Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изменения психологических и моторно-перцептивных параметров студентов в предэкзаменационный период

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роблема эффективности подготовки специалистов решается прежде всего путем совершенспювания технологий обучения, учебных программ и научно-методической базы. Однако, успешное решение этих очевидных задач зависит от своевременной разработки ряда проблем, связанных с созданием достаточно благоприятных условий для усвоения студентом учебной программы в целях его профессионального развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Предэкзаменационное стрессовое сосюяние как проблема психологического исследования
    • 1. 1. Структура учебной деятельности в современном вузе. 12 1. 2. Академическая адаптация студент как общетеоретическая проблема учебной деятельности
    • 1. 3. Влияние обучения и экзаменационной сессии на психологические и моторно-перцепгивные параметры студента
    • 1. 3. 1. Негативные проявления стрессов обучения
    • 1. 3. 2. Экзаменационный эмоциональный стресс
    • 1. 3. 3. Факторы тревожности в обучении и в ситуации экзамена
    • 1. 3. 4. Психодинамические особенности студентов и их проявления в обучении и в ситуации экзамена
      • 1. 3. 5. Динамика моторно-перцептивных и психоэмоциональных параметров в обучении и на экзаменах
    • 1. 3. 6. Взаимосвязь между успешностью обучения и психологическими и моторно-перцептивными параметрами студентов
  • Глава 2. Результаты комплексного исследования психологических и моторно-перцептивных параметров сгудешов в процессе обучения и в предэкзаменационный период
    • 2. 1. Общая схема эксперимента
    • 2. 2. Описание методик
    • 2. 3. Специфика предэкзаменационной ситуации и общие принципы описания резулыаюв
    • 2. 4. Описание результатов по частным методикам
      • 2. 4. 1. Результаты исследования психодинамических параметров и их обсуждение
      • 2. 4. 2. Результаты исследования психоэмоциональных параметров и их обсуждение
      • 2. 4. 3. Результаты исследования моторно-перцептивных параметров и их обсуждение

Изменения психологических и моторно-перцептивных параметров студентов в предэкзаменационный период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальное!ь исследования. Приоршешые задачи высшей школы по обеспечению качественной подттовки ошетственных и высокопрофессиональных кадров выдвигают проблему успешности учебной деятельности студентов в разряд актуальных научно-практических проблем психологии. Интенсивное развитие науки и техники ведет к увеличению объема информации, подлежащей усвоению студентами за период обучения, а постоянное совершенствование общественного произволе та повышает требования к профессиональным знаниям, навыкам и умениям выпускников вузов.

11роблема эффективности подготовки специалистов решается прежде всего путем совершенспювания технологий обучения, учебных программ и научно-методической базы. Однако, успешное решение этих очевидных задач зависит от своевременной разработки ряда проблем, связанных с созданием достаточно благоприятных условий для усвоения студентом учебной программы в целях его профессионального развития. В частности, необходимо предложить научно обоснованные средства, направленные на преодоление тех неблагоприятных, стрессогенных и фрусгрогенных факторов, которые сопровождают учебный процесс и негативно сказываются на самочувствии и успешности студентов, особенно при проверке и оценке их знаний (3, 27, 65, 67, 69, 72, 85, 146, 164). Обстоятельства экзаменационною процесса во многом определяют мотивацию учения, формирование профессиональных ценностных установок и взаимоотношений в системе студент — преподаватель.

Необходимость быстро и правильно перерабатывать сложную информацию в постоянно возрастающем объеме ведет к нарастанию негативных сдвшов в состоянии здоровья молодежи, к созданию у студентов всевозможных ситуаций «психической напряженное! и» (21, 58, 63, 64, 167,.

186). Поэтому в психологии и педагогике возрастает интерес к диагностике функциональных состояний студентов, которые фактически и, но определению относятся к категории занятых в областях деятельности, требующей высокого напряжения психофизических сил (18, 26, 35, 70). Поскольку учебная деятельность, как и любая реальная деятельность человека сложна и многогранна, то в качестве факторов ее успешности закономерно выделяется ряд психических предпосылок, таких как уровень развития мышления, памяти, внимания и т. д. Успешность этой деятельности обеспечивается при устойчивом соотношении этих предпосылок с такими личностными мотивационно-потребностными предпосылками, как, например, ответственное отношение к учебе, позитивная установка к приобретению знаний, а также с благоприятными для профессионального становления индивидуально-психологическими особенностями.

Процесс обучения предполагает периодические проверки усвояемости и уровня знаний, т. е. систему экзаменов. Экзамен отличается ограничениями во времени при непосредственной подготовке и ответе, количеством и разнообразием воспроизводимой информации, неопределенностью исхода, высокой ответственностью работы, особыми требованиями к содержанию и форме ответа. Экзаменационный процесс — это ситуация особой психической активности, внутренней мобилизации студента при выполнении деятельности, требующей не только интеллектуального обеспечения, но и поддержки на личностно-мотивационном, эмоционально-волевом и индивидуально-типологическом уровнях. Ситуация экзамена для студента характеризуется тревожными ожиданиями, состоянием эмоционального напряжения, психосоматическими изменениями. Сдвиги по психоло1 ическим, психофизиологическим параметрам особенно усиливаются в связи с неустойчивостью знаний, необходимых для успешной сдачи экзамена. Состояние тревоги, фрустрации, напряженности, стресса можно считать неизменным составляющим компонентом учебной деятельности для сдающею экзамен студента (1,5, 75, 76, 105, 115, 125). Экзаменационный стресс, в свою очередь, может приводить к нарушению функциональных возможностей памяти и мышления, к значительному снижению самооценки, настроения, внимания и работоспособности в целом.

В эгой связи приобретет особую актуальность исследование психологических и моторно-перцептивных характеристик экзаменующихся, изучение совокупности факторов, влияющих на адаптацию студента, а также на успешность учебной деятельности.

Выбор проблемы исследования предэкзаменационного стресса обусловлен следующими обстоятельствами:

1. В связи с совершенствованием и реформированием системы вузовскою образования в соответствии с целями и задачами Болонского процесса предусмотрена трехуровневая модель высшего образования с введением промежуточных экзаменов (экзаменов, проводимых каждые два месяца). В данных условиях особый научно-методический интерес представляет исследование предэкзаменационного состояния студентов.

2. Предэкзаменационное психоэмоциональное напряжение, конкретные причины и условия его возникновения, психологические особенности динамики его развития и проявления, способы адаптации к экзаменационной ситуации являются составной частью общей проблемы адаптации студента к учебе в вузе, являющейся одной из основных проблем высшей школы.

3. С научных позиций личиостно-деятельностною подхода в психологии, учебная деятельность студента, как и всякая другая, детерминирована личностным фактором. Следовательно, эффективность обучения студента определяется его личностными характеристиками. Поэтому приобретает актуальность комплексное исследование зависимости успешности учебной деятельности от индивидуально-типологических особенностей личности.

4. Изучение психологических, моторно-перцептивных параметров студентов в процессе обучения, изменений исследуемых параметров в ситуации экзамена в конечном итоге направлено на решение проблемы совершенствования технологии обучения, предполагающей правильную организацию познавательной деятельности студентов формирование у них способности к саморазвитию, самовоспитанию и самоуправлению.

5. Анализ многих психологических исследований, посвященных рассматриваемой проблеме (Н.М. Пейсахов (1981), А. И. Киколов (1995), Щербатых Ю. В. (2000), ЕЛ. Юмаюв, В. А. Кузьменко и др.(2001), Горбач H.A., Жарова A.B. (2004), Золотникова Г. П. (2004) и др.), показал, что вопрос экзаменационного стресса не стал предметом комплексною изучения, что и послужило поводом для проведения нашего исследования.

В основе исследования лежит гипотеза, согласно которой психологические и моторно-перцеитивные параметры студентов, отражающие психоэмоциональное напряжение, различны в ситуациях промежуточных и сессионных экзаменовуровень эмоциональною напряжения зависит от индивидуально-типологических особенностей личности и успеваемости студентов.

Целью исследования являе1ся изучение психологических и моторно-перцептивных параметров студентов в период семестра и в предэкзаменационный период, определение закономерностей изменения этих параметров, выявление возможных причин предэкзаменационного стресса, определение путей предупреждения и преодоления психического напряжения, повышение успеваемости студентов.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Определить теоретические основы исследования, обобщить и систематизировать данные о психоэмоциональном состоянии студентов в процессе обучения.

2. Экспериментальным путем выявить уровень эмоционального напряжения студентов в иериод семестра и в предэкзаменационной ситуации, определяя их психологические и моторно-перцетивные параметры. Описать изменения этих параметров с помощью соответствующих методик: тревожности (по Спилбергеру-Ханину), воспроизведения заданных интервалов времени (ЗИВ), реакции на движущийся объект (РДО), сложной двигательной реакции (СДР), тремометрии (ТМ), геппинг-теста (ТТ), критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), кожного сопротивления (КС), частоты сердечных сокращений (ЧСС).

3. Провести сравнительный анализ исследуемых параметров в норме (период семестра) и в предэкзаменационной стрессовой ситуации — перед промежуточными и сессионными экзаменами.

4. Определить зависимость изменения изучаемых параметров от индивидуальнотипологических особенностей (экстраверсия — интроверсия) и от успеваемости аудентов.

5. Разработать практические рекомендации по предупреждению предэкзаменационною психоэмоциональною напряжения и устранению факторов, затрудняющих процесс учения студентов.

Объектом исследования является учебная деятельность студентов в период семестра и в предэкзаменационный период.

Предметом исследования стали психологические и мо горноперцептивные параметры, индивидуально-типологические особенности и психоэмоциональное сосюяние студентов в процессе учебной деятельности.

Для проверки выдвинутых гипотез в исследовании использовались следующие меюды, адекватные задачам и предмету исследования: методы теоретического анализа, анкетирование, тестирование (методика Г. Айзенка для определения экстраверсии и интроверсии, Спилбергера-Ханина для определения уровня ситуативной тревожности), статистические методы. С целью диагностики психоэмоционального сосюяния студеиюв применялись также конкретные моторно-перцептивные методики.

Теоре1ическая значимость исследования состоит в том что, в результате комплексно! о исследования установлены связь и зависимость уровня предэкзаменационного психоэмоционального напряжения от успеваемости и индивидуальночипологических особенностей студента. Данные послужат теоретической основой для разработки программ по преодолению отрицательных переживаний и стрессовых состояний, по повышению общею жизненного тонуса и рабоюспособности студентов, а также помогут в поиске новых форм и методов обучения, направленных на иредоление негативных последствий психоэмоционального напряжения. Полученные данные могут способствовать совершенствованию психолого-теоретической базы процесса обучения и воспитания, а также созданию достаточно гибких форм обучения в высшей школе, соответствующих динамике изменений и требований современного общества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выявленные конкрешые факты могут быть использованы для оптимизации процесса учебной деятельное ж, для совершенствования ее содержательной и организационной сторон. Результаты исследования применимы к задачам построения научно обоснованной технологии обучения, формирования у сгудентов умения планировать, системно организовать свой труд и рационально использовап> время. Данные могут быть использованы для разработки рекомендаций, направленных на коррекцию психического состояния обучающихся, для организации профилактических мер, способствующих ослаблению или снятию предэкзаменационного стресса.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— комплексно исследована проблема предэкзаменационною стрессового состояния студентов;

— описан ряд психологических и моторно-перцептивных параметров, таких как ситуативная тревожность, заданные интервалы времени, критическая частота слияния мельканий, кожное сопротивление, частота сердечных сокращений, тремор, теппипг-тест, реакция на движущийся объект, сложная двигательная реакция;

— проведен сравнительный анализ психологических и моторно-перцептивных параметров в процессе обучения и в предэкзаменационной ситуации промежуточных и сессионных экзаменов;

— определена специфика изменения психологических и моторно-перцептивных параметров студентов и зависимости от индивидуально-типологических особенностей — экстраверсии и интроверсии и успеваемости.

Мсюдоло" ичеекой основой исследования явились основополагающие теоретические положения психологии обучения (C.JI. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, B.C. Мерлин), теоретические подходы к исследованию адаптации студентов в вузе (И.А. Зимняя, А. И. Киколов, А. О. Прохоров, Н.М. 11ейсахов, В.П. Кондратова), дифференциально-психологические концепции (Е.А. Климов, А. О. Прохоров, М.Д. Дворяшина), теоретические подходы по изучению психоэмоционального напряжения в обучении (И.М. Палей, И. В. Харитонова, К. Д. Шафранская, Ю.В. Щербатых).

Достоверность резулыатов и выводов диссертационной работы определяется исходиыми методологическими положениями, репрезентативностью выборки, применением комплекса адекватных целям и задачам исследования методов и конкретных методик, новейших способов статистической обработки данных.

