Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сравнительный анализ деятельности международных организаций в конфликтах в Косово и Македонии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Может показаться неоправданным, что должного внимания не уделено Европейскому Союзу. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, Европейский Союз в упомянутых хронологических рамках вряд ли играл роль значимого субъекта международных отношений на Балканах. В то время как в области экономической интеграции в рамках Европейского Союза был сделан значительный прорыв, кульминацией которого стало… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ В КОСОВО И МАКЕДОНИИ
    • 1. 1. Международно-политический контекст конфликтов в Косово и Македонии
    • 1. 2. Трансформация подходов мирового сообщества к урегулированию конфликтов в Косово и Македонии
      • 1. 2. 1. Усиление силового компонента в деятельности ООН
      • 1. 2. 2. Деятельность ОБСЕ в сфере защиты интересов национальных меньшинств
      • 1. 2. 3. Трактовка проблемы «прав человека» и практическое применение концепции «гуманитарной интервенции»
  • Глава 2. РОЛЬ ОБСЕ В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТОВ В КОСОВО И МАКЕДОНИИ
    • 2. 1. Деятельность «полевых миссий» ОБСЕ в Косово
    • 2. 2. Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы
    • 2. 3. Хартия европейской безопасности
    • 2. 4. Миссия наблюдателей в Македонии
  • Глава 3. ООН — ОТ ПРЕВЕНТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ ДО ПОСТКОНФЛИКТНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ В КОСОВО И МАКЕДОНИИ
    • 3. 1. Деятельность Контактной группы ООН по урегулированию ситуации в Косово
    • 3. 2. Нормативные механизмы урегулирования конфликта в Косово. Задачи и структура МООНВАК
    • 3. 3. Характеристика функциональной деятельности МООНВАК
    • 3. 4. Македония. Деятельность миссии ООН
  • Глава 4. РОЛЬ НАТО В КОСОВО И МАКЕДОНИИ. ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НАТО ПРОТИВ ЮГОСЛАВИИ
    • 4. 1. Роль НАТО в Косово
    • 4. 2. НАТО: от интервенции к «миротворчеству»
    • 4. 3. Распространение кризиса в Косово. Миграция «нестабильности» в Македонию. Реакция НАТО

Сравнительный анализ деятельности международных организаций в конфликтах в Косово и Македонии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика проблемы исследования. Эволюция взаимосвязанных политических кризисов и вооруженной конфликтности на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии представляет собой комплексную проблему современных международных отношений. На современном этапе развития полемологии1 аналогичные конфликты рассматриваются в непосредственной зависимости от результатов процесса завершения почти полувекового периода послевоенного мира, который в истории международных отношений принято называть этапом «холодной войны». Направленность политических трансформаций в Восточной Европе в 1990;е годы отличалась особой спецификой политических процессов на территории бывших республик СФРЮ, высокой степенью межконфессиональной, межгосударственной и межнациональной конфликтности, многообразием причинно-следственных связей. Как таковые они могут рассматриваться как часть целостного дезинтеграционного процесса на постъюгославском пространстве.

В условиях, когда пересекаются интересы многочисленных субъектов на международной арене, заинтересованных в том или ином конечном исходе противостояния, несомненным итогом целостного политического процесса становится нарастание напряженности, угроза безопасности, а тем самым и стабильности в тех или иных масштабах. В этой связи комплексность проблем, связанных с кризисами в Косово и Македонии, обусловлена не только чрезвычайно высокой значимостью исторического и политического контекстов, но и многочисленностбю непосредственно вовлеченных в конфликты участников международных отношений. Международно-правовой статус государства как участника международных отношений предопределяет его ориентацию на защиту своего суверенитета и территориальной целостности в.

1 Полемология — наука, занимающаяся изучением воин и вооруженных конфликтов (см.: Фельдман Д. М. Политология конфликта: Учебное пособие, М., 1997. С. 19). контексте обеспечения собственной безопасности. Юридическое равенство государств с точки зрения международного права обусловлено неравенством их л национально-государственной мощи. Территориальная общность людей, так же как и право на суверенную власть, защита собственного населения определяют стремления государств под влиянием разнородных факторов в сторону защиты своих национальных интересов (территория, народ, суверенитета) в контексте обеспечения собственной безопасности. Вторым типом субъектов международных отношений являются международные организации как особое явление международной жизни, рассматриваемые в контексте современных тенденций развития наднациональных образований.

Эволюция системы международных отношений, интернационализация и взаимозависимость суверенных государств середины прошлого столетия привела к бурному росту международных гарантов мира, в первую очередь межправительственных организаций (ММПО). Именно ММПО как негосударственные участники международных отношений (но членами которых выступают национальные правительства) — ключевые объекты исследования при анализе политических процессов, происходящих в Косово и Македонии. Краткий анализ и характеристики ММПО предоставлены в первой главе работы, но, при этом, хотелось бы более подробно остановиться на обоснованности выбора именно данного вида международных организаций в качестве объекта исследования.

Во-первых, в отличие от международных неправительственных организаций (МНПО), где основными участниками выступают физические или юридические лица (ассоциации, движения, политические партии, общественные организации и тому подобное), МИЛО является объединением суверенных государств. Учитывая важность роли государства как международно-правового субъекта, напрямую оказывающего влияние на комплексные проблемы рассматриваемых кризисов, выбор в пользу МПО не должен вызывать сомнений. Во-вторых, в отличие от международно-правовой основы.

2 См.: Цыганков П. А. Теория международных отношений. М., 2007. С. 235—237. деятельности МПО, на базе которой можно определить данный вид организации как субъект международного права, юридический статус МНПО регулируется на основе национального законодательства стран, в которых данные организации зарегистрированы или ведут деятельность. Уже эти две отличительные характеристики дополнительно к категории стабильности межправительственной системы указывают на подлинное значение, которое придается межправительственным международным организациям: «Межправительственные структуры оказывают намного большее влияние, чем неправительственные организации, на международную жизнь, выступая в качестве специфических действующих лиц на международной арене и, таким образом, оказывая самостоятельное влияние на динамику развития о международных отношений». Потребности функционирования данного типа организаций во взаимозависимости с ростом многостороннего межгосударственного сотрудничества особенно наглядно продемонстрированы в косовском и македонском конфликтам, оценочный анализ деятельности которых является целью исследования.

Как справедливо отмечает проф. М. М. Лебедева, современный этап развития политический структуры мира характеризуется новыми отношениями между государствами, а также переплетением всех акторов международного взаимодействия: «Международныеорганизации и институты все энергичнее вмешиваются во внутриполитические проблемы, такие как урегулирование внутригосударственных конфликтов (в частности НАТО, ООН, ОБСЕ), соблюдение прав человека, определение финансовой политики государства и т. п., а внутригосударственные регионы стремятся действовать во внешней сфере порой наравне с государствами"4. В итоге объектом исследования становится и сама система международных отношений как самостоятельный субъект, о.

Цыганков ПЛ. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Учебное пособие, М., 2008., С. 124.

4 Лебедева М. М. Политическая система мира и новые участники международных отношении // Современные международные отношения и мировая политика. М., 2004, С. 250. конфликты в которой анализируются сквозь призму существующих норм международного права, с учетом современных особенностей и тенденции развития. Современная система международных отношений поставлена в центр нового мирового порядка, который проф. А. Д. Богатуров условно называет плюралистически-однополярным миропорядком, fait-accompli, порядком «свершившихся фактов"5.

Рассматриваемые конфликты ограничены определенными территориально-временными координатами, которые и представляют географические и хронологические рамки исследования. Учитывая масштабность и характер конфликтов, они включают территорию Союзной Республики Югославии, в частности ее южную провинцию Косово, а также Бывшую Югославскую Республику Македонию6. Параллельное рассмотрение этих территориальных единиц диктуется наличием схожих социально-экономических и этно-конфессиональных компонентов, которые к тому же объединены историческим фактором (исторической динамике развития регионов посвящена отдельная глава исследования). Доминирующим связующим элементом является присутствие в качестве стороны конфликта албанской этнической общины, которая на протяжении 1990;х годов предпринимала активные шаги в.

5 Богатуров А. Д. Брюссельско-Вашингтонский порядок? // Богатуров А. Д., Косолапое Н. И., Хрустапев MA. Очерки теории и политического анализа международных отношений / Научно-образоват. форум по междунар. отношениям. М., 2002. С. 373−377.

6 До сих пор вопрос о македонском языке и македонской нации вызывает разногласия. Греция не признает название «Республика Македония», поскольку усматривает в нем притязание на ее историческое наследие. Только в середине 1995 года было подписано соглашение между Македонией и Грецией, согласно которому Македония взяла на себя обязательство в течение 30 дней изменить флаг страны и отменить те статьи своей Конституции, которые Греция считает содержащими намек на территориальные претензии в отношении ее северной части. Под давлением приемущественно Афин македонский парламент в 1995 году принял решение об устранении с государственного флага 16-конечной Виргинской звезды — эмблемы царя Филиппа II, отца Александра Македонского. Страны ЕС обращаются к Македонии как Бывшая Югославская Республика Македония. Под таким же названием Македония принята в мае 1992 года в ООН. направлении своей национальной идентичности. Стремление к формированию территориальных границ собственного государства, заявленное албанским этническим меньшинством, является основной формой проявления противоречия в обоих конфликтах. Таким образом, наиболее важными элементами геополитического единства остаются этническая, политическая, демографическая и историческая общности двух конфликтов, которые, наряду с другими факторами взаимодействия, играют центральную роль в процессе определения структуры проблематики.

Без сомнения, существует ряд других признаков целостности, которые определяют выбранные территориальные рамки, среди них: структура населения, где большинство составляют православные сербы или македонцы, наряду с албанской этнической группой с преимущественно исламским населениемстремление к скорейшему интегрированию в международные структурыидентичные участники конфликтов (государственные структуры вступают в противоречие с нелегальными экстремистскими группами, поддерживаемые местным населением) — схожая структура активатора вооруженной части конфликта (нелегальные полувоенные, террористические организации) — схожее социально-экономическое развитиеглобальное значение и актуальность конфликтов.

Вместе с тем, налицо и различия. Косовский конфликт отличается большей сложностью и затяжным характером, в то время как вооруженные столкновения в Македонии рассматриваются в причинно-следственной взаимозависимости с косовскими событиями и по времени протекания определяются как краткосрочные. По этой причине основной упор в исследовании будет сделан на международно-политическом контексте событий в южной сербской провинции как ключевом факторе стабильности и безопасности в регионе, в то время как военные действия в Македонии, что будет доказано по ходу исследования, представляют определенную «метастазу Косово». Важным моментом в «разграничении» данных конфликтов является и оценка влияния.

7 См.: Цыганков П. А. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Учебное пособие. М., 2008. С. 74. международных факторов урегулирования, а также сама структура международных посредников.

Определив географические пределы исследования, необходимо также указать и на хронологические рамки, которые не должны трактоваться как хронологические рамки развития самих конфликтов. Для хронологических рамок исследования выбран период с 1997 по 2001 год, что обусловлено некоторыми ключевыми факторами в контексте существующих военно-политических проблем.

Первый ключевой фактор — это усиление силовых механизмов поведения в конфликте. Рубеж 1997;1998 годов характеризуется военной эскалацией, началом открытых вооруженных столкновений между армейскими и полицейскими силами безопасности СРЮ, с одной стороны, и боевиками Освободительной армии Косово, с другой стороны. Выбор рассматриваемого хронологического рубежа обусловлен переходом от латентной фазы конфликта к фазе открытого конфликта, точнее — его эскалации, увеличению враждебных действий сторон по отношению друг к другу, насильственным формам его разрешения. Несмотря на продолжение попыток политического урегулирования, в рассматриваемый период особенно проявились дестабилизирующая и разрушительная функции конфликтов.

Историческое развитие, хотя и уходит корнями в далекое прошлое, именно на рассматриваемом этапе обобщает основные пути изменения его характеристик: эффективный контроль правительств территории собственного государства ослабевает под давлением международных факторовпроисходит изменение политического статуса — часть государственной территории практически полностью выходит из-под юрисдикции центрального правительства и становится объектом временного международного протектората.

Второй ключевой фактор — усиление посреднической роли международных организаций в урегулировании конфликта в Косово. В повестке руководящих институтов Европейского Союза все более важное место занимают проблемы обеспечения европейской безопасности.

Наконец, именно рассматриваемые хронологические рамки акцентируют угрозу возникновения цепной реакции на Балканах, когда эскалация одного конфликта привела к возникновению нового очага нестабильности в Македонии, где опасные вооруженные столкновения не могут рассматриваться иначе, чем рецидив военной эскалации в Косово.

Период с начала 1997 по март 1999 года можно считать первым, «превентивным», этапом субъектных отношений в конфликтных регионах. Одновременно это период начала эскалации конфликтов в Косово, активной деятельности экстремистски настроенных движений, а также усиления посреднической роли международных структур. Второй этап — с начала военно-силовой операции НАТО в Союзной Республики Югославии в марте 1999 года и до принятия резолюции № 1244 Совета Безопасности ООН в июне 1999 года. Узость хронологических рамок в данном случае компенсируется значимостью событий. Наконец, третий этап связан с деятельностью международных структур в постконфликтном урегулировании ситуации в Косово, а также с событиями в Македонии в общебалканском контексте.

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть функционирование системы гарантов международной безопасности в условиях внутренних вооруженных межэтнических конфликтов. Анализ ведется в контексте актуальной проблематики современных конфликтов, а именно самоопределения наций в условиях современной системы международных отношений. Важной задачей исследования является определение степени международно-правовой значимости государства как участника международных отношений. Ставится также задача определить характер взаимодействия международных организаций, дать оценку деятельности международных гарантов мира в процессе предотвращения и урегулирования кризисов в регионе. Соответственно, военному и миротворческому аспектам деятельности международных организаций уделено особое внимание.

В исследовании применены несколько взаимосвязанных методов:

1. Системно-хронологический метод построения исследования, который подразумевает рассмотрение самого конфликта и деятельности международных организаций в исторической динамике их совместного развития.

