Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие региональной системы рыночного хозяйства: диагностика, мониторинг, прогнозирование: На примере Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но, несмотря на наметившиеся тенденции активизации разработок в сфере прогнозирования, существует ряд проблем и нерешенных вопросов. В их числе и вопрос о принципиальной возможности прогноза, о пределах предсказуемости. Ведь согласно взглядам современных ученых, например, Малинецкого Г. Г., доктора физико-математических наук, Бестужева-Лада И. В., доктора исторических наук и других, существуют… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА КАК
  • ОБЪЕКТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    • 1. 2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ И МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИНДИКАЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА
  • ГЛАВА 2. ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРЕНДА СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 2. 1. МЕТОДИКА СРАВНЕНИЯ ПРОГНОЗНЫХ И ФАКТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 2. 2. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
  • ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
    • 3. 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ ПРОГНОЗНЫХ СЦЕНАРИЕВ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    • 3. 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНСТРУМЕНТАРНЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ПРОГНОЗНЫХ ОЦЕНОК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 3. 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ДИНАМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Развитие региональной системы рыночного хозяйства: диагностика, мониторинг, прогнозирование: На примере Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Эффективное управление народным хозяйством страны и ее регионов невозможно без прогнозирования результатов экономического развития. Без разработки экономических, социальных, экологических, политических и других прогнозов невозможно определить последствия принимаемых решений. Невозможно правильно оценивать полезность, целесообразность, эффективность как текущих, так и долгосрочных плановых мероприятий, если не имеется никаких предположений об их результатах. Особенно важно иметь прогнозы в условиях динамично изменяющейся экономики страны, такой, как Россия в настоящее время. Прогнозы в быстро изменяющихся условиях сложны, для их разработки необходимо использовать широкий спектр методов, применять новые подходы и методологию. Методы прогнозирования должны отражать динамику процессов развития, учитывать большое многообразие причин и взаимосвязанных внутренних и внешних факторов, влияющих на протекание социально-экономических процессов в обществе. Прогнозирование не может быть эффективным, если не учитывать текущие изменения в экономической ситуации региона. С этой целью необходимо создание систем мониторинга, которые позволяют с периодичностью, задаваемой для разных показателей по разному, отслеживать изменения ситуаций в регионе. Поэтому исследования в области диагностики, мониторинга, прогнозирования и планирования актуальны и важны для оценки результатов и принятия управленческих решений на уровне региона.

Развитие рыночных отношений в России потребовало применения принципиально новых методов управления народнохозяйственным комплексом. Но разрушение прежних форм хозяйствования не означает исчезновение накопленного мировой практикой опыта прогнозирования развития социально-экономических систем. В настоящее время перед российской научной мыслью и перед органами управления различного уровня и сфер деятельности встали задачи отбора методов прогнозирования, разработки новых концепций и методов составления прогнозов и планов. С началом реформирования экономики время Министерство экономики перешло на составление годовых прогнозов развития национальной экономики, имеющих региональный разрез (по субъектам федерации), а также среднесрочных целевых федеральных программ по отдельным направлениям. Это связано, помимо вышеназванных причин, также и с тем, что в странах, таких как Россия, уделяющих значительное внимание региональным проблемам и разработки специальной региональной политики, используют различные методы экономического регулирования, среди которых прогнозирование и планирование стоит на одном из первых мест. Планы регионального развития в странах с многоукладной экономикой, как в России, не могут быть директивными, они являются в основном индикативными — рекомендательными. И для того, чтобы эти планы были реальными и эффективными как для регионов, так и для страны в целом, для их разработки необходим прогноз, с соблюдением принципов системного подхода.

С этих позиций необходимо рассматривать задачи прогнозирования развития и отдельных регионов страны. Необходим точный диагноз состояния региона на основе хорошо организованного мониторинга текущих значений основных прогнозных показателей, необходимы действенные методики и достоверные методические рекомендации. Сейчас, к сожалению, Россия, являвшаяся некогда лидером в планировании и прогнозировании региональной и национальной экономики отстает в этой сфере от большинства развитых стран, принявших на вооружение многие методы, применявшиеся ранее в России. Но в последнее время, по словам академика РАН доктора экономических наук, профессора А. Г. Гранберга, «. наблюдаются симптомы возрождения народно-хозяйственного и регионального прогнозирования» [49,с.80]. Руководство страны приняло решение о разработке стратегии экономического и социального развития. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации подготовило новые методические положения по системе прогнозирования, включающие и региональный разрез. Научные организации активизировали исследования по инструментарному обеспечению долгосрочных прогнозов и оценок перспектив территориального и регионального развития. В стадии рассмотрения находится законопроект о новой системе прогнозирования и планирования в России.

Но, несмотря на наметившиеся тенденции активизации разработок в сфере прогнозирования, существует ряд проблем и нерешенных вопросов. В их числе и вопрос о принципиальной возможности прогноза, о пределах предсказуемости. Ведь согласно взглядам современных ученых, например, Малинецкого Г. Г., доктора физико-математических наук, Бестужева-Лада И. В., доктора исторических наук и других, существуют системы и ситуации принципиально непредсказуемые. По мнению Бестужева — Лада И. В. политические и социально-экономические системы относятся именно к таким, для которых прогноз невозможен, а возможно лишь некоторое предвидение. Это в большой степени относится к прогнозам регионального масштаба. Ученый приходит к выводу, что «. чем менее масштабен и сложен объект прогнозирования, тем меньше зон «предсказуемости», несмотря на кажущуюся сравнительную простоту прогнозных разработок «[85,с.213]. Изучение этих проблем, затрагивающих фундаментальные взгляды на прогнозирование, принципиально важны для практики управления. Таким образом, область исследования — прогнозирование социально-экономических явлений и процессовпредставляет собою и научный, и практический интересвопросы прогнозирования особенно актуальны в условиях динамично меняющейся экономики России и ее регионов.

В диссертации объектом исследования является региональная форма организации хозяйства как территориально-локализованного субъекта Российской Федерации.

Предметом исследования являются экономические связи, формирующиеся в регионе в условиях рынка, идентификация быстро изменяющихся текущих состояний объекта и прогнозирование будущих позиций региональной системы хозяйства в целях разработки эффективных управленческих решений, принимаемых на уровне административных органов регионального управления.

Целью исследования является изучение современной социально-экономической системы рыночного хозяйства регионов, выявления ее эволюционных изменений и диагностика состояния с использованием современных методов моделирования индикаторов региональной динамики.

