Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-антропологическая характеристика и диагностика психотипологических конституциональных основ личности подростка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические и методические основы исследования: основополагающие методологические принципы и концепции отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, психическом «как процессе» (Л.С.Рубинштейн, А. Н. Ананьев, К. К. Платонов, Л. С. Выготский, Б. М… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • I. " Л, А В, А 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОТИПИЧЕС-КОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ЛИЧНОСТНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ И МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ С ПОЗИЦИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
    • 1. 1. Проблемы психологической антропологии личности
    • 1. 2. Соматотип как частная анатомическая конституция
  • Г Л, А В, А 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 53−78 2.1 .Состав испытуемых
    • 2. 2. Антропометрический метод конституциональной диагностики
    • 2. 3. Психологические методы исследования личности
    • 2. 4. Математические методы статистической обработки результатов
  • Г Л, А В, А 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
    • 3. 1. Соматотипологические характеристики подростков диапазона психологической нормы-акцентуации в отличие от представителей ПАЛ
    • 3. 2. Антропометрические и психологические параметры в диагностике и дифференциальной диагностике психотипов регистра психологической нормы
    • 3. 3. Антропометрические и психологические маркеры дифференциации основных психотипов, дрейфующих за пределы регистра психологической нормы- акцентуации
  • Г Л, А В, А 4. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОДРОСТКОВ С КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ИЗМЕНЧИВОСТЬЮ

Психолого-антропологическая характеристика и диагностика психотипологических конституциональных основ личности подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Человек, прошедший через стадии био-, антропогенеза, стадии социально-исторических эпох, в ходе длительной эволюции преодолел стихии природы и общества, оправдывая свое звание «Homo sapiens». Именно в ходе эволюции сформировалась личность и ее конституциональные особенности. Конституция проявляется у человека в различные периоды и в разных жизненных ситуациях разными конституциональными особенностями.

Интегративные тенденции в современных научных исследованиях позволяют объединить усилия психологов, философов, социологов, с одной стороны, и психиатров, биологов, антропологов, с другой стороны, поскольку человек с биосоциальной точки зрения включает в себя объективные, закономерные взаимосвязи и взаимопереходы между морфологией, высшей нервной деятельностью, психической деятельностью и психологией.

Исходным положением нашего анализа является глобальное учение о личности, которая должна быть в центре внимания психологов, социологов, клинических психологов, и психиатров.

Естественно стремление ученых разных специальностей и научных школ сконцентрировать все многообразие, например, морфологии человека в нескольких типах нормальных и патологических конституций, парциальных конституций, выделяя отдельные биологические компоненты человеческого организма. Так, рациональные зерна научных фактов трудно опровергнуть в трудах Ю. Тандлера и В. Г. Шелдона относительно удельного веса генетики и зародышевого периода в формировании конституциональных типов людей. Исследования этих авторов и их последователей позволяют совершить переход от парциального описания конституции к интегративному, привлекая морфологов и психиатров, психологов и антропологов, генетиков и биохимиков и т. д.

Человек находится в центре настоящего научного исследования, в котором основной акцент сделан на сравнительном изучении различий и сходства личности и конституции.

Личность и конституция органически взаимосвязаны и взаимно дополняют, обогащают друг друга. Если личность — это реальный человек, конкретный индивид, являющийся носителем социальных, нравственных, психологических и духовных ценностей, то понятие конституции включает биологические свойства, на основании которых формируется морфология, ней-рохимия, нейрофизиология человека, особенности психического склада личности. Другими словами, конституция является биотипологической платформой личности.

Проблема личности и конституции неразрывно связана с проблемой фенотипической изменчивости, закономерности трансформации структур, взаимоперехода нейрофизиологических, — нейрохимических, антропологических, психологических свойств от средней нормы до не вызывающей сомнения патологии. Каждая конституция имеет свои стандарты в норме и патологии при сохранении понимания единства психофизиологической структуры и изменчивости человека в ходе эволюции. Интегративный подход к оценке конституционально-типологических основ личности, основанной на онтогенетическом понимании личностных проблем (C.J1. Рубинштейн), предоставляет возможность научного поиска, взаимной корреляции между антропологическими, психологическими типами и личностно-характеро-логическими особенностями человека.

Психологический и клинический анализ конституционально-типологических основ личности позволил впервые приблизиться к индивидуальной психологии (Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, О. Кербиков, Г. К. Ушаков), поставив вопрос о правомерности дихотомического подхода к проблеме «норма-патология» (И.В. Боев, 1979). Психологическая и психиатрическая практика, серия научных исследований в этой области подтвердили, что нет резкой грани между конституционально обусловленными личностно-типологическими характеристиками человека в норме и патологии, что существуют «переходы» от конституции в рамках нормы к вариационной изменчивости в рамках патологической конституции.

О.А. Ахвердова, И. В. Боев (1997,1998) сформировали концепцию пограничной аномальной личности (ПАЛ), выделили статистически вероятностный регистр, располагащийся между психологической нормой — акцентуированными особенностями личности, т. е., диапазон крайних вариантов психологической нормы (К. Леонгард, А.Е.Личко), и различной степенью выраженности патологических конституций (Дени, Жане, Дюпре, Гауп, Гохе, Гуревич, А.В. Снежневский) и психопатий, как патологических психических конституций.

Психическое здоровье и психологическая гармоничность в рамках нормы обеспечивается и поддерживается адекватной взаимосвязью и взаимодействием личности, конституции и внешней среды (духовной, социальной, экологической). На уровне ПАЛ эта взаимосвязь, взаимодействие сома-топсихической целостности, личностно-психологического единства, проявляется в виде фенотипической дисгармонической изменчивости от слабовы-раженных девиаций до грубых аномалий, как в виде поведенческих стереотипов, так и в виде всего психического, личностного функционирования (психического склада), придавая неповторимое своеобразие, присущее конкретному личностному психотипу или же сглаживая, обедняя личностный рельеф.

Именно биотипологическая — и личностно-типологическая изменчивость обуславливает трансформацию личности от психологической нормы к пограничной аномальной личности и далее к патологической психической конституции в виде психопатии. Именно выраженность вариационной конституциональной изменчивости ответственна за то, как будут преломляться внешние факторы, условия, через внутреннее (конституциональное) содержание личности, какой толерантностью будет обладать личность в отношении биологических, психологических и социальных патогенных стрессоров. Жесткость, устойчивость личностно-конституциональных взаимосвязей, наконец, гармоничный личностно-конституциональный стереотип может в большей степени препятствовать формированию болезненного стереотипа, чем «рыхлые» взаимосвязи, слабый и/или дизгармоничный лично-стно-конституциональный стереотип, который в большей степени может способствовать становлению, «фиксации» патологического, приводя к нозо-логически обусловленному болезненному стереотипу.

Фундаментальность психологических исследований угрожает превратиться в изолированные теоретические знания, если будет утрачено представление о целостности человека.

