Нравственно-философская концепция творчества В.А. Гаврилина
Актуальность исследования. В сферу актуальных вопросов современного музыкознания входит изучение шедевров отечественного искусства XX века. Почетное место в плеяде выдающихся музыкантов второй половины минувшего столетия занимает Валерий Александрович Гаврилин. Его творчество — явление яркое, значительное, самобытное. Наследие композитора включает около 300 опусов различной жанровой… Читать ещё >
Содержание
- НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА В.А. ГАВРИЛИНА
- Глава I. Музыкальный «Хаокосмос» В. А. Гаврилина: содержание, структура, свойства
- 1. 1. Музыка в контексте мировоззрения. Метафизика
- 1. 2. Нравственные координаты творчества. Поэтика
- 1. 3. Концептуальность композиторского мышления: нарратив, парадигматика, бытие
- Глава II. Претворение концептуальных универсалий в музыкальном творчестве
- 2. 1. Тернарность воплощения концепции
- 2. 2. Специфика режиссуры: образность и хрональность
- 2. 3. Дихотомии Текста
Нравственно-философская концепция творчества В.А. Гаврилина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В сферу актуальных вопросов современного музыкознания входит изучение шедевров отечественного искусства XX века. Почетное место в плеяде выдающихся музыкантов второй половины минувшего столетия занимает Валерий Александрович Гаврилин. Его творчество — явление яркое, значительное, самобытное. Наследие композитора включает около 300 опусов различной жанровой направленности, вызывающих восхищение красочностью палитры, смысловой насыщенностью, удивительной искренностью, трогательностью, могучим светоносным потенциалом.
Колоссальный созидательный дар Гаврилина проявился не только в уникальных музыкальных сочинениях, но и в статьях, интервью, письмах, эссе, дневниковых заметках, представляющих неоспоримую ценность и культурное достояние. Совокупность этих материалов позволяет составить объемное представление о незаурядной личности, проникнуть в суть эстетических исканий, выявить особенности мышления, субъективные закономерности построения звукового пространства.
Идея разностороннего^ рассмотрения художественных, артефактов для искусствознания последних лет является аксиоматичной. Внутреннее единство наследия Гаврилина инициирует правомочность его постижения в контексте духовных поисков. Комплексное исследование музыкальных и литературных (публицистических, мемуарных, эпистолярных) источников, вскрывающих неявные, но последовательные устремления мастера, способствует конкретизации трудноуловимых художественных смыслов, пронизывающих Хаокосмос (А.Ф. Лосев) [167, 478]1 композитора. Непосредственная авторская вербализация творческих намерений задает модус исследовательских поисков, корректирует их, ограждает от возможных заблуждений.
Выдающийся музыкант-мыслитель второй половины XX века, продол.
1 Впоследствии термин найдет широкое употребление в «Очерке о музыке»: [167, 638−667]. туры музыкального Текста как дихотомично организованной целостности.
Теоретико-методологической основой диссертации послужила сложившаяся в современном искусствознании концепция комплексного исследования, использованная при анализе нотного и литературного наследия композитора, работами по эстетике и философии культуры второй половины XXначала XXI века. При изучении особенностей преломления мировоззрения в сочинениях Гаврилина основополагающими явились методологические принципы, сформулированные в фундаментальных трудах отечественных музыковедов JI.O. Акопяна [1−3, 290], М. Г. Арановского [8−9], Б.В. Асафьева' [13], В. П. Бобровского [42−43], М. К. Михайлова [185], Л. Н. Раабена [208], Е. А. Ручьевской [215], В. Н. Холоповой [268].
Наиболее полному раскрытию особенностей воплощения самобытной концепции творчества композитора способствует разработанный JI.O. Ако-пяном методологический подход к музыкальному произведению как отражению человеческой целостности [2]. Разностороннее рассмотрение центральных опусов в контексте предложенного музыковедом подхода приоткрывает завесу тайны над сущностными основами наследия Гаврилина.
Методы исследования: в диссертации использованы. методы системного, контекстуально-интерпретационного, сравнительно-сопоставительного, интонационного, целостного, этимологического анализа, метод интервьюирования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основу мировоззрения Гаврилина составляет нравственно-философская концепция, находящая претворение в музыкальной и литературной частях его наследия. Рассмотрение этих частей в качестве дополняющих друг друга компонентов целостности обнаруживает новые ракурсы постижения его творчества.
2. Нравственно-философская концепция приобретает особое, звучание в масштабных циклических опусах. Ее содержание является^ инвариантной моделью, определяющей сущность творческого метода и специфику организации 8 произведенийК последней относятся построение сюжетно-образной и хронологической линий, закономерности драматургии, формообразования, музыкального языка;
3. Образный мир Гаврилина характеризуется обращением к феномену архети-пическош. Для каждого из центральных произведений композитор находит уникальный способ архетипизации содержательной сферы. Ее особенностью является вынесение зоны конфликта за пределы человеческой души: в фокусе творческого «объектива» мастера находятся исключительно цельные и сильные характеры. Основной драматургический импульс проявляет себя на грани столкновения внутреннего мира героя с действительностью.
4. Композиционному мышлению Художника свойственна оригинальность временной организации. При этом эволюционный вектор интерпретации времени направлен к полихронности, подобно тому, как трактовка композиционного пространства тяготеет к многомерности;
5. В музыкальной драматургии композитора сформировались самобытные способы организации, масштабного целого. К. ним относятся трехмерность, композиционного пространства, принципы, амбивалентности и анфиладной драматургии. Трехмерность является константой творчества и достигается! дифференциацией одного из двух противоборствующих начал — субъективного илиобъективного. Принципы амбивалентности и анфиладной драматургии кристаллизуются постепенно, находя наиболее полное: воплощение в оратории-действе «Скоморохи» и хоровой симфонии-действе «Перезвоны» соответственно:
Научная новизна работы заключается в том, что:
• в музыковедческий обиход введено! ранее: недостаточно изученное, литературное наследие Гаврилина;
• раскрыты особенности содержания структурных уровней нравственно-философской ¡-концепции;
• определены" критерии целеполагания и оценки композитором музыкального творчества — собственного и чужого;
• установлены взаимосвязи нравственно-философских поисков с художественно-образным, музыкально-стилевым, жанрово-композиционным и интонационно-тематическим содержанием сочинений;
• обосновано применение подхода к анализу музыкального произведения как отражению человеческой целостности.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что:
• выявленная нравственно-философская концепция, ее содержательные, структурные и функциональные особенности могут использоваться в качестве модели для анализа подобной проблематики;
• раскрытые на примере творчества Гаврилина механизмы реализации концептуальных универсалий способствуют дальнейшему осмыслению композиторской деятельности, вносят вклад в изучение ее индивидуально-психологической составляющей;
• апробированная методика анализа музыкальных сочинений как отражения человеческой целостности создает предпосылки для. дальнейшего развития аналитического направления музыкознания;
Практическая значимость заключается в возможности использования основных положений и результатов исследования для дальнейшего изучения творчества Гаврилина, в частности в контексте художественных исканий отечественного искусства. Выявленная, иерархия уровней нравственно-философской концепции, также как и принципы ее претворения, обладают достаточной универсальностью и применимы к творчеству других композиторов-мыслителей. Идеи диссертации способствуют развитию и расширению проблемного поля комплексного направления в музыкознании.
Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертационной работы могут быть включены в содержание учебных курсов «История отечественной музыки XX века», «История современной музыки», «Анализ музыкальных произведений» высших и средних звеньевмузыкального образования, а также использованы в научных разработках, посвященных музыкальной культуре советского и постсоветского периодов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, а также в выступлениях на международных (СПб., 2007;2010), городских (СПб., 2010) научно-практических конференциях. Основные положения работы отражены в 12 публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений: литературного и нотного.
Список литературы
содержит 315 наименований, в том числе 26 Мегпе!-ресурсов. Нотное приложение включает 46 образцов. Содержание диссертации изложено на 238 страницах машинописного текста.
1. Акопян, J1. О. Анализ глубинной' структуры музыкального' текста / JI.O. Акопян. -М.: Практика, 1995.-256 с.
2. Акопян, JI. О. Музыка как отражение человеческой целостности / JI.O. Акопян // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. -М.: КомКнига, 2007. С. 70−81.
3. Алексеева, М. В. Музыка и слово на пути автономного развития и семантических взаимосвязей / М. В. Алексеева // Философия и культура: Сб. трудов. Вып. 175 / РАМ им. Гнесиных. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. — С. 151−183.
4. Алянский, Ю. Л. Как поделиться восхищением? (Мысли после концертов композитора Гаврилина) / Ю. Л-. Алянский // Звезда. 1986. — № 4. -С. 172−177.
5. Алянский, Ю. Л. Популярность или признание? Диалоги об эстраде / Ю. Л. Алянский // Советская эстрада и цирк. 1982. — № 5. — С. 14−16.
6. Арановский, М. Г. Музыка и мышления / М. Г. Арановский // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: КомКнига, 2007. — С. 10−43.
7. Арановский, М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства / М. Г. Арановский. М.: Композитор, 1998. — 344 с.
8. Арановский, М. Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960;1975 гг.: Исследовательские очерки / М. Г. Арановский. Л.: Советский композитор, 1979. — 288 с.
9. Арнаутова, О. В творческом содружестве / О. Арнаутова // Советская музыка. -1981. -№ 9. С. 69−70.
10. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. Кн. 1, 2. Изд. 2-е. — Л.: Музыка, 1971. — 376 с.
11. Баранцев, Р. Г. Имманентные проблемы синергетики / Р. Г. Баранцев // Вопросы философии. 2002. -№ 9. С.91−101.
12. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. Изд. 2-е. — М.: Художественная литература, 1990. — 543 с.
13. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин / Сост. С. Г. Бочаров — Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина — Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.
14. Баязитова, Д. И. Интонационная лексика в содержании произведений детского фортепианного репертуара: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Д. И. Баязитова — Магнитог. гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Магнитогорск, 2008. 24 с.
15. Баяхунова, Л. Б. Валерий Гаврилин: «Как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда» / Л. Б. Баяхунова // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. -2010. -№ 1. С. 72−77.
16. Белинский, А. А. Балет родился из вальса / А. А. Белинский // Санкт-Петербургские ведомости. 1999. — 14 сентября. — С. 4.
17. Белинский, А. А. Душой исполненный полет / А. А. Белинский // Белин212ский, А. А. Старое танго: Заметки телевизионного практика. М.: Искусство, 1988.-С. 148−162.
18. Белинский, А. А. «Моя прекрасная леди» / А. А. Белинский // Нева.1985.-№ 10.-С. 167−174.
19. Белинский, А. А. Памяти Валерия Гаврилина / А. А. Белинский // Петербургский театральный журнал. 1999. — № 18−19 (июнь). — С. 160.
20. Белинский, А. А. Соловей. О музыке В. Гаврилина / А. А. Белинский // Литературная газета. 1994. -№ 38 (21 сентября). — С. 8.
21. Белов, В. И. Голос, рожденный под Вологдой: Повесть о композиторе Валерии Гаврилине / В. И. Белов // Наш современник. 2004. — № 9. -С. 15−68.
22. Белов, Г. Г. Перезвоны времен /Г. Г. Белов // Советская Россия. 1984. -17 февраля. — С.6.
23. Белов, Г. Г., Белова, О. В. Хоровая симфония-действо. Симфонизм сегодня / Г. Г. Белов, О. В. Белова // Советская музыка. 1988. — № 1. — С. 22−28.
24. Белов, Ю. Русские до боли «Перезвоны» / Ю. Белов // Советская Россия. -1999.-17 августа.-С. 4.
25. Белов, Ю. Слово о Валерии Гаврилине / Ю. Белов // Советская Россия. — 1999.-30января.-С. 3.
26. Белова, Е. П. Осваивая новый жанр / Е. П. Белова // Советская музыка.1986.-№ 4.-С. 69−74.
27. Белова, Е. П. Ракурсы танца: телевизионный балет / Е. П. Белова. М.: Искусство, 1991.-С. 91−93, 109−112.
28. Белова, О. В. Валерий Гаврилин / О. В. Белова // Композиторы Российской Федерации: Сб. статей. — Вып. 3 / Ред.-сост. В. И. Казенин. — М.: Советский композитор, 1984. С. 3−39.
29. Белова, О. В. Этот необычайный мир Гаврилина / О. В. Белова // Музыкальная жизнь. 1988. — № 23. — С. 10−12.
30. Белоиенко, А. С. На авторских концертах Б. Чайковского, В. Гаврилина /213А. С. Белоненко // Советская музыка. 1978. — № 12. — С. 38−41.
31. Белоненко, А. С. На пути к музыкальному театру / А. С. Белоненко // Современная советская опера: Сб. научн. трудов / Отв. ред. А. JI. Порфирьева. -Л.: ЛГИТМиК, 1985. С. 73−88.
32. Белоненко, А. С. Образы и черты стиля современной русской музыки 60−70-х годов для хора, а cappella / А. С. Белоненко // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. Л.: Музыка, 1977. — С. 139−152.
33. Беляева-Челобитько, Г. Самое сокровенное в человеке / Г. Беляева-Челобитько // Советская Россия. -1986. -7 июня. С. 4.
34. Бердяев, Н. А. Философия свободыСмысл творчества / H.A. Бердяев. -М.: Правда, 1989. 607 с.
35. Бершадская, Т. С. Формы в вокальной камерной музыке / Т. С. Бершад-ская // Музыкальная форма / общ. ред. Ю. Тюлина. — М.: Музыка, 1974. С. 312−329.
36. Бобровский, В. П. «Русская тетрадь» / В П. Бобровский // Советская культура. 1966. -№ 28 (5 марта). — С. 3.
37. Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: В 2-х вып. Вып. 1. — М.: Музыка, 1980. — 268 с. — Вып. 2. — М.: Музыка, 2009. — 304 с.
38. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы. Исследование / В. П. Бобровский. М.: Музыка, 1978. — 332 с.
39. Богатырева, Е. Музыка Гаврилина / Е. Богатырва // Советская Россия. -1981. 14 января.-С. 4.
40. Богуславская, JI. Фортепианные пьесы Валерия Гаврилина / Л. Богуславская // Музыкальная жизнь. 1971. — № 17. — С. 24.
41. Бонфельд, М. Ш. Валерий Гаврилин о музыке и не только. / М. Ш. Бонфельд // Музыкальная академия: науч.-теор. и критико-публицистич. журн. / учредители: Союз композиторов РФ, Мин. к-ры РФ, изд. дом «Композитор». 2005: — № 3. — С. 42−47.
42. Бонфельд, М. Ш. Гаврилин Валерий Александрович / М. Ш. Бонфельд // Выдающиеся вологжане: Биографические очерки / Ред. совет «Вологодская энциклопедия». -Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. С. 528−534.
43. Бонфельд, М. Ш. Гаврилин о музыкальном искусстве и просветительстве / М. Ш. Бонфельд // Музыкальное просветительство век XXI. Материалы конференции-семинара. — Вологда, «Русь», 2005. — С. 12−15.
44. Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства / М. Ш. Бонфельд. СПб.: Компози-тор"Санкт-Петербург, 2007. — 648 с.
45. Бонфельд, М. Ш. Музыка Гаврилина — сегодня и всегда / М. Ш. Бонфельд // Мезон. 2000. — № 10 (15), октябрь. — С. 14−15.
46. Бочарникова, Э. В постижении Чехова / Э. Бочарникова // Театральная жизнь. 1986. —№ 17 (674). — С. 3.
47. Буркхарт, Д. Текстуальные, контекстуальные и интертекстуальные аспекты причитаний на Руси / Д. Бурхард // Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования. М.: Наука, 1991. — С. 78−93.
48. Бялик, М. Г. В диалоге с вечным / М. Г. Бялик // Невское время. 2001. — 17 ноября. — С. 4.
49. Бялик, М. Г. Оперы ленинградцев в Московском камерном / М. Г. Бялик // Музыкальная жизнь. -1985. № 6. — С. 6.
50. Бялик, М. Г. «Русская тетрадь» Валерия Гаврилина / М. Г. Бялик // Музы215кальная жизнь. 1968. -№ 1. — С. 7−8.
51. Бялик, М. Г. Фестиваль памяти мастера / М. Г. Бялик // Невское время. -1999. 18 августа.-С. 3.
52. Валерий Гаврилин: Воспоминания современников: Беседы, выступления / Записал на видеопленку А. Алексичев (авг.-дек. 1999 г.). Вологда: Б.и., 2000. — 148 с.
53. Василенко, Л. И. Краткий религиозно-философский словарь / Л. И. Василенко. М.: Истина и Жизнь, 2000. — 254 с.
54. Васильева, Н. Валерий Гаврилин: «Мой жанр видимо, опера» / Н. Васильева // Юность. — 1968. — № 5. — С. 105−106.
55. Васина-Гроссман, В. А. В. Гаврилин / В. А. Васина-Гроссман // Васина-Гроссман В. А. Мастера советского романса: Исследование. Изд. 2-е., перераб, дополн. -М.: Музыка, 1980. С. 290−304.
56. Велнканова, А. Г. Песни и романсы Валерия Гаврилина: Дипломная работа / А. Г. Великанова — Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2006. — 98 с.
57. Вечер камерной музыки // Ленинградская правда. 1977. — 11 ноября (№ 261).-С. 4.
58. Виноградов, В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / В. В. Виноградов. -М.: Наука, 2003. 390 с.
59. Волков, С. М. Новое, но не выдуманное: Валерий, Гаврилин / С. М. Волков // Волков, С. М. Молодые композиторы Ленинграда. М. — Л.: Советский композитор, 1971. — С. 70−84.
60. Вологдин, А. Читая белые страницы. Единственный свидетель / А. Вологдин // Русский Север. 2002. — 23−29 января. — С. 4.
61. Волонт, И. И. Образная сфера смеха в русской музыке Х1Х-ХХ веков (трагедийно-сатирический аспект): автореф. дис.. канд. искусствоведения / И. И. Волотн — Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. -Новосибирск, 2008. 28 с.
62. Воскобойников, В. М. Перезвоны судьбы / В. М. Воскобойников // Нева.216−1986.-№ 7.-С. 169−175.
63. Вязкова, Е. В. К вопросу о типологии творческих процессов / Е. В. Вяз-кова // Процессы музыкального творчества. — Вып.З. Сб. трудов № 155 / РАМ им. Гнесиных. М., 1999. — С. 156−182.
64. Гаврилин, В. А. Валерий Гаврилин: Даже тишина музыка / В. А. Гав-рилин / публикацию подготовил С. Бирюков // Труд. -1999. -17 августа. -С. 4.
65. Гаврилин, В. А. Валерий Гаврилин: Кланяюсь вам, военные люди: беседа с композитором В. Гаврилиным / записал В. Нестеренко. // Красная звезда. 1984. — 21 сентября. — С. 4−5.
66. Гаврилин, В. А. Вечерок: вокальный цикл для сопрано, меццо-сопрано и фортепиано. Альбомчик / В. А Гаврилин. — СПб.: Композитор*Санкт-Петер-бург, 1984. 55 с.
67. Гаврилин, В. А. Военные письма: вокально-симфоническая поэма для солистов, детского и смешанного хоров и симфонического оркестра в 12-ти частях. Стихи А. Шульгиной. Партитура. JI.: Советский композитор, 1979. -98 с.
68. Гаврилин, В. А. Времена года: песни для среднего голоса и фортепиано / В. А. Гаврилин. СПб.: Композитор"Санкт-Петербург, 2000. — 22 с.
69. Гаврилин, В. А. Высокое и чистое звучание / В. А. Гаврилин // Культура и жизнь. -1987. -№ 2. -С. 15−18.
