Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие инвестиционной политики в Узбекистане

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе, становятся доступные инвестиции, поддерживаемые государственными экспортно-страховыми агентствами, которые предоставляют страхование коммерческих кредитов для частных инвесторов под государственные гарантии страны-реципиента. Оценка возможности предоставления такого страхования осуществляется уполномоченными органами соответствующих государств (министерства финансов, экономики… Читать ещё >

Развитие инвестиционной политики в Узбекистане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.

Сегодня стало очевидно, что необходимым условием устойчивого развития республики является высокая инвестиционная активность, которая достигается за счет привлечения и эффективного использования внутренних и внешних ресурсов.

Дальнейшая либерализация экономики, расширение экономических свобод хозяйствующих субъектов и масштабов частной собственности во всех сферах народного хозяйства, укрепление международных экономических связей стимулируют успешное осуществление работ по привлечению и использованию иностранных инвестиций.

Мировой опыт достаточно убедительно показывает, что привлечение и использование иностранных инвестиций способствует развитию экономики и служит мощным стимулом социально-экономических реформ.

Каждое государство должно прилагать усилия для привлечения в первую очередь в сферу материального производства как отечественных, так и иностранных инвесторов. С этой целью разрабатывается и реализуется определенная инвестиционная политика, формируется соответствующий инвестиционный климат. Экономические реформы, последовательно осуществляемые в независимом Узбекистане, предполагают достижение рациональных отраслевых, воспроизводственных и территориальных пропорций, развитие интеграционных процессов, обеспечение экономического роста и др. Решение всей совокупности указанных проблем тесно связано с проведением соответствующей инвестиционной политики, формированием действенной системы регулирования и поддержки инвестиционных процессов.

Деятельность любой фирмы, так или иначе, связана с вложением ресурсов в различные виды активов, приобретение которых необходимо для осуществления основной деятельности этой фирмы. Но для увеличения уровня рентабельности фирма также может вкладывать временно свободные ресурсы в различные виды активов, приносящих доход, но не участвующих в основной деятельности.

Такая деятельность фирмы называется инвестиционной, а управление такой деятельностью — инвестиционным менеджментом фирмы.

Инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности.

Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов.

Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае.

Перспективы инвестиционного процесса связаны с оздоровлением финансового состояния промышленных организаций, снижением издержек производства и усилением ориентации на выпуск конкурентоспособной продукции.

Однако при всех трудностях переходного периода в отечественной промышленности уже накоплен опыт эффективного использования мощностей на основе реконструкции и технического перевооружения в таких отраслях, как пищевая промышленность, производство строительных материалов, приборостроение.

Значение экономического анализа для планирования и осуществления инвестиционной деятельности трудно переоценить. При этом особую важность имеет предварительный анализ, который проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений.

Актуальность темы

курсовой работы определяется тем, что без инвестиций невозможны современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках.

Определение инвестиционных возможностей является отправной точкой для деятельности, связанной с инвестированием. В конечном счете, это может стать началом мобилизации инвестиционных средств.

Целью работы является исследование проблем сущности, формирования и эффективности инвестиционной политики государства.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

— изучить понятие и сущность инвестиций;

— рассмотреть субъекты и объекты инвестирования;

— исследовать цели и формы государственного регулирования инвестиционной деятельности;

— рассмотреть инвестиционную политику Узбекистана, как неотъемлемую часть экономической политики государства.

Глава I. Теоретические основы структурно-инвестиционной политики государства

1.1 Экономическая сущность, субъекты и объекты инвестирования Рыночные преобразования, осуществляемые в нашей стране, направлены на переход к новой, продуманной и более эффективной экономической политике. Современный этап развития Казахстана поставил задачу принципиального изменения подходов к инвестиционной деятельности предприятий любых организационных и правовых форм.

Под инвестициями понимают денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. А под инвестиционной деятельностью, в соответствии с законом, стали понимать любую форму вложения капитала.

Инвестиции, в отличие от понятия «капитальные вложения», используемого ранее в экономической литературе, трактуются более широко: капиталовложения предполагают вложения только в основной капитал, тогда как инвестирование связывают с вложением капитала в другие виды экономических ресурсов, такие как информационные ресурсы, ценные бумаги, духовный потенциал, материальные запасы Игошин Н. В. Инвестиции: Организация, управление, финансирование: учебник / Н. В. Игошин. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 447 с.

Инвестиции — это совокупность долгосрочных затрат, трудовых, материальных и других ресурсов с целью увеличения накоплений и получения прибыли.

Основная цель инвестиций — это выгодное размещение капитала.

