Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие профессионально-технического образования в Белоруссии в условиях НТР: 1958-1990 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены условия реализации тенденций развития профессионально-технического образования (ПТО) под влиянием НТР, в качестве которых выступают учет при подготовке рабочих кадров особенностей культуры и экономики республики, мониторинг изменений в их профессионально-квалификационной структуре, осуществление среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных кадров… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРУССИИ В ПЕРИОД 1958 — 1990 гг
    • 1. 1. Влияние НТР на развитие социально-педагогических функций профтехобразования в Белоруссии
    • 1. 2. Развитие образовательных учреждений как предпосылка качественной профессионально-технической подготовки молодежи
    • 1. 3. Оптимизация сети профтехучилищ
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ В ПЕРИОД
  • 1958−1990 гг
    • 2. 1. Модернизация образования в профтехучилищах
    • 2. 2. Повышение квалификации инженерно-педагогических кадров
  • ПТУ в условиях развития профтехобразования
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Развитие профессионально-технического образования в Белоруссии в условиях НТР: 1958-1990 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях социально-экономических преобразований и развития рыночных отношений важной задачей профессионального образования страны является обеспечение соответствия подготавливаемых квалифицированных кадров меняющимся потребностям общества.

Это в значительной мере касается Республики Беларусь, которая избрала курс на построение сильного, динамично развивающегося государства, стремящегося обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Реализация этого курса невозможна без соответствующих человеческих ресурсов. По данным «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года», сегодня доля человеческого капитала в национальном богатстве страны оценивается в размере 55%. Будущее страны зависит от качества образования, социальной активности граждан, владения ими современными способами мышления и деятельности.

Задачи, стоящие в настоящее время перед профессиональными образовательными учреждениями республики, нашли отражение в Законе Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании». Закон направлен на создание условий, обеспечивающих удовлетворение запросов личности в профессиональном образовании, потребностей общества и государства в конкурентоспособных квалифицированных кадрах.

Одновременно в республике под влиянием научно-технической революции (НТР) продолжает идти процесс обновления средств производства, оказывающий существенное влияние на рынок труда рабочих профессий и вступивший в противоречие с традиционной подготовкой квалифицированных рабочих кадров из-за новых требований, предъявляемых к ним.

В свете современных задач, стоящих перед профессионально-техническим образованием (ПТО) Республики Беларусь, актуальным становится обращение к историческому опыту его развития, без изучения которого не могут быть глубоко осмыслены такие пути их решения, как оптимизация сети профессиональных образовательных учреждений, взаимопроникновение общего и профессионального образования, формирование системы непрерывного профессионального образования, включающей в том числе в качест-i ве подсистемы повышение квалификации педагогов, обеспечение тесных взаимосвязей между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями.

Исследованию истории развития отечественного профессионального образования посвящено немало работ. В частности, исследована история развития профессионального образования России, начиная с эпохи феодальных и капиталистических отношений и заканчивая XX веком (С.Я. Батышев,.

A.M. Новиков, Е. Г. Осовский, И.П. Смирнов), развития непрерывного профессионального образования (В.А. Ермоленко, A.M. Новиков).

С исторических позиций изучалось влияние научно-технической революции на развитие отдельных аспектов отечественного профессионально-технического образования: содержания труда (Н.И. Думченко), общетехнической подготовки квалифицированных рабочих (И.Д. Клочков,.

B.В. Шапкин), подготовки рабочих широкого профиля и рабочих профессионалов (С.Я. Батышев), высшего рабочего образования (Г.М. Романцев) и др.

В условиях постсоветского пространства история развития профессионального образования в отдельных его странах приобретает особую актуальность. Изучению некоторых сторон истории профессионального образования и ее отдельных периодов посвящены диссертационные исследования И. К. Воеводского В.В. Гиззатулиной, Е. Г. Осовского, B.C. Романова — в России, И. В. Гавриш, И. А. Радченко — в Украине, Э. Г. Зейналовой — в Азербайджане.

В аспекте историко-логического анализа тенденций развития профессионально-технического образования в Белоруссии представляют интерес исследования тенденций в зарубежных странах как Н. Г. Воробьева — в Германии, Л. И. Гурье — во Франции, О. Н. Олейниковой — в странах Европейского Союза.

Одним из наиболее важных периодов, определивших современное состояние и перспективы развития профессионального образования в республике, является период 1958;1990 гг., характеризующийся бурным развитием НТР. Именно в этот период республика достигла уровня довоенной численности своих граждан и не только восстановила свое народное хозяйство, но и сформировала многочисленные новые отрасли производства, отвечающие требованиям научно-технического прогресса.

Сегодняшние изменения обусловливают необходимость изучения и использования данного опыта как значимого для обновления профессионально-технического образования республики.

В 60-х — 80-х годах прошлого века авторами М. Н. Абраменко, В. Р. Давыдовым, В. Г. Исаевым, А. П. Куцаковой, A.M. Малашко, И. Е. Марченко, И. Р. Чикаловой активно изучалась история профессионально-технического образования Белоруссии, что определило значительность материала по развитию теории и практики профессионального образования в республике. В то же время значимость этих материалов снижается в связи с тем, что они несут печать чрезмерной идеологической и политической конъ-юктуры прошлого.

Обозначенное, а также недостаточное внимание исследователей к особенностям и путям развития профессионального образования Белоруссии в условиях научно-технического прогресса определило проблему исследования — каковы основные тенденции развития профессионально-технического образования в Белоруссии в условиях НТР (1958;1990 гг.), оказавшие существенное влияние на его современное состояние и определяющее его развитие в перспективе.

Актуальность и недостаточная проработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Развитие профессионально-технического образования в Белоруссии в условиях НТР (1958 -1990 гг.)» .

Избранные хронологические границы исследования определены периодом активного влияния научно-технической революции на процесс развиi тия профессионально-технического образования в Белоруссии. Нижнее ограничение определяется проведением реформы школы в 1958 году, вызванной НТР и приведшей к развитию социально-педагогических факторов в профессионально-техническом образовании республики. Верхнее ограничение определяется изменениями в профессионально-техническом образовании республики, обусловленными реформой общего образования, проведенной в 1984 году, и началом функционирования (1990 год) нового типа образовательного учреждения — высшего профессионального училища, ставшего прототипом профессиональных лицеев и колледжей в Республике Беларусь.

Объект исследования: профессионально-техническое образование Белоруссии.

Предмет исследования: процесс развития профессионально-технического образования Белоруссии в период 1958 — 1990 гг. во взаимодействии и взаимовлиянии с научно-технической революцией.

Цель исследования: выявить основные тенденции развития профессионально-технического образования Белоруссии в условиях НТР в рассматриваемый период с целью использования этого опыта при определении путей развития профессионального образования Республики Беларусь на современном этапе и в перспективе.

Задачи исследования:

1. На основе ретроспективного анализа развития профессионального образования в Белоруссии (1958;1990 гг.) выявить основные тенденции развития профессионально-технического образования республики, происходящие под влиянием научно-технической революции (НТР).

2. Определить условия реализации этих тенденций, оказавших влияние на современное состояние профессионального образования Республики Беларусь.

3. С учетом выявленных тенденций и условий" их реализации раскрыть основные направления модернизации содержания профессионально-технического образования в Белоруссии, происходившей в (1958;1990 гг.), обусловившей повышение эффективности подготовки квалифицированных рабочих в республике и повлиявшей на современное состояние и перспективы дальнейшего развития профессионально-технического образования в Белоруссии.

Методологическую основу исследования составляют: системный подход, реализуемый при выявлении и раскрытии тенденций и условий развития профессионально-технического образования в Белоруссии, исторический и логический подходы в их единстве, обеспечивающем раскрытие преемственности в развитии профтехобразования, сравнительно-сопоставительный анализ направлений его развития, основные положения теории и истории профессионального образования, представленные в трудах С .Я. Батышева,.

A.П. Беляевой, Ю. К. Васильева, А. Н. Веселова, И. К. Воеводского,.

B.А. Ермоленко, Е. А. Климова, О. В. Лишина, А. К. Марковой, A.M. Новикова, Е. Г. Осовского, Р. С. Пионовой, В. В. Попова, И. П. Смирнова, Н. К. Степаненкова, Ю. С. Тюнникова, Т. А. Уманова, В. В. Шапкина, А. Х. Шкляра, фундаментальные работы в области методологии педагогики (В.В. Краевский, В.М. Полонский), работы по проблеме написания диссертации (Н.И. Загузов, A.M. Новиков).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались:

— методы историко-педагогического и системного анализа источнико-вой базы и регулирующих вопросы профессионально-технического образования;

— методы классификации, систематизации и обобщения теоретических и экспериментальных данных, позволяющих проследить генезис развития профессионально-технического образования;

— прогностические методы, которые использовались для обоснования возможных путей развития профессионально-технического образования;

— методы индукции, дедукции, анализа, обобщения и систематизации фактов и других исследовательских материалов.

Источники исследования:

— фонды и материалы государственных архивов Республики Беларусь;

— учебные планы, программы, архивы и другие материалы восьми разнопрофильных ПТУ, высших профессиональных училищ (ВПУ), а также материалы работы шестнадцати учебно-методических кабинетов;

— научные труды ученых и практиков профессионально-технического образования, касающиеся исследуемой проблемы;

— информационные материалы, опубликованные в педагогических, психологических, исторических, экономических, научно-технических, республиканских, отраслевых и других изданиях;

— материалы научно-практических конференций, проведенных в Гомеле, Кировограде, Львове, Минске в 1991;2007 гг.;

— официальные сведения Центрального статистического управления республики, крупных городов и регионов, статистические сборники и справочные материалы, касающиеся профессионально-технического образования;

— собственный опыт работы автора в профтехучилищах г. Гомеля в 1987;2008 гг.

Этапы исследования. Исследование выполнялось в три этапа:

Первый этап (1991;1993 гг.) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической, историко-педагогической и профессионально-технической и др. литературы, в том числе зарубежной, по проблеме исследования. Изучался историко-педагогический материал, характеризовавший учебно-воспитательную деятельность в профессиональнотехнических училищах, анализировался и обобщался опыт работы их инженерно-педагогических работников. На данном этапе были определены уровень разработанности темы исследования, цель, задачи, методология и методы исследования, изучены этапы и особенности развития профессионально-технического образования в Белоруссии в исследуемый период, проведен сравнительно-сопоставительный анализ его развития с учетом зарубежного опыта.

На втором этапе (1993;2007 гг.) был проведен целенаправленный анализ архивных, статистических и других материалов с целью выявления тенденций развития профтехобразования в Белоруссии в условиях НТР. Осуществлялись систематизация и обобщение собранных материалов, их теоретическое осмысление. На основе выявленных тенденций развития профтехобразования под воздействием НТР, условий их реализации и с учетом современного его состояния были определены основные направления модернизации содержания ПТО в исследуемый период, оказавшие влияние на нынешнее состояние профтехобразования в Республике Беларусь и предопределившие перспективы его дальнейшего развития. Проведена апробация положений диссертации в ходе участия автора в научно-практических конференциях различного уровня. Результаты исследования оформлены в виде публикаций.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) проведен анализ результатов, сформулированы выводы исследования, завершено оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— на основе комплексного историко-педагогического исследования выявлены основные тенденции развития профессионально-технического образования Белоруссии в условиях НТР (1958;1990 гг.) (усиление национального характера профтехобразованияоптимизация — сети учреждений системы профтехобразованияконвергенция общего и профессионального образованияучебно-производственное партнерство профессиональных образовательных учреждений и предприятийразвитие системы непрерывного профессионального образования), оказавшие влияние на современное состояние профессионального образования в республике и перспективы его развития;

— определены условия реализации тенденций развития профессионально-технического образования (ПТО) под влиянием НТР, в качестве которых выступают учет при подготовке рабочих кадров особенностей культуры и экономики республики, мониторинг изменений в их профессионально-квалификационной структуре, осуществление среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных кадров в профессиональных образовательных учреждениях, интеграция деятельности образовательных учреждений и предприятий в процессе подготовки квалифицированных кадров, переход на подготовку квалифицированных рабочих широкого профиля, рабочих профессионалов, создание новых типов образовательных учреждений — высших профессиональных училищ, реализующих программы подготовки рабочих-профессионалов и интегрированные программы, обеспечивающие непрерывность профессионального образования, формирование системы непрерывного обучения педагогов;

— выявлены и раскрыты основные направления модернизации содержания профессионально-технического образования в Белоруссии условиях НТР (1958;1990 гг.): изменение структуры и состава содержания в связи с усилением культурных составляющих в содержании профессионально-технического образования и с учетом особенностей национальной экономики, изменениями в профессионально-квалификационной структуре кадров, осуществлением среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных кадров, переходом на подготовку мобильных работников квалифицированного труда (рабочих широкого профиля) и высококвалифицированных рабочих-профессионалов, повышением профессионализма педагогов в условиях реализации системы их непрерывного обучения, активным развитием учебно-материальной базы учебных заведений, развитием системы непрерывного профессионально-технического образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что автором подготовлен аналитический материал по профтехобразованию республики и регионов с учетом опыта 50-х — 90-х гг. XX века, а также его положения, выводы и рекомендации могут быть использованы для обогащения и конкретизации истории профессионального образования в интересах более полного осмысления идущих в нем сегодня процессов.

Практическая значимость исследования состоит в обосновании прогнозов развития профессионально-технического образования республики и регионов на ближайшие и отдаленные перспективы, в разработке спецкурсов, спецсеминаров и других форм учебных занятий по соответствующей проблематике индустриально-педагогических факультетов вузов, техникумов, а также самих профессиональных образовательных учреждений, в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических кадров, их самообразования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью исходных положений, комплексным применением взаимодополняющих методов исторического педагогического исследования, адекватных поставленным задачам, анализом значительного объема архивных и статистических источников и научной литературы по проблеме.

Положения, выносимые на защиту. 1. Основными тенденциями развития профессионально-технического образования в Белоруссии в условиях НТР (1958;1990 гг.), определившими его современное состояние и перспективы дальнейшего развития, являются: усиление национального характера профтехобразования при одновременной его интеграции с системами образования других республикоптимизация сети учреждений системы профтехобразованияконвергенция (взаимопроникновение) общего и профессионального образованияучебно-производственное партнерство профессиональных образовательных учреждений и предприятийформирование системы непрерывного профессионального образования.

2. Условиями реализации обозначенных тенденций развития профессионально-технического образования в условиях НТР в Белоруссии стали: учет при подготовке рабочих кадров особенностей национальной культуры и экономики республики (в контексте усиления национального характера профтехобразования) — мониторинг изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров, создание новых типов профессиональных образовательных учреждений (в контексте оптимизации сети учреждений профессионально-технического образования) — осуществление среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных кадров в профессиональных образовательных учреждениях (в контексте конвергенции общего и профессионального образования) — интеграция деятельности образовательных учреждений и предприятий в процессе подготовки квалифицированных кадров (в контексте учебно-производственного партнерства профессиональных образовательных учреждений и предприятий) — переход на подготовку квалифицированных рабочих широкого профиля, рабочих профессионалов, создание новых типов образовательных учреждений — высших профессиональных училищ, реализующих программы подготовки рабочих-профессионалов и интегрированные программы, обеспечивающие непрерывность профессионального образования, формирование системы непрерывного обучения педагогов (в контексте формирования системы непрерывного профессионального образования).

3. Модернизация содержания профессионально-технического образования в Белоруссии в условиях НТР (1958;1990 гг.), связанная с его обновлением, перестройкой, созданием нового содержания подготовки квалифицированных рабочих, происходила в направлениях, обусловленных усилением культурных составляющих в содержании профессионально-технического образования, учетом при подготовке кадров особенностей национальной экономики, изменениями в профессионально-квалификационной структуре кадров, осуществлением среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных кадров, переходом на подготовку мобильных работников квалифицированного труда (рабочих широкого профиля) и высококвалифицированных рабочих-профессионалов, повышением профессионализма педагогов в условиях реализации системы их непрерывного обучения, активным развитием учебно-материальной базы учебных заведений, развитием системы непрерывного профессионально-технического образования. Обозначенные направления модернизации не только определили особенности современного профессионально-технического образования в республике, но и имеют прогностический характер, определяющий пути его дальнейшего развития.

Апробация и внедрение положений исследования в практику осуществлялось посредством выступлениий автора на научно-практических конференциях работников профтехобразования: в г. Кировограде (1992 г.), в г. Гомеле и г. Минске (1993, 2006 гг.). По результатам исследования было опубликовано 11 материалов, вышедших в гг. Москве, Киеве, Кировограде, Гомеле. Некоторые положения исследования (формирование системы непрерывного профессионального образования, конвергенция общего и профессионального образования, повышение квалификации педагогов в условиях развития системы их непрерывного обучения) были апробированы и внедрены автором в Гомельском ПТУ № 144 машиностроения и Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины.

Структура диссертации определена предметом, целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, а также материалов архивных фондов и приложений. Общий объем диссертации состав.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:

1. В развитии системы профтехобразования Белоруссии до середины 70-х годов характерно выделяются малоперспективные, разнообразные ПТУ, завершавшие свой исторический путь подготовкой рабочих без общего среднего образования. Во второй половине 70-х годов функционирование средних ПТУ с подготовкой рабочих широкого профиля приняло массовый характер, что было обусловлено активным проявлением НТР на предприятиях. Содержание профессионального образования совершенствовалось на основе мониторинга изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров, обучение профилировалось применительно к менявшимся отраслям производства, сближалось с потребностями практики, обеспечивалась преемственность между предметами и циклами учебных дисциплин. Из учебных планов и программ устранялось отживающее содержание и дублирование.

2. В производственном обучении выделялось и практически закреплялось большое звено навыков и умений, необходимых будущим рабочим высокой квалификации. Развивались и совершенствовались основные формы производственного обучения такие, как занятия в учебно-производственных мастерских училищ и на предприятиях. Обучение учащихся происходило в процессе изготовления и выпуска продукции по заказам предприятий, организаций и населения, что позволило активно развивать учебно-материальную базу с учетом основных тенденций развития НТР.

3. Развивался профессионально-педагогический потенциал инженерно-педагогического состава ПТУ, усиливалось его влияние на модернизацию профессионально-технического образования. Десятки тысяч мастеров производственного обучения, преподавателей и другие категории работников профтехобразования республики осуществляли свое образование в процессе педагогической деятельности. Немалую роль в историческом развитии ПТО сыграла система повышения квалификации инженерно-педагогических работников и все ее составные части дали обстоятельный ответ на традиционный вопрос, кто учил и воспитывал учащихся профтехшколы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ и обобщение действовавших документов, архивных материалов и статистических данных показали, что основными тенденциями развития профессионально-технического образования Белоруссии в условиях НТР в 1958;1990 гг. явились: усиление его национального характера, оптимизация сети образовательных учреждений, конвергенция общего и профессионального образования, учебно-производственное партнерство профессиональных образовательных учреждений и предприятий. Происходило формирование системы непрерывного профессионального образования.

Условиями реализации обозначенных тенденций развития профессионально-технического образования в условиях НТР в Белоруссии стали: учет при подготовке рабочих кадров особенностей национальной культуры и экономики республики (в контексте усиления национального характера профтехобразования) — мониторинг изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров, создание новых типов профессиональных образовательных учреждений (в контексте оптимизации сети учреждений профессионально-технического образования) — осуществление среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных кадров в профессиональных образовательных учреждениях (в контексте конвергенции общего и профессионального образования) — интеграция деятельности образовательных учреждений и предприятий в процессе подготовки квалифицированных кадров (в контексте учебно-производственного партнерства профессиональных образовательных учреждений и предприятий). Профтехучилища республики в этот период были основным звеном подготовки квалифицированных рабочих кадров и находились в теснейшем взаимодействии с промышленным и сельскохозяйственным производством, постоянно наращивали для них выпуск квалифицированной смены работников. Важнейшей предпосылкой интеграции образовательных учреждений и предприятий в 1958;1990 гг. явилось обучение учащихся (в период прохождения ими производственных практик на предприятиях) на основе выпуска готовой продукции. Это объективно требовало расширения и углубления учебно-производственного (социального) партнерства образовательных учреждений и предприятий, в том числе посредством планирования выпуска предприятиями продукции на s базе учебно-производственных мастерских профтехучилищ в ходе прохождения учащимися производственного обучения. Также обучение велось в процессе изготовления и выпуска продукции по заказам предприятий, организаций и населения. В контексте формирования системы непрерывного образования осуществлялся переход на подготовку квалифицированных рабочих широкого профиля, рабочих профессионалов, создание новых типов образовательных учреждений — высших профессиональных училищ, реализующих программы подготовки рабочих-профессионалов и интегрированные программы, обеспечивающие непрерывность профессионального образования. Активно велось формирование системы непрерывного обучения педагогов, большее внимание в планировании и осуществлении профессионально-технического образования уделялось организационно-педагогическому аспекту.

Модернизация содержания профессионально-технического образования в Белоруссии в условиях НТР (1958;1990 гг.), связанная с его обновлением, перестройкой, созданием нового содержания подготовки квалифицированных рабочих, происходила в направлениях, обусловленных усилением культурных составляющих в содержании профессионально-технического образования, учетом при подготовке кадров особенностей национальной экономики, изменениями в профессионально-квалификационной структуре кадров, осуществлением среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных кадров, переходом на подготовку мобильных работников квалифицированного труда (рабочих широкого профиля) и высококвалифицированных рабочих-профессионалов, повышением профессионализма педагогов в условиях реализации системы их непрерывного обучения, активным развитием учебно-материальной базы учебных заведений (на основе централизованного, ведомственно-отраслевого, учебно-производственного партнерства с базовыми предприятиями и непосредственно за счет заработанных учащимися средств), развитием системы непрерывного профессионально-технического образования.

