Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая готовность студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Выделены основные условия формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, которые могут использоваться при совершенствовании учебных планов и рабочих программ подготовки студентов энергетических направлений. Предложена специальная программа по формированию психологической готовности у студентов энергетических направлений, которая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. — Теоретико-методологические основы исследования психологической' готовности студентов, к деятельности в сфере электроэнергетики
    • 1. /.1. Состояние изученности проблемы психологической готовности" к профессиональной деятельности
      • 1. 2. Специфика^ психологической готовности с! удентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли
      • 1. 3. Критерии и показатели оценки психологической готовности студентов к профессиональной деятельности
  • Глава II. Характеристика психологической готовности студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к деятельности
    • 2. 1. Организация и методы исследования психологической готовности студентов к деятельности
    • 2. 21. Психологическая готовность студентов к деятельности в разные периоды обучения в вузе
    • 2. 3. Психологическая готовность студентов различных специализаций к деятельности
    • 2. 4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли
  • ВЫВОДЫ

Психологическая готовность студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема психологическойготовности студентов инженерных специальностей? электроэнергетической: отрасли к профессиональной деятельности во многом обусловливаетсясовременной производственно-экономической ситуацией развития: Так, изменения, происходящие внутри электроэнергетической, отрасли, приводят к необходимостиподготовки новых кадров-:для* новой? энергетики. Одна из важнейших задачпоставленная перед высшей техническойшколой, заключается в формировании будущих инженеров, обладающих рядом личностных и профессиональных качеств, способствующих формированию готовности к деятельности. Именно с «психологической готовностью» связывают возможность для специалиста достичь определенного результата в современных условиях, т. е. возможность эффективно решать профессиональные задачи.

Практика последних лет выявила значительные недостатки в подготовке инженерных кадров, недостаточную психологическую готовность выпускников, технического вузов к профессиональной деятельности. Несмотря на значимые, инновации в сфере содержания и технологии образования, высшие технические учебные заведения не обеспечивают тот уровень личностной и профессиональной готовности инженера к деятельности, который бы соответствовал современным требованиям производства. Кроме этого в современной практике и в исследованиях уделяется недостаточно внимания аспектам подготовки студентов инженерных специальностей к, профессиональной деятельности в энергетической сфере, развитию необходимых индивидуально-личностных качеств, формированию готовности студентов инженерных специальностей к профессиональной деятельности в энергетической отрасли.

Электроэнергетическая отрасль является одной из жизнеобеспечивающих сфер современного хозяйства страны, поскольку создает нормальные условия для жизнедеятельности населения. Развитие электроэнергетической отрасли во многом определяет развитие экономики страны. По итогам 2005 г. энергетический сектор экономики России обеспечил почти 31% производства.

ВВП. Сверх того данная отрасль является бюджетообразующейПодтверждением этого служит тот факт, что 31,5% промышленного производства, 63,8% валютных поступлений от экспорта и 57,9% поступлений в налоговую систему России приходится на долю электроэнергетики [61]. В дополнение к этому отметимчто энергетический сектор России является одним из оплотов обеспечения энергетической безопасности страны:. Кроме того, надежное и эффективное функционирование электроэнергетической отрасли^является не только основой для поступательного развития хозяйства страны, но и обеспечивает комфортные условия для жизни ее граждан. Отсюда исключительно велико и социальное значение электрои теплоснабжения, которое обеспечивается электроэнергетической сферой.

В настоящее время электроэнергетическая отрасль находится в процессе широкомасштабного реформирования, затрагивающего практически все аспекты деятельности организаций электроэнергетики.

Кроме этого, на фоне сложившейся ситуации продолжаются процессы износа, старения оборудования. Так, министр энергетики С. И. Шматко указывает, что около 58,6% генерирующего оборудования отработало парковый ресурс полностью, более четверти генерирующего оборудования выработало парковый ресурс на 80%, а степень износа электросетей составляет 63,1% [34]. В такой ситуации наиболее остро встает вопрос о сохранении надежности системы, что влечет за собой необходимость подготовки специалиста готового к эффективной профессиональной деятельности в новых условиях.

Следствием обозначенных процессов является возрастание возможности возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе, что грозит потерей энергетических мощностей страны, увеличением напряженности, количеством переживаемых стрессов у работников. Труд персонала предприятий энергетического комплекса сопровождается значительными психоэмоциональными нагрузками и отличается высокой ответственностью за принятые решения, сложностью управления технологической системой, трудностью выполняемых функций, значительной напряженностью работы, обработкой значительной по объему информации и др. В такой ситуации «человеческий фактор» является основным в возникновении технологических нарушений в энергосистемах. К. Б. Пуликовский, анализируя’состояния^ аварийности на опасных производственных объектах, показывает, что причины более 70% аварий обусловлены человеческим. фактором [111]. В целом по АО-энер'го процентное отношение нарушений по вине персонала от общего количества нарушений составляет 2%. В то же время по АО-электростанциям это количество составляет 18%. В объединенной энергосистеме Сибири относительное количество нарушений по вине персонала достигает 50% [133].

