Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Компетентностный подход. 
Компетентностный подход в организации внеклассной работы по физике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При компетентностном подходе ученик должен не просто запомнить и ответить, но и осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Иначе при компетентностном подходе основой содержания образования провозглашается не знания, а более сложная культурно-дидактическая структура — целостная компетентность. А в преломлении на соответствующий учебный… Читать ещё >

Компетентностный подход. Компетентностный подход в организации внеклассной работы по физике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Темой предлагаемой дипломной работы стала одна из наиболее актуальных на сегодняшний день способов построения новой образовательной парадигмы — компетентностного подхода. Страны, усилия которых направлены на переустройство системы среднего образования по Болонскому типу, апеллируют к компетенциям и компетентностям как к ведущему критерию подготовленности современного выпускника средней школы к нестабильным и стереоскопичным условиям труда и социальной жизни. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что ученик будет знать и уметь «на выходе».

Данная тенденция переориентации образовательной парадигмы возникла ещё до Болонских соглашений и, по-видимому, носит объективный характер — характер вызова, который социальные и экономические изменения бросают системе образования. Так Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» 1997 года сформулировала концепцию международного признания результатов образования и выдвигала требование к академическому сообществу выработать конвертируемые общепонятные критерии такого признания. Уже позднее, в ходе Болонского процесса стали активно разрабатываться различные версии подобных критериев, и эта новая методология получила название компетентностного подхода.

Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является гуманитарным в своей основе. Целью гуманитарного образования является, как известно, не только передача ученику совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Всё это и составляет специфику компетентностного подхода [1].

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

  • 1. в познании и объяснении явлений действительности;
  • 2. при освоении современной техники и технологии;
  • 3. во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
  • 4. в практической жизни при выполнении социальных ролей члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, избирателя, сельчанина/горожанина и т. д.;
  • 5. в потребительских и эстетических оценках;
  • 6. при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
  • 7. при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов [2].

При компетентностном подходе ученик должен не просто запомнить и ответить, но и осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Иначе при компетентностном подходе основой содержания образования провозглашается не знания, а более сложная культурно-дидактическая структура — целостная компетентность. А в преломлении на соответствующий учебный предмет это будет не цепочка логических связанных идей и понятий, а некие области деятельности и концентры социокультурного опыта. Компетентность-способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанниками своего места в мире, в следствие чего образование предстаёт как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Наше понимание природы компетентностно ориентированных заданий строится на трёх моментов:

  • 1. узкопредметные знания, умения, навыки — это составная часть ключевых компетентностей, это часть фундамента наряду с элементами жизненного опыта, метакогнитивных знаний и умений, на котором формируется ключевые компетентности;
  • 2. задания предполагают широту действий со стороны учащихся, когда приобретённые знания, умения, навыки служат средством для решения проблемной (учебной или жизненной) ситуации. И очень часто узкопредметные знания, умения, навыки должны быть использованы в ходе выполнения компетентностно ориентированных заданий в трансформированном, т. е. в приемлемом для решения проблемной ситуации, виде.
  • 3. и, конечно, работа над компетентностно ориентированными заданиями — это формирование способности интегрировать полученные знания, умения, навыки и жизненный опыт для достижения цели в определённом контексте, это, наконец, значимость такой деятельности в плане саморазвития и самоуправления учащихся.

Таким образом, компетентности формируются средствами содержания образования, иначе — через предметные знания, умения навыки. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых до производственных и социальных [3].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой