Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проза Юлии Жадовской: жанровое и стилевое своеобразие

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, творческий опыт писательниц XIX века свидетельствует о поступательном, эволюционном развитии русской литературы в освоении художественных принципов реалистического искусства. Исследование прозы Жа-довской и других женщин-писательниц убеждает нас в том, что именно «женская» проза явилась «аккумулятором» развития лучших классических традиций. Как свидетельствует история и показывает… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Художественные особенности ранней прозы Ю. В. Жадовской (1840−1850-е гг.)
    • 1. Эпнстолярно-дневниковая форма как жанровая особенность ранних повестей Ю.В. Жадовской
    • 2. Жанрово-стилевоеоеобразие романтических повестей Ю. В. Жадовской («Простойучаи», «Переписка», «Непринятая жертва», Неумышленное зло", «Ни тьма, ниет», «Отрывки из дневника молодой женщины»)
    • 3. Сюжетно-композинноннаяруктура повести Ю. В. Жадовской «Сила прошедшего» (1851)
  • ГЛАВА II. Проза Ю. В. Жадовской 1850−60-х годов. Движение от романтизма к реализму
    • 1. Формирование реалистических принципов в творчестве Жадовской в 50−60 гг. XIX в
    • 2. Типология характеров ируктура повествования в повести Ю. В. Жадовской «Отсталая» (1861)
    • 3. Предметный мир в романах Ю. В. Жадовской («Вороне от большогоета» (1857), «Женская история» (1861))

Проза Юлии Жадовской: жанровое и стилевое своеобразие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из актуальных вопросов изучения русской литературы XIX века на современном этапе является восполнение так называемых «белых пятен» в истории ее развития. Необходимо усилить внимание к творчеству поэтов и писателей (Е.А. Ган, Н. Д. Хвощинская, М. С. Жукова, А. Я. Панаева, Ю.В. Жадов-ская и др.), стоящих у истоков развития женской прозы, которых обычно относят ко «второму» и даже «третьему» ряду, но при этом их роль в развитии отечественной литературы существенна. Конкретное изучение творчества таких писателей позволит воссоздать целостную картину развития историко-литературного процесса в России, выявить его закономерности, расширить представление о жанровом разнообразии и художественных особенностях русской литературы XIX века, восстановить всю полноту историко-литературного контекста, в котором развивается деятельность выдающихся писателей.

Литературное наследие некоторых малоизвестных и «забытых» поэтов и писателей было изучено за последнее время довольно полно. Однако творческое наследие Юлии Валериановны Жадовской (1824 — 1883) нуждается в тщательном исследовании. Проза писательницы, ее место в историко-литературном процессе XIX в. не нашли в современном литературоведении развернутой и системной оценки. Отсутствует полное, снабженное научными комментариями издание ее произведений. Целостное исследование прозы писательницы важно не только для уяснения особенностей ее творческой индивидуальности, но и как одна из возможностей нового осмысления специфики «женской» прозы, развития русской литературы 1840 — 1880-х гг. в целом.

Имя Юлии Жадовской закрепилось в сознании многих поколений русской интеллигенции не только благодаря таким стихам, как «Грустная картина» и «Нива, моя нива», ставшими хрестоматийными, но и романсам, которые звучат до сих пор. Жадовская вошла в «большую» литературу «на равных» со многими представителями русской поэзии середины XIX в. И. Н. Розанов в начале.

XX в. причислил Жадовскую к «блестящей плеяде людей 40-х годов», которая замыкается великими писателями земли русской J1.H. Толстым." [1].

О ней писали наши великие критики В. Г. Белинский, H.A. Добролюбов, Д. И. Писарев, ее влияние испытали JI.H. Трефолев, И. З. Суриков и другие поэты. Н. Г. Чернышевский знал многие стихотворения поэтессы наизусть. И. А. Бунин переписал для себя «Тихо я одна бреду по саду.», а В. Я. Брюсовпереводы Жадовской из Уланда.

Многие композиторы, в том числе Ф. Н. Глинка, A.C. Даргомыжский, А. Е. Варламов, А. Т. Гречанинов, М.М. Ипполитов-Иванов, C.B. Рахманинов, P.M. Глиэр и др., сочиняли музыку на слова Жадовской. Полина Виардо с успехом исполняла в 1853 г. в Петербурге романс Даргомыжского «Я все еще его, безумная, люблю.», ставший знаменитым.

Ее имя известно ученым-литературоведам, но само творчество писательницы и поэтессы до сих пор не исследовано с достаточной глубиной и объективностью. Между тем произведения Жадовской в свое время оказали заметное влияние на развитие и совершенствование художественного слова. Поэзия Жадовской была признана критиками еще при жизни. Современники отмечали самобытность ее таланта (П.А. Плетнев), романтическую устремленность к мечте (В.Н. Майков, В.Г. Белинский). A.A. Григорьев поставил Жадовскую в один ряд с известными поэтами — A.C. Хомяковым, Н. П. Огаревым, A.A. Фетом, Н. Ф. Щербиной и др. В то же время демократической критике (H.A. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д.И. Писарев) импонировала другая существенная черта поэтики Жадовской — стремление к социальному аспекту в характеристике героев и их духовных порывов. Это качество в наибольшей степени проявилось в жанрах повестей и романов. Демократическая критика оценила искренность, демократизм и социальную направленность прозы Жадовской.

