Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На содержательно-деятельностном этапе реализовывались педагогические условия формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста в учебно-познавательном процессе вуза. Ориентация на собственное творчество и развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста осуществлялась через осмысление студентами феномена творчества как ценности, осознание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста
    • 1. 1. Словесное творчество детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
    • 1. 2. Структура и содержание готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Характеристика процесса формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности студентов к развнтиув^ябвесного творчества детей
  • Л -Л***'*' дошкольного возраста.7T^hrjui2?Л
    • 2. 1. Логика и задачи педагогического исследования
    • 2. 2. Ориентация студентов на собственное творчество и развитие словесного творчества детей дошкольного возраста
    • 2. 3. Систематизация, обогащение и интеграция знаний, выработка у студентов умений, необходимых для развития словесного творчества детей дошкольного возраста
    • 2. 4. Включение студентов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе общественного развития, характеризующимся глубокими изменениями во всех сферах жизнедеятельности, особое место занимает проблема воспитания творческих личностей, способных решать сложнейшие задачи кризисного периода.

Национальная доктрина образования в числе иных задач выделяет создание максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России.

В Концепции структуры и содержания общего среднего образования главной целью общего образования определено формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализо-вывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, техники, укрепление исторической преемственности поколений).

Задачи творческого развития необходимо решать уже на этапе дошкольного детства, поскольку это — чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных детских деятельностей (Н.Н.Поддъяков). В концепции дошкольного воспитания фундаментальным приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста определяется формирование их творческих способностей в художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, танцевальной, театральной деятельности.

Словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой — эффективным средством развития творческой личности. В работах Н. Н. Подъякова, В. Г. Рындак, А. И. Санниковой, А. П. Тряпициной, В. П. Ушачева, Г. И. Щукиной и др. рассматриваются идеи, ставшие основанием для изучения и анализа процесса развития творчества. Изучены сущность и специфика словесного творчества, приемы его развития (Л.В.Ворошнина, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская,.

Е.И.Тихеева, О. С. Ушакова Е.А.Флерина, А. Н. Шибицкая и др.). Доказано, что в основе формирования словесного творчества лежит художественное восприятие (Н.С.Карпинская, Г. А. Куршева, Н. А. Орланова, М. М. Рыбакова, О. С. Ушакова, М. В. Фадеева и др.). Отмечена взаимосвязь словесного творчества и речевого развития детей (Н.В.Гавриш, Л. В. Колунова, А. Н. Ксенофонтова, О. С. Ушакова и др.).

Несмотря на значительные достижения в разработке вопросов развития словесного творчества детей, широкая практика дошкольных образовательных учреждений и результаты нашего исследования свидетельствует о превалировании средне-низкого уровня развития словесного творчества детей дошкольного возраста, что обусловлено недостаточной подготовленностью воспитателей к осуществлению этого направления в профессиональной деятельности. В этой связи актуализируется проблема формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

В современной науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы.

Концептуальные положения подготовки будущих учителей отражены в исследованиях О. А. Аблуллиной, Е. П. Белозерцева, В. П. Беспалько, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, А. И. Щербакова и др. Существенные результаты в поисках новых подходов в подготовке будущего учителя, формирования его творческого потенциала получены в работах В. И. Андреева, В. И. Загвязинского, В. Г. Рындак, Н. М. Яковлевой и др. Проблемы организации образовательного процесса в высшей школе нашли свое отражение в исследованиях С. И. Архангельского, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинского, Н. Ю. Посталюк, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной и др.

Вопросы подготовки специалистов дошкольного образования изучались исследователями под руководством В. И. Ядэшко (Ж.А. Абишева, B.C. Громакова, О. В. Драгунова, И. Ю. Ерофеева, М.А. Ко-вардакова, Н. И. Пинчук, J1.B. Поздняк, Т.Н. Таранова) и других творческих коллективов (работы Л. Г. Семушиной и ее учеников). Имеется ряд исследований, близких к изучаемой нами проблеме, но затрагивающих ее поверхностно, в контексте других проблем. Так, особый интерес представляют работы по подготовке специалистов дошкольного образования к эстетическому воспитанию (А.В.Антонова, Л. Г. Арчажникова, В. В. Бабаева, Т. А. Зотеева, У. Ш. Ибрагимова, О. П. Радыновой, М. В. Финько и др.) и речевому развитию детей дошкольного возраста (В.Н.Макарова, В. И. Яшина и ДР-).

Указанные исследования создали прочную теоретическую и практическую базу для решения вопросов подготовки специалистов дошкольного образования, а также определили, что проблема формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста не находит должного отражения в современных исследованиях.

Анализ вышеперечисленных исследований, объективных условий массовой практики дошкольного образования, процесса подготовки к профессиональной деятельности в высшей школе позволил нам обнаружить противоречия между объективными потребностями практики и недостаточной разработанностью в педагогической науке вопроса формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

Обозначенное противоречие определило проблему исследования: при каких условиях может быть сформирована готовность студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста?

Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста».

Цель исследования: обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

Объект исследования: образовательный процесс высшего учебного заведения.

Предмет исследования: процесс формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста будет эффективным, если: формируется ориентация студентов на собственное творчество и развитие словесного творчества детей дошкольного возрастаосуществляются систематизация, обогащение и интеграция знаний, выработка умений, необходимых для развития словесного творчества детей дошкольного возрастаобеспечивается включение студентов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1.Теоретически обосновать феномен «словесное творчество детей дошкольного возраста».

2.Выявить сущность готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

3.Определить структуру и содержание процесса формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей.

4. Разработать научно-методические рекомендации по решению проблемы исследования.

Для решения задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературыдиагностические методы (включенное наблюдение, беседы, анкетирование, метод экспертных оценок и самооценок) — методы статистической обработки данныхпедагогический эксперимент.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развитияо социальной, творческо-деятельностной сущности личностиобщедидактическая концепция о репродуктивной и творческой деятельностипсихолого-педагогические теории о природе педагогической деятельности и концепции развития личности педагогаконцепции гуманистической психологии и педагогики по развитию детского творчества.

Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского государственного университета, дошкольных образовательных учреждений № 3, 116 г. Орска.

Исследование проводилось в три этапа. Содержанием первого этапа (1997;1998) стало определение задач, предмета и объекта исследованияосуществление анализа философской, психологопедагогической, методической литературы, педагогического опытаизучение состояния исследуемой проблемы на основе констатирующего эксперимента по выявлению уровня готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста, выбору педагогических условий реализации процесса формирования готовности к развитию словесного творчества детейобобщение и систематизация полученного материала.

На втором этапе (1998;2001) разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста, проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста. (.

На третьем этапе (2001) подводились итоги, обрабатывались и обобщались полученные данные, проверялись результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и внедрялись практические рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в: уточнении понятия «словесное творчество детей дошкольного возраста" — определении сущностной характеристики готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возрастаобосновании педагогических условий эффективного формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании модели формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста, что вносит определенный вклад в теорию педагогики.

Практическая значимость исследования состоит в содержательно-технологическом обеспечении процесса формирования профессиональной готовности будущих специалистов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста. Разработан и апробирован спецкурс «Развитие словесного творчества детей дошкольного возраста». Составлены научно-методические рекомендации по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста в процессе педагогической практики студентов дошкольного факультета. Материалы исследования могут быть использованы в высших и средних специальных учебных заведениях, где ведется подготовка специалистов дошкольного образования, что позволит повысить качество готовности по проблеме развития словесного творчества детей дошкольного возраста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Словесное творчество детей дошкольного возраста — это продуктивная деятельность по переводу наглядно-образных представлений, которые возникают под влиянием произведений искусства и впечатлений об окружающем, на язык словесных знаков, и развивающаяся в процессе сотрудничества взрослого и ребенка.

2. Готовность студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста — это интегративное образование личности, синкретически соединяющее в себе мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты, позволяющие установить ее специфическое содержание, критериальные показатели, уровни.

