Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование творческих способностей учащихся в кружковых занятиях (на материалах популяризации таджикского искусства росписи в общеобразовательных школах Республики Таджикистан)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие уровня художественно-творческих способностей учащихся средствами таджикского национального орнамента на примере занятий декоративно-прикладным искусством в системе образования до сих пор не был предметом специального исследования. В настоящее время отсутствует апробированная модель методической системы обучения, включающей в себя теоретически обоснованную специальную программу обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема формирования творческих способностей учащихся в кружках росписи «наккоши» на материале национально -художественных традиций
    • 1. 1. Научно-педагогические основы формирования творческих способностей учащихся в кружках декоративно-прикладного искусства
    • 1. 2. История возникновения и семантики национального орнамента
    • 1. 3. Определение содержании обучения с учетом национально-художественных традиции
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирование творческих способностей учащихся в кружках национальной росписи
    • 2. 1. Организация и методика формирования творческих способностей учащихся в кружке национальной росписи
    • 2. 2. Констатирующий и поисковый эксперименты
    • 2. 3. Опытно-экспериментальные исследования и их результаты
  • Выводы по второй главе

Формирование творческих способностей учащихся в кружковых занятиях (на материалах популяризации таджикского искусства росписи в общеобразовательных школах Республики Таджикистан) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Проблема использования национального декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе Таджикистана остаётся явно недостаточно исследованной. Особенно мало работ, освещающих эту проблему, касается средней школы, где на сегодняшний день главной задачей остаётся методика проведения занятий с использованием произведений декоративно-прикладного искусства, особенно росписи.

Одной из важнейших задач, стоящих перед общеобразовательной школой, является улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся — формирование у них чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту не только искусства, но и окружающей действительности. Учителя школ призваны эффективно использовать воспитательные и образовательные возможности всех учебных предметов, факультативов и кружков по искусству.

Особенно важным сегодня является дальнейшее обеспечение совершенствования уровня преподавания на внеклассных занятиях, исходя из народных традиций, национальных особенностей орнамента. Необходимо разработать учебные программы, учебники по декоративно-прикладному искусству, методические пособия для учителей с учётом современных требований развития общества и духовного возрождения национальной культуры. Эти требования и определили актуальность и современность работы, её практическую значимость.

Актуальность художественного образования в контексте личностно-ориентированного образования обусловлена необходимостью интегративно-комплексного, системного подхода. Актуализирует проблему ещё и тот факт, что сегодняшнее состояние обучения не имеет возможностей для полного и активного использования того мощного потенциала, который заложен в декоративно-прикладном искусстве: его глубоко нравственная, созидательная миссия до сих пор остается невостребованной и нереализованной. Возникло определённое противоречие между неограниченными возможностями декоративно-прикладного искусства и крайне недостаточным использованием его средств в эстетическом воспитании и художественном образовании учащихся. Отсюда вытекает важность проблемы исследования, необходимость включения декоративно-прикладного искусства в процесс эстетического воспитания и художественного образования учащихся.

Общая теория способностей, принципиальные вопросы которой освещены в трудах виднейших психологов внёсших веёмый вклад в её разработку. Это такие имена, как: С. JT. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, А. Г. Ковалёа, В. А. Крутецский, В. С. Кузин, В. Н. Мясищев и др.

В нашем исследовании мы также опираемся на высокую оценку роли творческой способности в процессе обучения декоративно — прикладному искусству В. С. Кузин считает, что нельзя отождествлять способности со знаниями, умениями и навыками. Неумение преподавателей отличать способности учащегося от имеющихся у него знаний, навыков и умений отрицательно сказывается на развитии учащегося. Особенно часто подобные ошибки допускаются при отборе учащихся в специальные художественные учебные заведения [71].

Вопросы значения, влияния и места декоративно-прикладного искусства в процессе развития личности ставились в исследованиях. Н. В. Ефремичевой, Н. Г. Коваленко, В. В. Корешкова, С. М. Мурзиной, М. В. Соколова, Т. Я. Шпикаловой и др.

