Развитие экономических методов поддержки малого предпринимательства в торговле: На материалах Карачаево-Черкесской республики
Все вышеизложенное дает основание полагать, что наиболее реальным и эффективным направлением текущего развития региона следует считать приоритетное развитие малого предпринимательства в торговле. Именно малым торговым предприятиям должна принадлежать роль «точек роста» в создании конкурентной среды, сдерживание роста безработицы, внедрение новых технологий и т. д. Малые торговые предприятия… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические основы организации малого предпринимательства в рыночной экономике
- 1. 1. Малое предпринимательство: экономическая сущность, функции и классификация
- 1. 2. Направления и формы поддержки малого предпринимательства
- 1. 3. Сущность, функции и перспективы развития малого предпринимательства в торговле
- 2. Экономическая оценка малого предпринимательства в торговле
- 2. 1. Анализ состояния малых торговых предприятий
- 2. 2. Характеристика организационно-экономической системы управления и поддержки малого предпринимательства в торговле
- 3. Приоритетные направления поддержки малого предпринимательства в торговле
- 3. 1. Системный подход к формированию организационной структуры управления и поддержки малого предпринимательства в торговле. 3. 2. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства в торговле
- 3. 2. 1. Особенности инвестиционной поддержки малых торговых предприятий
- 3. 2. 2. Определение понятий, исходных предложений и обозначений при построении экономико-математической модели
- 3. 2. 3. Экономике — математическая модель инвестирования малых торговых предприятий на основе лизинга
- 3. 3. Экономическая безопасность малых торговых предприятий
- 3. 1. Системный подход к формированию организационной структуры управления и поддержки малого предпринимательства в торговле. 3. 2. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства в торговле
- Заключение
Развитие экономических методов поддержки малого предпринимательства в торговле: На материалах Карачаево-Черкесской республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Малое предпринимательство в торговле занимает значительное место в экономике индустриально-развитых государств, является одним из важнейших элементов их рыночной системы. Тем самым оно способствует достижению оптимальной структуры экономики, выработке и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйствования, развитию мощной экономической мотивации, поддержанию на должном уровне конкуренции как высшей формы состязательности, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений, решению проблем занятости и равномерному развитию регионов страны. Велика роль малых торговых предприятий в развитии рыночных отношений в России, так как большинство малых предприятий безотносительно к заявленным сферам деятельности в создавшихся условиях рыночной экономики выживают только за счет торговли. Между тем успешное развитие малого предпринимательства в торговле возможно только при эффективном функционировании системы управления рыночными отношениями и субъектами рыночного хозяйства. Однако, в нашей стране не сформирована система поддержки малого предпринимательства в торговле на федеральном и региональном уровнях. Главным направлением реформирования малого предпринимательства в торговле являются экономические, организационные и правовые методы воздействия.
Новые процессы, происходящие в малом предпринимательстве в торговле, обусловливают необходимость и актуальность анализа его состояния, научно обоснованного выбора приоритетных направлений поддержки, выявления тенденций развития рыночных отношений, изучение и творческое применение опыта индустриально развитых стран. Вместе с тем комплексное развитие народного хозяйства России непосредственно связано с единством региональных стратегий. Последнее в наибольшей степени зависит от способности малого предпринимательства в торговле органично участвовать в формировании качественно новых региональных социально-экономических структур, улучшения рейтинга территориальных рынков. Отсутствие единого программно-целевого подхода к осуществлению комплексной поддержки малого предпринимательства, в том числе и торговли, который учитывал специфические региональные особенности, существенно снижает эффективность принимаемых мер стимулирования развития малого предпринимательства в России. По разному ставятся акценты и определяются приоритеты социально-экономического развития, под различным углом зрения рассматриваются текущие и перспективные ориентиры государственной экономической политики, что приводит к известному усилению изоляционистских тенденций в Российских регионах. Особенно остро данная проблема проявляет себя в таком регионе как Карачаево-Черкесская республика. Действительно, этот субъект Российской Федерации отличает отставание от средне российских показателей социально-экономического развития, а именно более низкий уровень среднедушевых доходов, более глубокий экономический спад в народном хозяйстве практически по всем отраслям, в том числе и в торговле, пониженная инвестиционная активность. Особенно существенным моментом в экономической жизни республики является статус региона — акцептора, сильно зависящего в своем бюджетном устройстве от трансфертов из федерального бюджета.