Актуальность исследования следует из следующих противоречий:

— между современными требованиями к профессиональной деятельности инженера электроэнергетической отрасли и недостаточно эффективной реализацией им задач этой деятельности;

— между очевидной потребностью в увеличении технической надежности объектов электроэнергетической отрасли и низкой готовностью молодых специалистов, к эффективной*, деятельности в ситуациях угрозы нарушения безопасности эксплуатации;

— между пониманием высокой степени ответственности и усложнения условий труда персонала энергосистем и использованием традиционных путей подготовки такого специалиста без учета своеобразия данной профессии.

Таким образом, существует потребность в разработке новых подходов к формированию психологической готовности к деятельности в процессе обучения студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли.

Подчеркнем, что разрешение выделенных противоречий усложняется тем, что исследований, направленных на изучение непосредственно психологической готовности к профессиональной деятельности инженера электроэнергетической отрасли, практически нет, что актуализирует необходимость их проведения.

Состояние научной разработанности^ проблемы исследования. Проблему психологической готовности к различным видам профессиональной деятельности продуктивно разрабатывалась и исследовалась на различных уровнях: личностном (К.А. Абульханова-Славская, B.F. Ананьев, Л. И: Божович, JT. C Выготский, А. Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, Ф. Т. Михайлов, С. Л. Рубинштейн, A.F. Спиркин, В. В. Столин и др.), функциональном (В.А. Алаторцев, Ф. Генов, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин и др.) — лич-ностно-деятельностном (A.A. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.). Помимо этого, различают две формы готовности к деятельности: общую (долговременную) готовность и кратковременную (настрой) (Н.Д. Левитов, А. Ц. Пуни, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.). Долговременная готовность, являясь устойчивой личностной характеристикой, существенной предпосылкой успешной деятельности, представляет собой психологическую готовность к деятельности, в том числе и к профессиональной деятельности. Исходной базой для формирования психологической готовности к профессиональной деятельности являютсяпотребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки, жизненный опыт, особенности отдельных психических функций, нейродинамических качеств, свойств личности (A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.). Без сформированной психологической готовности к профессии, без определенного уровня развития профессионально важных качеств невозможна творческая активность личности в профессиональной деятельности (Ю.А. Самарин, Г. А. Цветкова, Э. С. Чугунова и др.). Несмотря на. многогранность и многоаспектность подходов к изучению готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов само явление — психологическая готовность студентов инженерных специальностей к профессиональной деятельности в электроэнергетической отрасли как сложное, комплексное психическое образование, сплав компонентов, между которыми имеются функциональные зависимости, — в современной науке рассмотрено далеко не полно. Особенно ощутим дефицит исследований по проблеме психологической готовности к инженерной деятельности. Не выделены основные условия и факторы, определяющие развитие психологической готовности к профессиональной деятельности в электроэнергетике: Таким^ образом, недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость проблемы психологической готовности студентов' инженерных специальностей1 электроэнергетической отрасли к профессиональной деятельности обусловили выбор темы диссертационного исследования, определили его объект, предмет, цели и задачи.

Объект исследования — учебно-профессиональная деятельность студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли.

Предмет исследования — психологическая готовность студентов различных специализаций к профессиональной деятельности в электроэнергетической отрасли.

Целью исследования является изучение специфики психологической готовности студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Обобщить и классифицировать теоретические представления о сущности и компонентном составе феномена психологической готовности к профессиональной деятельности.

2. Выявить динамику психологической готовности студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли во время обучения в вузе к профессиональной деятельности.

3. Изучить психологическую готовность студентов инженерных специальностей различных специализаций: электроэнергетики, теплоэнергетики и атомной энергетики.

4. Определить особенности взаимосвязи компонентов структуры психологической готовности к профессиональной деятельности на разных этапах обучения студентов в вузе и в зависимости от специализации обучения.

5. Разработать программу и обосновать условия, средства и способы психологической работы по эффективному развитию психологической готовности студентов инженерных специальностей к профессиональной деятельности в электроэнергетической отрасли.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что студенты инженерных специальностей электроэнергетической отрасли, специализирующиеся в электроэнергетике, теплоэнергетике и атомной энергетике, имеют различия в структуре психологической готовности, обусловленные субъективными (индивидуально-психологическими и типологическими характеристиками студентов) и объективными (курсом, факультетом, организацией целенаправленной психологической подготовки студентов) факторами.

Методическая основа исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс научных методов: теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документов, психологическое тестирование, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент.