Основные задачи исследования агрегированы в следующие блоки:

— анализ динамики социально-экономических показателей Российской Федерации и Республики Адыгея;

— сравнительный анализ различных прогнозов состояния Российской Федерации и Республики Адыгея;

— разработка схемы системного анализа основных показателей развития региона;

— обоснование подходов к использованию когнитивного анализа для диагностики состояния и динамики экономики региона;

— разработка имитационной модели для решения задач прогноза регионального развития и выработки концепции системы управления на региональном уровне.

Для достижения поставленных в диссертации целей и задач были использованы группы методов системного анализа: МАИС (методы направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов) и МФПС (методы формализованного представления систем). К методам первой группе относится приемы составления когнитивных карт. Анализ их и когнитивное моделирование осуществлялось методами группы МФПС, главным образом, это теория графов и статистическое моделирование. В качестве исходных данных для моделирования были использованы статистические, аналитические, методические, программные и прогнозные материалы Министерства экономики развития Российской Федерации, Госкомстата России, аналитические и прогнозные материалы Министерство экономического развития Республики Адыгея и материалы Госкомстата Республики Адыгея, частично исходные эмпирические данные были получены путем экспертных опросов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1 .Функционирование региональной системы в условиях становления рынка в значительной степени зависит от цели и задач государственной политики, проводимой в регионе, ее методологической основы, методов реализации, научной обоснованности стратегических направлений. Трансформационные преобразования в экономике России и сопряженные с ними административные меры в области региональной политики оказались осложненными рядом негативных явлений, которые были вызваны значительной дифференциацией субъектов Федерации по основным социально-экономическим показателям, наложившейся на общий фон нестабильности ситуации в России.

2. Тенденции эволюции региональных систем в условиях переходной экономики не имеют аналогов в мировой практике и носят преимущественно негативный характер. В этих условия международный опыт в области прогностики и регионалистики может выступить концептуальной базой для разработки механизма действенной государственной региональной политики с учетом многочисленных региональных особенностей и анализа факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации в региональных социально-экономических системах.

3. Ретроспективный анализ социально-экономических показателей региона на примере Республики Адыгея обеспечил отражение динамики экономического развития республики и выявление частичного несовпадения прогнозных и фактических значений отчетных показателей, позволил оценить степень отклонений реальной ситуации от программно-прогнозных разработок, что стало побудительным мотивом для выявления причин указанных несовпадений и совершенствования методики прогнозирования.

4. Мониторинг социально-экономической стабильности в региональных системах и контроль за ее уровнем целесообразно проводить с двух позиций: во-первых, через оценочные сравнения экономической и социальной ситуации с агрегированными макрои мезоэкономическими показателями национального и субфедерального уровня данного метарегионаво-вторых, через индикаторы уровня развития определенной социально-экономической региональной системы. Результаты диагностики состояния экономики Адыгеи, проведенной по когнитивной модели, использующей данные экспертной информации и материалов, органов статистики, мониторинговых оценок за последние годы позволяют вынести суждение о положительной динамике развития социально-экономической системы республики и дают возможность построения различных сценариев экономического развития региона.

5. Модель взаимозависимости между базовыми показателями (параметрическими индикаторами) социально-экономического состояния Республики Адыгея в виде ориентированного взвешенного позволила выделить цепочки причинно-следственных связей между результативными показателями и влияющими на них факторами, прогнозировать состояние объекта на краткосрочный и среднесрочный периоды, выявлять устойчивые и неустойчивые циклы во взаимодействиях результатов и факторов.

6. Предложенный алгоритм исследования по основным блокам показателей, представленных в виде иерархической структуры, позволил на основе системно-структурного анализа разработать краткосрочный и среднесрочный прогнозы динамики основных социально-экономических индикаторов развития Республики Адыгея методом когнитивного моделирования (при условии выполнения введенных ограничений), и получить результаты значительно большей степени достоверности, соотнесенные с официальными прогнозами состояния Республики Адыгея и Российской Федерации на период до 2003 года.

7. Разработка стратегии устойчивого развития региона невозможна без учета разнообразных факторов, характеризующих его состояние, и моделирования сценариев его развития, включающих систему организационно-экономических, административных и правовых мер по введению в действие эффективных инструментов, схем управления региональной социально-экономической системой, которые могут быть рекомендованы для реализации в Республике Адыгея.

Основные новые научные результаты: заключаются в концептуальном обосновании методических подходов к совершенствованию диагностики и прогнозирования состояния региональной системы рыночного хозяйства, формирования механизма реализации региональной политики и путей рационализации регулирования экономических процессов в регионе.

В содержательном плане к элементам научной новизны можно отнести следующее:

— разработаны методические подходы к исследованию социально-экономического состояния региона, которые «наложены» на конкретные условия Республики Адыгея, предусматривающие определение предмета исследования (проблемы оценки текущих состояний объекта и прогнозирования будущих), цели исследования (создание методики прогнозирования для дальнейшего обоснования необходимых управляющих воздействий на систему экономики Республики Адыгея), выбор средств и методов исследования (статистический анализ и экспертные оценки, анализ документов, когнитивное моделирование);

— проведен сравнительный анализ различных методик и инструментов диагностики и прогнозирования, применяемых в региональных исследованиях, выявлены преимущества современного метода когнитивного моделирования, находящего применение в разработках сценария устойчивого развития слабоструктурированных систем, к классу которых относится и региональная система Республики Адыгея;

— предложена методика когнитивного моделирования социально-экономического состояния Республики Адыгея, построена укрупненная когнитивная карта взаимосвязи основных показателей блоков: социально-экономического, промышленно-технологического, медико-биологического, эколого-географического, детализированы когнитивные карты двух первых блоков;

— в целях получения сопоставимых данных о точности официальных краткосрочных и среднесрочных прогнозов и выявления факторов, вызывающих отклонение прогнозируемых и фактических значений показателей по Адыгее проведен статистический анализ динамики развития республики в 1996 -2000г.г., который позволил выявить основные расхождения в прогнозах за этот период, вызванные внешними по отношению к экономике республике факторами;

— проведена оценка официальных краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического развития Адыгеи в 1999;2005гг. и прогнозов, полученных при когнитивном моделированииих сравнение показало, что результаты когнитивного прогнозирования в условиях нестабильной экономики ближе к фактическим мониторинговым данным, поскольку в модели учитывается возможное влияние неизвестных (или официально не принятых во внимание) на данный момент факторов;

— метод прогнозирования, численно проиллюстрированный на фрагменте когнитивной карты, отражающей часть регионального социально-экономического механизма, показал эффективность его использования, в связи с чем, целесообразно дальнейшее проведение полного качественного и количественного анализа системы рыночного хозяйства на основе разработанной по ряду блоков когнитивной модели, общая схема и методы исследования которой предложены в диссертации.

Теоретическая и практическая значимость работы.

В настоящее время прогнозы, разрабатываемые во многих государственных и негосударственных учреждениях, используют, главным образом, опыт специалистов, мнение независимых экспертов, официальную статистику. И хотя существует и развивается современная теория прогнозирования, имеются глубокие разработки по прогнозам, выполняемые институтами РАН, все это по разным причинам (в том числе из-за неточности прогнозирования) не используется в широкой практике. Поэтому представленная в диссертации методика прогнозирования имеет практическую ценность, что подтверждается соответствующими результатами и актами о внедрении. Результаты прогноза развития Республики Адыгея, представленные в работе, также имеют самостоятельную ценность, так как на их основании предложены рекомендации по управленческим решениям для органов власти Республики Адыгея, которые могут быть учтены ими при выработке стратегических ориентиров социально-экономической политики устойчивого развития.

Предложенная методология исследования трендов социально-экономического развития региона, методы когнитивного прогнозирования, статистический анализ состояния Республики Адыгея нашли также применение в преподавании учебных дисциплин «Основы социально-экономического и политического прогнозирования», «Прогнозирование и планирование в рыночных условиях» в Адыгейском государственном университете, Майкопском государственном технологическом институте и могут быть рекомендованы к использованию в других вузах. Практическая значимость работы подтверждается актами о внедрении результатов работы: акт Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея о принятии к внедрению в работу органов государственного управления научных разработоксправка о внедрении диссертационной работы Министерства по делам промышленности и инфраструктуры Республики Адыгея.

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА.

Выводы.

1. Отношение региональной социально-экономической системы к слабоструктурированной в связи с присутствием в ней основных признаков, присущих последним (наличие в системе как количественных, так и качественных элементов, недостаточность и неточность исходной информации, наличие скрытых, неучтенных факторов, влияющих на поведение системы, управление в условиях рынка, возможность предсказания результатов управления лишь с некоторой вероятностью и т. п.), позволило применить к исследованию и прогнозированию социально-экономической системы Адыгеи современные методы когнитивного моделирования в целях разработки более совершенных прогнозов основных социально-экономических показателей.

2. Модели типа когнитивных карт облегчали интерпретацию результатов взаимодействия компонентов сложной региональной социально-экономической системы и позволили объединить в общую систему различные социальные, экономические экологические и другие показатели, что невозможно сделать другими методами.

3. В целях разработки когнитивных моделей, адекватных конкретной региональной системе, и соответствующих модельных процессов, не нарушающих ни одну из продукций базисных знаний, необходимо использовать и теоретическую информацию, и информацию, полученную экспериментальным и экспертным путем. Поэтому построение когнитивных моделей для Республики Адыгеи опиралось на одну из известных теоретических схем регионального социально-экономического механизма, данные государственной статистической отчетности, экспертные опросы. Разработанная когнитивная модель позволяет строить более точные прогнозы значений основных социально-экономических показателей Республики Адыгея при наличии соответствующей исходной информации о начальных значениях параметров модели, получаемых с помощью мониторинга.

4. Известные к настоящему времени по литературным источникам методы количественного анализа результатов распространения возмущений по когнитивной карте (анализа, необходимого для прогнозирования), содержит лишь рекомендательные сведения о возможности применения коэффициентов уравнения регрессии для расчета значений параметров модели в прогнозируемые периоды. Это обусловило необходимость разработки соответствующих математических моделей для различных последовательностей уравнений регрессии, порождаемых взаимозависимостью социально-экономических факторов, отраженных в когнитивной карте.

5. Построенные (с помощью стандартных программ (^айвИса") уравнения регрессии, отражающие тенденции изменения основных социально-экономических показателей Республики Адыгея по данным десятилетних статистических наблюдений и использованные для прогнозирования традиционным способом еще раз проявили несовпадение прогнозных и фактических данных по основным показателям. Последующее применение уравнений регрессии, объединенных в последовательности соответствующей когнитивной карты, позволили повысить точность прогнозов в пределах 15−20% по разным показателям по сравнению с официальными отчетными данными за 2000 год и данные мониторинга 2001 года.

6. Метод прогнозирования, численно проиллюстрированный даже только на фрагменте когнитивной карты, отражающей часть регионального социально-экономического механизма (экономическую), показал свою эффективность. Поэтому необходимо, продолжая исследование, провести полный качественный и количественный анализ региональной системы на детально разработанной по всем блокам когнитивной модели, общая схема и методы исследования которой, предложены в диссертации.

7. Результаты исследований, приведенных в разделе 3.3, дают возможность сделать следующие конкретные выводы:

— повышение точности прогноза по основным показателям объясняется тем, что в их изменениях учтено влияние взаимосвязанных факторов;

— точность годовых прогнозов может быть повышена за счет своевременной корректировки их по данным мониторинга и принятия соответствующих управленческих решений, позволяющих влиять на факторы (концепты) из последовательности уравнений регрессии когнитивной карты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Россия, уделяющая значительное внимание региональным проблемам и разработке специальной региональной политики, использует различные методы экономического регулирования, среди которых прогнозирование и планирование социально-экономических региональных систем стоит на одном из первых мест. Чтобы эти планы были реальными и эффективными как для регионов, так и для страны в целом, для их разработки необходим прогноз, выполненный с соблюдением принципов системного подхода. Изучение проблем, затрагивающих фундаментальные взгляды на прогнозирование, принципиально важны для практики управления. Таким образом, область исследования — диагностика, прогнозирование, мониторинг социально-экономических явлений и процессовпредставляет собою научный и практический интерес. Вопросы прогнозирования особенно актуальны в условиях динамично меняющейся экономики России и ее регионов.

Существующие теоретические методы прогнозирования, а также практика государственного прогнозирования и планирования в настоящее время показывают заметную неточность в предсказаниях значений основных социально-экономических показателей развития страны. Это может быть объяснено многими причинами, одна их которых — несовершенство методов прогнозирования в условиях неполной и нечеткой информации, наличие многих скрытых внутренних и внешних факторов, противодействующих выполнению прогнозов. В этих условиях очень важно иметь достаточно точный математический инструмент прогнозирования, позволяющий учитывать быстро меняющиеся условия политического и социально-экономического развития России. Таким инструментом, как показано в диссертации, может быть метод когнитивного моделирования, структурирующий знания экспертов в области прогнозирования, имеющуюся статистическую информацию, а также реализующий на практике системный подход и включающий в себя методы системного анализа.

Проведенный в диссертации обзор и анализ применяемых в региональных исследованиях методов диагностики, мониторинга, прогнозирования, позволил обратить внимание на два основных аспекта: сильную зависимость региональных прогнозов от общероссийских и не использование в практике составления конкретных региональных прогнозов всех возможностей современной теоретической мысли и вычислительной техники. Системный подход провозглашен и отражен в рекомендациях по составлению государственных прогнозов, но на практике чаще всего не используется, применяются самые доступные и простые методы прогнозирования. Сильная зависимость характера региональных прогнозов от общероссийских с одной стороны — обусловлена, но с другойлишь отражает восприятие государственных прогнозов управленческими структурами как директивных указаний при определенном игнорировании региональных особенностей.

Все это делает актуальным введение в практику региональной диагностики, мониторинга и прогнозирования современных методов обработки исходных данных и принятия решений по составлению лучших прогнозов. Поэтому в диссертации разработаны общие основы методики и конкретные методы региональной диагностики, мониторинга, прогнозирования на основе когнитивного подхода. Полученные прогнозные модели в виде взвешенных ориентированных графов: когнитивные карты регионального социально-экономического механизма Республики Адыгея и когнитивных карт отдельных подсистем экономического блока. Получение этих результатов стало возможным после анализа статистических, экспертных, литературных данных по Республике Адыгея, которые характеризовали ее развитие в течение десяти лет.

В результате проведенных исследований все задачи, поставленные в диссертационной работе, были решены. К основным выводам, полученным в диссертации, можно отнести следующие.

1. Построенные (с помощью стандартных программ «81а11з11са») уравнения регрессии, отражающие тенденции изменения основных социально-экономических показателей Республики Адыгея по данным десятилетних статистических наблюдений и использованные для прогнозирования традиционным способом еще раз проявили несовпадение прогнозных и фактических данных по основным показателям. Последующее применение уравнений регрессии, объединенных в последовательности соответствующей когнитивной карты, позволили повысить точность прогнозов в пределах 15−20% по разным показателям по сравнению с официальными отчетными данными за 2000 год и данные мониторинга 2001 года.

2. Метод прогнозирования, численно проиллюстрированный даже только на фрагменте когнитивной карты, отражающей часть регионального социально-экономического механизма (экономическую) показал свою эффективность. Поэтому необходимо, продолжая исследование, провести полный качественный и количественный анализ региональной системы на детально разработанной по всем блокам когнитивной модели, общая схема и методы, исследования которой предложены в диссертации.

3. Современная регионалистика обладает достаточно мощным инструментарием для исследования регионов и выработки рекомендаций по управлению ими. Но не существует однозначного ответа на вопрос, как совместить разноплановые на сегодняшний день модели социально-экономического и экологического состояний региона, как практически реализовать системный подход к изучению такого сложного объекта, как регион. Развитие региональной экономики пока не привело к созданию общепринятой синтетической теории. Поэтому научные исследования, направленные на разработку методологии системного анализа региона, на разработку системы практических методов и методик, позволяющих согласовывать разнообразную и часто противоречивую исходную информацию, согласовывать различные модели и методы принятия управленческих решений, весьма актуальны.

4. Разработка стратегии устойчивого развития региона немыслима без учета всех сторон его существования и моделирования сценариев его развития. Поэтому изучение разнообразных показателей и факторов, характеризующих социально-экономическое, промышленно-техническое, экологогеографическое, медико-биологическое, политическое и др. состояния региона требует междисциплинарного системного подхода, требует соблюдения принципов системности, учета взаимовлияния и взаимосвязи факторов, привязки оценок состояний к определенным единым периодам времени. Решение всех этих задач трудно осуществить в полном объеме без применения современных информационных систем поддержки управленческих решений, поэтому применяемые модели и методы анализа региона должны быть ориентированы на создание таких систем.

5. Разработка методологических и информационных основ системного подхода к определению допустимых стратегий перехода региона к рыночной экономике невозможна без разработки методов оценки, диагноза, прогноза состояний региона в совокупности с методами управления им. Решение этих задач и в целом, и детально трудно провести в рамках одного исследования. Поэтому в данной работе выделены две основные задачи: диагностика и прогнозирование состояния региональной социально-экономической системы на примере Республики Адыгея, выбранной в качестве объекта исследования. И поскольку ни диагностику, ни прогнозирование невозможно осуществить без поступления текущей информации, системы мониторинга также включены в круг исследуемых задач.

6. Моделирование является одним из важнейших методов в исследовании региональных систем, но в переходном для России периоде значительные трудности для моделирования составляют неустойчивый характер экономических процессов, хаотичное изменение «правил игры», непоследовательная экономическая политика. Все это требует создания новых теорий, математического аппарата, моделей. Сейчас это связано с развитием нелинейной экономики, теории катастроф, теории возможностей, теории расплывчатых множеств, непараметрической статистики, когнитивного моделирования и др. Поэтому в диссертации в качестве основного выбран один новых методов исследования и принятия решений — когнитивное моделирование.

7. Как показал сопоставительный анализ статистических данных по Республике Адыгея Северо-Кавказскому региону и Российской Федерации наибольшее отличие от среднероссийских значений (в сторону уменьшения) для Республики Адыгея наблюдается по показателям: валовой региональный продукт на душу населения (39,3% от общероссийского в 2002 г., по оценке), объем инвестиций в основной капитал на душу населения (35,9%), объем внешнеторгового оборота на душу населения (3,4%), финансовая обеспеченность региона (35,6%), общий объем розничного товарооборота (40,7%). Превышение над общероссийскими в 2002 г. наблюдалось по показателям: основные фонды отраслей экономики (в 2 раза), коэффициент платности автомобильных дорог (в 5 раз), выпуск специалистов (в 1,2 раза). По остальным показателям различия не столь значительны. Среди республик Северо-Кавказского региона Адыгея занимает второе место по размеру ВРПпо показателям объемов продукции сельского хозяйства, промышленности, производства товаров и услуг Республика Адыгея занимает второе и третье места. Наблюдается позитивная динамика развития промышленного производства в Республике, что характерно для всех регионов Северного Кавказа.

8. Сравнение графиков рядов динамики основных показателей развития Республики Адыгея и Российской Федерации наглядно показало практически полное их соответствие друг другу. Причем до 1998 года наблюдается резкое ухудшение всех показателей, но после 1998 года, начинается, хотя медленный, но подъем значений социально-экономических показателей. Это общеизвестный в настоящее время вывод, но он наглядно проиллюстрирован приведенными статистическими данными.

9. Представление статистических данных укрупненными блоками показателей позволило, не отвлекаясь на частности, охарактеризовать состояние Республики Адыгея в целом. В результате получено систематизированное описание объекта, структура и состав социально-экономических показателей развития республики, их взаимосвязь с внутренней и внешней средой.

На основе проведенного системно-структурного анализа эффективности инвестиций, направляемых на развитие отдельных отраслей производственной сферы за период с 1991 по 2001 годы, динамики увеличения объемов производства в этих отраслях в результате инвестирования, можно сделать вывод, что не всегда принимаемые решения о включении отдельных объектов народнохозяйственного комплекса в целевые программы, как региональные, так и федеральные, являются оптимальными. Предшествующие принятию подобных программных документов расчеты и прогнозы эффективности их реализации в силу того, что методология их разработки не достаточно совершенна, не позволяют с определенной степенью достоверности предвидеть конечные результаты. Это в свою очередь влечет за собой нерациональное использование финансовых средств не только хозяйствующих субъектов, но и бюджетов различных уровней. В условиях высокого уровня дотационности Республики Адыгея такие подходы к формированию социально-экономической политики представляются не совсем верными, и требуют в целях оптимизации принимаемых на региональном уровне управленческих решений использования научного аппарата, позволяющего существенно повысить точность финансово-экономических расчетов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Республики Адыгея «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе» № 73 от 25.06.2002 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон. 31.07.1998. -РГ, 12.08.1998.
  3. Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»: 20 июля 1995, N 115- Ф 3 // Собрание законодательства РФ. 1995. — N30.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный Закон. 31.07.1998. РГ, 06.08.1998.5. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Указ Президента РФ от 29.04.1996 -РГ, 14.05.1996.
  5. А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  6. А.Х., Афасижев Т. И. Деградация природной среды: проблемы и пути их решения.
  7. А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы. — Экономист, 1997, № 3
  8. А.И. Наука техника — экономика. -М.: Экономика, 1986. Ю. Андерсон Т. Статистический анализ временных рядов. Пер. с англ. под.ред. Ю. К. Беляева. М.: «МИР», 1976 — 756 с.
  9. Ф. В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Фин. и стат., 2000. — 368с.
  10. И. В. О некоторых проблемах региональных рыночных отношений. — Регионология, 1993, № 4, Саранск.
  11. И. В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект.1. Нижний Новгород, 1997.
  12. JI.O. Коллокационные модели прогнозирования в финансовой сфере. М.: «Экзамен», 2001 г. — 288 с.
  13. JI.O. Краткий обзор стохастических моделей прогноза характеристик фондового рынка. М.: ФА, Сборник: Актуальные проблемы математического моделирования в финансово-экономической области. 2000 г.
  14. А., Егоров В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. — Казань, 1996.
  15. К. А., Рубцов В. А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Уч. пос. -М: 1992.
  16. И.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -Казань, 1997.
  17. JI. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Уч. пос. М.: ИНФА — М, 1999. — 260 с.
  18. М. Сибирь в системе экономических районов СССР и России. — Регион, 1998, № 2.
  19. Батурин JL, Бутов В. Социальная сфера в рыночной экономике. — Ростов н/Д, 1997.
  20. А., Маркова Н. Социально-экономическое положение регионов России (обзор) // Вопросы экономики. 1995. — № 3. — с.121−128.
  21. Н. Г. Картамышев В.Н., Селихов C.B. К вопросу социально-экономического развития предгорной части Майкопского района. Из сб. Социально-экологические проблемы юга России. —Майкоп, 1998. с. 4046.
  22. Бестужев-Лада И. В. Будущее предвидимо, но не предсказуемо: эффект Эдипа в социальном прогнозировании. В кн. «Пределы предсказуемости». -М.: Центр. Ком., 1997. с. 201−220.
  23. Г. Н., Клебанов А. И. Комплексное прогнозирование
  24. Дж., Джеккинс Т. Анализ временных рядов. М.: Мир, 1974. -с.242
  25. В.П., Боровиков И.П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 1998. — 608 с.
  26. Д. Временные ряды. Обработка данных и теория. Пер. с англ. под. ред. A.H. Колмогорова. М.: «МИР», 1980. — 535 с.
  27. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Уч. пос. М., Ростов-н/Д: изд. центр «МарТ», 2000. — 448 с.
  28. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон. 31.07.1998.-РГ, 12.08.1998.31 .Вернадский В. И. Избранные сочинения. М.: Изд. AHCCCP, 1954. Т. 1. -с. 623.
  29. Н. Кибернетика и общество. М.: НИЛ, 1958. — 200 с.
  30. ., Шнипер Р., Новоселов А. Воспроизводственный аспект планового управления региональных систем. — Новосибирск, 1989.
  31. JI. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Уч. пос. М.: Изд. Дом «Дашков и К0», 2000. — 308 с.
  32. В. Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа: Уч. СПб.: Изд. СПГГТУ, 1998. — 510с.
  33. В. Н., Релина И. В. Информационная инфраструктура региона как средство управления общественным развитием// В сб. докл. IY Междун. Форума по информатизации, чч. М.: 1995 г. — с 22−23.
  34. A.A. Регион в едином рыночном пространстве России (на материалах Республики Адыгея). Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1995. — 253 с.
  35. Гиг Дж. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн. М.: Мир, 1981.
  36. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во В. А, Михайлова. 1998. — 325 с.
  37. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М.: ВЛАДАР, 1993.- 117 с.
  38. В. В. Менеджмент: системные основы. 2-е изд., доп. и испр. — Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1998. — 224 с.
  39. В. В. Прогнозирование, планирование, успех или прогнозирование или планирование в условиях рынка. М.: рук. дел. в Винити N 1581 — В-96 от 17.05.1996ю — 272 с.
  40. Е. П. исследования системного анализа в приятии плановых решений. М.: Экономика, 1982. — 383 с.
  41. Государственной службе занятости Адыгеи 10 лет. Майкоп 2000.
  42. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Республики Адыгея в 2000 г.». Майкоп 2001.
  43. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды РА в 2000 г.». Майкоп, 2001.
  44. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М. Высш. шк., 1997. 351 с.
  45. В. А., Мельникова Е. К. Основы прогнозирования систем. М.: Высш. шк., 1986.
  46. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -495 с.
  47. В. Г. Лекции по методике и технике социалогических исследований. М.: Изд. МГУ, 1988. — 232 с.
  48. .М., Жихаревич Б. С. Методика определения профильности отраслей и производств промышленности крупных городов и регионов. Л.: ИСЭП АН СССР, 1983.
  49. О.Г. Региональная экономическая диагностика СПб.: изд-во СпбУ экономики и финансов, 1992. — с. 370.
  50. Г. М. и др. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. Киев, 1974.
  51. В.А., Биганова С. Г. Моделирование социо-экологических систем на базе персональных компьютеров. Из сб. Социально-экологические проблемы юга России. —Майкоп, 1998. с. 46−55.
  52. К. Введение в эконометрику. М.: ИНФРА-М, 1997. — 161 с.
  53. Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ— М.: Финансы и статистика, 1987.
  54. А. М., Мхитарян В. С., Трошин JI. И. Многомерные статистические методы: Уч. М.: финансы и статистика, 1988. — 352 с. 5 8. Егоров В. В., Парсаданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики: Уч. пос. -М.: ИНФРА-М, 2001.- 184 с.
  55. В. А., Мельников О. И., Сорванов В. И., Тышкевич Р. И. Лекции по теории графов. М.: Наука, 1990.
  56. Закон Республики Адыгея «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Адыгея»: 8 июля 1996, N 45 // Собрание законодательства Республики Адыгея, 1996.
  57. В. С., Наливайский В. Ю., Чебанова Э. В., Невская Н. И., Бабаян Э. А. Экономические условия развития федерализма в России. — Ростов н/Д, 1998.
  58. Г. Р. Ритмы развивающихся сложных систем. М.: Знания, 1988. — 48 с. (Математика. Кибернетика, № 9)
  59. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах -М.: Прогресс, 1966. 125 с.
  60. Интерфакс — АиФ, № 7, 16—22 февраля 1998.
  61. Информация о некоторых итогах социально-экономического развития Республики Адыгея за 1998−1999 гг., Майкоп, Материалы Минэкономики Адыгеи, 2000
  62. Информация о ходе выполнения основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Адыгея за 19 961 999гг., Майкоп, Материалы Минэкономики Адыгеи, 2000
  63. Информация о ходе выполнения основных показателей прогноза социально-экономического развития Республики Адыгея за 20 002 001гг., Майкоп, Материалы Минэкономики Адыгеи, 2002
  64. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 1991 г., Майкоп, Материалы Минэкономики Адыгеи, 1992
  65. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 1992 г., Майкоп, Материалы Минэкономики Адыгеи, 1993
  66. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 1993 г., Майкоп, Материалы Минэкономики Адыгеи, 1994
  67. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 1994 г., Майкоп, Материалы Минэкономики Адыгеи, 1995
  68. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 1995 г., Майкоп, Материалы Минэкономики Адыгеи, 1996
  69. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 1996 г., Майкоп, Материалы Минэкономики Адыгеи, 1997
  70. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 1997 г., Майкоп, Материалы Минэкономики Адыгеи, 1998
  71. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 1998 г., Майкоп, Материалы Минэкономики Адыгеи, 1999
  72. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 1999 г., Майкоп, Материалы Минэкономразвития Адыгеи, 2000
  73. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 2000 г., Майкоп, Материалы Минэкономразвития Адыгеи, 2001
  74. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 2001 г., Майкоп, Материалы Минэкономразвития Адыгеи, 2002
  75. Дж. Большие системы: связность, сложность и катастрофы. М.: Мир, 1982.-216 с.
  76. Н. Д. Избранные произведения. -М.: Экономика, 1993.
  77. Ю. А. Случайность, детерминированность, предсказуемость/ УФН. 1989. Т 158, вып. 1. С 93−122.
  78. Ю. А. Фундаментальные и практические пределы предсказуемости. В кн. «Пределы предсказуемости». М.: Центр. Ком., 1997.-с. 170−200.
  79. В. Экономическое положение и направления инвестиционной деятельности в регионе. — Экономист, 1997, № 3.
  80. А. Е. Система местного самоуправления. СПб.: Ин-т соц.-экон. проблем РАН, 1995. — 62 с.
  81. Ю. С., Овчинников В. Н. Экономическая реформа и воспроизводственная целостность России. Социально-экономический журнал, 1993, № 7.
  82. Ю. С., Овчинников В. Н. Экономическая реформа и региональная стратификация экономики. Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов. Калининград, 1993.-91 с.
  83. А. Н. К вопросу о пригодности найденных статистических путем формул прогноза // Колмогоров А. Н. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Наука, 1986. — С. 161 — 167.
  84. H.H. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.
  85. Комплексный доклад государственного комитета по статистике Республики Адыгея и Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея «О социально-экономическом положении Республики Адыгея в 1991—2000 гг. г.» Майкоп, 2001 г. 186с.
  86. Д., Кинг В. системный анализ и целевое управление. М.: Сов. Радио, 1979.-279 с.
  87. Ю. И. Ситуационное управление большими системами. М.: Энергия, 1974.- 135 с.
  88. А., Самигулин А., Оводова Т. «Основные направления развития и размещения производительных сил Республики Адыгея на 1993−1995 гг. и на период до 2000 г.» под редакцией Куева А. Майкоп, Изд. Меоты, 1994
  89. О. П., Адельсон-Вельский Г. М. Дискретная математика для инженеров. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 480 с.
  90. О. И. Объективные модели и субъективные решения. М.: Наука, 1987.
  91. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1977.-218 с.
  92. В. А. Теоретико-информационный подход к оценке достоверности прогнозов. В кн. «Пределы предсказуемости». М.: Центр. Ком., 1997. — с.140−157.
  93. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996. — 123 с.
  94. К. П. Методы прогнозирования экономических показателей. -М.: Финансы и статистика, 1986.
  95. Я.Р., Катышев П. К., Пересецкий A.A. Эконометрика. Начальный курс. -М.: Дело, 1997. 289 с.
  96. Г. П. Синергетика, предсказуемость и детерминированный хаос. В кн. «Пределы предсказуемости». М.: Центр. Ком., 1997. — с. 78−139.
  97. Г. Г. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. -М.: Наука, 1997.-255 с.
  98. Н. Д. Региональное прогнозирование регионального развития России. -М.: Наука, 1995.
  99. Э. Введение в математическую логику. М.: Наука, 1984.
  100. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. СПб.: ИРЭ РАН, 2000.
  101. Методические рекомендации по разработке региональных программ в Российской Федерации, Москва, МинэкономикиРоссии, 1997
  102. М. С. Методы социально-экономического прогнозирования: Уч. пос. СПб, 1994.
  103. . 3. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980.-376 с.
  104. М. X., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело», 1993. — 702 с.
  105. ИЗ. Могилевский В. Д. Глобальные описания сложных динамических систем. 4 1,2// Препринты ИПН. им. М. В. Келдыша РАН. 1992. — NN 107, 108.-20 е., 22 с.
  106. Мотышина М. С. Методы социально-экономического прогнозирования
  107. В. Д. Методология систем: вербальный подход/ отд-ние экон. РАН- научн.-ред. совет изд-ва 'Экономика'. М.: ОАО «Изд. Экономика», — 1999. — 251 с. -(системсные проблемы России).
  108. Н. Н. Региональная экономика. — М., 1978.
  109. Ф. А. Дискретная математика для прогнаммистов: Уч. -СПб: ПИТЕР, 2000. 304 с.
  110. Новая парадигма развития России (комплексные проблемы устойчивого развития). Под. ред. В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. М.: Изд. «Академия», Изд. МГУК, 1999. — 459 с.
  111. С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Сов. Радио, 1969. — 216 с. 122. «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». Указ Президента РФ от 03.06.1996. — РГ, 11.06.1996.
  112. Основные параметры социально-экономического развития Республики Адыгея до 2003 г., Майкоп, материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея, 2000
  113. Основные показатели доходов и уровня жизни населения РА (мониторинг) по итогам 1999 г. Майкоп, материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея 2000.
  114. Основные показатели доходов и уровня жизни населения РА (мониторинг) по итогам 2000 г. Майкоп, материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея 2001.
  115. Основные показатели доходов и уровня жизни населения РА (мониторинг) по итогам 2001 г. Майкоп, материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея 2002
  116. Основные показатели социально-экономического развития Республики Адыгея за 1990−1995 гг., Майкоп материалы Министерства экономики Республики Адыгея, 1996
  117. О финансировании объектов социально-культурной сферы в 20 002 003гг., Майкоп, материалы Минэкономразвития Адыгеи, 1999
  118. В. Промышленный потенциал внешней торговли России. — Экономика и жизнь, № 12, март 1998.
  119. А. И. Статистика нечисловых объектов// Статистика. Вероятность. Экономика. М.: Наука, 1985. — С. 99−114.
  120. Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г., № 803 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 № 23. Ст. 2756.
  121. Основы экономического и социального прогнозирования: Учебник для вузов / По. ред. В. Н. Мосина, Д. М. Крука. М.: Высшая школа, 1985.
  122. Л.Ж., Тлячев В. Б. Анализ применения пакетов прикладных программ статистической обработки данных при решении экономических задач. Из сб. Социально-экологические проблемы юга России. —Майкоп, 1998. с. 108−112.
  123. Г. А. Прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. — 217 с.
  124. Перечень федеральных целевых программ, реализуемых на территории Республики Адыгея до 2000 года, материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея.
  125. Перечень федеральных целевых программ, реализуемых на территории Республики Адыгея до 2002 года, материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея.
  126. Перечень федеральных целевых программ, реализуемых на территории Республики Адыгея до 2005 года, материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея.
  127. Перечень республиканских целевых программ, реализуемых на территории Республики Адыгея до 2000 года, материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея.
  128. Перечень республиканских целевых программ, реализуемых на территории Республики Адыгея до 2002 года, материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея.
  129. Перечень республиканских целевых программ, реализуемых на территории Республики Адыгея до 2005 года, материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея.
  130. А. В. Система государственного управления. — М., 1997.
  131. Прогнозирование планирование в условиях рынка: Уч. пос./ Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин, В. Ф. Тихонов и др.- Под. ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 1999. — 318 с.
  132. Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Уч. пос. М.: Высш. шк., 1989. — 367 с.
  133. Показатели ежемесячного мониторинга социально-экономического за текущий период 1998 г. и уточненная прогнозная оценка до конца 1998 г. Республика Адыгея. Форма 1, Министерство экономического развития Республики Адыгея. Майкоп, 1998.
  134. Показатели ежемесячного мониторинга социально-экономического за текущий период 1999 г. и уточненная прогнозная оценка до конца 1999 г. Республика Адыгея. Форма 1, Министерство экономического развития Республики Адыгея. Майкоп, 1999.
  135. Показатели ежемесячного мониторинга социально-экономического за текущий период 2000 г. и уточненная прогнозная оценка до конца 2000 г. Республика Адыгея. Форма 1, Министерство экономического развития Республики Адыгея. Майкоп, 2000 .
  136. Показатели ежемесячного мониторинга социально-экономического за текущий период 2001 г. и уточненная прогнозная оценка до конца 2001 г. Республика Адыгея. Форма 1, Министерство экономического развития Республики Адыгея. Майкоп, 2001.
  137. Положение о Министерстве экономического развития и торговли Республики Адыгея, Майкоп, 2002
  138. В.А. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пос. -М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1997. 215 с.
  139. В.А. Основы экономического прогнозирования: Учеб. пос. -М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1997. 310 с.
  140. Д. А. ситуационное управление: Теория и практика. М.: Наука, 1986.-284 с.
  141. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: сов. Радио, 1976. — 440 с.
  142. Ю. П. Возможность. Элементы теории и применения. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 102 с.
  143. Пределы предсказуемости/ Под. ред. Ю. А. Кравцова.- М.: Центр. Ком., 1997.-256 с.
  144. Предложения по оказанию некоторым предприятиям финансовой поддержки в 2001 году из республиканского бюджета Республики Адыгея, Майкоп, материалы Минэкономразвития Адыгеи, 2002
