Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культура английского брака XVI-XVIII вв.: модификация традиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Говоря о культуре английского брака, следует отметить сильное влияние социальной страты джентри на формирования1 культурных образцов. Это' объяснятся консервативным характером английской культуры в целом, ориентирующейся на элитарные верхи. Характеризуя джентри, или «новое дворянство», следует отметить двоякое влияние, которое оно оказало на динамику брачной культуры в частности. С одной стороны… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема традиции в современной культурологии
    • 1. 1. Освещение понятия «традиция» в западной культурной антропологии
    • 1. 2. Дискуссия в советской и постсоветской науке по проблеме традиции
  • Глава 2. Модификация традиции как возникновение новации в культуре английского брака
    • 2. 1. Традиция английского брака ХУ1-ХУП веков: специфика восприятия в рамках культуры
    • 2. 2. Социокультурная характеристика брака в Англии ХУ1-ХУП веков
    • 2. 3. Новации в культуре английского брака на рубеже XVII- XVIII веков

Культура английского брака XVI-XVIII вв.: модификация традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования заключается в том, что в рамках культурологии проблема традиции, а тем более её модификации до сих пор не решена однозначно. В большинстве работ искусствоведов и этнографов она используется как нечто заведомо определенное, понятное. Более того: вокруг * данного понятия сложились достаточно устойчивые, но противоположенные по содержанию и исходным установкам обыденные представления. В одном из них традиция рассматривается как устаревшая-, консервативная*- формапрепятствующая современному развитию' культуры. Согласно другойпозиции, традиция представляется как идеал, абсолютная: ценность, нуждающаяся в: планомерном поддержании и восстановлении. Таким образом, оба подхода, характеризуются как малопродуктивные в рамках научного исследования ценностным отношением к феномену традиции. И вопрос о месте традиции, в современной культуре остается открытым. Очевидно, что в двух вышеупомянутых фундаментальных пониманиях традиции проел вживается? общая! основа. Традиция в обоих случаях представляется связующим звеноммежду прошлым и настоящим. Отличие же-заключается в трактовке этой связш В* первом случае традиция воспринимается как специфические «уплотнения» прошлого в настоящем. В другом случае прошлое осознается как всегда присутствующее в настоящем. Соответственно, в последнем случае традиция является^ неотъемлемой стороной существования социума вне зависимости от времени.

С другой стороны, как нам удалось выяснить, в современной культурологии не разработано понятие «культура брака». На сегодняшний день не существует ни одной монографии, как отечественных, так и западных исследователей, которая была бы напрямую посвящена данному вопросу. Не претендуя на всеобъемлющее освещение указанной темы, мы в рамках данного диссертационного исследования попытаемся уяснить сущность культуры. брака.

Социальная значимость исследования. Несмотря на бурные перемены, происходящие во всём мире, в частности, в Европе, в области культуры брака (внебрачное сожительство, однополые браки и т. д.), этот социокультурный институт сохраняет относительную устойчивость и адаптивность. В связи с этим изучение истории брака, его модификаций в прошлом может способствовать осмыслению тенденций в развитии брачных отношений в рамках современной культуры. Особое внимание мы уделяем в этой связи механизмам трансформации’брака как одного, из компонентов европейской культурной традиции. На наш взгляд, это может способствовать более глубокому пониманию современных процессов, происходящих в брачных отношениях, а также их моделированию и прогнозированию.

Цель работы — представить адаптивность и изменчивость традиции на примере изменений в области культуры брака в Англии ХУ1-ХУШ вв.

Достижение поставленной цели диссертационного исследования потребовало решения следующих задач:

1) выявить многообразие подходов в рамках западной, советской и постсоветской науки к проблеме традиции и инновации — для определения собственной методологической позиции;

2) представить понятие «культура брака» в качестве теоретического конструкта с позиции культурологии;

3) провести анализ изменений в культуре английского брака ХУ1-ХУШ вв. для выявления адаптивных ресурсов культурной традиции.

Объект исследования — брак в Англии ХУ1-ХУШ вв.

Предмет — модификация английского брака как компонента традиции.

Методология — неоэволюционизм.

