Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экологическая тропа как эффективный педагогический фактор формирования экологоцентрического мышления студентов в условиях урбанизации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История создания экологических троп насчитывает более полувека. И в подавляющем большинстве случаев они проложены по наиболее интересным уголкам природы, в национальных парках, заповедниках или в городских парках, где происходит знакомство, прежде всего и больше всего, с естественными природными объектами. Однако нельзя забывать, что сегодня каждый третий человек планеты — горожанин, и городское… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СУЩНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГОЦЕНТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Единство дифференциации и интеграции наук и учебных дисциплин как средство формирования экологоцентрического мышления
    • 1. 2. Экологическая тропа как интегративная форма экологического образования
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГОЦЕНТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
    • 2. 1. О единстве живого и неживого на примерах взимосвязи лито-, атмо-^ и гидросферы в условиях урбанизации
    • 2. 2. Духовно-нравственное воспитание на экологической тропе — важнейший фактор формирования экологоцентрического мышления
    • 2. 3. Методика и организация педагогического эксперимента

Экологическая тропа как эффективный педагогический фактор формирования экологоцентрического мышления студентов в условиях урбанизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основная задача современной системы образования сводится к воспитанию не только профессионально грамотной, но и гуманистически сориентированной личности, которая способна постигать многообразие и сложность природных, социально-нравственных и духовных проблем, умея адекватно реагировать на сложные изменения жизненных ситуаций.

Из многих глобальных проблем, которые, прежде всего и больше всего волнуют среднюю и высшую школы, на передний план выходит проблема экологическая. В условиях наступления экологического кризиса целью образования должно стать формирование экологического мышления и личностных качеств, определяющих уже не столько сугубо профессиональные характеристики человека, сколько образ его жизни, уровень его культуры, интеллектуальное развитие.

Большие возможности для решения этой задачи имеет экологическая тропа, являющаяся комплексным средством гармоничного развития учащихся.

История создания экологических троп насчитывает более полувека. И в подавляющем большинстве случаев они проложены по наиболее интересным уголкам природы, в национальных парках, заповедниках или в городских парках, где происходит знакомство, прежде всего и больше всего, с естественными природными объектами. Однако нельзя забывать, что сегодня каждый третий человек планеты — горожанин, и городское население в последнее время растёт вдвое более высокими темпами, чем население Земли в целом. Рост городов и их экономической базы, расширение городских застроенных территорий, увеличение числа автомобилей, средств общественного транспорта, развитие сферы потребления связаны со всё большим натиском городов на окружающую природную среду, и масштабы этого процесса растут год от года. Именно в условиях урбанизированной среды наиболее резко проявляется кризис системы «человек-природа». Поэтому экологическая тропа в условиях крупного промышленного центра является эффективным фактором формирования представлений о единстве живой и неживой природы, единстве естественного и антропогенного в окружающем нас мире.

Анализ первоисточников показывает, что в большинстве из них исследуются отдельные аспекты экологической тропы (ЭТ) — образовательная, воспитательная или рекреационная функции. Вместе с тем в разработке проблемы ЭТ некоторые вопросы до сих пор недостаточно освещены. Почти не исследованы вопросы формирования системного мышления учащихся, организации экспериментальной работы, проблемного обучения, сочетания внеаудиторных и аудиторных занятий. Практически отсутствуют работы, комплексно рассматривающие действие не только вышеуказанных аспектов, но и психологические условия мотивационной сферы обучения. Между тем, одной из главных функций ЭТ можно считать мотивационную, т.к. прохождение по тропе, знакомство с её объектами, системно отобранные формы, методы работы и содержание изучаемого материала закладывают в сознании учащихся основы экологической мотивации, стремления и интереса к познанию окружающего мира, к осуществлению природоохранной деятельности.

Проблема формирования экологического мышления требует некоторой корреляции, т.к. имеет дело с органически взаимосвязанной системой природных, социально-природных и социальных факторов.

Поэтому выбор нашего исследования обусловлен противоречием между потребностью современного общества в массовом развитии экологически грамотного населения, способного осуществлять экологоцентрический подход во взаимоотношениях с природными объектами, и отсутствием достаточно результативного подхода к организации его подготовки.

Это противоречие и определило ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ, суть которой заключается в ответе на вопрос: «Каковы педагогические условия и средства формирования экологоцентрического мышления будущих учителей?».

Актуальность и социальная значимость проблемы, педагогическая целесообразность её решения и недостаточная теоретическая разработка обусловили выбор темы данного исследования: «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГОЦЕНТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗАЦИИ».

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является педагогический процесс, направленный на формирование экологоцентрического мышления студентов педагогического университета.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — экологическая тропа как системообразующий фактор процесса формирования экологоцентрического мышления.

ЦЕЛЬ диссертационного исследования — формирование экологоцентрического мышления посредством определения содержания и разработки методики экологического образования и воспитания студентов на экологической тропе в условиях урбанизации.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что создание и внедрение в систему высшего педагогического образования комплексной модели урбанизированной экологической тропы способствует более эффективному формированию у будущих учителей экологоцентрического мышления, если в существующее содержание экологической тропы будут включены:

• элементы урбанизированной среды

• объекты духовно-нравственного содержания.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание экологической тропы как организационной формы экологического образования и воспитания студентов.

2. Обобщить опыт работы с учащимися на объектах отдельных видов и жанров искусства, молодёжных объединений морально-эстетической направленности как важной составляющей экологической тропы в условиях города.

3. Обосновать принципы создания модели экологизированной деятельности студентов и определить условия её реализации.

4. Разработать комплексную модель экологизированной деятельности студентов на объектах экологической тропы, сформулировать основные принципы, условия и методы успешной работы созданной модели.

5. Определить результативность экспериментальной работы по формированию экологоцентрического мышления студентов — будущих учителей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ работы явилась совокупность философских и естественнонаучных взглядов на мир как единое, изначально гармоничное целое, находящееся в непрерывном движении и развитии, на человека как неотъемлемую часть мировой гармонии, а также совокупность научных положений о социально-деятельностной сущности личности, о роли социальной и природной среды в воспитании личности в процессе активной созидательной и творческой деятельности. В сфере методологии диссертант опирался на:

1) философские, педагогические и нравственные аспекты социальной экологии (В.И. Вернадский, С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, H.H. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, И. Т. Суравегина и др.) — 2) теорию системного подхода к организации процесса обучения (Ф.Ф.Королёв, Н. В. Кузьмина, У. Эшби, В. А. Якунин и др.) — 3) теорию личностно-ориентированного подхода к организации процесса обучения (Ш.А. Амонашвили, B.C. Сухомлинский и др.) — 4) теорию непрерывного образования и педагогической интеграции (А.П.Беляева, А. Г. Бердников, А. Л. Бусыгина, С. Б. Ельцов, B.C. Леднёв, М. И. Махмутов, Н.В. Савина) — 5) концепцию моделирования и конструирования педагогического процесса (С.А. Архангельский, А. Г. Бусыгин, Н. Ф. Талызина и др.) — 6) современные идеи о демократизации и гуманизации процесса обучения (В.П. Бездухов, О. С. Газман, и др.) — 7) теорию творческого развития и саморазвития личности (В.И. Андреев, Л. Г. Вяткин, М. А. Галагузова и др.) — 8) систематизацию основных этических и ценностных понятий (Л.М. Архангельский, В. П. Бездухов, О. Г. Дробницкий, М. Н. Дудина и др.).

Данное диссертационное исследование опирается также на работы философов и естествоиспытателей, изучавших проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой (Э. Геккель, А. Печчеи, В. И. Вернадский, И. Т. Фролов, A.A. Горелов), классиков педагогики, подчёркивавших важность общения ребёнка с природой (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий), современных отечественных педагогов и психологов, изучающих проблему формирования ответственного отношения взрослых и детей к природе и человеку (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, А. Н. Полибин, О. В. Рыбакова, А. П. Сидельковский, И. Т. Суравегина, З. И. Чердымова,). Организация экологической тропы и опытно-экспериментальной работы на ней опирается на опыт педагогов-методистов (A.B. Афонин, Ш. Р. Бацмагомедов, В. Г. Берестнева, Б. М. Бероев, Ю. В. Беспалов, Г. П. Долженко, А. Н. Захлебный, Н. В. Кабаян, П. Я. Кузенкова, Л. Е. Куприна, В. В. Мазинг, Ю. Э. Мандер, Р. Мянд, В. Д. Ралько, А. И. Тарасов, В.П. Чижо-ва).

Большое значение имеют научные работы учёных, в которых раскрываются теоретические основы и прикладные аспекты урбоэкологии (Т.В. Бочка-рёва, В. В. Владимиров, Ф. В. Котлов, Э. А. Новиков, Н.Ф. Реймерс), эстетические аспекты природоохранной практики и вклад исскуства в решение экологической проблемы (JT.H. Гордиенко, Н. Б. Игнатовская, Д. С. Лихачёв, Ф.С. Ху-душин, Ю.А. Школенко) — а также труды историков-краеведов, в которых освещаются вопросы культурной жизни Самары и Среднего Поволжья в XIX — XX веках (А.Я. Басс, А. и И. Демидовы, А. Ф. Затулин, П. С. Кабытов, В. И. Молько, Г. И. Матвеева, Ф. Г. Попов, О. С. Струков, Л.В. Храмков).

В процессе работы использовались следующие МЕТОДЫ исследования:

• анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы с целью определения степени разработанности изучаемой проблемы в науке;

• ретроспективный анализ и обобщение практического педагогического опыта создателей экологических троп, а также анализ и осмысление собственного опыта;

• теоретическое моделирование и его опытно-экспериментальная проверка, анкетирование, наблюдение, изучение документальных источников, индивидуальное собеседование.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ В ТРИ ЭТАПА. Первый этап (1998;1999 гг.). На первом этапе изучались теоретические основы проблемы исследования по публикациям и диссертационным исследованиям по философии, педагогике, психологии и экологииопределялась методологическая и теоретическая основа исследования, уточнялась тема, разрабатывалась гипотеза и ставились задачи исследования, которые определили план и программу экспериментальной работы.

Второй этап (1999;2000 гг.). На данном этапе разработана и апробирована комплексная модель урбанизированной экологической тропы.

Третий этап (2001;2002 гг.). В этот период проводился анализ эффективности эксперимента и необходимая коррекция, обобщался экспериментальный материал, проводился сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп и результатов исследования, формулировались выводы. Были оформлены и обобщены все результаты исследования.

БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явился физико-математический факультет СамГПУ. Результатом заключительного этапа явились практические рекомендации и предложения по их внедрению.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА представленного исследования состоит в том, что:

1) раскрыта сущность и содержание понятия «экологическая тропа», структурными компонентами которой являются объекты естественной природы, урбанизированной среды и объекты духовно-нравственного содержания, выступающие средством формирования экологоцентрического мышления;

2) обоснованы принципы создания модели экологизированной деятельности студентов на экологической тропе.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что:

1) его результаты позволят осуществить более широкий подход к решению проблемы экологического образования и воспитания в высшей школе и будут способствовать решению глобальных проблем современности;

2) обоснование и разработка модели формирования экологоцентрическо-го мышления студентов посредством экологической тропы расширят научные представления о средствах и способах экологического образования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что на основе разработанного комплекса научно обоснованных и экспериментально проверенных методических рекомендаций создан и функционирует маршрут урбанизированной экологической тропы, на котором у студентов педагогического университета эффективно формируется экологическое мышлениеразработана форма дневника экологической тропы, ведение которого является неотъемлемой частью экологизированной деятельности учащихся.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов достигнуты правильным методологическим подходом к проблеме, соответствием научного аппарата и методики предмету и задачам исследования.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Результаты исследования, выводы и рекомендации докладывались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях «Экологическая безопасность городов: проблемы и решения на муниципальном уровне», Самара, 2000 г., и «Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе», Самара, 2002 г., заседании кафедры экологии и БЖД СамГПУ.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Комплексный подход к организации экологической тропы, развивая познавательные интересы студентов и углубляя их профессиональную подготовку, одновременно является эффективным средством формирования экологического мышления.

2. Преодоление глобального экологического кризиса требует единства, гармонии в развитии естественнонаучного процесса. Это же единство необходимо и в учебной деятельности в системе образования. Укрепление диалектических связей в изучении наук о живом и неживом, естественном и антропогенном, возможно как путём отдельных синтезирующих предметов в учебном плане, так и методом формирования интегрирующих научных представлений у студентов на экологической тропе.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Результаты исследования показали, что, несмотря на условное деление представленной комплексной модели ЭТ на два блока, обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. В ходе всей деятельности учащихся на ЭТ создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания личности, формирования экологического мышления.

С целью определения эффективности использования комплексной модели урбанизированной экологической тропы в условиях учебного процесса был проведён педагогический эксперимент. Экспериментальное исследование проводилось в два этапа. На первом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент. Второй этап включал собственно формирующий эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился со студентами первого курса физико-математического факультета. Всего в нём приняло участие 125 студентов.

Основными критериями сформированности экологоцентрического мышления в процессе эксперимента были следующие: а) доминирующие мотивы, побуждающие учащихся заниматься природоохранной деятельностьюб) способность добиваться успеха в решении тех задач, которые ставились перед ними в рамках экспериментав) уровень ответственного отношения к окружающей среде, людям и самому себе.

За исходный был принят уровень сформированности экологоцентрического мышления, который имелся у учащихся и был выявлен в результате констатирующего эксперимента.

С помощью «Тестов зарождения экологоцентрического мышления» было установлено, что его состояние у студентов педагогического университета чрезвычайно низко. Лишь 40% высказали свою искреннюю заинтересованность экологическими проблемами, при этом 12% анкетируемых признались в полном к ним равнодушии. 70% будущих учителей плохо представляют себе истинные причины сложившегося экологического кризиса, называя в их числе работу промышленных предприятий, городской транспорт, несовершенство экологического законодательства и многое другое. Очень мал процент опрошенных, назвавших в числе основополагающих причин экологического кризиса антропоцентризм в сознании людей. 64% учащихся признались, что жизнь в сельской местности представляется им более спокойной и комфортной, хотя всего 40% из них считают, что относятся к окружающей природе и явлениям, происходящим в ней с должным вниманием.

Особенно красноречивы результаты ответов на вопрос: «Чья деятельность может помочь в преодолении экологического кризиса?». Лишь 25% опрошенных указали в этом списке себя. Очень мал процент студентов, участвовавших когда-либо в природоохранной деятельности. Среди главных причин этого названо то, что им или не представлялась такая возможность, или они считают эту работу не престижной, не имеющей общественной значимости.

