Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессионально-направленные междисциплинарные задачи в системе технологической подготовки специалистов швейного производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложный период перехода производственных предприятий различных отраслей промышленности, в том числе и швейной отрасли, к современным, принципиально новым условиям хозяйствования во многом определяется динамичным развитием новой техники и перспективных технологий. В связи с этим значительно повышаются требования к производственно — технологической деятельности специалиста на производстве… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Дидактический анализ профессиональной направленности технологической подготовки специалистов швейного производства
    • 1. 1. Теоретические подходы к проблеме профессиональной направленности обучения
    • 1. 2. Состояние, проблемы, предпосылки формирования про-^ фессиональной направленности подготовки специалистов в инженерных вузах
    • 1. 3. Междисциплинарные задачи, их функции и место в системе профессиональной подготовки специалистов в вузах

    Глава 2. Психолого-педагогические условия разработки и реализации профессионально-направленных междисциплинарных задач как средства повышения качества технологической подготовки специалистов швейного производства.

    2.1 .Содержание системы задач, принципы отбора задач в систему, принципы структурирования системы задач.

    2.2.Междисциплинарные задачи и мотивационная компонента * профессиональной направленности технологической подготовки специалистов швейного производства.

    2.3 .Междисциплинарные задачи и операциональная компонента профессиональной направленности технологической подготовки специалистов швейного производства.

    Глава 3. Экспериментальная проверка и обоснование эффективности использования разработанных профессионально — направленных междисциплинарных задач в системе технологической подготовки специалистов швейного производства.

    3.1.Организация опытно-экспериментальной работы по определению зависимости технологической подготовки спе-щ циалистов швейного производства от реализации разработанных в исследовании профессионально-направленных междисциплинарных задач.

    3.2.Результаты эксперимента.

Профессионально-направленные междисциплинарные задачи в системе технологической подготовки специалистов швейного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях динамичного развития новых технологий, непрерывного технического переоснащения современных производств существенно повышаются требования к производственно — технологической деятельности специалистов, что обусловливает необходимость усиления технологической подготовки студентов в вузах. Основной целевой функцией технологической подготовки выступает профессиональная направленность обучения специалиста для определенной сферы народного хозяйства. Следовательно, значительную роль в решении вопросов повышения качества технологической подготовки специалистов необходимо отводить обеспечению профессиональной направленности учебного процесса в вузах.

В современной педагогической науке различные аспекты профессиональной направленности подготовки специалистов раскрыты в научных трудах С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, Н. Ш. Валеевой, Л. И. Гриценко, JI.H. Журбенко, В. В. Кондратьева, A.M. Кочнева, Ю. А. Кустова, И. Я. Курамшина, О.В. Ледне-ва, М. И Махмутова и др. Имеется целый ряд исследований, касающихся проблем формирования профессиональной направленности подготовки специалистов в инженерных вузах (Р.У Ахмерова, Л. К. Бобикова, Е. А. Василевская, В. И. Жирнов, А. Б. Каганов, В. М. Ларионов, В. Ф. Тенищева, Р. П. Фоминых, Г. Г. Ханцева и др.).

Межпредметные связи в аспекте профессиональной направленности подготовки специалистов раскрыты в работах Г. С. Гуторова, А. О. Измайлова, А .Я. Кудрявцева, И. Я. Курамшина, В. Н. Максимовой и др. Специфика и особенности межпредметных связей в высшей школе рассмотрены в исследованиях В. И. Вершинина, Ю. П. Дубенского, Н. А. Ждан, Г. П. Кукина, В. К. Кириллова, С. В. Усовой и др.

Межпредметные задачи как средство реализации межпредметных связей в системе профтехобразования исследованы в работах Н. М. Аверьяновой, Н. М. Золотовой, П. Н. Новикова и др. Междисциплинарные задачи как средство усиления профессиональной направленности подготовки будущих специалистов в вузах представлены в работах Р. А. Ахметгареева, Н. В. Важевой, Н. В. Вдовенко, К. К. Гомоюнова, А. И. Еремкина, Н. С. Ждановой, JI.A. Жуковой, С. Н. Потемкиной, JI.B. Сурчаловой, Е. В. Штагер, А. А. Шиян, О. Д. Юнеевой и др. Так, С. Н Потемкиной решается проблема обеспечения студентов физическими задачами, связанными с их будущей специальностью, и в этих целях разработана методика профессионально-направленного обучения решению задач студентов электротехнических специальностей вузов. JI.A. Жуковой рассматривается проблема становления инновационного стиля мышления студентов в ходе решения межпредметных задач, характеризующейся способностью к мобильному переносу обобщенных механизмов познания к профессиональному творчеству. Н. С. Ждановой, на основе межпредметных связей, разработана и внедрена программа по использованию в процессе обучения решения графических задач с элементами конструирования на художественно-графическом факультете Магнитогорского педагогического института и т. д.

Анализ проведенных исследований, а также учебно-методического обеспечения подготовки специалистов показывает, что недостаточно разработаны и апробированы профессионально-направленные междисциплинарные задачи в системе технологической подготовки специалистов швейного производства. Имеющиеся задачи ограничиваются предметной областью и используются на отдельных этапах обучения с целью закрепления знаний, контроля их усвоения и др. В то время как сложность технологической подготовки специалистов швейного производства, определяемая большим разнообразием технологических процессов, применяемых на производстве техники и технологий, обилием современных способов и методов воздействия на технологические объекты, изменением свойств используемых материалов требует от специалиста умений эффективно решать взаимосвязанные материаловедческие, технологические и конструкторские задачи швейного производства.

В рамках нашего исследования выделяется противоречие между объективной необходимостью повышения качества технологической подготовки специалистов в условиях современных запросов технологического функционирования швейных производств и: недостаточной разработанностью одного из эффективных средств совершенствования профессиональной подготовки специалистов в вузе — системы профессионально — направленных междисциплинарных задач.

Объект исследования: процесс технологической подготовки студентов в высшей школе.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия разработки и реализации профессионально-направленных междисциплинарных задач как средства повышения качества технологической подготовки инженеров швейного производства.

Цель исследования: разработать, обосновать и апробировать систему профессионально-направленных междисциплинарных задач как средства повышения качества технологической подготовки инженеров швейного производства.

В исследовании выдвинута следующая гипотеза: профессионально-направленные междисциплинарные задачи могут быть эффективным средством повышения качества технологической подготовки инженеров швейного производства при реализации следующих психолого-педагогических условий:

• логико-содержательной основой задач является теория межпредметных связей, обусловленная взаимосвязанностью естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин подготовки специалистов и инте-гративным содержанием производственных задач будущей профессиональной деятельности;

• системообразующим фактором разработки задач выступает уровневая структура профессиональной деятельности специалиста на производстве;

• система задач и ее реализация основываются на общепедагогических и специфических принципах дидактики: профессиональной направленности, научности, систематичности и последовательности, сознательности и творческой активности, коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучаемых, модульности.

Цели исследования и гипотеза предопределили ряд конкретных задач:

1. Определить и обосновать состав и особенности психолого-педагогических условий разработки и реализации профессионально-направленных междисциплинарных задач.

2. Разработать систему профессионально-направленных междисциплинарных задач в системе технологической подготовки, специалистов швейного производства.

3. Раскрыть зависимость технологической подготовки от реализации разработанных в исследовании психолого-педагогических условий.

4. Экспериментально проверить влияние профессионально-направленных междисциплинарных задач на технологическую подготовку инженеров швейного производства.

