Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из ведущих тенденций развития образования в современной социальной ситуации является его гуманизация, что создает условия для личностного развития и саморазвития учащихся. Однако существует противоречие между необходимостью развития гуманистических отношений между субъектами образования и недостаточным осознанием педагогами-психологами того, что психолого-педагогическое сопровождение должно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы осмысления феноме- 17 на одиночества в философии и психологии
    • 1. 1. Сущность феномена одиночества
      • 1. 1. 1. Семантическое поле понятия «одиночество»
      • 1. 1. 2. Негативный и позитивный аспекты одиночества (одиночество 35 как проблема и как ресурс личностного развития)
      • 1. 1. 3. Виды и типы одиночества 43 1.2. Одиночество в юношеском возрасте
      • 1. 2. 1. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте
      • 1. 2. 2. Проявления одиночества в юношеском возрасте
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Исследование эффективности психолого-педагогической 81 помощи в личностном развитии старшеклассников через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества
    • 2. 1. Диагностика одиночества как психического феномена и ресурса 82 развития личности в юношеском возрасте (констатирующий этап)
    • 2. 2. Разработка и верификация модели психолого-педагогической по- 112 мощи в развитии личности через актуализацию позитивного потенциала одиночества (этап опытно-экспериментальной работы)
    • 2. 3. Динамика значимости переживания одиночества и личностных 136 факторов учащихся старших классов (контрольная диагностика и оценка эффективности опытно-экспериментальной работы)
  • Выводы по второй главе

Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном российском обществе, находят свое отражение и в сфере образования. В соответствии с приоритетами современного образования, обозначенными в нормативных документах (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и др.), школа должна стать фактором формирования социальной устойчивости человека, таких его личностных качеств, которые повышают вероятность успешного выбора (мобильности, самостоятельности, ответственности, способности принимать решения, прогнозировать последствия своих поступков, способности к сотрудничеству и др.) жизненного пути. Эти качества, с одной стороны, обеспечивают успешное вхождение индивида в широкий контекст социальных отношений (развитие личности), с другой — лежат в основе способности человека управлять процессом собственного развития (саморазвитие личности).

Между тем, интенсификация и технологизация учебной деятельности затрудняют формирование навыков открытого общения, способствуют одиночеству учащихся. Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях общеобразовательных учреждений, в которых реализуются образовательные программы повышенной сложности, например, в гимназиях, что связано со спецификой данных образовательных учреждений, ориентированных на интенсивное интеллектуальное и культурное развитие личности учащегося.

Приоритеты гимназического образования обусловливают чрезвычайную насыщенность учебной деятельности, в связи с чем, доля внеурочной деятельности сильно уменьшается и межличностные отношения учащихся, не связанные с учебной деятельностью, не развиваются в полной мере. Такое положение ведет к трудностям учащихся в освоении норм межличностных отношений, в формировании жизненной позиции, в развитии личностных ка3 честв. Что же касается свободного неформального общения, то его кажущаяся легкость и доступность скорее усиливают одиночество, чем защищают от него. Как правило, в неформальном общении обсуждаются вопросы проведения досуга, а действительно актуальные, смысложизненные вопросы, важнейшим из которых является одиночество — не затрагиваются и, тем более, не решаются. То есть, воспитательный и развивающий потенциал гимназического образования реализуется не в полной мере. Необходимость следования приоритетам современного образования актуализирует проблему поиска путей психолого-педагогического содействия развитию личности учащегося.

Анализ классических теорий, концепций и подходов позволяет говорить, что в большинстве из них одиночество традиционного рассматривается в контексте различных отношений и в связи с их деформацией (К. Маркс, Ф. Ницше, Д. Рисмен, Э. Фромм, B.C. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и др.). Наибольшую известность среди психологических получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов: психодинамический (3. Фрейд, Дж. Зилбург, X. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман) — интеракционистский (Р. Вейс) — «интимный» (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис) — когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман) — феноменологический (К. Роджерс) — экзистенциальный (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом).

Методологическое значение данных теорий, концепций, подходов для нашего исследования заключается в том, что на основе их анализа стало возможным дефинирование одиночества в его субъективном аспекте, определение собственного подхода к изучению феномена одиночества, в котором находят отражение понимание одиночества как детерминанты деформированного развития личности и как ресурса развития личности.

Анализ научных трудов и исследований современных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества и позволяет очертить проблемное поле изучения феномена одиночества: изучение одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Старовойтова, Г. М. Тихонов, С. Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова) — изучение культурно-исторических форм одиночества (Н.Е. Покровский, С. А. Ветров, Ю. М. Швалб, О.В. Данчева) — психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О. Б. Долгинова, Н.В. Перешина) — описание явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н. Кузнецов, В. И. Лебедев, А.У. Хараш).

Методологическое значение классических теорий, концепций, подходов и современных исследований заключается в том, что они позволяют выявить скрытое от психолого-педагогического опыта противоречие между одиночеством как фактором, затрудняющим вхождение юноши в широкий контекст социальных отношений, и одиночеством как возможностью развития таких личностных качеств, без которых успешная интеграция в социум затруднительна.

