Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Демографическое развитие трудоизбыточных регионов Южного федерального округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй социологический опрос был проведен в 2007 г. среди работодателей с целью выявления демографических особенностей формирования спроса и предложения на рынках труда ЮФО в шести территориях ЮФО (Дагестане, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Адыгее, Ставропольском крае и Ростовской области). Выбор регионов для проведения исследования был обусловлен необходимостью сравнения ситуации в трудоизбыточных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА X. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ И ОЦЕНКЕ ТРУДОИЗБЫТОЧНОСТИ И ТРУДОНЕДОСТАТОЧНОСТИ РЕГИОНОВ
    • 1. 1. подходы к определению понятий «дефицит» и «избыток» трудовых ресурсов
    • 1. 2. методика оценки трудоизбыточности и трудонедостаточности российских регионов
    • 1. 3. Демографическое развитие и его влияние на формирование трудоизбыточности и трудонедостаточности российских регионов
  • ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
    • 2. 1. Динамика и компоненты изменения численности населения ЮФО и их внутрирегиональная дифференциация
    • 2. 2. Рождаемость и репродуктивное поведение населения трудоизбыточных регионов ЮФО
    • 2. 3. Смер тность и продолжительность жизни населения трудоизбыточных регионов ЮФО
    • 2. 4. Комплексная характеристика демографической ситуации в трудоизбыточном регионе (на примере Дагестана)
  • ГЛАВА 3. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЫНКИ ТРУДА ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
    • 3. 1. Определение и особенности учета трудовой миграции
    • 3. 2. Тенденции трудовой миграции в трудоизбыточных регионах ЮФО
    • 3. 3. Методика расчета напряженности рынка труда с учетом международной трудовой миграции
  • ГЛАВА 4. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКОВ ТРУДА ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
    • 4. 1. Демографические особенности занятости и безработицы в трудоизбыточных регионах ЮФО
    • 4. 2. Демографические особенности формирования спроса на рабочую силу в трудоизбыточных регионов ЮФО (результаты социологического опроса работодателей)
    • 4. 3. Перспективы формирования предложения рабочей силы в трудоизбыточных регионах ЮФО
    • 4. 4. Прогноз спроса и предложения на рабочую силу в трудоизбыточном регионе ЮФО (на примере Карачаево-Черкесии)
  • ГЛАВА 5. ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ ТРУДОИЗБЫТОЧНЫХ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
    • 5. 1. Стимулирование занятости населения в регионах ЮФО
    • 5. 2. Политика содействия занятости в трудоизбыточном регионе ЮФО (на примере Дагестана)
    • 5. 3. Современные подходы к регулированию /демографических процессов в трудоизбыточных регионах ЮФО
    • 5. 4. Современные подходы к формированию миграционной политики в трудоизбыточных регионах ЮФО
    • 5. 5. Концептуальные положения демографической и миграционной политики трудоизбыточных регионов ЮФО

Демографическое развитие трудоизбыточных регионов Южного федерального округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях современной демографической ситуации в России, которая характеризуется сокращением численности населения, в Южном федеральном округе (ЮФО) сохраняются территории, в которых отмечается прирост населения, сохраняются относительно высокие показатели рождаемости, имеются резервы трудовых ресурсов. Территория округа включает в себя: Краснодарский и Ставропольский краяАстраханскую, Волгоградскую и Ростовскую областиреспублики Адыгею, Дагестан, Северную Осетию, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Калмыкию, Карачаево-Черкесию и Чеченскую Республику. Некоторые из его субъектов отличаются трудоизбыточностыо и неоднократно попадали в поле зрения властей как наиболее неблагополучные с точки зрения распространения безработицы.

Демографический фактор в сочетании с социально-экономическим развитием обуславливает наличие на территории округа субъектов федерации с большим числом трудовых ресурсов, которые остаются незанятыми и неэффективно используются в экономике. При этом многие регионы России уже сейчас испытывают недостаток рабочей силы и нуждаются в ее пополнении. В настоящее время в стране более 5,5 млн. безработных, а в некоторых регионах ЮФО проблема стоит очень остро и имеет негативные социальные последствия (растут преступность, пьянство, наркомания). Например, особенно остра ситуация в Чеченской Республике (более 330 тыс. безработных), в Дагестане (260 тыс.), Ингушетии (около 130 тыс.). Проблема миграции тесно связана с решением проблем безработицы внутри страны. Назрела необходимость разработки и реализации государственных программ содействия занятости в трудоизбыточных регионах с высокой безработицей.

В этой связи возникает необходимость рационального использования ресурсов внутренней миграции, стимулирования занятости и оптимизации расселения населения внутри страны. Часть российских безработных может 4 быть трудоустроена в других регионах страны (прежде всего, в Сибири на Дальнем Востоке) на основе межрегиональных соглашений. Пока российским государством практически не используются возможности экономического освоения регионов Сибири и Дальнего Востока за счет привлечения внутренних мигрантов из ЮФО.

