Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы государственной поддержки развития регионального аграрного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования ориентированы на использование региональными органами управления аграрным хозяйством для обоснования объемов и форм государственной поддержки, её распределения между аграрными производителями региона. Предложенные в работе методы могут также использоваться для расчёта ряда показателей федеральных и региональных целевых программ поддержки аграрных производителей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты государственной поддержки регионального аграрного комплекса
    • 1. 1. Сущность и особенности эффективного развития регионального аграрного комплекса
    • 1. 2. Государственная поддержка в системе государственного регулирования регионального аграрного комплекса: принципы, цели, функции
    • 1. 3. Формы и методы поддержки аграрного комплекса в зарубежных странах
  • 2. Современное состояние и эффективность государственной поддержки аграрного комплекса на уровне субъекта Российской Федерации (на примере Калининградской и Мурманской областей)
    • 2. 1. Разработка и реализация региональных целевых 44−75 программ
    • 2. 2. Объемы и методы бюджетного финансирования регионального аграрного комплекса
    • 2. 3. Оценка эффективности мер государственной поддержки регионального аграрного комплекса
  • 3. Совершенствование системы государственной поддержки регионального аграрного комплекса
    • 3. 1. Приоритетные направления совершенствования бюджетной политики регионального аграрного комплекса
    • 3. 2. Дифференциация государственной поддержки регионального аграрного комплекса на основе мониторинга его финансово -экономического состояния
    • 3. 3. Методы поддержки развития материально-технической базы регионального аграрного комплекса

Совершенствование системы государственной поддержки развития регионального аграрного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Аграрное производство является одной из самых важных отраслей мировой экономики. Оно создает продукты питания, сырье для перерабатывающей промышленности и обеспечивает другие нужды общества. Спрос на товары народного потребления почти на 75% покрывается за счет аграрного производства. В настоящее время в мировом аграрном хозяйстве занято более 1 миллиарда экономически активного населения. Мировое аграрное производство занимает около 5% мирового продукта.

Роль аграрного производства исторически высока в России, которая на протяжении длительного времени считалась аграрной страной.

Однако в постсоветское время почти в три раза сократилась доля аграрного хозяйства в ВВП страны, в плачевном состоянии оказались производственные фонды, посевные площади, снизилось поголовье скота.

На данный момент доля продукции аграрного производства в структуре ВВП Российской Федерации составляет всего 4%, в то время как для большинства урбанизированных стран данный показатель зафиксирован на уровне 10−14%. Аграрные предприятия характеризуются низким уровнем оборачиваемости вложенного капитала, низкой инвестиционной привлекательностью, высокой трудоемкостью, финансовой неустойчивостью хозяйствующих субъектов. Всё это обуславливает необходимость государственной поддержки аграрных хозяйств.

В последние годы в России осуществляются меры по формированию системы государственной поддержки аграрного сектора экономики, увеличению его бюджетного финансирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако достаточные условия для выхода аграрного сектора из кризиса пока отсутствуют.

Аграрная политика нуждается в новых подходах, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности аграрного производства в любых его видах, а также на повышение уровня жизни сельского населения.

Это тем более необходимо в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). По прогнозам Российского зернового союза присоединение России к ВТО только по зерну может привести к потерям сельхозпроизводителей от косвенного ущерба и недополученной прибыли (как потенциальным, так и от текущего уровня) суммарно до 56 млрд руб. в год.

Необходимость поддержки аграрного хозяйства особенно остро осознается на региональном уровне, и одновременно здесь имеются возможности для принятия конструктивных мер по повышению эффективности государственной помощи аграрному производителю.

Вместе с тем, формирование эффективной аграрной политики государства и создание действенных механизмов её реализации требует решения целого ряда проблем методологического характера, в частности, проблем определения приоритетов в предоставлении поддержки, проблем оценки потребностей аграрных производителей и расчёта объёмов предоставляемой помощи, оценки эффективности использования выделенных средств, источников формирования материально-технической базы, достижения показателей продовольственной безопасности и т. д.

Диссертационное исследование направлено на повышение эффективности региональной аграрной политики и системы государственной поддержки развития региональных аграрных комплексов на основе использования научно обоснованных методов формирования программ и планов поддержки аграрных производителей в регионах РФ является своевременным и актуальным.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем государственной поддержки аграрного сектора экономики и региональных аграрных комплексов посвящены многие работы отечественных и зарубежных ученых.

Научной базой для проведения теоретических исследований в области анализа системы государственной поддержки в рыночной экономике являются труды таких зарубежных ученых, как Н. Гюнтер, О. Гюртнер, Дж. Кейнс, Дж.