В связи с этим, с нашей точки зрения, именно психологическая антропология наиболее ярко демонстрирует единство биологического и социального в человеке, когда одно непознаваемо без другого. Представленными рассуждениями обусловливается актуальность проблемы психолого-антропологической характеристики и диагностики психотипологических конституциональных основ личности подростка.

Теоретические и методические основы исследования: основополагающие методологические принципы и концепции отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, психическом «как процессе» (Л.С.Рубинштейн, А. Н. Ананьев, К. К. Платонов, Л. С. Выготский, Б.М. Теплов) — континуально-генетическая концепция (А.В. Брушлинский) — учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А.Е. Личко, К. Леонгард) — представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Б.С. Братусь, А. В. Брушлинский, В. В. Белоус, В. Н. Дружинин, В.И. Слобод-чиков) — концепция системного подхода в психологии (В.Д. Шадриков) — учение о конституции и иерархических уровнях человеческой индивидуальности (В.Д. Небылицин, Б. А. Никитюк, B.C. Мерлин, В. М. Русалов, Е.Н. Хрисанфова) — генетическая теория типов (Э. Кречмер, К. Конрад, У. Шелдон) — учение о типах и свойствах нервной системы (И.П. Павлов, Б. М. Теплов, А.Г. Иванов-Смоленский, Н.И. Красногорский).

Цель работы.

Выделение диагностически значимых психолого-антропологических маркеров, их взаимосочетаний, характеристик, позволяющих дифференцировать личностно-характерологические подростковые психотипы в диапазоне психологической нормы — акцентуаций в общей популяции от морфофеноти-пической конституциональной изменчивости, свойственной подростковым психотипам вне диапазона психологической нормы.

Объект исследования — динамика психолого-антропометрических особенностей современного подростка (психотипологические и антропометрические характеристики подростка в процессе формирования и биосоциального развития).

Предмет исследования — диагностическая значимость взаимосочетаний антропометрических и психологических параметров в дифференциальной оценке личностно-характерологических подростковых психотипов в диапазоне акцентуаций и в пределах регистра пограничной аномальной личности (ПАЛ).

Теоретическая и эмпирическая гипотеза исследования основана на допущении непрерывности, континуальности статического распределения соматометрических характеристик подростков в их взаимосвязи с психотипологическими, в основе которых лежит понятие «формирования психического как живого процесса», находящегося в постоянной динамике, с одной стороны, и предположении о преимущественной генетической детерминации морфофенотипической конституциональной изменчивости в сторону диапазона от психологической нормы — акцентуации до пограничной аномальной личности, с другой.

Задачи исследования:

Рассмотреть имеющиеся в психологической, антропологической и медицинской литературе представления о проблемах изменчивости и зависимости критериев соматопсихического единства человека от генетических и социальных факторов.

Изучить распределение антропологических, в частности, соматометри-ческих и психологических показателей у практически здоровых подростков средних школ и подростков с устойчивыми девиантными вариантами поведения, соответствующими регистру ПАЛ.

Сопоставить данные психолого-антропологического обследования подростков выделенных групп и оценить возможные корреляционные зависимости соматометрических и психологических параметров с общей характеристикой психологических типов в личностно-типологическом континууме акцентуированная личность — пограничная аномальная личность.

Рассмотреть возможность создания математических психолого-антропологических диагностических моделей акцентуаций характера у подростков в общей популяции и представителей регистра ПАЛ, оценив их специфичность и возможность использования для решения вопросов дифференциальной психологической диагностики личности.

Научная новизна работы.

Впервые обоснован у подростков регистр личностно-типологического континуума психологической нормы — акцентуации конкретных психотипов, отличающихся от диапазона пограничной аномальной личности, с позиций психолого-антропологического подхода и доказано, что соматометрические особенности подростков так же, как и личностно-психологические, имеют по степени своей выраженности непрерывное, хотя и неравномерное распределение в виде вероятностно обусловленного психобиологического континуума. Представлены особенности достоверного распределения антропометрических показателей, характеризующих развитие жирового, костного и мускульного соматотипологических компонентов у акцентуированных подростков, отличающихся от представителей регистра ПАЛ подросткового возраста в общей популяции.

Впервые определены диагностически значимые антропометрические и психологические маркеры, выступающие в совокупном единстве конкретной личности, позволяющие дифференцировать в общей популяции как акценту-антов, так и представителей ПАЛ подросткового возраста. Доказано, что основой дискриминации сравниваемых личностно-типологических регистров подростков, являются фенотипические проявления генетически обусловленных границ психологической нормы — акцентуации.

На основе данных психолого-анропометрического обследования подростков созданы оригинальные математические модели диагностики и дифференциальной диагностики психотипов психологической нормы — акцентуации (шизоидного, циклоидного, эпилептоидного и истероидного) от психотипов, располагающихся в личностно-типологическом континууме за пределами психологической нормы и ее крайних вариантов — акцентуаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

— антропометрические особенности подростков так же, как и лично-стно-психологические имеют по степени своей выраженности непрерывное, хотя и неравномерное, распределение, которое может быть адекватно смоделировано в виде вероятностно обусловленного континуума, имеющего свою качественную и количественную градацию;

— существуют специфические взаимосочетания соматометрических и психологических параметров, демонстрирующие качественные различия таких групп испытуемых, выделяемых в виде оценочных категорий, как подростки, относящиеся к психологической норме — акцентуации, и подростки с морфофенотипическими признаками пограничной аномальной личности;

— основой дифференциации подростков диапазона психологической нормы — акцентуации от представителей, расположенных в регистре.

ПАЛ, служат преимущественно психогенетические факторы, детерминирующие определенный набор соматометрических и психологи-чеких признаков — маркеров разграничения- - содержательной частью математических психолого-антропометрических моделей дифференциальной диагностики лич-ностностных вариаций изменчивости психотипов подростков служат определенные взаимосочетания психологических и соматометрических маркеров, линейные дискриминантные функции, визуально подтверждающие различия или сходство между сравниваемыми группами. Теоретическая значимость исследования заключается в определении психолого-антропологического диапазона психологической нормыакцентуации от регистра пограничной аномальной личности подростков, границы которых прослеживаются как на социально-психологическом, личностном, процессуально-психологическом и психодинамическОм иерархических уровнях человеческой индивидуальности, так и на морфофункциональномв надежной и валидной дифференциальной диагностике границ диапазона психологической нормы. Выделение границ диапазона психологической нормы и фенотипиче-ской изменчивости психологических и антропометрических показателей вне пределов диапазона психологической нормыакцентуации подчеркивает, что «формирование психического как процесса» тесно сопряжено с биосоциальным развитием организма подростка в целом и обеспечивается не столько специфическими первичными внешними воздействиями на индивида, сколько адекватными им внутренними условиями (генотип). Практическая значимость работы.

