Эстетическая ценность и прогноз в проектной культуре: Дизайн-проект второй половины XX века
Результаты изучения специальной литературы свидетельствуют, что в искусствоведческойj технико-эстетическойкультурологическойлитературе работ по проблемам взаимосвязи эстетической- «ценности» и «прогноза» в дизайн — проекте явно недостаточноПроект как продукт важнейшегоэтапаt создания? современных промышленных изделий так же изученне досконально. Статистическими данными*. (32),(62),(135… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ
- XX. — НАЧАЛО XXI вв.)
- 1. Дизайн в сфере взаимодействия искусств
- 2. Взгляды о происхождении художественно конструкторской экспрессии
- 3. Дизайн как художественная практика и социальное явление вторая половина XX века)
- 4. Изменения в отечественной системе художественного конструирования (дизайна) конец XX — начало XXI века
- ГЛАВА II. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТЕ
- 1. О взаимосвязи категорий «эстетическое» и «ценностное" — технико-эстетическое»
- 2. О ценности в дизайн-проекте
- 3. Дизайнер как субъект коллегиальной художественноконструкторской деятельности
- 4. Ценность в процессе и продукте дизайн-проектирования
- 5. Природа ценности в проекте индустриального дизайна
- Ценность проекта и дизайнированного предмета
- ГЛАВА III. «ПРОГНОЗ» В ДИЗАЙН-ПРОЕКТЕ. ПРОГНОСТИКА В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ
- 1. Методы научного прогнозирования в проектах индустриального дизайна
- 2. Дизайн-проект как прогноз
- ВЫВОДЫ
Эстетическая ценность и прогноз в проектной культуре: Дизайн-проект второй половины XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Результаты изучения специальной литературы свидетельствуют, что в искусствоведческойj технико-эстетическойкультурологическойлитературе работ по проблемам взаимосвязи эстетической- «ценности» и «прогноза» в дизайн — проекте явно недостаточноПроект как продукт важнейшегоэтапаt создания? современных промышленных изделий так же изученне досконально. Статистическими данными*. (32),(62),(135) подтверждено, что последние десятилетия практическую реализацию получает около трети составляемых дизайн — проектов. Остальная масса полезных идей* и оригинальных замыслов не находит воплощенияЭто — своеобразный банкпродуктов" активной дизайнерской мысли и резерв, который с позиций теории ценностейнуждаетсяв осмыслении и систематизации: Следует: упомянуть о специфике подходовк рассмотрению названных материалов, заведомо зная, что исследования" будут иметь. комплексныйинтегральный? характер, системную' оценку, включая? нетолько органолептические, интуитивистские: (иконические) модели, но и: статистическо-метрологические методы!
Можно утверждать, что до сего времениисследователями! не: предложеныварианты структуры ценности дизайн — проектадаже на уровне гипотез не исследована динамика? «прироста» ценности в процессе проектирования от эскиза — до рабочего дизайн — проекта:
Прогностические аспекты процессовсоставления" и содержания именно дизайнерских, а не: инженерныхпроектов также освещены недостаточно. Работыавторов (Г. Минервина, М. ФедороваЭ. Григорьева, Е. Лазарева? и др:) лишь затрагивают основные моменты прогностики дизайна.
Указанное: в совокупности образует заметную «нишу» средиискусствоведческих исследований этого вида деятельности. Разработка типологии: прогнозов, используемых дизайнерами, совмещенная с гипотетическим моделированием по вопросам аксиологической проблематикивсегда выступающейв единстве с целым комплексом искусствоведческих проблем, позволяет глубже понять природу научного дизайн — предвидения, и культурную роль названного типа креативной экспрессии.
Полувековой исторический период, охватываемый настоящим исследованием, системность художественной культуры, в которой функционирует дизайн, а также не устоявшаяся окончательно научная: терминология «технической эстетики» диктуют необходимость обращения к истории художественного конструирования, а также применения адекватных методов изучения исходных феноменов и: фактических материалов, анализируемых в диссертации.
В работе над диссертацией на основе сравнитеблъно-исторического и системного подходов применены следующие методы исследования:
— хронологическая экстраполяция в разработке авторской концепции;
— категориальные анализ и синтез (философский анализ);
— дедуктивно — индуктивный метод;
— типологическое (структурно — графическое) моделирование;
— экспериментальное дизайн — проектирование изделий;
— органолептический и квалиметрический (традиционно используемые при оценке эстетических достоинств конкретных дизайн-проектов);
Автор опиралсяi на ряд теоретических положений из различных отраслейзнания, принимаемых аксиоматически:
— Искусствоведческая и культурологическая трактовка сущности «эстетическое» (М. Герман, Ю. Скатерщиков, И. Маца, М. Каган, Т. Горбунова, JI. Столович, А. Буров, JE Новикова и др.).
— Современное понимание содержания «эстетического» в дизайне (Г. Минервин, Э. Григорьев, М. Федоров, Э. Илейников, О. Дробицкий и др.) с анализом и дополнениями диссертанта.
— Характеристики государственной системы дизайна в СССР (П-й половины XX века) (Г. Минервин, М. Федоров, В. Леснов и др.).
— Концепция социальной роли (значимости) отечественного художественного конструирования, (дизайна) (К. Рождественский, Э. Розенблюм, Л. Грейнер, а также Ю. Соловьев F. Минервин, Э. Григорьев, М. Федоров, Е. Лазарев, И: Вакс, Б. Клубиков, Н. Валькова, Ю. Грабовенко и др.).
— Информация по системе подготовки дизайнерских кадров в 1970 — 1990 г. г. (Г. Минервин, И Вакс, 3. Быков, Е. Лазарев, С. Данилов, Ю. Назаров и др.) с обобщениями и дополнениями диссертанта.
— Положения психологической5 «архитектоники» личности (Б. Теплов, О. Добрович, Л. Выготский, а также Ю. Леонтьев, В. Тугаринов, Л. Рубинштейн и др.).
— Авторские версии сущности программированного обучения (А. Молибог, Н. Никандров, Н. Болдырев, М. Виноградова и др.).
— Концепция" содержания процессов формирования сложных политехнических умений (Е. Милерян, Б. Теплов, ВЧернов и др.).
— Эргономика. Принципы и" рекомендации (Б. Ломов, ВЗинченко, В. Мунипов, ПКудин и др.).
Теоретическая новизна обусловлена целью настоящей работыи состоит во введении в современную? историю, теорию, методику и практику дизайна результатов диссертационного исследования.
По дефиниции «ЦЕННОСТЬ»:
1) Дана характеристика состояния системы дизайна в СССР (II й половины XX века) и произошедших изменений? к 2000 году в ее подсистемах (практика, образование, теория).
2) Конкретизированы связи понятий «эстетическое"-"технико-эстетическое"-"ценностное». Обосновано определение «ценностное» как потенциальная ценность.
