Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогическая профилактика подросткового вандализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе подробного анализа понятий отклоняющееся (девиантное) поведение и его компонентов: делинквентного, криминогенного, асоциального и других видов данного поведения. Мы выявили, что подростковый вандализм — это деструктивная поведенческая реакция, характеризующаяся разрушительными действиями подростков, направленными на осквернение социально-культурных ценностей и объектов, общественных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования проблемы подросткового вандализма
    • 1. 1. Вандализм как психолого-педагогическое явление
    • 1. 2. Сущность и особенности подросткового вандализма
    • 1. 3. Психолого-педагогические основания предупреждения подросткового вандализма
  • Вывод по первой главе
  • Глава II. Технология психолого-педагогической профилактики подросткового вандализма
    • 2. 1. Психолого-педагогическая диагностика подросткового вандализма
    • 2. 2. Социально-педагогическая программа профилактики подросткового вандализма
    • 2. 3. Социальные и психолого-педагогические условия профилактики подросткового вандализма
  • Вывод по второй главе

Психолого-педагогическая профилактика подросткового вандализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Противоречивые процессы социально-экономического развития нашей страны необычайно актуализировали проблемы социальной дезадаптации, жестокости, озлобленности и асоциальное&tradeподрастающего поколения, бессмысленного уничтожения ими материальных и культурных ценностей, осквернения общественных сооружений надписями, грубо оскорбляющими общественную нравственность и многое другое. Отсутствие жизненного опыта, навыков социального поведения, правовой культуры, несформированность социальной ответственности, законопослушного поведения, провоцируют современную молодежь на асоциальное, а порой и антисоциальное, разрушительное поведение. Особенно опасным является то, что у молодёжи, а именно у подростков, вырабатывается особый стиль поведения, характерной чертой которого является глубокая враждебность к существующим общественным институтам и непринятие окружающей социальной среды, агрессия, потребность доказать свою силу и значимость. Истоками вандального поведения подростков чаще всего является эмоциональная неустойчивость, потребность в выражении протеста, нестабильность в отношениях с окружающими, высокий уровень притязаний при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям, агрессии, эгоцентризму, низкий уровень фрустрации, нестабильность самооценки, преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, несформированность социальной позиции, потребность в самовыражении и психоэмоциональное напряжение, а также отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими. Вандальное поведение подростков проявляется не только в негативном поведении, но и является симптомом их социального и психологического неблагополучия и требует от педагога оказания своевременной педагогической и психологической помощи, организации и профилактики.

Вместе с тем, часто педагоги, в силу профессиональной некомпетентности, отсутствия опыта и знаний о возрастных, физиологических и психологических особенностях подростков, оказываются бессильными перед возникшими проблемами, связанными с антисоциальными действиями самих подростков. Педагог, работающий с подростками, предрасположенными к вандализму, должен владеть современными методиками и техниками организации взаимодействия с ними, уметь выявить и проанализировать индивидуальные особенности таких подростков, а также определить основные направления процесса их воспитания и самовоспитания.

Немаловажен тот факт, что в образовательных учреждениях не ведётся систематическая работа по предупреждению девиантного поведения. Чаще всего работа психологов, педагогов, социальных педагогов и администрации образовательного учреждения направлена на просветительство: о вреде алкоголя, курения, наркотиков и т. д. Чаще всего в работе с подростками используются формы наказания и внушения по факту уже совершённых проступков. Сегодня необычайно необходимо проведение в образовательных учреждениях, наряду с остальной превентивной работой по предупреждению асоциального поведения, профилактика вандализма как формы отклоняющегося поведения.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Проблема формирования личности в социуме подробно рассмотрена в трудах педагогов и психологов: Ю. К. Бабанского, Н. С. Мансурова, Л. В. Мардахаева, А. Б. Серых, Н. Ю. Синягиной, Б. Д. Парыгина, A.B. Петровского, А. К. Улёдова, Л. И. Уманского, В. А. Ядоваизучению предупреждения асоциального и девиантного поведения посвящены труды O.A. Гулевич, A.A. Девяткина, С. Коэна, Е. А. Левановой, A.C. Макаренко, Дж. Фишера и др.- преодоление социально-культурных отклонений в поведении подростков рассматривали Ю. А. Зубок, A.B. Иващенко, О. И. Карпухин, O.A. Митрошенков, В. А. Шапинский, В. Т. Шапко и др.

Содержание и специфику профилактики правонарушений и преступлений исследовали отечественные и зарубежные учёные.

М.М. Бабаев, И. П. Башкатов, Ю. В. Блудштейн, Я. И. Гилинский, А. И. Долгова, В. К. Звирбуль, О. М. Овчинников, В. П. Ревин, В. Г. Степанов,.

A.M. Яковлев и др. Отдельные аспекты, такие как правовая культура и правовая социализация рассматривались в трудах Г. А. Аванесова, Г. Х. Ефремова, Е. В. Змановской, В. И. Каминской, А. Г. Сапрунова и др.- формированию социальных установок в подростковом возрасте посвятили свои исследования М. Р. Битянова, В. Г. Боброва, С. В. Кривцова, К. Н. Поливанова, JI.A. Регуш и др.

Содержание и технологии профессиональной подготовки педагогов к работе с девиантными подростками, исследовались в работах Р. У. Арифулиной, В. Ю. Бабайцева, А. Д. Гонеева, Л. П. Жадейкайте, Е. В. Зеркиной, П. А. Шацкого и др.

Особый интерес для исследования представляют работы отечественных учёных, которые рассматривают вандальное поведения как один из видов девиантного поведения: A.M. Бандурка, JI.C. Ватова, А. Ф. Зеленский,.

B.Ф. Пирожков, А. Г. Семашко, A.C. Скороходова и др.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся в психолого-педагогической науке работы, посвященные отдельным аспектам и вопросам предупреждения отклоняющегося поведения, нет полного представления об истоках подросткового вандализма, недостаточно разработаны целенаправленные программы психолого-педагогической профилактики вандального поведения.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью изучения психолого-педагогических условий профилактики подросткового вандализма и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования: «Психолого-педагогическая профилактика подросткового вандализма», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия эффективной профилактики подросткового вандализма? Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: подростковый вандализм.

Предмет исследования: процесс психолого-педагогической профилактики подросткового вандализма.

Гипотеза исследования основана на идее о том, что психолого-педагогическая профилактика подросткового вандализма будет эффективна, если:

• проведена диагностика по выявлению подростков, предрасположенных, склонных, проявляющих ситуативный или устойчивый вандализм;

• реализована специально разработанная психолого-педагогическая технология, с дифференцированными целями, задачами, способами их решения и прогнозируемым результатом, направленная на интегрированную скоординированную деятельность всех субъектов учебно-воспитательного процесса: подростков, педагогов и родителей с целью формирования навыков социально одобряемого поведения;

• реализована совместная скоординированная деятельность по формированию у подростков социально одобряемого поведения посредством организации социально полезной и социально значимой деятельности в триаде «подростки-педагоги-родители».

