Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработок методического обеспечения (14 методических рекомендаций) для работы на практических занятиях по темам: использование прикладных программ MS Graph, MS Equation, WordArt при работе в текстовом редакторе MS Word и взаимодействию Word с другими приложениями Microsoft Office, применение возможностей программы MS Word таких, как создание деловой документации, шаблонов различных документов… Читать ещё >

Содержание

  • J Глава 1. Состояние проблемы развития информационной компетентности
    • 1. 1. Анализ процесса развития информационной компетентности
    • 1. 2. Модель развития информационной компетентности студентов
    • 1. 3. Педагогические условия развития информационной компетентности у студентов технических вузов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию информационной компетентности у студентов технического вуза
    • 2. 1. Цель, задачи, этапы и содержание опытно-поисковой работы
    • 2. 2. Комплекс средств развития информационной компетентности у студентов технических вузов
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов опытно-поисковой работы
  • Выводы по второй главе

Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном рынке труда востребованными являются специалисты только с высоким уровнем информационной компетентности. В процессе развития общества и переходе его от индустриального к информационному с каждым годом увеличивается уровень информатизации всех сфер жизнедеятельности человека. Возрастающие темпы компьютерного и информационного развития производственных и социальных процессов изменили требования работодателей к молодым специалистам. Развивающийся рынок труда стимулирует вузы к тому, чтобы молодой специалист соответствовал требованиям общества. В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» говорится: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание». Для того, чтобы свободно ориентироваться в информационных потоках, современный специалист должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств. На научно-социальном уровне в современном обществе возникла необходимость формирования личности, готовой к обновлению знаний на протяжении всего жизненного пути. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной компетентностью как одной из составляющих общей культуры. Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности. На государственно-правовом уровне данная проблема отражена в Законе РФ «Об образовании» [73], «Концепции модернизации Российского образования до 2010 г.» [106], в «Концепции формирования информационного 3 общества в России» [107], «Концепции информатизации образования» [105], а также в федеральных программах «Электронная Россия» [227] и «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002;2006 гг.» [172]. Для вузов социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной компетентности студента, поэтому в системе образования особое внимание нужно уделить формированию и развитию информационной компетентности студента. Назрела необходимость изменения содержания подготовки специалистов с тем, чтобы обеспечить им не только общеобразовательные знания, но и достаточный уровень информационной компетентности. Информатика выполняет особую функцию среди учебных дисциплин технического вуза и выступает в образе метапредмета способов деятельности и компетенций.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется отсутствием утвердившихся подходов к организации процесса развития информационной компетентности. Принципиально должны быть определены методологические подходы к реализации новой парадигмы образования. Как показывают педагогические исследования, отсутствуют научно-обоснованные модели формирования информационной компетентности студентов технических вузов, не выделена последовательность этапов развития. Успешность реального процесса развития информационной компетентности студентов определяется проектированием данного процесса, результат которого может быть представлен моделью.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с выявлением педагогических условий, которые способствуют реализации созданной теоретической модели в педагогическом процессе. В этих условиях предполагается зафиксировать развитие профессионально важных качеств личности, определяющих информационную деятельность специалиста. В педагогике высшей школы имеется достаточный опыт развития отдельных качеств личности, но этот опыт реализует знаниевую парадигму. В технических вузах возникает необходимость расширить сферу деятельностной парадигмы, 4 которая обеспечивает развитие информационной компетентности до уровня информационной культуры. Назрела необходимость создания методики и технологии развития информационной компетентности.

Актуальность проблемы развития информационной компетентности студентов обусловлена следующими противоречиями между:

— интенсивным потоком накопления информации, быстрым темпом амортизации знаний в современном информационном мире и ограниченными возможностями их усвоения личностью с недостаточным уровнем сформированное&tradeинформационной компетентности;

— возросшими требованиями общества к уровню подготовки специалистов, использующих информационные технологии и уровнем информационной компетентности выпускников технических вузов;

— одной из целей современного образования, связанной с необходимостью повышения уровня информационной компетентности в процессе обучения в вузе и с недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов ее развития.