2. Метод сравнительного анализа ситуаций. Сравнительный метод подразумевает несколько этапов исследования: выявление «кочующих» вопросовпоиск эквивалентных меротбор стран для изученияотбор независимых наблюденийотбор материала. Метод предполагает «принцип максимального сходства систем, концентрирует внимание на сходных между собой странах на том основании, что общие для них особенности при анализе можно интерпретировать как константы."8. Главное достоинство данного метода состоит в том, что «он нацеливает на поиск общего, повторяющегося в сфере международных отношений"9. Такой метод наиболее полно отражает конфликтный потенциал региона.

3. Метод ситуационного анализа также применялся в данной работе в контексте исследования и прогнозирования рассматриваемых конкретных международно-политических ситуаций. Этот метод «исходит из представления о международно-политических ситуациях как целостности и динамических подсистемах в системе МО."10. А. Лейпхарт выделил шесть типов ситуационных исследований, среди которых автором исследования были использованы следующие подметоды: а) не связанные с теорией традиционные.

8 См.: Мангегш Дж. Б., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь Мир, 1997. С. 342.

9 Цыганков П. А. Теория международных отношений. М., 2007. С. 53.

10 Примаков Е. М., Хрусталев М. А. Ситуационные анализы: методика проведения. Вып. 1. М., 2006. С. б. В зависимости от характера взаимодействия между субъектами международных отношений выделяются три основных типа внешнеполитических ситуаций: конфликтная (стороны прибегают к враждебным действиям в отношении друг друга) — переговорная (делают основную ставку на переговоры с целью достижения некоего компромисса, ограничивая враждебные действия) — интегративная (полностью исключают враждебные действия и ведут переговоры, ориентированные на поиск взаимовыгодного компромисса) (См. там же. С. 18−19). исследования отдельно взятых стран, не имеющие теоретического значения- 2) исследование ряда ситуаций, приводящее к выработке гипотез- 3) исследование единичных ситуаций для подтверждения или опровержения теорий в пределах общепринятых обобщений11.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется следующими факторами:

— специфика конфликтов нового поколения как конфликтов с большим количеством участников;

— актуальные тенденции развития системы международных отношений, в частности проиллюстрированное в диссертации столкновение двух универсальных парадигм международного права — принципа территориальной целостности и невмешательства в его внутренние дела, с одной стороны, и принципа самоопределения наций, с другой.

— лавинообразный характер национальных споров на рубеже 1980;1990;х годов, быстрая трансформация глобальной системы за счет множественных политических сдвигов в Центральной и Восточной Европе;

— более высокая степень интернационализации конфликтов (следствие восприятия внутренних конфликтов как предмета международного разбирательства и в определенной степени давления на противостоящие в конфликте стороны);

— проблема «двухслойности мира», в центре которого оказались высокоинтегрированные передовые демократии, а на периферии — рыхлый,.

12 стагнирующий, вязнущий во внутренних конфликтах развивающийся мир" ;

— необходимость объективного научного анализа «размывания» и «ограниченности» государственного суверенитета, по принципу все государства нации равны, но «некоторые из них равны больше чем другие"13;

11 См. Чилкот Р. Х. Теории сравнительной политологии: в поисках парадигмы. М.: Весь мир, 2001. С. 525.

12 Богатуров А. Д. Самоопределение наций и потенциал международной конфликтности // Богатуров А. Д., Косолапое Н. И., Хрусталев М. А. Очерки-теории и политического анализа международных отношений. М., 2002. С. 245.

13 Rasset В., Starr Я World Politics. Menu for Choice. San Francisco, 1981. C. 79.

— необходимость трансформации международных организаций в условиях двойственности отношения международного сообщества к сепаратизму, в том числе по причине неопределенности в ответе на вопрос — кто является носителями права на самоопределение;

— важность оценки примененных на Балканах моделей политического урегулирования.

Хотелось бы также подчеркнуть некоторые обстоятельства, важные для оценки значимости данной работы. События в балканских странах являются предметом постоянного внимания в научной литературе, в СМИ, в дипломатических кругах. Сравнительно большая степень изученности региональных процессов Балкан в российской и зарубежной литературе свидетельствует о значительном потенциале дальнейшего изучения региона. Данное обстоятельство обусловлено не только геополитическим и стратегическим его значением, но также характером конфликтов и степенью их глобализации. Международные организации и отдельные страны оказали и продолжает оказывать большое влияние на развитие событий на постъюгославском пространстве, что в свою очередь отразилось на проблематике реформирования ООН, развитии единой европейской внешней политики и обороны, активности некоторых стран, направленной на усиление роли ОБСЕ и, соответственно, «маргинализацию» географического пространства НАТО. Но основным признаком актуальности проблемы остается внимание, которое уделяется проблематике диссертации международным сообществом. В некоторой степени это обусловлено «значением югославского пространства как доминирующей и организационной зоны"14.

Новизна данного исследования обусловлена степенью проработанности проблематики в российской и зарубежной литературе. С одной стороны, налицо высокий уровень изученности. Но при этом практически полностью отсутствуют.

14 Современный югославский кризис и некоторые тенденции развития международных отношений // Балканский кризис: истоки, состояние, перспективы: материалы междунар. науч. семинара, Н. Новгород, 4−5 февраля 2000 г. С. 101. работы, для которых характерен целостный подход. Проблематика конфликтов на постъюгославском пространстве рассматривается в контексте исследования отдельно взятых международных акторов, в то время как настоящий анализ включает совокупную характеристику и сравнительный анализ деятельности межправительственных организаций в период вооруженных фаз конфликтов в Косово и Македонии. По мнению автора, это позволяет приблизиться пониманию источника конфликтов, а также выявить основные факторы, предопределившие политику международных посреднических миссий.

Новизна исследования заключается и в широте охвата источников и исследовательской литературы на многих языках, прежде всего сербском, хорватском, русском, английском и испанском.

Спектр межправительственных структур фигурирующих на мировой арене, широк и разнообразен. Для более подробного, анализа выбраны три международные организации — ООН, ОБСЕ, НАТО, — для которых характерно заметное повышение активности в ходе рассматриваемых стадий конфликтов и наибольшее влияния на динамику их развития. Определение значимости этих международных организаций на современном этапе — одна из задач исследования.

Может показаться неоправданным, что должного внимания не уделено Европейскому Союзу. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, Европейский Союз в упомянутых хронологических рамках вряд ли играл роль значимого субъекта международных отношений на Балканах. В то время как в области экономической интеграции в рамках Европейского Союза был сделан значительный прорыв, кульминацией которого стало введение единого экономического пространства, его политическое развитие, стержнем которого стала впоследствии выработка Общей внешней политики и политики безопасности, находилось в значительном отрыве от экономических показателей. Политику Европейского Союза в Косово можно характеризировать в контексте комплексного набора национальных внешнеполитических стратегий стран-участниц15. В то же время деятельность ЕС в Македонии, хотя и направленная в сторону разрешения сложившейся ситуации, не обладала в полной степени самостоятельностью и не могла проводиться без предварительных консультаций с НАТО.

Как отмечает проф. А. И. Никитин, «на современном этапе возобладала схема, согласно которой НАТО сможет решать задачи в сфере обеспечения безопасности в связи с соответствующими «политическими обращениями» со стороны ЕС. В ЕС продолжает отсутствовать собственная концепция миротворческих операций и урегулирования конфликтов"16. К тому же, как было отмечено выше, военные действия в Македонии, несмотря на активизацию европейской политики для их разрешения, нельзя рассматривать вне международно-политического и исторического контекстов развития косовской проблематики.