Теоретико-методологической базой исследования являются: теория межпредметных связей (Н.Ф. Борисенко, И. Д. Зверев, П. Г. Кулагин, И.Я. Ку-рамшин, В. Н. Максимова, А. В. Усова, В.Н. Федорова) — теория учебных задач (Г.А. Балл, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, Е. И. Машбиц, Я. А. Пономарев, У. Р. Рейтман, Л. М. Фридман, А.Ф. Эсаулов) — принцип профессиональной направленности обучения (М.И. Махмутов, А. И. Власенков, А.О. Измайлов) — положения личностно-ориентированного подхода (А.А. Кирсанов, Л. Г. Семушина, И.С. Якиманская) — теория модульного обучения (В. Посвянскене, М. А. Чошанов, П.А. Юцявичене) — общетеоретические и практические подходы к мотивации учения (В.Г. Асеев, Л. И. Божович, О. И Гребенюк, А. Н. Леонтьев, В. Г. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, М.Г. Рогов) — теория формирования умений и навыков (Е.А. Милерян, Н. Ф. Талызина, А.В. Усова).

В исследовании также использованы труды по подготовке специалистов в высшей школе (Н.Ш. Валеева, Л. Н. Журбенко, В. В. Кондратьев, A.M. Кочнев, А.А. Кирсанов), методические рекомендации для составления задач с межпредметным содержанием (П.Н. Новиков) — методики педагогических исследований (Н.В. Кузьмина, А.А. Кыверялг) и тестового контроля (B.C. Аванесов, Т. С. Веселкова, Д. В. Люсин, Г. У. Матушанский, Т. А. Родыгина, М.В. Челыш-кова).

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования:

• эмпирические методы — беседы со специалистами-инженерами швейных производств, со специалистами-преподавателями, имеющими опыт работы на производствепроведение педагогических измерений (анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, интервьюрирование), а также экспериментальные поиски автора при непосредственной работе преподавателем дисциплины «Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности» в Институте легкой промышленности Казанского государственного технологического университетапедагогический эксперимент и статистическая обработка его результатов.

• теоретические методы — анализ, аналогия, системный подход, позволившие выявить специфические противоречия, обосновать психолого-педагогические условия разработки и реализации системы задач.

Базой опытно-экспериментальной работы были определены группы студентов Института легкой промышленности, преподаватели кафедры «Технология и конструирование швейных изделий» Института легкой промышленности Казанского государственного технологического университета.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2001;2002 гг.) изучалось состояние рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической литературе, педагогической практикеанализировалась учебно-программная документацияразрабатывались исходные теоретические и методологические позиции исследованияформировалась рабочая гипотезаразрабатывалась методика экспериментальной работы.

На втором этапе (2002;2003 гг.) осуществлялась опытно — экспериментальная работа, направленная на обоснование системы междисциплинарных задач в качестве средства формирования профессиональной направленности подготовки специалистов швейного производства, а также текущая корректировка проекта.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) проводилась итоговая апробация, обобщение и оформление результатов исследования, разработка методического указания и пособия.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

1) в разработке и обосновании системы профессионально-направленных междисциплинарных задач, отражающих взаимосвязь материаловедческих, технологических и конструкторских проблем современной производственнотехнологической деятельности инженера швейного производства в условиях использования постоянно обновляемых основных, прикладных и вспомогательных материалов, и дающих возможность повышать качество технологической подготовки инженеров швейного производства;

2) в определении и обосновании психолого-педагогических условий разработки и реализации профессионально-направленных междисциплинарных задач как одного из средств повышения качества технологической подготовки инженеров швейного производства, а именно:

• логико-содержательной основой задач является теория межпредметных связей, обусловленная взаимосвязанностью естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин подготовки специалистов и инте-гративным содержанием производственных задач будущей профессиональной деятельности;

• системообразующим фактором разработки задач выступает уровневая структура профессиональной деятельности специалиста на производстве;

• система задач и ее реализация основываются на общепедагогических и специфических принципах дидактики: профессиональной направленности, научности, систематичности и последовательности, сознательности и творческой активности, коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучаемых, модульности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретной системы профессионально-направленных междисциплинарных задач (на базе дисциплины «Материаловедение швейных производств»), целью которой является повышение качества технологической подготовки специалистов швейного производства. Задачно-модульная программа, разработанная на основе результатов исследования, применяется в практике подготовки специалистов швейного производства в Институте легкой промышленности Казанского государственного технологического университета. Использование разработанного варианта системы профессионально-направленных междисциплинарных задач обеспечивает более высокую эффективность обучения и подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Основные подходы к разработке данной системы профессионально-направленных междисциплинарных задач могут быть экстраполированы на другие предметы цикла подготовки специалистов швейного производства.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается реализацией комплекса разнообразных теоретических и эмпирических методов и их адекватностью цели и задачам исследования, использованием современного математического аппарата обработки данных, опытом работы автора в технологическом университете, результатами экспериментальной проверки.

Апробация результатов исследования. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики высшего профессионального образования Казанского государственного технологического университета, а также кафедры «Технология и конструирование швейных изделий» Института легкой промышленности Казанского государственного технологического университетадокладывались на научно-методических конференциях Казанского государственного технологического университета (Казань, 2002, 2003, 2004гг.), на региональной научно-методической конференции «Профессиональные кадры легкой промышленности» (Казань, 2001 г.), на Межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы высшего послевузовского профессионального образования текстильной и легкой промышленности» (Иваново, 2001 г.), на Международной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО «Образование, занятость, карьера: стратегия и тактика» (Казань, 2002 г.), на X Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования» (Казань — Йошкар-Ола, 2002 г.), на 49-й и 50-й Всероссийской научно-практической конференции химиков-педагогов с международным участием «Актуальные проблемы модернизации химико-педагогического и химического образования» (Санкт-Петербург, 2002, 2003 гг.), на Всероссийской научно-методической конференции «Структурнофункциональные аспекты деятельности университетских комплексов» (Казань,.

2002 г.), на Международной конференции «Проблемы интеллектуализации образования» (Воронеж-Москва, 2002 г.) — на Юбилейной научно-методической конференции «111 Кирпичниковские чтения», посвященной 90 — летию чл.-кор. РАН П. А. Кирпичникова и 70-летию кафедры технологии синтетического каучука (Казань, 2003 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития химического образования» (Челябинск, 2003 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Казань — Йошкар-Ола, 2004 г.), на Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в области образования, науки и производства» (Нижнекамск, 2004 г.).

На защиту выносятся:

1. Система профессионально-направленных междисциплинарных задач, отражающая взаимосвязь материаловедческих, технологических и конструкторских проблем современной производственно-технологической деятельности инженера швейного производства в условиях использования постоянно обновляемых основных, прикладных и вспомогательных материалов.

2. Психолого-педагогические условия разработки и реализации профессионально-направленных междисциплинарных задач в системе технологической подготовки инженеров швейного производства.

3. Доказательство того, что разработанные и реализованные в образовательном процессе профессионально-направленные междисциплинарные задачи повышают качество технологической подготовки инженеров швейного производства.

Структура диссертации. Диссертация, объемом 224 страницы, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (299 наименований), 7 приложений.

Основные выводы по 3 главе В ходе опытно-экспериментальной работы выявилось положительное влияние использования профессионально-направленных междисциплинарных задач на повышение качества технологической подготовки специалистов швейного производства.

1. Проявилась динамика развития мотивации учения студентов (непосредственно при изучении дисциплины «Материаловедение швейных производств»).

2. Повысился уровень отдельных признаков мотивации студентов экспериментальной группы (осознанность, иерархия мотивации, предметная направленность на содержание обучения, предметная направленность на виды деятельности, устойчивостьпредметная направленность на содержание труда, предметная направленность на способы учения и труда).