В качестве дополнения необходимо отметить: несмотря на низкий уровень экологоцентрического мышления у студентов, все они участвовали в данном эксперименте на основе принципа добровольности. Справедливым будет заметить, что в течение всего периода формирующего эксперимента наблюдения, эксперименты и опыты на объектах, а также индивидуальные и творческие задания в учебных аудиториях выполнялись ими с интересом. Хотя и крайне малый (2%), но был процент учащихся, проявивших творческий подход. Дополняя или усложняя задания, они выполняли работу, выходящую за рамки экологизированной деятельности представленной модели.

Проведение формирующего эксперимента завершилось повторным тестированием. Причем преждевременно говорить о сформированности эколого-центрического мышления, так как данная задача относится к глобальным педагогическим проблемам, и ее решение предполагает длительную работу вузов и школ. Поэтому с уверенностью можно говорить лишь о зарождении данной характеристики.

Тем не менее, повторное тестирование показало повышение уровня сформированности экологоцентрического мышления. Значительно увеличился процент учащихся, считающих сознание и деятельность людей решающими факторами во взаимодействии общества и природы (в 2,6 раза) — увеличилось количество студентов, понимающих важность, значимость их личного участия в деле сохранения природы (в 3,2 раза). Особенно значимыми являются высказывания студентов, в которых они выражают желание поделиться полученными знаниями с другими, объяснить своим родным и близким первопричину происходящих на планете экологических изменений и их возможных последствий для здоровья человека. Результаты формирующего эксперимента показали также, что занятия на объектах тропы создают мощный эмоциональный фон, в основе которого лежит естественная тяга молодого человека к ярким переживаниям, новым впечатлениям и необычным жизненным ситуациям (46% опрошенных отметили свои яркие впечатления, которые «останутся у них на всю жизнь»). По нашему мнению, этот всплеск эмоций может мобилизовать их волю и способствовать успешному преодолению возникающих у учащихся трудностей.

Наше исследование показало, что ЭТ обеспечивает развитие творческих качеств личности. Изучение объектов носит не только научно-исследовательский и практический характер, но имеет и духовно-нравственную ориентацию. При этом совершенствуется и облагораживается духовный мир личности. В результате формируется одна из важнейших сторон личности — осознанная и обоснованная нравственная позиция, новое отношение к миру, к людям, к самому себе (44% анкет содержали мнения о переосмыслении, совершенно новом взгляде на окружающий мир и происходящие в нем процессы). В ходе формирующего эксперимента была прослежена динамика изменения преобладающих мотивов, побуждающих учащихся к природоохранной деятельности. На начальном этапе преобладали утилитарно-практические и потребительские мотивы: желание научиться взаимодействовать с природной средой, получить новые яркие впечатления (соответственно 40% и 63%). По мере изучения материала основными мотивами становились социальные, т. е. связанные с потребностью приобретения профессиональных навыков, самоут-> верждения. В ходе заключительного этапа педагогического эксперимента наряду с социальной стала проявлять себя духовная мотивация, выражающаяся в том, что занятия на экологической тропе воспринимались как способ постижения мира и они приобретали глобальный характер (к такому выводу пришли 52% студентов). Крайне важным считаем тот факт, что некоторыми анкетируемыми на заключительном этапе прохождения по урбанизированной экологической тропе были высказаны пожелания еше раз принять участие в подобных экспериментах.

В заключение необходимо отметить, что проведённое исследование не может претендовать на исчерпывающее научное описание всех аспектов столь сложного и многогранного явления, каким является экологическая тропа, ориентированная на интегративное развитие профессионально грамотной и социально зрелой личности. К числу проблем, нуждающихся в дальнейшей проработке, в первую очередь следует отнести: — расширение, уточнение и взаимо-ь связь всех компонентов ЭТ, дальнейшую разработку инструментария мониторинга качества ее проведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении диссертационной работы рассматриваются итоги исследования и формулируются основные выводы:

1. Комплексная модель экологизированной деятельности на урбанизированной экологической тропе является эффективным средством формирования экологоцентрического мышления студентов, способствующим осознанию сложных законов развития природы и общества, необходимости экологически мотивированного поведения.

2. Человек и природа — две равноценные взаимосвязанные части мира, противопоставление которых ведёт к борьбе человека за господство над миром природы. Этот путь неминуемо ведёт к экологической катастрофе, к гибели человечества. Наглядно и убедительно это показывает учащимся урбанизированная экологическая тропа.

3. В понятие экологической тропы должен быть включен не только сельский ландшафт (на котором до сих пор создаются и используются в учебных целях экологические тропы), но и территория города, урбанизированная среда. Число городов на Земле растёт по экспоненте. Городское население в большинстве стран мира давно уже превосходит по численности население сёл. Выпускник учебного заведения должен знать особенности экологии городских поселений, должен быть готов к природоохранной деятельности в условиях урбанизации.