Существует много определений инвестиций, но все они имеют общие черты Кузнецов Б. Т. Управление инвестициями / Б. Т. Кузнецов. — М.: Благовест-В, 2009. — 196 с.:

инвестиции обычно подразумевают значительные финансовые затраты;

отдача от инвестиций может быть получена в течение некоторого числа лет в будущем;

в предсказании результатов инвестирования обязательно присутствуют риски и элементы неопределенности;

инвестиции, которые обычно рассматриваются как капитальные вложения, предполагают приобретение оборудования, расширение производственных возможностей (инноваций) или любые другие затраты, которые непосредственно связаны с повышением способности фирмы достигать своих стратегических и оперативных (тактических) целей.

Инвестиции, обеспечивая динамичное развитие предприятий, позволяют решать следующие задачи:

расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

приобретения новых предприятий;

диверсификация.

Расширение собственной предпринимательской деятельности свидетельствует о прочных позициях предприятия на рынке, наличии спроса на выпускаемую продукцию, производимые работы или оказываемые услуги. Это позволяет снижать издержки производства и обращения за счет роста объемов производства. Все направления и формы инвестиционной деятельности компаний осуществляется за счет инвестиционных ресурсов.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, различные физические и юридические лица, которые имеют общий или специфический статус, регулируемый Гражданским Кодексом или специальными законами. По форме участия инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, поставщиков, покупателей, пользователей объектов и исполнителей работ. По форме организации инвестиционной деятельности в качестве субъектов различают банки, страховые и инвестиционные фонды, посреднические фирмы и другие организационные формы.

К объектам инвестиционной деятельности относят вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, а также имущественные права и интеллектуальная собственность.

Многообразие форм и видов инвестиций требует определенной их классификации.

Классифицирование инвестиций относительно объекта приложения, характера использования и фактора времени и т. д.

Один из представителей французской экономической школы — Анри Кульман рассматривает проблему классификации инвестиций совершенно в другом аспекте. Он рассматривает косвенное инвестирование (с использованием денежных средств) и прямое (без использования денежных средств).

Во втором случае подразумевается прямое превращение продукта труда в средство производства, минуя промежуточный этап формирования капитала в денежной форме. Такой механизм инвестирования часто используется в сельском хозяйстве.

Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них — это инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент инвестиции в товарно-материальные запасы (оборотный капитал), которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения.

Также реальные инвестиции можно разделить на внутренние и внешние:

внутренние — это вложение средств хозяйствующего субъекта в собственные факторы производства за счет собственных источников финансирования;

внешние — это вложение средств инвестиционных институтов в факторы производства, нуждающегося в инвестициях хозяйствующего субъекта.

К реальным инвестициям имеет смысл отнести также понятия валовые и чистые инвестиции. Собственно чистые инвестиции это валовые инвестиции за вычетом издержек на возмещение основного капитала.

По характеру использования:

первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия;

инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала;

реинвестиции, то есть использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путем направления их на приобретение или заготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия;

брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций.

В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций:

— инвестиции в физические активы;

— инвестиции в денежные активы;

— инвестиции в нематериальные (незримые) активы.

Под физическими активами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года. Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т. п. Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т. д.

Все разновидности инвестиций в реальные активы можно свести к следующим основным группам.

инвестиции в повышение эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства.

инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств.

инвестиции в новые производства. Такие инвестиции обеспечивают создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволят, например, фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для нее рынки.

инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворять требования властей в части либо экономических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента.

Причиной, заставляющей вводить такого рода классификацию инвестиций, является различный уровень риска, с которыми они сопряжены. Зависимость между типом инвестиций и уровнем риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменения результатов работы фирмы после завершения инвестиций. Ясно, что организация нового производства, имеющего своей целью выпуск не знакомого рынку продукта, сопряжена с наибольшей степенью неопределенности, тогда как, например, повышение эффективности (снижение затрат) производства уже принятого рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования.

Инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в любые объекты и виды предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Узбекистан Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях» (от 30.04.1998 г. N 609-I).

Законодательство Республики Узбекистан об инвестициях основывается на Конституции Республики Узбекистан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Узбекистан.

Закон РУ «Об инвестициях» не регулирует отношения, связанные с:

осуществлением инвестиций из средств государственного бюджета;

вложением капитала в некоммерческие организации, в том числе для образовательных, благотворительных, научных или религиозных целей.

К отношениям, возникающим при осуществлении инвестиций и относящимся к сфере действия иных законодательных актов Республики Узбекистан, положения Закона РУ «Об инвестициях» не применяются, за исключением случаев, предусмотренных такими законодательными актами.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Узбекистан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Законодательными актами Республики Узбекистан, исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности, могут определяться виды деятельности и (или) территории, в отношении которых инвестиционная деятельность ограничивается или запрещается.

