Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитание ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университетов (на материалах наставничества в студенческих академических группах)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» предусматривается улучшение подготовки педагогических кадров в вузах, в том числе в университетах. Общество ставит повышенные требования к формированию идейно-политических, деловых и нравственных качеств специалистов с высшим образованием. Будущим учителям необходимо привить нравственный мотив трудовой деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • I. Теоретические основы воспитания у студентов университетов ответственного отношения к педагогической профессии.. 16,
    • 1. 1. Суть ответственного отношения к профессии и его место в структуре социальной ответственности личности
    • 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки формирования ответственного отношения к профессии и формы его проявления у студентов университетов
    • 1. 3. Критерии сформированное&trade- ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университетов
    • 1. 4. Воспитательные возможности преподавателя-наставника академгруппы по формированию ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университетов
  • II. Пути, формы и методы воспитания ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университета в системе работы преподавателя-наставника академгруппы
  • П. 1. Рациональная организация учебно-практической деятельности студентов как необходимое условие формирования ответственного отношения к педагогической профессии
  • П. 2. Формирование педагогической направленности как важный фактор воспитания ответственного отношения к будущей профессии у студентов
  • П.З. Воспитание интереса к педагогическому творчеству и профессиональному мастерству как основа формирования ответственного отношения к педагогической профессии
  • ПЛ. Развитие склонностей к научной педагогической деятельности как важный путь формирования ответственного отношения к педагогической профессии в системе работы преподавателя-наставника. I4-I

Воспитание ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университетов (на материалах наставничества в студенческих академических группах) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нравственное воспитание будущих специалистов с высшим образованием подразумевает прежде всего воспитание у ню: коммунистического отношения к труду, ответственного отношения к будущей профессии. «В центр воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к,-труду у всех членов общества», говорится в Программе КПСС /^21, с. 118 /. Это важнейшая социально значимая задача. Она вытекает из существующего противоречия между требованиями общества, предъявляемыми специалисту сегодня, и еще недостаточной готовностью выпускника вуза к выполнению этих требований.

В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУТ съезду партии говорилось: «Не секрет, что у некоторых молодых людей образованность и информированность подчас уживаются с политической наивностью, а профессиональная подготовленность — с недостаточно ответственным отношением к труду» /22, с. 67 /. Современные требования к специалисту были четко сформулированы на апрельском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС, где было, в частности, отмечено, что новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности, общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» предусматривается улучшение подготовки педагогических кадров в вузах, в том числе в университетах. Общество ставит повышенные требования к формированию идейно-политических, деловых и нравственных качеств специалистов с высшим образованием. Будущим учителям необходимо привить нравственный мотив трудовой деятельности — высокую ответственность перед обществом. На ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС было отмечено: «Плохая работа, бездеятельность, безответственность должны самым непосредственным и неотвратимым образом сказываться и на материальном вознаграждении, и на служебном положении, и на моральном авторитете работников.

Необходимо усилить ответственность за соблюдение общегосударственных, общенародных интересов". / 29, с. 9 /.

Особенно высоки требования к специалистам, призванным воспитывать молодое поколение. Специфика педагогической профессии состоит в том, что личностные качества учителя репродуцируются в будущем в его воспитанниках. Поэтому, чтобы воспитать ответствен-, ное отношение к труду у своих учеников, педагог прежде всего должен сам обладать этим качеством.

Процесс формирования будущего специалиста происходит в вузе. Именно в период обучения в вузе создаются наилучшие предпосылки для формирования нравственных качеств будущего специалиста. Вузовский учебно-воспитательный процесс должен строиться так, чтобы ответственное отношение к будущей профессии стало одним из ведущих качеств личности будущего педагога.

Надо неустанно заботиться об идейно-нравственной, классовой, трудовой закалке молодежи.

Велика та роль, которую играет в решении этих задач школьный учитель. Он — доверенное лицо общества в воспитании наших детей, надежная опора партии в агитации и пропаганде, во всей идеологической деятельности. Истоки многих гражданских качеств, тех знаний, которые долгие годы служат человеку, нераздельно связаны с работой школьных учителей. Нам надо всемерно поднимать, оберегать престиж учителей, постоянно заботиться об улучшении уеловий его труда и быта, идейной и профессиональной подготовке", -говорил К. У. Черненко на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС / 30, с. 55−56 /.

Среди задач, стоящих перед университетами страны, одной из важнейших является подготовка кадров для народного образования, поэтому проблема подготовки, воспитания будущего учителя должна занять одно из центральных мест во всех звеньях университетского учебно-воспитательного процесса. Сложность этой проблемы обостряется тем, что учебным планом университета наукам педагогического цикла и педагогической практике отводится почти вдвое меньше часов, чем в педагогическом институте. Студенческая молодежь университета не всегда должным образом ориентируется на педагогическую профессию, что отрицательно сказывается на процессе формирования ответственного отношения к ней./См.приложение № I/.

Формирование ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университетов является одним из компонентов многогранного и сложного процесса формирования личности будущего специалиста. Это требует комплексного подхода к решению данной проблемы.

Теме воспитания у молодого поколения ответственности за свою учебную и трудовую деятельность уделялось большое внимание в партийных документах, трудах М. И. Калинина, Н. К. Крупской, других партийных и государственных деятелей. Эта тема нашла свое отражение также в творческом наследии выдающихся советских педагогов А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Главные положения, сформулированные в их работах, являются теоретическими предпосылками воспитания у студентов и молодых педагогов ответственного отношения к педагогической профессии.

В социально-философском аспекте эта проблема частично отражена в монографических работах Н. А. Головко, Т. А. Голубевой, И. А. Конопюк, Е, В, Левченко, А. И. Ореховского, А. П. Черемниной и др. / 82, 83, 138, 165, 211, 288 /. В исследованиях некоторых зарубежных педагогов также затронуты вопросы, касающиеся данной проблемы / 300, 301, 302, 303, 304 /.

Ответственное отношение выступает как важная предпосылка трудовой деятельности человека. Формирование его у молодежи начинается еще в школе как ответственное отношение к учебному труду. Проблему воспитания ответственности у школьной молодежи первыми на диссертационном уровне изучали А. И. Борисова и Б. Т. Ительсон / 61, 120 /. Позже различные аспекты этой проблемы исследовали В. Н. Горовенко, А. А. Гусев, С. Б. Елканов, Л. А. Ковалева, Е.М.Кнохи-нов, В. Д. Хрущ и др. / 86, 91, 102, 131, 147, 283 /.

Проблема формирования ответственного отношения к педагогической профессии у студентов высших учебных заведений, преимущественно пединститутов, отражалась в ряде работ, посвященных повышению эффективности их профессиональной подготовки. Это работы А. П. Акимовой, Т. Д. Андроновой, А. С. Аникевича, Е. И. Антиповой, В. И. Овчинниковой, М. С. Пашковой, Р. И. Хмелюк, Н. М. Яковлевой, Г. А. Арутюновой, В. А. Катыревой и др. /34, 40, 41, 42, 45, 125, 209,216,284,298/.

