Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методы управления жизненным циклом инновационной продукции в сфере информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационной работы. В экономике России постепенно происходят изменения, связанные1 с ее переориентацией с экспортно-ориентированного сырьевого пути на путь, инновационного развития высокотехнологичных отраслей. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ, утвержденные президентом в 2006 году, в т. ч. информационно-телекоммуникационные системы, безопасность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. ЪАнализ условий и факторов, влияющих на управление жизненным циклом инноваций в сфере информационных технологий
    • 1. 1. Ключевые понятия менеджмента инноваций и сферы информационных технологий
    • 1. 2. Состояние и проблемы сферы информационных технологий в России
    • 1. 3. Условия и факторы, влияющие на управление жизненным циклом инновационного программного обеспечения
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Методика управления созданием инновационного программного обеспечения
    • 2. 1. Принципиальные отличия в управлении жизненным циклом инновационного программного обеспечения
    • 2. 2. Особенности и методы управления жизненным циклом программного обеспечения
    • 2. 3. Методика управления созданием инновационного программного обеспечения
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Разработка методов управления жизненным циклом инновационного программного обеспечения, методики оценки эффективности и рисков проектов
    • 3. 1. Методы управления жизненным циклом инновационного программного обеспечения
    • 3. 2. Методика оценки рисков управления жизненным циклом инновационного программного обеспечения
    • 3. 3. Методика оценки эффективности управления жизненным циклом инновационного программного обеспечения
  • Выводы по главе 3
  • Глава 4. Рекомендации менеджерам проектов по управлению жизненным циклом инновационного программного обеспечения
    • 4. 1. Практическая оценка эффективности разработанных рекомендаций и осуществимости технических предложений
    • 4. 2. Рекомендации руководству предприятий-разработчиков по практическому использованию предложенных методов управления жизненным циклом инновационного программного обеспечения
    • 4. 3. Интернационализация как механизм корректировки управления жизненным циклом инновационного программного обеспечения
  • Выводы по главе 4.¦

Методы управления жизненным циклом инновационной продукции в сфере информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

* диссертационной работы. В экономике России постепенно происходят изменения, связанные1 с ее переориентацией с экспортно-ориентированного сырьевого пути на путь, инновационного развития высокотехнологичных отраслей. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ, утвержденные президентом в 2006 году, в т. ч. информационно-телекоммуникационные системы, безопасность и противодействие терроризму связаны с использованием программного обеспечения (ПО). Создание ПО, особенно инновационного «прорывного» предполагает огромные перспективы развития и широчайшие рынки сбыта. Кроме того, индустрия разработки ПО является одной из самых быстрорастущих в мировой экономике. Она обладает достаточно низкими входными барьерами и низким уровнем капитальных вложений.

Проблемами управления инновационной деятельностью и оценкой эффективности инноваций в своих исследованиях занимались отечественные и зарубежные ученые — В. А. Балукова, A.B. Васильев, Б. М. Генкин, В. В. Глухов, Г. Я. Гольдштейн, П. Друкер, П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Г. А. Краюхин, А. Б. Матюхин, В. И. Малюк, Л. Э. Миндели, В. Г. Медынский, Ю. П. Морозов, В. П. Попков, К. Ф. Пузыня, И. А. Садчиков, И. И. Сидоров, P.A. Фатхутдинов, А. Н. Цветков, JIM. Чистов, Й. Шумпетер и др.

Проблемам управления жизненным циклом инноваций в сфере информационных технологий (ИТ), имеющих большое число особенностей, — в отечественной науке уделяется мало внимания. Из исследований современных отечественных ученых можно отметить работы A.M. Вендрова. Исследования зарубежных ученых посвящены: управлению требованиями к ПО — работы К. Ви-герса, А. Коберна, Д. Леффингуэла, Д. Уидрига и др.- управлению непосредственно процессом создания ПО — исследования К. Бека, Р. Мартина, и др.- управлению ИТ-проектами (программной инженерии) — работы Э. Брауде, У.

Ройса, Д. Чарвата, Р. Высоцки, Л. Константина, И. Соммервилла, П. Джалотта, Р. Фатрелла, Д. Шафера и др.

Таким образом, существует достаточно большое количество исследований в области программной инженерии. Однако среди них практически нет, работ, посвященных непосредственно экономическому обоснованию управленческих решений на протяжении жизненного цикла ПО. Поэтому обращение к проблематике управления жизненным циклом инноваций в сфере ИТ, оценки их рисков и экономической эффективности, делает избранную тему исследования актуальной как с научной, так и практической стороны.

Предметом исследования являются методы управления жизненным циклом инновационного программного • обеспечения на предприятиях-разработчиках.

Объектом исследования выступают предприятия-разработчики инновационного программного обеспечения.

Цель исследования заключается в совершенствовании методов управления жизненным циклом инновационного программного обеспечения.

Для достижения сформулированной в работе цели поставлены следующие задачи: уточнить сущность и экономическое содержание понятия «инновационное программное обеспечение" — исследовать современное состояние и тенденции развития отечественной сферы информационных технологийвыявить особенности и проблемы развития управления жизненным циклом инновационного программного обеспеченияисследовать и проанализировать известные методы управления жизненным циклом программного обеспеченияразработать методы управления жизненным циклом инновационного программного обеспечения с учетом его специфических особенностейвыработать практические рекомендации по управлению Жизненным циклом инновационного программного обеспечения.

Научная новизна результатов диссертации заключается в следующем:

1. Уточнено сущностное содержание понятия «инновационное программное обеспечение», отличительная особенность которого заключена в специфике управления его жизненным циклом, связанным с радикально новыми технологическими и потребительскими свойствами продукта, с достаточно частыми изменениями требований, с особыми факторами риска.

