Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие продуктовых рынков региона в системе обеспечения его продовольственной безопасности: на материалах Ростовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях неустойчиво-рыночных процессов в аграрной сфере, продовольственное обеспечение на мезоуровне, находится в тесной корреляционной зависимости от выбора продуктово-ценовой стратегии региона, который зависит от возможности учета трансакционных издержек движения продовольствия, связанных с хранением продовольствия, издержек продовольственного дефицита, а так же издержек определенных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
    • 1. 1. Концептуально-методологические подходы к исследованию проблемы обеспечения и оценки продовольственной безопасности
    • 1. 2. Продовольственная безопасность как структурная составляющая обеспечения национальной безопасности
    • 1. 3. Экономические условия обеспечения продовольственной безопасности на макро и мезоуровнях
  • 2. РЫНОЧНО-ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
    • 2. 1. Формирование рыночных принципов построения продуктовых цепочек в воспроизводственной динамике регионального развития
    • 2. 2. Учет спросовых детерминант в региональных программах повышения эффективности системы обеспечения продовольственной 96 безопасности
    • 2. 3. Производственные и ресурсные условия достижения 115 продовольственной безопасности на мезоуровне
  • 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТОВЫХ 133 РЫНКОВ В РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
    • 3. 1. Экономико-математическая модель функционирования 133 продовольственных рынков региона
    • 3. 2. Инфраструктурные факторы повышения эффективности 147 функционирования региональных продуктовых рынков
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Развитие продуктовых рынков региона в системе обеспечения его продовольственной безопасности: на материалах Ростовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Нестабильность аграрного производства, неразвитость межрегиональной продовольственной интеграции и несовершенство системы государственной поддержки устойчивости сырьевой, материальной, трудовой и финансовой базы АПК, истощение природного потенциала аграрного производства способствуют нарастанию противоречий, усиливающих тенденции межрегиональной дезинтеграции, и предопределяют низкий уровень обеспечения продовольственной безопасности как во всей Российской Федерации, так и в отдельных ее регионах.

Проблема обеспечения продовольственной безопасности не замыкается отраслевыми рамками, а имеет комплексный характер, связанный с качественными характеристиками функционирования и развития региональной экономики в целом, влияющими на уровень социальных рисков в регионе, структуру его аграрной сферы, медицинские параметры питания, институциональные преобразованиями посреднических продуктовых рынков. Это требует адекватных методов, форм и механизмов регулирования аграрных и продуктовых рынков, выработки эффективной аграрной политики, которые, в свою очередь, выступают в качестве самостоятельного фактора регионального развития.

В этих условиях особенно возрастает значимость совершенствования инструментов и механизмов управления процессами развития региональных продуктовых рынков как основных элементов системы обеспечения продовольственной безопасности региона, что предопределило выбор темы и направленность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Различные организационно-экономические аспекты развития региональной экономики освещены в u работах таких известных зарубежных ученых, как JL Джеймс, И. фон Браун, М. Лиферт, JI. Зиман и др. Разработке методологии анализа исследования мезоэкономических систем посвящены труды отечественных ученых Э. Алаева, В. Бутова, А. Градова, А. Дадашева, В. Золотарева, В. Игнатова, Н. Кетовой, Ю. Климонтовича, Н. Колосовского, Т. Морозовой, М. Победина, Г. Поляк, А. Соколицына, С. Тяглова.

Исследованию проблемы обеспечения продовольственной безопасности как необходимой компоненты социально-экономического развития отечественной экономики посвящены работы Г. Беспахотного, В. Боева, Е. Борисенко, Д. Вермеля, А. Емельянова, А. Зельднера, А. Никонова, В. Кузнецова, В. Овчинникова, А. Серкова, JI. Усенко, И. Ушачева, Г. Шмелева и др. Вопросы продовольственного обеспечения на макрои мезоэкономическом уровне исследуются в работах А. Батурина, А. Курбатовой, Е: Серовой, И. Солдатовой, Ю. Хромова, А. Цапапкина и др.

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике показывает, что ее научная разработанность далеко не исчерпана, а основная часть исследований в данной сфере сосредоточена на количественных параметрах обеспечения продовольственной безопасности и недостаточное внимание уделяется исследованию рыночных механизмов и инструментов управления развитием региональных продуктовых рынков как фактора обеспечения продовольственной безопасности региона, что актуализирует исследования в этой области.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследованияна основе выявления инфраструктурных условий формирования и моделирования рыночных параметров функционирования региональных продовольственных рынков разработать концептуальную модель управления их развитием, позволяющую повысить эффективность продуктовой политики региона и обеспечить его продовольственную безопасность.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующей системы логических задач:

— исследовать теоретико-методологическу базу обеспечения продовольственной безопасности региона;

— обосновать специфику региональной системы обеспечения продовольственной безопасности как структурной составляющей национальной безопасности России;

— определить рыночные характеристики продовольственной безопасности в региональной воспроизводственной динамике продовольственных рынков;

— охарактеризовать приоритеты социально-экономического развития региона в области производственной, продуктовой, инфраструктурной составляющей системы обеспечения продовольственной безопасности;

— рассмотреть спросовые детерминанты и производственные координаты развития региональных продуктовых рынков;

— провести сравнительную характеристику базовых инструментов развития региональных продуктовых рынков в системе обеспечения продовольственной безопасности на мезоуровне;

— разработать экономико-математическую модель функционирования региональных продуктовых рынков с целью решения проблемы целепологания и синхронизации продуктовой политики региона;

— предложить практические рекомендации для поэтапного повышения эффективности функционирования системы обеспечения продовольственной безопасности региона.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются инструменты и модели повышения эффективности системы управления развитием продуктовых рынков региона как условия обеспечения его продовольственной безопасности.

Предмет исследования образуют организационно-экономические подходы и приемы, институциональная инфраструктура и инструментарно-методическое обеспечение процесса совершенствования, функционирования и развития продуктовых рынков, обуславливающие реализацию мер по продовольственной безопасности на региональном уровне.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения теории регионального управления социально-экономическим развитием, труды классиков экономической науки, работы отечественных и зарубежных ученых по проблематике продовольственной безопасности и инструментов ее обеспечения, выработки стратегии социально-экономического развития инфраструктуры региона, постулаты теории государственного регулирования экономики и обобщения отечественного и зарубежного опыта в области управления развитием региона.

Инструментарно-методический аппарат. При исследовании проблемы использовались различные инструментарно-методические средства, в том числе нормативный и позитивный подходы, в рамках которых были использованы приемы логического и сравнительного анализа, методы статистических группировок, методы многофакторного, функционального и процессного анализа, а также применялись эволюционный и системный подходы, позволившие при использовании экономико-математического инструментария моделировать процесс управления развитием продуктовых рынков как инструмента системы обеспечения продовольственной безопасности региона.

