Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Активизация процесса развития творческих способностей учащихся возможна при соблюдении следующих педагогических условий: наличие интегрированной программы и ее направленность на развитие творческих способностей учащихся (развитие у учащихся потребности общения с искусствомформирования у них представления о единстве искусств, посредством элементов, имеющих изначальное генетическое родство… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические основы художественного образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования
    • 1. 1. Изобразительное искусство как специфическое средство художественного образования и эстетического воспитания учащихся
    • 1. 2. Особенности развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства
    • 1. 3. Интеграция видов искусств как фактор развития творческих способностей учащихся
  • Глава 2. Пути и условия развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода
    • 2. 1. Пути интеграции видов искусств в учебно-воспитательном процессе школы-лицея (художественное отделение)
    • 2. 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства

Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Модернизация российского общества в настоящее время характеризуется серьезными изменениями, затрагивающими все сферы человеческой жизни. Современная перестройка системы образования, культуры, различных сфер дополнительного образования настоятельно требует создания новых моделей процессов обучения и воспитания, в частности моделей эстетического воспитания и художественного образования. Особое педагогическое значение имеет обеспечение целесообразной взаимосвязи эстетического воспитания и художественного образования, которое определяется органическим единством их содержания и лежащей в их основе идеи развития гармонической личности. Все это требует исследования ряда проблем теории и практики художественного образования на основе интеграции. К ним следует отнести современные концепции, различающиеся, прежде всего, своими позициями: одни утверждают свою качественность в отличие от традиционного образования, другие всецело включены в педагогическую традицию, третьи противостоят и старым, и новым моделям. Вместе с тем каждая из концепций развивает тот или иной аспект интеграции: формирование у ученика целостной картины мира, интегрального мировосприятия, интегрального мышленияотношение к ученику как к «интегральной индивидуальности», самостоятельно формирующей личностное, знаниевое и смысловое полеотказ от предметного обучения и структурирование образовательного процесса по интегральным эпистемам. Разные по типу педагогические концепции по сути своей сходятся в одном — в отношении к интеграции как к перспективнейшему направлению развития образования.

Вопросы художественно-эстетического воспитания детей, интегративного воздействия искусств на личность нашли свое отражение в работах известных педагогов и психологов советского периода: П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. Н. Крутецкого, A.B. Луначарского, С.Т.

Шацкого, В. Н. Шацкой и др. В ряде психолого-педагогических исследований последних лет рассматриваются идеи развития творческих способностей учащегося на основе интеграции различных видов искусств, среди которых наиболее значимыми являются работы B.C. Кузина, A.A. Мелик-Пашаева, Б. М. Неменского, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, H.H. pii I.

Фомина, Г. П. Шевченко. Методологическая идея интеграции рассмотрена/ в работах Н. С. Антонова, В. Г. Данилюк, В. Н. Максимова. Большой вклад в развитие проблемы интеграции видов искусств внесли теоретические исследования в области психологии, эстетики, искусствоведения (Б.Г. Ананьев, H.A. Дмитриев, А. Я. Зись, М. С. Каган, В. В. Кандинский, М. Е. Марков, C.JI. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, П. М. Якобсон и др.).

Тем не менее, сложившийся взгляд на проблему комплексного воздействия искусств на художественно-творческое развитие учащихся, страдает некоторой односторонностью и неполнотой. В основном решение проблемы сводится к использованию смежных видов искусств, в рамках одного предмета и, как правило, с целью углубления процесса восприятия, а не развития творческих способностей.

Одним из путей, позволяющих активизировать процесс развития творческих способностей учащихся, является интегрированное воздействие искусств, которое в педагогическом аспекте понимается как определенное сочетание видов искусства, выбранное для решения тех или иных задач художественного образования и эстетического воспитания личности растущего человека.

Анализ теоретических источников по проблеме развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования показал наличие ряда противоречий между:

— поиском новых подходов к развитию творческих способностей детей в сфере дополнительного образования и преобладанием традиционного содержания, форм и методов организации процесса художественного образования;

— потребностью в развитии творческих способностей детей и отсутствием необходимых для этого педагогических условий;

— необходимостью технологического обеспечения интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства и не разработанностью научно-практических рекомендаций в указанном направлении;

— потребностью художественного образования в педагогах-профессионалах и отсутствием целенаправленной подготовки и переподготовки квалифицированных педагогических кадров в сфере дополнительного образования, способных к творческой деятельности.

С учетом данных противоречий сделан выбор темы нашего диссертационного исследования «Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия повышения эффективности развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства в условиях дополнительного образования.

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства в сфере дополнительного образования.

Предмет исследования: интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода будет осуществляться эффективно, если:

— в основу формирования и развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства будет положен интегративный подход, обеспечивающий эффективное творческое взаимодействие субъектов в целостном педагогическом процессе;

— будет разработана и реализована интегрированная программа и технология развивающего обучения учащихся средствами изобразительного искусства, обеспечивающая развитие их творческих способностей;

— определены, синтегрированы и использованы в учебном процессе образовательные и воспитательные возможности различных видов искусств с целью эффективного развития творческих способностей учащихся;

— сформированы у учащегося знания и умения, способствующие восприятию синтеза различных видов искусств;

— подготовлены профессионально-педагогические кадры дополнительного образования, способные к реализации интегративного подхода в процессе художественного образования.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, гипотезы и цели были определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать проблему художественного образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования, выявить существующие на современном этапе связи, принципы, формы и методы развития творческих способностей детей.

2. Разработать концепцию эффективного развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода.

3. Определить возможности интеграции различных видов изобразительного искусства по учебному предмету «Композиция».

4. Выявить педагогические условия эффективного развития творческих способностей детей в процессе художественного образования средствами изобразительного искусства в учреждениях дополнительного образования. 5. На основе изучения и обобщения педагогического опыта учреждений дополнительного образования разработать научно-методические рекомендации по обеспечению интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

Методологическую основу исследования составляет философское учение о системном подходе к развитию личностидиалектическая теория всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессовпрограммные документы о дополнительном и художественном образовании подрастающих поколений.

При разработке конкретных механизмов развития творческих способностей учащихся мы опирались на труды отечественных психологов и педагогов, в которых исследованы дидактические принципы художественного образования, технологии и специфика различных методов обучения изобразительному искусству, роль проблемных методов обучения в развитии творческих способностей учащихся и др.

В исследовании использованы следующие идеи и концепции:

— философские идеи, раскрывающие смысл творчества, роль и место искусства в жизни человека (H.A. Бердяев, Г. Гегель, И. А. Ильин, B.C. Соловьев, П. А. Флоренский, М.С. Каган);

— идеи В. В. Кандинского о единых корнях синтеза искусств, положение о взаимосвязи видов искусств, определяющихся их генетической, морфологической и идейно-нравственной общностью;

— личностный подход к организации учебного процесса как основа для создания интегрированных учебных планов и программ (Е.В. Бондаревская, J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, H.H. Нечаева, В. В. Репкин, Н. Ф. Талызина и др.) — идеи целостного подхода к развитию личности и организации педагогического процесса (А.И. Кочетов, A.C. Макаренко,.

A.И. Мищенко, В.А. Сластенин) — идеи значимости субъект-субъектных отношений педагогов и учащихся, сотрудничества в учебной деятельности при проведение интегрированных уроков (Ш.А. Амонашвили, И. П. Волков, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, A.B. Мудрик, и др.) — профессиональное владение педагогическим мастерством и технологиями обучения (В.В. Гузеев, B.C. Кузин, Т. В. Машарова, Б. М. Неменский, Г. К. Селевко) — идеи воспитывающего и развивающего обучения, межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе (Г.И. Беленький,.

B.В. Давыдов, JI.B. Занков, ИД. Зверев, В. И. Максимова, Э. И. Моносзон, Д.Б. Эльконин) — идеи интегративно-деятельностного подхода в педагогике художественного творчества (B.C. Кузин, Б. М. Неменский, Е. В. Шорохов и др.).

Теоретическую основу исследования составляют: Закон РФ «Об образовании (1992 г.)» документы и постановления правительства Российской Федерации о развитии системы образования: Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 годаКонцепция федеральной целевой программы «Дети России», Концепция художественного образования в Российской Федерации, Программа развития дополнительного образования в Российской Федерации и др. общетеоретические направления по проблемам развития детского творчества, изучения творческих способностей детей, представленные в трудах педагогов и психологов: Б. Г. Ананьева, A.B. Брушинского, H.A. Ветлугиной, Н. Ф. Вишняковой, В. М. Вильчек, Л. С. Выготского, В. Л. Дранкова, А. Я. Зися, Е. И. Игнатьева, B.C. Кузина, В. И. Лейбсона,.

Н.О. Лосского, A.A. Мелик-Пашаева, Ю. А. Полуянова,.

Я.А. Пономарева, C.JI. Рубинштейна, Н. П. Сакулиной,.

Н.М. Сокольниковой, Б. М. Теплова, С. Т. Шацкого и др.;

— теория изобразительного искусства (А.Н. Буйнов, Б. В. Иогансон, Б. С. Угаров, H.H. Клиндуков, JI.B. Присяжнюк);

— некоторые аспекты теории эстетического воспитания детей, в частности, идеи эстетического воспитания школьников в процессе их обучения изобразительному искусству (А.И. Буров, H.H. Киященко, B.C. Кузин, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, С. Т. Шацкий, Е.В. Шорохов);

— основные положения искусствознания о народном искусстве и народном творчестве, рассмотрения их сущности и значения (A.B. Бакушинский, И. Я. Богуславская, Г. Н. Волков, В. М. Василенко, B.C. Воронов);

— концептуальные положения в изучении процесса интеграции искусств, содержащиеся в работах Ю. К. Антонова, Дж. Дьюи, О. Г. Егоровой, А. Я. Зися, В. В. Кандинского, Л. А. Кравчука, Л. В. Манько, Т. Г. Пени, Л.М. Савен^йковой, П. В. Халабузаря, Н. П. Шишлянниковой, Б. П. Юсова и др.

Методы исследования. Для достижения цели и задач, проверки гипотезы использовался комплекс методов:

— теоретические методы: теоретический анализ концепций, документов, научно-методической литературы по философии, психологии, педагогике, изобразительному искусству, связанной с исследуемой проблемой (индуктивный и дедуктивный метод, анализ и синтез, сравнение, сопоставление и обобщение, абстрагирование и конкретизация);

— эмпирические методы: методы диагностирования, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, экспериментизучение продуктов творческой деятельности учащихся, анализ и обобщение педагогического опыта учреждений дополнительного образованияматематические методы обработки материалов исследования.

