Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная ответственность личности как детерминанта карьерного продвижения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексное изучение самооценки темпа карьерного продвижения, числа повышений по службе за истекший период, количества лет профессиональной деятельности в данной области проводилось с помощью анкеты профессионала — методики мониторинговой оценки и самооценки сформированности личност-но-профессиональных качеств (Л. Г. Лаптев). В качестве показателя карьерного роста использовался интегративный… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию карьерного продвижения личности
    • 1. 1. Карьерное продвижение личности как предмет научного ис- 15 следования в работах отечественных психологов
    • 1. 2. Карьерное продвижение личности как предмет научного ис- 38 следования в работах зарубежных психологов
  • Выводы к первой главе
  • 2. Сопоставительный анализ концепций и теорий профессиональной ответственности личности
    • 2. 1. Профессиональная ответственность личности: основные концептуальные подходы исследования в отечественной и зарубежной 57 психологии
    • 2. 2. Содержательная характеристика, структурные компоненты профессиональной ответственности личности
  • Выводы ко второй главе
  • 3. Опытно-эмпирическое исследование влияния профессиональной ответственности личности на карьерное продвижение
    • 3. 1. Цель, задачи, методы и процедура эмпирического исследования
    • 3. 2. Анализ результатов опытно-эмпирического исследования
    • 3. 3. Программа психологического сопровождения карьерного роста, направленная на развитие профессиональной ответственности 144 личности
  • Выводы к третьей главе

Профессиональная ответственность личности как детерминанта карьерного продвижения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблемы карьерного продвижения в новых культурно-исторических и социально-экономических условиях стимулируют поиски новых, адекватных нынешней ситуации, подходов и программ по руководству, оказанию помощи и поддержки выпускникам образовательных учреждений в мире современных профессий. Знание закономерностей, механизмов, условий и факторов, содействующих эффективному развитию личности молодых специалистов и их личностно-профессиональным достижениям, позволит более направлено оказывать помощь в проектировании и реализации собственной карьеры.

Карьерное продвижение выступает как максимальное раскрытие и реализация профессионального потенциала личности в процессе прохождения различных уровней организационной структуры.

Развитие карьеры характеризуется неопределенностью, переменчивостью, нестабильностью. Как показывают исследования С. Т. Джанерьян, H.JI. Кирт, В. А. Полякова, карьера корректирующе влияет на личность и фор-мирующе — на ее жизненный путь. Личностные изменения приводят к возникновению и развитию качеств, обеспечивающих выполнение человеком роли субъекта профессиональной карьеры.

Одним из основных психологических факторов становления карьеры является профессиональная ответственность, изучение которой находилось в центре внимания отечественных и зарубежных ученых (В. А. Бодров, Т. Де Джордж Ричард, Э. Дюркгейм, А. Г. Луценко, К. Муздыбаев, Ж. Пиаже, П. Фоконне, Ф. Хайдеггер и др.). В современном мире чрезвычайно возросла необходимость в принятии ответственных решений в ситуациях неопределенности, вызванных дефицитом или избытком входной информации. Это характерно для большинства видов сложной профессиональной деятельности — руководителей, предпринимателей, юристов, военначальников, врачей, педагогов и др.

Степень разработанности проблемы исследования.

Проблема выявления значимости профессиональной ответственности в карьерном продвижении личности достаточно емка и неоднозначна. Ее понятийный базис находится на пересечении исследовательских полей философии, психологии, акмеологии, социологии, педагогики и др. Необходимость исследования влияния профессиональной ответственности личности на карьерное продвижение осталось вне поля зрения исследователей выступает ее значимой детерминантой. Это доказывает имеющийся опыт теоретического анализа проблемы, представленный в работах ряда авторов (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. А. Петровский, С. JI. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др).

Представление о карьере характеризуется продвижением личности по служебной лестнице в рамках того рода деятельности, который избран ее в начале трудового пути. Многие исследователи рассматривают карьеру как движение и положение (статус) субъекта трудовой деятельности в системе социальных, экономических, деловых, имущественных и других отношений, обусловленных личностными позициями, психическими ресурсами и социально-экономической ситуацией в конкретный период жизненного пути.

Карьерный потенциал личности определяется: ч.

— психофизическими характеристиками индивида (склонности и способности, здоровье, работоспособность);

— личностными характеристиками (потребности, интересы, мотивы, личностные качества);

— компетентностями (квалификации, объем и качества знаний, умений и навыков);

— жизненными и карьерными ориентациями (социальные и профессиональные ценности, уровень притязаний (В.К. Шаповалов).

Указанные составляющие карьерного потенциала личности взаимосвязаны. Они могут служить своеобразными осями-векторами, определяющими структуру карьеры, как конфигурация всех стадий и поворотов карьеры.

К настоящему времени достаточно четко вырисовалась тенденция изучения типологии карьеры.

Многообразие карьер, представленных в научной литературе, можно свести к трем типам, которые охватывают все возможные карьерные траектории представителей различных социально-профессиональных групп: вертикальную, горизонтальную, ступенчатую.

Тенденцией современных исследований является выявление подходов к формированию различных компонентов профессиональной ответственности личности. В частности, операционализация понятия профессиональной ответственности, выявление ее структуры рассмотрено В. А. Бодровым, А. Г. Луценко. Проблема ответственности личности в профессиональной деятельности является центральной в работах Л. И. Дементий, М. В. Мукониной и др. Изучению ответственности в трудовой деятельности, как особой формы контроля за поведением и успешностью работника на производстве, уделено внимание в работах К. Муздыбаева.

Анализ философской, социологической, педагогической, психологической и акмеологической литературы позволил обнаружить следующие противоречия:

— между накопленным опытом специалистов-практиков в области карьерного роста и определением значимости профессиональной ответственности личности в карьерном продвижении;

— между достаточно высоким уровнем теоретической подготовки молодого специалиста и психологической неподготовленностью к принятию на себя ответственности и обязательств при переходе к реальному рабочему процессу и карьерному росту;

— между высокой степенью мотивации и активности молодого специалиста в сферах профессионального и карьерного развития и нежеланием социального окружения способствовать этим процессам.

Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования: какова степень влияния профессиональной ответственности личности на карьерное продвижение молодого специалиста?

Цель исследования — изучение профессиональной ответственности личности как детерминанты карьерного продвижения.

Объектом исследования является процесс карьерного продвижения личности, а его предметом — профессиональная ответственность личности как детерминанта карьерного продвижения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования было выдвинуто предположение, выступившее в качестве гипотез исследования.

Основная гипотеза исследования: профессиональная ответственность является детерминирующим психологическим фактором карьерного продвижения и выступает как вид ответственности, имеющий нравственно-волевой статус в структуре личности. Она включает систему компонентов, проявляющихся в мотивации к выполнению и контролю совершаемых действий в сферах профессиональной деятельности и карьерного роста.

Частные гипотезы исследования:

— профессиональная ответственность представляет собой интегративное образование в структуре личности, состоящее из когнитивного, мотивационно-го и конативного компонентов;

— достаточно высокий уровень развития профессиональной ответственности личности обусловливает возможность высокого темпа карьерного продвижения;

— развитию профессиональной ответственности личности способствует реализация программы психологического сопровождения, организуемая на начальных этапах профессиональной деятельности.

Поставленная цель и выдвинутые гипотезы обусловили выделение следующих задач исследования:

Теоретические задачи:

— выявить методологические и теоретические подходы к исследованию проблемы карьерного продвижения молодых специалистов в отечественной и зарубежной психологии;

-'осуществить историко-рефлексивный анализ профессиональной ответственности личности и выделить его основные структурные компоненты;

— выделить и обосновать детерминанты успешного! карьерного продвижения молодого специалиста.

Методические задачи:

— подобрать комплекс методик для выявления основных компонентов профессиональной ответственности и темпа карьерного продвижения молодых специалистов- ¦ ' «,.

— разработать процедуру эмпирического изучения основных компонентов профессиональной ответственности личности;

Эмпирические задачи: •.

— установить, взаимосвязь между уровнем развития профессиональной ответствен] юсти и особенностями карьерного продвижения молодого специалиста— ''•• ''.

— изучить степень влияния профессиональной ответственности молодого специалиста на реализацию своего карьерного потенциала-.. >. i — разработать и апробировать программу психологического сопровождения развития профессиональной ответственности молодых специалистов.

Методы и источники исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие группы методов: .

1. Теоретические методы: изучение и анализ научных источников по проблеме профессиональной ответственности личности, объективных и субъективных факторов карьерного продвижения;

2. Эмпирические методы: метод наблюдения, метод беседы, метод экспертной оценки, метод тестирования* констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

3. Методы обработки полученных результатов включали в себя методы качественной (сравнение, представление в табличной и графической форме, методы содержательной интерпретации) и количественной обработки первичных данных (методы математико-статистического анализа: непараметрический критерий %2), параметрический (t-критерий Стыодента), корреляционный анализ показателей).

В качестве тестового инструментария привлекались следующие психодиагностические методики: методика мониторинговой оценки и самооценки лич-ностно-профессиональных качеств (авторская методика JL Г. Лаптева подготовлена в рамках концепции профессора Н. И. Конюхлова) — опросник «Когнитивная ориентация» Дж. Роттераопросник «Шкала совестливости», разработанная В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла) — тест «Способность самоуправления», разработанный под руководством Н. М. Пейсаховаопросник «Диагностика мотивационной структуры личности», разработанная В. Э. Мильман.

В качестве комплексной компьютерной методики использовалась программа тестирования «Профкарьера-1», разработанная группой сотрудников лаборатории «Гуманитарные Технологии» на базе МГУ им. М. В. Ломоносова В.В. Алтуховым, А. Г. Серебряковым и Е. В Орловой.

Эмпирическую базу исследования составили: результаты экспертной оценки (85 человек) и психологического обследования (190 человек) специалистов банковской сферы г. Минеральные Воды, г. Железноводска, г. Пятигорска.

Решение обозначенных задач проходило в период с 2005 по 2010 годы и охватывало ряд исследовательских этапов.

Первый этап (2005;2006 гг.) включал целенаправленное изучение феномена профессиональной ответственности личности, обуславливающего карьерное продвижение. Проведенный анализ научной литературы, позволил обосновать исходные методологические и теоретические позиции, разработать аппарат исследования. Результатом этого этапа явилось определение проблемы диссертационной работы. Были сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. Разработана структура диссертационного исследования, намечены подходы к осуществлению эмпирической части.

На втором этапе (2006;2007 гг.) был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий выявить особенности карьерного продвижения молодого специалиста, а также содержание и уровень профессиональной ответственности личности.

Третий этап (2007;2009 гг.) был посвящен разработке и апробации программы психологического сопровождения молодых специалистов, способствующей развитию профессиональной ответственности, необходимой для карьерного роста.

На четвертом этапе (2009;2010 гг.) — осуществлялась систематизация, анализ и обобщение материалов исследования. Было проведено окончательное оформление результатов и выводов в виде диссертационной работы.

Методологическая основа исследования: принцип активности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. В. Петровский и др.) — принцип системно-структурного анализа (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.) — принцип развития (Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.) — принцип детерминизма, определяющий зависимость психических явлений от порождающих их факторов (А.В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, М. Г. Ярошевский и др.) — принцип деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов и.

ДР-).

Теоретической основой исследования выступают:

— теории личности (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни, К. Юнг и др.) — концепции об активной роли личности в процессе жизни и профессиональной деятельности и становления ее субъектности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. А. Берулава, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, И. Б. Котова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теоретические положения, касающиеся феномена ответственности в контексте профессионального становления личности (М. Н. Берулава, В. А. Бодров, А. А. Бодалев, Л. А. Дементий,.

Э. Ф. Зеер, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, Д. А. Леонтьев, К. Муздыбаев, В. Н. Мясищев, А. К. Осницкий, Ю. П. Поваренков, В. Франкл и др.).

— отечественные концепции развития личности, представленные в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, А. В. Брушлинского, Д. А. Леонтьева, А. С. Мерлина и др.;

— теоретические разработки проблем рефлексии (Ф. Е. Василюк, Л. В. Лидак, С. Л. Рубинштейн, И. Н. Семенов и др.).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна исследования.

Проведенное исследование расширяет научные представления о понятии «профессиональная о ответственность» В работе впервые раскрыта профессиональная ответственность личности как детерминанта карьерного продвижения, на основании этого выделена компонентная структура профессиональной ответственности личности, включающая когнитивный, мотивационно-ценностный и конативный компоненты.

Выделены, обоснованы и эмпирически подтверждены критерии когнитивного, мотивационно-ценностного и конативного компонентов профессиональной ответственности личности, установлена зависимость между основными компонентами профессиональной ответственности;

В работе представлена теоретически обоснованная и практически реализуемая программа психологического сопровождения развития профессиональной ответственности личности на начальных этапах профессионального становления.

В диссертационном исследовании эмпирически доказано, что развитие профессиональной ответственности личности оказывает влияние на формирование мотивационно-ценностной позиции, а также на развитие целеполагания, планирования, прогнозирования и волевых качеств молодых специалистов;

Установлено, что максимальная профессионально-личностная самореализация и осознание перспектив своего карьерного продвижения зависят от уровня сформированности профессиональной ответственности специалиста.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в расширении научных представлений о детерминантах и факторах профессиональной успешности личности. На основе проведенного теоретического анализа осуществлена разработка проблематики карьерного продвижения молодых специалистов, теоретически обосновано понятие «профессиональная ответственность», его содержательные паттерны и феноменологические характеристики. Проведен содержательный анализ структуры профессиональной ответственности личности.

Теоретическую значимость имеет вывод о том, что все компоненты профессиональной ответственности личности взаимосвязаны и взаимообусловленыкаждый из них требует выполнения комплекса определенных профессионально значимых умственных действий в их логической последовательности.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— результаты исследования и конкретные психологические рекомендации позволят практическим психологам определять направления и методы наиболее.

— л эффективного психологического сопровождения молодых специалистов в процессе их профессионального развития;

— диагностический комплекс может быть использован практическими психологами для выявления уровня развития профессиональной ответственности молодых специалистов;

— материалы диссертации могут применяться в работе практических психологов при консультировании молодых специалистов с целью определения типа карьеры и ее планированияпри подготовке к проведению семинаров и тренингов, направленных на содействие карьерному росту;

— программа психологического сопровождения молодых специалистов может быть использована как типовая для организации работы психологических служб кадровых агентств, государственной службы занятости населения;

— разработанная программа психологического сопровождения молодых специалистов может быть рекомендована к внедрению в учебный процесс высших учебных заведений в рамках проведения тренингов личностного и профессионального роста;

— полученные результаты могут быть использованы психологами, руководителями организаций, преподавателями вузов и студентами при освоении образовательной программы «Психология" — при разработке учебно-методических комплексов по психологии личности, акмеологии, психологии бизнеса и рекламы и др.