70. Гаврилин, В. А. Годовой круг / В. А. Гаврилин // Георгий Свиридов в воспоминаниях современников / Сост. и коммент. А. Б. Вульфов — Авт. пре-дисл. В. Г. Распутин. М.: Молодая гвардия, 2006. — С. 630−642.
71. Гаврилин, В. А. Заметки о восприятии музыки / В. А. Гаврилин // Музыка детям: Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михее-ва. — Л.: Музыка, 1970. — С. 150−155.
72. Гаврилин, В. А. Заповедный мир музыки Свиридова / В. А. Гаврилин // Г. В. Свиридов в современной музыкальной культуре / ред.-сост., авт. предисл. Е. Н. Яковлева. М.: «Петраруш», 2010. С. 200−204.
73. Гаврилин, В. А. Не ищите потерянный’рай / В. А. Гаврилин // Российские вести. 1993. — 20 марта. — С. 3.
74. Гаврилин, В. А. О музыке и не только. Записи разных лет / В. А. Гаврилин / Сост. Н. Е. Гаврилина и В. Г. Максимов. СПб.: Композитор’Санкт-Петербург, 2003. — 344 с.
75. Гаврилин, В. А. Путь музыки к слушателю / В: А. Гаврилин // Советская музыка. 1967. — № 5. — С. 4−6.
76. Гаврилин, В. А. Русская тетрадь: вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано/ В. А. Гаврилин. СПб.: Композитор 'Сан кт-Петербу рг, 2000. -72 с.
77. Гаврилин, В. А. Слушая сердцем. Статьи. Выступления. Интервью / В.A. Гаврилин. СПб.: Композитор «Санкт-Петербург, 2005. — 456 с.
78. Гаврилин, В. А. Три песни Офелии. Из трагедии ВШекспира «Гамлет» для голоса и фортепиано / В. А. Гаврилин. — СПб.: Композитор*Санкт-Петер-бург, 1999. 20 с.
79. Гаккель, Л-. Е. В концертном зале. Впечатления 1950—1980;х годов. —218'СПб.: Композитор, 1997.-232 с.89: Галушко, М. «Анюта», или рождение музыки из чеховской прозы / М. Галушко // Музыка России. Вып. 6. -М.: Музыка, 1986. С. 85−98.
80. Галушко, М. Дар человечности (Три этюда о Валерии Гаврилине) / М. Галушко. Панорама: ежегодник по искусству для молодежи. М., 1983. -С. 32−47.
81. Ганичев, В. Н. «Перезвоны» / В. Н. Ганичев // Русские версты. М., 1994.-С. 205−211.
82. Генина, JI. С. «Все позабудется любовь останется» / JT. С. Генина // Музыкальная академия: науч.-теор. и критико-публицистич. журн. / учредители: Союз композиторов РФ, Мин. к-ры РФ, изд. дом «Композитор». — 1999. — № 4. -С. 84−87.
83. Генина, JI. С. Музыка и критика: контакты контрасты / JI. С. Генина. -М.: Советский композитор, 1978. — С. 218−219.
84. Гессе, Г. Игра в бисер / Г. Гессе. Новосибирск: Новосибирск, кн. изд-во, 1991.-464 с.
85. Гладкова, О. Валерий Гаврилин. Посткриптум / О. Гладкова // Музыкальная жизнь. 2009. — № 12. — С. 14−16.
86. Гладкова, О. Шаг в новый век / О. Гладкова // Музыкальная жизнь. -2004.-№ 6.-С. 13−15.
87. Глезер, Р. «Весна» юбилейная / Р. Глейзер // Советская музыка. 1979. -№ 9. — С. 27−29.
88. Голышева, И. А. Валерий Александрович Гаврилин: народная песня в судьбе композитора / И. А. Голышева // MUSICUS. 2009. — № 9. — С. 22−27.
89. Голышева, И. А. Истоки творчества Валерия Гаврилина / И. А. Голышева // MUSICUS. 2009. — № 4. — С. 54−56.
90. Голышева, И. А. «Многим я обязан Вологодчине» / И. А. Голышева // MUSICUS. 2006. — № 7 (октябрь-ноябрь-декабрь). — С. 31−35.
91. Голышева, И. А. Певцы земли Русской / И. А. Голышева // Музыка и время. 2006. — № 3. — С. 37.
92. Голышева, И. А. Фольклорные традиции Вологодчины как источник творчества В. А. Гаврилина / И. А. Голышева // Музыка и время. 2007. -№ 9.-С. 14−21.
93. Григорьев, В. П. Велимир Хлебников в четырехмерном пространстве языка: Избранные работы. 1958;2000;е годы / В. П. Григорьев. М.: Языки славянских культур, 2006. — 816 с.
94. Григорьева, А. Г. Подвижник за русскую музыку / А. Г. Григорьева // Музыкальная академия: науч.-теор. и критико-публицистич. журн. / учредители: Союз композиторов РФ, Мин. к-ры РФ, изд. дом «Композитор». 2004. — № 4. — С. 1−3.
95. Григорьева, Г. В. Русская хоровая музыка 1970;80-х годов / Г. В. Григорьева. М.: Музыка, 1991. — 72 с.
96. Григорьева, Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. 50−80е годы / Г. В. Григорьева. М.: Советский композитор, 1989.-208 с.
97. Григорьева, А. Г., Тевосян, А. Т. Право на диалог / А. Г. Григорьева, А. Т. Тевосян // Советская музыка. 1983. — № 11. — С. 22−35.
98. Данько, JI. Г. Двадцать «весен» / JI. Г. Данько // Советская музыка. -1985.-№ 1.-С. 29−30.
99. Девятова, О. JI. Образ России в музыке постсоветского периода (19 801 990;е) / О. Л. Девятова // Известия государственного Уральского университета. 2008. — № 55. — С. 52−64.
100. Дементьев, В. Валерий Гаврилин из Воздвиженья / В. Дементьев // Роман-журнал XXI века: Путеводитель русской литературы. 2004. — № 6. — С. 65−69.
101. Денисов, Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Э. В. Денисов. М.: Советский композитор, 1986. — 206 с.
102. Добрый талант Гаврилина // Культура. -1999. -№ 43. С. 2.
103. Долинская, Е. Б. О русской музыке последней трети XX века / Е. Б. До-линская.-Магнитогорск, Изд-во МаГК, 2000. 158 с.
104. Красникова, T. H. Фактура в музыке XX века: Монография / Т. Н. Красникова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. — 228 с.
105. Крейнина, Ю. На авторских концертах И. Карабица и А. Красотова, В. Гаврилина и В. Азарашвили / Ю. Крейнина // Советская музыка. — 1980. № 12.-С. 56−57.
106. Крылова, А. В. Вокальный цикл: Вопросы теории и истории жанра / A.B. Крылова. -М.: МГПИ, 1988.-48 с.
107. Крылова, А. В. Советский камерно-вокальный цикл 60−70-х годов (к проблеме эволюции жанра): автореф. дис.. канд. искусствоведения / А. В. Крылова — Литовская государственная консерватория. Вильнюс, 1983. -24 с.
108. Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII XX вв. / А. Ю. Кудряшов. — СПб.: Издательство «Лань», 2006. — 432 с.
109. Кухта, Т. Л. Композитор Валерий Александрович Гаврилин / Т. Л. Кухта // Музыка в школе. 2007. — № 5. — С. 4−14.
110. Кюрегян, Т. С. Формы в музыке XVII—XX вв.еков / Т. С. Кюрегян, М.: Издательский дом «Композитор», 1998. — 312 с.
111. Лебедев, Н. Художники в пути! / Н. Лебедев // Советская музыка. -1983.-№ 7.-С. 78−80.
112. Лебедева, В. В. Цикл программный пьес и прелюдий в русской фортепианной музыке XX века: традиции и новые тенденции: автореф. дис.. канд. искусствоведения / В. В. Лебедева — РАМ им. Гнесиных. М., 2008. — 28 с.
113. Левая, Т. Н. Советская музыка: диалог десятилетий // Советская музыка 70−80-х годов. Стиль и стилевые диалоги / Сб. трудов. — Вып. 82. М.: МГПИ им. Гнесиных, 1985. — С. 9−29.
114. Леви-Строс, К. Мифологики. В 4-х т. / К. Леви-Строс. Т. 1. Сырое и приготовленное. — М. — СПб.: Университетская книга, 1999. — 406 с.
115. Леденев, Р. С. Перезвоны навсегда / Р. С. Леденев // Культура. — 1999. -4−10 февраля: С. 2.
116. ЛесковН. С. Собрание сочинений. В 11-ти т. / Н. С. Лесков. Т. 5. — М'.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. -С. 279—450.
117. Лихачев, Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы / Д. С. Лихачев. СПб.: «Алетейя», 1997. — 508 с.
118. Лихачев, Д. С. Очерки философии художественного творчества / Д. С. Лихачев. Изд. 2-е, дополненное. — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. — 192 с.
119. Лихачев, Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. СПб.: ИскусствоСПБ, 2007. — 440 с.
120. Лихачев, Д. С., Панченко, А. М., Понырко, Н. В. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Л.: Наука, 1984. — 295 с.
121. Лосев, А. Ф. Строение художественного мироощущения / А. Ф. Лосев // Форма Выражение — Стиль. — М.: Издательство «Мысль», 1995. -С. 297−320.
122. Лукьянова, Н. В.' Фортепианный ансамбль как феномен музыкальной культуры Ленинграда Санкт-Петербурга второй половины XX века: авто-реф. дис.. канд. искусствоведения / Н. В. Лукьянова — РГПУ им. А. И. Герцена. -СПб., 2007.-23 с.
123. Львов-Анохин, Б. А. По законам хореографии и кино. Телевизионный фильм «Анюта» / Б. А. Львов-Анохин // Музыкальная жизнь. — 1982. — № 16. -С. 8−9.
124. Лымарева, Т. В. Вокально-исполнительская интерпретация как художественный’текст: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Т. В. Лымарева — СПбГК им. H.A. Римского-Корсакова. СПб., 2009. — 20 с.
125. Малеванная, JI. И. «Я скучаю по тебе!.» / JI. И. Малеванная // Балтийские сезоны. 2001. — № 3−4. — С. 160−161.
126. Манулкина, О. Русская тетрадь закрыта / О. Манулкина // КоммерсантЪ. 1999. — 2 февраля. — С. 13.
127. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. -М.: Композитор 1993.-262 с.
128. Медушевский, В. В. Музыковедение: проблема духовности В. В. Медушевский // Советская музыка. 1988. — № 5. — С. 6−15.
129. Медушевский, В. В. Человек в зеркале интонационной формы / В. В. Медушевский// Советская музыка. -1980.-№ 9.-С. 39−48.
130. Меньшиков, О. Е. «Это „Горе от ума“ для меня сплошное счастье» / О. Е. Меньшиков // Невское время. 1998. — 14 октября. — С. 3.
131. Метафизика музыки и музыка метафизики: Сборник статей / под ред. Т. А. Апинян и К. С. Пигрова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. — 228 с.
132. Мещерякова, Hi А. Новое в романтической концепции В. Гаврилина // Памяти учителей Л. Я. Хинчин, А. Н. Сохор / Н. А. Мещерякова. — Ростов-на-Дону: РГК, 1995. С. 102−109.
133. Мещерякова, Н. А. Страницы отечественной Шубертиады: Валерий Гаврилин / Н. А. Мещерякова // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы научной конференции. Ростов-на-Дону: РГК, 1998. -С. 166−169.
134. Минин, В. Н. Живой разговор со слушателями / В. Н. Минин // Музы226кальная жизнь. 1984. — № 11. — С. 4.
135. Минин, В. Н. «Перезвоны» / В. Н. Минин // Музыка в СССР. 1984. — № I 4.-С. 82−83.1 185. Михайлов, Mi К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты /М. К. Михайлов. JI.: Музыка, 1990. — 288 с.
136. Михайлова, А. А. Гаврилин Валерий Александрович / А. А. Михайлова // Эстрада России XX века: Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2004. -С. 134−135.j.
137. Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 672 с.
138. Музыкальный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклоIпедия, 1991.-С. 120.t.
139. На авторских концертах. В. Гаврилина // Советская музыка. 1981. -№ Ю.-С. 44−45.
140. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкин-ский. -М.: Музыка, 1982. 319 с.
141. Нестьев, И. В. Аспекты музыкального новаторства / И. В. Нестьев // Про-^ блемы традиций и новаторства в современной / ред-сост. А. М. Гольцман, общ.ред. M. Е. Тараканова. -М.: Изд. МГПИ им. Гнесиных, 1982. С. 11−30.
142. Никитина, Л. Д. Советская музыка: История и современность / Л. Д. Никитина. -М.: Музыка, 1991.-277 с.
143. Николаева, Н. С. Симфонизм // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 5. — М.: Советская Энциклопедия, 1981. — С. 11−15.
144. Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология / Г. П. Овсянкина. — СПб.: Издательство «Союз художников», 2007. 240 с.
145. Овчинникова, Т. К. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Т. К. Овчинникова — РГК им. C.B. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2009. — 29 с.
146. Отюгова, Т. А. Композитор Валерий Гаврилин. Биографическое эссе. — СПб.: Композитор*Санкт-Петербург, 2008. 42 с. ч j.
147. Павлович, Mi Среди звезд немого кино / М. Павлович // Сельская моло-< дежь.- 1983.-№ 6.-С. 28−43.
148. Паисов, Ю. И. Современная русская хоровая музыка (1945;1980): Очерки истории и теории / Ю. И. Паисов. М.: Советский композитор, 1991. — 280 с.
149. Петриченко, О. В гармонии слова и звука / О. Петриченко // Огонек.1984. -№ 51 (декабрь). С. 17.
150. Петров, А. К. Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке (1980;2005): основные тенденции, новые композиторские подходы: автореф. дис.. канд. искусствоведения / А. К. Петров — РАМ им. Гнесиных. -М., 2007. 27 с.
151. Петров, А. П. Гаврилинская исповедальность. О прекрасном русском композиторе рассказывает его коллега А. Петров / А. П. Петров // Труд. -1999.-13 августа.-С. 4.
152. Петров, А. П. Соразмерно личности творца / А. П. Петров // Культура и жизнь. 1987. — № 1. — С. 26.
153. Петрушанская, Р. И. Верность себе, верность призванию / Р. И. Петру-шанская // Петрушанская, Р. Советские композиторы — лауреаты премии Ленинского комсомола. -М.: Советский композитор, 1989. С. 63−83.
154. Петрушанская, Р. И. Дарование есть поручение / Р. И. Петрушанская // Музыкальная-жизнь. 1999. — № 11 (936) ноябрь. — С. 20−21.
155. Подосенова, Е. Нравственное содержание подвига / Е. Подосенова // Советская музыка. 1986. — № 5. — С. 17—25.
156. Проблемы музыкального мышления.: Сб. статей / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — 336 с.
157. Пярт, А. Правда очень проста / А. Пярт // Советская музыка. — 1990. № 1.-С. 130−132.
158. Раабен, Л. Н. О духовном ренессансе в русской музыке 1960;1980;х годов / Л. Н. Раабен. — СПб.: «Бланка», «Бояныч», 1998. 353 с.
159. Раабен, Л. Н. О современной советской опере / Л. Н. Раабен // Современная, советская опера: Сб. научн. трудов. Л:: ЛГИТМиК, 1985. — С. 3−9.
160. Райскин, И. Г. От Перуна до Христа: языческие и христианские корни символики в «Перезвонах» Валерия Гаврилина // Жизнь религии в музыке: сб. статей. СПб.: Сударыня, 2007. — С. 153−168.
161. Распутин, В. Г. Повести, рассказы / В. Г. Распутин. М.: Вагриус, 2001. -402 с.
162. Рахманова, М. П. О «фольклорном направлении» в современной русской музыке / М. П. Рахманова // Советская музыка. 1972 — № 1. — С. 9−20.
163. Романов, А. Посвящение в родню: Стихи и поэмы А. Романов. — М.: Советский писатель, 1967. — 54 с.
164. Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М. Арановский. М.: Гос. инст. искусствознания, 1997. — 874 с.
165. Ручьевская, Е. А. Мелодия сквозь призму жанра / Е. А. Ручьевская // Критика и музыкознание: Сб. статей и материалов. Вып. 2 / Сост. О. Колов-ский. — Л.: Музыка, 1980. — С. 35−53.
166. Ручьевская, Е. А. О методах претворения и выразительном значении речевой. интонации (на примере вокальных произведений В. Гаврилина, С. Слонимского и JI. Пригожина) / Е. А. Ручьевская // Поэзия и музыка. М.: Музыка, 1973.-С. 137−185.
167. Ручьевская, Е. А., Кузьмина Н. И. Цикл как жанр и форма / Е. А. Ручьевская, Н. И: Кузьмина // Форма и стиль. Сборник научных трудов. Часть II. -Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1990: — С. 129−174.
168. Рябева, К. «Любовь останется.» К 70-летию Валерия Александровича Гаврилина / К. Рябева // MUSICUS. 2009. — № 5 (сентябрь-октябрь). — С. 56−59.
169. Рябева, К. Обреченная мечта. Интонационный контекст вокального цикла «Вечерок» В. А. Гаврилина / К. Рябева // MUSICUS. 2009. — № 5 (сентябрь-октябрь). — С. 40—42.
170. Сабинина, М. Д. Опера-оратория, и моноопера / М. Д. Сабинина // Советский музыкальный театр. Проблемы жанров / Ред.-сост. М. Е. Тараканов. — М.: Советский композитор, 1982. С. 19−63.
171. Салнис, Н. Н. Гаврилин Валерий Александрович / Н. Н. Салнис // Творческие портреты композиторов: Популярный справочник. М.: Музыка, 1990.-С. 100−102.
172. Свиридов, Г. В. Музыка как судьба / Г. В. Свиридов // Наш современник. 2003. -№ 6. — С. 168−193.
173. Северянин, И. Гармония контрастов: Стихотворения / И. Северянин. -М.: Летопись, 1995. 381 с.
174. Сиднева, Т. Б. Произведение искусства как нравственно-эстетическая целостность: автореф. дис. канд. филос. наук / Т. Б. Сиднева — ЛГУ им. A. А. Жданова. Л., 1987. — 22 с.
175. Силина, Г. Разлилась Волга широко. / Г. Силина // Аврора. 1971. -№ 9.-С. 69−71.
176. Скафтымова, Л. А. Вокально-симфоническое творчество С. В. Рахманинова и русская кантата начала XX века / Л. А. Скафтымова. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2009. — 256 с.
177. Скребков, С. С. Формы вокальной музыки / С. С. Скребков // Скребков, С. С. Анализ музыкальных произведений. М.: Музгиз, 1958. — С. 267−317.
178. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. М.: Музыка, 1973. — 447 с.
179. Слово молодежи. Гаврилин В. // Советская музыка. 1968. — № 1. — С. 8−9.
180. Слонимский, С. М. Новые имена — новые надежды / С. М. Слонимский // Советская музыка. 1965. — № 9. — С. 18−23.
181. Смирнова, О. Звезда Валерия Гаврилина / О. Смирнова // Маяк. 2001. -Юфевр.-С. 3.
182. Современная отечественная музыкальная литература: 1917—1985. -Вып. 1. М.: Музыка, 2005. — 376 с.
183. Современный философский словарь / Под общ. ред. д.ф.н. проф.B.Е. Кемерова. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.
184. Соколов, А. С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творче230ства / А. С. Соколов. Изд. 2-е. — М.: Композитор, 2007. — 21 В с.
185. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры / О. В'. СоколовНижний Новгород: Н-НГУ, 1994. — 220 с.
186. Сорокин, Б. Ф: Философия филологии / Б. Ф. Сорокин. Орел: Мысль, 2000. 177 с.