Вопросы использования разных видов декоративно-прикладного искусства в учебном процессе рассматривали в своих работах Г. В. Беда, А. А. Белов, П. Г. Демчев, Т. С. Комарова, B.C. Кузин, Б. Т. Лихачёва, С. Н. Новиков,.

H.H. Ростовцев, A.C. Хворостов, Г. В. Черемных, E.B. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и др.

Проблемы использования различных традиционных видов в целях эстетического воспитания в процессе преподавания изобразительного искусства, в кружках и на факультативных занятиях были затронуты исследователями Б. МАглаевой, Ю. К. Бекжановой, Х. А. Джалиловой М.В. Кадировой, И. М. Раджабовым, И. А. Еремовой, Д. М. Холматовым.

Определённую значимость для обучения школьников средствами таджикского прикладного искусства имеют работы А. М. Аглаевой [3], М. Д. Ашурова [10], М. Н. Дадабаева [42], С. Рахимова [122], Ю. Н. Хижняка [147] которые прилагают методические разработки и демонстрируют их роль и значение в системе художественного воспитания подрастающего поколения.

Проблема древних традиций в декоративно-прикладном искусстве таджикского народа уже поставлена многими исследователями и в значительной степени она получила определённое освещение в трудах Н. А. Белинской В.Л.Ворониной, С. В. Иванова Г. А.Пугаченковой, М.А.Рузи-ева, О. А. Сухаревой, А. А Семенова. А. К. Писарчик, Г. Л. Чепелевецкой, Х. А. Юлдашева и других.

Нужно отметить, что благодаря имеющимся археологическим материалам, собранным в ходе различных экспедиций под руководством таких учёных, как М. С. Андреев, A.M. Белинский, Н. Н. Негматов, А. К. Писарчик, O.A. Сухарева, М. Рузиев, А. Ю. Якубовский и многих других на терриетории Средней Азии, мы могли в нашем исследовании ознакомиться с этим народным искусством и в достаточной степени изучиь данный вопрос.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдают качество, уровень художественного образования, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание школьников.

Объект исследования — процесс развития творческих способностей учащихся в условиях художественного образования и эстетического воспитания.

Предмет исследования — процесс формирования творческих способностей учащихся на занятиях кружка росписи (дополнительного образования детей).

Проблема исследования заключается в отсутствии научно-обоснованной, экспериментально проверенной методики художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства (роспись).

Методологической основой исследования являются ведущие положения гуманистической философии, этики, теории * познания, педагогики, психологииположения эстетической и художественной культуры как составной части общечеловеческой духовной культурытеоретические основы воспитания эстетической культуры учащихся, включающие: философские представления о её сущности и структуреособенности взаимодействия принципов и законов развития эстетической культуры с практикой эстетического воспитания и образованияистория изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промысловистория и теория обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусствусовременные искусствоведческие, педагогические и психологические науки.

Цель исследования — разработка и научное обоснование методики формирования творческих способностей учащихся в кружках национальной росписи.

В итоге изучения состояния данного вопроса в теории и практике была сформулирована следующая гипотеза: процесс формирования творческих гттпго^иортрй vxтятттиvг^г в плужке ппгпмги станет Э (Ь (Ь^ТЧВНЫМ бСЛК" .

• в содержание процесса обучения систематически включать сведения о национально-художественных традициях и семантике орнамента;

• с начального этапа обучения художественной росписи формировать у учащихся способности к цветоразличению и цветовой гармонии с использованием метода упражнений;

• формировать систему знаний, умений и навыков, развивая художественно-творческие способности учащихся.

Для проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить психолого-педагогические основы методов формирования творческих способностей учащихся.

2. Рассмотреть историю развития росписи как основной части декоративно прикладного искусства Таджикистана и её значение для формирования творческих способностей учащихся.

3. Определение содержании обучения с учётом национально-художественных традиций и семантики орнамента.

4. Разработать эффективную программу для кружка росписи, методы обучения и воспитания.

5. Проверить степень эффективности предлагаемого содержания и методов обучения в процессе опытно-экспериментальной работы.

6. Разработать методические рекомендации по основы формирование творческих способности учащихся в кружках роспись.