Практическая значимость работы непосредственно связана с ее актуальностью. Автор не только показывает историческую направленность конфликтов, но и выделяет их политические составляющие. Полученные знания могут быть использованы для дальнейшего прогнозирования развития ситуации 1 в регионе, указать на потенциал ре-эскалации военных действий, а особо могут быть применены при определении критической оценки современных политических процессов, возникших в контексте определенной направленности в развитии рассмотренных конфликтов.

Вопросы, рассмотренные в диссертации, и сделанные выводы могут представлять интерес для тех, кто непосредственно занимается внешней политикой Сербии, России и Македонии, в особенности это касается внешнеполитических учреждений и институтов. Данное исследование может.

15 При этом нельзя не заметить, что именно события в Косово ускорили деятельность ЕС по формированию ОВПБ и ОЕПБО как ее составной части, а военные действия в Македонии убедили сторонников еще более тесного подхода к трансатлантчиескому сотрудничеству в необходимости дальнейшей активизации военно-политических механизмов политического урегулирования кризисов на европейском пространстве.

16 Никитин А. И. Миротворческие операции: концепция и практика. М., 2000. С.3914. использоваться в деятельности учебных учреждений в случае применения его положений и выводов в ходе учебного процесса.

Структура диссертации определяется задачами и целью исследования, исторической составляющей, важностью того или иного компонента исследования, а также доступностью материалов. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

Выводы, сделанные по итогам анализа роли международных организаций в конфликтах в Косово и в Македонии, могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Характер и интенсивность внутригосударственных конфликтов последних десятилетий вызывают самую серьезную озабоченность. Среди наиболее опасных намечается тенденция к реформированию области «традиционного» мирного урегулирования споров и конфликтов, которая в значительной степени была подорвана попытками ряда государств и альянсов сломать сложившееся стратегическое равновесие и нарушить существующий принцип политического урегулирования международных кризисов и региональных конфликтов. Серьезную озабоченность вызывает эффективность процесса урегулирования конфликтов и кризисов «нового поколения».

2. ООН оказалась бессильна действовать в глобальной системе, в которой все чаще стирается грань между международной и внутренней политикой. Конфликты на постъюгославском пространстве в наибольшей степени выявили неприспособленность всех международных институтов безопасности — от ООН до ОБСЕ, а также НАТО как региональной организации безопасности — для урегулирования конфликтов нового поколения. Теория «гуманитарного вмешательства» и ее практическое применение нуждаются в более подробной аналитической разработке и более четком определении ее международно-правовых рамок.

3. ОБСЕ должна адекватно отражать новые реалии и потребности обеспечения стабильности и безопасности на всем евроатлантическом и евроазиатском пространстве. Причины резкого снижения роли ОБСЕ кроются в совокупности юридических, организационных, экономических и финансовых компонентов, которые повлияли на действенность ОБСЕ. Это обусловлено совокупностью взаимосвязанных факторов: структурная непрактичность, выраженная в несбалансированности и громоздкости организации, которая несет отпечаток своего временинесвоевременное реагирование в миротворческой сфере. Многими отмечаются отсутствие единой цели ОБСЕ и использование данной организации отдельными государствами или группами государств для упрочения своего влияния внутри ОБСЕ.

4. «Функциональная слабость» ООН и ОБСЕ приводит к усилению новых факторов безопасности в лице Североатлантического альянса. Ситуация в Косово оказалась в руках НАТО, который с началом военной кампании в Югославии нарушил целый ряд положений Устава ООН и собственного основообразующего договора, бросив тем самым вызов авторитету ООН и всей системе международно-правовых отношений. Очень важно, чтобы усиление потенциала НАТО не привело к ослаблению Хельсинкского процесса и умалению решающей роли, которая в соответствии с Уставом ООН принадлежит Совету Безопасности ООН, а также институтам ОБСЕ.

5. Следует в очередной раз подчеркнуть необходимость тщательного анализа двух принципов международного права — права наций (национальных меньшинств) на самоопределение и права государства на сохранение территориальной целостности, которые не должны подрывать друг друга. Исходя из правомерности обоих постулатов, следующим шагом, с учетом новых вызовов и реалий, является поиск универсального инструмента регулирования системы международных отношений, которым, без сомнения, была и остается Организация Объединенных Наций.

6. Война в Косово оказала огромное влияние на структуру самой европейской безопасности и на процесс строительства многополярного мира, которому нанесен значительный ущерб условиями положений Новой стратегической концепцией НАТО. Косовская война сыграла роль своего рода стимулятора в процессе создания европейской независимой оборонной системы. Она показала, что реализация стратегических целей НАТО не всегда отвечает интересам и стратегическим замыслам европейских государств. Важным выводом остается и то, что постепенное усиление внешнеполитической и оборонной концепции Европейского Союза было отчетливо видно в процессе политического разрешения македонско-албанского конфликта. В Бывшей югославской республике Македонии ЕС стал одним из главных игроков в процессе поиска примирения конфликтующих сторон.

7. Наименее благоприятной особенностью внутригосударственных конфликтов является возможность их «расползания» на территории смежных государств и национальных образований. Наглядным примером, подтверждающим данное положение, является военно-политическая нестабильность в Бывшей югославской республике Македонии, возникшая в результате эскалации кризиса в соседнем Косово.

