Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование механизма обеспечения воспроизводственного режима функционирования АПК региона: на материалах Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку АПК представляет собой объект, характеризуемый высокой степенью открытости, при организации процесса управления необходимо учитывать уровень развития всей социально-экономической системы. Современное состояние российской экономики может характеризоваться как завершение этапа трансформаций в системе правового регулирования, формирования новой структуры экономических отношений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концепция воспроизводственного регулирования экономики АПК региона
    • 1. 1. Воспроизводственные императивы регулирования режима > 1 1) * функционирования регионального АПК
    • 1. 2. Зарубежный опыт регулирования агропромышленного производства: модели, методы, инструменты
    • 1. 3. Факторы, регулирующие режим функционирования регионального АПК
  • Глава 2. Экономические предпосылки активизации и условия воспроизводственного функционирования агропромышленного комплекса региона
    • 2. 1. Макроэкономические условия, функционирования и развития АПК регионов России
    • 2. 2. Диагностика состояния и перспективы развития регионального АПК (на примере Республики Адыгея)
    • 2. 3. Характеристика инвестиционного потенциала обеспечения режима воспроизводственного функционирования и развития АПК региона
  • Глава 3. Разработка алгоритмизированной модели механизма воспроизводственного функционирования регионального АПК
    • 3. 1. Концептуальная модель механизма обеспечения воспроизводственного режима функционирования АПК региона
    • 3. 2. Институциональная инфраструктура инвестиционно-кредитного обеспечения воспроизводственного режима функционирования регионального АПК: схема, технологии, инструменты
    • 3. 3. Регулирование воспроизводственного режима функционирования АПК средствами регионального бюджета

Совершенствование механизма обеспечения воспроизводственного режима функционирования АПК региона: на материалах Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Агропромышленный комплекс воспроизводственной системы страны является одним из крупнейших секторов народного хозяйства, занимающим особое место в социальной, экономической и политической жизни. Специфика функционирования аграрного сектора не предполагает использование исключительно рыночных механизмов саморегуляции, необходимо существенное государственное воздействие, осуществляемое для решения проблемы обеспечения населения продовольствием и повышения уровня занятости и доходов сельского населения.

Механизм регулирования воспроизводственного режима функционирования АПК отличается большим разнообразием используемых экономических и финансовых инструментов, принцип действия которых в отдельных регионах имеет много общего. Важнейшим инструментом государственного регулирования на макроуровне является реализуемый в настоящеевремя национальный проект развития АПК. Основная задача данного проекта состоит в активизации всех компонентов воспроизводственного процесса с целью повышения эффективности и устойчивости агропромышленного производства. Действенный сбалансированный механизм регулирования воспроизводственного режима позволяет обеспечить эффективную1 концентрацию ресурсов, на целевых комплексных программах, рационализацию кредитной, налоговой и ценовой политики, правовой защиты сельскохозяйственных производителей.

Современное состояние АПК характеризуется переходом к стратегии активизации экономического роста, предполагающего интенсивный приток инвестиций в агропромышленный сектор экономики для технологического обновления, модернизации, реконструкции действующих предприятий, целенаправленное изменение структуры воспроизводственного потенциала в соответствии с общественными потребностями и совершенствование структуры производственно-ресурсного потенциала АПК. Реализация такой стратегии требует создания многофункционального механизма активизации, обеспечивающего поиск и реализацию решений в области интенсификации инвестиционных и инновационных процессов, способствующих повышению эффективности функционирования отраслей АПК, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы совершенствования существующего механизма регулирования воспроизводственного режима развития АПК, поиска инструментов поддержки сельскохозяйственного производства, что и обусловило выбор темы диссертационной работы.

Степень изученности проблемы. История научных исследований агропромышленной сферы представляет важную составную часть мировой и отечественной экономической науки.

Литература

по проблемам развития АПК включает большое число источников, авторы которых рассматривают вопросы теории управления агропромышленным комплексом, формирования стабилизационно-воспроизводственных механизмов динамического развития отрасли, задачи, связанные с развитием инвестиционных процессов в агропромышленном комплексе.

В основу анализа сущности концепций обеспечения эффективности развития региональных агропромышленных комплексов легли положениями выводы исследований таких ученых, как Алтухов А., АбалкинJT., Боткин О., Беспахотный Г., Бойко И., Гранберг А., Емельянов А., Ильюшонок С., Калинин А., Киселев С., Костяев А., Крылатых Э., Курбатов Ю., Овчинников В., Романенко И.,'Узун В. и других.

Различные аспекты процессов разработки региональных комплексных программ, анализ российских аграрных реформ и их последствий, проблемы реструктуризации агропроизводства нашли отражение в работах Авреха А., Барановской Т., Боева В., Буробкина И., Гордеева А., Кетовой Н.,.

Крылатых Э., Кузнецова В., Лойко В., Милосердова В., Семенова М., Серкова А., Трубилина И., Чаянова А. и других.

Проблематика качественной и количественной определенности макроэкономики, эффективности воспроизводственной структуры АПК получила освещение в работах Анчишкина А., Гатаулина А., Зелтыня А., Ивантера В. В., Кейнса Дж. М., Кендрика Дж., Кенэ Ф., Корнай Я., Маркса К., Маршалла А., Мауля Я., Рикардо Д., Смита А., Старкова А., Струмилина С., Ушачева И. и других.

Изучению специфики и повышения эффективности управления инвестиционной деятельностью посвящены научные труды Абрамова JL, Борисенко А., Гудашева В., Зенковой А., Малыгина А., Шандакова Ю. и других.

Среди зарубежных авторов, исследующих фундаментальные основы функционирования рыночной экономики и роли инвестиций в обеспечении экономического роста, следует выделить таких авторов, как Беренс В., Долан Э, Дорнбуш Р., Фишер С., Кейнс Д., Макконнелл К.

Постоянно меняющаяся экономическая ситуация, процессы перераспределения и концентрации капитала, дефицит инвестиционных ресурсов обусловливают необходимость дополнительных научных исследований проблем активизации развития агропромышленного комплекса.

Целью диссертационного1 исследования являетсятеоретическое обоснование и разработка механизма обеспечения воспроизводственного режима функционирования АПК региона.

В соответствии с поставленной целью сформулированы и решены следующие задачи:

— исследовать закономерности действующей системы регулирования АПК и на этой основе сформулировать императивы активизации воспроизводственного процесса в аграрной сфере экономики региона;

— рассмотреть организационно-экономические факторы процесса активизации деятельности предприятий регионального АПК;

— проанализировать состояние и перспективы развития АПК региона и определить место инвестиционно-инновационной составляющей процесса ускорения темпов экономического роста агропромышленного производства;

— выполнить оценку инвестиционно-инновационного потенциала АПК региона (на примере Республики Адыгея) — сформировать методический базис регулирования воспроизводственного режима АПК региона, ориентированный на реализацию принципа «приоритетности развития среды функционирования" — определить основные направления регулирования сельскохозяйственного производства за счет средств регионального бюджета;

— разработать институциональную модель двухуровневой системы обеспечения воспроизводственного режима функционирования регионального АПК.

Объектом исследования является воспроизводственный потенциал агропромышленного комплекса Республики Адыгея.

Предметом исследования выступают экономические механизмы активизации составляющих воспроизводственного процесса в региональном АПК.

Соответствие темы* диссертации, паспорту специальности.

ВАК РФ. Область исследований/, * соответствует пунктам паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (АПК и сельское хозяйство): 15.33. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства, предприятий и отраслей сельского хозяйства- 15.36. Исследование особенностей воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве.

Теоретико-методологической основой исследования послужили концептуальные положения теорий эволюционной и переходной экономики, аграрных реформконцепции рыночной трансформации национального хозяйства, устойчивости развития экономических системтеории экономического роста, государственного регулирования рыночной экономики, воспроизводства, реструктуризации социально-экономических систем. При обосновании теоретических положений и аргументации выводов активно использовались, различные методологические подходы, в т. ч. системный — в его функционально-структурном аспекте;

Инструментарно — методический аппарат. При исследовании проблемы использовались общенаучные методы: сравнительный, структурно-функциональный, регрессионный, экспертный, а так же частные методические средства экономических разработок: математическая статистика, экономико-математическое моделирование, экономико-статистические группировки, инвестиционный анализ и др.

Информационно-эмпирическая база диссертационной работы сформирована на основе официальных данных Министерств сельского хозяйства и продовольствия, экономического развития и торговли Республики Адыгея, монографических исследований отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, федеральных и региональных программ социально-экономического развития, а также данные, собранные ш обработанные соискателем в, ходе выполнения^ инициативной НИР'* на кафедре «Финансы, и кредит» Майкопского государственного технологического университета.

Гипотеза диссертационного исследования базируется на системе авторских представлений о принципиальной возможности повышения интенсивности развития регионального АПК посредством механизма регулирования воспроизводственного режима функционирования АПК, сформированного и действующего на основе принципа «приоритетности развития среды функционирования», что позволяет системно активизировать воспроизводственный потенциал аграрной отрасли экономики региона.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Оценка современного состояния АПК Республики Адыгея показала, что при существующих экономических условиях невозможно добиться стабилизации и развития аграрного сектора. Перемены в аграрной экономике (введение специального налогового режима для сельхозпроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставление кредитов на условиях лизинга, страхования и др.) не привели к кардинальному преломлению негативных тенденций. На этом фоне имеют место: ухудшение материально-технической базы сельского хозяйствавысокие долги сельскохозяйственных товаропроизводителейслабость рыночных позиций субъектов хозяйствования аграрной сферы.

2. В системе государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм хозяйствования выделяют два уровня: федеральный и региональный (местный). В связи с тем, что целевое дифференцированное применение всего механизма указанной системы реализуется на региональном (местном) уровне, именно субъектам Федерации принадлежит основная роль в обеспечении целевой направленности и действенности механизма обеспечения воспроизводственного режима функционирования АПК, определяющего эффективность развития, отдельных отраслей сельского хозяйства в конкретных природных и экономических условиях. Исследования результатов участия регионального и федерального бюджетов в воспроизводственной деятельности регионального АПК показали, что действующая в настоящее время система поддержки из бюджетных источников не способна решить проблему интенсивного развития агропромышленной сферы. В связи с этим возникает необходимость в построении механизма регулирования режима функционирования АПК, обеспечивающего в полной мере системную активизацию всех составляющих воспроизводственного процесса.

3. Основная предпосылка функционирования системы регулирования воспроизводственного режима АПК на современном этапе состоит в том, что сельскохозяйственные товаропроизводители работают на самофинансировании, а государственная поддержка рассматривается как дополнительное условие обеспечения нормального хозяйствования. То есть в данном случае реализуется основной принцип формирования системы поддержки — «системное дополнение». При этом существенная часть сложной агропромышленной системы остается без изменения, а дополнительные элементы поддержки не могут комплексно повлиять на функционирование всего АПК. Системная активизация воспроизводственного потенциала аграрной отрасли экономики региона возможна на основе механизма регулирования, сформированного на основе принципа «приоритетности развития среды функционирования».

4. В системе целей активизации воспроизводственного процесса АПК каждая отдельная цель, за исключением наиболее общих, выступает также и как средство, а достижение определенных целей может рассматриваться как условие, или ограничение, которому должны удовлетворять программа или план. В связи с этим, решение задачи идентификации совокупности активизирующих воздействий эквивалентно выявлению согласованной системы требований, условий или принципов, выполнение которых может обеспечить реализацию целевых характеристик воспроизводственного, режима функционирования АПК.

К числу принципов согласованности следует, прежде всего, отнести требование сбалансированности программы или плана развития предприятия, отрасли и т. п. по инвестиционным, инновационным, земельным, водным, материально-вещественным и трудовым ресурсам, а также условие выбора эффективных вариантов, которые можно считать допустимыми с учетом социально-экономических, экологических и технологических ограничений.

5. Главная цель механизма регулирования воспроизводственного режима АПК состоит в сбалансированном обеспечении системного функционирования всех элементов интегрированной поддержки субъектов хозяйствования и всего регионального АПК, координация и синхронизация кредитно-финансовых процедур в АПК, инициация и стимулирование инвестиционно-инновационных процессов в аграрнопромышленном производстве. Структурное наполнение названного механизма представлено тремя блоками: прямого регулирования, косвенного регулирования, интегрированного управляющего воздействия.

6. Одним из приоритетных направлений совершенствования механизма обеспечения воспроизводственного режима функционирования АПК региона является активизация инновационных процессов. Вместе с тем, отсутствие у большинства сельхозтоваропроизводителей собственных денежных средств, сопровождаемое ограниченностью бюджетных источников финансирования и практической невозможностью получить на освоение инвестиций заемные средства, не позволяет им внедрять новые технологии. В активизации инновационных процессов решающее значение должно принадлежать государству, так как это требует привлечения значительных ресурсов. При этом реализация инновационно-инвестиционной функции механизма активизации функционирования АПК должна быть направлена на: определение приоритетов в инновационной сфереподдержание и развитие научно-технического^ потенциалаиспользование различных видов стимулирования инновационной деятельности.

Научная новизна исследования состоит в развитии инструментарно-методических средств активизации воспроизводственного потенциала агропромышленной сферы экономики региона. Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем: предложена авторская трактовка системно-активизирующей концепции формирования системы регулирования воспроизводственного режима АПК региона, в основу которой положен принцип «приоритетности развития среды функционирования», предусматривающий концентрацию управляющих воздействий на условия функционирования агропромышленной сферы, что обеспечивает комплексность развития воспроизводственного потенциала аграрной отрасли экономики регионаразработана структурно-функциональная схема механизма обеспечения воспроизводственного режима функционирования АПК, включающая блоки прямого, косвенного и интегрированного управляющих воздействий непосредственно на системные элементы и среду функционирования, предусматривающая выбор точек и методов активизации в зависимости от задачи управлениясформирована методика оптимизации воспроизводственного режима функционирования АПК региона, основанная на комплексном использовании методов оптимизациимоделей балансового типа и процедур согласования критериеввключающая этапы: формирование целевой функции, идентификация конфигурации и количественных характеристик взаимосвязей между системными элементами АПК, выбор оптимальной структуры распределения государственной поддержки АПК по видам;

— предложена итерационная процедура согласования целей системно-активизационного механизма функционирования регионального АПК и выбора метода регулирования, прзволяющая установить соподчиненность, иерархию между целями? (агрегированнымии конкретныминепосредственно связанных с выбором вариантов точки приложения управляющих воздействий, методов и потенциала активизации);

— разработана институциональная модель двухуровневой системы обеспечения воспроизводственного режима функционирования регионального АПК и поддержки отдельных хозяйствующих субъектов, включающая планово-кредитный центр, сформированный на базе Министерства сельского хозяйства и разветвленную сеть отраслевых, территориальных, программно-целевых и др. специализированных органов, обеспечивающих оптимизационно-прогнозные расчеты в пределах своей компетенции.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Изложенные в диссертационной работе теоретические выводы и практические рекомендации дополняют и развивают представление о процессе регулирования функционирования АПК региона, как сложным многокомпонентным объектом, рассматриваемым во взаимодействии с подсистемами активизации воспроизводственного потенциала, развитии теоретико-инструментальных подходов к аналитическому обоснованию стратегий развития отрасли.

Материалы диссертации использованы при разработке методического обеспечения преподавания учебных курсов «Исследование систем управления», «Государственное и муниципальное управление», «Информационные технологии в экономике».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования, рекомендации докладывались на региональных и всероссийских научно-практических конференциях (г. Майкоп), на семинарах кафедр «Финансы и кредит», «Исследование систем управления и региональной экономики», «Государственное и муниципальное управление» Майкопского государственного технологического университета. По результатам исследования опубликовано 6' печатных работ общимобъемом 3,6 печатных листа (авторский вклад — 2,74 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертация выполнена на 175 страницах машинописного текста, состоит из введения, девяти параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованной литературы, включающего 190 наименований. Иллюстративный материал представлен 17 таблицами, 21 рисунком.

Заключение

.

Агропромышленный комплекс является одной из основных сфер общественного производства. Во все времена и во всех странах значение сельского хозяйства и АПК неоспоримо. Помимо удовлетворения потребностей общества в продуктах питания, развитие АПК определяет уровень экономической самостоятельности страны, выступает фактором ее национальной безопасности.

О масштабах значения АПК говорят следующие факты:

• за счет его продукции обеспечивается до 90% потребностей населения в продуктах питания;

• в общем товарообороте большинства стран его продукция составляет 60−70%;

• предприятия АПК выступают как основные потребители продукции целого ряда других отраслей и производств, одновременно являясь поставщиками сырья для многих из них.

В связи с этим повышение эффективности функционирования предприятий АПК представляет собой актуальную задачу и требует постоянного внимания, как ученых-исследователей, так и практиков-управленцев. С точки зрения управления АПК представляет собой достаточно сложный объект, функционирующий в изменяющейся внешней среде. Помимо многих факторов, здесь важную роль играют внутрисистемные взаимоотношениямежду элементами самого АПК, а также проводимая в> аграрной сфере политика государства. Практика наглядно’демонстрирует, что несогласованность экономических интересов предприятий. АПК в конечном итоге приводит к нарушению баланса между ними и снижению их эффективности.

Регулирование отношений между предприятиями АПК является сложной и многогранной проблемой. Многолетний опыт развитых стран Запада, практика нашей страны за последние 20 лет говорят о том, что даже в условиях частной собственности на средства производства и рыночной экономики без участия государственных органов власти в процессе регулирования этих отношений не обойтись. Таким образом, государственная поддержка является необходимой составной частью системы обеспечения воспроизводственных процессов в АПК и сельском хозяйстве. При этом спектр используемых средств и методов определяется в основном рыночно-ориентированными организационно-экономическими механизмами регулирования и лишь в отдельных случаях административными мерами.

Поскольку АПК представляет собой объект, характеризуемый высокой степенью открытости, при организации процесса управления необходимо учитывать уровень развития всей социально-экономической системы. Современное состояние российской экономики может характеризоваться как завершение этапа трансформаций в системе правового регулирования, формирования новой структуры экономических отношений хозяйствующих субъектов и перехода к фазе стабилизации, что обеспечивает возможности экономического роста. Это означает, что период экстренных мер поддержки предприятий АПК и его ядра — сельского хозяйства, основанных на прямом воздействии и использовании интенсивных и обеспечивающих быструю реакцию управляющих воздействий должен смениться более спокойными, скоординированными и сбалансированными мероприятиями, направленными^ на укрепление позиций сельхозтоваропроизводителей в социально-экономическойсистемеповышение уровня жизни сельского населения.

Очевидно, указанные потребности в наибольшей степени требуют усилий управленческой подсистемы. Совершенствование ее работы требует пересмотра и модификации практически всех стадий разработки управленческих решений от целеполагания до выбора способов их реализации. Для решения данной проблемы в диссертации предлагается механизм активизации развития АПК, основанный на реализации принципов косвенного управления (формирования благоприятных условий) и использующий в качестве базового катализатора инновационно-инвестиционный потенциал. Его исследование и развитие реализуется в диссертации по различным направлениям, в частности: обобщены принципы регулирования АПК, определяющие адекватные современным условиям способы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Совокупность принципов многокомпонентности, сбалансированности развития различных компонентов воспроизводственной системы, оптимальности расходования ресурсов, в частности, финансовой поддержки со стороны государства, координации взаимодействий между макрои микроуровнями, центром и регионами, регенерации потенциала природной среды) отражает факт системности процесса функционирования сложного многокомпонентного объекта, каковым является АПК в изменяющейся внешней1 средепроанализированы, модели организации государственной поддержки в зарубежных странах (Германия, Франция, Нидерланды, Канада), установлены их отличия от используемой в России, проведен их сравнительный анализ на предмет перенесения позитивного опыта, который может быть реализован в форме: поддержки доходов производителей (компенсационные платежи, в том числе связанные с действием естественных рентообразующих. факторовплатежи'при ущербе от. стихийных бедствийплатежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства) — ценовое вмешательство (поддержка внутренних цен на сельскохозяйственную продукциюустановление квотустановление налогов на экспорт и импорт продовольствия) — компенсация издержек (субсидирование производителей, приобретающих средства производства: субсидирование или льготное налогообложение при приобретении удобрений, кормов и ядохимикатовсубсидирование выплат процентов по полученным кредитамсубсидирование выплат по страхованию имущества) — содействие развитию рынка (государственное финансирование, разработка и осуществление рыночных программзатраты на хранение продукции, а также проведение транспортных работ по перевозкам продукции всех звеньев АПК) — содействие развитию производственной инфраструктуры (выделение бюджетных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производствасубсидии на строительство хозяйственных помещений: субсидии на осуществление ирригационных проектовсубсидии на рекультивацию земельсодействие созданию фермерских объединений) — осуществление региональных программ (предполагает выделение средств на осуществление государственных программ развития производства) — макроэкономическая политика (меры государственного регулирования сельского хозяйства, не связанные непосредственно с данной отраслью, но оказывающие воздействие на эффективность ее функционирования — проведение льготной налоговой политикиподдержка национальной валютывнешнеторговая деятельность);

— предложен концептуальный подход к активизации развития АПК, основанный на реализации мер косвенного характера. В рамках данного подхода выделяется четыре типа управляющих воздействий по признакам используемых каналов управления, способу генерации управляющих воздействий. В работе обосновывается положение о необходимости смещения акцентов с прямых мер государственной поддержки сельского хозяйства на косвенные, ориентированные на формирование благоприятной, среды его функционирования, что позволяет на основе систематизации совокупности используемых инструментов господдержки выделить в качестве перспективных совокупность мер экономического и информационного характера;