2. Выявлены принципиальные отличия процессов управления жизненным циклом инновационного от «стандартизованного» программного обеспечения.

Предложена методика управления созданием ИПО с целью повышения гибкости и ускорения процесса его разработки, уменьшения рисков, повышения качества и эффективности управления жизненным циклом.

3. Разработаны методы управления жизненным циклом ИПО, обеспечивающие возможность повышения экономической обоснованности управленческих решений, точности определения потенциальных рисков и экономической эффективности, улучшения взаимодействия разработчиков и инвесторов.

4. Предложена методика оценки рисков, учитывающая вероятности появления риска и потенциальный ущерб, неравномерность распределения рисков по этапам жизненного цикла ИПО, зависимость риска от уровня новизны разработки.

5. Предложена методика оценки экономической эффективности проектов, обеспечивающая возможность учета особенностей ИПО, сравнения проектов со значительными вариациями их финансовых характеристик, произведения расчетов при меньшем объеме статистики и менее детальных прогнозах движения денежных потоков по сравнению с «доходными» методами.

6. Предложена модель системы поддержки принятия решений по управлению жизненным циклом инновационного программного обеспечения, обеспечивающая возможность повышения эффективности управления, минимизации рисков, повышения инвестиционной привлекательности.

Теоретической и методологической. основой диссертационной работы послужили представленные в трудах отечественных и зарубежных исследователей методологии управления и развития инновационной деятельности, оценки рисков и экономической эффективности. В работе использованы нормативные акты Российской Федерации: Федеральные законы РФ, Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, решения министерств и ведомств федерального и регионального управления.

Информационную базу исследования составили статистические данные предприятий индустрии разработки ПО в России, данные Росстата РФ и региональных органов статистики, результаты опросов специалистов, потребителей, материалы выставок и ярмарок в сфере ИТ, фактические материалы на порталах http://www.cft.ru, http://www.apkit.ru, http://www.sci-innov.ru и др.

Теоретическая значимость полученных результатов заключается в том, что предлагаемый автором подход к управлению жизненным циклом ИПО за счет синхронизации и учета особенностей, позволяет на практике выбирать наиболее целесообразные методы управления жизненным циклом, сравнивая их между собой по различным показателям. Разработанные автором теоретические основы методик определения первоначальной инвестиционной привлекательности, оценки рисков и экономической эффективности имеют универсальный характер и могут быть успешно применены в сфере ИТ.

Практическая ценность результатов диссертационной работы определяется предложениями автора по использованию предлагаемых методик, реализованных в ряде реальных проектов софтверных компаний Северо-Западного региона. Практический интерес представляет агрегированная модель системы поддержки принятия управленческих решений, которые разрабатываются в интересах эффективного управления жизненным циклом инновационной продукции в сфере ИТ. Внедрение предлагаемых методов в деятельность софтверных компаний позволит повысить инвестиционную привлекательность проекта и потребительскую привлекательность конечного продукта.

Апробация выводов и результатов исследования: Основные положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на научных конференциях: II международной конференции «Государство и бизнес. Вопро сы теории и практики: моделирование, менеджмент,"финансы» (СПб, 2010), научно-практической конференции «Инновационная экономика: опыт развитых стран и уроки для России» (СПб, 2010), VII международной научно-практической конференции «Инновационные технологии научных исследований социально-экономических процессов» (Пенза, 2009), научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава университета СПбГЭ-ТУ «ЛЭТИ» (СПб, 2008, 2009, 2010), межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Современные проблемы менеджмента» (СПб, 2008, 2009, 2010), Всероссийской конференции студентов и молодых ученых «Современные концепции менеджмента» (Гатчина, 2007).

Теоретические положения, выдвинутые в диссертации, реализуются в учебном процессе СПбГЭТУ при преподавании курса «Современные проблемы инновационного менеджмента». Практические результаты и рекомендации работы реализуются в деятельности ООО «Антарес» (г. Великий Новгород), в одном из первых отечественных разработчиков ИПО для мобильных устройств, ООО «ЭргоАйТи» (г. Санкт-Петербург), предприятии с инновационными разработками в области эргономики программных систем.

Структура диссертации определяется поставленной целью, задачами и логикой исследования и отражена в содержании диссертационной работы, состоящей из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источ^ ников.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель и задачи работы, отражены научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов.

В первой главе рассмотрена роль, — состояние, проблемы и тенденции развития инноваций в сфере ИТ в России. Выявлены особенности, проблемы, условия и факторы, влияющие на управление их жизненными циклами1. Определено, что для. повышения эффективности управления ЖЦ ИПО необходимо синхронизировать его экономические и. технические аспекты. Произведена детальная аргументация-цели исследования, актуальностинаучной задачи и. частных научных задач диссертации, определены основные противоречия в, вопросах управления жизненным циклом ИПО, намечены пути и методы их разрешения.

Во второй главе уточнены принципиальные технические и экономические отличия процессов управления жизненным циклом инновационного и Ч стандартизованного" программного обеспечения. Проведен анализ сущест-. вующих методов управления жизненным циклом ПО, выявлены их особенности, достоинства и недостатки. Разработана методика управления созданием ИПО с целью повышения гибкости и ускорения процесса его разработки, уменьшения рисков, повышения качества и эффективности управления жизненным циклом.

В третьей главе разработаны методы управления жизненным циклом ИПО. Разработаны методики оценки первоначальной инвестиционной привлекательности проекта, оценки рисков и экономической эффективности жизненного цикла ИПО. Доказана научная новизна и полезность разработанных методов и методик.

В четвертой главе даны рекомендации руководству предприятия по практическому использованию предложенных методов управления жизненным циклом ИПО и частных методик. Проведены экспериментальные исследования практической применимости рекомендаций. На примере конкретной организации продемонстрированы полезность и-эффективность разработанных методов и методик. Предложена модель системы поддержки принятия решений по управлению жизненным циклом ИПО, направленная на повышение эффектов ности управления. Предложены практические рекомендации по осуществлению процесса интернационализации отечественных инновационных предприятий.

В заключении представлены основные результаты и выводы, намечены направления дальнейших исследований.

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 10 научных работах общим объемом 2,9 п.л. .

Выводы по главе 3.

1. Для обеспечения возможности повышения экономической обоснованности управленческих решений, точности определения потенциальных рисков и экономической эффективности, улучшения взаимодействия разработчиков и инвесторов автором разработаны методы управления жизненным циклом инновационного программного обеспечения, представленные на рисунке 3.1. Пунктирной линией выделены уточненные и усовершенствованные существующие методы, штриховкой — методы разработанные автором.

Предлагаемые МУИПО разделены по приоритету использования на представленных «этапах продвижения» и различных «инвестиционных» стадиях, и по направленности на ключевые субъекты деятельности инновационного предприятия (на потребителей, инвесторов и кредиторов).

С точки зрения устоявшихся взглядов на продвижение как «продажу» автором с учетом специфики ИПО уточнены предпочтительные маркетинговые методы, использующие компетентность продавца. Методы, основаны на концепции «интегрированных маркетинговых коммуникаций». В соответствии с ней на практике целенаправленно используют четыре ключевые «коммуникации маркетинга»: рекламу, связи с общественностью, прямой маркетинг и стимулирование сбыта. Они ориентированы на представление новых потребительских свойств ИПО с целью успешной коммерциализации разработки.

Как показала практика продаж, для ИПО принципиально важное значение получает. метод семплинга. Он заключается в представлении потенциальному потребителю демонстрационной версии коммерческого ИПО, распространяемой условно бесплатно и имеющей определенные ограничения функциональности по сравнению с основной версией (ограничение времени работы программы, количества запусковблокирование доступа к важным функциям, например сохранению файла и т. п.). Необходимость применения метода семплинга обусловлена тем, что у потенциального потребителя не имеется представлений о сущности ИПО, его функциональных особенностях и преимуществах, т.к. оно принципиально ново для рынка и в отличие от «традиционного» ПО его практически не с чем сравнить.

В соответствии с методом сопровождения продукта в послепродажный период предприятие-разработчик ИПО осуществляет улучшение, оптимизацию и устранение обнаруженных в процессе эксплуатации дефектов и недоработок ИПО, а также добавление новой функциональности для повышения удобства использования и расширения областей, применения ИПО. Данный метод способствует формированию положительного имиджа предприятия-разработчика.

Продажи ИПО могут осуществляться: в стандартном «коробочном» исполнении, в «электронном» виде через интернет (продажа с сайта разработчика или официального распространителя), через специализированные сервисы-автоматы. Возможна установка «под ключ». Способ продажи зависит от специфики ИПО, его «физических» размеров, сложности внедрения и т. п.

Предложенные маркетинговые методы за счет адаптации и учета особенностей ИПО, способствуют улучшению потребительской привлекательности часто не имеющего аналогов специфического инновационного продукта.

На этапе «коммерциализации» ИПО самым важным субъектом деятельности предприятия выступает потребитель. На более ранних этапах, т. е. на этапах «разработки» и «идейном», приоритет направленности внимания предприятия-разработчика ИПО смещен в сторону инвесторов и кредиторов, без финансовых средств которых часто невозможно успешно завершить высокотехнологичный программный проект.

Потенциального потребителя интересует сам продукт, в т. ч. его функциональные и эргономичные свойства, инвесторов и кредиторов — потенциал развития проекта и связанная с ним доходность вложений. Таким образом, используемые методы продвижения должны быть направлены на улучшение восприятия проекта инвесторами и кредиторами, т. е. на улучшение его инвестиционной привлекательности, снижение рисков и повышение ЭЭ.

В связи с этим автором предложен метод, использующий компетентность производителя. Данный метод основан на применении ряда разработанных автором методик для придания новых потребительских свойств ИПО на «идейном» этапе и этапе «разработки». За счет применения предлагаемых далее методик оценки рисков и оценки эконрмической эффективности производитель может дать большую обоснованность и весомость личным оценкам ключевых параметров риска и эффективности. Уверенность, квалификация и осведомленность разработчика за счет применения предлагаемых методов управления ЖЦ ИПО может способствовать получению кредита или инвестиций на более выгодных для него условиях. В дополнение к методикам оценки рисков и эффективности, автор предлагает методику определения первоначальной инвестиционной привлекательности проекта, ориентированную на повышение компетентности разработчика в коммуникациях с потенциальными инвесторами и кредиторами, начиная с самых ранних стадий проекта, фактически с появления идеи будущей разработки. Тем самым предложенный метод в определенной части решает ключевую проблему управления ЖЦ высокотехнологичных инноваций связанную со сложностью своевременного привлечения внешних финансовых средств в необходимом объеме на приемлемых условиях.

В связи с обоснованной автором принципиальной взаимосвязью «продвижения» ИПО и технологии его создания по результатам анализа технических и экономических аспектов процесса его разработки предложен метод, основанный на представлении новых технологических свойств ИПО. При использовании существующих методов выявления мнения и функциональностоимостного анализа и главным образом предложенной автором методики управления созданием ИПО продукт не только «выгодно» представляется инвестору, но и «наполняется» новыми технологическими свойствами. Эти свойства важны инвесторам, кредиторам и конечным потребителям.

