Анализ хозяйственной деятельности УП «Сигма»
Актуальным в настоящее время является анализ и исследование динамики развития отечественных предприятий в новых рыночных условиях и перспективы их дальнейшего развития в условиях обострения конкуренции и учета национального менталитета, современных направлений в развитии потребления. Они касаются изменений в предметах потребления, а также в уровне и способе удовлетворения потребностей… Читать ещё >
Анализ хозяйственной деятельности УП «Сигма» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Резюме (пояснительная записка).
2. Характеристика предлагаемого продукта.
3. Оценка рынка сбыта.
4. Конкурентоспособность.
5. Стратегия маркетинга.
6. План производства.
7. Организационный план.
8. Юридический план.
9. Оценка риска и страхование.
10. Финансовый план.
11. Стратегия финансирования.
Заключение
.
Список использованных источников
.
Стратегическое управление развитием организации заключается в умении моделировать ситуацию, способности выявлять необходимость изменений, разработке самой стратегии, а также в способности воплощать стратегию в жизнь. Вместе с тем стратегическое управление представляет собой систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов. Кроме того, стратегия организации состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и из действий, которые являются реакцией на непредвиденное развитие событий.
Для среднеи долгосрочных проектов разработка бизнес-плана является центральным этапом процесса бизнес-планирования.
Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план — это начальный этап делового планирования. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в прединвестиционной фазе планирования.
Бизнес-план представляет собой подробный перспективный план развития конкретного бизнеса, составляемый для организации и координации работ по проекту, проведения переговоров с кредиторами и инвесторами, а также для привлечения участников проекта из числа потенциальных.
Актуальным в настоящее время является анализ и исследование динамики развития отечественных предприятий в новых рыночных условиях и перспективы их дальнейшего развития в условиях обострения конкуренции и учета национального менталитета, современных направлений в развитии потребления. Они касаются изменений в предметах потребления, а также в уровне и способе удовлетворения потребностей. Конкурентную стратегию невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия по перевозкам, специфики внешней маркетинговой среды. Приходит осознание того, что конкурентная стратегия — это не улучшение работы какого-либо подразделения предприятия, а выполнение принципиально новой функции по изучению требований потребителей, на которые ориентируется вся деятельность предприятия.
В любом случае необходимо составить описание стратегии развития системы (организации), в рамках которой планируется реализация бизнес-проекта, чтобы воплощение бизнес-плана в жизнь не привело к снижению эффективности работы организации, а наоборот, обеспечило действие закона синергии. Важно оценить и сами товары (услуги), в отношении которых составляется бизнес-план, и рынки, на которых они будут реализованы. Это позволит точнее составить план производства, организационный план, оценить риски, запланировать рациональное использование имеющихся ресурсов и обосновать эффективное вовлечение в хозяйственный оборот заемных средств.
Целью курсовой работы является разработка бизнес-плана для производства йогурта.
Методологической основой работы послужили официальные статистические данные государственных органов и средств массовой информации по состоянию и развитию транспортной отрасли в Беларуси, отдельные фрагменты на сайтах Интернет о развитии транспортной отрасли и процессов перевозок в Беларуси, труды отечественных и зарубежных авторов, положения экономической теории рыночной экономики, материалы научных семинаров и конференций, посвященным различным актуальным аспектам развития транспортной системы Беларуси.
1. Резюме (пояснительная записка).
В данном бизнес-плане будет рассматриваться возможность производства на территории Республики Беларусь йогурта с наполнителем УП «Сигма». Преимуществами данного проекта являются:
1. Низкие первоначальные затраты на производство (26 млн руб.).
2. Близкое расположение к предприятиям-поставщикам сырья.
3. Хорошие перспективы завоевания рынка.
УП «Сигма» занимается производством и сбытом на рынках республики Беларусь молочных обезжиренных йогуртов и сливочных йогуртов с наполнителем в баночках из пищевой пластмассы.
Плановая численность сотрудников УП «Сигма» составляет 33 человека в 2009 г., 32 человека в 2010 г., 37 человек в 2011 г. Увеличение численности персонала связано с увеличением численности основных производственных работников для увеличения выпуска продукции к 2011 г. (завоевание рынка Российской Федерации).
Общий фонд оплаты труда в год 41,8 млн руб. Кроме того предусматривается выплата премий в размере 10% в месяц за качественное выполнение обязанностей.
Рентабельность продукции составит 41,1% в 2009 г. и 78,5% в 2011 г. при объеме производства продукции с 41 тыс. шт. в 2009 г. до 48 тыс. шт. в 2011 г.
Для осуществления проекта руководство фирмы выделило денежных средств в размере 26 млн руб. из собственных средств. Простой срок окупаемости инвестиционного проекта по созданию производства молочной продукции — йогуртов- 3 года 1 месяц.
Рентабельность продукции = 41,1%, чистый дисконтированный доход 7,57 млн руб. при ставке дисконта 14%.
Планируемый объем производства продукции составит 41 тыс. шт. банок с йогуртом в 2009 г и 48 тыс. шт. банок с йогуртом в 2011 г при точке безубыточности производства 40 тыс. шт. банок с йогуртом.