Площадь ЮФО составляет 582 тыс. кв. км или 3,4% российской территории, здесь живут 22,8 млн. человек или 16% населения страны. Территория ЮФО является уникальным по своим социально-культурным и этническим характеристикам, поскольку здесь исторически соприкасаются различные народы и культуры. Причем, с одной стороны, равнинная часть ЮФО — типичная для России совокупность регионов, с точки зрения воспроизводства населения, уровня жизни и других социально-экономических параметров. С другой стороны, горная часть ЮФО — это совершенно другой тип воспроизводства населения, обладающий иными демографическими характеристиками, с низким уровнем социально-экономического развития. Также здесь существует определенный конфликтогенный потенциал, который может влиять на изменение демографической ситуации в обеих группах ЮФО. Регулирование демографических процессов и занятости здесь должно учитывать обозначенные выше региональные особенности.

ЮФО занимает особое положение в демографическом развитии России, поскольку некоторые показатели воспроизводства и миграции существенно отличаются от среднероссийских не только количественно, но и качественно. Так во многих регионах округа депопуляция пока не стала постоянным явлением и имеет характер краткосрочных демографических «провалов» на графике динамики численности населения. В итоге численность населения ЮФО за всю новейшую историю России увеличивается. Однако следует заметить, что регионы округа, которые хотя и обладают относительно благоприятными демографическими показателями (национальные субъекты ЮФО), в последние годы характеризуются замедлением темпа демографического развития. Отчасти это свидетельствует о серьезных изъянах в демографической политике государства в современных условиях, а также о существенных изменениях в демографической структуре населения.

Цель исследования — выявить особенности демографического развития трудоизбыточных регионов ЮФО, определить концептуальные подходы к формированию населения и разработать рекомендации по эффективной реализации государственной политики обеспечения занятости населения в интересах региона и страны.

Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: обосновать теоретические подходы к определению понятий «трудонедостаточность» и «трудоизбыточность» на основе отечественного и зарубежного опыта;

— разработать методику оценки и параметры трудоизбыточности территорий ЮФО с учетом демографических компонентовопределить место трудоизбыточных регионов ЮФО в демографическом развитии округа и страны;

— охарактеризовать демографические аспекты формирования спроса и предложения рабочей силы в трудоизбыточных регионах ЮФО;

— установить особенности процессов трудовой миграции населения в трудоизбыточиых регионах ЮФО и их влияние на формирование рынка труда данных территорийразработать концептуальные подходы к формированию демографической и миграционной политики, а также политики занятости населения в трудоизбыточных регионах ЮФО.

Объектом исследования является население шести трудоизбыточных регионов ЮФО (Дагестана, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии и Чеченской Республики).

Предмет исследования — особенности демографического развития и концептуальные подходы к формированию демографической политики и политики занятости в трудоизбыточных рег ионах ЮФО.

Теоретико-методологическую основу работы составляют подходы, идеи и исследования отечественных и зарубежных ученых — специалистов в области демографии, экономики и социологии труда, миграции и воспроизводства населения, демографической и миграционной политики. В их числе можно назвать П. В. Акинина, В. Н. Архангельского, В. А. Борисова, Б. Д. Бреева, О. Д. Воробьеву, Г. С. Денисову, В. Г. Доброхлеб, С. П. Ермакова,.

A.Е.Иванову, В. А. Ионцева, А. Я. Квашу, Р. П. Колосову, А. Г. Коровкина,.

B.Г.Костакова, Е. С. Красинца, В. М. Моисеенко, И. Б. Орлову, Г. В. Осипова, А. М. Османова, Н. М. Римашевскую, Л. Л. Рыбаковского, С. В. Рязанцева, А. В. Топилина, Л. Л. Хоперскую, Б. С. Хорева, Л. С. Чижову, Д. Б. Эскерова, И. И. Эфендиева, З. К. Юзбекова и др.

В процессе подготовки диссертации применялись экономико-статистический, социологический и картографический методы научного исследования.

Эмпирической базой исследования и источниками информации стали материалы текущего естественного и миграционного учета населения Федеральной службы государственной статистики и Федеральной миграционной службыматериалы переписей населения, характеризующие половозрастной состав населения, образовательную структуру и структуру занятости населенияданные Федеральной государственной службы занятости населения и ее территориальных подразделений в ЮФО по численности и составу занятого и безработного населенияматериалы обследования населения по проблемам занятости, проводимого Федеральной службой государственной статистики. Также были использованы материалы региональных министерств и ведомств по вопросам развития рынка труда, занятости и безработицы.

Дополнительными источниками информации стали результаты двух социологических опросов. Первый социологический опрос населения ЮФО проводился в 2006 г. в четырех регионах ЮФО (Дагестане, Карачаево-Черкесии, Краснодарском и Ставропольском краях) и был направлен на выявление репродуктивных установок населения, а также выявление отличий в трудоизбыточных и трудонедостаточных территориях. В ходе исследования были опрошены 457 респондентов. Выборка была репрезентативна по возрасту, уровню образования и национальности в отношении населения каждого из регионов проведения опроса. Выборка имеет степень достоверности 95%- с доверительным интервалом ±4%.