Мнения экспертов и опыт инвестиционной деятельности свидетельствуют, что на стартовом «посевном» этапе проекта возникают наибольшие трудности во взаимодействии разработчиков и инвесторов. Ни у тех, ни у других, как правило, нет четкого понимания интересов и вполне обоснованных требований противоположной стороны. Для минимизации этого «взаимонепонимания», автором разработана методика оценки первоначальной инвестиционной привлекательности проекта, представленная на рисунке 3.2.

На основании выполнения проектом определенных типичных «входных» требований инвесторов, например, связанных со сроком реализации проекта, необходимым объемом инвестиций, требуемым пакетом акций, доходностью проекта для инвестора, этапом продвижения или ЖЦ, приоритетом разработки, наличием готового «плана выхода» из проекта, осуществляется «сужение» круга потенциальных инвесторов.

Далее определяется перечень «ключевых составляющих успешного проекта» (5), например, интересная перспективная идея, качественный бизнес-план, успешная команда проекта, активный руководитель-лидер, хорошо апробированная технология, опыт создания ИПО, положительный имидж предприятия-разработчика, региональная регистрация предприятия-разработчика. Эти клют чевые составляющие оцениваются по предлагаемой балльной шкале (х^). Также определяются усредненные веса значения ключевых составляющих (5) для каждого инвестора с использованием метода анализа иерархии, т. е. выясняется, насколько важен для каждого конкретного инвестора определенный показатель.

По результатам определения балльных оценок (х^) и весов (т^/) ключевых составляющих рассчитывается новый коэффициент первоначальной инвестиционной привлекательности Нц проекта (к) для инвестора'(/), по формуле на рисунке 3.2. 0№ показывает, насколько данный проект является потенциально успешным и «подготовленным» для инвестирования.

Методика оценки первоначальной инвестиционной привлекательности выступает достаточно хорошим инструментом инвестора и разработчика. Инвестору МОИМИ с помощью коэффициента (Нктах) позволяет выбрать наиболее инвестиционно-привлекательный для него проект из имеющегося портфеля проектов в соответствии с его требованиями. Менеджеру проекта МОИМИ представляет необходимую базовую информацию по требованиям инвестора. Она позволяет предприятию-разработчику сократить затраты времени и средств на поиск «своего» инвестора для проекта посредством коэффициента (Н!тах) за счет того, что обращение осуществляется целенаправленно к конкретному инвестору с предоставлением пакета необходимых документов, расчетов, бизнес-плана с детальным описанием ключевых составляющих проекта, соот-' ветствующих требованиям конкретного инвестора.

2. Повышенные риски ЖЦ ИПО по отношению к ПО обуславливают нет обходимость более точной и обоснованной их оценки для улучшения достаточно невысокой инвестиционной привлекательности проектов в условиях неопределенности и недостатка исходных статистических данных.

Вместе с тем, существующие методы оценки рисков не позволяют в полной мере учесть факторы, оказывающие наибольшее влияние на такую оценку, в т. ч. неравномерность распределения отдельных факторов риска по времени ЖЦ проектастепень влияния таких фактороввозможные потери при различных комбинациях факторов риска, непостоянство нормы дисконта на различных этапах ЖЦ инновации.

— Известные методы оценки риска в большинстве своем обладают высоким субъективизмом и не позволяют сформировать релевантное множество факто.

— 1 к ров риска, не учитывают взаимное влияние этих факторов, а если и позволяют его учесть, то эта процедура является очень трудоемкой или требует большого объема исходной статистической информации.

Для решения этих проблем, автором разработана методика оценки рисков (МОР), представленная на рисунке 3.3. Она базируется на методе кумулятивного построения нормы дисконта. В предлагаемой МОР премия за риски и соответственно норма дисконта являются многофакторными величинами в отличие от «кумулятивного построения», где премии без обоснований назначаются экспертами. Они зависят от субъективных вероятностей появления конкретных факторов риска (событий), от величины последствий или ущерба, возможного при наступлении событий, от значимости этапа ЖЦ ИПО с точки зрения преобт ладающих на нем рисков, — от коэффициента инновационности и от номинальной безрисковой ставки ссудного процента.

Преимущества предлагаемой МОР заключаются, главным образом, в мо' дифицированном методе определения нормы дисконта. В отличие от традиционного вычисления нормы дисконта по методу «кумулятивного построения», формулы (3.11) и (3.12) МОР позволяют учёсть: не только вероятности появления риска, но и величины их последствий, т. е. потенциальный ущерб проектанеравномерность распределения риска на различных этапах ЖЦ ИПО за счет определения премий на каждом конкретном этапе ЖЦнеравнозначность этапов ЖЦ ИПО из-за преобладания на них различных конкретных рисков за счет применения весового коэффициента (дт) — относительность величины премии за риск за счет введения в расчеты номинальной безрисковой ставки ссудного процента (Я) — • зависимость премии за риск от’уровня новизны разработки за счет введения коэффициента инновационности (Аг/н"0У).

Кроме того, предлагаемая методика позволяет определить нормы дисконта как для проекта в целом, так и для каждого конкретного этапа ЖЦ ИПО, что делает возможным учет рисков при частичном финансировании проекта.

3. Полученная в результате применения МОР норма дисконта может быть использована для вычисления динамических показателей эффективности. В МОР представлен вариант оценки привлекательности проекта с точки зрения потенциальных рисков, когда проект рекомендуется к дальнейшему детальному рассмотрению, т. е. аудиту (due diligence), если все динамические показатели, а именно: чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), дисконтированный индекс доходности (DPI) и дисконтированный период окупаемости (DPP), удовлетворяют критериальным значениям этих показателей (NPVKp и др.), выбранным инвесторами.