3. Изменилась иерархия мотивов учебной деятельности студентов (по значимости на первых местах у студентов экспериментальной группы находятся профессиональные и учебно-познавательные мотивы, а также мотивы достижения успеха в учении, тогда как у студентов контрольной группы — широкие учебные мотивы, а также узкие социальные и утилитарные мотивы).

4. В результате анкетирования на выявление факта профессиональной направленности обучения дисциплины Материаловедения, в экспериментальной группе 65% студентов отметили, что при изучении предмета Материаловедения его профессиональной значимости уделялось достаточное внимание, в то время как 51% студентов контрольной группы посчитали, что при изучении дисциплины «Материаловедение швейных производств» ее профессиональной направленности уделялось не достаточно внимания. При этом студенты контрольной группы не ориентируются в практической значимости отдельных тем курса Материаловедения, а это означает, что значительное количество студентов не осознает роли материаловедческих знаний в их профессиональном становлении.

5. Результаты анкетирований, проведенных среди первокурсников Казанского государственного технологического университета, и студентов института легкой промышленности, обозначили тот факт, что свыше 50% поступающих не имеют адекватного представления о специфике будущей профессии, о характере и содержании будущей практической деятельности, что в свою очередь подтверждает актуальность проблемы профессиональной направленности подготовки студентов.

6. Интерпретация и анализ результатов анкетирования на выяснение вопроса удовлетворенности выбранной профессией формирующего эксперимента позволили определить, что индекс удовлетворенности в экспериментальной группе вырос до значения 0, 610, (по сравнению с результатами констатирующего эксперимента — 0,410). Следовательно, в результате использования междисциплинарных задач значительно увеличился общий индекс удовлетворенности избранной профессией.

7. На основе тестирования для выявления исходных и конечных показателей сформированности уровней усвоения опыта студентов выполнять деятельность на 1, 2, 3, 4 уровнях с помощью соответствующих контрольных тестовых заданий, выяснилось, что общий процент студентов, способных выполнять деятельность по решению задач 3 и 4 уровня у экспериментальных групп существенно превышает (на 49%) возможность выполнять соответствующую деятельность студентами контрольной группы.

8. Расчет коэффициента усвоения умений у студентов контрольной и экспериментальной групп показал, что в экспериментальной группе средний коэффициент усвоения умений составляет 0,79±0,01, по сравнению с 0,68±0,01 в контрольной группе. Также, важным результатом является то, что у студентов возрастают способности к продуктивной деятельности. Так, если в экспериментальной группе, при решении системы задач третьего и четвертого уровней сложности коэффициент усвоения достигает 0,80±0,01 и 0,74±0,01, то в контрольной группе он соответственно составляет 0,67±0,01 и 0,65±0,01. (что ниже установленного коэффициента усвоения умений 0,7).

9. Анкетирование, проведенное среди студентов экспериментальной группы на выявление значимости межпредметных умений, сформированных в результате использования междисциплинарных задач при непосредственном изучении предмета Материаловедение, показало положительные результаты, а именно: полученные умения приходится применять при изучении спецпредметов положительно ответило 60% студентов, при курсовом и дипломном проектировании — 56% студентов, при технологической (производственной) практике — 50% студентов.

Ю.Выявлена динамика прямой зависимости между применением профессионально-направленных междисциплинарных задач в обучении и успешностью обучения. Определение уровня академической успешности у студентов до и после завершения эксперимента показало, что количество студентов, достигших высокого уровня академической успешности, увеличилось на 25,8%, количество студентов, имеющих средний и низкий уровни сократилось на 4,9% и 20,9% соответственно.

Заключение

.

Сложный период перехода производственных предприятий различных отраслей промышленности, в том числе и швейной отрасли, к современным, принципиально новым условиям хозяйствования во многом определяется динамичным развитием новой техники и перспективных технологий. В связи с этим значительно повышаются требования к производственно — технологической деятельности специалиста на производстве, и соответственно обусловливается необходимость повышения качества технологической подготовки студентов, что, в свою очередь, неразрывно связанно с решением ряда проблем профессиональной направленности этой подготовки. Необходимо актуализировать потребность студентов в их профессиональном развитии, формировать положительные мотивы по отношению учебной деятельности и профессии, более того, важное значение имеет формирование профессионально значимых знаний и умений, которые являлись бы инструментом для решения взаимосвязанных задач дисциплин подготовки специалистов и будущей производственно-технологической деятельности.

Объективная необходимость повышения качества технологической подготовки специалистов обусловила поиск новых эффективных средств, влияющих на совершенствование профессиональной подготовки специалистов в вузе. Данное исследование посвящено разработке, обоснованию и апробированию системы профессионально-направленных междисциплинарных задач в системе технологической подготовки специалистов швейного производства.

Результаты проведенных исследований позволили сделать следующие основные выводы:

1.Раскрыта зависимость технологической подготовки специалистов швейного производства от реализации профессионально-направленных междисциплинарных задач, позволившая повысить качество технологической подготовки специалистов.

2. Разработан и обоснован задачный подход в решении вопросов повышения качества технологической подготовки специалистов на междисциплинарной, профессионально-направленной и личностно-ориентированной основе.

3. Структура и содержание системы профессионально — направленных междисциплинарных задач отражают уровневую структуру профессиональной деятельности специалиста на производстве, и базируются на принципах профессиональной направленности, научности, систематичности и последовательности, сознательности и творческой активности, коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучаемых, модульности.

4. Разработана и обоснована задачно-модульная программа обучения в системе технологической подготовки специалистов швейного производства.

5. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу настоящего исследования. Реализация разработанной системы профессионально-направленных междисциплинарных задач влияет на формирование профессиональных мотивов, повышение удовлетворенности избранной профессией, способствует формированию профессиональнозначимых межпредметных умений, повышает академическую успешность обучения.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение выделенных аспектов влияния профессионально-направленных междисциплинарных задач на сложную и многообразную проблему повышения качества технологической подготовки специалистов швейного производства. Ряд вопросов, поставленных в данной работе, требуют своего дальнейшего уточнения и развития.

