Воспитание толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза
Анализ научной литературы и изучение реальной педагогической практики выявили, что в зависимости от того, как проблема толерантности человека (студента) вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения: толерантность рассматривается как «интегративная характеристика познавательного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов, определяющая активную… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
- 1. 1. Теоретическое осмысление понятия «толерантность»
- 1. 2. Содержание понятия «толерантность студента»
- 1. 3. Роль учебно-воспитательного процесса технического вуза в воспитании толерантности студентов
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО 90 ВУЗА
- 2. 1. Модель воспитания толерантности студентов технического вуза
- 2. 2. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности студентов технического вуза
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности студентов
- Выводы по второй главе
Воспитание толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современная социальная ситуация в России, расширение контактов с другими странами, процесс глобализации общественного развития требуют от человека продуктивного взаимодействия как с субъектами своей культуры, так и иной культуры. Такое взаимодействие невозможно без взаимопонимания, ядром которого является уважение человеком другого человека, его признание как своего-другого, взгляды и идеалы которого, возможно, не совпадают с его взглядами и идеалами. Для понимания культуры других народов, другого человека, ведущего к постижению внутренних смыслов как самой культуры, так и смыслов жизни другого, к становлению адекватного психологии различных субъектов отношения необходима толерантность, являющаяся одной из важнейших общечеловеческих ценностей XXI века.
Приобщение человека к ценности толерантности является эффективным средством «противостояния интолерантности, противодействия влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим» («Декларация принципов толерантности», 1995 год).
Идея воспитания толерантности личности человека является отображением ведущих тенденций изменяющегося мира, стимулирующих поиск оснований «нарастающего коммуникативного единства мира» (В.И. Толстых), которые обеспечивают условия для понимания другого, для ненасильственного решения многообразных проблем, выявляемых глобализацией как объективным процессом, проблем, возникающих на групповом и индивидуальном уровнях взаимодействия людей. Появилось понимание того, что суть противоречий в социальной жизни, в образовании, в сознании, которые разрешает и студент, заключается в совместимости истинностного и ценностного в сознании, которое, отражая, преобразуя Универсум, образующими которого являются «Природа», «Рукотворный мир», «Мир другого (других)», «Я сам» (В.А.Петровский), выводит студента на идею «Я = Мир» (В.А. Петровский).
Проблема толерантности личности — это старая новая проблема, которую ставили и решали Л. М. Дробижева, исследовавшая толерантные установки общественного сознания и поведения групп российского социума,.
B.М.Золотухин и А. М. Кондаков, в центре внимания которых являются вопросы терпимости и толерантности в онтологии общественного сознания и самосознания, М. С. Мацковский, исследующий толерантность на социологическом уровне, А. Г. Асмолов, А. М. Кондаков, разрабатывающие программу формирования установок толерантного сознания. В центре внимания Г. У. Солдатовой находятся проблемы межэтнической толерантности,.
C.Л.Братченко — психологические основания толерантности, ее структура и содержание.
Особо следует отметить исследования, рассматривающие толерантность личности в русле гуманистической педагогики и психологии (А.Г.Асмолов, С. Л. Братченко, Е.Ю.Клепцова), идеи которых развиваются в педагогике ненасилия (В.А.Ситаров, В. Г. Маралов и др.), педагогике сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И. П. Волков, В. А. Караковский, С. Н. Лысенков и др.).
Анализ научной литературы и изучение реальной педагогической практики выявили, что в зависимости от того, как проблема толерантности человека (студента) вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения: толерантность рассматривается как «интегративная характеристика познавательного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов, определяющая активную нравственную позицию во взаимодействии с людьми, независимо от их культурной, социальной принадлежности, национальности, вероисповедания, образования, возраста, профессии, взглядов» [91, 30], как «ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения» [28, 105], как «уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения» [174, 14].
Для дальнейшего углубления научных представлений о толерантности как личностном качестве студента, как ценности среди многих проблем, возникающих при изучении этого явления, на наш взгляд, необходимо исследовать такие, которые связаны с раскрытием содержания понятия «толерантность студента», с определением принципов и средств воспитания толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза, с разработкой модели воспитания толерантности студента, с разработкой инвариантного и вариативного содержания обучения студентов технического вуза на уровне учебного предмета «Иностранный язык».
Источником этих проблем в педагогической практике является определенная рассогласованность, а порою и противоречие между признанием преподавателем технического вуза важности приобщения студентов к ценности толерантности и возможностями воспитания толерантности как личностного качества в учебно-воспитательном процессе технического вуза.
Как показывает анализ опыта работы образовательных учреждений, даже? те преподаватели технического вуза, которые целенаправленно и сознательно создают условия для приобщения студентов к ценности толерантности все еще не в полной мере используют такие средства воспитания, которые позволяют формировать у них представления о существующих между людьми различиях, понимание которых базируется на толерантном отношении, эмпатийной способности и опыта реализации отношений, адекватных содержанию толерантности как ценности, личностного качества.
Имеет место недооценка использования содержания конкретных учебных дисциплин в вузе в аспекте формирования у студентов представлений о толерантности, развития у них эмпатийной способности, опыта реализации толерантного отношения к человеку. Не восполняет данный пробел и введение в учебный процесс вуза дополнительных курсов ознакомительного характера с элементами психологического тренинга (О.В. Исаева, П.Ф. Комогоров).
Между тем анализ научной литературы показывает, что проблема воспитания толерантности студента вуза ставилась и решалась О. В. Исаевой, исследовавшей содержательный аспект толерантности в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования на примере таких дисциплин, как социология, философия, отечественная история, культурология, политология, психология, педагогикаН.Ю.Кудзиевой, выявившей возможности общего курса химии в формировании толерантности студентов, Е. В .Рыбак — педагогики, истории педагогики, физики, Е. А. Стрельцовой — общепрофессиональных экономических дисциплин в воспитании толерантности студентов.
Все это создает необходимые научно-теоретические предпосылки для исследования проблемы воспитания толерантности студентов технического вуза в процессе овладения ими содержанием образования на уровне такой учебной дисциплины, как «Иностранный язык».
Имеет место противоречие между потребностью общества в толерантной личности студента и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических оснований воспитания толерантности студента технического вуза.
Стремление найти пути разрешения этих противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане — это проблема разработки модели воспитания толерантности студентов технического вузав практическом плане — определение средств воспитания толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в техническом вузе.
Предмет исследования: средства воспитания толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза.
Цель исследования: разработать модель воспитания толерантности студентов технического вуза.
Гипотеза исследования. Воспитание толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза, предполагающее формирование у них представлений о существующих между людьми различиях, о толерантном отношении, о равенстве членов общества, о социальном согласии, о ненасильственном разрешении конфликтов, о мирном сосуществовании различных групп общества, а также эмпатийной способности и опыта реализации толерантных отношений, будет успешным, если:
— обоснование содержания когнитивной, эмоциональной, поведенческой составляющих толерантности становится основой для разработки модели воспитания толерантности студента в учебно-воспитательном процессе технического вуза;
— раскрытие содержания понятия «толерантность студента» становится базой для определения инвариантной и вариативной частей содержания обучения иностранному языку;
— единство и взаимосвязь инвариантной и вариативной частей содержания обучения иностранному языку достигается за счет их реализации в учебной деятельности, научно-исследовательской работе, внеучебной деятельности студентов, являющихся доминирующими средствами воспитания толерантности студентаформирование у студентов представлений о толерантности осуществляется в процессе организации их работы с текстами, выполнения усложняющихся по мере расширения категориальных структур их мышления и обогащения его форм (монологичная и диалогичная) заданий;
— развитие у студентов эффектов со-понимания и со-чувствия осуществляется через использование преподавателем вуза спонтанно возникающего или преднамеренно создаваемого контекста взаимодействия субъектов с различными взглядами, идеалами, ценностями;
— формирование у студентов опыта реализации бесконфликтного и ненасильственного взаимодействия, согласования различных позиций, диалогического взаимодействия осуществляется на монологическом и диалогическом уровнях общения в рамках «движения» значений и смыслов в пространстве отношений между субъектами с различными взглядами, идеалами, ценностями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «толерантность студента».
