Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Факторы стресса государственных служащих и пути его предотвращения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Полученные в исследовании данные могут быть использованы государственными служащими с целью повышения эффективности и снижения психофизиологической цены деятельности. Материалы диссертации могут применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, в частности, для… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основания исследования факторов стресса государственных служащих
    • 1. 1. Социальный институт государственной службы: проблемы исследования социальной группы государственных служащих
    • 1. 2. Психосоматическое состояние как показатель стресса
    • 1. 3. Факторы, влияющие на психосоматическое состояние и результативность деятельности: стресс-факторы. j Выводы к первой главе
  • ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование факторов стресса государственных служащих: анализ и результаты
    • 2. 1. Методическое обеспечение и обоснование выборки исследования
    • 2. 2. Результаты исследования и анализ полученных данных
  • Выводы ко второй главе

Факторы стресса государственных служащих и пути его предотвращения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная жизнь с каждым днем все ощутимее изменяет сложившуюся за многие столетия систему взаимоотношений человека с окружающим миром. Интенсификация труда, напряженность повседневной жизни, загрязнение среды обитания, множество разнообразных неблагоприятных факторов и незаметно, и явно, к тому же, как правило, интенсивно и длительно воздействуют на человека («стрессируют» его). В большинстве случаев этим воздействиям сопутствует перенапряжение физических и психических процессов, ухудшение функционального состояния, изменение личностного статуса, нарушение профессиональной эффективности и безопасности труда, а также развитие психосоматических заболеваний. По данным многих исследователей, 1 мы живем во времена увеличения стрессовых нагрузок, и большинство показателей стрессов и напряжений постоянно возрастает. Практически любой человек в течение своей жизни неоднократно переживает состояние стресса в многообразии его проявлений. Психологический стресс в трудовой и социальной жизни человека сегодня представляет собой одну из существенных проблем современного общества.

В настоящее время все большую значимость в жизнедеятельности человека и общества приобретает способность личности к наилучшему использованию своих возможностей в соответствии с предъявляемыми обстановкой требованиями, и это одна из важных психолого-акмеологических тенденций современной жизни. Требо.

1 Парин Л. А., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск, 1981; Профессиональные болезни. М., 1973; Психическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1989; Региональные проблемы здоровья населения России. М., 1993. С.99- Основы управления персоналом. М., 1996. С.50- Хананашвили Н. М. Информационные неврозы. М., 1978; Stress, work design, and productivity. Chichester, 1981 и др. вания к управленческому персоналу и, в частности, к государственным служащим повышаются и усложняются, так как успешность их деятельности во многом определяет социально-экономическое положение страны.

Исследователи отмечают высокий уровень стрессогенности управленческой деятельности. При этом у лиц, занимающихся управленческой деятельностью, влияние социальных факторов на развитие различных форм профессионального стресса весьма значительно (стрессы «белых воротничков»).1 Многократное возникновение уникальных по сложности и многообразию стрессовых ситуаций, в которых государственные служащие должны действовать успешно, является специфической особенностью деятельности госслужащих.2.

Склонность госслужащих к профессиональным стрессам (низкая стрессоустойчивость) еще довольно редко учитывается при оценке кадрового, ресурсного потенциала управленческого аппарата, но профессиональные стрессы реально существуют, связаны с повседневной деятельностью госслужащих и отрицательно влияют на их физическое и психическое здоровье, эффективность их деятельности (качество работы, прогулы, текучесть кадров и др.). Значимость влияния профессиональных стрессов на психосоматическое состояние государственных служащих и эффективность их деятельности порождает необходимость разработки конкретных методов и приемов защиты госслужащих от повреждающих перегрузок, а также выявления возможных источников (в том числе социально.

1 Купер К. Л., Маршалл Д. Источники стресса «белых воротничков» // Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология. М., 1995. С.179−204- Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981. С.26−31 и др.

2 Кузнецов В. Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях: Дис.. канд. психол. наук. М., 1995. психологических) профессионального стресса, что будет способствовать выработке путей минимизации его отрицательных последствий. X сожалению, проблема стресса госслужащих пока не нашла целостного отражения как в фундаментальных отечественных исследованиях, так и в практике социально-психологической подготовки руководителей и специалистов государственной службы. В связи с вышеизложенным, а также принимая во внимание специфику деятельности госслужащих, весьма значимым видится изучение социально-психологических и психолого-акмеологических факторов стресса госслужащих.

Актуальность исследования, таким образом, обусловлена: несоответствием между влиянием стресса на жизнедеятельность государственных служащих и тем местом, которое занимает эта проблема в научных исследованиях и практике подготовки руководителейнеобходимостью предотвращения (или минимизации) возникновения издержек стресса госслужащих (неблагоприятных психосоматических состояний, ухудшения результатов деятельности) и отсутствием необходимой для этого эмпирической и методической базы;

— высокими социальными и профессиональными требованиями, предъявляемыми к госслужащим, и низким уровнем знаний госслужащих об источниках возникновения и эффектах влияния стресса на жизнедеятельность, путях его предотвращения и преодоления.

Решение данных вопросов имеет как теоретическую, так и практическую ценность для формирования эффективной и действенной системы государственной службы Российской Федерации.

Состояние научной разработанности проблемы. Вокруг проблемы «деятельность — личность — состояние» объединились исследователи, владеющие разными знаниями, методами и представлениями об этой проблеме и предлагающие различные пути ее решения. В зарубежной психологии проблема стресса «белых воротничков» относительно разработана и имеет давние традиции (C.L.Cooper, M. Fridman, S.C.Kobasa, R.S.Lazarus, J. Marshall, R.H.Rosenman и др.), но существующие культурные различия, а также ощутимая разница в социально-экономическом положении препятствуют переносу многих результатов в условия нашей социальной действительности. В отечественной психологии в настоящее время все еще очень мало работ посвящено государственной службе и государственным служащим, несмотря на то, что госслужащие представляют собой социальную группу, играющую значимую роль в жизнедеятельности общества, а новизна и сложность решаемых ими сегодня задач рождают у них множество проблем, которые усугубляют недостатки в работе органов государственной службы. По сути, единичность исследований посвященных изучению социальной группы госслужащих, во многом обусловлена пока еще весьма краткой историей данного социального института. К изучению стрессов и кризисов в управленческой деятельности отечественная психология также обратилась лишь в самое последнее время, хотя исследования стресса, напряженности имеют более давние традиции (Ф.Б.Березин, JI.Г.Дикая, О. И. Жданов, Л.А.Китаев-Смык, В. И. Лебедев, Н. И. Наенко, Т. А. Немчин, Ф. И. Фурдуй и др.). В связи с необходимостью изучения стрессовых ситуаций и связанных с ними психосоматических состояний индивида, возникающих в ходе выполняемой госслужащими деятельности, рамки специальных исследований расширились.

Ряд работ в рамках акмеологического направления посвящен изучению человека в специфических условиях выполняемой деятельности, а также психологической готовности к стрессу (В.Г.Грызунова, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузнецов, Д. Л. Моисеев, И.В.Перминова). Основные усилия исследователей направлены на разработку методов устранения последствий экстремального воздействия (это проблема купирования стресса и реабилитации, преодоления последствий стрессовых ситуаций) (Л.Б.Забелова). В то же время исключительно большое практическое значение в готовности к стрессу имеет знание предпосылок возможного стресса, так как они играют роль ранних симптомов (внешние признаки), сигнализирующих о необходимости принятия мер, предупреждающих стресс или снижающих его отрицательный эффект (Е.М.Таболова).

Проблема факторов стресса и их систематизации все еще мало изучена. Данная проблема в основном рассматривается в рамках современной психологии труда, где исследуется влияние физических и технологических (производственных) факторов на деятельность операторов сложных систем (Л.Г.Дикая, А. Б. Леонова, А. В. Махнач, В. И. Медведев, В. В. Семикин, С. А. Шапкин и др.). Настоящее исследование также является попыткой внести вклад в изучение одной из сторон этой проблемы — выявление социально-психологических и психолого-акмеологических факторов стресса государственных служащих.

Объект исследования — профессиональная деятельность и психосоматическое состояние государственных служащих.

Предмет исследования — факторы профессиональной деятельности, вызывающие неблагоприятные (стрессовые) состояния госслужащих и негативно влияющие на их профессиональную деятельность.

Цель исследования — выявить факторы стресса в профессиональной деятельности госслужащих для определения условий минимизации их негативного влияния на государственных служащих и их профессиональную деятельность.

Гипотезы исследования:

• взаимоотношения государственных служащих, в связи с особенностями их профессиональной деятельности, обладают значительным потенциалом стрессогенности;

• значимость воздействующего стресс-фактора, а также интенсивность и длительность стресса госслужащих определяются:

— спецификой их деятельности (зависят от вида службы и ее уровня),.

— характером производственных и личностных взаимоотношений,.

— индивидуально-психологическими особенностями госслужащих, влияние которых обусловливает различия в толерантности к стрессовым воздействиям, способах и результатах купирования стресса.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. обобщить теоретические и практические исследования стресса, его социально-политических, профессиональных, психологических факторов и выделить их характеристики;

2. выявить социально-политические, профессиональные, психологические факторы деятельности, способные оказывать негативное влияние на психосоматическое состояние госслужащих и результативность их деятельности;

3. выявить личностные характеристики государственных служащих, наименее устойчивых к негативному влиянию стресс-факторов.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют фундаментальные концепции, отражающие такие категории как «социальная группа», «социальная организация», «личность», «деятельность», «управленческая деятельность», «профессиональная деятельность», «эффективность деятельности», «особые условия деятельности», «отношения», «психофизиологическая цена деятельности», «состояния», «функциональные состояния», «психосоматические состояния», «психическая адаптация», «стресс» в различных аспектах: социально-психологическом и психолого-акмеологическом (К. А. Абульханова, Г. М. Андреева, А. А. Деркач, А. И. Донцов, В. Г. Зазыкин, Р. Л. Кричев ский, Н. Н. Обозов, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, Ю. В. Синягин и др.), психологическом (Л.А.Китаев-Смык, Р. Лазарус, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, Г. Селье, В. И. Чирков и др.), психодинамическом (Ф.Б.Березин, JI.Г.Дикая, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, А. Б. Леонова, В. И. Медведев и др.). Исследование проводилось с учетом ряда известных теорий и концепций: теории управления (Ю.М.Забродин, В. Ф. Рубахин, А. Л. Свенцицкий,.

A.В.Филиппов и др.), теории отношений (А.А.Бодалев, Г. А. Ковалев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др.), теории адаптации (Ю.А.Александровский, В. В. Аршавский, Ф. Б. Березин, В. И. Лебедев,.

B.И.Медведев, В. С. Ротенберг и др.), теории стресса (В.А.Бодров, Л.А.Китаев-Смык, Р. Лазарус, Г. Селье и др.) и др.

Методы исследования. В работе используется комплексный подход, включающий: теоретический анализ научной проблемыанкетирование с элементами тестирования и опроса. В исследовании использовались: шкала самооценки — показатель личностной тревожности (Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин)1, опросник уровня субъективного контроля (шкалы интернальности в области производственных отношений, межличностных отношений, в отношении здоровья и болезни)2, модификация теста-опросника «рейтинг ценностно.

1 Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск, 1992. С. 41.

2 Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М., 1993. потребностных ориентаций персонала"1. Для статистического анализа данных и их графического представления использовалась программа SPSS for Windows 6.1.4., проведены корреляционный анализ, факторный анализ.

Исследование проводилось в период с 1995 по 1998 год, в структурах органов государственного управления федерального и регионального уровней (Министерстве юстиции РФ, Волгоградской областной администрации), Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Волгоградской академии государственной службы, Военной орденов Ленина и Октябрьской революции краснознаменной ордена Суворова академии им. М. В. Фрунзе. Эмпирическую базу исследования составили 168 респондентов: руководители высшего и среднего звена и рядовые специалисты различных государственных учреждений.

Научная обоснованность н достоверность выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициямииспользованием современных достижений общей и социальной психологии, психологии труда, акмеологиианализом научных публикаций по проблемереализацией апробированных социологических и психодиагностических методов в комплексном подходе к исследованию проблемы факторов стресса государственных служащих, а также использованием методов математической статистики при обработке и оценке достоверности полученных результатов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

• Показано, что существуют три основные группы факторов стресса в профессиональной деятельности государственных служа Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М., 1996. С.244−248. щих: социально-политические, профессиональные и психологические факторы.