8. Следует также отметить негативную тенденцию, которая просматривается на современном этапе международных отношений, — неуклонное усиление интернационализации нелегальных полувоенных организаций. Перед международными институтами стоит задача определения законных авторитетных представителей сторон в конфликте, в то время как иррегулярные группировки не должны являться участниками политических соглашений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Устав Организации Объединенных Наций, 26 июня 1945 г. // Действующее международное право. В 2-х томах. Т. 1. Составители: проф. Ю. М. Колосов и проф. Э. С. Кривчикова. М.: Изд-во «Международные отношения» 2002.
  2. Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 г. // Действующее международное право. В 2-х томах. Т. 1. Составители: проф. Ю. М. Колосов и проф. Э. С. Кривчикова. М.: Изд-во «Международные отношения» 2002
  3. Женевская конвенция об обращении с военнопленными, 12 августа 1949 г. // Действующее международное право. В 2-х томах. Т. 1. Составители: проф. Ю. М. Колосов и проф. Э. С. Кривчикова. М.: Изд-во «Международные отношения» 2002
  4. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, 12 августа 1949 г. // Действующее международное право. В 2-х томах. Т. 1. Составители: проф. Ю. М. Колосов и проф. Э. С. Кривчикова. М.: Изд-во «Международные отношения» 2002
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16 декабря 1966 г. // Действующее международное право. В 2-х томах. Т. 1. Составители: проф. Ю. М. Колосов и проф. Э. С. Кривчикова. М.: Изд-во «Международные отношения» 2002
  6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 4 ноября 1990 г. // Действующее международное право. В 2-х томах. Т. 1. Составители: проф. Ю. М. Колосов и проф. Э. С. Кривчикова. М.: Изд-во «Международные отношения» 2002
  7. Венский документ 1990 года переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности. Вена, 17 ноября 1990 г. // От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973−1994 гг. В 3-х томах. Т. 2. М.: Наука, 1996.
  8. Парижская Хартия для новой Европы, 21 ноября 1990 г. // Действующее международное право. В 3-х томах. Т. 1. Составители: проф. Ю. М. Колосов и проф. Э. С. Кривчикова. М.: Изд-во Московского независимого института международного права 1999
  9. Хельсинкские решения СБСЕ, 10 июля 1992 г.//Действующее международное право в 3-х томах. Т. 2. / Сост Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. М.: Изд-во Московсого независимого института международного права, 1999
  10. Декларация о Будапештской встрече на высшем уровне, 6 декабря 1994 г. // Действующее международное право в 3-х томах. Т. 2. / Сост Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996
  11. Хартия европейской безопасности, 19 ноября 1999 г. // Действующее международное право. Документы в 2-х томах. Т. 1. Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2002.
  12. Ghali, Bntros Bntros. An agenda for peace: preventive diplomacy, peacemaking and peacekeeping. New York: UN department for Public Information, 1993.
  13. О прекращении на период кризиса в Югославии поставок вооружений и военной техники соответствующим югославским сторонам // От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973−1994 гг. В 3-х томах. Т. 3. М.: Наука, 1996.
  14. Миссии в Югославии //От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973−1994 гг. В 3-х томах. Т. 3. М.: Наука, 1996.
  15. Перечень планов по урегулированию ситуации в Косово www.un.org/russian/documen/kosovo/report.htm
  16. Решения по бывшей Югославии //От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973−1994 гг. В 3-х томах. Т. 3. М.: Наука, 1996.
  17. Решение о присутствии наблюдателей в странах, граничащих с Сербией и Черногорией //От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973−1994 гг. В 3-х томах. Т. 3. М.: Наука, 1996.
  18. Долгосрочные миссии в Косово, Санджаке и Воеводине, а также миссии по наблюдению в Скопле // От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973−1994 гг. В 3-х томах. Т. 3. М.: Наука, 1996.
  19. Резолюция СБ ООН по Косово № 1160 // Актуальные проблемы Европы. 2001. № 3.
  20. Резолюция СБ ООН по Косово № 1199 // Актуальные проблемы Европы. 2001. № 3.
  21. Резолюция СБ ООН по Косово № 1244 // Актуальные проблемы Европы. 2001. № 3.
  22. Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине Дейтонские мирные соглашения (1995) // Международные организации и кризис на Балканах. Документы. Т. З. Издательство «Индрик», Москва, 2000
  23. Военно-техническое соглашение между международными силами безопасности (СДК) и правительствами СРЮ и Республики Сербиию Сайт ООН Конвенции и соглашенияwww.un.org/russian/documen/convents/yugoslavia.htm)
  24. Доклад группы по операциям ООН в пользу мира. Сайт ООН (www.un.org/russian/reposrt/peace-operations/docs/summary.htm)
  25. Заявление по Косово, принятое членами Контактной группы на Лондонской встрече, состоявшееся 9 марта 1998 г. S/1998/223 // Сайт ООН «Мир для Косово» (http://www.un.org/russian/documen/kosovo/report.htm).
  26. Распоряжение специального представителя генерального секретаря ООН о полномочиях МООНК от 25 июля 1999 года UNMIK/REG/1999/1. (Сайт ООН «Мир для Косово» Распоряжения специального представителя http://www.un.org/russiarL/documen/kosovo/peacekos.htm).
  27. Kosovo/Kosova: as seen, as told". Vol. 1. An analysis of the human rights findings of the OSCE Kosovo Verification Mission from October 1998 to June 1999. OSCE Office for democratic institutions, 1999.
  28. Соглашения Рамбуйе. Временное соглашение о мире и самоуправлении в Косово (1999)//Сайт ООН (www.un.org/russiarL/documen/kosovo/agreements.htm)
  29. The NATO experience. Dialogue and cooperation. CD made by NATO office of information and press/NATO operations/The FYROM/NATO 2002.
  30. Human Rights Watch. Under orders. War crimes in Kos-ovo//http://www.hrw.org/reports/2001/kosovo.
  31. The Stability Pact and Kosovo. Press Handout. 27 февраля 2002 г. // http://www.stabilitypact.org/pages/Press.
  32. Statement by the Secretary General of NATO. July 22th 1998. Press-release (98) 93 //NATO web-site (http://www.nato.int/docu/pr/1998/p98−093e.htm).
  33. Statement by the secretary general on the situation in the Former Yugoslav Republic of Macedonia. Press-release (2001)032 March 2 2001. NATO Press Archives NATO web-site (http://www.nato.int/docu/pr/2001/p01−032e.htm).
  34. Skopje requests NATO assistance. Statement by the North Atlantic Council. NATO press-release 2001(093) June 20 2001 // NATO web-site (http ://www.nato. int/docu/pr/2001/р01 -093e.htm).
  35. Конференщуа за медще државног секретара САД одржана у PaM6yjey након састанка у вези са косовским проблемом, 23. фебруар 1999 године // USA state-secretary web-sitehttp -.//secretary. state.gov/www/ statements/1999/990 223 .html).1. Исследования
  36. B.A. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001