В основу констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов были положены методики A.A. Мелик-Пашаева, А, И. Савенкова, Г. К. Селевко, Н. М. Сокольниковой, Е. М. Торшиловой.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись художественное отделение музыкальной школы-лицея № 2 г. Рязани, художественная школа № 1 г. Скопина (Рязанская область). Исследование проводилось с 1998 г. по 2003 г. При постановке эксперимента учитывался восьмилетний педагогический опыт работы автора на художественном отделении школы-лицея. Всего за этот период под нашим руководством получило художественное образование около 500 человек.

Исследование включало 3 этапа:

На 1 этапе (1998 г.) анализировалась научная литература по проблеме. Проводился констатирующий эксперимент, готовилась база для формирующего эксперимента. На данном этапе разрабатывалась концепция интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

На 2 этапе (1999;2002 гт.) проводился формирующий эксперимент по реализации разработанной концепции и интегрированной программы развития творческих способностей учащихся. Эксперимент проводился в рамках второго и третьего этапа подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России». Изучался и обобщался опыт художественное образования в учреждениях дополнительного образования.

На 3 этапе (2002;2003 гг.) продолжался формирующий эксперимент, проводился анализ и обобщение материалов исследования, готовились публикации и оформлялась диссертация, внедрялись результаты исследования в практику работы других учреждений дополнительного образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— впервые предметом специального исследования явилась проблема развития творческих способностей учащихся на основе интегративного подхода в условиях дополнительного художественного образования;

— в исследовании теоретически обоснована и практически доказана правомерность и перспективность повышения эффективности развития творческих способностей учащихся на основе интеграции различных видов искусств;

— уточнены относительно нашего исследования понятия «эстетическое воспитание», «художественное образование», «изобразительное искусство», «интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся».

— разработана концепция и программа интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства;

— сформированы критерии, определены показатели и уровни развития творческих способностей учащихся на основе интегративного подхода;

— выявлены особенности интегративного подхода к развитию творческих способностей средствами изобразительного искусства в условиях дополнительного образования;

— определены и апробированы педагогические условия развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода.

Практическая значимость исследования: 1. Разработанный цикл занятий явился основой для создания интегрированной программы обязательных и систематических занятий с учащимися художественных отделений по предмету «Композиция» в условиях дополнительного художественного образования.

2. Выявленные принципы интегративного подхода, методы формы, используемые на учебных занятиях изобразительного искусства, могут быть внедрены в практику дополнительного художественного образования с целью повышения эффективности развития творческих способностей учащихся.

3. Результаты исследования способствовали дальнейшему совершенствованию технологии, методики применения интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся в условиях дополнительного художественного образования.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позицийприменением взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследования, их адекватности логике и задачам исследованиявозможностью повторения опытно-экспериментальной работы и перенесением технологии в новые педагогические условияпродолжительностью исследования (с 1998 по 2003 год) — достаточным числом участников эксперимента и продуктами их творческой деятельности (детскими рисунками) — широкой гласностью проведенного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

— в процессе опытно-экспериментальной работы в реальных условиях учебно-творческого процесса на художественном отделении школы-лицея № 2 г. Рязани;

— путем внедрения рекомендаций по развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода;

— участием в научно-практических конференциях: Российской научно-методической конференции «Приоритеты и ценности гуманистического образования и воспитания» (Рязань, 2001) — научно-практической конференции «Краеведческие аспекты воспитания гражданина России (Рязань, 2001) — межвузовской научно-методической конференции «Реализация национального регионального компонента в содержании образования» (Рязань, 2002) — научно-практической конференции «Российская молодежь и глобализация» (Кос1роКГа, 2Ш2) — Российской научно-методической конференции «Современные технологии подготовки и переподготовки специалиста-профессионала в условиях непрерывного образования» (Рязань, 2002) — научно-практической конференции «Краеведение как средство взаимодействия вуза и школы с социокультурными учереждениями» (Рязань, 2003);

— путем публикаций материалов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства, пути ее практической реализации в школе искусств на учебных занятиях по предмету «Композиция» на основе разработанной интегрированной программы.

2. Активизация процесса развития творческих способностей учащихся возможна при соблюдении следующих педагогических условий: наличие интегрированной программы и ее направленность на развитие творческих способностей учащихся (развитие у учащихся потребности общения с искусствомформирования у них представления о единстве искусств, посредством элементов, имеющих изначальное генетическое родство и общность эстетических категорийразвитие творческих способностей учащихся через вовлечение их не только в воспринимающую, но и в активную художественно-творческую деятельность) — степень соответствия программы стандартам системы художественного образования и эстетического воспитанияположительная динамика показателей развития творческих способностей учащихсяэффективность анализа, контроля и оценки реализуемой программысоответствие педагога профессиональной модели специалиста-учителя в области изобразительного искусствастепень удовлетворенности детей, родителей предлагаемой программой.

3. Использование комплекса искусств (музыка, литература, театр, прикладное искусство) в учебном процессе на занятиях по предмету «Композиция» представляет собой целостную систему формирования качественно нового уровня развития творческих способностей учащихся на основе интегративного подхода в отличие от решения данной проблемы по отдельным предметам художественного отделения, в рамках одного вида искусства.

4. Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся мы понимаем, как совокупность личностно-ориентированных, развивающих программ обучения изобразительному искусству, в основу которых положен принцип интеграции различных видов искусств. Реализация данного подхода дает возможность по-новому конструировать содержание образования по изобразительному искусству, выстраивать учебный процесс на основе технологии творчески-развивающего обучения, способствующего эффективному развитию творческих способностей учащихся.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложений. Работа содержит 185 страниц машинописного текста, 5 схем, 13 таблиц, приложения, включающие фрагменты учебной программы и 33 рисунка.