• Представлены данные, что для ряда респондентов-госслужащих должностные взаимоотношения обладают высоким потенциалом стрессогенности, способны оказывать негативное влияние на психосоматическое состояние респондентов и эффективность их деятельности.

• Показано, что степень влияния взаимоотношений работников на их психосоматическое состояние взаимосвязана с выраженностью в организации отношений субординации, жесткостью должностной иерархии.

• Выявлено, что в системе отношений «руководитель — подчиненный» наиболее стрессогенными являются отношения «руководитель — специалист высокой квалификации».

• Экспертная оценка факторов стресса позволила выявить значимые различия в оценках стресс-факторов мужчинами и женщинами.

• Выявлено, что одним из важных психолого-акмеологических факторов эффективной профессиональной деятельности госслужащих является стрессоустойчивость, связанная с особенностями цен-ностно-мотивационнной сферы, личностной тревожностью, уровнем субъективного контроля.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Полученные в исследовании данные могут быть использованы государственными служащими с целью повышения эффективности и снижения психофизиологической цены деятельности. Материалы диссертации могут применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, в частности, для ознакомления с характерными стресс-факторами в деятельности госслужащих (что может способствовать повышению их толерантности к стрессу), при подготовке курса «психогигиена управленческой деятельности». Выявленная специфика стресс-факторов может быть использована при оценке кадрового, ресурсного потенциала института госслужбы, методические разработки могут использоваться в профилактической работе по минимизации стресса госслужащих. В целом, теоретико-прикладные знания госслужащих в области профессионального стресса и конкретно знание социально-психологических и психоло-го-акмеологических факторов стресса, несомненно, способствуют повышению их социально-психологической и аутопсихологической компетентности.

Апробация результатов исследования осуществлялась на научных и научно-практических конференциях: I межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых Волгоградской области (5−9 декабря 1994 г., г. Волгоград), региональной межвузовской научно-практической конференции «Молодежь и социальное управление» (13−14 декабря 1994 г., г. Волгоград), научно-практической конференции «Развитие психологической службы образования» (24−26 октября 1995 г., г. Волгоград), Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции развития государственной службы в российских регионах» (11−12 марта 1997 г., г. Саратов), научно-практической конференции «Применение психологических знаний в практике управления» (29−30 апреля 1997 г., г. Уфа), научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления в органах налоговой полиции и их взаимодействие с другими правоохранительными системами» (май 1997 г., г. Москва), Всероссийской научно-методической конференции «Социальная антропология на пороге XXI века» (20−21 ноября 1997 г., г. Москва), межкафедральной научно-практической конференции «Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала» (28 января 1998 г., г. Москва). Основные положения и результаты исследования обсуждались на проблемных группах и заседаниях кафедры социальной психологии и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ (1995;1998 гг.).

Результаты исследования отражены в 10 публикациях, общим объемом 2,3 печатных листа (из них 5 публикаций (объемом 0,75 п.л.) в соавторстве с канд. психол. наук О.А.Долгополовой). Основные положения, выносимые на защиту.

1. Стресс-факторами в сфере профессиональной деятельности госслужащих являются: социально-политические факторы: негативный имидж государственных служащих в общественном мнении, уровень самооценки социального статуса, социально-экономическая незащищенность госслужащих, реорганизации структуры госслужбы и др.- профессиональные («производственные») факторы, отражающие общую специфику деятельности госслужащих (связанные с временными характеристиками, объемом власти, ответственности, информации и др.) — психологические факторы: личностные, обусловливающие субъективную значимость стрессоров и индивидуальные особенности реагированиясистема межличностных отношений, включающая формальную и неформальную структуру взаимоотношений госслужащих.

2. В системе управления наиболее высокий потенциал стрессоген-ности характерен для отношений «руководитель — подчиненный».

3. В системе отношений «руководитель — подчиненный» наиболее стрессогенными являются отношения «руководитель — специалист высокой квалификации».

4. Степень влияния взаимоотношений работников на их психосоматическое состояние (степень потенциальной стрессогенности взаимоотношений) в организациях с жесткой должностной иерархией выше, чем в организациях, в которых отношения субординации менее выраженыпри этом наиболее значительно влияние отношений по вертикали.

5. Одним из психологических факторов, определяющих эффективность профессиональной деятельности государственных служащих, является стрессоустойчивость.

Выводы ко второй главе.

1. В исследовании подтвердилось предположение автора о наиболее вероятных стресс-факторах госслужащих. Государственные служащие, оценивающие свое состояние как состояние стресса, в качестве факторов, негативно влияющих на психосоматического состояние и профессиональную деятельность, наиболее часто отмечают политическую и экономическую нестабильность в обществе, социальную незащищенность, материальное положение, частые реорганизации учреждения, профессиональные проблемы, взаимоотношения с руководством, близкими, здоровье.

2. Показано, что существуют три основные группы потенциальных факторов стресса в профессиональной деятельности государственных служащих: социально-политические, профессиональные и психологические факторы. Негативное влияние этих факторов по оценкам госслужащих в основном проявляется в ухудшении результатов профессиональной деятельности, снижении работоспособности, усталости респондентов (физической или психической), неудовлетворенности их собой, неуверенности, депрессивности, нарушениях здоровья.

3. Экспертная оценка факторов стресса позволила выявить значимые различия в оценках стресс-факторов мужчинами и женщинами.

Мужчины наиболее часто упоминают неопределенность, нестабильность, материальное положение, социальную незащищенностьженщины — профессиональные проблемы, взаимоотношения с близкими, социальную незащищенность, взаимоотношения с окружающими, коллегами.

4. Наиболее явное влияние на психосоматическое состояние респондентов среди факторов, способных снижать эффективность профессиональной деятельности, оказывают чрезмерная перегруженность и нехватка времени. Респонденты, отмечающие влияние этих факторов на результаты деятельности, чаще других оценивают свое состояние как стрессовое.

5. Представлены данные, что для ряда респондентов-госслужащих должностные взаимоотношения обладают высоким потенциалом стрессогенности, способны оказывать негативное влияние на психосоматическое состояние респондентов и эффективность их деятельности. Выявлено, что степень влияния взаимоотношений работников на их психосоматическое состояние в организациях с жесткой должностной иерархией (госслужащие, военнослужащие) выше, чем в организациях, в которых отношения субординации менее выражены (служащие государственных учреждений) — и при этом наиболее выражено влияние отношений по вертикали. Выявлено также то, что в системе отношений «руководитель — подчиненный» наиболее стрес-согенными являются отношения «руководитель — специалист высокой квалификации».

6. Получены результаты, свидетельствующие о высоком потенциале стрессогенности должностных взаимоотношений для определенной группы респондентов. Выявлены значимые корреляции влияний должностных взаимоотношений госслужащих на их психосоматическое состояние: респонденты, отмечающие негативное влияние взаимоотношений в какой-либо сфере профессионального взаимодействия, как правило, более восприимчивы к негативному влиянию взаимоотношений и в других его сферах.

7. В исследуемой группе госслужащих выявлены респонденты, которые отмечают потерю интереса к прежним знакомым, не связанным с их профессиональной деятельностью, они составляют 5% от общего числа респондентов данной группы. Для этих респондентов взаимоотношения (в том числе с коллегами, руководителями) не являются приоритетной ценностью, в большей степени они ориентируются на самосовершенствование, самореализацию, престижность профессиональной деятельности, социальный статус, материальный достаток — это наиболее значимые для них ценности. Все они ощущают перегрузку и, как правило, значительно задерживаются на работе. Описания респондентов данной группы схожи с описаниями типа, А (по М. Фридману, Р. Розенману), наиболее подверженного стресс-реакциям.

8. Высказано положение (основанное на эмпирических фактах, но требующее дополнительного доказательства) о том, что для государственной службы характерно значимое влияние взаимоотношений работников не только на эффективность их деятельности, но и на состояние их здоровья.

9. Выявлено, что одним из важных психолого-акмеологических факторов, определяющих эффективность профессиональной деятельности государственных служащих, является стрессоустойчивость, связанная с особенностями ценностно-мотивационнной сферы, личностной тревожностью, уровнем субъективного контроля.

10. Анализ ценностно-потребностных ориентаций респондентов свидетельствует о том, что среди госслужащих наиболее выраженными высоко значимыми ценностями являются: благополучие в семейных отношениях, личное здоровье и здоровье членов семьиматериальный достаток и удовлетворенность денежным содержанием, благополучие и обеспеченность семьи в настоящем и будущемсамосовершенствование и самореализация на работе и вне ее, максимальное использование своих возможностей, сил и способностейпрестижная, высокооплачиваемая профессиональная деятельность, социальный статус и положение в обществепсихическая стабильность и удовлетворенность работой. На основании факторного анализа мотивационного блока вопросов выделены три фактора: самореализация, самоутверждение, личная удовлетворенностьсоциальное благополучиеусловия личностного благополучия.

11. Проведенный количественный и качественный анализ сна госслужащих свидетельствует о том, что для значительной части респондентов сон не может полностью обеспечивать восстановление сил и полноценный отдых (так как недостаточен по своей продолжительности или характеризуется нарушениями), в результате чего он сам может являться фактором, усугубляющим психосоматическое состояние респондентов и отрицательно сказывающимся на эффективности их деятельности.

12. Показано, что значимыми факторами стресса для госслужащих могут также являться их самооценка социального статуса и степени соответствия дохода потребностям семьи респондента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Ритм постоянной напряженности, чреватый стрессом, стал, к сожалению, неизменным спутником очень многих. Все чаще проблемные ситуации воспринимаются как экстремальные. Современная жизнь все больше требует от человека интеллектуальных и волевых усилий и в то же время неуклонно сокращает возможности физической деятельности, которая раньше уравновешивала психические нагрузки. Перенапряжение психической деятельности при физической пассивности, хроническое умственное переутомление без достаточной физической разрядки, как правило, негативно сказываются на психосоматическом состоянии, вызывая стресс. В связи с этим поиск средств, позволяющих преодолевать нагрузки, снимать эффекты перенапряжения и адекватно адаптироваться к динамичности профессиональной жизни, является перспективным в преодолении стресса. Необходимо помнить, что для эффективной деятельности необходим определенный уровень напряжения, и важно разделять такие понятия как стресс — напряжение, мобилизующее усилия по достижению важных для человека жизненных целей, и стресс (дистресс) — напряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее попытки достижения целей.

Отсутствие достаточных адекватных теоретических знаний о специфике профессиональной деятельности государственных служащих, особенностях социальной группы госслужащих, а также затруднявшая проведение данного исследования фрагментарность знаний о социально-психологических и психолого-акмеологических факторах стресса, естественно, не могли не сказаться на полученных результатах проведенного исследования. В то же время выявленные эмпирически факты и закономерности необходимы для оптимизации профессиональной деятельности государственных служащих, а также являются полезным материалом для теоретической работы.

Следует отметить, что внимание исследователей в большей степени направлено на изучение влияния факторов высокой экстремальности, которое практически всегда сопровождается ярко выраженными реакциями, в то время как стрессоры слабой интенсивности или с короткой продолжительностью воздействия, имеющие менее выраженные последствия, остаются в тени. В профессиональной же деятельности государственных служащих наиболее значимую роль играют стрессоры слабого, но длительного воздействия, порождающие психотравмирующие ситуации, дезорганизующие личность, вызывающие начальные психопатологические симптомы и негативно отражающиеся на эффективности их деятельности.

В настоящем исследовании выявлено, что значимыми стресс-факторами в сфере профессиональной деятельности госслужащих являются: социально-политические факторы: негативный имидж государственных служащих в общественном мнении, уровень самооценки социального статуса, социально-экономическая незащищенность госслужащих, реорганизации структуры госслужбы и др.;

— профессиональные («производственные») факторы, отражающие общую специфику деятельности госслужащих (связанные с временными характеристиками, объемом власти, ответственности, информации и др.) — психологические факторы: личностные, обусловливающие субъективную значимость стрессоров и индивидуальные особенности реагированиясистема межличностных отношений, включающая формальную и неформальную структуру взаимоотношений госслужащих.