Однако такой подход не позволяет оценить обобщенную экономическую эффективность проекта, сравнивать между собой проекты с различными значе-. ниями динамических показателей эффективности. К тому же, мы согласны с обоснованной критикой многих ученых в адрес самих представленных показателей ЭЭ как не отражающих суть деятельности предприятия. Но, тем не менее, практика инновационной и инвестиционной деятельности показывает, что от этих показателей не «отстраниться», т.к. они требуются повсеместно почти в каждом бизнес-плане проекта.

Вместе с тем, мы считаем, что оценку ЭЭ проекта ИПО можно улучшить на базе представленных динамических показателей. Для этого необходим учет особенностей ИПО. Для решения данной проблемы автором разработана методика оценки экономической эффективности проектов, представленная на рисунке 3.4.

Она обладает рядом преимуществ по сравнению с существующими методами оценки ЭЭ и позволяет: учесть особенности ИПО за счет применения предлагаемой многофакторной формулы расчета нормы дисконта;

— сравнивать проекты со значительными вариациями их финансовых характеристик за счет нормирования показателей эффективностипроизводить расчеты при меньшем объеме статистики и менее детальных прогнозах движения денежных потоков по сравнению с «доходными» методами за счет применения мультипликаторовучесть мнение о значимости конкретных показателей ЭЭ в итоговой оценке эффективности проекта для каждого инвестора.

Если динамика развития предприятия-разработчика позволяет определить темпы его роста, но, тем не менее, финансовые показатели конкретного инвестиционного проекта не очевидны, то автором предлагается оценивать соответствующие денежные потоки, прибыль и др., используемые для расчета динамических показателей эффективности, с помощью «мультипликаторов».

Глава 4 Рекомендации менеджерам проектов по управлению жизненным циклом инновационного программного обеспечения.

4.1 Практическая оценка эффективности разработанных рекомендаций и осуществимости технических предложений.

Как показала практика работы над реальными проектами по .СиП ИПО, предлагаемые в главах 2.3, 3.1−3.3 исследрвания методы и методики в достаточной степени эффективны. Это подтверждается актами внедрения результатов диссертации. Например, в ООО «Антарес», одном из первых отечественных разработчиков ИПО для мобильных устройств, предлагаемые нами «Методы продвижения ИПО» позволили повысить эффективность продвижения ИПО в ходе реализации проекта «Коммерсант 2». Методы УИПО привели к повышению прибыли почти на 4% по сравнению с похожим проектом «Коммерсант 1», реализованным без применения данных методов. Также ООО «Антарес» отмечена целесообразность и успешность применения предлагаемых автором методик: МОПИП, МОР и МОЭП.

Для определения эффективности предлагаемых методов продвижения ИПО нами предложена и обоснована методика оценки эффективности методов управления жизненным ИПО, представленная на рисунке 4.1.

Методика позволяет производить качественную оценку эффективности методов продвижения на основе экспертных опросов, количественную — на основании измерения в рублевом эквиваленте полученного результата и затраченных для его получения ресурсов.

Для качественной оценки сначала осуществляется выбор ключевых показателей эффективности методов продвижения (/'). Например, для методов нацеленных на повышение инвестиционной привлекательности это могут быть: своевременное получение инвестиций в необходимом объеме и на приемлемых для разработчика условиях и др. Выбранные показатели оцениваются в баллах по И-балльной шкале. Определяютсяих субъективные веса (т^) в, итоговой оценке эффективности. На основании полученных данных рассчитывается показатель эффективности методовпродвижения (Ж) по формуле:

Ж = * -х, 100% (4.1).

Далее производится интерпретация полученного результата. Эмпирически установлено, если показатель эффективности больше или равен 70%, то методы высоко эффективны, от 30 до 70% - обладают средней эффективностью, меньше 30% - низкой эффективностью.

Затратами ресурсов для методовпродвижения является стоимость их внедрения и эксплуатации на предприятии, оцениваемая в рублях. Сюда входят затраты на обучение сотрудников, на автоматизацию некоторых операций и-др.

Ключевым результатом для маркетинговых методов, использующих компетентность продавца, является, прежде всего, выручка. Косвенными результатами могут являться повышение степени удовлетворенности потребителей предлагаемыми инновационными продуктами, улучшение имиджа предприятия-разработчика и др.

Ключевым результатом для метода, использующего компетентность производителя, как и для метода, основанного на представлении новых технологических свойств ИПО, являются полученные инвестиции или кредитные средства, в необходимом объеме вовремя и на достаточно выгодных для разработчика условиях: Косвенными результатами могут являться, например, повышение качества продукта, уменьшение рисков.

Эффективность определяется как соотношение результата и затрат ресурсов. Ниже представлены результаты экспериментальных исследований разработанных практических рекомендаций для проекта «Коммерсант 2».

Эксперты предприятия оценили результаты применения методов продвижения в виде полученных инвестиций. Ими была дана следующая оценка (*/): своевременность получения инвестиций (А): 7 баллов из 10'- получение требуемого объема инвестиций (В): 8 балловприемлемость условий инвестиционной сделки (С): 7 баллов.

Рисунок 4.1 — Предлагаемая методика оценки эффективности методов управления жизненным? циклом инновационного программного обеспечения.

Далее эксперты определили веса данных параметров, с помощью метода, анализа иерархии, через составление матрицы парных сравнений, представленной в таблице 4.1.

Заключение

.

В соответствии с поставленной целью и задачами диссертации были сделаны следующие выводы и предложения:.

1. Проведенное исследование мировой и отечественной сферы информационных технологий позволило выявить роль и значимость инновационного программного обеспечения.

2. Внедрение предлагаемых методов управления жизненньш циклом ч.

ИПО в деятельности предприятия-разработчика «прорывного» ПО позволит повысить инвестиционную привлекательность его проектов и потребительскую привлекательность его продуктов. Это осуществляется за счет механизмов убеждения, сначала потенциальных инвесторов, а затем и потребителей вполезности и прибыльности мало осязаемых продуктов и технологий на основе представления новых потребительских и технологических свойств ИПО.