В «Национальной доктрине образования Российской Федерации», в числе основных целей обозначена подготовка высокообразованных личностей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий. Одна из задач модерниза-/ ции Российского образования, в соответствии с подписанием Болонской Декларации, — обеспечение доступности непрерывного образования на уровне мировых стандартов на основе современных информационных технологий.

В настоящее время развитие информационных технологий представляет пользователям качественно новые возможности, что влечет за собой развитие информационной компетентности в системе высшего образования. Несмотря на большое число научных трудов, посвященных данной теме, проблема, каким образом осуществлять развитие информационной компетентно5 сти как части информационной культуры студентов вузов, остается недостаточно разработанной в науке, особенно в условиях, когда идет процесс глобальной информатизации общества. Средства информатики и новые информационные технологии все более широко проникают в экономику, науку, образование, культуру, политику, а также в области обеспечения экологической и национальной безопасности, бытовую сферу. В связи с этим главными задачами при формировании информационных компетенций студентов в вузе становятся следующие: подготовить студентов к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных ее видах, владеть способами общения с помощью компьютерных, информационных технологий, осознавать последствия воздействия на человека средств информации. В «Российской концепции информатизации образования» одно из основных положений состоит в следующем утверждении: «. формирование информационной культуры студентов, то есть информационных знаний, умений учиться с помощью компьютера и других электронных средств, элементарных умений программировать» [105]. Ведущим компонентом модели выпускника технического вуза становится информационная компетентность. На основании вышеизложенного, видится проблема: каким образом сформировать достаточно высокий уровень информационной компетентности студентов технических вузов?

Актуальность проблемы, степень разработанности ее в педагогической теории и практике и выделенные противоречия определили тему исследования: «Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза» .

Цель исследования: теоретически обосновать и спроектировать структурно-функциональную модель развития информационной компетентности студентов, выявить комплекс педагогических условий, способствующих реализации данной модели в практике технического вуза и проверить опытно-поисковым путем их эффективность.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс технического вуза.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие информационной компетентности студентов технического вуза.

В основу исследования положена следующая гипотеза: развитие информационной компетентности у студентов возможно обеспечить:

• проектированием и внедрением модели развития информационной компетентности студентов технических вузов на основе системного и структурно-функционального подходов;

• реализацией комплекса условий внедрения данной модели в практику вуза:

— использование уровневого подхода к овладению системой специальных компетенций в условиях реализации принципов преемственности и непрерывности;

— организация информационной деятельности в ситуации выбора рационального стиля;

— организация информационной учебной деятельности через осознание действия самоконтроля.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования.

1. Уточнить понятие информационной компетентности, выявить его состав и структуру, выделить уровни, критерии и качественные характеристики содержания информационной компетентности.

2. Разработать модель развития информационной компетентности студентов.

3. Определить комплекс педагогических условий, способствующих более эффективному развитию информационной компетентности студентов.

4. Проверить эффективность выделенного комплекса педагогических условий развития информационной компетентности в опытно-поисковой работе.

5. Разработать методические рекомендации по развитию информационной компетентности у будущих специалистов.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

— психолого-педагогические положения теорий деятельности и развития личности (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Г. М. Романцев, С. Л. Рубинштейн и др.), психологии и педагогики профессионального образования (З.М.Большакова, Э. Ф. Зеер, В. В. Лихолетов, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.), индивидуализации и дифференциации образования (В.И.Гладских, В. И. Загвязинский, И. Э. Унт и др.), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), обучения решения исследовательских задач (Г.Д.Бухарова, Н. Н. Тулькибаева и др.);

— теории формирования профессиональной компетентности будущего специалиста (А.С.Белкин, В. Л. Бенин, Э. Ф. Зеер, Н. Б. Крылова, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской, В. М. Шепель и др.);

— концепции информатизации общества и образования (О.Н.Арефьев, Е. П. Велихов, А. П. Ершов, И. В. Роберт и др.);

— сущность информационных технологий обучения (Л.И.Долинер, Д. Ш. Матрос, Е. И. Машбиц, В. Ф. Шолохович и др.).

Для реализации поставленных в работе цели и задач использовался комплекс методов исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ и синтез при изучении философской, психолого-педагогической, научной, научно-методологической, научно-технической и специальной литературы по исследуемой проблеме), методы системного анализа, эмпирические методы (наблюдение и анализ деятельности студентов, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент), методы статистической обработки и интерпретация данных, анализ полученных результатов.

Исследование проводилось в течение 1997;2005 гг. в три этапа:

Первый этап (1997—1998) — поисково-теоретический. На этом этапе изучались философские, психолого-педагогические, научно-методические и специальные отечественные и зарубежные источники, анализировались государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению «Информатика», типовые и рабочие программы по дисциплинам информатики, изучаемых в вузах, а также нормативные документы и методические материалы, выявлялись противоречия, присущие проблеме, определялись цели и задачи исследования. Разрабатывалась методика опытно-поисковой работы, в ходе которой проводились опросы, анкетирование, анализ полученных результатов.

Второй этап (1998;2002) — опытно-поисковый. На данном этапе проводилась опытно-поисковая работа, целью которой было выявление возможностей развития информационной компетентности студентов при реализации различных условий, влияющих на ее развитие. При этом проверялись положения гипотезы, эффективность комплекса педагогических условий на развитие информационной компетентности студентов, а также отдельных его компонентов.

Основные методы на данном этапе: педагогическая опытно-поисковая работа, опрос, анкетирование, самооценка и взаимооценка студентов, анализ результатов анкетирования, педагогические наблюдения, системный анализ, педагогическое моделирование.

Третий этап (2002;2005) — аналитико-обобщающий. Включает в себя анализ и обобщение результатов исследования, коррекцию выводов, полученных на первом и на втором этапах исследования, формирование обобщающих выводов, разработку методических рекомендаций по исследуемой проблеме, оформление материалов диссертационной работы, внедрение результатов исследования в практику работы высшей школы.

На этом этапе исследования использовались следующие методы: обобщение, методы математической статистики, систематизация, качественный анализ и описание результатов опытно-поисковой работы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов, выводов и рекомендаций обеспечены разработанной моделью развития информационной компетентности судентов и комплексом методов, адекватных предмету, целям и задачам исследованияразносторонним изучением проблемы, репрезентативностью выборки испытуемыхвнедрением в практику разработанных нами рекомендаций и их положительной оценкой студентами и преподавателямистатистической значимостью опытно полученных данных, сочетанием количественного и качественного их анализа.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

1) выявлено содержание информационного образования на четырех этапах: компьютерная грамотность, компьютерная образованность, информационная компетентность, информационная культурадоказано, что переход от компьютерной грамотности к компьютерной образованности осуществляется на основе познания, понимания и применения обучаемыми усвоенного, а переход от компьютерной образованности к информационной компетентности за счет усвоения таких логических операций, как анализ, синтез и оценка;

2) определена теоретико-методологическая основа развития информационной компетентности студентов технических вузов, реализующая принципы преемственности и непрерывности образования;

3) на основе системного и структурно-функционального подходов разработана структурно-функциональная модель развития информационной компетентности у студентов технических вузов, включающая следующие структурные компоненты: целевой (оперативные, этапные, глобальные цели обучения), содержательный, организационный, функциональный (планирование, мотивация, организация, контроль, коммуникация) и оценочный, обеспечивающие усвоение на метауровне информационной деятельности;

4) теоретически обоснован и опытно проверен комплекс педагогических условий эффективного развития информационной компетентности студентов технического вуза: использование уровневого подхода к овладению системой специальных компетенций в условиях реализации принципов преемственности и непрерывностиорганизации информационной деятельности в ситуации выбора рационального стиляорганизация информационной учебной деятельности через осознание действия самоконтроля.

Теоретическая значимость исследования:

— введен показатель рациональности стиля информационной деятельности при оценки уровня ее сформированности, уточнено понятие «информационная компетентность» как наиболее высокий уровень сформированности информационной деятельности. Информационная компетентность — интегрированное, динамическое образование личности, обладающей рациональным стилем деятельности в области освоения информационных технологий и способной к творческой деятельности в системе «человек-информация» ;

— обоснованы принципы (преемственности и непрерывности) развития информационной компетентности у студентов технических вузов;

— выявлены теоретические этапы становления информационной компетентности: компьютерная грамотность, компьютерная образованность, информационная компетентность;

— обнаружен механизм реализации непрерывного информационного образования, главная идея которого обеспечить движение обучаемого от незнания к полному освоению знаний, далее — к самообучению.

Практическая значимость исследования заключается в следующих его результатах:

— выводы и рекомендации служат совершенствованию развития у студентов технических вузов информационной компетентности, разработанная модель развития информационной компетентности может быть внедрена в практику вузов, материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе технических вузов;

— создано системное обеспечение методическим сопровождением процесса развития информационной компетентности;

— разработаны и опубликованы по курсам «Информатика», «Информационные технологии», «Компьютерные технологии в формировании профессиональной культуры» 14 методических рекомендаций, использующихся в учебном процессе ФГОУ ВПО «Челябинский государственный агроинженер-ный университет» ;

— содержание исследования нашло отражение в35 публикациях автора.

На защиту выносятся положения:

1. Информационная компетентность — интегрированное, динамическое образование личности, обладающей рациональным стилем деятельности в области освоения информационных технологий и способной к творческой деятельности в системе «человек-информация». Развитие информационной компетентности основывается на идее непрерывности образования, движущей силой которого является осознание необходимости студентами перехода на следующую ступень преодоления несоответствия между уровнями освоения теоретических знаний и практических компетентностей. При этом главная идея принципа непрерывности обеспечивает движение обучаемого от незнания к полному освоению знаний, самообучению, формированию компетенций.

2. Структурно-функциональная модель развития информационной компетентности студента технического вуза с основными ее характеристиками (адаптивностью, динамичностью и открытостью).

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию и внедрение данной модели в практику вуза:

— уровневый подход к овладению системой специальных компетенций в условиях реализации принципов преемственности и непрерывности;

— система заданий в ситуации выбора рационального стиля собственной информационной деятельности;

— методика освоения информационной учебной деятельности через осознание действия самоконтроля.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печати статей, тезисов, методических рекомендаций.

Разработок методического обеспечения (14 методических рекомендаций) для работы на практических занятиях по темам: использование прикладных программ MS Graph, MS Equation, WordArt при работе в текстовом редакторе MS Word и взаимодействию Word с другими приложениями Microsoft Office, применение возможностей программы MS Word таких, как создание деловой документации, шаблонов различных документов, серийных писем, таблиц, техника оформления и форматирования документов и использования макрокомандвычисление и анализ данных, создание сводных таблиц и структурированных документов, оформление двухмерных и трехмерных графиков и диаграмм, численные методы решения математических задач, таких, как решение уравнений, систем уравнений, задач линейного программирования, задач аппроксимации в пакете электронных таблиц MS Excelсоздание связанных таблиц, форм, запросов, отчетов в базе данных MS Access, и методические рекомендации с задачами разного уровня по данным темам для проверки сформированности уровня информационных компетенций.

Принималось участие на международной научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий» (Челябинск, 2005) — на зональных совещаниях преподавателей педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, 2002; Оренбург, 2004; Барнаул, 2005) — на научно-практических конференциях, семинарах кафедры «Информационных технологий и моделирования», кафедры «Педагогика и психология», в лаборатории по научным исследованиям в Челябинском государст.

13 венном агроинженерном университете, кафедр педагогики Челябинского государственного педагогического университета, Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург, 1998) и Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В результате проведения опытно-поисковой работы предполагающей развитие информационной компетентности нами установлено следующее:

1. Результаты констатирующего этапа свидетельствуют о недостаточном уровне развития информационной компетентности студентов технического вуза, что требует разработки и внедрения в практику учебного процесса комплекса педагогических условий, способствующего повышению данного уровня.

2. Формирующий этап показал, что развитие информационной компетентности у студентов будет успешным, если:

— реализовать уровневый подход к овладению системой специальных компетенций в условиях реализации принципов преемственности и непрерывности;

— обеспечить в ситуации выбора рациональный стиль собственной информационной деятельности;

— создать методику освоения информационной учебной деятельности через осознание действия самоконтроля.

Совокупность данных педагогических условий является необходимой и достаточной для перехода студентов с более низкого уровня информационной компетентности на более высокий. В качестве показателей уровня развития информационной компетентности нами были выделены следующие:

— умения информационной деятельности;

— рациональный стиль собственной информационной деятельности.

4. Целенаправленная, активная работа преподавателей по формированию информационных умений и способов рациональной информационной деятельности позволяет поднять уровень информационной компетентности студентов.

5. Предлагаемая система способствует повышению информационной компетентности студентов.

6. Положительные результаты опытно-поисковой работы показали практическую осуществимость и эффективность выделенной совокупности педагогических условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность проблемы развития информационной компетентности студента продиктована самой жизнью. Одна из сложнейших проблем, которую поставила действительность перед человечеством, — это проблема личности в меняющемся мире. Цивилизация неуклонно движется к построению нового информационного общества. Система образования должна подготовить человека к жизни в меняющихся условиях, эпохи современных информационных и коммуникационных технологий. Встаёт вопрос новой грамотности для информационного общества, которая позволила бы человеку активно использовать доступные ему средства информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Для этого в системе высшей школы мы должны сформировать у студента информационную компетентность.

В процессе проведения исследования было уточнено понятие информационной компетентности, под которым понимается интегрированное, динамическое образование личности, обладающей рациональным стилем деятельности в области освоения информационных технологий и способной к творческой деятельности в системе «человек-информация» .

Проведенное нами исследование посвящено актуальной проблемеразработке структурно-функциональной модели развития информационной компетентности студентов технического вуза в соответствии с социальным заказом общества.

В аспекте достижения этой цели нам удалось подтвердить гипотезу исследования: развитие информационной компетентности у студентов возможно обеспечить:

• проектированием и внедрением модели развития информационной компетентности студентов технических вузов на основе системного и структурно-функционального подходов;

• реализацией комплекса условий внедрения данной модели в практику вуза:

— использование уровневого подхода к овладению системой специальных компетенций в условиях реализации принципов преемственности и непрерывности;

— организация информационной деятельности в ситуации выбора рационального стиля;

— организация информационной учебной деятельности через осознание действия самоконтроля.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были в целом решены поставленные задачи. В частности:

1. Уточнено понятие информационной компетентности, выявлен его состав и структура, выделены уровни развития информационной компетентности, разработаны критерии и описаны их качественные характеристики.

2. Разработана модель развития информационной компетентности студентов.

3. Определен комплекс педагогических условий, способствующих более эффективному развитию информационной компетентности студентов.

4. Проверена эффективность выделенного комплекса педагогических условий развития информационной компетентности в опытно-поисковой работе.

5. Разработаны научно-методические рекомендации по развитию информационной компетентности у будущих специалистов.

Разработанная структурно-функциональная модель описывает систему развития информационной компетентности и обеспечивает функциональное достижение результата достаточного уровня развития информационной компетентности студента. Представленная нами модель в исследовании функционировала при выделенных и обоснованных педагогических условиях, которые обеспечивали процесс развития информационной компетентности у студентов Челябинского государственного агроинженерного университета на основе реализации идеи преемственности и непрерывности информационного образования (через этапы: компьютерная грамотность — компьютерная об.

