Повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства на основе совершенствования системы налогообложения
В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ «Совершенствование экономического механизма налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей» проанализированы предлагаемые концепции налогообложения в период работы над новым Налоговым кодексом. Обоснована необходимость создания в сельском хозяйстве нового налогового механизма, основанного на едином земельном налоге. Предложен авторский вариант. При этом единый земельный… Читать ещё >
Содержание
- Гпава 1. Сущность и содержание системы налогообложения в народном хозяйстве
- 1. 1. Налогообложение и промышленная политика
- 1. 2. Сущность и принципы эффективного налогообложения
- 1. 3. Эволюция налоговой системы в условиях рынка
- Гпава 2. Проблемы повышения эффективности налогообложения в аграрном секторе экономики
- 2. 1. Оценка современного состояния налоговой системы в сельском хозяйстве
- 2. 2. Цена земли: методические подходы, варианты расчетов
- Глава 3. Совершенствование экономического механизма налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей
- 3. 1. Современные концепции налогообложения и интересы сельского хозяйства
- 3. 2. Земля как объект налогообложения
- 3. 3. Единый земельный налог как фактор стабилизации аграрного сектора экономики
Повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства на основе совершенствования системы налогообложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
актуальность темы
исследования.
Шестилетнее проведение аграрной реформы в России привело к значительному спаду сельскохозяйственного производства и резкому ухудшению социально-экономического положения на селе.
Причин тому много. Это и непоследовательная политика приватизации и кризис налоговой системы и просчеты с разделом земли и неэквивалентный обмен между городом и деревней.
Существенной причиной продолжающегося кризиса является то, что не оправдались надежды реформаторов, связанные с созданием саморегулируемой экономики и отказом государства от непосредственного участия в хозяйственной деятельности сельских товаропроизводителей.
Главным тормозом на пути действительно эффективных преобразований на селе остается отсутствие ряда жизненно необходимых законодательных актов, в первую очередь Земельного и Налогового кодексов, учитывающих специфику сельскохозяйственного производства. Нельзя мириться с тем, что 70 — 75% денежной выручки от реализации сельскохозяйственной продукции уходит на уплату исчисленных налогов, а земельный налог выполняет при этом чисто символическую роль.
Действительно, ситуация усугубляется научной неразработанностью организационно-экономических, нормативных и правовых актов взаимоотношений между участниками АПК применительно к рыночным условиям.
Аграрная политика нуждается в серьезной корректировке. Речь идет, с одной стороны, об исправлении ошибок в институциональных преобразованиях, с другойо разработке механизма государственного регулирования аграрного рынка, совершенствования кредитно-финансовой и налоговой системы на селе.
Доминирующая роль в комплексе мер по государственному регулированию АПК должна принадлежать системе ценообразования и налогообложения. Это и определило выбор темы диссертационной работы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
.
Цель диссертационной работы состоит в изучении и комплексной разработке научно — методических и практических подходов к совершенствованию механизма налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей при обеспечении нормальных условий их воспроизводственного развития.
Для достижения поставленной цели определены и решены следующие основные задачи:
— обобщить отечественный и зарубежный опыт налогообложения;
— изучить современное состояние налогообложения в сельском хозяйстве, наметить основные пути его совершенствования;
— систематизировать различные подходы к организации налогов в сельском хозяйстве, дать им оценку на примере хозяйств Каракулинского района в сочетании с влиянием на эффективность их производства;
— методически дополнить систему платы за землю, адекватную условиям современного сельского хозяйства на основе рыночного регулирования земельных отношений в переходный период;
— обосновать необходимость единой методологической базы для различных видов платы за землю (земельный налог, плата за землю и цены земли в зависимости от целей, для которых она покупается).
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Предмет исследования — механизм налогообложения сельских товаропроизводителей в условиях становления рыночных отношений. В качестве источников информации для проведения исследования использовались материалы статистической отчетности и обследований, первичная документация районных и республиканского Министерства сельского хозяйства, материалы института Уралгипрозем, научная литература, разработки научных и проектных организаций, личные исследования автора.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Теоретической и методологической основой исследований явились труды классиков экономической науки, работы ведущих отечественных и зарубежных ученыхаграрников и научно — исследовательских учреждений, законодательные и нормативные документы по Российской Федерации, и Удмуртской Республики. Исследования проводились с использованием монографического, аналитического, расчетно-конструктивного и экономико-математических методов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в обосновании необходимости совершенствования механизма налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью повышения экономической эффективности производства в условиях проведения аграрной и земельной реформы и включает в себя следующие направления:
— обоснование эффективного налогового механизма в сельском хозяйстве и его влияния на уровень экономического развития конкретных хозяйств;
— разработка научно обоснованных критериев эффективности налогообложения в современных условиях;
— разработка авторского варианта методики определения цены земли и единого земельного налога как факторов повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства;
— уточнение методики взаимоувязки платы за землю с другими рыночными регуляторами (налогами, ценами, ссудным процентом и др.) уровня эффективности сельскохозяйственного производства;
— определении основных направлений реформирования налоговой системы в сельском хозяйстве района, региона.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ результатов исследования состоит в разработке следующих предложений: по реорганизации системы налогообложения с учетом уровня эффективности сельского хозяйствапо использованию разработанной методики определения цены земли во взаимоувязке рыночной, залоговой и нормативной оценокпо экономическому обоснованию введения единого земельного налога в сельском хозяйстве, как фактора повышения его эффективности.
Таким образом, использование и реализация предложенных методических подходов и практических рекомендаций позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства, может стать заметным шагом в реализации антикризисной программы.
Предложенные в диссертации разработки выполнены в условиях конкретных хозяйств Удмуртии.
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ .
Основные положения диссертационной работы доложены и получили положительную оценку специалистов Каракулинского района, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, на научных конференциях в Ижевской ГСХА (1995; 1997 г. г.). Темы и результаты исследований включены в планы и отчеты кафедры управления сельскохозяйственным производством Ижевской ГСХА По теме диссертации опубликовано 4 научных работы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ.
Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка литературы, включающего 114 наименований. Работа изложена на 98 страницах машинописного текста, включает 8 таблиц, 7 рисунков и 8 схем.
ВО ВВЕДЕНИИ раскрыта актуальность темы исследования, состояние изученности проблемы, цели и задачи исследования, его объекты и методы, научная новизна и практическая значимость, апробация результатов. В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
Сущность и содержание системы налогообложения в народном хозяйстве" исследованы теоретические аспекты сущности и принципов эффективного налогообложения, эволюция налоговой системы в условиях рынка.
ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Анализ факторов повышения эффективности налогообложения в аграрном секторе экономики" рассмотрены этапы и результаты преобразований в налоговой системе сельскохозяйственных товаропроизводителей дана характеристика эффективности действующего налогового механизма на селе и обоснована необходимость его реформирования в период проведения аграрной и земельной реформы. Разработаны рекомендации по созданию методологической основы для определения рыночной цены земли для ее использования при отводе земель другим пользователям, формирования уставных фондов коллективных предприятий, сдаче в аренду и т. п. целях, предусмотренных законодательством.
В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ «Совершенствование экономического механизма налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей» проанализированы предлагаемые концепции налогообложения в период работы над новым Налоговым кодексом. Обоснована необходимость создания в сельском хозяйстве нового налогового механизма, основанного на едином земельном налоге. Предложен авторский вариант. При этом единый земельный налог взаимоувязан с такими категориями как рыночная, залоговая и нормативная цена земли, с уровнем эффективности сельскохозяйственного производства.
В ВЫВОДАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ диссертации изложены основные обобщения и рекомендации, вытекающие из результатов исследований.