Не менее важным является исследование таких проблем, как влияние профессионально-направленных междисциплинарных задач на формирование профессионально важных качеств специалиста, формирование технического мышления будущих инженеров, а также исследование проблемы максимального использования потенциала содержания всех циклов учебных дисциплин в разработке задачного подхода в целях решения актуальных вопросов повышения качества технологической подготовки специалистов швейного производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X.А. Педагогические основы реализации межпредметных связей как средства профессиональной подготовки студентов: Автореф. дис. канд.пед.наук. — Ташкент, 1990. — 18с.
  2. B.C. Композиция тестовых заданий: Учеб. кн. М.: Ассоциация инженеров-педагогов г. Москвы, 1996. — 191с.
  3. B.C. Методологические и теоретические основы педагогического контроля: Автореф. дис.. д-ра пед.наук.- СПб., 1992. — 36 с.
  4. US* 5. Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля ввысшей школе.- М.: МИСИС, 1989.
  5. Н.М. Межпредметные познавательные задачи в курсе неорганической химии профтехучилища //Методика и организация обучения химии в средних ПТУ (Метод.рекомендации для преподавателей профессионально-технических училищ). — Л., 1986. — С.12−16.
  6. Н.М. Разработка и применение в профтехучилищах педагогических программных средств с межпредметными познавательными задачами: Метод. рекомендации /ВНИИ профтехобразования. Л., 1989. — 38с.
  7. Акофф.Р. Рассогласование между системой образования и требованиямик успешному управлению //Вестник высшей школы. -1990. № 2. — С. 5054.
  8. Г. Н., Полетаева Л. А., Сабанеева Г. И. Определение содержания образования с использованием модели деятельности специалиста // Пути совершенствования высшего технического образования: Межвуз.• сб. Уфа, 1984. — С. 19−30.
  9. Т.К. Формирование межпредметных познавательных умений учащихся в учебной деятельности: (На материале естественно-математических предметов в УН-УИ кл.средн.шк.): Дис. канд.пед.наук: 13.00.01. Л., 1982.-246 с.
  10. М.И. Мотивы учебной деятельности студентов // Проблемы высшей школы: Сб.- М.: Высш.шк., 1976. Вып.25- С.31−38.m 12: Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития: Учеб. пособие.—1. Казань, 1994.-246 с.
  11. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Метод, пособие — М.: Высш.шк., 1981. — 240 с.
  12. Л.В., Галимов Э. Р. Способы повышения познавательной активности студентов при изучении материаловедения // Совершенствование преподавания в высшей школе: Материалы научно-метод. конф. Казань: Карпол, 2001. — 213 с.
  13. Н.Н. Формирование профессиональной направленности студентов средних мед. училищ: Дис-----канд. пед. наук. Брянск, 1999. —221 с.
  14. А.Ю. Педагогическая технология формирования профессиональной подготовки курсантов военных авиационных вузов: Дис.. канд.пед.наук. Саратов, 2001. — 165 с.
  15. . С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 347 с.
  16. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-157 с.
  17. Д.Н., Васильева С. И., Рыленкова И. Н. Составление и решение химических задач с сельскохозяйственным содержанием: Учеб. пособие к спецкурсу. Смоленск, 1989. — 87с.
  18. Р.У. Реализация принципа профессиональной направленности обучения в вузе средствами профилизации общенаучных дисциплин: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. Казань, 1988.- 158с.
  19. Р.А. Интегративные военно-профессиональные задачи в системе подготовки курсантов высших военных учебных заведений: Ав-тореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.08. Казань, 2000. — 15 с.
  20. Г. А. О психологическом содержании-понятия «задача» //Вопросы психологии. 1970. — № 6. — С.75−85.
  21. Г. А. Об основных положениях и некоторых применениях теории познавательных задач // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 34−41.
  22. Балл Г. А Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. -184с.
  23. И.С. Решение задач качественного характера как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: Дис.. канд.пед.наук. Челябинск, 1997. —?с.
  24. Е.И. //Материаловедческие знания в основу подготовки инженера. — 1986. -№ 6. — С.16−17.
  25. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 208с.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  27. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие М.: Высш.шк., 1989. -144 с.
  28. Биохимия: Сборник задач и упражнений. Киев: Вища школа, Изд-во при Киевском ун-те, 1988. — 104 с.
  29. А. И. и др. Научно-техническая революция и инженерное образование: Пер. со словац. JI.C. Каганова / А. Блажей, Д. Дриенски, И, Перла-ки- Предисл. и коммент. А .Я. Савельева. М.: Высш. шк., 1988. — 288 с.
  30. JI.К. Формирование профессионально значимых качеств личности инженера у студентов технического вуза: Автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.08. Киров, 2001. — 18с.
  31. Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М., 1968. -464с.
  32. .В. Вузовское обучение: проблемы активизации / Б. В. Бокуть, С. И. Сокорева, Л. А. Шеметков, И.Ф. Харламов- Под. ред. Б. В. Бокутя, И. Ф. Харламова. Мн.: Университетское, 1989. — 110с.
  33. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов СПб.: Питер, 2000. — 304с.
  34. Н.Ф. Об основах межпредметных связей // Сов.педагогика. -1971.- № 11.-С. 24−33.
  35. А.Н. Воспитание положительной мотивации учебной деятельности. На примере технических вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1994. 19с.
  36. Н.В. Методические основы составления и использования задач с экологическим содержанием в курсе биохимии: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1994.-177с.
  37. Н.Ш. Становление и развитие дополнительного профессионального образования студентов в техническом вузе / Казан, гос. технол. ун-т. Казань, 1998. — 176 с.
  38. Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.02.-Челябинск, 1984. 158с.
  39. Е.А. Профессиональная направленность обучения высшей математике студентов технических вузов: Автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.08.-М., 2000.-24с.
  40. В. О подготовке специалистов-технологов //Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С. 97−98.
  41. Н.В. Оптимизация качества подготовки специалистов в вузе посредством использования межпредметных профессиональных задач: Дис. канд.пед.наук. Саратов, 1999. — 176 с.
  42. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа, 1985.- 176 с.
  43. В.И. и др. Специфика межпредметных связей в высшей школе / В. И. Вершинин, Ю. П. Дубенский, Н. А. Ждан // Наука и шк. 2000. — № 4. -С.6−11.
  44. В.И., Кукин Г. П. Межпредметные связи в высшей школе: связь содержания университетского курса высшей математики и общепрофессиональных (химических) дисциплин // Наука образования. -Омск:ОГПУ. 1999.-Вып. 17. — С. 241−250.
  45. В.И., Усова С. В. Межпредметные связи в высшей школе: математическое обеспечение курса аналитической химии //Вестник Омского ун-та. 1999. -Вып.2. — С.32−34.
  46. Т.С. Междисциплинарные тесты как средство диагностики системности знаний учащихся: Дис.. канд. пед. наук. — Ижевск, 2000. -146с.
  47. А.И. Общеобразовательным предметам профессиональную направленность// Проф. техн. образование. — 1981. — № 8. — С. 10−11.
  48. И.А., Арташкина Т. А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний. Владивосток: ДГУ, 1993.
  49. Вопросы алгоритмизации и программирования обучения /Под ред. Л. Н. Ланды. М., 1973.- Вып.2.
  50. Т.А. Соотношение профессиональной пригодности и профессиональной направленности в подготовке специалиста //Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе.- JL: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1973.- С.2−13
  51. Л.С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. М., 1996.- 1984.- Т.2.
  52. . Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 254с.
  53. П.Я. Психология как объективная наука/ Под ред. А. И. Подольского. М.: Изд-во Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.-480с.
  54. М.Г., Пустовит В. В. Принципы обучения в дидактике высшей школы// Обучение в высшей и средней специальной школе: Обзорная информ. М., 1980. — Вып.1. — 44с.
  55. Г. А. Формирование профессиональной направленности студентов младших курсов в учебно-воспитательной деятельности (социально-педагогический аспект): Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 181с.
  56. Р.Н., Реан А. А. Идеология формирования профессиональной мо** тивации у будущих специалистов // Психология контрпропаганды: проблемы, методы и перспективы: Тезисы докл. на респ. симпозиуме. Уфа, 1987.