На защигу выносятся следующие положения:

1. Ситуация экзамена вызывает психическое напряжение в психодинамической и моторно-перцептивной сферах субъекта.

2. Существует достоверное различие между исследуемыми психологическими и моторно-перцептивными параметрами в течение семестра и в ситуации промежуточных и сессионных экзаменов.

3. Уровень психоэмоцинального напряжения в ситуации сессионного экзамена значительно выше, чем в ситуации промежуточного экзамена.

4. Психоэмоциональное напряжение в ситуации экзамена более выражено у плохо обучающихся студентов, по сравнению с отлично и хорошо обучающимися студентами.

5. Существует определённая взаимосвязь между уровнем напряжения и такими индивидуально-типологическими особенностями, как экстраверсия и интроверсия.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав основной части, заключения и выводов, списка использованной литературы и приложений.

Основные выводы по результатам данного исследования заключаются в следующем. В процессе работы были подтверждены основные гипотезы, которые были положены в основу исследования. Оправдало себя обращение к параметрам, адекватно отражающим уровень психоэмоционального состояния в различные периоды учебного процесса. Показано реальное стрессогенное действие обстоятельственных факторов экзаменационных ситуаций.

В отношении информативности результатов, исследование, построенное по сопоставительной схеме, имеег определенные преимущества в случае обеспечения комплексного подхода к организации основных экспериментов. На опыте данной работы мы могли убедиться в справедливости этого предположения, сделанного иод общим итоговым впечатлением от материалов теоретического обзора. Даже совокупный массив имеющихся данных многочисленных локальных исследований не дает оснований для выводов общего характера — именно по причине их обособленности и обусловленности множеством оговорок.

Анализ содержания и методов экспериментальных исследований сходной тематики имел для нашей работы очевидный конструктивный смысл. Отмечая случаи вынужденного дублирования и предпочтений в выборе методических средств, мы смогли вывести представление о существующих приоритетах в области изучения экзаменационного стресса. Были обозначены наиболее показательные параметры и соответствующие способы измерения. На основе известных нам работ предшес[венников была разработана общая схема эксперимента, соединяющего около десятка отдельных методик в рамках единого исследования.

Выбранные методики измерения психологических и моторно-перцептивных параметров оказались достаточно продуктивными, чтобы убедительно показать существующие закономерности в изменении изучаемых признаков стрессового состояния в предэкзаменационной ситуации.

Уровни соответствующих показателей, принимаемые в рамках нашего исследования за исходную норму для сравнений, в основном совпадают со среднестатистическими нормами. Результаты отдельных измерений в предэкзаменационных ситуациях, как правило, не противоречат данным, полученным нашими предшественниками в исследованиях аналогичной направленности.

Опыт применения этих меюдик в комплексе позволил нам выработать определенные требования к автоматизации измерительных процедур и предложить конкретные рекомендации по техноло1ическому обеспечению подобного рода экспериментов. Представляется целесообразным создание стандартизированного комплекса на базе компьютерных технологий, построенного по модульному принципу и включающего отдельные методики в единую систему диа1 ностичееких измерений, обработки данных и научно обоснованного синтеза результаюв исследования. Программно обеспеченная компьютеризация процедуры диагностики даст возможность для единовременного и оперативного проведения экспериментальных процедур по сбору исходных данных, относящихся к большой группе испытуемых, непосредственно в компьютерном классе.

Смысл комплексного использования нескольких выбранных нами методик состоит не столько во взаимодополняемости полученных данных, сколько в выявлении возможных противоречий, отражающих действие скрытых факторов. Следует признать, что использованный нами принцип оперирования со среднегрупповыми значениями показателей не позволил выявить существенных противоречий между показаниями различных методик. Усреднение оказалось полезным для определения общих тенденций развития изучаемых состояний. Именно эта задача была поставлена в нашем исследовании. Уровень корреляционных связей между показаниями по различным параметрам должен выявляться при обращении к массиву индивидуально измеренных первичных данных.

Полученные экспериментальные результаты подтверждают, что ситуация экзамена вызывает психическое напряжение в исиходинамической и моторно-перцептивной сферах студентов.

Непосредственно перед промежуточными экзаменами, по сравнению с сессионными, по всем изучаемым показателям отклонения в различных подгруппах испытуемых были значительно сглажены. Независимо от принадлежности к подгруппам с различной успеваемостью и от выраженности экстра — и интроверсии, студенты почти одинаково реагируют на переход к этому отчетному периоду.

В ситуации сессионного, итогового экзамена различия в уровне реагирования становятся более отчетливыми. Значимость данного периода в сознании студентов несравненно выше.

Напряжение, связанное с ответственностью момента, сильнее всего сказывается на психоэмоциональном состоянии студентов-интровертов.

В большинстве случаев посредственно обучающиеся студенты имели признаки более выраженного напряжения, но сравнению с отлично и хорошо обучающимися студентами.

В условиях перехода вузов к греуровневой системе введение промежуточных экзаменов может в определенной степени служить текущим контролем, необходимым и преподавателям, и студентам. В первом случае как средство получения информации о ходе учебного процесса и усвоении учебного материала студентамиво втором как средство самоконтроля и самоуправления учебной деятельностью.

Трудности преодоления воздействий естественного стресса в этой ситуации связаны с психологической неготовностью с1удентов к переходу на новый режим работы. Проблема состоит в нарушении нормальных ритмов адаптации.

Итоговые результаш проведенного исследования способствуют определенному прояснению ряда нерешенных проблем, сохраняющих свою актуальность с позиций собственно психологической науки и определяющих трудности организационно-практического характера в системе вузовского обучения.

На основании эмпирическою исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Ситуация экзамена вызывает психическое напряжение в психодинамической и моторно-перцегпивной сферах субъектаданная ситуация является стрессовой.

2. Существует достоверное различие между исследуемыми психологическими и моторно-перцептивными параметрами студентов в течение семестра и в ситуации промежуточных и сессионных экзаменов. Изменение этих параметров происходит резким скачком в кратчайший отрезок времени при переходе от периода обычных заняшй по расписанию к очередному периоду экзаменов — промежуточных или сессионных.

3. В ситуации сессионного экзамена, выявленные более высокие показатели ситуативной тревожности, заданных интервалов времени, частоты сердечных сокращений, тремора, реакции на движущийся объект и сложной двигательной реакции и более низкие показатели критической частоты слияния мельканий и кожного сопротивления по сравнению с показателями в ситуации промежуточного экзамена характеризуют значительное повышение уровня психоэмоционального напряжения.