Второй социологический опрос был проведен в 2007 г. среди работодателей с целью выявления демографических особенностей формирования спроса и предложения на рынках труда ЮФО в шести территориях ЮФО (Дагестане, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Адыгее, Ставропольском крае и Ростовской области). Выбор регионов для проведения исследования был обусловлен необходимостью сравнения ситуации в трудоизбыточных и трудонедостаточных районах. Опрос проводился методом личного интервью владельцев, управляющих и руководителей высшего и среднего звена различных предприятий (директоров, заместителей директоров, начальников отделов кадров, лидеров профсоюзных комитетов предприятий и /др.). В ходе социологического опроса были опрошены 410 респондентов. Выборка предприятий является репрезентативной для каждого региона ЮФО по двум признакам — размеру и отрасли деятельности.

При подготовке диссертации также была использована нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня по вопросам регулирования рынка труда и занятости населения, демографической политики и регулированию миграции. Проведен анализ нормативно-законодательных актов по данным вопросам во всех регионах ЮФО за период с 1991 но 2007 гг.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— уточнено определение понятия «трудоизбыточные регионы», под которыми понимаются территории, на рынках труда которых предложение в значительной степени превышает спрос на рабочую силу в силу экономических и демографических причин и характеризующиеся низкой занятостью населения, высокой долей занятых в неформальной экономике, высоким уровнем безработицы и длительным временем поиска работы безработными и некоторыми другими индикаторами;

— разработаны теоретические и методологические подходы к оценке трудоизбыточности российских регионов на основе социально-экономических и демографических показателей, и на базе представленной комплексной методики оценки выделены трудоизбыточные регионы в пределах ЮФО, к которым отнесены шесть территорий округа (Дагестан, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Калмыкия, Кабардино-Балкария и Чеченская Республика);

— предложена классификация регионов ЮФО исходя из степени обеспеченности территорий трудовыми ресурсами, в том числе выделены трудоизбыточные, трудонедостаточные (трудодефицитные) и регионы переходного типа (с балансовым состоянием трудовых ресурсов), которые были определены по авторской методике расчетов трудообеспеченности территорий;

— обоснована классификация регионов ЮФО, но характеристике результативности демографических процессов, включающая два типа (с растущей и сокращающейся численностью населения, иначе «демографически благополучные» и «демографически депрессивные») и четырех подтипов регионов зависимости от результативности и соотношения каждого из компонентов демографической динамики, а также предложена классификация регионов ЮФО по тенденциям миграционных процессовустановлена роль демографического фактора (рождаемости, смертности и миграционного прироста) в формировании предложения рабочей силы на рынках груда трудоизбыточных регионов ЮФО, в том числе установлена прямая зависимость между высокой рождаемостью и показателем трудоизбыточности в Дагестане, Чеченской Республике и Ингушетии;

— разработана методика оценки напряженности на рынке труда с учетом международной миграции и на ее основе предложена оценочная и типологическая классификации российских регионова также определено, что трудоизбыточные регионы ЮФО по оценочной классификации относятся к группам регионов с высокой и повышенной степенью напряженности на рынке труда, а согласно типологической классификации — к регионам с высоким уровнем безработицы;

— выявлены демографические особенности формирования спроса и предложения на рабочую силу в изучаемых территориях, в том числе на основе социологического опроса работодателей установлено, что, несмотря на избыток трудовых ресурсов в трудоизбыточных регионах ЮФО существует дефицит квалифицированных и ответственных работников, а работодатели в регионах уделяют значительное внимание демографическим характеристикам работников (возраст, пол, гражданство, национальность);

— разработаны концептуальные положения и практические рекомендации по совершенствованию демографической и миграционной политики трудоизбыточных регионов ЮФО. В частности, для регионов ЮФО с приростом численности населения в качестве цели демографической политики должна быть поставлена сохранение вклада данных регионов в общероссийский прирост населения страны за счет поддержания рождаемости и сокращения смертности населения. При этом трудоизбыточные регионы должны внести вклад в формирование трудовых ресурсов и постоянного населения в других, прежде всего, трудонедостаточных территориях России путем организованной временной трудовой миграции и миграции на постоянное место жительства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные идеи и выводы могут быть использованы при разработке федеральных, региональных и муниципальных программ демографического развития трудоизбыточных регионов ЮФО, а также при разработке программ и инструментария прикладных социологических исследований по вопросам демографического развития.

Результаты диссертационного исследования использованы органами исполнительной власти Республики Дагестан (РД) при разработки программы социально-экономического развития РД, стратегии социально-экономического развития РД до 2020 г., схемы территориального планирования РД до 2040 г., а также Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по РД для совершенствования программы аналитической работы по вопросам демографической статистики и при подготовке докладов о социально-экономическом развитии региона.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс в Махачкалинском филиале государственного образовательного учреждения ВПО «Московский автомобильно-дорожный институт» (ГТУ), в частности на их основе разработаны и читаются курсы по трем дисциплинам: «Экономика и социология труда», «Региональная экономика», «Государственное регулирование экономики».