Мейдж, JI. Эрхард и др. Проблеме достижения продовольственной безопасности и методам её оценки посвящены труды Д. Антле, П. Самуэльсона, М. Трейси и др.

В отечественной науке вопросы государственной поддержки аграрного сектора исследованы в работах М. Г. Ахмадеева, Г. В. Беспахотного, В. Р. Боева,.

A.B. Гордеева, В. А. Добрынина, А. Зельднера, А. П. Зинченко, М. А. Коробейникова, Э. Н. Крылатых, В. И. Назаренко, A.B. Петрикова, Б. Пошкуса, Э. А. Сагайдака, И. Г. Ушачева, Д. Б. Эпштейна и многих других. В области анализа методов субсидирования аграрных предприятий следует отметить работы А. И. Алтухова, A.M. Емельянова, В. М. Зуева, И. П. Шаляпиной и др. Вопросы совершенствования механизмов управления региональной экономикой рассматриваются в работах H.A. Борхунова, Н. В. Ивановой,.

B.Н.Лексина, В. Н. Лившица, И. В. Найденова, Е. Р. Орловой, Е. В. Серовой, А. Н. Швецова и др.

Вместе с тем, вопросы формирования политики и организации государственной поддержки региональных аграрных комплексов в отечественной экономической науке на данный момент исследованы недостаточно. Не обобщён опыт работы, накопленный в регионах.

Не выработаны принципы предоставления поддержки региональным агрокомплексам, методы учёта потребностей аграрных хозяйств и определения объёмов необходимой государственной помощи, а также оценки её эффективности.

Недостаток научно-методических разработок приводит к тому, что бюджетные субсидии региональным аграрным производителям выделяются без достаточного научно-методического обоснования, а оценка их эффективности не проводится. Объёмы финансирования практически не увязываются с фактическими и планируемыми результатами аграрного производства, с достижением продовольственной безопасности страны.

Необходимость решения этих вопросов и определила выбор темы исследования.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в совершенствовании методических аспектов обоснования и реализации политики государственной поддержки аграрных производителей в регионах.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

— определено понятие и сущность системы государственной поддержки регионального аграрного комплекса;

— проведен анализ зарубежного и российского опыта государственной поддержки аграрного сектора экономики;

— проведен анализ действующих федеральных и региональных целевых программ государственной поддержки аграрного сектора;

— дана оценка эффективности современной системы государственной поддержки региональных аграрных комплексоввыявлены основных факторов достижения эффективности государственной поддержки развития региональных аграрных комплексов;

— определены приоритетных направлений совершенствования бюджетной политики, направленной на развитие аграрного комплекса и достижение продовольственной безопасности региона;

— разработан метод расчета необходимого объема государственной поддержки региональных аграрных комплексов для достижения уровня продовольственной безопасности;

— проведен факторный расчет совокупной потребности аграрных производителей региона в средствах механизации;

— дана оценка эффективности планирования и нормирования потребности в материально-технических средствах для аграрного сектора региона.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система государственной поддержки' регионального аграрного комплекса Северо-Западного федерального округа, в частности — Калининградской и Мурманской областей.

Предметом исследования являются процессы формирования и развития системы государственной поддержки аграрного комплекса на уровне субъекта Российской Федерации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, методические разработки и предложения ведущих научно-исследовательских институтов РАСХН, нормативно-правовые акты государственных органов по развитию экономики страны в целом и аграрного комплекса в частности, данные Федеральной службы государственной статистики, материалы органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации и иные источники. При проведении исследования были использованы сравнительный анализ, экономико-математический, экономико-статистический и другие методы.

Научная новизна исследования заключается в совершенствовании методических подходов и разработке новых методов формирования системы государственной поддержки региональных агрокомплексов и эффективной реализации аграрной политики в регионах РФ. В том числе обоснована постановка важнейших задач развития аграрного сектора и введения новых целевых показателей для федеральных и региональных программ государственной поддержки аграрного комплекса, предложены методы расчёта необходимых объемов выпуска аграрной продукции и объёма региональной бюджетной поддержки, а также определена совокупная потребность аграрного сектора региона в средствах механизации как важного элемента модернизации экономики.

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты, обладающие элементами научной новизны.

1. Уточнено понятие государственной поддержки регионального аграрного комплекса как одного из условий достижения продовольственной безопасности страны. При выработке понятия учтены региональные особенности и факторы, влияющие на проявление кризисных процессов.