Чистый дисконтированный доход по годам составит: 2009 = - 15,24, 2010 = -6,58, 2011 = 7,07 млн руб.
Коэффициент финансовой устойчивости = 26/43=0,6, что входит в стандартные значения коэффициента для устойчивого развития проекта.
Кредит в банке не брали, использовали собственные средства.
Таблица 1 Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия.
Показатель. | Ед. изм. | ||||
Объем производства. | Тыс. шт. | ||||
Цена за ед. продукции. | Руб. | ||||
Объем реализованной продукции. | Млн.руб. | 38,95. | 49,5. | 60,0. | |
Себестоимость продукции. | Млн.руб. | 27,6. | 34,8. | 33,6. | |
Прибыль от реализации. | Млн. руб. | 11,35. | 14,7. | 26,4. | |
Рентабельность продукции. | %. | 41,1. | 42,2. | 78,5. | |
2. Характеристика предлагаемого продукта УП «Сигма» занимается производством и сбытом на рынках республики Беларусь молочных обезжиренных йогуртов и сливочных йогуртов с наполнителем.
В рационе любого человека необходимо наличие молочных продуктов, которые, благодаря присутствию живых клеток бифидобактерий регулируют баланс кишечной микрофлоры, стимулируют защитные функции организма, способствуют профилактике гастритов, коликов, кишечной болезни желудка, дисбактериоза желудка.
Продукция будет расфасовываться в пластиковые баночки из пищевой пластмассы оригинально формы. Это необходимо для того, чтобы продукция УП «Сигма» была легко запоминаема и узнаваема потребителями. Вес готовой продукции 1 баночки составит 150 г. Наполнители будут разнообразными: клубничный, тропический, яблочный, вишневый, земляничный, черешневый и просто обезжиренный йогурт без всяких наполнителей для людей с ограничениями в питании.
Процент жирности йогурта 3%.
Планируемые объемы производства: начиная с 41 000 банок до 48 000 банок в год.
3. Оценка рынков сбыта УП «Сигма» будет заниматься производством и сбытом на рынках Республики молочных обезжиренных йогуртов и сливочных йогуртов с наполнителем в условиях жесточайшей конкуренции как со стороны государственных, так и частных организаций и предприятий. Однако следует учитывать, что рынки сбыта основных наименований продукции УП «Сигма» различны. Так на рынке РБ доминирующие позиции занимает рынок сливочных йогуртов с наполнителем, более 40%.
Объем рынков сбыта продукции УП «Сигма» в Республике Беларусь и Российской Федерации.
1. Объем рынков сбыта в РБ равен:
.
где N — количество человек в регионе;
ng — cреднее количество человек в семье.
(10 000 тыс. чел. / 4) 12 = 30 000 тыс. банок.
где 10 000—численность населения РБ;
4—среднее количество человек в семье;
12-количество месяцев в году.
1 человек употребляет в среднем в месяц 1 банку йогурта (данные ориентировочный, так как невозможно выяснить точно цифру, необходимо проведение тщательного маркетингового исследования рынка).
2. В свою очередь УП «Сигма» планирует занять нишу не более 1,5 — 2% от общего объема рынка йогуртов:
30 000 тыс. банок. 72% 1,5% = 324 тыс. банок.
Соответственно по сегментам рынка:
К1сливочн. = 30 000 тыс. банок. 62% 1,5% = 279 тыс. банок.
К2обезжир = 30 000 тыс. банок. 10% 1,5% = 45 тыс. банок.
Емкость рынка можно представить в виде диаграммы (рис.1).
Рисунок 1 Оценка рынков сбыта йогуртов УП «Сигма» в РБ, % [источник: Министерство торговли].
Такое соотношение вызвано слабым развитием производства обезжиренных йогуртов в Республике.
Вместе с тем на рынке Российской Федерации сложилось другое соотношение структуры рынка: наглядно увеличена доля сливочных йогуртов, такая ситуация стала результатом воздействия следующих факторов:
1. Более широким представительством на рынке Российской Федерации товаров западноевропейских фирм (Эрман, Биркофф, Milch и др.).
2. Большой долей инвестиций иностранного капитала в Российское производство и соответственно — изменение стратегии.
Общую структуру рынков сбыта в Российской Федерации можно представить в виде диаграммы (рис.2).
Рисунок 2 Оценка рынков сбыта йогуртовой продукции в Российской Федерации, %.
При этом данные соотношения постоянно изменяются, что вызвано изменением вкусов и предпочтений населения и изменением уровня доходов.
В тоже время на рынке Российской Федерации УП «Сигма» будет представлять свою продукцию в Брянске и Брянской области.
Общие сведения о фактическом объеме производства и реализации продукции УП «Сигма» представлены в таблице 2.
В данной таблице мы приведем данные об объемах и цене реализации продукции предприятия на рынках Республики Беларусь и Российской Федерации, при этом цена устанавливается на 24.03.2009 г.
Цены приведены в белорусских рублях, объем прибыли определяется исходя из нормы прибыли в 20%.