Все вышеизложенное дает основание полагать, что наиболее реальным и эффективным направлением текущего развития региона следует считать приоритетное развитие малого предпринимательства в торговле. Именно малым торговым предприятиям должна принадлежать роль «точек роста» в создании конкурентной среды, сдерживание роста безработицы, внедрение новых технологий и т. д. Малые торговые предприятия значительно менее капиталоемки по сравнению с крупным производством, что особенно актуально для региона с депрессивным качеством экономики в условиях финансово-инвестиционного и системного кризиса. Тем не менее, как уже было сказано выше, следует признать, что, несмотря на высокие адаптационные способности малых торговых предприятий к динамичной конъюнктуре рынка, успешное развитие его возможно лишь в случае эффективно действующей модели экономических методов поддержки. Между тем, разработка проблем и вопросов повышения роли малых торговых предприятий в экономике региона, несомненно, должна опираться на изучение местных предпосылок и направлений его развития в общем, контексте формирования единого рыночного пространства России. Актуальность данной проблемы определила выбор темы диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования
Цель настоящего исследования состоит в определении путей совершенствования поддержки малого предпринимательства в торговле на основе глубокого анализа их экономического развития в республике, изучении современных отечественных и зарубежных научно-практических разработок в этой области, определении методических принципов и направлений построения эффективно функционирующей системы государственной поддержки малых торговых предприятий в Карачаево-Черкесской республике. Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
— на основе изучения и обобщения трудов отечественных и зарубежных экономистов определение места, роли и функций малых торговых предприятий в региональной экономике;
— изучение и обобщение мирового опыта в области построения систем поддержки малого предпринимательства на государственном и региональном уровнях и адаптации его к российским условиям;
— на основе анализа отечественной практики становления малого предпринимательства в торговле выявить круг проблем, сдерживающих активность данного процесса на региональном уровне;
— исследовать состояние и развитие малого предпринимательства в торговле в Карачаево-Черкесской республике, определить факторы, влияющие на эффективность данного процесса, дать оценку действующей системы поддержки;
— разработать конкретные рекомендации по активизации поддержки малых торговых предприятий Карачаево-Черкесской республики;
— построить экономико-математическую модель инвестирования малых торговых предприятий на основе лизинга;
— предложить рекомендации по экономической безопасности малых торговых предприятий.
Объектом исследования являются малые торговые предприятия Карачаево-Черкесской республики.
В качестве предмета исследования автором определены экономические аспекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в торговле на уровне субъекта Федерации — Карачаево-Черкесской республики. В ходе исследования автор опирался на труды ученых-экономистов по затрагиваемой проблематике: Блинова, А О., Панкратова Ф. Г., Афанасьева B.C., Бухвальда Е., Че-пуренко А., Горбунова Э. П., Вакурова П., Ермашенко Н. Н., Канакова Г. В., Колесниковой Л. А., Колесникова, А Н., Лапуста М. Г., Ляпунова С. И., Малис Н. И., Назарова Е., Орлова А. В., Сергеева В. А., Шаповалова Г. М. и др., а также законодательные и нормативные документы Президента Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной исполнительной власти, формирующие правовое поле функционирования сектора малого предпринимательства, в том числе и торговли в России. В качестве фактической базы использованы следующие документы: ежегодные статистические сборники и отчеты государственного комитета России и КЧР по статистике, материалы всероссийских съездов представителей малых предприятий и торгово-промышленной палаты Российской Федерации, результаты социологических исследований, практический материал, собранный автором во время работы в сфере малого предпринимательства торговли, программы поддержки малого предпринимательства в КЧР за 1996;1999 года, доклады Министерства экономики, Министерства финансов, государственного комитета по торговле и услугам, Министерства по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства, Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции Карачаево-Черкесской республики, материалы, публикации института стратегического анализа и развития предпринимательства (г. Москва). Изучение литературных и статистических данных позволило автору высказать свои суждения по ряду рассматриваемых вопросов и на этой основе разработать конкретные предложения.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
— выявлены и классифицированы социально-экономические предпосылки развития малого предпринимательства в торговле на уровне региона;
— исследованы итоги развития малых торговых предприятий Карачаево-Черкесской республики, дана сравнительная оценка эффективности функционирования, факторы способствующие улучшению данного процесса;
— определены конкретные пути и методы поддержки в сфере формирования экономической среды малых торговых предприятий КЧР с учетом специфики регионального развития экономики. Основное внимание при этом уделено оптимизации налоговой системы, финансово-кредитным отношениям, инвестиционной политике;
— определен системный подход формирования организационной структуры поддержки малого предпринимательства, в том числе и торговли в Карачаево-Черкесской республикеразработана экономико-математическая модель инвестиционной поддержки малых торговых предприятий на основе лизинга;
— проведен опрос оценки параметров среды малых торговых предприятий и после содержательной характеристики состояния этих условий предложены необходимые направления и формы их поддержки в республике;
— обосновывается экономическая безопасность малых торговых предприятий.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты сформулированы в виде конкретных рекомендаций, позволяющих осуществлять комплексный подход при подготовке и реализации программных мероприятий в области организационно-экономической поддержки малых торговых предприятий в Карачаево-Черкесской республике. Разработки автора по совершенствованию регионального развития малых торговых предприятий могут быть использованы при изучении специальных экономических дисциплин студентами Вузов республики, слушателями факультетов повышения квалификации и учебно-методических центров по подготовке специалистов малого предпринимательства. Предложенные автором методы экономической поддержки позволят в условиях рыночной экономики обеспечить повышение эффективности деятельности малых торговых предприятий, тем самым увеличить действенность поддержки в целях использования их потенциала в развитии экономики региона.