Апробация работы. Основные положения исследования представлялись на научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах различного уровня. В их числе: международная научно-практическая конференция «Российский рынок труда: новации, проблемы, перспективы развития» в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (Пенза, 2006 г) — международная научно-практическая конференция «Настоящее и будущее демографии России через призму переписей населения (1897 г., 2002 г. и 2010 г.)» в Институте макроэкономических исследований (Москва, 2007 г.) — V международная научно-практическая конференция «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие» в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (Пенза, 2007 г.) — международная научно-практическая конференция «Миграционные процессы на юге России: реалии, проблемы, перспективы» в Северо-Кавказской академии государственной службы (Ростов-на-Дону, 2008 г.) — международная научно-практическая конференция «Демографическое будущее России: проблемы и пути решения» в Институте социально-политических исследований РАН (Москва, 2008 г.) — всероссийская научно-практическая конференция «Экономическое и социальное развитие регионов России» в Пензенском государственном педагогическом университете им. В. Г. Белинского (Пенза, 2007 г.) — международная научная конференция «Достижение и современные проблемы развития науки в Дагестане» в Дагестанском научном центре РАН (Махачкала, 1999 г.) — всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития мировой экономики» в Дагестанском государственном техническом университете (Махачкала, 2007 г.) — III всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы региональной экономики» в Институте (филиале) Московского государственного открытого университета (Махачкала, 2007 г.) — республиканская научно-практическая конференция «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан» в Министерстве экономики Республики Дагестан (Махачкала, 2008 г.) — IX научная конференция молодых ученых «Актуальные проблемы глобальной экономики» в Российском университете дружбы народов (Москва, 2007 г.) — научно-практическая конференции «Современные проблемы теории и практики развития региона в интересах развития России» в Махачкалинском филиале Московского автомобильно-дорожного института (Махачкала, 2007 г.).

По теме исследования опубликовано более 50 работ, общим объемом около 41 печатных листа. В их числе 2 авторские монографии, 2 главы в коллективных монографиях, 14 статей в ведущих научных журналах, в том числе 8 статей опубликовано в журналах из списка, рекомендованного ВАК для публикации материалов докторских диссертаций («Народонаселение», «Социальная политика и социальное партнерство», «Сегодня и завтра российской экономики», «Вестник Московского государственного университета им М.В.Ломоносова», «Вестник Российского университета дружбы народов, «Вестник Московского автомобильно-дорожного института», «Безопасность Евразии»), 4 учебника и учебно-методических пособия, более 25 статей и тезисов докладов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы. Общий объем диссертации составляет 336 страниц, включая 32 таблицы и 29 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Для оценки трудообеснеченности территорий необходимо использовать комплекс индикаторов, которые характеризуют соотношение спроса и предложения на рынке труда, а также демографические аспекты, оказывающие влияние на рынок труда. Важным аспектом является необходимость введения пороговых значений каждого из показателей. По нашему мнению, превышение пороговых значений показателей может служить адекватным индикатором определения трудоизбыточности территорий.

На основе результативности демографических процессов можно выделить несколько типов и подтипов регионов ЮФО. Прежде всего, их можно разделить на территории с растущей и сокращающейся численностью населения. Необходимо отметить, что как «благополучность», так и «депрессивность» регионов ЮФО может быть обусловлена различным вкладом естественного и миграционного движения населения. Число «благополучных» в демографическом отношении территорий ЮФО постепенно сокращается. В 2006 г. их насчитывалось всего четыре: Краснодарский край, Дагестан, Ингушетия и Чеченская Республика. Необходимо отметить, что демографическое «благополучие» здесь носит весьма ограниченный, может быть даже временный характер, и, не исключено, что в скором будущем некоторые из этих регионов могут перейти в группу «неблагополучных» территорий.

В 1990;е гг. существенно усиливается притягивающая роль русских регионов ЮФО, которые изменили свое геополитическое положение. Привлекали мигрантов главным образом Краснодарский и Ставропольский края, а в национальных регионах (Ингушетия, Чечня, Дагестан) происходил отток населения, значительная часть которого перемещается в соседние территории равнинной части. Необходимо отметить, что миграционная активность населения ЮФО в последнее время заметно снизилась, включая достаточно привлекательные регионы (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область), в которых миграционный прирост сократился в десятки раз. Территория округа по результативности миграционных процессов довольно неоднородна за счет различной привлекательности территорий.

Было выявлено, что в настоящее время не все регионы ЮФО имеют программы содействия занятости населения. Хотя проблема трудоустройства признается одной из важнейших и приоритетных для действия властей. Анализ нормативно-законодательной базы показывает, что программы содействия занятости на региональном уровне принимаются не во всех регионах и нерегулярно. Как показывает наше исследование, вопросы содействия занятости населения в ЮФО решаются неодинаково, и требует координации на федеральном и региональном уровнях. Часть регионов, прежде всего, трудоизбыточные районы пока не достаточно эффективно решают вопросы содействия занятости населения и не используют для этого все возможные средства и методы. Передовой опыт не распространяется достаточно широко даже между соседними территориями.

На наш взгляд, для содействия занятости населения в ЮФО необходимо реализовать два основных комплекса мероприятий. Первый блокразработка и повышение эффективности региональных программ содействия занятости населения. Причем они должны иметь федеральную поддержку и региональные источники финансирования и включать оправдавшие направления деятельности государственных служб занятости. Например, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, промысловобеспечение временной занятости безработных на общественных и временных работахповышение качества рабочей силы за счет своевременной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадровпривлечение незанятых на сезонные работы в другие регионы страны. Второй блок мероприятий — в рамках сложившихся в настоящее врем|[ подходов к бюджетному финансированию региональных программ эти задачи невозможно решить без привлечения инвестиций. Учитывая стратегическое отставание региона, нужно на основе рыночного стимулирования создать поток инвестиций в экономику региона из российских регионов и зарубежных стран при максимальной мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов.