3) Предложена структура (теоретическаямодель) ценности индустриального дизайн-проекта. На основе динамики прироста значимости" в процессе проектирования от эскиза до завершенного дизайн-проекта.
4) Теоретически выведена ценность дизайнера — специалиста в коллегиальном проектировании.
5) Предложена типология дизайнеров профессионалов по креативному признаку.
6) Уточнены психологические характеристики работников творческого коллектива.
7)> Составлена структурно-логическая модель технико-эстетической новизны.
По категории «ПРОГНОЗ»:
1) Предложена типология прогнозов, применяемых в дизайнировании (по ряду критериев).
2) Определены методы прогнозирования и проведена их классификация применительно к практике дизайна.
3) Дана характеристика индустриального дизайн-проекта как прогноза.
4) Впервые включен в научный оборот термин «версифактный» прогноз.
5) Выявлены взаимосвязи дефиниций «ценность * и прогноз» для дизайнерских проектов.
6) Определены и сформулированы принципы дизайн — проектирования. Охарактеризованы их отличия от принципов дизайн — деятельности.
Разделяемое диссертантом и подтвержденное в работе признание дизайн-проекта коммуникатом, материальным носителем, (сигналом) определенного5 сообщения необычайно^ важно, т.к. объем и значимость рациональной и эмоциональной информации, содержащейся в проекте, по отношению к научно-техническому прогрессу и развитию культуры могут быть:
1) полезными (ценными в настоящий момент, в прошлом, важными для будущего);
2) нейтральными (не имеющими сколь-нибудь заметного влияния на эволюционные процессы, с учетом масштабности);
3)" вредными (оказывающие отрицательное воздействие на известные виды жизнедеятельности, эстетическую среду, культуру).(К.Д.) По масштабу общественного влияния ЦЕННОСТИ, согласно последним, исследованиям аксиологов, допустимо подразделять на:
1) значимости для отдельного субъекта (личности);
2) ценности для социальной группы, класса, профессионального слоя;
3) значимости народного (национального) характера;
4)* ценности интернациональные, общечеловеческие.
Ценность" и «Объема сообщаемых сведений» также находятся в определенной зависимости, иногда диалектически противоречивой. Известно, что недостаточность информационного объема может повлечь за собой неоднозначную (или искаженную) трактовку содержания сообщения. С другой стороны, недосказанность, эмоционального содержания зачастую побуждает воображение зрителя* (воспринимающего) — достраивать, «дорисовывать» образ, чем развивает его активностьпоследнее может быть положительным или отрицательным воздействием на результативность деятельности, (65).
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
• при чтениилекций? студентам: и аспирантам по истории художественного конструирования, теории дизайна и прогностике;
• при составлении учебных программ и методических пособийосвещающих вопросы истории и теории технической эстетикии прогнозирования;
• в проведении более углубленных экспертиз выявления качества дизайнпроектоввыработке корректив в оценке проектных активов (банков проектной информации);
• специалистами музейного дела и работниками архивов научно-технической информации;
• в патентно-лицензионной работе экспертами агентств по авторским правам и интеллектуальной собственностипатентными поверенными;
• исследователями — теоретиками в областях: аксиологиипрограммирования, феноменов научного предвиденияНастоящая работа направленана устранение в известной степени существующего пробела истории и теории дизайна, касающегося связи содержания? дефиниций «ценность» и «прогноз» с динамикой (последовательностью) дизайн — проектирования и его продуктомпроектом, практикой творческого1 участия автора (группы авторов) в созидательном дизайн? — процессе. Исследование должно способствовать также дальнейшему формированию общей теории, творчества. В — конечном итоге результаты диссертационного исследования могут содействовать: повышению качества работы дизайнеров, дизайн — проектов, приумножению эстетических достоинств: объектов организации предметной среды, выведению культуры проектирования и участия? авторов в коллегиальной работе на более высокий уровень.
У отечественных исследователей существует по крайней мере два мнения о «границах дизайна». Первая группа авторов в научных источниках определяет дизайнерскую деятельность как «проектирование». Естественнопоэтому признать продуктом такого процесса «дизайн — проект». Однако, как справедливо замечает Н. Воронов (2002 г.), использование термина «проект» как равнозначного «дизайну» вряд ли состоятельно. «Проектирование», «проект» — понятия постоянно и давно применяющиеся в инженерноконструкторском творчестве (без участия дизайнеров и учета эстетического фактора формообразования). Кроме того, в настоящее время термином «проект» стали называть все, что угодно: от новых предложений по архитектурному строительству, концертов, организации съемок нового фильма, реформы транспортного обслуживания и т. п. — до международных программ о сотрудничестве.
Наряду с этим сама профессиональная деятельность такого рода распространилась в нескольких (многочисленных) направлениях: дизайн графический, информационный, web-дизайнсредовой, индустриальный (или промышленный), дизайн интерьера и оборудования, дизайн костюма и др.(65).
Ряд авторов высказывают мнение, что. «дизайн» — термин, относительно недавнопришедший к нам из-за рубежа, и ссылаются на перевод английского «design» — чертеж, рисунок. Но имеются факты, опровергающие эту позицию. Аргументами здесь являются также указания на отечественное «художественное: конструирование» и «художник — конструктор» -определения, бытовавшие в 60 — 70 годах у нас в стране. Более того, специалисты — выпускники художественно-промышленных ВУЗов получали в то время специальность именно «художник-конструктор" — с записью в» дипломе.
Дополнительные сложности втерминологии создаются еще и"тем, что «дизайном» теперь называют сам процесс художественно-промышленного творчества и результат: уже не «проект», но «дизайнированный предмет». А целью дизайна считают «гармонизацию взаимосвязей человека и предметно-пространственного окружения» (среды). Все это обосновывает последующуюверсию «всеобщего проникновения» и понятие «тотальный дизайн», включающий преобразование самого субъекта творчества.
Такое состояние понятийного аппарата! и терминологии, вероятно, нельзя считать продуктивным. Необходимы дополнительные исследования для уточнения! и конкретизации содержания технико — эстетических дефиниций. Решению ряда названных вопросов посвящена и эта работа.
Объектом исследования является: Проектная дизайн практика как явление культуры, как вид преобразовательной деятельности, рассмотренный на примере отечественного индустриального дизайна второй половины XX века.
Предмет исследования составляют'. «Ценность» и «прогноз», их суть и специфика, определяемые практикой составления современного дизайнпроекта.
Цель диссертации осуществить комплексный анализ художественного конструирования (дизайна) с позиций ряда искусствоведческих, культурологических, философских и психологических, педагогических и технико-эстетических концепций, имеющих важное значение для совершенствования современной и будущей практики дизайнирования.
Реализация этой цели в диссертации осуществляется посредством решения следующих задач:
1) охарактеризовать практику отечественного художественного конструирования второй половины XX века, определив произошедшие изменения—.
2) уточнить социокультурную роль дизайна как вида деятельности- 3″) выявить взаимосвязи категорий «эстетическое — технико-эстетическое ценностное».