153 го образования (через этапы: компьютерная грамотность — компьютерная образованность — информационная компетентность — информационная культура) и уровневого подхода к студентам в процессе становления их информационной компетентности через выработку у них рационального стиля собственной информационной деятельности и реализацию методики самоконтроля этой деятельности.

В процессе развития информационной компетентности в ходе обучения применялась уровневая идея продвижения студента по цепочке непрерывного образования. Проходя через три этапа информационного образования, были реализованы два процесса перехода с этапа на этап, основываясь на таксономии Б. С. Блума. Первый процесс перехода от компьютерной грамотности к компьютерной образованности, а второй — от компьютерной образованности к информационной компетентности.

Таким образом, полученные результаты дают основание сделать обобщенный вывод о том, что поставленная в исследовании цель — разработка, обоснование и реализация структурно-функциональной модели и выявление комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования достигнута, а поставленные задачи решены.

В то же время обозначились новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении. Дальнейшее исследование по проблеме может быть осуществлено в следующих направлениях:

— поиск, определение и введение нового комплекса педагогических условий, методов, средств, целей, мотивов развития информационной компетентности;

— систематическая разработка методических рекомендаций и пособий, постоянная корректировка рабочих программ курсов информатики;

— исследование влияние производственной практики на процесс развития информационной компетентности;