Апробация работы. Результаты исследования в установленном порядке прошли апробацию в Министерстве экономики КЧР, Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции, на Экономическом форуме в Польше, докладывались на научно-практических конференциях в г. Черкесске, Ставрополе, Пятигорске. Отдельные рекомендации автора были использованы Комитетом по торговле и услугам республики в своей работе и предпринимателями республики, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли.
Структура диссертации и его логика соответствуют цели исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы .
Заключение
.
Проведенное в диссертационной работе исследование подтвердило актуальность изучаемой проблемы для объекта исследования. Эффективное развитие малого предпринимательства в торговле как главного условия результативности реформирования экономики республики невозможно без единства федеральной и региональных систем его организационно-экономической поддержки, действующих на условиях преемственности, непрерывности и последовательности. Если в развитых странах малое предпринимательство в торговле осуществляет значительный вклад в результат рыночной экономики, то в России и в ее регионах формирование этого сектора народного хозяйства пока не получило должного уровня интенсивности. В определяющей степени, по мнению диссертанта, это связано с недостатками федеральной и региональных стратегических подходов поддержки в этой области. Экономическая поддержка малого предпринимательства в торговле должна стать обязательным составляющим системы государственного регулирования. При этом активность государства должна быть непосредственно связана с размером и характером задач, стоящих перед малым предпринимательством в сфере торговли. Цель экономических методов поддержки малого предпринимательства в сфере торговли заключается в создании современной рыночной инфраструктуры при эффективном использовании средств республики. Проведенный в работе анализ проблем развития малых торговых предприятий позволяет сформулировать следующие выводы и предложения:
— изложенные аспекты поддержки малого предпринимательства, в том числе и торговли, стимулирования его развития за рубежом дают представление о зарубежной практике этой сферы экономики, а также создают существенную основу для развития и совершенствования отношений малых торговых предприятий с институтами власти на федеральном и региональном уровне. Существует большой соблазн скопировать методы поддержки малого предпринимательства, применяемые в зарубежных странах. Однако, переносимый механически на российскую почву зарубежный опыт не только не споf&-i>' собствует оживлению этого сектора экономики, но приводит к деформации его подлинной природы. Между тем, государственное регулирование и поддержка малых торговых предприятий должна характеризоваться применением нетрадиционных решений, не имеющих аналога в мировой практике: малые торговые предприятия с высоким техническим уровнем и четкой организацией труда имеют большое будущее. Они лучше приспособлены к техническому перевооружению, более оперативны, легко управляемы, их коллективы больше заинтересованы в достижении наилучших конечных результатовс развитием широкой сети малых предприятий торговли более эффективно решаются многие социально-экономические задачи, в частности, насыщение рынка промышленными продовольственными товарами, оптимальные формирования рыночной инфраструктуры, финансовое пополнение доходной части местных бюджетов, увеличение занятости населения, смягчение социальной напряженности в обществе и демократизация рыночных отношений. При этом важно понять, что вне тесного с ней сотрудничества невозможно возрождение и развитие производства, его структурные преобразованиявысокий уровень восприимчивости торговли позволяет надеяться, что при активном развитии экономических методов поддержки малого предпринимательства возможны достаточно скорое выравнивание уровней рентабельности в производственной и торгово-посреднической деятельности, самоориентация малых торговых предприятий на предложения товаропроизводителей, как в Карачаево-Черкесской республике, так и в соседних регионахпредставляется, что в условиях рыночной экономики государство может стимулировать, прежде всего, жизнеспособные хозяйственные структуры, так как большинство предприятий в настоящее время, безотносительно к заявленным сферам деятельности выживают только за счет торговлиосновная специфика малого предпринимательства в торговле состоит в том, что для него региональные факторы, как правило, являются преобладающими по воздействию на процесс внедрения экономических методов поддержки. Также следует отметить и то, что поддержку необходимо проводить не только по сектору экономики, но и с отраслевых