Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе гибкой ассортиментной политики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное состояние теории конкурентоспособности производителя требует дополнительного её развития и, прежде всего, с точки зрения понятийного аппарата. На основе анализа существующих работ по рассматриваемой проблеме установлено, что иод конкурентоспособностью промышленного предприятия необходимо понимать комплексную характеристику субъекта хозяйствования за определённый период времени… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
    • 1. 1. Понятие и факторы конкурентоспособности предприятия
    • 1. 2. Ассортиментная политика: экономическая сущность и роль в повышении конкурентоспособности предприятия
    • 1. 3. Анализ подходов к формированию ассортиментной политики предприятия
      • 1. 3. 1. Стратегическая ассортиментная политика
      • 1. 3. 2. Оперативно-тактическая ассортиментная политика
    • 1. 4. Анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия
  • ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 2. 1. Алгоритм формирования ассортиментной политики предприятия
    • 2. 2. Методика оценки конкурентоспособности предприятия
    • 2. 3. Методика формирования ассортиментной политики предприятия
      • 2. 3. 1. Формирование стратегической ассортиментной политики
      • 2. 3. 2. Формирование оперативно-тактической ассортиментной политики
      • 2. 3. 3. Выбор предпочтительного варианта ассортиментной политики
    • 2. 4. Закономерности процесса формирования оперативно-тактической ассортиментной политики
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
    • 3. 1. Краткая характеристика объектов проведения эксперимента
    • 3. 2. Формирование ассортиментной политики ОАО «СЗОР»
    • 3. 3. Формирования ассортиментной политики ОАО «БЭСМ»

Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе гибкой ассортиментной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Становление рыночных отношений в России принципиально изменило для отечественных предприятий условия хозяйствования. Последние характеризуются повышенной нестабильностью, усилением динамичности внешней и внутренней среды, усложнением производственных связей, жёсткой, а иногда жесточайшей конкуренцией. При этом большинство российских производителей оказались неспособными адекватно и быстро адаптироваться к новым условиям и сохранять устойчивые рыночные позиции. Это негативно сказалось на положении промышленного сектора экономики России: с начала экономических реформ отмечается катастрофическое падение объёмов промышленного производства, рост издержек, резкое сокращение инвестиционных процессов, а в целом — снижение конкурентоспособности. Поэтому в современных условиях повышение конкурентоспособности предприятий является важнейшей проблемой, от решения которой зависит уровень процветания как самих российских компаний, так и обеспечение экономической безопасности страны в целом.

Различные аспекты проблемы конкурентоспособности предприятий рассматривались в трудах многих отечественных и зарубежных учёных: Г. Л. Азоева, И. Ансоффа, Е. П. Голубкова, А. П. Градова, П. С. Завьялова, Н. К. Моисеевой, М. Е. Портера, Л. М. Путятиной, А. А. Томпсона, С. Ю. Шевченко, А. Д. Шеремета, Н. С. Яшина и других. Эти работы внесли определённый научный вклад в исследование проблем управления конкурентоспособностью отечественных предприятий в период становления рыночной экономики и её функционирования.

Однако ряд проблем до настоящего времени исследован недостаточно. Так, не выработан единый общепринятый взгляд на содержание понятия конкурентоспособности промышленного предприятия. Недостаточно разработаны методологические и методические вопросы количественной оценки конкурентоспособности фирм. Практически отсутствуют работы по оценке значимости факторов конкурентоспособности производителя.

Проведённые исследования показали, что ключевым фактором роста конкурентоспособности промышленных предприятий является ассортиментная политика, предусматривающая поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов экономики: что, для кого и в каком количестве производить? Однако реальное воздействие на этот фактор конкурентоспособности со стороны предприятий связано с рядом трудностей различного содержания и масштабов. Прежде всего, нет единства в определении понятия «ассортиментная политика промышленного предприятия». Отсутствует также комплексный подход к формированию ассортиментной политики, учитывающий взаимосвязь стратегических и оперативно-тактических аспектов деятельности компании. Известные разработки по проблеме ассортиментной политики не предусматривают её формирование с учётом последствий принимаемых решений в области конкурентоспособности предприятия. Кроме того, широкое распространение получили упрощенные, приближённые методы планирования товарного ассортимента, слабо используются методы моделирования.

Недостаточная разработка теоретических, методических и практических исследований по указанным вопросам обуславливает необходимость применения системного подхода к проблемам повышения конкурентоспособности промышленного предприятия на основе гибкой ассортиментной политики в экстремальных условиях перехода к рынку.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по формированию ассортиментной политики, ориентированной на повышение конкурентоспособности промышленного предприятия.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— изучить современное состояние теории конкурентоспособности производителя, уточнить экономическое содержание конкурентоспособности промышленного предприятия и разработать методику количественной оценки изучаемого явления;

— исследовать и уточнить экономическое содержание ассортиментной политики как ключевого фактора конкурентоспособности предприятия;

— проанализировать известные подходы к формированию ассортиментной политики предприятия;

— разработать методику формирования ассортиментной политики, позволяющую принимать управленческие решения в максимальной степени нацеленные на повышение конкурентоспособности производителя;

— экспериментально проверить предложенную методику формирования ассортиментной политики на базе действующих промышленных предприятий.

Предметом исследования послужили теоретические и методические проблемы формирования ассортиментной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности промышленного предприятия.

Объектом исследования приняты промышленные предприятия Амурской области, выпускающие широкую номенклатуру продукции для различных отраслей народного хозяйства.

Теоретическую и методическую основу диссертационной работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных учёных, материалы периодической печати и научно-практических конференций по исследуемой проблеме.

В процессе решения поставленных задач использовались данные органов государственной статистики, бухгалтерской отчётности ряда российских производителей, а также результаты проведённых автором маркетинговых исследований. Диссертационное исследование выполнено с использованием системного подхода, методов научной абстракции, моделирования, анализа, синтеза, сравнительного и других общенаучных методов.

Степень научной новизны. К наиболее значимым результатам, имеющим научную новизну, относятся следующие положения:

— уточнено понятие «конкурентоспособность промышленного предприятия», отличающееся от известных в экономической литературе тем, что в нем превосходство предприятия перед конкурентами определяется состоянием ключевых финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических показателей, а также способностью производителя к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды;

— разработана методика оценки конкурентоспособности промышленного предприятия, которая, в отличие от существующих, в максимальной степени использует данные публичной отчетности компаний, позволяет оценить изучаемое явление количественно и управлять уровнем конкурентоспособности, что способствует принятию более эффективных управленческих решений;

— уточнено понятие «ассортиментная политика промышленного предприятия», которое, в отличие от известных определений, раскрывается как совокупность решений, направленных на повышение (либо поддержание) конкурентоспособности предприятия и определяющих номенклатуру, ассортимент, а также объёмы выпускаемой продукции;

— предложена комплексная методика формирования ассортиментной политики промышленного предприятия, позволяющая, в отличие от существующих подходов, принимать решения по выбору стратегической и оперативно-тактической ассортиментной политики, которые в максимальной степени способствуют повышению конкурентоспособности предприятия;

— с привлечением математического анализа установлены закономерности формирования оперативно-тактической ассортиментной политики производителя, отражающие взаимосвязь предпринимательского риска и показателя эффективности производства при изменении объёма выпускаемой продукции;

— разработана методика анализа безубыточности производства, позволяющая повысить достоверность результатов анализа безубыточности, т.к. в ней, в отличие от традиционного подхода, отсутствует допущение о неизменности цены реализации единицы продукцииобщие затраты и выручка от реализации могут являться как линейными, так и нелинейными функциямипредусмотрена возможность учёта разнообразных факторов, влияющих на изменение спроса.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием объективных данных органов государственной статистики, бухгалтерской отчётности предприятий, применением научных методов исследования и подтверждается положительным эффектом от внедрения полученных результатов на промышленных предприятиях Амурской области.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические результаты доведены до практических рекомендаций, применение которых будет способствовать повышению обоснованности ассортиментной политики, разрабатываемой промышленными предприятиями и на этой основе росту конкурентоспособности.

Материалы диссертационного исследования используются в дипломном проектировании, при чтении курсов «Стратегический менеджмент», «Конкурентоспособность предприятия», «Экономическая стратегия предприятия» в Амурском государственном университете.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались и обсуждались на 35 Международной научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» (г. Новосибирск, 1997 г.), Межвузовской научно-технической конференции «Студенты вузов — свободной экономической зоне „Находка“» (г. Находка, 1997 г.), 36 Международной научной конференции.

Студент и научно-технический прогресс" (г. Новосибирск, 1998 г.), Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права — Сочи 99» (г. Сочи, 1999 г.), Международной научно-практической конференции «Региональная экономика и межэтнические контакты на Дальнем Востоке» (г. Благовещенск, 2000 г.), а также на конференциях молодых учёных Амурского государственного университета (г. Благовещенск, 1996;1999 гг.).

Основные положения диссертации реализованы в ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской Революции» и ОАО «Благовещенский завод строительных материалов», что подтверждено соответствующими документами.

Публикации. По результатам исследования опубликовано 16 работ общим объёмом 3,9 печатных листа.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, 14 приложений, изложена на 215 страницах. Диссертация содержит 17 рисунков и 27 таблиц.

Список использованных источников

включает 152 наименования.

Основные результаты, выводы и рекомендации диссертационного исследования состоят в следующем.

1. Современное состояние теории конкурентоспособности производителя требует дополнительного её развития и, прежде всего, с точки зрения понятийного аппарата. На основе анализа существующих работ по рассматриваемой проблеме установлено, что иод конкурентоспособностью промышленного предприятия необходимо понимать комплексную характеристику субъекта хозяйствования за определённый период времени в условиях конкретного рынка, отражающую превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей — финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

2. Для оценки конкурентоспособности промышленного предприятия предложена комплексная методика, которая позволяет проводить широкомасштабные исследования конкурентоспособности производителей. В основу методики положено использование метода идеальной точки, сущность которого заключается в сравнении предприятия с условным эталонным, имеющим наилучшие результаты деятельности по сравниваемым параметрам. Методика позволила оценить конкурентоспособность анализируемых предприятий количественно, что способствовало принятию эффективных управленческих решений.