В дальнейшем критика XX века (М.П. Пархоменко, Б. Я. Бухштаб, И. Ай-зеншток, П. В. Быков, A.M. Скабичевский, В. Касторский, П. Лосев) обратилась к исследованию биографии поэтессы. Изучением поэзии Жадовской занималось советское литературоведение. В 1975 г. появилась диссертация В.А. Бла-гово «Поэзия Юлии Жадовской», в которой дается анализ поэзии Жадовской на широком фоне литературы XIX века. В диссертации прослеживается творческий путь поэтессы, рассматривается поэзия Жадовской в русле лучших традиций русской поэзии и так называемой «женской поэзии» (Елизавета Шахова, Каролина Павлова, Евдокия Ростопчина). Автор воссоздает облик поэтессы на материале ее дружеской переписки с видными людьми эпохи, архивных документов, журнальных и газетных изысканий. В. А. Благово отмечает: «Жадовская вошла в „большую“ литературу „на равных“ со многими представителями русской поэзии середины XIX века. Поэтесса не только творчески усвоила их, но и сумела кое в чем предвосхитить даже такое великое явление, как, например, Некрасов» [2].

В 1979 г. В. Осокин, а затем в 1991 г. В. Пикуль обращаются к личности Ю. Жадовской, рассказывая ее биографию в виде сентиментальной истории любви. В 1993 г. издательство «Планета» опубликовало роман «В стороне от большого света» и повесть «Отсталая». У современных читателей появилась возможность познакомиться с самими произведениями Жадовской и кратким послесловием к ним.

В 2004 г. по лирике Ю. В. Жадовской защищена кандидатская диссертация Е. А. Трушиной «Лирика Ю. В. Жадовской (Мировидение и поэтика)», в которой дается подробный анализ мировидения и лирики поэтессы. В работе рассматриваются ведущие мотивы лирики Жадовской, особенности их образного воплощения, выявляются черты поэтики ее лирики как своеобразный синтез лермонтовских и некрасовских традиций, раскрывается жанровая типология поэзии, основные композиционные особенности, ее ведущие лексико-стилистические черты, традиции и новаторство поэтессы в использовании языковых средств художественной выразительности. Автор исследования делает вывод о том, что’ведущими мотивами в творчестве Жадовской являются философско-религиозные и духовно-нравственные, в полной мере отразившие мировидение поэтессы, отмеченные чертами православной этикичто поэзия Жадов-ской закрепила новаторские тенденции так называемой «женской» лирики середины XIX века, представленной в первую очередь именами Е. Ростопчиной и К. Павловой, углубляя психологизм, задушевность и теплоту в изображении переживаний лирической героини.

Литературоведческая наука продолжает исследовать творчество Ю. В. Жадовской — биографию (и здесь остались еще белые пятна), жанровые разновидности ее лирики, основы мировидения поэтессы. Тот факт, что и через два столетия ученые и историки-исследователи вновь обращаются к изучению личности Ю. В. Жадовской, говорит о ее литературном таланте и искренности чувств, которые не могут не затронуть сердце русского человека и оставить исследователей равнодушными.

Таким образом, поэзия Жадовской исследована достаточно полно. Тщательного же анализа прозы Жадовской не было. В 2002 г. была защищена диссертация Е. В. Хохловой «Жанровая эволюция прозы Ю.В. Жадовской», где она попыталась рассмотреть отдельные ее прозаические произведения с точки зрения «женской» прозы. В работе дается анализ проблематики произведений с учетом тендерного подхода к интерпретации художественного текста. Ею делается вывод о том, что жанровая эволюция прозы Жадовской обусловлена динамикой творческой личности писательницы, ее художественного видения и мироощущения, а также общей эволюцией литературного процесса 40−60-х гг. XIX века от романтизма к реализму.

Однако до сих пор мы не имеем полного и научно обоснованного издания произведений Ю. В. Жадовской, что очень затрудняет исследование. В предлагаемой работе восполняются пробелы, которые существуют в исследовательской литературе о Жадовской. Диссертация выполнена с учетом достижений предыдущей науки. В работе намечаются новые подходы к рассмотрению жанровой эволюции творчества Жадовской с учетом особенностей поэтики ее произведений и особенностей выражения авторского начала. Предпринимается попытка определить место писательницы в прозе середины XIX века. В эпическом произведении авторское начало может проявляться как авторская точка зрения на воссоздаваемую реальность, как авторский комментарий по ходу сюжету, как прямая, косвенная или несобственно-прямая характеристика героев, как авторское описание природного и вещного мира. Формы авторского присутствия в тексте во многом определяются родовой принадлежностью произведения и его жанром.

Цель данного исследования — рассмотреть художественный мир прозы Ю. В. Жадовской, особенности жанровой эволюции и поэтики ее произведений в контексте литературного процесса 40−80-х гг. XIX века.

Задачи дисертации:

1. Определить жанровую специфику прозы Жадовской с учетом особенностей выражения авторского начала.

2. Раскрыть идейно-художественное своеобразие произведений Жадовской во взаимосвязи с литературными традициями.

3. Рассмотреть своеобразие стиля, систему образов и способы их создания, сюжетно-композиционные признаки прозы Жадовской.

4. Проанализировать отличительные черты поэтики прозы Жадовской как отражение позднего романтизма в русской литературе 40−50 гг. и воплощение реалистических начал 60−80 гг. XIX века.

5. Охарактеризовать новаторство поэтики творчества писательницы в плане средств художественной выразительности.

Объектом диссертационного исследования является проза Жадовской как менее изученная в творчестве писательницы.

Предмет исследования — жанрово-стилевые признаки прозы Жадовской, основы поэтики прозаического наследия писательницы.

Научная новизна работы. В работе дается целостный анализ жанровых и стилевых особенностей прозы Жадовской, определяется новаторство поэтики ее прозы как отражение романтических и реалистических начал в литературе 40−80 гг. XIX века.

Материалом исследования явились прижизненные публикации прозаических произведений Жадовской в различных периодических изданиях и сборниках («Отечественные записки», «Москвитянин», «Русский вестник», «Время», «Русское слово», «Русская Старина», «Русские ведомости» и др.), а также Полное собрание сочинений Ю. В. Жадовской в 4-х томах (1894), выпущенное братом Ю. В. Жадовской, куда вошли ее стихотворения, повести и романы, письма и переводы.

Введены в активное обращение эпистолярий писательницы, архивные материалы, хранящиеся в ИР ЛИ РАН, ИМЛИ им. A.M. Горького РАН, РГАЛИ, ГРБ, мемуары современников писательницы и т. д.

Методологическая основа исследования связана с историко-литературным аспектом. В хронологической последовательности рассматриваются произведения Жадовской с учетом их жанровой и стилевой принадлежности, системы образов и способов их изображения.

Как в целом, так и в отдельных главах и разделах изложение ведется от частного к общему. Широко используется историко-функциональный, истори-ко-генетический, структурно-типологический, сопоставительный, биографический методы исследования. Исследование проводится на различных уровнях методологии (конкретно-литературном, теоретико-эстетическом, аксиолого-концептуальном).

Теоретической основой исследования явились труды отечественных критиков и литературоведов по истории русской литературы XIX века в целом, поэзии и прозы (работы В. Н. Аношкиной, О. М. Буранка, Л. Я. Гинзбург, Б. П. Городецкого, А. Ф. Захаркина, В. В. Кожинова, В. И. Коровина, Ю.Г. Круг-лова, В. И. Кулешова, Ю. М. Лотмана, Н. Н. Скатова, В. Е. Хализева, И.П. Щеб-лыкина и др.). При рассмотрении жанровой эволюции творчества писательницы использовались работы H.A. Вердеревской, Л. Я. Гинзбург, H.A. Гуляева, И. В. Карташовой, Г. Н. Поспелова, М. В. Строганова, Н. Д. Тамарченко, В. Ю. Троицкого, JI.B. Чернец, А. Я. Эсалнекпо проблемам поэтики и стилевого развития русской литературы — работы А. Н. Веселовского, A.A. Потебни, В. В. Виноградова, М. М. Бахтина, H.A. Гуляева, Д. С. Лихачева, Ю. В. Манна, Г. М. Фридлендера, С. Е. Шаталова.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть учтены при изучении особенностей литературного процесса 4080-х гг. XIX века и взаимосвязей творчества выдающихся писателей и писателей так называемого «второго ряда». Концепция дает научное обоснование аргументированного подхода к определению места, ценности творчества Жадов-ской в истории художественного процесса русской литературы XIX века и роли художественной прозы в трактовке традиций и новаторства.

Практическая ценность работы заключается в том, что она содержит выводы и материалы, в том числе архивные, которые могут быть использованы исследователями русской литературы, преподавателями вузов и школ. Материал может применяться в образовательной практике вузов, а также в деятельности гуманитарных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Положения, выносимые на защиту:

1. Ю. В. Жадовская как прозаик развивалась в русле романтических и реалистических традиций. Романтические традиции наиболее ярко проявились в ранней прозе писательницы, реалистические — в поздней.

2. На формирование жанровых признаков повлияла эстетика «натуральной школы» (внимание к деталям провинциального быта).

3. Талант писательницы проявился в разработке жанра светской («домашней») повести и социально-психологического романа.

4. В прозе Ю. В. Жадовской отразилась лермонтовская линия романтико-философского осмысления действительности.

5. Прозу Ю. В. Жадовской следует рассматривать как синтез основных тенденций развития русской реалистической прозы середины XIX в. (сценичность, психологизм, близкий по типу к толстовской «диалектике души" — полифоничность в русле исканий Ф.М. Достоевского).

6. Весом вклад писательницы в разработку типологии женского характера в его социально-психологических аспектах, что способствовало общему обогащению реализма русской прозы середины XIX века. Апробация научных результатов исследования осуществлялась на Межрегиональной научно-практической конференции «Формирование профессионализма учителя на этапах довузовского, вузовского и послевузовского образования» (РГУ им. С. А. Есенина, 2004), Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (МГГУ им. М. А. Шолохова, 20 042 007). Отдельные выводы работы отражены в опубликованных статьях, отчасти апробированы в педагогической деятельности диссертанта.

Структура исследования определяется поставленными задачами и предметом исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечания, списка использованной литературы и архивных материалов.

Заключение

.

Творческий опыт писательниц XIX в. свидетельствует о поступательном, эволюционном развитии русской литературы в освоении художественных принципов реалистического искусства. Исследование прозы Ю. В. Жадовской и других женщин-писательниц убеждает нас в том, что именно «женская» проза явилась «аккумулятором» развития лучших классических традиций. Как свидетельствует история и показывает анализ «женской» прозы, в творчестве Е. Ростопчиной, Е. Шаховой, К. Павловой, А. Панаевой, Н. Хвощинской, 10. Жадовской и др. сохранялись, совершенствовались и передавались лучшие традиции русской литературы, приемы поэтики. В жанре синтезировались различные формы: светская («домашняя») повесть, психологический роман, дневники и др.- они получали новую жизнь. Что касается образности художественного произведения, женщины-писательницы внесли значительный вклад в типологию женских характеров.

В исследовании прозы Ю. В. Жадовской выявлены типологические особенности ее художественного стиля, органическое единство романтических и реалистических тенденций. К концу 50-х гг. XIX в. писательница приходит к большой жанровой форме романа, в которой, несмотря на субъектную форму повествования, проявляется тенденция к широкому объективному изображению действительности. Обращение после создания романов к жанру повести, отражающей основные законы реалистического типа творчества, объясняется, по нашему мнению, попыткой создания нового типа характера героини, обусловленного в большой степени влиянием среды и поиском возможностей для его становления в реальных жизненных условиях.

Наделенная острым чувством времени, Жадовская стремилась в меру творческих возможностей быть летописцем своей эпохи. Она внесла свой вклад в разработку типологии женского характера, нарисовала новый деятельный тип женщины, встающей на путь самостоятельности и независимости. В моделировании «женственности» Жадовская от романтического типа женского образа последовательно движется к созданию нового типа характера героини, вполне самодостаточной и способной к реализации собственного «Я».

Как и в прозе большинства женщин-писательниц (Е. Ган, Н.Д. Хвощин-ской, Е. Ростопчиной и др.), объектом художественного исследования Жадов-ской в повестях 1840-х годов становится трагическая судьба любящей женщины, богатство и сила души которой не поняты мужчиной. В жанровых исканиях Жадовская, которая в своей прозе сначала обращается к наиболее популярной в романтической литературе разновидности жанра повести — «светской» повести в форме дневников, записок, писем, — постепенно переходит к реалистическому роману и завершает свое творчество реалистической повестью. В ее творчестве проявилась как общая тенденция литературного процесса к объективности изложения, так и эволюция самой личности писательницы, связанная с изменением художественного видения мира и человека, что нашло отражение в различной трактовке женского характера и манере повествования.

В ранних повестях элементы автобиографизма сочетаются с психологизмом. Уже в 1840-х гг., когда женское творчество утвердилось в литературе как самостоятельное явление, а социальная проблематика и психологизм стали неотъемлемой чертой литературы, в рамках «светской» повести формируется особая разновидность — «женская» повесть. Исследование движения от романтической повести к большой жанровой форме романа и к реалистической повести в прозе Жадовской отражает общее движение русской литературы от романтизма к реализму, позволяет представить более точную картину жанровых и стилевых исканий русской литературы в целом.

Отличительным свойством героинь ранних повестей является идентичность их душевных переживаний, и можно говорить о наличии в них одного типа характера, создание и развитие которого является главной задачей писательницы. Образ кроткой, тонко чувствующей, но несчастной женщины разрабатывается Жадовской во всех повестях 1840-х гг., и можно с уверенностью сказать, что ее героини несут неизгладимую печать времени и переживают тиличное душевное состояние своего поколения. Тип характера, представленный в образах ее главных героинь, во многом близок и самой писательнице. Его основы были заложены еще в ее поэзии, в которой H.A. Добролюбов видел «простоту и прозаичность», тогда как A.B. Дружинин в оценке прозы, напротив, отмечал лирическую тональность. А. Пятковский также утверждал, что «проза удается Жадовской несравненно лучше.» [113] (Курсив мой — И.В.).

В ранних произведениях Жадовская использует возвышенно-эмоциональную лексику и синтаксические конструкции, монологическую форму повествования, которая нередко сменяется диалогической, что привносит элемент сценичности. Используя различные приемы и средства художественной изобразительности (контраст, внешнюю детализацию, психологизм, стилевые особенности), Жадовская пытается дать представление о характере своих героев, который формируется под определенным воздействием среды и обстоятельств.

За счет приема косвенной характеристики другими персонажами, описания портрета, жестов и мимики Жадовская показывает психологическое состояние героев, объясняет причины и мотивы поведения человека в определен ных ситуациях. Психологизм Ю. В. Жадовской проявляется в умении писательницы предельно точно обозначить всю гамму чувств и настроений своей героини, волнующих ее в данный момент, передать психологическое состояние главной героини и его динамику.

Приемы психологического изображения внутреннего мира героя индивидуальны у каждого писателя, но анализ этой системы имеет первостепенное значение для понимания своеобразия психологизма в конкретном произведении. Основной формой психологизма в романе является прямая форма — непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека. Таким образом, стремление к объективности изложения, анализ и воспроизведение внутреннего мира личности характерны для романа как жанра.

В романах Жадовской исчезают черты автопсихологизма в обрисовке характеров главных героинь, хотя сохраняются элементы автобиографизма в сюжетных ситуациях. Характер героинь романов, логика его развития подчиняются уже более объективным законам, влиянию поместно-патриархальной среды. Изображая поместно-провинциальную среду, писательница затрагивает целый ряд проблем, связанных с положением женщин в предреформенной России, когда в центре общественной жизни стояли вопросы эмансипации, женского воспитания и семейных отношений.

Героини в поздних произведениях Жадовской пытаются занять активную позицию, ощутить всю полноту жизни и найти свое место в ней. Жадовская также поднимает в своих произведениях новую для ее прозы проблему воспитания и женского образования. Воспитываясь в деревне, в барской усадьбе, в непосредственной близости к природе и народным обычаям, героини Жадовской учатся свободно мыслить, что часто вызывает недовольство окружающих. Эта внутренняя сила характера, развитый ум, сформированный под воздействием прочитанного, помогают героиням Жадовской реализовывать свои мечты, свое собственное «я». Способность женщины к самореализации, ее «внутренняя свобода» являются отличительной чертой главных героинь произведений Жадовской.

Формирование реалистических принципов в творчестве Ю. В. Жадовской в 50−60 годы XIX века происходит за счет моделирования нового, совершенно особого типа женщины, сочетающего в себе эмоции и разум, реализующего себя не только в рамках семьи, но и в общественной деятельности. Проблема женской самореализации, духовного становления связывается и с проблемой взаимоотношения полов, которая приобретает иное звучание: мужчина сам стремится завоевать расположение и любовь героини. Внутренняя духовная сила героини оказывается важнее богатства. Именно она притягивает внимание мужчин и делает героев в итоге счастливыми. Все это отражает творческую задачу писательницы, состоящую в поиске возможностей для реализации женского «Я», развития духовного потенциала женщины.

На формирование жанровых признаков повлияла эстетика «натуральной школы». Это сказалось в изображении провинции быта, внимание к мелочам и деталям. Основной жанр повестей Жадовской — светская («домашняя») повесть. Романы можно характеризовать как социально-психологические. Этим определяется сценичность, психологизм, близкий по типу к толстовской «диалектике души», полифоничность в русле исканий Ф. М. Достоевского. Повести Жадовской и ее романы органично вобрали в себя основные тенденции развития русской прозы, традиции лермонтовского философского осмысления действительности и традиции «натуральной школы».

Поэтика пейзажа в прозе Жадовской представляет многопланово разработанную художественную систему, выполняющую целый комплекс идейно-эстетических функций. В прозе пейзажные описания составляют органическую часть предметного мира произведений Жадовской и отличаются содержательной емкостью и многофункциональностью. Картины природы органически включаются ею в структуру повествования и проявляют себя как элемент описания места действия и природного фона событий {бытовой пейзаж), как средство раскрытия психологии, душевной жизни, нравственных убеждений персонажей (психологический пейзаж), как отражение философских и идейных умонастроений героя {философский), как образный аналог явлений и процессов, происходящих в социальном мире {социально ориентированный пейзаж), как символическое обобщение сущностных начал и взаимосвязей мира и человека {символический пейзаж), как средство выражения авторского эмоционального отношения к происходящему {лирический пейзаж), как элемент композиции произведения (пейзажная экспозиция, пейзажное обрамление повествования, пейзажные ремарки и заставки, сопутствующие развертыванию сюжета и т. п.).

Предложенная выше типология пейзажных описаний в творчестве Жа-довской свидетельствует о том, что ею практически был освоен весь художественный опыт пейзажной поэтики, накопленный современной ей художественной литературой. Пейзажные и бытовые зарисовки, рассказ о традициях усадебной жизни и отношений между людьми на страницах романа Жадовской воссоздают художественно-обобщенный образ русской провинции с ее своеобразной культурой. В пейзажных зарисовках Ю. В. Жадовской особое значение приобретают цвет, запах, звук. Подобные художественные приемы в изображении природы, как известно, широко использовал И. С. Тургенев, пейзажи которого полны не только зрительных, но и звуковых деталей. Эта способность поэтического видения природы сближает Жадовскую с Тургеневым, при всей разности масштабов таланта писателей.

Большую роль в пейзажной поэтике играет символика. Также как и в ранних произведениях Жадовской к наиболее устойчивым пейзажным образам можно отнести уже упоминавшиеся образы неба, поля, леса, дали, сада и т. д. В них, на наш взгляд, заключен сгусток образной мысли и высокая степень художественного обобщения, что насыщает пейзажные зарисовки дополнительной образной экспрессией.

Таким образом, поэтика пейзажа в прозе Жадовской представляет много-планово разработанную художественную систему, выполняющую комплекс идейно-эстетических функций. Успешное использование пейзажа, как средства предметно-бытовой, психологической, философской действительности, представленное в романах писательницы, явилось серьезным творческим завоеванием Жадовской, ее вкладом в развитие поэтики русского реализма.

В реалистическом произведении авторская позиция формирует портрет, акцентируя в нем те или иные черты, которые способны наиболее ярко выразить характер героя, размышления писателя, включая характерологический, повествовательный, сюжетно-композиционный уровни. Портреты ее героинь и героев, как правило, статичны, строго фиксированы и «привязаны» к определенному моменту повествования — первому появлению персонажа. Данная манера была свойственна И. С. Тургеневу и И. А. Гончарову.

Структура портрета в произведениях Жадовской также традиционнаописываются лишь основные черты внешнего обликапри этом особое внимание уделяется выражению глаз и целостному впечатлению от лица персонажаболее подробной детализации писательница, как правило, избегает. Так, в романе «Женская история» дается два вида женского портрета, статичный и динамичный, которые противопоставлены друг другу и являются выражением авторской позиции. Что касается мужских портретов, то они представлены в романах бегло, поэтому их типологию проследить сложно. Мужчины «старшего» поколения в романах практически не представлены. Других персонажей можно условно разделить на два типа: мужчина — наставник, учитель и мужчина — друг, сверстник.

В целом же портрет в произведениях Ю. В. Жадовской выполняет многоплановые художественные задачи: воссоздает внешнюю пластику образа, выражает взаимосвязь внутреннего и внешнего в структуре личности персонажа, характеризует степень его человеческой состоятельности и уровень самооценки, способствует возвышению или развенчанию в глазах читателя, служит поводом для осмысления серьезных социально-нравственных и эстетических проблем.

Романы Ю. В. Жадовской отличает наличие философского комментария, их связь с социально-психологическими проблемами. Проза Жадовской явилась закономерным и важным звеном в контексте романтических и реалистических исканий русской литературы 50−60-х годов XIX века. Глубокая разработка женского характера нашла свое выражение в прозе Жадовской.

Исследование движения от романтической повести к большой жанровой форме романа и к реалистической повести в прозе Жадовской отражает общее движение русской литературы от романтизма к реализму. Осмысливая проблему характеров и обстоятельств в контексте современной действительности,.

Ю.В. Жадовская стремилась отыскать новые, диалектические связи между ними. Она внесла значительный вклад в становление поэтики русского реализма и в лучших своих достижениях сблизилась с выдающимися мастерами реалистического письма.

