Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическая модель системы теплоснабжения населения в условиях реформирования отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социалистическая" модель экономики и управления теплоснабжением, перенесенная в настоящее время, к тому же лишенная властной вертикали, не смогла обеспечить нормального функционирования отрасли. Кроме естественного технического перевооружения, необходимы коренные изменения в системе экономических отношений, в том числе в системе управления отраслью и в законодательной базе. Одной из важнейших… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ
    • 1. 1. Исследование системы управления в сфере теплоснабжения
    • 1. 2. Социально-экономические предпосылки проблем в системе теплоснабжения
    • 1. 3. Ретроспективный анализ реформирования системы теплоснабжения в России
  • Выводы по главе
  • Глава 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВНЕ НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
    • 2. 1. Основные направления изменения экономических отношений в системе теплоснабжения населения
    • 2. 2. Организационно-экономические проблемы индивидуального отопления
    • 2. 3. Исследование взаимосвязи между уровнем неравенства населения и экономической ситуацией в регионе
  • Выводы по 2-й главе
  • Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
    • 3. 1. Совершенствование ценовой и учетной политики в сфере теплоснабжения
    • 3. 2. Разработка методики определения отпускных цен на жилищно-коммунальные услуги на основе индикатора неравенства доходов населения
  • Выводы по 3-й главе

Экономическая модель системы теплоснабжения населения в условиях реформирования отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие жилищно-коммунального хозяйства, в состав которого входят системы теплоснабжения, эффективность его деятельности не только формирует соответствующее качество жизни населения, но и служит одной из важнейших предпосылок развития потенциалов регионов страны.

Коммунальные катастрофы зимы 2002/2003 годов, когда многие населенные пункты на достаточно длительный срок оставались без теплоснабжения, еще раз подтвердили то, что проблемы жилищно-коммунального хозяйства в целом и системы теплоснабжения, в частности, еще далеки от решения.

По существу теплоснабжение в России, находится сейчас в критическом состоянии. Оно представлено сегодня в виде разрозненных звеньев, не имеющих, в отличие от других отраслей топливно-энергетического комплекса, единой технической, структурно-инвестиционной, экономической и организационной политики. В поле зрения РАО «ЕЭС России» находится теплофикация и централизованное теплоснабжение от АО-энерго. Муниципальные котельные и системы теплоснабжения курируются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ранее Госстроем РФ), а сфера децентрализованного теплоснабжения, по существу, предоставлена сама себе. В то же время состояние, в котором находится теплоснабжение в большинстве районов России, может обернуться гуманитарной катастрофой при наступлении более холодной зимы. Социальные, экономические и политические последствия таких сбоев в обеспечении теплом могут нанести стране ощутимый ущерб.

За годы проведения жилищно-коммунальной реформы не удалось создать механизм устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса, основанный на рыночных принципах и обеспечивающий бесперебойное и качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг. Не сформированы институты рыночных отношений в ЖКХ. Обострение кризисных явлений выявило очевидную тенденцию решения острых проблем путем привлечения административного ресурса, к решению чисто экономических проблем волевыми и политическими методами.

Это свидетельствует о том, что, несмотря на большое число научных исследований, посвященных проблемам развития рыночных отношений в ЖКХ, нерешенных проблем осталось немало.

В настоящее время появились работы, направленные на устранение этого пробела в теории и практике российского менеджмента. Так, можно выделить труды российских ученых Б. А. Богданова, С. А. Ворониной, Е. Г. Гашо, А. С. Дмитриева, А. Дюрелюнд, О. А. Куцыгиной, Е. М. Макаровой,.

A.С.Некрасова, В. Г. Семенова, Е. В. Сенновой, О. А. Сотниковой,.

B.А.Стенникова, А. В. Федяева и ряда других, которые на основании анализа зарубежного и отечественного опыта и положения дел в российской экономике создают теоретическую и методологическую основу для формирования эффективных систем управления теплоснабжением в России.

Однако в существующей практике отсутствуют научные проработки проблем разработки и применения экономической модели теплоснабжения населения в процессе реформирования системы теплоснабжения, которые позволили бы обеспечить эффективный переход к рыночным отношениям. На это неоднократно в своих работах указывают Е. Г. Гашо, А. В. Коваль, М. И. Постельник. Ими отмечается, что существующие показатели оценки энергетической эффективности зданий базируются в основном либо на удельной отопительной характеристике, по которой проводится грубый расчет теплопотребления зданием, либо на отраслевых (региональных) показателях удельного расхода теплоты на единицу объёма или на одного человека. Практические оценки эффективности энергоиспользующих систем заканчиваются «на входе в здание». Энергетики, рассматривая теплофикационные системы, не проявляют должного интереса к совокупной эффективности распределения теплоты непосредственно внутри здания.