2. Сформулированы направления совершенствования системы государственной поддержки регионального аграрного комплекса, дополняющие действующие федеральные и региональные целевые программы. В качестве таковых предложены: целевое субсидирование и предоставление финансовых ресурсов развивающимся хозяйствующим субъектам различных форм собственности вне зависимости от размера хозяйства и формы организации аграрного производителяпроведение анализа используемых сельских территорий и выполнение мероприятий по их развитию и изъятию при нецелевом использовании, а также по развитию сельских дорогежегодный мониторинг и поддержание в исправном состоянии систем мелиорации с учётом особенностей регионаежегодный анализ финансово-хозяйственной деятельности аграрных хозяйств региона с целью оперативного реагирования и принятия эффективных управленческих решений.

3. Доказана необходимость внедрения в систему государственной поддержки регионального аграрного комплекса гибкой системы краткосрочного и долгосрочного планирования развития отрасли, соотнесённую с показателями обеспечения продовольственной безопасностипредложен метод расчета необходимых объемов выпуска аграрной продукции и объёма региональной бюджетной поддержки, основанный на использовании международных нормативов продовольственной безопасности.

4. Доказана необходимость создания специальных органов управления в существующей отраслевой организационной вертикали, обеспечивающих дифференциацию государственной поддержки региональных аграрных комплексов на основе мониторинга их финансово — экономического состояния.

5. С целью развития материально-технической базы аграрного производства предложено внедрять системы планирования и нормирования использования материально-технических средств в соответствии с научно-обоснованными нормативами с учётом формы организации и размера аграрного хозяйства.

6. Для расчёта показателя совокупной потребности аграрного сектора региона в средствах механизации, используемого в региональных целевых программах развития аграрного комплекса, предложено использовать укрупнённый расчёт потребности аграрных хозяйств в таких средствах, учитывающий региональные особенности развития животноводства и растениеводства, а также необходимость достижения полного освоения сельскохозяйственных земель.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём уточнено понятие государственной поддержки регионального аграрного комплекса, предложен ряд новых методических подходов к формированию и оценке эффективности целевых программ государственной поддержки аграрного сектора, а также методов расчёта необходимых объемов выпуска аграрной продукции и объёма региональной бюджетной поддержки, исходя из задач обеспечения продовольственной безопасности региона и страны в целом.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования ориентированы на использование региональными органами управления аграрным хозяйством для обоснования объемов и форм государственной поддержки, её распределения между аграрными производителями региона. Предложенные в работе методы могут также использоваться для расчёта ряда показателей федеральных и региональных целевых программ поддержки аграрных производителей. Содержащиеся в диссертации методические материалы, аналитические оценки, расчёты и предложения могут служить исходными материалами при исследовании проблем государственной поддержки регионального аграрного комплекса, а также использоваться в учебном процессе при подготовке специалистов в данной области.

Результаты исследования потребностей в государственной поддержке аграрных предприятий и потребностей в материально-технических средствах аграрного комплекса Калининградской области использованы в рабочем процессе Открытого акционерного общества «Росгосстрах Банк» для определения возможностей кредитования аграрных производителей.

Рекомендации по изменению действующих региональных программ поддержки аграрного комплекса использованы ООО «Евроспецпродукт» для внесения предложений в проект «Предложения сельских товаропроизводителей» Калининградской области. Материалы диссертационного исследования также используются в учебном процессе Калининградского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики по дисциплине «Менеджмент».

Область исследования. Работа выполнена в соответствии со следующими пунктами паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика»:

3.12 «Региональные особенности социально-экономического развитиятипы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктовые и диверсифицированные, с крупными городскими агломерациями и без них и др.), методические проблемы классификации и прикладные исследования особенностей развития различных типов регионов»;

3.16 «Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и оценка эффективности региональной экономической политики в Российской Федерации, федеральных округах, субъектах Федерации и муниципальных образованиях».

Апробация и реализация результатов исследования. Результаты исследования докладывались автором на 4-й Международной конференции «Перспективы экономики Калининградского региона и развитие ЕС» (г. Калининград, 2009 г.), III Международной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики» (г. Новосибирск, 2011 г.), X Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в экономике и управлении: Новый взгляд» (г. Новосибирск, 2011 г.), Международной заочной научно-практической конференции «Тенденции развития экономической науки и менеджмента» (г. Новосибирск, 2012 г.).

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы -159 печатных страниц. Текст содержит 9 рисунков, 12 таблиц.

Список литературы

содержит 152 наименования.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Под государственной поддержкой предприятий регионального аграрного комплекса как неотъемлемой части государственного регулирования, направленного в конечном итоге на создание продовольственной безопасности страны, предложено понимать совокупность различных инструментов, форм, направлений, методов и способов экономического влияния на развитие сельского хозяйства региона, учитывающих его специфику и влияние кризисных процессов в текущем времени и пространстве и преследующих цели достижения стабильности, реализации производственного потенциала и конкурентоспособности всех категорий хозяйств, создания предпосылок для обеспечения внутреннего рынка качественным и необходимым продовольствием, достижения высокого уровня жизни аграрного населения и развития сельских территорий.