1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности, ее цели и формы Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Выполняя функции инициатора инвестиционной деятельности и инвестора, государство при этом должно регулировать инвестиционную деятельность в интересах всего общества. Это долгосрочные программы создания условий для привлечения инвестиций; возможный способ действий в создавшихся условиях; отраслевая, секторная, зональная, территориальная приоритетность, этапность, объемы финансирования, наработка научно-проектного потенциала, модель управления процессами создания и инвестирования инфраструктуры, нормативно-методологическое обеспечение инвестиционной деятельности, законодательство, государственная экологическая экспертиза, учет долгосрочных инвестиций в инфраструктуру и их «взвешивание» со структурными затратами должны постоянно находиться в поле зрения правительства.

К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести :

— снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

— проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

— осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

— формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

— повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств Кожухар В. М. Практикум по иностранным инвестициям / В. М. Кожухар. — М.: Дашков и К, 2008. — 256 с.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем:

— совершенствования законодательной базы инвестиционной деятельности применения налоговой системы, дифференцирующей налогоплательщиков и объекты налогообложения, ставки налогов и льготы по ним;

— проведения ускоренной амортизации основных фондов;

— установления норм, правил и стандартов;

— применения антимонопольных мер;

— проведения кредитной политики и политики ценообразования;

— определения условий владения и пользования землей и другими природными ресурсами;

— установления механизмов экспертизы инвестиционных проектов;

— мониторинга реализации инвестиционных проектов В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.

Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический. То есть всю совокупность методов регулирования можно разделить на: встроенные регуляторы инвестирования в рыночной экономике; экономические методы стимулирования инвестиционной деятельности со стороны государства; административно-правовые методы воздействия государственных органов на инвестиционную активность в стране. В зависимости от степени воздействия государства на инвестиционную деятельность методы можно разделить на пассивный и активны .

Пассивный метод связан с ориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантов инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций, активный же метод связан с прямым государственным инвестированием, а также проведением государственными органами мероприятий в налоговой и бюджетной сфере, направленных на активизацию инвестиционной активности предпринимателей.

Государство реализует функцию по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды через активный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можно представить в следующем виде: создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей; прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах; внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.

Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты расходятся во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частных инвесторов, но едины в одном — важен не объем государственных инвестиций, а их эффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.

Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной инвестиционной программой, в которой отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития. Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами — это важная составляющая инвестиционной деятельности.

Иностранные инвестиции регулируются теми же методами, что и частные, но инструменты могут носить специфический характер. При привлечении и регулировании иностранных инвестиций используются гарантии правительства, налоговые инструменты — льготы, временные освобождения от налогов, преференции, институциональные инструменты — например, создание консультативных советов, лицензирование, ограничение или полное закрытие доступа в отдельные сферы деятельности.

Инструменты воздействия на частные инвестиционные решения условно можно разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим инструменты, которые создают общеэкономический климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим. (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики).

Наиболее эффективными среди микроэкономических инструментов регулирования инвестиций являются меры, непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения.

Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

Специальным инструментом поощрения частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным — гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.

Институциональные инструменты инвестиционной политики заключаются в создании механизмов координации инвестиционных решений частных компаний между собой и с государственными инвестиционными программами. Существует множество форм институциональных механизмов — от создания картелей в экспортных или переживающих кризис отраслях до политических и неформальных контактов. Создание финансово-промышленных групп позволяет свести вместе финансовый капитал и реальный сектор. Привлекает инвестиции и своевременная и качественная информация и консультации между правительством и деловыми кругами.

Налоговая политика государства, как регулировщик инвестиций.

Государственное регулирование частных капиталовложений в условиях недоинвестирования реального сектора экономики должно быть направлено на обеспечение предпринимателям достаточно высокой нормы прибыли. Главным методом государственного воздействия на норму и массу чистой прибыли частных компаний является налоговая политика. Можно выделить два важнейших направления налоговой политики государства, влияющих на развитие промышленности.

Во-первых, воздействуя посредством налогов на уровень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т. е. на величину потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм, государство влияет на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности, на распределение национального дохода между накоплением и потреблением.

Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также законодательство, государство воздействует на соотношение между инвестициями фирм в активную и пассивную часть основных фондов, на скорость воспроизводства основного капитала в промышленности страны, стимулирует инвестиции промышленных фирм в приоритетные, с точки зрения государства, направления, влияет на региональное размещение инвестиций.

К инструментам налоговой политики представляется возможным отнести следующие:

прямое снижение ставки налога на прибыль, предоставление налоговых каникул для новых предприятий, отсрочка уплаты налога, скидка с налога в случае приобретения предприятием нового оборудования отечественного производства (так называемая инвестиционная налоговая скидка) и т. д. Гитман Н. В, Джонк М. Д. Основы инвестирования. — М.: Дело, 2007. — 991 с.

Глава II. Развитие инвестиционной политики в Узбекистане

2.1 Инвестиционная политика Узбекистана, как неотъемлемая часть экономической политики государства инвестиционный политика узбекистан Инвестиционная политика государства — комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика — это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования. Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Цель инвестиционной политики государства заключается в:

— обеспечении структурной перестройки экономики;

— стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;

— создании дополнительных рабочих мест;

— привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

— стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

— создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;

— развитии лизинга в инвестиционной деятельности;

— поддержке малого и среднего предпринимательства;

— совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

— создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

Привлечение иностранного капитала в развивающиеся страны можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе, пока страна не завоевала международное признание, привлечение капитала главным образом возможно через международные финансовые организации и правительства иностранных государств в виде финансовой помощи, гарантов и льготных кредитов, которые носят как правило краткосрочный характер.

В последующем по мере завершения этими организациями экономической оценки страны, они начинают предоставлять кредиты на финансирование конкретных проектов на долгосрочной коммерческой основе. Активное сотрудничество с международными организациями является важной вехой для дальнейшего наращивания привлеченного капитала, поскольку принятие решений международными организациями о предоставлении стране кредитов служит сигналом как для правительственных органов стран-кредиторов, так и для частных инвесторов о возможности инвестирования в данной стране.

На втором этапе, становятся доступные инвестиции, поддерживаемые государственными экспортно-страховыми агентствами, которые предоставляют страхование коммерческих кредитов для частных инвесторов под государственные гарантии страны-реципиента. Оценка возможности предоставления такого страхования осуществляется уполномоченными органами соответствующих государств (министерства финансов, экономики, внешней торговли) на основе изучения материалов исследований международных финансовых организаций и собственных исследований экономики страны-реципиента. Каждой стране реципиенту на основе указанных исследований присваивается соответствующий рейтинг, который определяет сроки, условия страхуемых кредитов и предельный размер страхового покрытия для страны в целом. Первоначально такие кредиты предоставляются на краткосрочной основе, а в последствии по мере улучшения экономических показателей и формирования кредитной истории страны, становятся доступны долгосрочные кредиты.

На третьем этапе становятся доступны коммерческие кредиты частных инвесторов без государственных гарантий на условиях и принципах проектного финансирования.

На сегодняшний день Узбекистан вступил в третий этап привлечения инвестиций. Всемирным банком и Международным валютным фондом завершены исследования и утверждены стратегии их помощи Узбекистана, все ведущие экспортно-страховые организации осуществляют страхование по долгосрочным кредитам предоставляемые Узбекистану реализуются и находятся в стадии проработки ряд проектов, которые будут финансироваться на коммерческой основе на принципах проектного финансирования.

На сегодняшний день инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении значительных преференций для инвесторов и другие.

А ведь в самом начале, в условиях острой нехватки ресурсов для инвестирования было весьма важным разработать гибкую и долгосрочную инвестиционную политику. И такой шаг был сделан: руководство Узбекистана в корне сменило направление инвестиционной политики — не от инвестиций к приоритетам, а от приоритетов к инвестициям. Изначально было четко определено, какие отрасли необходимо развивать, прежде всего, для того чтобы целенаправленно стимулировать приток инвестиций именно в них.

В этих целях был проведен ряд взаимозависимых экономико-организационных мер, которые, как показывает опыт, никак не противоречат концепции построения рыночной экономики, предусматривающей использование экономических механизмов при формировании инвестиционных средств на развитие приоритетных направлений. Также была определена мера государственного участия в экономическом регулировании инвестиционной деятельности. В основу ее была положена двуединая функция государства в реализации инвестиционной политики. С одной стороны, государство создает благоприятную экономическую среду посредством принятия соответствующих законодательных актов, а с другой — функционирует в качестве владельца комплекса производственно-хозяйственных структур и само осуществляет инвестиции в их развитие.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан осуществляется с помощью налоговой системы, политикой амортизации, системой дотаций, субсидий для отдельных предприятий, кредитной, ценовой политикой и многими другими.

При этом финансовый и кредитный механизм должен преследовать ликвидацию монополизма в различных отраслях и сферах. Так как сегодня на рынке капиталов спрос превышает предложение, заимствующая сторона должна учитывать не только собственную налоговую политику, но и привлекательные условия других стран.

Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана Иностранные инвестиции играют важную роль в оказании помощи странам с переходным типом экономики в их эволюции к рыночной экономике. Именно это обстоятельство представляет собой для нас особый интерес. Остановимся на том, какие наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой нашей республики, можно разрешить при помощи иностранных инвестиций.

1. Привлечение дополнительного инвестиционного капитала.

2. Доступ к передовой технике.

3. Доступ к передовым методам управления.

4. Улучшение доступа к мировому рынку.