— идентифицировано состояние и проблемный спектр развития АПК конкретного региона (Республика Адыгея), в результате которых можно сделать общий вывод, что за последние годы прослеживается сокращение государственной поддержки аграриям. Одновременно с регионализацией государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли происходит сокращение доли выделяемых на безвозвратной основе ресурсов. Таким образом, происходит постепенный уход государства от прямой поддержки села. Причем не только масштабы, но и сам механизм осуществления поддержки не способствует повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Поэтому необходимо отказаться от существующей распределительной системы, и разработать экономические и правовые основы механизма государственной поддержки отрасли и эта поддержка должна рассчитываться и осуществляться с учетом качества ведения сельскохозяйственной деятельности. Анализ инвестиционного потенциала развития АПК позволяет сделать вывод о необходимости содействия привлечению негосударственных и коммерческих инвесторов. На сегодняшний день у регионов имеется значительный потенциал для формирования благоприятного инвестиционного климата, способствующего тем самым привлечению инвестиций: налоговые, финансовые и административные льготы, а также правительственные гарантии. Одной из основных проблем развития АПК является доступ хозяйствующих субъектов к кредитным ресурсам банковского сектора;

— предложена институциональная структура активизации развития АПК, построенная по иерархическому принципу, структура и функциональное распределение которой позволяют реализовать механизм косвенного. воздействия', на качественные характеристики, воспроизводственных процессов, обеспечить единую целеориентированность всех элементов и подсистем объекта регулирования;

— развито методическое обеспечение процедуры рационализации структуры расходов средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на государственную поддержку АПК. Аналитический аппарат составляет постановка и решение задачи оптимизации (максимизации эффектов), взаимоувязанной с конфигурацией дерева целей функционирования АПК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абалкин Избранные труды в IV томах (Труды Вольного экономического общества). М. Экономика. 2000.
  2. С. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации. Вопр. Экономики. 2001 — № 5- С. 113 — 124.
  3. А., Кистанов В. Региональные программы перспективные вопросы // Экономист. 1997. — № 3. — С.34−45.
  4. И.А. Определение кредитоспособности сельскохозяйственных предприятий / И. А. Алтухов, Н. В. Пшениснов // Аграрная наука. 2002. — № 8. — С.8.
  5. И.А., Шамин А. Е. Новый аграрный строй России. -Нижний Новгород, 1996.
  6. A.M. Стратегия экономического развития региона / На примере Республики Дагестан М.: МАКС Пресс, 2001. — 180 с.
  7. С.Ю. Механизмы регулирования региональных экономических интересов: Препр. СПб., 1998. — 39 с.
  8. С.Ю. Совершенствование организационно-экономических механизмов управления региональной экономикой — СПб., 1998.-280 с.
  9. А.А., Э.Н. Крылатых. К разработке стратегии развития АПК с учетом инновационных факторов. Материалы Первого Всероссийского конгресса экономистов-аграрников (14−15 февраля 2005 г., г. Москва) — -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005, стр. 326.
  10. Э.Л., Т.П. Нино, Т.А. Суркова, Е. А. Вернер, А. А. Королько. Продовольственная безопасность России и ведущих стран мира: аналитический обзор. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005, стр. 37.
  11. С.С. Региональная политика России: Обзор современного положения.// Регион: экономика и социол. 1999. — № 3. — С. 21 -37.
  12. А.О. Прогноз развития экономики России на период 2001 — 2005 гг. с использованием динамической межотраслевой модели с бюджетным монетарным блоком. — Новосибирск, 2000. — 36 с.
  13. Т. П., Лойко В. И., Семенов М. И., Трубилин А. И. Информационные системы и технологии в экономике, 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2004. 416с.
  14. В. Основные проблемы развития экономической реформы в регионах Российской Федерации. Экономист. — М., 1996, — № 4, с. 7−15.
  15. О.С., Вольчик В. В. Институциональные условия формирования сельскохозяйственных рынков. Ростов н/Д, 1999. www.ie.boom.ru.
  16. А.Р. Этапы становления российской модели воспроизводства. // Проблемы прогнозирования. 2001. — № 2. — С. 4 —23.
  17. А.Р. Эффективный экономический рост в 2001 2010 гг.: условия и ограничения. // Пробл. Прогнозирования. — 2001. — № 1. — С. 27 -45.
  18. Г. В. Перспективы АПК // Экономист. 2003. — N 9.
  19. Г. В. Управление государственной собственностью. Москва, Госсоцуниверситет, 2003.
  20. Г. В. Государственное регулирование агропромышленного производства / Г. В. Беспахотный // Экономика-сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1997. — № 12.
  21. Н. Региональные особенности государственной поддержки сельского хозяйства. «АПК: экономика, управление» № 2, 2005 г. стр.47
  22. О. И. Институциональные преобразования предприятий АПК в рыночную систему отношений / О. И. Боткин- РАН Урал, отд-ние. Инт экономики. Ижевск, 2002.
  23. В.А. Производственные и инвестиционныехарактеристики регионов России: сравнительный анализ. Аудит и финансовый анализ. — 1998. — Шкв. — С. 67 — 97.
  24. В. Прогноз регионального развития сельского хозяйства России. // Экономист. 2001. — № 1. — С. 76 — 82.
  25. И. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983.
  26. А. Рыночная экономика — главная составляющая стратегического курса России. // Проблемы теории и практики управления. — 2001.-№ 1.-С. 18−21.
  27. Гиг Дж. Прикладная общая теория систем: В 2-х кн. Пер. с англ. под ред. СушковаБ.М., ТюхтинаВ.С. М.: Мир, 1981.
  28. С. О выборе стратегии будущего. // Экономист. 2001. -№ 2.-С. 4−23.
  29. В.М., Иванов В. В., Яненко В. М. Моделирование развивающихся систем. М.: Наука, 1983.
  30. А. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий АПК / А. Голованов // Финансы. 2000. — № 1. — С. 29.
  31. А. Сельскохозяйственный кризис / А. Голованов // АПК: экономика, управление. 2000. — № 5. — С. 63−68.
  32. А. Задачи государственного управления российским агрокомплесом. // «АПК: экономика, управление» № 2, 2005 г. стр. 37.
  33. Голубев А. В: Современная модель сельского хозяйства / А. В. Голубев // Аграрная наука. 2003. — № 7. — С. 2−3.
  34. А.И. Стратегии развития: обеспечение ресурсами. Проблемы обеспечения финансовыми ресурсами программ экономического развития регионов. М.: МАКС — пресс, 2000. — 84с.
  35. А.И. Стратегия развития промышленности регионов. -М.: МАКС пресс, 2000. — 62 с.
  36. А.В. Задачи- агропромышленного комплекса России. Сборник материалов, Международной конференции «Агропродовольственный рынок России 2005». М.: Пищепромиздат, 2005, стр. 5.
  37. А.В. Ключевая проблема развития агропромышленного комплекса страны финансовое оздоровление сельхозтоваропроизводителей / А. В. Гордеев // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. — 2000. — № 7. — С. 9−11.
  38. ГорловС.М. Направленность государственного регулирования в агропромышленном комплексе. Сб. науч. тр. Сев.- Кавказ. Гос. техн. ун-та. Экономика. — Ставрополь, 2000 — Вып. 1. — С. 46 — 53.
  39. Государственная финансовая поддержка сельскохозяйственных предприятий. По заказу Министерства продовольствия, сельского и лесного хозяйства ФРГ. М. 1995.
  40. Государственное регулирование финансовой системы аграрного сектора КНР. Доклад Центра социально-экономических исследований Китая Института Дальнего Востока / Под. Ред. В. В. Михеева: -Ml, 1999
  41. А.Г. Оптимизация территориальных пропорций* народного хозяйства. М.: Экономика, 1973.
  42. А.Г. Основы региональной экономики. М., ГУ ВШЭ, 2001.
  43. О. В. Нещадин А.А. Альтернативные подходы к эколномической реформе в регионах. // Общество и экономика. —1996 —№ 6.
  44. Е. Инвестиционный процесс в Вологодской области: проблемы и перспективы//Экономист. 2004. — № 7. — с. 66
  45. В.Г. Основные направления социально-экономического развития белорусского села. Материалы I Всероссийского конгресса экономистов-аграрников (14−15 февраля 2005 г., г. Москва). — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005., стр. 78.
  46. А.Г. Региональная экономика и экономическая география: особенности, проблемы и приоритеты соразвития / А. Г. Дружинин // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. 2000. — № 4. -С. 29−35.
  47. В.В., Конторов Д. С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985.