  57. К.К. Совершенствование преподавания теоретических дисциплин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 205с.
  58. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.- М., 2000.
  59. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., «Педагогика», 1977.- 136с.
  60. Т.Н. Методические основы профессиональной направленности курса «Методика преподавания математики» в педагогическом вузе: Ав-тореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.02. -М., 2000. 18с.
  61. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ : Дидактический аспект/ Под. ред.• М. И. Махмутова. М.: Педагогика, 1985. — 152с.
  62. О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ: Профпедагогика. М.: Высш.шк., 1986.-48с.
  63. А.И., Цуркан В. В. Проблемы адаптации студентов Вильнюс, 1987.-С.5−8.
  64. Н.В. Межпредметные задачи как средство формирования познавательных умений системного обобщения знаний старшеклассников: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. Л., 1987.-235с.
  65. Г. С. Методика и система работы по осуществлению взаимосвязи предметов общеобразовательного и профессионально-технического циклов в профессионально-технических училищах . М.: Высш. шк., 1977. -96 с.
  66. В.В., Ломпшер И., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьника. М., 1982.
  67. Данцев А. А Философия и химия. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1991.- 112с.
  68. О.И. Структурирование учебного предмета в логике системного подхода. Проблемы высшей школы: Республ. научно-метод. сборник. -Киев: Вища школа, 1990. Вып. 71. — С.33−39.
  69. Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе (на материале педвузов): Дис.. канд. пед. наук. — Ярославль, 1972. 284с.
  70. И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. — 107с.
  71. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /Под. ред. М. Н. Скаткина. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982.-319с.
  72. Дик Ю.И., Турышев И. К., Лукьянов Ю. И. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Под. ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. М.: Просвещение, 1987. — 191с.
  73. К. Психология продуктивного (творческого) мышления: Сб. переводов «Психология мышления». М.: Прогресс, 1965.
  74. М.Б. Задачи как средство реализации межпредметных связей в высшей школе //Методические рекомендации по совершенствованию методов преподавания химии в средней и высшей школе. М.: НГПИ им. В. И. Ленина, 1984. — С.62−67.
  75. М.И., Кондыбович Л. А. Психологические проблемы готовностик деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1986.
  76. М.И., Кондыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск: Изд-во БГУ, 1981. -383с.
  77. . С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. -2000. № 3. — С.106−107.
  78. А.И. Педагогические основы междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке учителя: Автореф.дис.. канд пед.наук.щ> М., 1991.
  79. А.И. Система межпредметных связей в высшей школе(аспект подготовки учителя). Харьков: Вища школа, 1984. — 152с.
  80. Д.П., Ачкинадзе О. С. Задачи с природоохранным содержанием как средство профессиональной подготовки студентов. //Совершенствование преподавания химии в высшей и средней школе: Методические рекомендации. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988 — С.72−77.
  81. Д.П., Грабовый А. К. Задачи и примеры по химии с межпредмет-• ным содержанием (спецпредметы): Учеб. пособие для СПТУ. — М.: Высш.шк., 1989. 176с.
  82. Н.С. Формирование познавательной активности студентов в процессе решения графических задач с элементами конструирования: Дис— канд.пед.наук. М., 1990. — 175с. т
  83. В.И. Педагогические условия формирования профессиональнойнаправленности студентов инженерных вузов: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Челябинск, 1991.
  84. В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы. -Тюмень: ТГУ, 1978 91с.
  85. Задачи по курсу технологии трикотажа / Л. А. Панфилова, В. Н. Викторов, О. П. Фомина и др. М.: Легпромбытиздат, 1986. — 128с.
  86. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессиона-ф лизма// Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. М.:
  87. НИИВО, 1993. Вып. 6.- 48с.
  88. О.С. Задачи и вопросы по химии: Учеб. пособие для вузов. М.: Химия, 1985.-304с.
  89. И.Д. Формирование системы знаний в процессе обучения и воспитания. Межпредметные и внутрипредметные связи важный фактор осуществления воспитания и обучения //Советская педагогика. — 1983. -№ 2. -С. 71−83.
  90. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 160с.
  91. А.Г., Рожин В. П., Ядов В. А. Человек и его работа. М.: Наука, 1967.
  92. И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480с.
  93. М.М. Теоретические основы целенаправленного формирования творческого мышления и инженерных умений студентов: Учебное пособие. М.: Завод-втуз, 1987. — 83с.
  94. Н.М. Дидактические условия решения межпредметных задач в теретическом обучении учащихся профтехучилищ: Автореф. дис.. канд.пед.наук. —Л., 1991. 22с.
  95. М.В., Курамшин И. Я., Шулындина О. С. Задачи как средство реализации профессиональной направленности обучения химии в средних ПТУ. М.: Изд-во Госпрофобра РСФСР, 1987. — 69с.
  96. Т. А., Левин, А .Я. Мотивация учебной деятельности студентов / Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизации трудовой и учебной деятельности. — Горький: Изд-во Горьковского ун-та, 1987. С.77−82.
  97. Л.И. Процесс формирования профессионально-педагогической направленности студентов университета: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -Одесса, 1990.-15с.
  98. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288с.
  99. В. От усилий памяти к усилиям мысли. // Высшее образование в России. — 2000. — № 6. — С.54−56.
  100. А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск: Изд-во БГУ, 1983. — 111с.
  101. А.Б. Формирование профессиональной направленности студентов на младших курсах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1981.-16с.
  102. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.-С.241.
  103. В.Н. Проблема осуществления межпредметных связей математики и химии (в педвузе и школе). Тбилиси: ТбилГУ, 1984.
  104. Э.Н. Преемственность в реализации медпредметных связей в процессе преподавания курса химии и специального предмета в средних профтехучилищах: Метод, рекомендации /ВНИИ профтехобразования. — Л., 1983.-24с.
  105. В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовки учителей в вузе: Автореф.дис.. д-ра пед.наук. М., 1990.
  106. А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста: Монография. — Казань: КГТУ, 2000. — 228с.
  107. А.А., Кочнев A.M. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе. Казань: Изд-во Абак, 1999.-290с.
  108. В.И. Педагогическая технология формирования мотивации учебной деятельности курсантов ВВВУЗов ВВ МВД.: Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 1998. — 145с.
  109. И.И. Проблемные ситуации и алгоритмические приемы как средства активизации познавательной деятельности учащихся (на материале электротехники специальных учебных заведений): Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М., 1972.- 32с.
  110. Н.Д. Методы реализации принципа профессиональной направленности при отборе и построении содержания общеобразовательных предметов в высшей школе: Автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.02. -Майкоп, 1995.-25с.
  111. В.И. Профессия и его мотивация. / психологические вопросы профессиональной пригодности. Вильнюс: Изд-во Вильнюсского ун-та, 1981. С.11−20.
  112. С.Н. Педагогические основы формирования мотивов профессиональной деятельности у студентов технического вуза: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 1998.- 184с.
  113. А.Т. Анализ факторов формирования профессиональной направленности студентов у студентов технического вуза//Вестник Ленинградского ун-та. Сер. Экономика, философия, право. Л., 1977. — Вып.1, № 5. — С.92−96.
  114. В., Пунский В. Учить учиться // Народное образование. — 1983. -№ 2. С.40−43.
  115. Т.А. Формирование положительных мотивов учебно-познавательной деятельности у студентов младших курсов высшей технической школы: Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1986.
  116. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2002. — № 2.- С.3−31.
  117. Н.В. Реализация межпредметных связей учебных дисциплин как условие формирования научного мировоззрения учащихся профтехучилищ: Автореф.дис. канд.пед.наук: 13.00.01. Ташкент, 1988. -21с.
  118. В.М. Приемы познавательной деятельности как вид межпредметных связей: Дис. канд.пед.наук. — М., 1975. — 178с.
  119. А.С. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов в процессе обучения спецдисциплине: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Ростов н/Д., 1988.- 18с.
  120. А.М. Современная высшая школа: состояние и тенденции развития. Казань: ИССО РАО, 1997. — 240с.
  121. В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн.вузов. М.: Высш. шк., 2001.-319с.
  122. А.Я. К проблеме принципов обучения// Советская педагогика. 1981.-№ 8.-С.100−106.
  123. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304с.
  124. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — JL: Изд-во ЛГУ, 1970.-114с.
  125. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981.-96с.
  126. Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. — М.: Педагогика, 1971. 184с.
  127. И.Я. Методика обучения химии в школе-гимназии. Казань: Изд-во Карпол. — 1996. — 171с.
  128. ИЛ. Реализация взаимосвязи биологии с химией и химико-технологическими дисциплинами в СПТУ химического профиля. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 48с.
  129. И.Я., Зуева М. В., Шулындина О. С. Познавательные задачи по неорганической химии с производственным содержанием для средних ПТУ. М.: Изд-во Госпрофобра РСФСР, 1986. — 52с.
  130. . Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. 160с.
  131. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980.-334с.
  132. А.Б., Никандров Н. Д. Пути совершенствования практических занятий в высшей школе//Совершенствование форм и методов учебного процесса в высшей школе. М.: Знание, 1982. — С.3−28.
  133. А.Н. Система профессионально направленного обучения физике студентов электротехнических специальностей вузов.: Автореф. дисканд.пед.наук: 13.00.08. Тольятти, 1999.- 17с.
  134. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. — М.: Просвещение, 1966. 524с.
  135. В.М. Дидактические условия профессиональной пропедевтики студентов первого курса в техническом вузе: Автореф.дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1992.- 18с.
  136. В. Еще раз о межпредметных связях. В преподавании теоретической механики //Вестник высшей школы. — 1991. № 2.- С. 48 — 49.
  137. Е.Н. Сертификация тестовых измерителей как способ повышения объективности контроля обученности. (на примере вузовского курса информатики): Автореф. дис.. канд.пед.наук. Ижевск, 1998. — 20с.
  138. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы, — 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 1991. — 224с.: ил.
  139. B.C., Сова А. Я., Кузнецов А. А. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства.- М.: Высш. шк., 1977.- 160с.
  140. О.В. Социальные проблемы формирования профессиональной направленности личности: Дис.. канд. пед. наук. — Саратов. — 1990. — 140с.
  141. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
  142. А.Н. Потребность. Мотивы. Эмоции. -М.: Изд-во МГУ, 1971. -40с.
  143. А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Из-во Моск. ун-та, 1981.- 584с.
  144. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1989. — 48с.
  145. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учебное пособие. Новосибирск: Hi НИ, 1987. — С.89.
  146. И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981.-184с.
  147. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Авто-реф.дис.. д-рапед.наук: 13.00.01.-Л., 1986, — 15с.
  148. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64с.
  149. И.Я., Скаткин М. Н. Задачи и содержание общего и политехнического образования // Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под. ред. М. Н. Скаткина. —М.: Просвещение, 1982.-С. 90−127.
  150. П.С. Подготовка кадров для современного производства (инженерно-педагогические аспекты). — М.: Высш.шк., 1989. 134с.
  151. Ф.С. О природе вопроса// Вопрос, мнение, человек. Л.:ЛГПИ им. Герцена, — 1971.-С. 15−22.
  152. .Т. Педагогика.- М.: Прометей, 1996. — 163с.
  153. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984. 344с.
  154. Л. Диагноз качества подготовки специалиста //Высшее образование в России.- 2001.- № 4.- С.28−34.
  155. Н.А. О понятиях и видах межпредметных связей// Сов.педагогика.- 1972.- № 6.- С .31−53.
  156. О.И. Реализация алгоритмического и эвристического методов в производственном обучении: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1991.
  157. Д.В. Критериально-разработанные тесты. Сущность и методы конструирования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 28с.
  158. Максимова В. Н Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед.институтов. — М.: Просвещение, 1987. — 160с.
  159. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988.- 192с.
  160. В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема //Советская педагогика. -1981.- № 8. С. 78−84.
  161. Л.П. Сущность и специфика инженерной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 1995.- 160с.
  162. И.С. Инженер: социально-экономический очерк. М.: Сов. Россия, 1980.
  163. С.С. Формирование профессиональной направленности старшеклассников в деятельности школьной организации: Автореф.дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 22с.
  164. В.В. Межпредметные проблемные познавательные задачи как средство формирования познавательного интереса к творческой деятельности : Автореф. дис.канд.пед.наук -М., 1977. — 21 с.
  165. Матюшкин А. М Актуальные проблемы психологии высшей школы. — М.: Знание, 1994.-44с.
  166. А.М. Классификация проблемных ситуаций // Вопросы психологии. 1970. — № 5. — С.23−25.
  167. Матюшкин А. М Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 208с.
  168. М.И. О совершенствовании общего образования в средних профессионально-технических училищах. (Проблемы процесса обучения)// Совершенствование общего образования в средних профессионально-технических училищах. М., 1981.- С.5−22.
  169. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. 368с.
  170. М.И., Шакирзянов А. З. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ: Метод.пособие. — М.: Высш.шк., 1985.-207с.
  171. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения . -М.: Педагогика, 1988. 192с.
  172. В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дис.. канд пед.наук.- М., 2000.
  173. Межпредметно-межцикловые преемственные связи курса материаловедения с предметами естественно-математического цикла (неорганической химией и физикой) в среднем ПТУ: Метод, рекомендации /Ред. И. Я. Курамшин. М.: АПН. СССР, 1984. — 63с.
  174. Мейерович А. М: Направленность личности как фактор эффективности трудовой деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л., 1985. -17с.
  175. Ю.Ф., Новиков С. Г., Соколов B.C. Эвристические задачи: Учебное пособие. Курск: Изд-во Курск.гос.пед.ун-та, 1999. — 29с.
  176. А.Ф. Учебная работа в техническом вузе. / Под. Ред. В.В. Домни-ной. М.: Изд-во МЭИ, 1992. — 142с.
  177. Методика обучения студентов педвузов химическим дисциплинам/ Под ред. Г. М. Чернобельской, — М.: МГПИ, 1984.
  178. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 2002.- 208с.
  179. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений.- М.: Педагогика, 1973. 300с.
  180. И.Г. Математическая подготовка инженера в условиях профессиональной направленности межпредметных связей: Автореф.дис.. канд пед.наук.-Тобольск, 1998. 18с.
  181. Т.Г. К вопросу о воспитании к профессионально-педагогической направленности студентов //Проблемы формированияпрофессионально-педагогической направленности будущих учителей.-Алма-Ата, 1980. С.26−30.
  182. В.А., Смульсон М. Л. Психологическая готовность к труду на современном производстве. — Киев, 1985.
  183. В.А., Смупьсон М. Л. Психолого-педагогические проблемы развития профессионального мышления студентов технических вузов // Программное обучение.- 1988.- Вып. 25.- С.79−86.
  184. Г. В. Технологический университет и современные проблемы педагогики высшей школы //Тезисы докладов «Технологический университет: Правовой статус, наука образования и воспитания», — Казань, 1993.- 75с.
  185. В.Н. Проблема личности в советской психологии // Материалы университетской психологической конференции 1−5 окт. 1947 г. Л., 1947.-С.25−35.
  186. Е.В. Профессиональная направленность обучения студентов педагогических вузов в процессе углубленного изучения понятия числа. Автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.02.-М., 1999.- 16с.
  187. Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности их профессиональной подготовки: Дисканд. пед. наук. Л., 1984.- 215с.
  188. А. Еще раз о межпредметных связях. На основе комплексного подхода //Вестник высшей школы. 1991. — № 2.- С.46- 47.