Обозначенные направления модернизации не только определили особенности современного профессионально-технического образования в республике, но и имеют прогностический характер, определяющий пути его устойчивого развития в будущем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Роль экономической подготовки в воспитании у учащихся профтехучилищ ответственности за выпуск продукции высокого качества. -М.: Высшая школа, 1980. 88 с.
  2. Г. И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1987. -176 с.
  3. Н.М., Малашевич В. В., Якубенко А. Т. Трудовые резервы Белоруссии. Мн.: Вышэйшая школа, 1971. — 96 с.
  4. Америка думает о будущем // Профессионально-техническое образование. 1990. -№ 9. — С. 77.
  5. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. -М.: Педагогика, 1979. 224 с.
  6. С.Я. Передовой опыт в учебном процессе в средних профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1983. — 175 с.
  7. С.Я. По-новому готовить рабочие кадры: Вопр. перестройки педагогики и психологии профтехобразования. // Сов. педагогика. -1989. -№ 2. -С. 94−95
  8. С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984.-672 с.
  9. С.Я. Реформа профессиональной школы. М.: Высшая школа, 1987.-343 с.
  10. С.Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров СССР. Изд-е 2-е доп. и перераб. М.: Экономика, 1974. — 383 с.
  11. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т.2 / Рэдкал.: Г. П. Пашкоу i шш. Мн.: БелЭн, 1996.-480 с.
  12. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 10 / Рэдкал.: Г. П. Пашкоу i шш. -Мн.: БелЭн, 2000. 544 с.
  13. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т.11 / Рэдкал.: Г. П. Пашкоу i шш. -Мн.: БелЭн, 2000. 560 с.
  14. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 13 / Рэдкал.: Г. П. Пашкоу i шш. -Мн.: БелЭн, 2001. 576 с.
  15. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 15 / Рэдкал.: Г. П. Пашкоу i imii. -Мн.: БелЭн, 2002. 552 с.
  16. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 17 / Рэдкал.: Г. П. Пашкоу i шш. -Мн.: БелЭн, 2003.-512 с.
  17. Белорусский язык для говорящих по-русски / А. А. Кривицкий, А. Е. Михневич, А. И. Подлужный. 3-е изд., перераб. — Мн.: Выш. шк., 1990.-368 с.
  18. А.П. Интеграция содержания профессионально-технического образования // Сов. педагогика. 1989.- № 1. — С. 86 — 89.
  19. И.И. Комплексные домашние задания по производственному обучению // Профессионально-техническое образование. — 1975. № 10. -С.24.
  20. А.Е. Карточки-задания для безмашинного метода программированного контроля знаний учащихся на уроках специальной технологии токарного дела. -М.: Высшая школа, 1975. 336 с.
  21. В. ВНР: образование до 2000 года // Народное образование. -1989.1.с. 151.
  22. Г. Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1989 — 128 с.
  23. В.Б. Допризывная подготовка юношей: Учеб. пособие для учащихся 10−11(12) кл. общеобразоват. учеб. заведений. Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2001. — 384 с.
  24. С.И. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих: Обмен опытом работы. М.: Высшая школа, 1983. — 56 с.
  25. И.К. Профессионально-техническая подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих для тяжелой индустрии СССР (1917 1980гг.): Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / АПН СССР НИИ профтехпедагогики. — Казань, 1981. — 35 с.
  26. Вопросы профессиональной педагогики / Под ред. М. Н. Скаткина. / М.: Высшая школа, 1968. 27, 5 п. л.
  27. Гомельское областное управление статистики. Динамические ряды по подготовке кадров, учетный журнал 1965−1990 годы, форма № 3.
  28. Л.И. Профтехобразование во Франции: перспективы развития // Сов. педагогика. 1991. -№ 3. — С. 136.
  29. Е.Г. Колледжи: первые шаги и перспективы // Педагогика. -№ 3−4.-С. 27−28.
  30. Н.И. Влияние НТР на содержание труда. М.: Высшая школа, 1980. — 68 с.
  31. Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров: Профпедагогика. М.: Высшая школа, 1983.- 112 с.
  32. Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. 2-е изд. -М.: Высшая школа, 1988. 144 с.
  33. Н.Н. Работа мастера производственного обучения по профессиональному воспитанию учащихся. М.: Высшая школа, 1983. — 159 с.
  34. В.А., Перченок P.JL, Черноглазкин С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях. М.: ИТОП РАО, 1999.-228 с.
  35. В.А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования. М.: ИТИП РАО, 2005. — 324 с.
  36. В.А. Технология разработки блочно-модульных учебных программ для учреждений профессионального образования. М.: Институт развития профессионального образования МО РФ, 1996. -172 с.
  37. Н.И. Подготовка и защита диссертаций по педагогике. М., 1998.-191с.
  38. JI. Образованность, профессионализм и перестройка // Коммунист. 1988. — № 18.-С. 89.
  39. М.В. Стандартизация профессионального образования: концептуальные основы, состояние и перспективы // К1раванне у адукацьи. -2007.-№ 3.-С. 3−8.
  40. Инструкция о планировании и учете учебной работы в городских и сельских профессионально-технических училищах. М.: Профтехиздат, 1962.-28 с.
  41. Инструкция о планировании и учете учебной работы в дневных и вечерних профессионально-технических и технических училищах. М.: Высшая школа, 1967. — 32 с.
  42. Инструкция о порядке проведения выпускных квалификационных экзаменов в профессионально-технических училищах. М.: Высшая школа, 1964.- 14 с.
  43. В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 128 с.
  44. Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. М.: АПК и ППРО, 2005! — 79 с.
