Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление профессионального самосознания студентов педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

JI.M. Митиной, К. К. Платонова, Г. Н. Серикова, В. А. Сластенина и др. позволили выделить значимость личности профессионала в педагогической деятельности, ее важнейшей системной характеристики — профессионального самосознания. По мнению Г. Н. Серикова: профессиональное самосознание с определенными признаками, дополненное соответствующей экспертизой признанных профессионалов, является достаточным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование условий становления профессионального самосознания
    • 1. 1. Состояние проблемы профессионального самосознания в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Понятие профессионального самосознания
    • 1. 3. Характеристика педагогических условий становления профессионального самосознания в образовательных процессах
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная проверка условий становления профессионального самосознания
    • 2. 1. Цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация содержания педагогических условий становления профессионального самосознания студентов педагогического колледжа
    • 2. 3. Анализ результатов становления профессионального самосознания в практике образовательного процесса педагогического колледжа
  • Выводы по второй главе

Становление профессионального самосознания студентов педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессиональная деятельность педагога находится в зависимости от того как он осознает моральную ответственность за результат своего труда — оказание содействия развитию образованности каждого участника образования, от его профессионального самосознания. В связи с этим определяется новая стратегия подготовки педагога, связанная со становлением профессионального самосознания, рефлексивным и проектным отношением к собственному образованию. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России содержание образования ориентируется на создание условий для самосовершенствования, самореализации личности, осознания личностью самой себя как субъекта образовательного процесса в учебно-профессиональной деятельности. Наличие условий для становления профессионального самосознания в системе профессионального образования является важным фактором повышения качества профессиональной подготовки. Профессиональное самосознание рассматривается как важный признак созревания специальной (профессиональной) образованности до уровня, достаточного для присвоения личностью профессиональной квалификации.

В психолого-педагогической теории выделяются разные подходы к проблеме профессиональной подготовки и становления самосознания. Деятельностный подход, вычленяющий структуру, функции, требования к профессиональной деятельности, изложен в работах Н. В. Кузьминой, В. А. Крутецкого, Е. К. Осипова, Л.Г. Се-мушиной. Признаки личностно-деятельностного подхода, направленного на превращение констатирующей подготовки в развивающую, формирующую, диагностико-коррекционную, обеспечивающего самосовершенствование личности педагога, описаны в работах С. Б. Елканова, Л. М. Зюбина, А. К. Марковой, А. И. Мищенко,.

A.Б. Орлова, Н. Г. Осуховой, К. К. Платонова, Р. П. Скульского,.

B.А. Сластенина, А. И. Шадриковой, А. И. Щербакова.

С позиции методологии системного подхода профессиональная образованность рассматривается как целостное внутреннее свойство личности Ю. А. Конаржевским, Г. Н. Сериковым, В. П. Симоновым.

Различные вопросы осуществления учебно-профессиональной .додготовки отражают современные требования к организации обучения будущих педагогов (О.А. Абдуллина), педагогической практики (В.П. Горленко, И.Ф. Харламов), стандартизации уровней профессионального образования (Е.А. Зарецкий, Е. А. Залученова, Л. А. Ненашева, Л.Г. Семушина).

Философские, социально-психологические аспекты становления самосознания: значение, признаки развития, показатели уров-невой организации исследованы в работах Б. Г. Ананьева, М.Е. Ан-кудиновой, Ю. А. Афонькиной, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, О. Г. Дробницкого, Э. В. Ильенкова, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Л. И. Липкиной, B.C. Магун, Л. А. Неменской, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Спиркина, В. В. Столина, А. И. Титаренко, Д. И. Фельдштейна, П. Р. Чаматы, И. И. Чесноковой, Е. В. Шороховой.

Концептуальные подходы к исследованию самосознания представлены в работах зарубежных авторов: концепция «объективного самосознания» (Р. Виклунд, С. Дьювель), «глобального Я» (К. Блага, М. Шебек), культурного феномена (Дж. Марголис, К. Р. Роджерс, Ц. Селларс), уровневого развития (М. Розенберг, Э. Эрик-сон).

Разработаны теоретические основы профориентации и профессионального самоопределения (Э.Ф. Зеер, JI.B. Красновский, Е. А. Климов, М. У. Пискунов, Н. С. Пряжников, А.Д. Сазонов), условия и признаки взаимосвязи профессионального самоопределения с профессиональным самосознанием (Г.Н. Сериков), закономерности повышения профессионально-педагогической квалификации (И.О. Котлярова).

Вопросы изучения профессионального сознания и самосознания представлены в работах: Г. В. Акопова, С. В. Васьковской, J1.M. Митиной, Н. Н. Нечаева, Д. В. Ольшанского, Е. М. Савицкой, Г. Н. Серикова, И. М. Юсупова.

Одновременно отметим, что исследуемая проблема отражена в педагогике явно недостаточно. Определены составляющие профессионального самосознания (А.К. Маркова, JI.M. Митина), тип профессионального обучения, основывающийся на логике субъекта обучения и принципов развития профессионально-педагогического самосознания (С.В. Васьковская), представлена структура личностных качеств педагога в динамике профессионального самосознания (И.М. Юсупов), выделены признаки сознательности и предпосылки ее формирования (Г.Н. Сериков). Работ, в которых был бы отражен педагогический аспект на становление профессионального самосознания в процессе присвоения личности специальной образованности с позиции системного подхода, нами не обнаружено. В педагогической практике отмечается, что у более 40% студентов выбор профессии педагога не осознан, у выпускников профессионального образовательного учреждения наблюдаются отдельные признаки низкого уровня сформированности профессионального самосознания, проявляющиеся в неумении позитивно оценивать себя, потери самоуважения личности, сосредоточенности усилий на защите своего «Я» .

Таким образом, имеет место противоречие между недостаточной теоретической разработкой обоснования педагогических условий становления профессионального самосознания в образовательном процессе и практической необходимостью в подготовке педагогов, обладающих высоким уровнем профессионального самосознания.

Наличие противоречия обусловливает проблему педагогического содействия становлению профессионального самосознания студентов, предусматривающего педагогические условия его эффективного развития. Учитывая актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в педагогике, а также научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, выбрана следующая тема исследования: «Становление профессионального самосознания студентов педагогического колледжа» .

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия становления профессионального самосознания студентов педагогического колледжа до уровня, достаточного для осуществления профессионально-педагогической деятельности.

Объект исследования: образовательный процесс в средних профессионально-педагогических образовательных учреждениях.

Предмет исследования: педагогические условия осуществления образовательного процесса, способствующие становлению профессионального самосознания студентов педагогического колледжа.

В основу исследования положена следующая гипотеза: профессиональное самосознание студентов педагогического колледжа достигает в своем становлении уровня, достаточного для осуществления профессионально-педагогической деятельности, если в образовательном процессе выполняются следующие условия:

— выражена направленность образовательного процесса на значимость педагогического самосознания в профессиональной деятельности;

— социально-педагогический опыт становится предпосылкой для развития личного опыта;

— руководство педагогической практикой сориентировано на становление профессионального самосознания студентов.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить состояние проблемы в педагогической практике и педагогике.

2. Определить сущностные признаки профессионального самосознания.

3. Вычленить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного становления профессионального самосознания студентов.

4. Экспериментально проверить эффективность положений, выделенных в гипотезе.

Методологическую основу исследования составили:

— психологические теории отражения сознания, личности и деятельности, базирующиеся на методологии диалектической теории познания Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, О. Г. Дробницкого, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, К. К. Платонова, А. Г. Спиркина, В. В. Столина, Д. И. Фельдштейна, Д. Б. Эльконина и др.;

— психолого-педагогические теории профессионализма сознания и самосознания личности Г. В. Акопова, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, М. У. Пискунова, Н. С. Пряжникова, Г. Н. Серикова, И. М. Юсупова и др.;

— теоретические представления о сущностных аспектах образования с позиции методологии системного подхода Ю.К. Конар-жевского, Г. Н. Серикова, В. П. Симонова и др.

Методологическая основа и поставленные задачи обусловили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов в период 1994;1998 гг. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись разные методы исследования.

На первом этапе (1994;1995 гг.) изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по проблеме: были сформулированы цель, рабочая гипотеза, задачи исследования, проанализирован опыт организации образовательного процесса по педагогическому содействию становления профессионального самосознания в педагогических вузах страны. Основными методами исследования на данном этапе явились анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, самооценка, анализ учебной документации.

На втором этапе (1995;1997 гг.) были разработаны условия, обеспечивающие становление профессионального самосознания студентов в образовательном процессе педагогического колледжа, проведен формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась справедливость гипотезы.

Основные методы, используемые на данном этапе: теоретическое моделирование, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование.

На третьем этапе (1997;1998 гг.) был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка полученных данных, обработка полученной информации, ее анализ и обобщение. Основными методами исследования на третьем этапе явились: самооценка, сравнение, статистические методы обработки информации.

Базой исследования явились студенты I-III курса дошкольного отделения Троицкого педагогического колледжа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие профессионального самосознания студентов педагогических колледжей как системы со свойственными ей признаками.

2. Разработана обобщенная модель профессионального образования студентов педагогических колледжей на основе профес-сиограммы деятельности педагога и взаимосвязи профессионального самосознания с нравственностью — системной характеристикой квалификации педагога.

3. Определены педагогические условия становления профессионального самосознания студентов педагогического колледжа в образовательном процессе, сориентированные на учет их личностных особенностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представление профессионального самосознания как системы со свойственными ей признаками позволяет рассматривать соответствующие особенности специалиста в их диалектическом движении. Обобщенная модель профессионального образования и педагогические условия становления профессионального самосознания способствуют выявлению закономерных связей между условиями и личностными особенностями развития профессионального самосознания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что определены основные педагогические условия становления профессионального самосознания студентов среднего специального образовательного учреждения, апробация которых в педагогической практике может служить ориентиром в решении профессиональной подготовки педагогов.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечиваются соблюдением следующих условий: использованием принципов диалектического метода познания в качестве исходных теоретико-методологических позиций, выбором комплекса взаимодополняющих эмпирических, теоретических методов исследования, опорой на данные различных наук и психолого-педагогических концепций, однородностью обследуемых и идентичностью условий в экспериментальных и контрольных группах, применением адекватных методов математической статистики, корректным применением экспериментальных методов, адекватных целям и задачам исследования. Исследованием было охвачено 97 студентов и 19 преподавателей педагогического колледжа г. Троицка.

На защиту выносятся следующие положения:

— ориентация образовательных процессов на системное отражение профессионального самосознания способствует развитию профессионального самосознания студентов до уровня, достаточного для осуществления профессиональнопедагогической деятельности;

— в педагогической практике, направленной на развитие профессионального самосознания студентов, происходит накопление личного опыта, полезного для осознания своих педагогических способностей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях: «Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности» (г. Магнитогорск, 1994 г.), «Пути обновления системы среднего профессионально-педагогического образования области» (г. Челябинск, 1997 г.), «Стратегия и тактика профессионального образования в условиях реализации государственного образовательного стандарта» (г. Магнитогорск, 1997 г.), «Перспективы развития непрерывного педагогического образования в областной образовательной системе» (г. Челябинск, 1998 г.), на заседаниях «Школы исследователей» кафедры управления образованием ЧИПКРО (рук. проф. Г. Н. Сериков).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. Общий объем диссертации 168 страниц, в том числе 12 рисунков, 24 таблицы, список литературы составляет 187 наименований.

Выводы по второй главе.

Обобщая материал, изложенный в главе 2, сделаем некоторые выводы. Ссылки на исследования М. Т. Громковой, А. К. Марковой,.

5 8 go.

— ?

0 я.

S 1.

1 i «.

JФ S «(1 I.

47 to m о & & о sg со.

К X ill.

8 g 8 ф в ct о.

Ф x.

Q. CO tJ l в начале в конце в начале в конце пассивный уровнь Ш пропедевтический уровень начальны й уровень ¦ достаточны й уровень & высокий уровень.