Таким образом, творческий опыт писательниц XIX века свидетельствует о поступательном, эволюционном развитии русской литературы в освоении художественных принципов реалистического искусства. Исследование прозы Жа-довской и других женщин-писательниц убеждает нас в том, что именно «женская» проза явилась «аккумулятором» развития лучших классических традиций. Как свидетельствует история и показывает анализ прозы, в творчестве Н. Д. Хвощинской, М. С. Жуковой, А .Я. Панаевой, Ю. В. Жадовской и др. сохранялись, оттачивались, совершенствовались и передавались лучшие традиции русской литературы, приемы поэтики. В жанре синтезировались различные формы (светская, домашняя повесть), которые получали в дальнейшем новую жизнь. Что касается образности, каждая из писательниц внесла свой значительный вклад в типологию женских характеров, и Ю. В. Жадовской принадлежит в этом ряду достойное место.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.В. Поли. собр. соч.: В 4-х т. СПб., 1894.
  2. Ю.В. Поли. собр. соч.: В 4 т. Переписка. Простой случай. СПб., 1894.
  3. Ю.В. Жадовской с профессором Шиллем // Жадовская Ю. В. Поли. собр. соч.: В 4-х т. СПб., 1894. Т.4
  4. Ю.В. В стороне от большого света. М., 1887,2-е изд.
  5. Ю.В. Повесть «Сила прошедшего» // Отечественные записки. 1851. — Т.77. — № 8. — отд. VI (Библиографическая хроника).-С. 140.
  6. Ю.В. Стихотворения. СПб., 1846.
  7. Стихотворения Юлии Жадовской. СПб., 1858.
  8. Стихотворения Юлии Жадовской. Московское обозрение, 1859, № 1, отд. 3.
  9. Ю.В. В стороне от большого света // Русский вестник. М., 1857, № 5−8.
  10. Ю.В. Женская история. Роман в 3-х частях // Книжный вестник. 1861, № 10.
  11. Ю.В. Женская история. Отсталая // Время. 1861, № 2−4, 12.
  12. Ю.В. Очерк. Проводы Масленицы в уездах Буйском и Солигалицком //Москвитянин. 1843,№ 3.
  13. Ю.В. Первая любовь. Эпизод из неоконченного романа //Москвитянин. 1853, № 11−12.
  14. Ю.В. Житьё-бытьё на Корёге. Записки Гульпинской Авдотьи Степановны //Русский вестник. 1857. T. VII, кн.1.
  15. Ю.В. Письма к Ю.Н. Бартеневу 1845 1852 // Щукинский сборник. М., 1905. Вып. 4. С.314−349.
  16. Ю.В. Избранные стихи. Ярославль, 1958.
  17. Ю.В. В стороне от большого света. Отсталая. М., 1993.1. Исследования.
  18. И.С. Письма к родным. М., 1994.
  19. С.Т. О романе 10. Жадовской «В стороне от большого света» // Аксаков С. Т. Собр. соч. в 5-ти т. М., 1966. Т.4. С.221−222.
  20. Е.А. Российские женщины и негосударственные формы художественного образования в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. // О благородстве и преимуществе женского пола. СПб., 1997. С.80−84.
  21. Архив Брюлловых. Издание журнала «Русская старина». СПб., 1900. С. 542−546.
  22. A.B., Астафьева H.A. Писатели Ярославского края. Ярославль, 1974. С. 96−104.
  23. Н.В. Ю.В. Жадовская. Биографический очерк и примечания // Русские поэтессы XIX века. М., 1979. С. 12,118−120, 240, 242.
  24. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1989.
  25. А.И. Тургенев и русские писательницы 30−60 гг. // Творческий путь Тургенева. Петроград, 1923. С. 141.
  26. В. Г. Сочинения A.C. Пушкина. М., 1953. С. 180.
  27. В.Г. О русской повести и повестях г-на Гоголя // Поли.собр. соч.: В 13 т. М.-Л., 1953. T.l. С.271−272.
  28. В.Г. Статья девятая «Евгений Онегин» // Статьи о классиках. М., 1970. С. 96.
  29. В.В. Забытая поэтесса. РГАЛИ. Ф.638, ед.хр.Ю, оп. 1.
  30. Библиотека для чтения. СПб., 1851. Т. 105, раздел YI. С. 24−25.
  31. В.А. Кольцов и Ю.В. Жадовская. Краткое содержание докладов / XXV Герценовские чтения. Л., 1972. С.29−31.
  32. В.А. Поэзия и личность Ю.В. Жадовской. Саратов, 1981.
  33. В.А. Поэзия 10. Жадовской. Дисс. на соиск. уч. степени к.ф.н. Л., 1975.
  34. В. Дом с колоннами (о поэтессах А. И. Готовцевой и Ю.В. Жадовской)//Северная правда. 1973,26 июня.
  35. БСЭ. 1972. Т.9, изд. III. С. 115.
  36. .Я. Поэты 1840 1850-х годов. М.-Л., 1962.
  37. П.В. Ю.В. Жадовская. Биографический очерк // Живописное обозрение.- 1884. -№ 12.-С. 186−188.
  38. П.В. Ю.В. Жадовская. Вступ. статья. // Жадовская Ю.В. Полн.собр.соч.: В 4-х т. СПб., 1885−1886. Т.1.
  39. Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. М., 1990.
  40. Л. Юлия Жадовская. (К биографии русс, поэтессы. 1824 -1883) // Неман, 1974. Сб. № 9. С.189−190.
  41. Варкентин Хайде. Как это просто, верно и симпатично! О рецепции творчества Юлии Жадовской // Пол, тендер, культура. М., 2000.
  42. С.А. Критико-биографический словарь русских писателейи ученых (от начала русской образованности до наших дней). 1915. Т.1.С. 278.
  43. H.A. Русский роман 40-х-60-х годов XIX века. Казань, 1980.
  44. А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Историческая поэтика. М., 1989. С. 107.