Для проверки выдвинутой гипотезы поставлены и реализованы следующие задачи:

1. Дать психолого-педагогическое обоснование проблемы подросткового вандализма в современном социуме;

2. Обосновать особенности подросткового вандализма как социального и психолого-педагогического явления;

3. Выявить содержание психолого-педагогической профилактики подросткового вандализма;

4. Разработать и апробировать психолого-педагогическую технологию профилактики вандализма в подростковом возрасте;

5. Обосновать психолого-педагогические условия эффективности профилактики подросткового вандализма.

Методологическую основу исследования составляют современные теории философии, педагогики, социальной педагогики и психологии: системно-деятельностный подходы (К.А. Абульханова, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин и др.), теория социальной установки и поведения личности (А.Г. Асмолов, Я. И. Глининский, С. Г. Губина, A.A. Девяткин, Д. Н. Узнадзе и др.) — проблемы социального воспитания (Л.В. Мардахаев, A.B. Мудрик, Л. Е. Никитина, В. А. Плешаков, Т. В. Пушкарёва, Л. К. Синцова и др.) — рефлексивно-деятельностный подход (В.Г. Богин, Б. З. Вульфов, A.B. Карпов, и др.) — акмеологический подход (A.A. Бодал ев, A.A. Деркач, В. П. Зазыкин, Н. В. Кузьмина и др.) — компетентностный подход (И.А. Зимняя, С. Б. Серякова, A.B. Хуторской и др.) — технологический подход (В.П. Беспалько, Е. А. Леванова, М. М. Левина,.

A.Я. Савельев, Н. Ф. Талызина, И. Г. Шамсутдинова и др.).

Теоретической основой построения концепции исследования стали идеи Л. И. Божович, В. А. Блюмина, В. В. Зинковского, Ж. Пиаже,.

B.Д. Плахова — теория взаимосвязи нравственного поведения и нравственного сознания молодёжиЛ.Ф. Обухова, Д. И. Фельдштейн, К. Хорни — психологические, особенности личностей склонных к девиантному поведениюЮ.Н. Давыдова, Н. Е. Игошева, А. Коэн,.

C.И. Левикова, Э. Эриксон — формирование асоциального поведения в субкультурахЮ.Н. Антонян, A.C. Злотникова, Ф. Э. Шереги — разные формы девиантного поведения.

Важное значение для диссертационного исследования имеют: общая теория развития ребёнка (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) — теория воспитания как социального явления (Б.Г.Ананьев, A.C. Макаренко, A.B. Мудрик, B.C. Селиванов, Н. Л. Селиванова и др.) — теория общения, межличностного взаимодействия (A.A. Бодалев, Л. И. Божович, Б. Ф. Ломов,.

В.Н. Мясищев и др.) — исследование правовой культугы и правовой социализации личности (Г.А. Аванесов, Я. И. Гилинский, Е. В. Змановская, В. И. Каминская, В. Д. Менделевич, и др.) — различные аспекты правового поведения (А.П. Горбачева, А. Р. Ратинов, В. Н. Кудрявцев, Л. А. Погосян и др.) — теория психопластики личности Е. А. Левановой.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

— теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературысравнение, анализ и синтез сущностных характеристик понятийабстрагирование, моделирование и т. д.) — эмпирические (анкетирование, наблюдение, опрос, беседа, тестирование, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок) — методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных исследования (статистические методы, оформление результатов исследования в виде таблиц, схем, рисунков, ^ диаграмм, компьютерная обработка данных).

Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 1979, ГБОУ СПО «Колледж сферы услуг № 10», ГБОУ СПО «Московский колледж авиационного моторостроения». Этапы исследования:

I этап (2010;2011 гг.) — поисково-теоретический. На данном этапе был проведен теоретико-методологический анализ проблемы и выявлены критерии, показатели склонности подростков к асоциальному поведению, а в частности вандализму, определены объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, разработана модель проведения опытно-экспериментальной работы.

II этап (2011;2012 гг.) — опытно-экспериментальный. На этом этапе разработана и проверена психолого-педагогическая технология профилактики вандализма в подростковом возрасте, осуществлена диагностика склонности подростков к вандализму, выявлены условия, обеспечивающие успешность реализации процесса формирования у подростков социально одобряемого поведения.

III этап (2012;2013 гг.) — заключительно-обобщающий. Проведен анализ, систематизация, обобщение и интерпретация данных опытно-экспериментальной работы, сформулированы основные выводы. Осуществлена апробация, внедрение и публикация результатов диссертационного исследования, закончено оформление материалов в текст диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования, охарактеризованы в понятиях научной новизны, теоретической значимости, достоверности и надежности.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— рассмотрено понятие «вандализм» как педагогический феномен, определено понятие «подростковый вандализм»;

— разработан диагностический инструментарий, направленный на выявление подростков предрасположенных, склонных, проявляющих ситуативный или устойчивый вандализм;

— разработана и внедрена психолого-педагогическая технология профилактики вандализма у подростков в процессе учебной деятельности;

— обоснованы психолого-педагогические условия эффективности профилактики подросткового вандализма в образовательных учреждениях.

Теоретическая значимость работы. В ходе теоретического анализа проблемы выявлены сущностные и структурно-содержательные характеристики вандального поведения в подростковом возрастевыявлена типология подросткового вандализмаобоснована психолого-педагогическая технология предупреждения вандализма у подростков, основанная на триаде подростки-педагоги-родителиопределен комплекс психологопедагогических условий реализации профилактики вандализма в образовательном учреждении.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты позволяют расширить спектр педагогических средств и могут быть положены в основу учебно-методического обеспечения процесса психолого-педагогической профилактики подросткового вандализма. Теоретические и методические материалы, содержащиеся в исследовании, найдут применение в образовательных учреждениях, социально-психологических центрах для организации эффективной психолого-педагогической профилактики подросткового вандализма. Полученные в исследовании результаты могут лечь в основу научно-методических рекомендаций по совершенствованию подготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, классных руководителей, социальных педагогов, работающих с подростками.

Достоверность и обоснованность обеспечиваются научной состоятельностью исходных теоретических положенийобоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемецелостным и системным рассмотрением проблемыприменением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследованиявалидностью и надежностью психодиагностических методикрепрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данныхсодержательным анализом полученного эмпирического материала.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Подростковый вандализм — это деструктивная поведенческая реакция, характеризующаяся разрушительными действиями подростков, направленными на осквернение социально-культурных ценностей и объектов, общественных сооружений, порчу государственного или личного имущества граждан, вызванная у подростков негативными эмоциональными состояниями: фрустрацией, гневом, скукойсклонностью к неоправданному рискустремлением к приключениям, к повышению своего социального статусанесформированностью конструктивных социальных и коммуникативных навыков общения и поведенияярко выраженными поведенческими реакциями аффективности и эмансипациипотребностью в самоутверждении и самовыражениинесформированностью навыков самоконтроля, самодисциплины, саморегуляции.

