Дидактические условия пропедевтического обучения графике учащихся 2-6 классов в процессе изучения образовательной области «Технология»
Разработка проблемы пропедевтического обучения учащихся 2−6 классов графике в образовательной области «Технология» с целью повышения уровня их графической грамотности и технологической культуры является одним из важных перспективных направлений со временного образования.2. Пропедевтическое обучение графике учащихся 2−6 классов способст вует развитию их пространственного воображения, пространствен… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1.
- Теоретические подходы к пропедевтическому обучению графике учащихся 2−6 классов в процессе изучения образовательной области «Технология»
- 1. 1. Анализ проблемы в теории и практике
- 1. 2. Обучение учащихся 2−6 классов графике как психолого-педагогическая проблема
- 1. 3. Пути и средства обучения графике учащихся 2классов
- Выводы по 1-ой главе
- Глава 2.
- Содержание, формы и методы обучения графике учащихся 2−6 классов в процессе изучения образовательной области «Технология»
- 2. 1. Содержание обучения графике учащихся 2−6 классов. Критерии отбора материала
- 2. 2. Методы обучения учащихся 2−6 классов графике
- 2. 3. Метод творческих проектов в обучении учащихся
- 2−6 классов графике
- 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности обучения графике учащихся 2−6 классов
- Выводы по 2-ой главе
Дидактические условия пропедевтического обучения графике учащихся 2-6 классов в процессе изучения образовательной области «Технология» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обновление содержания школьного образования и введение базисного учебного плана предусматривают новые подходы к графическому образованию учащихся.
Графика рассматривается как язык общения между людьми, как язык дизайна, техники, технологии, эстетики, язык визуальной культуры и средство визуальной грамотности [102]. Графика рассматривается как средство выражения человеком своих идей и замыслов. Графическое представление информации является самым наглядным, простым и естественным для человека средством осмысления окружающего его мира (мира людей, явлений и вещей — как рукотворных, так и созданных природой). Графика используется как активное средство развития творческих способностей учащихся, их зрительной памяти, пространственного воображения, логического мышления, эстетического вкуса. Графическая культура рассматривается как элемент общей культуры современного человека.
Графика как наука возникла на рубеже XVI—XVII вв., в документах начала XVII века впервые встречается слово «чертеж». Большую роль в деле развития технической графики сыграли Н. А. Глаголев,.
A.И.Добряков, Д. М. Каргин, В. М. Курдюмов, Ф. Е. Орлов, А. Х. Редер, Н. А. Рынин, П. Л. Чебышев и многие другие.
С 30-х годов XX века вопросы содержания графического образования в России рассматривали А. И. Айдинов, Н. Г. Бобовский, Д. М. Борисов, А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, Я. В. Владимиров, Г. А. Воробьева, И. С. Вышнепольский, В. О. Гордон, С. И. Дембинский, Н. С. Дружинин, Д. Н. Каменский, А. Ф. Кириллов, А. Б. Колосов,.
B.И.Кузьменко, Т. Н. Литвинова, Б. Г. Миронов, Р. С. Миронова,.
А.А.Павлова, И. А. Ройтман, Г. В. Рубина, М. М. Селиверстов,.
В.Д.Симоненко, В. Н. Скляренко, Е. Г. Старожилец, П. П. Цылбов, П. М. Цымбалюк, Ю. П. Шевелев, Н. Б. Яхонтова и многие другие.
Большой вклад в становление методики преподавания черчения (графики) как научно-методической дисциплины внесли.
A.Д.Ботвинников, В. А. Гервер, Л. М. Государский, С. И. Дембинский,.
B.Д.Жижин, М. А. Косолапов, В. И. Кузьменко, Н. Г. Преображенская,.
B.В.Степакова и др. Г.
Одним из путей активного включения учащегося в учебную деятельность на уроках графики является использование занимательных задач и задач-головоломок, для решения которых требуется конструкторская смекалка, пространственное воображение, логическое мышление и творческий поиск. Проблемой использования оригинальных творческих задач на уроках графики занимались Е. А. Василенко, И. А. Воротников, Р. Л. Грегори, Е. Т. Жукова, А. И. Иерусолимский,.
