Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конспект «Последовательность и закономерности появления в речи ребенка звуков родного языка»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается? С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового… Читать ещё >

Конспект «Последовательность и закономерности появления в речи ребенка звуков родного языка» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления различных явлений в речи ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов: речь ребенок дислалия произношение.

  • — период различных частей речи;
  • — период словосочетаний;
  • — период разных видов предложений.

Г. Л.Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи у детей:

  • * 1-й — подготовительный — до одного года;
  • * 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
  • * 3-й — дошкольный — до 7 лет;
  • * 4-й — школьный — от 7 до 17 лет.

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается? С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего — перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями(тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 — 11 мес. появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папапришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой. может означать С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 году 6 месяцам — 10−15 слов; к концу 2-го года — 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов!); к 3 годам — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).

Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков «р» и «л», реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4−6 лет достигает 3000−4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К.Д.Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

К 5 годам жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40−50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

  • — быть психически и соматически (soma (греч.) — тело человека (организма)) здоровым;
  • — иметь нормальные умственные способности;
  • — иметь нормальный слух и зрение;
  • — обладать достаточной психической активностью;
  • — обладать потребностью в речевом общении;
  • — иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-rechi/osobennosti-razvitiya-rechi-v-ontogeneze.

Таблица «Соотношение вида анатомического нарушения в строении органов артикуляции и вида нарушенного произношения звуков речи.(Григоренко Н.Ю., Цыбульский С. А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции.)

Нарушения звукопроизношения.

Аномалии зубочелюстной системы.

Аномалии строения органов ротовой полости и носоглотки, а также органически обусловленные нарушения их функций.

Сигматизмы группыМежзубный сигматизм.

Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов.

· Аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребёнка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык.· Парез мышц языка.

Боковой сигматизм.

Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний дистальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний мезиальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний перекрёстный прикус.

· Узкий язык, приводящий к отсутствию смычки боковых краёв языка с верхними зубами.· Парез мышц языка.

Призубный сигматизм.

Глубокий прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом; прямой прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом;

Парез мышц языка.

Губно-зубной сигматизм.

Дистальный прикус с протрузией верхних зубов.

Парез мышц языка.

Шипящий сигматизм.

Мезиальный прикус и его разновидности.

Парез мышц языка.

Носовой сигматизм.

· Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого неба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение небных миндалин вследствие хронического воспалительного процесса.· Парез мышц мягкого неба.

Сигматизмы группы шипящих звуковМежзубный сигматизм.

Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов.

· Аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребёнка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык; укороченная уздечка языка· Парез мышц языка.

Боковой сигматизм.

Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний дистальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний мезиальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний перекрёстный прикус.

· Узкий язык, приводящий к отсутствию смычки боковых краёв языка с верхними зубами. · Парез мышц языка.

Призубный сигматизм.

Глубокий прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом; прямой прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом;

· Укорочение уздечки языка.· Парез мышц языка.

Губно-зубной сигматизм.

Дистальный прикус с протрузией верхних зубов.

Парез мышц языка.

Шипящий сигматизм.

Мезиальный прикус и его разновидности.

Парез мышц языка.

Носовой сигматизм.

· Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого неба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение небных миндалин вследствие хронического воспалительного процесса.· Парез мышц мягкого неба.

Свистящий сигматизм (Чаще встречается при нарушениии фонематического восприятия).

Мезиальный прикус и его разновидности.

· Укороченная уздечка языка, затрудняющая подъём языка к нёбу· Парез мышц языка.

Ламбдацизм (Л, Л').

· Укороченная уздечка языка· Парез мышц языка; парез мышц мягкого неба, обуславливающий назализацию звука.

Ротацизм (Р, Р').

· Короткая уздечка языка; узкое и высокое твердое нёбо; чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык· Парез мышц языка; парез мышц мягкого неба, обуславливающий назализацию звука.

Дефекты группы заднеязычных звуков: хитизмы (Х, Х').

· Слишком высокое и узкое («готическое») твёрдое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и языком. · Парез мышц языка; парез мышц мягкого неба.

Межзубное произнесение звуков (Т, Т', Д, Д', Н, Н').

Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов.

· Короткая подъязычная связка, затрудняющая поднятие языка к верхним зубам; аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребёнка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык.· Легкий парез мышц языка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой