Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной готовности студентов военных кафедр к управлению воинским подразделением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс разработки учебно-методического курса основывался на структуре модели профессиональной готовности к управлению воинским подразделением, в результате чего были определены три блока, каждый из которых направлялся на формирование того или иного компонента модели профессиональной готовности. Так, теоретический блок курса, включающий в себя предметы военной подготовки, способствовал повышению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы проблемы управления воинским подразде- 13 ® лением
    • 1. 1. Управление воинским подразделением как педагогическая проблема
    • 1. 2. Специфика подготовки студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением
    • 1. 3. Модель профессиональной готовности студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессио нальной готовности студентов военной кафедры к управлению воинским 90 подразделением
    • 2. 1. Система формирования профессиональной готовности студентов воен- 90 ной кафедры к управлению воинским подразделением
    • 2. 2. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование профессиональной готовности студентов военных кафедр к управлению воинским подразделением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная подготовка офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов, наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом, несет в себе ряд проблем, решение которых не обеспечивает в полной мере выполнение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами Российской Федерации. Так, подавляющее большинство первичных офицерских должностей занято выпускниками гражданских вузов. В связи с этим, понятие «офицер запаса», т. е. военнослужащий, предназначенный для мобилизационного резерва, в современных условиях утрачивает свою сущность. Военные училища осуществляют подготовку аналогичных специалистов в течение пяти лет, в то время как военная подготовка при гражданских вузах на военной кафедре составляет несколько месяцев, что, как правило, приводит к снижению общего уровня профессиональной подготовки офицеров. В государственных образовательных стандартах определены современные требования к подготовке военных специалистов, однако, как показывает практика, механизмы формирования профессиональной готовности к управлению воинским подразделением, особенно в мирное время, в нормативных документах не обозначены.

В педагогической науке проблема подготовки студентов к военной службе разрабатывается с опорой на результаты исследований в области профессиональной педагогики и психологии: принципы и методы профессиональной подготовки (О.А.Абдуллина, В. Г. Григорьянц, Н. Н. Ефимов, Л. М. Куликова, А. В. Кузнецов, С. В. Чернев и др.) — психолого-педагогический аспект деятельности специалиста (Б.Г.Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. Н. Глушев, С. В. Гончаров, Е. М. Иванова, И. И. Малопурин и др.) — пути формирования профессиональной готовности специалиста (Е.А.Белая, О. Ф. Брыксина, Г. И. Воробьёва, Л. Ф. Губарева, Т. А. Забкова, С. Л. Мищенко и др.) — управленческий аспект профессиональной деятельности (Б.Л.Агранович, М. В. Руденко, К. Д. Скрипник и др.) — мотивация профессиональной деятельности (Н.Н.Богдан, Г. А. Волковицкий, Е. П. Ильин, Ю. В. Шеремета и др.). Вместе с тем, как показывает анализ результатов научных исследований, процесс формирования профессиональной готовности студентов военных кафедр гражданских вузов требует дополнительного изучения. Хотя различные его аспекты нашли своё отражение в военной педагогике: принципы и методы военного управления (М.А.Гареев, С. В. Гончаров, С. Б. Иванов, А. В. Квашнин и др.) — военная профессиология и профессиональная компетенция (В.Ф.Ковалевский, И. Ю. Коробейникова, Л. Ю. Кривцов и др.) — психолого-педагогические основы подготовки военных специалистов (И.И.Александров, А. В. Барабанщиков, А. И. Скородумов, Л. А. Усольцева, и др.). Однако в существующей системе образования приоритетом в обучении офицеров запаса является подготовка их не только к войне, но и к управлению повседневной деятельностью вверенного им подразделения, что определено Уставами Вооружённых Сил и иными руководящими документами.

Возникает основное противоречие между готовностью будущих офицеров к деятельности в условиях войны и недостаточной выработкой у будущих командиров управленческих умений и навыков вне боевых действий, в условиях повседневной деятельности воинского подразделения.

Стремление найти пути разрешения данных противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане — это обоснование подходов к формированию готовности студентов военных кафедр к управлению воинским подразделением. В практическом плане — это проблема обоснования средств, внедрение которых позволяет формировать профессиональную готовность будущих офицеров к деятельности в условиях повседневной жизни воинского подразделения.

Объект исследования: процесс военной подготовки студентов гражданского вуза.

Предмет исследования: система формирования профессиональной готовности студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением.

Цель исследования: теоретическая разработка и апробирование прак-тико-ориентированной концепции формирования профессиональной готовности студентов к управленческой деятельности в качестве командира воинского подразделения.

Гипотеза исследования. Военная подготовка студентов гражданского вуза имеет свою специфику, заключающуюся в обучении специальным дисциплинам, что позволяет выработать теоретическую готовность к управлению воинским подразделением. Мы исходим из того, что управление воинским подразделением в мирное время выражается общим организационным руководством, представляющим направляющую, регулирующую и контролирующую деятельность командира подразделения по поддержанию мобилизационной готовности подчинённых. Деятельность по управлению воинским подразделением становится успешной, если в период военной подготовки в вузе у студентов формируется теоретическая и практическая готовность к решению профессиональных задач. И это становится реальным, если:

— конкретизировано научное представление о процессе управления воинским подразделением;

— определена специфика подготовки студентов военной кафедры гражданского вуза к управлению воинским подразделением;

— создана модель профессиональной готовности студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением;

— разработана и методически оснащена система формирования готовности студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением;

— выявлены показатели эффективности военной подготовки студентов гражданских вузов.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление об управлении воинским подразделением.

2. Определить специфику подготовки студентов военной кафедры гражданского вуза к управлению воинским подразделением.

3. Создать модель профессиональной готовности студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением.

4. Разработать и апробировать методически оснащённую систему формирования профессиональной готовности студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением.

5. Выявить показатели эффективности военной подготовки студентов гражданского вуза.

Положения, выносимые на защиту:

1. Управление социальными системами сводится к целенаправленному воздействию субъекта управления на его объект для достижения определённых результатов. Управление в педагогическом процессе предполагает системную организацию средств по подготовке обучаемых к самостоятельной деятельности. Результат образовательного процесса представляется личностными новообразованиями, позволяющими оценить степень готовности к профессиональной деятельности. Существующее противоречие между запросом военной практики на качественную подготовку командира воинского подразделения и недостаточной готовностью выпускников военных кафедр гражданских вузов к принятию решений по управлению воинским подразделением требует внесения корректив в содержание военной подготовки студентов, обеспечивающих педагогические условия для овладения управленческими видами деятельности (цс-леполагание, планирование, организация, контроль).

2. Отсутствие в профессиональной подготовке студентов военных кафедр гражданского вуза целостного представления о профессионализме личности командира воинского подразделения затрудняет организацию учебного процесса по освоению командного, воспитательного, эксплуатационно-технического, административно-хозяйственного видов деятельности с учётом её специфики (рациональность организации, соединение власти и ответственности, персональная ответственность и подчинение, единоначалие и человекоцентричность, самостоятельность и алгоритмичность). Профессионализм командира обусловлен характером подготовки, результативность которой должна представляться готовностью к управлению воинским подразделением.

3. Формирование профессиональной готовности студентов военных кафедр гражданских вузов к управлению воинским подразделением не может основываться лишь на традиционном усвоении комплекса знаний по специальным дисциплинам. Понятие «офицер запаса», то есть военнослужащий, способный управлять подразделением лишь в военное время, в современных условиях утратило свою сущность, поскольку большинство офицеров запаса призывного возраста служат в войсках в мирное время на первичных должностях, что предполагает теоретическую и практическую готовность к управлению деятельностью подразделения в повседневных условиях, выражающуюся интегративным свойством личности будущего специалиста, базовым основанием для целесообразных действий в условиях как мирного, так и военного времени.

4. Полифункциональность и интегративность результатов профессиональной деятельности командира воинского подразделения (поддержание боевой готовности подразделения, подготовка к бою, руководство по выполнению поставленных задач) обуславливают командный характер военной подготовки студентов с преобладанием её практической направленности (организация боевых действий, хранение и эксплуатация боевых машин, поддержание уставного порядка и воинской дисциплины, проведение занятий по предметам боевой подготовки со взводом). Преодолению трудностей в ходе адаптации к условиям управления воинским подразделением будет способствовать такая подготовка студентов военных кафедр, которая представляет собой систему формирования профессиональной готовности в виде совокупности средств, необходимых для организационного, целенаправленного, преднамеренного влияния па становление личности специалиста с заданными свойствами.

5. Военная подготовка студентов гражданского вуза, суть которой выражается сформированностыо профессиональной готовности к управлению воинским подразделением, будет эффективной, когда средства обучения видам управленческой деятельности ориентированы на развитие компонентов готовности. Доминирующие показатели компонентов, представляющие механизм стимулирования роста их значений, могут приниматься за показатели эффективности системы, средства которой обеспечивают достижение цели её функционирования.

Научная новизна исследования:

— конкретизировано научное представление об управлении воинским подразделением (деятельность командира взвода по поддержанию мобилизационной готовности, внутреннего порядка, воинской дисциплины обусловлена совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, что способствует формированию профессиональных мотивов и потребности в решении профессиональных задач и проявлению профессионально значимых эмоционально-волевых свойств личности командира);

— определена специфика подготовки студентов военной кафедры гражданского вуза к управлению воинским подразделением (командный подходосвоение управленческих видов деятельности — целеполагание, планирование, организация, контрольучёт характера повседневных условий управленияпреобладание практической направленности образовательного процесса в вузе);

— создана модель профессиональной готовности студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением (интегративное свойство личности специалиста, системообразующее комплекс знаний, умений и навыков, соответствующих уровню профессиональной квалификации, что способствует внутренней установке на управление воинским подразделением, активные и целесообразные действия в условиях как мирного, так и военного времени, и позволяет проявиться эмоциональным и волевым качествам при решении профессиональных задач), структурными единицами которой является когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой компоненты;

— разработана и апробирована методически оснащённая система формирования профессиональной готовности студентов к управлению воинским подразделением (совокупность средств, необходимых для организационного, целенаправленного, преднамеренного влияния на становление личности специалиста с заданными свойствами), выполняющая обучающую, развивающую, методическую функции (теоретический блок системы представляет учебнометодический курс «Управление повседневной деятельностью подразделения" — методический блок — методы и приёмы, имитирующие профессиональную средупрактический блок — формы, погружающие в специфику профессиональной деятельности);

— выявлены показатели эффективности военной подготовки студентов гражданского вуза к управлению воинским подразделением, представляющие механизм стимулирования роста значения компонентов профессиональной готовности (когнитивный компонент — правовая грамотность, мотивационныйпрофессиональный мотив, эмоционально-волевой — способность к управлению повседневной деятельностью воинского подразделения).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют расширить научное представление о формировании профессиональной готовности в условиях современных требований к выпускникам военных кафедр, осуществить широкий подход к подготовке офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов для их последующей службы в Вооружённых Силах Российской Федерации. Разработанные модель и система формирования профессиональной готовности студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением позволяют повысить теоретический уровень преподавания специальных военных дисциплин и составят основу для дальнейших научных поисков средств профессиональной подготовки студентов военных кафедр гражданских вузов.

Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование процесса формирования профессиональной готовности студентов к управлению воинским подразделением, что позволит в отведённое программой время обучать специалистов для Вооружённых Сил РФв разработке и апробации учебно-методического курса «Управление повседневной деятельностью подразделения». Результаты экспериментальной работы внедрены в практику подготовки командиров взводов на военной кафедре гражданского вуза (Самарская государственная сельскохозяйственная академия).

Методологическую основу исследования составили педагогические, психологические теории и концепции развития личности, современные педагогические концепции профессионального образования и военно-профессиональной деятельности.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— о сущности целостного педагогического процесса (В.П.Беспалько, Н. В. Кузьмина, Ю. Г. Холод и др.);

— о готовности к деятельности (Т.П.Личай, О. Д. Мулява, М. В. Руденко, А. В. Самойлик, ТЛО. Семёнова, В. В. Соглаев, И. В. Прокофьева и др.);

— о профессиональной готовности специалиста (Е.А.Белая, О. Ф. Брыксина, Г. И. Воробьёва, Л. Ф. Губарева, Т. А. Забкова, С. Л. Мищенко и др.);

— о процессе военной подготовки (Н.Н.Ефимов, С. В. Чернев, В.Г.Гри-горьянц, А. В. Кузнецов, Л. А. Усольцева, Ю. В. Шеремета, В. И. Аллилуев, И. Ю. Коробейникова, Л. Ю. Кривцов и др.);

— об управлении персоналом (Н.Н.Богдан, В. Н. Глушев, Н. В. Дворянских, А. П. Егоршин, П. В. Журавлев, М. В. Заворочай, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов, В. А. Пронникова, К. Д. Скрипник и др.);

— о военном управлении (М.А.Гареев, С. В. Гончаров, С. Б. Иванов, А. В. Квашнин, В. Н. Яковлев и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют: теории становления профессиональной направленности личности (В.П.Бездухов, Е. П. Ильин, А. Г. Ковалёв, Н. В. Кузьмина и др.) — теории управления системами (В.А.Пронников, М. В. Руденко, Ю. В. Тихонравов и др.) — концепция системного подхода к исследованию сложных, саморегулирующихся, динамических систем (И.В.Блауберг, В. Д. Шадринов и др.) — концепции средств развития субъектов профессиональной деятельности (Л.И.Анцыферова, А. А. Вербицкий, Н.В.Кус-това, А. С. Макаров и др.) — системный, структурный, деятельностный, интегра-тивный подходы (Б.Л.Агранович, А. Н. Леонтьев, И. Г. Смирнов, Ю. Г. Родин и.

ДР-).

База исследования: опыт профессиональной подготовки в военных вузахопыт подготовки командиров взводов в гражданских вузахличный опыт работы автора преподавателем на военной кафедре.

Эксперимент проводился на базе военной кафедры гражданского вуза (Самарская государственная сельскохозяйственная академия). Выборку составили 63 студента, 152 выпускника военной кафедры.

Этапы исследования.

Первый этап (1999;2001 гг.). Изучение и анализ научной литературы, посвященной различным аспектам подготовки военных специалистов. Знакомство с опытом организации учебного процесса на военных кафедрах гражданского вуза, проведение исследований с целью выявления состояния научной проблемы, что позволило обосновать исходные позиции, проблему, выделить объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулировать гипотезу. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования, разработка и обоснование его программы.

Второй этап (2001;2003 гг.). В ходе экспериментальной работы, анализа и осмысления опыта формирования профессиональной готовности выпускников военной кафедры уточнялась система ключевых понятий и гипотеза исследованияразрабатывались средства формирования профессиональной готовности к управлению воинским подразделением и исследовались педагогические условия, обеспечивающие достижение поставленной цели. Результатом этого этапа явилась система формирования готовности студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением.

Третий этап (2003;2005 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения показателей эффективности военной подготовки студентов гражданского вуза. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ педагогической, психологической, методической литературыизучение и обобщение педагогического опытаэмпирические методы (анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, оценка, констатирующий и формирующий эксперименты) — метод математической статистики (статистическая оценка параметров распределения с помощью критерия Стьюдента).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, её соответствием поставленной проблемеего осуществлением на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения экспериментальной работырепрезентативностью объёма выборки и статистической значимостью полученных эмпирических данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, учебно-методических рекомендациях, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение: на семинарах профессорско-преподавательского состава Самарской ГСХАна учебно-методическом сборе начальников военных кафедр при Казанской архитектурно-строительной академиина научно-практических и научно-методических конференциях (Самара, 2000 г.- Казань, 2003 г.- Екатеринбург, 2004 г.- Пенза, 2004 г.- Сочи, 2005 г.- Улан-Удэ, 2005 г.- Уссурийск, 2005 г.). Материалы исследования внедрены автором в процесс военной подготовки студентов гражданского вуза.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, список литературы, приложения.

Результаты исследования показали новые возможности в сфере подготовки военных кадров в гражданских вузах: предложенные средства подготовки могут быть использованы для формирования профессиональной готовности не только к управлению воинским подразделением, но и к военно-инженерной, военно-технической деятелыюстям.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа по проблеме управления воинским подразделением позволила прийти к следующим выводам:

1. Средством разрешения противоречия между запросом военной практики на качественную подготовку командира воинского подразделения и недостаточной готовностью выпускников военных кафедр гражданских вузов к управлению воинским подразделением является создание педагогических условий для овладения данным видом деятельности. Под управлением воинским подразделением следует понимать деятельность командира воинского подразделения по поддержанию мобилизационной готовности, внутреннего порядка, воинской дисциплины, обусловленную совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, что способствует формированию профессиональных мотивов и потребности в решении профессиональных задач и проявлению профессионально значимых эмоционально-волевых свойств личности командира.

2. В процессе профессиональной подготовки студентов военных кафедр гражданского вуза к управлению воинским подразделением следует учитывать ее специфику, заключающуюся в освоении управленческих видов деятельности — целеполагания, планирования, организации, контроля, что обуславливает необходимость формирования профессиональной готовности к управлению воинским подразделением.

3. Профессиональная готовность студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением представляет собой интегративное свойство личности специалиста, системообразующее комплекс знаний, умений и навыков, соответствующих уровню профессиональной квалификации, что способствует внутренней установке на управление воинским подразделением, активные и целесообразные действия в условиях как мирного, так и военного времени, и позволяет проявиться эмоциональным и волевым качествам при решении профессиональных задач.

4. Решению задач по формированию профессиональной готовности студентов военных кафедр гражданских вузов к управлению воинским подразделением способствует разработанная модель профессиональной готовности, включающая в себя: когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой компоненты, востребующая необходимость формирования профессиональной готовности в виде совокупности свойств личности будущего командира, необходимых для целенаправленного выполнения должностных обязанностей.

5. Результатом формирования профессиональной готовности студентов военной кафедры гражданского вуза к управлению воинским подразделением выступает развитие показателей компонентов модели профессиональной готовности: когнитивный компонент — правовая грамотностьмотивационный компонент — профессиональный мотивэмоционально-волевой компонент — способность к управлению повседневной деятельность воинского подразделения.

6. Перспектива дальнейшего исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной апробации системы формирования профессиональной готовности студентов военных кафедр гражданских вузов к выполнению различных видов деятельности, свойственных военной службе в. Вооруженных Силах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В период кардинальных изменений, переживаемых нашим обществом, когда в государстве нарушается привычный ход социально-экономического, ® культурного развития, возрастают требования к силовым структурам, призван-щ ным обеспечить стабильность, спокойствие и порядок в стране. В связи с этим возрастает роль Вооруженных Сил, чья деятельность направляется на обеспечение надежного стратегического сдерживания потенциального противника.

Особенности службы в Вооруженных Силах, заключающиеся в беспрекословном подчинении вышестоящим органам, в ежесекундной готовности к экстремальным ситуациям, предъявляют серьезные требования к управленческому ф звену, в частности к командирам воинских подразделений, которые претворяют в жизнь приказы и директивы командования. В этих условиях актуальность проблемы управления воинским подразделением возрастает.

В ходе теоретического поиска решения проблемы на основе учета специфики управленческой деятельности, как таковой, и педагогического управления, в частности, путем сравнения последнего с деятельностью по управлению воинским подразделением были выявлены характерные признаки изучаемого явления, нашедшие свое отражение в наличии у командира совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных мотивов и ноф требностей в решении профессиональных задач, и эмоционально-волевых свойств личности, обеспечивающих претворение в жизнь приказов и директив сверху.

Сравнение характеристик педагогического управления и управления воинским подразделением позволило, наряду с диаметрально противоположными характеристиками, идентифицировать эти деятельности относительно приоритетных видов деятельности, таких как: целеполагание, планирование, организация и контроль.

С этой точки зрения был проведен анализ процесса подготовки студентов ф военной кафедры к управлению воинским подразделением, что позволило выделить факторы пробелов в процессе подготовки: опора на предметно-информационный подход и игнорирование интегративного подхода, что сказалось на низком профессиональном уровне будущих командиров воинских подразделений, проявляющимся в отсутствии профессиональной готовности к управлению воинским подразделением.

Сравнение точек зрения ученых на результативность профессиональной подготовки позволило убедиться, что профессиональная готовность как инте-гративное свойство личности специалиста наиболее точно отражает способность будущего командира воинского подразделения успешно решать профессиональные задачи как в мирное, так и военное время.

Структура профессиональной готовности была представлена когнитивным компонентом — качество обучения по специальным дисциплинам военной подготовки, мотивационным компонентом — потребность в реализации знаний, умений и навыков в профессиональной сфере, эмоционально-волевым компонентом — мобилизация сил для принятия решения, адекватного характеру профессиональных задач.

С целью апробации модели профессиональной готовности к управлению воинским подразделением был разработан учебно-методический курс «Управление повседневной деятельностью подразделения», учитывавший недостатки подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил, указанные в директивах и приказах Министерства обороны Российской Федерации, Командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа, и имеющий в виду особенности и условия прохождения выпускником вуза военной службы.

Процесс разработки учебно-методического курса основывался на структуре модели профессиональной готовности к управлению воинским подразделением, в результате чего были определены три блока, каждый из которых направлялся на формирование того или иного компонента модели профессиональной готовности. Так, теоретический блок курса, включающий в себя предметы военной подготовки, способствовал повышению качества обученности, формированию умений управлять повседневной деятельностью подразделения, правовой грамотностиметодический блок, направленный на подготовку командира к управлению воинским подразделением в повседневной деятельности, позволял овладеть методами эффективного управления подразделением, формировать потребность в профессиональном решении задачпрактический блок имел своей целью на основе отработки практических заданий в процессе несения службы мобилизацию сил для принятия решения, адекватного характеру профессиональных задач, формирование способности к управлению повседневной деятельностью подразделения.

Опытная работа была направлена на экспериментальное подтверждение выводов, сделанных теоретическим путем. С этой целью была разработана система формирования профессиональной готовности студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением, методологическими основами которой выступили: структурный подход как содержательная основа — для разработки специфического компонента в структуре профессионального знанияин-тегративный подход как методическая основа, определяющая позицию преподавателя, — для отбора форм и методов, адекватных видам управленческой деятельности.

На диагностико-проектировочном этапе исследования в ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни формирования профессиональной готовности к управлению воинским подразделением, низкие показатели которых подтвердили правомерность выбранного пути решения проблемы и необходимость внесения изменений в содержании подготовки студентов военной кафедры вуза.

Формирующий эксперимент, проходивший на базе военной кафедры Самарской государственной сельскохозяйственной академии в течение с 1999 по 2005 гг., подтвердил гипотетическое предположение: специально разработанные средства формирования профессиональной готовности способствуют профессиональной подготовке студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением. Сравнение полученных в ходе констатирующего и формирующего экспериментов данных свидетельствовало о положительной динамике количественных показателей.

В целом исследование показало, что система формирования профессиональной готовности студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением демонстрировала способы успешного разрешения профессиональных задач. Студенты приобретали опыт профессиональных действий на качественно новой основе профессионального управления.

Формирование профессиональной готовности к управлению воинским подразделением наиболее успешно происходило в том случае, если занятия протекали в системе, последовательно, от начального, теоретического этапа формирования профессиональной готовности до его естественного завершения — апробации профессиональных знаний, умений и навыков на практике.

Динамика показателей компонентов структуры профессиональной готовности была выражена следующими рядами: на констатирующем этапе эксперимента по когнитивному, мотивационному и эмоционально-волевому фактору студенты соответствовали низкому уровню (7,4- 12,2- 11,6 баллов соответственно) — а в результате формирующего эксперимента сформированность когнитивного, мотивационного и эмоционально-волевого компонента достигла высокого уровня (21- 20,2- 21 баллов соответственно у экспериментальной группы № 1 и 20,5- 19,1- 20 баллов у экспериментальной группы № 2). Особое значение в разработанной системе подготовки имел методический блок, позволяющий обогатить мотивационно-потребностную сферу личности будущего командира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 165−171.
  2. О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1994. — № 1. — С. 18−22.
  3. С.П., Толбасов В. В. Организация и методика обучения студентов по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре. СПб., 1999.-41с.
  4. Г. З. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе / Г. З. Алибекова, А. В. Рудковская // Педагогика. 1995. — № 3.-С.56−60.
  5. В.И. Педагогическая система формирования учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Саратов, 2000. — 20 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды : В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева и др.-М.: Педагогика, 1980. Т. 1.-284 с.
  7. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова и др. М: Институт психологии АН СССР, 1991. — С. 27 — 43.
  8. А.Н. Педагогические условия формирования у курсантов вузов ВМФ навыков управления корабельным подразделением: Автореф. канд. пед. наук. Петродворец, 2002. — 16 с.
  9. В. Стратегическая эффективность управленческих решений // Проблемы теории и практики управлений. 1996. — № 5. — С. 117−122.
  10. Н.Д. Управление профессиональным училищем на основе образовательного менеджмента: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2003. -22 с.
  11. Н.Н. Мотивация профессиональной деятельности как основной фактор управления персоналом высшей школы в условиях рыночной экономики: Автореф. дис. .канд. психолог, наук. Новосибирск, 2003. — 22 с.
  12. С.А. О структуре и содержании военной науки на современном ® этапе развития военной мысли // Военная мысль. 2004.-№ 5. — С. 28.
  13. Боевой устав артиллерии Сухопутных войск. Часть II. М.: Военное издательство, 1990. 342 с.
  14. Боевой Устав Сухопутных войск. Часть III.- М.: Военное издательство, 1991.-С. 19−20.
  15. B.JI. Ценностные ориентации как фактор адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челяф бинск, 2002. — 16 с.
  16. Большая Советская Энциклопедия. / В 20 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. -3-е изд-е. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1984. — Т. 8. — 728 с.
  17. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров А. М. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Рос. энцикл.- СПб.: Норинт, 2000. — 1434 с.
  18. Н., Царьков А. Военный вуз или военная кафедра? (Что думают курсанты и студенты) // Высшее образование в России. 2004. — № 8. — С.-125−129.
  19. К.П. Первичный воинский коллектив как социальная организация // Военная мысль. 2005. — № 12. — С. 52−55.
  20. А.А. Активное обучение в высшей школе : контекстный код-ф ход. М.: Высшая школа, 1991.-204 с.
  21. А.А. и др. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. 1995. — № 2 — С. 137−145.
  22. А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов: Обзорная информация. М.: НИИВШ, 1998. — 56 с.
  23. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе — М.: Юристъ, 2001. —496 с.
  24. Ветров 10., Мельникова М. Проблема моделирования педагогических систем // Высшее образование в России. 2005. — № 5. — С. 59−62.
  25. Е.В. Педагогические условия формирования инженерной готовности у курсантов военно-инженерного вуза: Челябинск, 2003. — 18 с.
  26. Воинский труд: наука, искусство, призвание. Монография / Отв. ред. Л. Г. Лаптев и др. М.: Совершенство, 1998. — 480 с.
  27. Г. А. Мотивы военно-профессионального самосовершенствования. М.: Воениздат, 1994. — 73 с.
  28. Г. И. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Уфа, 2001. — 20 с.
  29. Воспитательная работа в Вооружённых Силах Российской Федерации / под ред. И. А. Липского. М.: ВУ, 1995. — 138 с.
  30. Л. С. Психология. М.: Апрель-пресс: ЭКСМО — пресс, 2000. — 1006 с.
  31. Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика — пресс, 1999.-533 с.
  32. М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования / Отв. ред. М. А. Галагузова. Вып. 3 — Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1998. — 182 с.
  33. Н.Н. За и против: Военная кафедра гражданского вуза // Вестник ПВО. 1993.-№ 12.-С. 44−46.
  34. М.А. Цель военного управления // Военная мысль. 2004. — № 5. -С. 59−60.
  35. А.С. Основы психологии управления воинским подразделением. Петродворец: ВВМУРЭ, 1990. — 102 с.
  36. В.Н. Психолого-педагогические основы управления трудовыми коллективами: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 2001. 16 с.
  37. Ю.А., Колесников А. А. Школа российского офицерства. М., Русский мир, 1993.-С. 31−32.
  38. В.Д. и др. О возможности альтернативной подготовки офицеров-специалистов для ВС России в гражданских вузах // Военная мысль. 1997. -№ 1. — С. 48−53.
  39. В. Современная модель образования и проблема личности // Высшее образование в России. 2004. -№ 10. — С. 150−151.
  40. С.В. Управление морально-психологическим обеспечением боевых действий: вопросы теории и практики // Военная мысль. 2004. № 5. — С. 53−80.
  41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000. — 254 с.
  42. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М.: РАГС, 1993. — 223 с.
  43. Е.П. Процесс профессиональной ориентации студента вуза: со-циолого-управленческий аспект: Автореф. дис. .канд. социолог, наук. М., 2002.-20 с.
  44. Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 2002. 18 с.
  45. Дисциплинарный Устав Вооружённых Сил Российской Федерации. М.: Военное издательство, 1994. — 80 с.
  46. В. Военное обучение в гражданских вузах // Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С. 120−127.
  47. М.Е. и др. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов. Челябинск: ЧГПИ, 1990. -72 с.
  48. А.П. Управление персоналом— Н.Новгород: НИМБ, 1997. — 607 с.
  49. . и др. Система управления качеством // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 9−14.
  50. М.В. Формирование готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Волгоград, 2003. -356 с.
  51. В.В., Миленный О. А. О некоторых проблемах военного образования // Военная мысль. 2005. — № 2. — С. 56−62.
  52. В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Академия, 2001. — 187 с.
  53. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999. — 244 с.
  54. В.А. Реформирование военного образования в гражданских вузах // Военная мысль. 1993. — № 11. — С. 69−74.
  55. Л.С. Подготовка офицерских кадров сухопутных войск к управленческой деятельности // Военная мысль. — 1998. № 2. — С. 8−11.
  56. С.Б. Проблемы современной системы военного управления и пути ее совершенствования с учетом новых оборонных задач и изменении характера будущих войн // Военная мысль. 2004. — № 5. — С. 53−80.
  57. С.П. Личностно-ориентированное обучение как фактор повышения качества знаний у студентов технических факультетов университета (на примере иностранного языка): Автореф. дис. .канд. пед. наук. Курган, 2003. — 20 с.
  58. Н.И. Формирование у студентов умений управлять учебной деятельностью: (на примере усвоения иностранного языка): Автореф. дис. .канд. пед. наук. Саратов, 2002. — 20 с.
  59. Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Изд-во Питер, 2000. — 512с.
  60. О.С. Интеграция военного и гражданского образования // Военно-промышленный курьер. 2004. — № 41. С. 7.
  61. О.П. Проблема выбора профессии: психологический аспект// Экономика. 2002. — № 1. — с. 51−55.
  62. Г., Николаева Ю. Роль и место гражданских вузов в подготовке военных специалистов // Высшее образование в России. 2004. — № 2. -С.111−120.
  63. С.В. Социальная ответственность как фактор профессиональной деятельности личности офицера: Автореф. дис. .канд. философ, наук.-СПб., 1995.-20 с.
  64. А. В. Проблемы современной системы военного управления и пути ее совершенствования с учетом новых оборонных задач и изменений характера будущих войн // Военная мысль. 2004. — № 5. — С. 57−59.
  65. Д.В. О теории военной организации // Военная мысль. 2004. -№ 11.-С. 48−54.
  66. Э. Управлять персоналом значит повышать эффективность компании. //Управление персоналом. -2005. — № 4. —С. 8−15.
  67. В.А. Формирование профессионально ориентированной модели обучения с учетом личностных особенностей обучаемых. // Информатика и образование. — 1997. — № 2. — С. 104−106.
  68. М.Э. Методика формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению в контексте профильного обучения: Автореф. дис .канд. пед. наук. Тольятти, 2003. — 20 с.
  69. О.А. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений министерства обороны Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 33 с.
  70. Н.Н. Некоторые проблемы подготовки офицерских кадров // Военный вестник. 1993. — № 12. — С. 8−12.
  71. С.А. Воспитание патриотизма и готовности к защите отечества у учащихся средней школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2002.-22 с.
  72. А.А. Ещё один взгляд на систему подготовки военных специалистов // Военная мысль. 2004. — № 6. — С. 47−50.
  73. И.Ю. Педагогические условия формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 2001. — 16 с.
  74. Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 2003. — 800 с.
  75. Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов высших военно-инженерных училищ: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1996. — 24 с.
  76. Л.В. Инновационная педагогическая система профессиональной подготовки специалистов в условиях образовательного комплекса «колледж-вуз»: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тамбов, 2005. — 20 с.
  77. Н.В. Педагогические условия развития познавательно-профессиональной активности у курсантов военного вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 2002. 18 с.
  78. Е.Г. Формирование готовности студентов будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте к решению профессиональных экологических задач: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Калининград, 2003. — 20 с.
  79. Л.М. Оптимизация непрерывной педагогической практики как фактор профессиональной подготовки студентов: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Челябинск, 1996. 18 с.
  80. И.С. Профессионализм и свобода деятельности офицера // Военная мысль. 1992. — № 2. — С. 64−67.
  81. Ю.Г., Дружинин А. Н. О реформировании военной подготовки студентов в гражданских вузах // Военная мысль. 1997. — № 2. — С. 68−76:
  82. Курс подготовки артиллерии часть I. М.: Военное издательство, 2001. -142 с.
  83. Н.В. Проблемы оптимизации профессионального самосознания студентов. Челябинск: ЧГИФК, 1992. — С. 42−44.
  84. И.В. Повышение профессиональной квалификации преподавателей учреждений государственной службы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2003. 18 с.
  85. Т.П. Формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности в процессе практики: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М.: МГУ, 1992. 20 с.
  86. И.В. Секреты умелого руководителя. М.: Знание, 1991. — 64 с.
  87. .Ф. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1999, — 350 с.
  88. Л.В. Дидактические условия формирования умений профессиональной деятельности курсантов военного авиационного института в процессе тренажной подготовки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2002.-20 с.
  89. М.А. Военно-педагогическая подготовка курсантов (слушателей) вузов: история, теория, практика. М.: ВПА, 1997. — 125 с.
  90. А.А. Организационно-педагогические условия формирования у студентов вузов физической культуры готовности к управленческой деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 18 с.
  91. А.С. К вопросу о путях формирования профессионализ-ма//Образование: исследовано в мире. Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием. 2001. — № 167. -С. 3−12.
  92. А.Г. Психология и Педагогика. Военная психология.— СПб.: Питер, 2004. —463 с.
  93. И.Н. Формирование профессиональной готовности студентов военной кафедры к управлению воинским подразделением: Методические рекомендации. Самара: РИО СГСХА, 2000. — 33 с.
  94. Р.В. и др. Проблемы управления повседневной деятельностью частей и соединений РВСН и пути их решения // Военная мысль. 2005. -№ 12. -С. 34−39.
  95. А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. -С. 135−137.
  96. Материалы учебно-методического сбора «Организация деятельности вузов по подготовке военных кадров и управлению повседневной деятельностью» / Под общей ред. Яковлева В. Н. М: ЩПЖ, 1998. — 260 с.
  97. М.Х. и др. Основы менеджмента: Перевод с английского— М.: Дело, 1996. —704 с.
  98. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов- Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 1999. — 349 с.
  99. Ф.Б. Методы управления персоналом. М.: Витязь, 1995.138 с.
  100. О.Д. Подготовка студентов военных кафедр к военно-профессиональной деятельности в новой социокультурной среде: Автореф. дис. .канд. социолог, наук. СПб., 2001. — 20 с.
  101. Х.Н. Профессионально-педагогическая направленность личности студента и средства её формирования: Дис. .канд. пед. наук.- УралГАФК. -Челябинск, 1999. 171 с.
  102. А .Я. Инновации в образовании. Челябинск: УралГАФК, 1995. -281с.
  103. А.А. и др. Математическая статистика. М.: МЗ-Пресс, 2005. -160с.
  104. Научно-исследовательская работа учащихся: проблемы, условия и формы организации: Метод, рекомендации / М-во общ. и проф. образования РФ., Самар. гос. ун-т, фак. соц. педагогики. Самара: СИПКРО, 1998. — 64 с.
  105. Д.В. Формирование у будущего учителя готовности к профессиональной адаптации в условиях реальной системы образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тула, 2003. — 18 с.
  106. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом. М., 1999. — 215 с.
  107. Ю. Г. и др. Трудовой потенциал предприятия: пути эффективного использования: / Под ред. Н. А. Иванова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.- 170 с.
  108. Организация деятельности вузов по подготовке военных кадров и управлению повседневной деятельностью. Материалы учебно-методического сбора / Под ред. В. Н. Яковлева М.: ЩПЖ, 1998. — 260 с.
  109. ИЗ. Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении // Сборник методических рекомендаций. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.-248 с.
  110. Педагогические основы военной подготовки студентов в вузе / Под ред. Н. Н. Ефимова и др., М.: Издательство Московского университета, 1986. -312 с.
  111. Т.В. Формирование общепедагогической готовности студентов к личностно-смысловому проектированию технологий обучения в школе: Автореф. дис .канд. пед. наук. Вологда, 2003. — 20 с.
  112. Н.А. Развитие потенциала самоорганизации в управлении педагогическим колледжем: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2003. -18 с.
  113. А.Н. Психологические факторы эффективности управления воинским коллективом (подразделением) ВВ МВД России: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., — 2003. — 18 с.
  114. Е.Е., Ильясова Т. В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента, Оренбург: ОГПУ, 1998. — 38 с.
  115. Пособие по изучению Правил Стрельбы и управления огнём артиллерии. Часть 1. Дивизион, батарея, взвод, орудие. М.: Военное издательство, 2001.-350 с.
  116. Постановление правительства РФ от 27.05.2002 г. № 352 «О федеральной программе „Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года“,
  117. Правила Стрельбы и управления огнём артиллерии. Часть 1. М.: Военное издательство, 2001. — 264 с.
  118. Правовые основы деятельности органов военного управления: Сборник нормативных документов. СПб., 2001. — 1000 с.
  119. Приказ МО РФ № 205 от 20.05.2002. Об утверждении инструкции об условиях и порядке приёма в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования министерства обороны Российской Федерации.
  120. Приказ начальника Ракетных войск и артиллерии ВС РФ № 560/1030 от 28.05.2004. Об итогах проверки военных кафедр Московского, Дальневосточного, Приволжско-Уральского военных округов.
  121. Приказ МО РФ № 215/2006/106-ДСП от 8.05.2001. Об организации обучения граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.
  122. Приказ МО РФ № 154 от 1994. О государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования». М.: МО РФ, 1994.-36 с.
  123. Приказ начальника Ракетных войск и артиллерии ВС РФ № 560/1198 от 23.06.2004. Об итогах военного обучения в 2003 году.
  124. Приказ командующего войсками ПУрВО № 99 от 27.11.2003. Об итогах проведения учебных сборов студентов в 2003 году.
  125. Приказ Командующего войсками ПУрВО № 134 от 29.12.2001. Об итогах обучения студентов по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в 2001 году и задачах на 2002 год.
  126. Проблемы разработки профессиональных образовательных программ и технологий обучения и воспитания на военных кафедрах вузов. М.: МЭИ, 1996.- 101с.
  127. Программа подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях по военно-учётной специальности 30 400 «Боевое применение подразделений, частей и соединений наземной артиллерии». М.: 2003. — 60 с.
  128. Программа совершенствования системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации. Приказ министра обороны Российской Федерации от 1998 г. № 338. М.: ООО НПП Гарант-Сервис, 2001. -68 с.
  129. В.А. Управление персоналом. М.: Издательство ПРИОР, 2001. — 115 с.
  130. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: Методические рекомендации. М., 1994. — С. 164−174.
  131. Профессионально-педагогическое образование в современных условиях. / Под ред. Г. М. Романцев и др. Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2003. — 68с.
  132. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 438 с.
  133. Путеводитель по методологии Организации, Руководства, и Управления: Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого — М.: Дело, 2003. — 160 с.
  134. Т.В. Профессиональная направленность экономического обучения студентов вузов по дисциплинам общеобразовательного цикла: Автореф. дис .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. — 20 с.
  135. В.В. Система управления тактического звена: пути совершенствования // Военная мысль. 2004. — № 1. — С. 57−61.
  136. Т.И. Методология и методика педагогического исследования: Методическое пособие. Самара: Издательство Московского ГПУ, 2002. -40с.
  137. Руководство по боевой работе огневых подразделений артиллерии. М.: Военное издательство, 2002. — 220 с.
  138. Е.В. Педагогические условия формирования знаний у. курсантов военного вуза в процессе изучения компьютерно-информационных технологий: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2003. — 18 с.
  139. Э.В., Горленко О. А. Математические методы в технологических исследованиях. Киев: Наук, думка, 1990. — 184 с.
  140. А.И. Система работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в части (подразделении) в условиях реформирования Вооруженных Сил // Ориентир. 1997. — № 12 С. 18−20.
  141. А.В. Формирование психологической готовности сотрудников внутренних дел к профессиональной деятельности в условиях пресечения преступлений террористического характера: Автореф. дис. .канд. психолог, наук. Тверь, 2003. — 22 с.
  142. В.А. Профессиональная подготовка офицеров в ВС РФ // Военная мысль. 1993. — № 9. — С. 48−52.
  143. Т.Ю. Формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности: Автореф. дис. .канд. социолог, наук. М, 2000. -18с.
  144. В.Г. Педагогические условия формирования дисциплинированности у военнослужащих: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб., 2000. — 20с.
  145. О.А., Пигалова J1.B., Недорезова В. М. Пути повышения эффективности профессиональной подготовки студентов: Материалы науч.-метод, конф. Челябинск: ЧГИФК, 1994. — С.35−37.
  146. А. И. Единая система боевой подготовки и воспитания военнослужащих // Военная мысль. 2004. — № 2. — С. 35 — 37.
  147. К.Д. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. М.: Издательство ПРИОР, 1999. — 186 с.
  148. Словарь ракетных и артиллерийских терминов. М.: Военное издательство, 1989.-256 с.
  149. Т.И. Формирование готовности будущих учителей к профессионал ьно-педагогическому сотрудничеству в системе высшего образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2003. — 22 с.
  150. И.Г. Педагогическая система формирования готовности будущих специалистов к выполнению профессионального долга: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. Саратов, — 2003. — 20 с.
  151. Современное управление: Энциклопедический справочник. Том 2. М.: Издатцентр, 1997. — 576 с.
  152. В.В. Педагогические условия формирования готовности курсантов ВВУЗа к воспитательной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1997. 22 с.
  153. Социально-правовая защита военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и иных граждан Российской Федерации // Сборник нормативных актов и образцов документов. СПб.: Печатный двор, 1994. -368 с.
  154. Э.Е. Как управлять персоналом?: 2-е изд. перераб. и доп. -М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995. 240 с.
  155. И.Р. Педагогические условия совершенствования самостоятельной работы курсантов высших военных училищ средствами ЭВМ: Автореф. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998, — 16 с.
  156. Строевой Устав Вооружённых Сил Российской Федерации. М.: Военное издательство, 1994. — 176 с.
  157. О.М. Управление деятельностью специальных подразделений быстрого реагирования органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2002. — 16 с.
  158. С.И. Основы управления. М.: Политиздат, 1996. — 144 с.
  159. А. Система военного обучения в вузах в интересах гражданской специальности // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С.77−78.
  160. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов. М.: Экзамен, 2000 — 358 с.
  161. Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования: Постановление правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 650 // Образование в документах. — 1999.-№ 16. С. 76−86.
  162. Ю.В. Теория управления. М.: Вестник, 1997.- 332 с.
  163. Я.С. Концепция высшего профессионального педагогического образования // Мир образования образование в мире. — 2002. № 4.- С. 1820.
  164. Ф.Ф. Формирование готовности студентов гражданского вуза к службе в армии: Автореф дисс. .канд. пед. наук. Самара, 2005. — 22 с.
  165. JI.H. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. М.: ВПА, 1991. — 78 с.
  166. Указания Главнокомандующего Сухопутными войсками по совершенствованию подготовки офицеров запаса № 459/во/3987 от 9.04.2004 года и № 459/во/4187 от 8.04.2004 г. 64 с.
  167. Усольцева J1.A. Развитие профессиональных качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки в военном вузе: Автореф. дис.. .канд. пед. наук.- Омск: ОГПУ, 2002. 20 с.
  168. Устав внутренней службы Вооружённых Сил РФ Министерство обороны РФ. М.: Военное издательство, 1994. — С. 50.
  169. Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации. М.: Военное издательство, 1994. — 288 с.
  170. М. Ф. Воспитание специалиста. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990.- 148 с.
  171. В.А., Корякова Н. И. // Проблемы профессионально-педагогического образования: Обзор исследований (1996 2000). -Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета. — 2002. — 13 с.
  172. JI.H. Подготовка будущих менеджеров к решению экономико-управленческих задач: (на материале изучения математических дисциплин в техническом вузе): Автореф дисс. .канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 18с.
  173. Философский словарь: осн. Г. Шмидтом. перераб. изд. под ред. Шиш-коффа Г. — М.: Республика, 2003. — 575 с.
  174. С.М. Научные основы совершенствования системы военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях. М.: МГИМО МИД РФ, 1996, — 194 с.
  175. К. Уверенное управление. Тренинг, коучинг, саморазвитие.— М.: Генезис, 2004. — 122 с.
  176. Л.В. Подготовка кадровых офицеров в гражданских вузах: подходы к организации // Военная мысль. 2004. — № 2. — С. 42−49.
  177. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая шкала, 1988.- 166 с.
  178. Ю.Г. Педагогическая система формирования у курсантов самоконтроля учебной деятельности (на примере изучения технических дисциплин): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2000. — 20 с.
  179. Ю.М. Совершенствование процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов вузов войск связи: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 20 с.
  180. А. Дисциплинированность важнейшее качество личности воина // Ориентир. — 2001. — № 2. — С. 55.
  181. С.Н. Правильно выбрать профессию // Педагогическая мастерская. 2003.-№ 4. — С. 2−4.
  182. М.Н. Педагогические условия эффективного управления негосударственной образовательной организацией: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Йошкар-Ола, 2003. 20 с.
  183. Н.П. Формирование профессионально экологической готовности курсантов военных вузов: (на примере военных вузов радиационной, химической и биологической защиты): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Тольятти, 2002. — 16 с.
  184. В.А. Педагогический менеджмент в обучении: Автореф. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2003. — 22 с.
  185. Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук, — М., 1990, 188 с.
  186. Г. П. Система педагогических исследований (Методологический аспект)//Педагогика и логика. М.: ВПА, 1993.-С 17−19.
  187. В.Н. Психология военного обучения студентов. М.: Воениздат, 1997.- 196 с.
  188. Е. Военная кафедра и военный вуз: принцип дополнительности // Высшее образование в России. 2004. — № 5. — С. 140−147.
  189. Adam R., Chen D. The Process of Educational Innovation. Lnd, 1981.
  190. Bassett G. Innovations in Primary Education. Lnd, 1972.
  191. Gannon M.J. Management: An organizational perspective: Boston: Littl, Brown and company, 1977. — 172 p.
  192. Gross N. Implementing Organizational Innovations. N.Y., 1971.
  193. Greiner L.E. and Metzger R.O. Consulting to management (Englewood CI- ffs, NJ, Prentice Hall, 1983. 118 p.
  194. Rogers E.M. Diffusion of innovations. -№ 4, Free Press, 1983.
  195. Wold A. Can Creativiti Be Taught? // Social education. Washington. 1977. -Vol.41.156
Заполнить форму текущей работой