1. Сущность и содержание системы налогообложения в народном хозяйстве.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Кризисное состояние сельского хозяйства требует государственного регулирования экономических отношений в АПК. С одной стороны, это поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в форме субсидий и льготных кредитов (создание земельных ипотечных банков), регулирование земельных отношений, устранение диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. С другой стороны, использование одного из основных экономических рычагов регулирования уровня экономической эффективности в аграрном секторе экономики.
2. В сельском хозяйстве должна быть создана налоговая система, оптимально сочетающая фискальную, воспроизводственную и стимулирующую функции учитывающая все специфические особенности отрасли.
В связи с этим мы предлагаем введение единого поземельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом общий уровень налоговых платежей в бюджет будет фиксированным на ряд лет и, дифференцирован с учетом бальной оценки почв хозяйства.(авторский вариант).
3. Предложенный нами вариант определения единого земельного налога служит методологической основой для определения рыночной цены земли.
В то же время право оборон земли необходимо реализовать таким образом, чтобы, во-первых, не допустить спекуляции землей, во-вторых, — обеспечить поступление необходимых средств в бюджеты соответствующих уровней, в-третьих, гарантировать сельскому хозяйству необходимые условия для расширенного воспроизводства. Поэтому мы считаем целесообразным определять как минимальную цену земли, так и полную цену .
4. В новом налоговом Кодексе Российской Федерации нельзя допускать увеличения тяжести налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как это отрицательно скажется на уровне экономической эффективности сельскохозяйственного производства.
5. По нашим расчетам общая тяжесть налогообложения (в т. ч начисления на зарплату) не должна превышать 30 — 35% от расчетной прибыли при 45% рентабельности.
6. Переход на новую систему налогообложения должен быть поэтапным, но не длительным по времени, критерием является эффективность сельскохозяйственного производства.
Список литературы
- Закон РФ «О собственности в РФ» Экономика и жизнь 1991- N 3.
- Закон РФ от 16 июля 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Налоговую систему России» // Ведомости съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ-1992- N34.
- З.Закон РФ от 22 декабря 1992 года N4178 -1 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы о налогах» // Ведомость Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ- 1993 -N 4.
- Федеральный Закон от 25 апреля 1995 года N 63−93 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость"// Собрание законодательства РФ-1995- N18.
- Федеральный закон от 31 декабря 1995 года N 64 ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» //Собрание законодательства РФ-1995- N 18- с. 1592
- Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 1995 года N188 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость"// Собрание законодательства РФ-1996- N14 -с. 1399
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 24 ноября 1996 года N 131-ФЗ//Правовые основы бухгалтерского учета. Сборник нормативных актов и документов. М, 1997 с. 1−12.
- Указ Президента РФ от 8 мая 1996 года N685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины"// Российская газета-1996- 23мая.
- Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России// Крестьянская Россия, — 1994. 23−29 мая (N20).
- Методические указания о Регистрации прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость// Крестьянские ведомости. 1996.- 9 февраля (N5). -с. 7.
- Комментарии к Указу Президента «О реализации конституционных прав граждан на землю"//Рос. Фермер. -1996. -18 24 июня. — с.З.
- Конституция РФ: Энциклопедический словарь. Авт. Коллектив: В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин и др. М. В- Зх томах. — Большая Российская Энциклопедия, 1995. -416с.
- Маркс К. Энгельс Ф. Избранные произведения,— М.: Политиздат, 1985.-298с.
- Маркс К. Заработная плата, цена и прибыль. М.: Политиздат, 1983. — 63с.
- Маркс К. Капитал: Критика полит. Экономии. М.: Политиздат, 1983. — 898с.
- Маркс К. Наемный труд и капитал (введение ф. Энгельса). М.: Политиздат, 1983. -46с.
- Ленин В.И. Избранные сочинения: Аграрная программа русской социал. Демократи: сб. М.- Л.: Соц. эк, 1931. — 46с.
- Ленин В.И. Аграрный вопрос и критика «Маркса».- М.: Госполитиздат, 1952.-52с.
- Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом на X съезде РКП(б) 25 марта 1921 г. М.: Политиздат, 1984. — 54с.21 .Ленин В. И. Доклад о земле на Втором Всероссийском съезде Советов М.: Политиздат, 1979. -24с.
- Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики: В 2-х т. М.: Эконов, 1993.-588С.
- Гражданский кодекс Российской Федерации Институт Государства и права рос. Акад. Наук. М.: Бек, 1996. — 683с.
- Государственное право Германии в 2х томах. Т.2.-М.: Институт государства и права РАН, 1995.-134с.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации (проект). М.: РУДАС, 1996.- 120с.
- Смета и раскладка земского сбора по Глазовскому уезду на 1869 год.- Глазов, 1869, — 35с.
- Бригман К. Налоги и иноземное господство. Все началось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Прогресс, 1992. — 131с.
- Бэкон Ф. Сочинения в 2 х томах. М.: Финансы и статистика, 1972. — т.2 567 с.
- Berrardi L., Owens Y., Tax systems in the North Africa and European Countries -Boston, 1994.-55 p.
- Все налоги России 1997 -1998. M.: Экономика и финансы, 1997. — 800с.
- Варламов А. Повышение эффективности использования земли: М.: Агропромиздат, 1991. — 142с.
- Ветхова И.А. Обзор системы налогообложения в СССР и в ведущих капиталистических странах. М.: Изд. НИИПи На при Госплане СССР, 1990.- 79с.
- Волков С.Н. Основы землевладения и землепользования М.: Колос, 1992. -142с.
- Гензель П.П. Система налогов Советской России,— М.:Экон. Жизнь, 1924, — 69с.
- Гензель П.П. К вопросу о налоговой Реформе СССР.- М.: Институт экон. Иссл. НКФ, 1925.-132с.
- Гилязова Т.Р. Вопросы налогообложения.-М.: ФБК. Пресс, 1997.- 97с.
- Грачева С.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право России: Учебное пособие для вузов.- М.: Новый юрист, 1997. 189с.
- Журавлева Г. П. Теоретическая экономика. Политэкономия. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -485с.
- Загорулько М.М. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России.- М.: Финансы и статистика, 1997. 311с.
- Исправникова Н.Р., Бондарев К. К., Трикоз P.C. Актуальные проблемы налогообложения. Ижевск.: Удмуртский госуниверситет, 1995. — 143с.
- Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. М.: ИНФРА — М, 1997 — 512с.
- Ключевский В.О. Сочинения. М.: Мысль, 1989 — т VI — 350с.43.'Куликов-Л.М. Основы экономических знаний. М.: Финансы и статистика, 1997.-, 27,2с.
- Пепеляев С. Г. Основы налогового права. Учебно методическое пособие — М.: Инвест Фонд, 1995.- 68с.
- Полное собрание законов Российской империи. -Т XXXVIII, спб., 1830. -285с.i
- Проблемы перехода России к рыночной экономике: сб. Работ авт., получившй* гранты Моск. Отд ия Рос. Науч. Фонда и Фонда Форда /Моск. Отд — ия Рос. Науч. фонда. — М. Финансы и статистика, 1996. — 113с.
- Сагайдак А.Э. Земельная собственность и рента. М.: Агропромиздат, 1991. -78с.
- Соловьев С. М. Собрание сочинений Книга II. — М.: Мысль, 1988. — 35149.* СуминЧМ.А. Аренда земли: проблемы эффективности. Л.: Ленингра. Орг. О-ва «Знание» РСФСР, 19§ 0. — 15р.
- The Role of Tax Reform in Central and Factern European Ecohomies. P, 1991 .-307 P.
- Трикоз P.C. Приватизация и реорганизация сельскохозяйственных предприятий: Учебное пособие для студентов высших с.-х. Учебных заведений. Ижевск: Удмуртия, 1992. -228с.