В процессе исследования применены следующие психодиагностические методики: «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажина, Е. А. Голыкина, A.M. Эткинда), «Мотивация достижения» (А. Мехрабиана, модифицирован М.Ш. Магомед-Эминова), «Оценка привлекательности профессии инженера для будущих специалистов» (В. Хенниг — И. М. Куцевич, модифицирован Е.П. Кораблиной), «16-факторный личностный опросник» (Р. Кэттелл), «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), «О способах копинга» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптирована М. С. Замышляевой, Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфняк,).

Статистическая обработка экспериментальных данных проводилась методами: метод Краскала-Уоллеса (Kruskal-Wallis Н) с последующим попарным сравнением (критерий Манна-Уитни (Mann-Whitney U), методы корреляционного анализа (rs Спирмена), факторный анализ (Varimax — вращение), угловое преобразование Фишера.

Эмпирической базойч исследования послужил ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В^И. Ленина» (ИГЭУ). Исследованием было охвачено 464 студента II — V курсов очной формы обучения электроэнергетического, теплоэнергетического и инженерно-физического факультетов. В качестве консультантов выступили 45 преподавателей вуза, 45 специалистов электроэнергетических предприятий.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определена специфика психологической готовности студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к деятельности, характеризующаяся долговременностью формирования. Психологическая готовность студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к деятельности представляет собой совокупность устойчивых свойств субъекта, результатом развития которых является формирование активной позиции в учебно-профессиональной деятельности для эффективного решения поставленных задач.

2. Раскрыта структура психологической готовности студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к деятельности, включающая следующие компоненты: мотивационный (позитивное отношение к инженерной деятельности), саморегуляционный (индивидуальные особенности целеполагания, моделирование значимых для? достижения цели условий, выбор средств и программирование действий, необходимых для достижения намеченных целейсопоставление идеальной картины и полученного результата, волевые качества, готовность отвечать за свои действия и поступки), оценочный (оценка профессиональной подготовленности к деятельности).

3. Установлены этапы формирования психологической готовности студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к деятельности: на первом этапе (второй курс) развиваются и формируются побудительные механизмы к учебно-профессиональной деятельностина втором этапе (третий курс) — механизмы управления профессиональным развитиемна третьем этапе (четвертый и пятый курс) — механизмы саморегуляции учебно-профессиональной деятельности.

4. Выявлены различия в структуре психологической готовности студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли: у студентов, специализирующихся в' электроэнергетике и теплоэнергетике центральным компонентом структуры психологической готовности являются ре-гуляторные процессыу студентов специализирующихся в атомной энергетике — направленность на профессиональное общение.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась последовательным соотнесением теоретических положений с результатами экспериментального исследованияпланированием экспериментаадекватным выбором надежных и валидных методовдостаточным объемом и репрезентативностью выборки испытуемыхиспользованием различных статистических методов, адекватных задачам исследования.

Теоретическая значимость исследования.

1. Определено понятие психологической, готовности студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к профессиональной деятельности.

2. Выявлены показатели компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности. Мотивационный компонент раскрывается через следующие показатели: положительное отношение к выбранному виду профессиональной деятельности, потребность успешно решать профессиональные задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и т. д. Саморегуляционный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности раскрывается через следующие показатели: индивидуальные особенности целеполагания, моделирование значимых для достижения цели условий, выбор средств и программирование действий, необходимых для достижения намеченных целейсопоставление идеальной картины и полученного результата, волевые качества, готовность отвечать за свои действия и поступки. Оценочный компонент психологической готовности студентов выражается в оценивании профессиональной подготовленности к будущей профессиональной деятельности.

3.' Определены психологические особенности развития готовности студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к деятельности.

Практическая значимость исследования. Выделены основные условия формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, которые могут использоваться при совершенствовании учебных планов и рабочих программ подготовки студентов энергетических направлений. Предложена специальная программа по формированию психологической готовности у студентов энергетических направлений, которая* может использоваться в рамках дисциплины «Психология и педагогика» или спецкурса для студентов «Психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности», направленного на осознание и формирование студентами собственной психологической готовности к профессиональной деятельности. Материалы исследования могут применяться в психопрофилактической и психокоррекционной работе в вузе. Результаты исследования' могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе со студентами разных инженерных специальностей электроэнергетической отрасли в период обучения в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию в ходе Международной научно-практической конференции «Перспективы инновации в науке, образовании, производстве и транспорте (Одесса, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние теоретических и прикладных психологических исследований в социальной и педагогической психологии» (Иваново, 2007), IV М1ес12упагос1ошеЗ паико, ш-рга1йус2пе] копГегепср «Strategiaczne ру1аша зУ1а1-о\^ паик! -2008» (Ргеетуз1, Польша, 2008). Помимо этого, проведена апробация на заседаниях кафедры «Связи с общественностью, политология, психология и право» ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина» в 2010 году.