2. Определить принципы и средства воспитания толерантности как личностного качества студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза.
3. Разработать инвариантное и вариативное содержание обучения студентов технического вуза на уровне учебного предмета «Иностранный язык», нацеленного (обучение) на воспитание толерантности.
4. Определить результативность экспериментальной работы по воспитанию толерантности студентов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Полем воспитания человека в условиях расширения межкультурного взаимодействия между различными странами, происходящего в контексте диалога культур, являющегося как средством понимания и взаимопонимания, так и одной из ведущих форм современного бытия, должно стать образование, способствующее развитию у студентов рефлексии, позволяющей подходить к миру не только со своей точки зрения, но и с точки зрения другого человека и являющейся предпосылкой признания ценности различных культурных миров. Преподаватель вуза должен не просто формировать у студентов представления о взаимодействии с субъектами своей и иной культуры, обучать их иностранному языку для успешной коммуникации, но воспитывать их таким образом, чтобы они понимали других людей, соотносили свои взгляды, ценности с их взглядами и ценностями. Одним из возможных способов решения задачи формирования способности студента к пониманию другого человека, к конструктивному взаимодействию с ним является воспитание толерантности как личностного качества студента. Образующими содержания толерантности как личностного образования студентов, как предпосылки становления толерантности как личностного качества являются когнитивная, эмоциональная, поведенческая составляющие.
2. Положение о необходимости воспитания толерантности у студента технического вуза не может быть лишь дополнено тезисом о важности формирования у него представлений о существующих между людьми различиях, о толерантном отношении, о равенстве членов общества, о социальном согласии, о ненасильственном разрешении конфликтов, о мирном сосуществования различных групп общества. В современных условиях требуется разработка такой модели воспитания толерантности студента, реализация которой обеспечит развитие у студентов эмпатии и умения бесконфликтного и ненасильственного взаимодействия, умений согласовывать различные позиции, приходить к компромиссу и/или консенсусу, устанавливать отношения сотрудничества и вступать в диалогическое взаимодействие с человеком. Ее разработка должна быть осуществлена на основе понимания совместимости когнитивного, эмоционального и поведенческого в сознании и деятельности студента. Реализация модели, включающей в себя цель, условия, принципы, средства, содержание обучения студентов английскому языку и предполагаемый результат, обеспечивает формирование у студентов представлений о толерантности в единстве с развитием у них эффектов со-понимания и со-чувствия, опыта диалогического взаимодействия, выводящего на понимание смыслов жизнедеятельности другого.
3. Педагогически целесообразное воспитание толерантности студентов обеспечивается реализацией инвариантной и вариативной частей содержания обучения на уровне учебного предмета «Иностранный язык», которое (содержание) разрабатывается в соответствии с образующими содержания толерантности студента. Средствами воспитания толерантности студентов, реализация которых обеспечивает единство и взаимосвязь инвариантной и вариативной частей содержания обучения иностранному языку, являются учебная деятельность, научно-исследовательская работа и внеучебная деятельность студентов.
4. Стратегия деятельности преподавателя вуза по воспитанию толерантности студентов, базирующаяся на реализации субъект-субъектного подхода, становится эффективной тогда, когда студенты воспринимают образ самосовершенствующегося толерантного преподавателя, предстающего (образ) в качестве образца бесконфликтного и ненасильственного взаимодействия с людьмикогда организация работы студентов, происходящая под знаком монологического и диалогического мышления, базируется на развитии у них эффектов со-понимания и со-чувствиякогда в спонтанно возникающем или преднамеренно создаваемом контексте взаимодействия субъектов с различными взглядами, идеалами и ценностями осуществляется согласование различных позиций, выводящее студента на постижение смыслов жизнедеятельности другого, на его понимание и принятие как своего-другого.
Новизна исследования:
— раскрыто содержание понятия «толерантность студента» (образующими содержания толерантности студента являются когнитивная, эмоциональная, поведенческая составляющие). Содержание когнитивной составляющей толерантности образуют знания об индивидуальных и групповых различиях между людьми, о равенстве членов общества, о социальном согласии, о способах ненасильственного разрешения конфликтов и др.- содержание эмоциональной составляющей толерантности образует эмпатиясодержание поведенческой составляющей толерантности образуют умение бесконфликтного и ненасильственного взаимодействия, умения аргументировать свою позицию по тому или иному вопросу как точку зрения, выслушать, понять и принять полностью или частично иную точку зрения и др-);
— разработана модель воспитания толерантности студентов технического вуза [модель включает цель (воспитание толерантности студентов), условия (реализация субъект-субъектного подхода, самосовершенствование преподавателя, толерантность преподавателя), принципы (принцип реализации личностно-ориентированного подхода, принцип взаимообучения/взаимовоспитания, принцип индивидуальности и ситуативности), средства (учебная деятельность, научно-исследовательская работа студентов, внеучебная деятельность), содержание обучения студентов английскому языку (инвариантная и вариативная часть) и предполагаемый результат (толерантность студентов)];
— разработано содержание обучения студентов технического вуза на уровне учебного предмета «Иностранный язык» [инвариантная часть содержания отражена в учебно-методическом пособии «Shifting Your Perspective» — «Другой взгляд», состоящем из двух модулей: «Stereotypes» («Стереотипы»), «Crossing Cultures» («Межкультурное общение») — вариативная часть включает работу над различными актуальными на сегодняшний день темами, освещающими общие для многих стран мира социальные и культурные проблемы: взаимодействие различных групп общества (гендерных, возрастных, этнических и т. д.) — урбанизация, миграция и т. д.- бедность, терроризм и др.].
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснование образующих содержания толерантности студента составит основу для новых научных представлений о ценности толерантности. Разработанная в исследовании модель воспитания толерантности студента способствует обогащению педагогической теории в части, относящейся к определению содержания обучения студентов на уровне социально-гуманитарных дисциплин. Результаты исследования позволят на теоретической основе осуществлять выбор средств воспитания толерантности студентабудут способствовать разработке вопросов личностно-ориентированного содержания образования, повышению теоретического уровня преподавания научных дисциплин в техническом вузе в той их части, которая относится к способам включения кросс-культурного, этнопсихологического знания в учебно-воспитательный процесс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование педагогической деятельности в аспекте приобщения студентов к ценности толерантностив определении методов научно-педагогического исследования, с помощью которых изучается толерантность как личностное качество студентав определении средств воспитания толерантности студента. Разработка учебно-методического пособия «Shifting Your Perspective» («Другой взгляд») является реальной предпосылкой обновления содержания образования и воспитания студентов.
Методологической основой исследования является учение о диалоговой природе познания и преобразования действительности.
Исследование базируется на фундаментальных положениях о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Г. В. Акопов, Б. С. Братусь, А. А. Бодалев, Л. П. Буева, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов и др.).
Существенное значение в концептуальном плане имеют:
— основные положения методологии педагогики и методики исследования (В.И.Загвязинский, В. В. Краевский, В. М. Полонский, Е. В. Бережнова, Я.С.Турбовский);
— философские идеи диалогизма, диалога культур и диалогической природы истины (М.М.Бахтин, В.С.Библер);
— положения философии ненасилия и ненасильственного сопротивления (Р.Г.Апресян, М. Ганди, А. А. Гусейнов, И. А. Ильин, Л.Н.Толстой);
— концепции глобальной универсальной этики и космополитизма в воспитании (К.-О.Апель, Ф. Даллмар, М. Нуссбаум, Дж. Роулз, Ю. Хабермас);
— положения деятельностного подхода к воспитанию и развитию личности.
Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин);
— концепция обучения, центрированного на учащемся (К.Роджерс);
— концепция самоактуализации личности (А.Маслоу, К. Роджерс).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы, исходных данных и концептуальных идей использовался комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ научной литературы и анализ педагогического опытаанкетированиенаблюдениебеседапрогнозирование и моделированиеконстатирующий и формирующий варианты экспериментастатистические методы исследования.
Работа выполнялась на базе Самарского государственного технического университета.
Исследование проводилось в несколько этапов: на первом этапе (2003;2004 г. г.) проводился теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме, позволивший обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы. На данном этапе был также подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, проанализированы полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента данные, которые подтвердили актуальность исследуемой проблемы и выявили потенциальную возможность воспитания толерантности студентов средствами предмета «Иностранный язык" — на втором этапе (2004;2008 г. г.) в ходе формирующего эксперимента проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировалось содержание вариативной и инвариантной частей содержания обучения иностранному языку студентов технического университета, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явились разработка и апробация модели воспитания толерантности студентов технического вузатретий этап (2008;2009 г. г.) был посвящен теоретическому осмыслению результатов экспериментальной работы, которое послужило основой для определения средств, способствующих воспитанию толерантности студента в учебно-воспитательном процессе технического вуза. Эмпирическое знание, полученное в результате опроса экспериментальных и контрольных групп в начале и конце формирующего эксперимента, было подвергнуто сравнительному анализу, подтвердившему результативность разработанной модели. Проведено оформление результатов исследования.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемепроведением исследования на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения экспериментальной работырепрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и полученные результаты были изложены автором в докладах и публикациях на Международных научно-практических конференциях: «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы» (2007, 2008, 2009 гг.), «Интеграция образования, науки, культуры: Россия — Германия» (2007 г.). Они обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры иностранных языков ПГСГА. Материалы, использованные при проведении формирующего эксперимента, были опубликованы в виде учебно-методического пособия «Shifting Your Perspective" — методических рекомендаций для преподавателей «Воспитание толерантности как личностного качества студентов» по использованию учебно-методического пособия «Shifting Your Perspective» на занятиях по английскому языку. Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Самарском государственном техническом университете. Опубликованное учебно-методическое пособие и методические рекомендации используются на факультете культурологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии на практических занятиях по иностранному (английскому) языкуна факультете «Мировая экономика» Самарского института управления на практических занятиях по предмету «Межкультурные коммуникации» на иностранном (английском) языке.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в работе есть таблицы, схемы.
Выводы по второй главе.
Среди выделенных нами условий воспитания толерантности студентов в том числе технических вузов ключевым условием является условие реализации субъект-субъектного подхода, что предполагает не формирование, а воспитание толерантности студентов, т. е. создание условий, при которых происходит актуализация толерантности как ценности.
При воспитании толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза актуализация толерантности как ценности происходит в процессе целенаправленной активной совместной деятельности, которая имеет двухуровневую структуру и может осуществляться как на монологичном (заданном), так и на диалогичном (проблемном) уровнях. При этом функции, выполняемые преподавателем и студентами будут различаться в зависимости от уровня. На монологичном уровне преподаватель выполняет функцию организатора деятельности, студенты — функцию участниковна диалогичном уровне преподаватель выполняет функцию участника и рефлексивного управляющего, студенты — функцию организаторов деятельности и ее участников.
Основными принципами, которыми руководствуется преподаватель при планировании и реализации педагогической деятельности, целью которой является воспитание толерантности студентов, являются принцип реализации личностно-ориентированного подхода, принцип взаимообучения/взаимовоспитания, а также принцип индивидуальности и ситуативности. Все эти принципы связаны между собой и способствуют реализации активной совместной деятельности студентов причем не только на монологичном, но и на диалогичном уровне.
С точки зрения актуализации толерантности как ценности на уровне содержания учебной деятельности, в техническом вузе большим воспитательным потенциалом обладают социально-гуманитарные дисциплины, одной из которых является «Иностранный язык».
С учетом небольшого количества часов, отведенного на данный предмет в техническом вузе, необходимо также задействовать научно-исследовательскую работу студентов по данной дисциплине и внеучебную деятельность студентов с целью воспитания их толерантности.
Для того, чтобы учебная, научно-исследовательская работа студентов на уровне предмета «Иностранный язык», внеучебная деятельность в техническом вузе способствовали воспитанию толерантности студентов, специально разработанное содержание, соответствующее содержанию понятия «толерантность студента», должно реализоваться во всех трех видах деятельности.
В предложенной нами модели воспитания толерантности студентов технического вуза нашли отражение цель (воспитание толерантности студентов) — условия (реализация субъект-субъектного подхода, постоянное самосовершенствование преподавателя, толерантность преподавателя), принципы (принцип реализации личностно-ориентированного подхода, принцип взаимообучения/взаимовоспитания, принцип индивидуальности и ситуативности) — средства (учебная деятельность, научно-исследовательская работа студентов, внеучебная деятельность) — содержание обучения студентов английскому языку (включающее инвариантную и вариативную части) — предполагаемый результат (толерантность студентов).
Опытно-экспериментальная работа, целью которой была проверка результативности разработанной модели воспитания толерантности студентов технического вуза, проводилась нами в три этапа.
На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, результаты которого показали, что при отсутствии специально организованной работы по воспитанию толерантности студентов, учебно-воспитательный процесс в вузе не способствует в значительной мере воспитанию толерантности студентов. Кроме того, при сравнении результатов опроса студентов технического и гуманитарного вузов, а также студентов технического и гуманитарного факультетов технического вуза, мы сделали вывод о том, что изучение в вузе социально-гуманитарных дисциплин в целом и предмета «Иностранный язык» в частности может способствовать воспитанию толерантности студентов.
На втором этапе проводился формирующий эксперимент, задачами которого были развитие когнитивной, эмоциональной, поведенческой составляющей толерантности студента.
Поскольку развитию когнитивной составляющей толерантности студентов, содержание которой образуют знание студента существующих между людьми различий группового и индивидуального уровней, о равенстве всех членов общества перед законом и их обладании равными правами, о социальном согласии и ненасильственном разрешении конфликтов, мирном сосуществовании различных групп общества, могут мешать стереотипные представления о представителях различных групп общества как барьеры к успешному взаимодействию между людьми, разработанная нами инвариантная часть содержания обучения с целью воспитания толерантности студентов включает модуль под названием «Stereotypes» («Стереотипы»), который содержит задания, помогающие студентам осознать и критически осмыслить существующие в обществе тендерные, возрастные, социальные и пр. стереотипы.
Темы, включенные в вариативную часть содержания обучения, предполагающие рассмотрение проблем, связанных с взаимодействием различных групп общества любой страны, а также других социальных и культурных проблем, общих для многих стран мира, способствуют осознанию студентами общности разных стран, несмотря на имеющиеся между ними различия, раскрывают взаимосвязь и взаимозависимость различных стран мира.
Проблемы, связанные с разного рода негативными последствиями некритичного восприятия стереотипов, характеризующих представителей различных групп общества и другие проблемы, общие для многих стран мира, могут быть изучены в рамках БИРС, а также стать предметом обсуждения после просмотра различных художественных и документальных фильмов соответствующего содержания во внеучебной деятельности. Неформальные встречи с представителями различных групп общества (этнических, национальных, возрастных и пр.) во внеучебной деятельности могут способствовать разрушению (этнических, национальных, возрастных и пр.) стереотипов.
Поскольку развитию эмоциональной составляющей толерантности студента, содержание которой образует эмпатия, может способствовать развитие у студентов эмпатийных умений, умений понимать другого как отличного от субъекта понимания, инвариантная часть содержания обучения включает упражнения на развитие способности студентов видеть контекст, в котором находится и из которого исходит этот другой в своем суждении и/или поведении.
Одним из наиболее ярких примеров взаимодействия с другим, требующего проявления эмпатии как способности понимать другого — отличного от субъекта понимания, как способности со-понимания, является взаимодействие представителей разных национальностей. Однако, поскольку эмпатия подразумевает также сочувствие, основанное на общности людей, несмотря на различия между ними, содержание обучения иностранному языку, направленного на воспитание толерантности студентов, не должно делать акцент на культурных различиях между носителями изучаемого и родного языков. Красочное описание этих различий может привести к формированию у студентов застывших упрощенных стереотипных представлений о представителях той или иной культуры и/или нации, которые характеризуются большой степенью обобщения, а акцент на какой-то одной характеристике, например, национальной принадлежности, может привести к тому, что представитель той или иной национальности будет рассматриваться только как американец, англичанин, немец и т. д., что противоречит толерантности как ценности, подразумевающей неупрощенное и диалогическое восприятие другого.
Вариативная часть содержания обучения способствует развитию эмпатии как сочувствия, посредством рассмотрения общих для многих стран мира проблем. Кроме того, во внеучебной деятельности можно организовать просмотр и обсуждение документальных фильмов канала ВВС, посвященных рассмотрению актуальных для многих стран мира проблем.
Углублению представлений студентов о данных проблемах может способствовать научно-исследовательская работа студентов по выбранным ими из предложенных преподавателем или сформулированных самими студентами темам.
Развитию поведенческой составляющей толерантности студента (содержание которой образуют умение бесконфликтного и ненасильственного взаимодействияумение аргументировать свою позицию по тому или иному вопросу как точку зренияумение выслушать, понять и принять полностью или частично иную точку зренияумение, согласовывая различные позиции, приходить к компромиссу и/или консенсусуумение устанавливать отношения сотрудничества и вступать в диалогическое взаимодействие) способствует выполнение студентами соответствующих заданий, представленных в инвариантной части содержания обучения, направленных на развитие у студентов способности критически мыслить о языке, подразумевающее лингвистический анализразвитие способности видения разных сторон той или иной проблемы.
Развитию поведенческой составляющей толерантности студента в той ее части, которая относится к умению аргументировать свою позицию по тому или иному вопросу как точку зрения, способствует НИРС — научно-исследовательская работа студентов, причем задания с элементами научно-исследовательской деятельности могут выполняться и на практических занятиях, т. е. в учебной деятельности.
Дискуссии по актуальным проблемам, общим для многих стран мира, не имеющим на сегодняшний день однозначного решения, рассматриваемым в рамках вариативной части содержания обучения, дискуссии, организованные во внеучебной деятельности после просмотра художественных и документальных фильмов, также способствуют развитию умений поведенческой составляющей толерантности студента.
На третьем этапе проводился сравнительный анализ данных, полученных в результате опроса студентов экспериментальных групп в начале и в конце формирующего эксперимента, а также данных, полученных при опросе студентов контрольных групп, при помощи методики для измерения уровня толерантности студентов, позволяющей выявить изменения когнитивной и поведенческой составляющей толерантности студентаметодики измерения уровня эмпатии студентов, позволяющей выявить изменения эмоциональной составляющей толерантности студентовопросника «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой, выступившего вспомогательной методикой. На основе анализа полученных при помощи указанных методик данных, а также наблюдений за студентами экспериментальных групп в ходе эксперимента, нами был сделан вывод об эффективности реализованной нами модели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Ведущие тенденции современного изменяющегося мира, способствующие осознанию взаимосвязанности и взаимозависимости различных стран и народов, современная социальная ситуация в нашей стране, характеризующаяся переходом к новому типу социальных отношений, стимулируют поиск оснований продуктивного взаимодействия с субъектами своей и иной культуры, взаимодействия невозможного без взаимопонимания, базирующегося на уважении человеком другого человека, несмотря на возможное различие ценностей, взглядов, убеждений. Одной из важнейших общечеловеческих ценностей становится толерантность, признание и принятие которой предполагает признание духовного равенства людей, несмотря на различия между ними, диалогическое восприятие другого, восприятие его как своего-другого, способствующее поиску способов ненасильственного решения проблем, возникающих на групповом и индивидуальном уровнях взаимодействия людей.
В «Декларации принципов толерантности» говорится, что одним из наиболее эффективных средств предупреждения нетерпимости, противостояния интолерантности является воспитание.
В высшем учебном заведении эффективности приобщения студента к толерантности как ценности в процессе целенаправленного воспитания способствует активный нравственный поиск, в котором находится студент, юноша в силу психологических особенностей своего возраста, которому свойственно стремление критически осмыслить общепринятые ценности и нормы с тем, чтобы принять их осознанно.
В ходе учебно-воспитательного процесса технического вуза осознанное принятие ценностей, приобщение к ценностям, в том числе к толерантности, способствует полноценному вхождению студента, будущего специалиста техносферы в культуру, становлению его как субъекта культуры, способного с позиции культуры оценить смысл и последствия производимых им в процессе своей профессиональной деятельности изменений, человека не только свободного, но и ответственного, обладающего высокими нравственными качествами, в том числе толерантностью.
Одним из результатов проведенного нами научного исследования стало раскрытие содержания понятия «толерантность студента», как личностного образования (включающего когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие), которое является предпосылкой для становления толерантности как личностного качества студента.
Содержание когнитивной составляющей толерантности студента образуют знания студента существующих между людьми различий группового и индивидуального уровней, требующих правильного понимания и терпимого отношениязнание студента о принципиальном равенстве всех членов общества, перед законом и их обладании равными правамизнание студентом о социальном согласии и ненасильственном разрешенииконфликтов, о мирном сосуществовании различных групп общества.
Содержание эмоциональной составляющей толерантности студента есть эмпатия, под которой мы подразумеваем понимание эмоциональных состояний другого человека, постижение его чувств и переживаний, а также эмоциональный ответ на переживания.
Содержание поведенческой составляющей толерантности студента образуют: умение бесконфликтного и ненасильственного взаимодействияумение аргументировать свою позицию по тому или иному вопросу как точку зренияумение выслушать, понять и принять полностью или частично иную точку зренияумение, согласовывая различные позиции, приходить к компромиссу и/или консенсусуумение устанавливать отношения сотрудничества и вступать в диалогическое взаимодействие.
Раскрытие содержания понятия «толерантность студента» стало основой для разработки модели воспитания толерантности студента в учебно-воспитательном процессе технического вуза, отражающей процесс воспитания толерантности студентов технического вуза, заключающийся в приобщении студентов к толерантности как ценности в целенаправленной активной совместной деятельности, в ходе которой происходит актуализация толерантности как ценности.
Данная деятельность имеет двухуровневую структуру и может осуществляться как на монологичном (задачном), так и на диалогичном (проблемном) уровнях. Функции участников данной деятельности обусловливаются ее уровнем. На монологичном уровне преподаватель выполняет функцию организатора деятельности, студенты — функцию участниковна диалогичном уровне преподаватель выполняет функцию участника и рефлексивного управляющего, студенты — функцию организаторов деятельности и ее участников.
Условиями воспитания толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе вуза, способствующими актуализации толерантности как ценности на уровне взаимодействия преподавателя и студентов, являются реализация субъект-субъектного подхода, самосовершенствование преподавателя и его толерантность, выражающаяся в конгруэнтности преподавателя, а также принятии и понимании им студента.
В результате проведенного нами научного исследования нами были выделены принципы, которыми руководствуется преподаватель при планировании и реализации педагогической деятельности, целью которой является воспитание толерантности студентов: принцип реализации личностно-ориентированного подхода, принцип взаимообучения/взаимовоспитания, принцип индивидуальности и ситуативности. Данные принципы связаны между собой и способствуют реализации активной совместной деятельности студентов причем не только на монологичном, но и на диалогичном уровне.
На уровне содержания учебно-воспитательного процесса в техническом вузе для актуализации толерантности как ценности социально-гуманитарные дисциплины имеют большую, по сравнению с дисциплинами технического профиля, возможность, заключающуюся в возможности реализации диалогического общения, способствующего воспитанию толерантности его участников.
Возможности технического вуза для актуализации толерантности как ценности на уровне содержания учебной деятельности, однако, ограничены вследствие преобладания в содержании учебно-воспитательного процесса предметов технического профиля, что обусловливает необходимость целенаправленного воспитания толерантности студентов такими средствами, как научно-исследовательская работа студентов по социально-гуманитарному профилю, внеучебная деятельность студентов.
Для того, чтобы учебная, научно-исследовательская работа студентов на уровне предмета «Иностранный язык», как одного из предметов социально-гуманитарного профиля, внеучебная деятельность в техническом вузе способствовали воспитанию толерантности студентов, разработанное нами содержание обучения иностранному языку, соответствующее содержанию понятия «толерантность студента», реализовывалось нами в единстве и взаимосвязи инвариантной [включающей учебно-методическое пособие «Shifting Your Perspective» — «Другой взгляд», состоящее из двух модулей: «Stereotypes» («Стереотипы»), «Crossing Cultures» («Межкультурное общение»)] и вариативной [включающей различные актуальные на сегодняшний день темы, освещающие общие для многих стран мира социальные и культурные проблемы: взаимодействие различных групп общества (гендерных, возрастных, этнических и т. д.) — урбанизация, миграция и т. д.- бедность, терроризм и др.] частей данного содержания во всех трех видах деятельности — учебной, научно-исследовательской и внеучебной, явившимися доминирующими средствами воспитания толерантности студентов.
Формирование представлений студентов о толерантности осуществлялось в процессе организации их работы с текстами, выполнения ими усложняющихся по мере расширения категориальных структур их мышления и обогащения его форм (монологичная и диалогичная) заданийразвитие у студентов эффектов со-понимания и со-чувствия осуществлялось через использование преподавателем вуза спонтанно возникающего или преднамеренно создаваемого контекста взаимодействия субъектов с различными взглядами, идеалами, ценностямиформирование у студентов опыта реализации бесконфликтного и ненасильственного взаимодействия, согласования различных позиций, диалогического взаимодействия осуществлялось на монологическом и диалогическом уровнях общения в рамках «движения» значений и смыслов в пространстве отношений между субъектами с различными взглядами, идеалами, ценностями.
Результативность проведенной экспериментальной работы по воспитанию толерантности студентов определялась нами при помощи методики для измерения уровня толерантности студентов, позволяющей выявить изменения когнитивной и поведенческой составляющей толерантности студентаметодики измерения уровня эмпатии студентов, позволяющей выявить изменения эмоциональной составляющей толерантности студентаопросника «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой, выступившего вспомогательной методикой. Сравнительный анализ данных, полученных в результате опроса студентов экспериментальных групп в начале и в конце формирующего эксперимента, а также данных, полученных при опросе студентов контрольных групп, позволил сделать вывод об эффективности реализованной нами в процессе работы с экспериментальными группами модели.
Подведение основных итогов проведенного нами исследования выявляет необходимость дальнейшей работы, направлениями которой могут быть в теоретическом плане: определение содержания обучения студентов на уровне социально-гуманитарных дисциплин с целью воспитания толерантности студентовразработка вопросов личностно-ориентированного содержания образованияповышение теоретического уровня преподавания научных дисциплин в техническом вузе в той их части, которая относится к способам включения кросс-культурного, этнопсихологического знания в учебно-воспитательный процессв практическом плане: совершенствование педагогической деятельности в аспекте приобщения студентов к ценности толерантностиобновление содержания образования и воспитания студентов с целью воспитания их толерантности.
Список литературы
- Адорно, Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно / Под общей редакцией д. филос. н. В. П. Култыгина. М.: Серебряные нити, 2001. — 416 с.
- Актуальные понятия современной педагогики (материалы «круглого стола») // Педагогика. 2003. — № 7. — С. 44−60.
- Андерсон, Б. Национализм, идентичность и логика серийности / Б. Андерсон // Логос. 2006. — № 2. — С. 58−72.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов, 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
- Асмолов, А.Г. Толерантность от утопии к реальности / А. Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию М., 2000. — С. 5−7.
- Асмолов, А.Г. Образование России: от «культуры полезности» к «культуре достоинства» / А. Г. Асмолов, A.M. Кондаков // Педагогика. — 2004. — № 7. — С. 3−11.
- Ахиезер, А.С. От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера) / А. С. Ахиезер, М. А. Шуровский // Вопросы философии. 2005. — № 3. — С. 5870.
- Ахматов, А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование / А. Ф. Ахматов // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 35−41.
- Ахмеджанова, Э.Р. Толерантность или терпимость подростков? / Э. Р. Ахмеджанова // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М.: МГППУ, 2006. — 320 с.
- Бакланов, Б. Диалогическая модель обучения иностранному языку / Б. Бакланов // Высшее образование в России. 2007. -№ 2. — С. 169−171.
- Батракова, С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре / С.Н.
- Батракова // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 27−33.
- Бахтин, М.М. Эстетика словестного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979.-424 с.
- Безюлева, Г. В. Толерантность в педагогике / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. -М.: Академия профессионального образования, 2002. — 228 с.
- Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования / Г. В. Безюлева, С. К. Бондырева, Г. М. Шеламова // Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 152 с.
- Белинская, Е.П. Система ценностей личности в перспективе толерантности / Белинская Е. П. // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — Вып. 5. -http://www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml
- Белова, B.JI. Сущность и структура гуманитарной составляющей образовательно-профессиональных программ подготовки бакалавров в технических вузах / B.JI. Белова, JL П. Стерликов. М., 1993.
- Белошицкий, А.В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А. В. Белошицкий, И. Ф. Бережная // Педагогика. 2006 — № 5. -С. 60−66.
- Белякова, Я.С. Специфика проявления межличностной толерантности в ситуации конфликтного взаимодействия / Я. С. Белякова. -http://www.tolerance.ru/p-biblio-readhall.shtml.
- Бердичевский, A.JI. Современные тенденции в обучении иностранному языку в Европе / A.JI. Бердичевский // Русский язык за рубежом. 2002. — № 2. -С. 60−65.
- Библер, B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы / B.C. Библер // Психологическая наука и образование. — 1996.-№ 4.-С. 66−73.
- Биллинг, М. Нации и языки / М. Биллинг // Логос. 2005. — № 4. — С. 44−70.
- Блюменкранц, М. Глобальные проблемы современного культурного процесса / М. Блюменкранц // Вопросы философии. 2006. — № 5. — С. 160−164.
- Бондаревкая, Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания / Е. В. Бондаревкая // Педагогика. 2007. — № 3. — С. 3−14.
- Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -2001. № 1.-С. 17−24.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2007. — № 8. — С. 44−53.
- Братченко, C.JI. Межличностный диалог и его основные атрибуты. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / С. Л. Братченко. М., 1997. — С. 201−222.
- Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер / Под ред. П. С. Гревича, С Я. Левит, С. В. Лезова. -М.: Республика, 1995. 462 с.
- Булавка, Л. А. Бахтин: диалектика диалога versus метафизика постмодернизма / Л. А. Булавка, А. В. Бузгалин // Вопросы философии. 2000. -№ 1. — С. 119−130.
- Бурлина, Е.Я. Путь длиною в века: Беседы о преподавании худож. Культуры: кн. для учителя / Е. Я. Бурлина. -М.: Просвещение, 1994. 175 с.
- Валеев, Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования / Г. Х. Валеев // Педагогика. 2002. — № 2. — С. 27−31.
- Валеев, Г. Х. Формулировка новизны исследования / Валеев Г. Х. // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 25−29.
- Вальденфельс, Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом» / Б. Вальденфельс // Логос. 1994. — № 6. — С. 77−94.
- Власова, Г. Н. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике / Г. Н. Власова // Педагогика. — 2006. — № 10. — С. 3642.
- Волкогонова, О. Мифологические основы национальной идентичности / О. Волкогонова // Высшее образование в России. — 2006. — № 7. С. 162−164.
- Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости (материалы «круглого стола») // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 41−58.
- Вуз как воспитательное пространство (материалы «круглого стола») // Педагогика. 2002. — № 7. — С. 52−71.
- Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б. З. Вульфов // Внешкольник. 2002. — № 6. — С. 12−16.
- Вульфсон Б.Л. Кризис воспитания / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. 2006. -№ 5.-С. 3−10.
- Вульфсон, Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 3−14.
- Вульфсон, Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. 2006. — № 10. — С. 3−10.
- Галицких, Е. Д.С. Лихачев: раздумья о воспитании (Мастерская ценностных ориентаций для студентов и преподавателей вузов) / Е. Галицких // Высшее образование в России. 2006. — № 10. — С. 108−112.
- Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. ИЯШ. — 2004. — № 1. — С. 38.
- Гальскова, Н.Д. Обучение немецкому языку в контексте межкультурной парадигмы / Н. Д. Гальскова. http://www.ruscenter.ru/18.html.
- Гасанов, З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 2003. № 5. — С. 18−26.
- Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З. Т. Гасанов // Педагогика. 2001. — № 4. — С. 24−30.
- Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2002. — № 7. — С. 3−12.
- Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
- Глебкин, В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут homo intellegens / В. В. Глебкин / На пути к толерантному сознанию. -М.: Смысл, 2000. С. 8−10.
- Гликман, И.З. Воспитание или формирование? / И. З. Гликман // Педагогика. -2000.-№ 5.-С. 20−23.
- Гражданское участие. Ответственность. Сообщество. Власть. / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова, Б. Джейкоба, Дж. Дратлера и др. М.: Аслан, 1997. -112 с.
- Грачева, Ю.И. Shifting Your Perspective: учебно-методическое пособие / Ю. И. Грачева // Самара: СГПУ, 2009. 84 с.
- Григорьев, Д. Педагогическая поддержка развития культурной толерантности старшеклассников / Д. Григорьев // История. 2002. — № 7 (1622 февраля). — С. 11−13.
- Гринкруг, JI. Аксиологически ориентированное образование: основополагающие принципы / J1. Гринкруг, Б. Фишман // Высшее образование180 В России.- 2006. -№ 12.-С. 26−32.
- Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин / (под редакцией А.П. Садохина). М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352 с.
- Гукаленко, О.В. Воспитание в современной России / О. В. Гукаленко, А .Я. Данилюк // Педагогика. 2005. — № 10. — С. 3−17.
- Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р. Г. Гурова // Педагогика. 2000. -№ 10. — С. 32−38.
- Гуртовская, Р.Н. Содержание и методы формирования способности студента-будущего инженера к моральному выбору / Р. Н. Гуртовская // Дис.. канд. пед. наук. Самара, 2008. 225 с.
- Гусейнов, А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. 2004. — № 3. — С. 19−27.
- Гусейнов, А.А. Ненасилие как правда жизни / Гусейнов А. А. // Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. / под ред. Р. Г. Апресяна-М.: Аслан, 1996. -288 с.
- Гусейнов, А.А. Об идее абсолютной морали / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. 2003. — № 3. — С. 3−29.
- Гусейнов, А.А. Сослагательное наклонение морали / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. — 2001. № 5. — С. 3−32.
- Гусейнов, А.А. Этика: Учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М.: Гардарика, 1998.-472 с.
- Даллмар, Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм» -«партикуляризм» / Ф. Даллмар // Вопросы философии. 2003. — № 3. — С. 1329.
- Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х томах. Т. 4. / В. Даль. — М.: Русский язык, 1980. — 683 с.
- Девяткин, С.В. Искусство сатьяграхи / С. В. Девяткин // Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. / под ред. Р. Г. Апресяна. М.: Аслан, 1996.-288 с.
- Декларация принципов толерантности ООН. — Париж, 1995. 12 с.
- Демидова, Е.В. И.А. Ильин о противлении злу / Е. В. Демидова // Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. / под ред. Р. Г. Апресяна. М.: Аслан, 1996. — 288 с.
- Джозеф, Дж. Язык и национальная идентичность / Дж. Джозеф // Логос. -2005. № 4. — С. 4−32.
- Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А. Н. Джуринский // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 93−96.
- Дзялошинский, И.М. О некоторых причинах интолерантного поведения / И. М. Дзялошинский // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. Вып. 3−4. — http://www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml
- Добрынина, В.И. Аксеологический потенциал дисциплин социально-гуманитарного цикла / В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтевич и др. // Система воспитания в высшей школе: обзор, информ. Вып. 4 5. — М., 1995. — 88 с.
- Дробижева, JI.M. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости / JI.M. Дробижева // От толерантности к согласию. М., 1997. -С. 52−53.
- Дробижева, JI.M. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / JI.M. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеева, Г. У. Солдатова. М.: Мысль, 1996. -270 с.
- Дробижева, JI.M. Политический экстремизм и терроризм: социальные корни182проблемы / JI.M. Дробижева, Э. Паи // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. Вып. 5. -http://www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml
- Дьюи, Дж. Реконструкция в философии / Дж. Дьюи. М.: Логос, 2001. -161 с.
- Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В. К. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1991. 192 с.
- Евгеньева, Н.А. Иноязычный образовательный процесс в высшей школе: самопознание в диалоге культур / Н. А. Евгеньева // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. Приложение. — 2005. — № 12. — С. 121−126.
- Елизарова, Г. В. Культура и обучение иностранным языкам / Г. В. Елизарова.- Спб.: Из-во РГПУ им. Герцена, 2004. 291 с.
- Зиновьев, Д.В. Социально-психологический портрет студента в контексте толерантности / Д. В. Зиновьев. http://res.krasu.ru/paradigma
- Зиновьев, Д.В. Социокультурная толерантность ее сущностные характеристики / Д. В. Зиновьев // Парадигма. — 1998. — № 1. — С. 50 — 61.
- Золотухин, В.М. Две концепции толерантности / В. М. Золотухин. -Кемерово: Кузбас. гос. техн. ун-т., 1999. 160 с.
- Золотухин, В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин / В. М. Золотухин. М., 1997. -С. 7−9.
- Золотухин, В.М. Толерантность как принцип поведения / В. М. Золотухин. — http://www.tolerance.ru/p-biblio-readhall.shtm
- Иванова, Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов / Н. Л. Иванова // Вопросы психологии. 2004.- № 6. С. 54−63.
- Ивахненко, Е.Н. Российская альтернатива «притерпело сти» -веротерпимость и толерантность / Е. Н. Ивахненко // Век толерантности:
- Научно-публицистический вестник. Вып. 3—4. — http://www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml
- Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. Спб.: Питер, 2004−701 с.
- Исаева, О.В. Воспитание толерантности студентов в образовательном процессе вуза / О. В. Исаева // Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2004. — 155 с.
- Ищенко, Е. Познание Другого эпистемологические проблемы и социокультурные аппликации / Е. Ищенко // Логос. — 2005. — № 4. — С. 156−172.
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган // Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.
- Каган, М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган. Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с.
- Кеглер, Г. Г. Этика после постмодернизма / Г. Г. Кеглер // Вопросы философии. 2006. — № 3. — С. 111−117.
- Кильдрюшов, О. Русский национализм как проблема российской общественности. Попытка философской проблематизации / О. Кильдрюшов // Логос. 2006. — № 2. — С. 141−148.
- Кирьякова, А.В. Аксиологический подход к формированию этнической толерантности студентов / А. В. Кирьякова, О. И. Юдина // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2005. — № 12. — С. 31−35.
- Киселев, Г. С. Смыслы и ценности нового века / Г. С. Киселев // Вопросы философии. 2006. — № 4. — С. 3−16.
- Киселев, Г. С. Шанс на свободу (о перспективах открытого общества) / Г. С. Киселев // Вопросы философии. 2004. — № 9. — С. 3−15.
- Клепиков, В.Н. Диалог как средство формирования этнической культуры школьников / В. Н. Клепиков // Педагогика. 2007. — № 1. — С. 39−46.
- Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособиедля слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Е. Ю. Клепцова. -М.: Академический проект, 2004. 176 с.
- Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Март, 2005. — 448 с.
- Комогоров, П.Ф. Философско-психологические основы толерантности как педагогического феномена / П. Ф. Комогоров // Образование и наука. 2000. — № 1.-С. 186−197.
- Комогоров, П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения / П. Ф. Комогоров // Дис.. канд. пед. наук. Курган, 2000. — 191 с.
- Кон, И. С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений) / И. С. Кон // Новый мир — 1966. № 9. — С. 78−81.
- Кон, И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности): Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
- Коржуев, А.В. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза / А. В. Коржуев, Н. Ю. Кудзиева, В. А. Попков // Педагогика. -2003.-№ 5.-С. 4419. ,
- Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего / М. Коул. М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — 432 с.
- Кочетова, А. Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности / А. Кочетова // Высшее образование в России. 2006. — № 4. — С. 99−102.
- Кудзиева, Н.Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования / Н. Ю. Кудзиева // Дис.. канд. пед. наук. -М., 2003.-163 с.
- Кузьмин, М.Н. Человек гражданского общества как цель образования в условиях полиэтничного российского социума / М. Н. Кузьмин, О.И. Артеменко185
- Вопросы философии. — 2006. № 6. — С. 40−51.
- Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997. -№ 2. — С. 4−56.
- Куренной, В. Заметки о русском национализме / В. Куренной // Логос. —2006,-№ 2.-С. 149−159.
- Лебедева, Н.М. Теоретико-методологические основы изучения этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ / Н. М. Лебедева // Толерантность и идентичность. М., 2002. — С. 10−35.
- Левитес, Д.Г. Российская школа: цели и ценности / Д. Г. Левитес // Педагогика. 2004. — № 7. — С. 12−17.
- Лекторский, В.А. Идеалы и реальность гуманизма / Лекторский В. А. // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С. 22−28.
- Лекторский, В.А. О толерантности / В. А. Лекторский // Философские науки. 1997. -№ 3−4. — С. 14−19.
- Лекторский, В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 2001. — № 4. — С. 39.
- Липман, М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия / М. Липман // Вопросы философии. 1995. — № 2. — С. 110−121.
- Липская, Л.А. Философско-антропологический фундамент современного образования / Л. А. Липская // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 23−28.
- Макаренко, А.С. Методы воспитания / А. С. Макаренко // Педагогика.2007.-№ 8.-С. 16−27.
- Макбрайд, У. Глобализация и межкультурный диалог / У. Макбрайд // Вопросы философии. 2003. -№ 1. — С. 80−87.
- Малахов, В. Культурный плюрализм versus мультикультурализм / В. Малахов // Логос. 2000. — № 5/6. — С. 4−8.
- Малахов, В. Национальные государства перед лицом культурного плюрализма / В. Малахов // Логос. 2006. — № 2. — С. 84−93.
- Маргус, Т. О социолингвистической компетенции студентов / Т. Маргус // Высшее образование в России. — 2007. — № 2. — С. 118−120.
- Маслова, Г. Г. Воспитание толерантности как фактор развития личности / Г. Г. Маслова // Дис. канд. пед. наук. Псков, 2006. 210 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — Спб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. — М.: Эксмо-Пресс, 2002. 270 с.
- Мацковский, М.С. Толерантность как объект социологического исследования / М. С. Мацковский // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. Вып. 3−4. — http://www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml
- Мельник, Г. С. Mass-Media: Психологические процессы и эффекты / Г. С. Мельник. — Спб.: Из-во Санкт-Петербургского университета, 1996. 160 с.
- Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Права человека и нравственная ответственность // Педагогика. — 2006. — № 6. С. 50−57.
- Мишланова, С. Л. Межкультурная парадигма и перспективы межкультурной коммуникации. Стереотипность и творчество в тексте / С. Л. Мишланова, Т. М. Пермякова // Межвуз. сб. науч. тр., Пермь, 2005. С. 340 350.
- Моисеева, А.Н. Формирование эмпатической культуры подростка в учреждении дополнительного образования / А. Н. Моисеева // Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 191 с.
- Момот, М. Ловушка либерализма: как долго может существовать терпимое общество / М. Момот // Логос. 2006. — № 2. — С. 26−40.
- Назаретян, А.П. Насилие и терпимость: антропологическая ретроспектива / А. П. Назаретян // Вопросы психологии. 2005. — № 5. — С. 37−50.
- Никитина, Е.А. О воспитании толерантности // Становление информационного общества в России: философские, политические и социокультурные проблемы. Тезисы II региональной межвузовской научной конференции / Е. А. Никитина. М., 2002. — С. 101−102.
- Новиков, A.M. Принципы демократизации профессинального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 2000. -№ 15. — С. 20−27.
- Новикова, И.А. Воспитание культуры межнационального общения старшеклассников (на примере общеобразовательных школ г. Барнаула) / И. А. Новикова // Дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2006. — 214 с.
- Носачева, Е.А. Межкультурное образование как проблема педагогической науки Европейского союза / Е. А. Носачева. -http://www.eduhmao.ru/info/l/3 811/24 313/
- Нуссбаум, М. Ответ критикам / М. Нуссбаум // Логос. 2006. — № 2. — С. 132−140.
- Нуссбаум, М. Патриотизм и космополитизм / М. Нуссбаум // Логос. 2006. — № 2. — С. 110−119.
- Образовательные запросы общества и актуальные проблемы российской школы (материалы «круглого стола») // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 49 — 64.
- Олпорт, Г. Природа предубеждения / Г. Олпорт // Век толерантности. -2003.-№ 5.-С. 11−25.
- Паньшина, Т. Субъектная позиция человека и реформирование образования / Т. Паньшина // Высшее образование в России. 2006. — № 12. -С. 32−35.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2005. 720 с.
- Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Р. С. Пионова. Минск.: Университетское, 2002. —256 с.
- Педагогика открытости и диалога культур / под ред. М. Н. Певзнера, В. О. Букетова, О. М. Зайченко — М., 2000. 260 с.
- Петров-Стромский, В. Идеи М. М. Бахтина в гуманитарной парадигме культуры / В. Петров-Стромский // Вопросы философии. — 2006. № 12. — С. 82−94.
- Петровский В.А. Идея «Я=Мир» в развитии личности / В. А. Петровский // Новые ценности образования. Вып. 3. -М., 1995. С. 27−37.
- Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов : Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 112 с.
- Пидкасистый, П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах / П. И. Пидкасистый // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 47−52.
- Погодина, А.А. Толерантность: Термин. Позиция. Смысл. Программа / А. А. Погодина // История: прил. газ. «Первое сентября». 2002. — Март (№ 11). -С. 4−7.
- Пономарева, Е.Ю. Толерантность личности в структуре профессионального мастерства / Е. Ю. Пономарева. -http://bank.orenipk.ru/Textyt4326.htm
- Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. — 112 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера. — 2000. — 528 с.
- Рац, М. Диалог в современном мире / М. Рац // Вопросы философии. -2004. -№ 10.-С. 20−32.
- Рашковский, Е.Б. Пласты нетерпимости: философские заметки / Е. Б. Рашковский // Вопросы философии. 2003. — № 4. — С. 61−67.
- Риэрдон, Б. Толерантность дорога к миру / Б. М. Риэрдон. — М.: 2001. -304 с.
- Рогонов, П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов) / П. Рогонов // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 5865.
- Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс / Пер. В. В. Лях, А. П. Хомик. -М.: Рефлбук, 1997. 316 с. •
- Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. -М.: Эксмо-Пресс, 2001. -416 с.
- Родионова, Ю.В. Соотношение процессов обучения и воспитания в социально-педагогической концепции Дж. Дьюи /Ю.В. Родионова // Дис.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2006. 229 с.
- Роль образования в формировании гражданского общества (круглый стол журналов «Вопросы философии» и «Педагогика») // Педагогика. 2007. — № 3. -С. 42−70.
- Руденко, В.Н. Цивилизационно-культорологическая парадигма развития университетского образования / В. Н. Руденко, О. В. Гукаленко // Педагогика. — 2003. -№ 6. — С. 32−39.
- Рыбак, Е.В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений / Е. В. Рыбак // Дис.. канд. пед. наук. М., 2004. 135 с.
- Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н. Л. Селиванова // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 35−39.
- Сильверстейн, М. Уорфианство и лингвистическое воображение нации / М. Сильверстейн // Логос. 2005. — № 4. — С. 71−115.
- Скрипкина, Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? / Т.П.
- Скрипкина // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — Вып. 3— 4. — http://www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml
- Скрябина, О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников / О. Б. Скрябина // Дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2000.-196 с.
- Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М., 1986.
- Современный толковый словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой в 3-х томах. М., 2006.
- Согомонов, А. Опаздывать и бежать через «соседство» к новой «идее нации» / А. Согомонов // Логос. 2006. — № 2. — С. 167−172.
- Солдатова, Г. У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? / Г. У. Солдатова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. Вып. 6. -http://www.tolerance.ru/p-mag-last.shtml
- Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. М.: Генезис, 2000.-112 с.
- Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.
- Степанов, П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / П. В. Степанов / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003.-84 с.
- Стернин, И. Язык и национальное сознание / И. Стернин // Логос. 2005. -№ 4.-С. 140−155.
- Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. / Т. Г. Стефаненко. М.: ИП РАН, Академический проект. 2006. — 367 с.
- Столович, J1.H. Об общечеловеческих ценностях / Л. Н. Столович // Вопросы философии. 2004. — № 7. — С. 86−97.
- Стрельцова, Е.А. Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толерантности у студентов (на материале общепрофессиональных экономических дисциплин) / Е. А. Стрельцова // Автореф.. канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 26 с.
- Строкова, Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике / Строкова Т. А. // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 2026.
- Сухобская, Г. С. Новые ценности образования для личности в самообучающемся обществе / Г. С. Сухобская // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики: В 4 т. Т. 3. — Спб.: ИОВ РАО, 2000. — С. 58−112.
- Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. М., 2005.
- Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова в 4-х томах. -М., 1935−1940.
- Толстых, В.И. Этос глобального мира / В. И. Толстых // Этика: новые старые проблемы. К шестидесятилетию Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова / Отв. ред. Р. Г. Апресян. -М: Гардарики, 1999. -256 с.
- Тульчинский, Г. Л. О природе свободы / Г. Л. Тульчинский // Вопросы философии. 2006. — № 4. — С. 17−31.
- Тхагапсоев, Х.Г. О новой парадигме образования / Х. Г. Тхагапсоев // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 105−109.
- Уолцер, М. О терпимости / М. Уолцер. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 160 с.
- Филонов, Г. Н. Вопитание и демократия / Г. Н. Филонов // Педагогика. — 2006.-№ 8.-С. 3−10.
- Филонов, Г. Н. Свобода личности и воспитание / Г. Н. Филонов // Педагогика. 2005. — № 9. — С. 25−33.
- Филонов, Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. 2007. — № 8. — С. 38−44.
- Философия, культура и образование (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1999. — № 3. — С. 3−54.
- Философия образование — общество (материалы «круглого слола») // Педагогика. — 2006. — № 4. — С. 29−44.
- Фишман, Дж. Сегодняшние споры между примордиалистами и конструктивистами: связь между языком и этничностью с точки зрения ученых и повседневной жизни / Дж. Фишман // Логос. 2005. — № 4. — С. 116−124.
- Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество / Ю. Г. Фокин // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
- Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания / И. Ф. Харламов // Педагогика. 2003. — № 3. — С. 52−59.
- Хеллер, А. Два столпа современной этики / А. Хеллер // Вопросы философии. 2004. — № 3. — С. 28−36.
- Хобсбаум, Э. Язык, культура и национальная идентичность / Э. Хобсбаум // Логос. 2005. -№ 4. — С. 33−43.
- Черкасова, И.И. Педагогика: краткий курс / И. И. Черкасова, Т. А. Яркова //
- Учебное пособие, Тобольск, 2005. 185 с.
- Чернов, В. Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин / В. Чернов // Высшее образование в России. 2006. — № 9. — С. 147—149.
- Шалин, В .В. Толерантность / В. В. Шалин. Ростов-на-Дону, 2000. — 292 с.
- Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
- Шестопалова, О.Н. Типология социальных стереотипов / О. Н. Шестопалова // Известия Уральского государственного университета. — 2007. — № 51.-С. 106−110.
- Щетинин, В.П. Образование в контексте теории человеческого капитала / В .П. Щетинин // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 40−46.
- Якиманская, И.С. Личностная толерантность в условиях дополнительного образования: сущность и возможность влияния / И. С. Якиманская. -http://bank.orenipk.ru/Text/t4326.htm
- Якимович, В.А. «Свой-чужой» в системах культуры / В. А. Якимович // Вопросы философии. — 2003. № 4. — С. 48−60.
- Ямбург, Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики / Е. А. Ямбург // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 3−10.
- Янкина, Н.В. Межкультурная толерантность как компонент межкультурной коммуникации / Н. В. Янкина // Вестн. Оренбургского гос. унта. Том 1. Гуманитарные науки. — 2006. — № 1. — С. 82−88.