3. Установлено, что ключевым фактором роста конкурентоспособности промышленных предприятий является ассортиментная политика. В диссертации проведено уточнение данного понятия, что позволило более полно и точно отразить его смысл. Суть уточнения заключается в том, что ассортиментная политика промышленного предприятия раскрывается как совокупность решений, направленных на повышение (либо поддержание) конкурентоспособности предприятия и определяющих номенклатуру, ассортимент, а также объёмы выпускаемой продукции.

4. Использование разработанной методики формирования ассортиментной политики позволило выявить внутренние резервы повышения конкурентоспособности исследуемых предприятий. Оригинальность предложенной методики состоит в том, что в ней, впервые, во-первых, реализована системная увязка стратегических и оперативно-тактических решений по номенклатуре и ассортименту предприятия, во-вторых, в качестве генеральной цели формирования ассортиментной политики принята конкурентоспособность предприятия, в-третьих, введён модуль прогнозирования ряда определяющих показателей, что повышает достоверность анализа и обоснованность принимаемых решений, в-четвёртых, предложена экономико-математическая модель оптимизации оперативно-тактической ассортиментной политики по критерию «запас конкурентоспособности предприятия». Предложенная методика позволила провести выбор стратегической и соответствующей ей оперативно-тактической ассортиментной политики предприятий. В последнем случае использовалась разработанная оптимизационная модель, которая позволила определить рациональный объём производства продукции.

5. Сформулированные и доказанные теоремы позволили выявить закономерности формирования оперативно-тактической ассортиментной политики. Их суть состоит в том, что оперативно-тактическая ассортиментная политика, обеспечивающая максимальную прибыль от реализации продукции, приводит к минимизации предпринимательского риска, связанного с деятельностью предприятия, но, как правило, не обеспечивает максимально возможной эффективности производства. Обоснована необходимость обязательного учёта выявленных закономерностей при принятии решений по объёмам выпускаемой продукции.

6. При формировании ассортиментной политики необходимо знать не только оптимальные, но и минимально допустимые объёмы производства продукции. Последняя задача решена посредством анализа безубыточности производства, который проведен в соответствии с предложенной методикой. Разработанная методика выгодно отличается от традиционного подхода к анализу безубыточности по следующим причинам: отсутствует допущение о неизменности цены реализации единицы продукцииобщие затраты и выручка от реализации могут являться как линейными, так и нелинейными функциямипредусмотрена возможность учёта разнообразных факторов, влияющих на изменение спроса. В силу названных преимуществ повышается степень достоверности результатов анализа безубыточности.

7. Реализация методических разработок и предложений, представленных в диссертации, позволила повысить обоснованность формирования ассортиментной политики анализируемых предприятий и выявить на этой основе существенные резервы роста их конкурентоспособности.

Публикации по теме диссертации.

1. Ивахник Д. Е. Формирование хозяйственного портфеля предприятия // Материалы XXXV Международной научной конференция «Студент и научно-технический прогресс»: Экономика. Ч. 1. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1997. С. 12−14. (0,1 п.л.).

2. Ивахник Д. Е., Григорьева В. З. Проблемы формирования хозяйственного портфеля предприятия // Тезисы докладов Первой межвузовской научно-технической конференции «Студенты вузов — свободной экономической зоне „Находка“». Владивосток: Изд — во Дальневосточного гос. ун-та, 1997. С. 84−85. (0,1 п.л.).

3. Григорьева В. З., Ивахник Д. И. Принятие управленческих решений по формированию хозяйственного портфеля предприятия / Амурский гос. ун-т. Благовещенск, 1996. 28 с. Деп. в ВИНИТИ 08.07.97, № 2270-В 97 // РЖ «Экономика промышленности». № 12. 1997. С. 16. (0,8 п.л.).

4. Григорьева В. З., Ивахник Д. Е. Критерий оптимизации структуры предоставляемых услуг для получения максимальной прибыли // Вестник Амурского государственного университета. 1997. № 1. С. 11−13. (0,21 п.л.).

5. Григорьева В. З., Ивахник Д. Е. Принятие управленческих решений по формированию хозяйственного портфеля предприятия // Швейная промышленность. 1997. № 5. С. 4−7. (0,3 1 п.л.).

6. Ивахник Д. Е. Исследование процесса оптимизации структуры вы-пус/каемой продукции // Материалы XXXVI Международной научной конференция «Студент и научно-технический прогресс»: Экономика. Ч. 1. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1998. С. 69−70. (0,1 п.л.).