2. Обобщение зарубежного опыта показало, что даже в условиях эффективного регионального аграрного производства без существенной государственной поддержки аграрный сектор не может функционировать. Мировой опыт свидетельствует о крупных бюджетных ассигнованиях аграрному хозяйству в качестве государственной поддержки.

3. Наиболее разработанным элементом методического обеспечения государственной поддержки является процесс формирования целевых комплексных программ. Они являются основой проводимой государством политики, ориентированной на реализацию важнейших задач развития. Выбор целевых показателей данных программ является крайне важным. При неправильном выборе федеральные и региональные целевые программы неизбежно будут превращаться в дополнительный источник финансирования безнадежно убыточных производств или дополнительный источник доходов для хозяйств, которые и так имеют ряд преимуществ, связанных с их местоположением, лучшей кадровой и материально-технической базой и т. д.

4. Основной проблемой развития и функционирования регионального аграрного комплекса являются недостаточность и нестабильного финансовых ресурсов в данной отрасли, которую возможно решить только при активном участии государства, через его регулирующее воздействие не только на финансирование отрасли, но и на реализацию целого комплекса иных мероприятий, направленных на повышение эффективности аграрного производства. Существующую систему государственной поддержки регионального аграрного комплекса необходимо направить на достижение продовольственной безопасности.

5. Государственное регулирование регионального аграрного комплекса становится тем более необходимым в период кризисных явлений, преодолеть которые самостоятельно аграрный комплекс, как правило, не в состоянии. В связи с этим источником поддержки и регулирования должна стать региональная власть с выделенным региональным бюджетом и курирующей региональной структурой.

6. Важным недостатком действующих федеральных и региональных целевых программ является то, что заложенные в них целевые показатели не ориентированы на достижение продовольственной безопасности страны и регионов. В связи с этим было предложено включить в планы бюджетного финансирования аграрного сектора, четко сформулированные целевые показатели, привязанные к показателям продовольственной безопасности, и осуществлять контроль их исполнения.

7. С целью достижения продовольственной безопасности региона предложено осуществлять расчет необходимого объема выпуска аграрной продукции и объёма региональной бюджетной поддержки, основываясь на применении международных показателей продовольственной безопасности.

8. Обеспечение продовольственной безопасности и переход регионального аграрного комплекса на инновационный путь развития предполагает техническое перевооружение АПК, существенное повышение уровня фондообеспеченности аграрных производителей, фондовооруженности и механизации труда, освоение современных конкурентоспособных технологий. В сегодняшних условиях достаточно широкое применение должны найти методики планирования капитальных вложений. Применение научно-обоснованных нормативов является оправданным в современных условиях.