  48. А.В. Прогнозирование и программирование социального развития региона в переходной экономике: ресурсный подход. Курск: РОСИ, 2000.-216 с.
  49. А. Основы природопользования, М., 2005.
  50. Ю.А., Колесников Ю. С., Зинченко В. А. СевероКавказский экономический район: проблемы ускорения. Ростов н/Д, 2001.
  51. Т.В., Павлов А. О., Мартыненко Т. В., Таранников В. В. Антикризисное регулирование экономики. Ростов н/Д, 2002.
  52. В. Методы регионального анализа. М.: Прогресс, 1966.
  53. ИльюшонокСЕ. Аграрно-промышленный комплекс России: состояние и направления реформирования / Ильюшонок С. Е., Сучков А. И.,
  54. Г. В. // Регион: экономика и социология. 2001. — N 2.
  55. С.М. Совершенствование управления кредитной системой региона. Махачкала, 2000. — 259 с.
  56. Инвестиционный рейтинг российских регионов // Эксперт. 1998.39.
  57. О.В., Курченков В. В., Поляков П. В. Концепция создания региональной управляющей компании. Волгоград, 2001.
  58. В.И. Федеральная макроэкономическая политика и регионы // Проблемы прогнозирования 2001. № 5.
  59. Дж. Совокупный капитал США и его формирование. -М.: Прогресс, 1978.
  60. Н.П. Инновационный потенциал региона: развитие и регулирование / Н. П. Кетова // Экономическая система современной России. Концептуальные проблемы, приоритетные сферы, региональная специфика. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.- 184 с.
  61. Н.П. Региональная экономика / Н. П. Кетова. Ростов н/Д: Гефест, 1998. — 175 с.
  62. Н.П. Региональная экономика. — Ростов н/Д, 1998. — 174 с.
  63. Н.И. Инвестиционные параметры регионального развития: теоретико-методологические основы оценки. // Регион: экономика и социология 2000. — № 3. — С. 24−41.
  64. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 143 с.
  65. А.П. Выступление на заседании коллегии Минсельхоза России 17.03.2006 г. // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. № 3−4/2006. — С. 30.
  66. В.М. Политика стабилизации и экономического роста (региональный аспект). Экономист. — 1999. — № 7. — С. 3−13.
  67. Ю.С. Экономическая реформа и региональная статистика экономики. Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов / Ю. С. Колесников, В. Н. Овчинников. — Калининград, 1993.-251с.
  68. Ю.С. Экономическая реформа и региональная стратификация экономики. Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов / Ю. С. Колесников, В. Н. Овчинников. -Калининград, 1993.
  69. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М., Финансы и статистика, 2000.
  70. Е.А. Бюджетная региональная политика и стимулы, экономического развития регионов. // Регион: экономика и социология — № 3. -С. 133−143.
  71. Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.
  72. Концепция стратегического развития России до 2010 года. // Гос. Совет РФ М., — 2001. — 134 с.
  73. Г. В. Региональная экономика (вводная часть). Ижевск, 1994.
  74. JI. Проблемы реализации экономического потенциала регионов России. // Общество и экономика. — 1998. % 4/5. — С. 41−67.
  75. А.И. Современная российская цивилизациология: подходы, проблемы, понятия. Издательство: ЛКИ, 2007.
  76. Ю.В. Совершенствование регулирования экономики региона в переходный период. // Изв. СПб. университета экономики и финансов. 2000. — № 2. — С. 85−102.
  77. В.В. Экономика в Южном федеральном округе: проблемы и перспективы развития, совершенствования управления. // Управление региональным экономическим развитием Юга России. Ростов — н/Д: СКАГС, 2002.
  78. Н.С. Региональный АПК в условиях перехода к рыночной экономике. // Регионология. 2001. — № 1. — С. 255−266.
  79. Э.Н. Развитие земельного оборота в России / Э. Н., Крылатых- Н.И., Кресникова, И.В., Семенова Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. 2001. N 2. С. 11−14.
  80. Д.Б. Инвестиционная' политика Российских регионов. // Проблемы прогнозирования. 1999.' - №' 1. — С. 77−87.
  81. А.И. Модели наилучшего использования ресурсов в сельском хозяйстве / А. И. Куев. М.: Финансы и статистика, 1994.
  82. А.И. Экономический механизм управления инвестиционной деятельностью в агропромышленном комплексе региона / А. И. Куев, М. К. Ашинова. Россов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 2002.- 150с.
  83. В.В. Научные основы формирования нормативной базы индикативного планирования АПК / В. В. Кузнецов. Ростов н/Д: ВНИИЭМ, 2000. — 56с.
  84. В.В. Программно-целевое планирование: методология и практика / В. В. Кузнецов, В. В. Гарькавый, С. Ю. Маркин. — Ростов н/Д: ВНИИЭН, 1998.-90с.
  85. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2002. № 4.
  86. В.В. Инвестиции как фактор расширенного воспроизводства в АПК /В.В. Кузьменко // Аграрная наука. 2002. — № 7. — С. 2−3.
  87. Г. А. Оценка условий инвестирования в регионах России: Учеб.: В 2 ч. М.: МАКС Пресс, 2000. — 4.1. — 60 с.
  88. И.А. Принципы разработки инвестиционной стратегии региона: (на примере Кабардино Балкарской Республики). // Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. — М., 1999. — С. 161−177.
  89. В.Н. Научно-методологические проблемы государственного регулирования5 территориального- развития. // Экономическая наука современной России. — 2001. № 1. — С. 48−58.
  90. Е.Л. Инвестиционные проблемы регулирования региональных рынков. Краснодар, 1999. — 115 с.
  91. Н.Н. Построение математических моделей и исследование сложных систем на основе самоорганизации. Деп. В ВИНИТИ. 1986 -№ 7964 — В86.
  92. Н.Н. Применение принципов самоорганизации для решения некорректных задач управления // Известия СКНЦ ВШ. Технические науки, 1990.
  93. Л.И., Макарец Н. М. Экономика производства сельскохозяйственной продукции. С-П.: «Лань», 2002., стр. 112.
  94. Р. Методологические основы управления экономическим развитием региона. // Экономика и управление. — 2000- — № 4.-С. 43−48.
  95. К. Экономические рукописи 1861−1863 гг. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 47.- 614 с.
  96. В.Д. Влияние макроэкономических параметров на развитие экономики региона. // Регион: экономика и социология 2001. — № 2.-С. 3−13.
  97. В.В. Эволюция концептуальных основ российского регионального развития. // Регион: экономика и социология — 2000. — № 3. — С. 151−156.
  98. Материалы «круглого стола» по проблеме «Устойчивое развитие сельской местности от 12.07.2000 г. — М.: Минсельхоз России и проект ТАСИС (FD RUS 9802), 2000, стр. 81.
  99. May В., Яновский К. Политические и правовые факторы экономического роста в российских регионах // Вопросы экономики. 2001. № 11.
  100. В.В. Многоукладная экономика- АПК: состояние и перспективы / В. Милосердов // АПК: экономика, управление. 2002. -№ 2. -С. 10.