Методы исследования:

• анализ и обобщение научных, философских, искусствоведческих, психолого-педагогических, методических трудов и монографических работ по проблеме исследования;

• изучение исторических архивных документов, всесторонний разбор диссертационных исследований, периодических изданий;

• анализ образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, учебных планов и программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству средних общеобразовательных школ художественно-эстетической направленности.

• изучение и обобщение практического опыта;

• комплекс методов эмпирического исследования: педагогические наблюдения за учебно-творческой и учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе практических занятий по декоративно-прикладному искусству, беседы, анкетирование, тестирование и опрос учителей изобразительного искусства;

• методы сравнительного анализа: художественно-педагогический анализ учебно-творческой деятельности учащихся (наброски, зарисовки, композиционные поиски, эскизы),.

• изучение педагогического опыта преподавателей художественных школ, работающих в области декоративно-прикладного искусствамоделирование методической системы, организация опытно-экспериментальной работы по декоративно-прикладному искусству в условиях общеобразовательных школы (констатирующий, поисковый, формирующий, сравнительный эксперимент), экспериментальное обучение по разработанной системе;

• количественные методы математической и статистической обработки результатов эксперимента, внедрение результатов исследования в практику.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— разработаны, экспериментально проверены и научно обоснованы пути и методы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения национальной росписи;

— разработано использование национально-художественных традиций и семантики орнамента в кружках росписи, которые способствует формированию у учащихся творческой способности;

— решена существенная научно-педагогическая задача, имеющая социально-культурное значение, а именно—исследована общеобразовательная функции орнамента в обучении учащихся в кружках национального росписи.

— даны практические рекомендации по совершенствованию процесса художественного образования и эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.

Теоретическая значимость исследования состоит, что:

— решена актуальная научная проблема дополнительного образования и эстетического воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства. Теоретические положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, создают предпосылки для научно-педагогического обеспечения.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы: в практической работе учителями изобразительного искусства, художественного трудадля создания программ, методических разработок по декоративно-прикладному искусствупедагогами дополнительного образования в проведении занятий по различным видам декоративно-прикладного искусства, Работа в целом и отдельные её фрагменты могут быть использованы в практике углублённого эстетического образования и воспитания эстетической культуры, художественного образования учащихся в гимназиях, лицеях, колледжах.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается совокупностью исходных методологических и теоретических положений, подтверждённых практикойприменением системы методов, адекватных проблеме, целям, задачам и логике исследованияразнообразием документальных и литературных данных, подтверждающих принципиальные положения и выводы диссертациидлительностью временных рамок экспериментальной проверки предложенной методической системыширокой системой апробации и внедрения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования проверялись и корректировались в ходе опытно-экспериментальной работы. Они получили одобрение учителями и были рекомендованы для распространения и внедрения в практику деятельности учителей изобразительного искусства. Разработанные нами научно-методические рекомендации внедрены в практику работы школ, в частности, в методику развития творческих способностей учащихся в кружках росписи и изобразительного искусства и приёмы определения содержания и методов формирования творческой деятельности учащихся при выполнении орнамента.

Основные положения и результаты исследования обсуждены и получили одобрение на международных и областных конференциях (2010,2011 гг.), а также на научно-практических конференциях Худжандского Государственного университета (2007, 2008, 2009, 2010, 2011 г. г.), на заседаниях кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания Худжандского университета .

Основной базой опытно-экспериментальной работы явились У-УП классы школы № 16 и школы Рустамова Ю. Д. г. Худжанда, школ №№ 10, 15, 28 Бободжангафуровского района Согдийской области.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

1. В процессе занятий перед руководителями декоративно-прикладного искусства нередко встают вопросы: С чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать сложность заданий? Какие орнаменты рекомендовать детям для определения творческой способности учащихся?

Очень многое зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объёму и чтобы его можно было выполнить за одно-два занятия.

2. В процессе исследования отмечено отсутствие у учащихся способности к полноценному восприятию и изображению целостности композиции традиционных орнаментов. На этом уровне у учащихся наблюдается целостность композиции традиционных орнаментов, а также непонимание принципа построения, местного характера орнамента и его мотивов, здесь нет чувства составляющих его элементов, орнамент недостаточно ритмичен, у учащихся отсутствует знания цветоразличения.