Также следует учитывать региональную специфику — ЮФО является I крупной и неоднородной в демографическом отношении территорией, в его пределах можно выделить несколько типов регионов, различающихся по результативности демографических процессов, для которых цели, концепции и меры реализации демографической политики должны различаться.

В регионах ЮФО с приростом численности населения в качестве цели демографической политики должна быть поставлена сохранение вклада данных регионов в общероссийский прирост населения страны за счет поддержания рождаемости и сокращения смертности населения. При этом трудоизбыточные регионы ЮФО (Чеченская республика, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария) должны внести вклад в формирование трудовых ресурсов и постоянного населения в других, прежде всего, трудонедостаточных территориях России путем организованной временной трудовой миграции и миграции на постоянное место жительства.

В регионах ЮФО, в которых происходит сокращение численности населения, цель демографической политики должна быть аналогичной общероссийской. Здесь необходимо стабилизировать численность населения и создать условия для роста его численности, за счет повышения рождаемости, сокращения смертности и увеличения ожидаемой продолжительности жизни. В этих регионах в качестве приоритетных направлений демографической политики должны быть вопросы укрепления института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, улучшение здоровья населения трудоспособного возраста за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон ВО от 8 августа 2005 г. № 1097 «О дополнительном единовременном денежном пособии при рождении ребенка».
  2. Закон КБР от 17 августа 1996 г. № 21-РЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».
  3. Закон КБР от 17 июля 1998 г.- № 9-РЗ «Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет».
  4. Закон КБР от 19 сентября 2007 г. № 64-РЗ «О республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике».
  5. Закон КК от 8 августа 1995 г. № 13-K3 «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае».
  6. Закон КК от 9 июня 1997 г. № 82-КЗ «О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Краснодарского края».
  7. Закон КК от 24 июня 2002 г. № 27-КЗ «О пресечении незаконной миграции в Ставропольский край».
  8. Закон РА от 28 сентября 1994 г. № 117−1 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».
  9. Закон РА № 101 «О порядке и условиях вступления в брак на территории Республики Адыгея лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» от 30 ноября 1998 г.
  10. Закон PO № 18-ЗС «Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области» от 12 мая 1996 г.
  11. Закон РО от 20 сентября 1996 г. № 24-ЗС «О молодежной политике Ростовской области».
  12. Закон РСОА от 20 ноября 1996 г. «О миграции».
  13. Закон СК от 24 июня 2002 г. № 27-КЗ «О пресечении незаконной миграции в Ставропольский край».
  14. Иммиграционный кодекс Ставропольского края от 31 декабря 1996 г. № 45-КЗ.
  15. Указ Президента КБР от 31 марта 1998 г. № 18 «О финансировании именных накопительных вкладов новорожденным».
  16. Указ Президента РА от 19 декабря 1996 г. № 221 «Об открытии именных накопительных вкладов новорожденным гражданам Республики Адыгея».
  17. Указ Президента РК от 28 мая 2001 г. № 85 «Об утверждении президентской программы «Дети Калмыкии» до 2002 года».
  18. Указ Президента РК № 116 «О государственной поддержке молодой семьи» от 2 июля 2001 г.
  19. Постановление Главы администрации АО № 295 от 1 ноября 1995 г. «О порядке использования средств, находящихся на срочных вкладах детей, нуждающихся в социальной защите».
  20. Постановление Главы администрации АО от 6 марта 2000 г. № 82 «Об основных направлениях работы по организации гражданско-патриотического и физического воспитания детей, подростков и молодежи Астраханской области в 2000 году».
  21. Постановление Главы администрации АО от 30 августа 2001 г. № 450 «О ежегодных днях новорожденных, посвященных годовщине образования Астраханской губернии».
  22. Постановление Главы администрации АО от 3 октября 2001 г. № 488 «А» «Об утверждении целевой программы «Детство и материнство» по Астраханской области на 2002−2005 годы».
  23. Постановление Главы администрации АО от 30 апреля 2002 г. № 178 «Об оказании единовременной помощи при рождении ребенка».
  24. Постановление Главы администрации АО от 1 августа 2002 г. № 367 «Об областной целевой программе «Здоровый ребенок» на 2003−2007 годы».
  25. Постановление Главы администрации АО от 14 ноября 2003 г. № 542 «О ежегодном областном конкурсе «Астраханская семья третьего тысячелетия».
  26. Постановление Губернатора АО № 72 «Об областной целевой программе «Государственная поддержка молодой семьи на территории Астраханской области в 2003—2005 годах»» от 13 февраля 2003 г.
  27. Постановление Губернатора АО от 2 июня 2003 г. № 246 «Об областной целевой программе «Молодежь Астраханской области на 2004−2005 гг.».
  28. Постановление администрации ВО от 25 июня 1992 г. № 188 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
  29. Постановление Администрации ВО № 535 «О проведении пилотной программы поддержки малообеспеченных семей в Волгоградской области в 1997—1998 годах» от 26 сентября 1997 г.