4. Выявлены высокие показатели ситуативной тревожности, заданных интервалов времени, тремора, сложной двигательной реакции и низкий показатель кожного сопротивления у посредственно обучающихся студентов по сравнению с отлично и хорошо обучающимися студен 1ами. Специфика изменения данных параметров свидетельствует о большей выраженности эмоционального и психического напряжения у посредственно обучающихся студентов.

5. Обнаружены более высокие показатели сигуативной тревожности, тремора, сложной двигательной реакции в предэкзаменационный период у студентов-интровертов, что юворит о значительной выраженности психоэмоциональною напряжения у интровертов по сравнению со студентами-экстравертами.

6. Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии у студентов постепенной адаптации к различным режимам учебной деятельности, что создает проблему преодоления стрессогенных факторов в условиях острого дефицита времени.

Полученные результаты позволяют предложить следующие практические рекомендации:

1. Во время обучения в вузе, и особенно, в экзаменационный период могут возникнуть неблагоприятные изменения различных функций организма. В связи с этим необходимо проводить массово-профилактические обследования студентов, начиная с первого юда обучения.

2. На основании функционирования вузовской психологической службы и с учётом выявленных психологических и могорно-перцепгивных параметров организовать индивидуальную и групповую работу со студентами в виде консультаций и тренингов для формирования эмоциональной устойчивости.

3. Необходим поиск и внедрение новых методов проверки знаний студентов с целью снижения их непродуктивного нервно-психического напряжения в процессе проверки, повышения интереса, мотивации к усвоению предмета. Это могут быть самые разные варианты, зависящие от специфики изучаемой дисциплины и творческой фантазии преподавателя. На сегодняшний день промежуточный экзамен является одним из таких вариантов.

4. Для снижения психоэмоционального наряжения у студентов в период промежуточных и сессионных экзаменов в программах преподаваемых дисциплин, но психологии и педаюгике для преподава! елей вузов, слушателей факультета повышения квалификации ввести специальный раздел организации экзаменов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