9. Укрупнённые расчёты потребностей в средствах механизации, сделанные по различным видам сельскохозяйственной деятельности, могут быть основой для определения совокупной потребности аграрного сектора региона в технике и объёмов необходимого субсидирования региональных аграрных комплексов в части материально-технических средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Инвестиционный потенциал и экономический рост // Экономист.-2007.-№ 6, — с. 58 66.
  2. А. Финансово-кредитные механизмы регулирования агропроизводства / А. Алтухов // Экономика сельского хозяйства России. -2007. -№ 2. с. 17.
  3. Анализ политики глобализации сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2005. — N 1. — с. 37.
  4. М.Г. Кластеры в стратегическом управлении аграрным производством / М. Г. Ахмадеев, Р. Г. Багаугдинов // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2007. — № 8. — с. 7 — 8.
  5. Ю.Д. Демонополизация рынка сельскохозяйственной техники. Вопросы теории и методологии. М.: НИПКЦ Восход-А, 2005. — 193 с.: схем.
  6. Г. В. Направления перестройки системы субсидирования сельского хозяйства / Г. В. Беспахотный, Н. Г. Барышников // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, — 2006.-№ 12,-с.1.
  7. Г. В. Федеральный фонд поддержки сельского хозяйства необходим / Г. В. Беспахотный, Н. Г. Барышников // АПК: экономика, управление. 2007. — № 01. — с. 15- 16.
  8. В. Развитие рыночных отношений в АПК // АПК: экономика, управление. 1992. — № 3. — с. 20−29.
  9. Ю.Боровских В. Система бюджетного финансирования АПК // Экономика сельского хозяйства. — 2004. — № 3. с. 15.
  10. H.A., Сагайдак Э. А., Зарук Н. Ф., Бондаренко Т. Г., Маслова В. В. и др. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АГЖ,-М.:Восход-А, 2009.-224 с.
  11. Н. Куда направить средства господдержки агропроизводства / Н. Борхунов // Экономика сельского хозяйства России. 2006. — № 7. -с. 29.
  12. Н. Неэквивалентность обмена в АПК и общественные интересы / Н. Борхунов // Экономика сельского хозяйства России. -2007.-№ 5.-с. 33.
  13. И.Борхунов Н. Региональные особенности государственной поддержки сельского хозяйства / Н. Борхунов // АПК: экономика, управление. -2005,-№ 5.-с. 47−54.
  14. Н. Цены, инфляция и доходность сельского хозяйства в 2007 году / Н. Борхунов, О. Родионова // Экономика сельского хозяйства России. 2007. — № 2. — с. 25.
  15. А.И. Крупные и мелкие хозяйства агробизнеса: преимущества и устойчивость развития // АПК: Экономика, управление.-2006.-№ 4.-с.2−8
  16. И. Сельское хозяйство как приоритетное направление государственной поддержки / И. Буздалов // АПК: экономика, управление. 2009. — № 4.-е. 3−14.
  17. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 1999 — с. 102
  18. И. Век современных технологий//Сельское хозяйство в России.-2011.- ноябрь.
  19. А. Резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства// АПК: экономика, управление, 2002, № 5. с. 58−62.
  20. А. Задачи государственного управления российским агрокомплексом // АПК: экономика, управление. 2005. — № 1, с.33−40.
  21. A.B. Будущее у России такое, какое будущее у сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. -2007.-№ 5.-с.4−6.
  22. A.B. Волнующие всех вопросы // Экономика сельского хозяйства России.-2007.-№ 3.-с. 7.
  23. A.B. Итоги развития отрасли и меры по обеспечению проведения сезонных сельскохозяйственных работ // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2007.-№ 4.-с. 1−4.
  24. А. Качественно изменить жизнь сельчан // Экономика сельского хозяйства России. 2007. — № 1. — с. 7 — 9.
  25. A.B. Малым формам хозяйствования государственную поддержку // Экономика сельского хозяйства России. — 2005.-№ 6.-с- 3−4.
  26. A.B. О государственной программе развития сельского хозяйства на 2008 2012 годы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2007. — № 9.-с.6−10.
  27. A.B. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: итоги первого года работы //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2007. — № 2.-е. 1−4.
  28. A.B. Повышать инвестиционную привлекательность сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. — 2006. № 4. -с. 2−4.
  29. A.B. России нужна внятная и эффективная агропродовольственная политика // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 1.-е. 1−9.
  30. A.B. Серьезный перелом в аграрной политике // Экономика сельского хозяйства России. — 2007. — № 4. с. 9.
  31. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 годы. М.:Минсельхоз РФ, 2007.-70 с.
  32. А. А. Определение и оценка эффективности инвестиционных проектов //Экономический анализ теория и практика 2004. — № 6.: с.63−66.
  33. В.В. Возможные сценарии развития продовольственной проблемы в России / В. В. Гусев, Н. В. Рябова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2009. — № 2. — С. 28−29.