В работах, посвященных психологической структуре деятельности учителя (Н.В.Кузьмина), профессиографическому подходу к формированию его личности (В.А.Сластенин, А.И.Щербаков), вопросам психологии учительского труда (Д.Ф.Николенко) также сделаны некоторые интересные выводы, касающиеся такого нравственного качества как ответственность / 153, 244, 292, 206 /. Имеется ряд монографических работ, касающихся данной проблемы. В работе коллектива авторов Киевского педагогического института им. А. М. Горького под редакцией проф. Н. И. Шкиля «С любовью к профессии» / ИЗ /, определяются и научно обосновываются пути воспитания у студентов любви к избранной профессии, рассматриваются средства воспитания ее во время преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла, В книге, в частности, отражены вопросы психологии формирования педагогической любви к детямпоказана роль педагогической практики и внеучебной работы в воспитании интереса к профессии учителяроль общественно-педагогической работы как способа подготовки к педагогической деятельности, воспитания любви к профессии учителя на положительных примерах — жизни и деятельности мастеров педагогического труда, что способствует воспитанию ответственного отношения к педагогической профессии.

В коллективной монографии ученых — философов, педагогов и обществоведов Львовского университета «Комплексный подход к коммунистическому воспитанию студенческой молодежи» определяется система нравственных качеств личности, и прежде всего таких качеств, как потребность в добросовестном труде, высокое сознание общественного долга, развитое чувство, коллективизма, которые имеют самое непосредственное отношение к такому личностному качеству как ответственность / 135 /. Работа Т. М. Куриленко посвящена важным проблемам учебно-воспитательной работы со студентами младших курсов / 157 /. В ней отражены вопросы преемственности и соблюдения единых требований в работе со студентами младших курсов, особенности организации учебной работы и обучения студентов педагогическому анализу, а также методическая работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на первых курсах, что оказывает влияние на формирование ответственного отношения к педагогической профессии.

В работе Г. А. Томиловой раскрывается содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета / 269 /. Воспитание ответственного отношения к педагогической профессии рассматривается в ней в связи с формированием профессионально-педагогической направленности.

Формированию у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования, способствующих повышению ответственного отношения к профессии, посвящена работа С.И.Кисель-гофа / 128 /.

Ряд коллективных работ посвящен формированию нравственной воспитанности и формированию у студентов понятий долга и идеала / 281, 49 /.

Близко к исследуемой проблеме подходят авторы исследований, посвященных организованности, самовоспитанию и адаптации студентов к учебе в вузе (Л.М.Беляева, Л. Ф. Бенедиктова, Т. Н. Болдышева, Т. С. Деркач, М. А. Дремин, А. В. Лозовой, А. Н. Максимов, В. Н. Герасюк, Л. В. Феофилова и др. / 52, 53, 59, 93, 96, 173, 186, 264, 278 /.

Отдельные аспекты деятельности кураторов академгрупп по нравственному воспитанию студентов затрагивают в работах А. М. Зарукина и Л. Д. Леутская / III, 170 /. Н. К. Березкина рассматривает условияформирования нравственной ответственности у студентов первого курса и определяет критерии ее воспитанности / 54 /. В диссертационной работе В. В. Дудченко исследованы уровни сформированности профессионального долга у студентов-психологов / 98 /. Воспитание ответственного отношения студентов университета к педагогической профессии как личностного качества специалиста в системе работы преподавателя-наставника академгруппы в этом исследовании, так же как и в других перечисленных выше работах, не рассматривалось.

Учитывая теоретическую и практическую актуальность проблемы в свете задач, поставленных партией на современном этапе строительства коммунизма перед высшей школой, а такке недостаточную ее разработанность в педагогической науке, мы избрали темой нашего исследования «Воспитание ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университетов','.

— 10.

Цель исследования: изучить особенности формирования ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университетов в системе работы преподавателя-наставника академической группы, определить наиболее эффективные пути, формы и методы его формирования и на этой основе разработать рекомендации по совершенствованию педагогической подготовки студентов университетов.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университетов.

2. Обобщить и проанализировать передовой опыт работы по формированию ответственного отношения к профессии у студентов университетов.

3. Раскрыть динамику процесса формирования ответственного отношения к педагогической профессии и определить критерии его сфор-мированности.

Определить наиболее эффективные условия и пути совершенствования деятельности преподавателей-наставников академгрупп по воспитанию у студентов ответственного отношения к педагогической профессииэкспериментально проверить их в практике учебно-воспитательного процесса университетов.

Объект исследования: процесс совершенствования подготовки студентов университетов к педагогической профессии посредством воспитания ответственного отношения к ней.

Предмет исследования: влияние системного, комплексного целенаправленного педагогического воздействия преподавателя-наставника академгруппы на процесс воспитания ответственного отношения студентов университетов к педагогической профессии.

Гипотеза исследования: процесс воспитания ответственного отношения к педагогической профессии происходит успешно при системной и целенаправленной деятельности преподавателя-наставника, которая содержит такие взаимосвязанные и взаимообусловленные направления: рациональную организацию учебно-практической деятельности студентов, формирование педагогической направленности, воспитание интереса к педагогическому творчеству и мастерству, развитие склонностей к научной педагогической деятельности.

Методологической и идеологической основой данного исследования служили труды классиков марксизма-ленинизма о производственных и общественных отношениях, положения марксистско-ленинской философии о свободе и необходимости, о социальной ответственности личности, основные положения марксистско-ленинской теории познания, Программа КПСС, решения съездов партии, пленумов ЦК КПСС, постановления Советского правительства о высшей школе, о коммунистическом воспитании молодежи.

В исследовании комплексно применялись различные методы. Изучение и теоретический анализ литературы по философии, педагогике, психологии, социологии позволили изучить состояние проблемы, уточнить суть понятия «ответственное отношение» .

Широко применялся метод наблюдения за деятельностью преподавателей-наставников академических групп и студентов в учебном процессе и во внеучебное время. Анализировались случаи безответственного отношения студентов к своим обязанностям и вскрывались причины этих явлений. В ходе исследования анализировались также характеристики, дневники, проводились беседы со студентами, преподавателями, методистами, с учителями и руководителями школ, в которых проводилась педагогическая практика.

Применялись: косвенное наблюдение — рейтинг, социометрия, тестирование. Это давало возможность правильно учитывать межличностные отношения студентов в коллективе академической группы и определять наиболее эффективные методы воспитательного воздействия. В процессе исследования использовался также метод самооценки, являющийся средством выявления внутренней позиции каждого студента, изучения мотивов его деятельности, слежения за динамикой процесса воспитания ответственного отношения к педагогической профессии. Методы интервьюирования и анкетирования дали возможность собрать дополнительную информацию для изучения реального уровня развития этого отношения.

Нами осуществлен педагогический эксперимент, в результате которого была установлена зависимость между параметрами: педагогическое воздействие — результат.

В процессе исследования использовались также математические методы — корреляционный и факторный анализ, что способствовало установлению связей между структурными компонентами ответственного отношения к педагогической профессии у студентов и его проявлениями, а также определению наиболее оптимальных путей педагогического воздействия на его формирование. Эффективным методом изучения ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университетов явились специально созданные экспериментальные ситуации, которые выступили как средство обнаружения и формирования ведущих мотивов деятельности студентов. Этому способствовали также сочинения-миниатюры студентов, беседы со студенческим активом групп.