Работа выполнена в рамках Паспорта специальности ВАК РФ 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика (п. 5.6. Локальные рынки, их формирование, функционирование и взаимодействиемежрегиональная торговля) — экономическая безопасность (п. 11.4).

Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность и обоснованность выводов, рекомендаций и предложений, послужили официальные материалы федеральных и региональных органов Госкомстата, Администрации Ростовской области и аппарата полномочного Представителя Президента России в Южном Федеральном округе, ежегодники, экономические факты и научные обобщения монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, федеральные и региональные программы экономического и социального развития, а также Интернет-ресурсы.

Нормативно-правовую базу диссертации составляют Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и Администрация Ростовской области, а также региональные законодательные и нормативные акты, регламентирующие процессы и процедуры управления социально-экономическим развитием региона, включая инфраструктурное обеспечение функционирования его продуктовых рынков и продовольственной безопасности.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на положении, согласно которому формирование эффективной системы управления развитием региональных продуктовых рынков, обеспечивающей продовольственную безопасность на мезоуровне и являющейся сложноструктурированной подсистемой национальной безопасности, предполагает комплексность воздействия региональных параметров социально-экономического развития, возникающих в результате функционирования спросовой, производственной и инфраструктурной составляющих аграрной сферы и всего хозяйственного механизма региона.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. В условиях рыночной трансформации аграрной сферы на мезоэкономическом уровне существенно возрастает значимость формирования эффективной системы обеспечения продовольственной безопасности, поскольку социально-экономическое развитие мезоэкономических систем детерминировано механизмами и инструментами как государственного, так и рыночного воздействия, что предопределяет делегирование полномочий и рисков по обеспечению продовольственной безопасности на региональный уровень и формирует объективную основу разделения централизованных и децентрализованных управленческих функций в данной сфере.

2. Система обеспечения продовольственной безопасности представляет собой иерархически взаимосвязанную подсистему региональной экономики, основанную на взаимосвязанных элементах, классифицируемых по функциональному, организационному, ресурсному и технологическому принципу, способную устойчиво удовлетворять потребности населения в безопасных пищевых продуктах в соответствии с физиологическими нормами питания при помощи рыночных и государственных механизмов регулирования производства, распределения, обмена и потребления пищевых продуктов, в условиях сложившейся региональной структуры АПК, системы цен, уровня доходов, бюджетной поддержки, социальных пособий и льгот.

3. Эффективность обеспечения продовольственной безопасности в регионе, с одной стороны объективно задана границами отраслевой специализации экономического потенциала региона, что требует адекватных данной специализации методов, форм и механизмов регулирования аграрных рынков, а с другой стороны — во многом предопределяется степенью межрегиональной и внутрирегиональной интеграции субъектов продуктовых рынков, уровня региональных барьеров входа на рынок, уровнем реализации инфраструктурного потенциала региона, его аграрной политикой, которые в свою очередь выступают в качестве самостоятельного фактора рыночной динамики мезоэкономических систем.

4. Совершенствование функционирования системы продуктовых рынков региона, обуславливающее реализацию мер по обеспечению продовольственной безопасности, должно осуществляться в направлении повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в продуктовой цепочке «производство сельскохозяйственного сырьяпереработка сырья — сбыт готовой продукции — потребление пищевых продуктов» за счет снижения уровня трансакционных издержек движения продовольствия, связанных с его хранением, а также издержек, определенных экологическим контролем продовольствия. Это требует гармонизации межуровневого взаимодействия субъектов регионального аграрного рынка путем осуществления мер по экономической децентрализации управления продовольственной безопасностью региона.

5. Отдельным самостоятельным направлением устойчивого продовольственного обеспечения региональной экономики выступает аналитическая разработка и оценка основных инструментов региональной экономической политики на основе комплексной характеристики спросовой, производственной и инфраструктурной компоненты системы продуктовых рынков региона, призванных оптимизировать уровень физической и экономической доступности безопасных продуктов питания в регионе, что требует учета противоречивых целевых установок всех субъектов продуктового рынка, баланса их интересов, а также специфики использования государственных и рыночных механизмов обеспечения продовольственной безопасности в регионе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании системного содержания природы продовольственной безопасности как открытой и динамичной управленческой подсистемы региональной экономики, детерминированной механизмами и инструментами как государственного, так и рыночного воздействия в процессе формирования, функционирования спросовой, производственной, инфраструктурной составляющих рыночного механизма продуктовых рынков. Элементами научной новизны обладают следующие результаты:

1. Предложена версия полной социально-экономической ценности продовольственной безопасности, состоящая из двух составляющих: экономической ценности продовольственной безопасности, выраженной через рыночные индикаторы развития продовольственных рынков, и социальной ценности, не имеющей как прямого, так и косвенного денежного выражения, — позволяющая получить оценки различных видов выгод, в том числе те из них, которые не могут быть выражены непосредственно в денежной форме или формируются в системе предпочтений потребителей или производителей.

2. Предложен субъектно-объектный подход к характеристике системы продовольственной безопасности, предполагающий систематизацию базовых функций экономических субъектов продовольственной безопасности и рассмотрение ее как функциональной характеристики социально-экономической системы на макро-, мезо и микроуровнях на базе развития рынка сельскохозяйственной продукции, что позволило выделить региональный продовольственный рынок в качестве основного объекта воздействия системы обеспечения продовольственной безопасности на мезоуровне.

3. Уточнены и дополнены критерии и факторы обеспечения продовольственной безопасности региона, включающие степень монополизации розничных и оптовых продуктовых рынков, количество населения, живущего за чертой бедности, территориальной недоступности продовольствия, межрегиональной продовольственной интеграции, развития оптовой и розничной инфраструктуры, и позволяющие сформировать комплекс мер по повышению эффективности региональной аграрной политики.

4. Проанализированы и классифицированы основные функции и структура субъектов региональных продуктовых рынков по различным системным признакам (способ возникновения, организационно-правовой статус, специализация посреднических функций, география деятельности, степень рыночности и вовлеченности во внешнеторговую деятельность), позволяющие снизить уровень их трансакционных издержек, связанных с деятельностью по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.

5. Дана аналитическая оценка системных компонент продуктовых рынков региона на основе используемых спросовых детерминант (демографическая, платежеспособная, институциональная, эколого-медицинская составляющая), продовольственных детерминант специализация региона на определенных способах ведения сельскохозяйственного производства, степень монополизации розничных и оптовых региональных рынков, устойчивость регионального снабжения продовольствием) и рыночно-инфраструктурных детерминант (производственной и непроизводственной инфраструктуры продовольственной безопасности региона).