  34. В.И. Регулирование продовольственного рынка. Инфор-магротех. М.: 1999.
  35. В. Сельское хозяйство на пути к рынку // АПК: экономика, управление. 1992. — № 5. — С. 21−25.
  36. В.А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рыночным отношениям/ В. А. Добрынин. М.: МСХА, 1994, — 47с.
  37. Н.К. Аграрная политика должна быть социально ориентированной / Н. К. Долгушкин // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2007. — № 6. — с. 2−5.
  38. Н.К. Придать аграрной политике социальную направленность // Экономика сельского хозяйства России. 2007. — № 7. — с. 20−21.
  39. A.M. Корректировка экономической реформы: необходимость и основные направления // Вопросы экономики. 1993. — № 2. — С. 17−27.
  40. В.М. Нормативы для планирования потребности в материально-технических средства предприятий АПК/ В. М. Зуев. М.: Росагропромиздат, 1990.- 57 с.
  41. Инвесторов позвали в село//Сельская жизнь. 20 июня 2007 года.
  42. К 2050 году спрос на продовольствие удвоится//Аграрные Новости.-2011.-03 декабря.
  43. А. Необходима оптимальная стратегия развития АПК России // Экономика сельского хозяйства России. 2009. — № 12.-е. 10−17.5 2. Калининградский аграрий// Калининградская область регион инвестиций. — 10 июня 2008 г.
  44. Л. Ф. Финансовые проблемы сельскохозяйственного производства при переходе к рынку. М.: ВНИИТЭИ АПК, 1991.
  45. Н.Б. Взаимосвязь уровня инвестиционной активности и роста производства в условиях экономики переходного периода //Наука и промышленность России. № 2. — 2001. — С.48−51.
  46. М. А. Зарубежная практика кредитования сельского хозяйства и ее позитивное использование в условиях современной России // Международный сельскохозяйственный журнал. № 4.-2001.-с.85.
  47. М.А. Правовое обеспечение системы и механизмов государственного регулирования АПК в переходных условиях. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 10. — с. 12 — 16.
  48. И. Стратегия продовольственных рынков регионов России и ВТО // АПК экономика, управление. 2004. — № 2. — С. 45−53.
  49. Э.Н. Прогноз развития агропродовольственного сектора России до 2030 года / Э. Н. Крылатых // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. — № 9.-е. 8- 12.
  50. Л.Ф. Прогнозирование рынка сельскохозяйственной техники: методология и практика / Л. Ф. Кормаков, Л. С. Орсик — М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации. М.: Росинформагротех, 2006. — 266 с.: схем.
  51. Р., Савка А. Механизм государственного регулирования цен в аграрном секторе развитых стран. // Экономист. 1999. — № 6.
  52. О. Продовольственная безопасность общечеловеческий аспект в кризисный период / О. Луканина, Б. Онищенко // Агробизнес -Россия. —2009. — № 4. — С. 14−16.
  53. Н. Регулирование цен на продукцию и услуги агропромышленного комплекса // АПК: экономика, хранение. 2006. -№ 8.- с.24−26.
  54. Л.И. Экономика производства сельскохозяйственной продукции.- Спб.: Лань, 2002.- 224с.
  55. С. А. Об одном из аспектов продовольственной безопасности России / Мачихин С. А., Стрелюхина А. Н. // Пищевая промышленность. -2005. N 11.-С. 10−11.
  56. Е.С. Государственное регулирование АПК в развитых странах //Вестник СевКавГТУ, серия «Экономика», № 1 (12), 2004 с. 8.
  57. Мелиорация/Т. Лебединская//Калининградский аграрий № 20 (240) от -15 ноября 2010 г.
  58. С. Развитие АПК России приоритетный национальный проект // Экономика сельского хозяйства России. — 2005. — N 12. — С. 5−6.
  59. На мокром месте. Без мелиорации у жителей эксклава земля уходит из-под ног/Г. Белоглазова//"Российская газета" Экономика Северо-Запада № 5220 от 30 июня 2010 г.
  60. В.И., Панцов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М., 1996.
  61. В.И. Формы и направления государственной поддержки на западе / В. И. Назаренко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 3. — с. 10−13.
  62. Норман Лангер. Сельское хозяйство США. http://www.infousa.rU/economy/agriculture.htm# 1.
  63. Нормативы для планирования сельского хозяйства. Средства механизации производства. М., «Колос», 1976. -384с.
  64. С. У. Проблемы и перспективы развития продовольственного рынка России в рамках ВТО // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — N 8. — с. 12−15.
  65. В. На развитие аграрного сектора в Калининградской области в 2012 году выделят 1 млрд рублей//Итар-Тасс.-2011.-24 октября.
  66. A.B. Актуальные направления совершенствования аграрной политики в России /A.B. Петриков // Экономика сельского хозяйства России. 1998. -№ 9.-с. 4.
  67. A.B. Актуальные проблемы экономической и социальной политики в аграрной сфере // Аграрная реформа: экономика и право. -2002. -№ 6.-с.З.
  68. A.B. Госпрограмма развтия сельского хозяйства и агроэкономическая наука // Экономика сельского хозяйства России.2009.-№ 3.-с. 17−20.