C.М.Куликов, А. И. Островский, А. С. Пугачев, С. В. Розов и др. Проблеме активизации учебной деятельности учащихся посвятили свои работы отечественные психологи и педагоги.
Д.Н.Богоявлинский, Л. И. Божович, А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский,.
П.И.Гальперин, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова, Г. С. Костюк, В. А. Крупицкий, Т. А. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, М. И. Махмутов, Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызина, В. А. Филиппова, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин и др.
Значительный вклад в разработку принципов, методов и форм обучения внесли Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Т. Огородников, И. П. Подласый, М. Н. Скаткин, И. Ф. Харламов и др. Значение самостоятельной работы учащихся исследовали.
В.К.Буряк, А. В. Даринский, Б. П. Есипов и др., познавательную самостоятельность учащихся изучали Д. В. Вилькеев, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутовприменение активных методов обучения рассмотрено в работах Д. Б. Богоявлинской, В. В. Понятишина, Т. Т. Саввинова, А. И. Савченко, Н. И. Червяковой, Ю. В. Шаронина и др.
Проблему развития творчества у учащихся в процессе конструирования и моделирования исследовали Н. И. Бабкин, Б. Т. Войцеховская, В. К. Зарецкий, Г. И. Иванов, Г. В. Кирия, Т. В. Кудрявцев, А. Б. Селюцкий, Ю. П. Силаматов и др.
Большой вклад в решение проблемы формирования у детей пространственного воображения, образного мышления, способности оперировать образами внесли П. А. Сорокун, Н. Ф. Четверухин, И. С. Якиманская и др.
Исследованием межпредметных связей в обучении учащихся 1−6 классов математике, конструированию и графике занимались Г. Г. Виноградова, В. Г. Житомирский, Г. А. Клековкин, Л. Н. Шеврин, Л. М. Эйдельс и др.
В связи с введением в базисный учебный план российской общеобразовательной школы интегрированной образовательной области «Технология» и использованием на уроках технологии комплексного обучающего метода — метода проектов начиная со 2 класса, необходимо, чтобы учащиеся именно начиная со 2 класса имели определенную графическую подготовку. Однако на практике не ведется целенаправленной, систематической работы по формированию у школьников 2−6 классов графической грамотности и графической культуры, в школах России графику преподают только в 7−9, иногда в 10−11 классах.
В результате углубляются противоречия: — между требованиями общества по отношению к подрастающему поколению и действительным состоянием обучения детей;
Ф — между интересами детей и способами их удовлетворения и развития;
— как показывает практика, учащиеся 2−6 классов не могут правильно проектировать на уроках технологии из-за отсутствия навыков работы чертежными инструментами, работы с конструкторской документацией, из-за отсутствия навыков чтения чертежей деталей и простейших сборных единиц. Не имея знаний о видах графических изображений и способах передачи информации графическими средствами, ученики 2−6 классов не могут изобразить свои идеи графиче скими средствами при выполнении дизаин-проектов.
Основополагающими проблемами для обоснования ведущих положений нашего исследования являются:
1. Содержание и процесс обучения.
2. Отбор содержания и способов графической подготовки.
3. Отбор средств обучения.
4. Структура знаний, умений, логика овладения ими. Пути и способы формирования их у детей разных возрастных групп рассматриваются в работах А. А. Кузнецова, А. А. Усовой и др.
5. Познавательный интерес как мотив деятельности. Являясь побудительной силой, познавательный интерес рождает определенное отношение к миру и связан с потребностями личности в освоении содержания знаний, в осуществлении деятельности. Рассматривался многими исследователями: Л. И. Божовичем, А. К. Дусовицким, Л. Ф. Захаревич, Т. А. Куликовой, Н. К. Постниковой, П. Г. Сирбиладзеи Др.
6. Учет познавательных интересов детей и их развитие в условиях внеурочной работы. Рассматривался в работах П. Н. Андрианова, М. А. Галагузовой, В. А. Горского, М. Б. Коваля, А. М. Негматовой,.
Ю.С.Столярова и др.
7. Объем знаний. Определяется с учетом содержания знаний, формирование которых определено программами по математике, математике и конструированию, технологии и изобразительному искусству, изданными МО РФ.
Анализ практики показывает, что дети не готовы к выполнению творческих индивидуальных или групповых проектов по предмету «Технология». Об этом свидетельствуют ответы детей, учителей начальной школы и учителей технологии, преподающих в 5−6 классах, отчеты школьных психологов, мнения родителей учащихся 2−6 классов.
Это связано с отсутствием у детей развитого пространственного воображения, пространственных представлений, отсутствием навыков воплощения творческой идеи графическими средствами, а также с отсутствием элементарных знаний о способах графического отображения информации.
Такое положение сложилось из-за недостаточной разработанности методики преподавания технологии во 2−6 классах, отсутствия апробированных программ пропедевтического обучения графике. Поэтому необходимо разработать и апробировать программу пропедевтического курса графики в рамках образовательной области «Технология», разработать содержание и дидактические условия применения пропедевтического обучения учащихся 2−6 классов графике, разработать методику преподавания такого курса.
Наличие перечисленных выше противоречий свидетельствует об актуальности темы исследования.
Цель исследованияразработать оптимальное содержание и методику пропедевтического обучения учащихся 2−6 классов графике в процессе изучения образовательной области «Технология» .
Объект исследования: процесс обучения учащихся 2−6 классов образовательной области «Технология» .
Предмет исследования: содержание, формы и методы обучения учащихся 2−6 классов графике в процессе изучения образовательной области «Технология» .
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой обучение учащихся 2−6 классов графике в процессе изучения образовательной области «Технология» будет эффективно, если:
— установлен необходимый для обучения объем и уровень знаний, умений и навыков;
— разработана методика занятий с учетом возрастных особенностей детей;
— используются соответствующие содержанию и логике процесса усвоения знаний и овладения умениями средства, игровые ситуации, физкультпаузы и т. д.
В соответствии с предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить возможности усвоения знаний по графике учащимися 2−6 классов в процессе изучения образовательной области «Технология» .
2. Определить объем, уровень знаний, умений по графике, усвоение которых позволит детям оперировать образами воссоздающего и творческого воображения, воспроизводить свои творческие идеи графическими средствами, сформировать навыки работы с чертежными инструментами, навыки чтения простейших чертежей при работе со справочной литературой во время проектирования.
3. Определить средства, при которых учащиеся 2−6 классов могут усвоить знания из области графики как одного из видов информационных технологий.
4. Разработать и экспериментально проверить программу пропедевтического обучения графике учащихся 2−6 классов, ее эффективность в технологической подготовке школьников.
Методологической основой исследования являются следующие положения психологии и педагогики:
— теория о деятельной сущности человека и его творческой активности;
— системный подход к формированию знаний, умений;
— концепция целостности учебно-воспитательного процесса;
— концепция развития деятельности образовательных учреждений на основе интересов и потребностей детей независимо от пола.
Решению поставленных задач способствовало изучение научно-педагогических методов исследования, адекватных его предмету: изучение и анализ социологической, психологической, педагогической литературы, диссертационных исследований, наблюдения, педагогический эксперимент, беседы, анкетирование, изучение результатов продуктивной деятельности детей, изучение и анализ педагогического опыта, методы математической статистики при обработке результатов. Основным методом исследования явилась опытно-экспериментальная работа.
Исследование проводилось с 1992 по 1997 год на базе сш № 86 Кировского района г. Самары. Для получения необходимых сведений была проанализирована документация учителей начальной и средней школы, проведено анкетирование родителей, обследовано 186 учащихся 2−6 классов.
Научная новизна исследования состоит в том, что: — определено содержание обучения графике учащихся 2−6 классов в процессе изучения образовательной области «Технология» ;
— выявлены условия формирования графической грамотности у учащихся 2−6 классов;
— отобраны средства графической подготовки учащихся 2−6 классов в процессе изучения образовательной области «Технология» .
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты дополняют и расширяют теорию и методику обучения учащихся образовательной области «Технология», раскрыто содержание графической подготовки учащихся 2−6 классов, уточнены критерии отбора учебного материала.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изданы: методическое пособие «Черчение в начальной школе» [77], программа «Пропедевтический курс графики в образовательной области «Технология» (для учащихся 2−6 классов общеобразовательных школ), созданы 2 видеофильма: «Графическая подготовка младших школьников» и «Конкурс знатоков графики 3 класса». Данные настоящего исследования используются на курсах повышения квалификации в СИПКРО для учителей технологии, графики (черчения) и начальной школы.
Достоверность полученных результатов обеспечена использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, тщательным анализом материалов опытно-экспериментальной работы, теоретическими подходами к проблеме графической подготовки учащихся 26 классов, реализацией намеченной в ходе исследования методики обучения графике учащихся 2−6 классов, обеспечением преемственности графической подготовки во 2−9 классах, развитием познавательных интересов учащихся.
На защиту выносятся следующие положения:
— возможный объем знаний по графике, общих представлений о плоских и пространственных объектах, первоначальных знаний основных положений ГОСТов ЕСКД;
— содержание знаний и умений, которыми дети овладевают в процессе ознакомления с основами графической грамоты: умение оперировать образами воссоздающего и творческого воображения, анализировать геометрическую форму объектов, воспроизводить, сохранять и передавать графическими средствами различную информацию в процессе интегрированного обучения образовательной области «Технология» ;
— средства и программа пропедевтического обучения учащихся 2−6 классов графике, соответствующие процессу усвоения и содержанию знаний, умений.
Внедрение результатов исследования. Система уроков пропедевтического курса графики в образовательной области «Технология» используется учителями начальной школы на уроках математики, математики и конструирования, ТРИ За, учителями технологии и графики (черчения) Самарской области и других регионов России. Результаты исследования используются в курсе «Методика трудового обучения младших школьников» на факультете начальных классов Самарского педагогического университета, на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей технологии, графики (черчения) и начальной школы в СИПКРО и РИПКРО.
Апробация работы. Материалы исследования обсуждались и были одобрены на курсах повышения квалификации для учителей черчения в РИПКРО 20−25 мая 1995 года, на семинаре-совещании по внедрению образовательной области «Технология» в учебный процесс школ, проходившем с 27 октября по 2 ноября 1996 года в Брянском ГПУ, на третьей международной конференции «Роль и место образовательной области „Технология“ в содержании общего среднего образования» 1316 мая 1997 года в г. Брянске, на различных курсах и семинарах для учителей начальной школы, графики (черчения), технологии в процессе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников образовательных учреждений Самарской области.
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвину тую гипотезу и позволили сделать следующие общие выводы:
1. Разработка проблемы пропедевтического обучения учащихся 2−6 классов графике в образовательной области «Технология» с целью повышения уровня их графической грамотности и технологической культуры является одним из важных перспективных направлений со временного образования.2. Пропедевтическое обучение графике учащихся 2−6 классов способст вует развитию их пространственного воображения, пространствен ных представлений, логического мышления, эстетического вкуса, умения оперировать образами воссоздающего и творческого вооб ражения, а также способствует формированию навыков чтения чер тежей и другой конструкторской документации, воспроизведения творческих идей графическими средствами, грамотного и эстетично го оформления творческих проектов в образовательной области «Технология» .3. Экспериментальная проверка программы пропедевтического обуче ния учащихся 2−6 классов доказывает ее эффективность в технологи ческой подготовке школьников.4. Разработанные содержание и программа пропедевтического обуче ния графике учащихся 2−6 классов в образовательной области «Технология» соответствуют возрастным особенностям детей.5. Теоретический анализ возможностей использования метода проектов на уроках графики во 2−6 классах и эксперименталь ная их проверка показали, что применение метода проектов в процессе пропедевтического обучения графике в образователь ной области «Технология» повышает уровень знаний учащихся, усиливает мотивы учения, повышает интерес к изучаемому предмету, процессу учения в целом, создает благоприятньп! эмоциональный фон, позволяет интегрировать знания из многих школьных дисцип лин, усиливает самостоятельный, творческий характер учебной дея тельности, способствует совершенствованию организации учебной деятельности.6. Пропедевтическое обучение учащихся 2−6 классов графике в образо вательной области «Технология» облегчает младшим школьникам усвоение таких предметов как: «Математика», «Математика и кон струирование», «Технология», «ТРИЗ», «Изобразительное искусст во», учащимся 5−6 классов — усвоение таких предметов как: «Математика», «Технология», «Природоведение», «География», «Биология», а также облегчает усвоение предметов: «Геометрия», «Физика», «Технология», «Графика» («Черчение») в 7−9 классах.7. Пропедевтическое обучение графике учащихся 2−6 классов в образо вательной области «Технология», являясь частью общего учебно воспитательного процесса, дает возможность воспитать и развить личность учащегося, способного грамотно выполнить достаточно сложные, интересные и красивые творческие проекты в будущей профессиональной деятельности. Проведенное нами исследование не претендует на его полную за вершенность. В дальнейшем целесообразно разработать компьютерное сопровождение обучения учащихся графике с 1 по 8 классы, выявить содержание обучения учащихся графике в «неграфических» дисципли нах, разработать курс «Домашняя графика» для графического образо вания детей в процессе семейного воспитания.
Список литературы
- Дизайн-проект «Книжка-перевраль» Цели и задачи проекта:
- Определение значимости проекта.
- Работа над содержанием книжки-переврали.
- Выбор варианта изготовления.5.Выбор материала.6.Конструирование книжки.
- Художественное оформление (чертежи, эскизы, рисунки).8.Написание текста.
- Проект на плакате «Я вижу мир» Цели и задачи проекта:
- Выбор размеров и формы плаката.
- Выбор материалов для оформления (карандаши простые ицветные, тушь, гуашь, акварель, цветная бумага, вырезки изстарых журналов).
- Наблюдение объектов (пространственных геометрических тел, природных объектов, предметов быта).
- Выбор технологии изготовления.8.Изготовление плаката.
- Оценка содержания и качества оформления проекта. 10. Защита проекта. Ъ Основные проблемы при выполнении проектазвездочка обдумывания) КонкурентоспособностьНаглядность Удобство в эксплуатацииМежнредметные связи:1. Графика.
- Разработка вариантов решения проблемы. Банк идей. (Эскизы).
- Выбор и подробная разработка базового варианта. (Чертеж в определенном масштабе, размеры).
- Выбор материала (бумага, картон).
- Выполнение проекта. Изготовление макета плоской детали по ее чертежу.
- Проверка соответствия макета детали чертежу и заданным условиям.
- Разработка вариантов изготовления. Банк идей.
- Выбор и подробная разработка базового варианта.
- Выбор технологии изготовления.
- Изготовление макета пространственной детали.
- Оценка качества выполнения проекта и его оригинальности.
- Модернизация. Что можно улучшить сразу?9. Защита проекта. Основные проблемы при выполнении проекта (звездочка обдумывания) Межпредметные связи:1. Графика.2. Технология.3. Математика.
- Математика и конструирование.
- Разработка вариантов решения проблемы. Банк идей.
- Выбор и подробная разработка базового варианта.
- Выбор графических средств (тушь, гуашь, акварель, простые карандаши, цветные карандаши).5. Выбор цветовой гаммы.
- Выбор технологии изготовления орнамента.
- Художественное оформление базового варианта проекта.
- Оценка качества выполнения проекта, его оригинальности, художественно-эстетической ценности.
- Модернизация. Что можно улучшить сразу?10. Защита проекта. Основные проблемы при выполнении проекта (звездочка обдумывания) Межпредметные связи:1. Графика.2. Технология.3. Математика.
- Обоснование проблемы и значимости проекта.
- Разработка вариантов конструкции и художественного оформления открытки. Банк идей.
- Выбор и подробная разработка базового варианта. (Эскиз).
- Выбор материалов и графических средств.
- Выбор технологии изготовления.6. Изготовление открытки.
- Оформление надписей на открытке.
- Оценка качества выполнения проекта (количества и сложности геометрических построений, конструкции, цветового решения, оригинальности, эстетики и красоты).