6. Разработана экономико-математическая модель для системы неустойчивых продовольственных рынков, позволяющая определять ценовые детерминанты продуктовой стратегии региона с учетом специфики неустойчивого функционирования системы продовольственных рынков и на этой основе разработать комплекс мероприятий для поэтапного повышения эффективности функционирования системы обеспечения продовольственной безопасности региона.

Теоретическая значимость исследования. Теоретические выводы исследования могут быть использованы как в дальнейших теоретических разработках данной проблемы, так и в работах прикладного характера, направленных на совершенствование региональной системы управления развитием продуктовых рынков в направлении обеспечения продовольственной безопасности.

Научные результаты и выводы исследования используются в учебном процессе при разработке методических материалов и чтении курсов «Региональная экономика», «Региональная социально-экономическая политика», «Моделирование социально-экономических процессов в регионе», «Сельскохозяйственные рынки», «Экономика отраслей АПК», что подтверждено соответствующими актами внедрения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию региональной системы управления развитием продуктовых рынков в части обеспечения и выработки инструментария анализа региональной динамики рыночного механизма обеспечения продовольственной безопасности. Основные выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы при разработке региональных программ экономического и социального развития в части мероприятий по развитию АПК, инфраструктурного обеспечения функционирования локальных продуктовых рынков.

Результаты диссертационной работы были использованы при разработке комплексной программы «Социально-экономическое развитие Ростовской области на 2003;2007 гг.», целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Ростовской области 2004;2006 г. г.» и при подготовке планов финансового улучшения деятельности сельхозтоваропроизводителей Ростовской области. Методические рекомендации диссертационного исследования также приняты для практического использования в администрации РО ГУП «Федеральное агентство по финансовому оздоровлению», что подтверждается соответствующими документами.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты работы докладывались на региональных и межрегиональных научно-практических конференциях, посвященных проблемам теории и практики регионального развития отечественной экономики. По теме диссертации опубликовано 6 работ, общим объемом 3,7 п. л.

Структура диссертации определена целью, задачами и общей логикой исследования и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование продовольственной безопасности с позиции сущностного анализа системных характеристик продовольственной безопасности разработать концептуальную модель управления ими на основе выявления и целенаправленного формирования критериев и оценки продовольственных рынков в целях оптимизации и эффективного использования экономического потенциала региональной экономики, позволило сделать следующие выводы.

В условиях рыночной трансформации аграрной сферы на мезоэкономическом уровне существенно возрастает значимость формирования эффективной системы обеспечения продовольственной безопасности, поскольку социально-экономическое развитие мезоэкономических систем в рыночно-трансформационный период детерминировано механизмами и инструментами, как государственного, так и регионального воздействия, что предопределяет делегирование полномочий и рисков, формируя тем самым объективную основу разделения централизованных и децентрализованных управленческих функций по обеспечению продовольственной безопасности в регионе.

Все это свидетельствует, что проблемы обеспечения продовольственной безопасности не замыкаются отраслевыми рамками, а имеет комплексный характер связанный с социально-экономическим развитием региональной экономики в целом, предопределенными региональной социальной стратификацией населения, медицинскими параметрами питания, институциональными преобразованиями продуктовых рынков и т. д.

В различных исследованиях понимание продовольственной безопасности отождествляется с различными сторонами деятельности АПК, поэтому неоднозначность содержания данного термина накладывает свой отпечаток на множественность трактовок его сущностного значения, а также вопросов касающихся поэлементного состава, количественной и качественной оценки.

Многообразие подходов к исследованию продовольственной безопасности, объясняется тем, что теоретические изыскания по данной проблематике носят функционально-отраслевой характер ограниченны рамками, сложившиеся экономической специализации. Однако в рамках этих направлений накоплен достаточный аналитический инструментарий оценки продовольственной безопасности в различных ее аспектах, но вместе с тем комплексная характеристика продовольственной безопасности требует системного подхода, поэтому ощущается недостаток в общетеоретических и методологических разработках экономического потенциала.

В диссертационной работе идентифицированы основные направления к исследованию продовольственной безопасности с точки зрения ресурсного, интсрументарного и количественного подхода изучения продовольственной безопасности на основе анализа структурных элементов национальной безопасности «интересы-угрозы-устойчивость-защита». В работе раскрыта взаимодействие продовольственной безопасности с внешними и внутренними компонентами национальной безопасности на основе вертикальных и горизонтальных связей с внешнеэкономической, военной, экономической, социальной и экологической ее составляющими;

Продовольственная безопасность как составная часть и подсистема национальной безопасности характеризуется следующими системными параметрами:

— усложнением подсистемы продовольственной безопасности, обусловленное тем, что эволюционируют все элементы системы национальной безопасности;

— многоуровневостью процесса принятия управленческих решений в процессе планирования, организации и контроля в подсистеме продовольственной безопасности при ее взаимосвязи с внешними и внутренними компонентами национальной безопасности;

— необходимостью достижения определенного равновесия между производством пищевых продуктов, их реализацией, потреблением и импортозамещением;

— композиционностью функционирования подсистемы продовольственной безопасности, которая проявляется в том, что, функционирование подсистемы подчиняется закону композиции развития и взаимосвязи системы в целом;

— цели функционирования подсистемы продовольственной безопасности определяются общими потребностями, которые эволюционируют с развитием социально-экономической системы.

Таким образом образуется иерархическая система не только субъектов реализации продовольственной безопасности, но и объектов продовольственной безопасности — рынков продовольственных товаров, что в свою очередь требует систематизации критериев, факторов продовольственной безопасности, а также инструментов по регулированию и ее обеспечению.

Система обеспечения продовольственной безопасности представляет собой иерархически взаимосвязанную подсистему региональной экономики, основанною из взаимосвязанных элементах по функциональному, организационному, ресурсному и технологическому принципу, способную устойчиво удовлетворять потребности населения в безопасных пищевых продуктах в соответствии с физиологическими нормами питания достаточных для физического и социального развития личности, при помощи рыночных и государственных механизмов регулирования производства, распределения, обмена и потребления пищевых продуктов, в условиях сложившейся региональной структуры АПК, системы цен, уровня доходов, бюджетной продержки, социальных пособий и льгот.

Продовольственная безопасность зависит от нескольких групп факторов, лежащих в сфере социальной политики. Факторы, определяющие степень продовольственной безопасности России в современных условиях, могут иметь постоянный и временный характер. К постоянным факторам относятся:

— группы населения, живущие за чертой бедности и не имеющие достаточного дохода для приобретения минимального набора продуктов питания;

— население территорий, продовольственное снабжение которых не обеспечивается рыночными механизмами в силу внешних факторов (например, транспортной недоступности);

— несбалансированность питания по отдельным составляющим, ведущая к угрозе здоровью нации или отдельных групп населения;

— низкий контроль над безопасностью продуктов питания, в силу чего продовольствие становится угрозой жизни и здоровью нации;

— истощение природного потенциала аграрного производства в стране, ведущее к снижению уровня продовольственного обеспечения нации.

К факторам временного характера, несущим потенциальную угрозу продовольственной безопасности страны, относятся следующие:

— нестабильность аграрного производства и возможность природных катаклизмов, снижающих продовольственное обеспечение нации в отдельные периоды;

— большая зависимость продовольственного обеспечения страны от внешних источников на фоне нестабильной конъюнктуры мировых рынков и валютных поступлений от импорта;

— нестабильное внешнеполитическое положение страны в мире, чреватое торговыми эмбарго и другими подобными санкциями.

Региональная специфика продовольственной безопасности как управленческого параметра социально-экономической динамики основных факторов производства обусловлена тем, что представляет собой иерархически взаимосвязанную систему субъектов управления, требующих разделения соответствующих полномочий, ресурсов и обеспечения сбалансированности интересов. В результате эффективность обеспечения.

173 продовольственной безопасности в данном регионе с одной стороны объективно заданна границами отраслевой специализацией экономического потенциала региона, что требует адекватных данной специализации методов, форм, этапов и механизмов регулирования, а с другой стороныво многом предопределяется степенью развитости субъектов аграрного рынка, инвестиционно-аккумулирующими ресурсами региона, его аграрной политикой, которые в свою очередь выступают в качестве самостоятельного фактора региональной динамики.

Аналитическая оценка системных компонент региональной продовольственной политики на основе используемых спросовых детерминант (демографическая, платежеспособная, институциональная, эколого-медицинская составляющая), продовольственных детерминант (специализация региона на определенных способах ведения сельскохозяйственного производства, степень монополизации розничных и оптовых региональных рынков, устойчивость регионального снабжения продовольствием) и рыночно-инфраструктурных детерминант (производственной и непроизводственной инфраструктуры) продовольственной безопасности региона, позволила дать более полную картину взаимодействия продовольственной безопасности в воспроизводственном развитии региона.

При исследовании системных характеристик продовольственной безопасности теоретических основ управления региональным рынком АПК в целом, в первую очередь важно рассмотреть сложившуюся систему экономических отношений субъектов этих рынков, которые являются элементами общей системы отношений и межхозяйственных связей предприятий, составляющих основу комплекса.

В условиях неустойчиво-рыночных процессов в аграрной сфере, продовольственное обеспечение на мезоуровне, находится в тесной корреляционной зависимости от выбора продуктово-ценовой стратегии региона, который зависит от возможности учета трансакционных издержек движения продовольствия, связанных с хранением продовольствия, издержек продовольственного дефицита, а так же издержек определенных экологическим контролем продовольствия, что требует рационального сочетания и гармонизации межуровневого взаимодействия субъектов регионального аграрного рынка и оптимизации распределения полномочий при проведении управленческой декомпозиции в сложных задачах управления воспроизводственной системой региональной экономики.

Центральная проблема продовольственного обеспечения региональной экономики сводится к определению оптимальной меры государственного регулирования экономических процессов, происходящих на уровне региона, которая должна быть дифференцированной по отношению к различным секторам, сферам и отраслям экономики данной мезоэкономической системы, отражаясь в региональной социально-экономической политике на основе учета объективных социальных последствий отраслевых рыночных реформ, а также возможности максимизации последствий позитивного характера и минимизации последствий негативного характера рыночного реформирования.

Для Ростовской области характерно уменьшение числа родившихся, рост естественной убыли, сокращении миграции. Однако рост номинальной заработной платы за январь-май 2005 года составили, по оценке Ростовстата, 5170,4 руб. в месяц и по сравнению с январем-маем 2004 г. увеличились на 24,2%, способствует сохранению высокой степени дифференциации заработной платы между отраслями.

В результате возрастают социальные и риски, влияющие на достижение экономической доступности продовольственной безопасности, что в свою очередь требует проведения соответствующей социальной политики. Учреждениями социального обслуживания в первом полугодии 2005 г. оказана помощь 376,7 тысячам граждан, что на 79,3 тыс. больше, чем в предыдущем году. Расходы на социальную поддержку региональных льготных категорий граждан (в регистр включено 1,6 млн. человек) Однако этих мер не достаточно.

Физическое потребление жителей области по разным параметрам продовольственной безопасности неравномерно достигает своих оптимальных значений. Так, уровень потребления по хлебобулочным изделиям, картофелю, молоку не соответствует оптимальным параметрам. По потреблению сахара, яиц и растительного масла — значительно превосходит пороговые параметры, и только потребление рыбопродуктов жителями Ростовской области находится в границах, приближающихся к оптимальным.

Однако с точки зрения экономической обеспеченности продуктами питания структура потребления жителей Ростовской области не является оптимальной, Во время анкетирования более 17 тысяч человек в Ростовской области выяснилось, что 42% семей стараются покупать дешевые и соответственно низкокачественные продукты питания. Региональными особенностями питания населения является недостаточный уровень потребления мяса и продуктов из него (75% от нормы), рыбы, сливочного масла, свежих овощей, фруктов и соков.

Система продовольственная безопасности региона с точки зрения спросовых детерминант — отражает функциональную зависимость между величиной спроса населения на пищевые продукты и уровнем цен на продовольствие при прочих равных условиях.

В свою очередь изменение спросовых детерминант продовольственной безопасности позволяет приблизить структуру потребления к значениям физической доступности продовольствия. Хотя многие ее параметры и остается с точки зрения основных критериев обеспечения продовольственной безопасности не достигающих поровых значений.

Рыночные преобразования в аграрном секторе экономики регионов вызывают структурные изменения в сельскохозяйственном производстве, что, в свою очередь, порождает определенные тенденции на продовольственных рынках страны. В ростовской области наблюдается снижение качества почв, сокращение посевных площадей и как следствие снижение урожайности сельхозкультур. Сократились площади под яровым ячменем на 16,7%, просо — 59%, зернобобовыми — 7%, картофелем — 2,3%, овощами — 3,6%, кормовыми культурами — 16%. Урожайность зерновых культур в 2004 г. по сравнению с 1991 г. снизилась в 1,4 раза, семечковых -4,5 раза, косточковых — 3,9 раза, орехоплодных — 41 раз, субтропических — 2,2 раза, цитрусовых — в 22,2 раза.