Основная задача государства заключается в создании благоприятных условий для вложения капитала. Наша страна имеет все необходимое, чтобы привлечь значительные иностранные инвестиции:

— сформированную законодательную базу, определяющую правовое поле для предпринимательства, защиты частной собственности и конкуренции;

— созданную инфраструктуру поддержки инвестиционного процесса;

— политическую стабильность;

— выгодное географическое положение;

— богатые минерально-сырьевые ресурсы, а также потенциал развития агропромышленного сектора;

— квалифицированные трудовые ресурсы;

— достаточно емкий рынок сбыта.

Инвестиционное законодательство Республики Узбекистан является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие.

Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Республики Узбекистан являются:

· Закон «Об иностранных инвестициях»;

· Закон «Об инвестиционной деятельности»;

· Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»;

· Закон «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг», а также ряд нормативно-правовых актов, принимаемых в форме решений Президента Республики Узбекистан и постановлений правительства.

Иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения прибыли (дохода).

Иностранным инвесторам предоставлен целый ряд гарантий их деятельности на территории республики: стабильность законодательства в течение 10 лет, иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов в Республике Узбекистан не подлежат национализации, свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее, без каких — либо ограничений, доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом, по усмотрению иностранного инвестора, возврат иностранных инвестиций в связи с прекращением инвестиционной деятельности, страховая защита и гарантии от политических и иных рисков Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях».

Важную роль играет присоединение Узбекистана к международной системе правового обеспечения. Республика присоединилась к таким международным документам, как Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами (1965 г.), Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985г.). Узбекистаном заключено множество межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении вложений капитала, подписаны соглашения об избежание двойного налогообложения, о партнерстве и сотрудничестве.

По оценкам экспертов, принятые в Республике законы и подзаконные акты создают целостную систему налоговых льгот, стимулов и гарантий от политических и коммерческих рисков, благоприятные рамочные условия для активного участия зарубежных фирм и компаний на рынках Узбекистана.

В целях более тесной поддержки и содействия иностранным инвесторам в Узбекистане создана также сеть специализированных организаций и учреждений — Агентство по иностранным инвестициям, Палата товаропроизводителей и предпринимателей, Национальная компания экспортно-импортного страхования «Узбекинвест». Активно функционирует совместная компания по страхованию политических рисков «Узбекинвест Интернешнл» со штаб-квартирой в Лондоне. Образована лизинговая компания, учредителями которой являются Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, «Малайан Бэнк Берхард» (Малайзия) и Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана.

В Республике Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента созданы постоянно действующие рабочие группы по координации создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Инвестиционная политика в республике реализуется через ежегодно принимаемые Государственные инвестиционные программы.

2.2 Перспективные направления инвестирования экономики К перспективным направлениям инвестиционной деятельности относятся:

— модернизация, расширение или создание производств, обеспечивающих выпуск высокотехнологичной, наукоемкой, инновационной продукции и услуг;

— модернизация, расширение или создание производств пищевой, и перерабатывающей промышленности;

— модернизация, расширение или создание производств современных строительных материалов и строительных конструкций;

— модернизация, расширение или создание высокоэффективных сельскохозяйственных производств, животноводческих комплексов;

— строительство и реконструкция объектов туристской инфраструктуры;

— модернизация, расширение или создание высокотехнологичных добывающих производств;

— строительство и реконструкция объектов выставочной инфраструктуры;

— строительство и реконструкция объектов транспортно-логистической инфраструктуры;

— модернизация, расширение или создание производств, обеспечивающих глубокую переработку древесины;

— модернизация, расширение или создание производств по переработке вторичного сырья и бытовых отходов;

— создание жилого фонда для предоставления в коммерческий наем;

— строительство и реконструкция общественно значимых объектов в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения В результате сегодня на рынке Узбекистана работают около 3800 совместных предприятий и иностранных компаний, в том числе всемирно известные транснациональные корпорации.

В сфере нефтегазовой промышленности успешно ведут деятельность российские компании «Газпром» и «Лукойл». В республике также реализуются проекты совместно с компаниями «Kogas», «Когеа National Oil Corporrion» (Республика Корея) и «Petronas» (Малайзия).

В сфере автомобилестроения в 2007 году с участием компании «Сеnеrаl Моtоrs» создано СП «GМ Узбекистан» с производственной мощностью 250 тысяч автомобилей в год таких марок, как: Nexia, Damas и Lacetti, а также Ерicа, Тасиmа и Сарtivа под маркой Сhevrolet.

В январе 2007 года с компанией «Isuzu Motors» подписано соглашение, в рамках которого на Самаркандском автомобильном заводе освоено производство 2-х моделей автобусов городского и пригородного типа и 3-х моделей грузовиков.

В сфере текстильной промышленности совместно с корейской компанией «Daewoo International» в Ферганской области создано СП «ДЭУ — Фергана — текстиль» .