3. Предлагаемая методика оценки первоначальной инвестиционной привлекательности проекта позволяет предприятию-разработчику сократить затраты средств и энергии на поиск «своего» инвестора для проекта. Методика оценки рисков повышает точность и обоснованность определения потенциальных рисков. Методика оценки экономической эффективности позволяет учесть особенности ИПО, сравнивать проекты со значительными вариациями их финансовых характеристик и производить расчеты при меньшем объеме статистики и менее детальных прогнозах движения денежных потоков по сравнению с «доходными» методами.

4. Предлагаемая методика управления созданием ИПО позволяет синхронизировать его экономические и технические аспекты. Она представляет определенные конкурентные преимущества разработчику за счет выявления моментов для коммуникации с ключевыми субъектами деятельности предприятия и предложения целесообразных методик.

5. Программная система поддержки принятия решений для менеджеров проектов, которую планируется разработать в ходе дальнейших исследований, предоставит по результатам анализа входных параметров проекта рекомендации по выбору потенциального инвестора, предпочтительной методики создания ИПО, определению рисков и ЭЭ проекта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Стратегия, развития науки и инноваций’в Российской Федерации" на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной" комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
  2. Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. N 1493-р
  3. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998−20 005 годы: Постановление Правительства Российской Федерации № 832 от 24 июля 1998 г.//Рос. газ. 1998. — 19 авг.
  4. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям- Третье издание Перевод на русский язык. М.: ЦИСН, 2006. — 192 с.
  5. Руководство Фраскати, издание на русском языке, Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). Париж и Центр исследований и статистики науки (ЦИСН), Москва, 1995. 278 с.
  6. В. А., Марков М. А. Проблемы продвижения инноваций в сфере высоких технологий. Инновации. 2008. — № 05. — с. 113−117. (0,3 /0,1 п.л.)
  7. В. А., Марков М. А. Методика оценки рисков в проектах продвижения инноваций.' Инновации. 2010. — №. 1 — с.-. (0,3 / 0,2 п.л.)
  8. В. А., Марков М. А. Технологии разработки инновационного программного обеспечения, учитывающие требования рынка." Информационно-управляющие системы. № 1, 2010 с.-. (0,8 / 0,6 п.л.)
  9. В. АМарков М. А. Особенности продвижения на рынок инноваций в сфере информационных технологий. Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». — 2008. № 6. — с.43−49 (0,45 / 0,35 п.л.)
  10. М. А. Методика создания инновационного программного обеспечения. Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2010. — № 2. — с.52−58 (0,45 п.л.)
  11. М. А. Проблемы продвижения на рынок инновационной продукциив сфере информационных технологий. Материалы Всероссийской конференции студентов и молодых ученых. Гатчина: ЛОИЭФ, 2007. — т.1 — 196 е.- сД 55−157 (0,2 п.л.)
  12. Е. С., Марков М. А., Минина В. Н. Интернационализация как успешная стратегия развития компаний в сфере информационных технологий.
  13. Инновационная экономика: опыт развитых стран и уроки для России: материалы науч.-практ. конф. 26 марта 2010 г.: 4.1 / ред.кол.: Л. Г. Симкина (отв.ред.) и др. СПб: СПбГИЭУ, 2010. — 417 с. — с.138−145 (0,45 / 0,10 п.л.),
  14. Отчет о НИР «Исследование и разработка методологических основ формирования экспортного потенциала Российской инновационной экономики». СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010.
  15. Личный опрос представителей отечественных предприятий по. созданию инновационного программного обеспечения.
  16. А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учебник. 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 544 с.
  17. Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер. с англ. — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
  18. Ю. В. Ускорение научно-технического прогресса: Теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988.
  19. Л. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 1989.
  20. М. Социально-экономическое содержание инновации на предприятии // Вестник Московского Университета. Сер 6. «Экономика».- 1995. № 1. С.62−71.
  21. А. И. Современная социология организаций. Учебник. М.: Ин-терпракс, 1995 — 296 с.
  22. Ф. Никсон. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности. М.: Издат. Стандартов, 1990.
  23. П. Ф. Энциклопедия менеджмента. Пер. с англ. — М.: Вильяме, 2004. —432 с.
  24. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник / Л. С. Барютин и др.- под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Экономика, 2004 518 с.
  25. P.A. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2006. — 448 с.
  26. Инновационный менеджмент / J1. М. Гохберг, С. Д. Ильенкова, В. И. Кузнецов, С. Ю. Ягудин- Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права М.: МЭСИ, 2003 — 67с.
  27. Программное обеспечение: учебное пособие / О. JI. Голицына, T. JI. Парты-ка, И. И. Попов — 2-е изд. М.: ФОРУМ, 2008. — 448 с.
  28. Информатика: Учебник / Под общ. ред. А. Н. Данчула. Изд-во РАГС, 2004. -528 с.
  29. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики / Д. В. Соколов, А. Б. Титов, M. М. Шабанова СПб: ГУЭФ, 1997.
  30. Инновационный менеджмент: научное издание / Э. А. Уткин, Г. И. Морозова, Н. И. Морозова. М.: АКАЛИС, 1996. — 208 с.
  31. H. Н. Инновационный процесс: Организация и маркетинг: дис. д-ра экон-х наук: 08.00.05 / Молчанов Николай Николаевич — СПб, 1995 379 с.