7. Григорьева В. З., Ивахник Д. Е. Совершенствование методики расчёта рисков при разработке бизнес — планов // Сб. материалов Всероссийской научнопрактической конференции «Инновационно — инвестиционные проекты и механизмы их реализации в условиях рыночной экономики». Пенза.: Приволжский Дом знаний, 1998. С. 35−41. (0,21 п.л.).

8. Ивахник Д. Е., Григорьева В. З. Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1. С. 9−12. (0,3 п.л.).

9. Ивахник Д. Е. Формирование рациональной ассортиментной политики как фактор устойчивого функционирования промышленных предприятий (на примере Амурской области) // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Региональные социально-экономические системы: формирование и особенности функционирования в переходной экономике». Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. С. 78−81. (0,2 п.л.).

10. Ивахник Д. Е. Проблемы промышленных предприятий Амурской области и пути выхода из кризиса // Материалы III Дальневосточной региональной конференции с всероссийским участием «Новые научные технологии в Дальневосточном регионе». Благовещенск: Изд-во Амурского гос. унта, 1999. С. 23−24.(0,11 п.л.).

11. Ивахник Д. Е. Проблемы анализа безубыточности производства // Сб. науч. тр. II Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права — Сочи 99»: Экономика. Ч. 1. М.: Изд-во Московской гос. академии приборостроения и информатики, 1999. С. 115−119. (0,22 п.л.).

12. Ивахник Д. Е. Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 1. С. 10−17. (0,4 п.л.).

13. Ивахник Д. Е., Григорьева В. З. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия на этапе формирования ассортиментной политики // Исторический опыт освоения Дальнего Востока. Выпуск первый. Экономические и социально-демографические проблемы. Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2000. С. 349−355. (0,42 п.л.).

14. Ивахник Д. Е., Григорьева В. З. Об ассортиментной политике как факторе конкурентоспособности товаропроизводителей на международных рынках // Исторический опыт освоения Дальнего Востока. Выпуск второй. Финансы и внешнеэкономическая деятельность регионов. Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2000. С. 313−314. (0,1 п.л.).

15. Ивахник Д. Е. Методологические аспекты обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий // Сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции «Проблемы эффективной организации производства и приоритеты инвестиционной политики». Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2000. С. 156−157 (0,1 п.л.).