  45. Н.И. Профессиональная ориентация учащихся. М.: Просвещение, 1983.- 191 с.
  46. Я.Б. Совместная работа училища и базового предприятия по обучению и воспитанию будущих рабочих. М.: Высш. шк., 1974 55 с.
  47. К.Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1976 — 336 с.
  48. И.Д. Подготовка рабочих широкого профиля в средних профтехучилищах. — М.: Педагогика, 1979 192 с.
  49. И. Профессионально-техническое образование в Финляндии // Профессионально-техническое образование. 1973. — № 10. — С. 62.
  50. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) Мн.: Амалфея, 2006. — 48 с.
  51. Ф.Ф. Народное хозяйство и народное образование в СССР. — М.: Знание, 1961.-48 с.
  52. А.И. Основы трудового воспитания. Мн.: Народная асвета, 1989.-223 с.
  53. С.И. Основы применения средств обучения в ПТУ. М.: Высшая школа, 1986. — 160 с.
  54. В.В., Полонский В. М. Методология для педагогов: Теория и практика. М.: Волгоград, 2001. — 324 с.
  55. Э.И. Организация теоретического обучения в училищахпрофтехобразования. Мн.: Вышэйшая школа, 1977. — 160 с.
  56. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
  57. Г. И., Жашкова И. А. Проведение гигиенических мероприятий при обучении подростков рабочим профессиям. М.: Высшая школа, 1982.- 192 с.
  58. А.Е. Воспитание творческой активности учащихся ПТУ. Мн.: Вышэйшая школа, 1990. -206 с.
  59. А.Е. Обучение. Воспитание. Творчество. М.: Высшая школа, 1977.-256 с.
  60. Н.И. Профессионально-техническая школа и её роль в социальном развитии рабочего класса: Автореф. дис. д-ра философ, наук: 09.00.02 / АН БССР институт философии и права. Мн., 1989. — 38 с.
  61. Н.И. Труд и профессиональная подготовка молодежи. Мн.: Народная асвета, 1989. — 223 с.
  62. B.C. Содержание образования. М.: Высш. шк., 1989. — 360 с.
  63. А.Н. Содержание профессионально-технического обучения: вопросы структуры // Сов. педагогика. 1989. — № 2. — С. 97−102.
  64. .Т. Социально-педагогические противоречия воспитания // Советская педагогика. 1990. — № 5. — С. 72−77.
  65. О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: АПК и ППРО, 2006. — 300с.
  66. Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. Мн.: Вышэйшая школа, 1977. — 256 с.
  67. Л.Г. Очерки развития профессионально-технического образования в БССР. Мн.: Вышэйшая школа, 1973. — 333 с.
  68. А.К. Психология профессионализма. М.: МГФ «Знание», 1996.-312 с.
  69. В. Волшебная нить жизни // Народное образование. 1989. -№ 3. — С. 154.
  70. Народное образование в БССР / Сб. документов и материалов. В 2 т. Т.2. Мн.: Народная асвета, 1980. — С. 352−353.
  71. Народное хозяйство Белорусской ССР в 1985 году // Стат. ежегодник.-Мн.: Минстат, 1986, с. 129.
  72. Народное хозяйство Белорусской ССР // Стат. ежегодник.- Мн.: Минстат, 1977, с. 167 229.
  73. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд. переработ, и доп. М.: Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области, 1996. — 112 с.
  74. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.:
  75. Высшая школа, 1986. — 288 с.
  76. A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  77. Ю. От Бухареста до Галаца // Профессионально-техническое образование. 1989. — № 12. — С. 40.
  78. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 111 с.
  79. Основы экономических знаний. — М.: Правда, 1981. — 16 с.
  80. Н.Н. Я на все теперь смотрю другими глазами // Профессионально-техническое образование. 1989. — № 1. — С. 87−88.
  81. Перечень профессий для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах. -М.: Госпрофобр СССР, 1987.-45 с.
  82. В.И. Проблемы социализации молодежи в современном мире в курсе «Эдуколония» // Программа спецкурса для педагогических вузов.- СПб.: Образование, 1991. С. 45−47.
  83. Р.С. Научный центр профтехобразования в республике // Профессионально-техническое образование. 1979. — № 9. — С. 25−26.
  84. И.П., Малашевич В. В. Организация и методика обучения в профтехучилищах. 4 -е изд. Мн.: Вышэйшая школа, 1983.- 240 с.
  85. В. Новые технологии обучения: настоящее и грядущее // Профессионально-техническое образование. 1990. — № 6. — С. 43−44.
  86. Профессионально-технические училища. —Мн.: Мин. образования, 1993. -96 с.
  87. Приказ № 21.-Мн.: Госпрофобр БССР, 1986. 18 с.
  88. Программа 2000 // Профессионально-техническое образование. 1987.- № 10.-С. 48−52.
  89. Программа курса «Обществоведение» для городских и сельских профессионально-технических училищ. -М.: Высшая школа, 1981. -29 с.
  90. Программе созидания высококвалифицированные рабочие кадры / Под. ред. Н. Г. Ничкало. — 2-е изд. — К.: Вища школа, 1987. — 358 с.
  91. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям/ Под ред. С.Я.Батышева— М.: АПО, 1997. С. 15, 18 — 20.
  92. Профессионально технические училища. — Мн.: Мин. образования, 1988.-С. 3.
  93. М.Ф. Развитие форм и методов подготовки рабочих. 2-е изд.- М.: Высшая школа, 1978. 334 с.
  94. Республика Беларусь / Энциклопедия: В 6 т. Т.1 // Редкол.: Г. П. Пашков и др. Мн.: БелЭн, 2005. — 1040 с.
  95. Г. М. Высшее рабочее образование // Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: АПО, 1997. — С. 39 — 45.
  96. Сборник законодательных актов по вопросам профессионально-технического образования / Сост. В. Н. Офицерова, К. Г. Смоляр. Мн.: Вышэйшая школа, 1975. — 524 с.
  97. Сборник материалов по учебно-методической работе в профессионально-технических учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1980. — 296 с.
  98. Сборник программ по основам педагогических знаний для повышения квалификации работников профессионально-технических училищ. М.: ГК СМ СССР по профтехобразованию, 1965. — 56 с.