3.Эффективность формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста обеспечивают педагогические условия: ориентация студентов на собственное творчество и развитие словесного творчества детей дошкольного возрастасистематизация, обогащение и интеграция знаний, выработка умений, необходимых для развития словесного творчества детей дошкольного возраставключение студентов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью его исходных посылокиспользованием системы взаимодополняющих методов, адекватных цели и предмету исследованиясочетанием количественного и качественного анализа материалаположительными результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и отдельные результаты докладывались на научно-практических конференциях Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского государственного университета (Орск, 1999;2001) — на международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А. В. Запорожца и 40-летию со дня основания Института дошкольного воспитания «Наука о дошкольном детстве — традиции и современность» (Москва, 2000) — на всероссийской научно-практической конференции «Развитие и саморазвитие ученика и учителя» (Оренбург, 2001).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложенийв работе приведены 14 таблиц, 8 рисунков, 1 график. В списке литературы 197 наименования.

Результаты исследования дают основания сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.

Однако выполненная работа не исчерпывает всех возможностей формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста. Актуальным представляется разработка технологий формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей.

Заключение

.

Проведено теоретико-экспериментальное исследование по теме «Формирование готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста».

Среди многих проблем, представляющих теоретический и практический интерес, педагогика изучает проблему формирования готовности будущего педагога к профессиональной деятельности. Проблема готовности педагога далеко не нова, между тем мы обратились к ней в связи с поиском конкретных педагогических условий формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

Осмысление выявленной проблемы потребовало теоретического анализа и разработки следующих вопросов: сущность словесного творчества детей, особенности процесса его развитияструктура и содержание готовности студентов к развитию словесного творчества детейособенности процесса ее формирования и педагогические условия эффективного формирования. Изучение философской и психолого-педагогической литературы позволило нам определить стратегию опытно-экспериментальной работы.

Формирование готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста осуществлялось поэтапно.

На подготовительном этапе было предпринято комплексное изучение уровня готовности студентов к развитию словесного творчества дошкольников, отмечена динамика его компонентов, определена корреляционная зависимость между готовностью студентов и словесным творчеством дошкольников.

На содержательно-деятельностном этапе реализовывались педагогические условия формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста в учебно-познавательном процессе вуза. Ориентация на собственное творчество и развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста осуществлялась через осмысление студентами феномена творчества как ценности, осознание собственных сочинительских возможностей, включение студентов в активную творческую сочинительскую деятельность и формирование представлений о профессиональной деятельности, связанной с развитием словесного творчества детей дошкольного возраста как личностно-значимой.

Использование многообразия методов и форм обучения в ходе лекционных, семинарских и практических занятий спецкурса, их активный характер, обеспечили интерес к проблематике словесного творчества, систематизацию, обогащение и интеграцию знаний, выработку умений, необходимых для развития словесного творчества детей дошкольного возраста.

Включение студентов в активную исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность способствовало осознанию важности осуществления исследовательской и проектной деятельности в области развития словесного творчества детейпроявлению стремления к самостоятельной и творческой работе по развитию словесного творчества детей и желания участвовать в процессе самооценивания и на основе его результатов осуществлять дальнейшее профессиональное самосовершенствование.

На результативно-оценочном этапе была выявлена положительная динамика уровня готовности студентов к развитию словесного творчества дошкольников, а также уровней развития словесного творчества детей.

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Словесное творчество — вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с переводом наглядно-образных представлений, возникающих под влиянием произведений искусства и впечатлений об окружающем, на язык словесных знаков, и развивающийся в процессе сотрудничества взрослого и ребенка.

2. Готовность студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста представляет собой интегративное образование в единстве его компонентов (мотивационного, содержательного и деятельностного).

3. Структура процесса формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста включает этапы: подготовительный, содержательно-деятельностный, результативно-оценочный.