На 1.01.2005 г. в области насчитывалось 520 тыс. личных подсобных хозяйств, которые занимают 154 тыс. га земли, от которых получено более 66% мяса, 78% молока и 34% яиц. В 2005 г. впервые на федеральном и областном уроне приняты нормативные документы, в соответствии с которыми будет оказана поддержка гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, в форме субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным на приобретение оборотных средств, а также на приобретение сельскохозяйственных животных и птицы, полученным на срок до трех лет. Из областного бюджета на эти цели выделено 3,8 млн руб. Для развитие материально-технической баз АПК Ростовской области на 1.08.05 г. выделено 580,1 млн руб. бюджетных кредитов, в том числе впервые на приобретение ГСМ — 200 млн руб. На данные средства в период посевной закуплено 16,3 тыс. тонн дизельного топлива по фиксированной цене, поставлено более 500 единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 134 зерноуборочных комбайнов.

При сохранении сложившихся тенденций в развитии сельского хозяйства возможности его развития в среднесрочной перспективе будут недостаточны для гарантированного удовлетворения спроса населения на продовольствие отечественного производства, устойчивого воспроизводства материально-технических ресурсов, сокращения разрыва в уровне жизни сельского и городского населения, предотвращения деградации социальной инфраструктуры села.

Первоначально в качестве основных инструментов обеспечения продовольственной безопасности региональных систем, используются преимущественно финансово-компенсационные и административные инструменты мезополитики, такие как льготы, федеральные трансферты, субсидии, дотации, финансовые средства из фонда региональной поддержки, запреты на вывозввоз сельскохозяйственной продукции и пр.

По традиционным каналам идет основной поток поставок в государственные продовольственные фонды. Многие производители, используют традиционные каналы под давлением местной администрации. Неустойчивое финансовое положение перерабатывающих предприятий региона и ценовые ограничители со стороны местной администрации делают неэффективными в настоящее время данные каналы движения продукции. Задолженность перерабатывающих предприятий перед производителями по расчетам за поставленное сырье колеблется от 2−9 месяцев, что нарушает нормальный процесс функционирования по всей вертикальной цепочке. Так, в Ростовской области в 2002 г. 70% крупных и средних предприятий сельхозпредприятий имели кредиторскую задолженность свыше трех месяцев, а на долю задолженности поставщиков приходится около 40%.

Среди причин низкой эффективности государственной агропродовольственной политики можно выделить те, которые определяют взаимозависимость между уровнем административного вмешательства на рынки и эффективностью программ регулирования АПК в регионе: чем больше административного вмешательства применяется при проведении политики, тем меньше эффективность региональных программ.

Таким образом, достижение продовольственной безопасности в производственном аспекте на уровне региона подразумевает сохранение и поддерживание определенных пропорций всех элементов продовольственной системы, обеспечивающих сравнительно устойчивое снабжение региона.

Кроме того, на уровень достижения продовольственной безопасности в регионе влияют взаимоотношения между торговлей, перерабатывающей промышленностью и сельским хозяйством, которые в свою очередь зависят от степени монополизации розничных и оптовых региональных рынков, диверсификации каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, возникновение нетрадиционных каналов сбыта и продуктовых цепочек.

В диссертационной работе предложена экономико-математическая модель для системы неустойчивых продовольственных рынков, позволяющая определять ценовые детерминанты продуктовой стратегии региона на основе теории случайных процессов и вероятностей, которая позволяет исследовать специфику неустойчивого функционирования системы продовольственных рынков и на этой основе разработать комплекс мероприятий по укреплению продовольственной безопасности региона.

Самостоятельным направлением устойчивого продовольственного обеспечения региональной экономики выступает аналитическая разработка и оценка основных инструментов региональной экономической политики на основе комплексной характеристики продуктовой, производственной и инфраструктурной компоненты системы продовольственной безопасности региона. По показателю совокупного товарооборота розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения Ростовская область опережает все регионы Южного федерального округа, в том числе Краснодарский край — на 7,7%, Ставропольский — на 13,8%, Волгоградскую область — на 12,1%. В январе-июне 2005 года оборот розничной торговли составил 85,5 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 13% выше, чем в соответствующем периоде 2004 г. По данным управления потребительского рынка товаров и услуг Минэкономики области, пик этого роста пришелся на 1998 г.- 263 официально зарегистрированных рынка, в 2004 г. осталось 222.

Основными тенденциями развития розничной торговли являются: во-первых, стремительное развитие сетевой торговли, во-вторых, увеличение доли покупателей крупных и средних торговых предприятий, в-третьих, сохранение позиций специализированных независимых магазинов, в-четвертых, сокращение доли рынков.

Формирование региональных оптовых продовольственных рынков, являясь рациональным звеном в цепочке «производитель — посредникпотребитель», положительно влияет на уровень цен на продовольственную продукцию путем исключения из цепочки лишних звеньев, предоставления большого ассортимента товаров, а также возможности получения соответствующей информации, что позволяет: во-первых, предоставить всем поставщикам продукции возможность устойчивого выхода на конкурентный региональный и внешние рынкиво-вторых, добиться обеспечения круглогодичного снабжения населения качественными продуктами питанияв-третьих, расширить межрегиональные поставки продовольствия на юге Россиив-четвертых, обеспечить контроль за качеством товарооборота продукции, гарантирующий безопасность потребления;

— увеличить доходы областного и городского бюджетов;

— создать новые рабочие места;

— сформировать оптимальные рыночные цены на продукты питания и обеспечить их оптовый годовой товарооборот не менее 200 тыс. тонн;

— обеспечить действенный контроль за качеством товарооборота продукции, гарантирующий безопасность потребления;

— увеличить легализацию коммерческих сделок и за счет этого увеличить налоговые поступления в бюджет.

