Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье»: В условиях сельских школ Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование доказало возможность эффективного внедрения индивидуально-групповой методики в процесс преподавания биологии в условиях сельских национальных школ, так как в наибольшей степени способствует усвоению разговорного русского языка и преодолению существующего языкового барьера. В исследовании нашли подтверждения следующие положения: • активное общение учащихся в процессе… Читать ещё >

Содержание

Анализ состояния проблемы организации учебно-познавательной сти учащихся в процессе изучения раздела «Человек и его >.< блема организации учебно-познавательной деятельности холого-педагогическое изучение учебно-познавательной сти учащихся.

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье»: В условиях сельских школ Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие общества ставит перед школой новые задачи по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Современное образование должно создавать условия для развития способностей, интересов и склонностей учащихся, следовательно, способствовать развитию личности. В связи с этим идет поиск новых дидактических и методических подходов и решений проблемы развития учащихся.

В совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе важную роль имеют вопросы повышения качества обучения по отдельным учебным предметам, в том числе и биологии. В методике обучения биологии, как и в других, вопросы повышения качества обучения рассматриваются в связи с совершенствованием форм и методов обучения. В то же время учебный процесс становится более эффективным в том случае, если учитель организует деятельность учащихся, опираясь на конкретные условия преподавания предмета, индивидуальные, психологические и возрастные особенности учащихся, с использованием соответствующих методик обучения.

Особенности преподавания биологии в национальных школах Республики Саха (Якутия), обусловлены тем, что до определенного возраста учащиеся учатся на родном языке, а в старших классах обучение ведется на русском. В национальных школах Республики Саха (Якутия) с якутским языком изучение раздела «Растение» и «Животные» ведется на родном языке по переводным учебникам, а раздел «Человек и его здоровье» на русском языке.

При изучении раздела «Человек и его здоровье» учащиеся сельских школ с якутским языком обучения сталкиваются с рядом трудностей. При переходе с родного языка на русский язык обучения учащиеся испытывают определенный языковой барьер в изучении биологии. Как показывает опыт преподавания биологии, учащиеся испытывают трудности при изучении биологии на русском языке и при составлении ответов на этом языке во время проверки знаний, т.к. они мысленно готовят ответы на родном языке.

Языковой барьер приводит к тому, что отдельные группы учащихся не до конца понимают и воспринимают изучаемый материал. Это затрудняет осознанное усвоение ими учебного материала, что отрицательно сказывается на уровне знаний учащихся сельских школ Республики Саха с якутским языком обучения.

Специальные исследования показали, что переход от одного возрастного этапа к другому, а также с родного языка обучения на русский, вызывает резкое изменение условий развития учащихся, что сказывается на формировании его личности (К.Е. Егорова, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Н. В. Литвиненко, X. Саая и другие).

К числу мало разработанных относится проблема языкового барьера при изучении предметов на русском языке в национальных школах. В связи с этим назрела необходимость решения этой проблемы в методическом плане. Возможный путь этого решения — организация учебного процесса, направленного на осознанное восприятие учебного материала.

Проблема организации познавательной деятельности учащихся является наиболее изученной в методическом, педагогическом и психологическом планах. Исследования психологов, педагогов, методистов (Ю.К. Бабанского, Н. М. Верзилина, М. Д. Виноградовой, Б. В. Всесвятского, И. Д. Зверева, В. М. Корсунской, А. Н. Леонтьева, В. В. Пасечника, И. Б. Первина, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Трайтака, К. Д. Ушинского, Г. И. Щукиной и др.), изучение опыта преподавания биологии показывают, что эта проблема остается одной из наиболее важных, всегда представляющей интерес и до сих пор не утратившей своей актуальности.

Всестороннее изучение этой проблемы показало, что повышение качества знаний учащихся в национальных школах и сглаживание резкого языкового барьера будет успешней, если строить учебно-познавательную деятельность на основе организации коллективной познавательной деятельности школьников. В условиях перехода с родного языка обучения на русский язык подходит методика индивидуально-групповой деятельности, которая позволяет уделить больше внимания общению учащихся, что наиболее соответствует их возрастным особенностям.

Таким образом, актуальность исследования определяется неразработанностью вопроса преодоления языкового барьера учащимися национальной школы Республики Саха (Якутия), отсутствием научно обоснованных рекомендаций по его решению при обучении биологии.

Выше сказанное определило выбор темы исследования: «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье» (в условиях сельских школ Республики Саха (Якутия).

Цель диссертационного исследования: формирование осознанных биологических знаний у школьников в условиях перехода с родного на русский язык обучения.

Объектом исследования является процесс обучения биологии в сельских школах Республики Саха (Якутия) с якутским языком обучения.

Предметом исследования является организация индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье» в условиях сельских школ Республики Саха (Якутия) при переходе с родного на русский язык обучения.

Суть проблемы исследования состоит в определении эффективности применения методики индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся в преодолении трудностей обучения, существующих в преподавании биологии в национальных школах PC (Я).

Гипотеза исследования. Изучение биологии при переходе с родного на русский язык обучения будет более эффективным, если:

— строить учебно-познавательную деятельность на основе использования коллективных форм обучения, которые способствуют преодолению языкового барьера учащихся национальных школ;

— в основу образовательного процесса будет положена индивидуально-групповая деятельность, дающая возможность общения и повышения уровня речевой деятельности учащегося национальной школы на русском языкеспособствующая устранению языкового барьера в изучении биологии и осознанному восприятию учебного материала.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи.

1. Провести научный анализ проблемы организации познавательной деятельности учащихся в теории психологии, педагогики и методики, а также в школьной практике обучения биологии.

2. Определить эффективность коллективных форм обучения биологии при переходе с родного языка на русский язык обучения.

3. Разработать и экспериментально проверить методику организации индивидуально-групповой деятельности учащихся в условиях сельских школ Якутии.

Методологической основой исследования является теория деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), методика обучения биологии (Б.Е. Райков, Б. В. Всесвятский, Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская, Д. И. Трайтак и др.), методика коллективного обучения (М.Д. Виноградова, И. Б. Первин, В. В. Пасечник и ДР-).

Поставленные задачи решались с использованием теоретических и практических методов научно-педагогического исследования, основными из которых являлись следующие:

— изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;

— педагогические наблюдения, анкетирование и беседа с учителями;

— проведение педагогического эксперимента;

— анализ количественных и качественных результатов эксперимента.

В процессе эксперимента выявлялась эффективность применения методики индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье» в условиях перехода с родного языка обучения на русский.

Этапы исследования:

1999;2000 гг. — изучение теории и практики организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, проведение поискового эксперимента.

2001 г. — разработка и экспериментальная проверка методики индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии.

2002 г. — анализ, систематизация и обобщение полученных в ходе исследования данных и оформление диссертационной работы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на педагогические и методические исследования, проведением экспериментальной работы, применением объективных качественных и количественных показателей результатов исследования.

Проверка результатов исследования проводилась на уроках по разделу «Человек и его здоровье» в школах Таттинского и Усть-Алданского улусов Республики Саха (Якутия). Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре методики преподавания естествознания, географии и экологии МГОУ, на научно-практических конференциях, на методических объединениях учителей биологии, а также отражены в публикациях (119, 120, 121, 122, 123, 124).

Научная новизна и теоретическое значение данного исследования заключается разработке научно-обоснованной организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей выравнивание уровня осмысленного усвоения биологических знаний у учащихся, различно владеющих языком обучения. Прием выравнивания может быть использован при совершенствовании методики преподавания других естественнонаучных учебных дисциплин в школах Республики Саха (Якутия).

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования при применении методики индивидуально-групповой деятельности в условиях сельских школ с якутским языком обучения PC (Я) получили внедрение в экспериментальных школах Таттинского и Усть-Алданского улусов Республики Саха (Якутия).

Положения, выносимые на защиту:

1. Улучшение обучения биологии в национальных школах с якутским языком обучения возможно при применении коллективных форм обучения.

2. Методика индивидуально-групповой познавательной деятельности обеспечивает более глубокое, осознанное восприятие учебного материала, содействует работе по развитию и совершенствованию речи учащихся национальных школ.

3. При индивидуально-групповом обучении возникают условия преодоления языкового барьера, овладения речевой деятельностью, развития творческого мышления учащихся.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Проведенное исследование доказало возможность эффективного внедрения индивидуально-групповой методики в процесс преподавания биологии в условиях сельских национальных школ, так как в наибольшей степени способствует усвоению разговорного русского языка и преодолению существующего языкового барьера. В исследовании нашли подтверждения следующие положения: • активное общение учащихся в процессе обучения способствует повышению словарного запаса учащихся и уменьшает негативное влияние языкового барьера на усвоение изучаемого материала по биологии- • устранение языкового барьера способствует осознанному усвоению учебного материала сельских школьников- • осознанное восприятие учебного материала способствует формированию познавательного интереса к учебному предмету, стремлению учащихся работать самостоятельно, развитию творческого мышления учащихся. Эксперимент подтвердил рабочую гипотезу, что разработанная методика индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся позволила значительно повысить эффективность усвоения учебного материала при изучении раздела «Человек и его здоровье». Исследование определило научно-обоснованную методику, способствующую осознанному усвоению учебного материала учащимися национальных школ, испытывающих языковой барьер при переходе с родного языка обучения на русский.

Показать весь текст

Список литературы

  1. -летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования/Под ред. B.C. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСОРАО, 1999.-264с.
  2. Л.П., Утешинский Д. Д. Человек. 9 кл.: Рабочая Тетрадь к учебнику «Биология. Человек 9 класс» под редакцией А. С. Батуева. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 128с.
  3. В.М. Научные основы методики обучения русскому языку в начальных классах якутской школы (сопоставительный аспект): Пособие для учителя. -Якутск: Кооператив «Офсетчик», 1991. — 104с.
  4. Л.А. Обучение работе с тестом по специальности (полиязыковое реферирование): Автореф. дисс. …канд.пед.наук. — М. , 1999. -21с .
  5. В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. — Якутск: Якуткнигоиздат, 1966. — 344с.
  6. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. — М.: Знание, 1987. — 80с.
  7. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методич. основы, — М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  8. Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.-416с.
  9. Н.Г. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии в средней школе: Дисс. …канд.пед.наук. — СПб., 1997. — 199с.
  10. З.Борисов П. П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления (на материале школ Якутии). -Якутск: Кн. изд-во, 1980. — 96с.
  11. Е.П. и др. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1972. — 224с.
  12. Е.П. и др. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 191с.
  13. Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся: На материале учеб. предмета биологии. — М.: Педагогика, 1981.-72с.
  14. Н.И. Учитель — это шаман, который исцелив себя, должен исцелить ученика//Управление школой. — 2001 — № 42 — 12.
  15. Н.И. Национальная школа: изучение культуры или культурологическая направленность системы образования?//Национальная школа: концепция и технология развития. — М.: Просвещение, 1993. — 196−198.
  16. Н.И. О вычленении образовательных областей и построении учебных курсов/ТНародное образование Якутии. — 1994, № 1. — 8.
  17. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. — М.: Педагогика, 1974. — 223с.
  18. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1976. — 384с.
  19. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. — М.,"Просвещение", 1977.-159с.
  20. СМ. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538с.
  21. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно- воспитательного процесса/Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна. — М., 1975. — 245с.
  22. В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-192с. ЗО. Всесвятский Б. В. Общая методика биологии. — М.: Учпедгиз, 1960. — 352с.
  23. .В. Системный подход к школьному биологическому образованию: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 143с.
  24. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.: АПН РСФСР, 1956.-519с. ЗЗ. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. — М., Издательство Московского университета, 1988. — 255с.
  25. П.Я. Введение в психологию. — М., 1976. — 150с.
  26. А.Я. Избранные педагогические труды/Под ред. Райкова Б. Е. — М.: АПН РСФСР, 1953. — 206с. Зб. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992.-496с.
  27. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. — М.: Издательство «Лабиринт», 2001. — 304с.
  28. А.А., Зазнобина Л.С, Назарова Т. С. Использование средств обучения на уроках химии. — М.: Просвещение, 1988. — 160с.
  29. В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности (доклад на методологическом семинаре Московского психологического общества 22 декабря 1997 г.)// http://maro.newmail.ru/elib/dawvOO 1/0 Ihtm
  30. Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах. -Якутск, 1990. — 76с.
  31. Д.А. Социально психологические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири. — Якутск: Кн. изд-во, 1976. -240с.
  32. Т.С. Сочетание индивидуальных и коллективных видов учебной деятельности учащихся при изучении биологии (IX кл.): Дисс. … канд.пед.наук. -Тамбов, 1998. — 188с.
  33. Н.С., Первин И. Б. Товарищеская взаимопомощь школьников. — М., 1981.-112с.
  34. Е.Н. Вопросы методики обогащения русского словарного запаса учащихся якутской школы: Пособие для учителя. — Якутск: Книжное издательство, 1984. — 92с.
  35. Л.Ю. Система малых тематических блоков в преподавании курса «Человек и его здоровье». Метод, рекомендации. — Л.: Ленинград.гор.ИУУ, 1989.-61с.
  36. В.И. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 1991. — 192с.
  37. К.Е. Региональный подход в обучении химии. — М.: Школа-Пресс, 1999.-144с.
  38. К.Е. Теория и практика регионализации системы обучения химии в национальной школе (на примере Республики Саха (Якутия): Дисс. …д-ра пед. наук. — Якутск, 2001. — 402с.
  39. Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. — Л., 1986. — 79с.
  40. Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. — М.: Просвещение, 1992. — 239с.
  41. Е.П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе. -Якутск, 1993. — 141с. 53.3айко Т.Ю., Рожкова М. Г. Рабочая тетрадь по биологии. 9 класс. Учеб. пособие. 2-е изд. — СПб.: Паритет, 2000. — 112с.
  42. И.Д. Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в средней школе. — Л.: Просвещение, 1971. — 407с.
  43. И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 191с. 56.3имняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384с.
  44. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для учителей сред. шк. — М.: Просвещение, 1978. — 159с. 58.3инченко В.П., Моргунов В. Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. — М., 1994. — 320с.
  45. М.В., Иванова Б. В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. — М.: Просвещение, 1989. -160с.
  46. А.А. Тесты по курсу «Человек и его здоровье» с уровневой дифференциацией. -Бердигестях, 1994. — 30с.
  47. Кабанова-Меллер Е. И. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Знание, 1981.-96с.
  48. Кабанова-Меллер Е. И. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288с.
  49. М.С. Человеческая деятельность. — М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  50. М.С. Эстетика как философская наука. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.-544с.
  51. А.Ф., Хуторской А. В. Образовательные технологии в 12-летней школе//В сб: На пути к 12-летней школе/Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 139−142.
  52. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников/Под ред. И. Б. Первина. — М.: Педагогика, 1985. — 144с.
  53. Я.А. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224с.
  54. Я.А. Новейший метод языков. Избр.пед.соч. в 2-х т.т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — 528−597.
  55. Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие/Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1988. -416с.
  56. .Д. Биология: от науки к предмету обучения/ТБиология в школе. — М. — 1989. — № 1. — 30−36.
  57. .Д. Методологические основы биологического образования — М.: Просвещение, 1991. — 160с.
  58. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. — М.: Педагогика, 1986. — 144с.
  59. Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 318с.
  60. М.Н., Сусоколов А. А., Бацын В. К., Ешич М. Б. Концепция национальной школы: Цели и приоритеты содержания образования. — М.: ИПНО, 1994.-58с.
  61. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980. — 334с.
  62. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
  63. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-288с.
  64. А.А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1999. — 287с.
  65. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  66. Х.И. Групповая работа на уроке. — М.: Знание, 1975.- 64с.
  67. Н.В. Преодоление школьниками затрудненной адаптации при переходе из начальной в основную школу: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. -Оренбург, 1997.- 18с.
  68. .Т. Методологические основы педагогики. — Самара: Изд-во СИУ, 1998.-200с.
  69. В.Д., Лаврушина СМ. Педагогические технологии. Право на эксперимент//Школьные технологии. — М. — 1998. — № 4. — 3−8.
  70. А.К. Психология обучения подростка. — М.: Знание, 1975. — 64с.
  71. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. — М., «Педагогика», 1974. — 240с.
  72. Н.А. Применение знаний в учебной практике школьников/ТВ сб: Применение знаний в учебной практике школьников (психологические исследования). — М.: АПН РСФСР, 1961. — СЗ-12.
  73. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителей/Е.П. Бруновт, И. Д. Зверев, Г. Я. Малахова и др. — М.: Просвещение, 1978.-302с.
  74. А.В. Соотношение категории общения с другими педагогическими категориями/Юбщение как педагогическая проблема. Сб. науч. трудов /Под ред. А. В. Мудрика. — М., 1974. — С9−16.
  75. М.А. Управление учебной деятельностью учащихся в условиях индивидуализации и дифференциации обучения: Автореф. дисс. …канд.пед.наук. -Казань, 1994. — 18с.
  76. Новейший философский словарь/Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1999.-877с.
  77. Нормативно-методические документы (учебно-методическое обеспечение Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений PC (Я) с 1999—2000 учебного года): Выпуск 1./ М-во образования PC (Я). — Якутск, 1999. -104с.
  78. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии/ А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова и др. — М.: Просвещение, 1988. -192с.
  79. В.В. Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учаш-ихся на урокахУ/Биология в школе. — М. — 1990. — № 6. -С.72−84.
  80. В. В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Дис. …д — ра пед. наук.-М., 1994.-269с.
  81. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640с.
  82. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1/Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. — М.: Педагогика, 1981. — 336с.
  83. Песталоцци. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224с.
  84. СВ. Методика управления познавательной деятельностью учащихся в процессе усвоения знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека: Дисс. …канд.пед.наук.-М., 1980.- 163с.
  85. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  86. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. — М.: Знание, 1985. — 80с.
  87. В.В. Избранные педагогические труды. — М.: АПН РСФСР, 1957.-132с.
  88. Проблемы методики обучения биологии в средней школе/Под ред. И. Д. Зверева. — М.: Педагогика, 1978. — 320с.
  89. Программно-методические материалы: Биология. 6−11 кл./Сост. B.C. Кучменко. — М.: Дрофа, 1999. — 160с.
  90. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5−11 кл. — М.: Дрофа, 1999. — 224с.
  91. Программы средней общеобразовательной школы. Биология с региональным компонентом для национальных школ Республики Саха (Якутия). — Якутск, 1992. — 64с.
  92. .Е. Общая методика естествознания. — М.-Л.: Учпедгиз, 1947. — 299с.
  93. И.Д. Формирование и развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье» в курсе биологии средней школы: Автореф. дисс. …канд.пед.наук. СПб., 1993.-16с.
  94. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608с. Т.1 -А-М-1993.
  95. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672с. Т.2 -М-Я-1999.
  96. Л. Основы общей психологии — СПб.: Издательство «Питер», 1999.-720с.
  97. М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). — М.: Педагогическое общество России, 1999.-328с.
  98. Саая Хеймер-оол. Методика осуществления преемственности в обучении физике при переходе с родного на русский язык в национальных школах Тувинской АССР: Дисс. … канд. пед. наук. — М., 1985. — 167с.
  99. Н.Г. Русский язык в Якутии. — Якутск: Кн. изд-во, 1982. — 184с.
  100. Т.П., Евсеева К. С. Методика преподавания русского языка в якутской школе: Учебное пособие. — Якутск, 1987. — 88с.
  101. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  102. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. — М., 1965. — 48с.
  103. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Р1нновационная деятельность. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224с.
  104. Т.Г. Организация учебной деятельности учащихся//Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Сб. материалов научно-практической конференции. — СПб.: НРШХ СПбГУ, 2001.-С.311−313.
  105. Т.Г. Пути повышения качества знаний учащихся//Народное образование в XXI веке. Тезисы научных докладов Международной юбилейной научно-практической конференции. — М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2001. — 10−11.
  106. Т.Г. Индивидуально-групповая деятельность учащихся на уроках биологии//Проблемы непрерывного естественнонаучного образования. Сб. материалов научно-практической конференции. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2002. — С. 159−162.
  107. Т.Г. Составление комплекса средств обучения по биологии// Актуальные проблемы обучения биологии, географии и экологии в школе и ВУЗ-е. Сб. тезисов докладов международной научно-практической конференции. — М., 2002. — 80−82.
  108. Т.Г. Состояние преподавания биологии в сельских школах Республики Саха (Якутия)//Аспирантские чтения педагогов/ИПКРО МО Республики Саха (Якутия) — Сост.: М. И. Борисов и др. — Якутск, 2002. — 71−73.
  109. Л.Д., Самыгин СИ. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. — Ростов н/Д.: издательский центр «Март», 2000. — 256с.
  110. Тестовые задания по биологии. Человек. 9 класс: Кн. для учителя/и.а. Степанов. — М.: «Новый учебник», 2001. — 64с.
  111. Д.И. Кабинет биологии: Пособие для учителей. — М.: Просвешение, 1976.- 142с.
  112. Д.И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. — М.: Педагогика, 1975. — 72с.
  113. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. — М.: Новая школа, 1998. — 288с.
  114. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практике — ориентированная монография/Под ред. П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 1997. — 352с.
  115. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 176с.
  116. А.В., Вологодская З. А. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике: Учебное пособие. — Челябинск: издательство ЧГПУ «Факел», 1996. — 126с.
  117. Ушинский. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224с.
  118. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1−2./Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.), Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. — М.: Педагогика, 1974. Т.2. — 438с.
  119. Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987.- 590с.
  120. А.В. Методологические основы Конструирования учебных программ для 12-летней школы//В сб: Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999. -С.63−69.
  121. А.В. Технология эвристического обучения/ТШкольные технологии. — М. — 1998. — № 4. — 55−75.
  122. Н.А. Дидактические условия успешного осуществления преемственности в обучении между начальными и средними классами: Автореф. дис. …канд.пед.наук.-М., 1981.-21с.
  123. A.M., Петришина О. Л. Биология: Человек и его здоровье: Учеб. для 9 кл. сред. шк. — 20-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 240с.
  124. И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках. (5−8 классы): Автореф. дисс. …канд.пед.наук. -Красноярск, 1970. -29с .
  125. О.Б. Роль и функции общения в процессе поэтапного формирования умственных действий: Автореф. дисс. …канд.псих.наук. -М., 1989.-22с.
  126. Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. — 208с.
  127. Т.И. Модульное обучение: сущность, технология/ТБиология в школе. — 1994. — № 5. — 29−32.
  128. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. — М., 1997. — 175с.
  129. Д. Настольная книга для преподавателя биологии/Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1974.-416с.
  130. Д.Н., Нога Г.С, Кадыгроб Н. А. Методика преподавания биологии и химии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 68с.
  131. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ.пед.вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 288с.
  132. А.С. Квантовая социология, социальное пространство и деяте л bH0CTb//htpp ://shokhov.boom, ru/metodol .htm
  133. A.A. Национально-региональный компонент в культурно- ориентированном образованииУ/В сб.: «Школа 2100» Приоритетные направления развития образовательной программы/Под ред. А. А. Леонтьева. Вып.4. — М.: Баласс, 2000. — 174−202.
  134. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1979. -160с.
  135. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. — М.: Изд-во «Знание», 1972. — 31с.
  136. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 144с. 156.^ Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560с.
  137. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии/Д.Б.Эльконин- Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Междунар.пед.акад., 1995. — 219с.
  138. П. Теория и практика модульного обучения. — Каунас: Швиеса, 1989.-272с.
Заполнить форму текущей работой