Установлены принципиальные отличия соматического и психологического статуса подростков, относящихся к регистру крайнего варианта психологической нормы, и пограничных аномальных личностей подросткового возраста. Предложены математические модели диагностики и дифференциальной диагностики подростковых акцентуантов и пограничных аномальных личностей на основе антропометрических и личностно-психологических параметров, которые могут быть использованы в экспертной практике психологов, врачей, педагоговв программе экспресс-диагностики в случае массовых обследований подростков с целью психобиологической паспортизации и выявления групп «повышенного риска» поведенческих и личностных расстройств за пределами границ психологической нормы.

1 ГЛАВА.

Теоретическое обоснование фенотипической изменчивости личностно-психологических и морфологических признаков с.

Выводы:

1. Уподростков, относящихся к регистру психологическая норма — акцентуации, диапазон вариационного размаха и палитра фенотипической изменчивости психологических показателей гораздо больше, чем антропометрических, что свидетельствует, с одной стороны, о широте и динамичности адаптационных возможностей личности, а, с другой стороны, о достаточно высокой сохранности психологических компенсаторных механизмов акцентуантов к деструктивному влиянию средовых факторов (духовных, социальных, экологических), подтверждая целесообразность природной генотипической консервативности для популяции в целом.

2. В пределах регистра психологическая норма — акцентуации существуют специфические психотипологические и соматотипологические характеристики психотипов подростков, доказывающие, с одной стороны, их внут-ригрупповую однородность, а, с другой стороны, разнородность представителей. сравниваемых регистров, что позволяет дифференцировать на высоко достоверном уровне психологическую норму от обследуемых, принадлежащих к регистру пограничной аномальной личности, как на качественном, так и на количественном уровнях.

3. На психологическом и морфологическом (антропометрические показатели) уровнях дифференциальные различия между представителями психотипов регистра психологическая норма — акцентуация достоверно высоки, при этом, антропометрические маркеры конституции оказываются наиболее надежными и диагностически значимыми в сранении с психологическими маркерами, позволяющими дифференцировать психотипы шизоидов, эпилептоидов, истероидов и циклоидов между собой. Обнаруженные комплексы психологических и соматометрических показателей, лежащих в основе дискриминации подростковых акцентуаций как регистра, являются фенотипическим проявлением генетически детерминированных границ психологической нормы.

4. Определена достоверная взаимосвязь между степенью развития основных соматотипологических компонентов у подростков в зависимости от их расположения в личностно-конституциональном континууме. Значения показателей развития костного, мышечного и жирового компонентов тела у представителей истероидов и эпилептоидов в рамках психологической нормы — акцентуации приближены к среднестатистическим показателям подростков изучаемой популяции. В то же время, у шизоидных акцентуантов жировой компонент статистически выражен больше, чем у циклоидных акцентуантов. Подросткам, относящимся к регистру пограничной аномальной личности, соответствуют показатели развития основных соматотипологических компонентов, которые достоверно отличаются либо в сторону понижения, либо в сторону повышения от среднестатистических, ограничивая диапазон «нормы реакции».

5. Созданные психолого-антропологические математические модели дифференциальной диагностики психотипов между собой в регистре психологической нормы — акцентуации подтверждают наличие устойчивых опосредованных генотипических взаимосвязей анропологических и психологических показателей, обеспечивающие социально-психологическую стабильность акцентуантов. Модели дискриминации между личностно-конституциональными регистрами психологической нормы и пограничной аномальной личности подчеркивают высокую вероятность провоцирующего деструктивного влияния средовых факторов (духовных, социальных, экологических) на биологические основы пограничной аномальной личности.

Заключение

.

Понятие конституции, представляющее собой совокупность устойчивых, врожденных или приобретенных признаков, в большей степени соответствует попытке определения регистров личностно-конституционального континуума. Генотип представляет собой сумму полученного наследственного материала предков в виде генов, где один ген может обусловливать много признаков, а один признак может контролироваться множеством генов. Фенотип — это сумма морфологических, физиологических, психологических, поведенческих признаков человека. Фенотип представляет собой проявление генотипа в конкретных условиях среды в результате их взаимодействия.

Конституция, таким образом, является интегральным понятием для совокупности относительно стабильных соматопсихобиологических характеристик, сложившихся в ходе филои онтогенеза, которые на уровне целостности организма обеспечивают генетически детерминированный способ реагирования в ответ на эндогенные и экзогенные изменения среды (Никитюк Б.А., Корнетов Н. А., 1998). В основе общей конституции лежит весь генотип, а основу частных конституций представляют наборы определенных генов. Таким образом, общая конституция — это генотип в действии.

Пределы фенотипической изменчивости организма называют нормой реакции. Каждый конкретный фенотип представляет собой частный случай генотипа, то есть любой признак — есть результат взаимодействия наследственности и среды, только одни признаки определяются генами с более широкой «нормой реакции», а другие — с более узкой «нормой реакции» (Русалов В.М., 1979).

Фенотипическая изменчивость личностно-конституционального континуума особенностей подростков, с точки зрения И. В. Боева, О.А. Ахвердо-вой (1998), проявляется в психотипологическом дрейфе от регистра психологической нормы к ее крайнему варианту — акцентуации, от акцентуации к пограничной аномальной личности и далее до регистра психопатии — патологической психической конституции. Однако, этот дрейф ограничен определенными биологическими и психологическими возможностями личности.

Фенотипическая изменчивость вероятно характерна и для антропометрических показателей в психотипологической структуре личностно-конституционального континуума, но они в силу большей генетической детерминации имеют более узкие рамки вариабельности. Правомерно предположить, что в психотипологической структуре регистров личностно-конституционального континуума у подростков вероятнее всего также имеется биологическая, конституциональная основа, определяющая возможности фенотипического диапазона психологической и личностной, поведенческой и морфологической изменчивости.

Результаты настоящих психолого-антропологических исследований 370 подростков общей популяции позволили статистически и вероятностно выделить и доказать существование регистра психологической нормы — акцентуации в личностно-конституциональном континууме подростковопределить вариационный размах психолого-антропологической изменчивости в пределах регистра психологической нормы и взаимосочетание факторов, способствующих дрейфу конкретных подростковых психотипов за пределы регистра психологической нормы. Созданы дифференциально-диагностические математические модели подростковых базовых психотипов, позволяющие дискриминировать в общей популяции подростков, относящихся к регистру психологической нормы от подростков, располагающихся за пределами психологической нормы в личностно-конституциональном континууме. Предложенные методы экспресс-диагностики психотипов и регистров личностно-конституционального континуума, основанные на психолого-антропологических параметрах, могут быть использованы при массовых обследованиях подростков, а также в практике психологов, врачей и педагогов с целью ранней и своевременной диагностики как психологической нормы, так и ПАЛ, прогноза и первичной профилактики вероятного развития деви-антных патологических и непатологических стереотипов поведения, поведенческих и личностных изменений и расстройств, своевременного подбора адекватных методов их психологической и биологической коррекции.