Предложить модель структуры «ценность дизайн — проекта" — «ценность дизайнера" — «ценность проекта дизайнирования».
5) Разработать типологию «технико-эстетической новизны»:
6) Определить характеристику дизайнера как субъекта профессиональной деятельности;
Предложить структурно-логическую схему специфики мышления этого специалиста;
8) Уточнить сходство и отличия инженерного и дизайн — проектирования;
9) Охарактеризовать связи процессов прогнозирования и дизайнирования;
10) Разработать типологию прогнозов, применяемых в индустриальном дизайне;
11) Выявить связи и зависимости содержания дефиниций «ценность» и «прогноз», определяемого практикой проектирования в индустриальном дизайне второй половины XX века.
Работа построена на материале истории и теории дизайна, разработок искусствоведения, ряде психологических, философских концепций, методологии инженерного и дизайн проектирования. В сферу исследования включены уникальные образцы фотоизображений учебных дизайнпроектов 70 — 90 годов XX века, экспериментальные проекты изделий, для инвалидов и космонавтов (80 — 2000 годы).
Кроме исторического материала исследование содержит проекты автора! диссертации, защищенные государственными патентами и премированные на конкурсах грантов.
Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на межвузовских и кафедральных конференциях и семинарах, среди которых:
1) «Декоративное искусство и дизайн.» Проблемы образования, творчества и — сохранения художественного наследия, научно практическая конференция СПбГХПА, 1998 г.
2) «Вопросы искусствознания и культурологии» Теория и практика. Ценности. Учебный процесс, 1999 г. Кафедра искусствоведения и культурологии аспирантский семинар СПбГХПА 1999 г.
3) «Месмахеровские чтения» —научно — практическая конференция, СПбГХПА, 2000 г.
4) «Месмахеровские чтения» —межвузовская научно — практическая конференция к 300-летию Санкт-Петербурга, СПбГХПА, 2002 г.
5) «Месмахеровские чтения 2003» —научно — практическая конференция, СПбГХПА.
6) Семинар Союза дизайнеров России, Публикация Статьи в «Дизайн ревю» С Д России.
Положения диссертации опубликованы в- 7 научных статьях и тезисах конференций. По итогам экспериментального проектирования специальных изделий диссертантом получен грант на городском — конкурсе «Музы Санкт-Петербурга 1997» и зарегистрированы 2 патента на Промышленный образец.
Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложений. Она содержит 156 страниц текста, 29 рисунков и таблиц.
Список литературы
209 наименований.
выводы.
Обобщая результаты исследования, сформулируем основные выводы. Ценность, заключенная в проекте, зависит от творческого потенциала его автора (авторов), где личные ценностно-нормативные представления выступают как обязательный компонент деятельности дизайнеров. В своих предпочтениях, вкусах, оценках потребители также руководствуются определенными сформировавшимися: ценностно-нормативными представлениями о возможном уровне удовлетворения! тех: или иных потребностей с помощью разных по качеству технических устройств (аналогов).
Для процессов проектного созидания тождество «истины» и «ценности» имеет двоякое значение: истина в материальном воплощении автором своего замыслаистина как промышленно изготовленный тиражированный ответ на существующий социальный запрос (общественную потребность).
Высшее проявление: «ценности» (при соблюдении предусмотренной< ГОСТами последовательности: дизайн — проектирования) достигается при качественномпреобразовании «прогноза» — из стохастического, на * начальных стадиях формирования, в детерминированный пр. по его завершению.
Прогноз^ стохастического типа преобразуется при дизайнировании в детерминированный обычно в пропорциональной линейной зависимости от разнообразия: и количества примененных методов? прогностики, сочетающихся? с использованием различных способов отображения (кодирования) информации как технико — квалиметрической, так и эмоционально — органолептической.
Существует опубликованное мнение ряда теоретиков дизайна о приоритете утилитарнойфункции «дизайн-продукта» над эстетической- (HI Воронов, Я. Шестопал, JI. Буева.) Этим мнением утверждается, что стилистическая сущность промышленного изделия — вторична.
Применительно к проектам ^ индустриального дизайна: физико-техническая сущность как факт истории развития определенного класса объектов — более ценна. В этом: контексте стилистическая? сущность материальной структуры может быть вторичной.
Однако «эстетическое», «эстетическая ценность» вещи — интегральная-величина, априори заложенная или возникающая в ней из комплекса отдельных свойств.
Разделение «эстетического» и «утилитарного», относящихся к конкретной жизни предмета < - возможно лишь в мысли. (Вспомним «эстетическое» — объективно конкретно и относительно). Для современного потребителя важна и образно — стилистическая сущность проекта, т.к. она? включена в объем данной социальной потребности.
Несомненно, что объектом ценностного отношения могут стать итехнико-физические (содержательные), и моторно-эргономические, и художественно-композиционные (формальные), компоненты дизайн-продукта.
Здесь, как представляется, уместна аналогия с позицией А. Хаузера (152), длякоторого вся диалектика истории искусства может быть=рассмотрена * через призмуобразования и трансформацию художественной конвенции. А. Хаузер недает четкого определения, но, конвенциальность художественной культуры, по его мнению, раскрывается в серии оппозиций: конвенциальное-оригинальноеконвенциальное-личностноеконвенциальное-спонтанное (беспредпосылаемое), т. е. конвенциальное (нормативно согласуемое) поочередно сближается со стандартизацией и стереотипизацией, с условностью, с общезначимостью и преемственностью в художественной культуре.,.
Художественная ценность проекта, как и любой промышленно — изготовляемой вещи, определяется органолептическими методами. Не противостоя социальным, нравственным, другим ценностям изачастую включаясь в них, этот вид ценности являет собой иное, самостоятельное образование.
Социальная жизнь и функционирование вообще художественных ценностей i составляет, по мнению ряда, авторов (Ю. Перов, JI. Безмоздин, М. Каган: и другие), ядро• художественной? культуры. Подчеркивая органическое-единство" внехудожественной: m художественной i ценности? того или иногофеномена, МКаган f видит, например- «специфическую программу» художественнойкультуры в преобразовании всех социальных ценностей в ценности художественные (78).
В этом* смыслехудожественная ценность отдельного? дизайн-проектаявляется^ микроэлементом системы* художественной* культуры конкретного общества в целом.
Покреативному признаку (природной? предрасположенности) t профессионал- - дизайнерсогласно нашим исследованиямможет подразделяться на: дизайнер аналитик, д. — функционалист, изобретательд. — цветотехник, колористд. — стилист, декоратор, д. — скульптор, модельщик техноформы-: д:. — график станковист, компьютерщик— д. — эргономист, биомодельерд. — сценарист, составитель циклограммд. — программист, специалист по ассортиментуд. — программист, специалист по ассортименту-: д. — менеджер, с искусством убежденияд. — методист технолог, специалист по техдокументациид. — «прораб», организатор, куратор проекта.