Программа курса «Развитие психологической готовности будущих инженеров электроэнергетической отрасли к деятельности в сложных ситуациях» стала победителем внутривузовских инновационных образовательных проектов (работ) ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина» (приказ ректора от 20*января 2010 т. № 15). Материалы исследований использовались в ходе лекционных и семинарских занятий со студентами по дисциплине «Педагогика и психология» в ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина».

Основные положения диссертационной работы отражены и опубликованы в научных статьях по теме диссертации общим объемом 6.14 пл., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации -1,7 п.л.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Психологическая готовность студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли к деятельности представляет собой совокупность устойчивых свойств субъекта, результатом развития которых является формирование активной позиции в учебно-профессиональной деятельности для эффективного решения поставленных задач. Структура психологической готовности субъекта к деятельности включает мотивационный компонент (положительное отношение к инженерной деятельности, стремление добиться успеха), саморегуляционный компонент (индивидуальные особенности целе-полагания, моделирование значимых для достижения цели условий, выбор средств и программирование действий, необходимых для достижения намеченных целейсопоставление идеальной картины и полученного результата, волевые качества, готовность отвечать за свои действия и поступки), оценочный компонент (оценка профессиональной подготовленности к деятельности).

2. Психологическая? готовность студентов инженерных^специальностей электроэнергетической отрасли к профессиональной, деятельности — динамичное* явление, характеризующеесяизменением: ее структуры в. процессе обучения в вузе: на. первом этапе (второй курс) развиваются ш формируются побудительные механизмы: к учебно-профессиональной деятельностина вто-ром5Этапег (третищкурс)!- механизмы управления профессиональным развитием-. на третьем, этапе (четвертый и пятый курс) — механизмы, саморегуляции учебно-профессиональной деятельности.

3. Психологическая готовность к профессиональной деятельности" студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли рассматриваемых специализаций имеет одинаковую структурную композицию, но выделены определенные различия в доминировании компонентов структуры: у студентов, специализирующихся, в электроэнергетике и теплоэнергетике центральным, компонентом структуры психологической готовности являются ре-гуляторные процессыу студентов специализирующихся в атомной энергетике — направленность на профессиональное общение.

4. Существует взаимосвязь между особенностями развития компонентов психологической готовности к деятельности и индивидуально-психологическими характеристиками студентов: «замкнутость — общительность», «интеллект», «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность"^ «подчиненность — доминантность" — «сдержанность — экспрессивность" — «низкая нормативность поведения — высокая нормативность, поведения" — «робость — смелость" — «прямолинейность — дипломатичность" — «спокойствие — тревожность" — конформизм — нонконформизм" — «низкий самоконтроль-высокий самоконтроль».

Результаты исследования позволяют сделать следующие практические рекомендации:

1. Для повышения психологической готовности к профессиональной деятельности молодых специалистов — выпускников технических вузов необходимо внедрять активные формы обучения (проектное и проблемное обучение). В учебных программах подготовки инженеров электроэнергетической отрасли предусматривать проведение учебных занятий по формированию «нацеленности» студентов на инженерную деятельность, т. е. формирование общественно-значимых ценностей, ценностей инженерной деятельности, технического творчества, мотивов инженерной деятельности, знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств.

2. Для улучшения связей между теоретической и практической подготовкой специалистов целесообразно использовать ситуативные и ролевые игры, моделирующие профессиональную деятельность, а также психологические тренинги развития ПВК (коммуникативной компетентности, креативности и др.).

3. Создать базу данных о сложных ситуациях, происходящих на объектах электроэнергетической отрасли и, используя ее, своевременно осуществлять подготовку специалистов электроэнергетики в рамках повышения квалификации и студентов — будущих инженеров.

4. Наиболее эффективным путем формирования психологической готовности у студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли является реализация специально разработанной программы курса.

Развитие психологической готовности студентов инженерных специальностей электроэнергетической отрасли" с дифференцированно подобранными упражнениями и техниками, специально адаптированными для группы студентов.

Перспективными направлениями исследования проблемы психологической готовности к деятельности в электроэнергетической отрасли являются следующее: изучение содержания, структуры и динамики психологической готовности в разных профессиональных группах специалистов электроэнергетической отрасли, с различным стажем трудовой деятельности в отрасли, с разными показателями успешности выполняемой деятельностиопределение влияния различных социально-психологических факторов на структуру психологической готовности студентовизучение влияния психологической готовности к деятельности в сложных ситуациях на динамику профессионального становления личности инженера в электроэнергетической отраслианализ содержания и роли структурных компонентов психологической готовности студентов технического вуза к инженерной деятельности в электроэнергетической отрасли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность «изученияпсихологической готовности к профессиональной» деятельности очевидна. Это связано с тем, что современное общество-показывают высокую степень динамизма,.неопределенность, быстрые темпы, перемен. Данные условия жизни выдвигают иные требования в подготовке специалистов, на всех уровнях профессионального образования, главные из которых — ориентация на эффективность выбранной деятельности.

Реформирование электроэнергетической отрасли, напряженные социально-экономические условия усложняющие деятельность инженера в отрасли, а также сложные задачи, стоящие перед специалистами электроэнергетики определяют все более высокие требования к профессиональной подготовке инженеров электроэнергетической отрасли. Особенностью* деятельности инженера на объектах электроэнергетики является частое возникновение сложных ситуаций. В этой связи от уровня профессиональной и психологической готовности зависит надежность и безопасность эксплуатации объектов электроэнергетической отрасли.

Подводя итог диссертационного исследования можно отметить следующее.

Психологическую готовность студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо рассматривать с позиции личностного подхода, поскольку решение задач становления личности в профессии достигается при движении от личности к деятельности. Данный методологический подход позволяет максимально учитывать особенности личности при освоении профессии.

Выявленные специфики структуры психологической готовности к профессиональной деятельности, ее изменение на различных этапах вузовского обучения и у студентов различных специализаций позволяет сделать вывод о качественном и количественном изменении ее структуры. Определен комплекс мер по оптимизации психологической готовности к профессиональной деятельности, на основе которых разработана программа психологического сопровождения формирования психологической готовности к профессиональной деятельности в период обучения студентов в вузе.

Проведенное исследование раскрывает возможность использования" показателей примененного диагностического инструментария, в качестве критериев для" оценки сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности /К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. 335 с.
  2. , АШ. Мотивационный и операционный компоненты? готовности* к инженерной деятельности: дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / А-.П. Авдеева. М.: РГБ, 2005. — 202 с.
  3. , В.А. Готовность спортсмена к соревнованиям: опыт психологического исследования / В. А. Алаторцев. — М.: Физкультура и спорт, 1969.-31 с.
  4. , О.Н. Формирование готовности космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / О. Н. Аллин. -М.: РГБ, 1998.-218 с.
  5. , Б.Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды- М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. -С. 129 267.
  6. , Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б .Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. -Т.1. С.16- 178.
  7. , Б.Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  8. , А.Н. Вопросы эргономики в ядерной энергетике / А. Н. Анохин, В. А. Острейковский. — М.: Энергоатомиздат, 2001. — 344 с.
  9. , А.Н. Практические вопросы эргономики в энергетике (на примере атомной станции): учеб. пособие / А. Н. Анохин, В. А. Острейковский. Обнинск: ИАТЭ, 1999. — 208 с.
  10. , Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1981 (б). Т.2. — № 2. — С. 35−44.
  11. , А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов- М.: Москва: Изд-во МГУ, 1979. -151 с.
  12. , А.Г. К проблеме установки в общей и социальной психологии / А. Г. Асмолов, М. А. Ковальчук // Вопросы психологии. 1978. -№ 4:-С. 11−23.
  13. , А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности-4 (от диагностики отбора к диагностике развития) /
  14. A.F. Асмолов- F.A. Ягодин // Вопросы психологии. 1992. — № 1, 2. — С.6−13.
  15. , Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Л. Г. Ахтариева. — Л.: ЛГУ, 1978 — 16 с.
  16. , Д.Г. Саморегуляция активности личности в стрессовой ситуации (на примере экзаменационного стресса): дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Д. Г. Бадмаева. М.: РГБ, 2005. — 159 с.
  17. , Е.Ф. Метод исследования субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал. 1985. — Т.5. —№ 3.-С. 152−162.
  18. , Е.Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УCK) / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд. М.: «Смысл», 1993. — 16 с.
  19. , A.A. Общая психодиагностика / A.A. Бодалев,
  20. B.А. Столин. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 440 с.
  21. , В.А. Психологическое моделирование информационного стресса человека-оператора / В. А. Бодров, О. П. Турзин // Проблемы психологии и эргономики. 1999. — № 2/1. — С. 13−15.
  22. Бодров, В. А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.-288 с.
  23. , Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л. И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948. — С. 42 — 67.
  24. , H.H. Непараметрические методы исследования в психологии / H.H. Будрейка // Психологическая наука и образование. 2007. № 1.-С. 40−48.
  25. , И.А. Формирование у студентов педвузов готовности к воспитанию ответственного отношения младших школьников.к учению: ав-тореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Валеева. Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, Москва. М., 1990. — 16 с.
  26. , A.B. Возрастные особенности эмоционального состояния учащихся в процессе обучения: автореф. .дис. канд. психол. наук: 19.00.09 / A.B. Вартанян- Арм. ГИИ им. Абовена. Ереван, 1982. — 22 с.