187. Сохор, А. Н. Вокально-симфонические жанры в советской музыке / А. Н. Сохор // Вопросы теории и эстетики музыки. — Вып. 2. Л.: Музыка, 1962.-С 67−78.
188. Сохор, А. Н. Две «Тетради» В. Гаврилина / А. Н. Сохор // Сохор, А. Н. Статьи о советской музыке. — Л.: Музыка, 1974. С. 170−177.
189. Сохор, А. Н. Музыкальная драматургия вокально-симфонических произведений Свиридова / А. Н. Сохор // Музыкальный современник: Сб. ст. Вып. З.-М.: Советский композитор, 1979.-С. 146−171.
190. Сохор, А. Н. Некоторые идейно-эстетические проблемы' советской музыки 70-х годов / А. Н. Сохор // Вопросы теории и эстетики музыки. -Вып. 15. Л.: Музыка, 1977. — С. 3—15.
191. Сохор, АН. Певец добрых чувств / А. Н. Сохор // Советская культура. -1977.-29 марта.-С. 4,.
192. Стогний, И. С. Аспекты анализа музыкального произведения и границы его интерпретации / И. С. Стогний // Процессы музыкального творчества: Сб. трудов 169. Вып. 9: -М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. — С. 225−242.
193. Столович, Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л. Н." Столович. -М.: Республика, 1994. 464 с.
194. Судаков, В. В. Музыкальный эпос Валерия Гаврилина / В. В. Судаков // Источник. — 2001. — № 1 (январь-февраль). С. 80−81.
195. Супоницкая, К. А. В творческой лаборатории Валерия Гаврилина / К. А. Супоницкая // Музыкальная академия: науч.-теор. и критико-публицистич. журн. / учредители: Союз композиторов РФ, Мин. к-ры РФ, изд. дом «Композитор». 20 091 -№-3. — С. 50−55.
196. Супоницкая, К. А. Валерий Гаврилин: в поисках своего пути: к юби231лейным датам композитора (1939;1999) / К. А. Супоницкая // Музыковедение. -2010. -№ 1. -С. 14−20.
197. Супоницкая, К. А. Главная тема творчества В. А. Гаврилина и ее воплощение в вокальных сочинениях: Дипломная работа / К. А. Супоницкая Красноярскаягосударственная академия музыки и театра. — Красноярск, 2007. -152 с.
198. Супоницкая, К. А. О чем рассказал архив композитора. Детские рукописи достилевой период творчества: к юбилею В. А. Гаврилина (1939;1999) / К. А. Супоницкая // Музыковедение. — 2009: — № 9. — С. 16−20.
199. Тараканов, М. Е. Традиции и новаторство в современной советской музыке / М. Е. Тараканов // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке / ред-сост. А. М. Гольцман, общ. ред. М. Е. Тараканова. М.: Изд. МГПИ им. Гнесиных, 1982. — С. 30−51.
200. Тевосян, А. Т. Концерт в трех частях памяти В. Гаврилина / А. Т. Тево-сян // Музыкальная академия: науч.-теор. и критико-публицистич. журн. / учредители: Союз композиторов РФ, Мин. к-ры РФ, изд. дом «Композитор». — 2000: — № 1.-С. 184−190.
201. Тевосян, А. Т. Перезвоны: жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина / А. Т. Тевосян / Отв. ред. Г. Г. Белов— ред.-сост. Я. Л. Бутовский, Н. Е. Гаврилина. — СПб.: Композитор «Санкт-Петербург, 2009. 616 с.
202. Тевосян, А. Т. Плач по Валерию Гаврилину / А. Т. Тевосян // Российская, музыкальная газета. — 1999. -№ Г0. С. 2.
203. Тевосян, А. Т. По прочтении Шукшина (Хоровая симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина) / А. Т. Тевосян // Музыка России. Вып. 7. — М.: Советский композитор, 1988. — С. 238−255.
204. Тевосян, А. Т. Фольклорные и религиозные мотивы в «Перезвонах» Валерия Гаврилина / А. Т. Тевосян // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. научн. трудов. Вып. 9- М.: Изд-во ГРЦРФ, 1999. — С.11−126.
205. Тевосян, А. Т. Хоровое искусство России 70-х годов (1967;1980) /232A. Т. Тевосян. -М.: Знание, 1982. 40 с.
206. Тимохин, В. В исполнении Раисы Бобриневой / В. Тимохин // Музыкальная жизнь. 1967.-№ 15.-С. 7.
207. Тихая, С. На всем понятном языке (Юбилей. Валерию Гаврилину 50 лет) / С. Тихая // Ленинградский рабочий. — 1989. — № 33 (2802). — 18 августа. — С. 16.
208. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / ред. Ю. Паисов. -М.: Композитор, 1999. 264 с.
209. Фейнберг, Е. Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке / Е. Л. Фейнберг. М.: Наука, 1992. — 251 с.
210. Фестиваль музыки композитора В. А. Гаврилина // Нева. 1999. -№ 7.-С. 238.
211. Хейзинга, Й. Homo ludens (Человек играющий) / пер. с нидерл.B. В. Ошиса / Й. Хейзинга. М.: ЭКС-МО Пресс, 2001. — 351 с.
212. Холопов, Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия / Ю. Н. Холопов // Вопросы философии. 1993. — № 4. — С.106−144.
213. Холопова, В. Н. Икон. Индекс. Символ / В. Н. Холопова // Музыкальная академия: науч.-теор. и критико-публицистич. журн. / учредители: Союз композиторов РФ, Мин. к-ры РФ, изд. дом «Композитор». 1997. — № 4. — С. 159−162.
214. Холопова, В. Н. К проблеме музыкальных форм 60−70-х годов XX века / В. Н. Холопова // Современное искусство музыкальной композиции. Сб. трудов. -Вып. 79.-М.: ГМПИим. Гнесиных, 1985. С. 17−31.
215. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений / В. Н. Холопова. Изд. 3-е, стер. СПб. и др.: Лань, 2006. — С. 915. — 489 с.
216. Христиансен, Л. Л. Из наблюдений над творчеством композиторов «Новой фольклорной волны» / Л. Л. Христиансен // Проблемы музыкальной науки: Сб.ст. Вып. 1. -М.: Советский композитор, 1972. — С. 198−218.
217. Христиансен, Лид. Л. Гаврилин / Лид. Л. Христиансен // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. — М.: «Советская энциклопедия», 1973.-С. 868−869.
218. Христианские образы в искусстве: Сб. трудов № 171. Выпуск 2 / РАМ им. Гнесиных. — М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2008. — 202 с.
219. Чередниченко, Т. В. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи / Т. В. Чередниченко. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. 577 с.
220. Черная, F. Песне сценическое прочтение / Г. Черная // Советская музыка. — 1985. — № 7. — С. 43−47.