Ценность дизайнера?— профессионала как субъекта преобразовательнойдеятельности включает присистемном! рассмотрении два-блока специфики: «особенности мышления», «отличия профессиональной подготовки», каждый^ из которых включает по шесть взаимосвязанных элементов, влияющих на эффективность проектного созидания.
Выявлены и сформулированы: принципы созидания дизайн! — проекта, отличающиеся по составу от принциповдизайнированного предмета: 1) коммуникационнаяобусловленность- 2) прогностически: авангардныйt характер- 3) информационно — технологическое содержание, 4)! системность оценочных критериев- 5) антропогедонистический подход.
Определено отличие ценности двух фаз существования дизайн — проекта:
1) мысленный (иконический), проект относящийся к категории «идеальное». Ценность мысленного проекта относится к обогащению общеинтелектуального и профессионального мышления субъекта — дизайнера. Она (без материализации) является индивидуальной ценностью и пополняет личный актив автора.
2) Материализованная, овеществленная в материалах проекта, идея (замысел). Относится к категории «реальное» и обладает свойствами вещей, а потому становится «общественной» ценностью.
Ценность дизайн-проекта имеет вещную природу и непосредственно связана с, отраженной в его материалах, технико — эстетической новизнойавтором предложены разновидности составляющих, входящих в общий объем новизны проекта. Среди, них: научно — техническая, проектноэкспериментальная, функционально- — потребительская, процессуально — плановая, индустриально — технологическая, изыскательски — эвристическая, кодово — семантическая, познавательно — пропедевтическая, историко — фактографическая, прогностическая, эстетико — гедоническая, патентно — правовая, финансово — экономическая. В реальных дизайн — проектах технико — эстетическаяновизна бывает представлена разновеликими объемами. Однако она всегда интегрировано — многоаспектна, при этом часть новаций обычно доминирует.
По категории «Прогноз» Предложенная? типология* прогнозов в дизайнировании построена по критерию длительности? предвидения. Перечислены известные методы прогнозирования, применяемые в проектной практике. Критерий «достоверности» позволяет классифицировать дизайн-прогнозы на «стохастические», «детерминированные», «версифактные», последний термин введен автором.
Ряд положений прогностики, включая методы, как доказанодиссертантомповышают точность и содержательность технико-эстетических исследований, способствуют конкретизации взаимосвязей понятий «ценность и прогноз» применительно к дизайн-проектам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Применение множества> методов из других отраслей знания на основе принципов синергизма" позволили в итоге работы полнее изучить природу феномена дизайн:
— как элемента' системы художественной культуры, участвующего совместно с другими видами искусства в формировании эстетической ценности среды:
— как вида творческой преобразовательной деятельности, сочетающей в продукте художественную и нехудожественную информацию.
Использование в качестве теоретической базы ряда современных концепций из истории, теории дизайна, психологии, культурологии, прогностики: обеспечило" возможность глубже понять специфику креативной природы субъекта дизайнаусловно смоделировать отличительные особенности его? мышления, осознать, роль «творческости» и «интуиции» впроектных: изысканиях. Полиплексная методология дала основание раскрыть динамику возрастания эстетической ценности в художественно-конструкторском проекте при прохождении им фаз «идеальное —> реальное».
Сравнительный анализ принципов дизайнированного предмета" с, выведенными в работе принципами' проектирования, расшириливозможности многоаспектного рассмотрения существа технико-эстетической" новизны, воплощаемой в составе проекта.
Есть, основанияконстатировать наличие изоморфной аналогии процессов прогнозирования идизайн-проектирования. Последнее прослеживается не только на системном, но и процессуально-временном уровне. Этим подтверждается реальность использования методов прогностики в исследованиях искусства.
Принципы функционально-морфологического подхода, взаимодополнения и одновременного действия элементов художественных систем в сочетании с приемами структурно-графической визуализации логических моделей — представляется важным для теории дизайна. Их изучение и применение должно способствовать более качественной подготовке будущих специалистов, уточнению и отбору критериев технико-эстетической экспертизы, совершенствованию процессов составления и дальнейшего использования дизайн-проектов, а также прогнозированию векторов эволюции проектной культуры.
Список литературы
- Авиценна /Ибн Сина/. Метафизика. М., Наука, 1980, с.100−182.
- Адамович Н.В. Управляемость машин. М., Машиностроение, С.3−5, 91 144.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М., Московский рабочий, 1973, с.5−86.
- Антология мировой философии. Т. 1−2, М., 1967−1971.
- Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 1, М., Мысль, 1976, с.63−92.
- Аркадьев А.Г., Браверман Э. М. Обучение машин классификации объектов. М., Наука, 1971, с.9−17.
- Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.
- Ахлибинский Б.В., Храленко Н. И. Чудо нашего времени. JL, Лениздат, 1963, с.3−31, с.53−57.
- Бандорин В. Г. Эмотектоника — категория средового дизайна // Искусство и современность СПбГХПА. 1998. С. 67−68
- Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М., Искусство, 1970, с.5−10.
- Бачинский А.И., Путилов В. В., Суворов Н. П. Справочник по физике. М., Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1941, с.81−83.
- Бегенау З.Г. Функция, форма, качество. М., Мир, 1969, с.105−133.
- Безмоздин Л. Культурно-социологический анализ вещи // Вопросы социологии искусства. М., 1979. С. 127 —193
- Безклубенко С.Д. Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества. М., 1982
- Бирюков Б.В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., Наука, 1973, с.5−168.
- Благой Д.Д. и др. Познание продолжается. М., Просвещение, 1970, с. 357.
- Блинов А. И. Перспективы линейной концепции развития культуры и ее отражение в современном дизайне // Декоративное искусство и дизайн: проблемы образования, творчества и сохранения художественного наследия. СПбГХПА. 1999. С. 59−61
- Бобнева М.И. Техническая психология. М., Наука, 1969.
- Богаткин Ю.В., Сульповар А. Б., Ломазов М. Е. Качество техники и экономика. М., Экономика, 1973, с. 15.
- Бойко А. Г. Постмодернистские дали, или эскиз будущего изобразительного искусства // Сборник статей. К 50-летию образования кафедры истории и теории искусств. Вып. 1., СПбГХПА., 1998. С. 54−59
- Борисов В.И. Общая методология конструирования машин. М., Машиностроение, 1978, с.28−75.
- Борисовский Г. Б. Красота и стандарт. М., изд-во Комитета стандартов и мер, 1968, с. 10−61.
- Бруштейн Б.Е., Дементьев В. И. Токарное дело. М., Трудрезервиздат, 1959, с.7−39,241−195.
- Букин В.Р. Психолоигя общества и искусство. Сб. «Искусство и общество», Л., Лениздат, 1978, с.176−203.
- Бурганов И. А. Малый художественный музей в контексте культуры второй половины XX века. Автореф. канд. дисс. МГХПУ им. С. Г. Строганова. М., 2001. С.12−13.