Одиночество является сложным и противоречивым феноменом развития личности. Оно, подчас, связано с деформацией различных отношений личности и, в этом случае сопровождается осознанием или ощущением не просто чуждости мира, но и невозможности занять в нем более или менее устойчивое положение. То есть, одиночество затрудняет процесс успешного вхождения личности в широкий контекст социальных отношений, а дефицит чувства общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с миром. Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы личности (потребностей, стремлений, чувств) и, в целом, препятствует полноценному развитию психики и личности. Известно, однако, что одиночество — это и феномен, позволяющий погрузиться в личностную рефлексию, в размышления о важнейших смысложизненных проблемах, оно несет в себе возможность глубокого духовного развития личности. Учитывая то, что юношеский возраст имеет принципиальное значение для развития личности в целом, является сензитивным в плане социализации, проблема одиночества молодого человека требует особого внимания.

Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с настоящим, показывает, что вопросы изучения позитивного потенциала одиночества, его связи с личностными факторами и оказания психолого-педагогической помощи в развитии личности учащегося через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества не были предметом специального исследования.

Необходимость восполнить указанный пробел в научных знаниях, а также стремление найти пути разрешения указанного противоречия в практике, определяют проблему настоящего исследования.

В теоретическом плане это проблема создания модели психолого-педагогической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества. В практическом плане — проблема создания условий для развития личности старшеклассника через актуализацию позитивного потенциала одиночества.

Объект исследования — характеристики феномена одиночества, позволяющие рассматривать его как ресурс развития личности в юношеском возрасте.

Предмет исследования — влияние одиночества на процесс развития личности в юношеском возрасте.

Цель исследования — теоретическое обоснование ориентиров и направлений работы практического психолога образования, позволяющих преодолеть негативное влияние одиночества на личность и использовать его позитивный потенциал в целях развития личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования:

Если сущность и психологическая структура феномена одиночества раскрывается через амбивалентный характер одиночества, то преодоление негативного влияния одиночества на личность возможно, когда будет использоваться позитивный потенциал одиночества в целях развития личности в юношеском возрасте, что реально возможно осуществить путем реализации модели психолого-педагогической помощи в развитии личности учащихся старших классов, включающей в себя: создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности) — моделирование в опытно-экспериментальной работе основных жизненных событий и создание условий для экстернализации внутренних противоречий личности старшеклассника, совершения личностного выбораиспользование таких форм (тематически ориентированная дискуссия, индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование, психологический тренинг) и методов (беседа, интерпретация, анализ, самооценивание и самопроектирование, составление условно-вариантного прогноза развития, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций) работы, в которых было бы возможно движение от субъективного отрицательного одиночества, являющегося результатом личностного выбора (интернального отрицательного) к субъективному положительному, являющемуся результатом личностного выбора (интер-нальному положительному).

Мы предполагаем, что верифицированную модель психолого-педагогической помощи старшекласснику в развитии его личности можно считать успешной, если она приведет к актуализации позитивного потенциала одиночества, то есть, к следующим изменениям: снижению значимости переживания одиночества и формированию более взвешенного и осознанного отношения к одиночеству, положительной динамике факторов самоотношения (повышению ценности своей личности, формированию позитивного фона отношения к себе, повышению уверенности в себе, удовлетворенности своими возможностями, целеустремленности, интереса к своему внутреннему миру), положительной динамике факторов самовосприятия (формированию более критичного и глубокого восприятия себя, принятию ответственности за свою жизнь, формированию активной позиции по отношению к одиночеству, формированию представления о себе как о человеке, способном вызывать положительные чувства других людей), положительной динамике факторов поведения и повышении коммуникативной компетентности (развитию коммуникативных качеств, формированию коммуникативных умений и навыков), стабилизации отношения с группой сверстников и получению опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями, пониманию позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождению внутренних оснований (мотивов) выбора одиночества, нахождению баланса между одиночеством и поддержанием межличностных отношений.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы представляется необходимым решение ряда задач.

Задачи исследования:

1. Разработать типологию одиночества, позволяющую вскрыть его противоречивую природу и наметить стратегию психолого-педагогической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества.

2. Описать особенности проявления одиночества в юношеском возрасте в терминах разработанной типологии и раскрыть положительную роль юношеского одиночества в развитии личности.

3. Разработать практико-ориентированную модель работы с учащимися старших классов, позволяющую создать условия для актуализации положительного потенциала одиночества и, тем самым, способствовать развитию личности.

4. Осуществить экспериментальную проверку созданной модели психолого-педагогической помощи, ориентированной на актуализацию позитивного потенциала одиночества.

Научная новизна настоящего теоретико-эмпирического исследования заключается в том, что: разработана типология субъективного одиночества как сложного, многопланового, амбивалентного феномена (интернальное отрицательное одиночество, экстернальное отрицательное одиночество, экстернальное положительное одиночество, интернальное положительное одиночествооснованиями типологии субъективного одиночества стали особенности восприятия одиночества (положительное, отрицательное) и причина одиночества (личностный выбор, внешние обстоятельства) — на основе разработанной типологии определена стратегия психолого-педагогической помощи старшекласснику в актуализации позитивного потенциала одиночества (стратегия заключается в организации движения личности от интернального отрицательного к интернальному положительному одиночеству) — описаны особенности проявления одиночества в юношеском возрасте в терминах разработанной типологии и раскрыта положительная роль юношеского одиночества в развитии личности (юношеское одиночество, исходя из психологических особенностей данного возраста и социальной ситуации развития, квалифицировано как потенциально интернальное положительноепоказана связь одиночества с основными событиями и задачами юношеского возраста (отделение от семьи и адаптация к новой социальной группе, установление интимных отношений, планирование своего будущего), с основными феноменами самосознания (самоотношением, самовосприятием, поведением) — раскрыта положительная роль юношеского одиночества, заключающаяся в том, что одиночество, являясь индикатором неудовлетворенности собой, побуждает молодого человека к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей индивидуальности) — разработана практико-ориентированная модель работы с учащимися старших классов, позволяющая создать условия для актуализации позитивного потенциала одиночества (основным ориентиром построения модели послужила разработанная типология одиночества и намеченная стратегия психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассникаусловиями актуализации позитивного потенциала одиночества являются создание фона для благоприятных эмоционально-ценностных переживаний, экс-тернализации внутриличностных противоречий, отражающих содержание основных жизненных событий личности, определение форм (тематически ориентированная дискуссия, индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование, психологический тренинг) и методов (беседа, интерпретация, анализ, самооценивание и самопроектирование, составление условно-вариантного прогноза развития, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций) практической работы с учащимися.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования углубляют представления о феномене одиночества и его роли в развитии личности, вносят вклад в формирование целостного подхода к пониманию феномена одиночества, в котором находят отражение понимание одиночества как детерминанты деформированного развития и как ресурса развития личности. Выделение основных характеристик феномена одиночества (сложность, многоплановость, амбивалентность) составит основу для новых теоретических представлений о сущности одиночества как психического феномена. Обоснование и разработка типологии одиночества способствуют становлению дифференцированного подхода к пониманию одиночества. Выявление внутренних условий актуализации позитивного потенциала одиночества и нахождение адекватных им внешних условий составляют основу для дальнейших теоретико-эмпирических исследований и способствуют разработке вопроса о психологическом сопровождении личностного развития учащихся старших классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования дают возможность качественного обновления организационных и содержательных аспектов психологического сопровождения личностного развития учащихся старших классов и внеклассной работы с учащимисяпозволяют решать эмпирические задачи в консультативной, тре-нинговой и психокоррекционной практике при оказании психолого-педагогической помощи лицам юношеского возраста, переживающим одиночествоспособствуют изменению форм и методов взаимодействия педагога и педагога-психолога с учащимися, гуманизации отношений между субъектами образовательного процессадополняют и углубляют содержательную базу учебных курсов вузовской подготовки педагогов-психологов («Возрастная психология», «Индивидуально-возрастное консультирование», «Психолого-педагогическая коррекция»).

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные философские теории и психологические концепции, освещающие проблему одиночества. Философско-психологическая основа методологии данного исследования обусловлена гуманистическим характером и лич-ностно-ориентированной парадигмой современного образования.

Существенное значение для исследования в концептуальном плане имеют: философские концепции, раскрывающие вопросы, связанные с одиночеством человека (К. Маркс, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю, B.C. Соловьев, Н.И. Бердяев) — принцип единства и борьбы противоположностейсовременные гуманистические теории воспитания и развития личности (Е.В. Бондаревская, О. С. Газман, Т. В. Анохина, Г. К. Селевко).

Психологической методологией исследования являются фундаментальные положения об единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы и идеи отечественной психологии об опосредствовании внутренних условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об опосредствовании внешних воздействий на личность внутренними условиями (C.J1. Рубинштейн), о личности как субъекте жизнедеятельности (C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), представления о личности как системе жизненных дилемм (Э.Фромм, А. Г. Асмолов, Ф. Е. Василюк, О.В. Немиринский).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования, адекватных его предмету: методы теоретического уровня (анализ литературы по проблеме исследования, разработка типологии, теоретическое моделирование) — методы эмпирического уровня (модификация и разработка диагностических методик, подбор диагностического инструментария, психологическая диагностика, опрос, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, монографическое описание). Производилась статистическая обработка результатов исследования с использованием корреляционного и однофакторно-го дисперсионного анализа.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала гимназия российской культуры (ГРК) при Тюменском Государственном Институте Экономики, Управления и Права (ТГИЭУиП) г. Тюмени.

Диссертационное исследование включало три основных этапа. На первом этапе (2000 — 2002 гг.) осуществлялись изучение и анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования и эмпирических исследований, тематически близких настоящему, что позволило обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезы, выбрать методологию и методы исследования. Результатом этого этапа стала подготовка теоретической части диссертационного исследования.

На втором этапе (2002 — 2003 гг.) планировалось и проводилось констатирующее исследование, осуществлялась статистическая обработки его результатов, описание и обобщение данных математической обработки, формулировка выводов. Результатом работы на этом этапе стало выявление внутренних условий актуализации позитивного потенциала одиночества.