Знание вероятностных факторов стресса (неблагоприятных психосоматических состояний) имеет огромное практическое значение в обеспечении готовности госслужащих к деятельности в трудных стрессогенных ситуациях, а также способствует минимизации проявлений и последствий стресса в профессиональной деятельности госслужащих путем его профилактики и целенаправленной регуляции, что в немалой степени способствует обеспечению их эффективной деятельности.

Существует много различных методов и подходов к борьбе со стрессом (в том числе профессиональным, управленческим). Среди них необходимо особо выделить являющееся весьма продуктивным направлением преодоления стресса совершенствование навыков саморегуляции, по своей природе соответствующих характеру причин возникающих затруднений.1.

На основании полученных в настоящем исследовании результатов (выделены три основные группы стресс-факторов), а также результатов исследований по смежным темам2, можно выделить не.

1 Гальперин Я. Г., Жданов О. И. Технология психологической самозащиты. Стресс — дистресс — проблема XX века. М., 1997; Забелова Л. Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997; Кузнецова А. С. Методы психологической саморегуляции и психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993; Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993; Линдеман X. Система психофизического саморегулирования. М., 1992; Самоукина Н. В. Антистрессовая программа для банковских работников // Прикладная психология. 1997. № 1. С.42−63- Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М., 1995; Шрайнер К. Как снять стресс. М., 1993 и др.

2 Гончаров Ю. Н. Личностные особенности профессионального развития государственных служащих: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997; Дьячков В. М. Оптимизация личностно-профессионального развития государственных служащих регионального управления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997; Забелова Л. Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997; Моисеев Д. Л. Психологические особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях государственных служащих и условия их предупреждения: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997; Перминова И. В. Оптимизация организасколько уровней преодоления стресса: уровень социума, уровень организации, уровень отдельной личности. В соответствии с указанными уровнями намечаются пути преодоления стресса:

• стабилизация структур управления и власти на всех уровнях;

• повышение социального статуса, социально-экономической и правовой защищенности госслужащих;

• формирование позитивного имиджа госслужащих в общественном мнении, повышение престижа профессиональной деятельности госслужащих;

• обеспечение социальной и психологической поддержки госслужащих, способствующей повышению устойчивости к социальному стрессу;

• повышение профессиональной компетентности госслужащих и совершенствование их профессиональных умений — совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров государственной службы;

• создание благоприятного социально-психологического климата в организации;

• развитие личностно-профессиональных качеств госслужащихсоциально-психологической и аутопсихологической компетентности, на которых базируется и общая профессиональная компетентность (что обеспечивается повышением социально-психологической подготовки госслужащих всех уровней, проведением тренингов взаимоотношений с подчиненными (и, особенно, со специалистами высокой квалификации) для руководителей, формированием понимания госслужащими своего места в системе управления). торской деятельности кадров управления в особых условиях: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997 и др.

Известно то, что избежать последствий психологического стресса можно, либо устранив внешний источник, либо изменив отношение к ситуации. Противостояние стрессу более успешно также в том случае, если человек имеет возможность сбалансировать действие позитивных и негативных стрессоров (саморегуляция способствует установлению такого баланса). Таким образом, можно выделить два наиболее общих направления преодоления стресса: регуляция социальных отношений и индивидуальная саморегуляция.

Следует согласиться с зарубежными исследователями в том, что ответственность за сохранность здоровья должна быть отражением существенных связей между человеком и организацией, в которой он работает.1 К сожалению, в действительности это не всегда так.

Оптимизация стресса государственных служащих способствует повышению эффективности их профессиональной деятельности, развитию профессионализма и личностной самореализации.