Анализ средних значений психологических показателей и их стандартного отклонения у подростков-акцентуантов, относящихся к диапазону психологической нормы, продемонстрировал следующее: наиболее нестабильными, неустойчивыми, склонными к дальнейшему заострению акцентуированных черт и, соответственно, к психологической декомпенсаци являются подростки эпилептоидного типа регистра психологической нормыв то же время, более адаптивными, психологически и социально устойчивыми к стрессорам и иным внешним деструктивным воздействиям представляются шизоидные акцентуанты.

Вероятно, что эпилептоидный психотип регистра психологической нормы представляет собой ту психобиологическую основу -«патос», когда механизмы психобиологической адаптации находятся в состоянии напряжения — готовности к расширенному типу реагирования, когда часто наблюдается «зашкаливание» реакций в ответ на средовые воздействия за пределы диапазона психологической нормы. В связи с этим возрастает роль ранней психолого-антропологической диагностики эпилептоидного психотипа в диапазоне психологической нормы с целью предупреждения и профилактики развития поведенческих и личностных расстройств, учитывая более низкую социально-психологическую толерантность данного психотипа к внешним факторам среды.

Подростки же истероидного и циклоидного психотипов из рассматриваемого регистра психологической нормы занимают промежуточное положение между шизоидными и эпилептоидными психотипами по выраженности толерантности к внешним факторам и психобиологической склонности -«патос» к декомпенсации.

Интересным является тот факт, что в разграничение шизоидного и истероидного, шизоидного и эпилептоидного, шизоидного и циклоидного психотипов в регистре ПАЛ наибольший вклад вносит показатель шкалы истерического реагирования клинического опросника для определения и оценки невротического состояния. Анализ средних показателей настоящей шкалы выявил, что именно для шизоидов регистра ПАЛ в большей степени характерны черты несвойственного им истерического невротического реагирования. Наличие в шизоидной личностно-типологической структуре несвойственных ей компонентов является неблагоприятным прогностическим фактором, который обусловлен психобиологическими механизмами декомпенсации. Изменение конкретной психотипологической структуры с появлением нехарактерных компонентов, свойственных другой психотипологической структуре указывает на неконструктивную тенденцию дрейфа шизоидных черт ПАЛ в личностно-конституциональном континууме в сторону патологической психической конституции — психопатии.

Анализ средних значений психологических показателей подростков ис-тероидного психотипа регистра психологической нормы и регистра ПАЛ обнаружил, что делинквентное поведение, стремление к эмансипации, психологическая склонность к алкоголизации и более высокий уровень нейротизма в большей мере свойственны истероидам диапазона ПАЛ, чем истероидам регистра психологической нормы. Этот факт еще раз доказывает, что «заострение» личностных черт у истероидных представителей регистра ПАЛ ярче выражено, чем у истероидов регистра психологической нормы, а этот факт, в свою очередь, способствует более быстрому формированию у них отклоняющегося стереотипа поведения, большей толерантности к методам психологической коррекции, поскольку имеет в своей основе заметную конституционально-морфологическую детерминацию.

При определении границ регистров психологической нормы — акцентуации и ПАЛ на уровне психологических параметров было отмечено, что для шизоидных представителей ПАЛ характерно нарастание органической недостаточности мозга по сравнению с шизоидными акцентуантамиинтра-вертированность, при наличии большого размаха вариационной изменчивости по шкале экстраверсии-интраверсииповышение вероятности формирования делинквентного стереотипа поведенияполярность по шкале нерой-тизма-эмоциональной устойчивости: либо дефицит базальной тревожности, либо выраженное состояние нейротизма, о чем также свидетельствует высокая амплитуда вариационной изменчивости по этой шкале.

Наши исследования показали, что соматотипологические различия между психотипами в случае психологической нормы — акцентуации эти различия сглажены, тогда как за пределами регистра психологической нормы (регистр пограничной аномальной личности) они выражены более отчетливо, при сохранении статистической достоверности различий и в первом и во втором случае. Этот факт доказывает генетическую сопряженность развития соматометрических и психологических характеристик личности. Так, заострения черт характера, свойственные акцентуированным подросткам, могут быть нивелированы внешними коррегирующими воздействиями (семья, школа, группа и т. д.), с одной стороны, или усилены неблагоприятными социальными, экологическими, психологическими влияниями, с другой стороны. Внешние средовые запредельные «нагрузки» на психотип способны привести к определенным изменениям на уровне физического развития. Таким образом, возможный дрейф от психологической нормы — акцентуации к регистру пограничной аномальной личности у подростков сопровождается изменчивостью не только личностно-типологических черт от среднестатистической нормы к ее полюсам (пограничные личностные аномалии), но и сома-тотипологических параметров личности.

Сравнительный анализ показателей развития костного, мышечного и жирового компонентов сомы у подростковых психотипов в регистре психологической нормы и психотипов, располагающихся в регистре ПАЛ показал, что изучаемые показатели у акцентуантов более приближены к среднестатистическим значениям, особенно показатель развития костного компонента тела, который и по литературным данным отличается наименьшей феноти-пической изменчивостью.

Анализ показывает, что основная дифференциально-диагностическая роль в дискриминации циклоидов регистра психологической нормы и регистра ПАЛ принадлежит антропометрическим параметрам, характеризующим развитие жирового компонента сомы (жировые складки), а также длины тела и тазо-гребневого диаметра.

Наши исследования, основанные на изучении психотипов, располагающихся в последовательных регистрах личностно-конституционального континуума, обнаружили существование более тонких взаимоотношений в рамках циклоидного психотипа, как в регистре психологической нормы, так и в регистре ПАЛ, чем имеющиеся в литературе представления. У представителей циклоидного психотипа в регистре психологической нормы мы наблюдаем привалирование жирового компонента сомы и уменьшение среднестатистических значений мышечного и костного компонентов. В то же время у циклоидного психотипа в регистре ПАЛ обращает на себя внимание значительное уменьшение жирового компонента, относительно среднестатистических величин на фоне приближения .к среднестатистическим величинам мышечного и костного компонентов. Следовательно, среди рассматриваемых соматометрических показателей циклоидного психотипа, принадлежащего разным регистрам личностно-конституционального континуума максимальный вариационный размах из всех соматометрических показателей принадлежит жировому компоненту — от максимальной до минимальной выраженности в рамках психотипа, чего не наблюдается среди показателей ни мышечного, ни костного компонентов. Представленные факты дают основание для утверждения о том, что наибольшей фенотипической изменчивостью среди антропометрических компонентов у циклоидного психотипа отличается жировой компонент.

С нашей точки зрения, именно жировой компонент обеспечивает представителям циклоидного психотипа более широкий диапазон нормы реакции морфологических особенностей личности и устойчивости к экзогенным воздействиям в регистре психологической нормы, с одной стороны, и более узкий диапазон нормы реакции, с меньшей толерантностью к экзогенныым воздействиям в регистре ПАЛ, с другой сторой.

Обращает на себя внимание при анализе антропометрических результатов тот факт, что у акцентуантов эпилептоидов жировая компонента соот-вествует среднестатистической норме, а мышечная и костная превышает среднестатистические показатели. У эпилептоидного психотипа регистра ПАЛ развивается прямопропорциональная зависимость изменений сомато-метрических показателей: жировая компонента значительно увеличивается, а мышечная и костная компоненты обнаруживают тенденцию к уменьшению относительно среднестатистических значений, что свидетельствует о диспропорции соматометрических показателей. Полученные результаты дают основание предположить, что морфологические особенности личности эпилептоидного психотипа в регистре психологической нормы обладают относительно меньшим диапазоном «нормы реакции» и меньшей толерантностью к широкому спектру экзогенных воздействий. Очевидно, обнаруженные морфологические особенности объясняют относительно большую легкость дрейфа в экстремальных условиях у представителей эпилептоидного психотипа в сторону регистра ПАЛ по сравнению с представителями других психотипов, относящихся к регистру психологической нормы.

Совершенно иные взаимоотношения соматометрических показателей определяются у истерического психотипа. Так в диапазоне психологической нормы все три показателя развития основных компонентов сомы соответствуют среднестатистическому уровнюв диапазоне же ПАЛ отмечается тенденция значительного уменьшения жирового компонента от среднестатистического уровня при аналогичной тенденции, но в меньшей степени со стороны мышечного и костного компонентов. Подобная динамика в регистре ПАЛ отражается у обследуемых на уменьшении диапазона нормы реакции морфологических признаков и ограничении толерантности к воздействию внешних факторов.

В дискриминацию шизоидных акцентуантов и шизоидных представителей регистра ПАЛ наибольший вклад также вносят антропометрические параметры, характеризующие развитие жирового компонента сомы.

Так, для шизоидов регистра ПАЛ характерно более низкое развитие жировой составляющей сомы на фоне уменьшения мышечной компоненты, что не свойственно шизоидам диапазона психологическая норма — акцентуация. Следует отметить, что развитие жирового компонента сомы у подростков шизоидов диапазона психологической нормы более выражено и по сравнению с соответствующими среднестатистическими показателями по группе подростков общей популяции, что можно рассматривать как позитивный компенсаторный механизм.

Полученные результаты не вполне соответствуют общепринятым научным представлениям в конституциональной психологии начала нашего века о том, что физическая конституция шизоидного психотипа (в рамках психологической нормы) преимущественно отвечает критериям астеников. Предположительно, данное несоответствие научных фактов может быть объяснено ссылкой на статистически значимую частоту и выраженность психического дизонтогенеза, регистрируемого у современных подростков (Ахвердова О.А., Боев И. В., 1987).

С нашей точки зрения, учитывая доказанную нами относительную психологическую стабильность шизоидных акцентуантов по сравнению с другими акцентуантами, тенденцию к развитию жирового компонента у них молено рассматривать как показатель устойчивости гомеостаза, а следовательно, устойчивости работы механизмов компенсации и адаптации, затрагивающие как социально-психологический, психологический так и морфо-физиологический уровни интегративной индивидуальности подростка.

Следует отметить, что в пределах регистра психологической нормыакцентуации антропометрические маркеры конституции оказываются наиболее надежными и диагностически значимыми в сранении с психологическими маркерами, позволяющими дифференцировать психотипы шизоидов, эпилептоидов, истероидов и циклоидов между собой. Обнаруженные комплексы соматометрических и психологических показателей, лежащих в основе дискриминации подростковых акцентуаций как регистра, являются стенотипическим проявлением генетически детерминированных границ психологической нормы.

Результаты сравнительных антропометрических исследований подростковых психотипов в диапазоне ПАЛ подтверждают их удаленность друг от друга в трехмерном пространстве на значительное расстояние, что иллюстрируется соответствующим значением квадрата Махаланобиса. Обращает на себя внимание тот факт, что, если в случае психологической нормы расстояние между эпилептоидным и истероидным психотипами было невелико и равно 11 условным единицам, то при сравнении эпилептоидных и истероидных психотипов в регистре ПАЛ оно равно 308,18 условных единиц, то есть наблюдается резкое расслоение, дифференциация психотипов по мере их дрейфа за пределы регистра психологической нормы.

Эта же закономерность прослеживается при сравнении шизоидных и истероидных психотипов как в диапазоне психологической нормы, так и в пределах регистра ПАЛ, когда расстояние между центрами проекций средних значений антропометрических маркеров в диапазоне ПАЛ равно 87,72 условных единиц, в то время как это же расстояние между шизоидными и ис-тероидными акцентуантами составляет 9,6 условных единицы. При сравнении обследуемых, относящихся к психотипам циклоидов и шизоидов в пределах регистра ПАЛ, квадрат Махаланобиса равен 211,5 условных единиц, тогда как расстояние между соответствующими психотипами акцентуантов составляет 28,7 условных единиц.

Рассмотренные психологические и антропометрические параметры представляют собой единый психологосоматический комплекс личности, основу которого составляют два типа частных конституций — морфологической и психологической, контролируемых определенным набором генов. При этом психологическое реагирование отличается более широкой нормой реакции, а морфологическое — более узкой нормой реакции, т. е., вариационный размах фенотипической изменчивости морфологических признаков относительно невысок и его крайние границы строго определены, а психологических признаков — достаточно широк, что допускает континуальную трансформацию при патогенных внешних воздействиях из регистра психологической нормы за его пределы.

Следовательно, в пределах регистра ПАЛ правомерно ожидать у обследуемых ограниченную норму реакции морфологических проявлений конституции у конкретного психотипа по сравнению с подростками, относящимися к регистру психологической нормы.