позиций, так как в некоторых случаях те экономические методы поддержки, которые для одной отрасли могут быть положительными, для другой становятся отрицательнымиисследования показали, что для малых торговых предприятий республики в настоящее время более актуальной является проблема наращивания масштабов деятельности, чем в целом масштабов предприятия. Для формирования эффективного малого предпринимательства в торговле и получении высоких финансовых результатов необходимо более полно использовать как внутренние резервы, так и усиление их государственной поддержки, без которой затруднительно поднять экономику малого предпринимательства в ближайшей перспективеэффективность системы государственной поддержки малых торговых предприятий в рамках экономического комплекса региона определяется также действенностью организационно-экономической системы поддержки. В основу механизма экономической поддержки малых торговых предприятий на уровне региона предлагается инвестиционная поддержка на основе финансового лизинга, который, по мнению автора, будет способствовать достижению высоких экономических результатов предприятий. Приведенная экономико-математическая модель инвестирования малых торговых предприятий на основе финансового лизинга разработана с учетом интересов лизингодателя и лизингополучателей с возможными изменениями. Эта модель наглядно описывает систему организационных отношений при получении м&яыми торговыми предприятиями необходимых средств по лизингудействующий в настоящее время механизм региональной поддержки малого предпринимательства, в том числе и торговли в КЧР характеризуется неразвитостью структуры. Не созданы в городах и районах республики подразделения, обеспечивающие целенаправленное и эффективное регулирование предпринимательства на местах по отраслям экономики, в результате чего отсутствует преемственность в управлении малым предпринимательством на всех региональных уровнях. Поэтому, в диссертационной работе нами предлагается организационная система региональной поддержки малого предпринимательства в КЧР;
— при разработке региональной программы поддержки малого предпринимательства целесообразно включить в программу подпрограмму под названием «Управление программой», которая выполняла бы скоординированные действия, выполняемые органами управления различного уровня, призванных обеспечить запуск программы, контроль, анализ хода работ, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов. Такого рода системы предназначены, прежде всего, контролировать состояние работ по программе и вырабатывать решения при возникновении или предполагаемом возникновении сбоев (отклонение реального положения дел от запланированного);
— обеспечение экономической безопасности малого торгового предприятияэто постоянный циклический процесс, где происходит реализация функциональных составляющих экономической безопасности с целью предотвращения возможных ущербов и достижения максимального уровня экономической безопасности малого торгового предприятия. Система организации и выполнения перечисленных выше рекомендаций позволит достигнуть наиболее высоких значений уровня экономической безопасности малого торгового предприятия.
По нашему мнению, использование предлагаемых рекомендаций и предложений, содержащихся в диссертационной работе, будет непосредственно способствовать оздоровлению социально-экономического положения региона, совершенствованию деятельности малых торговых предприятий, снижению отраслевых и территориальных диспропорций развития малого предпринимательства в республике, увеличению доходной части бюджета всех уровней.
Список литературы
- Автономов В. Практики глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории) // Предпринимательство в России. 1997. — № 4. -C.5−11.
- Афанасьева Т., Лазарев В., Пуденко Т. Поддержка малого бизнеса в России: новая технология разработки программ // Предпринимательство в России. -1998. № 4. — С. 45−52.
- Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности, — 2-е изд. М.: Ось-89. 1998 г.-335 с.
- Блинов А.О., Федулин А. А., Мингалев B.C. Государство и бизнес: механизм реализации//М.: 1998 г. 356с.
- Блинов А.О. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства // Вопросы экономики. 1994. — № 11.
- Блинов А.О. Государственная политика малого предпринимательства в США и Японии П Маркетинг, 1995г. № 2 89 с.
- Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства// Вопросы экономики. 1999, — № 12. — С.66−78.
- Базовая модель региональной и муниципальной программ поддержки малого бизнеса. Серия «Бизнес. Тезаурус» (Учебно-методическое пособие для российского бизнеса) М.: ЦСиЭИ, 1998, — 64 с.
- Вакуров П., Заславский С. Объединения малых и средних предприятий // Вопросы экономики. 1994. — № 11. — С. 142−150.
- Ворохалина Л. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса // Вопросы экономики. 1996. — № 7.11 .Васькин Е. Потребительский рынок России // Риск. 1998 г. № 1 с. 4−7.
- Временные требования к региональной программе поддержки малого предпринимательства / Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. М., 1996. — 8с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. // Собрание законодательства РФ. 1994. — №. 32.
- М.Глушко В. М. О системной оптимизации //Кибернетика. -1980.-№ 5.-с.89−93
- Горбунов Э.П. Малая экономика как фактор формирования общесоюзного рынка,-М. 1991.- 67 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб, и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
- Гинс Г. К. Предприниматель. М.: Посев. Рос. филиал, 1992. -224 с.
- Глущенко Е.В., Капцов А. П., Тихонравов Ю. В. Основы предпринимательства. Учебное пособие. М.: Вестник, 1996. — 336 с.
- Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне (методические рекомендации) / Департамент развития малого предпринимательства правительства Ленинградской области. С-Пб., 1997. -156 с.
- Григорьев В.Г., Дроздовский Э. Е. Взгляд и проблемы взаимосвязи сфер образования и культуры // Тезисы Первой Всероссийской конференции «Культура, нравственность и экономика» (отдельный выпуск). 18−20 сентября 1995 года. Ульяновск, 1996.-С. 11−17.
- Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. М.: СОФИТ, 1994. — 496 с.
- Дамари Р. Финансы и предпринимательство: Финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций / Пер. с англ. Вышинский Е. В., Пипейкина В. П., Научн. ред. Рысина В. Н. -Ярославль, «Елень», 1993. 222 с.
- Данишевская Г. А. Мелкий бизнес в Великобритании // Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 3. — С.121.
- Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.:СП «Бук Чембер Интернейшнл», 1992 82с.
- Дроздовский Э.Е., Скоробогатов В. Д. Концепция механизма регионального хозяйствования. Учебное пособие. Ульяновск, 1989. — 99 с.
- Егоров ИИ. Структура и задачи регионального информационно-аналитического центра // Тезисы Первой Всероссийской конференции «Культура, нравственность и экономика» (отдельный выпуск). 18−20 сентября 1995 года. Ульяновск, 1996, — 105 с.
- Ермашенко Н. Н, Бросученко Э. И. Формы предпринимательства за рубежом. Киев. 1991 г.-58 с.
- Емельянов С.В., Ларичев О. И. Многокритериальные методы принятия решений.-М.:3нание, 1985.-32с.
- Жак С. В. Математические модели менеджмента и маркетинга, — Ростов-на-Дону: Л АЛО, 1997.-320 с.
- ЗО.Зяблюк Н. П. Государство и малый бизнес США. социально-политический аспект-М.: Наука. 1987.-55 с. 31 .Закон Российской Федерации «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности «от 31.01.98. № 148-ФЗ.
- Закон Российской Федерации «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства от 29.12.95 № 222-ФЗ.
- Закон КЧР № 83- ХХ11- от 3 мая 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства КЧР»
- Закон КЧР № 269- XXII- от .9 мая 1997 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в КЧР».
- Закон КЧР № 674- XXII- от 30.09.1999 г. «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
- In business. Советы желающим открыть свое дело- М.: Интерлист, 1993. 224 с.
- Исследование условий формирования и развития малого бизнеса в Украине (научный отчет) / TACIS АСЕ Т-95−4139. Киев, 1995. — 60 с.
- Иларионов А. Критерии экономической безопасности. Вопросы экономики № 10 1998. — с.35−58.
- Каганов В.Ш., Рыбин М. В. Как создать и сделать успешным бизнес-инкубатор / Учебно-практическое пособие. М.: Агроконсалт, 1996. П2 с.
- Казаков И.А. К проблеме тиражирования мировых стандартов предпринимательской культуры в России // Тезисы Первой Всероссийской конференции «Культура, нравственность и экономика» (отдельный выпуск). 18−20 сентября 1995 года. Ульяновск, 1996.-58 с.
- Канаков Г. В., Пеньков К. И., Солоничева В. Я., Котов В. Н. Организация подготовки предпринимателей малого бизнеса (Повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда). Учебное пособие. Нижний Новгород, МИНК НАСА, 1994. — 58 с.
- Каталог региональных информационных ресурсов по малому предпринимательству России. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства, 1999. Выпуск 1. 526 с.
- Кац И.Я. Планомерно-рыночное регулирование экономики в условиях ее реформирования. М.: изд-во МГУ, 1994. — 177 с.