Рис. 12. Динамика уровней становления профессионального самосознания студентов экспериментальных и контрольных групп.

JI.M. Митиной, К. К. Платонова, Г. Н. Серикова, В. А. Сластенина и др. позволили выделить значимость личности профессионала в педагогической деятельности, ее важнейшей системной характеристики — профессионального самосознания. По мнению Г. Н. Серикова: профессиональное самосознание с определенными признаками, дополненное соответствующей экспертизой признанных профессионалов, является достаточным основанием для присвоения выпускнику педагогического образовательного учреждения определенной профессионально-педагогической квалификации (153). На основе профессионального самосознания формируется профессиональная нравственность специалиста. Сравнение этих системных личностных характеристик способствовало установлению взаимосвязи их признаков, соответствия в содержании компонентов, которое отразилось в разработке профессиограммы деятельности педагога и обобщенной модели его профессионального образования. Оптимальное решение задачи переноса профессиограммы деятельности педагога на содержание модели его профессионального образования возможно при отражении целей деятельности в учебных планах, программах профессионального обучения, в результате которого при наличии выделенных в главе 1 педагогических условий устанавливается соответствие между компонентами и признаками профессиональной нравственности и профессионального самосознания.

Сущность нашей опытно-экспериментальной работы заключалась в реализации содержания педагогических условий становления профессионального самосознания студентов педагогического колледжа. В исследовании выделены стадии формирования профессионального самосознания и определены соответствующие им этапы профессионального образования. С учетом этапности профессионального образования и стадий становления профессионального самосознания определены учебные дисциплины, их программы, планы, обеспечивающие реализацию педагогических условий становления профессионального самосознания. Для каждого этапа, стадии выявлены уровневые показатели становления профессионального самосознания, подробно раскрывается содержание, методы, формы организации обучения ряду учебных предметов, педагогической практики, содержание которой взаимосвязано с содержанием предметов психолого-педагогических дисциплин и предметной подготовки.

В материалах данной главы особенно подчеркивается направленность образовательного процесса на значимость педагогического самосознания в профессиональной деятельности, которая проявлялась в проектах, микроисследованиях по выявлению факторов самосовершенствования, педагогических анализах, диагностиках, самооценках студентов. Нами отмечается роль преподавателя-методиста в процессе руководства педагогической практикой, сориентированной на профессиональное самосознание, и систематически осуществляющего содействие его становлению.

Приоритетной задачей исследования, как уже отмечалось, являлась проверка содержательной модели поэтапной реализации педагогических условий, обеспечивающих становление профессионального самосознания студентов. Только применение всех этих условий в совокупности содействует самосовершенствованию личности студента, делает его субъектом собственного развития.

Выделенные в исследовании критерии, их опытная проверка и интерпретация экспериментального материала показали достаточно высокую эффективность и дают в профессиональном образовании студентов педагогического колледжа положительные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях значительно меняются требования к подготовке педагогов. Ориентация образования на личность является ключевым направлением процесса развития системы образования и способствует изменению содержания и организации всех ступеней образования, в том числе и профессионального. Мы рассмотрели актуальную проблему профессиональной подготовки педагогов, связанной со становлением профессионального самосознания личности обучающегося, выявлением педагогических условий его формирования.

Исходным методическим положением, обеспечивающим отражение педагогического аспекта на становление профессионального самосознания в процессе присвоения личности специальной образованности, является системный подход.

Анализ данной проблемы исследования мы выполнили на различных методологических уровнях — теоретическом, практическом и исследовательском. Становление профессионального самосознания является исключительно важным фактором повышения качества профессиональной подготовки, позволяющим оптимально управлять процессом превращения объекта обучения в субъекта самовоспитания.

I. Воспользовавшись методологией системного подхода, нам удалось: уточнить понятие «профессиональное самосознание»: являясь системной личностной характеристикой, оно зарождается в результате осознания профессионального самоопределения и на основе самопознания и самооценки обеспечивает готовность личности к самореализации в педагогической деятельностипредставить профессиональное самосознание как систему со свойственными ей признакамивыявить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного становления профессионального самосознания студентов педагогического колледжа, включающие направленность образовательного процесса на значимость педагогического самосознания в профессиональной деятельности, освоение социально-педагогического опыта, являющегося предпосылкой развития личного опыта, сориентированноеть руководства педагогической практикой на становление профессионального самосознания студентов.