В заключении диссертации сделаны следующие выводы:

1. Развитие уровня художественно-творческих способностей учащихся средствами таджикского национального орнамента на примере занятий декоративно-прикладным искусством в системе образования до сих пор не был предметом специального исследования. В настоящее время отсутствует апробированная модель методической системы обучения, включающей в себя теоретически обоснованную специальную программу обучения, наглядные пособия, которые способствовали бы развитию художественно-творческих способностей учащихся в средней общеобразовательной школе средствами орнаментального искусства.

2. Выявлено что, орнамент — это сложное семантическое образование, основанное на взаимосвязи отвлечённого и конкретного начал, являющееся абстрагированным выражением природы. Определяющими видами орнамента, сформировавшимися в истории декоративно-прикладного искусства, традиционно являются геометрический, зооморфный, фантастический, каллиграфический, пейзажный, предметный, смешанный. В декоративно-прикладном искусстве орнамент может по праву претендовать на полную значимость и художественную самостоятельность.

3. Общие традиционные черты таджикских произведений декоративно—прикладного искусства изучены достаточно и накоплен весьма объёмный поток научной литературы: но однако, как уже отмечалось, большинство из них рассматривалось в основном с точки зрения историко-этнографических аспектов. Самые разнообразные народные изделия очень долго оставались областью научного интереса, в основном этнографов. Изучение их традиционных сторон, в частности художественной, оставалось за пределами научных полей, не говоря уже о применении декоративно-прикладного искусства, а именно орнамента, в средних школах.

4. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера об орнаментах и символах национального орнамента Таджикистана, основах цветоведения и композиции.

5. В процессе поискового эксперимента отмечено что отсутствие у учащихся способности к полноценному восприятию и изображению целостности восприятия композиции традиционных орнаментов. На этом уровне у учащихся наблюдается целостность композиции традиционных орнаментов, но также и непонимание принципа построения, местного характера орнамента и его мотивов, здесь нет чувства составляющих его элементов, орнамент недостаточно ритмичен, у учащихся отсутствуют знания цветоразличения.

6. Результаты анализа формирующего эксперимента показали, что изучение национально-художественных традиций и семантики орнамента в кружках росписи развивает интерес учащихся к изобразительной деятельности и помогает практике воспроизведения орнамента. Применённые нами оптимально возможные методы обучения учащихся при формировании творческих способностей в процессе выполнения орнамента позволили получить положительные результаты.

Апробация разработанной нами методики и использование программных документов полностью подтвердили наше научное предположение. Проведённое исследование может быть продолжено в направлении совершенствования структуры и содержания учебных планов и программ, где имеются большие возможности для расширения знаний по народному и декоративно-прикладному искусству.