1 Купер К. Л., Маршалл Д. Источники стресса «белых воротничков» // Леонова А. Б., Чернышова О. Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития. М., 1995. С. 179−204.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. — 264 с.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 240 с.
  3. А.А., Максимов A.JI. Адаптация человека к экстремальным условиям: опыт прогнозирования. Л.: Наука, 1988. -124 с.
  4. Актуальные проблемы стресса: Тез. Всесоюз. симпоз. Кишинев: Штиинца, 1976. — 224 с.
  5. Л.Н. Проблемы эффективности управления и власти в менеджменте // Власть и управление. Ростов-на-Дону, 1997. -Вып.З. — С.29−31.
  6. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  7. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Ч.1.: Сущность и основные институты административного права. М.: Теис, 1994. — 279 с.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 376 с.
  9. Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — 112 с.
  10. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — Т.15. — № 1. — С.3−18.
  11. А.Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. Как предупреждать и решать межличностные конфликты. Ужгород: Патент, 1995. — 101 с.
  12. Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. -1997. Т.18. — № 2. — С.102−113.
  13. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: «Смысл», 1993. — 16 с.
  14. И.В., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих // Применение психологических знаний в практике управления. -Уфа, 1997. Вып. 1.
  15. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 269 с.
  16. Ф.Б., Мирошников М. П. Эмоциональный стресс и психосоматические расстройства. Подходы к терапии // Materia Med-ica. 1996. — № 1(9). — С.29−56.
  17. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М.: Медицина, 1976. — 176 с.
  18. М.И. Социально-психологические аспекты исследований состояний напряженности и надежности работы человека в экстремальных и аварийных ситуациях // Психическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1989. — С.250−271.
  19. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. — 312 с.
  20. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во ИП РАН, 1995. — 128 с.
  21. В.Э., Леванов Е. Е., Фролов Б. И., Кутахов Ю. Л. Оценки и ориентации государственных служащих по вопросам эффективности их деятельности // Государственный служащий как человек и профессионал. М., 1996. — Информ. бюл. № 2. — С.4−17.
  22. Н.Д. Развитие зарубежных психосоматических теорий // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 2. — С. 149−160.
  23. В. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности // Психическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1989. — С.217−224.
  24. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. -804 с.
  25. В.К., Генендер М. Е., Овчинникова О. В. Об уровне притязаний (УП) личности как индикаторе устойчивости к стрессу // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. — С.414.
  26. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1994. — 190 с.
  27. Я.Г., Жданов О. И. Технологии психологической самозащиты. Стресс дистресс — проблема XX века. — М.: ВНИЦТНМ «ЭНИОМ», 1997. — 164 с.
  28. В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 175 с.
  29. Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты профилактической работы в спортивных командах. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 129 с.
  30. . Что такое психология? М.: Мир, 1992. — Т.1. -496 с.
  31. Ю.Н. Личностные особенности профессионального развития государственных служащих: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 28 с.
  32. П.Д. Стресс // Большая медицинская энциклопедия. 1963. — Т.31. — С.608−628.
  33. Государственная кадровая политика: Концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под общ. ред. С. В. Пирогова, рук. авт. колл. В. А. Сулемов. М.: Изд-во РАГС, 1996. — 253 с.
  34. В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж: «Квадрат», 1997. — 128 с.
  35. Г. В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 19 с.
  36. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  37. Н.П. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 191 с.
  38. ДеБарделебен Дж., Фриззел А., Памметт Дж., Вайнер Б. Учебник по методам исследования в общественных науках. Оттава: Проект Восток-Запад Карлетонского ун-та, 1996. — 68 с.
  39. А.А., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров государственной службы // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М., 1996. — С.20−39.
  40. Л.Г. Деятельностный подход к исследованию психофизиологической саморегуляции функционального состояния // Деятельность: Философский и психологический аспекты. Симферополь, 1988. — С.155−157.
  41. Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., 1985. -С.63−90.
  42. Л.Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 1996. — Т.17. — № 3. — С.137−148.
  43. Л.Г., Семикин В. В. Определение системы показателей эмоциональной напряженности при воздействии экстремальных факторов // Эргономика. Проблемы системного исследования состояния напряженности человека. М., 1986. — С.52−64.
  44. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. -272 с.
  45. А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 207 с.
  46. М.И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1990. — № 1. -С.106−113.
  47. В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 23 с.
  48. Н.А. Государственная служба в Российской Федерации: проблемы становления // Региональная кадровая политика.-Тула, 1996. Информ. сб. 1−2. — С. 11−30.
  49. Н.А. Психологические особенности профессионального менталитета государственных служащих: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 23 с.
  50. С.И. Ролевой конфликт в деятельности руководителя первичного коллектива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1982. — 22 с.
  51. Если счет не усыпляет: Сомнология // Московские новости. -1997. № 36. — 7−14 сентября.
  52. Е.С. Психология успеха: Психологические средства стрессоустойчивости. М.: Московский кадровый центр, 1990. -32 с.
  53. Л.Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997. -166 с.
  54. Ю.М., Полежаев А. П., Рубахин В. Ф. Программно-целевое управление народным хозяйством и психология управленческой деятельности // Психологический журнал. 1984. — Т.5. -№ 2. — С.35−90.
  55. В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1994.
  56. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: НИИВО, 1993. — 47 с.
  57. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М.: Дело, 1992. — 165 с.
  58. А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. — С.144−156.
  59. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979. 343 с.
  60. В.Г., Майборода С. О., Понеделков А. В., Старостин A.M. Государственный служащий современной России: Социально-политический анализ деятельности и ценностных ориентаций. Региональный уровень. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1997. — 320 с.
  61. Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., 1978. — С.325−346.
  62. B.C. Государственная служба как институт реализации функций государства // Власть и управление. Ростов-на-Дону, 1997. — Вып.1. — С.141−147.
  63. В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. Л.: Изд-во «Прибой», 1927. — 173 с.
  64. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. -368 с.
  65. Классификация факторов, воздействующих на формирование условий труда. Методические рекомендации. М.: Изд-во НИИ труда Гос. ком. Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, 1977. — 73 с.
  66. Е.А. Психология профессионала. Воронеж: Ин-т практич. психологии, 1996. — 400 с.
  67. И.Н. Теория личностных конструктов в современной психологии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1976.
  68. Т. Стресс / Под ред. И.Косицкого. М.: Медицина, 1981. — 213 с.
  69. Я.П. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1976. — 352 с.