  30. Постановление Администрации ВО от 15 июля 1998 г. № 381 «Об утверждении и финансовом обеспечении областных целевых программ по здравоохранению на 1998 год».
  31. Постановление Администрации города Волгограда от 14 октября 2002 г. № 1211 «Об организации службы «Горячая линия» при муниципальномучреждении социальной защиты населения «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям».
  32. Постановление Администрации города Волгограда от 15 января 2003 г. № 48/904/49 «О целевой муниципальной программе «Защита прав и законных интересов детей, подростков и молодежи Волгограда на 20 032 004 годы»».
  33. Постановление Волгоградской областной Думы от 17 апреля 2003 г. № 5/167 «Об областной целевой программе (подпрограмме) «Семья и Дети» на 2003−2005 годы».
  34. Постановление Главы администрации ВО от 12 сентября 2003 г. № 696 «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей и малоимущих семей с детьми-близнецами в возрасте до 10 лет».
  35. Постановление Главы администрации КК от 8 июля 1992 г. № 329 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
  36. Постановление Правительства Краснодарского края № 682-П «О перечне городов и районов края, в которых временно вводится особый порядок регистрации по месту жительства, и правилах регистрации по месту жительства в них» от 4 июля 1997 г.
  37. Постановление Главы администрации КК от 16 марта 1998 г. № 125 «Об обеспечении детей раннего возраста продуктами детского питания в Краснодарском крае».
  38. Постановление Главы администрации города Краснодара от 21 сентября 1998 г. № 1927 «Об утверждении стипендии детям-сиротам».
  39. О мерах по социальной поддержки многодетных семей» от 26 августа 1992 г.
  40. Постановление Законодательного собрания КК от 28 мая 2003 г. № 229-П «Об утверждении целевой программы Краснодарского края «Безопасное материнство и детство» на 2003−2004 годы».
  41. Постановление законодательного собрания КК от 25 июня 2003 г. № 273-П «О краевой комплексной программе реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани на 20 032 007 гг.»».
  42. Постановление Правительства КБР от 8 февраля 2003 г. № 32-ПП «О мерах по улучшению демографической ситуации в КБР».
  43. Постановление Кабинета министров РА от 2 декабря 1996 г. № 455 «Об утверждении национального плана действий по улучшению положения женщин в Республике Адыгея и повышению их роли в обществе до 2000 года».
  44. Постановление Кабинета министров РА от 13 июня 2000 г. № 195 «О республиканской целевой программе «Развитие массовой физической культуры и спорта среди детей и подростков Республики Адыгея» на 2000−2004 гг.».
  45. Постановление Кабинета министров РА от И сентября 2000 г. № 300 «О республиканской целевой программы «Дети Адыгеи» на 2001−2005 годы».
  46. Постановление Кабинета министров РА от 18 декабря 2000 г. № 402 «Об образовании государственного учреждения «Республиканский социальный приют «Очаг» для детей и подростков».
  47. Постановление Кабинета министров РА от 19 марта 2001 г. № 79 «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Республики Адыгея».
  48. Постановление Кабинета министров РА от 21 апреля 2003 г. № 105 «О Республиканской целевой программе «Здоровый ребенок» на 2003−2005 годы».
  49. Постановление Кабинета министров РА от 24 сентября 2007 г. № 170 «О предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Адыгея на проведения мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов на селе на 2007 год».
  50. Постановление Совета Министров Правительства РД от 6 мая 1993 г. № 88 «Положение о порядке регистрации, обустройстве и материальной поддержке беженцев и вынужденных переселенцев на территории Республики Дагестан».
  51. Постановление Правительства РД от 8 июля 1999 г. № 168 «О Республиканской целевой программе «Безопасное материнство в Республике Дагестан» на 1999−2002 годы».
  52. Постановление Правительства РК от 19 декабря 2000 г. № 319 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
  53. Постановление Правительства РК от 27 марта 2002 г. № 71 «О состоянии и совершенствовании мер государственной поддержки молодежи в рамках реализации Президентской целевой программы «Молодежь Калмыкии на 2001−2005 гг.»».
  54. Постановление Главы администрации РО от 16 февраля 1996 г. № 60 «Об организации областного центра планирования семьи».
  55. Постановление Главы администрации РО от 12 сентября 2000 г. № 338 «Об утверждении областной целевой программы «Безопасное материнство» на 2001−2002 годы».
  56. Постановление Главы администрации СК от 8 июня 1992 г. № 177 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
  57. Постановление Губернатора СК от 23 апреля 1998 г. № 269 «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания».
  58. Постановление Губернатора СК от 8 декабря 2000 г. № 804 «О краевой целевой программе «Безопасное материнство» на 2001−2003 годы».
  59. Постановление Главы администрации города Ставрополя от 26 марта 2002 г. № 1886 «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого года жизни сухими молочными смесями в городе Ставрополе».
  60. Постановление Правительства СК от 6 октября 2003 г. № 179-П «О плане мероприятий по улучшению положения детей в Ставропольском крае на 2003−2005 годы».