Третий этап (2003 — 2005 гг.). Теоретическое осмысление результатов констатирующего исследования стало основой для разработки и верификации модели психолого-педагогической помощи в развитии личности через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества. Опытно-экспериментальная работа была обобщена и описана. Проведено контрольное исследование, результаты которого, в сравнении с результатами констатирующего исследования, позволили сделать вывод о результативности разработанной и верифицированной модели. Осуществлялось формулирование теоретических выводов и оформление результатов исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается надежностью исходных методологических положенийполнотой рассмотрения предмета исследования на теоретическом и экспериментальном уровняхиспользованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования (в том числе, методов статистической обработки результатов исследования) — корректностью опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборокдлительностью опытно-экспериментальной работы и воспроизводимостью ее результатов, тщательным и многоаспектным анализом фактического материала, полученного в ходе опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования освещены в ходе проведения лекционных и семинарских занятий для студентов психологической и психолого-педагогической специальностей ТюмГУ в рамках учебных дисциплин «Психология общения» (1999 — 2000 уч.г.), «Психолого-педагогическая коррекция» (2002 — 2003, 2003 — 2004 уч.гг.), «Индивидуально-возрастное консультирование» (2003 — 2004 уч.г.) — через научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов психолого-педагогической специальностичерез публикацию материалов по теме диссертационного исследования. Результаты исследования были представлены, обсуждены и одобрены на расширенном заседании кафедры общей и социальной педагогики ТюмГУ (октябрь 2004 г.), на методологическом семинаре «Психолого-педагогические аспекты проблемы одиночества в юношеском возрасте» кафедры общей и социальной педагогики ТюмГУ (январь 2005 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика» (г.Тюмень, 2005 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Одной из ведущих тенденций развития образования в современной социальной ситуации является его гуманизация, что создает условия для личностного развития и саморазвития учащихся. Однако существует противоречие между необходимостью развития гуманистических отношений между субъектами образования и недостаточным осознанием педагогами-психологами того, что психолого-педагогическое сопровождение должно способствовать не только усвоению знаний, овладению нормами и правилами поведения, но и личностному развитию учащихся старших классов. Одним из способов решения данного противоречия является создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества. Необходимость создания условий для актуализации позитивного потенциала одиночества обусловлена неоднозначностью влияния одиночества на личность. С одной стороны, одиночество, являясь детерминантой деформированного развития, затрудняет вхождение личности в широкий контекст социальных отношений (дестабилизирует отношения с группой сверстников, оказывает обесценивающее влияние на самоотношение личности, негативно сказывается на самовосприятии и поведении личности). С другой стороны, одиночество позволяет погрузиться в личностную рефлексию, в размышления о важнейших смысложизненных проблемах и несет в себе возможность развития таких личностных качеств, без которых успешная интеграция в социум затруднительна (одиночество является фактором низкой самопривязанности, то естьсвоего рода индикаторами неудовлетворенности человека своим положением, побуждает к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей личности).

2. Положение о необходимости личностного развития старшеклассников через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества не может быть основано только на утверждении, что одиночество — амбивалентный феномен, оказывающий неоднозначное влияние наличность. Требуется создание такой модели психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассника, которая базируется на идеях о том, что на переживание одиночества оказывают влияние: проблемы в отношениях с группой сверстников, некоторые особенности самоотношения (неуверенность, неудовлетворенность собой и др.), самовосприятия (сомнения в своей ценности и др.) и поведения (склонности к оппозиционному поведению, уступчивости, подчинению) личности. Специфика модели заключается в том, что ее реализация способствует актуализации позитивного потенциала одиночества (осознанию одиночества, формированию положительного самоотношения и самовосприятия, формированию активной позиции по отношению к одиночеству, повышению коммуникативной компетентности и получению опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями, нахождению мотивов выбора одиночества).

3. Актуализация позитивного потенциала одиночества в рамках реализации модели становится возможной, когда педагог-психолог в практической работе с учащимися старших классов создает благоприятный фон для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности) — моделирует основные жизненные событияиспользует формы и методы работы, адекватные внутренним условиям актуализации позитивного потенциала одиночества.

4. Стратегия деятельности педагога-психолога, реализующего модель психолого-педагогической поддержки личностного развития учащихся, заключается в организации движения личности старшеклассника от интер-нального отрицательного одиночества к интернальному положительному. Результативность такого движения предполагает проработку учащимися вопросов жизненной перспективы, смысла жизни, позиций в межличностном общении и т. д. в форме индивидуальной беседы по результатам диагностического обследования, групповой дискуссии на тему «Я в мире людей» с использованием разработанного самооценивающего опросника (самооценивающий опросник «Я в мире людей»), индивидуального и группового психологического консультирования старшеклассников по результатам дискуссии, группового психологического консультирования с использованием разработанной проективной методики (рисунок на тему «Я в мире людей»), психологического тренинга на тему «Я в мире людей" — индивидуального психологического консультирования по результатам тренинга. Эти формы и методы работы способствует снижению значимости переживания одиночества и формированию более взвешенного и осознанного отношения к немуположительной динамике факторов самоотношения, самовосприятия и поведенияформированию коммуникативной компетентности и стабилизации отношений с группой сверстниковпониманию позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождению внутренних оснований (мотивов) выбора одиночества, то есть — способствуют преодолению негативных сторон одиночества и актуализации его позитивного потенциала.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения, содержит 180 страниц основного машинописного текста, 10 таблиц, 3 рисунка, список используемой литературы, включающий 144 наименования, приложения.

Выводы по второй главе.

Главной задачей опытно-экспериментальной части настоящего исследования была разработка и верификация модели психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассника через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества. Для выполнения поставленной задачи было проведено исследование констатирующего характера, математическая обработка результатов диагностического обследования с использованием корреляционного и однофакторного дисперсионного анализа, опытно-экспериментальная работа формирующего характера с использованием разработанного диагностического и методического инструментария, и контрольное диагностическое обследование.

На основе принятых ориентиров развивающей работы педагога-психолога с учащимися старших классов, в качестве которых выступили разработанная типология одиночества и намеченная стратегия психолого-педагогической помощи личности, разработана практико-ориентированная модель работы с учащимися старших классов, позволяющая создать условия для актуализации позитивного потенциала одиночества.

Для решения поставленной задачи была проведена экспериментальная проверка основных идей, сформулированных в теоретической части настоящего исследования, гипотезы и теоретических положений, результаты которой позволяют сделать следующие выводы:

1. Одиночество характерно для лиц раннего юношеского возраста и является значимым переживанием, что эмпирически подтверждается результатами диагностического обследования (урбанизационный фактор оказывает влияние на соотношение показателей одиночества, но общая структура одиночества, сохраняется, независимо от объективных условий жизни и развития личности).

2. Одиночество проявляется в основных аспектах психической деятельности (самоотношение, самовосприятие, поведение), что подтверждается результатами корреляционного анализа, соответственно, трактовка одиночества как сложного личностного образования (феномена), связанного с особенностями самоотношения и самовосприятия личности, с характерологическими особенностями, методологически и эмпирически обоснована.

3. Одиночество оказывает неоднозначное влияние на личность, что подтверждается результатами однофакторного дисперсионного анализа (дестабилизирует отношения с группой сверстников, оказывает обесценивающее влияние на самоотношение личности, негативно сказывается на самовосприятии и поведении личности) — с другой стороны, одиночество является фактором низкой самопривязанности, то есть — своего рода индикаторами неудовлетворенности человека своим положением, побуждает к соответствию с идеальными представлениями о себе, таким образом, трактовка одиночества как противоречивого (амбивалентного) психического феномена, обладающего как негативным, так и позитивным потенциалом для личностного развития, обоснована как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнеположение о том, что одиночество содержит в себе возможность развития и поэтому может квалифицироваться как ресурс развития личности, обосновано.

4. На основе трактовки одиночества как ресурса развития личности, на основе понимания диалектического характера связи негативного и позитивного аспектов одиночества, с учетом того, что на переживание одиночества оказывают влияние некоторые особенности межличностных отношений, самоотношения, самовосприятия и поведения, выделены внутренние условия актуализации позитивного потенциала одиночества (осознание одиночества, формирование положительного самоотношения и самовосприятия, активной позиции по отношению к одиночеству, коммуникативной компетентности, приобретение опыта совладания с жизненными трудностями и негативными переживаниями, нахождение мотивов одиночества).

5. Актуализация позитивного потенциала одиночества становится возможной, когда педагог-психолог в практической работе с учащимися старших классов создает следующие внешние условия: благоприятный фон для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности) — моделирование основных жизненных событийнахождение таких форм и методов работы, в которых стала бы возможной реализация стратегии психолого-педагогической помощи в развитии личности, заключающаяся в организации движения личности от интернального отрицательного одиночества к интер-нальному положительному.

6. В рамках разработанной модели формами и методами развивающей работы с учащимися стали: ознакомление учащихся с результатами диагностического обследованиягрупповая дискуссия с учащимися на тему «Я в мире людей» с использованием разработанного опросника (самооценивающий опросник «Я в мире людей») — индивидуальное психолого-педагогическое консультирование старшеклассников по результатам дискуссиигрупповое психологическое консультирование с использованием разработанной проективной методики (рисунок на тему «Я в мире людей») — психологический тренинг на тему «Я в мире людей" — индивидуальное психологическое консультирование по результатам тренинга.

7. Реализованную модель психолого-педагогической помощи старшекласснику в развитии его личности можно считать успешной, так как она привела к актуализации позитивного потенциала одиночества, то есть к следующим изменениям: снижению значимости переживания одиночестваформированию более взвешенного и осознанного отношения к одиночествуположительной динамике факторов самоотношения (повышению ценности своей личности, формированию позитивного фона отношения к себе, повышению уверенности в себе, удовлетворенности своими возможностями, целеустремленности, интереса к своему внутреннему миру) — положительной динамике факторов самовосприятия (формированию более критичного и глубокого восприятия себя, принятию ответственности за свою жизнь, формированию активной позиции по отношению к одиночеству, формированию представления о себе как о человеке, способном вызывать положительные чувства других людей) — положительной динамике факторов поведения и повышению коммуникативной компетентности (развитию коммуникативных качеств, формирование коммуникативных умений и навыков), стабилизации отношений с группой сверстников и получению опыта совладания с трудностями и негативными переживаниямипониманию позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождению внутренних оснований (мотивов) одиночества, нахождению баланса между одиночеством и поддержанием межличностных отношений.

Оценке эффективности опытно-экспериментальной работы способствовало: использование методов математической обработки результатов вторичной диагностики (корреляционный и однофакторный дисперсионный анализ, методы сравнительного анализа Манна-Уитни и Уилкоксона) использование в исследовании разработанного диагностического аппарата для изучения феномена одиночества и его связи с личностными характеристикамимодификация методики измерения одиночестваразработка авторских методик (самооценивающий опросник «Я в мире людей», проективный рисунок «Я в мире людей») — наблюдения за испытуемыми, результаты которого выразились в монографических описаниях.