  189. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан.гос.ун-та, 1975. — 302с.
  190. П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профессионально-технических училищах: Для преподавателей средних профтехучилищ. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1987. — 147с.
  191. П.Н. Методические рекомендации составления задач с межпредметным содержанием. — М.: НИИ АПН, 1977.
  192. О межпредметных связях, имеющих мировоззренческое значение //Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе: Тез. докл. всесоюз.конф., 10−12 окт. 1972 г.-М., 1973. -Ч.1.- С.42−43.
  193. Общая методика обучения общетехническим и специальным дисциплинам в инженерном вузе: Учеб.-метод. пособие / В. Г. Иванов, И .Я. Курам-шин, С. К. Чиркунова и др. Казань: КГТУ, 2001. — 300с.
  194. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Дис.. д-ра психол. наук. — М., 1989.-525с.
  195. Педагогика: Учебное пособие / Под.ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 1998. — 640 с.
  196. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб./С.А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под.ред. С. А. Смирнова.- 4-е изд., испр. М: Издательский центр Академия, 2000. — 512 с.
  197. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т./ Гл.ред. И. А. Каиров.- М.: Сов.энцикл., 1966.- 880 с.-Т.З.
  198. Н.П. Реализация профессиональной направленности при построении содержания образования инженера-педагога: Дис. канд.пед.наук: 13.00.01.-Казань, 1987.- С.
  199. Р.П. Систематизация форм реализации межпредметных связей при формировании у студентов вуза научных понятий: Автореф.дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. Челябинск, 1993.-21с.
  200. А.В. Педагогика и психология //Проблемы социалистической педагогики. М.: Педагогика, 1973.
  201. А.В., Ярошевский М. Г., Брушлинский А. В. Психология. М.: Издательский центр Академия, 2000. — 512с.
  202. Н.А. Совершенствование профессиональной направленности подготовки учителя. // Совершенствование подготовки учителя. К.,-1980.- С.8−21.
  203. Я.А. Психология творческого мышления / Под ред. действ, члена АПН РСФСР проф. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-С. 109−121.
  204. Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.
  205. Н.Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -Казань, 1982. 24с.
  206. С.Н. Методика профессионально-направленного обучения решению задач по физике студентов электротехнических специальностей вузов: Дис.. канд.пед.наук. Тольятти, 1999. — 178с.
  207. Проблемы взаимосвязи общеобразовательных предметов и дисциплин профессионально-технического цикла в средних ПТУ: Сб. науч.тр. / Под ред. М. И. Махмутова. М.: АПН СССР, 1985. — 146с.
  208. Н.В. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе обучения иностранному языку: Дис.. канд.пед.наук.-- СПб., 1991.-224с.
  209. Пути разработки профиля специалиста /Н.Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Хихловский Л. Б. и др. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987.- 176с.
  210. B.rf. К пониманию эвристической деятельности в кибернетике и психологии // Вопросы психологии. 1965. — № 1. — с.21−24.
  211. В.П. Эвристика -наука о творческом мышлении. М.: Политиздат, 1967. — 272с.
  212. Т.В. Межпредметные связи физики, математики и трудового обучения как средство политехнической направленности в системе общего образования: Автореф.дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. / Институт общественного образования. М., 1995. — 11с.
  213. Н.Н. Формирование межсистемных знаний и умений учащихся средствами проблемного обучения: Автореф.дис.. канд.пед.наук: 13.00.01.-М., 1973.-26с.
  214. Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательная активность личности //Психологическая служба в вузе. Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казан.гос. ун-та, 1981. — С.90−105.
  215. Т.А. Диагностика начального уровня обученности студентов на основе гетерогенных тестов (на примере курса электротехника): Дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 1996.- 179с.
  216. И.М. Обучение алгоритмам умственных и практических действий // Сов. педагогика. 1965.- № 8. — С.59−69.
  217. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М.: Бол. Рос. эн-цикл., 1993.- Т.1. — С.317−318.
  218. А.Т. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JL: ЛГУ, 1977. — 136с.
  219. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Мысль, 1968.-302с.
  220. . С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354с. '
  221. С.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -424 с.
  222. Е.Л. Реализация принципа профессиональной направленности в курсе физики мед. вузов: Автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.02. — М., 1999.-22с.
  223. А.Д. Методология профессиональной ориентации молодежи в условиях рыночной отношений. — Курган: КГУ, 1996. — 104с.
  224. С.Р. Тестирование как метод повышения эффективности и объективности контроля знаний в в общеобразовательной школе (на примере школьного курса физики): Дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 1987. — 139с.
  225. А.П. Пути воспитания профессиональной направленности личности учащихся и молодых рабочих. М.: Высш. шк., 1974. — 285с.
  226. К.А., Соколов А. Н. Логический анализ форм научного поиска.-Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986.- 119с.
  227. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 152с.
  228. М.Н. Проблемы современной дидактики 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95с.
  229. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. -136с.
  230. С.А. Профессиональная ориентация молодежи к инженерной деятельности как средство повышения качества подготовки специалистов: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1982. -15с.
  231. . Я. О межпредметных связях//Специалист. 1988. -№ 6.- С.9−10.
  232. Ф.П. Влияние межпредметных связей на повышение научностизнаний по физике учащихся 7 классов: Дисканд.пед.наук. М., 1973. 110с.
  233. JI.B. Междисциплинарные задачи как средство повышения качества обучения лицеистов: Дис.. канд.пед.наук. Саратов, 2001. — 180с.
  234. Сысоев В, Еще раз о межпредметных связях. Типология связей и ее реализация //Вестник высшей школы. 1991. — № 2.-С.44- 46.
  235. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. — 1986, — № 3.- С.10−14.
  236. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. 2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр Академия, 1998. — 288с.
  237. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во Моск.гос. ун-та, 1984. -345с.
  238. Текстильное материаловедение. Задачи и задания для организуемой самостоятельной работы студентов направления 5512 / Волгогр. гос. тех. ун-тет. Сост. В. Е. Дербишер, В. Д. Васильева, Т. И. Даниленко.- Волгоград, 1995.-38с.
  239. В.Ф. Формирование профессионально важных качеств инженера в контекстном обучении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991.-21с.
  240. Н.А. Развитие мотивации и познавательного интереса старшеклассников в процессе решения межпредметных задач: Дис.. канд. пед.наук. Саратов, 2000. — 195с.
  241. Тестовый контроль знаний в вузе: Курс лекций /Г.У. Матушанский, — Казань: КГТУ, 1993. -36с.
  242. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.- М.: Мысль, 1975.- 198с.
  243. O.K. Эвристики человека и машины //Вопросы философии.-1966.-№ 4.-С.11−14.
  244. С.А. Методологические вопросы совершенствования подготовки инженерных кадров // Проблемы соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социализма. Воронеж, 1974.- С. 218−227.
  245. А.С. Формирование профессиональной направленности у учащихся среднего специального учебного заведения: Дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 244с.
  246. В.Н. Научно-техническая революция и проблемы образования// Вопр. философии.- 1973.- № 2.- С. 18−29.
  247. А.В., Завьялов В. В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики: Метод, рекомендации. М.: Высш. шк., 1984. — 96с.
  248. В.А. Алгоритм // Бол.совет.энцикл.- М., 1970. Т. 1. — С.700.
  249. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: Учебное пособие. JL, 1983. — 88с.
  250. В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин в усовершенствовании учебных программ // Система межпредметных связей по предметам естественно-математического цикла: Сб.науч.трудов. — М., 1981.-С.7−12.
  251. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи: На материале естественнонаучных дисциплин средней школы. М.: Педагогика, 1972. — 152с.