  37. Айф, Ханс-Йорг. Миссия ОБСЕ в Косово // Ежегодник ОБСЕ. 1998/1999. Ежегодник по вопросам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, М., 2001.
  38. Албанский фактор кризиса на Балканах: Сборник обзоров и статей / ИНИОН РАН / Е. В. Гуськова (отв. ред.). М., 2002.
  39. Аккерман, Алиса. На острие ножа Македония через десять лет после приобретения независимости. МГИМО (У) / Институт исследования проблем мира и политики безопасности при университете Гамбурга // Ежегодник ОБСЕ 2001. М., 2004.
  40. Н.К. Македония и европейская безопасность // Многоликая Европа: пути развития / Ин-т Европы РАН- Отв. ред. М. В. Каргалова. М.: Интердиалект+, 2002.
  41. Балканы: эпоха перемен // Internationale Politik. 2005. № 5
  42. Балканский кризис: истоки, состояние, перспективы: материалы междунар. науч. семинара, Н. Новгород, 4−5 февраля 2000 г. / отв. ред. B.C. Павлов, Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2000
  43. Балканские страны и международные организации. Модели отношений на примере Болгарии, Румынии и Югославии: проблемно-тематический сборник / ИНИОН РАН. М., 2000. (Проблемы глобальной и региональной безопасности).
  44. В. Косово. Российские интересы слишком значительны // Международная жизнь. 1999. № 6.
  45. В.Г. ООН и применение военной силы в целях поддержания мира // Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование / Институт мировой экономики и международных отношений РАН- гл. ред. О.IT. Быков. М.: Республика, 2000.
  46. В. Непризнанные // Деловые люди. 2003. № 147.
  47. Безопасность в регионе Центральной и Восточной Европы: роль России и НАТО (сб. статей) / С.-Петербургский государственный университет. Факультет международных отношений. СПб., 2001.
  48. Р.Б. Косово и «новый интервенционизм»: Надежда или опасность // Актуальные проблемы Европы: Сб. обзоров и рефератов. М., 2001. № 3: Мир после Косово.
  49. А.Д. Очерки теории и политического анализа международных отношений / Научно-образоват. форум по междунар. отношениям. М., 2002
  50. А.Д. С устареванием суверенитета не все просто // Международная жизнь. 2006. № 3.
  51. Т.В. «Новый интервенционизм» и современное миротворчество / Моск. обществ, науч. фонд. М.: МОНФ, 1998.
  52. Введение в политологию. Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 1999// Под ред. Пугачева В. П. и Соловьева А.И.
  53. Внешняя политика и безопасность современной России, 1991−2002: Хрестоматия: В 4 т. / МГИМО (У) МИД России, Российская ассоциация международных исследований, AHO «ИНО-Центр" — Редкол.: A.B. Торкунов (пред.) и др.- Сост. Т. А. Шаклеина. М.: РОССПЭН, 2002.
  54. Война и мир в терминах и определениях / Под ред. Д. О. Рогозина. М., 2004.
  55. В. „Новый мировой порядок“ и балканский кризис 90-х годов. Распад ялтинско-постдамской системы международных отношений // Новая и новейшая история. 2002. № 2.
  56. Р.Ш. ОБСЕ в современной системе европейской безопасности // Московский журнал международного права. 2004. № 3.
  57. Э. Нации и национализм. М: Прогресс, 1991.
  58. Я. Косово. Пять лет спустя // Международная жизнь. 2004. № 4−5.
  59. В. Гуманитарная интервенция как элемент нового миропорядка // Вестник аналитики. 2001. № 3.
  60. Е.Ю. Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии: (хроника событий). М.: ИНИОН РАН, 1998.
  61. Е.Ю. Кризис в Косово: история и современность // Новая и новейшая история. 1999. № 5.
  62. Е.Ю. История югославского кризиса (1990−2000) / Русский национальный фонд. М.: Соловьев, 2001.
  63. Е.Ю. Албанское сецессионистское движение в Косово // Албанский фактор кризиса на Балканах. М.: ИНИОН РАН, 2003
  64. Е.Ю. „Югокризис начал разрастаться с момента его интернационализации“ // Международная жизнь. 2006. № 5.
  65. С. Македония в контексте общебалканских проблем // Обозреватель. 1996. № 5.
  66. ДА., Мошес А. Л., Бордачев Т. В. Косовский кризис: новые европейские реалии // Доклады Института Европы РАН. 1999. № 59.
  67. Ежегодник ОБСЕ 2001. М.: Права человека, 2004.
  68. Д. Антропологический взгляд на албанский экстремизм // Албанский фактор кризиса на Балканах. Сб. науч. тр. М.: ИНИОН, 2004.
  69. Л. Война иллюзий // Новое время. 2001. № 37.
  70. O.A. „Гуманитарная интервенция“ НАТО в Косово и ее последствия для мирового сообщества: Взгляд из России: (Обзор) // Актуальные проблемы Европы: Сб. обзоров и рефератов. М., 2001. № 3: Мир после Косово.
  71. В.В. США и международно-политические кризисы / Ин-т США и Канады АН СССР. М.: Наука, 1975.
  72. А.Г. Социология конфликта / 3-е изд. М: Аспект-пресс, 1996.
  73. И. Косово только для албанцев // Эхо планеты. 2001. № 50−51.
  74. ИД. Международные организации на пороге XXI века // Международные организации: Сборник статей / Институт мировой экономики и международных отношений РАН. М., 2004.
  75. Н. Косово в лабиринте проблем // Эхо планеты. 2004. № 18−19.
  76. Ю.Б. Хельсинкский процесс 1975—2005: свет и тени глазами участника. М.: Известия, 2005.
  77. Клименко 3. Деятельность ООН в Косово и югославский федерализм // Обозреватель. 2000. № 12.
  78. Козер J1. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О. Назаровой. М.: Дом интеллектуальной книги: Идея-Пресс, 2000.
  79. В. Косово на распутье // Международная жизнь. 2002. № 3.
  80. А. Югославия. Огненное десятилетие // Эхо планеты. 2001. № 26.
  81. Конфликты в современном мире / Под ред. М. М. Лебедевой. М.: Моск. общ. науч. фонд, 2007.
  82. Косово: международные аспекты кризиса / Московский центр Карнеги. М.: Гендальф, 1999.
  83. В.М. Международная безопасность М.: Аспект-Пресс, 2006
  84. В., Суханов П. В Косово, несмотря на присутствие КФОР, продолжают убивать и грабить // Независимая газета. 1999:22 октября.
  85. А.Е. Международные организации: функции и деятельность, введение в социологию международных межправительственных организаций. Учебное пособие / С.-Петерб. гос. ун-т, фак. социологии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
  86. С. Косово глазами очевидца из группы дипломатических наблюдателей // Международная жизнь. 1999. № 6.
  87. Е.А. ОБСЕ и новые независимые государства // Национальное государство в условиях глобализации. М., 2005.
  88. М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М: Аспект-Пресс, 1999
  89. М.М. Мировая политика. Учебник для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2007
  90. М.М. Мировая система. М.: Аспект-Пресс, 2007.
  91. М.М. От конфликтного восприятия к согласию // Полис. 1996. № 5.
  92. Г. ООН и мы // Обозреватель Observer. 2006. № 3.
  93. Д.Б. Политология. Методы исследования / Пер. с англ. Т. Л. Ветошкиной. М.: Весь мир, 1997.
  94. Международные организации и кризис на Балканах: документы. Т. 1, 2 / Институт славяноведения РАН, Центр по изучению современного балканского кризиса. М.: Индрик, 2000.
  95. А. Македония под натиском албанцев и беззащитна // Эхо планеты. 2001. № 14. Март-апрель.
  96. Э. Система мирных отношений после окончания войны в Косово. Интеграционная стратегия для Балкан // Internationale Politik. 1999. № 5.