- Канторович J1.В.Математические методы в организации и планировании производства.-Ленинград: ЛГУ, 1939.-47с.
- Канторович Л.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов.-М.:АН СССР, 1960.-344с.
- Кашкорова С.П. Подготовка кадров в условиях перехода к рыночной экономике // Образование будущее России. Сборник тезисов российской научно-практической конференции. Часть II. — Уфа, 1996. — С. 32−34.
- Кокоткин А., Фролов В. Предпринимательство эволюция понятий — в книге: формирование рыночных отношений: проблемы и перспективы. — М.: РАУ, 1992. -№ 2, — 98 с.
- Колесников A.H., Колесникова Л. А. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — 4758 с.
- Комплексная программа государственной поддержки малых предприятий Самарской области на 1996 год: Постановление Главы администрации Самарской области от 26.02.96 № 33 / Администрация Самарской области. -Самара, 1997.
- Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 1996−1997 г. г.: Постановление Правительства Москвы от 30.04.96 № 399 // Малый бизнес Москвы. М.: Издательский дом «Деловая пресса», 1997. 240 с. — с. 102−117.
- Комплексная региональная программа поддержки и развития малого предпринимательства Новгородской области на 1996−1997 годы и на перспективу (второй этап) «Малый бизнес» / Администрация Новгородской области. Новгород, 1997.
- Концепция инновационной политики. Проект. М.: Издательско-консалтинговая фирма «АНКИЛ», 1996.
- Концепция социально-экономического развития Новгородской области на 1997 год («Концепция 1997») /Администрация Новгородской области. -Новгород, 1997.
- Концепция ускоренного социально-экономического развития депрессивных территорий Новгородской области на основе создания зон экономическогоблагоприятствования (Проект) /Администрация Новгородской области. -Новгород, 1997.
- Концепция Федеральной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998−1999 годы (Проект) / Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. М., 1997.
- Лапуста М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. 320 с.
- Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решения.-М.:Наука, 1981.-323с
- Лизинг для малых предприятий. Методические материалы и документы //Под ред. Штерна B.C., Гладикова Ю. В. М.: Российская ассоциация развития малого предпринимательства, Московская лизинговая компания, 1996, — 170 с.
- Литовченко Р.Н. Социально-экономические проблемы развития предпринимательства в России: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1999. -25 с.
- Ляпунов СИ., Гиб А. Создание малых предприятий их крупных в Центральной и Восточной Европе // XXIV Европейский семинар по малому бизнесу в Словении, 21−23 сентября 1994 года.
- Макет бизнес-паспорта района (города)/Администрация Новгородской области. Новгород, 1997.
- Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11 изд. Т. 1. М.: Республика, 1993. — 399 с.
- Малое предпринимательство в системе хозяйствования региона // НИР-НИОКР. Экспертно-аналитический бюллетень. Ульяновск: УлГТУ, 1999.
- Малухов К.М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в России: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1997. -20 с.
- Малис Н.И., Веселова А. В. Налогообложение малого бизнеса: Проблемы и перспективы//Вопросы экономики,-1998.-№ 8-с.26−29
- Малый бизнес Москвы. М.: Издательский дом «Деловая пресса», 1997.-240 с.
- Малый бизнес России: проблемы и перспективы. Аналитический доклад Российской ассоциации развития малого предпринимательства. М., 1996.
- Медынский В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. 240 с.
- Мероприятия Государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Волгоградской области на 1996−1997 годы // Предпринимательство и Право. Волгоград, 1996. — Специальный выпуск. -С. 7−13.
- Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства / Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. М., 1997. — 38 с.
- Методические рекомендации по формированию региональных целевых программ развития предпринимательской деятельности / Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. М., 1991. -112 с.
- Мелкий бизнес: перспективы развития: Сб. Обзоров М.: ИНИОН АН СССР, 1991.-148 с.
- Нгуен Нгок Шон. Механизм государственной поддержки и развития малого предпринимательства: Автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 1999. — 21 с.
- Назарова Е. Торговый капитал как фактор становления рыночной экономики.// Аудитор 1998 г. № 9 с.20−23.
- Об общих началах предпринимательства граждан в СССР: Закон СССР от 2.04.91 г. // Деловой мир. 1991. — 2 марта. — С. 2.790 государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Закон РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ
- Организации инфраструктуры малого бизнеса в России. Справочник. Выпуск 1: Учебные центры для малого бизнеса / Проект развития малого бизнеса АНХ при Правительстве РФ Программа развития предпринимательства USAJD. — М., 1996.