Таблица 2. Объем производства и реализации продукции УП «Сигма» по рынкам в 2009 г.
Рынок. | Объем производства, тыс. шт. | Цена за 1 150г. банку йогурта, руб. | Валовой доход, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. | |
Республика Беларусь. 1. Сливочные йогурты. 2. Молочные йогурты. | |||||
Российская Федерация. 1. Сливочные йогурты. 2. Молочные йогурты. | |||||
ИТОГО: | ; | ||||
Таким образом мы видим что в 2009 году основным рынком сбыта является Республика Беларусь, однако с 2010 года ситуация изменится в пользу увеличения доли Российской Федерации.
Это обусловлено тем, что рынок РБ постоянно насыщается российскими йогуртами, кроме того, предприятия перерабатывающие молоко в РБ переходят на выпуск концентрированных порошковых йогуртов для полной загрузки мощностей. В этой ситуации целесообразно расширять свое производство на рынке РФ где йогурты УП «Сигма» будут конкурентоспособны по цене и качеству. Следует отметить, что на рынке сбыта йогуртовой продукции могут повлиять следующие факторы:
1. Изменение технологии производства;
2. Ценовая политика западноевропейских фирм;
3. Уровень доходов населения.
4. Конкурентоспособность Как уже отмечалось рынок йогуртов, в частности, является высококонкурентным. При этом на рынке представлена продукция белорусских, российских и западноевропейских производителей. Можно выделить следующих основных конкурентов на данном рынке:
1. Эрман — 30%.
2. Вимм-Билль-Дан — 33%.
3. СП «Беллактус» — 10%.
4. ГП «Клецкий молочный завод» — 6%.
5. ОАО «Брестский молочный комбинат» — 9%.
6. УП «Сигма» — 2%.
Эти данные можно представить в виде диаграммы (рис. 3).
Рисунок 3 Основные конкуренты йогуртовой продукции в РБ, % [Источник: Министерство торговли].
Вместе с тем следует учитывать тот факт, что конкуренция на отдельных сегментах рынка значительно изменяется, так на сегменте сливочных йогуртов основными конкурентами являются:
1. Эрман — 44%.
2. Вин-Бин-Дан — 32%.
3. СП «Беллактус» — 13%.
4. ГП «Клецкий молочный завод» — 9%.
5. УП «Сигма" — 2%.
Основные конкуренты сливочных йогуртов в РБ представлены на рис. 4.
Рисунок 4 Конкуренция на сегменте сливочных йогуртов.
Что касается сегмента рынка обезжиренных йогуртов, то здесь можно выделить следующих конкурентов:
1. Эрман — 20%.
2. Вин-Бизн-Дан — 49,5%.
3. СП «Беллактус» — 18%.
4. ГП «Клецкий молочный завод» — 5,5%.
5. ОАО «Брестский молочный комбинат» — 5,5%.
6. УП «Сигма» — 1,5%.
Рисунок 5 Основные конкуренты на рынке обезжиренных йогуртов в Республике Беларусь.
Основные конкуренты обезжиренных йогуртов в Республике Беларусь представлены на рис. 5.
Большая доля СП «Беллактус» (г. Брест) не должна вводить в заблуждение, т.к. СП является дочерним предприятием концерна Вим-Биль-Дан.
Достоинством данного предприятия является:
1. Высокое качество выпускаемой продукции: на предприятии внедрена система качества ISO 9001;
2. Предприятие выпускает более 1 000 000 банок йогуртов в год;
3. Оно имеет устойчивую репутацию у потребителей;
4. Посредством получения субсидий от концерна «Вим-Биль-Дан» оно может поддерживать относительно небольшие цены на свою продукцию.
Таблица 3 SWOT — анализ.
Слабые стороны предприятия. | Сильные стороны предприятия. | |
Нет раскрученной торговой марки и налаженной системы сбыта; Отсутствие опытных рабочих кадров и специалистов; Ограниченные возможности финансирования проекта за счет собственных средств. | Наличие производственного комплекса с развитой инфраструктурой и промышленным корпусом; Использование современного высокопроизводительного оборудования; Собственное высокотехнологичное производство. | |
Благоприятные факторы рынка Поддержка со стороны республиканских и местных органов власти; Устойчивый платежеспособный спрос на качественную продукцию. Невысокий уровень затрат на сырье и рабочую силу. | Угрожающие факторы рынка Нестабильность макроэкономической ситуации и законодательной базы; Рост импорта и конкуренции со стороны российских производителей массовой стеклотары; Монопольное положение ряда поставщиков сырьевых ресурсов. | |
В целом сводную характеристику показателей продукции основных конкурентов можно представить в виде сводной таблицы (таблица 4).
Таблица 4 Сравнительная характеристика основных конкурентов на рынке йогуртов Республике Беларусь*.
Показатель. | Конкуренты. | ||||
УП «Сигма». | Эрман. | Вим-Биль-Дан. | ГП «Клецкий молочный завод». | ||
Качество. | |||||
Престиж марки. | |||||
Уникальность. | |||||
Упаковка. | |||||
Цена товара. | |||||
Маркетинговая политика. | |||||
Сбыт продукции. | |||||
Реклама. | |||||
ИТОГО: | |||||
*Данные получены на основе маркетинговых исследований консалтинговой компании «Минскинформсервис» (2007 год).