Полученные результаты дают возможность предположить уменьшение влияния экзогенных факторов на генезис психотипов, располагающихся в диапазоне пограничной аномальной личности, и увеличение роли генотипи-ческих структур в формировании конкретного психотипа. Кроме этого, нельзя не отметить, что в случае дрейфа за пределы регистра психологической нормы или изначального формирования ПАЛ у подростков, в значительно меньшей степени будут срабатывать компенсаторные механизмы, т. е., locus minoris resistentiae (зона наименьшего сопротивления) будет представлена у них большей уязвимостью, нежели у подростков-акцентуантов. В то же время диапазон генетически обусловленной «нормы реакции» со сотороны личностных и поведенческих структур будет значительно уже у подростков регистра ПАЛ, чем у подростков, относящихся к регистру психологической нормы — акцентуации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. И. Соматическая и психофизическая организация человека,-Л.: ЛГУ, 1977.
  2. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976.
  3. В.П. Человек: Эволюция и таксономия. (Некоторые теоретические вопросы) М.: Наука, 1985.
  4. Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека М.: МГУ, 1986.
  5. .Г. Очерки психологии. Л.: ЛГУ, 1945.
  6. .Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки. //Человек и общество. Л., 1963.
  7. .Г. Важная проблема современной педагогической антропологии. Советская педагогика. — 1966. — № 1.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Лен. ун-та, 1969.
  9. А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2. — М.: Педагогика, 1982.
  10. М.П. Взаимоотношения психического склада и телосложения. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1926.
  11. Л.И. Психологическая концепция Пьера Жанэ. Вопросы психологии. — 1969. — № 5.
  12. О.А. Экспериментально-психологическая диагностика лично-стно-характерологического континуума подростков. Монография. М., 1998.
  13. О.А., Боев И. В., Коваленко А. П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков. Ставрополь, 1997.
  14. П.Н. Размеры и форма тела человека. М., — 1965.
  15. А.А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития //Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: Наука, 1991.
  16. В.В. Типологические исследования по психологии личности. -Пермь, 1967.
  17. В.В. Общевидовые нелинейные инварианты ортогональных свойств темперамента. Вопросы психологии. — 1972, — № 2.
  18. В.В., Дрокина И. Н., Йорданов А. Ф. Конвергентность и дивер-гентность разноуровневых основ интегральной индивидуальности (возрастной аспект) //Ежегодник. Т. 1. Вып. 2. — М.: Рос. психол. общ., 1995.
  19. И.В. Пограничные психические расстройства, вызванные хроническим воздействием сложных химических композиций. автореф. докт. дисс. -Л., 1990.
  20. И.В., Ступак С. Ф. ФОРТРАН программа для дискриминантного анализа. — Москва, 1979, ВНТИЦ, с. 1−9, инв. номер П. 3 496 (Соавт. Ступак С.Ф.). -
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  22. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии. — 1976. — № 6.
  23. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  24. А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977.
  25. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  26. А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности -Вопросы психологии. 1982. — № 2.
  27. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Воронеж, 1996.
  28. В.В. Нормальные конституциональные типы в свете данных о корреляциях отдельных признаков //Учебные зап. МГУ. В. 34. Антропология. -М.: Изд-во МГУ, 1940.
  29. В.В. О перспективах развития антропологии как особой науки //Антропология 70-х годов. М.: Знание, 1972.
  30. A.M., Соловьёва А. Д. Лимбико-ретикулярный комплекс и вегетативная регуляция. М. — 1973.
  31. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков. /Под ред. Л. Т. Антоновой, Г. Н. Серднжовской М.: Промедэк, 1993
  32. Л.Г., Кабановский В. Н., Маш Р.Д. Физиология ВНД и психология. М.: Просвещение, 1984.
  33. П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. М.: Кооп. изд-во «Север», 1933.
  34. П.Б. Избранные труды. М.: Медицина, 1964.
  35. Генетические маркеры в антропогенетике и медицине. /Ред. Никитюк Б. А., Коган Б. И., Савранский Ф. З. Хмельницкий: Подшля, 1988.
  36. ГинзбургВ.В. Элементы антропологии для медиков. Л.: Медгиз, 1963.
  37. П., Майзелис М. Конституция. БМЭ, 1959, Т. 13.
  38. И.И., Алексеева Т. Н., Спицын В. А. и др. Антропология медицине / под ред. Алексеевой Т. И, — М.: МГУ, 1989.
  39. Г. Основы конституциональной биологии и антропологии. М.: Медицина, 1967.
  40. С.М., Ужви В. Г., Ямпольская Ю. Я. Комплексная оценка морфологического развития ребёнка по темпам созревания и физическому развитию. Вопросы антропологии. — 1974. — Вып. 47.
  41. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М., 1988.
  42. П.С. Антропологический ренессанс //Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа, 1993.
  43. С. Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. Л., 1947.
  44. С. С. Техника определения типов конституций у детей и подростков. // Оценка типов конституций у детей и подростков. М.:, 1975.
  45. Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого. М.: Мир, 1984.
  46. Н. П. Наследование биологическое и социальное. Коммунист. — 1980. -№ 1.
  47. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. М., 1989.
  48. Д.И. Психические явления и мозг. М., 1971.
  49. Дружинин В^УтГПсихология общих способностей. М.: изд-во. «Латер-на», 1995.
  50. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. /Под ред. Панфёрова О. В. Псков, 1994.
  51. Е. П. Исследование темпераментов школьников. Учен. зап. кафедры психологии МГПИ, 1939, вып. 1.
  52. Ермолаева-Томина JI. Б. Индивидуальные различия в концентрированное&trade- внимания и сила нервной системы. Вопр. психологии, 1960, № 2.
  53. Ермолаева-Томина Л. Б. Некоторые особенности внимания в связи с силой нервных процессов. Доклады АПН РСФСР, 1957, № 3.
  54. Жизненный путь личности: вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. / Под ред. Сохань Л. В. Киев: Наукова думка, 1987. V
  55. В.П., Мамарцшнвили М. К. Проблемы объективного метода в психологии. Вопросы психологии. — 1997. — № 7 .
  56. В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  57. Н.Я., Личко А. Е. Усовершенствование процедуры обработки результатов, полученных с помощью патохарактерологического диагностического опросника для полростков //Патохарактерологические исследования у подростков. Л.: Б. И., 1981.
  58. А. И. Некоторые особенности проявления общительности у школьников в зависимости от подвижности нервных процессов. /Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
  59. Индивидуальность человека: условия проявления и развития: Тезисы док ладов научной сессии, посвященной 90-летию со дня рождения B.C. Мерлина. Пермь, ПГПИ, 1988.
  60. В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. -Новосибирск: Наука, 1986.
  61. Р.А. Роль биологических и социальных факторов в формировании растущего организма. М.:, 1992.