Соответствие темы, а также результатов работы требованиям паспорта специальностей ВАК (по психологическим наукам): тема диссертационного исследования, а также результаты работы соответствуют требованиям паспорта специальностей ВАК (по психологическим наукам).

Положения, выносимые на защиту:

— профессиональная ответственность личности является сложным, инте-гративным образованием в структуре личности молодого специалиста, включающим следующие структурные компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный и конативный;

— критериями когнитивного компонента выступают: уверенность в себе, принятие социальных норм, уровень субъективного контроля. Критериальными показателями являются профессиональная компетентность, совестливость, уважение к социальным нормам и этическим требованиям, общая интерналь-ность, интернальность в области профессиональных достижений, способность к анализу личностного карьерного потенциала и внешних социальных детерминант, рефлексия профессиональных перспектив и рисков.

— критериями мотивационно-ценностного компонента выступают: рабочий мотивационный профиль, общежитейский мотивационный профиль и самооценка личностью себя и своих профессионально-важных качеств. Критериальными показателями мотивационно-ценностного компонента являются общая и творческая активность, социальная полезность, степень удовлетворенности процессом и результатом профессиональной деятельности, эмоциональная устойчивостьоценка возможного риска и средств его избегания или преодоления.

— критерием конативного компонента выступает способность самоуправления. Критериальными показателями конативного компонента являются целе-полагание и планирование профессионального развития, внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному конструированию перспектив карьерного продвижения, самоконтроль и саморегуляция на пути к достижению профессиональных целей;

— профессиональная ответственность личности выступает детерминирующим психологическим фактором карьерного продвижения молодого специалиста, так как она связана с оценкой мотивации и контролем профессиональной деятельности и карьерного роста. Темп карьерного продвижения молодых специалистов требует создания условий для развития профессиональной ответственности.

Личный вклад автора заключается в теоретическом обосновании степени влияния профессиональной ответственности личности на карьерное продвижение и реализации психологического сопровождения развития профессиональной ответственности на начальном этапах профессиональной деятельности.

Публикации. По теме исследования опубликовано 8 работ, включая монографию и 1 статью в научном журнале «Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета», утвержденном ВАК в Перечне ведущих рецензируемых журналов РФ.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью теоретических положений, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом факторов, полученных при использовании диагностических процедур, достаточным объемом экспериментальной выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертационного исследования стали предметом научных докладов автора на научно-методических конференциях различного уровня: на II Международной научной конференции «Актуальные проблемы современного научного знания», г. Пятигорск, 2009; II Международной научно-практической конференции «Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита», г. Ставрополь, 2009; Научно-практической конференции «Россия на рубеже тысячелетий: Общество, Наука, Образование, г. Минеральные Воды, 2009; на вузовских конференциях Минераловодского филиала Московского открытого социального университета 2006, 2007, 2008, 2009,2010 гг.

Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на заседаниях кафедры прикладной психологии и педагогики СевероКавказского социального института (г. Ставрополь) — заседаниях кафедры психологии и педагогики Минераловодского филиала Московского открытого социального университета.

Материалы диссертации использованы при разработке учебно-методических комплексов по дисциплинам «Психология бизнеса и рекламы», «PR-психология», «Психология менеджмента», «Тренинг личностно-профессионального роста» выпускных курсов социально-психологического и финансово-экономического факультетов МВФ МОСА.

Выводы к третьей главе.

Молодой специалист далеко не всегда готов выполнять те задачи, которые перед ним ставит социально-экономическая ситуация в стране. В связи с этим подготовка молодых специалистов на начальных этапах профессиональной деятельности нуждается в существенных изменениях, включающих разработку новых критериев оценки формирования личности молодого специалиста, поиск эффективных факторов его профессионального становления и совершенствования, а также конкурентоспособности на рынке труда. Речь идёт о максимальной профессионально-личностной самореализации, осознании перспектив своего карьерного продвижения, открытости для непрерывного профессионального обучения и творчества, психологической грамотности и компетентности.

В последние годы проблема карьерного продвижения молодых специалистов в отечественной и зарубежной психологии стала достаточно популярной. Возможность достижения успешности в профессии в виде высокого социального статуса и достойной зарплаты является важным фактором, влияющим на привлекательность профессии среди молодёжи, что во многом определяет её- профессиональный выбор.

Изучение факторов, оказывающих существенное влияние на карьерное продвижение, становится актуальной задачей, решение которой помогает в достижении вершин профессионализма. Анализ научной литературы показал, что карьерное продвижение личности детерминируют внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы это — социальные и профессиональные потребности общества и его возможности в создании условий для самореализации личности. К внутренним факторам относятся профессиональное самоопределение, основанное на удовлетворённости выбором профессии, соответствие личностных особенностей будущей специальности и наличие целей и плана их реализации.

Значимым фактором, имеющим выраженный потенциал развития личности, оказался фактор «профессиональной ответственность».

Опираясь на исследования профессиональной ответственности ряда отечественных и зарубежных психологов (JI.A. Дементий, Э. Дюркгейм, К. Музды-баев, Ж. Пиаже, П. Фоконне, В. Франкл, Э. Фромм и др.), были сделаны выводы, что: профессиональная ответственность относительно своего профессионального будущего во многом определяет настоящее личности, переводя её- в подлинное оптимальное качество субъекта жизни;

— профессиональная ответственность дает возможность оценивать и контролировать не только собственное профессиональное становление на момент профессионального выбора, но охватывает процессы профессионального прогнозирования, целеполагания и формирования жизненных и профессиональных планов в ближайшем и отдаленном будущемблагодаря профессиональной ответственности формируется мотивационно-ценностная позиция, развиваются такие способности как целеполагание, планирование, прогнозирование, волевые качества молодых специалистов.

Таким образом, профессиональная ответственность обеспечивает возможность личности сознательно и целенаправленно организовывать свою личную и профессиональную жизнедеятельность определённым для нее способом, взаимодействуя с различными обстоятельствами, а, не просто следуя за ее событиями.

Как выяснилось, развитие профессиональной ответственности в ходе реализации программы психологического сопровождения карьерного роста способствует изменению мотивационно-ценностной направленности и когнитивной ориентации молодых специалистов, обуславливая положительную динамику таких показателей как отношение к профессиональному выбору, интернальность, рефлексия.