- Буров А.И. Эстетика. Проблемы и споры. М., Исгсусство, 1975, с.6−1381
- Бутусов В. Эстетика в технике. М., Московский рабочий, 1967, с. 39, 88−111.
- Вавилов А.П. Качество продукции и пути его повышения. М., Профиздат, 1973, с.8−27.
- Вакс И.А. К вопросу о художественном конструировании. Сб. «Эстетика в промышленности», Л., ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, 1964, с.3−30.
- Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. М., Наука, 1973, с.102−267.
- Ванслов В.В. Что такое искусство. М., 1988.
- Вильнер Б .Я., Пешее Л. Я. Очерки по биологической кибернетике. Минск, Вышейшая школа, 1977, с. 156−175.
- Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., изд-во АПН РСФСР, 1950.
- Воронов Н. О сегодняшнем понимании дизайна // Дизайн сборник научных трудов. Выпуск IV. НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. М-, 1996. С. 3−12
- Воронов Н-, Шестопал Я. Эстетика техники. М., Советская Россия, 1972, с.73−142.
- Вудсон У, Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. Mi, Мир, 1968, с. 431, 435-
- Гангнус А. Через горы времени. М., Мысль, 1973, с.85−86.
- Гвишиани Д.М. Наука, дизайн и будущее. Ж-л «Техническая эстетика», № 1, 1970.
- Герасимов М. Внешний облик человека будущего. Сб. «Художественное и научное творчество», Л, Наука, 1972- с. 193−20 Г.
- Герцен об искусстве. М., 1954.
- Гизе М.Э. Зарождение и развитие художественного конструирования в России XXI- нач.ХХв. автореф. докт. дисс. СПБГА-МГХПУ им С. Г. Строганова, 1997
- Глазычев В.Л. О дизайне. Mi, Искусство, 1970, с.5−176-.
- Глазычев B1JI.' Эксперимент и его осмысление в художественном проектировании. Сб. «Художественное и научное творчество», Л, Наука, 1972, с.236−250.
- Глинтерик Э. М. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России (1880−1980-е гг.) Докт. дисс. СПбГХПА-МХПУ им. С. Г. Строганова, СПб, -2001
- Горбунова Т.В. Природа художественных идей, ЛГУ, 1991, с.23−89
- Грабовенко Ю. А. Мифология дизайн-деятельности // Информация, интеллект, творчество. ЛВХПУ им. В.И. Мухиной- Л., 1990. С. 62−63
- Грашин А. Унификация и агрегатирование в дизайне промышленной продукции // Дизайн. Сборник научных трудов выпуск IV. НИИ теории и истории искусств Российской академии художеств. С. 26−63
- Гропиус В. Границы архитектуры. М., Искусство, 1971с.91−103-
- Гуков В.И., Коломийцев И. Н. и др. Художественное конструирование электротехнических изделий. М., Энергия, 1971, с.52−54, 72, 148−178.
- Гущин В.Ф. Художественно-конструкторсая проработка изобретения. Л., Лениздат, 1975, с.7−111.
- Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие монументального искусства типы, механизмы, эффективность // Вопросы социологии, искусства. М., 1979. С.194−248
- Дадамян Г. Проблемы исследования эстетических оценок в социологии искусства // Вопросы социологии искусства. М., 1979: С. 79−126
- Данилов К. С. Данилов С.Г. Методы научного прогнозирования в проектах индустриального дизайна // Месмахеровские чтения 2001.
- Материалы научно-практической конференции. СПбГХПА., СПб., 2002 С.
- Данилов К. С. О содержании категорий «эстетическое» и «ценностное» // Вопросы искусствознания и культурологии Вып. 1. Каф-ра искусствоведения и культурологии- СПбГХПА, СПб., 1999 С. 93−95
- Данилов К. С. О структуре ценности дизайн-проекта // Декоративное искусство и дизайн: проблемы образования, творчества и сохранения художественного наследия СПбГХПА, СПб, 1999. С 67−69
- Данилов К. С. Прогностика в дизайн -проектировании // Месмахеровские чтения-2001. Материалы научно-практической конференции. СПбГХПА., СПб., 2002. С.
- Данилов К. С. Ценность дизайнера в художественном конструировании индустриальных объектов. // Месмахеровские чтения. Материалы научно-практической конференции 2001 г., СПбГХПА., 2001. С. 151−155
- Данилов С. Г. Искусство и социум. СПбГХПА, 1997. С. 3−30
- Данилов С. Г. Обучающие машины и продуктивность академического дизайна // Вопросы искусствознания и культурологии. СПбГХПА.1999. С. 115−122.
- Данилов С. Г. Парадигма искусства и дизайна в функциональной реабилитации. СПб., «ИКАР», 1997. С. 121−157
- Данилов С. Г. Дизайн. Аспекты педагогики и методологии, СПбГХПА.2000. С. 4−74
- Данилов С.Г. Столовые приборы и посуда в самообслуживании протезированных без рук. Канд. Дисс. ЛВХПУ-МВХПУ (б.Строгановское), M.-JL, 1976.
- Данилов С.Г., Филатов В. И., Гвоздев Е. М. Методические рекомендации по эргономическому обоснованию художественноконструкторских разработок бытовой электрорадиоаппаратуры для инвалидов. ЛНИИП, Лениздат, 1981, с.3−38.
- Долятовский В.А., Пономарева И.Д: От живых организмов к автоматам. Киев, Наукова думка, 1967, с. 115−128.
- Джонс К. Джонс. Инженерное и художественное конструирование (современные методы проектного анализа). М., Мир, 1976, с.6−368.
- Жердев Е.В. Метафора в дизайне. Теория и практика, автореф. докт. дисс. М., ВНИИТЭ, 2002
- Задесенец Е.Е., Малевинская И. Н. и др. Методика оценки эстетического уровня качества изделий культурно-бытового назначения. М., ВНИИТЭ, 1978, с.2−33.
- Зайцев В.Г., Ещенко В. Ф. Товароведение хозяйственных товаров. 4.2. М-, Экономика, 1978.
- Под ред. Зинченко В. П. Введение в эргономику. М., Советское радио, 1974, с.6−108.
- Зинченко В.П., Устинов А. Г. Формообразование в дизайне и вопросы визуальной культуры. Сб. «Техническая эстетика», вып.11, труды ВНИИТЭ, М., 1975, с.65−78.
- Ирина В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. М., изд-во Наука, 1978, с.171−189.
- История европейского искусствознания. T. I-V, М., 1963−1966.
- История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. I-V, М., 1962−1970.
- Каган М. Морфология искусства. Л., Искусство, 1972, с.175−374.
- Каган М. Человеческая деятельность. М., Политиздат, 1974, с.26−28.
- Кантор К. Искусство как исток и модель обоснованного дизайна // Дизайн. Сборник научных трудов. Выпуск IV. НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. М., 1996. С. 22−25.