  62. П.К., Клиорин А. И. Основные направления в изучении проблемы конституции. Кр. тез. докл. к симпозиуму. «Проявления особенностей конституции в деятельности висцеральных систем», — Л., 1972.
  63. А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л.: Наука, 1979.
  64. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979.
  65. В.В., Никитюк Б. А. Медицинская психология. Киев: Здоровья, 1992.
  66. А.И. Человек: перспективы исследования. Пермь, 1987.
  67. Л.Л., Корнетов Н. А., Никитюк Б. А. Интеграция наук о человеке (интегративная антропология) и роль в ней морфологических подходов. Российские морфологические ведомости. — 1993. — № 2−4.
  68. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1989.
  69. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности //Психологический журнал. 1987. -№ 4. — С. 126- 137.
  70. Н.А. Учение о конституциях и клинико-антропологические исследования в психиатрии (обзор) //Мед. реф. журнал 1986. — № 8. Разд. XIV.
  71. A.M. Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. -М., 1974.
  72. Н. И. О типовых особенностях высшей нервной деятельности у детей. ЖВНД, 1953, Т. 3., вып. 2.
  73. В. К. О применении кофеина для оценки силы раздражительного процесса у собак. ЖВНД, 1951, Т. 1, вып. 3.
  74. В. К. Методика изучения типов нервной системы животных. /Труды Ин-та физиологии им. И. П. Павлова. Л., 1953, Т. 2.
  75. Э. Строение тела и характер /Пер. с нем. М.: Педагогика -пресс, 1995.
  76. Л. В. Корреляция между конституциональным строением тела и поведением собак. Доклады АН СССР, 1946, Т. 52, № 7.
  77. Л. В. Наследование пассивно-оборонительного поведения (трусости) в связи с типами нервной системы у собак. /Труды Института эволюционной физиологии и патологии им. И. П. Павлова. Л., 1947, Т. 1.
  78. Л. В. Формирование поведения животных в норме и патологии. М., 1960.
  79. А.Ф. Классификация личностей. Петроград: Госиздат, 1892.
  80. А.Ф. Очерк науки о характерах. Петроград: Изд-во Риккера, 1917.
  81. Н. Д. Вопросы психологии характера. М., 1956.
  82. Н. С. Опыт психологической характеристики темпераментов. В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. -М., 1956.
  83. А.Н. Формирование личности //Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
  84. К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. Киев: Выща школа, 1989.
  85. П.Ф. Школьные типы. Семейное воспитание ребенка и его значение. Антропологический этюд. Часть 2. Основные проявления ребенка: темперамент, тип, характер и наследственность. СПб, 1890.
  86. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
  87. А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. — М., 1963.
  88. А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.
  89. Н.Ю., Уткина М. И., Чтецов В. П. Методические проблемы изучения вариаций подкожного жира. Вопросы антропологии. — М.: МГУ 1970, вып. 36.
  90. Я.М., Хрисанфова Е. Н. Проблемы биологии человека. Киев: АнУкр. ССР, 1980.
  91. А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М.: Медицина, 1969.
  92. Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. -М.: Физкультура и спорт, 1982.
  93. В.Д. К обоснованию патогенетической зависимости некоторых психологических механизмов неврогенеза. //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1991. — № 3.
  94. B.C. Очерк теории темперамента. М.: Педагогика, 1973.
  95. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.
  96. B.C. Структура личности: характер способности, самосознание. -Пермь, ПГПИ, 1990.
  97. Н.Н., Соловьёва B.C., Година Е. З. Ростовые процессы у детей и подростков. М., 1988.
  98. Н.Н., Соловьёва B.C., Година Е. З. Антропология медицине /Ред. Алексеева Т.И./ - М., 1989.
  99. Дж., Галантер Е, Прибрам К. Планы и структура поведения. -М., 1965.
  100. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.
  101. В.Н. Проблема психологического типа в свете учения И.П. Павлова. Л.: ЛГУ- Психология, 1954, вып. 6, № 185.
  102. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
  103. Р.С. Психология. Психология образования. М.: Просвещение, Владос, 1995, Т. 2.
  104. Б. А. Дарская С.С. Актуальные вопросы учения о конституции подростков и детей. //Проблемы дифференциальной психофизиологии и её генетические аспекты. Тез. всесоюзн. симп. Пермь, 1975.
  105. .А. Теория и практика физической культуры. 1985. -№ 11.
  106. .А. Кинезиология. 1986. — 18, № 1.
  107. .А. Генетические маркеры в антропогенетике и медицине. -Хмельницкий, 1988.
  108. .А. Арх. Анатомии, гистологии и эмбриологии. 1990. — 98, № 4.
  109. .А., Козлов А. И. Новости спортивной и медицинской антропологии. 1990. — № 3.
  110. Б. А. Мусагалиева Г. М., Савченко К. А. Акселерация развития детей и её последствия у взрослых. Алма-Ата: Казахстан, 1990.
  111. .А. Конституция человека //Итоги науки и техники ВИНИТИ. Сер. Антропология. М&bdquo- 1991. — Т. 4.
  112. В. Г. Типы характеров и фиксированная установка. Тбилиси, 1966.
  113. В.В. Об интегральной социальной природе человека. //Соотношение биологического и социального в человеке. М.: ВНО НиП, 1975.
  114. И.П. Двенадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., Л.: Биомедгиз, 1938.
  115. И.П. Полное собрание сочинений. М.- Л.: АН СССР, 1951.
  116. И. М. Индивидуальные особенности сдерживания в связи с типологическими различиями по уравновешенности нервных процессов. Вопр. психологии. — 1958. — № 5.
  117. И. М., Пшеничнов В. В. Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности и проблема темперамента. Вопр. психологии. — 1955. -№ 5.
  118. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
  119. Попеску-Невяну П. Г. Опыт исследования типовых особенностей высшей нервной деятельности человека. Учен. зап. ЛГУ, 1954, № 185.
  120. .М. Эмбриология человека. М.: Медгиз, 1959.
  121. Равич-Щербо И. В. Исследование типологических различий по подвижности нервных процессов в зрительном анализаторе. В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — М., 1956.
  122. Ю.Г. Палеонтология. //Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Сер. Стратиграфия. М., 1986. — Т.13.
  123. Я.Я., Левин М. Г. Антропология. М., Высшая школа, 1978.
  124. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., 1989.
  125. В.Н. Генетические маркеры в антропогенетике и медицине. -Хмельницкий, 1988.
  126. С.Л. Бытие и сознание. Москва, 1957.
  127. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. — М., 1989.
  128. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
  129. Ю. А. Опыт экспериментально-психологического изучения типологических особенностей нервной системы у детей. Изв. АПН РСФСР, 1954, вып. 52.
  130. П.В., Ерисов П. М. Темперамент. Характер. Личность, — М.: Наука, 1984.
  131. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. -М.: Школа-Пресс, 1995.
  132. Ян. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
  133. А.Н., Пуруджин А. Л. Новости спортивной и медицинской антропологии. 1990 — № 1.
  134. .М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений. Вопросы психологии. — 1957. — № 5.