  101. В.В. Политика обеспечения продовольственной независимости России // «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий». — 2000. — № 3.
  102. Милосердов В. В- Роль сельского хозяйства в удвоении ВВП в РФ. Материалы Первого Всероссийского конгресса экономистов-аграрников14.15 февраля 2005 г., г. Москва). -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005, стр. 59.
  103. В.В. Крупное агропроизводство — локомотив развития сельской экономики. «АПК: экономика, управление» № 2, 2005 г. стр. 7−8.
  104. .З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998. — С.5152.
  105. П. Трансформация региональной экономической политики. // Проблемы теории и практики управления 2001. — № 2. — С. 8792.
  106. С.Г. Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства, № 5−6 / 2006. М.: ФГНУ «Росинфорагротех», 2006, стр. 12−13.
  107. С.Г. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. — 2005. № 11.— С. 46−54.
  108. Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск, 2000.
  109. В.Н. Демократизация экономики и модели поведения субъектов регионального хозяйства. / Стратегии и проблемы региональной экономики: Научный вестник. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.
  110. В.Н. Стратегические приоритеты экономического развития Юга России. М.: СКАГС, 2002.
  111. А. Тенденции развития интегрированных агропромышленных формирований. «АПК: экономика, управление» № 2, 2005 г. стр. 31.
  112. Е.П. Теоретико-методологические основы регулирования экономических процессов в регионе: Ростов н/Д, 2000. — 266 с.
  113. По материалам Всероссийского научно-исследовательского института информации и технико-экономических исследований АПК, 1999.
  114. А.В. Инновационное управление в регионе Рост, обл. Изв. Вузов. Сев.-Кавк. Регион. // Общественные науки. 1999. — № 3. — С. 5761.
  115. В.М., Солодков ГЛ., Топилин В. М. Системный анализ в управлении социально-экономическими процессами. Ростов н/Д, 1998.
  116. Представление Прокуратуры Республики Адыгея в Кабинет Министров Республики Адыгея «Об устранении нарушений законодательства в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения» от 1.09.2006 г. № 7/7−06г.
  117. О.С. Инвестиционная политика и структурные преобразования российской экономики. Рост. гос. строит. Ун-т. Ростов н/Д, 2001.- 114 с.
  118. О.С. Проблемы формирования экономической системы устойчивого развития // Экономическая наука современной России. 2001. № 4.
  119. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. / Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Экономика, 2000.
  120. Региональные аспекты инновационной и инвестиционной деятельности. РАН. Ин-т пробл. региональной экономики. СПб., 2001. — 213 с.
  121. Региональные стратегии и технологии экономического развития. Ростов н/Д., 1999. — 254 с.
  122. Рей У. Методы управления технологическими процессами: Пер. с англ. М.: Мир, 1983.
  123. А.А. Государство и экономика АПК: механизм регулирования взаимоотношений, Краснодар, 2004, стр. 178.
  124. Г. И. Системы экономической и экологической безопасности: национальный и точечный уровни // Россия в актуальном времени-пространстве. Москва- Волгоград, 2000.
  125. В.Г. Проблема формирования системы освоения инноваций в сельском хозяйстве. Материалы Первого Всероссийского конгресса экономистов-аграрников (14−15 февраля 2005 г., г. Москва). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005, стр. 350.
  126. Е.В. Отчет о проведении II всероссийского конгресса экономистов-аграрников. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 4, 2006 г., стр. 3.
  127. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -Кн. 1−3.-М.: Наука, 1993.
  128. Стратегия развития государства на-период до 2010 года: Докл., подгот. рабочей группой Государственного совета РФ под рук. В. И. Ишаева. // Российский экономический журнал. 2001. — № 1. — С. 3−37.
  129. С.Г. Избранные сочинения. Т.5. Проблемы социализма и коммунизма в СССР. — М.: Наука, 1965.
  130. Суспицын С А. Подход к комплексной оценке влияния государственной политики на региональное развитие. // Регион: экономика и социология. 2000. -№ 3. С. 42−60.
  131. А.И., Романова О. А., Чененова Р. И., Филатова Н. Г. Размышления о прогрессивных технологиях. Анализ региональных концепций промышленной политики. // ЭКО. 200. — № 8. — С. 81−92.
  132. JI.A. Хранение и технологии сельскохозяйственной продукции: Учебник для вузов / Л. А. Трисвятский, Б. В. Лесик, В. Н. Курдина. -М.: Мысль, 1992.
  133. А. Экономическая стратегия развития сельского хозяйства / А. Трубилин, В. Сидоренко // Международный сельскохозяйственный журнал. 2003. — № 5. — С. 8−14.
  134. И. Изолированное государство в отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике. М., 1926.
  135. Узяков М-Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. РАН. Институт народнохозяйственного прогнозирования. М., 2000. -359 с.
  136. И.Г. Роль и место сельского хозяйства в экономике России // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. -2005. № 6. — С. 12−18.
  137. Федеральные региональные программы России: Информ. Сб. ВИНИТИ.- М., 2000. Вып. 1 (9). — 173 с.
  138. Н.Г. и др. Формирование региональной инновационной политики // Инновации. 2001. — № 4/5/ - С/ 41−44.151! Чаянов А. В: Что такое аграрный- вопрос?//АГЖ:. экономика- упр.1 1998,-,№ 2L-C: 63−73- № 3: — С. 69−74- - 63−69- № 5: -С1 62−69^
  139. М.Ю. Оценка инвестиционного потенциала и региональная инвестиционная политика. // Регион: экономика и социология. 2000. -№ 2.-С. 107−117.
  140. К. Социально-экономические проблемы инвестирования структурных преобразований в регионах России. / СПбГУЭФ. СПб., 2000. — 122 с.
  141. С.А. Современные формы территориальной локализации экономики // Стратегии и проблемы региональной экономики. Ростов н/Д. 2001.
  142. А.Х. Региональные аспекты инновационно-инвестиционного развития (теория и практика анализа инвестиций). — СПб., 2000.- 158 с.
  143. Г. И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX веке / Г. И. Шмелев. М.: Наука, 2000. — 225 с.
  144. Р.И. Регион: экономические методы управления. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отд., 1991.
  145. А. Будущее за коллективным и корпоративным агропроизводством. «АПК: экономика, управление» № 2, 2005 г. стр. 29.
  146. Юг России на рубеже III тысячелетия: территория, ресурсы, проблемы, преоритеты. / Под ред. А. Г. Дружинина, Ю. С. Колесникова. Ростов н/Д: 2000.
  147. Юзбеков 3. О программе экономической стабилизации на Северном Кавказе. // Общество Экономика. 1999. — № 6. — С. 279−287.
  148. Ю.В. Экономический рост. Структурная политика. // Проблемы прогнозирования. 2001. — № 1. — С. 6−14.
Заполнить форму текущей работой