Выявление внутренних условий актуализации позитивного потенциала одиночества и нахождение адекватных им внешних условий составляют основу для дальнейших теоретико-эмпирических исследований и способствуют разработке вопроса о психологическом сопровождении личностного развития учащихся старших классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Человек в меняющемся мире // Психология личности в условиях социальных изменений. — М.: Институт психологии РАН, 1993.-С. 4−20.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии — М: Издательство «Наука», 1973.-287 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Издательство «Наука», 1980. — 334 с 4. .4. Абраменкова В. В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии, 1990.-№ 1.-С. 5 — 12.5.
  4. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель — 2000. — № 3. — 63 — 75.
  5. Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопросы философии, 1993. — № 8. — 32 — 44.
  6. Аристотель Сочинения: В 4-х т. Т. 4. / Общ. ред. А. И. Доватура. — М.: Мысль, 1983. — 830 с- (Филос. наследие. Т. 90).
  7. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М.: «Смысл», 2002. — 480 с.
  8. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 2001. — № 1. — 17−24.
  9. Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). — М.: «Книга», 1991.-446 с.
  10. Н.А. Философия свободы- Смысл творчества. — М.: «ACT" — Харьков „ФОЛИО“, 2002. — 733 с. — (Серия „Вершины человеческой мысли). 12. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М:Цх)гресс, 1986.-255 с.
  11. Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. / Под ред. Д.И.ФельдштеЙна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212 с.
  12. М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества: сборник статей. /Подред.НЕ.Поьдювского-М.:Прогресс, 1989.-С.88−97.
  13. Л.Ф., Морозов СМ. Словарь — справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  14. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно- психологическое консуьтирование. Проблемы психического развития детей. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 136 с.
  15. М.М. От одиночества к общению, или Контактология. — М.: Издательство Российского общества медиков — лмтераторов, 1998. — 120 с.
  16. Н.Б. Одиночество: взгляд на проблему // Проблемы развития общества в преддверии 21 века: Тез. докл. отчетной науч. конф. филос-социол. Фак. — Пермь: Перм. Ун-т, 1998. — 34 — 35.
  17. Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. — 336 с.
  18. Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во МГУ. — 1984. — 200 с.
  19. Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества: сборник статей / Под ред. Н. Е. Покровского — М.: Прогресс, 1989. — 114−128.
  20. А. Отчуждение в трансформируемом обществе: Дис.канд. филос. наук — Омск, 1996. — 135 с.
  21. А.С. Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального / Под ред. В. И. Колосницына. — Екагеринбурп №д-ю Урал, ун-та, 1991. — 77−109 (Сфия Философия религии- Вып. 2).
  22. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века // Классный руководитель. — 2000. — № 3. — 6 — 33.
  23. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа — М.: Наука, 2000. — 495 с.
  24. Г. Степной волк. Демиан. Душа ребенка. Клейн и Вагнер. Последнее лето Клингзора. — СПб.: „КРИСТАЛЛ“, 2001. — 477с. — (Серия „Мастера щхвы 20 в.“).
  25. А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Учебное пособие, — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. — 88 с.
  26. В.И. Компенсаторное общение: социально-фислософский анализ / Рос. Филос. о-во и др. — Екатеринбург: Банк культурной инф-ии, 1999. — 292 с. — (Серия „Филос, образование“).
  27. Л.П. Одиночество // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова, — СПб.: Издательство"Пигф“, 2000.-С.401−407.
  28. О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Дис… канд. псих, наук- СПб.: 1996. — 156 с.
  29. Э. Самоубийство. Социол. этюд. — СПб.: Союз, 1998. — 496 с.
  30. И.В., Тхостов А. Ш. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации и исследования // Психологический журнал. — 2002. — том 23. — № 5.-С. 42−48.
  31. Закон Российской Федерации „Об образовании“. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. (Правовая библиотека образования).
  32. Ф. Застенчивость. — М.: Политиздат, 1991. — 290 с.
  33. П. Парфюмер: История одного убийцы. — СПб.: Азбука — классик, 2002. — 320 с.
  34. И. Подростковое одиночество // Школьный психолог, — 2002. — № 8 — 2.
  35. В.Е. Мастерская одиночества. // Психологическая газета. — 1996 (ноябрь) — № 11/38. — 26 — 27.
  36. А. Миф о Сизифе // Миф о Сизифе. Бунтующий человек.- Минск: 0 0 0 „Попурри“, 1998. — 13 — 142.
  37. Керкегор Несчастнейший. — М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2002. — 368 с. — (Серия „Религиозные мыслители“).
  38. В. Подростковое одиночество // Школьный психолог, 2002 (февраль). — № 8. — 2.
  39. В. Подростковое одиночество: причины и последствия // Воспитание школьников. — 2003. — № 6. — 47 — 52.
  40. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие // Хресто- мания по возрастной психологаи/сост. Фролов ЮЛ-М.: Политиздат, 1984.-175 с.
  41. Л.А. К проблеме изолированности и феномену одиночества в психоанализе // Материалы конференции „Социальное бытие, человеческое бьпие“. — СПб: Санкг-Петербургский университет, 1993. — 58 — 62.
  42. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. — М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  43. Кон И. С. Открытие Я. — М.: Политиздат, 1978. — 367 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