Таким образом, организация оптовых продовольственных рынков удешевляя транспортировку, хранение и реализацию продовольственной продукции создают предпосылки для снижения розничных цен, следовательно, для повышения доступности продуктов питания для населения, расширяя формы и методы взаимодействия с производителями продовольственной продукции активизируют производство, как условие формирование региональной продовольственной безопасности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — С.5.
  2. В.А. Управленческий механизм обеспечения продовольственной безопасности. М., 1999.-- 177с.
  3. Агропродовольственный рынок России: опыт исследования Центр АПЭ/ИЭПП, М. 2000.
  4. A.M., Лукинов М. Б. Создание сети оптовых продовольственных рынков в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — № 9. — С.7−8-
  5. А. Развитие российского зернового экспорта // Экономист. 2003. — N7. — С.65−81.
  6. И.А. Совершенствование правового регулирования лизинговой деятельности в АПК / И. А. Алтухов, А. В. Николаев //Стратегия развития сельского, лесного хозяйства и сферы услуг в Российской Федерации и в мире. Н. Новгород, 2003. — С. 126−128.
  7. А. Прогноз ситуации в агропромышленном комплексе до 2003 года//Экономист. 1998. — N12. — С. 14−20.
  8. И.А. Региональная конкурентная политика: опыт и проблемы: Препринт / Анисимова И. А., Мокроносов А. Г., Ужегов Н. П. -Екатеринбург: УрО РАН, 1999. 78 с.
  9. А.В. Методика оценки конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий /А.В. Афанасьев //Стратегия развития сельского, лесного хозяйства и сферы услуг в Российской Федерации и в мире. Н. Новгород, 2003. — С. 166−167.
  10. . Фермеры на старте / Б. Башмачников, А. Хохлов // Ваше право. 2003. — Авг. (N32). — С.11.
  11. И.И. Влияние социальной инфраструктуры села на развитие мелких форм хозяйствования /И.И. Безаев //Стратегия развития сельского, 181лесного хозяйства и сферы услуг в Российской Федерации и в мире. -Н.Новгород, 2003.- С. 128−132.
  12. Биктимирова 3. Качество жизни: продовольственная безопасность // Экономист. 2004. — N2. — С.78−84.
  13. Е. Показатели продовольственной безопасности России // Politeconom. 1999. — N1. — С.161−168.
  14. Е.Н. Продовольственная безопасность России: М., 1997.-349с.
  15. Е.Н. Формирование и развитие социально-рыночного механизма обеспечения продовольственной безопасности России: Автореф. дис. д-ра экон. наук / Рос. акад. предпринимательства. М., 1997. — 32с.
  16. Р. Формирование конкурентной среды в регионах // Экономист. 2001. — N7. — С. ЗО -33.
  17. П.Т., Саетгалиев Р.З.Россия в системе глобальной продовольственной безопасности.М. 1999.
  18. С. Будущее за агрохолдингами /С. Валов //Закон. Финансы. Налоги. 2004. — № 3. — С. 13.
  19. В. Прогноз регионального развития сельского хозяйства России // Экономист. 2001. — N1. — С.76−82.
  20. Е.С. Теория вероятностей. М., Наука, 1964-
  21. П., Храмова И. Г. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в условиях переходной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 8. — С. 121.
  22. Н. Земельная политика в промышленно развитых странах // Экономист. 2002. — N9. — С.81−87.
  23. Г. Г. Продовольственная безопасность как фактор устойчивого развития общества: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 1996. — 23 с.
  24. Выступление Президента РФ В. В. Путина при представлении ежегодного послания. // Российская газета.-2000.-11 июля.- № 133.
  25. П.И. Межотраслевые связи в агропромышленном комплексе Киев: Высшая школа. 1978. — С.23−30.
  26. .В., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания. М., Наука, 1967.
  27. В.Д., Клюкач В. А. Комплексное развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности-М.:Агропромиздат. 1988.С.7
  28. А. обеспечение продовольственной безопасности России-задача стратегическая \ АПК: экономика, управление. 1998.№ 8.С.4
  29. В.К., Северцев Н. А. Основные вопросы эксплуатации сложных систем. М., Высшая школа, 1976,406 с.
  30. В. Основные направления регулирования продовольственного рынка// Экономист. 2000. — N3. — С.78−81.
  31. А.В., Жак С.В., Стерликов Ф. Ф. Экономика. Компьютерное моделирование. Ростов-на-Дону, ЛаПО, 1998, 223 с.
  32. О.Н., Ершова И. В., Кузнецова Е. Ю. Конкурентоспособность регионального управления. Екатеринбург: Изд-во ИПК УГТУ, 1999. — 102 с. — Библиогр.: 60 назв.
  33. А. Продовольственная безопасность страны: угроза и факторы нейтрализации // Рос. экон. журн. 2003. — N7. — С.27−42.
  34. А. Экономический рост аграрного сектора и перспективы развития казахстанского села // Экономист. 2003. — N11. — С. 104−112.
  35. Е.Е. Методология разработки приоритетов аграрной политики России. М.: Информатик, 1996. С88
  36. В. Обеспечение продовольственной безопасности// АПК: экономика, управление. № 1,1996. с. 21−27.
  37. Калугина 3. Становление частного сектора аграрной экономики в современной России // Общество и экономика. 2002. — N1. — С.134−145.
  38. С. Основы теории случайных процессов. М., Мир, 1971.
  39. Н. Сравнительный анализ внешнеторговых отношений России со странами СНГ и ЕС в агропродовольственном секторе. М.: ИЭПП. 1998. С.6−7.
  40. Н., Серова Е., Тихонова Т, Храмова И. Аграрная реформа в странах с переходной экономикой. М.: ИЭПП. 2000. С. 54.
  41. А.В. Время сильных игроков // Деловые люди. 2003. -N153. — С.82−83.
  42. Ю.К. Русский крест // Экон. газ. 2004. — Янв. (N2). -С.1,3.
  43. А.В. Экономическая безопасность. М.1999.С.12.
  44. В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ /В.В. Комаров. М., 2001.424 с.
  45. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998−2005 годы // Россисйкая газета. 1998. 1 июля. С. 5.
  46. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 М.: Собрание законодательства РФ 10.01.2000.-№ 2.-ст. 170.
  47. Концепция-2003: Материалы четвертой региональной конференции Реализация Концепции экономической политики Ростовской области. Ростов-на-Дону, 14 июля 2002 г. -184 е.-
  48. Корбут JL, Храмова И. Основные тенденции формирования продуктовых цепочек в России // Предпринимательство в России. 1996. -№ 1. -С.18.