- Организация комплексной поддержки малого предпринимательства. М.: Академия менеджмента и рынка, 1997. — 108 с.
- Организация поддержки малого бизнеса // Под ред. В. Ш. Каганова. М. Академия менеджмента и рынка, 1995. — 128с. fU
- Организация поддержки малого предпринимательства в штате Калифорния США. Информационно-методические материалы // Академия менеджмента и рынка, Ангарск, июнь, 1995.
- Орлов А, В. Проблемы малого предпринимательства //Экономист.-1995.№ 6.
- Орлов А.В. Введение в предпринимательство. Малый бизнес: за рубежом и в России. Книга 2. М.: Экономическая академия, 1994. — 235 с. 93,Орлов А. В. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. 1997. — № 4.
- Орлов А.В. Малый бизнес самый рыночный и реформаторский сектор российской экономики / Малый бизнес. Возрождение предпринимательства в России: приложение к книге Николас К. Сирополис «Управление малым бизнесом». М.: изд-во «Дело», 1997.
- Орлов А.В. Малый бизнес: Начало старта в России и зарубежный опыт // Торговля. 1993. — № 4−6. С. 21−30.
- Орлов А.В. Предпринимательство в России (истоки и этапы до 1992 г.) // Вопросы экономики. 1999.- № 12. — С.79−89.
- Орлов А.В. Программа есть время работать // Предприниматель. — 1996. — № 2. С. 4−7.
- Орлов А.В. Судьба реформ с точки зрения Станислава Шаталина // Бизнес для всех. 1997. — № 24. — С. 9.
- Осипов А.К., Кочкуров Н. В. Методологические подходы к разработке концепции комплексного развития экономики региона (на примере Удмуртии). Препринт. Екатеринбург Ижевск: УрО РАН, 1994. — 54 с.
- Основные направления развития малого предпринимательства России и его государственной поддержки до 2000 года // Предприниматель. 1996. № 2. -С. 22−36.
- Основные направления региональной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства в Российской Федерации/ Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. М., 1997. -18 с.
- Основы бизнеса / под ред. Рубина Ю. Б., Ягодкиной И. А.: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М.: МЭСИ, 1998. — 160 с.
- Особенности налогообложения малых предприятий / Программа развития предпринимательства USAID, 1996. 50 с.
- От политического цикла к выборочным исследованиям)/ TACIS. Январь 1997. -51 с.
- Официальная и деловая Россия. Справочник республик, краев, областей и округов Российской Федерации. М.: Редакция издания «Официальная и деловая Россия», 1998. 720 с.
- Операционное планирование и управление реализацией программ поддержки малого бизнеса. Серия «Бизнес. Тезаурус» (Учебно-методическое пособие для российского бизнеса) М.: ЦСиЭИ, 1998, — 104 с.
- Олейников Е.А. и др. Экономическая безопасность (теория и практика): Учебник/ М.: Издательство «Классика плюс», 1999, — с. 410.
- Подготовка кадров для малого бизнеса / Организация. Учебные программы. Методическое обеспечение / Сборник. М.: Агроконсалт, 1997. — 176 с.
- Подготовка кадров для рыночной экономики: образовательные программы Морозовского проекта. М.: Академия менеджмента и рынка, Перспектива, 1996. -220 с.
- Программа развития и поддержки малого предпринимательства Ленинградской области на 1997−1998 годы (Проект) / Письмо Министерства экономики и инвестиций Правительства Ленинградской области № 34/150 от 29.01.97 г.
- Перепелица В.А., Попова Е. В. Оценки сложности многокритериальных задач теории расписаний. Информационный бюллетень Ассоциации математического программирования, № 7. Научное издание. Екатеринбург: УрО РАН, 1997.-с. 176−177.
- Перепелица В.А., Касаев А. Д., Попова Е. В., Салпогарова А. А., Темирбулатов П. И. Исследование операций и принятие решений. Часть II. Методическо пособие для экономических специальностей.-Черкесск: К-ЧГТИ, 1996
- Проблемно-ориентированный анализ ситуации в сфере малого бизнеса. Серия «Бизнес. Тезаурус» (учебно-методическое пособие для российского бизнеса) М.: ЦСиЭИ, 1998 г. 62 с.
- Половцева Ф.П. Взаимодействие торговли с производителями продукции //Достижение науки и техники АПК. 1999 г. № 7 с.2−4.f9b
- Предпринимательство в конце XX века / Общ.ред. А. А. Динкина и др. М.:Наука, 1992 г.-220 с.