Таким образом, мы видим, что наилучшие показатели наблюдаются у Эрман, что и следовало ожидать. Низкие показатели московского производства вызваны неизвестностью данного товара на белорусском рынке: основные виды йогуртов данной марки начали появляться на рынке Минска и Минской области с 1998 г.
Вместе с тем данная таблица представляет достаточно условные данные т.к. использует обобщенный коэффициент — балл от 1 до 5. 5 — это лучший показатель. Каждому показателю ставится определенный балл за соответствие заявленным параметрам, потом эти баллы суммируются, и получается общий балл. Далее баллы сравниваются между конкурентами, и выясняется, что у кого больший балл, тот и более конкурентоспособен.
5. Стратегия маркетинга При рассмотрении стратегии маркетинга УП «Сигма» необходимо выделить следующие основные моменты:
Стратегия ценообразования УП «Сигма» базируется на затратном методе. Калькуляция статей затрат на производство единицы продукции (сливочного йогурта в пластиковой банке весом 150 гр.) приведена ниже:
Таблица 5 Затраты на производство единицы продукции.
Сырье и материалы. | руб. | ||
Упаковка. | руб. | ||
Оплата труда. | руб. | ||
Отчисления ФОТ: Фонд социальной защиты населения (35%). Фонд занятости (1%). | руб. | ||
Общехозяйственные расходы (15%). | руб. | ||
Внепроизводственные расходы (17%). | руб. | ||
Себестоимость. | руб. | ||
Единый платеж в бюджет (2%). | руб. | 13,86. | |
НДС. | руб. | 124,74. | |
Цена с НДС. | руб. | 831,6. | |
Отпускная цена с учетом прибыли (17%). | руб. | ||
Подобная калькуляция получается и при расчете себестоимости банки всех видов йогурта, т.к. себестоимость сырья одинакова.
Для продвижения товара на рынок необходимо проводить рекламную компанию. К числу наиболее перспективных видов рекламы на начальном этапе следует отнести:
1. Создание телевизионного рекламного ролика, который обеспечит узнаваемость товара;
2. Рассылка рекламных листовок обращений основным фирмам-реализаторам товара.
Общий бюджет рекламной компании в год определяется исходя из норм расхода на рекламу — 2,5% от прибыли, соответственно он составит:
Рр.бюд. = 11,35 млн. 2,5% = 0,28 млн руб.
Что касается распределения товара, то оно будет осуществляться на основе заключения долгосрочных договоров с торговыми и оптовыми предприятиями.
В целях продвижения товара на рынок планируется обеспечить следующие мероприятия по стимулированию сбыта:
1. Обеспечение скидок до 6% при покупке более 2000 шт.;
2. Доставка по Минску и Минской области за счет фирмы;
3. Предоставление возможности отсрочки платежа на срок от 5 до 15 банковских дней при условии приобретения более 3000 шт.
Все это позволит значительно стимулировать поступление товара на рынок. тыс. штук.
годы Рисунок 6 План объема продаж УП «Сигма» на 2009 — 2011 гг. (тыс. штук).
6. План производства УП «Сигма» будет размещать свое производство в производственном комплексе, которое взято в аренду на 5 лет с условием последующего выкупа оборудования Белкоопсоюза. Это позволит сэкономить на первом этапе оборотные средства для приобретения оборудования. К числу основных видов технологического оборудования необходимого для производства данной продукции следует отнести:
1. Центрифуга ЦКС — 2500 — 2 шт. (стоимость — 4 млн руб.).
2. Холодильная камера — 3 шт. (стоимость — 3 млн руб.).
3. Закупорочно — стерелизовочный арегат РПОНЕА -2008 — 3 шт. (стоимость — 4,5 млн руб.).
4. Гомогенизатор — РОПМИ — 5463 — 2 шт. (стоимость — 5 млн руб.).
5. Вакуум — выпаритель «Крафт» (стоимость — 2 млн руб.).
Способ начисления амортизации — линейный, срок полезного использования оборудования 10 лет, соответственно норма амортизации составляет 10%. Данный способ начисления амортизации выбран потому, что производство прибыльно, достаточно хорошо покупается на рынке, спрос достаточно велик.
Поставщиком оборудования выбраны отечественные производители: Борисовский завод агрегатов и ЗАО «Атлант», так как цены самые низкие, отсутствие высоких транспортных расходов.
Приобретение основного сырья (молоко непастеризованное, плодово-ягодные и цитрусовый наполнители в готовой виде) и материалов будет осуществляться на основе долгосрочных договоров со следующими предприятиями:
1. Молоко:
— Колхоз «Барацьба» (Минская обл.);
— Колхоз «Руденский» (Минская обл.);
— Колхоз им 12 Съезда КПСС (Минская обл.).
Норматив запаса 5 дней, интервал поставки на предприятие 2 дня.
2. Плодово-ягодные наполнители:
— Экзотические цитрусовые наполнители — Концерн «Нестле».