Выводы.

1. В соответствии с результатами констатирующего эксперимента было определено, что эффективность художественного образования в системе дополнительного образования недостаточна. Существующие методики художественного обучения и эстетического воспитания не соответствует духу реформ и характеру решаемых проблем дополнительного образования, не обеспечивают переориентацию его на развитие творческих способностей учащихся в должной степени.

2. Внедрение новой педагогической методики осуществлялось в соответствии со следующими позициями: содержание художественного образования должно отражать и передавать общечеловеческие, национальные и культурные ценности, воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру, помочь ребенку войти в культурное прошлое человечествапередача и присвоение художественных ценностей должны иметь деятельный характерформы и методы обучения должны обеспечить «проживание» учащимися содержания произведений искусства и основываться на ценностной и творческой деятельностиметодическая разработка проблематики художественного образования должна обеспечить применение инновационных технологий преподавания художественной дисциплины «композиция».

3. Результаты формирующего эксперимента и опытной работы подтвердили оптимальное качество разработанного метода интегративного подхода включающего:

— анализ композиционных элементов в их внешнем и внутреннем значении;

— соотношение этих элементов с такими же элементами других видов искусств;

— построение композиционных элементов в тематической форме (решение планомерных тематических задач) и в произведении;

— соотношение этих построений с построениями в других видах искусств;

— влияние совокупности методов обучения и воспитания на развития творческой личности.

4. Полученные результаты исследования показали соответствие главных педагогических условий, при которых возможна реализация концепции интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства:

— наличие интегрированной программы и ее направленность на развитие творческих способностей учащихся;

— степень соответствия программы стандартам системы художественного образования и эстетического воспитанияположительная динамика показателей развития творческих способностей учащихсяэффективность анализа, контроля и оценки реализуемой программысоответствие педагога профессиональной модели специалиста-учителя в области изобразительного искусствастепень удовлетворенности детей, родителей предлагаемой программой.

Заключение

.

Необходимость разработки проблемы интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства обусловлена не только актуальностью, но и необходимостью реализации концепции художественного образования в Российской Федерации до 2025 года. Одним из основополагающих методологических принципов концепции является: принцип внедрения личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным детямкомплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия видов искусств, а также распоряжением Министерства образования Российской Федерации о реализации подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003;2006 годы.

Данное диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства, решение которой осуществлялось путем разработки и внедрения концепции интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства, разработанных критериев и показателей развития творческих способностей учащихся.

Психолого-педагогическое осмысление теории эстетического воспитания, художественного образования, ретроспективный и перспективный анализ категориального аппарата явились основой для раскрытия сущности ряда понятий исследуемой темы.

Эстетическое воспитание — это процесс формирования и развития творчески активной личности, способной к эмоционально-чувственному и ценностному сознанию эстетических объектов, явлений реальности, искусства и соответствующей действительности.

Художественное образование — это процесс усвоения совокупности искусствоведческих знаний, выработки умений, навыков, интегрируемых во все виды художественного творчества, на основании изначального генетического родства всех видов искусств. Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.

Изобразительное искусство отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительное искусство получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи. Изобразительное искусствокомплексный предмет, отражающий как внутренние (межпредметные) связи, так и внешние интегративные связи с другими видами искусств.

В процессе обоснования теоретических позиций нашего исследования было дано определение интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся.

Под интегративным подходом к развитию творческих способностей мы понимаем совокупность личностно-ориентированных, творчески развивающих программ обучения изобразительному искусству, в основу реализации которых, был положен принцип интеграции ряда искусств. В целостном учебно-воспитательном процессе, опираясь на взаимодействие интегрируемых видов искусств, педагог активизирует развитие специальных творческих способностей, проявляющихся в таких свойствах психики как внимание, мышление, разные виды памяти (зрительная, слуховая, чувственная, осязательная, вкусовая, двигательная), деятельность воображения и фантазии в нужном ему направлении. В связи с этим логично предположение — полноценное эстетическое развитие — это прежде всего полихудожественное развитие. Оно может осуществляться только на основе гармоничного сочетания различных видов искусств со специальными компонентами художественных и творческих способностей.

Новая концепция интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства, разработанная нами, в одной из основных позиций основывается на процессе создания художественного образа и развития творческой потенции, а также на своеобразии содержания обучения предмету «Композиция», состоящего из двух частей, неразрывно связанных между собой: приобщение к аналитически-синтетическому наблюдению, мышлению и действиюсистематическое сообщение специальных знаний и овладение ими.

В ходе исследования нами был реализован интегративный подход включающий следующее:

— анализ композиционных элементов в их внешнем и внутреннем значении;

— соотношение этих элементов с такими же элементами других видов искусств;

— построение композиционных элементов в тематической форме (решение планомерных тематических задач) и в произведении;

— соотношение этих построений с построениями в других видах искусств;

— влияние совокупности методов обучения и воспитания на развития творческой личности.

Мы пришли к выводу, что реализация концепции интегративного подхода к развитию творческих способностей средствами изобразительного искусства, возможна при соблюдении главных педагогических условий:

— наличие интегрированной программы и ее направленность на развитие творческих способностей учащихся;

— степень соответствия программы стандартам системы художественного образования и эстетического воспитания;

— положительная динамика показателей развития творческих способностей учащихся;

— эффективность анализа, контроля и оценки реализуемой программы;

— соответствие педагога профессиональной модели специалиста-учителя в области изобразительного искусства;

— степень удовлетворенности детей, родителей предлагаемой программой.