Методы:

1) вторичная интерпретация источников и научной литературы по теме;

2) генетический анализ;

3) компаративный анализ;

4) историко-культурная реконструкция.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что культура английского брака XVI—XVIII вв. может представлять собой сложный адаптивный механизм, связанный с аккумуляцией, селекцией и трансляцией социокультурного опыта в рамках традиции.

Степень научной разработанности темы. Тема традиции довольно широко изучена в различных областях науки, поэтому при написании данной работы была возможность использовать интерпретации этого понятия в совершенно разных ракурсах рассмотрения.

Позиция западной культурной антропологии представлена двумя выдающимися её теоретиками — Э. Шилзом и С. Эйзенштадтом. В рамках историко-культурного подхода мы опирались на исследование Е. Шацкого, отразившего также и динамику восприятия и отношения к традиции в западной культуре. Герменевтическое направление в советской науке разработано-Ю.М. Лотманом и В. Я. Чесновым, раскрывшим традицию как катализатор культуры. Главный представитель этнографического направления Э.С. Мар-карян, на позицию которого мы и будем опираться при проведении свого исследования, представил свою концепцию традиции как толчок к социокультурным изменениям, в рамках дискуссии на страницах журнала «Советская этнография».

Затрагивая вопрос культуры брака, мы выяснили, что собственно культурологических исследований по этой проблеме обнаружить не удалось. Тема любви в настоящее время разрабатывается А. Я. Флиером. В социологии эта проблематика представлена Э. Гидденсом и А. Антоновым, в истории культуры — М. Фуко (аспект трансформации сексуальности).

Самыми значимыми исследованиями в области английского брака должны быть названы: «The family, sex and marriage in England» Stone L., «English family life 1576−1716. An anthology from diaries» и «English traditional customs» Hole C.

Структурно диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении указана ак.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной философии и культурологии проведена серьезная научная работа по анализу культурной традиции, позволяющая определить место последней в социуме и одновременно — место понятия «культурная традиция» в системе научной методологии культуры.

Проанализировав различные подходы к этой проблеме как отечественных, так и западных исследователей, мы увидели, что спектр дефиниций^ «традиции» как понятия довольно широк. Если в рамках одного подхода можно говорить о традиции как консервативном механизме, противодействующем новациям любого характера, то другие ученые склонны наделять традицию внутренними ресурсами модификации и самовоспроизводства.

Изучив различные точки зрения по вопросу традиции, мы выбрали подход, наиболее соответствующий целям и задачам нашего исследования. Наиболее адекватной позицией в данном случае оказался подход Э.С. Мар-каряна. С его точки зрения, идейные новации в итоге находят воплощение в новых социокультурных реалиях. Исторический контекст той или инойэтни-ческой формации определяет степень адаптации, регулирующей механизм традиции. При этом, подвергаясь различного рода изменениям, традиция сохраняет свою внутреннюю сущность, принимая новые формы.

Соответственно, в рамках нашего диссертационного исследования под традицией будет пониматься универсальный механизм, аккумулирующий в себе социально значимый опыт (на протяжении 2−3 поколений), изменяющийся в результате взаимодействия со средой. При этом инновации лишь помогают традиции выявлять свои адаптивные свойства и поддерживать функционирование системы.

Разрабатывая понятие «культура брака» как теоретического' конструкта в рамках культурологии, нам удалось выделить следующие его составляющие. Культура брака, на наш взгляд, прежде всего, представляет собой аксиологический аспект супружеских отношений, одобряемый обществом. При этом данная система отношений детерминирована как социальными установками, так и степенью интериоризации ценностей обоими супругами. Культура брака, имея идеоциональное основание, находит своё воплощение в виде устоявшихся нравов и обычаев (на обыденном уровне), или кодифицированных сводов норм, законов, правил взаимодействия (на специализированном уровне). Таким образом, она выступает как совокупность социокультурных характеристик, имеющих общие и отличительные черты для каждого этнического образования. В связи с адаптивностью традиции, данным характеристикам свойственно подвергаться процессам трансформации и модернизации, порождая новации различного уровня.