4. Важной целью формирования экологоцентрического мышления должно стать духовно-нравственное воспитание. Наиболее эффективна эта работа на объектах экологической тропы, связанных с деятельностью учреждений культуры и искусства. Знакомство с историей родного края, с конкретными явлениями духовной жизни рождает в человеке понимание важности гармонии мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Хаскин В. В. Экология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИ-ТИ, 1999.-455 с.
  2. И.А. Единство естественнонаучного знания. — М.: Наука, 1974.-207 с.
  3. В.П. Очерки экологии человека. М., 1993. — 192 с.
  4. Андреева J1.A. Экологическая тропа на берегу реки Амги // География в шк.- 1996. -№ 3.-С. 70−71.
  5. A.B. От прокладки экологических троп к восстановлению природных территорий // Пед. образование. М., 1991. — Вып. 4. — С. 114−118.
  6. B.C. Существуют ли границы науки: количественная и качественная неисчерпаемость материального мира. М.: Мысль, 1982. — 208 с.
  7. Ш. Р. Учебно-экологические тропы природы // Вестн. МГУ. Сер. Геогр. 1985. — № 3. — деп. ВИНИТЦ, № 886 от 30.01.85.
  8. Ю.В. Тропы в природу. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 68 с.
  9. Г. П., Кротов Ю. А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде (Справочник). JL: Химия, 1985. -528 с.
  10. Бим-Бад Б. М. Идеи «педагогической антропологии» в России. Советская педагогика., 1990, № 9, — с. 102−103.
  11. Г. А. Химическая экология. М., изд. МГУ, 1994. — 40 с.
  12. С.Н. Православие. М., 1991, 292 с.
  13. А.Г. Педагогика глобальной экологии. Ульяновск, 1996.
  14. А.И. Пейзаж будущего: Человек в мире природы. Природа в мире человека. М.: Политиздат, 1985. — 206 с.
  15. М.Ф., Сачков Ю. В. Проблема стилей мышления в естествознании. М.: Знание, 1971. — 32 с.
  16. A.A. Основы концепции развития экологического непрерывного образования // Педагогика. 1997. — № 6 — С. 31−36.
  17. В.И. О научном мировоззрении. В кн. В. И. Вернадский. О науке. — Дубна, 1997, с. 34.
  18. В.И. Биосфера. М., 1967, с. 81.
  19. В.И. Труды по всеобщей истории науки. М, 1978.
  20. Вийтнасская природная тропа: По дорогам национального парка. / Р. Мянд и др. Таллин: Ээсти раамат. — 1989. — 78 с.
  21. Взаимодействие методов естественных наук в познании жизни. М.: Наука, 1976. — 350 с. — (Материалистич. диалектика, логика и методология современного естествознания).
  22. В.В. Города и экология. «Наука и жизнь», 1994, № 4. ЯницкийО.Н. Экология города. Зарубежные междисциплинарные концепции, М., 1984.
  23. В.В. Урбоэкология. М., Изд-во МНЭПУ, 1999 г.
  24. Войди в природу другом: Экологическая тропа в окрестностях Майкопа: Учеб. пособие / Кабаян Н. В. и др. Майкоп: Респ. «Адыгея», 1995. — 34 с.
  25. М.В. Перекрёстки науки. М.: Наука, 1972. — 336 с.
  26. И.А. Экология. М., АГАР, 1999, 281 с.
  27. Время, наука, человек: Сб. статей. М.: Знание, 1966. — 46 с.
  28. Вселенная, Земля и человек: Сб. ст. на естественнонаучные темы. -Горький: Горьк. Изд-во, 1948. 452 с.
  29. Р.Д., Припутина Л. С. Гигиенические основы охраны продуктов питания от вредных химических веществ. —Киев: Здоровье. 1987. 248 с.
  30. Гартвич Единство мироздания: Пер. с нем. М.: Глазунов, 1865. — 400
  31. Г. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1975. — Т. 2. Философия природы. — 695 с.
  32. Ф.Н., Радомская В. М. Постижение сути: экология, эко-патология. Самара, 1997. — 401 с.
  33. Гносеологические аспекты естественнонаучного познания: Межвуз. сб. науч. трудов. Вологда: Вологод. ГПИ, 1985. — 126 с.
  34. A.A. Экология — наука — моделирование (философский очерк). М.: Наука, 1985. — 207 с.
  35. A.A. Жить в согласии с природой. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  36. B.C. Философские проблемы современного естествознания: Учеб. пособие по спецкурсу. М.: Высшая школа, 1974.
  37. Р.Г. Природа дом или природа — враг? // География в шк. -1996. — № 6 — С. 46−49. О научных исследованиях учащихся экологического кружка Моск. Дворца творчества на Воробьёвых горах в Москве.
  38. М. Всё ли целесообразно в природе. М.: Гаиз, 1933. — 112с.
  39. М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X—XVII вв.. М., Изд-воМГУ, 1990 г., 288 с.
  40. А.Г. Философия о единстве человека и природы. Нижний Н., 1991.-24 с.
  41. Диалектические противоречия в природе: Сб. ст. / Отв. ред. М.Н. Рут-кевич. М.: Наука, 1967. — 164 с.
  42. Диалектика живой природы / Под ред. Н. П. Дубинина, Г. В. Платонова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. — 360 с.
  43. Диалектика в науках о природе и человеке: Труды III Всесоюз. совещания по филос. вопросам современного естествознания. М.: Наука, 1983. -494 с.
  44. Диалектика в науках о неживой природе (физико-матем. Науки) / Под ред. М. Э. Омельянского, И. В. Кузнецова. М.: Мысль, 1964. — 600 с.
  45. В.В. Русский чернозём. СПб., 1883, с. 324.
  46. Г. П., Широчкина Л. И. Природоведческая тропа в ботаническом саду. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1986. — 79 с.
  47. М. Экологическое воспитание в Германии // Педагогика. -1997.-№ 5-С. 103−107.
  48. В.М., Дудков A.B. Экологическое образование в школьном курсе физики // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 32−39.
  49. М. Месть Балкан? / Свет. Природа и человек. 1999. — № 9, с. 10−12.
  50. Естествознание и мировоззрение: Межвузовский сборник научных трудов. Т. 246/ КГПИ. Куйбышев, 1980. — 168 с.
  51. Жизнь науки: антология выступлений к классике естествознания / Сост. С. П. Капица. М.: Наука, 1973. — 599 с.
  52. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия Игумена Радонежского и всея Руси чудотворца. Составлено иеромонахом Никоном.-М., 1891, с. 80−81
  53. В.К. Естествознание. Этика: Учебное пособие для 5−8 кл. частных школ и лицеев. М.: Лицей, 1993. — 144 с.
  54. С. Собеседования. М., 1982, с. 206.
  55. Л.Я. Экскурсия, а Арбековский лес: Экологическая тропа // Биология в школе. 1996. — № 3. — С. 64−67. Опыт ср. шк. № 36 г. Пензы.
  56. А.Н. Школа и проблемы охраны природы (содержание природоохранительного образования). М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  57. А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания). М.: Знание, 1968. — 78 с.
  58. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977.—64 с.
  59. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  60. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  61. И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. М.: Экология и образование, 1993. 86 с.
  62. А. Пробуждая интерес и волнение. Несколько советов по организации экологического воспитания // Директор школы. 1997. — № 6. — С. 58−63.
  63. В.Ф. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  64. В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии: Книга дляучащихся. М.: Просвещение, 1986. — 174 с.
  65. Г. Н. принцип системной дифференциации в экологическом образовании //Педагогика. 1998. — № 7. — С. 31−36.
  66. P.C., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: ко-эволюционная стратегитя. М.: Интерпракс, 1995. — 352 с.
  67. P.C. Биология и мировоззрение. М.: Мысль, 1980. — 208с.
  68. О., Викторов А. Лесной серпантин: (Экологическая игра) // Воспитание школьников. 1999. — № 1. — С. 31 -32.
  69. .М. Предмет и взаимосвязь естесственных наук. М.: Наука, 1967.-436 с.
  70. .М., Огурцов А. П. Марксистская концепция истории естествознания. Первая четверть XX века. М.: Наука, 1985. — 808 с.
  71. A.A., Кувакин В. И. Медицинская экология. СПб., 1999. — 168Щ
  72. В.О. Древнерусские жития святых. М., «Наука», 1988, с. 81.
  73. В.О. Благодатный воспитатель русского народного духа. * Тр. Цветок, № 9
  74. B.B. Геохимическая среда и жизнь. — М.: Наука, 1982.72 с.
  75. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М.: Наука, 1994.-239 с.
  76. JI.M. Предмет науки: Социально-философский аспект проблемы. М.: Наука, 1977. — 158 с.
  77. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987. — 222 с.
  78. .Г. Этюды о меганауке. М.: Наука, 1982. — 136 с.
  79. И.Д. Социально-философские аспекты взаимодействия общества и природы. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  80. М.Я. Природа и мы. М.: Советская Россия, 1989. — 272 с.
  81. Я.Я. Рыхъявайму: Культуроведческая и природоведческая учебная тропа. Таллин: Эст. Информ. центр сельского хозяйства, 1991. — 23 с.
  82. А.Ю. Философские основания экологизации образования. // Наука и школа. 1999. — № 1. — С. 48−54.
  83. A.B., Провадкин Г. Г. Социальная экология. М., 1998. — 132 с.
  84. Д. Человек и эволюция: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1964.156 с.
  85. В.В. Экскурсия по учебной тропе болота Вирусоо // Лахемаа-ский национальный парк: Науч. тр. По охране природы. Вып. 5, Уч. зап. Тар-тусского гос. ун-та, вып. 575. 1982. — С. 57−61.
  86. В.П. Геоэкология в экономическом образовании учащихся // Педагогика. 1997. — № 5 — С. 56−58.
  87. О., Чикова Т. Работа школьного микрозаказника // Нар. образование. 1993. — № 3. — С. 44−45. Об изучении состояния экосистем в Измайловской ср. шк., Челяб. обл.
  88. Ю.Э. Природные учебные тропы как способ регулирования посещаемости национального парка // Уч. зап. Тартусского ун-та. 1982. -Вып. 575.-С. 52−58.
  89. Н.С. О живом и неживом. М.: Знание, 1966.
  90. К. Собр. соч., т. 46, ч. I, с. 133.
  91. К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с. 387.
  92. H.H. Пестициды. М.: Химия, 1987. — 712 с.
  93. С.Т. О диалектике неорганической природы. М.: Госполи-здат, 1960.-244 с.
  94. Метафизика и идеология в истории естествознания / Отв. ред. A.A. Печенкин. М.: Наука, 1994. — 240 с.
  95. Методологические проблемы науки: Материалы заседания Президиума АН СССР. М.: Наука, 1964. — 350 с.
  96. В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999. — 476 с.
  97. Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, а также учащихся средних школ и колледжей. М.: ФАИР -ПРЕСС, 1999.-320 с.
  98. И. Для внимательного человека лес целый мир: (Экологическое воспитание) // Воспитание школьников. — 1997. — № 4. — С. 11−13.
  99. Общество и природа: Исторические этапы и формы взаимодействия / Отв. ред. М. П. Ким. М.: Наука, 1981.-344 с.
  100. Ю.В. Экологические альтернативы НТР. М.: Наука, 1987.- 161 с.
  101. Основные закономерности развития естествознания. Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 1963. — 302 с.
  102. Д.Ф. Материализм и диалектика в отечественном естествознании (конец XVIII первая половина XIX в.). — Киев: Вища школа, 1984. -232 с.
  103. Организация экологического образования в школе / Под ред. И. Д. Зверева. Пермь, 1990. — 150 с.
  104. Организация работы школьников по созданию учебной тропы: Метод. рек. / Подгот. J1.E. Куприна. М., 1990. — 47 с.
  105. В.П., Тарко П. М. Ядерная зима. / Экология и жизнь.-2000.-№ 3 -15.
  106. В.В. Экологическое право России: Учеб. для юридич. вузов. М.: БЕК, 1996.-557 с.
  107. K.M. Экология человека и культура: Учебн. пособие. -СПб.: Химиздат, 1999.-384 с.
  108. Ш. Платонов Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 189 с.
  109. Природные учебные тропы / Сост. Я. Эйларт. Таллин: Валгус, 1986. -278 с.
  110. Противоречия в развитии естествознания / Под ред. Б. М. Кедрова. -М.: Наука, 1965.-352 с.
  111. .Е. Общая методика естествознания. M-JL: Учпедгиз, 1947.300 с.
  112. .Е. Пути и методы натуралистического просвещения. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. 371 с.
  113. В.Д. и др. На учебной экологической тропе в центральном парке минного городка г. Владивостока: Для 3-х уровней обучения: 1−4, 5−8, 911 кл. Владивосток: ДВО РАН, 1997. — 139 с.
  114. Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. М., 1981.
  115. Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990.
  116. Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994.
  117. Россия в окружающем мире. 1998: Аналитический ежегодник / Под ред. H.H. Моисеева. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. — 316 с.
  118. Н. В гости к деревьям: Примерный конспект занятия на экологической тропе // Дошк. воспитание. — 1995. — № 8. — С. 35−38.
  119. Самоорганизация в природе и обществе: Философско-методологические очерки (Отв. ред. В. Н. Михайловский. СПб.: Наука, 1994.129 с.
  120. В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений школьника //Сов. Педагогика. 1989. — № 5 -С. 15−19.
  121. В. М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений. М., 1980, с. 54.
  122. П.Е., Леонтьев В. М. Роль естествознания в развитии общественных наук. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. — 160 с.
  123. Синтез современного научного знания: Сб ст. — М.: Наука, 1973.640 с.
  124. Системные исследования в науках о Земле: Сб. ст. М.: Знание, 1980.-48 с.
  125. Содержание и формы экологического образования и воспитания учащейся молодёжи: Материалы нау. метод. Семинара / Перм. пед. ин-т- Науч. ред. И. А. Селиванов. — Пермь, 1988. — 132 с.
  126. С.Н. Взаимодействие общества и природы: (Философские проблемы). М.: Мысль, 1983. — 253 с.
  127. A.C. Общая экология. Курган: ГИПП «Зауралье». 1999. 512 с. — (Учебники и учебные пособия вузов).
  128. B.C. Новые ориентиры цивилизации. / Экология и жизнь.2000. № 4.
  129. В.Б. Наш друг природа. — М.: Педагогика, 1985. — 112 с.
  130. .М. Интеграция естественнонаучного и технологического знаний. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987. — 97 с.
  131. А.Н. Экскурсии в лес по экологической тропе. — Тюмень: Софт Дизайн, 1997. 63 с.
  132. О.Н. Экология и охрана природы. М., 1990. — 98 с.
  133. Т. д. Шарден. Феномен человека. M., 1973. — с. 180
  134. Теория развития и естествознание: Сб. ст. М.: Филос. О-во СССР, 1989.- 182 с.
  135. А.К. диалектика в науке: Две речи, произнесённые на годичном заседании совета Тимирязевского ин-та в октябре 1927 г. М.: Изд-во Гос. Тимир. научно-иссл. Ин-та, 1929. — 32 с.
  136. А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников // Нач. школа. 1991.-3 9.-е. 10−14.
  137. А.Н. на репетиции Седьмой симфонии Д. Шостаковича. -«Правда», 1942, 16 февраля
  138. В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.- 128 с.
  139. А. Философские основания космологии. М.: Знание, 1977.-64 с.
  140. Учебная тропа природы «Матвеевский лес»: Метод, указ. По организации тропы. / Ред. В. П. Чижова. М.: МГУ, 1981. — 62 с.
  141. Учебная экологическая тропа в системе подготовки будущего учителя: Метод, рек. / Сост. П. Я. Кузенкова. М.: Б.н. 1987. — 47 с.
  142. Учебная экологическая тропа: Метод, рек. / Пятигорск: Б.л., 1995.75 с.
  143. Х.М. Естественные науки в жизни общества. М.: Изд-во Московского ун-та, 1956. — 167 с.
  144. Философские основания естествознания / Под ред. С. Т. Мелюхина. -М.: Изд-во Московского университета, 1977. 334 с.
  145. Философские проблемы естествознания / под ред. С. Т. Мелюхина. — М.: Высшая школа, 1985. 400 с.
  146. Философские вопросы современного естествознания: сборник трудов.-М., 1975.-234 с.
  147. Философия естествознания / Ред. Э. Безчеревных. М.: Политиздат, 1966. — 414 с.
  148. Д.Х. Природа как эстетическая ценность: Учеб. пособие. -М.: Высш. школа, 1987. 120 с.
  149. В. Природа в научной картине мира: Пер. с нем. М.:1. Прогресс, 1966. 567 с.
  150. Н.В. Социально-исторические предпосылки становления современного естествознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 97 с.
  151. Ф.С. природа и мораль. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  152. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии: Сб. ст./ АН СССР. -М.: Наука, 1981.-278 с.
  153. Человек и этические проблемы природопользования. М.: Знание, 1988.-96 с.
  154. ЧижоваВ.П. Учебные тропы. — М.: Агропромиздат, 1989. 157 с.
  155. В.П., Добров А. Музей живой природы // Человек и природа. 1976. -№ 6.
  156. В.П. и др. Учебные тропы как одна из форм природоохранного образования // Природоохранное образование в университетах. М.: МГУ, 1985.-С. 37−47.
  157. В.П. и др. Экологическое образование: Учебные тропы // Общество и природа. М.: МГУ, 1981. — С. 124−139.
  158. А.Ф. Эта хрупкая планета. М.: Мысль, 1988. — 140 с.
  159. А.Ф. Наш дом биосфера: Филос. публицист, очерк. — М.: Знание, 1988.-61 с.
  160. С. Смена курса: перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя: Пер. с англ. М.: Геликон, 1994. -384 с.
  161. Я.Х. Принципы планирования природно-экологических троп // Охрана и восстановление растительного покрова: Матер. XIV конференции прибалтийских ботаников. Тарту, 1978.
  162. Экология и безопасность (Справочник), Т. I Безопасность человека/ Под ред. Н. Г. Рыбальского. М.: СП «Гиндукуш», 1995. — 436 с.
  163. Экология и власть. 1917 1990: Документы/ Под ред. А. Н. Яковлева. -М.:МФД, 1999.-432 с.
  164. Экология человека. Основные проблемы. М.: Наука, 1988. — 221 с.
  165. В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования. // Вопросы психологии. 1998. — № 4 — С. 3−14.
  166. В.А., Дерябо В. А., Экологическая педагогика и психология, -Ростов -на Дону. 1996. С. 414.
  167. Illich I. Limits to medicine. Medical nemesis: The expropriation of health. Harman’s worth: Penguin Books, 1977.
  168. Mc. Leish G. The lecture method. Cambridge, 1968
  169. Report of the committee on University teaching methods. London, 1984.
  170. Sheuerl H. Hochschuldidaktik. Notwendigkeit, und aufgaben. 1979, 8 Beiheft.
  171. The Catalonia Declaration. Investing in Health, 1995.
  172. Tones B.K. Health education: Edukation or subversion? Royal Society Health? 1981. v.3
Заполнить форму текущей работой