Этот аспект чрезвычайно важен для многих российских регионов, где сегодня затруднительно найти средства, как на процедуры реформирования, так и на эффективную работу предприятий ЖКХ в послереформенный период без роста социальной напряженности вследствие роста тарифов. Решение данного вопроса в плане обоснования подхода и разработки конкретной экономической модели и является основной задачей настоящего исследования.

Таким образом, очевидна актуальность выбранной темы диссертационного исследования, обоснованность и необходимость постановки соответствующих целей и задач работы.

Цель работы состоит в разработке экономической модели теплоснабжения населения в процессе реформирования экономических и правовых отношений системы теплоснабжения, на основе разработки и исследования теоретических и методических аспектов социально-экономических отношений в отрасли. В работе использовано понятие «система теплоснабжения», которая рассматривается как комплекс производства, передачи и распределения тепловой энергии, включая технические, экономические и правовые аспекты.

В диссертации поставлены и решены следующие теоретические и практические задачи, которые отражают общую логику исследования:

1. Проведен анализ проблем теплоснабжения на современном этапе.

2. Проанализирован опыт реформирования систем теплоснабжения.

3. Разработана экономическая модель, отражающая рыночные отношения в сфере теплоснабжения на уровне конечного пользователя — населения.

4. Разработана экономическая модель тарифообразования в процессе реформирования системы теплоснабжения.

5. Разработаны организационно-методические процедуры применения на практике разработанной экономической модели.

В качестве объекта исследования выбрана система теплоснабжения города.

Предметом исследования является экономические отношения в системе теплоснабжения на уровне конечных пользователей — населения.

Научная новизна диссертационной работы заключается теоретическом обосновании концептуальных положений, обеспечивающих формирование экономической модели системы теплоснабжения населения в условиях реформирования отрасли.

В результате исследований автором получены новые теоретические и методические основные результаты, состоящие в следующем: — по направлению «региональная экономика» 1. Сформулированы принципы распределения функций и ответственности в сфере теплоснабжения региона, базирующиеся на следующих положениях:

— развитие рыночных отношений в отрасли при сохранении государственного контроля рынков теплоснабжения;

— государственная поддержка инноваций в сфере теплоснабжения;

— освобождение администраций от несвойственных им хозяйственных функций;

— разделение функций теплоснабжения и эксплуатации зданий.

2. Теоретически обосновано создание института эксплуатационных организаций в регионе и выделение функций эксплуатации зданий — предоставление услуг по обеспечению качества теплоснабжения (отсутствие температурного дискомфорта жилья) — в процессе теплоснабжения населения в самостоятельный бизнес на конкурентной основе.

3. Рассмотрены зависимости экономической ситуации в регионе и уровня неравенства доходов населения на основе исследования изменений коэффициента Джини. Предложен механизм определения размера предельно допустимой доли собственных расходов населения по оплате ЖКХ на основе применения кривой Лоренца в рамках оказания адресной помощи низкодоходным слоям населения.

— по направлению «экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — промышленность».

1. Разработаны четыре типа экономических моделей договорных отношений в сфере теплоснабжения на уровне конечных потребителей — жителей. Выбор конкретной модели определяется в зависимости от выбранного способа управления многоквартирными домами, степени оснащенности зданий приборами, контролирующими расход тепловой энергии и горячей воды.

2. Уточнены методы расчета количества теплоты необходимой потребителям многоквартирных домов, не имеющим приборов учета.

3. Обосновано применение двухставочных тарифов на теплоснабжение жителей многоквартирных жилых домов:

• тепловая энергия: оплата за присоединенную мощность и тариф, отражающий затраты, зависящие от погоды или от желания потребителя иметь комфортные условия, отличающиеся от общепринятых;

• горячее водоснабжение: плата за максимальную потребляемую мощность и за фактическое потребление.

Методологической основой исследования являются методы системного анализа, экономико-математического моделирования, сравнений, обобщений и аналогий, анализ статистических данных и научных публикаций.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Анализ социально-экономических проблем теплоснабжения крупных городов России» исследуется существующие проблемы в системе управления отраслью, в законодательной базе, анализируются социальные предпосылки существующих проблем, проводится ретроспективный анализ реформирования отрасли в постсоветский период.

Во второй главе «Разработка методических основ экономических отношений на уровне населения в процессе реформирования теплоснабжения» исследуются возможные варианты перестройки системы экономиче8 ских отношений в теплоснабжении, предлагается вариант распределения полномочий и ответственности в системе отношений на различных уровнях иерархии управления в стране, на основе систематизации и обобщения материалов предлагается экономическая модель «население — обслуживающая организация — теплоснабжающая организация».

В третьей главе «Совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения» исследуются методы расчета количества теплоты необходимой потребителям многоквартирных домов, не имеющим приборов учета, основные принципы расчета и формирования тарифов на тепловую энергию, научно обосновано применение двухставочных тарифов на теплоснабжение, предложен механизм определения размера предельно допустимой доли собственных расходов населения по оплате ЖКХ на основе применения кривой Лоренца в рамках оказания адресной помощи низкодоходным слоям.

Результаты работы обсуждены и апробированы на научных семинарах кафедры «Менеджмента и маркетинга» Ивановского государственного энергетического университета, на межвузовской НПК «Современное состояние, проблемы и перспективы развития российского общества», Пятые Кондратьевские чтения (Иваново, 2004), на Международной НПК «Актуальные проблемы развития экономики» (Иваново, 2004), на 6-й Международной НПК «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (Санкт-Петербург, 2004).

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе реформирования систем теплоснабжения в различных регионах страныдля организации образовательного процесса в учебных заведениях при подготовке специалистов по управлению теплоснабжением.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 печатных трудов. Общий объем публикаций составил 11,22 п.л.

Основные результаты исследования поставленных в диссертационной работе задач могут быть кратко сформулированы следующим образом.

Социалистическая" модель экономики и управления теплоснабжением, перенесенная в настоящее время, к тому же лишенная властной вертикали, не смогла обеспечить нормального функционирования отрасли. Кроме естественного технического перевооружения, необходимы коренные изменения в системе экономических отношений, в том числе в системе управления отраслью и в законодательной базе. Одной из важнейших проблем при этом является переход на рыночные отношения в отрасли. Система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса должна быть заменена на систему взаимоотношений между продавцом тепловой энергии и покупателями, обеспечивающую экономическую заинтересованность обеих сторон в рациональном использовании ресурсов при соблюдении прав потребителя. При этом необходимы научно обоснованные механизмы перехода к таким отношениям. Поскольку предлагаемый рядом специалистов простой переход к полной оплате теплоснабжения приведет к тому, что потребитель будет вынужден оплачивать затраты, которые не отвечают никаким объяснениям с точки зрения рыночной экономики:

— завышенные цены на топливо, его потери из-за плохого хранения;

— перерасход топлива из-за низкого кпд использования топлива в действующих устаревших котельных установках,.

— потери тепла вследствие неудовлетворительного состояния и обслуживания тепловых сетей,.

— приписки теплоснабжающих организаций, которые при отсутствии теплосчетчиков завышают объемы поставляемого тепла,.

— перерасход тепла на отопление помещений, особенно в теплое время отопительного сезона из-за отсутствия возможности даже ручного регулирования,.

— относительно завышенную оплату административного и обслуживающего персонала предприятий теплоснабжения.

Важнейшим элементом преобразований должны стать энергосберегающие технологии. Необходим прозрачный механизм финансового поощрения предприятий из сэкономленных средств. В частности, создание систем приборного учета расхода тепла и воды является одним из важных путей энергоресурсосбережения, позволяет упорядочить расчеты за ресурсы на основе регистрации фактического их потребления. Однако следует создать экономические механизмы, способствующие заинтересованности всех сторон в применении такой системы.

Изменение законодательной базы должно затронуть и взаимоотношения между конечными потребителями (жителями) и теплоснабжающими организациями. С точки зрения общегосударственных интересов, необходимо создать «нормальных» рыночных покупателей, заинтересованных в уменьшении теплопотребления. Обратная связь по качеству теплоснабжения должна осуществляться через договора обслуживающих предприятий с каждым потребителем.

В процессе реформирования отрасли следует изменить и саму систему управления в отрасли. В работе предложена система распределения функций и ответственности в сфере теплоснабжения, базирующаяся на следующих основополагающих принципах:

— развитие рыночных отношений в отрасли.

— государственный контроль рынков теплоснабжения.

— государственная поддержка инноваций в сфере теплоснабжения.

— освобождение администраций от несвойственных им хозяйственных функций.

— разделение функций теплоснабжения и эксплуатации зданий.

В ходе диссертационного исследования научно обосновано создание института эксплуатационных организаций и выделение функций эксплуатации зданий — предоставление услуг по обеспечению теплового комфорта — в процессе теплоснабжения населения в самостоятельный бизнес на конкурентной основе. Это обеспечит выход на рынок новых обслуживающих организаций и даст возможность населению выбирать организацию в зависимости от предпочтений в уровне и количестве оказываемых услуг.

Учитывая различные условия как в технической оснащенности, так и в организации теплоснабжения, разработаны четыре типа экономических моделей на уровне конечных потребителей — жителей. Выбор конкретной модели определяется в зависимости от наличия или отсутствия, так называемых товариществ собственников жилья или товариществ ответственных квартиросъемщиков, степени оснащенности зданий приборами, контролирующими расход тепловой энергии и горячей воды.