Исследование подтвердило, что разработанный нами интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства обладает большими педагогическими возможностями, так как создает благоприятные условия для реализации личностно-ориентированного подхода к участникам учебно-воспитательного процессастимулирования творческого поиска решения художественных проблемпроявление и формирование личностного, духовно-ценностного отношения к искусству, к выбору будущей профессииформирование устойчивого интереса и потребности в самостоятельном освоении различных видов искусств.

Эффективность применения интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства подтвердилась экспериментально. Используемые методики обучения способствовали не только повышению творческого уровня учащихся, но активизировали профессиональный рост педагогического коллектива. Проведенные исследования показали, что разработанная нами концепция интегративного подхода к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства эффективна и может быть успешно использована в любом учреждении дополнительного образования, на художественном отделении или в художественной школе.

Полученные результаты исследования свидетельствуют в пользу высказанной гипотезы о более эффективном развити^творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства на основе интегративного подхода. Материалы исследования, рассмотренные в свете идей интеграции, как перспективнейшего направления развития дополнительного образования, позволяют сделать вывод о том, что внедрение в педагогическую практику учреждений дополнительного образования (художественные школы, художественные отделения) интегративного подхода, на основе доминирующего — изобразительного искусства, способствует наиболее эффективному развитию творческих способностей учащихся, эстетически воспитывает их, художественно образовывает, а значит, формирует будущую профессиональную элиту в области изобразительного искусства, выявляет и развивает наиболее одаренных детей.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов изучаемой нами проблемы. В частности, на наш взгляд, требует дальнейшего исследования процесс развития творческих способностей на основе интегративного подхода, в учреждениях дополнительного образования, специализирующихся на других видах искусств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамова JT.3. К проблеме определения сущности эстетической культуры и противоречий ее формирования // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Образование для 21 века: доступность, эффективность, качество». М., 2002. — С. 2−4.
  2. В.М., Турова Б. Д. Новые исследования психологии творчества // Психологический журнал. 1985. — № 5. — С. 6−8.
  3. Ш. А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. -559с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 229 с. — Т. 2. — 286 с.
  5. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия у детей. М.: ИзоГиз, 1964.-324 с.
  6. А.И. Психологическое тестирование. М.: Знание, 1982. -62 с.
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского Университета, 1988. — 238 с.
  8. И.Л. Интеграция базового и дополнительного образования детей в условиях воспитательной системы государственного образовательного учреждения центра образования № 1602 // Классный руководитель. -2002. — № 6. — С. 99−100.
  9. Ю.К. «Синтез искусств» на уроках изобразительного искусства // Искусство в школе. 2000. — № 3. — С. 68−70.
  10. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  11. A.B. Исследования и статьи. М.: Сов. Художник, 1981. -351 с.
  12. Т.А. Диагностика эстетического развития личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена. 1999. — 140 с.
  13. Г. И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990.- 188 с.
  14. H.A. Философия творчества, культуры и искусства : В 2-х т. -М: Искусство, 1994. 542 с.
  15. В.А. Модернизации дополнительного образования. // Внешкольник. 2003. — № 1. — С. 16−18.
  16. П.П. Педалогия / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 288 с.
  17. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение, 1981. — 185 с.
  18. И.Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1972. -151 с.
  19. A.B. Воображение и творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — С. 341−346.
  20. JJ.H. Педагог дополнительного образования личность и профессионал. // Внешкольник. — 2002. — № 6. — С. 28−29.
  21. А.Н., Иогансон Б. В., Угаров Б. С. Школа изобразительного искусства. I часть. М.: Изобразительное искусство, 1986. — 156 с.
  22. Э.М. Ассоциативный метод преподавания музыки. М.: Искусство, 1990. — 48 с.
  23. А.И. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 1974. 303 с.
  24. М., Фель Т. Экспериментальное исследование психологии группового творчества // Материалы 4 конференции психологов Прибалтики. Рига, 1970. — С. 44−46.
  25. Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 117 с.
  26. H.A. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. 287 с.
  27. И.Б. Этнокультура и искусство // Изобразительное искусство в школе. 2002. — № 1. — С. 63.
  28. В.М. Алгоритмы истории. М.: Прометей, 1989. — 42 с.
  29. Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография. Часть 1. -Минск: Нац. институт образования РБ, 1995. 240 с.
  30. И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск М: Педагогика, 1987.-С. 101−141.
  31. H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985.- 221 с.
  32. C.B. О крестьянском искусстве. М.: Советский художник, 1985.-351 с.
  33. Вопросы синтеза искусств. Материалы Первого творческого совещания архитекторов и живописцев. М.: Изогиз, 152 с.
  34. В. Введение в психологию. М., 1912.-341 с.
  35. U.C. Анализ эстетических реакций. М.: Лабиринт, 2001. -278 с.