  49. Г. В. Экономическая безопасность России. М. 1996. Галазьев С. Основы обеспечения экономической безопасности страны//Российский экономический журнал. 1997.№ 1.
  50. М. Агропромышленный комплекс России и меры по его развитию // Politeconom. 1999. — N1. — С.18−22.
  51. М. Совершенствование экономического механизма в АПК // Экономист. 2000. — N. — С.69−74.
  52. В., Фалилеев О., Лечевский И., Юнак Г. Проблемы финансирования агропромышленного комплекса России// Международный сельскохозяйственный журнал, № 1,1996. с. 30−34.
  53. Г. Сельская тревога // Эксперт. 2002. — № 25. — С.47−48.
  54. Э. Аграрный сектор стран с переходной экономикой и ВТО // Мировая экономика и междунар. отношения. 2002. — N5. — С.59−65.
  55. Э.Н. Агропродовольственный сектор: кооперация производителей // ЭКО. 2000. — N2. — С.129−136.
  56. В. Продовольственная безопасность // Финансовый контроль. 2004. — N12. — С.104−108.
  57. И. Проблемы продовольственной безопасности России // Диалог. 2001. — N6. — С.33−40.
  58. И. Организационные формы сельскохозяйственного производства в Сибири // Экономист. 2001. — N4. — С.92−96.
  59. И. Развитие АПК и продовольственный рынок Сибири // Экономист. 2003. — N2. — С.70−73.
  60. Р. Государственная поддержка сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой // Экономист. 2002. -N11.- С.91−94.
  61. Н.И. Интеграция экономической политики на фоне глобализации и регионализации // Регион: экономика и социология. 2002. -N2. — С.3−24.
  62. X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Гальперин В. М. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса С.-Пб.: Экономическая школа. 1999.
  63. Лиферт У М. Продовольственная безопасность России вне опасности. Круглый стол по вопросам продовольственной и аграрной политики. М.: Московское представительство Ситизенз Нетуорк, № 1, 1996. с.6−7.
  64. Магомедов А-Н. Д., Клочко Л. Н. Место сбытовых (торговых) кооперативов в инфраструктуре регионального аграрного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2003, № 9, с. 38−42.
  65. В. Сельские кредитные кооперативы в рыночной экономике // Мировая экономика и междунар. отношения. 2001. — N4. -С.89−95.
  66. А. Принципы политической экономии. М. 1983−1984
  67. В.В. Формирование и развитие системы продовольственной безопасности: концептуальные подходы. Екатеринбург, 1996. — 192с.
  68. В. Продовольственная проблема России // Диалог. -1998. Nil. — С.26−30.
  69. Е. Роль земельной реформы в АПК / Е. Масленникова, Е. Борисова // Экономика России. 2003. — N11. — С.2−3.
  70. В.А. Закономерности развития межотраслевых связей в АПК // Закономерности функционирования агропромышленного комплекса // Сб. науч.тр. ВАСХНИЛ. Под ред. А. А. Никонова. М.: Агропромиздат. 1986. С. 39−54
  71. В.И. Теория хозяйственных связей М.: Экономика. 1985
  72. Мелик-Саркисов С. О. Государственное регулирование биотехнологии в сельском хозяйстве США // Свободная мысль. 2003. — N7. -С.109−126.
  73. В. Формы агропромышленной интеграции / Милосердов В., Фролов В. // Экономист. 1998. — N4. — С.87−91.
  74. О. Условия выхода из аграрного кризиса // Экономист. -1998. Nil. — С.92−94.
  75. Н. Карлова. Либерализация и децентрализация в переходной экономике: региональная дезинтеграция АПК России (на примере Западной Сибири), в кн. Агропродовольственный рынок России: опыт исследования. М., ИЭПП, 2000, стр. 60−105.
  76. Научные основы функционирования территориальных оптовых рынков плодоовощной продукции. Ростов-на-Дону. 1998. С. 22.
  77. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность. Шод ред. В. И. Лисова.М.2000.
  78. А.Д. Продовольственная безопасность. Владивосток, 1998.- 184с.
  79. С.Н. Земельные ресурсы России между прошлым и будущим // Энергия: экономика, техника, экология. 2002. — N9. — С.50−55.
  80. О концепции аграрной политики и продовольственного обеспечения РФ // Экономист. 1995. — N5. — С.34−44.
  81. О концепции национальной безопасности РФ. Указ Президента РФ. 10 января 2000 г. № 24 / Российская газета.-2000.-18 января.-№ 11.
  82. В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства. М.: 2001. Гл. 4. С.83−101.
  83. М. Личное хозяйство не только личное дело // Ведомости Новосиб. обл. сов. депутатов. — 2003. — 28 нояб. — С. 16.
  84. О.Г. Внешнеторговая аграрная политика США в конце XX века // США Канада: экономика, политика, культура. — 1999. -N11. — С.32−51.
  85. С.И. Экономическая роль оптового продовольственного рынка /С.И.Олонина //Стратегия развития сельского, лесного хозяйства и сферы услуг в Российской Федерации и в мире. Н. Новгород, 2003. — С. 121 123.
  86. В. Экономическая безопасность // Интерлинк. 1992. № 3. С. 114. Колосов А. В. Экономическая безопасность. М.1999.
  87. В.Н. Продовольственная безопасность России: современное состояние и механизмы обеспечения: Учеб. пособие / Папело
  88. B.Н., Радчиков А. Н., Скурихин П. В. Новосибирск, 2000. — 230с.
  89. А. Ситуация в аграрном секторе и проблемы продовольственной политики // Экономист. 2001. — N7. — С.70−77.
  90. А.В. Сельское хозяйство России в XX веке / А. В. Петриков, М. Л. Галас // Россия в окружающем мире. 2001. — М., 2001.1. C.52−79.
  91. В.А. Экономика аграрного сектора: учеб. пособие /В.А. Пешехонов, А. И. Пащенко. СПб: Изд-во «ОЦ и ЭМ», 2003. — 176 с.
  92. А.А. Агропромышленный комплекс России: проблемы и решения /А.А. Попов, М. А. Яхъяев. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.-409 с.
  93. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 июля 1995 года № 521−1 СФ. «Об обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации»
  94. Продовольственная безопасность современной России. Круглый стол по вопросам продовольственной и аграрной политики. Май-июнь 1996 г. М.: CNFA.1996. № 1.
  95. Продовольственная недостаточность (Продовольственная оборона) / Материал подгот. В. Поляков // Лит. газ. 2003. — Июл. (N28). — С.1, 3.
  96. Ю1.Простерман Р., Рольфе Л., Дункан Д. К вопросу о четкой концепции преобразования российского сельского хозяйства. В кн. Реорганизация селскохозяйственных предприятий: их эффективность и устойчивое развитие. М.: ИЭПП, 1999.
  97. Ю2.Радугин Н. П. Радикальная экономическая реформа в Российской Федерации и продовольственная безопасность страны. М., 1996. — 203с.
