Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе диссертации «Состояние проблемы формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы в процессе обучения физике» представлен теоретический анализ проблемы, который и позволил определить ее актуальность. В главе анализируется педагогическая практика-формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы в нашей стране и за рубежом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
    • 1. 1. Формирование исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при обучении физике как педагогическая задача
    • 1. 2. Сущность понятия «исследовательское экспериментальное умение»
    • 1. 3. Теоретические исследования проблемы формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы
    • 1. 4. Состояние проблемы формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при обучении физике в педагогической практике
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ДОМАШНЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 2. 1. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы
    • 2. 2. Исследовательская деятельность как необходимое условие формирования исследовательских экспериментальных умений
    • 2. 3. Место домашнего физического эксперимента в системе учебного физического эксперимента в основной школе
    • 2. 4. Структура и уровни исследовательских экспериментальных умений
    • 2. 5. Модель методики формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся при выполнении домашнего физического эксперимента в
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОМАШНЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
    • 3. 1. Методика формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся при проведении домашнего физического эксперимента в седьмых и восьмых классах основной школы
    • 3. 2. дидактические средства домашнего физического эксперимента для формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся
  • Выводы по главе 3

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

4.1.Констатирующий и поисковый этапы педагогического эксперимента

4.2.Обучающий (формирующий) этап педагогического эксперимента.

Выводы по главе 4.

Формирование исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель современного образования — развитие тех качеств личности, которые нужны человеку и обществу для включения его в социально-ценностную деятельность. Такая цель утверждает отношение к знаниям и умениям как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, нравственной, волевой и физической сторон личности. Изменяется соответственно подход к содержанию образования. Содержание образования, являясь одним из факторов экономического и социального прогресса общества, должно ориентироваться в настоящее время на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации [233]. Действующий образовательный Стандарт основного общего образования по физике [233] предусматривает, что изучение физики в основной школе направлено на овладение учащимися знаниями и умениями. Знания и умения выступают средством формирования различных видов деятельности.

В, психологии термин «умение» означает владение способом выполнения деятельности или действия [186, С. 367]. Проблеме формирования умений посвящены* научные исследования многих классиков отечественной психологии и педагогики: Д. Н. Богоявленского [15], П. Я. Гальперина [34], E.H. Горячкина [37], Е.И. Кабановой-Меллер [97], A.B. Петровского [159], C. JL Рубинштейна [203], Н. Ф. Талызиной [218],.

A.B. Усовой [227] и др.

Трудами ряда ученых, таких как Г. С. Альтпгуллер (ТРИЗ), Л. И. Анциферов, В. А. Буров, Ю. И. Дик, П. В. Зуев, О. Ф. Кабардин, Е. С. Кодикова,.

B.В. Майер, В. Г. Разумовский, A.B. Усова, С. А. Хорошавин, Т. Н. Шамало, В. И. Андреев, C.B. Бубликов, Н. М. Зверева, В. В. Лаптев, Р. И. Малафеев, В. А. Орлов был внесен значительный вклад в развитие содержания и методики организации учебных исследований.

Одной из основных задач обучения физике является задача формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся. Проблеме формирования исследовательских умений учащихся посвящены многие психолого-педагогические исследования (Н.М. Верзилина, E.H. Кабанова-Миллер, К. К. Платонов, И. Я Лернер, C.JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова, A.B. Усова и др.). Проблема формирования исследовательских умений учащихся при обучении физике рассматривалась в работах С. А. Анофриковой, Е. И. Африной, A.A. Боброва, Н. Е. Важеевской, И. В. Васильевой, Е. С. Кодиковой, Н. В. Кочергиной, Н. Е. Одинцовой, JI.A. Прояненковой, Н. С. Пурышевой, Г. П. Стефановой и др. В большинстве из этих работ рассматривается методика формирования исследовательских умений учащихся в классно-урочной деятельности в младших (до 7 класса) и старших (10−11) классах.

Однако наибольшая исследовательская активность и стремление к освоению экспериментального вида деятельности отмечены психологами и педагогами именно у учащихся' седьмых и восьмых классов* (Л.И. Божович, Л: В. Выготский, E.G. Кодикова, М. В. Матюхина, Ж. Пиаже, И. П. Подласый, Л. Ф. Фридман, Н.Б. Шумакова* и др.). Следовательно, необходима дополнительная работа по формированию исследовательских экспериментальных умений учащихся в основной школе.

Исследовательские экспериментальные умения учащихсяне могут формироваться без экспериментальной деятельности. В школе сложились три вида экспериментальных работ учащихся при изучении физики (фронтальные лабораторные работы по физике, физический практикум, домашние опытно-экспериментальные работы по физике). В теоретических исследованиях и в педагогической1 практике достаточно широко обсуждается и решается задача формирования исследовательских экспериментальных умений в классно-урочной деятельности (A.A. Бобров, З. А Вологодская, П. В. Зуев, Э. Т. Изергин, P.P. Майер, Р. И. Малафеев, В. В. Мултановский, Е. В. Оспенникова, Н. И. Одинцова, В. Г. Разумовский, A.B. Усова, С. А. Хорошавин, Т. Н. Шамало 5 и др.). Работа Е. С. Кодиковой посвящена формированию исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при: проведении фронтальных лабораторныхработ. В ее диссертационном исследовании определен состав экспериментальных умений, выявлена их операционная, структура, разработаны основы теории и методики формирования обобщенных умений и навыков в проведении эксперимента, показано, что развитие исследовательских умений до уровня обобщенных:

— обеспечивает рост творческого потенциала учащихся;

— вызывает интерес к самостоятельному изучению явлений природы;

— значительно повышает эффективность экспериментальной исследовательской деятельности.

Но это исследование посвящено только фронтальному физическому эксперименту и не затрагивает другие виды экспериментальной деятельности учащихся, в частности, домашнюю экспериментальную работу.

В то же время, результаты нашего исследования показывают, что уровень формирования исследовательских экспериментальных, умений присложившейсяв: настоящее время ситуациив преподавании физики в основной школе недостаточно высок. Как показали результаты поискового и констатирующегоэтапов, педагогического экспериментау учащихся, — основнойшколыслабосформированыпредставления? об> исследовательскойэкспериментальнойдеятельности, самостоятельность при выполнении исследовательских экспериментальных. работ в основной школе практически отсутствует.

Такимобразомсуществующая методика формирования таких умений учащихся в основной школе не решает поставленной задачи. Формированию исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы уделено* недостаточно внимания. Следовательно, необходимо искать новые формы обучения физике, которые не нашли широкого применения^ в: практике работы, школ, но позволяют формировать исследовательские экспериментальные умения на достаточно высоком уровне при изучении физики уже в основной школе. Таким резервом с успехом может оказаться домашний физический эксперимент.

Идея организации и проведения домашних опытов по физике не нова. Еще философы древности предлагали своим ученикам наблюдать за различными физическими явлениями и описывать их. Как вид самостоятельной домашней работы экспериментальные задания стали использовать при изучении курса физики в школе с 30-х годов XX века. Покровский Е. С. [175] писал о том, что самостоятельные работы учащихся при выполнении разных упражнений являются нужным этапом усвоения учащимися знаний, развития их мышления, творческих способностей, формирования и развития умений и навыков. Учитель-методист Объедков Е. С. [160] разработал большое количество экспериментальных заданийдля проведенияв домашних условиях. Рольизготовления-физического прибора учеником и активного участия учащегося в эксперименте была отмечена П. Л. Капицей: «Школьник понимает физический опыт только тогда хорошо, когда он его делает сам. Но ещё лучше он понимает его, если он сам делает прибор для эксперимента. Поэтому привлечение школьников к изготовлению приборов надо-всячески приветствовать» [101, С. 237]. Как отмечал классик отечественной физики^ H.A. Умов, «Изучение' физики должно иметь целью хорошее экспериментальное знакомство с природой. Почерпнутые из этого знакомства идеи надо обработать теоретически. Оба метода должны непременно иметь место в курсе физики, но эксперимент должен предшествовать теории» [184, С. 598]. Организации физического эксперимента в домашних условиях посвящены научные труды Е. И. Африной [11], М. Г. Ковтунович [105], В. Ф. Шилова [148].

Об организации внешкольных занятий по изучению физики (кружки, факультативные и элективные курсы) рассказывается в работах E.H. Горячкина [38], О. Ф. Кабардина [238], A.B. Пёрышкина и С.Е.

Каменецкого [99,100]. Занимательным внешкольным опытам по физике посвящены научные труды Л. А. Горева [37].

Однако на сегодняшний день:

— не определены состав и содержание основных этапов формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы в процессе выполнения ими домашней работы по физике;

— недостаточно разработаны вопросы организации деятельности учащихся при выполнении домашнего физического эксперимента, направленной на формирование у них исследовательских экспериментальных умений;

— не разработаны средства для проведения домашнего физического эксперимента, направленного на формирование исследовательских экспериментальных умений.

Таким образом, в ходе проведенного нами теоретического и экспериментального исследования были выявлены противоречия между.

• задачей формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся и принципиальной возможностью использовать для ее решения домашнюю экспериментальную деятельность учащихся, с одной стороны, и существующей методикой формирования1 исследовательских экспериментальных умений учащихся, которая не решает поставленной задачи, с другой стороны;

• рекомендациями психологов, которые утверждают, что сенситивным периодом для формирования исследовательских экспериментальных умений является возраст учащихся седьмых-восьмых классов, и существующими методиками обучения физике в школе, которые направлены на формирование исследовательских экспериментальных умений учащихся в процессе самостоятельной внеурочной деятельности при обучении физике в основном в старших классах, либо при изучении курса естествознания в 5−6 классах;

• стремлением учителей к активизации исследовательской 8 экспериментальной деятельности учащихся при обучении физике в основной школе и существующим методическим обеспечением, не позволяющим активно применять новые формы и средства обучения при организации исследовательской экспериментальной деятельности учащихся.

Эти противоречия обусловили актуальность исследования, тема которого «Формирование исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента».

Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос о том, какой должна быть методика формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего эксперимента по физике.

Объект исследования — процесс формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся в процессе изучения физики в основной общеобразовательной школе.

Предмет исследования — методика формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента.

Цель исследования состоит в обосновании, разработке и реализации модели методики формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента.

Все вышеизложенное позволило сформулировать гипотезу исследования. Исследовательские экспериментальные умения учащихся основной школы целесообразно и возможно формировать на высоком уровне при выполнении ими домашнего физического эксперимента, если:

• не ограничиваться формированием отдельных экспериментальных умений, а обучать школьников методике исследовательской экспериментальной деятельности, начиная с 9 наблюдения и заканчивая выводом о верности или ложности выдвинутой гипотезы;

• в качестве основного средства обучения в процессе выполнения домашнего физического эксперимента использовать совокупность разноуровневых экспериментальных заданий, последовательное выполнение которых позволит каждому учащемуся работать в зоне его «ближайшего развития» и создаст возможность активного проявления творчества;

• использовать мультимедийную поддержку домашнего физического эксперимента.

Для реализации идеи исследования и достижения его цели были поставлены следующие задачи.

1. Изучить состояние проблемы формирования исследовательских экспериментальных умений при обучении физике в педагогической теории и практике.

2. Уточнить понятие «исследовательское экспериментальное умение» .

3. Выявить критерии и уровни сформированности исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы.

4. Обосновать целесообразность и возможность формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся седьмых и восьмых классов основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента.

5. Теоретически обосновать и разработать модель методики формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента.

6. Разработать методику формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента.

7. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся седьмых и восьмых классов в ходе педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования.

1. Теоретические: анализ нормативной и учебной литературы по физике, а также психолого-педагогических, научно-методических исследований по проблеме формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школымоделирование процесса формирования исследовательских экспериментальных умений средствами домашнего физического эксперимента.

2. Экспериментальные: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, педагогический эксперимент, обработка результатов педагогического эксперимента.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я: Гальперин, Н. Ф. Талызина) — теория содержания образования (В.В. Краевский, И. Я. Лернер, B.C. Леднев и др.) — психолого-педагогические исследования по проблеме формирования умений (Ю.Б. Бабанский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Е.И. Кабанова-МеллерК.К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, B.C. Спирин, Н. Ф. Талызина и др.), в частности, исследовательских умений (И.Я Лернер, E.H. Кабанова-Миллер, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, A.B. Усова, Т. И. Шамова и др.) — теория проектного обучения (М.Ю. Бухаркина, В. Н. Давыдова, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, М. Б. Романовская, С. Г. Щербакова и др.) — основные положения различных подходов в обучении: личностного (И.А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. С. Якиманская и др.), проблемного (Л.И. Занков, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, С. Л. Рубинштейн и др.), системного (Т.А. Ильина, И. Я. Лернер, P.C. Немов и др.) — вопросы формирования исследовательских умений в теории и методике.

11 обучения физике (C.B. АнофриковаA.A. Бобров, И. В. Васильева, Е. С. Кодикова, Н. В. Кочергина, Л. А. Прояненкова, A.B. Усова и др.).

Научная новизна результатов исследования.

1. Обоснованы целесообразность и возможность формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся седьмых и восьмых классов основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента с применением простейшего оборудования и компьютерного сопровождения.

2. Обоснованы и описаны этапы формирования (мотивационный, теоретический, деятельностный), уровни сформированности (начальный, основной, высокий) и критерии (границы применимости, характер деятельности, проявление в учебной деятельности) сформированности исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при обучении, физике при выполнении домашнего физического эксперимента.

3. Предложена модель методики формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся седьмых и восьмых классов при выполнении домашнего физического эксперимента, в основе которой лежит идея направленности на обучение школьников методике исследовательской экспериментальнойдеятельности вцелом, начиная с. наблюдения и заканчивая выводом о верности или ложности выдвинутой гипотезы. Целевой, технологический и результативный компоненты модели построены с учетом взаимосвязи этапов формирования, уровней и критериев сформированности исследовательских экспериментальных умений учащихся.

4. Создана методика формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся седьмых и восьмых классов при выполнении домашнего физического эксперимента, обеспечивающая сформированность исследовательских экспериментальных умений на высоком уровне уже в основной школе и включающая: систему заданий разных типов для учащихся, реализующую принцип соответствия (предыдущая задача является частью следующей) и обеспечивающую последовательное уровневое формирование исследовательских экспериментальных умений при постепенном увеличении степени самостоятельности выполнения заданий;

— средства проведения домашнего физического эксперимента (карточки с заданиями репродуктивного, частично-поискового и исследовательского типов, взаимодополняющие учебное пособие и мультимедийный диск, включающие программы, правила и образцы выполнения заданий, историко-научный и справочные материалы);

— методику обучения учащихся самооценке уровня сформированности исследовательских экспериментальных умений на каждом этапе выполнения домашнего физического эксперимента с учетом самостоятельного выбора учащимися времени и порядка выполнения домашнего эксперимента.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в теорию и методику обучения физике, в частности, в теорию и методику формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся за счет:

• обоснования значения домашнего физического эксперимента в формировании исследовательских экспериментальных умений учащихся при обучении физике уже в основной школе;

• определения состава исследовательских экспериментальных умений, разработки их классификация, определения уровней и этапов их формирования, критериев их сформированности;

• определения системы требований к заданиям для домашнего физического эксперимента, направленных на формирование исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при обучении физике.

Практическая значимость исследования определяется тем, что создано учебно-методическое обеспечение системы домашнего физического эксперимента, включающее:

— дидактические материалы по физике для основнойшколы (карточки с заданиями трех типов, учебное пособие и мультимедийный диск). Мультимедийный диск содержит электронные инструкции по проведению домашнего физического эксперимента, краткие исторические сведения по истории изобретений и краткие биографии ученых, справочные материалы, которые необходимы учащимся для расчетов или для определения истинности полученных результатов, а также ссылки на сайты, которые помогут учащимся в выполнении самостоятельного домашнего физического эксперимента;

— методические рекомендации по организации домашних экспериментальных исследований по физике в 7 — 8 классах;

— диагностические материалы для определения уровня сформированности исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при проведении домашнего физического эксперимента, как учителем, так и в ходе самооценки учащихся.

Применение разработанных учебно-методических материалов позволяет формировать исследовательские экспериментальные умения учащихся 7−8 классов на основе домашнего физического эксперимента.

Этапы педагогического исследования.

1 этап (1998;2003 г.) — поисково-теоретический. Этап связан с изучением состояния рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике, ее анализом. Разрабатывались исходные позиции исследования, определялась его методологическая основа, уточнялись тема, гипотеза и задачи исследования. Был осуществлен констатирующий этап педагогического эксперимента.

2 этап (2004;2006 г.) — практический. На этом этапе осуществлялась разработка, в том числе и методических средств выполнения домашнего физического эксперимента, необходимых для достижения цели исследования. Итогом научной работы стало создание методической системы формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся при выполнении домашнего физического эксперимента в основной школе. Проводились разработка и оформление теоретического содержания диссертации. Был осуществлен поисковый этап педагогического эксперимента.

3 этап (2007;2009 г.) — заключительно-обобщающий. Этот этап связан с тестированием и корректировкой содержания методического обеспечения. На данном этапе был проведен формирующий эксперимент, осуществлена обработка его результатов, выполнен их анализ и обобщение, сформулированы основные выводы по итогам проведенного исследования, подготовлена рукопись диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования проводилась в процессе экспериментальной работы, на международных, всероссийских и региональных научно-практических и научно-методических конференциях:

• на международных научно-практических конференциях (Москва, 2005;2010 г., на базе МПГУСанкт-Петербург, ФССО-2007; Нижний Новгород, 2006;2007, Астрахань, 2008);

• на зональных научно-практических конференциях (Пенза, 1999;2003:г.- Борисоглебск, 2007;2010, Йошкар-Ола 2009, 2010) — ¦

• на аспирантских семинарах кафедры «Теорияи методика обучения физике» при МПГУ 2006;2010;

• на курсах повышения, квалификации учителей физики (Пенза, 19 992 009);

• на областных и городских семинарах учителей физики школ города Пенза и Пензенской области 1998;2010;

• во время непосредственной личной педагогической деятельности в средней школе № 11 города Пензы (1998;2004 г.) и в гимназии № 42 города Пензы (2008 г.).

Внедрение научных результатов осуществлялось в процессе преподавания физики в школах г. Пензы и Пензенской области.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследовательские экспериментальные умения учащихся седьмых и восьмых классов основной школы целесообразно и возможно формировать при выполнении домашнего физического эксперимента с применением простейшего оборудования и компьютерного сопровождения. Возможность формирования этих умений учащихся определяется такими психологическими особенностями младшего подросткового возраста, как высокая исследовательская активность, достаточно высокий уровень абстрактного мышления, готовность к анализу и к самостоятельному регулированию своей деятельности.

2. В основу модели методики формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента следует положить идею направленности на обучение школьников методике исследовательской экспериментальной деятельности в целом (начиная с наблюдения и заканчивая выводом о верности или ложности выдвинутой гипотезы) и включить модель целевой, технологическийя- результативный компоненты, построенные с учетом взаимосвязи этапов формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся, уровней и критериев их сформированности.

3. Дидактическими средствами формирования исследовательских экспериментальных умений учащихсяосновной школы при выполнении домашнего физического эксперимента выступают система заданий (наблюдения, опыты, лабораторные работы), рассчитанная на формирование видов деятельности различного уровня продуктивности и включающая задания репродуктивного, частично-поискового и исследовательского типов, а также совокупность карточек-заданий, учебного пособия и мультимедийного диска, применение которых позволяет управлять деятельностью учащихся по выполнению домашнего эксперимента, одновременно обеспечивая самостоятельность и свободу в выборе времени и порядке проведения.

16 работы.

4. Самооценка уровня сформированное&tradeисследовательских экспериментальных умений на каждом этапе выполнения домашнего физического эксперимента выступает необходимым элементом методики.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

В первой главе диссертации «Состояние проблемы формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы в процессе обучения физике» представлен теоретический анализ проблемы, который и позволил определить ее актуальность. В главе анализируется педагогическая практика-формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы в нашей стране и за рубежом, рассматривается нормативная и учебная литература с точки зрения возможности формирования исследовательских экспериментальных умений в основной школе с помощью существующих методик, определяется сущность понятий «исследовательское поведение» и «исследовательское экспериментальное умение». На основе анализа педагогической практики формированияисследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы и теоретических исследований, посвященных формированию исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при изучении курса физики, осуществляется постановка проблемы исследования.

Во второй главе «Теоретические основы формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы средствами домашнего физического эксперимента» рассмотрена домашняя экспериментальная работа как одна из возможных форм домашней работы по физике в основной школе. Определено место домашнего физического эксперимента в системе учебного физического эксперимента. Выявлены психологические особенности младшего подросткового возраста, позволяющие формировать исследовательские экспериментальные умения г «при обучении физике в основной школе именно в этот период. Выделены структура и уровни исследовательских экспериментальных умений. Определена возможность и целесообразность использования исторических сведений для повышения познавательного интереса к экспериментальной стороне физики. На основании рассмотренных выше положений предложена и теоретически обоснована модель методики формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся седьмых-восьмых классов при обучении физике в основной школе средствами домашнего физического эксперимента.

В третьей главе «Методическая система формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся при выполнении домашнего физического эксперимента в основной школе» рассмотрена методика формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся седьмых-восьмых классов при выполнении домашнего физического эксперимента при обучении физике в основной школе. Предложено методическое обеспечение домашнего физического эксперимента для формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся* основной школы. Разработаны задания, позволяющие формировать исследовательские экспериментальные умения учащихся седьмых-восьмых классов основной школы при проведении домашнего физического эксперимента.

В четвертой главе «Организация и методика проведения педагогического эксперимента по формированию исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента» описывается организация экспериментальной части педагогического исследования. В ходе проведения педагогического эксперимента проверена гипотеза исследования. Эффективность и достоверность результатов исследования доказана с помощью методов математической статистики.

В заключении излагаются результаты исследования, делаются общие выводы и намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

В приложении представлены дополнительные материалы, не вошедшие в основной текст диссертации.

Библиография содержит 250 наименований литературы.

Основные результаты исследования отражены в следующих работах:

1. Дементьева, Е. С. Формирование исследовательских умений в процессе самостоятельной деятельности / Е. С. Дементьева // Вестник Университета. М., 2009. — № 30 — С. 28−30. 0,37 п.л.

2. Дементьева, Е. С. Домашние физические эксперименты как средство формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся / Е. С. Дементьева // Физика в школе. М., 2010. -№ 2- С. 52 -54. 0,31 п.л.