  36. U.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Лабиринт, 2001.-245 с.
  37. U.C. Педагогическая психология. М.: Лабиринт, 1999. -247 с.
  38. U.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 205 с.
  39. Г. Лекции по истории философии. СПб.: Наука, 1993−1994. -Кн. 1. — 349 с. — Кн. 2. — 423 с. — Кн. 3. — 582 с.
  40. Генезис педагогических идей во втором тысячилетии нашей эры: Материалы международной конференции. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000.- 131 с.
  41. И. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. — 632 с.
  42. Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994. — 176 с.
  43. А.Г. Проблема формы в изобразительном искусстве. Собрание статей. М.: «Мусагет», 1914.-193 с.
  44. Т.А. Путь к профессии учителя. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  45. Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. — 78 с.
  46. С.О. Психология творчества / Под ред. Г. В. Сегалина. Д.:
  47. Практическая медицина, 1976. 307 с.
  48. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
  49. Ю.А. Познание и творчество: логико-гносеологические проблемы художественного творчества. Минск.: Университетское, 1987.-254 с.
  50. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1982. -485 с.
  51. А.Л. Эстетическое воспитание // Искусство и образование. -2001. -№ 3.- С. 10−21.
  52. И.А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детских художественных школ: Автореф. дис. г-канд. пед. наук.-М., 1989.-20 с.
  53. ВТ. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании: Дис.. .канд. пед. наук. М. — 1997. — 178 с.
  54. Диалектика и теория творчества / Под ред. С. С. Гольдентрихта, A.M. Коршунова. М.: Изд-во МГУ. 1987. — 198 с.
  55. JJ.M. Эмоции в искусстве. М.: Искусство, 1997. — 254 с.
  56. В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. -Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. 448 с.
  57. В.А. Развитие личности учащегося через художественное творчество. Гуманизация образования и эстетическое воспитание детей. Рязань. 1996. — 83 с.
  58. В.Ф. К вопросу о роли эстетики в формировании личности // Искусство в школе. 2000. — № 2. — С. 13−14.
  59. К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Кн. Психология мышления. М.: Прогресс, 1966. — С. 86−234.
  60. О.Г. Интегрированный урок в инновационной школе // Школьные технологии. 2000. — № 2. — С. 130−136.
  61. Е.Ю. Программа по методике ИЗО. Искусства с практикумом. Рязань: РГПУ, 1997. — 9 с.
  62. А. Ф. Границы искусства. М.: Знание, 1987. — С. 252−262.
  63. С.Ю. Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов: Дис. .канд.пед.наук. М., 1998. — 146с.
  64. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С. 74−84.
  65. C.B. Формирование эстетических чувств средствами искусства. // Педагогическое образование и наука. 2001. — № 3. — С. 48−50.
  66. В.И., Пивоваров Д. В. Зримая сущность (Визуальное мышление в изобразительном искусстве). Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. — 284 с.
  67. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 258 с.
  68. ИД. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. -64 с.
  69. В.П. Формирование зрительного образа. М., Изд. Моск. унта, 1969.- 106 с.
  70. А.Я. Виды искусства. М.: Знание, — 1979. — 120 с.
  71. А.Я. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991.-247 с.
  72. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Изобразительное искусство, 1961. — 265 с.
  73. Известия академии образования. М.: 2001, — № 1.
  74. Л.П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1−9 кл.) средствами интегрированного курса предметов искусстве: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1996.- 21 с.
  75. Э.В. Искусство и идеал. М.: Знание, 1984. — 218 с.
  76. Э.В. Философия и культура. М.: Российская академия образования, 1991. — 450 с.
  77. И.А. История искусств и эстетика : Избр. ст. М.: Искусство, 1983.-288 с.
  78. .В., Клиндуков H.H., Присяжнюк JT.B. Изобразительное искусство. 2 часть. М.: Изобразительное искусство, 1988. 173 с.
  79. Исследование проблемы психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  80. М.С. Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. 78 с.
  81. М. С. Начала эстетики. М.: Искусство, 1964. — 218 с.
  82. М.С. Философия культуры. СПб.: Лань, 1998. — 448 с.
  83. Т.Г. Возникновение образного начала в рисунках // Художественное творчество и ребенок. М., 1972. — С. 51−60.
  84. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: изд. Московского университета, 1983. 168 с.
  85. В.В. Избранные труды по теории искусства. М.: Гилея, 2001.-501 с.
  86. В.В. Значение теоретического обучения в живописи // Искусство в школе. 1999. — № 5. — С. 56−58.
  87. И. Сочосинения: В 6 т. М.: Мысль, 1964. — Т. 3. — 799 с.
  88. С.Г. Процессы воображения в создании произведений живописи. Психология рисунка и живописи. М.: Наука, 1954. — 405 с.
  89. Е.А. Искусство и художник. М.: Молодая гвардия, 1959. -205 с.
  90. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Наука, 1959. — 56 с.
  91. Г. М. Синтез искусств основа содержания предметов эстетического цикла // Искусство в школе. — 2000. — № 3. — С. 66−68.
  92. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Типография ГАВС, 1992. — 75 с.
  93. Н.И., Лейзеров H.JI. Искусство и духовный мир человека. -М.: Знание, 1983.-63 с.
  94. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. — 391 с.
  95. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. В 2-х т. Т. II. Способности. Л., 1960.
  96. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания. Часть 1. М.: Педагогика, 1974.-С. 209−222.
  97. Е.И. Все дети талантливы // Искусство в школе. 2000. — № 2−4.-С. 21−38.
  98. Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа. 2000. — № 7. — С. 66−70.
  99. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Внешкольник. 2002. — № 4. — С. 1−4.
  100. A.M. Культура педагогического исследования. Минск.: Ред. журнала «Адукацыя выхаванне», 1996. — 312 с.
  101. И.В. Поиск синтеза светской и духовной культуры в образовании // Искусство и образование. 2001. — № 3. — С. 17−20.
  102. Л.А. Комплексное освоение искусства // Воспитание школьников. 1999. — № 6. — С. 18−20.
  103. Е.И. Музыка в системе искусств // Искусство и образование. 2001. — № 1. — С. 19−22.
  104. В.Т. Культуросообразные образования: концептуальные основания // Известия Российской академии образования. 2001. -№ 1. — С. 25−29.
  105. B.C. Психология. М.: Знание, 1992. — 256 с.
  106. A.A. Чуковский К. И. Дверь в эту книгу. М.: Прогресс, 1964.-6 с.
  107. Д.А. Произведения искусства и личность: психологическая структура взаимодействия. М.:3нание, 1985. — 109 с.
  108. В.И. Чему учат стихи? Дет. поэзия и эст. воспитание. М.: Просвещение, 1964. 104 с.
  109. ЛейтесН.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961. — 32 с.
  110. А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячилетия. — М.: Славянская школа, 1997. — 226 с.
  111. . Т. Педагогика. М.: Юрайт, 2000. — 522 с.
  112. Н.О. Мир как осуществление красоты : основы эстетики. — М.: Прогресс-Традиция, 1998. 416 с.
  113. A.B. Об изобразительном искусстве. М.: Сов. художник, 1967. — 511 с.
  114. В.А. Воспитание искусством — надежное воспитание // Родительское собрание. 2001. — № 4. — С. 2−10.
  115. A.C. Избранные произведения. В 3-х т.- Киев: Рад. шк., 1983.-547 с.
  116. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  117. JT.B. Содружество искусств на уроке // Начальная школа. -1999.-№ 10.-С. 20−23.
  118. Г. А., Рогалъская С. Г. Дополнительное образование -активный инновационный поиск развития личности // Классный руководитель. 2002. — № 6. — С. 5−17.
  119. МаслоуА. Психология бытия. М.: Рефл-бкк., 1997. — 184 с.
  120. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1937. — 405 с.
  121. A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Прогресс-Традиция, 1993. — С.272.
  122. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  123. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002−2005 годы // Внешкольник. 2003. — № 1. -С. 8−10.
  124. Мелик-Пашаев A.A. Вопросы художественной педагогики // Искусство в школе. 1999. — № 4. — С. 3−6.
  125. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к творчеству. Вопросы психологии. М., 1998. — С. 76−82:.
  126. Мелик-Пашаев A.A. О прошлом, настоящем и возможном будующем нашей педагогики искусства // Искусство в школе. 1999. — № 4. — С. 3−6.
  127. JI.H. Цвет в изобразительном искусстве. Минск: Беларусь, 2002.-150с.
  128. Э.И. О методах научного исследования вопросов обучения // Советская педагогика. 1951. — № 4. — С. 14−21.
  129. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.-160 с.
  130. М.Г. Художественный труд и народные праздники // Искусство в школе. 2000. — № 6. — 50 с.
  131. .М. Дидактика глазами художника // Педагогика. 1996. -№ 3. -С.23−23.
  132. .М. Художественное развитие ребенка как путь гуманизации школы // Новые ценности образования. М.:Инноватор. — 1995.-№ 3.-С. 84−86.
  133. Г. П. Разработка проблем формирования художественного творчества детей дошкольного возраста в отечественной педагогике 20 века // Педагогическое образование и наука. 2001. — № 3. — С.27−30.
  134. Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. — М.: Просвещение, 1972. 56 с.
  135. Отчет о выполнении комплексной программы «Образование в контексте развития культуры на рубеже 21 века» за 2002 год. М.: Российская академия образования, 2003. — 31 с.
  136. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. М.: — Л., 1949. — 364 с.
  137. Л.И. Программа интегрированного курса композиции. -Рязань: РГПУ, 1997. 7 с.
  138. Л.И. Реализм в детском рисунке. Гуманизация образования и эстетическое воспитание детей. Рязань: РГПУ, 1996. -39 с.
  139. Р.В. Композиция. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -79с.
  140. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 2000. — 638 с.
  141. Ь.Пеня Т. Г. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников. Дис.канд.пед.наук. -Казань, 1984.-165 с.
  142. A.B. Способности и труд. М., 1960.
  143. JJ. Художественный мир в диалогах учителя и ученика // Новые ценности образования. 1996. — № 4. — С.86−87.
  144. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1973. — 278 с.
  145. A.C. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991.-51 с.
  146. С.Н. Методологические проблемы социологических исследований изобразительного искусства: Дис. .канд.пед.наук. -Тбилиси, 1971.- 168 с.
  147. Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» // Внешкольник. 2003. — № 1. — С. 4.
  148. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  149. Преподавание цветоведения на уроках живописи и композиции в 1 классе ДХШ / Методические рекомендации для преподавателей ДХШ иДШИ.-М., 1992.-7 с.
  150. И.А. Декоративное искусство в Академии Художеств: Из истории русской художественной школы. М.: Изобразительное искуссво, 1983.-312 с.
  151. Психологические исследования творческой деятельности. -М.: Наука, 1975.-253 с.
  152. Психология процессов художественного творчества / Под ред. Д. Д. Благого, Б. Ф. Егорова, A.A. Карягина и др. Л.: Наука, 1980. — 285 с.
  153. Психофизиология цветового зрения / Под ред. A.B. Запорожца, E.H. Соколова. М.: Педагогика, 1982. — 167 с.
  154. В.И. Искусство видеть. -М.: -Знание, 1973.-128 с.
  155. И.Е. Далекое и близкое. М.: Искусство, 1964. — 306 с.
  156. Т. Творческое воображение. СПб., 1901. — 248 с.
  157. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. -1990.- № 1. С. 82−98.
  158. СЛ. Основы общей психологии. М., 1989. — 704 с.
  159. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971. — С.221−253.
  160. Л.Б. Изобразительное искусство в школе: Дидактика и методика. Ижевск: Удмуртский университет, 1992. — 310 с.
  161. В. Г. Москвина A.B. Личность, творчество, развитие. М.: Педагогический вестник, 2001. — 292с.
  162. А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 220с.
  163. Л.Г. Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в современной школе (19 171 980г.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1984. 19 с.
  164. Савенкова Л. Г, Сухова Т. И, Юсов Б. П. Живой мир искусства. МО, г. Раменское: Библиотека программ по искусству и эстет, воспитанию, выпуск 3, 1995. 40 с.
  165. Л.М. Интеграция в художественной педагогики // Искусство в школе. 2001. — № 4. — С. 4−7.
  166. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». М.: Просвещение, 1995. — 223 с.
  167. H.П. Рисование в дошкольном детстве. M.: Просвещение, 1965.-214 с.
  168. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 504 с.
  169. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование. 1998. — 256 с.
  170. H.A. Методика и технология преподавания изобразительного искусства. Рязань: РИРО, 1997. — 35с.
  171. A.B. Социально-педагогические взгляды С.Т. Шацкого: Монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. 127 с.
  172. А.Э. Развитие творческого мышления у детей. -Ярославль, 1996. 358 с.
  173. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982. — С. 1600.
  174. Н.М. Изобразительное искусство / Методика преподавания в начальной школе. М.: Академия, — 2002. — 364с.
  175. Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. -М.: МГПУ, 1997. -43 с.
  176. B.C. Сочинения: в 2-х т./ АН СССР, Институт философии. -М.: Мысль, 1988. — 892 е.- - 853 с.
  177. СтаниславскийК.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1926. — 583 с.
  178. Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусств. JL: Художник РСФСР, 1984. — 320 с.
  179. Н.Г. Развитие самосознания средствами искусства // Искусство и образование. 2001. — № 3. — С. 13−16.
  180. Н.М. Опыт теории живописи. М.: Всероссийский пролеткульт, 1923. — 72 с.
  181. .М. Избранные труды. В 2 томах. М.: Просвещение, 1977. -645 с.
  182. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М.-Л., 1947.-387 с.
  183. .М. Способность и одаренность // Избранные труды: В 2 т. -M., 1985. Т.1.-С. 24.
  184. Е.М. Можно ли проверить алгеброй гармонию? М.: Искусство, — 1988. — 208 с.
  185. С.А. Педагогические основы использования изобразительного искусства в учебной деятельности и во внеклассной работе: Дис. .канд. пед. наук. Минск, 1980. — 160 с.
  186. Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. СПб, 1992.-256 с.
  187. В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент. Рязань: РГПУ, 1993. — 137 с.
  188. П.А. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 200. — 447 с.
  189. H.H. Институт художественного образования // Уайтхед Альфред, Норт. Избранные труды по философии. М.: Прогресс, 1990.-716 с.
  190. Формирование знаний и умений на основе теории умственных действий. Сб. ст. под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: изд. МГУ, 1968. 104 с.
  191. П.В. Новые формы интегративных процессов в педагогике искусств // Искусство в школе. 1999. — № 5. — С.7−9.
  192. Хан-Магомедов С. О. Дискуссии в ИНХУКе о соотношении конструкции и композиции // Труды ВНИИТЭ. Вып.20. М., 1979. -С. 40.
  193. A.A. Интегративный подход в экономическом образовании старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. Кострома: ВГПУ, 2000. -182 с.
  194. A.C. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Ставрополь: ТАО, 1973. — 47 с. 201 .Химик H.A. Программы общеобразовательных учереждений. «Основы художественной культуры». М.: Просвещение, 1995. — 301 с.
  195. Художественное творчество / Под ред. Б. С. Мейлаха. М., 1983. -357с.
  196. Художественное творчество и ребенок / Под ред. H.A. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1987. 254 с.
  197. И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий природу // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 49−53.
  198. М.С. Обучение языку изобразительного искусства как фактор развития детских художественных работ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974. — 22 с.
  199. П.П. Академия художеств СССР. М., 1953. — 65 с.
  200. Т.Н. Региональные требования к минимуму содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ // Педагогическое образование и наука. 2001. — № 3. — С.42.
  201. В.Н. Музыкально-эстетич. воспитание детей. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  202. С. Т. Мой педагогический путь // Пед. соч. в 4-х томах, Т. 1. — М.: АПН, 1964.-640 с.
  203. Н.П. Интеграция искусств на уроках // Начальная школа. 1999. — № 10. — С. 25.
  204. Н.П. Об интегрированных уроках искусства в начальной школе // Искусство в школе. 2002. — № 4. — С. 54−55.
  205. В.Б. О теории прозы. М., — 1983. — 74 с.
  206. Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. — с. 123.
  207. A.B. Искусство и художественное творчество детей. М.: НИИХВ, 1991.- 140 с.
  208. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды М- Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. -416 с.
  209. .П. Когда все искусства вместе. М.: Просвещение, 1995. -140 с.
  210. КС. Образное мышление и его место в обучении // Советская педагогика. 1968. — № 12. — 65 с.
  211. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с. 1. Пр иложения
Заполнить форму текущей работой