — 156 с.
  159. Энциклопедия профессионального образования Текст.: В 3 т. / Под ред. С .Я. Батышева. -М.: АПО, 1998.
  160. Jvanchevich, J.M. Management: quality and competitiveness Текст. / J.M. Jvanchevich, P. Lorenzi, S.J. Skinner, P.B. Crosby. JRVIN Inc., 1994.
  161. Penfield, K.C. Accelerated learning for 21st century: the six-step plan to unlock your master-mind Текст. / K.C. Penfield. N.Y.: Delacorte Press, 1997.-403 p.
  162. Socwell, D. Beyond grades. A parent’s handbook for developing the real skills for school success Текст. / D. Socwell. Iowa City: Rudi Publishing, 1993.- 160p.
  163. Tucker, M.S. Standards for our schools: how to set them, measure them, and reach them Текст. / M.S. Tucker. San Francisco: Tossey-Bass Publishers, 1998.-349 p.206. http://dic.academic.ru196
Заполнить форму текущей работой