221. Чернушенко, В. А. О Г. Свиридове и В. Гаврилине / В. А. Чернушенко // К 70-летию В. Чернушенко. СПб.: Петербургское наследие и перспектива. — 2006.-С.9.
222. Чистяков, Г. «Господу помолимся»: Размышления о церковной поэзии и молитве / Г. Чистяков. М.: «Рудомино», 2001. — 176 с.
223. Чупова, А. Г. Музыкально-поэтический театр В. Гаврилина. Проблемы жанра и драматургии: Дипломная работа / А. Г. Чупова — Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова. — Петрозаводск, 2002. 62 с.
224. Шагинян, М. 50 писем Д. Д. Шостаковича / М. Шагинян / Публ. и пре-дисл. Е. Шагинян // Новый мир. 1982. — № 12. — С. 146.
225. Шевляков, Е. Современные проблемы русского советского лирического романса / Е. Шевляков // Вопросы теории и эстетики. Вып. 15. — Л.: Музыка, 1977.-С. 153−169.
226. Шелухо, Е. «Близкие по духу и судьбе» / Е. Шелухо // Музыкант-классик.- 2005. -№ 8.-С. 22−26.
227. Шелухо, Е. Дружбы неизвестные страницы: Георгий Свиридов и Валерий Гаврилин / Е. Шелухо // Музыкант-классик. 2006. — № 1. — С. 14−19.
228. Шелухо, Е. Музыкальные действа Валерия Гаврилина: к проблеме типологии жанра: Дипломная работа / Е. Шелухо — Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2002. — 208 с.
229. Шелухо, Е. Рисунки Валерия Гаврилина / Е. Шелухо // Музыкант-классик.-2005.-№ 11.-С. 17−20.
230. Шпан, П. «Тридцать пять огней горят.» / П. Шпан // Советская музыка.- 1984. — № 10.-С. 91−96.
231. Шукшин, В. М. Я пришел дать вам волю: Роман, повести / Василий Шукшин. М.: ЭКСМО, 2004. — 509 с.
232. Шульгина, А. А. Стихи на черный день / А. А. Шульгина. СПб.: Изд-во полигр. техникума, 1993. — 126 с.
233. Этот удивительный Гаврилин. / Сост. Н. Е. Гаврилина. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Композитор «Санкт-Петербург, 2008.-496 с.
234. Юнг К. Г. Дух и жизнь / К. Г. Юнг. М.: Практика, 1996. — 560 с.
235. Юрий Славницкий. Музыкант Божьей милостью / Сост. Е. Киянова. -СПб.: Композитор «Санкт-Петербург, 2004. 196 с. 1.ternet-pecypcbi:
236. Акопян, JI. О. Большие теоретические концепции в музыкознании: свет И тени. URL: musxxi. gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/2009/12/Akopyan.pdf.
237. Афиша концертной жизни Петербурга. URL: http ://inout.ru/?action=pv&id=95 ООО.
238. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов. URL: http://ww.gramma.ru/LIT/?id=3.0c&page=l&vrd=%CE%Cl%D0%C0%C7%20%D5o/oD3%C4%CE%C6%C5%Dl%D2%C2%C5%CD%CD%DB%C9&bukv=%CE&PHPSESSID=635e737fcb fab55469991467a963123b.
239. Бобров, А. Валерий Гаврилин: Охраняю музыку Родины. Русская тет-радь.ЦКС: http://www.rednews.ru/article.phtml?y=2004&m=02&d-19&id=3629.
240. В мире оперы. URL: http://www.belcanto.ru/gavrilin.html.
241. Вологодская областная государственная филармония имени В. А. Гаврилина. URL: http://www.volfilarmonia.ru/?dn:=pages&to=art&id=79.
242. Вологодская областная универсальная научная библиотека. URL: http://www.booksite.ru/gavrilin/index.htm.
243. Гармаш, А."Ах, как хочется, чтобы поняли.": о вокальном цикле Валерия Гаврилина «Вечерок». URL: http://kkre-p01.narod.ru/VG/VG-Vecherok.htm.
244. Государственный музей городской скульптуры. URL: http://www.gmgs.spb.ru/memoria04/gavrilin.htm.
245. Золотов, А. А. Маленький триптих в честь и память Валерия Гаврилина. URL: http://kultura.az/articles.php?itemid=20 090 130 114 339 912&secid= 1.
246. Издательство «Композитор*Санкт-Петребург». URL: http://www.compozitor.spb.ru/authors/7327.htm.
247. Караев, Ф. Лекция об инструментальном театре. URL: http://www.karaev.net/tlectioninstrumtheaterr.html.
248. Караев, Ф. Тембрика. URL: http://www.karaev.net/ttembrikar.html.
249. Косыгин, С. Гаврилинские «Перезвоны» на Русской земле. URL: http://www.russia-today.ru/2006/no21/2 lculture.htm.
250. Красная книга российской эстрады. URL: http://nostalgie.com 1 .ru/SB/GavrilinValeryi/.
251. Культура в Вологодской.области. URL: http://www.cultinfo.ru/gavrilin/index.htmhttp://www.cultinfo.ru/gavrilin/.
252. Музыкальный хостинг при библиотеке Мошкова / Звуковые дорожки Филграда. URL: http://music.lib.ru/f/filippowfs/alb2.shtml.
253. Онно Ван Рейн. URL: http://www.Wanadoo.Nl/Ovar/Gavrilin.Html.
254. Российский общеобразовательный портал МО РФ. URL: http://music.edu.ru/catalog.asp?catobno=l 2611 &obno=l 2647.
255. Толковый словарь русского языка Ушакова. URL: http ://ushakov.myfind.ru/article/196/6 .html.
256. Фонд «Петербургское наследие и перспектива». URL: http://www.fondnasledie.ru/projects/festival/gavrilinskiy.
257. Чупова, А. Г. «Значенья старых слов»: диалог В. Гаврилина Р. Шуманом во «Второй Немецкой тетради». URL: http://www.21 iisrael-music.com/Gavrilin.htm.
258. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. URL: http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/034/34 266.htm.
259. Энциклопедия «Санкт-Петербург». URL: http://www.encspb.ru/article.php?kod=2 804 032 744.
260. Musika.de. Russian media discount. URL: http://www.musyka.de/de/Russische-Musik:950.html.
261. Анюта: фильм-балет. Режиссер А. Белинский, В. Васильев. Лентелефильм. 1982.
262. Дом у дороги: фильм-балет. Режиссер А. Белинский. 1984.
263. Женитьба Бальзаминова: фильм-балет. Ленфильм. Режиссер А. Белинский. 1989.
264. Провинциальный бенефис. Режиссер А. Белинский, А. Островский. Лен-фильм. 1993.