  32. Э. Архитектура компьютера. 5-е изд. СПб.: Питер, 2007. — 844 с.
  33. Ф. С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах). 3-е изд. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. -760 с.
  34. Г. М. Системный анализ организационно-управленческих проблем научно-технического прогресса. Киев: Знание, 1981.
  35. W., Moris L. 4-th Generation R&D: Managing Knowledge, Technology and Innovation. N.Y. 1999. PIX-X.
  36. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина- сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1988. 479 с.
  37. Инновационный менеджмент: Учеб, пособие для вузов / А. И. Гаврилов, А. Г. Городнов, Ю. П. Морозов 2-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 471 с.
  38. Инновационное предпринимательство (Учебное пособие) / В. Г. Медынский, Л. Г. Шаршукова М.: ИНФРА-М, 1997. — 240с.
  39. Cooke Ian, Mayers P. Introduction to Innovation and Technology Transfer. Boston: Artech House, Inc., 1996. Part Д. 124 p.
  40. . Управление научно-техническими нововведениями / пер. с англ. — М.: Экономика, 1989. 388 с.
  41. . Инновация как средство экрномического развития / пер. с венгер. — М.: Прогресс, 1990. 376 с.
  42. Dodgson М. The management of technological innovation: An international and strategic approach. Oxford University Press, 2000. — 248 p.
  43. В. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988.
  44. Ф. Прибыль // Вехи экономической мысли. Теория факторов производства. Т. 3. Под ред. В. М. Гальперина.- СПб.: Экономическая школа. 1999.
  45. С. А. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Филинъ, 1997.
  46. А. Л. Инновационный менеджмент, 1999.
  47. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций М.: АНХ 1999.-296 с. :
  48. Guide to the Software Engineering Body of Knowledge (SWEBOK) Electronic resource. — Electronic data. IEEE 2010 — Mode access-http://www.computer.org/portal/web/swebok
  49. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» Электронный ресурс. Электрон, дан. — [М.].: ЭКСПЕРТ РА, сор. 1997−2010. — Режим доступа: http ://www.raexpert.ru/
  50. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий Электронный ресурс. Электрон, дан. — [М.].: АП КИТ, сор. 2008. — Режим доступа: http://www.apkit.ru/
  51. Robert К. Wysocki. Project Management Process Improvement. 2004 ARTECH HOUSE, INC.
  52. Jack T. Marchewka. Information technology project management 2006.
  53. Техника финансового анализа 10-е изд. / Э. Хелферт. — СПб: Питер- 2003. — 640 с.
  54. Л. Человеческий фактор в программировании. — Пер. с англ. — СПб: Символ-Плюс, 2004. 384 с.
  55. Принципы работы с требованиями к программному обеспечению. Унифицированный подход / Дин Леффиигуэлл, Дон Уидриг пер. с англ. — М.: Вильяме, 2002. — 448 с.
  56. Ф. Маркетинг менеджмент. Экс пресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб: Питер, 2006. 464 с.
  57. The Spirit of the RUP Electronic resource. Electronic data. — Rational Software 2001- Mode access: www-106.ibm.com/developerworks/rational/library/ con-tent/RationalEdge/decO 1/TheSpiritoftheRUPDecO 1 .pdf
  58. Эд. Путь камикадзе Пер. с англ. — М.: ЛОРИ, 2001. — 256 с.
  59. ДеКарло Д. eXtreme Project Management. Экстремальное управление проектами / Дуг ДеКарло- Пер. с англ. Финогенова М. С., Смыковской Е.И.- Науч. ред. Баженов АД, Арефьев АО. М.: Компания p.m.Offlce, 2005. — 588 с.
  60. А. Современные методы описания функциональных требований к системам. М.: ЛОРИ, 2002. — 266 с.
  61. К. Применение UML и шаблонов проектирования. 2-е изд.: пер. с англ. М.: Вильяме, 2004. — 624 с.
  62. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.-278с.
  63. Экстремальное программирование / Кент Бек СПб: Питер, 2003. — 224 с.
  64. М., Скотт К. UML. Основы. Пер. с англ. — СПб: Символ-Плюс, 2002. — 192 с.70- Хохлов.Н. В: Управление риском: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239 с.
  65. Экономика знаний, / В. В. Глухов, С. Б.-Коробко, Т. В. Маринина. — СПб.: Питер, 2003. —528'с.
  66. Clare J., Hinderlang Т., Pritchard R. Capital Budgeting. Planning and Control of Capital Expenditures. — Prentice-Hail, 1979.
  67. А.О. Нечетко-множественный анализ риска фондовых инвестиций // На сайте http://www.terrahumana.ru/main.htm СПб, 2002. — 181 с.
  68. А.О. Методические основы моделирования финансовой деятельности с использованием нечетко-множественных описаний: дис. д-ра экон-х наук: 08.00.13 СПб, 2003.-280 с.
  69. В. В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании — М.: Наука- 1972. — 429 с.
  70. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б. М. Генкин. — 7-е изд., доп. — М.: Норма, 2007. — 448 с.
  71. . М. О показателях эффективности и принципиальных схемах мотивации эффективной работы / Б. М. Генкин, М. И. Козлова // Вестник ИНЖЕ-КОНа. Сер. Экономика. — 2004. — Вып. 4(5). — с. 3−9.
  72. JI. М. Теория эффективного управления социально-экономическими системами. СПб.: Астерион, 2005. — 575 с.
  73. Л. М., Збрицкий А. А. Эффективность функционирования социально-экономической системы: обобщающий критериальный показатель (2-й вариант теоретического обоснования) // Общество. Среда. Развитие. № 3, 2007. — с. 3−14.
  74. X. Н. К проблеме создания системы управления предприятием в условиях переходной экономики // Труды Всероссийского симпозиума по экономической теории. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. — с. 31−44'. ¦
  75. И. И. Логистическая концепция управления предприятием. — СПб: ДНТП общества «Знание»: ИВЭСЭП, 2001.-168 с.
  76. В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. -СПб: Питер, 2001. 224 с.