В сфере пищевой промышленности на рынке Узбекистана работают швейцарская «Nestle» (прохладительные напитки и молочная продукция), американская «Соса Соlа» (прохладительные напитки), российская «Wimm Bill Dann» (соки).

Тем не менее, Узбекистан все еще обладает огромным инвестиционным потенциалом. Проведенные исследования емкости инвестиционного рынка Узбекистана свидетельствуют о том, что в ближайшие три года только для обеспечения ускоренной модернизации и технического перевооружения предприятий перерабатывающих отраслей промышленности республики необходимо привлечение ежегодно 1,5−1,7 млрд долл. В целом емкость инвестиционного рынка Узбекистана составляет 3−3,5 млрд долл. в год.

Основными отраслями, где наиболее востребованы иностранные инвестиции являются:

1. Текстильная промышленность. В настоящее перерабатывается 30% хлопкового волокна, в ближайшее время планируется довести этот показатель до 60%. Переработка позволяет увеличить добавленную стоимость при первом переделе в пряжу в 2 раза, а в готовых изделиях минимум в 10 раз.

2. Переработка плодоовощной продукции. В настоящее время в Узбекистане производится около 10 млн. тонн свежей плодоовощной продукции, перерабатывается не более 15%, цель — довести до 30%, что является оптимальным соотношением свежей и переработанной плодоовощной продукции на рынке.

3. Электротехническая промышленность. Основными видами производимой в республике продукции являются: кабельно-проводниковая продукция, изделия электронной техники, силовые трансформаторы, низковольтная аппаратура, различные электроаппараты, холодильники, лифты, осветительные приборы, электротермическое оборудование.

4. Производство строительных материалов. На основе использования местных сырьевых ресурсов в Узбекистане создана мощная и разнообразная база для производства более 100 видов строительных материалов. Дальнейшее развитие новых и модернизация существующих производств: цемента, санитарно-технической керамики, керамической плитки, теплоизоляционных материалов.

5. Фармацевтическая отрасль. Наиболее перспективными направлениями в отрасли является производство инсулина, витаминов, дженериков, вакцин, препаратов для лечения онкологических заболеваний и противотуберкулезных препаратов.

6. Автомобилестроение. С развитием автомобилестроения увеличивается локализация комплектующих узлов и деталей составляющих авто.

7. Нефтегазовая промышленность. Особое внимание в настоящее время уделяется привлечению прямых иностранных инвестиций в реализацию проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью, такой как: полипропилен, поливинилхлорид, полиуретан, полиэтилен и т. д.

8. Химическая промышленность. Организация производства калийных удобрений, винилхлорида, увеличения объемов производства азотных и фосфорных удобрений, метанола, карбамида, аммиачной селитры, хлората натрия, меламина и другой продукции.

9. Горнодобывающая отрасль. В недрах нашей страны выявлено более 100 видов минерального сырья — практически вся таблица Менделеева.

10. Туризм. На территории республики расположено свыше четырех тысяч памятников архитектуры и древнего зодчества. Большой интерес для развития иностранного туризма представляют историко-архитектурные памятники древних городов Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза и других. Здесь интерес также представляет реализация новых проектов по строительству современных гостиничных комплексов, создание совместных туристических агентств, подготовка кадров, а также активизация туристического обмена http://www.press-service.uz.

2.3 Анализ инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан Формирование в Узбекистане современной инновационной экономики объективно ознаменовано появлением новых требований к организации инновационной деятельности и характеризуется такими процессами, как обновление основных фондов, разработка и внедрение новых технологий, усиление технологической конкуренции, спрос на прикладные и фундаментальные исследования с учетом отраслевых особенностей. Учитывая данное обстоятельство, можно утверждать, что каждому региону и отдельно взятой отрасли национальной экономики Республики Узбекистан необходимо формировать стратегию инновационного развития, включающую в себя экономические и социальные особенности, конкурентоспособность и возможности инновационного потенциала. В условиях активизации перехода экономики Узбекистана на инновационный путь развития приобретает большое значение эффективное использование инвестиций, снижение и предотвращение потерь, как необходимое условие результативности проведения модернизации национальной экономики. При усилении конкуренции поддержание высоких темпов роста экономики связано не только с наращиванием производства уже существующих товаров и услуг, но и с необходимостью создавать новые производства с использованием высокоэффективных научно-технических разработок. В условиях активизации интеграционных процессов, снижения барьеров взаимного проникновения производителей и товаров на рынки соседних стран, конкурентоспособность предприятий достигается за счет применения более совершенных технологий и современного оборудования Ашуров М. С. Факторы снижения рисков инвестиционно-инновационной деятельности в экономике Узбекистана [Текст] / М. С. Ашуров, Ж. И. Файзуллаев // Молодой ученый. — 2015. — № 2. — С. 248−250. Анализ инвестиционной деятельности за 2000;2012 гг Альманах Узбекистан 2013стр 115−120.