Говоря о культуре английского брака, следует отметить сильное влияние социальной страты джентри на формирования1 культурных образцов. Это' объяснятся консервативным характером английской культуры в целом, ориентирующейся на элитарные верхи. Характеризуя джентри, или «новое дворянство», следует отметить двоякое влияние, которое оно оказало на динамику брачной культуры в частности. С одной стороны, проявив консервативную составляющую, джентри укрепило традиционный механизм и способствовало его стабильности. С другой стороны, оказавшись самой динамичной социальной стратой, оно породило ряд новаций, позволивших культурному механизму английского брака адаптироваться и модифицироваться в лоне традиции.

Сложная демографическая ситуация, а именно высокий уровень смертности в ХУ1-ХУП столетиях, предопределила ситуацию, когда третье поколение фактически не сталкивалось • со вторым и первым ни в качестве помощников в уходе за детьми, ни в качестве обузы в старости. Таким образом, межпоколенная трансляция опыта и ценностей происходила в незначительной степени. Это проявлялось, в том числе и в эмоциональной подавленности, то есть в пренебрежительном отношении родителей к своим детям. Брак и семья воспринимались как группа заменяемых компонентов. Отдалённые внутриличностные отношения между супругами вырабатывались культурными моделями, диктовавшими подчинение женщин, пренебрежение детьми, причём сексуальные отношения рассматривались лишь как инструмент воспроизводства. Средняя продолжительность брака в Англии Нового времени равнялась 17−20 лет. Другими словами, семья являлась временной ассоциацией как мужа и жены, так и родителей и детей.

С XVI по XVIII века также существовал закон о первом наследнике, обуславливающий сильное промедление в возрасте вступления в брак, что приводило к сексуальному воздержанию в период высшего сексуального подъёма. В связи с этим, обществу этого периода была характерна низкая брачная эффективность.

Обращаясь к традиции заключения брака, следует отметить, что несмотря на существующие официальные, предложенные церковью ритуалы, любой вид обмена обещаниями перед свидетелями рассматривался, законом как действительный брак. Только в 1563 году церковь выдвинула жёсткое требование о присутствии священника для подтверждения легитимности брака. Однако гражданские юристы продолжали признавать спаузл. Церковные уставы запрещали заключение браков, между лицами, не достигшими 20 лет без согласия родителей и опекунов. Тем не менее, и такие союзы были действительными и скрепляли супругов на всю жизнь.

Официальные браки облагались большими налогами, поэтому единственной реальной альтернативой создания семьи для бедных слоёв населения было заключение полузаконных браков во Флите. Сюда же обращались пары, союз которых по тем или иным причинам не одобрялся социумом. К 1700 году около трети общего числа браков регистрировалось таким образом.

Одним из особенно негативных последствий подобных браков являлась возможность кражи богатого наследника или наследницы, то есть традиционный механизм заключения брака способствовал размыванию социальных границ.

В XVII веке произошёл рост ставок на брак, выраженный в увеличении размера приданного, выплачиваемого родителям жениха. Обязанность невест всех категорий имущих классов вносить определённую денежную сумму в качестве приданого, наряду в большой значимостью, придаваемой рангу и статусу, определили очень высокий уровень социальной и экономической эндогамии. Это повышало статус супруги в глазах общества. Уже с 1620 года постепенно вводится практика отдельного имущества, защищавшая финансы жён от необоснованного посягательства.

Романтическая любовь имела место быть, хотя в целом для супругов было достаточно доброты друг к другу. Отношения между новобрачными в-конце XVII — начале XVIII веков в большей степени определялись финансовым состоянием будущих супругов. Несмотря на негативные факторы, в целом в привилегированных слоях общества узы брака считались вечными. При этом молодые мужчины не спешили прощаться с холостяцкой жизнью. Процентное соотношение мужчин и женщин также было не в пользу последних. Стародевичество стало новым социальным феноменом.

К 1700 году понятие о правомерности брака становилось всё более мобильным. Речь стала идти о-том, что один муж мог жениться в разных уголках страны на разных жёнах, причём все эти браки считались легитимными Церковная и государственнаяинстанции действовали в данной области крайне несогласованно. Традиционный механизм брака, на наш взгляд, перестал выполнять свои регулятивные функции. Именно в этот период происходит модификация традиции в культуре брака. На специализированном уровне новация проявилась в принятии свадебного закона 1753 года.