  77. А. И. Инвестиции: вопросы и ответы. — М.: Юриспруденция, 2006. — 256 с.
  78. В. В. Курс финансового менеджмента: учеб. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. -448 с.
  79. А. Быстрая разработка программного обеспечения: Пер. с англ. М.: ЛОРИ, 2002.
  80. Практическое руководство по экстремальному программированию / Дэвид Астелс, Гранвилл Миллер, Мирослав Новак. М.: Вильяме, 2002. — 320 с.
  81. Л. Анализ требований и проектирование систем. Разработка информационных систем с использованием UML: Пер. с англ. — М.: Вильяме, 2002 432 с.
  82. Кватрани Т. Rational Rose 2000 и UML. Визуальное моделирование: пер. с англ. -М.: ДМК Пресс, 2001. 176 с.
  83. Т., Листер Т. Человеческий фактор: успешные проекты и команды, 2-е издание. Пер. с англ. — СПб: Символ-Плюс, 2005. — 256 с.
  84. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения / А.
  85. , Г. Буч- Дж. Рембо СПб: Питер, 2002: — 496 с.
  86. Экспертиза инновационных проектов. СПб: изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. — 175 с. 94! Jack Greenfield,' Keith Short. Software' Factories: Assembling Applications with" ' Patterns, Models, Frameworks, and Tools. John Wiley & Sons, New Y-ork, 2004 — 500 p.
  87. Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы. — Пер. с англ. — СПб.: Символ-Плюс, 1999. — 304 с.
  88. , П. Ф. Энциклопедия менеджмента. — Пер. с англ. — М.: Вильяме, 2004. —432 с.
  89. Разработчики ПО выступают единым фронтом / Д. Жуйков // Наука и технологии РФ Электронный ресурс. Электрон, журн. — 2009. — 20 окт. — Режим доступа: http://www.strf.ru
  90. ABBYY приняла участие в создании Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» / It World Электронный ресурс. — Электрон, журн. 2009. — 23 окт. — Режим доступа: http://www.it-world.ru
  91. Россия: Разработчики ПО готовят схемы ухода от налогов / Н. Генина // Cnews Электронный ресурс. — Электрон, журн. — 2009. — 8 сен. — Режим доступа: http://www.cnews.ru
  92. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.-896с.
  93. J.N. (1988).The Eclectic Paradigm of International Production: A Restatement and Possible Extension. Journal of International Business Studies, Vol. 19, No 1, pp. 23−41.
  94. Johanson, J., Vahlne, J: E. (1990). The Mechanism of Internationalization. International Marketing Review.Vol. 7, No. 4, pp. 11−24. -,
  95. , J., & Mattsson, L.G. (1988). Internationalization in industrial systems: A network approach, In: Hood, N., Vahlne, J-E., (eds), Strategies in global competition. CroorrrHelm, London, pp. 194−213.
  96. McDougall, P.P., & Oviatt, B.M. (1994). Toward a Theory of International New Ventures, Journal of International Business Studies, Vol. 25, No. 1, pp. 45−62.
  97. McDougall, P.P., & Oviatt, B.M. (2000). International entrepreneurship: The intersection of two research paths, Academy of Management Journal, Vol. 43, pp. 902−908.
  98. , E. (1959). The Theory of the. Growth of the Firm. Oxford: Basil Blackwell- Welch, L., & Luostarinen, R. (198 $). Internationalization evolution of a concept, Journal of General Management, Vol. 14, No. 2, pp. 34−55.
  99. , J.L., & Beamish P.W. (1995). Adapting to foreign markets: Explaining internationalization, International Business Review, Vol. 4, No. 2, pp. 115−131.
  100. План интернационализации предприятий малого и среднего бизнеса www. euro-sme.eu
  101. И.В. Пути совершенствования российского экспорта наукоемкой продукции в условиях интернационализации научно-технических связей: дис. канд. экон. наук. Государственный Университет Управления — М, 3004.
  102. Четвертое ежегодное исследование родсийской индустрии экспортной разработки программных решений, услуг и продуктов. Ассоциация «РУССОФТ», 2007. 47 с.
  103. Российская индустрия экспортной разработки программного обеспечения. Пятое ежегодное исследование. НП «РУССОФТ», 2008. 46 с.
  104. Российская индустрия экспортной разработки программного обеспечения. Шестое ежегодное исследование. НП «РУССОФТ», 2009. 114 с.
  105. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем: пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
  106. Даморан-А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004'. — 1342 с.
  107. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / С. В. Черемньщ И.О. Семенов- B.C. Ручкин. М.: Финансы и статистика, 2006. -192 с.
  108. Guide to the Software Engineering Body of Knowledge: 2004 (SWEBOK). Alain Abran, James W. Moore. 200 pages.-April 2005 ISBN 0−7695−2330−7
  109. P. Управление высокотехнологичными программами и проектами-3-е изд.-М.: АйТи, ДМК Пресс, 2004.-472 с. '
  110. ГОСТ 34.601−90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания. -Введ. 29.12.90.-М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2009. 6 с.
  111. ISO/IEC 12 207: 1995 «Information Technology Software Life Cycle Processes»
  112. ГОСТ P ИСО/МЭК 12 207−99 «Информационные технологии. Процессы жизненного цикла программных средств»
  113. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 16 326−2002 «Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12 207 при управлении проектом»
  114. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15 271−2002 «Руководство-по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12 207 (Процессы жизненного цикла программных средств)»
  115. CMMI Overview Electronic resource. Electronic data. — Carnegie Mellon University 2010 — Mode access: http://www.sei.cmu.edu/cmmi/
  116. IT Service Management Zone Electronic resource. Electronic data. — ITIL 2006 — Mode access: http://www.itil.org.uk/
Заполнить форму текущей работой