  97. Мировая политика и международные отношения на пороге нового тысячилетия // Под ред. М. М. Лебедевой. М.: Моск. научн. обществ, фонд, 2000.
  98. В. Функции международной организации / Пер. с пол.- под ред. и со вступ. ст. Г. И. Морозова. М.: Прогресс, 1976.
  99. Г. И. ООН на рубеже XXI века: (кризис миротворчества ООН) // Доклады Института Европы РАН. 1999. № 55.
  100. В. И. Международные организации — специфические субъекты международного права. Киев: Изд-во ЮГУ, 1990.
  101. . ООН: некоторые аспекты реформирования // Власть. 2005. № 6.
  102. НАТО. Справочник: юбилейное издание к 50-й годовщине НАТО / Отдел информации и прессы НАТО. Брюссель, 1999.
  103. А.И. Миротворческие операции: концепции и практика / Московский общественный научный фонд- Центр политических и международных исследований. М., 2000.
  104. А.И. Вмешательство в конфликты с применением военной сил// Мир и согласие. 2004. № 1 (19).
  105. М. Госпожа госсекретарь. Мемуары Мадлен Олбрайт. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  106. В.В. Деятельность „группы восьми“ в сфере предотвращения и урегулирования конфликтов //http://www.g7.utoronto.ca/russian/rupanovaconflict.pdf
  107. Н. Экстремисты в Косово не унимаются // Независимая газета. 1999. 8 декабря.
  108. С.В. НАТО в германской внутриполитической дискуссии — от традиционализма к реализму // Актуальные проблемы Европы: Сб. научных трудов. М., 2004. № 4: НАТО: проблемы и перспективы трансформации.
  109. Е.Г. Модернизационные процессы в периферийных обществах Юго-Восточной Европы.//Центральная Азия. Кавказ.Балканы. Региональные подсистемы и региональные проблемы безопасности: Сборник статей. М., 2005
  110. Е.Г. Политическое развитие постъюгославского пространства (внутренние и внешние факторы). М.: МГИМО-Университет, 2007.
  111. Преступления НАТО в Югославии. Документальные свидетельства / Пер. с англ. Белград, 1999. Часть I.
  112. A.A. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // Полис. 1997. № 2.
  113. Е.М. Минное поле политики. М.: Молодая гвардия, 2007.
  114. Е.М. Международные отношения накануне 21 века: проблемы, перспективы. Внешняя политика и безопасность современной России (1991— 1998). Хрестоматия в двух томах. Т. 1. Кн. 1 / Сост. Т. А. Шаклеина. М.: МОНФ, 1999
  115. Е.М., Хрусталев М. А. Ситуационные анализы: методика проведения. Выпуск 1. М.: НОФМО-МГИМО МИД России, 2006.
  116. А. Натовская „гуманитарная война“ над Косово // Актуальные проблемы Европы: Сб. обзоров и рефератов. М., 2001. № 3: Мир после Косово.
  117. С.В. Типология процессов национального самоопределения // Общественные науки и современность. 1999. № 2.
  118. С.А. Югославия: история возникновения, кризис, распад, образование независимых государств: национальное самоопределение народов Центральной и Юго-Восточной Европы в XIX—XX вв. / Московский общественный научный фонд. М., 2000.
  119. С.А. Югославия, Россия и „славянская идея“: вторая половина XIX начало XXI в. / Институт права и публичной политики. М., 2002.
  120. С. Косово: проблемы определения статуса // Власть. 2005. № 6.
  121. Рюфэн Ж.-К. Гуманитарные организации и война в Косово / Подгот. И. С. Новоженова // Актуальные проблемы Европы. 2001. № 3: Мир после Косово.
  122. Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918−2003 / Под ред. А. Д. Богатурова. Том третий. События. 19 452 003. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003.
  123. Современные международные отношения и мировая политика: Учебник / А. В. Торкунов, И. Г. Тюлин, А. Ю. Мельвиль и др.- МГИМО (У) МИД России- отв. ред. А. В. Торкунов. М.: Просвещение- МГИМО, 2004.
  124. М. Западные исследования международных институтов // Международные процессы. 2003. № 1.
  125. М.В. Македония. Потенциал конфликтности // Безопасность в регионе Центральной и Восточной Европы: роль России и НАТО (сб. статей) / С-Петербургский ун-. Факультет международных отношений. СПб., 2001.
  126. В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной индентификации // Психологический журнал. 1997. № 1.
  127. Е.А. Военно-гражданские отношения в операциях невоенного типа. М.: Права человека, 2001.
  128. Е.А. Интернационализация локально-региональных конфликтов // Международная жизнь. 2000. № 11.1. СФРЮ. М.: Наука, 1985.
  129. В.А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993.4.
  130. М. Искусство управления государством = Statecraft: стратегии для меняющегося мира / Пер. с англ. В. М. Ионова. М.: Альпина Паблишер, 2003.
  131. А. В. Международные отношения после косовского кризиса // Международная жизнь. 1999. № 12.
  132. JI.B. Союзная Республика Югославия на рубеже XXI века. Природа югославского кризиса // Новая и новейшая история. 2001. № 3.
  133. Ю. ООН гарант международного мира и стабильности // Международная жизнь. 2003. № 11.
  134. В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в 21 веке//МГИМО (У) МИД России, М.: Логос, 2005
  135. Д.М. Политология конфликта. Учебное пособие. М.: Стратегия, 1998.
  136. Ф. Конец истории?//Вопросы филосоыии. 1990. № 3
  137. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 2004. № 10.
  138. О.Н. ООН и международное право // Дипломатический вестник. 2000. № 9.
  139. П.А. Теория международных отношений М.: Гардарики, 2007.
  140. П.А. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации. Учебное пособие. М.: Альфа-М- Инфра-М, 2008.
  141. Р.Х. Теории сравнительной политологии: в поисках парадигмы. -М.: Весь Мир- ИНФРА-М, 2001.
  142. А.Н. Управление конфликтами. М., 1995.
  143. В. Способна ли ООН вести войну? // Международная жизнь. 2000. № 11.
  144. M.JI. Вооруженный конфликт 2001 в Македонии и развитие политической ситуации в стране // www.guskova.ru
  145. Батакович, Душан. Срби на Косову и Метохщи: „победа“, протекторат, национална катастрофа // Нова српска политичка мисао. 1999. Vol. VI. № 3−4.
  146. Васовнч Макнна, Светлана. Ни рат, ни мир // Време. 2001. 2 августа.
  147. Вукомановнч, Дияна. Косовска криза. Управл>ак>е етничким сукобом // Нова српска политичка мисао. 1999. Vol. VI. № 3−4.
  148. Глигориевич, Йована. Албанци у региону. Слика без чврстог рама // Време. 2006. 19 октября.
  149. Дрецун, Милован. BojHO крило великоалбанског покрета // Глас 1авности. 2006. 25 января.
  150. Иватпиевич В. Tarraja на Косово. Нова српска политичка мисао // www.nspm.org.yu
  151. Клинтон, Олбра. това и Холбрук подржавали ОВК да сруше Милошевийа. Бета // Политика. 2007. 9 февраля. —
  152. Krstic, Branislav. Kosovo izmedu istorijskog i etnickog prava. Beograd: IP Kuca Vid, 1994.
  153. Ку)'унджич, Jluduja. Балкански фитшь // НИН: 2001. 8 марта.
  154. Локеай, Гайпц. 24 марта 1999: конфронтация в Косово. — пути к войне, которые можно было избежать // Ежедневная газета „Данас“. 20 апреля 2004
  155. Лутовац, Зоран. Ме^ународна за. едница и косовско питан]е // Нова српска политичка мисао. 1999. Vol. VI. № 3−4.