  61. Распоряжение Главы администрации АО от 29 декабря 2001 г. № 1501-р «О проведении занятий по проблеме профилактики наркотической зависимости в общеобразовательных учреждениях области».
  62. Распоряжение Кабинета Министров РА от 23 октября 2001 г. «О проведении в Республике Адыгея Дня матери».
  63. Распоряжение Администрации города Волгограда от 11 мая 1995 г. № 429а-р «Об установлении дотации на молоко детям до 3 лет из малообеспеченных и многодетных семей».
  64. Распоряжение Президента КБР от 26 мая 1995 г. № 22-РП «О выделении средств для оказания единовременной материальной помощи детям -круглым сиротам».
  65. Распоряжение Правительства РК от 3 июля 2002 г. № 33б-р «О принятии необходимых мер по реализации концепции демографического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года».
  66. Решение городской Думы Краснодара от 22 апреля 1999 г. № 31 п. 13 «О финансировании содержания сирот-выпускников интернатных учреждений, являющихся уроженцами г. Краснодара».
  67. Решение Ставропольской городской Думы от 28 июня 2006 г. № 72 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006−2008 гг.».
  68. Решение коллегии администрации города Ростова-на-Дону от 12 марта 1998 г. № 11 «О программе «Молодежь Ростова (1998−2002 гг.)».
  69. П.В., Гаевский В. В., Рязанцев C.B. Экономика Ставропольского края/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений экономических специальностей. Ставрополь: Книжное издательство, 2000.
  70. А.И., Медков В. М. Второй ребенок. М., 1987- Антонов А. И. Социология рождаемости. — М., 1980.
  71. В.Н., Иванова А. Е., Рыбаковский JI.JL, Рязанцев C.B. Практическая демография / Под ред. Л. Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2005.
  72. B.C. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.
  73. Д.И. Система знаний о народонаселении. М., 1976.
  74. Г. Незаконная миграция в странах СНГ// Центральная и Восточная Европа в системе глобальных миграций: Материалы международного семинара 16−17 ноября 2001 г. М., 2002. — С. 56.
  75. А.Г. Воспроизводство населения и общество. М., 1983.
  76. В., Капелюшников Р., Лукьянова А. Спрос на труд и квалификацию в промышленности: между дефицитом и избытком// Вопросы экономики. № 6, 2996.
  77. Государственная семейная политика в станах европейского сообщества и США/ Под ред. О. Б. Осколковой. М., 1996.
  78. А. 3. Управление трудовыми ресурсами в крупном городе (теоретико-методологические и практические аспекты)// Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1994.
  79. Демография. -М.: Высшая школа, 1997.
  80. Демографическое будущее России/ Под ред. проф. Рыбаковского Л. Л., д.с.н. Кареловой Г. Н. М.: «Права человека», 2001.
  81. Демографический ежегодник России. М., 1997.
  82. Демографический ежегодник России. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2005.
  83. Демографический ежегодник России. 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006.
  84. Демографическая политика. Опыт социалистических стран / Под ред. А. Г. Волкова. -М., 1983.
  85. Демографический понятийный словарь/ Под ред. проф. Л. Л. Рыбаковского. -М.ЦСП, 2003.
  86. Демографический энциклопедический словарь / Под ред. Д. И. Валентея. -М&bdquo- 1985.
  87. Г. С., Уланов В. П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону, 2003. — С. 259.
  88. Диагностика социальной напряженности в обществе: региональный аспект/ Под ред. П. В. Акинина, C.B. Рязанцева. Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
  89. Занятость населения в стихийной торговле и сервисе: Экономико-социологическое исследование/ Под общей редакцией Рязанцева C.B. -М.: Изд-во «Наука», 2004.
  90. О.Д. Региональные особенности рождаемости в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1993.
  91. C.B., Иванова Е. И. Рождаемость и брачность в России // Социс.- № 7.-1997.
  92. C.B. Эволюция региональных особенностей воспроизводства населения России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1990.
  93. В. Г. Технология управления этнополитическими процессами в Северо-Кавказском регионе. Ростов-на-Дону, 1999.
  94. У. Методы регионального анализа: Введение в науку о регионах. -М., 1966.
  95. А.Е., Семенова В. Г. Динамика социального реформирования в медико-демографических показателях (смертность)// Социально-демографическая безопасность россии/ Под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркииа. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
  96. Информационный бюллетень органов ЗАГСа и социально-демографическая ситуация в Ставропольском крае. Ставрополь, 1997.
  97. А .Я. Демографическая политика в СССР. М., 1981.
  98. А.Я. Демографическая политика в СССР. М., 1987.
  99. Н. Неокавказская экономика. Известия. — 11 августа 1999.
  100. Е.С., Тюрюканова Е. В. Нелегальная миграция в России// Народонаселение. № 1, 1998.
  101. Е., Кубишин Е., Тюрюканова Е. Нелегальная миграция в Россию. М.: Изд-во «ACADEMIA», 2000.
  102. А.Г., Долгова И.Н., .Королев И. Б., Подорванова Ю. А., Полежаев A.B. Демографические ограничения рынка труда: опыт количественной оценки// Вопросы прогнозирования. № 3, 2006.
  103. И.Г., Косикова JI.C. Северный Кавказ. Социально-экономический справочник. -М., 1999.