  70. В.В. Ценностные ориентации как профессиональное качество государственных служащих: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994. -22 с.
  71. А.С. Социально-психологические аспекты подверженности стрессу. М., 1981.
  72. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Наука, 1978. — 271 с.
  73. Г. И., Смирнов В. М. Нервная система и «стресс». -М.: Наука, 1970. 200 с.
  74. Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. -М.: Медицина, 1976. 196 с.
  75. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. -381 с.
  76. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. -207 с.
  77. Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности: критерии ее определения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1988.
  78. Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев: Штиинца, 1983. — 159 с.
  79. В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях: Дис.. канд. психол. наук. М., 1995. — 240 с.
  80. А.С. Методы психологической саморегуляции и психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993.
  81. К., Маршалл Дж. Источники стресса «белых воротничков» П Леонова А.Б., Чернышова О. Н. Психология труда и организационная психология. М., 1995. — С. 179−204.
  82. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. -344 с.
  83. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 199 с.
  84. А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. -М.: Изд-во МГУ, 1993. 123 с.
  85. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 112 с.
  86. X. Система психофизического саморегулирования.-Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М.: МНПП «РЭНАР» и ЦК общества красного креста России, 1992. — 160 с.
  87. К., Эндреци Э. Нейроэндокринная регуляция адаптационной деятельности. Будапешт: Akad. kiado, 1967. — 218 с.
  88. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318 с.
  89. Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений входов и ситуаций // Психологический журнал. -1983. Т.4. — № 2. — С.28−33.
  90. К.О. Социология государственной службы. М., 1997.
  91. В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997. — 269 с.
  92. В.JI. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса // Тревога и стресс в спорте. М., 1983. — С.72−87.
  93. А.К. Психология профессионализма. М.: Моск. гу-манит. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  94. В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М.: Дело, 1996. — 287 с.
  95. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. -Л.: Наука, 1982. 104 с.
  96. А.В. Оценка психофизиологической напряженности как составляющей эффективности деятельности человека // Психическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1989. -С.66.
  97. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992. 700 с.
  98. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. -4.1. — 148 с.
  99. Механизмы развития стресса: Стресс, адаптация и функциональные нарушения. Кишинев: Штиинца, 1987. — 221 с.
  100. Д.Л. Психологические особенности межличностных конфликтов во взаимоотношениях государственных служащих и условия их предупреждения: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1997. 255 с.
  101. В.А. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 1. -С.135−145.
  102. В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Ин-т практич. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 365 с.
  103. Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 112 с.
  104. А.А. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
  105. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. -№ 5. — С.20−30.
  106. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 383 с.
  107. Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. — 201 с.
  108. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. JI.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 167 с.
  109. Т. Плотность и скученность, теория и гипотезы // Люди в социальном и физическом окружении. Таллин, 1981. — С.6−28.
  110. А.Л. Влияние социально-производственных условий на повышение потенциала человеческого фактора // Социальные и психологические проблемы активизации человеческого фактора в народном хозяйстве. М., 1987. — 4.1. — С.29−31.
  111. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 152 с.
  112. А.В. Человек и государственное управление. М.: Наука, 1987. — 252 с.
  113. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 421 с.
  114. Основы управления персоналом / Под ред. Б. М. Генкина. М.: Высш. школа, 1996. — 383 с.
  115. А.В. К вопросу о методах выявления психологических предпосылок успешности деятельности руководителя // Социальные и психологические проблемы активизации человеческого фактора в народном хозяйстве. М., 1987. — 4.1. — С. 106−107.
  116. JI.A., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск, 1981.
  117. .Д. Социально-психологический климат трудового коллектива. Пути и методы изучения. JI.: Наука, 1981. — 192 с.
  118. И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 22 с.
  119. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  120. B.C. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1986. — Т.7. -№ 1. — С.62−77.
  121. О.В. Социальная адаптация кадров государственного управления // Направленность и потенциал кадров государственного управления: (Опыт пилотажного психолого-социологического исследования). М., 1993. — С.60−67.
  122. В.Д. Глубинная мотивация человеческого поведения в условиях рынка // Направленность и потенциал кадров государственного управления: (Опыт пилотажного психолого-социологического исследования). М., 1993. — С.77−109.
  123. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980. -256 с.
  124. Проблемы личности: Материалы симпозиума. В 2-х томах. -М., 1970.
  125. Проблемы психологического анализа трудовой деятельности: Сб. науч. тр. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та, 1986. — 164 с.
  126. Профессиональные болезни / Под ред. В. Я. Шустова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. — 297 с.
  127. Психическая напряженность в трудовой деятельности. М.: ИП АН СССР, 1989. — 300 с.
  128. Психогении в экстремальных условиях / Ю. А. Александровский, О. С. Лобастов, Л. И. Спивак, Б. П. Щукин. М.: Медицина, 1991. -95 с.
  129. Психологическая теория коллектива / Под ред.
  130. A.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 239 с.
  131. Психологические проблемы профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1991. 166 с.
  132. Психология и этика делового общения / Под ред.
  133. B.Н.Лавриненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 279 с.
  134. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 1996. — 183 с.
  135. Психоэмоциональный стресс / Под ред. К. В. Судакова. М.: НИИ им. П. К. Анохина, 1992. — 183 с.
  136. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.
  137. А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С.45−54.
  138. Региональные проблемы здоровья населения России / Под общ. ред. В. Д. Белякова. М.: ВИНИТИ, 1993. — 334 с.
  139. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л.: Наука, 1986. — 240 с.
  140. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. — 192 с.
  141. В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. М.: Знание, 1973. — 64 с.
  142. А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л.: Знание, 1977. — 12 с.
  143. Н.В. Антистрессовая программа для банковских работников // Прикладная психология. 1997. — № 1. — С.42−63.
  144. А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 255 с.
  145. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. — 254 с.
  146. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. — 125 с.
  147. Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. М.-Ульяновск: Изд-во РАГС, 1995. — 112 с.
  148. А.Д. Физиологическая адаптация и поддержание вегетативного гомеостаза // Физиология человека. 1984. — № 3. -С.355−362.
  149. Е.Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, терапия // Materia Medica. 1996. — № 1(9). — С.5−25.