В 2014 году за счет всех источников финансирования освоено инвестиций в объеме 33 трлн. 715,3 млрд. сумов, что на 9,6% выше аналогичного показателя 2013 года. В общем объеме инвестиций доля нецентрализованных источников составила 79,9% против 80,0 в 2013 году. Доля капитальных вложений в ВВП составила 23,3%.

Собственные средства предприятий. В 2014 году инвестиции за счет собственных средств хозяйствующих субъектов составили 10 трлн. 401,2 млрд. сумов и, по сравнению с 2013 годом, увеличились на 7,1%. При этом доля источника в общем объеме инвестиций снизилась на 0,7 пункта, составив 30,9%. Средства Фонда реконструкции и развития, направленные в течение 2014 года на софинансирование 15 инвестиционных проектов в базовых отраслях экономики, составили 439,1 млн. долларов. При этом объем освоенных инвестиций за счет средств Фонда с учетом ранее выделенных средств составил 607,1 млн долл. и увеличился на 47%, по сравнению с 2013 годом.

Иностранные инвестиции и кредиты. В результате реализуемых мер по стимулированию привлечения иностранных инвесторов объемы освоенных прямых иностранных инвестиций увеличились на 10,5% (составив 2 310 млн долл., или 15,8% от общего объема освоенных в отчетном периоде капитальных вложений). В то же время иностранные кредиты, освоенные под гарантию Республики Узбекистан, составили 639,9 млн. долларов., что на 10,2% выше аналогичного показателя 2013 года. Кредиты коммерческих банков, направленные на инвестиционные цели, увеличились на 13,8% и составили 3 843,7 млрд. сумов. В общей структуре капитальных вложений доля внутренних кредитов составила 11,4% против 11,0 в 2013 году.

Средства внебюджетных фондов увеличились на 9,9%, по сравнению с предыдущим годом, составив 2 200,8 млрд. сумов. При этом доля внебюджетных фондов в общем объеме освоенных инвестиций составила 6,5%. Средства населения, направленные на инвестирование, выросли на 10,1% и составили 7 350,5 млрд. сумов (или 21,8% от общего объема инвестиций), что характеризует его высокую инвестиционную активность.

Динамика роста объемов инвестиций по направлениям использования и отраслям экономики. В течение 2014 года из общего объема инвестиций в производственную сферу направлено 66,5% инвестиций против 66,8 в 2013 году. Наиболее высокими темпами росли инвестиции, направленные в топливно-энергетический сектор (131,2%), пищевую промышленность (126,7), торговлю и общественное питание (114,3), промышленность строительных материалов (113,4). Также отмечался значительный рост в освоении капитальных вложений в сфере коммунального хозяйства (114,7%), жилищного строительства (111,0). Вместе с тем, сократились объемы инвестиций, освоенных в химической промышленности (77,4), машиностроении (71,0), строительстве (97,3), сфере транспорта и связи (90,1). В отраслевой структуре иностранных инвестиций с 35,0 до 59,9% увеличилась доля иностранных инвестиций в топливно-энергетический сектор. В то же время снизилась доля иностранных инвестиций, направленных в транспорт и связь (с 40,3% в 2013 году до 22,1), химическую (с 3,7 до 0,8%), легкую промышленность (с 3,6 до 1,3%), машиностроение (с 1,4 до 1,0%) и сельское хозяйство (с 3,0 до 2,3%). Технологическая и воспроизводственная структура капитальных вложений. Доля строительно-монтажных работ в общем объеме капитальных вложений в 2014 году составила 57,6%, машины, оборудование и инвентарь — 32,0 и прочие затраты — 10,4. При этом в Андижанской (доля СМР составляет 69,4%), Джизакской (69,8), Наманганской (81,4), Самаркандской (73,6), Сурхандарьинской

(74,8) и Хорезмской (72,3) областях инвестиционная активность обеспечивается за счет создания новых и расширения существующих основных фондов, что тесно связано с осуществлением строительно-монтажных работ. В то же время в Навоийской (доля инвестиций в машины и оборудование составляет 40,3%), Ташкентской (42,2) областях и г. Ташкенте (55,1) особое внимание уделяется замене устаревших машин и оборудования.

Из общего объема инвестиций вновь начинаемые строительством объекты оценочно составляют 59,8%, реконструкция, модернизация и расширение существующих мощностей — 23,5, прочие объекты — 16,7. В Республике Каракалпакстан (80,3%), Бухарской (71,6) и Наманганской (71,7) областях основная часть инвестиций направляется на новое строительство. Новые производственные объекты. В течение 2014 года осуществлен ввод 4142 новых производственных мощностей на 114 тыс. рабочих мест. Из общего числа в разрезе отраслей реализованы проекты в промышленности строительных материалов (1793 проекта), пищевой промышленности (1689), легкой промышленности и текстильной отрасли (1288), мебельной и бумажной (514), химической и нефтехимической отрасли (501) и другие Экономика Узбекистана информационно-аналитический бюллетень за 2014 год стр6−8.