По результатам проведенных экспериментов можно судить о явно выраженном направленном изменении изучаемых показателей, характеризующем повышение психоэмоционального напряжения у испытуемых студентов в зависимости от периода контрольно-диагностических измерений. Средние данные по группам, 01 носящиеся к разным периодам экзаменов, отражают отчетливо ступенчатый характер этих изменений. Относительно исходного нормального уровня по некоторым показателям, зарегистрированным в период действия обычною расписания занятий, соответствующие данные за экзаменационные периоды мо1уг отличаться по величине в несколько раз. Несмотря на последовательное усреднение данных, невозможно сгладить выявленную тенденцию. В таблице 1 отражены изменения показателей относительно уровня, принятого за норму.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Надежда XXI века студенческая молодежь: здоровье, образование, семья, профессия // Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции. — М.: Изд-во РУДН, 1999. -С. 4−9.
  2. H.A., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е., Ермакова Н. В., Кузнецова Л. Ю., Силаев A.A. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария. 2005. — № 3. — С.48−53.
  3. H.A., Пономарева В. В., Ермакова Н. В. Проблема здоровья студентов и перспективы развития // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы 1 всероссийской научной конференции. М.: Изд-во РУДН, 1995. -С. 5−9.
  4. Ю.И. Невротические состояния у студентов, вызванные экзаменационной ситуацией // Сборник научных трудов / Кафедра психиатрии КГМИ. Фрунзе. — 1977. Т. 20. — Вып. 7. — С. 25−26.
  5. Р.В., Аджян Н. С. Рекомендации для проведения занятий с учётом индивидуально-психологических и личностных особенностей обучаемых // Сборник материалов международной конференции. ГДР, Росток. — 1988.- С. 3−7.
  6. Р.В., Мусаэлов С. Б. Некоторые аспекты обучения операторов химической промышленности // Сб. Психологические аспектыэффективности и надёжности систем «Человек-техника». Материалы всесоюзного семинара. Ереван.- 1981. — С. 36−41.
  7. Акопян А.11. Особенности психоэмоциональных состояний студентов в ситуации экзамена в зависимости от успеваемости // Материалы 11 Армяпо-швейцарского симпозиума. Ереван. — 1999.- С.56−58.
  8. А.Н. Влияние ситуации экзамена на психологические показатели деятельности студентов // Сборник научных трудов, посвященный 70-летию Ереванского государственного медицинского университета им. М. Гераци. Ереван. — 2000. — С. 189−192.
  9. А.Н. Исследование психофизиологических характеристик студентов в состоянии предэкзаменационного стресса // Вестник МАПЭБ (Международная академия наук эколо1 ии и безопасности жизнедеятельности). 2001.-№ 6(42).-С. 179−180.
  10. А.Н. Изучение психоэмоционального состояния студентов в предэкзаменационный период // Вестник университета (Государственный университет управления). 2006. — № 6 (22). — С.7−12.
  11. Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. М. 2000. — 230 с.
  12. .Г. Психофизиология студенческою возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. 1972. — Вып. 7. — С. 17−26.
  13. .Г. О проблемах современного человекознания. М. — 1997. -340с.
  14. В.В., Василюк H.A. Вариабельность сердечного ритма при выполнении различных результативных задач // Физиология человека. 2001. -Т. 27. -№ 4. — С.50−52.
  15. П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. -Т. 1. — № 1. — С. 19.
  16. Л.Т. Актуальные проблемы изучения состояния студентов и организация им медицинской помощи // Актуальные проблемы медицинского обеспечения студентов и учащихся: Тезисы докладов всесоюзной научно-практической конференции.-М. 1985.-С. 36−37.
  17. Т.К. Методологический аспект проблемы способностей. -М,-1977.-184с.
  18. Э.Б., Боровкова Г. К., Серебрякова H.II. Суточные и недельные колебания длительности индивидуальной минуты у здоровых людей в зависимости от фактора интро-экстраверсии // Физиология человека. 1998. -Т.24. -№ 2. — С. 131−134.
  19. P.M. Прогнозирование состояний на ¡-рани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 280 с.
  20. P.M. Прогнозирование психофизиологических состояний. -М.: Медицина, 1979. 362 с.
  21. Л.В., Гавриленко О. Н., Петровская Ж. И. Некоторые психологические аспекты артериальной гипертонии у студентов // Научно-педагогические резервы совершенствования обучения и воспитания студентов в медицинском вузе. -М. 1984.-С. 127−130.
  22. H.A., Миляева М. В., Тимощук Г. И. Стресс-реакции и факторы риска заболеваний у лиц молодого возраста // Физиология человека. -1994. Т. 20. — С. 115−121.
  23. Ф.Б., Доскин В. А., Шарай В. Б. Изучение эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов // Гигиена и санитария. 1980. -№ 11.-С. 27−29.
  24. Г. II. Изменение сердечной деятельности студентов во время сдачи экзаменов //11аучные проблемы охраны здоровья студентов. М. — 1979. -С. 50−52.
  25. Е.В. Адаптация организма студентов к учебному и эмоциональному напряжению // Физиологические механизмы адаптации человека и животных: Тезисы докладов II съезда физиолоюв Уральского региона. Свердловск. — 1990. — С. 6−7.
  26. JI.B., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. -1993.- № 1. -С.104 -113.
  27. Ю.В., Несмелова H.H. Зависимость точности оценки и воспроизведения длительности звуковых сигналов от индивидуальных особенностей человека // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.88−93.
  28. Ю.В., Несмелова H.H. Индивидуальные особенности восприятия человеком длительности интервалов времени // Фишология человека. 1994. -Т.20. — № 3. — С.30−35.
  29. Е.С. и др. Латерализация пупилломоторных и акустикомоторных реакций организма в условиях экзаменационного стресса // Физиология человека. 1987. — Т. 13. — № 6. — С. 1032−1035.
  30. ЮЛ., Мельников А. Х., Хадарцев A.A., Цкипури Ю. И., Фризен В. Э. Уровень адаптации студентов различных факультетов вуза // Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции М.: Изд-во РУДН, 1999. — С. 85.
  31. М.Я. Основы здорового образа жизни студентов. М. -1995.- 168с.
  32. В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 199 с.
  33. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 142 с.
  34. Л.В. Психологические особенности студентов, различающихся по успешности обучения // В кн.: Психологические ипсихофизиологические особенности С1уденюв. Казань: Изд-во КГУ, 1977. -296с.
  35. Возрастная психология взрослых. / Под. ред. Ананьева Б. Г. J1. — 1971. — 144с.
  36. Н.Я. Изменение сердечной деятельности экзаменующихся студентов с различным уровнем двигательной активности // Физиология человека. 1980. — № 2. — С. 360−362.
  37. Н.Я. Напряжение сердечной деятельности студентов во время ответа на экзаменах // Физиология человека. 1977. -Т.З. — № 6. — С.1128−1131.
  38. Вопросы вузовской педаго1ики, психологии и дидактики. Воронеж. -1971.- 134с.
  39. М.М. Психологические особенности студентов, занимающихся научной работой / В кн.: Психологические и психофизиологические особенности студентов. Под. ред. Н. М. Пейсахова. -Казань: Изд-во КГУ, 1977. 296с.
  40. Э.С. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели и ритм сердца у студентов // Журнал высшей нервной деятельности. 2003. — № 1. — С. 46−50.
  41. Э.С., Даян А.В, Минасян С. М., Адамян Ц. И. Влияние умственных и психоэмоциональных нагрузок на кардиогемодинамические показатели абитуриентов // Гигиена и санитария. 2004. — № 3. — С. 67−71.
  42. Э.С., Минасян С. М., Ксаджикян H.H., Даян A.B. Функциональное состояние студентов при умственной нагрузке // Гигиена и санитария. 2005. — № 5. — С. 55−57.
  43. И.Г. Память // В кн.: Психологические и психофизиологические особенности студентов. / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во КГУ, 1977.-296 с.
  44. М.С. К вопросу о влиянии характера организации учебного процесса на некоторые показатели здоровья студентов //
  45. Физиологические основы здоровья студентов: Труды МНС по экспериментальной и прикладной физиоло1 ии. / Под ред. К. В. Судакова.- М.: НИИНФим. П. К. Анохина РАМП, 2001.-Т. 10.-С. 182−195.
  46. O.A., Гурова Е. В. Профилактика школьной тревожности старшеклассников: страх перед экзаменами // Актуальные проблемы охраны здоровья учащейся молодежи: Материалы Международной научно-практической конференции. Брянск. — 2004. — С. 166−168.
  47. H.A., Жарова A.B. Проблема здоровья студентов вузов: Материалы Международного Конгресса. М. — 2004.- Ч. 1.-С. 263−265.
  48. О.В., Кича Д. И. Состояние и перспективы развития социально-гигиенических исследований в студенческой среде // Советское здравоохранение. 1986. — № 9. — С.56−60.
  49. Л.Н., Каеабян М. В. Повышение психофизиологической стрессоустойчивости у студентов младших курсов: Материалы Международного конгресса. -М. 2004.-Ч. 1.-С. 255−257.
  50. С.Б., Соложенкин В. В., Краснов И.Г Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов//Психологический журнал. 1989.-Т. 10. -№ 1.-С. 99−106.
  51. В.П. Роль личностных характеристик студентов в реализации различных стратегий обучения // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы XI международного симпозиума М.: Изд-во РУДН, 2003.-С. 161−162.
  52. М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения // Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — Вып. 13. -С.97−105.
  53. Т.Д. Индивидуальные особенности взаимодействия функциональных систем при целенаправленной деягельносш человека в условиях эмоционального напряжения. Автореф. дис... докт. биол. наук. М. — 2005. — 44с.
  54. Н.Ю., Щукуров Ф. А. Тревожность, внимание и успеваемость студентов // Образ жизни и здоровье студентов: Материалы I всероссийской научной конференции -М.: Изд-во РУДН, 1995. С. 77−78.
  55. О.П., Маймулов В. Г., Лесняк Г. П. Адаптация студентов к эмоциональным стрессам в процессе обучения в вузе // Стресс, адаптация и дисфункции. Кишинев. — 1991- С.34−38.
  56. В.М. Особенности клинических проявлений заболеваний у человека при воздействии загрязнителей окружающей среды // Актуальные проблемы экологии, экспериментальной и клинической медицины. Орел. -2001.-С. 14.
  57. В.М. Окружающая среда и здоровье // Образование и общество. 2002. — № 21 (3). — С. 54−64.
  58. II.В. Здоровье студентов комплексная социально-медицинская проблема // Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции — М.: Изд-во РУДН, 1999. -С. 13−14.
  59. A.B. Проблемы организации мероприятий по сохранению здоровья студентов вузов и основные направления их оптимизации: Материалы международного конгресса. М. — 2004. — Ч. 1. — С. 374−376.
  60. В.А., Сапогова Е. Е. Организация нейропсихологических исследований в вузе. Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции М.: Изд-во РУДН, 1999. — С. 61−62.
  61. Ю.М., Бороздина J1.B., Мусина И. А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психологический журнал. 1989. -№ 5. — С.87−94.
  62. .В., Иванов В. И. Влияние экзаменационной обстановки на функциональное состояние организма студентов // Гигиена и санитария. -1983.- № 6.-С. 85−86.
  63. A.B., Скорик Ю. А. Математическое описание распределения времени сенсомоторных реакций // Физиология человека. 2002. — Т.28. -№ 4,-С. 123−126.
  64. Зайцев В. Г1., Кромской С. И. Здоровье студентов технических вузов // Гигиена и санитария. 2003. — № 2. — С. 46−48.
  65. Здоровье студентов: Монография / Коллектив авторов. 11од ред. H.A. Агаджаняна. М.: Изд-во РУДН, 1977. — 199с.
  66. Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции. / Под ред. H.A. Агаджаняна. М.: Изд-во РУДН, 1999.- 196с.
  67. Г. П. Психическое здоровье учащейся молодежи как медико-экологическая проблема // Актуальные проблемы охраны здоровья учащейся молодежи: Материалы Международной научно-практической конференции. Брянск. — 2004. — С. 46−49.
  68. Каазик А.-Т.М., Юримяэ Т. А. Изменения физической работоспособности и биохимических показателей крови в течениеэкзаменационной сессии у студентов // Физиология человека. 1989. — Т.15. -№ 5.-С.113−116.
  69. Э.М., Варич J1.A. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе // Физиология человека. -2005.- Т. 31.- № 1.-С. 77−81.
  70. Э.М. и др. Опыт использования автоматизированных систем для оценки функциональных особенностей организма. Сообщение 3-е: Показатели функционального состояния у лиц умственного труда // Физиология человека. -1991.-Т.17.-№ 3.- С. 145−149.
  71. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Паука, 1980.- 192с.
  72. Е.А. Влияние личностных факторов на особенности стрессовых состояний студентов в ситуации экзамена // Психоневропагия, психотерапия, психология. Алма-Ата. — 1972. — С. 247−250.
  73. H.A., Васильева O.J1. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов // Здравоохранение РФ. 2002. — № 1. -С. 26−29.
  74. А.И. Обучение и здоровье. М.: Высшая школа, 1995. — 103с.
  75. В.И. Студенты группа риска по невротическим состояниям // Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции — М.: Изд-во РУДН, 1999. — С. 95−96.
  76. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппепрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74−77.
  77. С.А. Физиологическая стоимость операюрской работы в режиме ожидания и ее зависимость от личностных свойсш человека // Физиология человека. 1993. — Т. 19. — № 2. — С.91 -101.
  78. U.E., Олейник Ю. Н. Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности человека // Психоло1ический журнал. 2006. — Т.27. — № 1. — С.54−56.
  79. Т.Д. Психическое состояние уверенности в успехе в зависимости от экзаменационной тревожности и потребностей студента. М.: Высшая школа, 1984.-С. 113−118.
  80. Г. Н., Чурилова А. Г., Руженкова И. В. Особенности адаптации и психологическая характеристика студентов нового набора // Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции М.: Изд-во РУД11, 1999. — С. 62−63.
  81. М.В. Исследование психическою сосюяния в ситуации экзамена // Гигиена и санитария. 1987. — № 3. — С. 85−87.
  82. Н.В. Особенности мотивации учения студентов медвуза в зависимости от тревожности личности // Проблемы оптимизации системы учебных занятий и самостоятельной работы студентов в медицинском вузе. -М.-1982.-С. 73−77.
  83. Н.В. Связь экзаменационной тревожности с потребностью в доминировании у студентов медвуза // Научно-педагогические резервы совершенствования обучения и воспитания студентов в медицинском вузе. М. -1984.-С. 93−95.
  84. В.А. Изменение частоты сердцебиений при экзаменационном стрессе у лиц, родившихся в разные месяцы //Физиология человека.-2001.-Т.27. № 4-С. 136−137.
  85. Кула1ин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. JI.: Медицина, 1984.- 216 с.
  86. Н.И., Клаучек C.B., Москаленко H.H. Тендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов // Гигиена и санитария. 2004. — № 1. — С. 51 -53.
  87. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.-С. 1−40.9. 8. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. Т. 2. M.: 11едагогика, 1983. — 320 с.
  88. В.П., Шпагонова Н. Г. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени (на примере детской, подростковой и юношеской выборок) // Психологический журнал. 2006. — Т.27. — № 3. — С. 49−57.
  89. В.Т., Дмитриев A.B. Личность аудента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-183 с.
  90. В .Т. Советское студенчество. Социологические очерки. Монография. М.: Изд-во «Высшая школа», 1990. — 304с.
  91. В.Т., Евдокимов А. Н., Мачульский А. И. Основы концепции восиишния студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.-208с.
  92. .Ф. Основы инженерной психологии. М.: Наука, 1977. -335 с.
  93. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. -2001. Т. 22. -№ 1-С. 16−24.
  94. А.И., Ляхович A.B., Медведь Л. М. Образ жизни и здоровье студентов // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2004. -№ 1.-С. 31−36.
  95. A.B., Валентик Ю. В., Полесский В. А. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты). М.: Медицина, 1990.-98с.
  96. В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. — Т.24. — № 4.- С. 7.
  97. В.И., Завьялова Н. К., Поликарпова М. В. Механизм произвольной и непроизвольной регуляции дея1ельности человека в экстремальных условиях//Физиология человека.- 1987.- T.13.-№ 1.-С.90.
  98. В.А., Осипов A.M. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. М.: Логос, 2003. — 200с.
  99. A.B. Влияние учебной нагрузки студентов на некоторые показатели состояния вегетативных функций // Тезисы докладов V всесоюзного симпозиума. Ростов-на-Дону. — 1984. — С. 118−119.
  100. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986. -254с.
  101. С.М., Геворкян Э. С., Ксаджикян H.H. Гемодинамические показатели школьников при экзаменационном стрессе // Гигиена и санитария. -2005.-№ 5.-С. 46−49.
  102. Миннибаев T.LLI. Актуальные вопросы университетской гигиены на современном этапе // Материалы Международного кош-ресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке». М. — 2004. — 4.2 -С.272−275.
  103. C.B. Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов: Материалы международного конгресса. М. — 2004. — 4.2 — С. 283 285.
  104. H.И., Сысуева В.M. Временная среда и биоло^з^ческие ритмы.- Л.: Наука, 1981.- 128 с.
  105. Небылицы" В. Д. Психология индивидуальных различий: тексты.1982.-С. 39−52.
  106. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л.1983.-163 с.
  107. В.В. Психомоторика. Санкт-Петербург. — 2004. — 1 01с.
  108. H.A., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Познавательные психические процессы и личностные характеристики сои^иально дезадаптированных студентов // Гигиена и санитария. 2002. — № 4. — С 24−27.
  109. Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психолог-ческий журнал. 1996. — Т. 17. — № 1. — С. 169−174.
  110. Н.М. Проблемы психологической службы высших учебных заведений // Психологическая служба в ВУЗе. Казань: Изд-во КГУ, 1 S> S 1. — С. 3−43.
  111. Н.М. Теория, методика и практика психофизиолоп-ï- ческого исследования в высшей школе // Теоретические и прикладные исследования ио психологии. Казань: Изд-во КГУ, 1977. — с.4−40.
  112. В.В. Значение уровня беспокойства тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда. — 1983. — jsf" 6. -С. 28−38.
  113. В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена фуда и профессиоыальные заболевания. 1983. — № 5. — С. 48−50.
  114. Г. В., Балашова Е. Ю., Вартанов A.B. с?>еномен «когнитивного захватывания» при оценивании временных интервалов // Психологический журнал. 2006. — Т.27. — № 1. — С.67−80.
  115. Прикладная психология в высшей школе / Науч.ред. Н. М. Пейсахов.- Казань: Изд-во КГУ, 1979. 270 с.
  116. Л.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: Изд-во КГУ, 1991. — 165 с.
  117. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1977. — 296 с.
  118. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студенчества: Материалы симпозиума // Отв. ред. К. О. Сантросян.- Ереван. 1973. — 152с.
  119. Психология и медицина. М. — 1978. — 270 с.
  120. В.Г., Воронина О. В. Психофизиолошческое состояние студентов при разных формах экзаменов // Здравоохранение РСФСР. 1972. -№ 6.-С. 31−34.
  121. О.С. Системный анализ точности воспроизведения человеком коротких интервалов времени // Физиология человека. 1989. -Т.15.- N 5.-С.10−15.
  122. В.В., Корнюшина Т. А., Фейгин A.A. Исследование критической частоты слияния мельканий методом последовательных приближений // Физиология человека. 2006. — 'Г.32. — № 5. — С.52−55.
  123. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.- 1973.- 423 с.
  124. В.М. Предмешый и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 1. — С. 110−121.
  125. И.Г., Глазенко С. Г. Дезадатпация и профилактика ее у студентов вуза // Актуальные проблемы этологии, медицины и экологии. -2004. Т. 3.- № 3.-С.363.
  126. Э.Э., Рожанец Р. В., Шарай В. Б. Умственная деятельность, уровень бодрствования и личностные особенности студента // Научно-педагогические резервы совершенствования обучения и воспитания студентов в медвузе. М. 1984. — С. 121 -124.
  127. Г. А. Адаптивные изменения функциональною состояния и работоспособность студентов в процессе обучения // Гигиена и санитария. -2006.- № 1.-С.72−74.
  128. П.И., Соловьев А. Г., Новикова H.A. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую сомажческую патологию // Гигиена и санитария. 2001. — № 4. — С. 46−49.
  129. М.А. Психическая адаптация студентов медвуза к повышенной учебной нагрузке // Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции. М.: Изд-во РУДН, 1999. -С. 32−33.
  130. Современные психолого-педаюгические проблемы высшей школы. Вып.З. / Под ред. A.A. Бодалева и др. JI.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 135с.
  131. E.H. Нейронные механизмы памяти и обучения. М.: Изд-во МГУ, 1981.-140 с.
  132. СЛ. Психология экстремальных состояний. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003.-128с.
  133. Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования трево! и // Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983.- С. 12−24.
  134. А.П. Психологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности. Автореферат дис.. .. канд. мед. наук. -Архангельск. — 1999. — 20 с.
  135. А.П. Особенности адаптации студентов младших курсов медицинского вуза к учебной деятельности // Гигиена и санитария. 2002. -№ 1.-С. 47−49.
  136. М.И., Куинджи H.H., Ильин А. Г. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С.40−42.
  137. В.В. Самосознание личности. М.: изд-во МГУ, 1983.284с.
  138. O.E., Лебедева Е. В. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых // Физиология человека. 2001 — Т.27. — № 4. — С.56−60.
  139. .М. и др. Влияние напряженной умственной работы в стрессорных условиях на сердечную деятельность, гемодинамику и кровообращение i оловно! о мозга // Физиология человека. 1986. — Т. 12. — № 1. -С.65−71.
  140. .М. и др. Эмоции, вызванные интеллектуальным напряжением, и сердечная деятельность // Физиология человека. 1976. — Т.2. — № 6.-С. 56−61.