  135. .М. Избранные труды. / Ред. сост. Н. С. Лейтес, И.В.Равич-Щербо/ - М.: Педагогика, 1985.
  136. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1961.
  137. И.Н. Здоровый ребёнок. Справочник педиатра. Минск: Беларусь, 1984.
  138. Г. Г. В кн.: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М.: Медицина, 1971.
  139. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1978.
  140. Ушинский К. Д, Человек как предмет воспитания. СПб, 1881.
  141. Д.И. Психология развития личности в онтогенензе. -М., 1989.
  142. Е.Н., Титова Е. П. Антропология медицине /Ред. Алексеева Т. И. -М.:, 1981.
  143. Е.Н. Конституция и биомеханическая индивидуальность человека. -М.: МГУ, 1990.
  144. Е.Н., Переводчиков И. В. Антропология М.: МГУ, 1991.
  145. Человек и общество. Л.:, 1966, вып.1
  146. Е.П. Морфология человека. /Ред. Никитюк Б. А., Чтецов В. П. -М.: МГУ, 1990.
  147. В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. С. 238−257.
  148. В.Н., Геселевич A.M. Типовая анатомия -Л.: ОГИЗ-Био-медгиз, 1935.
  149. В.Г., Островский А. Д. Схема клинической диагностики конституциональных типов. М.- Л.: Госмедиздат, 1929.
  150. Энциклопедический словарь медицинских терминов. М.: Советская энциклопедия, 1983, т.2.
  151. Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М.: Мир, 1984.
  152. И.С. Особенности познавательных интересов старшеклассников в условиях дифференцированного обучения. Вопросы психологии. — 1989. — № 3.
  153. Ю.А. Вопросы антропологии. 1988. — № 80.
  154. Alexander F. Psychosomatische Meclizine. Berlin, 1951.
  155. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manuel of Mental Disorders (3rd edn) (DSM-III). Washington DC: АРА -1980.
  156. Bandura A. Aggression: A social learning analysis. New Jersey, 1973.
  157. Bandura A. Social Foundations of thought and action. A Social Cognitive Theory. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey. 1986.
  158. Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs, 1977.
  159. Belotti E. G. Dalla parte delle bambine. Ed. Feltrinelli, Milano, 1975.
  160. Benjamin W. Sull’hacisch. Ed. Einaudi, Torino, 1965.
  161. Berline D. E. Arousal reward and learning. Experimental approaches to the study of emotional behavior. Annals of the New York Acad, of Sciences, 1969, vol. 159, № 3, p. 1059−1070.
  162. Bernstein В. Class, codes and control. In: Theoretical studies towards a sociology of language. L., 1971, vol. 1.
  163. Blackburn R. Sensation-seeking, impulsivity and psychopathic personality. -J. Consult. Clin. Psychol., vol. 33, № 4, p. 571−583.
  164. Blalock H. M. Path coefficients versus regression coefficients. Amer. J. So-ciol., 1967, vol. 72, p. 675−676
  165. Bloom B. S. Preface. In: Environments for learning. Windsor, 1974.
  166. Bloom B. S. Stability and change in human characteristics. N. Y., 1964.
  167. Brophy J. E. Mothers as teachers of their own preschool children: The influence of socioeconomic status and task structure on teaching specificity. Child Development, 1970, vol. 41, p. 79.-94.
  168. Bruner J. Toward a theory of instruction. Boston, 1966.
  169. Bruschlinski A. W. Uber einige Modellierungsverfahren in der Psychologie. Berlin, 1974.
  170. Brushlinski A. V. Man an as object of investigation // Herald of the Russian Academy of Sciences. 1995. V. 65.
  171. Buss A. N., Plomin R., Willerman L. The inheritans of temperament. J. of personality, 1974, vol. 41, № 4.
  172. Caplow Т., McGee R. J. The academic marketplace. Salem, N. H.: Ayer. 1957.
  173. Cartly J. D., F. J. Ebling F. J. Storia naturale dell’aggressivita. Ed. Feltrinelli, Milano, 1973.
  174. Cattell R. B. Personality and motivation Structure and Measurement. New York, 1957.
  175. Connolly K., Brown K, Bassett E. Developmental changes in some components of a motor skill. Brit. J. Psychol., 1968, vol. 59.
  176. Conrad K. Der Konstitutionstypus. Berlin Gottingen — Heidelberg, 1963.
  177. Dobert R., Nunner-Winkler G. Adoleszenkrise und identitatsbildung. -Subrkampf, 1975.
  178. Dollard J., Miller N. E. Personality and Psychotherapy. An Analysis in Terms of Learning, Thinking and Culture. New York, 1950.
  179. Eibl-Eibesfeldt I. Humanethology. Berlin. New York: Plenum Press, 1985.
  180. Elkonin D. B. Zum problem der Periodisierung der psychischen Entwicklung im kindesalter. Teoksessa Psychologische Probleme der Entwicklung sozial-istischer Personlichkeiten. Berlin, 1972.
  181. Eysenck H. J. The Structure of Human Personality. London, 1971.
  182. Eysenck H. J. Creativity and personality: A theoretical perspective // Psychological Inquiry. 1993. — Vol. 4.
  183. Farley F. N. Measures of individual differences instimulation-seeking and the tendency toward variety. J. Consult. Clin. Psychol. — 1971. — vol. 37. — № 4.
  184. Heider F. The psychology of interpersonal relations. New York, 1958.
  185. Helkama K. The development of the attribution of responsibility. Res. Rep. Dep. Soc. Psychol. Univ. Helsinki, 1979. — Vol. 3.
  186. Henry С. E. Electroencephalograms of normal children. Soc. Res. Child Development. — 1944. — № 39. — Vol. 9.
  187. Hoff H. Lehrbuch der Psychiatric. Bd. 1. Bazel, 1956.
  188. Jaspers K. Allgemeine Psychopatology. 4 Aufl.- Berlin, 1946.
  189. Jung C. G. Psicologia del transfert. Ed. II Saggiatore. Milano, 1975.
  190. Feinstein A.R. The pre-therapeutic classification of comorbidity in chronic diseased J. of Chronic disease. 1970 — Vol. 23.
  191. Friedman M., Byers S.O., Roseman R.H., Elevitch F.R. Coronary type individuals (Type A Behaviour Pattern). Some biochemical characteristics // J. Amer. Med. Assoc. 1970. — V. 212. — No. 6.
  192. Kant I. Anthropologic in pragmatischer Hmsicht. 3 Aufl. Leipzig, 1880.
  193. Kelly G. A. The psychology of personal constructs. New York, 1955.
  194. Kretschmer E. Korperbau und Charakter. Berlin: Springer, 1921.
  195. Mahler M. S., Pine F., Bergman A. The psychological birth of human infant. Symbiosis and individuation. New York, 1975.
  196. Marjoribanks К. Environment, social class and mental abilities. Brit. J. of Educ. Psychol. — 1972. — vol. 63.
  197. Maslow A. The father reaches of human nature. New York, 1971.
  198. Miller G. A., Galanter E., Pribram К. H. Plans and the structure of behavior. -New York, 1960.
  199. Nikityuk B. A. Anthropology as a Natural Science // Joum. of Human Evol., 1978.
  200. Piaget J., Inhelder B. The child’s constructions of quantities. L., 1974.
  201. Sheldon W.H., Stevens S.S. The Varieties of Temperament: Psychological of Constitutional Differences. New York: Harper, 1942.
  202. Tobias Ph. V. The negative secular trend. //J. Hum. Evol.-1985.-Vol. 14. -№ 4.
  203. Wolanski N. Current problems of the secular trend in human populations //"Human Growth and Development)), 3-rd Intern. Congr. Auxol., Brussels, aug. 26−30, 1982. New York & London, 1984.
  204. World Health Organization ICD-10, Chapter V. Mental and Behavioural Disorders. Diagnostic Criteria for Research, Draft for Field Trials. Geneva: WHO, 1991.
Заполнить форму текущей работой