— Другие виды — Концерн «БелРосРесурсы».
Норматив запаса 5 дней, интервал поставки на предприятие 2 дня.
Технологическая схема производства термизированного йогурта с фруктово-ягодными наполнителями.
1. Нормализация молока по жиру (3)%.
2. Подогрев до (35 — 60) С.
3. Нормализация массовой доли сухих веществ. Добавление стабилизатора и сахара. Процентное содержание к общему объёму смеси рассчитывается в зависимости от применяемого стабилизатора и технологии.
4. Фильтрование смеси.
5. Гомогенизация. Производится на роторно-пульсационном аппарате или гомогенизаторе плунжерного типа.
6. Пастеризация с выдержкой.
7. Охлаждение до (38 — 42) С.
8. Внесение закваски.
9. Сквашивание (ферментация). Производится в заквасочной установке ОЗУ.
10. Добавка фруктово-ягодного наполнителя (10 — 12) %.
11. Охлаждение. Производится в заквасочной установке ОЗУ.
12. Термическая обработка (65 — 80) С. (Термизация). Производится в заквасочной установке ОЗУ.
13. Упаковка продукта в горячем виде.
14. Охлаждение.
15. Хранение при температуре 5 С.
Молоко поступает в танки по 10 т необходимой жирности. Проводится отбор проб в химическую и микробиологическую лабораторию. После проведения анализов молоко поступает в бункер — смеситель, где смешивается с сахаром, стабилизатором и другими компонентами, рассчитанными по рецептуре. Полученная смесь направляется на определение физико-химических и микробиологических показателей, основа поступает на трубчатый пастеризатор (установка UHT) Т=85−87?С ф=15 мин (Т=92±2 С ф=2−8 мин) и на гомогенизатор. Далее основа поступает в танки ферментации, вносится закваска и остаётся до достижения необходимой кислотности (рН 4,5−4,6) (используется специальная закваска прямого внесенияйогуртовая культура). Весь процесс ферментации длится 4−6 часов, по достижению необходимой кислотности, основа охлаждается на охладителе и поступает на термоблок, где смешивается в потоке с джемом и подвергается термизации (Т=85С). Йогурт поступает на фасовочный аппарат, где фасуется в полистирольные стаканчики весом 0,125 г. Срок хранения йогурта до 1 месяца.
Таблица 7 Смета затрат на производства, тыс. руб.
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | ||
Сырье и материалы. | ||||
Упаковка. | ||||
Оплата труда. | ||||
Отчисления ФОТ: Фонд социальной защиты населения (35%). Фонд занятости (1%). | ||||
Общехозяйственные расходы (15%). | ||||
Внепроизводственные расходы (17%). | ||||
Себестоимость. | ||||
Данные предприятия имеют хорошую репутацию на рынке и большой опыт работы с перерабатывающими предприятиями Республики и Российской Федерации.
При прогнозе учитывается среднегодовой рост цен 15%, поэтому данные являются поправочными.
Ассортимент продукции позволят выбрать именно тот вкус, который наиболее любим, а также разнообразие упаковки:
Таблица 8 План производства УП «Сигма» на 2009 — 2011 гг.
Показатель. | Ед. изм. | ||||
Объем производства. | Тыс. шт. | ||||
Цена за ед. продукции. | Руб. | ||||
Объем реализованной продукции. | Млн.руб. | 38,95. | 49,5. | 60,0. | |
Себестоимость продукции. | Млн.руб. | 27,6. | 34,8. | 33,6. | |
Прибыль от реализации. | Млн. руб. | 11,35. | 14,7. | 26,4. | |
Рентабельность продукции. | %. | 41,1. | 42,2. | 78,5. | |
7. Организационный план УП «Сигма» для своей деятельности набирает следующий штат работников:
Таблица 9 Плановая численность работников УП «Сигма».
Категории. | ||||
Основные производственные работники. | ||||
Вспомогательные рабочие. | ||||
Технологические работники. | ||||
Бухгалтерия. | ||||
Управленческий персонал. | ||||
Расчет обоснования потребности в рабочей силе:
Чопр 2009 = 41 000*67/3060*60*1,0= 2 754 000/183600=15 человек По остальным годам рассчитывается аналогично, за исключением коэффициента выполнения норма времени, который увеличивается на 10%.
Форма оплаты труда — сдельнопремиальная, премия выплачивается в размере 10% сдельного заработка.
Рассчитаем календарный фонд рабочего времени УП «Сигма» на 2009 г.
Таблица 10 Календарный фонд рабочего времени УП «Сигма» на 2009 г.
Показатель. | Ед. изм. | Величина. | |
Календарный фонд рабочего времени. | Ч. | ||
Выходные и праздничные дни. | Ч. | ||
Номинальный фонд. | Ч. | ||
Невыходы планируемые, всего: | Ч. | ||
Из них по болезни. | Ч. | ||
Очередной отпуск. | Ч. | ||
Другие. | Ч. | ||
Полезный фонд рабочего времени. | Ч. | ||
Основные требования, предъявляемые к работникам следующие:
1. Опыт работы по профилю (за исключением вспомогательных рабочих) не менее 3 лет.
2. Возраст от 35 лет.
3. Высшее либо среднеспециальное образование.
Предполагаемый объем оплаты труда следующий:
Основные производственные рабочие — 78 тыс. мес.
Вспомогательные рабочие — 55 тыс. мес.
Технологические — 90 тыс. мес.
Общий фонд оплаты труда в год 41,8 млн руб. Кроме того предусматривается выплата премий в размере 10% в месяц за качественное выполнение обязанностей.
Приведем организационную структуру управления предприятия:
Рисунок 7 Организационная структура управления предприятия В соответствии с планом реализации инвестиционного проекта предусматриваются следующие стадии работ:
1. Проведение маркетинговых работ и заключение договора на поставку оборудования — январь-март 2009.
2. Подготовка и проведение ремонтных работ в помещении, предназначенном для установки оборудования — январь-март 2009.
3. Приобретение и установка необходимого технологического оборудования — апрель — май 2009.
4. Подготовка и утверждение технической документации на производимый продукт — март-июнь 2009.
5. Подбор и обучение персонала — апрель — май 2009.
6. Запуск проекта — июнь-июль 2009.
8. Юридический план УП «Сигма» осуществляет свою деятельность на основе лицензии АА — 1 234 234 от 26.12.2008 г. по 26.12.2013 г. Зарегистрировано в реестре юридических лиц 05.03.08 г. за № 124 563.
УП «Сигма» является частным предприятием, 100% его уставного фонда основано на частной собственности его организаторов.
Юридический адрес предприятия: 220 095. г. Минск, ул. Яна Райниса, д. 5, офис 103.
Производственные площади находятся по адресу: Минская обл. Минский р-н. Г. Гатово, ул. М. Богдановича, строение 2.
9. Оценка риска и страхование Анализируя риски по данному бизнес-проекту, можно отметить, что главными факторами, порождающими основные риски реализации проекта и создающими реальную угрозу существованию организации, являются:
1. Политические риски Связаны с нестабильностью хозяйственного, налогового, банковского, земельного и других законодательств в РБ и т. п.
Меры по снижению риска:
выработка внутренней налоговой политики;
формирование деловой внешней среды (партнеры, финансово-промышленные группы);
активное участие учредителей во взаимодействии с властными структурами;
2. Юридические риски Связаны с несовершенством законодательства, нечетко оформленными документами, неясностью судебных мер в случае разногласий учредителей, затягивание сроков поставки оборудования поставщиками.
Меры по снижению риска:
четкая и однозначная формулировка соответствующих статей в документах;
привлечение для оформления документов специалистов, имеющих практический опыт в этой области;
выделение необходимых финансовых средств для оплаты высококлассных юристов.
3. Производственные риски Связаны в первую очередь с возможностью задержек ввода в эксплуатацию оборудования и несоответствие оказываемых услуг установленным техническим условиям.
Меры по снижению рисков:
четкое календарное планирование и управление реализацией проекта;
ускоренная разработка концепции производства продукции, включая критерии качества;
обоснование и выделение достаточных финансовых средств для приобретения оборудования и своевременная оплата оборудования и услуг по проведению монтажа оборудования и испытаний системы;
4. Маркетинговые риски Связаны с возможными задержками выхода на рынок, ошибочным выбором маркетинговой стратегии, ошибками в ценовой политике и т. п.
Задержки выхода на рынок могут быть вызваны как производственно-техническими причинами.
5. Финансовые риски Связаны в первую очередь с обеспечением доходов, зависящих в первую очередь от рекламы, а также с привлечением инвестиций.
Рабочий вариант финансового плана предполагает, что основные финансовые поступления обеспечиваются за счет реализации продукции, которая будет выпускаться с помощью приобретаемого оборудования.
Меры по снижению риска:
неотложное проведение исследований рынка и проведение компании с целью информации потенциальных потребителей о преимуществах продукции, которая будет производиться с помощью современного оборудования;
обоснование и выделение достаточных финансовых средств для приобретения оборудования;
Другим важнейшим фактором финансового риска является необходимость своевременного получения крупных инвестиций.
Наличие инвестиций является необходимым условием начала проекта: насколько они задержатся, настолько задержится начало проекта.
Таким образом, инвестиции — это самый жесткий и жизненно важный фактор.
Меры по снижению риска:
разнообразие предлагаемых схем финансирования проекта;
разработка инвестиционно-финансовой стратегии, целью которой является попадание в зону прибыльного функционирования;
проведение комплекса мер по поиску инвестиционных и кредитных ресурсов.
Оценка проводилась по 100 бальной системе тремя экспертами предприятия: (0 — Риск несущественен 25 — риск скорее всего не реализуется 50 — о наступлении события ничего сказать нельзя 75 — риск скорее всего появиться 100 — риск наверняка реализуется).
Таблица 11 Шкала оценки рисков.