2. Типы подросткового вандализма:

• предрасположенность к вандализму — это разрушительные поведенческие проявления, в основе которых лежат психофизиологические особенности личности: эйфорическая и десфорическая активностьфрустрированностьакцентуированность характера (гипертмность, циклоидность, демонстративность, неустойчивость) — эгоцентризмом, вспыльчивостью, повышенной раздражительность, несдержанность, склонность к аффективным реакциям.

• склонность к вандализму — это разрушительная реакция подростка характеризующаяся завышенной самооценкой, конфликтностью, агрессивной реакцией на критику и замечанияпотребностью в самоутверждении, подвержением себя неоправданному риску завышенной самооценкой возникающая вследствие протеста, несогласия с общепринятыми социальными нормами и правилами, подражания, заражения и группирования со сверстниками.

• ситуативный вандализм — это разрушительные акты совершаемые подростками скрыто, анонимно, чаще всего безнаказанно, выражающиеся в внешне бессмысленных, рассредоточенных деструктивных действиях совершаемых с целью восстановления несправедливости, проверки границ допустимого, привлечения внимания к себе, осуществляемые вследствие стресогенной социальной ситуации или ситуации повышенного давления (требовательности).

• устойчивый вандализм — это постоянное разрушительное поведение подростков в социуме с целью получения эмоционального удовлетворения в результате нанесения ущерба и реализации потребности в разрушении и порче.

3. Психолого-педагогическая профилактика подросткового вандализма — это совокупность педагогических мер и специально организованной деятельности по предупреждению разрушительного поведения подростков, которая предполагает следующие направления:

— воспитание нравственности, гражданственности, социальной и правовой ответственности, эстетического восприятия окружающей действительности, уважительного отношения к социальному окружению и семье, бережного отношения к социально-культурным объектам и памятникам;

— формирование системы духовно-нравственных ценностей, навыков самовоспитания, саморазвития, самооценки, саморефлексии, самоконтроля, самодисциплины, саморегуляцииправовой и социальной компетентностинорм и образов поведения, стилей взаимодействия с окружающими людьмиадекватных способов преодоления гнева и проявлений агрессииэмпатийности, толерантности, навыков здоровьесбережения, ценностного отношения к традициям, культурным и социальным нормам и правилам поведения в обществе, навыков адекватного оценивания своих негативных чувств, социально одобряемого поведения, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, навыков рефлексии.

— развитие способности анализировать свои поступки и нести за них ответственность, предвидеть последствие своих действий, принимать социально ответственные решениянавыки конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими.

— организация целенаправленной педагогической деятельности по включению подростков, предрасположенных к вандальному поведению, в социально значимую работу по охране памятников культуры, архитектуры, старины и поддержанию общественного порядкапо включению подростков в культурно-массовую, общественно-полезную, досуговую деятельность со сверстниками, педагогами и родителями.

4. Психолого-педагогическая технология профилактики подросткового вандализма обеспечивается последовательной реализацией диагностического (выявление подростков склонных, предрасположенных, ситуативно или устойчиво совершающих вандальные действия), содержательно-деятельностного (совместная скоординированная деятельность в триаде «подростки-педагоги-родители» по профилактике вандализма) и результативного (формирование рефлексивных навыков и определение перспективных направлений) этапов технологии, которые предусматривают интегрированную деятельность субъектов процесса взаимодействия, с целью формирования навыков социально одобряемого поведения.

5. Профилактика подросткового вандализма будет эффективна, если будут реализованы следующие условия:

— проведена диагностика по выявлению подростков, предрасположенных, склонных, проявляющих ситуативный или устойчивый вандализм, позволяющая выявить: акцентуированность (гипертимный, циклоидный, демонстративный, неуравновешенный типы), потребность подростка в поиске ощущений (неоправданный риск, нарушение общепринятых норм и правил, самовыражение с помощью разрушения), социальную фрустрированность (неудовлетворенность собственными достижениями и положением в социуме), негативные реакции на воздействия окружающей среды (социальная агрессия, асоциальное поведение).

— внедрена целенаправленная психолого-педагогическая технология профилактики подросткового вандализма, которая предусматривает последовательную реализацию диагностического, содержательно-деятельностного и результативного этапов технологии с дифференцированными целями, задачами, способами их решения и прогнозируемым результатом, направленная на интегрированную скоординированную деятельность всех субъектов учебно-воспитательного процесса (в триаде «подростки-педагогои-родители) с целью формирования навыков социально одобряемого поведения.

— реализована совместная скоординированная деятельность по формированию у подростков социально одобряемого поведения посредством организации социально полезной и социально значимой деятельности в триаде «подростки-педагоги-родители».

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в публикациях, обсуждались на кафедре социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (2010;2013 гг.) — на конференциях по итогам научно-исследовательских работ Московского педагогического государственного университета (2010;2013 4 гг.) — на всероссийской научно-практической конференции: V и VI Международная конференция молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии (Москва, 2010, 2011 гг.), VI Международная конференция молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии (Москва, 2011), «Роль науки в развитии общества» (Египет, 2011), «Психология и педагогика в контексте современности: теория и практика» (Москва, 2011), «Современные вопросы науки и образованияXXI век» (Тамбов, 2012), X юбилейной международной, научно-практической конференции: актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы (Воронеж, 2012), «Наука на рубеже тысячелетий» (Барселона, 2012), Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве (Испания, 2012), Педагогическое образование: вызовы XXI века" (Курск, 2012), «Роль науки в развитии общества» (Франция, 2012).

Основные идеи и выводы внедрены в практику работы ГБОУ СОШ № 1979, ГБОУ СПО «Колледж сферы услуг № 10», ГБОУ СПО «Московский колледж авиационного моторостроения».

По результатам исследования опубликована 21 работа общим объемом 6 п.л., из них пять статей в журналах, входящих в перечень ведущих периодических изданий ВАК РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Обобщение результатов проведенной диагностики позволило сделать следующие основные выводы: характеристикой данного поведения может явиться акцентуированность характера, а особенно некоторые его типы: гипертимный (чаще всего его резкое доминирование положительных тенденций (повышенное настроение, энергичность, мобильность) ведет к их отрицательной направленности) — циклоидный (повышенная раздражительность, склонность к апатии, тяжело переживают незначительные неприятности, негативно реагируют на замечания, настроение периодически меняется от приподнятого до подавленного) — демонстративный (эгоцентризм, жажда постоянного внимания, потребность в восхищении) — неуравновешенный (повышенная тяга к удовольствиям, безделью, сильным ощущениям, хулиганству, алкоголизмустремятся в асоциальные компании, где охотно воспринимают самые дурные влияния).