- Кантор К. К проблеме общественной природы дизайна. Сб. «Вопросы технической эстетики», вып.2. «Дизайн как предмет научных и социально-философских исследований», М., Искусство, 1970, с. 71.
- Карамендин Т. С. К синтезу искусств в подготовке молодых специалистов. // Искусство и современность. СПбГХПА. 1998. С. 104 107.
- Карягин А. Некотроые актуальные проблемы социологического, изучения искусства. // Вопросы социологии искусства. М., 1979. С. 532.
- Каценелинбойген А.И. Систематический анализ и проблема ценностей. Сб. «Системные исследования», ежегодник, М., Наука, 1972, с.26−70.
- Столович JI. H: Природа эстетической ценности.
- Келлер Б. А. Как произошла жизнь на Земле. М, Московский ' большевик", 1945, с.7−22.
- Кичкин И.И., Кочетков Б. С. Логические источники формулы изобретения. Ж-л «Вопросы изобретательства», № 11, 1972, с. 19−22.
- Киященко Н.И., Лейзеров Н. Л. Искусство в борьбе за человека. М., Знание, 1979, с.4−9, 107−119.
- Клубиков Б.И. Методы активизации творческого поиска в дизайне. Канд. Дисс. Л., ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, 1977, с.37−168.90: Клубиков Б. И. Хронотоп эвристического диалога, (основы методики коллективного поиска идей). ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, СПбД 992
- Кобринский А.Е. Числа управляют станками. М., Наука, 1967, с.228−248.
- Кожевников С.Н., Есипенко Я.И- и др. Механизмы, М., «Машиностроение», 1976, с.8−9, 322−395.
- Козлов А.С. К определению понятия проектирования предметной среды. Сб. «Техническая эстетика», вып. 8, «Проблемы теории проектирования предметной среды», М., ВНИИТЭ, 1974, с.58−69.
- Козырев В. А. От чувства и знания материала к качеству художественной формы в дизайне.//Декоративное искусство и дизайн: проблемы образования, творчества и сохранения художественного наследия. СПбГХПА, СПб, 1999. С. 70−71.
- Колпащиков JI. С. К проблеме «междушколья» в ЛВХПУ.// Информация, интеллект, творчество. ЛВХПУ им. Мухиной. Л., 1990. С. 63−65.
- Колпащиков Л: С. Новые грани дизайн образования.// Декоративное искусство и дизайн: проблемы образования, творчества и сохранения художественного наследия. СПбГХПА, СПб, 1999. С. 36−38.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации.//Проблемы информатизации высшей школы. Бюлл. 3−4 (13−14), Минобразования России. ГНИИ системной интеграции. 1998. С. 18−19.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации.//С. 19−21.
- Корбюзье. Архитектура XX века: М., 1970.
- Корсаков B.C. Основы технологии машиностроения. М., Высшая? школа, 1974, с.8−269.
- Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М., Политиздат,, 1971, с.7−11.
- Коськов М.А. Предметный мир как система, автореф. докт. дисс. СПбГУ, 2001.
- Кравцов Г. Н., Хижняков В. И. Графическое оформление изобретения. Л., Лениздат, 1976, с.3−132.
- Кравченко Р.Г., Скрипка А. Г. Основы кибернетики. М., Экономика- 1974, с.20−210.
- Кринский В.Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М., Стройиздат, 1968, с.6−73.
- Лазарев Е. Н. Версия новоизучения истории художественно-предметного творчества.//, Искусство и предметно-пространственная среда СПВХПУ им. В. И. Мухиной. СПб., 1992 С. 45−47.
- Лазарев Е.Н. Взаимодействие искусства и техники. Сб. «Искусство и общество», Лениздат, 1978, с. 121−144.
- Лазарев Е. Н. О концепции, профиле, статусе СПВХПУ // Искусство и предметно- пространственная среда СПВХПУ им. В. И. Мухиной. СПб., 1992. С. 18−20.
- Лазарев Е.Н. Основы технической эстетики и художественного конструирования. Изд-во Ленинградского дома научно-технической пропаганды, 1971, с.4−23.
- Лазарев П.П. Энергия, ее источники на Земле и ее происхождение. М.-Л., Госэнергоиздат, 1947, с. 154−161.
- Под ред. Леонтьева А. А. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., Наука, 1974, с.30−96.
- Леснов В.Г. Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. М., Изд-во ОНТИ ВНИИТЭ, 1974, с.2−46.
- Липский Б. И. Культура и пространственная среда.//Искусство и предметно- пространственная среда СПбВХПУ им. В. И. Мухиной. СПб., 1992. С.5−7.
- Лисициан М.В. и др. Интерьер общественных и жилых помещений. М., Стройиздат, 1973, с. 133−239.
- Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики. М., Наука, 1972, с. 1217.
- Лопатин С., Шибанов А. Экспертный метод оценки продуктов дизайна.// Дизайн-РЕВЮ, № 4, 1996. С.83−85.
- Лукьянов В. Г. Эстетическая ценность предметного мира человека и его картина мира.// Декоративное искусство и дизайн: проблемы образования, творчества и сохранения художественного наследия. СПбГХПА, СПб, 1999. С. 5−7.
- Майзель И.А. Наука- автоматизация, общество. Л-, Наука, 1972, с.256−277.
- Малая советская энциклопедия. Т.7, изд. З-е под ред. Б. А. Введенского. М., Государственное научное издательство «Большая советская- энциклопедия», с. 650.
- Макаров К. О художественной форме в дизайне. Сб. «Эстетика и производство», М., изд-во Московского государственного университета, 1968, с.82−83.
- Маца. И.Л. Проблемы художественной культуры XX века. М., 1969.
- Мельников А.П. К вопросу об изучении понятия гармонии в дизайне. Сб. «Техническая эстетика», вып.11, труды ВНИИТЭ, 1975, с.79−86.
- Механик Н. Основы пластической анатомии. М., Искусство, 1958, с.117−155.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., Педагогика, 1973, с.27−284.
- Под ред. Миневрина Г. Б. Основы технической эстетики. М., ВНИИТЭ, 1970, с.9−102.
- Минервин Г. Б. О социальной природе дизайна. В сб. «Вопросы технической эстетики», вып.2, М., Искусство, 1970, с.6−18.
- Минервин Г. Б. Красота и художественная образность в дизайне. Труды ВНИИТЭ, вып.6, Эстетическая ценность и художественное конструирование, М., 1973.
- Михайленко В. И. Волновой механизм метадизайна.// Декоративное искусство и дизайн: проблемы образования, творчества и сохранения художественного наследия. СПбГХПА, СПб, 1999. С. 58−59.
- Мунипов В.М. Эргономика — практика. «Вопросы эргономики», М., изд-во ВНИИТЭ, 1968, с.47−62.
- Мунипов В.М., Зинченко B.JI. и коллектив. Эргономика. Вып.1, М., ВНИИТЭ, 1970, с.25−32.
- Мунипов В.М. Дизайн и наука. Материалы конгресса ИКСИДа в Москве, 1975.
- Назаров Ю. Понятие «форма» в философии, искусствознании, дизайне.// Дизайн. Сборник научных трудов. Выпуск IV. НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. М., 1996. С. 13−22.
- Невзорова Г. В-, Соломонов С. А. Некоторые вопросы методики художественного конструирования. JL, Ленинградский дом научно-технической пропаганды, 1966, с. 12−36-
- Новиков А. И- Искусство как общественное явление. Сб. «Искусство и общество», Лениздат, 1978, с.3−27.
- Новиков Н. В. Антропометрия и соматография в академическом дизайне. СПбГХПА, 1997 с. 5−31.
- Новиков Н. В. Дизайн практический, дизайн-академический сходство и отличие.// Искусство и современность. СПбГХПА. 1998. С. 106−109.
- Новиков Н. В. Компоновка объекта в академическом дизайне. СПбГХПА, 1996. С.3−19.
- Новиков Н. В. Конструирование в академическом дизайне. СПбГХПА, 1998. С.3−30.
- Новиков Э.А., Егоров B.C. Информация и исследователь. Л., Наука, 1974, с. 11−115.
- Новикова Л.Н. Эстетическое в структуре научной деятельности. Сб. «Художественное и научное творчество», Л., Наука, 1972, с.67−84.
- Овсянников М., Новикова Л: Научно-технический процесс и художественное творчество. Сб. «Эстетика и производство», изд-во Московского государственного университета, 1969, с.95−116.
- Под ред. Овсянникова М. Ф., Разумного В. А. Краткий словарь по эстетике. М., 1964.
- Открытия, изобретения и рационализаторские предложения (нормативные акты). М., ЦНИИПИ, 1974.
- Памятники мировой эстетической мысли. Т.2, М., 1964, с. 311.
- Пахомов В.А. Модульная координация промышленных изделий. Сб. «Художественное конструирование в промышленности», труды филиалов ВНИИТЭ, вып.1, М., 1973, с.47−52.
- Переверзев Л.Б. Техническая эстетика и управление качеством. М., Знание, 1977, с.3−63.
- Петров М.К. Системные характеристики научно-технической деятельности. Сб. «Системные исследования», ежегодник, Наука, 1972, с.30−45.
- Перов Ю. Проблема ценностно-нормативного согласия в художественной культуре.// Вопросы социологии искусства. М., 1979. С.58−78.
- Пахомов О.А. Плюрализм эстетического опыта в культуре XX века.// Декоративное искусство и дизайн: проблемы образования, творчества и сохранения художественного наследия. СПбГХПА, СПб, 1999. С.3−5.
- Пахомова JI.H. Символика орнамента и ее отражение в дизайне.// Информация, интеллект, творчество. ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Л., 1990. С.33−36.
- Повилейко Р.П. Органы управления и инструмент. Новосибирский электротехнический институт, Новосибирск, 1965- с.3−53.
- Рогов И.М. Человек в условиях научно-технической революции. Лениздат, 1978- с.60−158.
- Розенфельд А. Распознавание и обработка изображений с помощью вычислительных машин. Mi, Мир, 1972, с. 129−157.
- Рунин Б.М. Творческий процесс в эволюционном аспекте. Сб. «Художественное и научное творчество», Наука, Л., 1972, с.54−67.
- Рябушин А.В., Богданов Е., Паперный В. Жилая среда как объект прогнозирования. М., ВНИИТЭ, 1972, с.7−11.
- Сараф М. Эстетический критерий в структуре оценки продуктов промышленного производства. Сб. «Эстетика и производство», М., Московский государственный университет, 1969, с. 176−187.
- Сафонов В. Загадка жизни. Л-, Лениздат, 1946, с.110−115.
- Под ред: Седова В. И. Маркетинг промышленных товаров. М., Прогресс, 1978, с. 100−142.
- Сидоренко В.Ф. Социально-техническая и культурно-историческая процедура проектирования. Сб. «Проблемы теории проектирования предметной среды», труды ВНИИТЭ, вып.8, М., 1974, с.34−57.165- Сидоренко В. Ф. Проблема художественного образа в дизайне. Сб.
- Проблемы образного мышления и дизайн", труды ВНИИТЭ, № 17, Mi, 1978, с.9−21.
- Симонов П.В. Что такое эмоция? М., Наука, 1966, с.68−85.
- Соловьев Ю. Взаимовлияние искусства и науки в свете современных научных и технических представлений. Ж-л «Техническая эстетика», № 8, М., ВНИИТЭ, 1968.
- Соломонов С.А., Винтман В -Э. Художественное конструирование промышленных изделий. Л., 1966, с. 70, 165-
- Сомов Ю.С. Композиция в технике. Mi, Машиностроение, 1977.170- Сомов ГЮ. Визуальная организация объекта проектирования. Сб.
- Техническая эстетика", труды ВНИИТЭ, вып. 11, М., 1975, с. 164−176.
- Справочное пособие директору производственного объединения, предприятия // под ред. Г. А. Егиазаряна и А. Д. Шеремета. Mi, «Экономика», 1977. С. 425−503-
- Тихомирова М.А. Декоративно-прикладное искусство. Л., Художник РСФСР, 1970, илл. 53, 89.
- Труфанов И.П. Культура народа. Лениздат, 1978, с.13−35.
- Успенский С. и др. Антропологический фактор в промышленном планировании и экономике. Сб. «Вопросы эргономики», Mi, изд-во «ВНИИТЭ, 1968- с.63−79.
- Устинов В.В. О некоторых особенностях утилитарных искусств. Сб. „Ученые записки“, вып.1, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, Л., 1970, с.3−20.
- Федоров М.В., Сомов Ю. С. Оценка эстетических свойств товаров. М., Экономика, 1970J
- Филипьев Ю.А. Сигналы эстетической информации. М., Наука, 1976, с. 16−59.180- Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство (прикладная цветопсихология). М., Стройиздат, 1973, с.9−96.
- Фурсов В.И. Путь длиною в миллионы лет (Человек и его история). Алма-Ата, Казахстан, 1974, с.3−61.
- Хилл П. Наука и искусство проектирования (перевод под ред. В.Ф.Венды). М., Мир, 1973, с.15−149.
- Ходьков Ю.Л. О дизайнере. Сб. „Ученые записки“, вып.1, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, 1970, с.37−40.
- Хримли А. Эстетическое восприятие цвета и формы. Сб. „Эстетика и производство“, М., изд-во Московского государственного университета, 1969, с. 51 -5 9.
- Цыганкова Э.Г. У истоков дизайна. М., Наука, 1977, с.8−106.
- Чернов Л.Б. Основы методологии проектирования машин. М., Машиностроение, 1978, с. 15−70-
- Чернякова Н.С. Ценностная природа истины. Докторская дисс. MILL У, М., 1995 (автореф).