  156. ПавловиН М. Албанци (Шиптари) у Србщи и 1угослави. и 1944−1991 // Косово и Метохща у великоалбанским плановима: 1878−2000. Белград: Институт современной истории, 2001.
  157. CiiMiiheeufo, Никола. Cp6nja и НАТО. Наслеге прошлости и будущности // Нова српска политичка мисао (www.nsprm.org.yu). 2006. 6 ноября
  158. Симич, Перо. Распето Косово //Вечернье новости. 2006. 21 февраля.
  159. Batakovic, Dusan. Kosovo i Metohija u srpsko-arbanaskim odnosima. Beograd: Cigoja stampa, 2006.
  160. Batakovic, Dusan. Twentieth-Century Kosovo-Metohija: Migrations, Nationalism and Communism», Journal of the North American Society for Serbian Studies, vol. 13 (2), Washington D.C. 1999
  161. Dimitrijevic, Vojin. Human rights in Yugoslavia 1999: legal provisions and practice in the Fedral Republic of Yugoslavia compared to international human rights standards. The Belgrade Centre for Human Rights, 2000
  162. Jovic, Dejan. Jugoslavia. Drzava koja je odumrla. Uspon, kriza I pad Jugoslavije (1974−1990), Zagreb. Prometej. 2003
  163. Kaser, Karl. Rat oko Kosova i principijalna pitanja srpske politike // Problemi srpske politike / Centar za menadzment. Sopot: Art Grafika, 2000.
  164. Mihailovic, Kosta. Kosovo i Metohija: proslost, sadasnjost, buducnost: zbornik radova s medjunarodnog naucnog skupa odrzanog u Beogradu 16−18 mart 2006. Beograd: SANU, 2007.
  165. Mitrovic, Ljubisa R. Novi svetski poredak i Balkan: (socioloska I geopoliticka razmatranja). Nis: Studentski kulturni centar, 1999.
  166. Montgomeri, Vilijem. Neuspeh UNMIK na Kosovu // Danas. 2005. 5−6 марта.
  167. Petric, Volfgang- Pihler, Robert. Drugi put u rat: Kosovo i medjunarodna zajednica, 1989−1999. Beograd: SamizdatB92, 2002.
  168. Racic, Obrad. NATO: napustanje pravnih normi osnivackog ugovora // Jugoslovenska revija za medjunarodno pravo. 1999. Vol. 46, br.1/3.
  169. Stanojlovic, Seska. Medjunarodna zajednica i Kosovo: zbirka relevantnih dokumenata. Beograd: Helsinski odbor za ljudska prav u Srbiji, 1998.
  170. Vuckovic Milan. Stanovnistvo Kosova u razdoblju od 1918 do 1991 godine sa osvrtom naprrethodni istorijski perdio. Munich, 1996
  171. Buckley, William Joseph. Kosovo: contending voices on Balkan interventions. Cambridge, 2000.
  172. Chevalier, Eric. UN in Kosovo: Lessons form the first UNMIK // Occasional Papers. 2002. № 35.
  173. Chomsky, Noam. The new military humanism: lessons from Kosovo. London: Pluto Press, 1999.
  174. Chomsky, Noam. Hegemony or survival. America’s quest for global dominance. London: Penguin Books, 2004.
  175. Chomsky, Noam. The Review of NATO’s War after Kosovo// Z-Magazine, April-May, 2001
  176. Clark, Ramsey. NATO in the Balkans: voices of opposition. New York: International Action Center, 1998.
  177. Greenwood, Christopher. Is there a right of humanitarian intervention? // The World Today. 1993. № 2.
  178. Hedges, Chris. Kosovo’s Next Masters // Foreign Affairs. 1999. Vol. 78, № 3. May/June.
  179. Hysa, Ylber. UNMIK and KFOR in Kosova // Chaillot Paper. 2001. April. № 46. Hooper, James. NATO must do more than bomb // The Washington Post. 1999. March 26.
  180. Horowitz D. Structure and Strategy in Ethnic Conflict//Paper prepared for the Annual Work Bank. Conference on Development Economics, Washington, D.C., 1998-April 20−21
  181. Kaplan, Robert D. Fantasmas balcanicos: viaje a los origenes del conflicto de 1 Bosnia y Kosovo. Barcelona: Ediciones B, 1999.
  182. Katzenstein P.J., Keohane R.J., Krasner St.D. International Organization and the Study of World Politics // International Organization. 1998. — V.52. — N 4
  183. Kegley Charles W., Jr. and Eugene R. Wittkopf. World politics: Trend and transformation- 8th Edition. Boston: Bedford/St. Martins, 2001
  184. Kim, Julie. Conflict spillover prevention// Washington, DC: Congressional Research Service, 98-333 °F, July 1998
  185. King, Iain- Mason, Whit. Peace at Any Price: How the World Failed Kosovo. Cornell University Press, 2006.
  186. Knudsen, Tonny Brems. Kosovo between war and peace: nationalism, peace-building and international trusteeship. New York: Routledge, 2006.
  187. Kolodziej E.A. Security and International Relations. Cambridge: Cambridge University Press, 2005
  188. Macedonia. The last chance for peace // ICG Balkans Report. Skopje-Brussel. 2000. June 20. № 113.
  189. Malcolm, Noel- Djilas, Aleksa. In Kosovo real? The battle over Kosovo continues //Foreign Affairs. 1999. Vol. 78, № 1, January/February.
  190. Mandelbaum, Michael. NATO’s war against Yugoslavia // Foreign Affairs. 1999. Vol. 78, № 5. September/October.
  191. Moving Macedonia Toward Self-Sufficiency // A New Security Approach for NATO and the EU ICG Balkans Report 2002. November 15. № 135.
  192. Ortega Terol, Juan Miguel. La intervencion de la OTAN en Yugoslavia AutorEditor, Oviedo: 2000.
  193. Radan, Peter. The Break-Up of Yugoslavia and International Law. London: Routledge, 2002.
  194. RassetB., Starr H. World politics. Menu for choice. San Francisco, 1981 Rosenau J. Turbulence in World Politics. A Theory of Change and Continuity. Princeton: N.Y., 1990.
  195. Ruggie J.G. Constructing the World Polity: Essays on international institutionalization. London: Routledge, 1998.
  196. Schwart, Stephen. Kosovo: background to a war. London: Anthem Press, 2000. Sofaer, A. International law and Kosovo // Stanford journal of international law. 2000. Vol. 36. № 1.
  197. Stavileci E. Constitutional Changes and Abolition of Autonomy The Balkan Powder Keg I I Kosova. 1994. № 4.
  198. Taibo, Carlos. La desintegracion de Yugoslavia. Madrid: Catarata, D.L., 1995.
  199. Taibo, Carlos. Guerra en Kosova: un studio sobre la ingenieria del odio. Madrid: Catarata, D.L., 2001
  200. Tanevski, Borjan. Macedonia//New Balkan Politics. 2005. Issue 9. Taylor, Scott. Diary of an uncivil war: the violent aftermath of the Kosovo conflict. Ottawa: Esprit de Corps Books, 2002.
  201. The Kosovo crisis: the last American war in Europe / Edited by Anthony Weymouth and Stanley Henig. London: Reuters, 2001.
  202. United Nations interventionism, 1991−2004 / Ed. by M. Berdal, S. Economides. Rev. and updated ed. ambridge: Cambridge University Press, 2007.
  203. Veiga, Francisco. La trampa balcanica. Una crisis europea de fines del siglo. Barcelona: Edicion Gfrijalbo, 2002.
  204. Vekaric, Vatroslav. Yugoslavia and NATO //Medjunarodni problemi. 2001. Br 1−2. Vickers, Miranda. Between Serb and Albanian: A History of Kosovo London: Huts & Company, 1998.
  205. Vinuesa, Arturo. El conflicto de los Balcanes y la seguridad comun europea. Madrid: Fundamentos, 2002.
  206. J.M. de Waart, Paull. NATO vs Yugoslavia: Taking international Law into own hands // Medjunarodni problemi. 2000. Br 3.
  207. Williams, Abioudun. Preventing war: the United Nations and Mace-donia//Lanham, Md.: Rowman & Littlefield, 2000
  208. Woodward, Susan L. Balkan tragedy, Chaos and dissolution after the cold War. The Brookings Institution, 1995.
Заполнить форму текущей работой