- Файербенд И. Тайники для миллионов. Пер. с нем. Общ. Ред. И вступ. Слово. А. Ю. Юданова. М.: Прогресс, 1989. — 264с.
- Фридман Д., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. Пер. с англ., М.: «Дело ЛТД», 1995. — 480с.
- Черепанов Б. И. Оценка земель и производственного потенциала хозяйств Удмуртской АССР: в 2т/ Удм. Фил. Института «Уралгипрозем» Ижевск: Удмуртия, 1990. -463с.
- Черник Д. Г. Самоуправление и финансы города: исторический аспект. М.: Знание, 1993. -28с.
- Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д. Г. Черника. М.:Финансы и статистика, 1995. -400с.
- Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — 383с.
- Барулин C.B. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики//Финансы.- 1996.-N5.- с.4
- Братищев И.М. Новый Налоговый кодекс, или «облако в штанах» //Экономическая газета (Развитие)-1997- N30(147) июль- стр. 5.
- Буланже М. Опыт теории налогов: из истории податного дела. //Налоги, — 1995.- N 22, — с. 6.
- Булатов А. Земельные отношения в рыночной экономике //Экономист.-1997 л-N1.-c.72−77.
- Бяков Э. Приватизация и создание рынка недвижимости //Российский экономический журнал. -1996. N5 — 6. — с.39 — 44.
- Волынникова Е. Совершенствование земельного налога в условиях перехода к рынку //Экономика сельского хозяйства России.-1997, — N7, — с.27
- Выскребенцев И. К. Особенности налогообложения предприятий, занимающихся производством с. -х.продукции //Финансы .-1995.- N 8.- с.25−29
- Выскребенцев И. К. Ответы на вопросы о плате за землю // Налоговый вестник. -1997. -М 10. -с.122−126. и
- Горемыкин В. Стоимость, цена и налогообложение земли//Консультант директора.-1996.- N 10(22), май.-с.20 30
- Грачев И. Налоговый кодекс России: есть альтернативы//Аудитор.-1997, — N 3.-с.37
- Дашичев В. Реформы надо делать чистыми руками.//Ро1Кекопот.-1997.- N 1,-с.26−27.
- Дмитриева О. У ситуации в плену// Экономика и жизнь .-1996.- N42.- с. З
- Донин Ю.А. Исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды & 1997 году //Налоговый вестник.-1997.- N 4, — с. 32 35
- Загорский В. Прямые налоги на промышленность.// Финансовая газета.- 1924,-25марта.- с. З
- Зенец Н. Возможности развития ипотечному кредитования // Экономист.- 1997.-N 4, — с. 93 95.
- Зенец Н. Земельный налог в сельском хозяйстве //Вопросы экономики.-1997, — N 8.-С.125 -134.77.. Илларионов. В. Я. Аппетит казны превосходит возможности экономики.// Экономика и жизнь. -1997-- N 45.- с. З
- Конокотин Н. Экономический механизм регулирования земельных отношений//Экономика сельского хозяйства России. -1997.-.М 6 -с. 26
- Кононов И. С. Налоговая система для села какой ей быть.//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1994.- N5. -с.6−9
- Корюнов С.Н. Организация налоговой системы в сельском хозяйстве //Финансы. -1994- N7.-0. 23−32
- Кошкин М.П. «Налоговый кодекс устарел устарел уже сегодня» АИФ в Удмуртии. -1997.- 28 ноября. с.11
- Крайний В., Соколов В. Бюджет + деноминация + налоговый кодекс кошелек. //Интерфакс — АиФ. -1997, — N 40(118), 6−12 октября,-с. 12−13
- Крылова Н. Глобальная налоговая реформа 80 90 годов в России и за рубежом// Хозяйство и право. -1996.- N 10.-с. 82 -91
- Кучеров И. Из истории уплаты налогов в годы НЭПа// Банки и страхование + ценные бумаги для всех. -1995.- N 10. -11 с. 40−41