  150. Социология труда / Под ред Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербина. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 366 с.
  151. Ч.Д. Подходы к изучению стресса и тревоги в спорте // Стресс и тревога в спорте. М., 1983. — С. 12−24.
  152. Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1996. — 456 с.
  153. Л.А. Профессионально важные качества госслужащего как условие формирования положительного имиджа // Имидж госслужбы. М., 1996. — С. 143−154.
  154. Стиль работы и образ жизни руководителя: Анализ проблемы, рекомендации / Рук. авт. колл. К.Ладензак. М.: Экономика, 1985. — 280 с.
  155. Л.В., Австрийскова Е. М., Барышникова Г. В., Диль-ман Н.В. Социолингвистический анализ профессиональных качеств государственного служащего // Власть и управление.- Ростов-на-Дону, 1997. Вып.З. — С. 112−114.
  156. Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. науч. ст. / Сост. Ю. Н. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 287 с.
  157. Стресс, адаптация и функциональные нарушения: Тез. Всесоюз. симпоз. Кишинев: Штиинца, 1984. — 383 с.
  158. С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1992.
  159. В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975.- 208 с.
  160. Е.М. Психолого-акмеологические факторы устойчивости профессиональной деятельности государственных служащих: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. -25 с.
  161. Н.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: Современное состояние проблемы // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 2. — С. 14−29.
  162. Ю.Я. Концепция государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти // Власть и управление.- Ростов-на-Дону, 1997. Вып.1. — С.30−38.
  163. А.И. Труд государственных служащих: проблемы профессионализации и управления // Власть и управление.- Ростов-на-Дону, 1997. Вып.З. — С.91−95.
  164. Тьюбсинг Дональд А. Избегайте стрессовых ситуаций. М.: Медицина, 1993. — 144 с.
  165. Управление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 1997. 512 с.
  166. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 31.
  167. А.В. Психология и изучение «человеческого фактора» в управлении // Психологический журнал. 1984. — Т.5. — № 1.- С.35−44.
  168. Д. Как справиться со стрессом. Перри Г. Как справиться с кризисом. — Брум А., Джеллико X. Как жить с вашей болью. — М.: Изд-во «Педагогика-пресс», 1995. — 352 с.
  169. Ф.И. Современные представления о физиологических механизмах развития стресса // Механизмы развития стресса. -Кишинев, 1987. С.8−33.
  170. Н.М. Информационные неврозы. JI.: Медицина, 1978. — 143 с.
  171. Е.Л. Проблема факторов в нейропсихологии // Ней-ропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. -М., 1986.
  172. JI.Д., Чопорова М. Г. Дифференцированная оценка состояния напряженности человека при решении прикладных задач эргономики // Психическая напряженность трудовой деятельности. М., 1990. — С.49−57.
  173. А.Я. Проблема эмоциональной устойчивости // Психическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1989. -С. 197−216.
  174. В.И. Диагностика качественного своеобразия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1983. — 22 с.
  175. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. 1997. — № 3. -С.102−111.
  176. В.И. Проблемы психологического анализа праксических состояний // Проблемы психологического анализа трудовой деятельности. Ярославль, 1986. — С.28−45.
  177. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. -№ 1. — С. 19−34.
  178. К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. — 272 с.
  179. Р. Профессионализм как условие продвижения по службе // Государственная служба. Вып. 14. Карьера и профессиональный рост: Зарубежный опыт. М., 1995. — С.39−48.
  180. Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. М.: Медицина, 1970. — 327 с.
  181. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: Медицина, 1976. — 223 с.
  182. Эффективность труда руководителя. М: Мысль, 1988. — 318 с.
  183. А.Ж., Аверьянов B.C., Виноградова О. В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности. СПб., 1993. — С.209−293.
  184. П.М. Психология чувств. М.: Изд-во Акад. наук РСФСР, 1958. — 384 с.
  185. Baum A. Stress, intrusive imagery and chronic stress // Journal Health Psychology. 1990. — Vol.9. — P.653−675.
  186. Cannon W.B. Stress and strains of homeostasis // American Journal Medicine Science. 1935. — Vol.189. — P.1−14.
  187. Cofer Ch.N., Appley M.H. Motiwacja: Teoria badania. Warszawa, 1972.
  188. Donham G.W., Ludenia K., Sands M.M., Holzer P.D. Personality correlates of health locus of control with medical inpatients // Psychological Reports. 1983. — Vol.52. — P.659−666.
  189. Etriot P., Piney H. Sex and culture in burnout and coping among human service professionals // Journal of cross-cultural psychology. -1985. Vol.17. — № 2. — P.191−213.
  190. Fontana A.F., Hughes L.A., Marcus J.L. et al. Subjective evaluation of life events // Journal of Consulting And Clinical Psychology. -1979. Vol.47. — № 5. — P.906−911.
  191. French J.R.P., R.D.Caplan Organizational stress and individual strain // The Failure of Success. N.Y., 1973. — P.30−66.
  192. Friedman M., Rosenman R.H. The key cause type A behavior pattern // Stress and coping. — N.Y., 1977. — P.203−212.
  193. Friedman M., Rosenman R.H. Type A behavior and your beart. -N.Y.: Knopf, 1974. 276 p.
  194. Hartmann E. The functions of sleep. New Haven, 1973.
  195. Hartmann E., Brewer V. When is more or less sleep required? A study of variable sleeper // Comprehensive Psychiatry. 1976. — V.17.- № 2. P. 275−285.
  196. Horowitz M.J. Stress response syndromes. N.Y.: Aronson, 1976.- 366 p.
  197. Kahn R.L., Wilf D.M., Quinn R.P. et al. Organizational stress: Studies in role conflict and ambiguity. N.Y.: Wiley, 1964. — 470 p.
  198. Kelly G.A. A theory of personality. The psychology of personal constructs. N.Y.: Norton, 1963. — 189 p.
  199. Kielholz P. Psychische Krankheit und stress // Schweizer Acrchiv fur Neurologie, Neurochirurgie und Psychiatrie. 1977. — Bd.121. -H.l. — S.9−19.
  200. Kobasa S.C., Maddi S.R., Kahn S. Hardiness and Health: A Prospective Study // Journal Personality and Social Psychology. 1982. -Vol.42. — № 1.
  201. Lazarus R.S. Cognitive and personality factors underlining threat and coping // Psychological stress / Ed. M.H.Appley, R.Trumbull. -N.Y., 1967. P. 11−21.
  202. Lazarus R.S. Patterns of adjustment and human effectiveness. -N.Y., 1969. 680 p.
  203. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. N.Y., 1966. — 466 p.
  204. Ludenia K., Donham G.W. Dental outpatients: Health locus of control correlates // Journal of Clinical Psychology. 1983. — Vol.39.- P.854−858.
  205. Martenuick R.G. Differential effects of shock arousal on motor performance // Perceptual And Motor Skills. 1969. — Vol.29. — № 2. -p.443−447.
  206. Pietruszynska Z. Stimulative and inhibitory types of stress reactions 11 Przeglad Psychologiezny. 1974. — Vol.17. — № 2. — P. 189 206.
  207. Popkin M.K., Stillner V., Hall R.C. et al. A generalized response to protracted stress? // Military Medicine. 1978. — Vol.143. — № 7. -P.479−480.
  208. Rotter J.B. Generalized expectances for internal versus external control of reinforcement. Washington, Amer. Psychological assoc., 1966. — 28 p.
  209. Schaefer H., Blohmke M. Heizkrank durch psychosozialen stress. -Hutig, Hebelberg, 1977.
  210. Selye H. The stress of life. -N.Y.: McGraw-Hill, 1956. 324 p.
  211. Sipprelle R.C., Ascough J.C., Detrio D.M. et al. Neuroticism, ex-traversion, and response to stress // Behavior Research and Therapy. -1977. Vol.15. — № 5.
  212. Stress, work, design and productivity / Ed. by E.N.Corlett and J.Richardson. Chichester etc.: Wiley & Sons, 1981. — 271 p.
  213. Uexkiill T. Grundfragen der psychosomatischen Medizin. -Hamburg, 1963. 283 s. ь
  214. Психогигиенические мероприятия: упорядочение отдыха, физкультура, развлечения очередной отпуск и отдых необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха лечение1. Н Я
Заполнить форму текущей работой