Ключевым звеном в системе экономических отношений в отрасли является тарифная система, которая также, по нашему мнению, нуждается в совершенствовании. Поэтому в работе конкретизированы основные принципы расчета и формирования тарифов на тепловую энергию: учет принципиальных отличий формирования локальных рынковотражение в тарифе структуры затратучет места подключения потребителя к сети и плотность его графика нагрузокразделение затрат между электрической и тепловой энергией. А также научно обосновано применение двухставочных тарифов:

• на теплоснабжение: оплата за присоединенную мощность и тариф, отражающий затраты, зависящие от погоды или от желания потребителя иметь комфортные условия, отличающиеся от общепринятых;

• на горячее водоснабжение: плата за максимальную потребляемую мощность и за фактическое потребление.

В настоящее время наблюдается значительное расслоение населения по уровню доходов, дальнейшее развитие подобных тенденций может при.

135 вести к серьезным социальным противоречиям. Существующий механизм дотирования недостаточно учитывает сложившуюся ситуацию. На основе исследования изменений коэффициента Джини и темпов прироста промышленной продукции доказана зависимость между уровнем неравенства и экономической ситуацией в регионе. А также на основе применения кривой Лоренца для расчета размера предельно допустимой доли собственных расходов на оплату ЖКУ услуг разработан механизм формирования системы предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Как вариант развития экономических отношений в процессе перехода к рыночным отношениям в отрасли предложен механизм субсидирования малоимущих слоев население через системы персонифицирования социальных счетов граждан, которые будут объединять все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы).

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Майсерик И. Е. Экономические отношения в системе теплоснабжения населения // Материалы межвузовской НПК «Современное состояние, проблемы и перспективы развития российского общества», Пятые Кондратьевские чтения. — Иваново, 2004. — С. 144−150 — 0.2 п.л.

2. Горбунов А. Н., Карякин A.M., Майсерик И. Е. Ретроспективный анализ реформирования системы теплоснабжения в России // Труды 6-й Международной НПК «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии», 4.1 — Санкт-Петербург, 2004. — С. 146−148. — 0.15 п.л., в т. ч. соискателя 0.05 п.л.

3. Великороссов В. В., Горбунов А. Н. Карякин A.M., Майсерик И. Е., Рясин В. И. Управление региональной теплоэнергетикой: вчера, сегодня, зав-тра/ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина». — Иваново, 2004. 384 с. — 23,75 п.л., в т. ч. соискателя 4.75 п.л.

4. Карякин A.M. Майсерик И. Е. Привлечение средств граждан для повышения эффективности теплоснабжения // Проблемы экономики, финансов и управления производством, Сборник научных трудов вузов России, Пятнадцатый выпуск. — Иваново, 2004. — С.501−502 — 0.23 п.л. в т. ч. соискателя 0.12 п.л.

5. Великороссов В. В., Горбунов А. Н., Майсерик И. Е. Совершенствование ценовой и учетной политики в сфере теплоснабжения // Повышение эффективности работы энергосистем, Труды ИГЭУ, Выпуск VI. — Москва, Энергоатомиздат, 2003. — С.468−475 — 0.41 п.л. в т. ч. соискателя 0.14 п.л.

6. Горбунов А. Н., Карякин A.M., Майсерик И. Е. Совершенствование ценовой и учетной политики в сфере теплоснабжения // Повышение эффективности работы энергосистем, Труды ИГЭУ, Выпуск VI. — Москва, Энергоатомиздат, 2003. — С.486−493 — 0.47 п.л. в т. ч. соискателя 0.16 п.л.

7. Майсерик И. Е. Экономическая модель системы теплоснабжения населения в условиях реформирования отрасли — Иваново, ГУО ВПО «Ивановский государственный энергетический университет, 2005. — 5,8 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе рассмотрены вопросы реформирования системы теплоснабжения в России. Основные фактические материалы базируются на данных о деятельности российских и зарубежных предприятий теплоэнергетики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Я. Проблемы себестоимости и ценообразования в электроэнергетике-М.: Энергия, 1977.
  2. Л.И., Албегов М. М. О направлениях совершенствования хозяйственного механизма в энергетике // Электрические станции.-1988, № 2.- С. 18−20.
  3. Анализ рынка энергии региональной компании / Шевкоплясов П. М., Шишов А. Н., Тартин В. А. и др. СПб: Северо-Западный филиал АО «ГВЦ Энергетики», 1998.
  4. В.Н. Управление предприятием электрических сетей.-М.: Энергоатомиздат, 1988.
  5. П.К. Управление теплоснабжением // ЭСКО, № 7(19), июль 2003.- с.63−68.
  6. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения //Вопросы экономики.- 1994.- № 12.-С.38−39.
  7. Н.Г. Экономика социальной сферы. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.
  8. С.Л., Гашо Е. Г., Анохин С. М. ЖКХ России. М.: изд-во МЭИ, 2004.
  9. А.И. Хозяйственный расчет энергетических объединений (предприятий).- М.: Энергоатомиздат, 1990.
  10. И.А. Сколько платят за услуги ЖКХ в России и в мире, или есть ли предел росту тарифов? // Новости теплоснабжения, № 11, 2003. с.4−9.
  11. С., Смирнов Д. Построение системы менеджмента и контроля над рисками в энергокомпаниях //Энрегорынок. 2004. — № 3.
  12. М.М., Денисов В. И., Яркин Е. В. Методологические вопросы анализа результатов регулирования тарифов на энергию.-Электрические станции, 1997, № 9.
  13. А. П. Еремин JI.M. Малафеев В. А. Достижения и проблемы развития теплофикации и централизованного теплоснабжения в России // Энергетик, № 11, 1999.
  14. Ю.Ф., Великороссов В. В., Петров Р. В. Принципы ценообразования в электроэнергетике. Учебное пособие.- Иваново: ИГЭУ, 1999.
  15. Ю.Ф. Экономика энергетического предприятия.- Иваново: ИГЭУ, 1997.
  16. А.Б. Маргинальные тарифы на тепловую энергию // Энергия, 1998, № 5. С.2−8.
  17. А.Д., Дюженкова Н. В., Лягушев Г. Е. Управление экономической безопасностью региона: теория и методология. Ярославль: ЯВФЭИ, 2004.
  18. Д.С. Самоорганизация и динамическая устойчивость экономических систем. Кострома: КГУ, 2004.
  19. В.В. Совершенствование управления энергетическими предприятиями: методология и принципы. Иваново: ИвГУ, 1999.
  20. В.В. Совершенствование управления энергетическими предприятиями: методология и принципы.- Иваново: ИвГУ, 1999.
  21. В.В., Карякин A.M., Рясин В. И. Роль электроэнергетики в обеспечении экономической безопасности страны // Вестник ИГЭУ, № 2, 2005. С.58−65. — 0.6 п.л., в т. ч. соискателя 0.2 п.л.
  22. В.В., Карякин A.M., Селезнев Ю. Н. Проблемы экономической безопасности в свете социального неравенства // Вестник ИГЭУ, 2002, № 2.-С. 145−150
  23. Н.М., Падалко Л. П. О методических принципах построения трехставочных тарифов на электроэнергию // Электрические станции. 1983.- № 10 .-с.6−7.
  24. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2003.
  25. Влияние энергетического фактора на экономическую безопасность регионов Российской Федерации / Л. Л. Богатырёв, В. В. Бушуев, А. А. Куклин, А. Л. Мызин, А. И. Татаркин и др. Екатеринбург: Изд. Урал, ун-та, 1998.
  26. Временные методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке. Утверждены решением ФЭК РФ от 2 июля. -1996.
  27. Временные методические указания по формированию и применению двухставочных тарифов на федеральном (общероссийском) рынке электрической энергии и мощности (ФОРЭМ") // Постановление ФЭК РФ № 76 от 6 мая.- 1997.
  28. Е. Экономический рост в России: возможности и ограничения // Сб. статей к 10-летию Центра Карнеги. М.: Центр Кар-неги, 2004.-С.10−18.
  29. Е.Г. Особенности и противоречия функционирования систем теплоснабжения и пути их рационализации // Новости теплоснабжения, № 10, 2003.-С.8−12.
  30. Е.Г., Коваль А. В., Козырь А. В. и др. Реализация комплексной программы энергосбережения на территории ЦАО г. Москвы и направления дальнейших работ // Энергосбережение и энергоэффективность, № 2, 2003. С.49−63.
  31. Л.Д., Ратников Б. Е. Эффективная энергокомпания. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  32. В.В., Барыкин С. Е. Экономика электроэнергетического комплекса. СПб: СПбГПУ, 2003.
  33. И. Время действий приходит не только для энергетиков // Энрегорынок. 2004. — № 3.
  34. В.Ф. Взаимодействие муниципалитетов с энергоснаб-жающими организациями основа повышения эффективности работы систем жизнеобеспечения городов и улучшения качества жилищно-коммунальных услуг // Энергосбережение, № 6, 2003.
  35. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. -М.: ГУ ВШЭ.-2000.
  36. Г., Дигилина О, Старостин В., Чукин Н. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. М.: «Дашков и К», 2002.
  37. Г. В. Организационно-экономические аспекты реализации программы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Центрального административного округа. // Энергосбережение,№ 6, 2002.- С. 9−12.
  38. А.С. Повышение эффективности управления городским теплоснабжением// Авто-реф. дис. канд. техн. наук. Иркутск: Институт систем энергетики им. J1.A. Мелентьева СО РАН. 2000.
  39. Инвестиционная активность промышленных организаций/ Госкомстат России. М., 2003.
  40. A.M., Вылгина Ю. В., Волков М. А. Проблемы менеджмента качества в энергетике России. Выпуск 6. — М.: Энергоатомиздат, 2004. — С.494−498.
  41. A.M., Горбунов А. Н., Майсерик И. Е. Современное состояние систем теплоснабжения в России // В кн. «Повышение эффективности работы энергосистем: Тр.ИГЭУ. Вып.5. М.: Энергоатомиздат, 2003. — С.486−494
  42. A.M., Рясин В. И. Угрозы энергетической безопасности региона в условиях реструктуризации электроэнергетики // Вестник КГУ, № 3, 2005. С.78−86. — 0.4 п.л., в т. ч. соискателя 0.2 п.л.
  43. A.M., Рясин В. И., Селезнев Ю. Н. Организационные факторы, определяющие энергетическую безопасность // Межвуз. сб. научн. трудов «Анализ состояния и перспективы развития экономики России». Иваново, 2005. — С.29−32.
  44. Э.Г. Основные аспекты проявления социально-экономической безопасности в условиях рынка // Материалы Международной НПК «Предприятия России в транзитивной экономике». 4.2. Ярославль, 2002. — С.66−67.
  45. .А. Теплоснабжение, экология и пример Копенгагена // http://www.cogeneration.ru/art/heatsupply/kopenhavn.html
  46. В.А. Организация, состояние и режим теплоснабжения г. Иваново в 1998 г. В кн. Энергетический ежегодник: Вып. 2//Под ред. А. В. Мошкарина. Иваново: РЭК ИГЭУ, 1999.
  47. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г № 24)
  48. Концепция развития теплоснабжения в России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу. Департамент энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго РФ Москва, 2002.
  49. Концепция реформирования электроэнергетики. Доклад Рабочей группы Национального Инвестиционного Совета (февраль, 2001 г.).
  50. Концепция Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003 2008 гг. «5+5» //www.rao-ees.ru/ru/investor/5+5n.htm
  51. Э.М., Беляев А. А. Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 6. — С.9−25.
  52. Э.М. Экономическая оценка и прогнозирование показателей надежности энергетического оборудования. СПб: Анатолия, 2004.
  53. М.Ю. Энергетический комплекс в социально-экономическом прогнозе // Материалы Открытого семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса «. Пятнадцатоезаседание.- М.: Институт хозяйственного прогнозирования РАН, 2000.
  54. В.В., Образцов С. В. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в России. — М.: ИПКго-службы, 1998.
  55. О. А. Автономное теплоснабжение. Воронеж: ВГАСА, 2000.
  56. ., Филимон Т., Жгенти В. Российско-европейский диалог по вопросам энергетики и энергетическая стратегия России определяющая роль энергосбережения // Теплоэнергетика, № 7, 2004. -С.64- 73.
  57. П.И. Энергетический менеджмент. Владимир: ВФ УМИТЦ «Мосгосэнергонадзор», 2002.
  58. Н.Г. Государственное регулирование электроэнергетики в условиях реформирования. М.: ИУЭ ГУ У, ВИПКэнерго, ИПК-госслужбы, 2004.
  59. А.Л. Экономика труда. Теория и российская практика. 1-й и 2-й тома. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002
  60. A.M., Саенко В. В., Рыльский В. А., Шафраник Ю. К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации. — М.: Экономика, 2001.
  61. Л.Ф. Жилищная реформа как катализатор экономического роста в России // Новости теплоснабжения, № 11, 2003. с.4−9.
  62. Л.Б., Суслов Н. И. Экономика энергетики: основы теории. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.
  63. Л.Б., Суслов Н. И. Экономика энергетики: основы теории. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.
  64. Л.А. Системные исследования в энергетике. М.: Наука, 1983.
  65. Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Федеральной службой по тарифам приказом № 20-э/2 от 6.08.2004 г.
  66. В. Какая национальная энергетическая политика нужна России? Национальный доклад. 9 сентября 2003 г. — Москва
  67. А. Реструктуризация тарифов в электроэнергетике // Рынок ценных бумаг.- 1998.- № 1.- С. 23.
  68. В.В. Тарифы и режимы электропотребления.-М.: Энерго-атомиздат, 1986.
  69. С.В. Экономика энергетического производства. СПб.: Изд-во «Лань», 2003.
  70. Мюллер Х.-Х. Структура энергоснабжения в Германии // Энергетик, — 1993.-№ 5.- С. 20−23.