В целом, проведённая работа позволила сделать следующие основные выводы диссертационного исследования:

— процесс карьерного продвижения молодого специалиста и сравнение проблем, возникающих на его карьерном пути, дают основание утверждать о наличии значительного дефицита его карьерной подготовки;

— достаточный уровень развития профессиональной ответственности обеспечивает возможность целенаправленного развития личности, осуществления своей жизнедеятельности определённым для нее способом, взаимодействуя со всеми случайными и иными обстоятельствами своей жизни и деятельности, а также способствует интернализации возможных следствий в профессиональной и личностной сферах;

— среди задач развития профессиональной ответственности молодых специалистов приобретает значимость целенаправленная и научно обоснованная работа по формированию и развитию долговременных, содержательных и социально-значимых жизненных ориентаций, влияющих на личностный и профессиональный рост;

— профессиональная ответственность личности выступает детерминирующим фактором карьерного продвижения, способствующего пониманию значимости выбора профессионального пути, мотивации к карьерному росту и развитию, формированию готовности к самостоятельному принятию и реализации решений;

— темп карьерного продвижения молодых специалистов зависит от индивидуально-психологических особенностей личности, от сформированности профессионально важных качеств, от характера системы оценок и самооценок, от уровня притязаний, мотивации достижения, от интернальности локуса контроля, от системы ценностных ориентаций, коммуникативных навыков, от уверенности в себе, от развития способностей к самоутверждению;

— молодые специалисты с высокими показателями карьерного продвижения имеют достаточно высокий уровень профессиональной ответственности, который характеризуется высокой способностью самоуправления (с преобладающей выраженностью таких шкал как целеполагание, критерии оценки качества, самоконтроль и коррекция) — рабочим мотивационным профилем (высокая ценность таких мотивов как общая активность, творческая активность и социальная полезность) — выраженной личностной уверенностьювысокими оценками по шкале совестливостиобщей интернальностью и интернально-стью в области профессиональных достиженийадекватной самооценкойнизким общежитейским мотивационным профилем (менее высокими баллами по таким мотивам как жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус и общение).

Заключение

.

Карьерное продвижение личности представляет собой движение человека, субъекта трудовой деятельности в системе социальных, экономических, деловых, имущественных и др. отношений, обусловленных складывающимся соотношением между его личностными позициями, ресурсами и социально-экономической ситуацией (внешними условиями, обстоятельствами) в конкретный период жизненного пути. Оно выступает социальной формой, отражающей положительный результат деятельности молодого специалиста, как фактора самореализации, обеспечивающей становление и саморазвитие.

Анализ карьерного продвижения молодого специалиста и сравнение проблем, возникающих на его карьерном пути, дают основание утверждать о наличии значительного дефицита его карьерной подготовки. Это обуславливает необходимость введения в учебные планы для студентов выпускных курсов специальной дисциплины, с рабочим названием «Моя карьера — технология построения», а также проведение на начальных этапах профессионального становления тренингов личностно-профессионального роста для молодых специалистов.

Все компоненты профессиональной ответственности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены, не может быть и речи о преимущественном выделении хотя бы одного из них, так как каждый требует выполнения комплекса определенных профессионально значимых умственных действий в их логической последовательности.

Достаточный уровень развития профессиональной ответственности обеспечивает возможность целенаправленного развития личности, осуществления своей жизнедеятельности не хаотично, а определённым для нее способом, взаимодействуя со всеми случайными и иными обстоятельствами своей жизнедеятельности, а также способствует интернализации возможных следствий в профессиональной и личностной сферах.

В связи с этим среди задач развития профессиональной ответственности молодых специалистов приобретает целенаправленная и научно обоснованная работа по формированию и развитию долговременных, содержательных и социально-значимых жизненных ориентаций, влияющих на личностный и профессиональный рост.

Изучение степени выраженности структурных компонентов профессиональной ответственности позволило получить информацию о взаимосвязи уровня профессиональной ответственности и темпа карьерного продвижения молодых специалистов, поскольку как показали результаты нашего исследования, у большинства респондентов наблюдается прямая зависимость исследуемых категорий.

Указанное обстоятельство позволяет говорить о профессиональной ответственности личности как о детерминирующем факторе карьерного продвижения, способствующего пониманию значимости выбора профессионального пути, мотивации к карьерному росту и развитию, формированию готовности к самостоятельному принятию и реализации решений.

Анализируя полученные данные, можно констатировать, что темп карьерного продвижения молодых специалистов зависит от индивидуально-психологических особенностей личности, от сформированности профессионально важных качеств, от характера системы оценок и самооценок, от уровня притязаний, мотивации достижения, от интернальности локуса контроля, от системы ценностных ориентаций, коммуникативных навыков, от уверенности в себе, от развития способностей к самоутверждению.

Экспериментальное изучение содержательных коррелятов профессиональной ответственности, обеспечивающих достаточный темп карьерного продвижения молодых специалистов, предполагало обращение к выявлению факторов успешного профессионального становления, а также к когнитивному, мо-тивационно-ценностному и конативному компонентам. Поставленная цель требовала поэтапного решения ряда задач в соответствии с логикой исследования.

В рамках исследования нами осуществлен подбор методов и методик, адекватных объекту, предмету и поставленным задачам.

Комплексное изучение самооценки темпа карьерного продвижения, числа повышений по службе за истекший период, количества лет профессиональной деятельности в данной области проводилось с помощью анкеты профессионала — методики мониторинговой оценки и самооценки сформированности личност-но-профессиональных качеств (Л. Г. Лаптев). В качестве показателя карьерного роста использовался интегративный коэффициент, учитывающий экспертную оценку и самооценку самого испытуемого профессиональной успешности, а также отношение числа повышений (продвижений по службе) к трудовому стажу (количество лет). Метод анкетирования позволил нам получить информацию о факторах, повлиявших на темп карьерного продвижения и степень выраженности значимых групп качеств, определяющих индивидуальный стиль профессиональной деятельности молодых специалистов.

О соответствующей направленности локуса контроля, совестливости испытуемых с разным уровнем карьерного продвижения следует судить на основании результатов методик «Когнитивная ориентация» Дж. Роттера, «Шкала совестливости» (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский), тест жизненных установок (блок из «Профкарьеры -1»). Полученные результаты свидетельствуют о достаточном превышение показателей по интернальности у молодых специалистов с высоким уровнем карьерного продвижения, где доминирующими характеристиками выступают — ответственное отношение к работе, самостоятельность, повышение эффективности профессиональной деятельности при отсутствии внешнего контролярассмотрение наиболее значимых карьерных событий в качестве результата, прежде всего собственных усилийактивный поиск информации относительно возможностей своего карьерного продвижения и роста своего делаустойчивость в ситуации информационной неопределенности.

Значительный процент показателей экстернальности отмечается у молодых специалистов с низким уровнем карьерного продвижения, и соответственно, наиболее приемлемыми характеристиками являются — несамостоятельность, возрастание продуктивности деятельности при частом внешнем контролеприписывание решающей роли в значимых событиях карьеры другим людям, обстоятельствам, случаюменьшая осведомленность относительно возможностей карьерного продвижения и менее выраженное стремление получать обратную связь от коллег по вопросам профессиональной деятельности.

Анализ результатов, полученных в ходе исследования позволил выделить молодых специалистов с высокими показателями карьерного продвижения имеющих достаточно высокий уровень профессиональной ответственности, который характеризуется: высокой способностью самоуправления (с преобладающей выраженностью таких шкал как целеполагание, критерии оценки качества, самоконтроль и коррекция) — рабочим мотивационным профилем (высокая ценность таких мотивов как общая активность, творческая активность и социальная полезность) — выраженной личностной уверенностьювысокими оценками по шкале совестливостиобщей интернальностью и интернально-стью в области профессиональных достиженийадекватной самооценкойнизким общежитейским мотивационным профилем (менее высокими баллами по таким мотивам как жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус и общение).