Следующим явилось предположение о потребности подростка в поиске ощущений из-за несформированных навыков самовыражения и самореализации. Как отмечалось в психолого-педагогической литературе, подростковый возраст — это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление нравственности и открытия «Я», обретение новой социальной позиции. Но не надо забывать, что это возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительных сомнений в себе и своих возможностях, поиск правды в себе и других (неоправданный риск, нарушение общепринятых норм и правил, самовыражение с помощью разрушения).

Социальная фрустрированность в нашем исследовании рассматривается так же с учётом возрастных особенностей (неудовлетворенность собственными достижениями и положением в социуме), и последним критерием явилась негативная реакции подростков на воздействия окружающей среды (социальная агрессия, асоциальное поведение и т. п.).

Совокупность данных характеристик и является основанием для предположения, что подростки склонны к совершению вандальных действий, но данные характеристики также могут являться предпосылками для других форм девиантного поведения, для выделения подростков, склонных именно к разрушительному поведению. Нами были проведены анкетирование и беседы с педагогическим коллективом и родителями.

6. Нами была разработана и реализована психолого-педагогическая технология профилактики подросткового вандализма, которая обеспечивается последовательной реализацией диагностического (выявление подростков, склонных, предрасположенных, ситуативно или устойчиво проявляющих вандальные действия), содержательно-деятельностного (совместная скоординированная деятельность подростков-педагогов-родителей по профилактике вандализма) и результативного (формирование рефлексивных навыков и определение перспективных направлений) этапов технологии, которые предусматривают интегрированную деятельность субъектов процесса взаимодействия подростков-педагогов-родителей с целью формирования навыков социально одобряемого поведения.

7. В ходе реализации технологии нами было выявлено, что профилактика подросткового вандализма будет эффективна, если будут реализованы следующие условия:

— проведена диагностика по выявлению подростков предрасположенных, склонных, проявляющих ситуативный или устойчивый вандализм, позволяющая выявить: акценту ированность (гипертимный, циклоидный, демонстративный, неуравновешенный типы), потребность подростка в поиске ощущений (неоправданный риск, нарушение общепринятых норм и правил, самовыражение с помощью разрушения), социальную фрустрированность (неудовлетворенность собственными достижениями и положением в социуме), негативные реакции на воздействия окружающей среды (социальная агрессия, асоциальное поведение).

— воспитание нравственности, гражданственности, социальной и правовой ответственности, эстетического восприятия окружающей действительности, уважительного отношения к социальному окружению и семье, бережного отношения к социально-культурным объектам и памятникам;

— формирование системы духовно-нравственных ценностей, навыков самовоспитания, саморазвития, самооценки, саморефлексии, самоконтроля, самодисциплины, саморегуляцииправовой и социальной компетентностинорм и образов поведения, стилей взаимодействия с окружающими людьмиадекватных способов преодоления гнева и проявлений агрессииэмпатийности, толерантности, навыков здоровьесбережения, ценностного отношения к традициям, культурным и социальным нормам и правилам поведения в обществе, навыков адекватного оценивания своих негативных чувств, социально одобряемого поведения, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, навыков рефлексии.

— развитие способности анализировать свои поступки и нести за них ответственность, предвидеть последствия своих действий, принимать социально ответственные решениянавыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими.

— организация целенаправленной педагогической деятельности по включению подростков, предрасположенных к вандальному поведению, в социально значимую работу по охране памятников культуры, архитектуры, старины и поддержанию общественного порядкапо включению подростков в культурно-массовую, общественно-полезную, досуговую деятельность со сверстниками, педагогами и родителями.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы доказывают эффективность разработанной нами технологии и полностью доказывает выдвинутую нами гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе подробного анализа понятий отклоняющееся (девиантное) поведение и его компонентов: делинквентного, криминогенного, асоциального и других видов данного поведения. Мы выявили, что подростковый вандализм — это деструктивная поведенческая реакция, характеризующаяся разрушительными действиями подростков, направленными на осквернение социально-культурных ценностей и объектов, общественных сооружений, порчи государственного или личного имущества граждан, вызванная у подростков негативными эмоциональными состояниями: фрустрации, гнева, скукисклонностью к неоправданному рискустремлением к приключениям, к повышению своего социального статусанесформированностью конструктивных социальных и коммуникативных навыков общения и поведенияярко выраженными поведенческими реакциями аффективности и эмансипациипотребностью в самоутверждении и самовыражениинесформированностью навыков самоконтроля, самодисциплины, саморегуляции.

Его формирование усугубляется психофизиологическими особенностями, присущими подростковому возрасту: акцентуациями характера, эмоциональной неустойчивостью, максимализмом, несформированностью конструктивных социальных и коммуникативных навыков общения и поведения, ярко выраженными поведенческими реакциями аффективности, эмансипации, группирования со сверстниками, потребностью в самоутверждении, при несформированности навыков самоконтроля, самодисциплины, саморегуляции и другими свойственными этому периоду развития личности.

Исходя из подходов, истоков, представленных в психолого-педагогической литературе, отечественные и зарубежные учёные на разных этапах времени предлагали теории возникновения и формирования девиантного (отклоняющегося) поведения: эстетическая, поведенческая, гомеостатическая, биологическая и гуманистическая. Зарубежные ученные значительно раньше отечественных начали изучать вандализм как отдельное направление девиантного поведения. Они предлагали несколько типологий возникновения вандализма у подростков: как способ приобретения чего-либо, как мщение, как игра, как повышение своего социального статуса, для достижения желаемой цели, вандализм как достижения желаемой запретной цели и т. д.

Из вышеизложенного анализа социальной, психологической, педагогической, исторической и философской литературы мы считаем, что подростковый вандализм можно распознать на ранних этапах. К его проявлению склонны подростки с акцентуациями характера так как большинство из типов характеризуются повышенной раздражительностью, склонностью к апатии, негативной реакцией на замечания, повышенной мнительностью, капризностью, злопамятностью, злобностью, эгоистичностью и др. Также в подростковом возрасте только происходит формирование социальной ответственности и выбор социальной позиции, поэтому необходимо обращать внимание на реакцию подростков на окружающих. Это и является основополагающими принципами при распознавании вандализма у подростков.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что содержание психолого-педагогической технологии профилактики должно базироваться на представлении о возможных факторах риска способных обуславливать возникновение отклоняющегося поведения. Их принято делить на три группы:

Индивидуальные (низкая самооценка, эмоциональная неустойчивость, акцентуация характера, недостаточность самоконтроля, несформированность адекватной социальной позиции и п.т.);

Семейные, обусловленные особенностями семейного воспитания (гиперопека или, наоборот, недостаток внимания со стороны родителей, неблагополучные семьи: неполные, родители — одиночки, наркоманы и п.т.).