  69. A.B. Личные подсобные хозяйства России: проблемы и перспективы развития / А. Петриков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 5.-е. 7−9.
  70. A.B. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и нормативно-правовое обеспечение аграрного сектора экономики // АПК: экономика, управление. 2006. — № 5. — с. 6−7.
  71. A.B. Ситуация в аграрном секторе и проблемы продовольственной политики // Экономист. 2001. — № 7. — с. 70 — 77.
  72. A.B. Современная аграрная политика России: от крайнего либерализма к структурному регулированию // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007.- № 1.-с. 10−13.
  73. A.B. Социальное развитие села общенациональная проблема // Экономика сельского хозяйства России. — 2007. — № 5. -с. 10−12.
  74. A.B. Устойчивое развитие сельской местности в России и направления научных исследований // Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы.-М: Энцикл. рос. деревень, 2001.- с. З-5.
  75. A.B. Хозяйства населения важный компонент аграрной экономики // Экономика сельского хозяйства России. — 2007.-№ 4. -с. IIIS.
  76. A.B. Эволюция аграрных отношений и аграрно-экономическая мысль в России // Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. Никоновские чтения 1998. — М.: ВИАПИ, 1998.-е. 11−18.
  77. А. Межрегиональная экономическая дифференциация и вопросы ее регулирования // Федерализм. -1999.-№ 1-с.39−52.
  78. A.A. Аграрный потенциал России: перспектива развития М.: Экономика, 1998.-189 с.
  79. М. АПК делает ставку на технику / М. Поручиков // Агробизнес Россия. — 2009. — № 1−2. — с. 17−19.
  80. . Бюджетная поддержка сельского хозяйства / Б. Пошкус // Экономика сельского хозяйства России. 2006. — № 1. — с. 9.
  81. . Бюджетная поддержка сельского хозяйства / Б. Пошкус // АПК: экономика, управление 2006. — № 2. — с. 3−8.
  82. Проблемы конкурентоспособности агропродовольственного комплекса РФ и факторы ее повышения, — М.:ВИАПИ им. A.A. Никонова, 2008.-384 с.
  83. Проблемы и перспективы обеспечения продовольственной безопасности России // Международный сельскохозяйственный журнал. -2005,-№ 4. -с. 37−39.
  84. Производство продукции животноводства и численность скота по данным Росстата за 2009 год // Молоч. и мясное скотоводство. 2010. — № 2.-с. 19−21.
  85. В. В. Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России // Экономика сельского хозяйства России. 2005. — N 10. — с. 3.
  86. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. Львова Д. С. М.: Экономика, 1999. -793 с.
  87. С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. -М.: Академический Проек, 2003.-573 с.
  88. Развитие аграрного комплекса приоритетный национальный проект: дайджест. — Вып. 2 / сост. Е. В. Томилова. — Псков: ОУНБ, 2008. -29 с.
  89. Развитие фермерских хозяйств: дайджест / сост. Е. В. Томилова. -Псков: ОУНБ, 2010.- 35 с.
  90. В.Г., Дерюгина И. В. Модели сельскохозяйственного роста в XX веке. Индия, Япония, США, Россия, Узбекистан, Казахстан. М.: Интитут востоковедения РАН. 2004. 640 с.
  91. Роль государства в агропродовольственной сфере // Экономика сельского хозяйства России. 2006. — N 1. — С. 10−13.
  92. C.B. Госудаственное регулирование экономики в нрыночных условиях // Аграрная наука.-2004.-№ 9.-с.9−10.
  93. В. Государственное регулирование развития АПК/ В. Самородский, С. Самородский // Экономика сельского хозяйства России. -2003,-№ 2.-с. 14.
  94. Сельскохозяйственные рынки / В. В. Шайкин, Р. Г. Ахметов, Н. Я. Коваленко и др. М.: Колос, 2001. — 264 с.
  95. Сельское хозяйство Калининградской области получит помощь по всем основным направлениям федеральной поддержки аграрнойотрасли//ГТресс-служба правительства Калининградской области, 2011.-02 декабря.
  96. А.Н. О совершенствовании механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей/ А. Н. Сёмин //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2009. -№ 11.- с.5−7.
  97. А.Н., Соловьева Л. Ю., Панина М. А. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства: вопросы теории и практики.-Екатеринбург:Изд-во Урал. ГСХА, 2007.-200 с.
  98. Е.В. Аграрная экономика. М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 480 с.
  99. Е.В. Новая Единая аграрная политика ЕС «К устойчивому аграрному производству» // Бюллетень Центра АПЭ. 2002. — № 4. — с. 39.
  100. Е.В. Особенности государственной поддержки аграрного сектора в России // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 88 — 100.
  101. Е.В. Российская аграрная реформа в общественном мнении // Бюллетень / Bulletin. 2000. — № 2. — С. 3 — 22.
  102. Е. Продовольственная безопасность важная составляющая системы национальной безопасности России / Е. Скрынник // АПК: экономика, управление. — 2010. — № 1. — С. 3−14.
  103. Е. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства важнейшая задача государственной агропродовольственной политики / Е. Скрынник // Экономика сельского хозяйства России. —2010. — № 1, —С. 18−40.