  44. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие дляст-овпед.ин-тов.-М.: Просвещение, 1979.-175 с.
  45. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  46. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с. — (Психологическая наука — школе).
  47. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк, — М.: Политиздат, 1987. — 350 с. — (Личность. Мораль. Воспитание.).
  48. Кон И. С. Многоликое одиночество // Знание — сила — 1986. — № 12. — 40 — 42.
  49. Коше лева Ю. П. Одиночество: традиции и ракурсы изучения // Психология зрелости и старения. — 2001. — № 7. — С, 29 — 69.
  50. Ю.П. Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства: Дис канд. психол. наук — М.: 2002. — 218 с.
  51. В.А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшеклассника. — М.: Просвещение, 1965. -316 с.
  52. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544 с. — (Серия „Учебник нового века“).
  53. СВ. Одиночество как социальное явление: Атореф. дис. … канд. социол. наук / Институт молодежи. — М., 1995. — 20 с.
  54. В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции: Учеб. пособие для вузов. — М: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 407 с.
  55. В.И., Кузнецов О. Н. Личность в одиночестве // Вопросы философии, 1971.-№ 7. -С. 114−125.
  56. В.И. Сенсорный голод // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Издательство „Питер“, 2000. — 393 -399.
  57. В.И. Одиночество // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Издательство „Питер“, 2000. — 399 — 401.
  58. А.А., Лебедев В. И. „Публичность“ как экстремальный фактор групповой изоляции // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Издательство „Питер“, 2000. — 416 — 424.
  59. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  60. Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2000. — 372−377.
  61. Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). — М.: „СМЫСЛ“, 1992.-16 с.
  62. А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр „Академия“, 2001.-256 с.
  63. А.Г. Тренинг личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. — 1998. — № 1. -С. 93 — 100.
  64. Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста: Монография. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. — 147 с.
  65. СВ., Рождественская Н.А, Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник Московского университета. — Серия 14. Психология. — 2001. — № 3. — 63 — 67.
  66. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Том 42-й. — М.: Изд-во полит, литер., 1974. — 41 -174.
  67. А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие // О воспитании старшеклассников — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
  68. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. — М.: Издательский центр „Академия“, 1999.-456 с.
  69. B.C. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 104 с.
  70. Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. уч. заведений- В 3-х кн. Кн 1. Общие о сновы психологии. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 668 с.
  71. О.В. Личностный рост в терапевтической группе. — М.: Смысл, 1999.-112 с.
  72. Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс- Харьков: Изд-во Фолио, 2001. — 848 с. — (Серия „Антология мысли“).
  73. А.И. Представляя проблему: Человек одинокий // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. — М., 1998. — Вып. 3. — 3 -11.
  74. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее „я“ человека. // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — 5−19.
  75. Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. Учебное пособие для студентов, школьных психологов и учителей. — М.: Институт практической психологии, 1998. -160 с.
  76. Н.В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков: Дис… канд. Психол. Наук — М.: 1999. — 147 с.
  77. Перлман Д, Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству, 152 — 168. // Лабиринты одиночества: сборник статей. / Под ред. Н. Е. Покровского — М.: Прогресс, 1989. — 152 — 168.
  78. А.В., Галкин В. Т. Современная первобытность. — Тюмень: ТО- ГИРРО, 1999.-133C.
  79. А.В. Взаимопонимание в контексте российского межцивилиза- ционного периода // Вестник ТГУ, 1999. — № 1. — 16−27.
  80. Н.Е. Одиночество и аномия: Философ, и теорет. — социол. аспекты: Дис… д-ра социол. наук — М.: 1996 — 296 с.
  81. Н.Е. Одиночество в зеркале философской культуры // Перепутья и тупики буржуазной культуры / Сост. Н. Н. Сибиряков и Н. Е. Покровский. — М.: „Искусство“, 1986. — 136−173.
  82. .В. Одиночество и общение: Философ. — социол. аспект: Дис… канд. филос. наук-М.: 1995 — 127 с.
  83. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.: Мир, 1994. — 320 с.
  84. Е. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник московского университета. — 2001. — № 3. — 5 — 6.
  85. Л. Бытие и сознание. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1957.-328 с.
  86. Л. Проблемы обш, ей психологии. — М.: „Педагогика“, 1973.-424 с.
  87. Л. Принципы и пути развития психологии. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. — 352 с.
  88. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина и др.- Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр „Академия“, 2000. — 160 с.
  89. У., Джонсон Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества: сборник статей. / Под ред. Н. Е. Покровского — М.: Прогресс, 1989. -С.21−51.
  90. Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 с.
  91. Ю. Феноменология отчужденного духа: Учебное пособие. — М.:ЭКОН, 1999.-284C.
  92. В.И. Реальность субъективного духа. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2000.-480с.-с. 381−395.