  27. , И. А. Акмеологическая концепция подготовки школьного психолога в вузе: дис. д-ра. психол. наук: 19.00.13 / И. А. Вишняков. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ — М., 2006. — 442 с.
  28. , Н.Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова.- СПб.: Питер, 2009. 568 с.
  29. , JI.C. Собрание сочинений / JI.C. Выготский. М.: Директ-Медиа, 2008. — 4591 с.
  30. , Л.Ф. Готовность студентов вуза к общению в мульти-культурной среде и ее формирование: монография. / Л. Ф. Гайсина. — Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. 113 с.
  31. , Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. Генов. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 245 с.
  32. , Л.И. Ответственность как копинг-ресурс в ситуации экзамена // Теоретические и эмпирические исследования активности личности / под общ. ред. Л. И. Дементий. Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. — С. 4 — 12.
  33. , A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A. Деркач. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004 — 752 с.
  34. , A.A. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. Психолого-акмеологические основы / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин. М.: МААА, 1998. — 178 с.
  35. , О.Б. Формирование психологической готовности1 молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. канд. пси-хол. наук: 19.00.13 / О. Б. Дмитриева. -М: РГБ, 2002. -191 с.
  36. , С.Ц. Потребность в безопасности как условие психологической готовности к деятельности (на примере студентов железнодорожного вуза): дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / С. Ц. Дондуков. — Хабаровск, 2003.-169 с.
  37. Дурай-Новикова, K.M. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование) / K.M. Дурай-Новикова. — М.: Наука, 1993. -521 с.
  38. , М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, В. А. Пономаренко. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. — 208 с.
  39. В.К. Рефлексивно личностный аспект формирования решения творческих задач / В. К. Зарецкий, И. Н! Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. -1980. — № 5. -С. 112- 117.
  40. , И.А. Педагогическая психология. Учеб: для вузов. Изд. второе, доп., испр., и перераб. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001. — 384 с.
  41. , Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента: дис. канд. психол. наук:!9:00−01i / Г. В. Икрин- Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 1998. — 160 с.
  42. Ильин, Е. П: Оптимальные характеристики-работоспособности человека: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / Е.П. Ильин- ЛГУ. — Л}, 1968. -25 с.
  43. , Е.П. Стиль деятельности: новые, подходы и аспекты / Е. П. Ильин //Вопросы психологии. 1988. -№ 6.- С. 85 -93.
  44. , Е.П. Успешность деятельности, компенсация и компенсаторные отношения / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. 1983 — № 5. — С.95 -98.
  45. , А.Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / А. Н. Иноземцева. М., 2002. -224 с.
  46. Информационно-справочная система Etks.INFO // http://www.etks.mfo.ru (дата обращения: 11.12.2009).
  47. , А.Б. Рождение специалиста: .профессиональное становление студента./А.Б. Каганов. Мн.: Изд-во: БРУ, 1983: — 11?1 с.
  48. , И. А. Психологическая готовность студентовк профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения (на примереэкономического-вуза):дис. канд-.психол. наук: 19.00:07 / HiA. Калинина. М, 2007 .-24 с:
  49. Квачхия, В. М:. Ценность и установка. Проблема социальных установок / В. М. Квачхия, Ш. А. Надирашвили // Социологические исследования. Тбилиси, 1971. — С. 8.
  50. , Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  51. , Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии / Е. А. Климов // Вопросы психологии -1985.-№ 4. -С. 5 -8.
  52. , В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. -М.: Наука, 1988.-192 с.
  53. , Е.Г. Психологический анализ готовности гимнастов высокой квалификации к соревнованиям: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Г. Козлов. — Москва, 1968. — 21 с.
  54. Концепция^Энергетической стратегии России.-напериод до>2030>! г. (проект) // Прил. к.научн., обществ.- дел. журналу «Энергетическая политика». М.: ГУ ИЭС, 2007. — 116 с.
  55. , Е.П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технических вузов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / Е.П. Кораблина- ЛГУ. — Л., 1993.-26 с.
  56. , К.И. Структурно-функциональные особенности деятельности педагога по управлению образовательным процессом в современной школе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.087 К. И. Корякин. — Ставрополь, 2003. 20 с.
  57. , К.Н. Формирование готовности студентов инженерных специальностей к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / К. Н. Крикунов. Челябинск, 2007. — с. 92 с.
  58. , В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В-Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 192 с.
  59. , В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько: М.: ACT, 2000- - 251 с.
  60. Крюкова, Т. Д: Возрастные и кроскультурные различия в стратегиях совпадающего поведения / Т. Д. Крюкова // Психологический журнал. Т. 26. -№ 2. -2005. -С. 5 -15.