Исследование адресовано преподавателям художественно-графических факультетов пединститутов, учителям и педагогам по изобразительному искусству.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу Али ибн Сина. Избранные произведения, т.1. Ирфон Душанбе.-1980.- с. 40.
  2. Авеста .Избранные гимны. Душанбе 1990−90с.
  3. В.М. Взаимосвязь художественного воспитания в процессе обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству и лепке (на материалах Таджикской ССР), Автореферат дисс. на соиск, уч. степ. канд. пед, наук,—М.: 1988.-16 с.
  4. A.A. и др. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Учебн. пособие по ПТУ 2-е издание, 1984. 159 с.
  5. В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа.-М.: Сов. художник. С. 32.
  6. А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Дис. в виде научн. доклада., док. пед. наук.-М., 1993.-32с.
  7. .Г. Психология чувственного познания.-М.:Наука, 1970. 486 с.
  8. М.С. Орнамент горных таджиков верховья Аму-Дарьи и киргизов Памира. Ташкент. 1928. -41 с.
  9. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. От древнейших времен до наших дней. М.: Искусство. 1982,577с.
  10. Ашуров М. Д. Исследование методов активизации творческой деятельности младших школьников в кружках ДНИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.:1993,160с.
  11. Ю.К. Избранные педагогические труды.—М.: Педагогика, 1989.-465 с.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы.—М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  13. A.B. Художественное творчество и воспитание.—М.: Новая Москва, 1925. 286 с.
  14. В.А., Сидоренко В. Г. Подсобные художественные промыслы России.—М.: Россельхозиздат, 1982. 112 с.
  15. В.А. Сельскому учителю о народных промыслах, 1979.126 с.
  16. Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов.—М.: Просвещение, 1975. 165 с.
  17. А.М. Монументальное искусство Пенджикента. М., 1973.
  18. H.A. Декоративное искусство горного Таджикистана. Душанбе. 1965.С.32.
  19. Н.А., Рузиев М. А., Юнусова Н. З. По законам красоты. Душанбе, 1981. 150с.
  20. H.A. Архитектурно—декоративное искусство Таджикистана (Х1Х-ХХ вв.)-Душанбе. 2010. 295 с.
  21. О.Г. Ислам и изобразительные искусство. Труды
  22. Государственного Эрмитажа. Том Ю. Выпуск 7—JL: «Искусство». 1969.-14 с. с
  23. С. А. Теория отражения и художественное творчество. -М., 1970. 94 с.
  24. .Р. Введение в историческое изучение искусства, 1985. -72с.
  25. H.A. Традиционное искусство Востока. М.: 1997.250 с.
  26. В. Л. Народная архитектура Северного Таджикистана. М. Госуд. изд-во лит. по строительству, архитектуре и строительным материалам. 1959, -.99 е.
  27. В .Л. Синтез искусства в зодчестве Средней Азии. АН. М.- 1964, № 17.-с. 215−226,
  28. Воронина В Л. Резное дерево Чорку, АН. М: 1967. № 16, -с, .174.182,
  29. Воронина В Л. Резьба по дереву в долине Исфары. АН. М.: 1969.№ 18. с. 176−180.
  30. Воронина В Л. Народная архитектура юга Таджикистана. АН. М.: 1973. № 21.с. 150−164.
  31. В.Л. Традиции в архитектуре Средней Азии. АН. М.: 1978. № 26.-с. 153-Г59.
  32. В.Л. Архитектурный орнамент Средней Азии (вопросы классификации). АН. 1980. № 28
  33. В.Л. Эстетика форм в монументальном зодчестве СреднейАзии. АН.М.- 1981. № 29. с. 154−164.
  34. В.Л. Ислам и архитектура (на примере Средней Азии) АН. М.: 1964. № 4. 24с.
  35. Воронина В Л. Доисламская символика в архитектуре Средней Азии и зарубежного Востока. АН. М.: 1 985. № 33. -с. 133−1 67.
  36. В. Л. Архитектурный орнамент Средней Азии (рисунок и материалы). АН. М.: 1990. № 37. -с. 199−208.
  37. Воронина В Л. Народные традиции архитектуры Узбекистана. М.: 1951. 56с.
  38. Л.С. Психология искусства.—М.:Педагогика, 1987.344 с.
  39. Л.С. Педагогическая психология// под ред. В. В. Давыдова.—М.: Педагогика, 1991. 485 с.
  40. Гаганов Г И. Геометрический орнамент Средней Азии. Архитектурное наследство.-Вып.—М.: 1958.с. 181−208.
  41. .Г. Таджики.—М.: Наука. 1972 с. 44.
  42. Гурская А. С. Обучение школьников построению орнамента /А.СГурская/ Школа и производсгво//Педагогика -1990 N 4
  43. М.Н. Формирование творческих способностейстудентов художественно-графических факультетов в кружках художественной росписи. дис//канд. пед. наук.—М. 1993,160с.
  44. P.M. К вопросу о датировке первого мавзолея Шейха Муслихиддина в г. Ленинабаде. Исследование по истории и культуре Ленинабада. -Душанбе, 1986.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.—М.: Педагогика, 1989. 96 с.
  46. P.M. К вопросу о датировке первого мавзолея Шейха Муслихиддина в г. Ленинабаде. Исследование по истории и культуре Ленинабада. -Душанбе, 1986.
  47. Денисова М, М, Памятники архитектуры эпохи Тимура. Соборная мечеть «Биби-Ханым» в Самарканде Искусство Средней Азии, -М.: Ранион, 1 930. -т, 5,
  48. Х.А. Кружок вышивания как средство подготовки девушек к профессионально трудовой деятельности. Автореф. дис. канд.пед. наук.-Д., 2007. 16 с.
  49. Из истории культурной жизни таджикского народа. Душанбе.1. Ирфон". -1973. 32 с.
  50. В., Зохидов П., Кадыров Т. и т. д. Искусство Советского Узбекистана. 1917−1972, —М.: Изд-во «Советскийхудожник" — 1976. -44с.
  51. Древности Таджикистана. Каталог выставки. Изд-во Дониш» Душанбе 1958.-343с.
  52. Дорогова Л, Н. Декоративно-прикладное искусство—М. Изд-во. «Изобразительное искусство».-1970 .98 с.
  53. Ершов Н, Н. Каратаг и его ремесло. Душанбе, «Дониш» 1984, -67 с,
  54. Е.А. Проблемы интернационального развития советского искусства.—М.: Сов. художник, 1977. С110−117.
  55. Иванов С.В.О некоторых традициях согдийского декоративного искусства в орнаменте таджиков и узбеков. Материалы 2-го совещания археологов и этнографов Средней Азии. Л., 1959.С.217.
  56. Е.В. Психология изобразительной деятельности детей.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 6,7.
  57. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей, 2-е изд-е, дополненное.—М.: Учпедгиз, 1961. 224 с.
  58. Изобразительное искусство и художественный труд. 5−8 классы // Б. М. Неменский, Н. Н. Фомина, Н.В. и др.—М.: Просвещение, 1991.- 186 с.
  59. М.А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промислов и архитектурном наследии XVI—XX вв.еков .М.: с.13−159. 1976.
  60. Искусство таджикского народа .Вып.2 СталинабадД 960.
  61. Искусство таджикского народа. Душанбе. 1965. выпуск 3.347с.
  62. А.Б. Таджикский костюм в контексте народной художественной культуры. (Автореферат на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения) —М.: 1992. -16с.
  63. К. Роспись. Кружок народной росписи по дереву
  64. Ташкент. «Уктувчи» 1990.-158 с.
  65. М.В. Использование национально-художественных трдиции на уроках по изобразительному искусству. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.—М. :2004.160с.
  66. Е.О. Какого цвета радуга.—М.: Дет. лит., 1984. -79с.илл.
  67. Г. А. Формирование направленности интересов учащихся средней общеобразовательной школы на профессии народных художественных промыслов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.—М., 1980. 168 с.
  68. Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах, т. 1.—М.: Педагогика, 1982. -С. 242 476.
  69. Р.И. Тематическое рисование в школе.—JL: Учпедгиз, 1959. 64 с.
  70. В.И. Художественный талант.—М.: Искусство, 1980.
  71. В.В. Проблемы научного обоснования обучения.—М.: Педагогика, 1977. 75 с.
  72. В. А. Психология обучения и воспитания школьников.—М.: Просвещение, 1976. 124 с.
  73. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе.—М.: Просвещение, 1977. 207 с. илл.
  74. B.C. Психология 2-е изд-е —М.: Высшая школа, 1982. -256 с. илл.
  75. B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 классах 2-е изд-е.—М.: Просвещение, 1983. 191 с. илл.
  76. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.—М.: Просвещение, 1984. 318 с. илл.
  77. Г. В. Методика рисования и лепки.—М. :Искусство, 1935.-156 с.
  78. Г. В. Изобразительное творчество детей.—М.: Просвещение, 1965. 207 с.
  79. А.Н. Проблемы развития психики.—М., 1972. -С.З.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность 2-е изд-е.—М: Политиздат, 1977. 304 с.
  81. И.Я. Дидактические основы методов обучения.—М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  82. И.Я., Скаткин М. Н. Современный урок.—М.: МИ-РОС, 1992. -38 с.
  83. Н. Об историческом значении советского изобразительного искусства.—М.: Изобр. искусство, 1976. 160 с.
  84. Л.В. Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства. -Автореферат док. пед. наук. М.: 2009, 36с.
  85. Массовые виды искусства.—М.: Искусство, 1986. 154 с.
  86. Г. С. Орнамент русской народной рисунка как историко-этнографический источник.—М.: Наука, 1978. 206 с.
  87. Масов Р Таджики: история с грифом «Совершенно секретно». Душанбе. 1995. 12 с.
  88. М.И. Современный урок.—М.: Педагогика, 1981.- 150с.
  89. Т.И. О среднеазиатской набойке. В. Сб. Этнография Таджикистана. Д., 1985.с.36.
  90. Т. Рузгори Мавлоно Ёкуби Чархи. Мероси ниёгон. Душанбе. «Шарки озод» -1995.-М 257−69с.
  91. Народные художественные промыслы СССР: по материалам Всесоюзной выставки, 1979. Альбом.—М.: Сов.художник.
  92. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4.—М.: Наука, 1991. -167 с.
  93. М.А. Современное народное искусство.-120 с.
  94. М.А. Народное искусство как часть культуры.—М.: Изобр. искусство, 1983. 343 с.
  95. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания.—М.: Просвещение, 1987. 253 с.
  96. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителей.—М.: Просвещение, 1981.-192 с.
  97. Л.И. Искусство и воспитание нового человека. -М., 1964.-С. 38−42.
  98. H.B. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. —М.: Просвещение, 1989.
  99. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы Сборник документов и материалов. —М.: Политиздат, 1984.-111с.
  100. Основы декоративного искусства в школе // под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. —М.: Просвещение, 1981. -175 с.
  101. H.H. Декоративно-прикладное искусство. М.: Нар. асвета, 1975. 112 с.
  102. Педагогическая Энциклопедия в 4-х томах, Т. 2.-М.: Сов. Энциклопедия, 1965 Т.2 -912 с, 1966 — Т. З -841 с.
  103. A.B. Вопросы истории и теории психологии // Избр. труды. -М.: Педагогика, 1984. 271 с.
  104. А.К. Строительные материалы и конструктивные приёмы народных мастеров Ферганской долины в ХЗХ начале XX вв. Среднеазиатский этнографический сборник. -М. -1954.- т 21. Вып. I.e. 216- 298.
  105. А.К. О народном прикладном искусстве Таджикистана-В кн.: Искусство таджикского народа. Вып.2. Сталинабад. 1960. с. 88.
  106. К .К. Краткий словарь системы психологических понятий./К.К.Платонов.—М.: Высшая школа, 1984.-174с.
  107. Я.А. Психология творчества .-М.: Наука, 1976.-303 с.
  108. Проблемы народного искусства // под ред. М. А. Некрасовой и К. А. Макарова.—М.: Изобр. искусство, 1982. 136 с.
  109. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство4.6 классы).—М.: Просвещение, 1985. 18 с.
  110. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Факультативные курсы: Изобразительное творчество, скульптура, история изобразительного искусства. -М.: Просвещение, 1992. 65 с.
  111. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов (5−11 классы).—М.: Просвещение, 1992. 63 с.
  112. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1−9 классы // Научн. рук. Кузин В.С.-М.: Просвещение, 1994.-160 с.
  113. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд (1−9 классы) // Научн. рук. Б.М. Неменский-М.: Просвещение, 1994. 173 с.
  114. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства (1−4 классы) //Научн. рук. Т. Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1992. — 78 с.
  115. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства (5−8 классы) // Научн. рук. Т. Я. Шпикалова. -М.: Просвещение, 1995. 87 с.
  116. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция (1−11 классы для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла).—М.: Просвещение, 1995. -94 с.
  117. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура (9 класс) // Н. И. Киященко, Н. М. Сокольникова и др.—М.: Просвещение, 1995. 23 с.
  118. Программы. Барномаи таълими аз фанни таълими ме^нат.тачрибави) Душанбе. 1994.
  119. Программы. Барномаи касбу х>унар. Барои синф^ои 5−11. Душанбе.2003.228с.
  120. Проблемы народного искусства. -М.: Изобр. искусство, 1982.-36 с.
  121. Психология исследования творческой деятельности // отв. ред. O.K. Тихомиров.— М.: Наука, 1975. 252 с.
  122. И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. Автореф. дис. д-ра психолог, наук.—М., 1998. 39 с.
  123. С. Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству(на примере вузов Республики Таджикистан). Автореф. дисс.кан.пед.наук.—Курган-Тюбе-2010.23с.
  124. В.Я. Народные художественные промыслы. -М.:3нание, 1978 98 с.
  125. Ремпель Л. И Искусство Среднего Востока.—М.- Советский художник. 1978. —286 е., иллюстрировано.
  126. Л.И. Резба и роспись по ганчу и дереву. Ташкент: Изд-во АН Узбекской ССР. 1962, 188с.
  127. Л. И. Архитектурный орнамент Узбекистана.1. Ташкент, 1961. с. 12.
  128. H.H. Методика преподавания изобразительногоискусства в школе.—М: Просвещение, 1980, 239с., ил.
  129. Рузиев М. А Искусство, таджикской резьбы по дереву, конец XIX начало XX вв, Автореферат, дисс. канд. искусствоведения. Душанбе. 1967.
  130. М. А. Резное дерево Чорку. -Душанбе, «Дониш» 1975,62 с.
  131. Рузиев М. А, Искусство таджикской резьбы по дереву, (XIX-XXвв.) Душанбе, «Дониш» -1976. 12 с.
  132. М.А. Эволюция таджикского орнамента. Автореферат дисс. на соискание учёной степени доктора искусствоведения.—М., 1988.
  133. М. Традиционное декоративно-прикладное искусство таджиков./ М. Рузиев // таджикское искусство. Сост. У. Фируз.-Душанбе. 2002.-с.
  134. C.JI. Основы общей психологии.—М.:Учпедгиз, 1946. -704 с.
  135. В.А. Происхождение и семантика ромбического орнамента. Музей народного искусства и художественные промыслы /СВ. трудов НИИХП. Вып. 5.—М.: 1972,-с. 127−134.
  136. А.Б. Использование народных традиций * вразвитии советского прикладного искусства.-М.: Искусство, 1956. -47с.
  137. М.Н. Совершенствование процесса обучения.—М.: Педагогика, 1971. 205 с.
  138. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей.—М.: Просвещение, 1980. 144 с.
  139. М.Н. Методология и методика педагогических исследований.—М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  140. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.—М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  141. Современная керамика народных мастеров Средней Азии. Авторы альбома Т. Дервиз, JI. Жадова, И. Данко, Д. Митлянский.-М.: Сов. художник, 1974.
  142. Сухарева О. А. Народное декоративное искусство Советского Узбекистана. Ташкент, 1954.С.21.
  143. Таджикское искусство. Под. ред. У. Фируз.
  144. Турсун-заде Ф. М. Художественные традиции и прогрессискусства Душанбе, «Ирфон», 1976. -с.8 .
  145. A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством // Дис. док. пед. наук.-М., 1983.
  146. A.C. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву: Пособие для учителя 2-е изд-е.—М.: Просвещение, 1985.
  147. A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе 2-е изд-е перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1988. 176 с.
  148. A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе 2-е изд-е перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1988. 176 с.
  149. ХижнякЮ.Н Эстетическое воспитание в семье Душанбе, 1. Знание" -1979. -19с.
  150. Хижняк Ю. Н, Волшебные узоры Таджикистана. -Душанбе, 1. Маориф" 1993 -48 с,
  151. ДМ. Народное искусство в системе профессиональной подготовки студентов худграфов педвузов. Автореф. дис//канд. пед. наук.—М., 1994. 18 с.
  152. A.M. Искусство керамики в средней общеобразовательной школе, (кружки, факультативные занятия),
  153. Автореф.канд.дисс. -М- 1984.
  154. Художественная культура: Понятия и термины. -М.: Знание, 1978.
  155. JI.B. Дети и народное творчество: Кн. для учителя.—М.: Просвещение, 1985.
  156. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей 2-е изд-е. —М. Просвещение, 1979. -190с.
  157. Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути её реализации: Дис. док. пед. наук.—М., 1988. -346 с.
  158. Х.А. Архитектурный орнамент Таджикистана. Альбом. М.: 1959.134с.
  159. .П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис. док. пед. наук.—М., 1984. 32 с.
  160. П.М. Психология художественного творчество. М.: Знание, 1971,-46 с.
Заполнить форму текущей работой