  93. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. — М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  94. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 168 с. — (Педагогическая мастерская).
  95. B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. — М.: Республика, 1996. — 479 с. — (Библиотека этической мысли).
  96. B.C. Сочинения. — М.: „Раритет“, 1994. — 448 с. — (Библиотека духовного возрождения).
  97. Л.И. Одиночество: (соц.-филос. анализ): Дис.канд. Фи- лос. наук — М.: 1995. — 126 с.
  98. Е.Б. Противоречия и проблемы жизни подростка: теоретическая модель психологического консультирования // Журнал практикующего психолога. — 1997. — № 3. — 136−146.
  99. Е.Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 160 с.
  100. В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста). — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. — 223 с.
  101. Г. М. Феномен одиночества: опыт философско- социологического анализа: Автореф. дис. … канд. филос. наук / Урал. гос. ун-т им. A.M. Горького. — Екатеринбург. — 1992. — 19 с.
  102. Г. М. Антология одиночества: философский аспект // Простор. -1996. -№ 1. -С. 89−92.
  103. Г. Д. Уолден, или жизнь в лесу — М.: Издательство „Наука“, 1979. -456 с. ПО. Трубникова Г. Психология одиночества: Генезис, виды, проявления: Дис… канд. психол. наук-М.: 1999.- 195 с.
  104. Н.В. Одиночество: (Социально-политический аспект) // Вестник Московского университета. Серия 12, Социально-политические исследования. — 1992. — № 3. — 51 — 58.
  105. Н.Ф. Сочинения. — М.: „Раритет“, 1994. — 416 с. — (Библиотека духовного возрождения).
  106. Д.И. Психология развивающейся личности. — М.: Издательство „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЭЕК“, 1996.-512 с.
  107. Л. Сочинения. Непостижимое. — М.: Издательство „Правда“, 1990.-С. 183−559.
  108. В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с. — (Б-ка зарубежной психологии).
  109. Э. Бегство от свободы. — М.: Издат. группа „Прогресс“, 1995. — 256 с.
  110. Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993. — 415 с. — (Б-ка этической мысли).
  111. Э. Здоровое общество // Псхоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М.: Юрист, 1995. — 273 — 596 — (Лики культуры).
  112. Э. Досье на человека. Документальный роман о душе. — СПб.:Лань, 1998.-97 с.
  113. М. Бытие и время. — СПб.: „Наука“, 2002. — 451 с. — (Серия „Слово о сущем“, том 39).
  114. А.У. Краткое введение в психогигиену одиночества // Знание — сила. — 1994. — №. — 135 — 144.
  115. А.У. Психология одиночества // Педология, 2000. — № 4 (ноябрь).-С. 7 — 1 6 .
  116. К. Наши внутренние конфликты // Псхоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М.: Юрист, 1995. — 5 -190. — (Лики культуры).
  117. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ / Общ. ред. Г. В. Бурменской. — М.: ИГ „Прогресс“, Издательство „Ювента“, 2000. -480 с.
  118. Н.Ю. Особенности психических состояний в условиях изоляции // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. -СПб.: Издательство „Питер“, 2000. — 407 — 413.
  119. В.Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. — 1992. — № 6. — 71 — 79.
  120. Ю.М., Данчева О. В. Одиночество: Соц. — психол. пробл. — К.: Изд-во „Украина“», 1991. — 270 с.
  121. Швалб Ю. М, Данчева О. В. Феномен одиночества: культурно- исторические формы // Философская и социологическая мысль. — 1990. — № 8. — С. 89−94.
  122. Ю.М., Данчева О. В. Социокультурные истоки одиночества // Философская и социологическая мысль. — 1990. — № 9. — 117 — 130.
  123. А. Афоризмы житейской мудрости. — М: Интербук, 1990. — 152 с. — (Серия «Страницы мировой философии»).
  124. Р. Эссе. Торо Г. Д. Уолден, или жизнь в лесу. — М.: Худож. Лит., 1986. — 639 с. — (Б-ка лит-ры США).
  125. Э. Детство и общество. — Изд. 2-ое, прераб. и дополи. — СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. — 416 с.
  126. Ф. Анти-Дюринг. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Том 20- й. — М.: Гос. изд-во полит, литер., 1961. — 5 — 343.
  127. И.И. Проблемы самосознания в психологии. — М.: «Наука», 1977.-355 с.
  128. Юнг К. Г. Настоящее и будущее // Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек- Сост. В. В. Зеленский, A.M. Руткевич. — М.: Мартис, 1995. -С. 113 — 166. — (Классики зарубежной психологии).
  129. И. Экзистенциальная псхотерапия.- М.: Независимая фирма «Класс», 1999.--576 с.
  130. Янг Д. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества: сборник статей. / Под ред. Н. Е. Покровского — М.: Прогресс, 1989. — 552 — 593
  131. Т.М. Экзистенциальная концепция личности // Личность и общество. — М.: Прогресс, 1973. — 230 с,
  132. К. Смысл и назначение истории — М.: Республика, 1994. — 527 с. — (Мыслители 20 века).
  133. Loneliness: А sourcebook of current theory, research and therapy / Ed. by Peplau L.A., Perlman D. — N.Y. etc.: Wiley, 1982. — 17, 430 p. — (Wiley ser. on personality processes), A Wiley-interscience publ.
  134. Koch Ph.J. Loneliness without objects // The Southern joymal of philosophy. — Mtmphis, 1983. — vol. 21, № 2. — p. 193 — 209.
  135. Struewe-Portnoff G. Loneliness: Lost in the landscape of Meaning // The joymal of psychology interdisciplinary and applied. — Provincetown, 1988. — vol. 122, № 6. — p. 545−555.
  136. Rokach A. The Experience of Loneliness: A Tri-Level Model // The joymal of psychology interdisciplinary and applied. — Provincetown, 1988. — vol. 122, № 6. -p. 531−544.
  137. Schultz N.R., Moore D. Loneliness: Differences across three age levels // The journal of social and personal relationships. — L. etc., 1988. — vol. 5, № 3. — p. 275−284.
Заполнить форму текущей работой