Таким образом, анализ полученных данных позволил прийти к выводу о значимой корреляции когнитивного, мотивационно-ценностного и конативно-го компонентов профессиональной ответственности и темпом карьерного продвижения молодых специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни текст. / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности / текст. / Психология личности и образ жизни К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1987. С. 138 144.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1985. Т.6. № 5. С. 3−19.
  4. , А. Наука жить текст. / А. Адлер — Киев: Port-Royal, 1997. —315 с.
  5. , А. Смысл жизни текст. / А. Адлер // Философские науки. — 1998. -№ 1.-15−26.
  6. , Б. Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды Текст. / Б. Г. Ананьев / под ред. А. А. Бодалева. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 432с.
  7. , Б. Г. О проблемах современного человекознания текст. / Б. Г. Ананьев М.: Наука, 1977. — 380 с.
  8. , Б. Г. Человек как объект познания текст. / Б. Г. Ананьев — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 340 с.
  9. , Е. А. Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект социальных отношений) текст. / Е. А. Ануфриев. — М.: МГУ, 1999. 104 с.
  10. , Л. И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -2000. Т. 21. — № 3. — С. 10 — 19.
  11. , А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  12. , Г. М. Психология социального познания текст. / Г. М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 1997. 239 с.
  13. , Т. Ю. Управление персоналом текст. / Т. Ю. Базаров. -М.: ЮНИТИ, 1998
  14. , Е. Ф. Методы исследования уровня субъективного контроля текст. / Е. Ф. Бажин, Е. А. Головина, А. Н. Эткинд // Психологический журнал. Т. 5,№ 3, 1984.-С. 152- 162.
  15. , О. Н. Социология молодежи Текст.: Учебно методическое пособие / О. Н. Безрукова. — СПб.: Изд-во С. — Петерб. ун-та, 2004.
  16. , JI. И. Свобода и ответственность : Автореф. дис. .канд. филос. наук, текст. / JI. И. Белецкая Саратов, 1972. — С. 21.
  17. , К. С. Персональная ответственность и дисциплина в государственном управлении текст. / К. С. Бельский // Советское государство и право, 1984, № 3
  18. , Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пособие Текст. / Г. А. Берулава. М.: Высшая школа, 2003. — 64с.
  19. , Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика Текст. / Г. А. Берулава. М., 2001. — 236с.
  20. , М. Н. Педагогика и психология менеджмента Текст. / М. Н. Берулава. Барнаул, 1995.
  21. , О. О. Психологические предпосылки карьерного роста текст. / О. О. Богатырева // Вопросы психологии. № 3. 2008. — С. 92 — 98.
  22. , В. А. Профессиональная ответственность как психологическая категория субъекта деятельности текст. / В. А. Бодров, А. Г. Луценко // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991
  23. , В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов Текст. / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  24. JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте текст. / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  25. Большая психологическая энциклопедия текст. — М.: Эксмо, 2007. 544 с.
  26. , Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности текст. / Е. М. Борисова. — М.: Менеджер, 2000. 324 с.
  27. , С. В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор концепций) текст. / С. В. Братющенко // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. с. 166 178
  28. , С. Л., Личностный рост и его критерии текст.: сборник Психологические проблемы самореализации личности // под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростелевой Изд-во: Санкт-Петербургского университета, 1997.
  29. , С. Л. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя текст. / С. Л. Братченко // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.2. СПб. .1998. С. 56 — 66.
  30. , Б. С. О механизмах целеполагания текст. / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 121 124.
  31. , И. В. Психология тренинговой работы: Содержание, организационные аспекты и методические ведения тренинговой группы Текст. / И. В. Бачков. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
  32. , Б. С. Психология юности и молодости Текст.: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Академический проспект: Трикста, 2006. — 256 с.
  33. , Л. С. История развития высших психических функций текст. / Л. С. Выготский // Собр. Соч.: В 6 Т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
  34. , Т. JI. Личностное консультирование подростков как вид психологической помощи текст. / Т. Л. Гаврилова // Психологическая наука и образование. 1997. № 1.- С. 88 92.
  35. , М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема текст. / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 19 -26.
  36. , Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи текст. / Е. И. Головаха. Киев, 1986. — 142 с.
  37. , С. Ю. Словарь практического психолога, текст. / С. Ю. Головин. Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 800с.
  38. , Т. О. Психология мотивации достижения Текст. / Т. О. Гордеева. -М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2006. — 336с.
  39. , С. С. Профессиональная ориентация школьников в США текст. / С. С. Гриншпун // Педагогика № 9. 2005. С. 65 — 72.
  40. , О. А. Атрибуция степени ответственности и вины преступника и его жертвы текст. / О. А. Гулевич // Психологический журнал, 2006, том 27, № 3, С. 68 77.
  41. , А. А., Апресян Р. Г. Этика текст.: Учебник. М.: Гар-дарики, 2004. — 472 с.
  42. Де Джордж Ричард, Т. Деловая этика текст. / Т. Де Джордж Ричард / пер. с англ. Р. И. Столпера. М.: ИГ «Прогресс" — ИД «РИПОЛ КЛАССИК», 2003.-736 с.
  43. , Л. И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации текст. / Л. И. Дементий Дис. канд. психол. наук. М., 1990
  44. , Л. И. Ответственность: типология и личностные основания текст. / Л. И. Дементий Омск, 2001.
  45. , Л. И. Типология ответственности личности текст. / Л. И. Дементий // Актуальные проблемы психологии: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. Л. И. Дементий. Омск: ОмГУ, 2000.
  46. , Л. И. Личностные основания реализации ответственности текст. / Л. И. Дементий // Современное общество: Материалы научной конференции. Омск, 1999.
  47. , С. Т. Карьера личности и ее профессия Текст. / С. Т. Джанерьян // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 1999.
  48. Дидье, Жюлиа Философский словарь текст. / Жюлиа Дидье перевод с франц. М.: «Международные отношения», 2000 — 544 с.
  49. , О. А. Построение карьеры текст. / О. А. Долгорукова. -СПб., 2006.
  50. , М. А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала текст. / М. А. Дмитриева, С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. Альманах: СО РАО, ИПК, Новокузнецк, 2000 (выпуск 4). — С. 18 — 30.
  51. , С. А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста текст. / С. А. Дружилов Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. — 127 с.
  52. , И. В. Руководство практического психолога Текст. / И. В. Дубровина. -М.: «Академия», 1995.
  53. , У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте текст. / У. Д. Дункан, пер. с англ. М.: Дело, 1996. — 272 с.
  54. , Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность текст. / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал, 2001, том 22, № 4. С. 51 — 59.
  55. , Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем текст. / Н. Н. Загрядская.
  56. Дис.канд. псих, наук: 19.00. 07. -Ростов/Д, 1999.- 196с.
  57. , JI. Ваше время — в Ваших руках: советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время текст. / Л. Зайверт- пер с нем. — М, 1995.
  58. , Т. М. Акмеологические критерии, показатели и уровни акмеологической успешности руководителя как системообразующего фактора профессионализма кадров управления Текст. / Т. М. Закирова. М., Издательство МАИ, 2007.
  59. , Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336с.
  60. , Е. В. Соотношение характеристик и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры текст. / Е. В. Зинько // Психологический журнал, 2006, том 27, № 3, С. 18 30.
  61. , Н. Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях текст. / Н. Л. Иванова // Вопросы психологии С. 89- 100.
  62. , И. А. Путь к очевидности текст. / И. А. Ильин. М., 1993.
  63. Информационный бюллетень текст. Навигатор: Бизнес-образование (новости, проблемы, решения). Тематический выпуск. 2004. № 10
  64. , Ф. С. Основы профессионального консультирования: учебное пособие текст. / Ф. С. Исмагилова. — М., 2003.
  65. , Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя текст. / Т. Е. Исаева // Педагогика № 9. -2006 С 55 — 60.
  66. , А. М. Психологические условия повышения эффективности профессиональной деятельности инженерев-проектировщиков текст. / А. М. Исхакова Дис.канд. псих, наук: 19.00.03. Тверь, 2006. — 192с.
  67. , В. А. Философия. Исторический и систематический курс, текст. / В. А. Канке М., 1997. — С. 229
  68. , И. Сочинения / И. Кант В 6 т. М., 1965. — Т. 4. С. 478
  69. , К. В. Человек как субъект жизни текст. / К. В. Карпинский. Гродно: ГрГУ, К 21 2002.
  70. , Р. С. Биология и проблема социальной ответственности ученого текст. / Р. С. Карпинская // Методологические и философские проблемы биологии. Новосибирск: Наука, 1981. — С. 192 — 209
  71. , Е. JI. Основы психологии: учебник для вузов текст. / Е. А. Климов. -М, 1997.
  72. , Е. А. Как выбирать профессию текст. / Е. А. Климов. — М., 1990.
  73. , Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды текст. / Е. А. Климов. М., 2003.
  74. , Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие Текст. / Е. А. Климов. — М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 2003. 320с.
  75. Кобликов, А С. Юридическая этика текст.: Учебник для вузов / АС. Коб-ликов-3-е изд., изм.-М.: Норма, 2005.-176 с.
  76. , Н. В. Жизненное самоопределение молодёжи в условиях социальной нестабильности текст. / Н. В. Ковалева Дис.. канд. психол. наук. М., 1997.
  77. , JI. Н. Цель и смысл жизни человека текст. / JI. Н. Коган — М., 1984.
  78. , JI. Н. Человек и его судьба текст. / JI. Н. Коган. М, 1998.
  79. Кон, И. С., Фельдштейн, Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психологические характеристики переходного возраста текст. / И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн / Хрестоматия по возрастной психологии. М. 1994. 256 с.
  80. Кон, И. С. Психология ранней юности текст. / под. ред. А. В. Петровского. М., 1979, с. 154.
  81. Кон, И. С. Психология юношеского возраста текст.: Проблемы формирования личности. — М., 1976. 175 с.
  82. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и её- самосознание текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984.
  83. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии текст. / И. С. Кон // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 3.
  84. , О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности текст. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии, 2008, № 3. С. 22 34
  85. , В. «Искусство управления» текст. / В. М. Кнорринг «БЕК», 1997 г.
  86. , И. Б. Психология личности в России. Столетие развития Текст. / И. Б. Котова. — Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994. — 294с.
  87. Краткий психологический словарь текст. / ред.-сост. Л. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г Ярошевскош. — 2-изд. расш., испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 512 с.
  88. , М.А. Ответственность власти (государство в открытом обществе), текст. / М. А. Краснов М.: Магистр, 1997. — 55 с.
  89. Краткий словарь иностранных слов текст. / под ред. И. В. Лёхина, Ф. Н. Петрова. 7-е изд. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952.-488 с.
  90. , Е. Г. Исследование локализации контроля личностиновая версия методики «Уровень субъективного контроля» текст. / Е. Г. Ксенофонтова // Психологический журнал. 1999. № 2.
  91. , И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека Текст.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. 2-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 464 с.
  92. , В. Е. Преодоление жизненных противоречий лицами различного типа ответственности в период зрелости текст. / В. Е. Купченко // Психология зрелости и старения 2008, № 3. С. 5 15
  93. , А. Н. Деятельность, сознание, личность текст. / А. Н.1. Леонтьев М.: МГУ, 1975
  94. , Д. А. Очерк психологии личности текст. / Д. А. Леонтьев М.: Смысл, 1993.
  95. , Д. А., Пилипко, Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования текст. / Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко // Вопросы психологии. 1995. — № 1, с. 97 — 110.
  96. , О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву текст. / О. Э. Лейст М., 1981.
  97. , X. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники текст. / X. Ленк //Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1982. — С. 372 -392.
  98. , В. И. Полн. Собр. Соч. текст. / В. И. Ленин Т. 40. С. 190
  99. , Л. В. Педагог как объект научной психологии текст. / Л. В. Ли-дак Ставрополь: Кн. Изд-во 2000
  100. , О. И. Как получить работу текст. / О. И. Лобанов. — М., 1998.
  101. , Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений текст. / Б. Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: 1989
  102. , М. Собеседование при приеме на работу текст. / М. Лоренц, У. Роршнайдер- пер. с нем. М. А. Скворцовой. М, 2007.
  103. , Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа текст. / Н. О. Лосский — М.: Политиздат, 1991. 368 с.
  104. , М. И. «Поиск и отбор персонала» текст. / М. И. Магура М. ЗАО «Бизнес школа «Интел — Синтез», 1997 г.
  105. Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности текст. / М. Ш. Магомед-Эминов М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. — 496 с, ил
  106. , В. В. Политическая карьера Текст. / В. В. Макеев. — М.: Социально-гуманитарные знания, 2000. — 420с.
  107. , Е. Д. Социальная ответственность предпринимателей и экономические реформы в России текст. / Е. Д. Малинин // ЭКО. 2000. № 10. С. 177- 187.
  108. , А. К. Психология профессионализма А. К. Маркова. — М., 1996.
  109. , Е. В. «Управление персоналом предприятия» текст. / Е. В. Маслов Москва Новосибирск, 1998 г.
  110. , А. Самоактуализация личности текст. / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. — М., 1982.
  111. , В. И. О выборе смысла жизни в современную эпоху // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: в 2 ч. текст. / под ред. А. А. Бодалёва, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чудновского. М., 2004. — 4.1. — С. 62 — 72.
  112. , JI. М. Психология развития конкурентоспособной личности текст. / JT. М. Митина. М., 2002.
  113. , JI. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии, 1997, № 4. С. 28 — 38.
  114. , Е. И. Специфика проявления ответственности при переходе из подросткового в юношеский возраст текст. / Е. И. Михайлова // Мир психологии № 4 (9). НПО «МОДЭК». Москва-Воронеж, 1996.