  61. Левадняя- МЮ. Оценка* психологической готовности руководителя к управлению в условиях кризиса: дис. канд. психол. наук: 19Ю0.13 / М. О. Левадняя. М.: РГБ, 2003. — с. 166.
  62. , Н.Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение- 1964. — 281 с:
  63. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Академия, 2005. 352 с. •
  64. , А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. -М.: Директ-Медиа, 2008. 1636 с.
  65. , О.В. Психологическая готовность руководителей среднего звена к деятельности в неблагоприятных ситуациях (на примере аппарата управления Буровой кампании): дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / О. В. Ливенцова. -М.:РГБ, 2003. 216 с.
  66. , А.Н. Психическое состояние готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности: содержание и пути совершенствования: дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / А. Н. Лисняк. -М., РАГС, 2003.-227 с.
  67. , В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие для студентов вузов / В. Т. Лисовский — С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000. 508 с.
  68. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов. -М.: Наука, 1984. 445 с.
  69. , А.Р. Диагностика мотивации успеха и избегания неудачи в образовательном процессе: учеб-метод, пособие / А. Р. Лопатин. — Кострома: КГУ, 2004.- 102 с.
  70. , H.H. Психологическая готовность рабочих к действиям в опасной ситуации: дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / H.H. Лопатина. -Ml: РГБ, 2003 189 с.
  71. , C.B. Психологическая подготовленность офицеров Железнодорожных* войск к деятельности Bf экстремальных ситуациях и особенности ее формирования: дис. канд. психол. наук: 19.00:03. / С. В. Марихин. М.: РГБ, 2006. — 251 с.
  72. , В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса: учеб. пособие /В.Л. Марищук. — СПб.: Сентябрь, 2001. — 259 с.
  73. , С.А. Психологическая готовность сотрудников частных охранных предприятий к экстренным ситуациям: дис. канд. психол. наук: 199.00.13 / С. А. Масалов. -М.:РГБ, 2007. 154 с.
  74. , A.C. Мотивационная готовность депутатов к политической деятельности: теоретико-методологический аспект / A.C. Мельничук. М., 1996. — 425 с.
  75. Михайлов, О. В'. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / О. В. Михайлов. М.: РГБ, 2007. — 169 с.
  76. , В.В. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска: дис. канд. пед. наук:13.00.08 / В. В. Михайлова. — СПб, 2008. 243 с.
  77. , В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. / В. И. Моросанов. М.: Когнито-Центр, 2004. — 44 с.
  78. , A.B. Психологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах: дис. д-ра. психол. наук: 19.0014 / A.B. Мощенко. -М.: РГБ, 2003. 516 с.
  79. , И.Н. Профессиональная профориентация и профотбор / И. Н. Назимов. Киев: 1999. — 421 с.
  80. , Л.С. Психологическая культура готовности- оператора к экстренному действию /JI.C. Нерсесян, В. Н. Пушкин. // Вопросы психологии.- 1969. № 5.- С. 60 — 68.
  81. , JI.C. Психологические аспекты повышения надежности управления движущими объектами / JI.C. Нерсесян. Мл Наука, 1978. -124 с.
  82. , В.В. Электроэнергетика России: Состояние и перспективы / В: В. Нечаев // Энергетика. Экономика,.техника, технология. 2000-№ 1. -С.2- 10.
  83. , С.А. Системный анализ профессиональной? готовности будущего учителя- к педагогической деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук: 19:00.07 / С. А. Николаенко. Киев, 1985. — 25 с.
  84. Общероссийский- классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных, разрядов ОК 016−94 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367). № 367 от 26−12.1994.
  85. , А.К. Проблемы саморегулирования человека в процессе образования/ А. К. Осницкий // Сб. науч. работ Моск. экон.-лингв. инта. М., 2003. — Вып. 2. — С. 172 -188.
  86. , Б.Г. Социальная психология: учеб. пособие / Б.Г. Па-рыгин. СПб.: СПбГУП, 2003. — 616 с.
  87. Петижева, H. Mi, Психологическая готовность студентов к, наемному труду в рыночных условиях: дис. канд психол. наук: 19.00.07 / Н. М. Петижева. М., 2006. — 170 с.
  88. , K.K. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. М.: Наука, 1984.- 251- с.
  89. Поваренков- Ю. П. Профессиональное становление личности: дис. д-ра псих: наук:, 19.107 / Ю. П. Поваренков. — Ярославль, 1999 — 359*с.
  90. Поваренков- Ю. П. Психологическая? концепция* профессионального становления личности /Ю:П. Поваренков // Звезды Ярославской’психологии / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. — С. 195 -218.
  91. , A.A. Состояние готовности к труду в условиях проблемной ситуации / A.A. Понукалин // Психологические проблемы профессиональной деятельности. — М., 1991. — С. 136 — 144.
  92. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Издательский дом «Бахрах — М», 2001.-672 с.
  93. , A.C. Проблема установки на современном уровне и ее разработка грузинской психологической школой / A.C. Прангишвили // Психол. исслед., посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973. — С. 10— 26.
  94. , А.О. Особенности психических состояний личности в обучении / А. О. Прохоров // Психологический журнал, — 1991- № 1.-G. 47 — 54.
  95. , Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 400 с.