— разработка системы диагностик уровней развития информационной компетентности студентов технического вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335с.
  2. Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988. -287с.
  3. В.П., Панин А. В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2000. — 608с.
  4. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996.-216с.
  5. Г. З., Рудковская А. В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика. 1995. № 3. — С.56−60.
  6. .Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. -1953. № 2. С.23−35.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 2. — Казань: Казанск. ун-т, 1996. 318с.
  8. А.Н. Проблема преемственности в обучении старшеклассников и студентов технического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Минск, 1978.-26с.I
  9. С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования // Высшее образование в России. 1994. № 1. — С.92−89.
  10. О.Н., Кропотина Н. М. Открытая система профессионального образования: цели, принципы, технологии: Практикоориентированная монография и учебное пособие. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. унт, 2005. — 286с.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. -368с.
  12. В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368с.
  13. К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: Баш-ГПУ, 2000.-328с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). — М.: Педагогика, 1977. 256с.
  15. А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников // Типологические исследования по психологии личностью. Пермь: Перм. гос. пед. ин-т, 1967.-Вып. 4. — С. 104−135.
  16. Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. М.: Советская Россия, 1979.-256с.
  17. К. В. Аналогии и моделирование в познании. Новосибирск: Наука, 1981.-310с.
  18. А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Южно-урал. книжн. изд-во, 2004. — 176с.
  19. А.С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т- Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. — 208с.
  20. B.JI. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. -Уфа: Баш. пед. ин-т, 1994. 190 с.
  21. B.JI. Теоретико-методические основы формирования и развития педагогической культуры: Автореф. дис.. д-ра пед. наук Екатеринбург, 1996.-32с.
  22. A.JI. Оптимизация системы практической языковой подготовки учителя иностранного языка: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1991. -502с.
  23. П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. — 2003. № 4. С.41−45.
  24. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Ин-т развития проф. образования, 1995. 336с.
  25. С. А., Ракитина Е. А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001. — 198с.
  26. С.А. О чем недоговаривает новый проект общеобразовательного стандарта // Информатика и образование. 2003. № 10. — С.2−4.
  27. С.А., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В. Формализация и моделирование // Информатика и образование. 1999. № 6. — С.21- 27.
  28. С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. № 8. -С.39−50.
  29. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. 2003. № 3. — С.8- 14.
  30. З.М. Дидактическая модель становления профессионально-педагогической деятельности у студентов педвузов: экспериментальное исследование. Челябинск: Изд-во «Факел» ЧГПУ, 1998. — 61с.
  31. З.М. Теоретические основы становления профессионально-педагогической деятельности: Монография. — Челябинск: Изд-во «Факел» ЧГПУ, 1998.-292с.
  32. З.М. Теоретические основы становления профессионально-педагогической деятельности студентов педвузов: Дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1999. 330с.
  33. Г. А. Актуальные направления реализации концепции непрерывного образования // Непрерывное педагогическое образование. — СПб.: Образование, 1993. С.3−6.
  34. А. И. Методика преподавания информатики: Учеб пособие. -Минск. Вышэйш. шк., 1998.-431с.
  35. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.-191с.
  36. Г. Д. Современное образование: тенденции и направления развития // Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник / Авт.-сост. Е. В. Ткаченко — Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. С.92−101.
  37. А.К. О преемственности учебно-воспитательной работы в 4−5 классах // Начальная школа. 1952. № 12. — С.3−10, С.38−48.
  38. Н.П., Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение. Иркутск: Иркутский ун-т, 1990. — 294с.
  39. Е.П. Новая информационная технология в школе // ИНФО. -1986. № 1.-С.32−39.
  40. В.А. Теория подобия и моделирования (применительно к задачам электроэнергетики). М.: Высшая школа, 1976. — 479с.
  41. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М.: Просвящение, 1986. — 216с.
  42. А., Попов Ю., Подлеснов В., Андросюк Е. Самостоятельная работа студентов //Высшее образование в России-1995. № 2.-С.137−145.
  43. А.П. Оптимизация процесса обучения в вузе. Киев: Вища школа, 1979.- 176с.
  44. Г. Г. Твоя информационная культура М.: Мол. гвардия, 1988. -303с.
  45. Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве: Психологический очерк: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 533с.
  46. П.Я. Психология мышления и умения о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.236−277.
  47. Ш. И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в 4−5 классах. // Советская педагогика. 1955. № 7. -С.3−14.
  48. .С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Рос. Акад. образования. М.: Совершенство, 1998. — 606с.
  49. .А. и др. Моделирование как метод научного исследования. -М.: Московский ун-т, 1965. 248с.
  50. С.М. Проблемы преемственности высшей и средней школы. -Воронеж: Воронеж гос. ун-т., 1981. 208с.
  51. Э.А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993. -304с.
  52. А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М.: Знание, 1991.- 160с.
  53. Ю.А., Файзулина Н. Р. Формирование самоконтроля и самооценки у учащихся в системе развивающего обучения на уроках химии в средней школе // Наука и школа. 2000. № 2. — С.8−14.
  54. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.- 135с.
  55. Ю.В. Дифференцированно-груповая форма работы как средство повышения качества обучения школьников: Дис. канд.. пед. наук. Челябинск, 2002.- 193с.
  56. В.В. Виды обобщения в обучении.-М.: Педагогика, 1972.-423с.159
  57. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961. № 8. — С.32−42.
  58. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 4. — С.3442.
  59. В.А. Методика реализации внутри предметных связей при обучении математики. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 80с.
  60. Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 344с.
  61. Л.И. Структурно-функциональная модель обучения в условиях использования информационных и коммуникационных технологий // Информатика и образование. 2003. № 7. — С.114−117.
  62. В.Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1977. 22с.
  63. Г. В. и др. Дифференциация в обучении математики // Математика в школе. 1990. № 4. — С. 15−21.
  64. С.Е. Преемственность знаний и развития мыслительной деятельности у учащихся // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в V-VII классах. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — С.50−105.
  65. М.Е., Михайлов П. А. Педагогический подход к преемственному обучению как системе // Пути повышения эффективности обучения в школе / Ред. кол.: М. Е. Дуранов (отв. ред.), В.А.Черкасов- Челяб. гос. пед. ин-т, 1977. Вып. 11.- С.3−11.
  66. Н.П. Культура умственного труда. Беседы о рациональной организации познавательной деятельности. Ярославль: Верхневолжск. книж. изд-во, 1973. — 190с.
  67. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихсяк информационной культуре общества //Коммунист.-1988. № 3.-С.84−85.16 071.72,73,74.75,76,77,78
Заполнить форму текущей работой