  99. Сборник учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических училищах (по профессиям железнодорожного профиля). М.: ВНМЦПТО молодежи, 1990. — 118 с.
  100. Сборник учебных планов и программ для подготовки в среднем профессионально-техническом училище электромонтеров по обслуживанию электрооборудования. М.: Госпрофобр СССР, 1986. — 96 с.
  101. Сборник учебных планов и программ для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: ВНМЦ ПТО молодежи, 1987. — 126 с.
  102. В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. -М.: ВНМЦПТО молодежи, 1985.-295 с.
  103. Сквозные профессии и специальности // Сб. учебных планов для городских проф. тех. училищ. М.: Профтехиздат, 1961. — 47 с.
  104. И.П. Теория профессионального образования. М.: Российская академия образования: НИИ развития профессионального образования, 2006.-320 с.
  105. В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. М.: Политиздат, 1973. — 223 с.
  106. B.C. Применение технических средств в учебном процессе средних профтехучилищ. -М.: Высшая школа, 1979. 151 с.
  107. Устремленность в будущее: Беларусь 1995−2005 // Стат. сб. Мн.: Мин. стат., 2006. — 120 с.
  108. Учебные планы и программы для подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1982.-40 с.
  109. Учебный план и программы для подготовки в технических училищах слесарей механосборочных работ. М.: Высшая школа, 1969. — 38 с.
  110. Учебный план и программы для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах. Препринт / Госпрофобр СССР. — М., 1978. — 84 с.
  111. К.Д. Избранные педагогические произведения / Сост. Н. А. Сундуков. — М.: Просвещение, 1968. 556 с.
  112. И.С. Педагогика трудового коллектива. — М.: Высшая школа, 1988.-279 с.
  113. А. Школа и ПТУ: союзники или соперники // Коммунист. 1988. -№ 3. — С. 105.
  114. В.М. Учить и воспитывать. Мн.: Выш. шк., 1975. — 80 с.
  115. О.Б. Непрерывное образование за рубежом и в России. М.: ИТИП РАО, 2005.- 116 с.
  116. В.В. Общетехническая подготовка квалифицированных рабочих в условиях научно-технической революции. М.: Высшая школа, 1985. — 159 с.
  117. А.Ф. Обучение учащихся профтехучилищ на опыте новаторов производства. -М.: Высшая школа, 1984. 144 с.
  118. Ю.А. Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе средних профессионально-технических училищ. — М.: Высш. шк., 1985. 175 с. 136. 70 лет БССР и КПБ / Сост. В. В. Шарпило. Мн.: Беларусь, 1988. — 223 с.
  119. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 7, оп. 4, д. 892, л. 405−423.
  120. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 7, оп. 5, д. 2415, л. 10.
  121. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 113, on. 1, д. 2544, л. 266- л. 326−327.
  122. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 3, д. 5, л. 239−240.
  123. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 3, д. 22, л. 130 160.
  124. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 6, л. 4.
  125. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 136, л. 7.
  126. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 154, л. 31−37.
  127. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 315, л. 179 184.
  128. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 316, л. 128 137.
  129. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 347, л. 19−24.
  130. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 418, л. 71.
  131. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 421, л. 275.
  132. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 519, л. 8.
  133. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 530, л. 16.
  134. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 563, л. 135.
  135. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 603, л. 122 123.
  136. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 638, л. 102 121.
  137. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 641, л. 159.
  138. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 642, л. 160.
  139. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 676, л. 174 175.
  140. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 697, л. 9.
  141. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 909, оп. 4, д. 713, л. 2.
  142. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 1220, on. 1, д. 47, л. 29.
  143. Государственный архив Гомельской области. Ф. 1533, оп. 4, д. 74, л. 4.
  144. Государственный архив Гомельской области. Ф. 1533, оп. 5, д. 1, л. 4649- л. 137- л. 146.
  145. Государственный архив Гомельской области. Ф. 1533, оп. 5, д. 4, л. 11.
  146. Государственный архив Гомельской области. Ф. 1533, оп. 5, д. 18, л. 104.
  147. Архив Министерства образования Республики Беларусь. Ф. Госпрофоб-ра БССР. Развитие профтехобразования в Белорусской ССР в 1971—1975 годах, л. 3.
  148. Текущий архив Гомельского госпрофтехколледжа машиностроения за 1990−2006 гг. Учебный план Гомельского высшего профессионального училища машиностроения.
  149. Текущий архив Гомельского государственного профессионального строительного лицея им. П. Я. Головачева в 2007 г. О переводе ПТУ 56 строителей им. П. Я. Головачева на обучение по программе лицея.
  150. Текущий архив Гомельского ПТУ 67 строителей за 1985−2006 гг. Рабочие учебные планы для обучения в средних профтехучилищах.
  151. Текущий архив филиала профтехколледжа Республиканского института проф. обр. за 1989 год. О переводе ПТУ-115 на обучение по программе ВПУ.
Заполнить форму текущей работой