  96. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. / Н. С. Пряжников. -М.: Изд-во: ин-та практич. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.
  97. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2005 — 480 с.
  98. Психологические методы в работе с кадрами на’АЭС / В. Н. Абрамова, и др. -М.: Энергоатомиздат, 1988. 192 с.
  99. Психология. Словарь / под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  100. , К.Б. Приоритет качеству подготовки, профессиональному обучению и аттестации работников организаций, поднадзорных Ростехнадзору / К. Б. Пуликовский // Безопасность труда в промышленности. -2006.-№ 7.-С. 2−9.
  101. , А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованию в спорте (избранные лекции) / А. Ц. Пуни. — Л.: Институт физической культуры, 1973.-31 с.
  102. , А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте/ А. Ц. Пуни. -М.: ПИИВО, 1993.-215 с.
  103. , Е.А. Психологическая готовность молодежи к педагогической деятельности: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.07 / Е. А. Пырьев. СПб., 1993. — 30 с.
  104. , С.А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс / С. А. Разумов // Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Д.: Медицина, 1976. — С.5 — 32.
  105. , A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  106. , С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн- сост., авторы комментариев и послесловия A.B. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб.: Питер, 2000. — 826 с.
  107. , П.А. Формирование психологической готовности учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях перехода к рыночной экономике: автореф. дис. канд. психол. наук / П. А. Рябцев — Минск, 1993 с. -26 с.
  108. , Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста / Ю. А. Самарин // Вестник высшей школы. — 1969. № 8. -С.16−21.
  109. Санжаева- Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности^ деятельности: дис. д-ра. психол. наук: 19.00:01/ Р. Д: Санжаева- Новосибирский государственный педагогический- университет. — Новосибирск, 1997. 354 с.
  110. , Н.И. О проблемах электроэнергетики / Н. И. Серебрянников // Электрические станции. — 2000. — № 12. — С. 15 — 19.
  111. , И.Ф. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы / И. Ф. Сибгатуллина, JI.B. Апакова, Л. Д. Зайцева // Прикладная психология. 2002. — № 5. — С.106−111.
  112. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 1996. — 238 с.
  113. Сорокина- Ж. А. Развитие психологической* готовности студентов- к профессиональной деятельности средствами, саморегуляции: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Ж. А. Сорокина -М.: РГБ, 2007. 189 с.
  114. , Б.М. Мотивационно-смысловые образования в психологической' структуре личности: автореф. дис. докт. психол. наук: 19.00.01 / Б. М. Сосновский: М., 1992: — 25 с.
  115. Терентьев- П. В. Метод корреляционных плеяд / П. В. Терентьев // Вестник ЛГУ. Серия «Психология». — 1959. — № 9. — С. 137 — 141.
  116. , С.Н. Развитие творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности: дис. докт. психол. наук: 19.00.13 / С. Н. Толстов. М., 2004. — 527 с.
  117. , Д.Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  118. , Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1961. — с. 168.130- Ухтомский, А. А1. Доминанта- / A.A. Ухтомский: СПб.: Питер- Питер бук, 2002. — 448 с.
  119. Фельдштейн- Д. И. Психологические особенности формирования готовности1 подростков, к общественному труду / Д. И: Фельдштейн. — Mi: Изд-во АПН ССР, 1986. — 124 с.
  120. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых.групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М1 Мануйлов. -М.: Института психотерапии, 2002. — 490 с.
  121. Человеческий потенциал и концепция обеспечения- надежности в электроэнергетике Электронный ресурс. / С. И. Магид, И. Ш. Загретдинов, Л. П. Музыка, E.H. Архипова. — Режим доступа: http://www.testenergo.ru/article20051 .htm (дата обращения: 11.03.2010).
  122. , Е.В. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Е. В. Черепокова. М.: РГБ, 2003. — 200 с.
  123. , И.Н. Проблемы самосознания в психологии / И.Н. Чеснокова- отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977. — 256с.
  124. , Р.Г. Структура и уровни психологической готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Р. Г. Шакирова. Москва, 1993. — 215 с.
  125. , А.Ф. Профессионально-психологическая подготовленность к деятельности как психологическая проблема / А. Ф. Шикун, A.A. Шикун, М. В. Скотников // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология» — 2010-№ 5.-С. 12−40.
  126. , Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. В. Шипилова. М.: РГБ, 2007. — 221 с.
  127. , Л. М. Применение корреляционного анализа в' психологии / Л. М. Шишлянникова // Психологическая наука и образование. 2009:-№ 1.-С. 98−107
  128. , E.B. Психологические аспекты проблемы личности / Е. В. Шорохова // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. -С. 3−33.
  129. , В.Л. Диспозиционная концепция личности / В. А. Ядов // Социальная психология- под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-288 с.
  130. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / A.B. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. 421 с.
Заполнить форму текущей работой