16. Ивахник Д. Е. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия // Сб. науч. тр. III Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права — Сочи 2000»: Экономика. Ч. 1. М.: Изд-во Московской гос. академии приборостроения и информатики, 2000. С. 175−178.(0,22 п.л.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Д., Медведев В. П. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью. М.: Знание, 1992. 96 с.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.
  3. В.З., Шишаков МЛ. Введение в среду пакета Mathematica 2.2. М.: «Филинъ», 1997. 368 с.
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. 248 с.
  5. Ф.Н., Яровиков А. Н. Ассортимент и качество товаров: управление в регионе. М.: Азернешр, 1989. 183 с.
  6. А.В., Виноградов Г. В. Предприятие как объект моделирования. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1987. 48 с.
  7. В.Н., Герасимов Ю. Ю. Принятие оптимальных решений: теория и применение в лесном комплексе. Финляндия, Йоэнсуу: Изд-во университета Йоэнсуу, 1999. 200 с.
  8. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999.416с.
  9. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. 519 с.
  10. В.А., Юрченко Т. И., Новосёлов А. Л. Внутризаводское планирование в условиях работы предприятий на принципах полного хозрасчёта. М.: Знание, 1989. 103 с.
  11. В.А., Сорокин И. В., Апыхтин О. В. Маркетинг в управлении ассортиментом продукции предприятия // Кожевенно-обувная промышленность. 1994. № 3−4. С. 24−27.
  12. Л.К. Выбор и обоснование обобщающего показателя конкурентоспособности предприятия: На прим. строит, фирмы: Дис. канд. экон. наук. СПб, 1998. 160 с.
  13. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1997. 416 с.
  14. Л.Я., Левин А. И. Моделирование и прогнозирование спроса населения. М.: Статистика, 1978. 208 с.
  15. Л.Я., Левин А. И. Потребности, доходы, потребление. М.: Экономика, 1988 351 с.
  16. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика. 1974. С. 50, 97.
  17. И.Ю. Формирование производственной программы промышленного предприятия с учётом рыночной конъюнктуры: Дис. канд. экон. наук. М., 1996. 145 с.
  18. К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 175 с.
  19. В.М., Левин А. И. Экономико-математические модели спроса и расчёты на их основе. М.: Экономика, 1969. 149 с.
  20. З.Г. Организационно-экономические основы формирования ассортимента непродовольственных товаров: Автореферат дис. канд. экон. наук. Киев, 1981. 24 с.
  21. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху- Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995. 344 с.
  22. Д.Д., Веснин В. Р. Стратегия планирования // Социально-политический журнал. 1993. № 8. С. 95−104.
  23. В.В. Основы менеджмента: Учебник. М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, ЛТД», 1996. 384 с.
  24. Г. А., Городний В. П., Иванов М. Н., Астафьева В. В. Ассортиментная стратегия предприятия // Кожевенно-обувная промышленность. 1995. № 3−4. С. 12−13.
  25. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Гардарика, 1998. 296 с.
  26. Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологи-ческий анализ. М.: Изд-во МГУ, 1989. 239 с.
  27. М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 67−77.
  28. И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 480 с.
  29. А.Г., Дерябин А. А. Динамика цен на продукцию машиностроения. М.: Финансы и статистика, 1987. 51 с.
  30. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 1998. 416 с.
  31. Е.П. Планирование маркетинга // Маркетинг. 1996. N 4. С. 30−41.
  32. Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. 178 с.
  33. В.М. Экономический риск. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. 112 с.
  34. Р. Стратегические разработки нуждаются в инновациях // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6. С. 112−116.
  35. В.И. Экономико-математические модели годового планирования на предприятии. М.: Наука, 1975. 149 с.
  36. М.М. Формирование ассортимента и товарные запасы в торговле. М.: Экономика, 1974. 246 с.
  37. Е., Хёршген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А. М. Макарова. Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк., 1995. 255 с.
  38. М.Г., Соловьёв И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Издательство стандартов, 1991. 128 с.
  39. К. Введение в управленческий и производственный учёт: Пер. с англ. / Под ред. С. А. Табалиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. 560 с.
  40. В.И. Моделирование в задачах управления производством. М.: Статистика, 1980. 211с.
  41. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн.: НПЖ «Финансы, учёт, аудит», 1997. 464 с.
  42. А.П. Обеспечение конкурентоспособности ремонтно-строительных предприятий в условиях жилищно-коммунальной реформы: Дис. канд. экон. наук. СПб, 1998. 221 с.
  43. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. 195 с.
  44. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, 1991. 416 с.
  45. П.С. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 1995. № 12. С. 50−55.
  46. П. С. Российский рынок глазами маркетолога // Российский экономический журнал. 1995. N 7. С. 39 47.
  47. Ю.Б. Система факторов конкурентоспособности предприятия. Препринт научного доклада. Уфа.: УНЦ РАН, 1995. 32 с.
  48. Г. Л., Патрушева Е. Г. Экономические основы конкурентоспособности предпринимательского дела. Учеб. пособие. Ярославль: Изд-во Ярославского гос. университета, 1996. 88 с.
  49. Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник / Отв. ред. Савинов Ю. А. М.: Мысль, 1990. 364 с.
  50. А.И., Кремер Н. Ш., Савельева Т. И. Математические методы и модели в планировании. М.: Экономика, 1987. 320 с.
  51. . Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. по-слесл. В. А. Приписнов. М.: Экономика, 1991. 239 с.