Микросоциальные, которые, главным образом, характеризуются отношениями в учебном заведении (прогулы занятий, невыполнение домашних заданий, что приводит к конфликтам между педагогами и учащимися) и группе сверстников (неформальные группировки, изгои в группе, «ботаники» и т. п.).

Исходя из этого мы считаем, что риску возникновения и формирования отклоняющегося поведения и его отдельных компонентов подвержены практически все подростки. Поэтому программа профилактики должна быть направлена на все группы подрастающего поколения, независимо от их возраста и социальной принадлежности.

На наш взгляд, ведущими аспектами при построении профилактической программы должны быть подростки (группа сверстников), педагогический коллектив и родители.

Все вышеперечисленные принципы были учтены при построении работы по выявлению и психолого-педагогической профилактике подросткового вандализма.

Нами была разработана и реализована психолого-педагогическая технология профилактики подросткового вандализма, обеспечивающая последовательную реализацию диагностического (выявление подростков, склонных, предрасположенных, ситуативно или устойчиво проявляющих вандальные действия), содержательно-деятельностного (совместная скоординированная деятельность подростков-педагогов-родителей по профилактике вандализма) и результативного (формирование рефлексивных навыков и определение перспективных направлений) этапов технологии, которые предусматривают интегрированную деятельность субъектов процесса взаимодействия подростков-педагогов-родителей с целью формирования навыков социально одобряемого поведения.

Обобщение результатов проведенной диагностики позволило сделать следующие основные выводы: характеристикой данного поведения может явиться акцентуиованность характера, а особенно некоторые его типы: гипертимный (чаще всего его резкое доминирование положительных тенденций (повышенное настроение, энергичность, мобильность) ведет к их отрицательной направленности) — циклоидный (повышенная раздражительность, склонность к апатии, тяжело переживают незначительные неприятности, негативно реагируют на замечания, настроение периодически меняется от приподнятого до подавленного) — демонстративный (эгоцентризм, жажда постоянного внимания, потребность в восхищении) — неуравновешенный (повышенная тяга к удовольствиям, безделью, сильным ощущениям, хулиганству, алкоголизмустремятся в асоциальные компании, где охотно воспринимают самые дурные влияния).

Следующим явилось предположение о потребности подростка в поиске ощущений из-за несформированных навыков самовыражения и самореализации. Как отмечалось в психолого-педагогической литературе, подростковый возраст — это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление нравственности и открытия «Я», обретение новой социальной позиции. Но не надо забывать, что это возраст потерь детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительных сомнений в себе и своих возможностях, поиск правды в себе и других (неоправданный риск, нарушение общепринятых норм и правил, самовыражение с помощью разрушения).

Социальная фрустрированность в нашем исследовании рассматривается также с учётом возрастных особенностей (неудовлетворенность собственными достижениями и положением в социуме), и последним критерием явилась негативная реакции подростков на воздействия окружающей среды (социальная агрессия, асоциальное поведение и т. п.).

Совокупность данных характеристик и является основанием для предположения, что подростки склонны к совершению вандальных действий, но данные характеристики также могут являться предпосылками для других форм девиантного поведения, для выделения подростков, склонных именно к разрушительному поведению. Нами были проведены анкетирование и беседы с педагогическим коллективом и родителями.

По результатам диагностики нами была разработана типология подросткового вандализма, положено отношение подростков к вандальному поведению, степень поведенческих проявлений вандализма, уровень сформированности ответственности за совершенные действия:

• предрасположенность к вандализму — это разрушительные поведенческие проявления, в основе которых лежат психофизиологические особенности личности: эйфорическая и десфорическая активностьфрустрированностьакцентуированность характера (гипертимность, циклоидность, демонстративность, неустойчивость) — эгоцентризм, вспыльчивость, повышенная раздражительность, несдержанность, склонность к аффективным реакциям.

• склонность к вандализму — это разрушительная реакция подростка, характеризующаяся завышенной самооценкой, конфликтностью, агрессивной реакцией на критику и замечанияпотребностью в самоутверждении, подвержением себя неоправданному риску, возникающей вследствие протеста, несогласия с общепринятыми социальными нормами и правилами, подражания, заражения и группирования со сверстниками.

• ситуативный вандализм — это разрушительные акты совершаемые подростками скрытно, анонимно, чаще всего безнаказанно, выражающиеся во внешне бессмысленных, рассредоточенных деструктивных действиях, совершаемых с целью восстановления несправедливости, проверки границ допустимого, привлечения внимания к себе, осуществляемые вследствие стрессогенной социальной ситуации или ситуации повышенного давления.

• устойчивый вандализм — это постоянное разрушительное поведение подростков в социуме с целью получения эмоционального удовлетворения в результате нанесения ущерба и реализации потребности в разрушении и порче.

С учётом вышеизложенного нами была разработана и реализована психолого-педагогическая технология профилактики подросткового вандализма, обеспечивающая последовательную реализацию диагностического (выявление подростков склонных, предрасположенных, ситуативно или устойчиво проявляющих вандальные действия), содержательно-деятельностного (совместная скоординированная деятельность подростков-педагогов-родителей по профилактике вандализма) и результативного (формирование рефлексивных навыков и определение перспективных направлений) этапов технологии, которые предусматривают интегрированную деятельность субъектов процесса взаимодействия подростков-педагогов-родителей с целью формирования навыков социально одобряемого поведения.

В ходе реализации технологии нами было выявлено, что профилактика подросткового вандализма будет эффективна, если будут реализованы следующие условия:

— воспитание нравственности, гражданственности, социальной и правовой ответственности, эстетического восприятия окружающей действительности, уважительного отношения к социальному окружению и семье, бережного отношения к социально-культурным объектам и памятникам;

— формирование системы духовно-нравственных ценностей, навыков самовоспитания, саморазвития, самооценки, саморефлексии, самоконтроля, самодисциплины, саморегуляцииправовой и социальной компетентностинорм и образов поведения, стилей взаимодействия с окружающими людьмиадекватных способов преодоления гнева и проявлений агрессииэмпатийности, толерантности, навыков здоровьесбережения, ценностного отношения к традициям, культурным и социальным нормам и правилам поведения в обществе, навыков адекватного оценивания своих негативных чувств, социально одобряемого поведения, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, навыков рефлексии.

— развитие способности анализировать свои поступки и нести за них ответственность, предвидеть последствия своих действий, принимать социально ответственные решениянавыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими.

— организация целенаправленной педагогической деятельности по включению подростков, предрасположенных к вандальному поведению, в социально значимую работу по охране памятников культуры, архитектуры, старины и поддержанию общественного порядкапо включению подростков в культурно-массовую, общественно-полезную, досуговую деятельность со сверстниками, педагогами и родителями.