Нами был изучен и обобщен передовой педагогический опыт коммунистического воспитания студентов в системе работы преподавателя-наставника на материалах Львовского государственного университета им. Ив. Франко и других университетов страны. В ходе работы изучалась и анализировалась документация по воспитательной работе преподавателей и наставников академических групп, результаты экзаменационных сессий и общественно-политической аттестации.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (19 791 980 гг.) изучалась методологическая и специальная литература по теме. Анализ массового опыта воспитательной работы, личный опыт, педагогической и методической работы автора позволили изучить состояние данной проблемы, выработать критерии сформированности ответственного отношения студентов к педагогической профессии, вскрыть недостатки в практике воспитательной работы. Тогда же были выработаны исходные теоретические позиции, разработана методика экспериментальной работы. Были определены экспериментальные и контрольные группы студентов первого курса математического и филологического факультетов. Общая численность студентов экспериментальных групп составляла 101 человек, контрольных — 100 человек. Весь массив ис-^ пытуемых студентов составил 1380 студентов различных факультетов Львовского университета.

На втором этапе (1980;1983 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа. В ходе ее были определены пути педагогического воздействия, наиболее эффективно способствующие решению. проблемы Опытно-экспериментальная работа проводилась на политчасах, на групповых и комсомольских собраниях, при проведении различных воспитательных мероприятий во внеучебное время в общежитии, в школах и детских учреждениях, во время педагогической практики студентов. Первоначальные практические рекомендации были апробированы при содействии преподавателей и наставников академических групп Львовского университета.

На третьем этапе (1983;1984 гг.) уточнялись данные, полученные в ходе исследования, проверялась эффективность рекомендаций по воспитанию ответственного отношения к профессии педагога у студентов университетов. На этом же этапе велись наблюдения за деятельностью молодых учителей школ и преподавателей профтехучилищ — выпускников университета, обобщались результаты наблюдений.

— 14.

Теоретические положения и практические выводы исследования обсуждались на научных конференциях (1980, 1981, 1982, 1983 гг.)* заседаниях кафедры педагогики и психологии (1983), совета наставников, заседаниях партбюро факультетов, производственных совещаниях различных кафедр Львовского университета.

Новизна исследования состоит в комплексности теоретической и практической разработки проблемы воспитания ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университетов, разработке критериев сформированности ответственного отношения к педагогической профессии у студентов, экспериментальном обосновании и апробации путей, форм и методов наиболее эффективного педагогического воздействия в системе работы преподавателя-наставника, имеющего целью формирование этого качества.

Практическая ценность исследования заключается в разработке методических рекомендаций по совершенствованию процесса воспитания у студентов университетов ответственного отношения к педагогической профессии.

Положения, которые выносятся на защиту:

Система работы преподавателя-наставника по воспитанию ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университета должна включать в себя:

— рациональную организацию учебно-практической деятельности;

— формирование педагогической направленности;

— воспитание интереса к педагогическому творчеству и мастерству;

— развитие склонностей к научной педагогической деятельности.

Апробация полученных результатов и выводов осуществлялась путем публикации статей, обсуждения в коллективах вузов результатов исследования и практических рекомендаций, оказания помощи преподавателям и наставникам в организации воспитательной работы в рассматриваемом направлении. Выводы исследования апробировались во Львовском, Черновицком и Ужгородском государственных университетах.

Внедрение выводов исследования в практику проводилось следующими путями:

— ознакомления преподавателей, наставников академических групп, заведующих кафедрами, деканов с результатами и выводами исследования, практическими рекомендациями автора;

— оказания помощи преподавателям-наставникам посредством выступлений на семинарах, совещаниях, индивидуальных бесед и консультаций;

— публикаций статей, рекомендаций, тезисов выступлений на научных конференциях, раскрывающих основное содержание диссертации. На основе исследования составлены методические рекомендации, которые используются преподавателями-наставниками академ-групп в университетах.

Структура диссертации включает в себя: введение, две главы, выводы и предложения, список литературы.

Результаты исследования убедили нас в том, что если бы преподаватели-наставники академических групп осуществляли комплексный подход к данной проблеме и вели целенаправленную работу, уровень сформированности ответственного отношения у студентов университета к педагогической профессии был бы значительно выше.

Осмысливая итоги исследования, можно подчеркнуть, что деятельность преподавателя-наставника студенческой академгруппы не представляет собой изолированную замкнутую систему, успех его работы зависит во многом от других факторов, а иногда и определяется ими.

Работа преподавателя-наставника органически связана со всем воспитательным процессом вуза, эффективность которого зависит от работы ректората, парткома, Ученого совета университета, Совета наставников, методического кабинета, деканатов, различных общественных организаций.

Б ходе такой работы организуется обмен мнениями между преподавателями-наставниками, изучается, обобщается и распространяется.

— 157 их лучший педагогический опыт, освещаются актуальные вопросы педагогики и психологии высшей школы.

Успешная работа преподавателя-наставника требует серьезной педагогической квалификации, специальных знаний в области теории и практики воспитания студенчества.

Наше исследование показало, что для успешной работы преподавателя-наставника по воспитанию ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университета необходимы такие педагогически обоснованные исходные позиции:

— знание сути понятия «ответственное отношение» в философском, социологическом, психологическом и педагогическом аспектах;

— умение выявить существующие уровни развития ответственного отношения к педагогической профессии у студентов;

— знание структуры студенческого коллектива, формирование коллективистских взаимоотношений и дисциплинированности в академ-группе;

— умение работать с активом группы;

— знание основных эффективных путей, форм и методов формирования ответственного отношения к педагогической профессии.

Анализ планов работы преподавателей-наставников в академ-группах показал, что постановка такой цели, как воспитание ответственного отношения к педагогической профессии у студентов, является, к сожалению, не частым явлением. Недостаточное внимание в этих планах уделяется изучению личности студентов, без чего невозможно успешное формирование коммунистических черт характера будущего педагога. Это свидетельствует о том, что преподаватели-наставники академгрупп еще не владеют достаточными знаниями и необходимыми рекомендациями для руководства этим процессом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Успешное решение задач совершенствования развитого социалистического общества зависит в значительной степени от качества подготовки специалистов с высшим образованием. Поэтому осознание кандым студентом университета высокой миссии советского педагога является социально значимой задачей.

Решение этой проблемы обеспечивается воспитанием ответственного отношения к педагогической профессии — полной готовности личности использовать весь потенциал своих сил и способностей для творческого осуществления педагогической деятельности в соответствии с задачами коммунистического строительства.

Воспитанию такого нравственного качества у студентов университета способствует весь учебно-воспитательный процесс, но весомый вклад в решение этой проблемы может внести преподаватель-наставник академической группы.

Выявление факторов, влияющих на процесс формирования данного нравственного качества будущего педагога позволило определить основные пути решения данной проблемы.

Определение уровней и критериев сформированности ответственного отношения к педагогической профессии дало возможность наметить наиболее оптимальные сферы педагогического влияния преподавателя-наставника академгрупп на личность студента. Наивысшим уровнем сформированности является уровень творчества, которое представляет собой одну из главных особенностей коммунистического труда.

Изучение индивидуальных особенностей студентов, выявление степени сформированности ответственного отношения к педагогической профессии у каждого из них дало нам возможность выделить типологические группы соответственно уровням и наметить программу воспитательных воздействий преподавателей-наставников академ-групп на личность каждого студента и на студенческий коллектив в целом.

В ходе исследования прослеживалось положительное изменение идейно-нравственного, деятельно-практического и эмоционально-волевого компонентов, составляющих структуру ответственного отношения студентов к учению и профессиональной педагогической подготовке.

В процессе исследования замечена тенденция последовательного перехода сформированности данного нравственного качества с одного уровня на другой.

В процессе исследовательской работы осуществлялся дифференцированный подход к студентам с различными уровнями сформированности ответственного отношения к педагогической профессии. Это дало возможность предупреждать отрицательные и поддерживать положительные его проявления, а также добиваться перехода студентов из группы с выявленным уровнем сформированности в группы с более высоким уровнем.

Изучение передового опыта работы преподавателей-наставников студенческих академгрупп университета и проведенная экспериментальная работа дали возможность определить основные направления и содержание их деятельности по воспитанию ответственного отношения к педагогической профессии. Такими направлениями являются: /.

— рациональная организация учебно-практической деятельности студентов, включающая в себя: высокую организованность, дисциплинированность и целеустремленность в учебе, осознание труда педагога как профессионального долга и высокой ответственности перед обществом, готовность отвечать за результаты своего труда;

— формирование педагогической направленности и любви к про.

— 160 фессии, включающие глубокий интерес к профессии, склонность заниматься ею всю жизнь, любовь к предмету, любовь и гуманное отношение к детям;

— развитие интереса к педагогическому творчеству и местерст-ву, предполагающее овладение элементами педагогической техники, развитие конструктивных, организаторских, коммуникативных и гностических умений, проявление инициативы и творчества в овладении профессией;

— приобщение студентов к научной педагогической деятельности путем развития исследовательских способностей, научного мышления, овладение элементами методики педагогических исследований.

Исследование показало, что необходим комплексный, системный подход к воспитанию у студентов ответственного отношения к педагогической профессии, что подтвердило гипотезу исследования. Эффективность этого процесса определяется высоким качеством избранных форм работы и проводимых мероприятий.

Исследовательская работа проводилась с учетом всех видов деятельности студентовосуществлялось педагогическое руководство учебной, коммуникативной, культурной, общественной и научной деятельности студентов. В ходе этой работы использовались различные материалы средств массовой информациипроизведения культуры и искусства, имеющие педагогическое содержаниестуденты приобщались к общественной деятельности, имеющей педагогическую направленность, а также к научной деятельности для исследования педагогических проблем.

Исследование показало, что успех в работе преподавателя-наставника достигается лишь тогда, когда воспитание ответственного отношения к педагогической профессии у студентов является составной частью деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива университета.

— 161.

Проведение экспериментальной работы в студенческих академ-группах, по нашему наблюдению, положительно сказалось на воспитательном процессе в целом. Студенты этих групп осознали сущность категории «ответственное отношение» и понятий, связанных с нейони задумались над вопросами воспитания и самовоспитания, образования и самообразованияу них повысилась педагогическая направленность, возрос интерес к педагогическому творчеству и мастерству, появилась склонность к научной педагогической деятельности.

Существенным результатом исследования можно считать замет0 ное изменение отношения студентов к педагогической профессии, которое констатировалось повышением удовлетворенности педагогической профессией, проявлением старательности, инициативы и творчества в профессиональной подготовке. Важным результатом целенаправленной работы преподавателей-наставников по воспитанию ответственного отношения к педагогической профессии явилась полная успе ваемость студентов экспериментальных групп, а также то, что 99% этих групп высказали готовность поехать на работу после окончания университета по направлению.

Исследование показало, что воспитание ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университета в системе работы преподавателя-наставника тесно связано с другими направлениями его деятельности, а также то, что это значительно расширяет его возможности по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи.

В проведенном исследовании затронута лишь одна из сторон сложной социальной психолого-педагогической проблемы нравственного воспитания специалиста с высшим образованием. Более полной ее разработке будет способствовать изучение влияния общественных.

— 162 организаций, научных педагогических кружков и клубов, педагогической практики на формирование ответственного отношения к педагогической профессии у студентов университета, Важным является также рассмотрение вопроса о проявлении ответственного отношения к педагогической профессии в условиях профессиональной деятельности молодых учителей, закончивших университет.

Дальнейшее изучение данной проблемы будет способствовать решению важных задач, поставленных перед советской высшей школой по подготовке высококвалифицированных специалистов в области народного образования, которые отражены в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е .изд., т. 3, с. 7−544.
  2. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 1−4.
  3. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с. 43−784.
  4. К. Письмо Лошагру. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 33, с. 109−573.
  5. К. Размышления юноши при выборе профессии. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 1−5.
  6. В.И. Спорные вопросы. Открытая партия и марксисты. Полн. собр. соч., т.23, с. 65−88.
  7. В.И. Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии». Полн. собр. соч., т.29, с. 41−64.
  8. В.И. Интернационал молодежи. Полн. собр. соч., т.30, с. 255−229.
  9. В.И. Проект Программы РКП(б). Полн. собр. соч., т.38, с. 81−124.
  10. В.И. Пункты экономической программы. Полн. собр. соч., т.38, с. 119−123.
  11. В.И. Тезисы ко П конгрессу коммунистического интернационала. Полн. собр. соч., т. 41, с. 159−212.
  12. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41, с. 298−318.
  13. В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т.41, с. 336−337.
  14. В.И. О политехническом образовании. (Заметки на тезисы Надежды Константиновны Крупской).Полн.собр.соч., т.42,с.228.- т
  15. В.И. Директивы ЦК коммунистам работникам Нарком-проса. Полн.собр.соч., т. 42, с. 319−321.
  16. В.И. О работе Наркомпроса. Полн. собр. соч., т.42, с.322−332.
  17. В.И. О значении воинстующего материализма. Полн. собр.соч., т.45, с. 23−33.
  18. В.И. Странички из дневника. Полн. собр.соч., т.45, с. 363−368.
  19. В.И. Участникам каприйской школы. Полн. собр.соч., т.47, с. 194−202.
  20. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977, 62 с.
  21. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1971, 144 с.
  22. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.
  23. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1975, 256 с. -?
  24. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971, 320 с.
  25. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» 18 июля 1972 г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Политиздат, 1978, т. II, с. 126−134.
  26. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС. Правда, 1979, 6 мая.
  27. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 1979, 12 июля.
  28. О 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. Постановление ЦК КПСС. Правда, 1979, 16 дек.
  29. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 29 ноябряi1982 г. М., Политиздат, 1982, 30 с.- 165
  30. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983, 80 с.
  31. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984,31 с.
  32. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 4 янв.
  33. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982, 199 с.
  34. А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания. Дис.. канд. пед.наук. Л., 1972, 203 с.
  35. Актуальные вопросы коммунистического воспитания молодежи в условиях развитого социализма. Научный отчет лаборатории конкретно-социологических исследований Львовского ордена Ленина госуниверситета им. Ив.Франко. Львов, 1980, 300 с.
  36. B.C. Беседы о самовоспитании. М.: Знание, 1977, 176 с.
  37. И.С. Учебно-исследовательская деятельность студентов педвуза. Автореф. дис.. канд. пед.наук. Киев, 1981,21 с.
  38. .Г. Психофизиология студенческого возраста и усвоения знаний. Вестник высшей школы, 1972, N2 7, с. 17−25.
  39. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977, 380 с.
  40. Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления. Дис. канд. пед. наук. М., 1980, 181 с.
  41. A.C. Роль общественно-политической практики студентов в формировании коммунистической убежденности. Дис.. канд. пед. наук, 1980, 213 с.- 166
  42. Е.И. Подготовка студентов к классному руководству в учебном процессе педагогического вуза. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Одесса, 1974, 27 с.
  43. А.Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе. Изд~во Фрунзенского ун-та, 1961, 124 с.
  44. Л.М. Формирование активной жизненной позиции, сознательного отношения к труду на благо общества основная задача нравственного воспитания. — Советская педагогика, 1977, № I, с. 94−105.
  45. Г. А. Подготовка студентов педагогического вуза к воспитательной работе со школьниками. Дис.. канд. пед. наук. М., 1972, 191 л.
  46. А.Г. Деятельность и установка. И.: йзд-во Моск. ун-та, 1979, 150 с.
  47. А. Педагогическое призвание и динамика его. развития у студентов. Дис.. канд. пед. наук.—Л., 1972,~269 с.
  48. Л.Г. Университет и формулирование активной жизненной позиции у будущего учителя (на укр.яё.).- Вестн. Львов. ун-та, 1980, № 7, с. 5−12.
  49. Л.Г. О формировании у студенческой молодежи понятий долга и идеала. Сб. научных трудов Кранодарского пед. института, 1968, № 7, с. 38−52.
  50. Г. И. О педагогической технике. Советская педагогика, 1965, № I, с. 125−130.
  51. Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип. В кн.: Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969,-с. 73−144.
  52. Л.М. Проблемы подготовки и педагогического отбора старшеклассников к продолжению учебы в высшей школе. Дис. канд. пед. наук. Одесса, 1974, 182 л.- 167
  53. Л.Ф. Взаимосвязь адаптации студента к вузу и педагогической деятельности в школе. Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1979, 238 л.
  54. Н.К. Формирование нравственной ответственностиу студентов первого курса. Дис.. канд.пед.наук, М., 1980, 129 л.
  55. В.К. Социологический тип личности советского студента и социальные условия его формирования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975, 28 с.
  56. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970, 135 с.
  57. Л.И. Личность и ее формирование в раннем возрасте. М., 1968, Просвещение, 464 с.
  58. Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.- Педагогика, 1979, 224 с.
  59. Т.Н. Формирование у студентов младших курсов культуры учебного труда. Томск, 1969, 324 л.
  60. Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М.- Знание, 1983, 80 с.
  61. А.И. Чувство ответственности и пути его воспитания у школьников. Киев, 1951, 396 л. Дис. канд. пед. наук.
  62. К.С., Веселов П. В. Как оформить научную работу. М.: Высшая школа, 1973, 150 с.
  63. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978, 215 с.
  64. И.А. Шефская работа со школьниками как средство формирования интереса к педагогической деятельности у студентов университета. Дис. канд. пед.наук. Иркутск, 1980, 186 л.
  65. .Ф., Маркова С. Д., Дресвянская Г. Я. Научно-исследовательская работа студентов (Методическое пособие). Ташкент, 1978, 36 с.- 168
  66. Ю.С. О голосе педагога. Советская педагогика, 1972, № 7, с. 86−92.
  67. В.А. Черты честности и правдивости в структуре нравственных ценностей студентов (на укр. яз.) Вестн. Львов, ун-та, 1983, вып. 8, с. 33−38.
  68. Н.Р. Особенности вузовского коллектива. В кн.: Основы вузовской педагогики. Л., 1972, с. 176−179.
  69. C.B. и др. Вопросы организации самостоятельной работы студентов. Воронеж, 1971, 33 с.
  70. Т.П. Изучение личности студента куратором. В кн.: Педагогика и психология. Минск. И.Б.У, 1973, с. 234−240.
  71. В.В. Понятия установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании. Философские науки, 1968, № 2, с. 48−54.
  72. Вопросы методов педагогических исследований. Сб. науч. трудов под ред. М. Н. Скаткина. М., НИИ общ. пед-и АПНСС, 217 с.
  73. В помощь студенту-первокурснику. Томск, 1977, 77 с.
  74. Все начинается с учителя./Под ред. докт.пед.наук З.И.Рав-кина. М.: Просвещение, 1983, 175 с.
  75. Встреча студентов социалистических стран 14−18 апреля 1975 г. Документы и материалы. Сост. Жименев. М.: Молодая гвардия, 1975, 222 с.
  76. В.К. Место куратора в педагогической системе вуза. В кн.: Роль преподавателя в коммунистическом воспитании студентов. Рига, 1972, с. 54−57.
  77. P.C. Психолого-педагогические основы руководства самовоспитанием студентов. Казань. Изд-во Казанского ун-та, 1978, 180 с.
  78. М.Г. О воспитании культуры самостоятельной работы студентов. В сб.: Первый респ. межвузовский семинар по исследо- 169 ванию процесса обучения. Вильнюс, 1976, с. 97−100.
  79. Г. Ф. Сочинения. М.: Соцэкгиз, 1958, т.8, 470 с.
  80. Дж., Стэнгли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976, 495 с.
  81. A.A. и др. Организация самостоятельной работы студентов. JL, 1958, 50 с.
  82. H.A. Долг как моральное качество строителя коммунизма. Дис.. канд. философ, наук, Киев, 1964, 226 л.
  83. Г. А. Формирование нравственной ответственности личности в условиях развитого социализма. Автореф. дис.. канд. философ, наук. Л., 1973, 26 с.
  84. ГонодЗшн Ф.Н.-Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965, 260 с.
  85. В.В., Жупанин С. И., Киселев А. О. Методические рекомендации по вопросам идейно-политического воспитания студентов. Ужгород, 1980, 28 с.
  86. В.Н. Воспитание ответственного отношения к учению у старших школьников. Дис.. канд.пед.наук. К., 1977, 159 л.
  87. А.Я. Опыт планирования самостоятельной работы студентов. Вестн. высшей школы. 1954, № 10, с. 45−49.
  88. А.К. Самообразование как социальная категория. Учебно-методическое пособие по спецкурсу. Л., 1976, 88 с.
  89. П.Г., йонкин П.А., Чиликин М. Г. Советы студентам высших технических учебных заведений. М.: Высшая школа, 1972, 88 с.
  90. Л.Н. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. Киев: Вища школа, 1979, 134 с.
  91. A.A. Воспитание у старшеклассников ответственного отношения к учению. Автореф. дис. .канд. пед. наук, 1973, 22 с.- 170
  92. Л.А. 0 возможности влияния коллектива студентов на их педагогическую подготовку. Ученые зап. Иванов.пед.ин-та им. Д. А. Фурманова, 1971, т.86, с. 168−170.
  93. Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе. Ярославль, 1972, 284 л.
  94. В.Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости. Дис.. канд. пед.наук. Л., 1981, 255 л.
  95. М.И. Обучение студентов рациональным приемам учебного труда. Советская педагогика, 1970, № 10, с. 75−80.
  96. М.А. Бюджет времени и образ жизни советского студенчества. МГУ, 1975, 209 с.
  97. А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Цикл лекций спецкурса для студентов педагогического вуза и учителей общеобразовательной школы. Смоленск, 1974, 153 с.
  98. В.В. Профессиональный долг и оценка уровня его сформу-лированности у студентов. Дис.. канд. пед.наук. Ленинград, 1978, 198 л.
  99. В.Г. Роль личности куратора в организации воспитательной работы в первичном студенческом коллективе. В кн.: Вопросы педагогики высшей школы. Тамбов, 1975, вып.1, с.43−45.
  100. В.П. Основные черты развития высшего образования в СССР в текущей пятилетке в свете решений ХХУ съезда КПСС. Современная высшая школа, 1977, № 2, с. 7−29.
  101. В.П. Вопросы научной организации учебного процесса являются наиболее актуальной проблемой высшей школы. Правда, 1971, 20 окт.
  102. С.Б. Воспитание и самовоспитание ответственности у лодростков.Дис.канд. пед. наук, М., 1970, 236 л.
  103. В.В. Предпосылки формирования профессиональногопризвания. Ростов на-Дону. Изд-во Ростов, ун-та, 1974, 165 с.- 171
  104. З.Ф. К вопросу о педагогической практике студентов университета. Советская педагогика, 1973, № 2, с. 66−71.
  105. Жинкин Н. И. Как воспринимается звучащая речь. М., 1973,18 с,
  106. Н.И. Механизм речи. М., 1958, 370 с.
  107. JI.A. Академическая группа как коллектив и ее роль в формировании личности студента. В кн.: Коммунистическое воспитание. М., 1975, с. 72−89.
  108. Г. Т. Социологические исследования эффективности идеологической работы. М.: Мысль, 1980, 251 с.
  109. В.И. Методология и методика педагогических исследований. Тюмень, 1976, 85 с.
  110. НО. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980, 96 с.
  111. A.M. Деятельность куратора студенческой академической группы по подготовке будущих специалистов. Дис.. канд. пед.наук. Иркутск, 1981, 182 л.
  112. A.A. Методы изучения личности. В кн.: Личность при социализме. М.: Наука, 1968, с. I26-I4I.113. 3 любов’ю до професп. /Под общей ред. член-кор. АПН СССР, проф.Н. И. Шкиля. Вища школа, 1978, 184 с.
  113. A.B. Диагностика моральной воспитанности личности. Советская педагогика, 1970, № 7, с. 31−38.
  114. A.B. Критерии моральной воспитанности. -В кн.: Проблема управления процессом формирования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972, с. 50−56.
  115. Н.В. Формирование нравственных идеалов старшеклассников средствами молодежной прессы. Авторе®-, дис.. канд. пед. наук, 1978, 18 с.
  116. С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974, 164 с.- 172
  117. Институт кураторов в системе коммунистического воспитания вузовской молодежи. М.: НИИВШ, 1974, 30 с.
  118. Искакова Марфуза. Воспитание интереса к профессии учителя у учащихся педучилищ. Авторф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1973, 30 с.
  119. Л.Б. Воспитание ответственного отношения у учащегося в советской школе. Дис. канд. пед. наук, Баку, 1954, 592 л.
  120. Как правильно организовать свой труд в институте. Методическое пособие в помощь студентам первого курса. Казань, 1963, 31 с.
  121. М.И. О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи. М.: Учпедгиз, 1957, 344 с.
  122. Кан-Калик В.А. О профессионально-творческой подготовке учителя. Советская педагогика, 1976, № 5, с. 78−79.
  123. П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи, 1971, № 7, с. 16−24.
  124. В.А. Проблема педагогической техники учителяв современной буржуазной педагогике США. Дис.. канд. пед.наук. M., 1976, 237 с.
  125. A.B. СШ:лкування в класному колектив^ як объект педагогичного управления. Дис. докт.пед.наук. Кихв, 1974, 322 л.
  126. А.И., Чулкова Л. О. Роль общественно-политической практики студентов в профессиональном становлении будущего учителя. Радянська школа, 1982, № 7, с. 85−88.
  127. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Изд-во Ленингр. ун-та. Л., 1973, 152 с.- 173
  128. Е.М. Воспитание ответственности у учащихся старших классов в деятельности ученического самоуправления. Дис.. канд. пед.наук. М., 1971, 226 л.
  129. И.И. Наука о всестороннем формировании специалиста. Вестник высшей школы, 1973, № 5, с. 15−17.
  130. Ковалева Л. А, Формирование склонностей к педагогической деятельности у учащихся средней школы. Автореф. дис.. канд. пед.наук. К., 1975, 28 с.
  131. А.Г. Самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1967, 159 с.
  132. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983, 255 с.
  133. Коммунистические идеалы и становление личности специалиста./Под ред. Е. А. Якубы. Харьков: Вища школа, 1977, 200 с.
  134. Комплексный подход к коммунистическому воспитанию молодежи. Львов: Вища школа, 1980, 214 с.
  135. Кон И. О. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978, 367 с.
  136. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М., 1979, 175 с.
  137. И.А. Социально-философские проблемы формирования личности. Дис. .канд филос.наук. Иркутск, 1982. 171 л.
  138. A.M. О факторах, влияющих на учебную успеваемость студентов младших курсов. В кн.: Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973, с. 29−30.
  139. Я.Л. Познай самого себя. Минск, Народна -^света, 1981, 143 с.
  140. Я.Л. Человек среди людей. М.: Молодая гвардия, 1973, 238 с.
  141. В.М. Идущему на первые уроки. М., 1977, 88 с.- 174
  142. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М.: Педагогика, 1974, 280 с.
  143. В.М. Педагогические мастерство. Воспитание школьников, 1981, № 4, с. 14−18.
  144. Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М.: Политиздат, 1969, 96 с.
  145. А.И. Педагогические основы самовоспитания. М.: Знание, 1974, 61 с.
  146. Е.М. Воспитание ответственности у учащихся ., старших классов в деятельности ученического самоуправления. Дис. .канд пед.наук. М., 1971, 226 л.
  147. Н.К. О воспитании и обучении. М., Учпедгиз, 1946, 320 с.
  148. Н.К. Советы начинающим заниматься самообразованием. Избр. пед. соч. М., 1955, с. 832−834.
  149. Н.К. О самостоятельной учебе. Избр. пед.соч. М., 1955, с. 828−831.
  150. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. М: ., ЛГУ, 1970, с. 61.
  151. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967, 182 с.
  152. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961, 98 с.15'5. Куратор в учебной группе. Вестник высшей школы, 1976, Ш 6, с. 65−68.
  153. Кураторы студенческих академических групп. Экспресс-информация, НИИ ВШ. М., 1972, с. 4.- 175
  154. T.M. Основы учебно-воспитательной работы со студентами младших курсов. Минск: Вышэйшая школа, 1978, 100 с.
  155. А.Ф. Школьные характеристики. 2-е изд., испр. и доп. СПб, Риккер, 1913, с. 146.
  156. О.В. О структуре общественных отношений. В кн.: Очерки методологии познания социальных явлений. М.: Мысль, 1970, с.48−79.
  157. В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1973, 205 с.
  158. В.А. Воспитание творчества. М., Знание, 1977, 64 с.
  159. Н.Д., Ковалев А. Г. Об авторитете учителя. Симферополь, 1950, 23 с.
  160. Н.Д. О психологических состояниях человека. М.- Просвещение, 1964, 344 с.
  161. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1968, 424 с.
  162. Е.В. Социальная ответственность и ее анализ как общесоциальной категории. Дис.. канд. пед. наук. Харьков, 1976, 177 л.
  163. A.A. Слово в речевой деятельности. M., 1965, 245 с.
  164. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979,45 с.
  165. А.Н. Проблемы развития психики. M., 1972, с. 293. 4-е изд. М., Изд-во МГУ, 1981. 584 и.
  166. И.И. Критерии качества учебно-воспитательного процесса. Минск: Вышэйшая школа, 1979, с. 91−96. У
  167. П.Д. Нравственные ценности и формирование личности в студенческом коллективе. Дис.. канд. филос. наук. Харьков, 1981, 171 л.- 176
  168. Г71.Лизанчук B.B. Педагогические проблемы повышения эффективности воздействия радио и телевидения на социализацию подростка. Дис. .канд. пед.наук. К., 1977, 131 л.
  169. H.A. Биографический метод в комплексном изучении человека. В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшей школы. Изд-во Ленингр. ун-та, 1974, с. 126−130.
  170. В.А. Роль самовоспитания в процессе подготовки советского специалиста. Дис. .канд. филос. наук. Харьков, 1976, 209 л.
  171. P.A. Организация самостоятельной работы студентов младших курсов. Автореф, дис. .канд пед. наук. М., 1975, 24 с.
  172. Д.М. Волевое развитие личности как фактор формирования призвания к педагогической деятельности. Дис. .канд. пед. наук. Рязань, 1977, 179 с.
  173. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978, 125 с.
  174. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1980, 192 с.
  175. И.А., Чернов E.H. и др. Исследуются вопросы самостоятельной работы студентов. Вестн. высшей школы, 1976, № 8, с. 13−21.
  176. A.C. Педагогическая поэма. Собр.соч. в 7-ми т. М., 1957, т.1, с. 783 с.
  177. A.C. Книга для родителей. Собр.соч. в 7-ми т. М., 1957, т.4, с. 11−298.
  178. A.C. Проблемы школьного советского воспитания. Собр.соч. в 7-ми т. М., 1958, т.5, с. 163−190.
  179. A.C. Методы воспитания (лекция). Собр.соч. в 7-ми т. М., 1958, т.5, с.109−132.- 177
  180. A.C. Методика организации воспитательного процесса. Собр.соч. в 7-ми т. М., 1958, т.5, с. 9−98.
  181. A.C. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Собр. соч. в 7-ми т. М., 1958, т. 5, с. 225−308.
  182. М.И. Направленность личности и проблема ее воспитания. Авторф. дис. .канд. пед.наук. М., 1977, 31 с.
  183. А.Н. Организационные основы коммунистического воспитания студентов в высших учебных заведения/СССР. Дис.. канд. филос. наук. Харьков, 1976, 209 л.
  184. А. Испытание инициативой. (Заметки о наставничестве). Правда, 1982, 20 окт.
  185. И.М. О педагогическом такте. Начальная школа. М., 1938, № I, с. 69−72.
  186. B.C. Лекции по психологии мотивов речи. Пермь, 1971, 119 с.
  187. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959,202 с.
  188. Методические рекомендации кураторам по комплексному подходу к воспитательной работе со студентами академгруппы / Сост. П. Е. Мармазинская и др. Черновцы: ЧГУ, 1981, 15 с.
  189. Методические рекомендации к практическим занятиям по основам педагогического мастерства. Полтава, 1981, 115 с.
  190. Методы педагогических исследований. /Под ред. А.И.Пис-кунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979, 255 с.
  191. Л.Л. Дидактические условия формирования у учащих-ся^готовности к творческой деятельности. Автореф. дис.. канд. пед.наук. К., 1977, 24 с.
  192. А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной учебной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза. Дис. .канд. пед.наук. К., 1971, 276 л.- 178
  193. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. В кн.: Психологическая наука в СССР, I, II. Изд-во АПН РСФСР, i960, с. II3-II4.
  194. В.Н. Склонности и способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962, 125 с.
  195. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей. Авто-реф. дис.. канд.пед.наук. Киев, 1983, 24 с.
  196. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М.: Просвещение, 1972, 215 с.
  197. Э. Психолого-педагогические задания при анализе идей А.С.Макаренко. Кишинев: Лумина, 1970, 252 с.
  198. И.Л. Нужен ли куратор? Вестник высшей школы, 1969, № 2, с. 70−71.
  199. М.Л. Учись учиться. Саранск, 1974, 69 с.
  200. Ф.А. Из опыта организации самостоятельной работы студентов. Советская педагогика, 1975, № 7, с. 88−94.
  201. О.В., Павлович Т. П. Формирование коллективистических отношений в студенческой академгруппе (на укр.яз.) -Вестник Львов, ун-та, 1983, № 8, с. 38−43.
  202. А.И. Формирование профессиональной готовности студентов университетов к воспитанию учащихся в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Дис.. канд. пед.наук. Ташкент, 1980, 177 л.
  203. Д.Ф. и др. Общая, возрастная и педагогическая психология. Киев, 1980, 207 с.
  204. А. Приглашение к творчеству. Некоторые проблемы формирования специалиста-творца в условиях высшей школы. Львов: Изд-во ЛГУ, 1970, 164 с.
  205. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977, 4−79 с.
  206. A.M. Моральная ответственность и ее формирование в производственном коллективе. Дис.. канд. филос. наук. Томск, 1967, 262 л.
  207. Е.Б. Коммуникативные умения в структуре деятельности студентов в период педагогической практики. Л., 1978, 20 с.
  208. Основы вузовской педагогики. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., Изд-во ЛГУ, 1972, 311 с.
  209. И.П. Полн. собр.соч. Т.5. М., 1952. 567 с.
  210. Т.К. Развитие интересов студенчества как социально-педагогический процесс. Дис.. канд. филос.наук. Казань, 1971, 172 л.
  211. М.С. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов. Дис.. канд.пед.наук. М., 1974, 195 с.
  212. В. Твои возможности, человек. М.: Знание, 1971, 206 с.
  213. С. Что мы можем? Учительская газета, 1983, 5 февр.
  214. Н.И. Некоторые особенности индивидуального стиля трудовой деятельности учителя. Дис.. канд.пед.наук. Л., 1970, 176 с.
  215. А.Ф. Свобода и ответственность. Харьков: Изд-во Харьков, ун-та, 1972, 158 с.- 180
  216. Я.А. Психология творчества. М.-Наука, 1976, 303 с.
  217. В.А. Профессиональный интерес студента, его природа, структура и особенности формирования. Автореф. дис.. канд. пед.наук. Харьков, 1978, 25 с.
  218. Практикум по общей психологии. /Под ред. проф.Щербакова. М.: Просвещение, 302 с.
  219. Проблемы научного творчества в современной психологии./ Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1971, 333 с.
  220. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. Физкультура и спорт. М., 1968, 88 с.
  221. Работа куратора студенческой группы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та. 1973, 75 с.
  222. Работа преподавателя и куратора на первом курсе. Ташкент: Изд-во Ташкент. ун-та, 1974, 34 с.
  223. А.Н. Психология речи в советской психологической науке за 40 лет. К.: Изд-во Киев, ун-та, 1958, 121 с.
  224. Ю.Б. и др. Умственный труд и его организация. Методика самостоятельной работы студента. М., 1934, 151 с.
  225. H.A. Как заниматься самообразованием. М.: Сов. Россия, 1962, 127 с.
  226. ., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов, 1968, 277 с.
  227. О.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946, 704 с.
  228. Л.И., Ковалева М. М., Соловьева А. Е. В целях скорейшей адаптации. Вестник высшей школы, 1981, № 10, с.56−58.- 181
  229. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд. МГУ, 1981, 178 с.
  230. Л.И. Теория самовоспитания. М.: Изд. МГУ, 1973, 261 с.
  231. В.К. Роль гражданской деятельности преподавателя высшей школы в нравственном воспитании студентов (на укр. яа). Вестн. Львовского ун-та. Львов, 1983, № 8, с. 49−56.
  232. Л.А. Куратор академической группы как воспитатель студенческой молодежи. Вестн. Белорус. Ун-та. Сер.4. Минск, 1981, № I, с. 51−53.
  233. Ю.А. Вопросы организации самостоятельной работы студентов. В сб.: Вопросы воспитания и преподавания в университете. Л., 1964, с. 51−52.
  234. М.Н. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта. М., 1977, 48 с.
  235. Л.С. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя. Смоленск, 1961, 34 с.
  236. В.З. Высокий образец лекторского мастерства (на укр.яз.). Радянвька школа, 1981, № 4, с. 9−18.
  237. П.Ф. Об организации самостоятельной работы. Томск, 1960, 43 с.
  238. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1977, 58 с.
  239. Советский энциклопедический словарь. М., 1980, 1600 с.
  240. Советы первокурснику. Методическая разработка. Л., 1972, 40 с.
  241. Е.П. Как работать с книгой. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников. М.: Изд-во МГУ, 1969, 20 с.- 182
  242. Ю.П. Общественные поручения как средство воспитания ответственного отношения в старших классах сельскойшколы. Автореф. дис.. канд пед.наук. Л., 1958, 29 с.
  243. Социальная психология. Краткий о^черк. /Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Щерковина. М.: Политиздат, 1975, 319 с.
  244. Сучаснесть, вуз, студент. Киев: Вища школа, 1972, 227 с.
  245. К.С. Работа актера над собой. Собр.соч. в 8-ми т. М., 1954, т. 2, 424 с.
  246. Студенческая группа. Сборник. / Сост. В. Грошев, Э. Ма-каревич. М.: Молодая гвардия, 1975, 223 с.
  247. Студенческая группа. Сборник. /Сост.В.Грошев, В. Угорел ов. М.: Молодая гвардия, 1980, 190 с.
  248. В.А. Избр. прозв. О нем, в кн.: т.1, 1976, с. 7−51.
  249. В.А. Сто советов учителю. Избр. произв., т. П, К., 1980, с. 334−655.
  250. В.А. Мудрая власть коллектива. Методика воспитания коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975, 240 с.
  251. В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1969, 398 с.
  252. В.А. Разговор с молодым директором. М.: Просвещение, 1973, 208 с.
  253. В.А. Сердце отдаю детям. К.: Радянська школа, 1981, 382 с.
  254. В.А. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Избр. произв., т.1. М.: Педагогика, 1980, с. 464−523.
  255. Таблицы математической статистики (для психологов и педагогов) /Сост. Ю. М. Орлов. М., 1972, 139 с. /
  256. Н.Ф. Управление процессом усовершенствования знаний. М., 1975, 343 с.- 183
  257. H.H., Кривонос Й. Ф. Обучение студентов основам педагогического мастерства. Советская педагогика. М., 1983, с. 89−92.
  258. В.Н. Формирование организованности у студентов педагогических институтов. Дис.. канд. пед.наук. М., 1972, 231 сл.
  259. .С. Повесть об учителе Сухомлипском. М.: Молодая гвардия, 1972, 271 с.
  260. В.К., Савоткин А. П. Прививаем навыки лекторского мастерства. Вестн. высшей школы, 1981, № 4, с.54−56.
  261. Тен H.H. Формирование ответственного отношения младших подростков к общественно-полезной деятельности. Автореф. дис.. канд. пед.наук. Л., 1975, 20 с.
  262. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975, 198 с.
  263. Г. А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета. Томск.:Изд-во Томск, ун-та, 1978, 125 с.
  264. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Госпедучгиз, 1953, 442 с.
  265. В.П. Коммунизм и личность. Учительская газета, 1964, 9 ийля.
  266. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966, 451 с.
  267. Учись самостоятельно работать. Киев, 1969, 93 с.
  268. Учительская газета, 1983, № 16, 28, 34.
  269. К.Д. Собр. соч., т.2. Изд-во АПН РСФСР, 1948, 656 с.
  270. К.Д. Собр. соч., т.8. Изд-во АПН РСФСР, 1950, 776 с.- 184
  271. К.Д. Собр. соч., Т.П. Изд7во АПН РСФСР, 1952, 656 с.
  272. В.Л. Режим дня в процессе адаптации студентов первых курсов к вузовским условиям. Дис. .канд. пед.наук. M., 1982, 183 л.
  273. A.B. Роль коммуникативных умений в процессе педагогического воздействия преподавателя со студентами. Дис.. канд.пед.наук. Л., 1978, 159 с.
  274. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования /Под ред. Сластенина В.A. M., 1980, 131 с.
  275. Формирование нравственной ответственности первокурсников в ходе учебно-воспитательного процесса. /Под общ. ред. Л. И. Рувинского и В. И. Бакштановского. Тюмень: Изд-во Тюменск. индустр. ин-та, 1979, 45 с.
  276. Ханчин В. С. Критерий моральности и уровень нравственной воспитанности. В кн.: Новые исследования в педагогических науках. № 2(ХУ). М.: Педагогика, 1970, с. 48−53.
  277. В.Д. Воспитание ответственности и исполнительности у старшеклассников в процессе трудовой и общественно-политической деятельности. (На материале сельских школ). Дис.. канд. пед.наук. М., 1967, 240 л.
  278. P.M. Профотбор и первоначальная подготовка студентов педагогических институтов. Дис.. докт.пед.наук. Одесса, 1971. 515 с.
  279. Г. П. Формирование профессиональных интересов старшеклассников. Дис. .канд. пед.наук. Вильнюс, 1974, 180 с.
  280. А.К. Типологический анализ формирования в вузе творческого отношения личности студента к деятельности. Дис.. канд. философ, наук. Харьков, 1979, 203 л.- 185
  281. А.H. Подготовка педагогических кадров для села. Ростов: Изд-во Ростовск. ун-та, 1978, 167 с.
  282. А.П. Проблема ответственности в этике. Дис.. канд. филос. наук. Л., 1965, 257 л.
  283. М. Писатель и семилетка. Октябрь, 1959, № 5, с. I36-I5I.
  284. A.C. Динамика развития коллектива академической группы. Б кн.: Научные основы организации учебно-воспитательной работы в вузе. Свердловск, 1975, с. 135−142.
  285. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981, 96 с.
  286. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л.: Просвещение, 1967, 266 с.
  287. Школа юного педагога. Программа факультатива. Полтава, 1981, 31 с.
  288. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971, 351 с.
  289. Д.Г. Некоторые психологические вопросы адаптации студентов первых курсов к условиям высшей школы (на укр. яз.). -Проблемы высшей школы, вып.19, 123 с.
  290. Е.А. Психология коллектива и личность. М.: Изд-во МГУ, 1977, 91 с.
  291. В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1972, 239 с.
  292. Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза. Дис.. 'к^нд. пед. наук. Челябинск, 1977, 192 л.
  293. В.М. Формирование личности будущего специалиста в студенческой академгруппе. В кн.: Социология и высшая школа. Межвуз. сборник. Вып.6. Горький, 1978, с. 58−71.
  294. П. Система на идеологического възпитание на /чиниците. София: Нар. просвете, 1979, 99 с.
  295. С. Управление на възпитателние процес. София: 1ар. просвете, 1977, III с.
  296. Koaaakowski, А und Lompacher J. Ideologisch theoretische nd metodalogische Probleme der Padagogischen Psychologie, erlin, Deutscher Verl, der Viissenachatten, 1975, 180s
  297. Muszynski N. Ideal i cele wychowania, V/yd wa azkolne ped. 1974, 304a
  298. Szvetek S. Ezkolcsi neveles kozepislcolas korban. udapest Tankonyvkiado, 1969, 299 old.1. Факультеты
  299. Желаете ли Вы после {окончания университета стать педагогом? да % | нет ¿-не знаю$
  300. Желаете ли Вы заниматься научно-иссле-довательскои работой? да % {нет % }не знаю %1. Географический38
Заполнить форму текущей работой