Простые риски. | Эксперты. | Vi средняя вероятность (1+2+3)/3. | Балл Wi * Vi. | |||
Удаленность от инженерных сетей. | ||||||
Отношение местных властей. | ||||||
Наличие альтернативных источников сырья. | ||||||
Удаленность от транспортных узлов. | ||||||
Платежеспособность заказчика. | ||||||
Непредвиденные затраты в том числе из — за инфляции. | 13.4. | |||||
Несвоевременная поставка комплектующих. | 18.4. | |||||
Несвоевременная подготовка ИТР и рабочих. | 1.6. | |||||
Недобросовестность подрядчика. | ||||||
Неустойчивость спроса. | 1.6. | |||||
Появление альтернативного продукта. | 4.7. | |||||
Снижение цен конкурентами. | ||||||
Увеличение производства у конкурентов. | 13.1. | |||||
Рост налогов. | 8.2. | |||||
Неплатежеспособность потребителей. | 1.6. | |||||
Рост цен на сырье материалы перевозки. | 9.4. | |||||
Трудности с набором квалифицированной силы. | ||||||
Угроза забастовки. | 1.6. | |||||
Недостаточный уровень зарплаты. | 6.25. | |||||
Квалификация кадров. | ||||||
Изношенность оборудования. | 8.3. | |||||
Нестабильность качества сырья и материалов. | 2.6. | |||||
Отсутствие резерва мощности. | ||||||
Вероятность залповых выбросов. | 8.2. | |||||
Выбросы в атмосферу и сбросу в воду. | 11.6. | |||||
Близость населенного пункта. | ||||||
Вредность производства. | 18.2. | |||||
Складирование отходов. | ||||||
Для рисков балл которых Wi*Vi >10 необходимо разрабатывать мероприятия противодействия.
Таблица 12 Мероприятия противодействия.
Простой риск. | Мероприятия снижающие отрицательное воздействие риска. | |
Непредвиденные затраты в том числе из — за инфляции. | Занимать средства в твердой валюте. | |
Несвоевременная поставка сырья. | Минимизировать контакты с малоизвестными поставщиками. | |
Увеличение производства у конкурентов. | Увеличение рекламной кампании. | |
Отсутствие резерва мощности. | Заключить договор об аренде производственной линии. | |
Выбросы в атмосферу и сбросу в воду. | ; | |
Близость населенного пункта. | ; | |
Вредность производства. | ; | |
10. Финансовый план Финансовый план УП «Сигма» базируется на прогнозе объема продаж и денежных поступлений. План основных показателей деятельности предприятия приведен таблице 13.
Таблица 13 План основных показателей деятельности УП «Сигма» в 2009 — 2011гг.
Показатель. | Ед. изм. | ||||
Объем производства. | Тыс. шт. | ||||
Цена за ед. продукции. | Руб. | ||||
Объем реализованной продукции. | Млн.руб. | 38,95. | 49,5. | 60,0. | |
Себестоимость продукции. | Млн.руб. | 27,6. | 34,8. | 33,6. | |
Прибыль от реализации. | Млн. руб. | 11,35. | 14,7. | 26,4. | |
Рентабельность продукции. | %. | 41,1. | 42,2. | 78,5. | |
Для определения потребности в средствах и планировании денежных поступлений составим таблицу доходов и расходов (табл.14).
Таблица 14 Таблица доходов и расходов в 2009 г.
Показатель. | Сумма, млн. руб. | |
Доходы от реализации продукции. | 38,95. | |
Издержки производства. | 27,6. | |
Суммарная прибыль от продажи. | 11,35. | |
Общепроизводственные расходы. | 6,5. | |
Полученные данные позволяют построить график безубыточности (рис. 8).
Точка безубыточности позволяет определить, при каком объеме производства предприятие будет получать прибыль и вернет вложенные в него средства.
Рисунок 8 Точка безубыточности.
Таким образом, мы видим, что уже при выпуске 40 тыс. ед. достигается точка безубыточности, что позволяет предприятию эффективно работать.
11. Стратегия финансирования Для осуществления проекта руководство фирмы выделило денежных средств в размере 26 млн руб. из собственных средств. Простой срок окупаемости инвестиционного проекта по созданию производства молочной продукции — йогуртов- 3 года 1 месяц.
Рентабельность продукции = 41,1%, чистый дисконтированный доход 7,57 млн руб. при ставке дисконта 14%.
Планируемый объем производства продукции составит 41 тыс. шт. банок с йогуртом в 2009 г и 48 тыс. шт. банок с йогуртом в 2011 г при точке безубыточности производства 40 тыс. шт. банок с йогуртом.
Чистый дисконтированный доход по годам составит: 2009 = - 15,24, 2010 = -6,58, 2011 = 7,07 млн руб.
Коэффициент финансовой устойчивости = 26/43=0,6, что входит в стандартные значения коэффициента для устойчивого развития проекта.
Кредит в банке не брали, использовали собственные средства.
Результаты финансовой деятельности предприятия приведены в таблице 15.
Таблица 15 Результаты финансовой деятельности предприятия.