  98. ЮЗ.Радугин.П. Проблемы экономической реформы в стране. М:.1996.С. 9.
  99. В.Г. Особенности экономического роста в аграрном секторе России. 30 90-е годы XX века // Вопросы статистики. — 2002. — N8. -С.41−58.
  100. Pay В. В. Аграрный сектор на пути к обновлению // Пробл. прогнозирования. 2000. — N4. — С.40−50.
  101. Pay В. В. Аграрный сектор СНГ и России: тенденции, приоритеты, регулирование // Пробл. прогнозирования. 2003. — N1. — С.58−68.
  102. Рецепт для АПК: инвестиции и технологии // Деловые люди.2003,-N153.-С.76−81.
  103. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России.-М., 2001.-С.416.
  104. Россия на весах продовольственной безопасности. Под ред. К. В. Новожилова. Краснодар-Ст.Петербург-Москва-Тольятти. 1999.С.З.
  105. Ростовская область готова к сотрудничеству. Ростов-на-Дону: Администрация Ростовской области. 2002. С. 97.
  106. Ш. Рябова Т. Ф. Экономическая безопасность: продовольственная безопасность: Термины и определения: Словарь. М., 2001. — 335с.
  107. П.И. Русское фермерство в его исторической перспективе: по материалам юго-востока Европейской России // Отечественная история. 1998. — N5. — С.46−61.
  108. Е.А. Продовольственная безопасность как фактор социально-политической стабильности в обществе: Автореф. дис.. канд. социол. наук / Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т. Тюмень, 1998. — 24с.
  109. Ю. Село в зоне социального бедствия // Парламент, газ.2004.-24 янв.-С.З.
  110. В. Агропромышленный комплекс Республики Беларусь // Общество и экономика. 2002. — N3−4. — С. 137−160.
  111. Г. Аграрная реформа в Болгарии // Мировая экономика и междунар. отношения. 2000. — N5. — С.113−119.
  112. Й. Аграрные преобразования в странах с переходной экономикой / Й. Свиннен, К. Макурс // Вопросы экономики. 2001. — N8. -С.118−129.
  113. А. АПК: итоги 1997 г. и перспективы на 1998 г. // Экономист. 1998. — N4. — С.30−33.
  114. А. АПК: итоги 2000 г. и перспективы развития // Экономист. 2001. — N4. — С.82−86.
  115. А. Некоторые проблемы управления АПК и пути их решения // Экономист. 2000. — N6. — С.76−79.
  116. Сельское хозяйство в 1999 г. // Экономист. 1999. — N12. — С.33−37.
  117. В. Власть не хочет делиться властью // Провиант. 2001. -Апрель.-С.21.
  118. В. Новый курс аграрной политики // Экономист. 1999. -N1. — С.12−16.
  119. .Ю., Российская М. В. Тяглов С.Г. Экономическая без опасность региона. Ростов-на-Дону.2002.С.7.
  120. С. Российский крестьянин так и не стал свободным // Независимая газета. 2000. — 20 апр. — С. 1,4.
  121. И. Продовольственная безопасность // Рос. экон. журн. -1999. N4. — С.105−107.
  122. Е. Общественное мнение о российской аграрной реформе // Вопросы экономики. 2000. — N7. — С.21−34.
  123. Е. Структура и функции агропродовольственных рынков в России // Вопросы экономики. 2000. — N7. — С.45−66.
  124. Е., Храмова И. Структура и функции агропродовольственных рынков в России. Вопросы экономики. № 7, 2000, стр.45−66.
  125. Е. Аграрная политика и группы интересов. Politekonom. 1999, № 1(12), стр. 36−53.
  126. Е. Аграрная экономика (учебник). М.: ВШЭ, 1999.
  127. Е. Аграрный сектор России: факторы развития и перспективы, бюллетень РЕЦЭП, январь 1999.
  128. В. Почему Россия не может себя прокормить? // Аргументы и факты. 1999. — N48. — С.7.
  129. Скульская JI. B Некоторые направления аграрной политики государств участников СНГ // Пробл. прогнозирования. — 2002. — N4. — С.84−90.
  130. И.Ю. Микроэкономические основы аграрной политики государства. Ростов-Н/Д: Изд-во: РГУ, 1999. — С. 79
  131. И.В. Продовольственная безопасность России: принципы и механизм обеспечения: Автореф. дис.. канд. экон. наук / Новосиб. гос. акад. экономики и упр. Новосибирск, 2000. — 21с.
  132. А.Н. Экономическое поведение и эффективность личных подсобных хозяйств в переходной экономике. В кн. Реорганизация селскохозяйственных предприятий: их эффективность и устойчивое развитие. М.: ИЭПП, 1999.
  133. Г. Аграрные преобразования в России в период трансформации общества (90-е годы XX века) // Власть. 2002. — N6. — С.46−50.
  134. И. Эффективность продовольственных рынков в переходной экономике: некоторые выводы из ценового анализа Рыночная трансформация сельского хозяйства: 10-летний опыт и перспективы, Никоновские чтения, М., 2000, стр. 231−234.
  135. Ю.С. Проблемы международной и национальной продовольственной безопасности в 70-е 90-е годы и перспективы продовольственной независимости России/Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. д.э.н. М.:РИСИ, 1996. С. 30.
  136. Ю.С. Проблемы продовольственной безопасности России. Международные и внутренние аспекты. М.: Российский институт стратегических исследований, 1995. с. З
  137. С.А. Социально-экономические аспекты обеспечения продовольственной безопасности: Автореф. дис.. канд. экон. наук / Кубан. гос. аграр. ун-т. Краснодар, 2001. — 24с.
  138. . АПК без господдержки не выживет // Независимая газ. 1999.- 16нояб.-С.4.
  139. JI.C. Методологические аспекты продовольственной безопасности России: Автореф. дис. д-ра экон. наук / Моск. гос. ун-т пищ. пр-в. М., 2000. — 78с.
  140. Г. Аграрный кризис в России и специфика его разрешения // Власть. 1998. — N10−11. — С.67−77.
  141. Г. И., Назаренко В. И., Блинова Е. Н. Продовольственная безопасность России: пути достижения // Проблемы прогнозирования. 1999. № 1. С. 28. Курсив в оригинале.
  142. Экономическая безопасность. Производство, финансы, банки / Под ред. Сенчагов В. К. 1998. С. 12. Оболенский В. П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства. М.: 2001. Гл. 4.
  143. Environment policy benefits, 1989- Bateman I., Turner K., 1993- The economic appraisal of environmental policy and practice, 1995
  144. Jevons W.S. The Theory of Political Economy. L., 1924.
  145. Pierre Coulomb. De la terre a Etat. Elements pour un cours de la politique agricole, INRA, Montpellier, novembre 1993 p. 31. Пьер Куломб. Отземли к Государству. Учебный курс по аграрной политике. Монпелье, ПНР А. 1993 г. с. 31.
  146. Schiff М., Valdes A. Agriculture and the Macroeconomy. Washington. 1998. P.117
Заполнить форму текущей работой