- Шепетис Л.К. Искусство и среда. М., Советский художник, 1978.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. М., Госполитиздат, 1941, с.62−76.
- Якуничев Н. Г. Некоторые тенденции развития морфоструктуры ручного инструмента.// Информация, интеллект, творчество. ЛВХГТУ им. В. И. Мухиной. Л., 1990.С.27−29:191. ALBA-REGIA. Zuzgen, 1979.
- AEG-Telefunken 6 Frankfurt/Mein 70, AEG-Hochhaus, BRD.
- Avotakka (102) N11, marraskuu, SS.3−140.
- Benning H. Individuelle Hilfen fur spezielle Behinderungen. „Orthepadie-Technik“, 1975, H.5, SS.73−75.
- Bernotat R. Der Mensch als Element des Flugfuhrungs-systems. „Luflfahrtechnik, Raumfahrtechnik“, 1964, 10, N3, SS.66−68.
- Bulletin of Prosthetics Research. Department of Medicine and Surgery Veterans Administration Washington, 1976, р.313.
- Designing for the disabled. Prepared by S. Goldsmith. London, Riba Technical Information Service, 1963.
- Edmondo Palutan, S. Naviani. Salone del mobile italiano. „Mobel und Wohnraum“, 1965, 5, SS. 160−164.
- Formschone und praktische Mobel fur jeden Raum. „Mobel und Wohnraum“, 1965, N2.
- GochtH. Kunstliche Glieder. Stuttgart, 1920, SS. 163−394.
- Hohmann G. Handbuch der Orthopadie. Georg Thieme Verlag, Stuttgart, 1957.
- Kuhlmann. Standard optima. Franz Kuhlmann, KG. 294. Wilhelmshaven, SS.1−8.203. „Меуга“ Krankenfahrzeugfabrik Wilhelm Meyer, 4973 Vlothe d.d. Weser Kleinbahnhofstr., 3−4 September, 1973.
- Neckermann. Das grosse Versandhaus. 6000 FrankfurtTMein/, N6, April 1971—Marz 1972.
- Okamura. 2−13−2 Nagata — cho chiycda-ky. Tokyo, Japan206. „Popular Mechanics“, 1971, N6, p.46. USA.
- Products of the Lines Bros. Group of Companies. Lines Bros, LTD, Merton, London, S.W. 19, England.
- Raban I. Zdenek Kova’k. Praha, 1963, c.38−46
- Значение ретро-рисунка (схемы) в развитии направлений техники. 133
- Подготовка художников конструкторов ЛВХПУ им. В. И. Мухиной1970−75 гг.- Примеры выполнения студентами курсовых проектов. 2 курс .136- Примеры курсовых проектов 2−4 курс.138- То же, 4−5 курсы. 142
- Дизайн-проекты научно- исследовательского сектора ЛВХПУ им.
- В. И. Мухиной 1980-е годы. Руководитель В. А. Горский.146
- Проекты художников-конструкторов. Циклограммы. ЛВХПУ им.
- В .И. Мухиной 1980-е годы.148
- Примеры графических моделей, матриц в реальном дизайн-проектировании.150
- Подготовка художников-конструкторов СПбГХПА 1997−98 гг. Примеры решения учебных заданий студентами2 курс- дипломный проект).153
- Рис. 6 Наверху: Рисунок древне-русского токарного станка. Внизу: Скоростной токарный станок Магдебургского машиностроительного завода (1926г.)
- Рис. 7 Наверху: схема действия верхненаливного колеса. Внизу: Современное колесо радиалъно-осевой водяной турбины.
- Рис. 8 Наверху: иллюстрация отражающая представления о запуске комических аппаратов специалиста по технике, автора монографии 1953 г. Внизу: запуск современных объектов космического транспорта.136
- К разделу „подготовка художников-конструкторов“ 1970−1975 г. г.р 1 4 А0 1
- К разделу „Подготовка художников конструкторов.“ 1970с годы.
- Рис. 10 Задания на проектирование по теме: „Ручной инструмент“ 2 курс. Наверху: ортогональные проекции в цвете, „инструменты ювелира“. Внизу: макеты образных замыслов других авторов.
- Курсовые проекты художников-конструкторов. 1970 1975 г. г.
- Рис. 1 I Примеры выполнения заданий по теме: „Утварь, посуда, бижутерия“ Зй курс. Изучение художественно-образных, технологических возможностей различных материалов к их комбинаий в проектировании крупносерийных и сувенирных изделий. у*t и i) я >4
- Рис. 12 Задание иа проектирование Зй курс. По теме: „Подъем-но-транспортныс устройства“. Наврсху, слева: цветные изображения -„перспектина“. Внизу, справа: макеты к проектам. Материалы- картон, металл. ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.
- Рис. 13 Задания на проектирование по теме:"Худо-жественная символика». 2−4 курсы. На сером фоне: дизайн-графика юбилейных значков. На черном: макеты образцов из гипса. ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.
- К разделу «Подготовка художников конструкторов.» 1970 75 г.г.
- Рис. 14 Задания по теме: «Утварь, посуда, бижутерия». 2−4 курсы. Ортогональные и перспективные изображения пред метой бытового обихода. Цветная графика. Знакомство с технологическими возможностями металлов, пластмассы, кожи в создании образов изделий.
- Курсовые проекты художников конструкторов. ЛВХПУ 1970 -75 г. г.
- Рис. 15 Примеры выполнения заданий 4−5 годы обучения. Тема: «Объекты малой архитектуры». Наверху: ортогональные проекции, «перспектива» настольных приборов (цветная графика). Внизу: макеты из условных материалов.
- К разделу «подготовка художников-конструкторов» 197Q 1975 г. г.иг Я шкш Л.,., г О 11. Mr 1 *L «¦ -г. mi* • Rb. 1 t
- Рис. 16 Примеры заданий, но теме: «Объекты малой архитектуры». 4−5 курсы. Стационарное оборудование, рабочие места. Наверху: выполнение дизайн графики. Внизу — варианты макетов.
- Рис. 17 Пример использования матрицы в предпроектном анализе рабочих мест. Выполнена в графически аксонометрическом коде. Автор: Е. Юркович, 1978 г. Б1. Я, В 1 Ж. Wk ш^А н1 ш Ш ш 1 t jj&H
- Рис, 18 Предварительные апробации компоновки и габаритов мольберта посредством мультмена в ходе проектирования. НИС. ЛВХПУ.
- Рис. 19 Пилотажные апробации металлического макета, спроектированного крюка шуфа для космических условий. Руководитель разработки, дизайнер Горский В. А., 1987 г. НИС. ЛВХПУ.
- Рис. 20 Макет к проекту имитатора специального снаряжения. Руководитель проекта В. А. Горский 1987 г. НИС. ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.
- Рис. 21 Циклограмма сборки ферменных конструкций на стапеле двумя операторами. Руководитель темы С. Г. Данилов. т