  145. И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. -327 с.
  146. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. -212 с.
  147. И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению порядка времени: Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 240 с
  148. Пу Т. Нелинейная экономическая динамика/ Пер. с англ. 3. Псиола. -Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2000. 200 с.
  149. Рабочая книга по прогнозированию/ Под ред. И. В. Бестужева Лада. М.: Мысль, 1982.
  150. А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-н/Д: Ростиздат, 2001.
  151. Размещение производительных сил. Под редакцией В. Ки-станова и Н, Копылова. — М., 1994.
  152. Л.А., Пономарев Ю. П. Экстраполяционные методы проектирования и управления. -М.: Машиностроение, 1986. 120 с.
  153. Реализация ФЦП экономического и социального развития региона и роль администраций субъектов федерации в повышении эффективности реализации программ
  154. Регион и Федерация: в поисках оптимума. — Невельск, 1996.
  155. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. — М., 1998
  156. Региональная экономика: новые подходы. — М., 1993.
  157. Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление. — Киев, 1989.
  158. Региональная экономика: проблемы, стратегия развития АПК/ Под ред. Кузнецова В. В. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.
  159. Региональная экономика / под. ред. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1998.
  160. Регионы России, официальное издание//Госкомстат России, Москва, 1999
  161. Регионы России, официальное издание//Госкомстат России, Москва, 2000
  162. Регионы России, официальное издание//Госкомстат России, Москва, 2001
  163. И. В. Управление информационной инфраструктурой региона// В сб. докл. Всерос. Молодежно-научного Форума: Интеллект, потенциал России в XXI век. Симпозиум 3. — СПб: СПбГТУ, 1995. — с. 80−81.
  164. Республике 10 лет. Социально-экономические итоги, Майкоп, Госкомстат Адыгеи, 2001
  165. И.В. Социальное и экономическое прогнозирование: консп. лекц. СПб.: изд-во Михайлова В. А., 2000 г. — 64 с.
  166. С. А., Ахундов В. М., Минаев Э. С. Анализ и прогноз развития больших технических систем. М.: Наука, 1982. — 279 с.
  167. В., Гринкевич JI. Стимулировать формирование региональных ФПГ. — Финансы, 1998, № 1.
  168. В. Н. Введение в комбинаторные методы дискретной математики. М.: Наука, 1982.
  169. Г. В. Учет социальных и экологических аспектов в задаче распределения инвестиций. Из сб. Социально-экологические проблемы юга России. --Майкоп, 1998. с. 168−170.
  170. Е., Чичкин А. Растет доля экспорта. — Экономика и жизнь, 12 марта 1998.
  171. Г. Реализация взаимоотношений между федеральными и региональными бюджетами — Вопросы экономики, 1994, № 9.
  172. Ю.В. Теория и организация экспертного прогнозирования. M.: Наука, 1990. — 179 с.
  173. Системный анализ в экономике и организации производства: Уч./ Под ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. Л.: Политехника, 1991. — 298 с.
  174. С. Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос АРВ, 1999. — 320 с.
  175. Социально-экономическое положение Республики Адыгея за 19 901 998 год, Майкол, Госкомстат Адыгеи, 1999
  176. Социально-экономические проблемы юга России. Майкоп, 1998. С. -205.
  177. Сравнительный анализ основных показателей социально-экономического развития регионов Российской Федерации и Республики Адыгея по итогам работы за 1991−2000гг., материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея
  178. Стратегическое планирование / Под. ред. Э. А. Уткина. М.: Изд-во «Тандем», 1998.
  179. Стратегическое планирование муниципальных образований: Методические рекомендации. Ю. С. Колесников, В. Н. Овчинников. -Ростов-н/Д: ООО «Терра», НПК «Гефест», 2002. 56 с.
  180. А. Основы регионологии. Саранск 1996, Зс.
  181. Теория предвидения и будущее России: Сб. «Кондратьевские чтения». -М.: 1997.
  182. Л. Л. Социально-экономическое прогнозирование.: Уч. пос. -Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1995.- 189 с.
  183. Теория прогнозирования и принятия решений: Уч. пос./ Под ред. С. А. Саркисяна. -М.: Высш. шк., 1997. -351 с.
  184. Э. А. Компьютерная поддержка принятия решений: Научно-практическое издание. Серия «Информатизация России на пороге XXI века». М.: СИНТЕГ, 1998. — 376 с.
  185. А.К. Некоторые направления исследований Майкопского государственного технологического института по решению социально-экологических проблем Западного Кавказа.
  186. Ю. Н., Макаров А. А. Статистический анализ данных на компьютере/ Под ред. В. Э. Фигурнова. М.: ИНФРА -М, финансы и статистика, 1998. — 528 с.
  187. В. А. Теорема Геделя о неполноте. М.: Наука, 1982. -112 с.
  188. Федеральная целевая программа социально-экономического развития «Юга России» до 2006 года, Москва, Минэкономразвития России, 2001
  189. Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах у устройствах. М.: Мир, 1985. — 419 с.
  190. Ф. Теория графов. М.: Мир, 1973.
  191. А. В. Программно-целевые средства системного анализа в АСУ: Уч. пос. М.: изд. МЭСН, 1986. — 87 с.
  192. В. Н. Прогнозирования социально-экономических процессов. М.: финансы и статистика. 1986. 315 с.
  193. В. А. Прогнозирование развития науки, техники, экономики. Рига: Изд. ЛУ, 1979. — 92 с.
  194. Е. А., Молчанова Н. П., Новикова А. А., Салтанова Т. А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Уч. пос. М.: ПРИОР, 1999.- 176 с.
  195. Е. М. Статистические методы прогнозирования. М.: статистика, 1977.
  196. Ю. Н. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975.- 191 с.
  197. Е. В., Чхартишвили А. Г. математические методы и модели в управлении: Уч. пос. М.: Дело, 2000. — 440 с. — (Сер. «Наука управления»).
  198. А.Н. Основы стохастической финансовой математики. Том 1. Факты. Модели. Базис, М.: 1998. — 147 с.
  199. Р. И. Регион: экономические методы управления. — Новосибирск, 1991.
  200. Р., Новоселов А. Региональные проблемы рынко-ведения. Экономический аспект. — Новосибирск, 1993.
  201. Е. Регионы-доноры. — Профиль — регион, 1997.
  202. Экономическое развитие России, прогноз на 2000−2010 года, Москва, материалы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, 1999
  203. Экономические проблемы становления российского федерализма/ Отв. ред. С. Д. Валентей. М.: Наука, 1999.
  204. А. М. Статистическое прогнозирование/ Колмогоров А. Н. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Наука, 1986. С 523−526.
  205. Янг Э. Прогнозирования социально-экономического процесса. М.: Процесс, 1974.-586 с.
Заполнить форму текущей работой