  71. А.С., Воронина С. А. Экономические вопросы теплоснабжения в России// Материалы Открытого семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса «. Восьмое заседание.- М.: Институт хозяйственного прогнозирования РАН, 2000.
  72. В.А., Рябов B.C. Государственное регулирование топливно-энергетического комплекса. Ч. Ш. Экономические проблемы государственного управления энергетикой. М.: ИПКгосслужбы, 2004.
  73. Л.Г. Безопасность промышленных предприятий. — С-Пб: Нестор, 2002.
  74. Основные положения «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» парламентские слушания в Государственной Думе от 17.10.2000 года, Москва.
  75. Отчет о НИР «Создание паспорта опытного образца муниципальной системы теплоснабжения (МСТ) на основе комплексного обследования и паспортизации». Сыктывкар: ООО «ТИКС», 2004.
  76. М.Б., Санько В. М. Реформирование региональной электроэнергетики. Старый Оскол: ТНТ, 2003
  77. Е.С. Оптимальные размеры объектов управления в электроэнергетике. М.: МИУ, 1990.
  78. Е., Шварева Н., Солнцев С. Естественные монополии: динамика тарифов и резервы эффективности. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2003.
  79. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода»
  80. Постановление «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» от 26 февраля 2004 г. № 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 9, ст. 791), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации.
  81. Постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 года № 588. «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России»,
  82. Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 года № 80 «О федеральной целевой программе «Энергосбережение России» на 1998−2005 годы».
  83. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 года № 109 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии на розничном (потребительском) рынке»
  84. Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2002 года № 226 «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии на розничном (потребительском) рынке».
  85. Пояснительная записка к концепции федерального закона «О теплоснабжении» Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям от 25 марта 2003 г.
  86. Приватизация энергетических объектов в Европе // Мировая электроэнергетика.- 1994.- № 4.- С. 21−24.
  87. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. М., 2003.
  88. Регионы России. Социально-экономические показатели. Уровень жизни населения/Госкомстат России. М., 2002.
  89. Российский статистический ежегодник. // Госкомстат РФ, 1999, 2000, 2001, 2002.
  90. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат.сб./Росстат. Р76 М., 2004.
  91. Россия в цифрах. 2003: Крат.стат.сб./Госкомстат России. М., 2003
  92. Россия в цифрах. 2004: Крат.стат.сб./Федеральная служба государственной статистики. М., 2004.
  93. В.И. К проблеме инвестиций в электроэнергетике // Вестник ИГЭУ, № 5, 2003. С. 117−119. — 0.22 п.л.
  94. В.И. Классификация угроз энергетической безопасности // Межвуз. сб. научн. трудов «Анализ состояния и перспективы развития экономики России». Иваново, 2005. — С.26−29. — 0.2 п.л.
  95. В.И. Энергетическая безопасность региона в условиях реформирования электроэнергетики. Иваново: ИвГУ, 2005.
  96. В.И. Энергетическая безопасность региона как системообразующий фактор экономической безопасности// Вестник ИГЭУ, № 2, 2005. -С.161−164.- 0.4 п.л.
  97. B.C., Вяткин М. А. Экономика предприятий энергетического комплекса-М.: Высшая школа, 2003.
  98. .Г., Кузьмин Ю. Н., Цапах А. С. Моделирование и исследование взаимодействия экономики и энергетики региона: Пре-принт/ИСЭМ СО РАН. Иркутск, 2000.
  99. Сводный отчет о работе отопительных котельных и тепловых сетей по Российской Федерации. 1997−2000 годы. // Госкомстат РФ.
  100. В.А. Скандинавский рынок электроэнергии: структура и особенности // Энергетик.- 1999.- № в.- С. 17−19.
  101. В.Г. Обзор состояния теплоснабжения в регионах России // Новости теплоснабжения, № 9, 2001.
  102. Е.В., Федяев А. В., Стенников В. А. Экономические вопросы теплоснабжения в России// Материалы Открытого семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса». Восьмое заседание. М.: Институт хозяйственного прогнозирования РАН, 2000.
  103. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Финстатинформ, 2002.
  104. Г. В., Славский A.M. О тарифах на электроэнергию.// «Электричество», 1946, № 6. С.39−42
  105. Г. Б., Чельцов М. Б. Энергетическая безопасность: Термины и определения / Под ред. Н.И.Воропая- ИСЭМСО РАН. Препр. № 4. -Иркутск. 1999.
  106. В. Схватка за Ивгортеплоэнерго // Иваново-Вознесенск. -2005.-26 апр.
  107. Е.Я. Теплофикация и тепловые сети. М.: Изд-во МЭИ, 1999.
  108. Ю.А., Волкова И. О., Окороков В. Р. Организация и управление хозяйственной деятельностью энергетических предприятий. — Иваново: ИГХТУ, 1999.