4. Эффективность формирования готовности студентов к развитию словесного творчества детей дошкольного возраста обеспечивается путем реализации следующих педагогических условий: 1) ориентация студентов на собственное творчество и развитие словесного творчества детей дошкольного возраста- 2) систематизация, обогащение и интеграция знаний, выработка умений, необходимых для развития словесного творчества детей дошкольного возраста- 3) включение студентов в исследовательскую, практическую и рефлексивную деятельность по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. — 141с.
  2. О.А. Проблема формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей // Проблема профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и университетов. М., 1976. — С.36−47.
  3. М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 1997. — 345с.
  4. С. Активизация словесного творчества детей // Дошкольное воспитание. 1970. — № 9. — С.24−32.
  5. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983. — 208с.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560с.
  7. .Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — 232с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. -238с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
  10. Ю.К. Оптимизация педагогического процесса. Киев, 1984. — 287с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества. // Сб. избр. тр. / Сост. С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. — 423с.
  12. В.П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. -Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 132с.
  13. В.П., Бездухов Л. В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента-будущего учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — 185с.
  14. Г. П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1982. — 25с.
  15. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М., 1989. 208с.
  16. В.П. Опыт разработки критериев качества усвоения знаний учащихся // Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программированном обучении. М., 1969. — 1 16с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. — 192с.
  18. Н.В., Юдин Э. Т. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270с.
  19. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
  20. В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М., 1993. — С. 153−176.
  21. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. — 173с.
  22. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. — 96с.
  23. А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. — 188с.
  24. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. — 1536с.
  25. Боша Р.-И. П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 23с.
  26. И.Е. Развитие личности студента и готовности к творческой деятельности как актуальная проблема высшего педагогического образования // Вестник ОГПУ. № 3 (18). — С.113−121.
  27. И.Е. Формирование готовности студентов педвуза к развитию творческих способностей учащихся: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 17с.
  28. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216с.
  29. К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930. -180с.
  30. З.И. Педагогическая практика важнейшее звено в системе подготовки учителя // Советская педагогика. — 1982. — № 7. — С.63−67.
  31. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. -368с.
  32. Н.Б. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. 1983. — № 11. — С. 32−35.i i tii
  33. Н.А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях // Художественное творчество в детском саду. М. Просвещение, 1974. — 175с.
  34. Н.А. Общие вопросы художественного творчества ребенка // Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1977. — 227с.
  35. Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.: Просвещение, 1980. — 189с.
  36. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей / Под ред. А. П. Пискунова. М., 1972. — 259с.
  37. Вопросы речевого развития дошкольников: Мат-лы конф., поев. 70-летию Ф. А. Сохина / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во РАО, 1998. — 66с.
  38. JI.B. Обучение творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание. 1978. — № 4. — С.55−58.
  39. JI.C. Воображение и его развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 93с.
  40. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб., 1997. 96с.
  41. Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. — 23с.
  42. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961. — 470с.
  43. И.З. Воспитание или формирование // Педагогика. -2000. № 5. — С.20−23.
  44. .Н. Основы культуры речи. М., 1970. — 120с.
  45. А. Парадигма свободы и современные образовательные технологии // Народное образование. 1997. -№ 8. — С.38−40.
  46. Ф.Н. О Некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100−111.
  47. Л.М., Панкратова М. Я. Обучение дошкольников 5−6 лет сочинению сказок // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985. — С. 43−52.
  48. Г. Появление метафор в словесном творчестве детей 5−9-летнего возраста. Вильнюс, 1967. — 30с.
  49. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4. М., 1989. — С.512.
  50. А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: Педагогика, 1976. — 76с.
  51. В.В. Виды обобщений в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 480с.
  52. В.В. Теория развивающего обучения. М.:ИНГОР, 1996. — 544с.
  53. Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования. Самара: СамГПУ, 1999. — 340с.
  54. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. -334с.
  55. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1983. — 52с.
  56. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1978. — 176с.
  57. М.И., Кандыбович JI.A. Психология. Словарь-справочник М.: ООО Хэлсон, 1998. — 60−61.
  58. О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. М., 1990. — 31с.
  59. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С.107−114.
  60. С.В. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. — 143с.
  61. Г. Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Оренбург, 1999. 17с.
  62. Е. Профессиограмма воспитателя // Дошкольное воспитание. 1998. — № 11. — С.114−117.
  63. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975. -134с.
  64. В.В., Усова А. В. О критериях эффективности методов обучения // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. Сб. статей / Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева. М., 1980. — С.83−87.
  65. В.И. Актуальные вопросы учебно-воспитательной работы в высшей школе. Тюмень, 1975. — 230с.
  66. А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей 6-летнего возраста // Советская педагогика. 1973. — № 1. -С.30−36.
  67. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, — 1999.
  68. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464с.
  69. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 431с.
  70. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974 — 134с.
  71. Т.Г. Развивайте у детей творчество. М.: Просвещение, 1985.- 192с.
  72. Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому труду // Советская педагогика. 1987. — № 6. -С.105−109.
  73. Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст. М.: Педагогика, 1972, — 151с.
  74. Г. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве: Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 1978. — № 12. — С. 63−69.
  75. И.А. Педагогически условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Калининград, 1999. — 17с.
  76. А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей. -Оренбург: Южный Урал, 1996. 188с.
  77. Я.Л. Пути формирования социально-психологической готовности к труду // Формирование социально-психологической готовности к труду. Минск, 1987. — 120с.
  78. Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. — 23с.
  79. Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М., 1984.
  80. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.- 143с.
  81. М.М. Влияние народной сказки на творчество старших дошкольников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1941. -24с.
  82. А.Н. Формирование профессиональной культуры //Специалист. 1999. — № 2. — С.16−17.
  83. Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982. — 128с.
  84. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 1995. -408с.
  85. А.Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995. — 100с.
  86. А.Н. Теоретические основы речевой деятельности школьников. СПб., 2001. — 21 1с.
  87. Л.П. Критерии уровня развития педагогических способностей // Специалист. 1997. — № 1. — С.19−22.
  88. В.Т., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1997. — № 9. — С.52−59.
  89. В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы // Психологический журнал. 1997. — т.18. — № 1. — С.16−30.
  90. Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л.: ЛГУ, 1961. 98с.
  91. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. — 183с.
  92. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творчества младших школьников. Л., 1967. — 38с.
  93. Г. А. Мордовский фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1997. — 23с.
  94. В.А. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1977. — 96с.
  95. А.А. «Научите человека фантазии.» (творчество и развивающее обучение) // Вопросы психологии. 1998. — № 5. -С. 82−85.
  96. А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 368с.
  97. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1987. — 304с.
  98. Личность. Творчество. Развитие / Авт.-сост. В. Г. Рындак, А. В. Москвина / Под ред. В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 2001. — 290с.
  99. Н.Н., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара — Санкт-Петербург: СамГПУ, 1997. — 106с.
  100. С.М. Русский детский фольклор Карелии. П.: Карелия, 1991. — 278с.
  101. Лук А. Н. Творчество // Популярная психология: Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1990. С. 175−190.
  102. Л.М. Формирование творческой активности индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент, 1986. -96с.
  103. А.В., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956. — 93с.
  104. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. — 266с.
  105. А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. — 235с.
  106. В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 195с.
  107. Л.Н. Деловая игра в подготовке учителя. М., 1997. — 84с.
  108. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма // Педагогика. 1995. -№ 6. — С.55−59.
  109. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  110. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
  111. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1980. — 81с.
  112. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. На пути к творческим задачам // Семья и школа. 1983. — № 10. — С. 37−40, 47−50.
  113. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. — 196с.
  114. Д.В. Игра и детское творчество // Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1996. — С.12−19.
  115. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172с.
  116. Н.Л., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Педагогика, 1990. — 134с.
  117. В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. — 356с.
  118. .П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. -М., Просвещение, 1991. 160с.
  119. О детском творчестве: Сб. статей / Отв. ред. З. В. Лиштван. -Ростов-на-Дону, 1972. 83с.
  120. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1989. — С.685.
  121. Ориентация и деятельность школьников / Под ред. Т. К. Ахаян, А. В. Кирьяковой. М.: Прометей, 1991. — 160с.
  122. Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1967. — 17с.
  123. Е.А. Изучение деятельности педагога детей дошкольного учреждения. Минск, 1985. — 22с.
  124. Е.А. К вопросу о профессиограмме воспитателя ДОУ // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педаготическом институте / Под ред. Д. С. Клевчени. Минск, 1978. -С.35−41.
  125. Парамонова J1.A. Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова. М., 1972. — 207с.
  126. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М., 1984. -368с.
  127. JI. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. -1999. -№ 2. С.26−27.
  128. JI.A. Обучение родному языку // Вопросы обучения в детском саду / Под ред. А. П. Усовой. М., 1955. — С.92−125.
  129. Ю.Н. Динамика эстетического развития личности в процессе ее общения с искусством // Искусство и эстетическое воспитание молодежи / Сб. статей. М., 1981. — С. 18−23.
  130. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256с.
  131. Н.Н. Новые подходы к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С.16−19.
  132. Н.Н. Творчество как проблема личности // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С.170.
  133. Л.В. К проблеме подготовки организаторов дошкольного воспитания // Совершенствование подготовки специалистов дошкольного профиля / Отв. ред. Д. Г. Казакова. М. МГПИ, 1982. — С.56−73.
  134. Поздняк J1.B., Ядэшко Н. Н. Управление дошкольным образованием. М., 1999. — 356с.
  135. А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворения // Дошкольное воспитание. -1970. 7. — С.8−13.
  136. Я.А. Психология творчества: перспективы развития //Психологический журнал. 1994. — № 6. — С.38−51.
  137. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: КГУ, 1989. — 79с.
  138. Программы психолого-педагогической подготовки специалистов дошкольного образования / Сост. Л. В. Поздняк, Т. И. Ерофеева, Н. А. Морева. М.: МПГУ, 1998. — 398с.
  139. Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1990. — 190с.
  140. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 164−1 68.
  141. С.Л. Основы общей психологии. Т.1.2. М.: Педагогика, 1989. — 447с.
  142. М.М. Начальные формы творческого воображения детей дошкольного возраста на основе изучения детского словесного творчества: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1952. -15с.
  143. В.Г. Методологические основы образования. Оренбург: Изд. Центр ОГАУ, 2000. — 192с.
  144. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). М.: Педагогический вестник, 1997. — 244с.
  145. В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. -Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2001. 108с.
  146. Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. 1997. — № 1. — С.58−61.
  147. Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1973. — 175с.
  148. Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1979. — 16с.
  149. П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992.- № 11. С.3−24.
  150. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. Т.4.- М., 1984. С. 519.
  151. О.Н. Формирование творческих речевых умений в процесса сочинения загадок детьми старшего дошкольного возхраста // Совершенствование подготовки детей к школе в дет-«i ском саду. Л., 1989. — С.144.
  152. Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978. — С. 50−56.ft
  153. Л.Ф. Методика педагогических исследований. М.: педагогика, 1986. — 74с.
  154. Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. -М.: Изд-во «Совершенство», 2000. 272с.
  155. В.А. Сердце отдаю детям. М.: Нар. Асвета, 1982. — 288с.
  156. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344с.
  157. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. — 143с.
  158. .М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1985. — 328с.
  159. Е.И. Развитие речи детей /раннего и дошкольного возраста/ М.: Просвещение, 1981. — 159с.
  160. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. Н. Ларин и др.- / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1994. — Т. 1: — 844с.
  161. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л.: ЛГПИ, 1989. -91с.
  162. А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. М. Просвещение, 1981. — 176с.
  163. Г. В. Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1989. — 17с.
  164. О.С. Развитие связной речи дошкольников: Автореф. дис .д-ра пед. наук. М., 1997. — 39с.
  165. О.С. Развитие словесного творчества // Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1977. — 160с.
  166. М.В. Влияние небыличного фольклора на словесное творчество дошкольников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998. 16с.
  167. Философский энциклопедический словарь / Ред. Ф. И. Ильичев. -М., 1983. 540с.
  168. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1961. — 334с.
  169. С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. Кишинев, 1986. — 1 10с.
  170. К.И. От двух до пяти. М.: Педагогика, 1991. — 399с.
  171. A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: (на материале онтогенеза речи). М.: Наука, 1990. — 168с.
  172. А.Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми // Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. — 227.
  173. А.Е. Словесное творчество детей 6−7 лет на материале русских народных сказок // Художественное творчество в детском саду. М.: Педагогика, 1974. — 171с.
  174. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. — 143с.
  175. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304с.
  176. Эмоциональное развитие ребенка / Под ред. А. Д. Кошелевой и др. М.: Просвещение, 1985. — 176с.
  177. П.К. Теория творчества. СПб., 1910.
  178. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1986. — 1600с.
  179. П.М. Психология художественного творчества. М., 1971. — 48с.
  180. Torrens Е.Р. The nature of creativity as manife is the testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 43−75.m
Заполнить форму текущей работой