  45. В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М., 1980.
  46. Г. А. Вопросы женской эмансипации в русских журналах 1830−1840 гг. («Московский телеграф», «Телескоп», «Молва», «Московский наблюдатель») // Учен, записки Казан, ун-та. Т. 117, кн.9 / Общеуниверсит. сб-к. 1957. Вып.1. С.87−92.
  47. Н.М. Русские поэты XIX в. М., 1964. С. 644.
  48. Н.В. Русские поэты в биографиях и образцах. СПб., 1888.
  49. Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С. 201.
  50. Г. А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959. С. 41.
  51. H.A. Русский романтизм. М., 1974.
  52. Дача на Петергофской дороге // Вступит, статья Ученова В. В. «Забвенью вопреки». Творчество русских писательниц первой пол. XIX в. М., 1886. С. 3−18.
  53. H.A. Собр. соч.: В 9-ти т. М., 1962 // Статьи и рецензии. СПб., 1958.
  54. H.A. Стихотворения Юлии Жадовской // Собр. соч.: В 3-х т. М., 1986. Т.1.С.501.
  55. A.B. Письма иногороднего подписчика // Современник. -1849, № 6. С. 122.
  56. A.B. Полинька Сакс // Современник. 1847, № 12.
  57. Е.А. Молодые годы Юлии Жадовской // Любитель природы. Рыбинск, 1998. С.308−317.
  58. Е.А. Песня последней встречи // Ярославская старина. 1996, №З.С.113−114.
  59. Женское образование, № 9, СПб., 1883.
  60. Женщины в отечественной науке и образовании (Х1Х-ХХ вв.). Кострома, 1997.
  61. Жук A.A. Русская проза второй половины XIX века. М., 1981. С. 36.
  62. Записки учителя // Педагогический журнал. М., 1883, № 6−7. С. 356.
  63. Ф. Новь, 1886. Т.9, № 10.
  64. И.И. Поэзия и личность Жадовской // Почин. М., 1896 / Сборник общества любителей российской словесности.
  65. ИР ЛИ Пушкинский Дом РАН. Архив П. В. Анненкова. Ф. 87, ед. хр. 39.
  66. ИРЛИ Пушкинский Дом РАН. Ф. 4858 / XIII. С. 50.
  67. Исторический вестник. Т. 14, СПб., 1883. С. 463.
  68. С.Н. Сила слабых: Женщины в истории России (XI-XIX вв.) М., 1989.
  69. В. Писатели-костромичи (XVIII- XIX вв.). Кострома, 1958.
  70. М.М. Художественное восприятие в системах романтизма и реализма // Русская классика и проблема восприятия (И.С. Тургенев). Калинин, 1986. С. 20.
  71. Книжный вестник. 1861, № 1−24. С. 146.
  72. И.Н. Женский вопрос в России в 50−60-х гг. XIX в. // Проблемы истории русского общественного движения и исторической науки. М., 1981. С.118−128.
  73. Н.А. «Тема окна» в произведениях немецкого романтизма // Проблемы романтизма. Тверь, 1990. С. 54.
  74. Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1989.
  75. Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. Тула, 1972. С. 100.
  76. Ю.В. Дорог костромской край. (Ю.В. Жадовская в Костроме и Буйском районе) // Северная правда. 1974, 29 июня.
  77. Ю.В. Юлия Валериановна Жадовская (1824 1883) // Вечные всходы: Сб. очерков о писателях Костром, края, Яросл., 1886.
  78. Лермонтовские и некрасовские традиции в творчестве Ю.В. Жадов-ской // Тезисы докладов и сообщений межвуз. научн. конференции, Кострома, 1971.
  79. С. Плодородное небо провинции: (размышление о провинциальной русской поэзии) // Лит. учеба, 2001, март-апрель. С. 67.
  80. Лирическая героиня в поэзии Ю. В. Жадовской. / XXVI Герценов-ские чтения, Л., 1973. С.34−38.
  81. П. Вступительная статья // Ю. В. Жадовская. Избранные стихи. Ярославль, 1958. С.3−17.
  82. Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.
  83. Ю.Н. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С. 65.
  84. Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1998.
  85. В.Н. Стихотворения Юлии Жадовской // Отечественные записки. 1846, № 8. С.81−86.
  86. Е.А. О русском романтизме. М., 1975.
  87. Ю.М. Динамика русского романтизма. М., 1995.
  88. В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982.
  89. Д.И. Заметки о женщинах // Современник. 1850, № 3.
  90. П. К биографии Ю.В. Жадовской // Ярославские губернские ведомости. 1889, 19 сентября, № 73. С.5−6.
  91. Н.К. Полн. собр. соч. СПб., 1909−1913. Т.6.
  92. Москвитянин, 1841, № 4. С.247−248.
  93. Москвитянин, 1885, № 15−16, кн. 1−2.
  94. Московский листок, 18 сентября, 1883. № 258. С. 2.
  95. Народная основа лирики // Северная правда, 1974,29 июня.
  96. H.A. Полн. собр. стихотворений: В 3-х т. Л., 1967. Т.2.
  97. В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в. Новосибирск, 1971.
  98. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. СЛ71.
  99. Р.Т. Реализм в связи с проблемами сущности и метода. Дисс. на соиск. д.ф.н. М., 1966.
  100. Д.И. Женские типы. Полн. собр. соч.: В 6-ти т. Т.1 // Статьи и рецензии 1859−1862. М., 1955.
  101. Д.И. Стихотворения Юлии Жадовской // Полн. собр. соч.: В 6-ти т. СПб., 1909. Т.1.
  102. Ю.Н. Бартенева к С.П. Шевыреву о Жадовской // Москвитянин. 1848. 4. VI, № 11. С.13−14.