  109. И.С. Некоторые вопросы организации и регулирования электроэнергетики в США и странах Западной Европы // Теплоэнергетика.- 1992, — № 2.- С. 12−18.
  110. О. А. Децентрализованное теплоснабжение. Воронеж: ин-т МВД., 1999.
  111. Социально-экономическое положение России. Ежемесячный обзор. 2003// Госкомстат РФ
  112. Н.И. Анализ взаимодействия экономики и энергетики в период рыночных преобразований. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002.
  113. Н.И. Тенденции энергопотребления России и структурные сдвиги // Материалы открытого семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса». Сорок третье заседание от 16.09.2003 М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2003.
  114. А.В. Экономическая безопасность региона // Материалы 5-й Международной НПК «Национальная идея и национальная безопасность современной России». Орел, 2002.
  115. Е.Ю., Тарасов А. А. Модель управления тарифами в отрасли жилищно-коммунального хозяйства //Труды 6-й Международной НПК «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии, Т.З. -СПб, 2004.- С.154−160.
  116. А. И., Куклин А. А., Романова О. А., Чуканов В. Н., Яковлев В. И., Козицын А. А. Экономическая безопасность региона:единство теории, методологии исследования и практики. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997.
  117. П. Проблемы устойчивого роста и развития российской энергетики. Итоги 2004 года // Электро-Info. 2005. -№ 2. — С. 4−11.
  118. Управление региональной теплоэнергетикой: вчера, сегодня, завтра /Великороссов В.В., Горбунов А. Н., Карякин A.M., Майсерик И. Е., Рясин В. И. Иваново: ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И.Ленина», 2004.
  119. Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике»
  120. Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики»
  121. Федеральный закон РФ № 28-ФЗ «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996г
  122. Федеральный закон РФ № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в российской федерации» от 14 апреля 1995 г. (11.02.1999 N ЗЗ-ФЗ, 10.01.2003 N 6-ФЗ, 26.03.2003 N 38-Ф3).
  123. Федеральный закон РФ № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 6 мая 2003 г.
  124. В.Н. Экономика электроэнергетики. М.: ИУЭ ГУУ, ВИПКэнерго, ИПКгосслужбы, 2005.
  125. Л.Д. Об опыте антимонопольного регулирования деятельности электроэнергетических компаний в США и Англии // Электрические станции, — 1994.- № 6.- С. 24.
  126. М., Фергюсон Д. Энергетическая безопасность в Азии: США придется выбирать между плохим и очень плохим («The Wall Street Journal», США) // Опубликовано на сайте inosmi.ru: 22 марта 2004
  127. Ф.Ф., Раевская Г. А. Комплексонный водно-химический режим теплоэнергетических систем низких параметров. М.: Изд. РХД, 2003.
  128. А.А., Флаксерман Ю. Н. Экономика энергетики СССР. -М.: Энергия, 1980.
  129. В.И. Особенности теплоснабжения городов при дефиците топлива на электростанциях// Электрические станции, № 10, 1999.
  130. П.М. Теория и методы повышения конкурентоспособности электроэнергетических компаний России в условиях рыночной экономики: Дис. на соиск. учен. степ, д-ра экон. наук, — Санкт-Петербург, 1997.
  131. А.С. Механизм формирования цен на рынке электроэнергии по схеме «Энергопул». дис. на соиск. уч.ст.канд.экон. наук. -Иваново, 2003.
  132. В.Н. Основы национальной экономики. Иваново: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2004.
  133. В.И. Надежность технических систем: экономическая оценка. -М.: Экономика, 1989.
  134. Экономика электроэнергетики: рыночная политика /Отв. Ред. Э. Хоуп, Л. Б. Меламед, М. В. Лычагин. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001
  135. Электрошок: либерализация энергетического рынка Германии привела к резкому снижению цен на электроэнергию // Эксперт.- 1999.-№ 46.- С. 24−26.
  136. Энергетическая безопасность России / Бушуев В. В., Воропай Н. И., Мастепанов A.M., Шафраник Ю. К. и др. Новосибирск: Наука, 1998.
  137. Энергетическая безопасность России и СНГ. Материалы международного консультативного совещания. / Под общей редакцией Шафраника Ю. К. М., 1996.
  138. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р.
  139. .В. Теплофикация сегодня. Опыт Республики Беларусь // Новости теплоснабжения, № 2 (42), 2004.
  140. М.В. Индикаторы экономического положения и принципы экономической безопасности северных регионов : Автореф. дис. канд. экон. наук. Апатиты, 1998.
  141. Ф. Б., Михайлова С. А. Энергетическая стратегия и развитие теплоснабжения России// www.abok.ru
  142. Kuznets S. Economic growth and income inequality. American Economic Review, 45(1): 1−28,1955
  143. Milanovic B. Explaining The Growth in Inequality During The Transition. World Bank: Policy Research Department, February 14, 1998
Заполнить форму текущей работой