2. На основе теоретического анализа и данных констатирующего эксперимента, нами была представлена реализация содержания педагогических условий становления профессионального самосознания студентов педагогического колледжа, предпосылками которой явились сравнение требований к профессиональной деятельности педагога и его профессиональному образованию и на этой основе проектирование профессиограммы деятельности педагога и модели его профессионального образования.

3. Обобщенная модель профессионального образования педагога, сориентированная на профессиограмму его деятельности, позволила установить взаимосвязь и взаимозависимость профессионального самосознания и профессиональной нравственности при наличии и реализации содержания педагогических условий становления профессионального самосознания студентов педагогических колледжей.

4. Подтверждена реализуемость обобщенной модели профессионального образования педагога в образовательном процессе педагогического колледжа.

5. Математическая обработка показала надежную достоверность полученных результатов.

Наше изыскание по данной проблеме не является исчерпывающим. Мы считаем, что дальнейшее исследование следует продолжить в направлении разработки квалификационной характеристики выпускника колледжа, обеспечивающей становление нравственности на базе профессионального самосознания в процессе профессиональной деятельностиопределении педагогических условий становления нравственности как системной характеристики профессиональной квалификации специалистаопределении критериев эффективности ее формируемости.

Решение обозначенных вопросов позволяет продолжить разработку проблемы с целью выявления системы эффективных условий развития личностных системных характеристик непрерывно в процессе присвоения специальной образованности и в процессе освоения профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. — 140 с.
  2. Абрамова Т В. Управление аналитической деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении: Дисс. канд. пед. цаук. Челябинск — 1996. — 199 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  4. Н.П., Столяр А. А. Какой учитель нужен школе //Советская педагогика. 1991. — № Т. — С. 67−71.
  5. . И. О структурно-системном подходе к учебно-производственному процессу в средних профтехучилищах //Советская педагогика. 1977. — № 8. — С. 77−84.
  6. . В. Социальная психология высщего образования /Под ред. A.JI. Свинецкого- Самарский государственный педагогический институт им. В. В. Куйбышева, О-во психологов Рос. АН Самар. отд-ние. Самара: Изд-во Самар. педин-та, 1993. — 212 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 415 с.
  8. И.П. Экспериментальный курс профориентации для студентов педвуза //Педагогика. 1994. — № 3. — С. 47−51.
  9. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности //Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 11−19.
  10. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1962. — 192 с.
  11. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. -Омск: Омский гос. ин-т физкультуры, 1990. 186 с.
  12. Базовая модель профессиограммы учителя /С. Жекова, А. Лакюрски, М. Михайлов и др. Челябинск: ЧОИУУ, 1990. — 128 с.
  13. Г. А. Норма деятельности категория педагогическая //Педагогика. — 1992. — № 3−4. — С. 43−48
  14. В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. Челябинск: ЮЦКИ, 1991. — 145 с.
  15. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс. 1986. — 422″ с.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  17. К., Шебек М. Я твой ученик, ты мой учитель. — М.: Просвещение, 1991. — 140 с.
  18. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  20. В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования //Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 49−54.
  21. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−35.
  22. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  23. Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. 2-е, исправленное издание. — М.: Смысл, 1996. — 373 е.
  24. Введение в специальность: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д. М. Гришин и др. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  25. Н., Стеркина Р. и др. Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений //Дошкольное воспитание. 1993. — № 10. -С. 2−14.
  26. Е.И., Дмитрик И. С. Подготовке педагогических кадров научную основу //Среднее специальное образование. -1991. — № 5. — С. 18−19^.
  27. Т.А. Профориентация в школе. Л.: Знание, 1973. — 31 с.
  28. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. — 519 с.
  29. Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.З. М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
  30. Л.С. Педология подростка. Собр. соч. Т.4. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  31. Г. Соч.: в 14 т. Т.8.: философия истории /Под ред. Ф. А. Горохова. 1935. — 470 с.
  32. .С. Прогностические методы в педагогике. -Киев, 1974. 208 с.
  33. О. В. Представления Л.С. Выготского о самосознании и марксизм //Психологический журнал. 1996. — Том 17. -№ 5. — С. 31−42.
  34. В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы //Педагогика. 1996. — № 5. — С. 63−69.
  35. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.- Политиздат, 1989. — 286 с.
  36. Н.А. Система профориентационной работы в средних специальных учебных заведениях. М., 1995. — 42 с.
  37. М.Т. Образование-стимул саморазвития личности //Педагогика. 1993. — № 3 — С. 21−25.
  38. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  39. Давыдов В В. О понятии развивающего обучения //Педагогика. 1995. -№ I. — С. 29 -40.
  40. М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985. — 192 с.
  41. О. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей //Дошкольное воспитание. 1995. — № 1. — С. 46−50^.
  42. Единство обучения и воспитания студентов. Изд-во Казанского университета, 1989. — 160 с.
  43. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — С. 160.
  44. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992. — 43с.
  45. Е.А., Ненашева Л. А., Зарецкий В. К. и др. Психолого-педагогические вопросы продвижения личности ъ многоуровнекой системе обучения //Проблемы непрерывного образования: Обзор, информ. Вып. 2. — М.: НИИ ВО, 1993. — 40 с.
  46. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. Екате-ринбунрг: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. 244 с.
  47. А.В. Критерии нравственной воспитанности //Педагогика. 1992. — № 11−12. — С. 22−26.
  48. JI.M. Психология воспитания. М.: Высшая школа, 1991. — 96 с.
  49. Инновационное обучение: стратегия и практика: Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования /Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1994. — 203 с.
  50. И.А., Петров Ф.Н, Педагогическая энциклопедия. -М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1966. 879 с.
  51. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. Педагогика, 1990. — 144 с.
  52. А.И. Модель управления профессионализацией //Советская педагогика. 1990. — № 3. — С. 37−40.
  53. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен //Психологический журнал. 1968. — т 9. — № 5. — С. 68−77.
  54. Н.А. Формирование готовности студентов педвузов к аналитической деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Курган, 1997. — 21 с.
  55. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика. 1996. — № 12. — С. 14−21.
  56. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 197 с.
  57. И.И., Васильева А. И., Бахтурина JI.A. Старший воспитатель детского сада. М.: Просвещение, 1990. — 14 с.
  58. A.JI. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  59. Ковалев Н Е. и др. Введение в педагогику: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
  60. Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Новая шкала, 1994. — 320 с.
  61. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы //Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 71−78.
  62. Т.С. Управление дошкольным учреждением //Советская педагогика. 1983.- № II. — С. 67−73.
  63. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, — 1967. -383 с.
  64. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  65. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  66. Ю.А. Анализ итогов учебного года. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — 95 с.
  67. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  68. Г. М. Слагаемые педмастерства и их формирование у будущего учителя //Начальная школа. 1993. — № S. -С. 63−64.
  69. О.А. Организация педагогической практики студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: Дисс. канд. пед. наук. Курган. — 1997. — 159 с.
  70. А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания //Психологический журнал. Т. 16. — 1995. — № 1. — С. 107−115.
  71. Г. С. Учебный материал и учебные ситуации: Психологические аспекты. Киев, 1986. — 143 с.
  72. И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации: Монография /Под ред. Г. Н. Серикова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 169 с.
  73. Красновский JI.3. Выбрать профессию- определиться в жизни //Советская педагогика. 1989. — № 12. — С. 23−27.
  74. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  75. В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. — 208 с.
  76. В.Л. Искусство быть собой. Изд-во обновл. — М. г Знание, 1990. — 256 с.
  77. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  78. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 184 с.
  79. М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Просвещение, 1968. — 144 с.
  80. .Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания //Педагогика. 1995. — № 1. — С. 40−45.
  81. М.Р. Передовой опыт и творчество учителей //Советская педагогика. — 1989. — № I. — С. 52−5 6.
  82. В.Г. О формировании профессионально-педагогического интереса //Советская педагогика. 1975. — № 12. — С. 75−81.
  83. В.Н., Смятских A.JI. Введение в специальность и основы педагогического мастерства (4 части): Учебное пособие. М., 1992. — 640 с.
  84. Дж. Личность и сознание. Перспективы нередук-тивного материализма /Общ. ред. Д. И. Дубровского и А.Ф. Грязно-ва. М.: Прогресс, 1966. — 418 с.
  85. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1998. — 192 с.
  86. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя //Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
  87. С.И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов пединститута: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1987. — 22 с.
  88. С.Е. Воспитание культуры технического труда в школе. Челябинск: Юж.-Уральское книжное изд-во, 1971. 330 с.
  89. С.Е., Бессараб В. Ф. Из опыта формирования интереса к профессии у учащихся средних ПТУ //Советская педагогика. 1981. — № 12. — С. 67−71.
  90. В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека //Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 144−150.
  91. Методы педагогических исследований (Под ред. А. И. Пискунова ГВ'. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  92. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — Г51 с.
  93. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Советская педагогика. 1989. — № 12. — С. 52−57.
  94. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990. — 220 с.
  95. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
  96. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина,. Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  97. В.Т., Соколова И. Ю. Зависимость профессионального предпочтения студентов технического вуза от их индивидуально-типологических особенностей // Психологический журнал. Т. 16. — 1995. — № 2. — С. 114−120.
  98. ЮО.Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  99. ЮГ.Найн А. Я. Управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  100. Ю2.Найн А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент //Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  101. JI.JI. Эстетический характер самосознания //Советская педагогика. 1990. — № 12. — С. 36−41.
  102. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  103. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.З. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
  104. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности /МГУ им. М. В. Ломоносова, фак. повышения квалификации. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 166 с.
  105. Д.В. Об экспериментальном изучении структуры самосознания. М.: Педагогика, 1984. — № 2. — С. 35−42. — Новые исследование в психологии. — № 2.
  106. А.Б. Склонность и профессия. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. — 96 с. ф ~
  107. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека //Вопросы психологии. 1995 — № 2. — С. 5−19.
  108. В.И. Дидактические условия оптимизации самостоятельной работы как метода обучения (на материале подготовительного отделения вуза): Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1988. 20 с.
  109. П. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъективной активности //Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−20.
  110. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений /Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  111. ПЗ.Осухова Н. Г. Становление творческой индивидуальности педагога //Педагогика. 1992. — № 3−4. — С. 53−58.
  112. Е.М. Профессиональное становление будущего учителя //Советская педагогика. 1990. — № 11. — С. 64−70.
  113. В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1979. -144 с.
  114. Пб.Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск: Вышэйшая школа, 1986. — 157 с.
  115. Г. В. Педагогическая профориентация в школе //Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 89−94.
  116. К.С. Формирование ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у студентов младшихкурсов технического вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1991. — 19 с.
  117. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  118. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  119. А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1995. — 496 с.
  120. А.В. О психологии личности //Народный университет. 197 Г. — № 4. — 14 с.
  121. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  122. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости //Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 3−10.
  123. М.У. Организация учебного труда студентов. -Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1982. 142 с.
  124. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1973. — 256 с.
  125. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  126. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителей: Сб. науч. тр. М.: МГОПИ, 1992. — 15? с.
  127. Проблемы способностей /Под ред. В. Н. Мясищева. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 308 с.
  128. Проблемы экспериментальной психологии /Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1970. — 296 е.
  129. Профессия учитель: Беседы с молодыми учителями /Под. ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, С. Г. Вершловского. -М.: Педагогика, 1987. — 192 с.
  130. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1995. — 39 с.
  131. Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе //Вопросы психологии 1996. № 1. — С. 62−72.
  132. Е.Ю. Профессиональное самоопределение преподавателей ВУЗов при переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов дошкольного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 20 с.
  133. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов /Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995 — 360 с.
  134. Психология современного подростка /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 236 с.
  135. Н.В. Особенности формирования интереса к приобретаемой профессии //Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1.- М.: Педагогика. — 1987. — 68 с.
  136. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности //Вопросы психологии. 1995. — № 1. С .13−25.
  137. Е.И. Настольная книга практического психолога. -М.: ВЛАДОС, 1995. 529 с.
  138. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). — 816 с.
  139. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140 с.
  140. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста //Вопросы психологии. 1969. -№ 4.- С. 115−123.
  141. А.Д., Сазонов И. А., Как помочь молодому человеку найти свою профессию. Курган: Кург. гос. пед. ин-т, 1990. — 104 с.
  142. Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. -144 с.
  143. Л. Г. Борщанская Б.Р., Подлесская Н. С. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  144. Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов //Проблемы непрерывного образования: Обзор, информация. Вып. 1. — М.: НИИ ВО, 1993. — 28 с.
  145. Р. Анализ педагогических действий на педагогической практике //Дошкольное воспитание. 1986. — № 9. С. 48−50.
  146. В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. 1994. — № 5 — С. 16−21.
  147. Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Ирк. ун-та, 1992. — 232 с.
  148. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. Ч. 1. Системное видение образования. — Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994. — 169 с.
  149. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. Ч. 2. Основные понятия и задачи. — Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1995. — 190 с.
  150. Г. Н. Основания нормирования деятельности участников образования. Челябинск: ЧИПКРО, 1995. — 199 с.
  151. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
  152. В.П. Системный подход -основа педагогического менеджмента //Педагогика. 1994. — № 1. — С. 14−19.
  153. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  154. Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986. — 143с.
  155. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя //Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 12−17.
  156. В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога //Вопросы психологии. -1996. № 4. — С. 72−81.
  157. В.И. Элементарная педагогика или Как управлять поведением человека. М.: Просвещение, 1992. — 159 с.
  158. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во Московского университета, 1989. — 213 с.
  159. М.И. Если мы хотим сотрудничать: Кн. для преподавателя и воспитателя. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 384 с.
  160. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 285 с.
  161. Г. А. О единстве критериального и нормативного подходов к оцениванию знаний учащихся //Психологический журнал. Т. 16. — 1995. — № 2. — С. 120−128.
  162. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1. /Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. — М.: Педагогика, 1979. — 560 с.
  163. .М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, — 1985. — 328 с.
  164. А.Н. Педагогический анализ занятий в детском саду. Магнитогорск, гос. пед. ин-т, Магнитогорск, 1988. — 10 с.
  165. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 1990. 188 с.
  166. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. — 288 с.
  167. Учителю о педагогической технике /Под. ред. Л.И. Рувин-ского. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  168. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
  169. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия. -1995. — 368 с.
  170. Г. Мир первых «Я». Радость захватывающего покорения мира //Обруч. 1996. — № 4. — С. 17−21.
  171. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. -М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  172. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной- науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. — 168 с.
  173. Формирование и развитие профессионального сознания студентов: Межвузовский сборник научных трудов. Самара, 1991.- 172 с.
  174. А. Психология Я и защитные механизмы,— М.: Педагогика, 1993. 144 с.
  175. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. -М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  176. И.Ф. О концептуальных основах педагогической практики //Педагогика. 1994. — № 1. — С. 50−55.
  177. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. — Т. 1. /Под ред. Б. М. Величковского. — М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  178. М.А. Научный эксперимент, его место и роль в познании. Минск: Изд-во БГУ, 1972. — 232 с.
  179. Человек и общество. Часть II: Учебное пособие для IX класса. Нижний Новгород, 1992. — 260 с.
  180. П.А. О преемственности формирования педагогической направленности студентов и старшеклассников //Новые исследования в психологии. № 1 (30). — М.: Педагогика, 1984. -С. 18−24.
  181. Т.Р. Организация вводного (нулевого) семестра //Специалист. 1995. — № 4. — С. 8−10.
  182. В.И., Загорец И. В. Выбор учащихся педагогической профессии //Советская педагогика. 1991. — № 4. — С. 93−98.
  183. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
  184. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  185. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. — 192 с.
Заполнить форму текущей работой