Наименование показателей. | Ед. изм. | По годам производства. | |||
1.Объем продукции. | тыс. шт. | ||||
2. Отпускная цена изделия. | руб. | ||||
3. Полная себестоимость единицы продукции. | руб. | 673,17. | 773,33. | 700,00. | |
4. Прибыль на единицу продукции. | руб. | 276,83. | 326,67. | 550,00. | |
5. Прибыль предприятия. | млн. руб. | 11,35. | 14,7. | 26,4. | |
6. Налог на прибыль. | млн. руб. | 2,72. | 3,53. | 6,34. | |
7. Чистая прибыль. | млн. руб. | 8,63. | 11,17. | 20,06. | |
8. Коэффициент дисконтирования. | 0,8772. | 0,7752. | 0,6803. | ||
9. Чистый доход с учетом коэффициента дисконтирования. | млн. руб. | 7,57. | 8,66. | 13,65. | |
10. Инвестиции. | млн. руб. | ||||
11. Инвестиции с учетом коэффициента дисконтирования. | млн. руб. | 22,81. | |||
12. Чистый дисконтированный доход по годам. | млн. руб. | — 15,24. | |||
13. ЧДД нарастающим итогом. | млн. руб. | — 15,24. | — 6,58. | 7,07. | |
Коэффициент дисконтирования (ставка дисконта 14%): 0,8772; 0,7752; 0,6803.
11: 10*8=26*0,8772=22,81, ДД=7,57−22,81=-15,24 млн руб.
Рисунок 9 График чистой дисконтированной стоимости.
По результатам экономических расчетов деятельности предприятия видно, что окупаемость проекта достигнет в середине 2011 года. Срок окупаемости проекта 3 года 1 месяц.
управление сбыт маркетинг финансирование.
Заключение
Бизнес-план представляет собой подробный перспективный план развития конкретного бизнеса, составляемый для организации и координации работ по проекту, проведения переговоров с кредиторами и инвесторами, а также для привлечения участников проекта из числа потенциальных.
Основными свойствами, которыми должен обладать бизнес-план, являются: достоверность; своевременность; достаточность — наличие минимального необходимого объема информации; доступность (понятность) восприятия участниками проекта; убедительность; конкретность; краткость.
УП «Сигма» занимается производством и сбытом на рынках республики Беларусь молочных обезжиренных йогуртов и сливочных йогуртов с наполнителем в баночках из пищевой пластмассы.
Для осуществления проекта руководство фирмы выделило денежных средств в размере 26 млн руб. из собственных средств. Простой срок окупаемости инвестиционного проекта по созданию производства молочной продукции — йогуртов- 3 года 1 месяц.
Рентабельность продукции = 41,1%, чистый дисконтированный доход 7,57 млн руб. при ставке дисконта 14%.
Планируемый объем производства продукции составит 41 тыс. шт. банок с йогуртом в 2009 г и 48 тыс. шт. банок с йогуртом в 2011 г при точке безубыточности производства 40 тыс. шт. банок с йогуртом.
Чистый дисконтированный доход по годам составит: 2009 = - 15,24, 2010 = -6,58, 2011 = 7,07 млн руб.
Коэффициент финансовой устойчивости = 26/43=0,6, что входит в стандартные значения коэффициента для устойчивого развития проекта.
В 2009 году основным рынком сбыта является Республика Беларусь, однако с 2010 года ситуация изменится в пользу увеличения доли Российской Федерации.
Список использованных источников
.
1. Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. Постановление министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158.//НЦПИ. — 2006.
2. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 22 июня 2001 г. № 37-З. Принят Палатой представителей 30 мая 2001 года Одобрен Советом Республики 8 июня 2001 года. Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 5 августа 2004 г. № 313-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 126, 2/1062) //НЦПИ. — 2006.
3. Закон Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь» // Сборник хозяйственного законодательства. — Мн.: ИООО «Право и экономика», 2008.
4. Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: Утв. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 07 декабря 2007 г. № 214 // Экономическая газета. 2007. — № 125.
5. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь № 46, Министерства экономики Республики Беларусь № 76, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 20 от 27 апреля 2000 года «Об утверждении Правил по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 12 мая 2000. № 8/3453.
6. Гончаров В. И. «Инвестиционное проектирование». Учебно-методический комплекс, — Мн. 2006.
7. Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. — СПб.: Издательство «Союз», 2007.
8. Бараненко С. П., Шеметов В. В.: Стратегическая устойчивость предприятия. — М.: Центрополиграф, 2004 г. — 493 с.
9. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 336с.
10. Котлер Ф. -Маркетинг менеджмент. — СПб: Питер, 2007. — 752 с.
11. Орлов Б. Л., Осипов В. В. Управленческий и финансовый анализ деятельности предприятия. Учебное пособие. — 2 — е издание — М.: Пищепромиздат, 2006 г. — 216 с.
12. Риполь-Сарагоси Ф.Б., Рагрин В. Н. Основы финансового анализа: Учебное пособие.-Ростов н/Д: Рост. гос. Строит. ун-т, 2006. — 112 с.
13. Роман М. И. Научные основы управления конкурентоспособностью. Учеб.-метод. пособие. Владимир, 2005.
14. Савицкая Г. В Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 400 с.
15. Скотт М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 432 с.
16. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 312 с.