Во-первых, с этих пор венчание в церкви стало выступать как единственный законный инструмент скрепления брака. Контроль над исполнением закона теперь был передан в руки светского суда. Такие изменения* могли произойти только во время возрастающей секуляризации сознания общественной элиты, то есть представлений о том, что личное счастье может быть достижимо посредством общественного законодательства.

Во-вторых, проблема многобрачия, свойственная английскому обществу в предыдущий период, теперь решалась обязательной публичной регистрацией брака, ставшей неотъемлемой частью церемонии. Таким образом, во второй половине XVIII века в брак можно было вступить только с единственным^) супругом (ой).

В-третьих, со второй половины XVIII века официальные разводы становились всё более обыденным явлением. В данном случае рост разводов не в последнюю очередь являлся показателем завышенных эмоциональных ожиданий от брака.

Модификация традиции в культуре брака проявилась и на обыденном уровне в виде порождения новаций. Так, начало XVIII века характеризуется, стремлением к уединению семейного союза. Получили распространение кормление материнской грудью, использование детьми даже в зрелом возрасте слов «мама» и «папа», использование первых имён между супругами. Следствием распространения практики материнского кормления грудью был конфликт между двумя группами эмоциональной ответственности — по отношению к своим мужьям и по отношению к своим детям.

Культура брака начинает всё более базироваться на эмоциональной основе. С другой стороны, ряд улучшений, произошедших с XVI по XVIII века, включая-расширение границ государства, подъём пуританизма, и, наконец, рост индивидуализма вылились в освобождение брака от тех экономических, социальных и психологических опор, которые укрепляли единство нуклеар-ной семьи. Нуклеарная семья, выделилась как самостоятельная ячейка, опирающаяся на собственные силы.

В тоже время, увеличившийся спрос на романтическую любовь приводил к неоправданным культурным ожиданиям брачного блаженства. Культивируемый в романах образ жизни и поведения отразился на неадекватном восприятии себя жёнами среднего и высшего классов общества. Сняв с себя ключевые обязанности супруг, последние постепенно превращались в леди, ведущих безмятежную жизнь, полную удовольствий.

Разрушение поддержки извне повлекло за собой снижение социабель-ности, уменьшение контактов и эмоциональных связей с внешними представителями обоих супругов. Сокращение1 родственных связей выразилось в серьёзной утрате идентичности с родословной, с осознанием себя как связующего звена между прошлым и будущим поколениями.

Несмотря на официальные договорённости и фактический подъём равного брака, удачное замужество зависело от послушания и адаптивности женщины, что явилось причиной недовольства и разочарования женщин в XVIII веке. Новацией, на наш взгляд, является то, что зарождается новый тип' независимых женщин, осознавших, что финансовое доминирование мужей даёт им также и возможность распоряжаться личностями своих жён. Во второй половине XVIII века большинство представителей обоих полов комфортнее ощущали себя в компании собственного пола.

В этот период впервые активно проявилась тенденция к холостяцкой жизни. С одной стороны, в более терпимой атмосфере XVIII века-гомосексуалисты могли свободнее признавать свою девиацию. С другой стороны, вынужденный отказ младших сыновей и дочерей от замужества был обусловлен желанием сохранить нетронутым семейное наследие. Рост холостяцкой жизни отразился на последовавшем увеличении числа старых дев и проституции.

Ослабление трансляции ценностных установок от старших поколений младшим, дарование свободы в выборе супруга, увеличение длительности высшего образования, наряду с мнением медицины об опасности деторождения в молодом возрасте, — явились факторами, определившими^ резкий подъём среднего возраста первого замужества.

Подводя итог всему вышесказанному, мы считаем, что культура, английского брака с XVI по XVIII века модифицировалась в русле традиции, выявив при этом свой адаптивный ресурс.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Моль Флендерс. — М.: 1955.
  2. Д. Счастливая куртизанка, или Роксана. М.: 1974.
  3. English family life 1576−1716. An anthology from diaries. Oxford- New York, Blackwell: 1988.
  4. H., Новик В. Две королевы // Женщины-легенды. Минск: 19 931.
Заполнить форму текущей работой