Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Возможности использования нейро-лингвистического программирования как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема средств воспитания как в классической педагогике, так в педагогике личностно ориентированного воспитания рассматривается с разных сторон. В традиционной отечественной педагогике средства воспитания рассматриваются, прежде всего, как методы воспитания (Ю.К.Бабанский, Н. М. Болдырев, В. М. Коротов, С .Я. Батышев, И.С. Марьенко). В педагогике, основанной на личностно ориентированном… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы использования нейро-лингвистического программирования в личностно ориентированном воспитании
    • 1. Средства личностно ориентированного воспитания как проблема
    • 2. Нейро-лингвистическое программирование как средство личностно 40 щ ориентированного воспитания старшеклассников
    • 3. Модель использования нейро-лингвистического программирования 63 как средства личностно ориентированного воспитания
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности использования ненро-лннгвнстнческого программирования как средства личностно * ориентированного воспитания
  • §-1.Общая характеристика исследования эффективности использования 89 нейро-лингвистического программирования как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников
    • 2. Диагностический комплекс эксперимента
  • §-3.Применение нейро-лингвистического программирования как средства 117 личностно ориентированного воспитания (описание формирующего эксперимента)
  • §-4.0пыт применения НЛП как средства личностно ориентированного 145 воспитания в неэкспериментальных условиях
  • Выводы по главе 2

Возможности использования нейро-лингвистического программирования как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Кардинальные изменения, происходящие в обществе и образовании, обуславливают необходимость поиска новых путей личностного развития ребенка и тщательной разработки проблемы средств личностно ориентированного воспитания. Использование современных средств воспитания определяется особенностями воспитательного процесса, направленного на создание условий для самоопределения и самоактуализации ребенка.

В современной отечественной педагогической практике создаются предпосылки для использования гуманистической модели образования, которая характеризуется множественностью концепций, а в педагогической науке новых подходов к педагогической деятельности и средствам воспитания.

Более всего это находит отражение в культурологической концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская), социокультурной концепции образования (Н.Б. Крылова), концепции системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский), концепции формирования образа жизни, достойной человека (Н.Е. Щуркова), концепции воспитания на основе потребностей человека (Созонов В.П.), концепции педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман), концепции парадигмальной множественности современной педагогической реальности (И.А. Колесникова), личностно ориентированной концепции школьного образования (A.A. Плигин), концепции самовоспитания школьника (Г.К. Селевко) и др. концепциях.

Вместе с тем практика показывает, что система образования еще мало подготовлена к изменениям, особенно в сфере воспитательной деятельности.

Необходимы дальнейшие шаги, направленные на анализ и создание условий для развития личности ребенка, обновление воспитательного процесса на основе современного педагогического опыта, обеспечение целостности и разнообразия воспитательного пространства, укрепление механизмов воспитания с использованием новых воспитательных технологий и средств. Об этом говорят Ш. А. Амонашвили, В. П. Бедерханова, Е. В. Бондаревская, И. Д. Демакова, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, JI.M. Лузина, В. Н. Максимова, H.H. Михайлова, A.A. Плигин, A.M. Саранов, H.JI. Селиванова, А. Н. Тубельский, И. Д. Фрумин, Т. А. Цырлина, С. М. Юсфин, Е. А. Ямбург и др.

Важная роль в создании благоприятных педагогических условий для содействия самоопределению, саморазвитию и самовоспитанию личности ребенка принадлежит воспитательным средствам.

Проблема средств воспитания как в классической педагогике, так в педагогике личностно ориентированного воспитания рассматривается с разных сторон. В традиционной отечественной педагогике средства воспитания рассматриваются, прежде всего, как методы воспитания (Ю.К.Бабанский, Н. М. Болдырев, В. М. Коротов, С .Я. Батышев, И.С. Марьенко). В педагогике, основанной на личностно ориентированном подходе, выделяются также такие специфические средства как средства развития рефлексией (В.А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, E.H. Соколова) — средства педагогической поддержки (О.С. Газман, H.H. Михайлова, С. Д. Поляков, С.М. Юсфин) — средства, используемые в создании условий для востребования личностного отношения к ценностям (С.В Кульневич) — средства развития субъективного опыта учащихся (A.A. Плигин) — средства формирования технологической культуры и саморазвития педагога (И.А. Колесникова, Н.Ш. Чинкина) и др.

Однако, до сих пор, в педагогике средства рассматривались в основном, как компонент деятельности педагога. При этом почти не уделялось внимание развитию средств, которыми мог бы воспользоваться учащийся в процессе своего самоопределения, саморазвития и самовоспитания. Перевод ученика из объекта в субъект воспитания определяет необходимость поиска именно таких средств.

В отечественном образовании в качестве средств, помогающих ребенку успешно взаимодействовать с людьми, быть эффективным в любой деятельности, рассматриваются и некоторые техники и технологии из различных направлений психотерапии (А. В. Герасимов, C.B. Ковалев, С. В. Коляда, Л. Д. Лебедева, М. А. Панфилова, A.A. Плигин, Г. Н. Сартан, Е. А. Саяпина, и др.).

Одним из таких направлений является нейро-лингвистическое программирование (НЛП) (Дж. Андерсон, К. Андреас, С. Андреас, Р. Бендлер, Дж. Гриндер, М. Гриндер, М. Ф. Вилгсуорт, Р. Дилтс, М. В. Китаева, С. В. Ковалев, И. М. Крохина, А. Л. Крупенин, Л. Ллойд, Л. Камерун-Бендлер, Д. О’Коннор, М. А. Павлова и др.).

Поскольку сущностью НЛП является согласование субъектного опыта человека с его внешним поведением, то это раскрывает широкие возможности использования его в качестве средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников.

Использование НЛП в качестве средства (инструмента), помогающего расширить субъектный опыт старшеклассника и моделировать его поведение, будет способствовать в воспитательном процессе развитию у ребенка ответственности и личностной зрелости, которая проявляется в его самоорганизации своей деятельности.

Вопрос о том, возможно ли в рамках личностно ориентированного воспитания обучить старшеклассников владению средствами, дающих эффективный результат в процессе их самоопределения, саморазвития и самовоспитанияпомочь школьникам, поставившим задачу личностного изменения (личностного роста), в поиске средств ее решения, до сих пор остается открытым.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется:

— необходимостью расширения системы средств личностно ориентированного воспитания для создания педагогических условий по развитию личности старшеклассника и оказанию ему педагогической поддержки;

— необходимостью поиска и выделения отличительных особенностей, функций НЛП как средства, помогающего старшекласснику эффективно решать проблемы;

— необходимостью проверки эффективности использования НЛП в качестве средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников;

— необходимостью разработки программы подготовки старшеклассников к овладению средствами НЛП.

Анализ проблемы средств личностно ориентированного образования и проблемы эффективности использования НЛП в личностно ориентированном воспитании позволил выявить следующие противоречия:

— между гуманистической направленностью личностно ориентированного воспитания и недостаточным диапазоном средств ее реализации;

— между широкими возможностями техник и приемов НЛП и ограниченным использованием НЛП в практике воспитания;

— между потребностью старшеклассников в овладении способами и средствами самоопределения, самовоспитания, самопознания и недостаточностью средств, предлагаемых педагогами для удовлетворения этих потребностей.

Выделенные противоречия определили проблему диссертационного исследования, каковы возможности использования НЛП как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников.

Объект исследования. Средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников.

Предмет исследования. НЛП как средство личностно ориентированного воспитания старшеклассников.

Цель исследования. Выявить эффективность использования НЛП как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников. Гипотеза. НЛП становится средством личностно ориентированного воспитания, если:

— определена роль НЛП в личностно ориентированном воспитании старшеклассников;

— определены педагогические условия по применению НЛП и построена модель использования НЛП в личностно ориентированном воспитании старшеклассников;

— с помощью НЛП обеспечиваются условия для личностных роста старшеклассников, основанного на самоактуализации.

— приёмы и техники НЛП осваиваются старшеклассниками как инструмент, используемый для решения своих проблем и самовоспитания;

— появляется удовлетворенность у старшеклассников процессом личностных изменений, осознаваемых как следствие применения приемов НЛП.

Задачи исследования.

1. Провести теоретический анализ проблемы средств воспитания и использования НЛП в качестве средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников.

2. Разработать модель использования НЛП как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников.

3. Разработать и реализовать в экспериментальном режиме обучающую программу, направленную на овладение старшеклассниками приемами и техниками НЛП.

4. Разработать диагностический комплекс для измерения эффективности использования НЛП в личностно ориентированном воспитании старшеклассников.

5. Выявить возможности использования техник НЛП как средства личностно ориентированного воспитания в неэкспериментальном режиме.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения философии, педагогики, психологии, методологии психолого-педагогических исследований.

Философские основания составляют идеи познания самого себя Сократа, идея свободы H.A. Бердяева, И. Канта, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.

Педагогическими основаниями исследования являются: концепция личностно ориентированного воспитания Е. В. Бондаревской, Л. И. Новиковой, идея культуры саморазвития личности Н. Б. Крыловой, концепция педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе О. С. Газмана, идея использования НЛП в образовании Р. Бэндлера, Дж. Гриндера, И. А. Китаевой М.В., Колесниковой, A.A. Плигина, личностно ориентированный и деятельностный подход в воспитании. Э. Н. Гусинского, М. С. Каган, А. Н. Леонтьева, В. В. Серикова, И. С. Якиманской и др.

Психологическим основанием исследования служат: концепция субъектности и активности личности В. А. Петровского, концепция о зоне ближайшего и актуального развития Л. С. Выготского, идея самоактуализации К. Гольдштейна, А. Маслоу, K.P. Роджерса, идеи свободоспособности и свободы выбора О. С. Газмана, Е. И. Исаева, Е. И. Кузьминой, В. И. Слободчикова, Н. Е Щурковой и др.

При разработке программы занятий по развитию самоактуализации старшеклассников мы опирались на работы, освещающие использование методов, приемов и техник НЛП, Р. Бэндлера, А. Борисова, М. Гриндера, М. В. Китаевой, М. А. Павловой, C.B. Ковалева, И. А. Колесниковой И.М. Крохиной, А. Л. Крупенина, Л. Ллойд, A.A. Плигина и др.

Диссертационное исследование проводилось с учетом методологических принципов педагогического исследования (Р. Атаханов, С. Г. Вершловский, Н. И. Загузов, В.И. Загвязинский) и основ математической статистики (С.А. Айвазян, В. В. Никандров, Л. Соленикова, Е.В. Сидоренко).

В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы исследования:

— теоретические методы: анализ психолого-педагогических литературных источников по исследуемой проблемемоделирование изучаемого явления;

— эмпирические методы: педагогический формирующий эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, метод экспертных оценок, анализ педагогического опыта;

— диагностические методы: тестирование, опрос, анкетирование, интервью, библиографический анализ сочинений учащихся;

— методы обработки данных: количественные — корреляционный анализ, качественные — критерий знаков, кластерный анализ.

Базой исследования явились Ульяновский техникум питания и торговли, гимназия № 3, школа № 82, вечерняя сменная школа № 5 г. Ульяновска, школа № 1 г. Новоульяновска, областной центр социальной реабилитации для несовершеннолетних с приютом. Всего исследованием охвачено 319 человек. Основной базой экспериментального исследования стали учащиеся Ульяновского техникума питания и торговли и учащиеся гимназии № 3 г. Ульяновска.

Основные этапы исследования. Диссертация обобщает результаты исследования с 2000 по 2004 годы. Исследование проводилось в IV этапа.

I этап (2000;2002 г. г.) направлен на выделение основной проблемы исследования. Проводился сравнительный анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Определялись исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы исследования, разрабатывалась программа исследования.

II этап (2001;2002 гг.) связан с созданием модели использования НЛП как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников. Разрабатывались методика проведения исследования, проводилась подготовка и апробация диагностического комплекса формирующего эксперимента.

III этап (2002;2003 гг.) включал разработку программы занятий для учащихся по овладению техниками НЛП и проведение формирующего эксперимента, диагностических процедур, обобщение результатов эксперимента.

IV этап (2003;2004 гг.) состоял из интерпретации результатов основного и дополнительного этапов формирующего эксперимента, внедрения программы занятий со старшеклассниками, изучения опыта использования НЛП в неэкспериментальных условиях, написания текста диссертации, определения дальнейших перспектив научного исследования.

Научная новизна исследования.

На уровне преобразования — выделение особенностей использования НЛП в личностно ориентированном воспитании старшеклассников, определение путей разрешения проблем, препятствующих эффективному внедрению НЛП в личностно ориентированном воспитании, и условий эффективного использования НЛП как средства личностно ориентированного воспитания позволили расширить комплекс средств личностно ориентированного воспитания старшеклассников.

На уровне дополнения — цели, задачи, содержание, источники, функции, ориентированного воспитания старшеклассников позволили расширить диагностический комплекс личностно ориентированного воспитания и выявить влияние НЛП как средства личностно ориентированного воспитания на развитие процесса самоактуализации у старшеклассников.

На уровне конкретизации: разработанные критерии и показатели эффективности применения приемов и техник НЛП как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников позволили расширить диагностический комплекс личностно ориентированного воспитания и выявить влияние НЛП как средства личностно ориентированного воспитания на развитие процесса самоактуализации у старшеклассников.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования дополняют и развивают существующие подходы к использованию средств личностно ориентированного воспитания.

Сформулированы и содержательно аргументированы теоретические основы использования НЛП как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников.

Подтверждены предположения о теоретической значимости использования возможностей НЛП для создания педагогических условий, обеспечивающих развитие процесса самоактуализации у старшеклассников.

Использование НЛП в качестве средства личностно ориентированного воспитания может представлять определенный интерес для теоретического моделирования педагогического процесса в рамках педагогической поддержки.

Разработанный диагностический комплекс, позволяющий оценивать изменения личностных характеристик старшеклассников, открывает перспективы для прикладных работ в области измерения и оценки эффективности использования НЛП как средства личностно ориентированного воспитания.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования важны для решения вопросов развития процесса самоактуализации у старшеклассников.

Разработанная и апробированная программа обучения старшеклассников овладению приемами и техниками НЛП позволяет педагогам создавать педагогические условия для развития процесса самоактуализации у старшеклассников, тем самым способствовать их самоопределению, самовоспитанию, саморазвитию.

Данная программа может быть использована для подготовки учителей, классных руководителей, педагогов, воспитателей, педагогов-психологов, работающих в сфере личностно ориентированного воспитания.

Разработанный диагностический комплекс позволяет педагогам изучать эффективность использования НЛП в педагогическом процессе. Выявленные критерии, показатели результативности использования НЛП могут быть использованы педагогами для анализа качества их педагогического влияния, а старшеклассниками для самонаблюдения за своими личностными изменениями.

Достоверность результатов подтверждается междисциплинарным теоретическим анализом литературыкомплексом теоретических и эмпирических методовмногообразием исследовательских процедурполучением статистически достоверных (позитивных) изменений в личностных установках учащихсяиспользованием результатов анкетирования, интервьюирования и тестирования, анализом сочинений учащихся в целях получения обратной связи и изучения изменений в поведении и личностной структуре старшеклассников.

Апробация и внедрение результатов. Отдельные результаты исследования докладывались на всероссийской конференции «Человек в культуре России» (Ульяновск, 2004), межрегиональной научно-практической конференции (Ульяновск, УлГПУ, 2002), межвузовской научно-методической конференции (Ульяновск, УГСХА, 2002), областных научно-практических конференциях психологов системы образования (Ульяновск ИПКПРО, 2001, 2002, 2003, 2004), научно-методическом семинаре психологов г. Ульяновска (УЛГУ, 2002). Теоретические и практические материалы диссертации вошли в программу курсов повышения квалификации учителей и работников образования УИПКПРО. Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось через авторские спецкурсы и тематические семинары для учителей, классных руководителей и заместителей директоров школ по воспитательной работе в ИПКПРО (2003, 2004), в процессе консультирования опытно-экспериментальной работы вечерней сменной школы 5 (Ульяновск, 2002, 2003, 2004), областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних с приютом (Ульяновск, 2003, 2004).

Основные идеи, теоретические положения, практические разработки, результаты исследования отражены в 8 публикациях.

На защиту выносятся:

1. «НЛП как средство личностно ориентированного воспитания старшеклассников: модель возможности использования», содержащая цели, задачи, раскрывающая предпосылки, содержание и способы деятельности педагогов и старшеклассников, а также критерии эффективности его использования.

2. Разработанная в соответствии с целями, задачами и содержанием НЛП программа занятий «Дорогу осилит идущий» по обучению старшеклассников овладению техниками и приемами НЛП позволяет расширить возможности моделирования их поведения, развивать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты субъектного опыта старшеклассников.

3. Диагностический комплекс изучения эффективности использования НЛП как средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников, включающий набор методик, определяющих характеристики самоактуализации, личностного изменения и степень удовлетворенности старшеклассников данными изменениями, критерии и показатели. Данный комплекс позволяет педагогу отслеживать эффективность использования техник и приемов НЛП в педагогическом процессе, а старшекласснику проводить самонаблюдение за своими личностными изменениями в процессе самовоспитания и расширять границы своего самопознания.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения, списка литературных источников (227 наименований) и семи приложений. Диссертация содержит в тексте и приложении 5 таблиц, 52 рисунка.

Выводы по главе 2.

Обобщая весь полученный материал исследования, можно подвести следующие итоги.

Проведенное нами эмпирическое исследование эффективности использования НЛП в личностно ориентированном воспитании обозначило специфику и особенности проведения формирующего эксперимента в педагогике. Сложность и полимодальность проведенного эксперимента подтвердили необходимость разработки диагностического обеспечения, методики изучения эффективности использования НЛП, важности использования современных статистических методов для доказательства достоверности полученных результатов. Использование кластерного анализа позволило выявить основные ведущие классы факторов процесса самоактуализации, определить сдвиг в качестве самого процесса самоактуализации личности старшеклассников, как в пределах каждого уровня, так и при переходе с одного уровня на другой. Это помогло определить более точно личностные изменения старшеклассников, и их критерии и показатели.

Проведенное исследование процесса самоактуализации, факторов личностного изменения и удовлетворенности старшеклассников и полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Самоактуализацией можно управлять целенаправленно, используя НЛП в качестве средства воспитания и самовоспитания. Использование НЛП помогает эффективно решить задачу по формированию и развитию процесса самоактуализации у старшеклассников.