  52. В. Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка // Маркетинг. 1992. N 3. С. 21−29.
  53. Дж. М. Распределение богатства. М.: Экономика, 1992. 447с.
  54. Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Под общ. ред. С. А. Панова. М.: ОАО «Издательство Экономика», 1997. 288 с.
  55. Т. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. О. С. Виханского. М.: Прогресс, 1987. 384 с.
  56. А.Д., Мироносецкий Н. Б. Оптимизация производственного планирования на предприятии. Отв. ред. И. М. Бобко. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1978. 335 с.
  57. Э.М. Концепция менеджмента. М.: «ДеКА», 1997. 304 с.
  58. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995. 702 с.
  59. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993. 224 с.
  60. С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешторгиздат, 1990. 216 с.
  61. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб: Наука, 1996. 589 с.
  62. Ш. Стратегия и политика предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 5. С. 92−93.
  63. А.И. Прогнозирование спроса населения. М.: Экономика, 1977. 145 с.
  64. В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  65. Я.Р., Катышев П. К., Пересецкий А. А. Эконометрика. 2-е изд., испр. М.: Дело, 1998. 248 с.
  66. К.Р., Брю СЛ. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. Т. 2. Таллин, 1993. 302 с.
  67. И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 1996. № 3. С. 33−39.
  68. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия. М.: Внешторгиздат, 1989. 152 с.
  69. Маркетинг промышленных товаров: Пер. с англ. / Общая ред. и предисловие Седова В. И. М.: Прогресс, 1978. 262 с.
  70. Маркетинг: Учебник / A.M. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С.А. Кра-сильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 560 с.
  71. В.Д. Формирование системы маркетинга на российских предприятиях: Дис. д-ра экон. наук. Новосибирск: ИЭ и ОПП, 1997. 432 с.
  72. А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. М: Прогресс. 1993. Т. 1. 415 с.
  73. Математические методы в планировании отраслей и предприятий / Под ред. И. Г. Попова. М.: Экономика, 1981. 336 с.
  74. М.Н. Совершенствование оценки конкурентоспособности субъектов хозяйствования (на примере предприятий Хабаровского края): Дис. канд. экон. наук. Хабаровск, 1996. 168 с.
  75. Менеджмент и рынок: германская модель. Учебное пособие / Под ред. проф. У. Рора и проф. С.Долгова. М.: Издательство БЕК, 1995. 480 с.
  76. Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева З. П., Са-ломатни Н.А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1995. 432 с.
  77. Ю.В. Фирма завоёвывает рынок // Общество и экономика. 1993. N5. С. 78 104 с.
  78. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. 702 с.
  79. Методика оценки конкурентоспособности машинотехнической продукции. М.: ЦНИИТЭИтяжмаш и ВНИИВС при ГВК СМ СССР, 1990. 32с.
  80. Методика подготовки бизнес-планов инвестиционных проектов // Российский экономический журнал, 1994. № 4. С. 49−63.
  81. Методы прогнозирования спроса. М.: Экономика, 1972. 174 с.
  82. B.C. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. Нальчик: Эль-Фа, 1996. 216 с.
  83. JI.A. Ассортиментная политика на рынке модных товаров (на примере одежды): Дис. канд. экон. наук. М., 1991. 195 с.
  84. Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 320 с.
  85. О.В. Формирование ассортиментной политики предприятия в условиях интенсивного обновления продукции: Дис. канд. экон. наук. СПб, 1993. 280 с.
  86. Г. И. Диверсификация производства. Благовещенск: АмурКНИИ. Дальневосточное отделение РАН, 1994. 224 с.
  87. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991. 304 с.
  88. Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / Л. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.- Под ред. А. Л. Спирина, О. Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1994. 296 с.
  89. . Торговля и цены факторов // Б. Селигмен. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс. 1968. С. 395.
  90. Ш. В. Организация советской кооперативной торговли. М.: Экономика, 1974. 97 с.
  91. Р.А. Планирование ассортимента на основе методов оптимизации. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1989. 96 с.
  92. В.А. Эффективность производства. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997. 172 с.
  93. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Ю. М. Осипова. М.: Тригон, 1992. 432 с.
  94. Основы экономического и социального прогнозирования: Учеб. для вузов / Д. М. Крук, B.C. Лукин, В. Н. Мосин и др., Под ред. В. Н. Мосина, Д. М. Крука. М.: Высш. шк., 1985. 200 с.
  95. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб: Изд-во СПбУЭиФ, 1992. 127 с.
  96. Л.А., Турнянская М. М. Формирование ассортимента товаров в розничной торговле. К.: Техшка. 1982. 96 с.
  97. Е.В. Сегментация рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 2. С. 15−26.
  98. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Между народ, отношения, 1993. 896 с.
  99. В.М., Семенов А. И. Модели планирования на предприятии. М.: Наука, 1978. 269 с.
  100. Портфель конкуренции и управления финансами / Отв. ред. Рубин Ю. Б. М.: «СОМИНТЕК», 1996. 736 с.
  101. Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20.05.94 г. № 498 // Портфель конкуренции и управления финансами / Отв. ред. Рубин Ю. Б. М.: «СОМИНТЕК», 1996. с. 589−600.
  102. Л.М. Товарная политика предприятия в условиях экономических реформ: Дис. д-ра экон. наук. М., 1994. 342 с.
  103. Л.С., Алиева Т. С. Толковый словарь русского языка. М.: ЮНВЕС, 1999. 560 с.
  104. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982. 430 с.
  105. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 496 с.