И наконец, профилактика подросткового вандализма будет эффективна, если будут реализованы следующие условия:

— проведена диагностика по выявлению подростков предрасположенных, склонных, проявляющих ситуативный или устойчивый вандализм, позволяющая выявить: акцентуированность (гипертимный, циклоидный, демонстративный, неуравновешенный типы), потребность подростка в поиске ощущений (неоправданный риск, нарушение общепринятых норм и правил, самовыражение с помощью разрушения), социальную фрустрированность (неудовлетворенность собственными достижениями и положением в социуме), негативные реакции на воздействия окружающей среды (социальная агрессия, асоциальное поведение).

— внедрена целенаправленная психолого-педагогическая технология профилактики подросткового вандализма, которая предусматривает последовательную реализацию диагностического, содержательно-деятельностного и результативного этапов технологии с дифференцированными целями, задачами, способами их решения и прогнозируемым результатом, направленная на интегрированную скоординированную деятельность всех субъектов учебно-воспитательного процесса: подростков-педагогов-родителей с целью формирования навыков социально одобряемого поведения.

— реализована совместная скоординированная деятельность по формированию у подростков социально одобряемого поведения посредствам организации социально полезной и социально значимой деятельности подростков, педагогов и родителей.

Вместе с тем, необходимо отметить, что остается целый ряд неразработанных аспектов проблемы психолого-педагогической профилактики подросткового вандализма. Наше исследование позволяет определить ближайшие перспективы поиска способов, приемов и средств психолого-педагогической профилактики подросткового вандализма. Дальнейшая научная разработка данных проблем в педагогическом аспекте будет способствовать психолого-педагогической профилактике подросткового вандализма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. А. Формирование культуры общения у старшеклассников в образовательном процессе: Автореф. дис.канд. пед. наук.- Уфа, 2001.
  2. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого -социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МРДЭК», 2000.
  3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. А. Л. Свенцицкого. СПб.: Питер, 2000.
  4. Агрессия у детей и подростков: Учеб. пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб: Речь, 2004.
  5. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. Изд. 2-е, стереотип. -М.: «Когито-Центр», 2008.
  6. Э.М., Кокуркина Н. И. Психологическое сопровождение подростков в школе. Методические рекомендации по организации групповой работы. М.: Фолиум, 2000.
  7. Л.С., Кошелева А. Д., Соколова Е. Т., Шапиро Б. Ю. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М., 2000.
  8. X. Защита от стресса М.: Мартин, 1966.
  9. Американская социологическая мысль / под. ред. В. И. Добренькова -М.: МУБиУ, 1966.
  10. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. Москва: Аспект Пресс, 2001.
  11. Г. М. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 1999
  12. С.Ф. Мораль и поведение М., 1979.
  13. О.С. Теоретическая акмеология: предмет, структура содержания, тренинг / О. С. Анисимов. М., 2005.
  14. А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. 2003.
  15. Р.У. Профессиональная подготовка социальных педагогов к работе с детьми девиантного поведения: автореф. дис.. канд.пед. наук. Нижний Новгород, 2007.
  16. А.Н. Правовые ценности (вопросы теории): Монография. -М, 2001.
  17. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния в семейных отношениях / Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс-Эксмо-Пресс, 2000.
  18. М. Я.Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения, М., 1975.
  19. , Дж. Проверь себя. Тесты. 2-е издание. СПб: Питер, 2007.
  20. В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000.
  21. С. А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», 1993.
  22. С.А., Фокин В. М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М.: 1993.
  23. Е.Ю. Подготовка педагогических кадров // США: экономика, политика, идеология 1991.
  24. С. Тренинг ассертивности. СПб: Питер, 2001
  25. Е.В. Организация самопознания личности подросткового и юношеского возраста. Калуга, РИО КГПУ, 1966.
  26. Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1971.
  27. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дис.. докт.пед.наук. М., 1991.
  28. В.А. Психология субъекта в изменяющемся обществе //Психол. журн. 1966.
  29. В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М., 2007.
  30. P.P. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности Автореф. дис.. к-та пед. наук. Уфа, 2011.
  31. В.М. В поисках будущего. Полемическая эволюция молодого поколения США 50−80 гг. М.: Политиздат, 1988.
  32. О.С., Гальченко Т. А. Агрессивностьи ее влияние на здоровье школьников // Школа здоровья. 1997.
  33. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. жур. 1997.
  34. JI.C. Социально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика М.: Народное образование- МПСИ, 2007.
  35. Ватова J1.C. Психологические особенности личностей вандалов из среды молодежи и коррекционно-профилактической работы с ними / JI.C. Ватова // Психологическая наука и образование / В. В. Рубцов, A.A. Марголис. -2002,-№ 4 2002.-27−38 с.
  36. JI.C. Психология молодежного вандализма / JI.C. Ватова. -Москва: Социум, 2002.
  37. JI.C. Психология причинности, мотивации, психопрофилактики молодежного вандализма / JI.C. Ватова // Мир психологии: научно-методический журнал / Ред. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов. 2003. -№ 1 январь-март 2003. — с. 205−218.
  38. И.В. Психология тренинговой работы : содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. М.: Эксмо, 2007.
  39. Т.Г. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты: Моногр. / Т. Г. Визель, J1.B. Сенкевич, В. А. Янышева, А. К. Железнова. 2-е изд.- Тула: изд-во Тул. гос. пед. ун-та им J1.M. Толстого, 2008.
  40. Википедия: определение «вандализм» Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC#.D0.9B.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.8 2. D1.83.D1.80.D0.B0
  41. Возрастная и педагогическая психология. Тексты / Под ред. М. О. Шуаре.-М.: МГУ, 1992.
  42. Вол обоев А. Н. Профилактика девиантного поведения подростков, склонных к созданию неформальных графических изображений и надписей: Автореф. дис.. к-та пед. наук. Киров — 2009.
  43. А.Н. Педагогическое обеспечение профилактики создания неформальных графических изображений и надписей как формы девиантного поведения подростков: дис.. к-та пед. наук. Москва, 2010.
  44. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособие / Под ред. М. И. Рожкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  45. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс., 1996.
  46. JI.C. Собр. соч .:В 6 т. Т.З. — М.: Педагогика, 1983.
  47. JI. С. Педагогическая психология / Выготский JI.C.- под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1991.
  48. Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев СПб., 1993.
  49. Ю.Н., Ремезова В. В. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей в центре социальной помощи детям: Учеб.пособие. Н. Новгород, 2001.
  50. И.М. Педагогические условия формирования готовности социального педагога к работе с семьей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2003.
  51. O.A. Структура и содержание социальных представлений людей о праве. МГУ им. М. В. Ломоносова // http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/gm.htm
  52. Гуров В. Н. Социальная работа школы с семьей. М., 2002.
  53. В. Толковый словарь живого великорусского языка Т. 1. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955.
  54. Данил енков A.A. Педагогические условия формирования мотивации поведения у подростков-правонарушителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2000.
  55. Девиантология: Хрестоматия / Автор-соствитель Ю. А. Клейберг. -СПб.: Речь, 2007.