  103. П. А. Стихотворения Ю. Жадовской // Сочинения и переписка. СПб., 1885. Т.2. С.542−546.
  104. П.А. Стихотворения Юлии Жадовской // Современник. 1846. Т.43.
  105. Н. 10. Жадовская в своих письмах // Женское образование. 1886, № 4. С. 304−311.
  106. Полузабытое имя // Северная правда, 1968,28 августа.
  107. А.В. Женский вопрос в русских журналах 60-х гг. XIX в. // Взаимодействие творческих индивидуальностей русских писателей Х1Х-ХХ в. М., 1994. С.151−160.
  108. В. О романах «Отсталая» и «Женская история» // Отечественные записки. СПб., 1862, № 5. С. 40.
  109. XIX века (1840−1860 гг.). М., 1981. С. 17−95.
  110. Поэты 1840 1850-х гг. // Вступ. статья Б. Я. Бухштаб, Л., 1972.
  111. Ю.М. Русская художественная проза 50-х годов XIX в. // Развитие реализма в повествовательных жанрах. Свердловск, 1984.
  112. А.С. Собр. соч.: В 3-х т. Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила. М., 1985. Т. 1. С. 452.
  113. А. Стихотворения Юлии Жадовской // Журнал Министерства народного просвещения, 1859, апрель.
  114. РГАЛИ. Ф. 638, оп.1, ед. хр. 1. Л.74, 77, 90.
  115. И.Н. Русская лирика. М., 1914. С. 11.
  116. Е.П. Счастливая женщина. М., 1991.
  117. Е.П. Стихотворения. Проза. Письма. М., 1986.
  118. Русская мысль. Библиографический отдел. Беллетристика. СПб., 1885. С.1−3.
  119. Русская повесть XIX в. Под ред. Б. С. Мейлаха. JL, 1973. С. 401.
  120. Русский национальный характер в поэзии H.A. Некрасова и Ю. В. Жадовской / XXIV Герценовские чтения, Д., 1971. С.75−77.
  121. Русские писатели 1800−1917. Библиографический словарь: В 2-х т. М., 1992.
  122. А. Подарок прекрасному полу. М., 1846.
  123. И.Л. Глазами Аргуса (мотив молвы в русской женской прозе первой половины XIX века) // Филологические науки, 2000, № 3
  124. Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. М., 1937. Т. 10. С.55−56.
  125. В.И. Страницы русского романтизма. М., 1988.
  126. Северный вестник. СПб., 1885, № 1 С. 199−200.
  127. A.M. Песни о женской неволе // Вестник Европы. 1886, изд. 21. Т.1, № 1−2.
  128. A.M. Собр. соч. СПб., 1902. Т.2.
  129. А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
  130. Г. В. Женская благотворительная деятельность в Тобольской губернии // Женщины российской провинции. Ижевск, 1997. Вып.1.
  131. М.В. Автор-читатель и проблема жанра. Калинин, 1989. С.11−12.
  132. Н.Д. Русский классический роман XIX в. Проблемы поэтики и типологии жанров. М., 1997.
  133. Г. А. Женский вопрос в России 50−60 гг. XIX в. JL, 1984.
  134. .В. Стилистика и стихосложение. JI., 1959.
  135. В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20−30-х гг. XIX века. М., 1985.
  136. Е. А. Лирика Ю.В. Жадовской (Мировидение и поэтика). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Самара, 2003.
  137. Е. А. Лирика Ю.В. Жадовской (Мировидение и поэтика). Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Пенза, 2003.
  138. А.И. Поэтика прозы Н.Д. Хвощинской. Дисс. насоиск. уч. степ, к.ф.н. М., 1997.
  139. .А. Поэтика композиции. М., 1970.
  140. A.A. Провинциальные барышни A.C. Пушкина // Русская провинция: миф-текст-реальность. М.-СПб., 2000.
  141. А. Воспоминание о Ю.В. Жадовской. Губернский дом, 1996, № 3. С. 61−65.
  142. Филология: Проблемы истории и поэтики (к 60-летию Ю.Г. Круглова). М., 2004.
  143. Финский вестник, 1846. Т. 11 / Библиографическая хроника. С. 23.
  144. О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
  145. Н.Д. Полн. собр. соч.: В 8 т. СПб., 1859−1866.
  146. Е.В. Жанровая эволюция прозы Ю.В. Жадовской. Дисс. на соиск. уч. степ, д.ф.н. Тверь, 2002.
  147. М.К. Очерк жизни Н.Д. Хвощинской-Зайончков-ской (В. Крестовского-псевдонима) // Мир Божий. 1897. № 12.
  148. Н.Г. Полн. собр. соч. М., 1847. Т.З.
  149. С.Е. Время метод — характер. M., 1976.
  150. С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. М., 1979.
  151. С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979.
  152. Е. Мирянка и отшельница. Стихотворения в 2-х частях. СПб., 1849.
  153. И.Н. Письмо к Ю.В. Жадовской от 17 дек. 1862 г., ИРЛИ Пушкинский Дом РАН, ф. Р.П., оп. 1, ед. хр. 487. Л. 1−2.
  154. Э. Желание любви и страстное стремление к искусству (Елена Ган и ее рассказ «Идеал») // Филологические науки, 2000, № 3. С. 109.
  155. В. О состоянии женщин в России до Петра Великого. Историческое исследование. Киев, 1850.
  156. Л. И. Лирика Е.Г. Ростопчиной. Учебно-методическое пособие. Пенза, 1996.
  157. А.Я. Пушкин и Стендаль. (К вопросу о типологии европейского романа) // Доклады и сообщения российских ученых. МАПРЯЛ-99, М., 1999. С. 517.
  158. А.Я. Типология романа. М., 1991.
  159. A.C. Русская повесть как форма времени. Томск, 2002.
Заполнить форму текущей работой