2. НЛП как средство личностно ориентированного воспитания эффективно и способствует формированию и развитию факторов личностного изменения.

3. НЛП используется педагогами и старшеклассниками в качестве средства:

— обучения старшеклассников целеполаганию, самоубеждению, расширению возможностей управлять собойсоздания условий для развития индивидуальности личности;

— развития и формирования процесса самоактуализации у старшеклассников;

— как инструмент для саморазвития, самовоспитания, самопознания и самоопределения старшеклассников.

4. Разработанный диагностический комплекс позволяет изучать эффективность применения НЛП.

5. Использование НЛП расширяет возможности педагогического влияния в воспитательной работе классных руководителей, педагогов, учителей, психологов в образовательных и социальных учреждениях. Таким образом, гипотеза о том, что НЛП становится средством личностно ориентированного воспитания, если обеспечиваются педагогические условия для личностного роста старшеклассников, для запуска процесса самоактуализации старшеклассников, подтверждается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое изучение проблемы исследования, а также анализ результатов опытно-экспериментальной работы, позволяет сделать общие выводы.

1. В личностно ориентированном воспитании НЛП может быть использовано в качестве:

— средства обучения старшеклассников целеполаганию, умению управлять собой, самопрограммированию;

— средства создания условий развития у старшеклассников процесса самоактуализации;

— а также средства, используемого старшеклассниками для самоопределения, саморазвития, самопознания.

2. Разработанная модель использования НЛП в качестве средства личностно ориентированного воспитания старшеклассников позволяет расширить комплекс его средств и определить содержание деятельности педагога и старшеклассника в личностно ориентированном воспитании.

3. Предложенная программа «Дорогу осилит идущий» позволяет педагогам обучать старшеклассников овладению приемами и техниками НЛП и создавать условия для развития процесса самоактуализации.

4. Разработанный диагностический комплекс позволяет изучать и измерять эффективность использования НЛП как средства личностно ориентированного воспитания.

5. Использование НЛП расширяет возможности педагогического влияния в воспитательной работе классных руководителей, педагогов, учителей, психологов в образовательных и социальных учреждениях.

Главный вывод исследования заключается в следующем: Нейро-липгеистическое программирование становится средством личностно ориентированного воспитания, если приемы и техники НЛП осваиваются старшеклассниками как инструмент для решения своих проблем и личностного развития. Положительная динамика процесса самоактуализации старшеклассников является сущностным показателем эффективности использования НЛП как средства личностно ориентированного воспитания.

Перспективы дальнейшей научной работы по данной теме видятся в исследовании: возможностей позитивного влияния НЛП на самоопределение старшеклассников;

— изучения характерологических профессионально-личностных особенностей педагогов, успешно применяющих техники и приемы НЛП в качестве средства воспитания;

— исследования соотнесения индивидуальных особенностей способностей и личностных качеств старшеклассников с соответствующими (высоким, средним, низким) уровнями самоактуализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики /B.C. Аванесов //Педагогическая диагностика 2002. — № 1. — С. 41- 43.
  2. С.А. Прикладная статистика и основы эконометрики /С. А. Айвазян, B.C. Мхиторян. -М.: ЮНИТИ, 1998.- 456 с.
  3. X. Современные психотехнологии / X. Алдер. — СПб: Питер, 200. -160 с.
  4. Дж. Думай, пытайся, развивайся / Дж. Андерсон. Общ. ред и пер. с англ. А. Л. Шпионский, Л. М. Шпионский, Н. В. Никифорова. -СПб.: Азбука, 1996. 92с.
  5. К. Сердце разума. / К. Андреас, Андреас С. — Новосибирск, 1995. 240 с.
  6. С. Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатом / С. Андреас, К. Андреас СПб.: Ювента, 1999. — 238 с.
  7. Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. Анохина. // Новые ценности образования. Выпуск № 6 -М.: Инноватор, 1996. С.71−80.
  8. А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов- М., 1990. — 138с. Ю. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования
  9. А.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1984. — 104 с.
  10. А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов М., 1997. — 227 с.
  11. Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 20 с.
  12. И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография /И.А. Баева. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
  13. JI.A. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике / JI.A. Байкова // Классный руководитель. 1998. — № - 2. — С. 2−11.
  14. JI.A. Современные воспитательные системы / JI.A. Байкова, Гребенкова Л. К., Миртишина Н. В. // Классный руководитель. 1998.-№ 3 — С.19−33.
  15. А. Магия нейро-лингвистического программирования без тайн / А Байрон, Р. Люис, Ф. Пуселик. Пер. с англ. СПб.: Издательство «Петербург-XXI век», 1995.-176 с.
  16. .П. Педагогические технологии воспитания и развития / Б. П. Бархаев // Школьные технологии 1998. — № 1. -С. 68.
  17. И.С. К вопросу о соотношении понятий «взаимодействие» и «воздействие в теории воспитания: Средняя. Школа. / И. С. Батракова, Ю. А. Танюхин // Наука образования. Омск, 2000. — Вып. 18. — С. 74−79.
  18. В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография /В.П. Бедерханова- Кубан. Гос. ун-т. — Краснодар: Кубан. Гос. ун-т, 2001. 218 с.
  19. H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды /H.A. Бердяев / Ред.-сост. Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. -312 с.
  20. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников /Е.В. Бондаревская // Педагогика. -1991. № 1. — С. 50−56.
  21. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997. № - 4. — С. 11−17.
  22. Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е. В. Бондаревская // Школа духовности. 1999. — № 5. — С. 41- 66.
  23. E.B. Методологические стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Известия Российской академии образования. 1999. — № 3. — С. 23−32.
  24. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С.
  25. Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования: Монография / Е. В. Бондаревская Ростов н/Д, 2000.
  26. Е.В. Вариативность стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Лучшие страницы педагогической прессы 2001. — № 1. — С.63−73.
  27. А.Ю. Роскошь человеческого общения./ Борисов АЛО. М., RISC. — 184 с.
  28. A.B. Как «измерить» воспитание? / A.B. Бояринцева // Школьные технологии. 2001. — № 2. — С. 196−210.
  29. С.Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию / С. Л. Братченко // Образование и культура Северо-запада России. СПб., 1996. — Вып. 1. — С. 91−99.
  30. О. Взаимодействие психолога и «трудного» подростка /О.Брылева / Народное образование. 2000. — № 7. — С. 163−166.
  31. Л. Ребенок от 0 до 3 лет. Как развивать врожденные способности / Л. Брэдвей, Хил Б. Алберс. М.: ЮНВЕС, 1997. — 144 с.
  32. Л., Алберс Хил Б. Ребенок от 3 до 7 лет. Как подготовиться к школе / Л. Брэдвей, Хил Б. Алберс. М.: ЮНВЕС, 1997. — 160 с.
  33. Л., Алберс Хил Б. Ребенок от 7 до 14 лет. Как научить вашего ребенка учиться- М.: ЮНВЕС, 1997. 256 с.
  34. Р. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП / Р. Бэндлер, Д. Гриндер. пер. с англ. — Симферополь: «Реноме», 1999.-208 с.
  35. Р. Структура магии / Р Бэндлер, Д. Гриндер. СПб.: Изд-во «Белый кролик». — 1996. -496 с.
  36. М. Ф. Вилли и его друзья: руководство по созданию метафор для развития у ребенка чувства собственного достоинства /М.Ф.Вилгсуорт.- Пер. с англ. -Воронеж: НПО «МОДЭК, 1995. 224 с.
  37. H.H. Педагогические условия ценностного самоопределения старших школьников в образовательном процессе. Автореф. дисс. канд. пед. наук / H.H. Ворожищева — Омск, 2000. 21с.
  38. В. Классный руководитель как психолог / В. Воронов //Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. — № 2. — С. 71−77.
  39. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  40. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании //Материалы Первой всероссийской конференции-семинара /Под ред. О. С. Газмана М.: УВЦ «Инноватор», 1996. 76 с.
  41. Воспитание-97. Памятки для профессионала-воспитателя: Методический сборник /Составитель и научный редактор С. Д. Поляков. Ульяновск: ИПКПРО, 1997. -24 с.
  42. Воспитательные технологии. Выпуск 1. /Под ред. С. Д. Полякова.-Ульяновск: ИПКПРО, 2001.- 24 с.
  43. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. E.H. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
  44. А.И. Влияние социальных установок учителя на межличностные отношения участников педагогического взаимодействия Автореф. дисс. канд. пед. наук / А. И. Выражемская М., 1995. — С. 12 -13.
  45. О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. / О. С. Газман. М.: МИРОС, 2002. — 296 с.
  46. О. С. Ответственность школы за воспитание детей / О. С. Газман //Педагогика. 1997. — № - 4. — С.45−51.
  47. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О. С. Газман //Новое педагогическое мышление. М., 1989. — С. 221−237.
  48. О.С. Гуманизм и свобода / О. С. Газман //Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1990.
  49. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман //Новые ценности образования. № 2. — М., 1995. — С. 16−45.
  50. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман //Новые ценности образования. Вып.6. -М., 1996. -С. 10−37.
  51. О.С. Самоопределение / О. С. Газман //Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. -С. 82.
  52. Т.В. Развитие методов воспитания в истории отечественной педагогики (1945−2000). Автореф.дисс. канд. пед. наук. / Т.В. Гайфутдинова- Казань, 2003. 22с.
  53. И.В. Клуб старшеклассников как средство воспитания / И. В. Гликман //Педагогика. 1999. — № 5. — С. 29−45.
  54. Г. В. Позитивные отношения со сверстниками как фактор личностного развития старших школьников. Автореф. дисс. канд. психол. наук / Г. В. Глущенко. 2001. — с. 8−20.
  55. Е.М. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике. Автореф. дисс. канд. наук / Е. М. Горячева М., 1996. — С. 9−18.
  56. Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. М.: Изд-во МГУ, 1982 .- 365с.
  57. Д. Из лягушек в принцы. Нейро-лингвистическое программирование / Д. Гриндер, Д. Бендлер / Под ред. С. Андреаса. — Пер. с анг. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994. — 240 с.
  58. М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике: Практическое пособие к семинарам по НЛП. / М. Гриндер. — М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1995. — 84 с.
  59. В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. / В. В. Гузеев М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
  60. Р. Ментальные карты, мыслительные вирусы и здоровье / Р. Дилтс //NLP- 1997.- С. 16−12.
  61. Р. Моделирование с помощью НЛП / Р Дилтс СПБ.: Питер, 2000. — 288 с.
  62. Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. СПБ.: Питер, 2000. — 320 с.
  63. Р. Изменение убеждений. Психотехнология уровня НЛП-Мастер / Р. Дилтс, Т. Халлбом, С. Смит. М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1997. — 176 е.
  64. М.В. О помогающем поведении / М. В. Ерхова //Педагогическая поддержка: Методическое пособие. Воспитание-2000. Выпуск 1.-Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.-С 14−17.
  65. М.В. Помогающее поведение учителя как средство педагогической поддержки. Авторефер. дисс. канд. пед. наук. 13.00.01 / М. В. Ерхова Ульяновск, 2002. — 22 с.
  66. Живая педагогика: Открытость, Культура. Наука. Образование: Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня — диалог концепций». М.: Народное образование, 2004. 272 с.
  67. Н. И. Докторские диссертации по педагогике и психологии (200/-2002гг.). / Н. И. Загузов, E.H. Загузова Справочник /Под ред. Н. И. Загузова. М.: ИРПО, 2003. — 112 с.
  68. Н. И. Докторские диссертации по педагогике и психологии (1937−1999) / Н. И. Загузов, Е. Н Загузова. Справочник. 3-е изд. испр. и доп. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 216 с.
  69. И. И. Цель воспитания личность, готовая к взаимодействию со средой / И. И. Зарецкая //Директор школы. — 20 003. — № 1. — С. 33−42.
  70. В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия /В.В. Знаков //Психологический журнал. 2000. — № 2. — С. 7−15.
  71. Знаков В. В. Самопознание субъекта / В. В. Знаков, Е. А. Павлюченко // Психологический журнал. 2002. — № 1. — С.31- 41.
  72. A.B. Диагностика структуры социализации личности школьника / A.B. Исайко // Педагогическая диагностика. № 2. — 2002. — С. 53−67.
  73. Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. / Т.С. Кабаченко- М.: Педагогическое общество России, 2000. -254 с.
  74. .В. Самопонимание и его место в структуре самосознания / Б. В Кайгородов //Мир психологии. № 2. — 1997. — С.129−140.
  75. Камерун-Бендлер JL С тех пор они жили счастливо: НЛП в семейной терапии / Л. Камерун-Бендлер /Пер. с англ. А. Карелин М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. — 288 с.
  76. В.А. Грани воспитания / В. А. Караковский. Челябинск, 1974.-93 с.
  77. В.А. Воспитание как социально-педагогическая ценность /В.А. Караковский // Воспитательная работа в школе. 2003. — № 3. — С.5−8.
  78. P.P. Типология личности, или какие мы разные / P.P. Кашапов. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. — 320 с.
  79. М.В. Успешный учитель успешный ученик. Практическое пособие для педагогов / М. В. Китаева. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. -224 с.
  80. Классный руководитель. Спецвыпуск. 2000. — № -3. — 144с.
  81. C.B. НЛП педагогической эффективности / C.B. Ковалев. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 — 208 с.
  82. Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  83. И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования / И. А. Колесникова. — СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2003.- 285 с.
  84. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб:. ГУЦМ, 1999. -242 с.
  85. С. Моделирование бессознательного. Практическое руководство по НЛП и эриксоновскому гипнозу, адаптированное к использованию в России: Учебное пособие/ С. Коледа. М., 1996. — 218 с.
  86. . Г. Б. Педагогика манипуляций / Г. Б. Корнетов //Школьные технологии. 2003. — № 3. — С.57 — 67.
  87. В.В. Методы педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. / В. В. Краевский. Самара: Изд-во Сам ГПИ, 1994.-165 с.
  88. Краткий психологический словарь /Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.- с.
  89. А.Л. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов / А. Л. Крупенин, И. М. Крохина. — Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1995. 480 с.
  90. Е.И. Познание свободы: продолжение пути: Учебное пособие. / Е. И. Кузьмина. Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997. — 195 с.
  91. C.B. Педагогика личности от концепций до технологий: Учебн.-практич. пособие для учителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. / C.B. Кульневич -Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. 160 с.
  92. Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: О результатах одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. /Е.Куприянова // Экспресс опыт: Приложение к журналу «Директор школы». 1999. — № 1. — С.34.
  93. И. Зачем учителю дидактика / И. Лернер //Народное образование. -1990. -№ 12.-С. 74−82.
  94. Обучение всего класса / Б. Ливер. М.: Новая школа, 1995. — 35 с.
  95. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования: Пособие /Д.В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов. Тула, 2002. — 44 с.
  96. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. E.H. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
  97. Л. НЛП и ускоренное обучение / Л. Ллойд. М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1997. — 124 с.
  98. А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. М., 2000. — 352 с.
  99. A.C. Педагогические сочинения: в 8-ми т. /A.C. Макаренко Сост.: Л. Ю. Гордин, A.A. Фролов. -М.: Педагогика, 1983.
  100. A.C. Проблемы воспитания в советской школе / A.C. Макаренко // Воспитательная работа в школе. — 2003. № 2. — С. 5−12.
  101. Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя / Л. И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, Издательский ДОМ «НООсфера», 1999. — 300с.
  102. А. Психология бытия./ А. Маслоу. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. — 304 с.
  103. А. Самоактуализация / А. Маслоу //Психология личности. Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-288 с. — С. 108−118.
  104. Р. Ориентир классного руководителя саморазвитие школьника / Р. Матвеева // Народное образование. — 2000. — № 3. — С. 74.
  105. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. пед. уч-щ /В.М. Коротов, JI.IO. Гордин, А. Ю. Гордин, В.В. Жуков- Под ред. В. М. Коротова. -М.: Просвещение, 1990.- 175 с.
  106. Методика воспитательной работы в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Н. И. Болдырев. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1981. — 223 с.
  107. Методы и методики социально-педагогического исследования /Под ред. С. Г. Вершловского. Спб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1999. — 123 с.
  108. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 2002. 208 с.
  109. Миссия НЛП: Методические рекомендации для слушателей курсов по НЛП /Андреас С., К. Герлинг, Ч. Фолкнер и др.- М., 1998. 272с.
  110. Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебное пособие. / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. М.: МИРОС, 2001, — 208 с.
  111. Н. Н., Юсфин С. Процесс совместного преодоления или педагогическая поддержка ребенка как предмет управления //Директор школы. 1997. — № 2.- С.3−13.
  112. ИЗ. Михайлова H.H., Юсфин С. М. Тактики педагогической поддержки. /Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. //Педагогическая поддержка: Методическое пособие. Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. — С. 13−33.
  113. Система педагогической диагностики: ключевые понятия и принципы / Е. А. Михайлычев //Педагогическая диагностика. № 1. — 2002. — С. 44−45.
  114. В.П. Педагогические условия оптимального взаимодействия субъектов обучения при организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Автореф. дисс. канд. пед. наук. / В. П. Моложавенко. Тюмень, 1998. — 21 с.
  115. М. Я. это Я, или Как стать счастливым. / М. Я. Мольц. Предисл. В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова. Пер. с англ./ - М.: Прогресс, 1991.- 192 с.
  116. В. К вопросу о психологических критериях воспитательного процесса / В. Мосиенко //Лучшие страницы психологической прессы. — 2001.-№ 6.-С. 70−75.
  117. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. / A.B. Мудрик- М.: «Педагогика», 1984. 112 с.
  118. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение: книга для старшеклассников. / А. В Мудрик. -М.: Просвещение, 1986. 168 с.
  119. A.B. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся. / А. В Мудрик. М.: Просвещение, 1990. — 191с.
  120. A.B. Воспитание в контексте социализации / А. В Мудрик. //Лучшие страницы педагогической прессы. 2001. — № 6. — С. 80−82.
  121. A.B. Что такое воспитание? / A.B. Мудрик //Директор школы. — 2002. № 10.-С. 8−10.
  122. В.Н. Психология отношений: Под реакцией А. А. Бодалева /Вступительная статья A.A. Бодалева. / В. Н. Мясищев М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с
  123. В.В. Неэмперические методы психологии: Учебное пособие. / В.В. Никандров- СПб.: Речь, 2003. — 53 с.
  124. В.В. Метод тестирования в психологии: Учебное пособие. / В. В. Никандров, В. В. Новочадов. СПБ: Речь, 2003.-39 с.
  125. Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте /Л.И. Новикова //Педагогика. -№ 7. — 1998. -С.
  126. Новые ценности образования: Забота — поддержка — консультирование. -М.: УВЦ «Инноватор», 1996., ВЫП. 6. 198 с.
  127. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов /Ред.-сост. Н. Б. Крылова. М.: Российский фонд фундаментальных исследований. Институт педагогических инноваций, РАО, 1995.-113 с.
  128. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд. Стереотип. / С. И. Ожегов. -М.: Рус. яз., 1987.-797с.
  129. О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейро-лингвистическое программирование: Новейшая психология личного мастерства. / Дж. О'Коннор, Дж. Сеймор. Челябинск: «Версия», 1997. — 256 с.
  130. О’Коннор, Мак-Дермотт Я. Принципы НЛП. /Дж.О'Коннор, Я. Мак-Дермотт / Пер. с англ. Бродского А. Б. -. К.: «София», 2000. 224 с.
  131. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 25 с.
  132. В.И. Процесс обучения: средства и методы./ В. И. Орлов М, 1996.
  133. В.И. Средства обучения. /В.И.Орлов. //Среднее профессиональное образование. № 12. — 2003. — С. 19−23.
  134. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся: Монография. П.Н. Осипов-Казань: Карпол, 1997.-216 с.
  135. M.А. Интенсивны курс повышения грамотности на основе НЛП: Учебное пособие. /М.А. Павлова. М.: Совершенство, 1997.- 224 с.
  136. П.Г. Социально-психологические основы оптимизации межличностных отношений «учитель-ученик». Автореф. дисс. психол. наук./П.Г. Панарина-М., 1996.-С. 11−16.
  137. С.И. Педагогическая мастерская «Орленка»: сборник в помощь воспитателю детского коллектива / С. И. Панченко. ВДЦ: ИГГ, 1999.- 132 с.
  138. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998 512 с.
  139. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Бабанский Ю. К. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М: Просвещение, 1983. — 608 с.
  140. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 512 с.
  141. Педагогика поддержки: Учебное пособие / H. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. M.: MHPOC, 2001, — 208 с.
  142. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983 608 с.
  143. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич.- М.: Ростов н/Д, 1999. 560 с. — С. 199−212.
  144. Педагогическая поддержка / Под ред. С. Д. Полякова. Воспитание2000. Выпуск 1. Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. — 40с.
  145. Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова. 3-е изд., с испр. и доп. -М.: Педагогика, 1986. — 560 с.
  146. Р.И. Технология управления процессом воспитания молодежи: Учебное пособие. / Р. И. Пенькова. — Самара: Самарский гос. пед. университет, 1994. 144 с.
  147. Ф. Гештальт-подход или свидетель терапии / Перзл Ф. М, 1996. -240 с.
  148. A.B. Популярные беседы о психологии / A.B. Петровский.- 2-е изд. доп. и перераб. М.: Педагогика, 1983. — 224 с.
  149. A.B. Психология о каждом из нас / A.B. Петровский. М.: Изд. Российского открытого университета, 1992. — 332 с.
  150. A.B. Психология развивающейся личности / A.B. Петровский / Под ред. A.B. Петровского- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1987.- 240 с.
  151. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учеб. пособие для студентов вузов / A.B. Петровский. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1996. — 512 с.
  152. В.А. Психология неадаптивной активности. /Российский открытый университет / A.B. Петровский. М.: ТОО «Горбунок», 1992. -224 с.
  153. A.A. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография / A.A. Плигин. М.: «КСП+», 2003. — 432 с.
  154. A.A. Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников / A.A. Плигин, A.B. Герасимов // NLP. 1998. — № - 1. — С. 29- 33.
  155. A.A. Исследование субъективного опыта учащихся / А. А Плигин., A.B. Герасимов //Личностно ориентированные подходы в образовании. Под ред. Скоробогатовой. М.: Ми00,2002. — С. 61−75.
  156. Подготовка разведчика: Настольная книга будущего командира. Мн.: Харвест. — М.: ACT, 2001. — 400 с.
  157. И.П. Педагогика: Новый курс / И. П. Подласый. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-256 с.
  158. С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики / С. Д. Поляков. М.: Знание, 1980. — 80 с.
  159. С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики / С. Д. Поляков. Новая школа, 1996. — 160с.
  160. С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: Опыт популярной монографии / С. Д. Поляков. -: Новая школа, 2003. 304 с.
  161. С.Д. Технология воспитания: Учеб.-метод. пособие. / С. Д. Поляков. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 144 с.
  162. С. Д. Цели современного воспитания. Личностно ориентированное коллективное творческое дело / Порляков С. Д., Э. С. Зимин, В. Р. Ясницкая. Ульяновск: ИПК ПРО, 1996. — 20с.
  163. А.Ф. Сочетание страха и интереса в педагогическом процессе. Автореф. дисс. док. пед. наук/ А. Ф. Попова. — М., 1996.-С. 12- 20.
  164. М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод. Пособие / М. В. Попова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 288 с.
  165. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /В.Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. Под общей ред. A.A. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. — СПБ.: Питер, 2003. — 560 с.
  166. Программа воспитания: Петербургская концепция /И.А. Колесникова, E.H. Барышников, Л. С. Нагавкина, С.П. Яцкевич- Комитет по образованию мэрии Санкт-Петербурга. — СПб, 1993. — 53 с.
  167. П. Дружный класс как маленькая планета / П. Прутцман. Пер с англ. В. А. Светлова. СПб: ООО «Светлячок», 1998.-144 с.
  168. Психолого-педагогические проблемы: организация и управление воспитательными и учебными процессами /Сборник статей под редакцией Бородулиной, B.C. Калинина. — Ульяновск, 1995. 184 с.
  169. A.A. Социальная педагогическая психология / А. А Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 416с.: (Серия «Мастера психологии»).
  170. К. Р. Становление личности: взгляд на психотерапию / К. Р Роджерс. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-416 с.
  171. В.А. Взаимодействия психолога и педагога в учебном процессе / В. А. Родионов, М. А. Ступницкая. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. 160 с.
  172. А.Н. Основы психотерапии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Н. Романин. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-208с.
  173. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 672 е., ил. Т 2. -М-Я- 1999.
  174. Самоактуализационный тест: Учебное пособие / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская М., 1995. — 43 с.
  175. A.M. Методологические основы исследования инновационных процессов в образовании / A.M. Саранов //Педагогическое образование и наука. 2001. — № 2. — С. 65 — 72.
  176. Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей / Т. Н. Сартан. — М.: ТЦ «Сфера», 1999.-128 с.
  177. Т.К. Технология саморазвития личности школьника / Т. К. Селевко // Школьные технологии. 1999. — № 6. — С.5−26.
  178. Т.К. Воспитательная технология «Самосовершенствование школьника» / Г. К. Селевко, Закатова И., Левина О.// Образование в современной школе 2002. — № 3. — С. 37−48.
  179. B.C. Средство воспитания как педагогическая категория /
  180. B.C. Селиванов //Педагогика. 2000. — № -9. -С. 34−36.
  181. Н.Л. Класс и его воспитательные функции в современной школе. Дисс. в виде науч. доклада, докт. пед. наук. / Н. Л. Селиванова. -М.: 1997. — 82.с.
  182. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. М.: ИК «Логос», 1999. — 227 с. -С. 42−63.
  183. Е. Методы математической обработки в психологии / Е. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2002. — 350 с.
  184. И.Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте / И. Н Сиземская, Л. И. Новикова / //Педагогика. 1998. — № 7.1. C. 14−20.
  185. В.А. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании / В. А. Сластенин, П. В. Лепин, В. А. Беловолов, С. П. Беловолова // Педагогическое образование и наука. № 4. — 2002. — С. 28 -31.
  186. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1991. — № 2.- С.37−49.
  187. Словарь-справочник по психологической диагностике /Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М.: отв. Ред. Крымский С. Б. Киев: Наук. Думка, 1989. — 200 с.
  188. В.П. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие для классного руководителя / В. П. Созонов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 160 с.
  189. С. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей / С. Соловейчик. -М.: Дет. лит., 1987. 367 с.
  190. E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания/ Е. Н Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.
  191. A.M. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 607 с.
  192. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Стоуне Э. Пер. с англ./ Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  193. Г. В. Основы математической статистики для психологов: Учебник. / Г. В. Суходольский. СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 1998. — 464 с.
  194. В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. 2-е изд. — К.: Рад. шк., 1987. — 544 с.
  195. С. В поисках альтернативных путей воспитания / С. Темина // Народное образование. 1999. — № 9. — С. 193 -197.
  196. С. Претенденты в «спасители человечества», или Как работают технологии манипулирования сознанием и поведением /С. Темина //Директор школы -2002 -№ 5. С. 45- 53.
  197. Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. Для учителя / Е. В. Титова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  198. А.Н. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания /Под ред. М. А. Ушаковой. / А. Н. Тубельский, М. В. Кукушкин, М. В. Старостенкова. М.: Сентябрь, 2001. — 144 с.
  199. М. Как оценить эффективность работы классного руководителя / М. Углицкая // Народное образование 2001. — № 6. -С.74−81.
  200. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М.: Педагогическое общество России, 199. 264 с.
  201. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе /С.Д. Поляков, А. И. Резник, Г. В. Морозова, И. Г. Егорова: Под ред. М. А. Ушаковой. М.: Сентябрь, 1999. — 144 с.
  202. В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность.: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Б. Успенский, А. П. Чернявская. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 176 с.
  203. А. Личность и социальное поведение./ А. Фернхем А., П. Хейвен. СП.: Питер, 2001.-368 с.
  204. Г. Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований / Г. Н. Филонов // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 11−17.
  205. В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. Сборник: Пер. с англ. и нем. /Общая ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  206. Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования: Средняя школа / Л. М. Фридман // Завуч. 2000. — № -8. — С. 77−87.
  207. Д. Необычная психотерапия / Д. Хейли. Пер с англ. СПб.: Издательство «Белый кролик», 1995. — 384 с.
  208. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
  209. Р. Психология влияния / Р. Чалдини. СПб.: Питер, 1999. — 272 с.
  210. Я. В. Активность самопознания при решении интеллектуальных задач старшими школьниками. Автореф. дисс. канд. психол. Наук /Я. В. Шарага. -М., 1987. 16 с.
  211. Э. Антикорнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шостром /Пер. с англ. А. Малышевой. М., 1994. — 128 с.
  212. И.Ю. Готовность к самоанализу и педагогическая поддержка. / И. Ю. Шустова //Педагогическая поддержка. Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.-С. 18−21.
  213. И.Ю. Педагогическая поддержка как условие становления готовности к самоанализу старшеклассников. Дисс.канд. пед наук. 13.00.01. / И. Ю. Шустова. Москва, 1999. — 187 с.
  214. Н.Е. Три принципа воспитания: Рабочая книга школьного педагога по профессиональному совершенствованию педагогического искусства. / Н. Е. Щуркова. Смоленск: Смоленский областной ИУУ, 1996. — 60 с.
  215. Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики /Н.Е. Щуркова М.: МПГУ им. В. И. Ленине, 1994. — 20 с.
  216. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология /Н.Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1999.- 222с.
  217. Н.Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
  218. Н. Е. Свобода как педагогический принцип, или как школьника свести с ума / Н. Е. Щуркова //Классный руководитель. — 2001. № 3. — С.32−46.
  219. Энциклопедия профессионального образования. /Под ред. С. Я. Батышева. М.: РАО, Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.-Т.3−475 с.
  220. М. Глубокий гипнотический транс: индукция и использование / М. Эриксон. — М.: Независимая ассоциация психологов-практиков», 1996.-216 с.
  221. Юнг К. Аналитическая психология / К. Юнг Пер. с англ. и ред. В. Зеленского. СПб.: МЦНК и Т «Кентавр», Институт Личности, ИЧП «Палантир», 1994.-136 с.
  222. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., «Сентябрь», 1996. — 95 с.
  223. И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. «СПб.: Издательство «Питер», 2000. 640 с.
Заполнить форму текущей работой