  252. Фокина C. J1. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияние на развитие познавательных интересов учащихся: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. JL, 1977. -179с.
  253. Р.П. Профессиональная направленность обучения физике в техническом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1986. -18с.
  254. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1989.- 240с.
  255. JI.M. Дидактические основы применения задач в обучении: Ав-тореф.дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. -М., 1971. 51с.
  256. JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 203с.
  257. Г. Г. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе изучения иностранного языка (на материале технического вуза): Дис. канд. пед. наук. Рубцовск, 2000, — 126с.
  258. Н.Д., Мажитова Л. Х. Модель деятельности инженера как основа для разработки профессионально направленного обучения // Вестник научно-педагогического центра МО и АГУ им. Абая. 1963.- № 14(ноябрь).
  259. М.М. Педагогические основы формирования профессиональной направленности физического лабораторного практикума в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1988.
  260. Н., Каган В. Высшая школа 21 века: проблема качества //Высшее образование в России.- 2000.- № 1.- С. 19−26.
  261. М.В. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе //Труды исследовательского центра. М., 1995. — 78с.
  262. Ю.К. Мотивационное обеспечение учебного процесса как условия повышения эффективности фундаментальной подготовки студентов: Дис. канд. пед. наук. Л., 1989. — 150с.
  263. А. Введение в математическую логику. М., 1960. — 485с.
  264. В.И. Мотивация учебной деятельности: учебное пособие. Ярославль: Изд-во Ярославский гос. ун-т, 1991.- 51с.
  265. Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психол. журн. — 1985. Т.6, № 4. — С.73−86.
  266. Н.А. Межпредметные связи как фактор формирования познавательных интересов старшеклассников в учебной деятельности (На материале гуманитар, предметов): Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. Л., 1984. -233с.
  267. И.Г. Сочетание алгоритмической и эвристической познавательной деятельности учащихся в процессе обучения (на материале предметов физико-математического цикла старших классов средней школы): Автореф. дисканд.пед.наук. М.: 1977.- 16с.
  268. И.Н. Влияние межпредметных связей в преподавании матеме-тики и физики на развитие у учащихся старших классов интереса к науке: Автореф.дис. канд.пед.наук. Киев: ЮПИ, 1971.
  269. Е.А. Общество и инженер: Философско-социологические проблемы инженерной деятельности. — Л.: ЛГУ, 1984.
  270. Т.Я. Межпредметные связи как средство развития интересашкольников к изучению русского языка: Автореф.дисканд.пед.наук. —1. М., 1998.- 17с.
  271. Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа: Автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.01. — М., 2001. -24с.
  272. А.А. Экспериментальное решение физико-технических задач в развивающем и личностно-ориентированном обучении студентов вузов: Автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.02. СПб., 2000. — 18с.
  273. Школа и выбор профессии/ Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. М.: Педагогика, 1987.- 176с.
  274. М.Ф. Межпредметные связи в формировании знаний учащихся в научных основах промышленного производства. Автореф. дис.. канд.пед.наук. Киев, 1971. — 22с.
  275. К.М. О различии между эвристическим и неэвристическими программами //Вопросы философии. 1969. — № 3. -С. 18−21.
  276. Е.В. Методологические и методические основы системы межпредметных связей физики и теоретической механики: Автореф.дис.. канд.пед.наук: 13.00.02. Владивосток, 1996 — 22с.
  277. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979. — 160с.
  278. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1989. -552с.
  279. Энциклопедия профессионального образования: В 3 -х т./ М.: Российская Академия образования, Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.-с.
  280. . П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. -255с.
  281. А.Ф. Активизация учебной деятельности студентов. М.: Высш. шк., 1982. -223с.
  282. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. Л.: Изд-во Ленингр.гос. ун-та, 1979. — 200с.
  283. А.ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. — 216с.
  284. Т.Е. Методика применения алгоритмов в процессе обучения специальной технологии учащихся СПТУ (на примере строительных профессий): Автореф.дис.. канд.пед.наук. — М., 1988.-18с.
  285. О.Д. Система компьютерных тестов и задач курса математики экономической ориентации: Дис. канд.пед.наук. М., 1998.- 166с.
  286. В.А. Методология и техника социологического исследования.-Тарту, 1969.-217с.
  287. Н.И. Межпредметные связи в учебных задачах естественных дисциплин //Сов. педагогика. — 1974. № 6. — С.62−68.
  288. Анкета для опроса студентов Уважаемый первокурсник!
  289. Инструкция к заполнению анкеты.
  290. Для ответа на вопрос предлагаются варианты ответов. Обведите кружком вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. Если у Вас есть свой вариант ответа, допишите его от руки.
  291. Инструкция к заполнению анкеты. Для ответа на предлагаемый ряд вопросов предлагаются варианты ответов. Обведите кружком те пункты, которые соответствует Вашему мнению.
  292. Как Вы относитесь к избранной профессии?1. профессия очень нравится, 2. скорее нравится, чем не нравится, 3. отношусь безразлично, 4. скорее не нравится, чем нравится, 5. профессия не нравится, 6. не могу сказать.
  293. Если бы Вам вновь пришлось поступать в вуз, избрали бы Вы профессию, которой обучаетесь в настоящее время?1.да 2) нет 3) не знаю
  294. Хотели бы Вы перейти в другой вуз?1.да 2) нет 3) не знаю
  295. Я УЧУСЬ В ИНСТИТУТЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПОТОМУ, ЧТО:
  296. Не хочу быть среди худших.
  297. Хочу быть полезным обществу.
  298. Испытываю чувство долга, ответственности перед обществом, родителями.
  299. Хочу избежать осуждения или наказания за плохую учебу.
  300. Хочу добиться одобрения родителей, окружающих.
  301. Не хочу отставать от сокурсников.
  302. Хочу завоевать авторитет в группе.
  303. Хочу заслужить одобрение товарищей.
  304. Хочу заслужить одобрение преподавателей. Ю. Хочу достичь уважения преподавателей.
  305. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  306. Хочу стать высококвалифицированным специалистом.
  307. Хочу подготовиться к будущей трудовой деятельности в отрасли.
  308. Высшее образование необходимо для участия в жизни страны.
  309. Хочу приобрести новых друзей.1 б. Хочу общаться с интересными людьми.
  310. Не хочу запускать предметы учебного курса.
  311. Хочу получать хорошие отметки.
  312. Хочу быть постоянно готовым к учебным занятиям.
  313. Хочу успешно сдавать экзамены. 21 .Не хочу получать плохие отметки. ф 22.Хочу выработать в себе качества, необходимые специалисту легкойпромышленности.
  314. Хочу успешно продолжить обучение на последующих курсах.
  315. Хочу постоянно, чтобы преподаватели поощряли меня за учебу.25.Люблю свою профессию.26.Нравится узнавать новое.
  316. Интересно изучать предметы.
  317. Хочу приобрести новые знания, ф) 29. Хочу расширить кругозор.
  318. ЗО.Интересно изучать спецпредметы. 31. Интересуюсь теоретическими проблемами науки.32.Интересно учиться.
  319. Стремлюсь к самосовершенствованию.
  320. Хочу повысить свой интеллектуальный уровень.
  321. Дорожу честью своей группы.3 б. Хочу быть лучшим по успеваемости. 37. Хочу получать интеллектуальное удовольствие.• 3 8. Хочу успешно закончить институт.
  322. Хочу получить диплом о высшем образовании.40.3нания необходимы для моего собственного роста и развития.
  323. Люблю мыслить, думать, соображать.
  324. Стараюсь избежать неприятностей.
  325. Знания пригодятся в дальнейшей практической деятельности.• 44. Хочу испытывать радость успеха в учебе.
  326. Люблю преодолевать трудности.
  327. Хочу быть образованным человеком.
  328. Хочу общаться с преподавателями.
  329. Хочу общаться с товарищами по группе.
  330. Хочу обмениваться с товарищами по группе знаниями.50.Хочу знать больше.51 .Продолжать учиться заставляют родители.
  331. Нравится преподаватель по какому-либо предмету.53.В наше время учатся все.
  332. Хочу занять достойное место в группе.
  333. Хочу получить глубокие и прочные знания.56.Хочу учиться.
  334. Хочу развивать свои способности.
  335. Хочу повысить свой профессиональный уровень.
  336. Не хочу отставать от других.
  337. Учиться в институте легкой промышленности престижно. i t
Заполнить форму текущей работой