  115. , Е. Г. Консультирование по проблемам управленческой карьеры Текст. / Е. Г. Молл // Управление человеческими ресурсами: стратегия и практика. Алматы, 1996. — С.58−61.
  116. , Е. Г. Планирование своей карьеры руководителем Текст. / Е. Г. Молл // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С.85−91.
  117. , Е. Г. Управленческая карьера в России Текст. / Е. Г. Молл // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 6. — С.117−120.
  118. , К. Психология ответственности текст. / К. Муздыбаев. Л.: Наука, 1983.
  119. , К. Смысл жизни как потребность личности // Личностьв системе коллективных отношений текст. / К. Муздыбаев. М., 1980. — С. 164 — 165.
  120. , В. Н. Проблема потребностей в системе психологии текст. / В. Н. Мясищев // Ученые записки ЛГУ. Л.: 1957 — Вып. 11.
  121. Научный архив С. Л. Рубинштейна текст. / Отдел рукописей Государственной библиотеки им В. И. Ленина. Фонд 642, ед. хранения 117.
  122. Новая философская энциклопедия текст. В 4-х томах. М.: Мысль, 2001. Т. 3
  123. , Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего текст. / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. — 608 с.
  124. , И. А. Управление персоналом организации текст. / И. А. Оганесян Мн.: Амалфея, 2000
  125. , Ю. «Эффективность системы управления персоналом (социально экономический аспект)» текст. / Ю. Одегов, Н. Маусов, М. Кулапов М. РЭА им. Плеханова, 1993 г.
  126. , С. И. Словарь русского языка текст. / С. И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1989.
  127. , В. И. История психотехники текст. / В. И. Олешкевич М.: изд. центр «Академия», 2002, 304 с.
  128. , О. И. Ответственность и ее социальная природа текст. / О. И. Ореховский Томск, 1972.
  129. , А. К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы текст. /А. К. Осницкий, Т. С. Чуйкова // Вопросы психологии. -1999. -№ 1.
  130. , А. К. Психология самостоятельности текст. /А. К. Осницкий. -М.: Изд-во «Эльфа», 1996.-253 с.
  131. Основы управления персоналом текст.: Учебник / под ред. Б. М. Генкина. М.: Высшая школа, 1996.
  132. , А. Т. Социальная ответственность личности в развитом социалистическом обществе текст. / А. Т. Панов, В. А. Шабалин Саратов, 1976.- 170 с
  133. , С. Н. Законы Паркинсона текст.: сборник: пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989. 448 с.
  134. , Е. П. Как найти работу текст. / Е. П. Пархомчик. -Минск, 1998.
  135. Пасс, К Большой толковый словарь бизнеса текст. / К. Пасс, Б. Лоус Э. Пендлтан, JL Чедвик Русско-английский, англо-русский -М: Вече, ACT, 1998. -688 с.
  136. , В. А. Социология жизненного пространства текст. / В. А. Писачкин. Саранск, 1997.
  137. Персональный менеджмент текст.: учебник / С. Д. Резник [и др.]. — М, 2002.
  138. , А. В. К проблеме самоопределения личности в группе текст. / А. В. Петровский. -М., 1972. С. 149 154.
  139. , К. К. Краткий словарь системы психологических понятий текст. / К. К. Платонов. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
  140. , А. О. Смысловая детерминация психических состояний текст. // Психология психических состояний: Сб. статей. Вып. 5 / под ред. проф. А. О. Прохорова. Казань, 2004. — С. 11 — 25.
  141. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Текст. // под ред. Г. С. Никифорова. С.-Петербург, 1991. — 152 с.
  142. Психология человека от рождения до смерти Текст. / Под общей редакцией А. А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВР03НАК, 2002. — 656 с.
  143. , А. Ф. Свобода и ответственность (социологический аспект) текст. / А. Ф. Плахотный Харьков, 1972. — С. 46.
  144. , В. А. Технология карьеры текст. / В. А. Поляков. М, 1995.
  145. Положение о психологической службе в системе народного образования текст. // Вопросы психологии 1991, № 1, С. 182.
  146. , А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний текст. / А. О. Прохоров // Психологический журнал, 2005, том26, № 2, с 68−80.
  147. , Н. С. Психологический смысл труда: учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» текст. / Н. С. Пряжников. -М., 1997.
  148. , Н. С. Психология труда и человеческого достоинства текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М., 2001.
  149. , Н. С. Профориентационные игры, проблемные ситуации, задачи, карточные методики Текст. / Н. С. Пряжников. М., 1991.
  150. Н. С. Личная профессиональная перспектива Текст. / Н. Пряжников // «Самоопределение». 2000. — № 16. — с.14
  151. Психологический словарь текст. / Сост. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. — М.: Астрель, 2004. — 479 с. 100
  152. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. текст. / под ред. Р. Корси-ни, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. — 1096 с.
  153. Психология: словарь текст. / под общ. ред. В. А. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  154. Работа сегодня. Как найти, как устроиться, как преуспеть, текст. / Сост. Л. Сорокина. — М., 1996.
  155. , Дж. Фрагмент книги «Компетентность в современном обществе» текст. / Дж. Равен // Психологический журнал, 2001, том 22, № 4, с. 102 — 106.
  156. Развитие личности как стратегии гуманизации образования: Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции текст. / под ред. Е. Н. Шиянова, Н. Г. Сикорской. — Ставрополь: СКСИ, 2007. 396 с.
  157. , Е. С. Психология профессионального становления личности текст. / Романова Е. С. Дисс.. докт. психол. наук: 19.00.01, 19.00.07. -М., 1992.-С. 58.
  158. , С. Л. Основы общей психологии текст. / С. Л. Рубинштейн С. Л. СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 720 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
  159. , Н. А. Путеводитель профессионального саморазвития, или Путь к источникам Силы Личности: учебно-методическое пособие для студентов текст. / Н. А. Рыбакова. Псков, 1998.
  160. , Н. Карьера без стресса текст. / Н. Самоукина. СПб., 2003.
  161. , В. Ф. Психологическая сущность ответственности личности текст. / В. Ф. Сафин // Теория и практика формирования коммунистического сознания: Межвуз. сборник науч. трудов. Уфа, 1986. С.124 130
  162. , Е. Е. Психология развития человека текст.: Учебное пособие. / Е. Е. Сапогова. М. 2001. 460с.
  163. , В. И. Категория возраста в психологии и педагогике текст. / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1991. — № 2
  164. Социология молодежи Текст.: Учебное пособие / Ю. Г. Волков, В, И. Добреньков, Ф. Д, Кадария и др- под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Ростов -н/Д.: Феникс, 2001. — 76 с.
  165. , В. А. Организационное поведение и управление персоналом Текст. / В. А. Спивак. СПб., 2000. — 416 с.
  166. , Н. Б. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие Текст. / Н. Б. Стамбулова. СПб., 1999. — 397с.
  167. , В. В. Самосознание личности текст. / В. В. Столин. — М. 1983.484 с.
  168. Семейное воспитание текст.: Краткий словарь / сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. -М.: Политиздат, 1990.
  169. , С. Д. Технология карьеры, или Как мы много знаем и мало понимаем.текст. / С. Сивец. — Москва: Вершина, 2006. — 224 с.
  170. , И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние текст. / И. Г. Скотникова // Психологический журнал, 2002, том 23, № 1, с. 52−60.
  171. , И. А. Управление персоналом / И. А. Скопылатов, О. Ю. Ефремов СПб.: Серия «Университетский учебник», 2000
  172. Словарь русского языка текст. / сост. С. И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., — М.: Рус. яз, 1986. — 797 с.
  173. Словарь русских синонимов текст. /сост. Н. Абрамов. М., 1996.
  174. Словарь-справочник менеджера текст. / под ред. М. Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 1996. 608 с.
  175. Словарь психолога-практика текст. / сост. С. Ю Головин. Минск, 1999.
  176. Служебная карьера текст. / Коллектив авторов. — М.: «ЭКОНОМИКА», 1998 г., с. 17−18
  177. , М. С. Ответственность субъекта управления: состояние проблемы и перспективы исследования текст. / М. С. Солодкая // Credo. — Оренбург. 1998. № 11. С. 33 43.
  178. , М. С. Морально-этическая ответственность субъекта управления текст. / М. С. Солодкая // Credo. Оренбург. — 1998. — № 5
  179. , М. С. Профессиональная ответственность субъекта управления текст. / М. С. Солодкая // Credo. Оренбург, 1998. — N 3. С. 17−29
  180. , С.И. Управление карьерой: учебное пособие текст. / С. И. Сотникова. М, 2001.
  181. , Ю. С. Нравственная ответственность и ее роль в регуляции поведения: текст. / Ю. С. Стребков Автореф. дис. .канд. филос. наук. — М., 1989.-С. 7
  182. , Г. В. Основы психологической теории деятельности текст. / Г. В. Суходольский Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 168 с.
  183. , Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста текст. / Н. Ф. Талызина М., 1986.
  184. Теория морали и этики бизнеса текст.: Курс лекций М.: Изд — во Рос. эконом, академии, 1995. — 173 с.
  185. , В. М. Социальная ответственность журналиста текст. / В. М. Тешпок М.: Мысль, 1984. — 208
  186. , А. А. Психологическая поддержка личностнопрофессионального развития студента вуза текст. / А. А. Терсакова Дисс. канд. психол. н. Ставрополь, 2002. — 193 с.
  187. , Е. В. Влияние карьерной успешности супругов на отношения в семье текст. / Е. В. Титова Дисс.. канд. психол. н. 19.00.13 .- Ставрополь, 2001.-156 с.
  188. , В. А. Трудовая карьера личности текст. / В. А. Тихонович // Жизнь как творчество (социально-психологический анализ). Киев, 1985. -С. 156−172.
  189. , П. Д. К началам биоэтики текст. / П. Д. Тищенко // Вопросы философии. 1994. № 3. — С. 66.
  190. , В. А. Современная психология труда: учебное пособие текст. / В. А. Толочек. СПб., 2005.
  191. , Н. Н. Жизненные планы подростков и юношей текст. / Н. Н. Толстых // Вопросы психологии. 1984, № 3.
  192. , А. А. Пространство развития поступков как предмет психологии личности текст. / А. А. Тюков // Вестник практической психологии образования, 2008, № 3 (16).
  193. , Ю. В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в США текст. / Ю. В. Укке // Вопросы психологии. 1971. № 1.
  194. Управление персоналом: энциклопедический словарь текст. / под ред. А. Я. Кибанова. М, 1998.
  195. Управление человеческими ресурсами текст. / под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб.: Питер, 2002. — 1200 с. (Серия «Бизнес-класс»)
  196. Управление персоналом организации текст.: Учебник / под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра — М, 1997
  197. Управленческое консультирование: текст. В 2-х т. Т.1.: Пер. с англ. М.: Интерэксперт, 1992, с. 127.
  198. , Е. И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни текст. / Б. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. М., 2004.
  199. Д. И. Психология взросления. Структурносодержательные характеристики процесса развития личности текст.: Избранные труды. / Д. И. Фельдштейн. М. 1999. 672 с.
  200. , А. А., Кондратьева, JI. JI. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности текст.: Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. / А. А. Филиппов, JI. JI. Кондратьева. -М., 1976. С. 65 76.
  201. Философская энциклопедия текст. Т. 4. М. 1967. С. 499 — 502
  202. Философия текст.: Учебное пособие для высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 576 с.
  203. Философский словарь текст. / под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001.
  204. Философский энциклопедический словарь текст. / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 815 с.
  205. , Н. И. К проблеме ответственности личности текст. / Н. И. Фокина // Вопросы исторического материализма и критика некоторых концепций буржуазной социологии. — М., 1969. — С. 206.
  206. , А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации текст. / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 2004. — № 6, с. 72 — 84.
  207. , В. Человек в поисках смысла текст. / В. Франки М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  208. , Э. Бегство от свободы текст. / Э. Фромм М.: Прогресс, 1989.-272 с.
  209. , Р. Л. Общая теория юридической ответственности текст.: Монография / Р. Л. Хачатуров, Д. А. Липинский. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — 950 с.
  210. , X. Психология мотивации достижения Текст. / X. Хек-хаузен / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001. — 240с.
  211. , К. Невротическая личность нашего времени текст. / К. Хорни // Сборник сочинений в 3 томах. Т.1. М., 1997. — С. 272 — 489
  212. Хрестоматия по возрастной психологии текст. / под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Международная педагогическая академия, 1994. 256 с.
  213. , О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005 — 208 с.
  214. , В. К. Психолого-педагогическая интерпретация карьерного процесса текст. / В. К. Шаповалов, Э. Е. Толгурова // Педагогика № 5. 2007. С. 59 65
  215. , В. К. Консультирование по карьере текст.: Учебное пособие. / В. К. Шаповалов, О. В. Минкина — М.: Академический Проект, 2008. -282 с.
  216. , В. К. Профессиональная карьера текст.: Учебное пособие для студентов / В. К. Шаповалов, — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999.-152 с.
  217. , В. А. Акмеологический анализ индивидуальной профессиональной успешности менеджеров среднего звена энергетического комплекса Текст. / В. А. Шаповалова, Е. В. Криченко // Российский психологический журнал. 2009. — № 1, Т.6. — С.73−78.
  218. , Б. Личность. Карьера. Успех (психология бизнеса) текст. / Б. Швальбе, X. Швальбе. -М, 1993.
  219. , Н. Г. Психологические аспекты достижения успеха современными женщинами Текст. / Н. Г. Шевченко // Гуманизация образования. -2007. -№ 1.
  220. С. В. Управление персоналом современной организации текст.: Учебно-практическое пособие / С. В. Шекшня М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел — синтез» 1997
  221. , В. Р. Карьера: от простого к сложному? текст. / В. Р. Шмидт // Вестник практической психологии образования. № 3 (16), 2008 С. 57 -62.
  222. Экономика фирмы. Словарь-справочник текст. / под ред. В. К. Скляренко, О. И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 2000. — VIII, 401 с.
  223. Этика (конспект лекций) текст. / Автор-сост. И Г. Широкова М.: Издательство «ПРИОР», 2000. -160 с.
  224. Юнг, Р. Самоучитель карьериста текст. / Р. Юнг. М.,
  225. , П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека текст. / П. М. Якобсон. — М.: Просвещение, 1991. 142 с.
  226. , Ли. Карьера менеджера текст. / Под общ. ред. С.О. Медведева- пер. с англ. — М., 1991
  227. Drucker P. F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. N.Y.: Harper & Row, 1974. — 840 p
  228. Ladd J. Philosophical Remarks and Professional Responsibility in Organizations //Applied Philosophy, 1982, vol. 1, N 2
  229. Collins F. The Spesial Responsibility of Engeneers //The Social Responsibility of Engeneers. Annals of the New York Academy of Sciences, 1973, vol. 196, N 10.
Заполнить форму текущей работой