  141. А.П., Медведева И. М., Гондарева JI.H., Молдашева Н. О. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у студентов во время учебного семестра и сессии // Гигиена и санитария. 1986. — № 5. — С. 84−85.
  142. H.A., Шестова И. А., Арош Е. К. Восприятие времени человеком и ритм сердечных сокращений. // В кн.: Сравнительная физиология ВНД человека и животных. М.: Паука, 1990. — С. 176.
  143. П. Восприятие и оценка времени. // В кн.: Экспериментальная психология/ Ред.-П.Фресс, Ж.Пиаже.- М.: Прогресс, 1978.-С.83−135.
  144. H.A., Тараканов О. П., Классина С. Я. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменом // Физиология человека. 1996. -Т.22. -№ 3. — С. 100−103.
  145. М.В., Чтян Г. Г. О необходимости антистрессорного обучения для сохранения здоровья студентов // Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции М.: Изд-во РУДН, 1999.-С.61.
  146. М. и др. Гипотеза об отношении между восприятием чувства времени в высоком диапазоне частот // В кн.: Хронобиология и хрономедицина. -Тюмень.- 1982.-С. 9−14.
  147. И.В., Горнушкина Е. Ю., Николаев И. В., Овчинников Б. В. Особенности реакции эндокринной и сердечно-сосудистой систем людей с различным типом темперамента на эмоциональный сгресс // Физиология человека. 2000. — Т.26. — № 3. — С. 121 -125.
  148. Э.Н., Мусалимова P.C. Некоторые аспекты образа жизни и состояния здоровья студентов // Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С. 53−55.
  149. .И. Анализ ошибки восприятия длительности // Вопросы психологии.- 1985.- № 3.-С. 149−154.
  150. .И. Время в психике человека // Природа. 1989. -№ 4.1. С. 82
  151. .И. Качество внутренних часов и проблема интеллекта // Психологический журнал. 1991. -Т.12. -№ 3. — С. 38.
  152. .И. Фактор времени и природа темперамента // Вопросы психологии. 1988.-№ 4.-С. 129−136.
  153. Человек и общество. Вып.4.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1969.-184с.
  154. Человек и общество. Вып. 13. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — 178 с.
  155. Человек и общество. Вып.20: Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. / Под ред. Лисовского В. Т., Сухина В. А. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 183 с.
  156. М.В., Барбараш II.А. Влияние сезона рождения на личностные особенности, здоровье и эмоциональные стрессы лиц юношеского возраста//Физиология человека.-2001. Т.27. — № 4.- С.138−140.
  157. Н.И. Время реакций и интеллекк почему они связаны // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 78.
  158. А.Б., Шостак В. И. Особенности сопряжения дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональномнапряжении, вызванном экзаменационной ситуацией // Физиология человека. -1992.- Т. 18. № 1.- С.117−122.
  159. А. В. Компенсаторные резервы организма и здоровье населения в условиях хронических антропогенных воздействий и длительного психоэмоционального стресса // Физиология человека. 2003. — Т.29. — № 6.- С. 12−22.
  160. М.Н. Типичные особенности динамики психофизиологических показателей. / В кн.: Прикладная психология в высшей школе. Казань: Изд-во КГУ, 1979. — С. 12.
  161. С., Боева Б. Воздействие факторов учебной среды и обучения на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария. 2003. — № 5.-С. 50−53.
  162. Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека 2000. — Т. — 26. — № 5. -С.151−152.
  163. Щербатых Ю В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России.- 2000.- № 3.-С. 53−56.
  164. Е.Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптационного поведения студентов. Автореф. дис... канд. психол. наук. — М. — 1998. — 20с.
  165. Е.А., Бадиков В. И., Глазачев О. С., Умрюхин Е. А. Экзаменационный стресс причина соматовегетативных нарушений у студентов // Здоровье студентов: Сборник тезисов международной научно-практической конференции — М.: Изд-во РУДН, 1999. — С. 24−25.
  166. Юматов Е. А, Кузьменко В. А., Бадиков В. И., Глазачёв О. С., Иванова Л. И. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физиология человека-2001.- Т. 27, — № 2.- С. 104−111.
  167. Е.А. Проблема экзаменационного стресса у студентов // Физиологические основы здоровья студентов: Тр. МНС по экспериментальнойи прикладной физиологии. / Под ред. К. В. Судакова. М.: НИИНФ им. II. К. Анохина РАМН, 2001.-Т. 10.- С. 17−48.
  168. Л.Н. Психодинамика личности студента и организация процесса обучения // Вестник Харьковского универсшета. 1986. — № 28. -С.8−10.
  169. Atkinson J.W. An introduction to motiviation. Princeton // (New Jercy), 1965.- 335p.
  170. Buckbout R., Fox F., Rabinowitz M. Estimating the duration of an earthquake: Some Shaky field observations // Bull. Psychonom .Soc. 1989.1. V.27. № 4. — P.375.
  171. Cattell R.B., Scheier J.H. The meaning and measurement of neuroticism andanxietry. N. J. Ronald Press Co. 1961.- P.5.
  172. Eysenk H.J. The structure of human personality. London: Methuen, 1970.- 124 p.
  173. Eysenk H.J., Eysenk M. Personality and individual differences. New York, Plenum, 1985 .- 256 p.
  174. Farnaworth D. L Social and emotional development of students in college and University// Ment. Hyg. 1959. — Vol. 43. — P. 358−367.
  175. Fraisse P. Etude compare’e de la perception et de l’estimation de la dure’e cher les enfants et cher les adultes//Enfance. 1948.- V.l. — P. 199.
  176. Hill A.B. Extraversion and variety seeking in a monotonous task // Brit. Journ. Psychol.- 1975.- V.66.--№ 1.- P.9−13.
  177. Hinton J.W., Craske B. Differential effects of test stress on the heart rates of extraverts and introverts // Biol. Psychol. 1977. — Vol. 5. — № 1. — P. 22−28.
  178. Kelvin К. V., Lucas C.I. Oyhe A. B. The relation between personality, mental health and academic performance in University students // Brit. Clin. Psychol. -1965.-Vol. 4.-P. 244−353.
  179. Kreindler A., Fradis A. Proba ritmului in afazie. Studii si cereetary neural.-Acad.PPRJust.neurol.- 1957, — V.2.- P. 69.
  180. Lucas C.J., Stringer P. Interaction in University selection, mental health and academic performance // Brit. J. Psychiatr. 1972. — Vol. 120 — P. 189−195.
  181. Rath R. Stress during the Postgradual Specialty Examinations of Medical Doctors in Internal Medicine // Exp. Clin. Endocrinol. 1987. — V.89 — № I. -P.70.
  182. Ryle A., Lingthle M. The psychology and psychiatry of academic difficulties in students// Proc. Roy. Soc. Med. 1969. — Vol. 62 — P. 1263−1266.
  183. Scachter S., Singer J.E.Contive social and physiological determinants of emotional state // Psychol. Rev. 1962. — Vol. 69. — P. 378−399.
  184. Social and Psychological Factors in Stress / Joseph E. McGrath (ed.) New York, ect.: Holt, Rinehart and Winston, 1970. — 237 p.
  185. J.T., Spense K.W. 'I he motivation components of manifest anxiety drive and drive stimuli.-L. Acad. Press. 1966. — p. 291.
  186. Spilberger C.D. Theory and research on anxiety // Anxiety and Behavior / Ed. C. D. Spilberger. New York: Academic Press, 1966. — P. 3−20.
  187. Survillo W.W. Time perception in relation to pulse rate in healthy males // Journ.Psychol. 1982.- V. 110.- № 1.- P. 101.
  188. Tolor A., Murphy V. Stress and depression in high school students // Psychol. Rep. 1985. — Vol. 57. — № 2. — P. 535−541.
  189. Zeldow P.B. Personality indications of psychosocial adjustment in first-year medical students// Soc. Med. Scienct. 1985. — Vol. 20. — № 1. — P. 95−100.125
Заполнить форму текущей работой