  104. А. Информационные технологии и перспективы их применения в сельском хозяйстве // АПК: экономика, упр. — 2008. — № 2.— С. 21−23.
  105. В. Последствия для АПК вступления России во Всемирную торговую организацию // Экономика сельского хозяйства России. 2005. -N 11. — С. 37.
  106. И. АПК в условиях кризиса: состояние, проблемы, пути выхода / И. Ушачев // АПК: экономика, управление. — 2009. — № 5. — С. 8−14.
  107. И.Г. Производительность и мотивация труда в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2008.-№ 2.-с.7−11.
  108. И.Г. Роль и место аграрной науки в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации /И.Г. Ушачев //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2010. № 8.-с. 11−16.
  109. И.Г. Основные направления аграрной политики Российской Федерации // АПК: экономика, управление. 2005. —№ 6. -С. 3.
  110. И.Г. Продовольственная безопасность страны: проблемы и решения // АПК: экономика, управление. 2006. — № 10. -С. 5−9.
  111. И.Г. Развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. — № 6.-С.6- 11.
  112. И.Г. Стратегическое направление обеспечения продовольственной безопасности России // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. Информационный бюллетень «Новое в сельском хозяйстве». 2005. -№ 2. — С. 3 — 9.
  113. И.Г. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // АПК: экономика, управление. 2006. — № 4. — С. 5 — 7.
  114. И.Г. Экономическая наука агропромышленному производству // АПК: экономика, управление. — 2006. — № 3. — С. 6 -9.Ушачев И. Г. Нужны новые подходы к аграрной политике // АПК: экономика, управление. — 2006. — № 1. — С. 4 — 12.
  115. Л.И. Перспективы развития аграрного образования / Л. И. Хоружий // Бухучет в сельском хозяйстве. 2008. — № 6. — С. 3−9.
  116. В.И. О формировании вторичного рынка сельскохозяйственной техники / В. И. Черноиванов, Н. В. Краснощеков // Достижения науки и техники АПК. 2009. — № 10. — С. 9−12.
  117. И.П. Формирование эффективного механизма субсидирования и дотирования в сельском хозяйстве / И. П. Шаляпина, A.B. Здашник // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 3. — С. 39.
  118. М.В. Государственное регулирование и конкурентоспособность сельхозпредприятий / М. В, Шатохин // Аграрная наука. 2004. -№ 12. — с. 5−6.
  119. Эколого-экономические основы развития отраслей сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства: учеб. пособие для вузов, обуч. по направлению 1 100 300 «Агроинженерия» / под ред. В. Т. Водянникова. — М.: КолосС, 2007. — С. 195−206.
  120. Экономика сельского хозяйства / И. А. Минаков, Г. Е. Смирнов, Н. П. Касторнов и др.- Под ред И. А. Минакова. М.: КолосС, 2006. — 288 с.
  121. Экономика сельского хозяйства / И. А. Минаков, JI. А. Сабетова, Н. И. Куливов и др.- Под ред. И. А. Минакова.- М.: КолосС.-2003.-328 с.
  122. Экономические проблемы совершенствования деятельности предприятий АПК / Под ред. Конкина Ю. А. М.: МГАУ, 2000. — 136 с.
  123. Экономические проблемы воспроизводства в АПК России. М.:ВНИИЭСХ, 2003.
  124. Д.Б. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рынку. Теория и методы. Часть 1. СПб.: СПбГАУ, 1993.-275 с.
  125. Д.Б., Сиротина М. А. Мониторинг платежеспособности сельскохозяйственных предприятий. Методические рекомендации / Комит. по сельск. хоз. Ленин, обл. СЗ НИЭСХ. СПб., 1998. — 35 с.
  126. Angelika Wolf. Demografische Entwicklung und Naturschutz//Universitat Duisburg Essen.-2005-s. 16−27.
  127. Die Gemeinsame Agrarpolitik Erklart//Europaische Gemeinschaften.-2005.-s.4−8.
  128. Die Landwirtschaft in der Industriegesellschaft. Eine Studie der Wirtschaftswissenschaftlichen und der wirtschaftspolitischen Abteilung der Wiener Kammer fllr Arbeiter und Angestellte. Verlag des Osterreichischen Gewerkschaftsbundes. Wien, 1969. 120s.
  129. Einkommensalternativen fur Landwirtschaftsbetriebe im See-Einzugsgebiet//Kanton Luzern.LBL.-2004.-s. 18−37.
  130. Jesko Hirschfeld. Klimawirkungen der Landwirtschaft in Deutschland//Institut fur okologische Wirtschaftsforschung (IOW). s. 133 142.
  131. Karl-Heinrich Hansmeyer. Finanzielle Staatshilfen fur die Landwirtschaft. Zur Theorie einer sektoralen Finanzpolitik. J.C.B. MOHR TOBINGEN, 1963, — S. 12.
  132. Landwirtschaft//Umwelt Bundes Amt.-2008.-dezember.
  133. Planungsbericht des Regierungsrates an den Grossen Rat uber die Entwicklung der Landwirtschaft im Kanton Luzern//Kanton Luzern.LBL.-2005, — s.5−12.
  134. R. Hendler, P. Marburger, P. Reiff, M. Schroder: Landwirtschaft und Umweltschutz. Erich Schmidt Verlag, Berlin 2007, ISBN 978−3-503−9 760−9.
  135. Wer hilft den Landwirten?//Prioritaten der Entwicklung Russlands Landwirtschaft, 2009.-S.4
Заполнить форму текущей работой