  56. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/10 741 l/29/Zmanovskaya-Deviantologiya.html.
  57. О.Г. Моральная философия избранные труды М., 2002.
  58. И.Н. Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации. М., 2001.
  59. Н.М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением: Автореф. дис.. к-та псих, наук. Москва, 2012.
  60. Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решения в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
  61. Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М: ИП РАН, 2006.
  62. Г. Х. Правовая культура и поведение. Юридическая психология / Под общ. ред. Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001.
  63. А.В., Белкин, Е.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса (реализация экспериментальных программ) -М., 2002.
  64. Л.П. Подготовка будущих педагогов к общению с деликвентными подростками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Вильнюс, 1990.
  65. Жаринов Е, Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М.: Просвещение, 1991.
  66. , И.Н. Формирование коммуникативных и рефлексивных умений школьников: технологические подходы // http://www.auditorium.rU/aud/v/index.php
  67. О.Н. Ценностные основания девиантного поведения подростков: автореф. дис.. канд. философ, наук. Саранск, 2004.
  68. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -СПб.: Союз, 1997.
  69. Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). — М.: «Академия», 2003.
  70. Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) :учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. -4-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  71. Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  72. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е. А. Левановой СПб.: Питер, 2006.
  73. К.Е. Эмоции человека. М.: Смена, 2008.
  74. История социальной педагогики. Ч. 1 / Беляев В. И., Мардахаев Л. В., Рунов С. С., Салтанов Е. Н. — рец.: Мухин М. И., Коджаспирова Г. М. М.: Изд-во РГСУ, 2006.
  75. История социальной педагогики. Ч. 2 / Беляев В. И., Мардахаев JI. В., Рунов С. С., Салтанов Е. Н. — рец.: Мухин М. И., Коджаспирова Г. M. М.: Изд-во РГСУ, 2006.
  76. В. Подросток: социальная адаптация: Книга для психологов, педагогов и родителей. СПб.: Питер, 2011.
  77. Ю.А. Социальные нормы и отклонения М., 1997.
  78. Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах/Ю.А. Клейберг: учебное пособие для вузов. Второе издание стереотипное М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008.
  79. C.B. Личностно-образующее взаимодействие воспитателя с социально незащищенными детьми: Методические рекомендации для педагогов и воспитателей социальных и образовательных учреждений. -Новгород, 2002.
  80. Г. М. Словарь психолого-педагогический: Безопасность образовательной среды. -М.: Экон-Информ, 2010.
  81. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Педагогика, 1989.
  82. Кон И. С. Социология личночти (над чем работать, о чём думать философы)-М., 1967.
  83. Г. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  84. C.B. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Практическое руководство для школьного психолога. М.: Генезис, 1997.
  85. В.И. Генезис преступного поведения. М., 1998.
  86. И.А. Социально-педагогическая профилактика деликвентного поведения молодежи в зарубежной науке и практике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Владимир, 2000.
  87. Л. Экономика и право: словарь-справочник. М., 2004.
  88. , Е. Изард. Эмоции человека. / Л .Я. Гозман, М. С. Егорова. -М.: Изд-во Московского Университета. 1980.
  89. И. Энергия агрессии // Семья и школа 1998.
  90. Е. А. Готовясь работать с подростками. М.: Mill У им. В. И. Ленина, 1993.
  91. Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагогов с подростком. Методическое пособие. М., 2002.
  92. Е.А. Подросток: Родителям о психопластике личности: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.
  93. К. Акцентуированные личности. Киев: изд-во Логос, 1981.
  94. Н.И. Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях : учеб. пособие / Н. И. Леонов, М. М. Главатских. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2011.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  96. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М, 1977.
  97. Ли Д. А. Преступность как социальное явление. М. Русский мир, 1997.
  98. А.Е. Патахарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. М.: НИШ ill им. Бехтерова, 1976.
  99. А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков. 2 изд. Л. Медицина, 1983.
  100. А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. -М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  101. А.Е., Попов Ю. В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 1988. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1991.
  102. O.A. Психолого-педагогические социального и личностного развития юношей и подростков с девиантными формамиповедения, обучающихся в профессиональных лицеях и школах: дисс. канд. псих. наук. Калуга, 2001.
  103. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2002.
  104. Г. И. Коррекция девиантного поведения . Тренинги для подростков и их родителей. СПб.: Речь, 2007.
  105. З.А. Американская школа в оценке общественности. //Педагогика, 1987.
  106. С.Ю. Поверь в себя. СПб.: Питер, 2003.
  107. , JI. В. Основы социально-педагогической технологии : учеб. пособие / Л. В. Мардахаев — рец.: Фирсов М. В., Никитина Н. И. Изд. 2-е, исПр. и доп. — М.: Перспектива, 2011.
  108. , Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учеб. / Л. В. Мардахаев — рец.: Липский И. А., Никитина Н. И. 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2011.
  109. Методологические проблемы сравнительной педагогики / сборник научных трудов/ под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона.-М., 1991.
  110. , С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности / Московский ин-т медико-социальной реабилитологии- Волгоградский гос. технический ун-т. — М., 2000.
  111. , В.И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М: ИП РАН, 2007.
  112. А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  113. A.B. Социализация вчера и сегодня. М., 2006.
  114. B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1998.
  115. , B.C. (ред.) Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия. -М: Академия, 2005.
  116. Г. Профессиональная психологическая помощь подростку: Монография / Г. Навайтис. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007
  117. Наш проблемный подросток. С.-Петербург, 1999.
  118. P.C. Психология: В 3-х т. Т.1. М.: Сфера, 2009.
  119. О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. М.: МГ1111У, 2008.
  120. Новопашина J1.A. Влияние склонности к девиантным формам поведения на мотивацию учения в подростковом возрасте: дис. .канд. псих, наук. Москва, 2004 .
  121. Н.М. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения подростков в условиях городского социума: дис.. к-та пед. наук. Якутск, 2004.
  122. Э.И. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка // Психологический журнал. 1998.
  123. , М., Холл Д. Невербальное общение. СПб.: Еврознак, 2006.
  124. С.И. Словарь русского языка. М., 1990.
  125. Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр Академия, 2009.
  126. Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства: муниципальная система. М., 2002.
  127. Осваиваем социальные компетентности / под ред. И. А. Зимней. — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2011.
  128. Основы психологии семьи и семейного консультирования/ Под общ. ред. H.H. Посысоева. М.: Из-во Владос-Пресс, 2004.
  129. С., Карнеги Д. Ваше преуспевание в ваших руках! -М.: Изд. центр Академия, 1993.
  130. З.В. Педагогические условия профилактики вандального поведения школьников: Автореф. дис.. к-та пед. наук. Владимир, 2012.
  131. О.С. Вандализм как преступление против общественного порядка: Автореф. дис.. к-та юр. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
  132. Е.А. Теория и методика обучения праву. М., 2003.
  133. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2005.
  134. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
  135. А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением : практическое руководство / А. Б. Петрова. 2-е изд. — М.:ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2011.
  136. В.Ф. Законы преступного мира молодежи: Криминальная субкультура. Тверь: Приказ, 1994.
  137. В.Ф. Криминальная психология. 4.1.. — М.: Ось-89,1998.
  138. В.Ф. Криминальная психология. 4.2. — М.: Ось-89,1998.
  139. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность. // http://shpora.net/index.cgi?act=view&id=9154
  140. Практикум по девиантологии / Автор-составитель Ю. А. Клейберг. -СПб.: Речь, 2007.
  141. В.А. Педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков средствами музыкальной деятельности: дис. .к-та пед. наук. Волгоград, 2010.
  142. Психологические тесты. М.: изд-во Эксмо, 2004.
  143. Психологический словарь/ Под ред. В. В. Зинченко. М., 1996.
  144. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. В., Запорожца A.B., Зинченко В. П. и др. М.: Просвещение, 2000.
  145. Психология подростка. Полное руководство / Под общей редакцией A.A. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
  146. Г. М. Социально-педагогические условия формирования направленности личности несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1992.
  147. .Г. Подготовка будущего учителя к взаимодействию со школьниками с девиантным поведением в условиях образовательного процесса. Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 2000.
  148. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей / Под ред. J1.B. Кузнецовой- сост. Г. С. Семенов. -М.: Школьная Пресса, 2007.
  149. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.
  150. А. А. Психология подростка. Учебник. Серия «Мэтры психологии» СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
  151. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  152. , Е.Б. Маргинальность и преступность /Е.Б. Садков // СОЦИС. 2000.
  153. А.Г. Теория и методология исследования проблем профилактики социальных отклонений несовершеннолетних. -М., 2001.
  154. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков в условиях коррекции. М.: ИПП, 1996.
  155. А.Б. Психологическая подготовка педагогов к работе с виктимными детьми. М., 2005.
  156. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- Под ред. Сластенина В. А. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  157. Н.Ю., Пазекова Г. Е., Пискунова Е. Ю. Психология реабилитации детей и подростков, подвергшихся насилию. М., 2001.
  158. Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос. — 2003.
  159. B.C., Абросимов З. Б., Адамчук Д. В., Баранрва Е. В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Том X. Выпуск XVII / Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2005
  160. Социализация человека. Уче бное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  161. Социология девиантного поведения: Учебное пособие / C.B. Егорышев, К. Б. Толкачев: Уфимский юридический институт МВД РФ. Уфа. 1997.
  162. Социология на пороге XXI века основные направления исследования/ под. ред. С. И. Григорьева М., 1999.
  163. Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. 2-е изд., исправленное. М.: Генезис, 2000.
  164. Е.А. Возрастная психология. СПб: Питер, 2006.
  165. В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  166. В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студентов вузов. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2004.
  167. С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода Российского общества к рыночным отношениям: дис.. д-ра соц. наук. Улан-Уде, 2007.
  168. JI.H. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших подростков в общеобразовательных учреждениях: дис.. к-та пед. наук. Кострома, 2009.
  169. А.Е. Социокультурные механизмы ценностной легитимации девиантного поведения: дис.. к-та соц. наук. Белгород, 2007.
  170. Ю.М. Правовые аспекты борьбы с наркоманией и алкргрлизмом. М.: Профиздат, 1990.
  171. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации / Под науч. ред. А. Ф. Шадуры СПб.: Издательство «Речь», 2005.
  172. Трудные судьбы подростков. Кто виноват? / Под ред. Ю. В. Чудновского. -М.: Владос, 1991.
  173. И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. // Воспитание школьников. 2002. — № 7. — С. 44−46.
  174. П. Т. Поведенческие альтернативы в условиях нормативных и ситуативных требований (ПАУНСТ). М.: Московский психолого-социальный институт, 2010.
  175. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: ТК Велби, У26 Изд-во Проспект, 2005.
  176. Федосенко.Е. В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. СПб.: Речь- М.: Сфера, 2009 .
  177. Философский энциклопедический словарь. М. — 1983.
  178. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT, 2004.
  179. И.А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  180. Э.Н. Расследование вандализма (криминалистические и уголовно-правовые аспекты): Автореф. дис.. к-та юр. наук. Москва, 2005.
  181. О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  182. Центр социальной помощи семье и детям: методология, опыт и перспективы / Под ред. Н. Н. Воронцовой, П. Б. Торопова. Калининград.: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.
  183. Н.А. Уголовная ответственность за вандализм: Автореф. дис.. к-та юр. наук. Омск, 2004.
  184. О.Е. Педагогические аспекты влияния семейного уклада на воспитание детей: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук.- М., 2001.
  185. М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  186. В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1997.
  187. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  188. Л.Б. Психология семейных отношений.- М., 2000.
  189. Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Изд-во УРАО, 2001.
  190. А.А. Защита прав ребёнка: социально-педагогический аспект: учебное пособие / А.А. Шульга- под. науч. ред. Е. В. Андриенко. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.
  191. , С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций. СПб: Речь, 2006.
  192. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  193. Allen V. Toward an understanding of the hedonic component of vandalism // Vandalism: Behavior and motivation / Ed. by C. Levy-Leboyer. Amsterdam: Elsevier, North Holland, 1983.
  194. Allen V., Greenberger D. An aesthetic theory of vandalism // Crime and Delinquency. 1978.
  195. Fisher J. D., Baron R. M. An equity-based model of vandalism // Population and Environment. 1982.
  196. Grand dictionnaire universel du XIX siecle. Paris: Larousse. V. 15.
  197. Levin, K. Field theory in social science, selected theoretical papers. New-York: Harper Row, 1951.
  198. Maslow, A.N. A theory of metamotivation: the biological rooting of the value life. J. Humanistic Psychol., 1967.
  199. Noschis K. Countries without vandalism // Vandalism: Behavior and motivation / Ed. by C. Levy-Leboyer. Amsterdam: Elsevier, North Holland, 1983.
  200. Reau L. Les monuments detruits de l’art francais. T. 1. Paris: Hachette, 1959.
  201. Roos H. E. Vandalism as a symbolic act in «Free Zones» // Paper presented to the International symposium on vandalism, Seattle, 1988.
  202. Schwartz M. J., Dovidio J. F. Reading between the lines: Personality correlates of graffiti writing. // Perception & Motor Skills. 1984.
  203. Sullivan, N.S. Tensions Interpersonal end international. Urbana: Uvin. Of Illinois press, 1950.
  204. The safe school study. National Institute of Education. Wash, 1982.
  205. Us Department of Housing and urban Development, 1979.
  206. Vandalism behavior and motivations, Amsterdam, N.-Y., 1984.
  207. Wiesenthal D. L. Psychological aspects of vandalism // European Perspectives in Psychology / Ed. by P. Drenth, et al. 1990.
Заполнить форму текущей работой