- Левин А.Н. Налоговая реформа: территориальный аспект//Финансы. 1997, — N12 -с.27 — 3088. -Лойко-П. Кресникова Н. Кухтин П. Земельные отношения на современном этапе//Экономист. -1997, — N 2, — с. 85 — 87
- Любомирская Л.В. Земельный налог//Все о налогах. -1997.- N 11. с.27−23
- Любомирская Л. В Плата за землю в Росийской Федерации// Все о налогах. -1997, — N11.-0.17−23
- Маневич В.Е. Налоговая система нэпа и современные проболемы налоговой реформы//Экономико математические методы. -1989, — N6. -с.34 -41
- Манько А. В. Налоговоя политика в царской России//Банковское дело. 1996.-N12.-0.38−40
- ЭЗ.Ниитин С. М. Налогообложение и экономическое развитие //Деньги и кредит.1996.-N3.-0.55−6194.Николаев"В. Налоги, потом зарплата//Налоги. -1998.^ 1, — с.7−9,
- Орлов Д. Налоговая реформа 1898 года последняя и самая удачная в истории Российского промышленного обложения//Напоги. -1993, — N3. — с.7
- Осипов В. Налоговые службы зарубежных стран //Финансовый бизнес. 1997,-N8.-0.13−17
- Пансков В. Слабость налогового механима обрекает бюджет на новые долги//Финансовые известия. -1997, — N90. с. 58 -59
- Пепеляев С.Г. Общие принципы налогообложения и сборов//Налоговый вестник.1997,-N7.-0.12−18
- Письменная Е. Фискальные интересы побеждают налоговую реформу IIФинансовые известия. -1997.- N97. с. 11
- Подпорин Ю.В. Налог на прибыль. Определение объекта налогообложения //Налоговый вестник, — 1997, — N 12. -с.49−56 101.-Починок-А. Реформы налогообложения не избежать //Малые города. 1997,-N11. -с. IX-13,
- Починок А. В России даже с убытка берут налог/Яруд. -1997.-12 ноября с. 1−2
- Романова М. Основные направления налоговой реформы в России//Страховое дело .-1997.-N5,-с. 10−14
- Рубченко М. Особенности национальной налоговой системы пореформенного периода //Эксперт -1997.- № 1. -с. 36−39.
- Рыманова Л. Проблемы налогообложения сельскохозяйственных предприятий
- АПК: экономика, управление. -1995.- N3. с. 41 — 45.
- Юб.Санько В. Налоговый кодекс положит конец беспредела //Независимая газета. -1997.-27 мая-с.4
- Селиверстов Ю.И. Село город — область: единая система региональной политики//Экономист. — 1997, — N8. — с.42−47.
- Стародубцев В.А. Чтобы эффективно заработал АПК//Земля и труд. 1997.-N16(323) 22−28 апреля — с.2−5.
- Суслова Л. Рентоспособность и налогообложение земель (обзор материала «круглого стола"у/Экономист .-1997, — N5. с.57−61.
- Таран В. Сочетание эффективности и социальной справедливости в экономике. // Экономист.-1996 .-N4. -с. 91−96.
- I .Цыгичко А. Оптимизация НДС//Экономист.-1997, — N9. с.78−79.
- Чернышев А. За цивилизованный рынок земли//Сельская жизнь. 1997, — 14 октября — с. 2
- Шамин А.Е., Аверин И. А. Вопросы совершенствования налогообложения сельскохозяйственных предприятий //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1994, — N12 с. 11−13.
- Шевелуха В. Земля наше достояние//Земля и труд. — 1997, — N34 — 35, 4−17 ноября — с. 4
- Штарберг И.Г. Рентная оценка земли и арендная плата за пользование землей //земледелие. -1991.- N7. с.55−59.
- Иб.Эльдиев М. Совершенствование налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей//АПК: экономика, управление. -1997.- N4. -с.65−73