  104. Д. Б. Российские предприятия в середине 2004 г.: внутренние и внешние факторы развития// Проблемы прогнозирования. № 2, 2005.
  105. Магомедов А. А Вопросы социально-демографического развития Северного Кавказа// Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
  106. A.A. Семья на Северном Кавказе. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
  107. Р.В. Демографические последствия конфликтов на Кавказе// Проблемы социально-экономического развития региона в условиях глобализации: Материалы региональной научно-практической конференции (15−18 октября 2001 г.). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
  108. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей// Права трудящихся-мигрантов. Изложение фактов № 24/ Серия «Права человека». Женева: ООН, 2003.
  109. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. М., 1999.
  110. Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2004−2005 годы: Статистический сборник. -М.: ФМС России, 2006.
  111. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1994.
  112. Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад/ Под ред. Вишневского А. Г. М.: Книжный дом «Университет», 2001.
  113. Незаконная миграция в России: Открытие дискуссии// Информационный бюллетень. М.: MOM. — Июль-август 2001.
  114. Нелегалов в России оказалось на 9 миллионов больше// Иностранец. -№ 41.-6 ноября 2001.
  115. Обследование населения по проблемам занятости (май 2006 г.). М.: Федеральная служба государственной статистики, 2006.
  116. А.Г. Регистрация по месту жительства и месту пребывания в Краснодарском крае// Вынужденные мигранты и государство. М.: Институт этиологии и антропологии РАН, 1998.
  117. A.M. Дагестан. М.: Мысль, 1986.
  118. Османов А. М, Айгумов А. Д. Трудоизбыточность в регионе: причины формирования и механизмы преодоления. Махачкала: «Юпитер», 2003.
  119. Р.Х. Государственное регулирование рынка труда с учетом миграционных потоков беженцев и вынужденных переселенцев. Автореферат диссертации. Ростов-на-Дону, 2002.
  120. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2016 года. Статистический бюллетень. Госкомитет России по статистике. — М., 2000.
  121. Пути мира на Северном Кавказе/ Независимый доклад иод ред. В. А. Тишкова. М., 1999.
  122. Регионы России: Статистический сборник. Том 2. — М.: Госкомстат России, 2000.
  123. Региональный рынок труда в условиях социально-экономической трансформации российской экономики/ Под ред. П. В. Акинина, C.B.Степановой. Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
  124. Российский статистический ежегодник: Стат. Сборник/ Госкомстат России.-М., 2000.
  125. C.B. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
  126. C.B. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях Ставрополь РИЦ «Ключ-плюс», 1999.
  127. C.B. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия и подходы к регулированию. М.: Формула права, 2007.
  128. JI.JI. Демографическая политика: сущность, структура, опыт разработки // Народонаселение. № 2, 2005.
  129. JI.JI. Концепция демографической политики: (Методологические вопросы). -М.: Эконинформ, 2002.
  130. Система знаний о народонаселении / Под ред. Д. И. Валентея. М., 1991.
  131. О.Н. О структуре демографической политики государства// Социально-гуманитарные знания. № 1, 2001.
  132. Социально-экономическое положение Республики Дагестан: Статистические сборники. Махачкала: ТОФСГС по РД, 1995 -2006 гг.
  133. Справочный материал УФМС по РД за 2002−2007 гг.
  134. Стабилизация численности населения России (возможности и направления демографической политики) / Под общ. ред. Г. Н. Кареловой, Л. Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2001.
  135. A.B. СНГ: Демографический потенциал, миграция, рынок труда. М.: «Экон-информ», 2002.
  136. .Ц. Демографическая наука и демографическая политика // Вестник АН СССР, 1980. № 1.
  137. Г. М. Геодемографическая обстановка. Л., 1984.
  138. JI.JI. Регулирование миграционных процессов на Северном Кавказе// Вынужденные мигранты и государство. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1998.
  139. Д.Б. Социально-экономические проблемы формирования рынка труда и управления занятостью в депрессивно-трудоизбыточном регионе. Махачкала. 2000.
  140. Д. Б. Регулирование рынка труда в условиях углубления социально-экономических реформ. Махачкала, 2006.
  141. И.И. Занятость населения в Дагестане: проблемы и перспективы. Махачкала: РИА «Дагестан», 2007.
  142. И.И. Общественные работы форма обеспечения занятости безработных// Народы Дагестана — № 5, 2000.
  143. В.М. Региональные сдвиги в занятости населения Ставропольского края при переходе к рынку// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. М., 2000.
  144. З.К., Эскеров Д. Б., Фельдман Л. И., Гордеев О. И. Проблемы перехода к рынку трудоизбыточного региона. Махачкала, 2003.
  145. М.М. Региональные факторы формирования рынка труда. -СПБ: Изд. СПБ УЭФ, 2003.
  146. Russian Economic Barometer, Vol. XIII, № 2, Spring 2004.
  147. Freeman R., Is a Great Labor Shortage Coming? Replacement Demand in the Global Economy, Working Paper № 12 541, September 2006, p. 19.
Заполнить форму текущей работой