  106. Д. Начало политической экономии и налогового обложения//Сочинения. М., 1955. Т.1.
  107. Риски в современном бизнесе / П. Г. Грабовый, С. Н. Петрова, С. И. Полтавцев и др. М.: Издательство «Алане», 1994. 127 с.
  108. Рынок товаров: формирование, управление / А. В. Орлов, Ф. А. Крутиков, Ю. К. Твилдиани и др.- Под общ. ред. А. В. Орлова и Ф. А. Крутикова. М.: Экономика, 1986. 263 с.
  109. Э. Политика предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. С. 99−103.
  110. В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование. М.: Дело, 1999. 336 с.
  111. П. Экономика: Пер. с англ.: в 2-х т. М.: 1992. Т.2.415с.
  112. И.В., Апыхтин О. В., Афанасьев В. А. Определение уровня рациональной цены на товар с учётом спроса // Швейная промышленность. 1992. № 6. С. 10−12.
  113. О.Г. Формирование ассортиментной стратегии конверсируемого предприятия: Дис. канд. экон. наук. М., 1996. 162 с.
  114. Социально-экономическое положение Амурской области в 1999 г. // Амуроблкомстат. Благовещенск, 2000. 129 с.
  115. Справочник по математике для экономистов. М.: Высшая школа, 1987. 279 с.
  116. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / И. К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, А. В. Коротков и др.- Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997. 432 с.
  117. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США (опыт развития и новые явления). М.: Наука, 1990. 200 с.
  118. Ю.К., Аляутдинова Х. И. Обновление ассортимента товаров: экономический аспект. М.: Знание. «Новое в жизни, науке, технике». Сер. «Торговля и бытовое обслуживание», 1986. Вып. 7. 64 с.
  119. Теория анализа хозяйственной деятельности / Под общ. ред. В. В. Осмоловского. Мн.: Выш. шк., 1989. 308 с.
  120. Теория прогнозирования и принятия решений. Учеб. пособие / Под ред. С. А. Саркисяна. М.: Высшая школа, 1977. 351 с.
  121. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
  122. Я.В. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия: На прим. предприятий-производителей асбестовых техн. изделий: Дис. канд. экон. наук. Ярославль, 1998. 211 с.
  123. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1998. 416 с.
  124. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. М.: изд-во Перспектива, 1996. 405 с.
  125. Л.В. Социально-экономические аспекты оценки конкурентоспособности субъектов рынка (на примере потребительской кооперации): Автореферат дис. канд. экон. наук. Минск, 1999. 20 с.
  126. Э.И. Оценка конкурентоспособности предприятий на грузовом автомобильном транспорте: Дис. канд. экон. наук. М., 1996. 99 с.
  127. В.Н. Руководителю о принятии решений. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 1996. 272 с.
  128. Н.Ю. Государственное регулирование конкурентоспособности предприятий: Автореферат дис. канд. экон. наук. СПб, 1999. 20 с.
  129. Н.Г. Учёт и анализ в промышленном производстве США. М.: Финансы, 1971. 240 с.
  130. С.Ю. Обеспечение конкурентоспособности предприятий средствами инновационного развития производства: Автореферат дис. д-ра экон. наук. СПб, 1996. 32 с.
  131. Н.А. Адаптация предприятий строительного комплекса к рыночным условиям посредством маркетинговых стратегий: Автореферат дис. канд. экон. наук. Братск, 1997. 22 с.
  132. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент / Пер. с англ. М.: «Филинъ», 1996. 400 с.
  133. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. пре-дисл. и науч. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1993. 335 с.
  134. Энциклопедический словарь бизнесмена. Менеджмент, маркетинг, информатика / Под ред. М. И. Молдованова. К.: Техника, 1993. 856 с.
  135. Н.С. Исследование конкурентоспособности промышленного предприятия: методология и опыт: Дис. д-ра экон. наук. Саратов, 1997. 452 с.
  136. Borner D. Direct Costing als System der Kostenrechnung. Miinchen, 1961.
  137. Euroka Bill. Quality function deployment // Quail, Today, 1989, May. P. 33−39.
  138. Hare P., Fomin P. Industrial Competitiveness in Romania // Economic Systems. Osteuropa- institute Munchen. 1993. Vol. 17, No 2. P. 97−125.
  139. Porter M.E. Competitive Advantage: Creating a sustaining Superior Performance. N.Y.: Free Press, 1985. 557 p.
  140. Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competitors. N.Y. Free Press, 1980. 396 p.
  141. Quality Function Deployment: a Tool or a Philosophy // SAE Techn. Pap. Ser., 1989, 1 890 163. P. 1−4.
  142. Методика расчёта единичных показателей конкурентоспособности предприятия
  143. Составляющие конкурентоспособности предприятия Наименование показателя Расчётная формула Условные обозначения Источник получения информации
  144. Финансово-экономическая конкурентоспособность Коэффициент автономии кавт = СК/ВБ СК собственный капитал ВБ — валюта баланса Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»
  145. Коэффициент манёвренности kMH (СК — ВА)/ /СК ВА — внеоборотные активы Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»
  146. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками их формирования ко = (СК ВА)/33 33 — запасы и затраты Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»
  147. Коэффициент текущей ликвидности ктл = ТА/ТП ТА текущие активы ТП — текущие пассивы Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»
  148. Коэффициент обеспеченности собственными средствами коСС (СК — ВА)/ /ТА Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»
  149. Коэффициент рентабельности активов кра = ЧП/ВБСр ЧП чистая прибыль ВБср — средняя величина валюты баланса Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»
  150. Коэффициент рентабельности собственного капитала крСК ЧП/СКСр СКСр — средняя величина собственного капитала Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»
  151. Коэффициент рентабельности продукции kpil ПР/ЗП ПР — прибыль от реализации продукции ЗП — затраты на производство и реализацию продукции Форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках»
  152. Коэффициент финансовой устойчивости кфУ = СК/(ДП + +ТП) ДП долгосрочные пассивы Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»
  153. Составляющие Наименование Расчётная формула Условные Источникконкурентоспособности показателя обозначения получения информапредприятия ции
  154. Коэффициент kooe — ВР/Таср BP выручка Форма № 2оборачиваемости (нетто) от реа- «Отчёт ооборотных лизации прибылях исредств Таср средняя величина текущих активов убытках». Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»
  155. Маркетинговая Конкуренто- К — (1рп'1кп)/1эп Iprn 1кп, 1эп Данныеконкуренто- способность то- 43, С. 63−76. групповые ин- маркетинспособность вара дексы конкурентоспособности по регламентируемым, качественным и экономически показателям говых исследований
  156. Доля предпри- 1др nPi/nP ПР (- объём Данныеятия на рынке продаж 1-го товара предприятием ПР совокупный объём продаж i-ro товара на рынке бухгалтерского учёта. Данные маркетинговых исследований
  157. Коэффициент эффективности кЭр — Тзр/Твр Тзр темп роста (снижения) за- Данные бухгалтерсрекламы трат на рекламу Твр темп роста (снижения) выручки от реализации кого учета
  158. Составляющие конкурентоспособности предприятия Наименование показателя Расчётная формула Условные обозначения Источник получения информации
  159. Коэффициент годности основных фондов кгод = (ОФпер — И)/ОФпер ОФпер — первоначальная стоимость основных фондов И — эксплуатационный износ основных фондов Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
  160. Фондоотдача основных фондов Ф ВР/ ОФср Форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках». Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»
  161. Коэффициент загрузки производственной мощности кзагр = ВП/ВПмах ВП выпуск продукции в стоимостном исчислении ВПмах — максимально воз-мож-ный выпуск продукции в стоимостном исчислении Форма № БМ «Баланс производственной мощности»
  162. Кадровая конкурентоспособность Среднемесячная заработная плата работников Зср = ЗОТ / (12-Ч) ЗОТ годовые затраты на оплату труда Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
  163. Объём реализованной продукции на 1 рубль заработной платы V3n = BP / ЗОТ Форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках». Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
  164. Составляющие конкурентоспособности предприятия Наименование показателя Расчётная формула Условные обозначения Источник получения информации
  165. Производительность труда ПТ = BP / Ч Форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках». Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»
  166. Уровень трудовой дисциплины ктд=1-КД"/КД КДН количество человеко-дней, потерянных в результате нарушений трудовой дисциплины КД — общее количество отработанных человеко-дней Данные кадрового учёта
  167. Уровень образования промыш-ленно-производ-ственного персонала кобр = Чобр / Ч Чобр численность работников, имеющих специальное образование Данные кадрового учёта
  168. Составляющие Наименование Расчётная Условные Источникконкуренто- показателя формула обозначения полученияспособности информациипредприятия
  169. Результаты ранжирования внутренних факторов конкурентоспособности промышленного предприятия1 2 3 4 5 6 7 8 9
  170. Ассортиментная политика 1 1 1 1 2 1 1 1 1 10 1
  171. Личность руководителя 2 2 2 2 1 2 2 2 2 17 2
  172. Сбытовая политика 3 3 7 4 7 7 3 4 3 41 3
  173. Система управления финансами 4 7 6 3 3 3 5 7 6 44 4
  174. Наличие и полнота использования кадровых ресурсов 7 5 3 5 5 6 7 3 5 46 5
  175. Научно-технический уровень производства 6 6 5 7 4 4 4 5 7 48 6
  176. Ценовая политика 5 4 4 9 6 5 6 6 4 49 7
  177. Наличие и полнота использования информационных ресурсов 8 8 8 6 8 8 8 8 8 70 8
  178. Наличие и полнота использования материально-сырьевых ресурсов 12 9 10 8 9 9 11 10 9 87 9
  179. Коммуникационная политика 9 11 9 10 10 10 9 11 10 89 10
  180. Организация производства и труда 11 10 13 11 11 11 12 9 12 100 11
  181. Организационная структура предприятия 10 12 11 12 12 12 10 12 11 102 12
  182. Безопасность и экологичность производства 13 13 12 13 13 13 13 13 13 116 13
  183. Обработка результатов экспертного опроса, расчёт коэффициента конкордации производились согласно 62, С. 193−199.
  184. Произведём расчёт коэффициента конкордации, показывающего степень согласованности мнений экспертов. Для этого: 1. Определим среднюю сумму по формуле:1. S = 0,5 m (n + 1), где m число экспертов-п число объектов экспертизы.
  185. Определим алгебраическую разность между суммой баллов j-ro фактора и средним зна^ чением: dj = Sj S
  186. Рассчитаем сумму квадратов алгебраических разностей: к-Ё tfы
  187. Оценка согласованности мнений экспертов1. Факторы S dj
  188. Ассортиментная политика 63 -53 2809
  189. Личность руководителя 63 -46 2116
  190. Сбытовая политика 63 -22 484
  191. Система управления финансами 63 -19 361
  192. Наличие и полнота использования кадровых ресурсов 63 -17 289
  193. Научно-технический уровень производства 63 -15 225
  194. Ценовая политика 63 -14 196
  195. Наличие и полнота использования информационных ресурсов 63 7 49
  196. Наличие и полнота использования материально-сырьевых ресурсов 63 24 576
  197. Коммуникационная политика 63 26 676
  198. Организация производства и труда 63 37 1369
  199. Организационная структура предприятия 63 39 1521
  200. Безопасность и экологичность производства 63 53 28 091. Итого X X 13 480
  201. Ктих=(92 (133 13))/ 12 = 14 742
  202. Рассчитаем коэффициент конкордации Кк0Нк по формуле:
  203. Кконк = К / Ктах = 13 480 / 14 742 «0,91.
Заполнить форму текущей работой