3. Дементьева, Е. С. Творческие межпредметные семинары в выпускных гуманитарных классах / Е. С. Дементьева // Физика в школе. М., 2007. — № 3. — С. 34−37. 0,3 п.л.

4. Дементьева, Е. С. Домашний физический' эксперимент и его роль на начальном этапе изучения физики в. средней школе / Е. С. Дементьева // Материалы, IV международной научной конференции" «Физическое образование: проблемы-и перспективы развития». М.: МПГУ, 2005. — С. 12. 0,19 п.л.

5. Дементьева, Е. С. Педагогическое руководство домашним физическим экспериментом / Е. С. Дементьева // Материалы V международной научной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». М.: МШУ, 2006. — С. 92 — 96. 0,19 п.л.

6. Дементьева, Е. С. Преимущества и недостатки проведения виртуальных лабораторных работ по физике / Е. С. Дементьева, А. А. Кузьмин // Материалы V международной научной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». М.: МПГУ, 2006. — С. 279 — 283. 0,28 п.л. (авторских 50%).

7. Дементьева, Е. С. Мотивация самообразовательной деятельности учащихся основной школы / Е. С. Дементьева // Материалы межвузовской НПК «Актуальные проблемы преподавания физики в школе и вузе». Борисоглебск: ГОУ ВПО БГПИ, 2007. — С. 26 — 29. 0,15 п.л.

8. Дементьева, Е. С. Теоретические и методологические основы проведения домашнего физического эксперимента в средней школе / Е. С. Дементьева // Материалы международной научно-практической конференции ФССО-07 «Физика в системе современного образования». С.-Пб., 2007. — С. 5355. 0,15 п.л.

9. Дементьева, Е. С. Технологическое обеспечение формирования мотивации самообразовательной деятельности учащихся основной школы / Е. С. Дементьева // Материалы Х1П международной конференции по технологическому образованию школьников. СборникстатейМ., 2007. -С. 48−51. 0,15 п.л.

Ю.Дементьева, Е. С. Методика проведения домашнего физического эксперимента в средней школе / Е. С. Дементьева // Материалы VI международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемыи перспективы развития». М.: MiII У, 2007. — С. 66−70. 0,18 п.л.

11.Дементьева, Е. С. Психологические аспекты проведения домашнего физического эксперимента / Е. С. Дементьева // Материалы VI международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». М.: МШУ, 2007. С. 62−66. 0,2 п.л.

12.Дементьева, Е. С. Мотивация познавательной деятельности учащихся седьмого класса средствами домашнего физического эксперимента / Е. С. Дементьева // Материалы VII международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». М.: МПГУ, 2008. — С. 48 — 51. 0,17 п.л.

13.Дементьева, Е. С. Домашняя экспериментальная работа по физике в основной школе. / Е. С. Дементьева // Материалы X конференции стран Содружества «Современный физический практикум». Астрахань: АГПУ. Издательский дом Московского физического общества, 2008. — С. 262−263. 0,06 п.л.

14.Дементьева, Е. С. Исследование физических явлений в домашних условиях / Е. С. Дементьева // Материалы VIII международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Сборник аннотаций М.: МИГУ, 2009. — С. 62 — 65. 0,18 п.л.

15.Дементьева, Е. С. Домашние эксперименты как необходимое средство обучения учащихся физике в основной школе / Е. С. Дементьева, Д. А. Дементьев // Материалы межвузовской НГЖ «Актуальные проблемы преподавания физики в школе и вузе». Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ»,.

2009. — С. 32 — 38. 0,32. 0,25 п.л. (авторских 50%).

16.Дементьева, Е. С. Формирование исследовательских умений' учащихся седьмого класса средствами домашнего физического? эксперимента / Е. С. Дементьева, В. С. Евстифеев, С. В. Куликов // Материалы региональной научно-методическойконференции «Емельяновские чтения». Йошкар-Ола, 2009. 0,16 п.л. (авторских 50%).

17.Дементьева, Е. С. Исследовательская деятельность как основа формирования самостоятельности учащихся / Е. С. Дементьева, Д. А. Дементьев // Материалы межвузовской НГЖ «Актуальные проблемы преподавания физики в школе и вузе». Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ»,.

2010. — С. 35 — 38. 0,16 п.л. (авторских 50%).

18.Дементьева, Е. С. Самостоятельность с точки зрения основных педагогических позиций / Е. С. Дементьева, Д. А. Дементьев // Материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Пенза: ПГТА, 2010. — С. 35 — 38. 0,14 п.л. (авторских 50%).

19.Дементьева, Е. С. Технологическое обеспечение формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов технического ВУЗа / Е. С. Дементьева // Материалы межрегиональной НГЖ. Пенза: ИПК и ПРО, 2004 г. — С. 82−86. 0,17 п.л.

20.Дементьева, Е. С. Особенности современного преподавания физики студентам автомобильно-дорожного института / А. И. Влазнев, Е. С. Дементьева //Материалы III Международной научно-технической конференции «Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств». Пенза: ПГУАС, 2004. Т. 2 — С. 205 — 211. 0,4 п.л. (авторских 50%).

21.Дементьева, Е. С. Проведение лабораторных работ по физике в техническом ВУЗе / Е. С. Дементьева, А. А. Кузьмин // Материалы виртуальной международной научно-практической конференции. Пенза: ПГТА, 2005. — С. 82. 0,2 п.л. (авторских 50%).

22.Дементьева, Е. С. Организация повторения курса физики в школе с углубленным изучением предметов гуманитарно-правового профиля / Е. С. Дементьева // Материалы IV международной научной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». М.: МПГУ, 2005. — С. 12: 0,3 п.л.

23.Дементьева, Е. С. Лабораторные работы по физике в техническом вузе / Е. С. Дементьева // Материалы VI международной научно-методической конференции «Новые технологии в преподавании физики: школа и ВУЗ». Сборник статей. Н. Новгород: ВГИПА, 2005. — С. 75 — 77. 0,2 п.л. (авторских 50%).

24.Дементьева, Е. С. Преимущества и недостатки проведения виртуальных лабораторных работ по физике / Е. С. Дементьева, А. А. Кузьмин // Материалы V международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». М.: МПГУ, 2006. — С. 279 — 283. 0,28 п.л. (авторских 50%).

25.Дементьева, Е. С. Использование современного математического аппарата в преподавании физики для инженерно-технических специальностей в вузах / Е. С. Дементьева, Ю. В. Батяйкина // Материалы межвузовской НПК «Актуальные проблемы преподавания физики в школе и вузе». Борисоглебск: ГОУ ВПО «БГПИ», 2007. — С. 7 -9. 0,2 п.л. (авторских 50%).

26.Дементьева, Е. С. Моделирование физических процессов с использованием современных компьютерных технологий / Е. С. Дементьева, В. С. Евстифеев, С. В. Куликов // Материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- Пенза: ПГТА, 2009. 0,16 п.л. (авторских 50%).

27.Дементьева, Е. С. Самообразовательная деятельность студентов технических вузов при изучении курса общей физики средствами физического эксперимента / Е. С. Дементьева, Д. А. Дементьев // Материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.- Пенза: ПГТА, 2009. 0,22 п.л. (авторских 50%).

Выводы по главе 4.

1. Достижение уровней сформированное&tradeисследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы по физике при выполнении домашнего физического эксперимента для экспериментальных и контрольных классов обусловлено не случайными факторами, а имеют закономерный характер. Причиной является использование в экспериментальных классах совокупности методических, дидактических и диагностических средств при выполнении домашнего физического эксперимента, позволяющих формировать исследовательские экспериментальные умения на высоком уровне при обучении физике уже в основной школе.

Гипотеза подтверждена. Использование предлагаемой методики должно рассматриваться как выполнение необходимого условия для формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся основной школы при выполнении домашнего физического эксперимента. Нет сомнений в целесообразности применения предложенных форм контроля уровня формирования исследовательских экспериментальных умений. Это доказали результаты исследования. Эффективность и достоверность результатов исследования доказана с помощью методов математической статистики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выделим основные результаты решения поставленных в диссертационном исследовании задач.

1. Выявлены причины того, что в настоящее время ИЭУ формируются, как правило, на репродуктивном уровне: широкое использование готовых инструкций, низкий уровень самостоятельной деятельности учащихся при проведении эксперимента, ограничение времени для опытно-экспериментальной работы на уроке. Обоснована необходимость и возможность формирования ИЭУ учащихся при выполнении ДФЭ.

2. Уточнено понятие «исследовательское экспериментальное умение» как осознанное умение индивида (подростка 12−14 лет) самостоятельно проводить экспериментальные исследования и анализ физических процессов и явлений, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования. ИЭУ являются1 сложными, состоящими из интеллектуальных исследовательских экспериментальных умений, которые позволяют выполнять учащимся умственные действия, и практических исследовательских экспериментальных умений, которые позволяют выполнять учащимся практические действия.

3. Определены критерии сформированности ИЭУ учащихся основной школы: границы применения в учебной деятельности, характер деятельности, проявление в учебной деятельности. Выявлены уровни сформированности ИЭУ учащихся основной школы: начальный (репродуктивный), основной (частично-поисковый), высокий (исследовательский).

4. Теоретически обоснована и разработана модель методики формирования ИЭУ учащихся основной школы при выполнении ДФЭ, ориентированная на социальный заказ общества. Теоретическое основание данной методики содержит: принципы обучения, методологические подходы к формированию ИЭУ учащихся основной школы при выполнении ДФЭ.

• 5. Разработана методика формирования ИЭУ учащихся основной школы при выполнении ДФЭ, которая состоит из трех этапов: мотивационного, теоретического и деятельностного. Разработана программа проведения ДФЭ для седьмых-восьмых классов. Разработаны дидактические средства для проведения ДФЭ: карточки с заданиями разных уровней, учебное пособие для учащихся, мультимедийный диск.

6. Экспериментально в ходе педагогического эксперимента проверена эффективность разработанной методики формирования ИЭУ учащихся седьмых и восьмых классов при выполнении ДФЭ. Показано, что предложенная методика позволяет более эффективно формировать и развивать ИЭУ учащихся основной школы, чем традиционная методика. Результаты проведённого исследования показали, что успешное формирование ИЭУ достигается путём организации познавательной деятельности в непосредственном контакте ученика с изучаемым объектом в домашних условиях, а эффективность развития ИЭУ зависит от поэтапности исследовательского экспериментального обучения, дифференцированного подхода и учёта индивидуальных особенностей ученика.

Представленные результаты позволяют утверждать, что цель настоящего диссертационного исследования достигнута, задачи решены.

Дальнейшие исследования могут быть связаны с формированием ИЭУ учащихся при изучении естествознания в основной и старшей школе, при изучении физики в старшей школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , A.B. Физика вокруг нас. Качественные задачи по физике / Аганов A.B. //М.: Дом педагогики, 1998
  2. , А. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Алексеев А. Г., Леонтович A.B., Обухов A.C., Фомина Л. Ф. // Журнал «Исследовательская работа школьников» № 1, 2002 С. 35−38
  3. Д.В., Шеффер, Н.И. О системе творческих лабораторных работ по физике в VII-Vin Классах // Журнал «Физика в школе» 1997, № 6. — с. 71−72.
  4. Д.В. Учебный эксперимент как средство развития личности учащихся на уроках физики./ Дисс. .канд. пед. наук. Оренбург, 1998.172 с.
  5. В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников./ Автореф. Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1972.-21 с.
  6. C.B. Совершенствование подготовки студентов педагогических институтов по школьному физическому эксперименту. / Дисс. канд. пед. наук. -М., 1981. -209 с.
  7. В.Н., Групповая организация учебной деятельности учащихся средних профтехучилищ на уроках физики./ Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Ленинград, 1987. -16 с.
  8. Анциферов1 Л. И. Методика проведения лабораторных работ по физике в средней школе. Воронеж: Центр.- Черноземное кн-во, 1972. -72 с.
  9. Л.И. Оптимизация школьного физического эксперимента./ Дисс.. докт. пед. наук. Курск, 1985. — 427 с.
  10. Ю.Аттестация учителей физики: метод, рек. / авт.-сост. С.М. Новиков- под ред. Л .Я. Олифреренко. -М.: Айрис-пресс, 2006. 128 с.
  11. П.Африна, Е. И. Методические рекомендации по организации и проведению научных исследований на уроках физики. М.: изд-во МГИУ, 1981
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды. АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  13. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. — Челябинск: Издательство Челябинского гос. пед. ин-та «Факел», 1994. 155 с.
  14. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Институт профессионального образования России, 1995. -336 с.
  15. Д.Н. Психология усвоения знаний в школе.— М.: Ак. пед. наук РСФСР ин-т псих., 1959. 347 с.
  16. Л.И. Проблемы формирования личности // под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  17. Болыпая книга экспериментов для школьников. 1999 Instituto Geografico De Agostini S.p.A., Novara. Издание на русском языке. ООО «Росмэн-Издат», 2001
  18. Большая советская энциклопедия. М.: Издательства «Советская энциклопедия», 1979.
  19. М.М. Методика использования графиков в курсе физики средней школы /автореф. дис. кан. пед. наук /— Киев, 1980. 19*с.
  20. A.M. Конструирование системы учебных заданий как средства индивидуализации и дифференциации учебной деятельности. — Казань, 1990.-116 с.
  21. Г. В. Усиление практической направленности школьного образования в условиях обновления его содержания. /Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995.- 54 с.
  22. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 418 с.
  23. В.А. и др. Результаты исследования знаний, умений и навыков учащихся 6- 7 классов по физике. М.: М-во просвещения РСФСР НИИ школ, 1979.-107 с.
  24. В.А., Кабанов Ф., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6−7 классах средних школ. М.: Просвещение, 1981. -112с.
  25. И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. -М.: Высшая школа, 1989. -176 с.
  26. A.A. Формирование обобщенных экспериментальных умений учащихся на уроках физики./ Дисс. канд. пед. наук. Л., 1989. -184 с.
  27. A.A., Кондратьев A.C. Формирование многокомпонентных обобщенных умений при изучении физики в средней щколе//Проблемы учебного физического эксперимента, вып. 1. -Глазов: ГПИ, 1995.-С.14−16.
  28. Н.Е. Использование количественных сравнений и критериальных соотношений для повышения эффективности обучения физике. / Дисс. канд. пед. наук. М., 1974 -171 с.
  29. Н. Е. Взаимосвязь методов обучения и методов научного познания // Теория и методика обучения физике в школе. М.: Академия, 2000/ - С. 132−142.
  30. А.Б. Графический метод в курсе физики средней школы. — Липецк, 1959. 15 с.
  31. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с.
  32. Т.Д. Деятельностный подход в процессе изучения физики.// Деятельностный подход и педагогика сотрудничества в процессе преподавания естественно-математических дисциплин.- Благовещенск, 1997.-С. 5−6.
  33. JI.C. Психология подростка // Собр. соч. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. — с. 5−242.
  34. П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий /Подг. к печати М. А. Степановой. //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.1998. № 2. — С.3−8.
  35. . Н.К., Нурминский И. И. Методика преподавания физики в. 8−9 классах общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1999.-110 с.
  36. А.И. Самодельные приборы по физике. М.: Академия педагогических наук, 1953. — 515 с.
  37. JI.A. Занимательные опыты по физике в 6 7 классах средней школы. Книга для учителя — 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1985. -175 с.
  38. E.H., Орехов В. П. Методика и техника физического эксперимента. М: Просвещение, 1964. — 481 с.
  39. М.И., Краснянская, К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская: М. т: Педагогика, 1977. — 136 с.
  40. P.M. Элементы практической психологии. Санкт-Петербург: Изд-во «Свет», 1997: — 608 е.: ил.
  41. А.Е. Физика. Учебник для 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000.
  42. А.И. Межпредметные связи в системе современного образования /Монография/- Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. 213 с.
  43. А.И. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся при выполнении лабораторных экспериментальных работ. /Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 21 с.
  44. JI. В. Формирование умений учащихся самостоятельно приобретать знания при выполнении, фронтальных экспериментальныхработ на первой ступени обучения физике./Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-JI., 1975.-21С.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Просвещение, 1986. 240 с.
  46. В.В. Концепция учебной деятельности школьников // В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 13−26
  47. , Е. С. Формирование исследовательских умений в процессе самостоятельной деятельности / Е. С. Дементьева // Вестник Университета. М., 2009. № 30 — С. 28−30. 0,37 п.л.
  48. , Е. С. Домашние физические эксперименты как средство формирования исследовательских экспериментальных умений учащихся / Е. С. Дементьева // Физика в школе. М., 2010. -№ 2- С. 52 54″. 0,31 п.л.
  49. , Е. С. Педагогическое руководство домашним физическим экспериментом / Е. С. Дементьева // Материалы V международной научной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». М.: МПГУ, 2006. С. 92 — 96. 0,19 п.л.
  50. , Е. С. Мотивация самообразовательной деятельности учащихся основной школы / Е. С. Дементьева // Материалы межвузовской
  51. НПК «Актуальные проблемы преподавания физики в школе и вузе». Борисоглебск: ГОУ ВПО БГПИ, 2007. С. 26 — 29. 0,15 п.л.
  52. , Е. С. Домашняя экспериментальная работа по физике в основной школе. / Е. С. Дементьева // Материалы X конференции стран Содружества «Современный физический практикум». Астрахань: Al НУ.155
  53. Издательский дом Московского физического общества, 2008. С. 262−263. 0,06 п.л.
  54. Т.Е. Общеучебные умения как ключ к решению актуальных проблем образовательной политики // Нач. шк.: плюс-минус. 2002: -Ы 5. — С. 41−46
  55. С.И. Методическая подготовка студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе/ автореф.дисс.. док. пед. наук/- М., 2007. с. 50.
  56. Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Сарат', ун-та, 1989. — 218 с.
  57. И.А. О месте потребностей, эмоций- чувств -в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии, личности. / под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. — С. 145−169
  58. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы, современной дидактики: учеб. / под. ред. М. Н. Скаткина. Просвещение, 1982. — 319 с.
  59. Дидактические основы построения учебного предмета общеобразовательной школы./ Методическое пособие/. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1989. -156 с.
  60. Дик Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации./Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М., 1996. 59 с.
  61. Дик Ю.И. и др. Основные знания и умения по физике (записная книжка школьника по физике). М.: НИИС и МО АПН СССР, 1985. -33 с.
  62. А.Н. Школа Франции XX столетия. М: Прометей, МГПИ им. Ленина, 1989. — 130 с.
  63. Е. JI. Пути оптимизации экспериментальной подготовки учащихся при обучении физике в современных условиях. /Дисс.. канд. пед. наук. -Курган, 1994. 192 с.
  64. A.A. Формирование у школьников общеобразовательных умений во взаимосвязи с мотивацией учебных действий / автореф. дис. кан. пед. наук. Волгоград, 2001. — 28 с.
  65. В.В. Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихся общеобразовательной школы. (На примере изучения естественных дисциплин)./ Дисс. .докт. пед. наук. Челябинск, 1999.
  66. В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин и др. -СПб.: Питер, Ком, 1999. 356 с.
  67. В.М. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. Изд-во «Просвещение», 1983. 160 с.
  68. А.Г. Развитие общеучебных умений учащихся в образовательном процессе основной школы /автореферат дис. кан. пед. наук / СПб, 2006. -23 с.
  69. В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  70. Н.М. Практическая дидактика для учителя /учебное пособие / -М.: Педагогическое общество России, 2001. 256 с.
  71. JI.A. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики /пособие для учителей /- М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  72. О. В. Методика формирования у учащихся обобщенных видов деятельности по усвоению понятий о физических объектах /автореф. дис. кан. пед. наук / Москва, 1999. — 16 с.
  73. И.А. Формирование и развитие исследовательских навыков и умений у учащихся в процессе обучения физике// Вопросы методики и психологии формирования физических понятий, вып.1.- Челябинск, 1970.-С. 84−94.
  74. Т.Г., Кидрасов Ф. Х., Ратникова Е. К. Исследовательский элемент на раннем этапе изучения физики.// Проблемы учебного физического эксперимента, вып.З.- Глазов: ГПИ, 1997.- И 12.
  75. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство «Питер», 2000. -512 с.
  76. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
  77. Н.Ф. Экспериментальные задачи как средство формирования знаний о физическом явлении и развития логического мышления учащихся в курсе физики основной школы (7−8 классы) / дис.. канд. пед. наук/ Н. Ф. Искандеров. Челябинск, 1993. — 194 с.
  78. Кабанова-Миллер E.H. Обучение учащихся разумно учиться // Среднее специальное образование 1965. — № 8. — С. 5−9
  79. В.Е. Развитие физико- технического творчества учащихся при обучении физике./ Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.-23 с.
  80. С.Е., Пурышева Н. С. и др. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. М.: «Академия», 2000. — 368 с. -180- с.
  81. С.Е., Пурышева Н. С. и др. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы / Под ред. С. Е. Каменецкого. — М.: «Академия», 2000. — 384 с.
  82. П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. М., Наука, 1981.- 237 с.
  83. К. А., Королева Е. Л., Недялкова Г. М., Соколова И. И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». № 1, 2002 г.
  84. К.И. Формирование практических умений и навыков в процессе обучения физике в 6−7 классах. / Дисс.. канд. пед. наук. -Лен., 1955. 366 с.
  85. Ковалёва^ Е. В. Управление формированием общеучебных умений и навыков учащихся общеобразовательной /автореф. дис. кан. пед. наук / Е. Б. Ковалёва. Барнаул, 2003. — 19 с.
  86. М.Г. Стимулирование домашней экспериментально-исследовательской деятельности учащихся по физике (на материале курса физики 7−8 классов)./ Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1994. -218 с.
  87. Е.С. Формирование исследовательских экспериментальных умений у учащихся основной школы при обучении физике./ Дисс.. канд. пед. наук.— Москва, 2000.-220 с.
  88. В.Л. Программа формирования обобщенных экспериментальных умений учащихся в 7−11 классах. //Проблемы учебного физического эксперимента, вып. 2. -Глазов, 1996. 13.
  89. Я.А. Избранные сочинения. Великая дидактика // пер. с латинского Д.Н. Королькова- под ред. A.A. Красновского. М., 1939. -320 с.
  90. H.A. Пути усиления самостоятельности учащихся при выполнении фронтальных лабораторных работ на I ступени обучения физике./ Дисс. канд. пед. наук. Тирасполь, 1987. -209 с.
  91. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Народное образование. 2002. — № 4. — С. 254−269
  92. Н.Ю. Компьютерные технологии обучения как средство организации самоуправления деятельностью учащихся в процессе школьного физического эксперимента./ Дисс.. канд. пед. наук. -С.-Пб., 1998.-177С.
  93. Н.В. Формирование экспериментальных умений у учащихся в условиях дифференцированного обучения физике /на примере гуманитарного и технических профилей/./ Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. -204 с.
  94. Г14. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение истоки, сущность, перспективы. — М., Знание, 1991. — 79 с.
  95. В.И. Философия. Познание мира и феномены технологии. -Казань: КГТУ, 2001. 327 с.
  96. КурилёваН.Л. Развитие технических способностей учащихся при обучении физики в основной школе. / автореф. дисс.. канд. пед. наук/-М., 2007. 21 с.
  97. И.Я. Сто игр по физике. М. Просвещение, 1995, 200 с.
  98. И.Я. Методика формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения физике / дис.. док. пед. наук / Л., 1986.-352 с.
  99. И.Я., Тряпицина А. П. «Раздвигая границы привычного». -Ленинград, Лениздат, 1990, 111с.
  100. О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся.-Л., Знание, 1973.
  101. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. -М.: Высшая школа, 1991. -224 с.
  102. И.В. Формирование компонентов учебной деятельности при изучении физики в основной школе. / автореф. дисс.. конд. пед. наук/И.В. Лежникова. Киров, 2006. — 19 с.
  103. И.Д. Формирование интеллектуальных умений учащихся 6−7 классов общеобразовательной школы / автореф. дис. кан. пед. наук / Н. Д. Леонидова. Москва, 1998. — 19 с.
  104. А. В: Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии // Народное образование, № 10, 1999.
  105. Лернер И. Я: Дидактические основы* методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 183 с.
  106. Лернер И. Я! Развивающее обучение- с дидактических позиций. // Педагогика. 1996, № 2. — с. 7—11.
  107. А.П. Физический эксперимент в обучении физике. Вологда: Вологодский гос. пед. институт, 1992. — 83 с.
  108. . Т. Педагогика. Курс лекций. -М.: Прометей, 1996. 464 с.
  109. H.A. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть учебно- воспитательного процесса. /Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1990. — 32 с.
  110. А.Р. Лекции по общей психологии.-С-П., Питер, 2004. 320 с.
  111. Р.В. Оценка уровня знаний учащихся физического эксперимента.//Учебная физика, 1998 К24. Глазов. -С. 28−31.
  112. Д. В. Развитие проектных умений учащихся на занятиях по физике./Дисс. канд. пед. наук.— Санкт-Петербург, 2005.-218 с.
  113. Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
  114. Р.И. Система творческих лабораторных работ по физике в средней школе: Учеб. пособие Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1999.- 102 с
  115. Е.С. Учебный эксперимент в формировании физических понятий. //Проблемы учебного физического эксперимента, вып. 1. -Глазов, 1995.-С. 28−29.
  116. М.Ю. Об оценке качества общеучебных умений учащихся старшей школы. // Сборник трудов «Обучение физике и астрономии в контексте современных педагогических технологий». Иркутск, 2007. — 305 с.
  117. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  118. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с
  119. , М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 368 с.
  120. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника /Избранные психологические труды / — М.: Педагогика, 1989. 118 с.
  121. Методика преподавания физики и астрономии в 7−9 классах общеобразовательных учреждений' / Под ред. A.A. Пинского, И. Г. Кирилловой. М.: Просвещение, 1999
  122. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета „Физика“ в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» //Физика в школе. 2004. № 6.-С. 18−35
  123. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 299 с.
  124. B.B. Сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм организации обучения физике в основной школе./ Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1998. -17 с.
  125. О.В. Системный подход при формировании у учащихся физических понятий.Учебное пособие. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1987.-91 с.
  126. В.М. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя / В. М. Монахов, Т. К. Смыковская // Школьные технологии. 2001. — № 4. с. 48−64.
  127. В.В. Развитие мышления у учащихся в курсе физики : учебное пособие. — Киров: Кировский пед. институт, 1976. 80 с.
  128. СТ. Реализация исследовательского подхода при обучении физике./ Дисс. канд. пед. наук, 1988. 196 с.
  129. Научно- технический прогресс и перестройка системы образования в Швеции./ Л. Г. Можаева. М.: РАО- 1994. — 91 с.
  130. Немов Р. С Психология-: в 3-х томах. М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. A.C. Грибоедова- 2002, — 630 е., 684 е., 351 с.
  131. P.C. Психология: Словарь-справочник: в 2-х томах М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003: — 304 е., 352 с.
  132. , Т.М. Формирование общеучебных умений работы с книгой на основе анализа смысловой структуры текста / автореф. дис. кан. пед. наук/-Челябинск, 1988- 18 с.
  133. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  134. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000 / А. Г. Каспаржак, К. Г. Митрофанов, К. Н. Поливанова и др. М.: «Университетская книга», 2005. — 128 с.
  135. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. -221с.164
  136. Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования. //Вестник образования, М.: ПЮ-ПРЕСС, 1998. № 10 24 — 68.
  137. А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  138. Общая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов / под. ред. В. В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981. — 383 с.
  139. Общая психология. Учебник для студентов пед. инст. / A.B. Петровский, A.B. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- под общ. Ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 463 с.
  140. Е.С. Физическая микролаборатория / Е. С. Объедков, O.A. Поваляев // М., 2004. 122 с.
  141. ОрёлА.Е. Дидактические основы построения и организации системы самостоятельных работ, направленных на развитие творческих способностей учащихся (на материале курса физики 7−8 классов). / дис.. канд. пед. наук / Челябинск, 2000. — 195 с.
  142. Е. В. Управление развитием общеучебных умений учащихся основной школы./ Дисс. канд. пед. наук. — Москва, 2005.- 213 с.
  143. Основы методики преподавания физики в средней школе / учебник // под ред., A.B. Перышкина, В. Г. Разумовского, В: А. Фабриканта. М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
  144. Я.И. Занимательная физика. Екатеринбург: Тезис, 1994. -184 с.
  145. A.B. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / A.B. Перышкин. М.: Дрофа, 2001. — 192 с.
  146. A.B. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / A.B. Перышкин. М.: Дрофа, 2001. — 192 с.
  147. . Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Логика и психология: пер. с англ. и фр. Ж. Пиаже- предисл. В. А. Лекторского. М., 1969. — 695 с.
  148. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  149. К.К. О знаниях, навыках и умениях.// Советская педагогика, 1963, № 11.-98−103.
  150. Е. В. Методика формирования исследовательских умений в проектной деятельности у учащихся основной школы при изучении физики./ Дисс. канд. пед. наук.— Москва, 2009.-187 с.
  151. А. Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение.//Журнал «Исследовательская работа школьников» № 1, 2002.
  152. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 630 с.
  153. А.И. Модель педагогической системы развивающего обучения (на содержании курса физики 7-го класса)./ Автореф. дисс. .докт. пед. наук-Челябинск, 1997. 45с.
  154. Е. В. Формирование исследовательских умений учащихся основной школы в процессе обучения геометрии./ Дисс.. канд. пед. наук.
  155. Новокузнецк, 2004.-231- с.
  156. A.A. Учебное оборудование по физике в средней школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1973.-480 с.
  157. A.C. Формирование общеучебных умений старшеклассников в процессе рефлексии познавательной деятельности / автореф. дис. кан. пед. наук / A.C. Попов. Оренбург, 2003. — 18 с.
  158. Р. И. Методические основы формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники./ Дисс.. канд. пед. наук.
  159. Санкт-Петербург, 2000.-199 с.
  160. Правила по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР. -М.: Просвещение, 1983. 30 с.
  161. Практикум по физике в средней школе. / Под ред. Бурова В. А., Дик Ю. И., изд. 3-е. М.: Просвещение, 1987. -192 с.
  162. Преподавание физики, развивающее ученика / пособие для учителей и методистов. Подходы, компоненты, уроки, задания: / сост. под ред. Э. М. Браверман. М.: Ассоциация учителей физики, 2003. — Кн.2. — 400 с.
  163. Преподавание физики, развивающее ученика / пособие для учителей и методистов. Развитие мышления: общие представления, обучение мыслительным операциям: / сост. под ред. Э. М. Браверман. — М.: Ассоциация учителей физики, 2005. Кн.З. — 272 с.
  164. Программно-методические материалы. Физика. 7−11 классы. М., Издательский дом «Дрофа» 1998
  165. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М. Дрофа, 2000
  166. JI.A. Совершенствование подготовки студентов к использованию учебного эксперимента на уроках изучения нового физического материала. / Дисс. канд. пед. наук. М., 1991. — 235 с.
  167. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М. Дрофа, 2000.
  168. Психология: словарь. /Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  169. Психологический, словарь./ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983. — 447 с.
  170. Психолого-педагогический словарь/ Под. ред. В. А. Мижерикова. Ростов- на- Дону: Феникс, 1998. 541 с.
  171. Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках (на материале физики)./ Дисс. канд. пед. наук. М., 1972. — 241 с.
  172. Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе / монография / М.: Прометей, 1993. — 161 с.
  173. Н.С. Физика. 7 кл. / учеб. общеобразоват. учеб. заведений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2001. — 208 с.
  174. Н.С. Физика. 8 кл. / учеб. общеобразоват. учреждений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2007. — 255 с.
  175. Н.С. Физика. 9 класс / учебник для общеобразоват. учреждений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, В. М. Чаругин. М.: Дрофа, 2007. — 285 с.
  176. Н.С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе./ Автореф.дисс. докт. пед. наук. -М., 1995. -42с.
  177. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  178. В.Г. Обучение школьников и развитие их способностей // Физика в школе. М., 1994, № 2. — с. 35−40.
  179. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  180. В. Г. Методология совершенствования преподавания физики //Физика в школе.- М.1983.- № 3. 10−17.
  181. Разумовский- В. Г. Развитие творческих способностей учащихся' в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. — 272'с.
  182. В.В. Развивающее обучение. Теория' и практика. Томск: «Пелинг», 1997. — 64 с.
  183. Т.Е. Графический метод как одно из средств обучения в курсе физики I ступени обучения / автореф. дис. кан. пед. наук / Т. Е. Романова. Челябинск, 1990. — 19 с.
  184. Рот X. О некоторых аспектах активизации деятельности учащихся при самостоятельной экспериментальной работе при обучении физике. -М.:ВЦП, 1987.-7 с.
  185. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 322 с.
  186. А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004.
  187. Сборник нормативных документов. Физика / федер. компонент гос. стандарта, федер. базис, учеб. пл. / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. -М.: Дрофа, 2004.-111 с.
  188. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  189. В. И. Развитие исследовательских умений учащихся при использовании компьютеров в процессе выполнения лабораторных работ на уроках физики./ Дисс.. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 1999.-207 с.
  190. В.Я. Методика и техника школьного физического эксперимента. -Новосиб.: НГПИ, 1990. -101 с.
  191. Н.М. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. -М.: Педагогика, 1971. 206 с.
  192. Н.М. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  193. В.А. Общая педагогика / Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 4.1. -282 с.
  194. М.С. Самостоятельные исследования учащихся по физике как средство развития их интересов и познавательной активности./ Автореф. дисс. .канд. пед. наук, 1983. 15 с.
  195. Содержание образования и методы обучения./ Под ред. Г. И. Беленького, А. Г. Колоскова, М. М. Разумовской, И. П. Рахмановой. -М.: АПН, 1979. 204 с.
  196. Содержание политехнического образования в школе /Методическое пособие/.- М: Педагогическое общество, 1985. 80 с.
  197. Сравнительный анализ математической и естественнонаучной подготовки учащихся основной школы России. TIMSS. М., 1996. Вып. 2. -47 с.
  198. Г. Н. Обновление содержания физического образования в основной школе на основе информационного подхода / автореф. дис. д-ра пед. наук / Г. Н. Степанова. Москва, 2002. — 32 с.
  199. С.А. Теория деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: Теоретический и практический аспекты / Монография / С. А. Суровикина. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. — 238 с.
  200. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  201. Д.В., Воровщиков С. Г. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников— М.: Школ, технологии. 2002. — N 5. — С. 42−55
  202. Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В .В: Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 353 с.
  203. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С Пурышева, Т. И. Носова и др.- под ред. С. Е. Каменецкого. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 384 с.
  204. O.K. Психологические исследования творческой деятельности. М: Наука, 1975. — 254 с.
  205. Требования к знаниям и умениям школьников. / Под ред. A.A. Кузнецова. М- Педагогика, 1987. -174с.
  206. Г. М. Физика в таблицах, граф. схемах и диаграммах / Г. М. Тульчинская, P.C. Левина. Калуга, 1994 — 236 с.
  207. JI.X. Использование комплекса упражнений по физике, основанных на компьютерном модельном эксперименте. / дисс.. канд. пед. наук / JI. X Умарова. М., 2005. — 161 с.
  208. A.B. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / A.B. Усова, A.A. Бобров. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
  209. A.B. Беликов В. А. Учись самостоятельно учиться. Челябинск-Магнитогорск: ИГЛУ Факел, 1997. 126 с.
  210. A.B., Завьялов В. В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики/ метод, пособие/. М.: Высшая школа, 1984. -96 с.
  211. А.П. Управление процессами саморазвития учащихся при обучении физике. / Автореф. дисс.. док. пед наук/ А. П. Усольцев. -Екатеринбург, 2007. 20 с.
  212. Ушачев В. П: Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике./ Дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1988. -203 с.
  213. А. Ю. Формирование исследовательского умения учащихся посредством компьютерных технологий в процессе изучения пропедевтического курса физики./ Дисс.. канд. пед. наук.1. Челябинск, 2002. 188 с.
  214. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование
  215. Физика и астрономия. Учебник для 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. A.A. Пинского, В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 2000
  216. Философский энциклопедический словарь / под ред. С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Иличев и др. М.: Сов. Энц., 1983. — 840 с.
  217. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. /Под ред. П. Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной/. М.: МГУ, 1968. -134 с.
  218. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога / Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
  219. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7−11 классах общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996
  220. И., Шестедт Б. Европа: тенденции и проблемы./ Перспективы: вопросы образования. -1992, №½. с. 105 -121.
  221. X. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков в условиях непрерывного образования./ Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1997. -23 с.
  222. А. Физический эксперимент в средней школе 6−7 классы. -М.: Просвещение, 1988. -172 с.
  223. A.A. Развитие познавательной деятельности, учащихся при выполнении исследовательского лабораторного эксперимента- по физике./ Дисс. канд. пед. наук. Д.*, 1978. — 220 с.
  224. Что’надо знать учителю • об. общеучебных умениях учащихся / Опыт гимназии N 1543 Москвы / Ю. В. Завельский // Завуч. -2001'. N 4. — С. 137 140
  225. Л.Д. Развитие исследовательских умений учащихся средней школы./ Дисс. канд. пед. наук. -Пб, 1997. — 136 с.
  226. Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении.- Свердловск- СГПИ, 1990.-96 с.
  227. , Н.В. Дидактический материал по физике. 7−11 кл. / Н. В. Шаронова, Н. Е. Важеевская. М., Просвещение, 2005. — 125 с.
  228. Н. В. Формирование информационных умений учащихся на уроках физики как средство повышения их компетентности./ Дисс.. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2007.-171 с.
  229. В.Ф. Многоуровневый физический практикум в домашних условиях /Физика в школе. 1998.- № 5. -С. 51−54.
  230. Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды.//Вопросы психологии, 1986, № 1.- 53−60.
  231. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / кн. для учителя /Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
Заполнить форму текущей работой