- Радугин А.А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М.: Владос, 1995. -192 с.
- Рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства / Минэкономики России. М., 1993. — 25 с.
- Рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства/Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. М., 1996. -127.
- Республиканская программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской республике на 1998−1999 годы: // Малый бизнес Чувашии. Чебоксары: Печатно-издательский центр Администрации Президента. 1997. — С. 52−95.
- Руководство по разработке МСП-политики. TACIS, февраль 1997. -38 с. 1 ЗЗ. Рюттингер Рольф. Культура предпринимательства. (Пер. с нем.).- М.: ЭКОМ, 1992. 240 с. Россия-1998.
- Экономическая конъюнктура М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, 1998 — с. 210.
- Региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства в КЧР на 1997−1998гг., 1999−2000
- Разработка стратегии и основных направлений поддержки малого бизнеса. Серия «Бизнес. Тезаурус» (Учебно-методическое пособие для российского бизнеса) М.: ЦСиЭИ, 1998, — 96 с.
- Разработка программы поддержки малого бизнеса. Серия «Бизнес. Тезаурус» (Учебно-методическое пособие для российского бизнеса) М.: ЦСиЭИ, 1998 — 154с.
- Савченко В.Е. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс) //Российский экономический журнал. 1995. — № 9. -С. 45−50.
- Савченко П. Социальные приоритеты: проблемы и решения // Экономист.1995. № 5.
- Сергеев В.А. Кашкорова С П. Два взгляда на состояние и проблемы малого предпринимательства в регионе // Деловой Симбирск, Октябрь 1997. -Вьптуск № 1. — С.6−7.
- Сергеев В.А. Основы инновационного предпринимательства: Учебно-практическое пособие. Ульяновск: УлГТУ, 1998. — 144 с.
- Сергеев В.А., Кашкорова С. П. Инновационное предпринимательство: проблемы и перспективы // Бюллетень деловой информации. Ульяновск.1996. -№ 7. С. 29−31.
- Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Пер. с англ. М.: Дело, 1997. — 672 с.
- Смоллбоун Д. Роль мелких предпринимательских агентств в развитии предпринимательства. Опыт Великобритании.// Малый бизнес, рынок и общество, 1991 г. № 2 69 с.
- Салуквадзе М.Е. Задачи векторной оптимизации в теории управления. Тбилиси: Менциерба, 1975 г.-202 с.
- Статистический сборник КЧР в 1990—1997 гг. / Издательство Госкомстат КЧР г. Черкесск, 1998 г., 306 с.
- Татаркин А. Социально-экономические возможности развития реформ в Уральском регионе // Вопросы экономики. 1995. — № 2. — С. 123.
- Технологии обучения предпринимательству и малому бизнесу: тренинговая программа для преподавателей и организаторов учебного процесса / Программа «Малый бизнес» Лаборатория активных методов обучения АНХ при Правительстве РФ. М., 1996.
- Тихомирова И. Инвестиционный климат в России. М., 1997.-57с.
- Туманова А. А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне: Дис.. канд. экон. наук. М., 1996. -155 с.
- Тимофеев В.Т. Системы управления развитием малого предпринимательства в условиях трансформации экономики: Дис. док.экон. наук. РИИС.-М., 1999 г.
- Теория статистики.: Под ред. проф. Р. А. Исмаиловой -М.: Финансы и статистика, 1996, — 464 с.
- Тендеева Р.А. Взаимосвязь масштабов и финансовых результатов торговых предприятий: Учебно-методическое пособие Белгород: Изд-во БУПК, 1999.143 с.
- Финансы предприятий: Учеб. Пособие / Е. И. Бородина, Ю. С. Голикова, Н. В. Колчина, З.М.Смирнова- под ред. Е. И. Бородиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-208 с.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства. Практическое пособие: Пер. с англ. М. Междунар. отношения, 1993. — 352 с.
- Прогноз развития сферы малого предпринимательства в Российской Федерации на 1995−2000гг. и 2005 г.1995 5-С 5-С 1996 1997 1998 1999 2000 2005
- Доля малых предприятий в 10−12* 1 13 15 18 19 20−22 32−34
- ВВП (%) 2 14 16 19 1 1 24−25 34−36
- Оценка- ** Варианты прогноза 1 умеренно-пессимистический- 2 — умеренно-оптимистический.
- Источник: Блинов, А О Малое предпринимательство. Органи заиионные и правовые основы деятельности 2-е и и.-М «Ось-89». 1 998.-С28.w