Заключение

Сегодня перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют казахстанские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Наибольший спад инвестиционной активности наблюдался в отраслях, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Отказ предприятий от реинвестирования прибыли стал одной из главных причин сокращения капиталов.

Постепенно узбекистанская промышленность наконец-то будет получать необходимое количество инвестиций, причем на условиях конструктивного сотрудничества. Очень хотелось бы верить, что будут развиваться не только банковская и добывающая, но и производственная отрасли.

Современный процесс привлечения иностранных инвестиций в страны СНГ своеобразен тем, что любые изменения в инвестиционном климате оказывают влияние на конкурентную борьбу.

В качестве главных условий привлечения иностранного капитала можно указать следующие:

создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории Узбекистана;

стабильности налоговой системы;

укрепление институтов собственности;

формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных инвестиций;

создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений;

развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями.

Степень привязки экономики страны к мировому хозяйству определяет две крайние модели стратегии развития: внешнеи внутренне ориентированные. Внешнеориентированная модель, которую еще называют ассоциативной, то есть направленной на присоединение к мировому сообществу, основывается на использовании таких положительных эффектов, как расширение возможностей для комбинирования ресурсов, повышения конкурентоспособности и диверсификации продукции, уровня подготовки и квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей и для следования за лидером, использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию.

Необходимо, однако, иметь в виду, что увеличение экспорта сможет стимулировать экономический рост лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. В противном случае расширение экспорта означает лишь отток ресурсов.

Выбор в пользу быстрого и полномасштабного включения Узбекистна в мировое хозяйство усиливает стремление сократить сроки технологического перевооружения, незамедлительно подключиться к мировым финансовым ресурсам, используя такие преимущества, как мощная сырьевая база, относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, передовой уровень некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения в сфере фундаментальных научных исследований.

Однако все эти преимущества и ресурсы нельзя задействовать в широких масштабах и в короткие сроки. Могут не оправдаться, вчастности, расчеты на демонополизирующий эффект импорта, поскольку, как показывает мировой опыт, зарубежным и местным монополиям не так уж трудно достичь «взаимопонимания», которое может получить и организационное оформление в виде совместных предприятий, к тому же поощряемых принимающей страной.

Выгоды от либерализации внешней сферы неотделимы от создания дополнительной конкуренции на внутреннем рынке, что плохо сочетается с необходимостью временно оградить отечественную промышленность от внешней конкуренции.

Список использованной литературы Нормативно-правовые акты.

1 Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях»

2. Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности»

3.Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»;

4. Закон «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг»,

Труды Президента Республики Узбекистан Каримова И.А.

5. Каримов И. А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям — Г. «Правда Востока» от 02.02.2000 г.

6.Каримов И. А. Мыслить и работать по-новому требование времени. Т.:Узбекистон, 1997

7.Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. Т.: Узбекистон, 1995

Монографии и журнальные статьи.

8.Альманах Узбекистан 2013стр 115−120

9. Ефремов М. «Методика оценки инвестиционного климата" — Москва — 2004. кол-во стр. — 354

10. Подшиваленко Г. П., Киселева Н. В. «Инвестиционная деятельность». Учебное пособие.- Москва — 2006. кол-во стр. — 432

11.Абрамов С. И. Инвестирование. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. — 440 с.

12.Батраченко О. Настольная книга международного инвестора: информ. справочник / О. Батраченко. — М.: Омега-Л, 2008. — 372 с

13.Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: пер. с англ. — М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2008. — 631 с.

14.Гитман Н. В, Джонк М. Д. Основы инвестирования. — М.: Дело, 2007. — 991 с.

15.Зелль А. Бизнес-план: инвестиции и инвестирование, планирование и оценка проектов / пер. с нем.: А. В. Игнатов, Е. В. Станиславчик. — М.: Экономика, 2009. — 239 с.

16.Игошин Н. В. Инвестиции: Организация, управление, финансирование: учебник / Н. В. Игошин. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 447 с.

17.Иностранные инвестиции в Узбекистане (обзор 2008 года, тенденции 2009 года).- Ж. Рынок, деньги и кредит, 2009, № 10. с 34.

18. Экономика Узбекистана информационно-аналитический бюллетень выпуск 2015 за 2014 год стр6−8.

Используемые сайты:

http://www.press-service.uz

http://www.lex.uz

http://www.stat.uz/uz/index.php

http://www.norma.uz

http://bpk.uz/analitica

http://www.gov.uz

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой